Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
water park
Беспроцентные кредиты

КАК СОЗДАТЬ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ

ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА

По мере развития цивилизации возрастает потенциальный рынок шоу-бизнеса, как индустрии развлечений. Для успешного развития вашего бизнеса в этой сфере надо решить две задачи: ОРГАНИЗАЦИОННО ОФОРМИТЬ СВОЮ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ И ПОДОБРАТЬ КОМАНДУ.

Мой опыт и опыт моих коллег подсказывает, что начинать следует с создания небольшой фирмы, поскольку малое предприятие может быть организованно любым физическим лицом.

Прежде всего, необходимо определиться с формой собственности и видом организации. Субъектами права собственности и предпринимательской деятельности являются частные лица, юридические лица и государство. А организации по форме собственности различаются на государственные, альтернативные (частные) и смешанные.

При этом следует отметить, что предпринимательская деятельность в частной фирме осуществляется на основе собственного имущества, полной коммерческой самостоятельности, а фирма может создаваться как одним лицом, так и несколькими лицами.

Для регистрации частной фирмы необходимы только два документа — устав и учредительный договор. Устав должен содержать следующие данные:

— вид предприятия;

— его наименование;

— место нахождения;

— предмет и цели деятельности;

— орган управления и контроля, их компетенция;

— порядок образования имущества и его выкупа;

— распределение прибыли (дохода);

— условия организации и прекращения деятельности.

Устав составляйте предельно внимательно, особенно подробно оговорите в нем вопросы собственности и распределения дохода — это позволит обезопасить себя от возможных конфликтов с сотрудниками фирмы, — как в части управления, так в части распределения прибыли.

Целесообразно на стадии организации фирмы привлечь юриста. Он поможет правильно оформить всю документацию и зарегистрировать ее в местных исполнительных органах.

Зарегистрировавшись, фирма приобретает статус юридического лица и может заниматься бизнесом на официальной основе, то есть вы получаете все хозяйственные права, которым обладает любое предприятие: можете открывать счет в банке, осуществлять безналичные расчеты, а после регистрации в МВЭС — совершать внеэкономические сделки. Условия и порядок найма рабочей силы в частной фирме могут основываться на контрактах.

ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ

Продюсер создаваемой формы предпринимательства должен серьезно подумать о том, какую юридическую форму принять, так как последствия этого выбора очень важны. В США, например, 99% фирм являются индивидуальными предпринимателями, товариществами или корпорациями. Из них примерно 75% являются индивидуальными предприятиями и на них приходится приблизительно 1/3 общего объема продаж в стране. Примерно 9% — товарищества, на которые приходится приблизительно 10-15% от общего объема продаж, и примерно 16% — корпорации, обладающие 50-процентной долей в общем, объеме продаж.

Таблица № 2

ПРЕИМУЩЕСТВАМ НЕДОСТАТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Преимущества

Недостатки

1 . Простота организации и регистрации

1 . Возможное отсутствие опыта и умения

2. Свобода в принятии решений

2. Трудности в привлечении и удержании квалифицированных специалистов, работников

3. Легкость в управлении и планировании

3. Трудности в увеличении капитала

4. Возможность распоряжаться всей прибылью

4. Ограниченный срок жизни фирмы

5. Легкость ликвидации

Таблица № 3

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТОВАРИЩЕСТВА

Преимущества

Недостатки

1. Легкость организации и ликвидации

1. Неограниченная и взаимная ответственность партнеров

2. Возможность объединять индивидуальные таланты и способности

2. Разделение полномочий

3. Доступность большого объема капитала

3. Опасность разногласий между партнерами

4.Определенный правовой статус фирмы

5. Преимущества в налогообложении

КАК СОБРАТЬ КОМАНДУ

Для того чтобы сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, надо подобрать надежную профессиональную команду. В результате своей практической деятельности в качестве продюсера я убедился: без команды я — никто, да и команда без меня — тоже. Для этого нужно найти и объединить как можно больше профессионалов (артистов, музыкантов, вокалистов, менеджеров, продюсеров и т.д.), людей, знающих свое дело и умеющих его делать лучше других. Потребитель обращается, прежде всего, в такую фирму, в которой лучше сервис, в которой его хорошо могут обслужить.

То же самое и в шоу-бизнесе. Мой принцип формирования команды заключается в следующем: если каждый сотрудник, каждый специалист будет стремиться сделать свое дело как можно лучше, то и фирма и каждый ее представитель будут лучше жить. На опыте коллег по шоу-бизнесу и на своем опыте я убедился, что только друзья, только профессионалы-единомышленники помогут выжить и победить.

КТО ЕСТЬ КТО В КОМАНДЕ

Основным персоналом в организации шоу-бизнеса являются продюсер, персональный менеджер, агент, юрист. Мы рассмотрим их в порядке значимости для подбора команды.

ПРОДЮСЕР

В западной литературе и практике «менеджер» и «продюсер» понятия разные, сам термин «продюсер» (от английского produce — производить, создавать) пришло из американского кинематографа и относится к предпринимателю в области кинопроизводства, который осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. В дальнейшем это понятие распространилось на постановку спектаклей, мюзиклов, театральных представлений.

В мировом музыкальном бизнесе продюсер рассматривается как «лицо, организующее и контролирующее процесс звукозаписи». И в этом случае его функции сводятся к подбору исполнителей, студии, звукорежиссеров и аранжировщиков; контролю за работой в студии; обеспечению качества звукозаписи в соответствии с задачей, поставленной фирмой грамзаписи, которая впоследствии выплачивает ему процент от продажи диска, в соответствии с заключенным контрактом. Главным требованием к продюсеру в этом случае является наличие профессиональной музыкальной подготовки, поскольку он определяет музыкальный материал (музыка, текст), корректирует его, работает с исполнителем, следит за репетиционным процессом и действиями музыкантов, ищет индивидуальность звучания. Так, известная группа «Beatles» стала во многом знаменита благодаря работе продюсера Джорджа Мартина.

В российском шоу-бизнесе продюсер — это центральная, КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА; поскольку он полностью осуществляет творческий и производственный процесс, финансирование проекта, являясь распорядителем кредитов. Он руководит наймом и увольнением творческого и технического персонала, обеспечивает контроль за исполнением проекта, коррекцию его на всех стадиях создания художественной продукции. Кроме участия в создании качественного продукта, продюсер выполняет обязанности персонального менеджера (управление карьерой артиста, а иногда и его личной жизнью), бизнес-менеджера (контроль финансового обеспечения проекта), пресс-атташе, спонсора, а иногда и юриста (заключение сделки и т.д.). В большей степени такая концентрация функций характерна для независимых продюсеров: Б. Алибасов и группа «На-На», Ю. Айзеншпис и В. Сташевский, А. Шульгин и Валерия, И. Матвиенко и группа «Любе», группа «Иванушки», И. Пригожин и Н. Носков, В. Кикабидзе, А. Маршал и т.д. Однако нередко продюсеры не имеют никакого отношения непосредственно к изготовлению музыкального носителя, занимаясь в основном промоутерской деятельностью, то есть полностью отвечают только за финансовую поддержку, создание имиджа артиста, его прокат.

Продюсер, как правило, является штатным сотрудником, но может выступать частным лицом, заключив контракт на разовый проект. Продюсер может под определенную запись, программу, шоу брать финансовые средства от частных или юридических лиц или вкладывать собственные средства. При этом он несет полную финансовую ответственность за осуществление проекта. В дальнейшем продюсер имеет юридическое и моральное право на созданную художественную продукцию. Он должен получать определенный процент от проката, продажи видео- и аудиокассет, видеофильмов, клипов, концертных выступлений артистов. По отношению к инвесторам, спонсорам, он обязан выполнять все условия, согласно которым ему были предоставлены финансовые средства.

В процессе создания программы, видеофильма и т.д. продюсер имеет право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д.

ЮРИСТ

У начинающего продюсера, как правило, возникает вопрос — с кого начинать формировать команду. На мой взгляд, начинать надо с подбора менеджера или юриста. Если из окружающих друзей нельзя выбрать менеджера, или он не обладает соответствующим опытом, первым в команде по своей значимости должен стать юрист, поскольку он может использовать свои связи со звукозаписывающими компаниями и предпочитает работать с людьми, которые как можно скорее могут направить деятельность в нужном для вас направлении и от которых зависит окончательное принятие решения.

Мне хочется предложить несколько советов при выборе юриста.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Поинтересуйтесь рекомендациями выбранного вами юриста, поскольку большинство из них придает значение своей репутации.

СОВЕТ ВТОРОЙ. Постарайтесь выяснить, с какими исполнителями ему приходилось работать, каковы результаты их продвижения на рынке шоу-бизнеса.

СОВЕТ ТРЕТИЙ. Постарайтесь связаться с этими исполнителями и детально выяснить, что у них состоялось или не состоялось с данным юристом.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Постарайтесь установить отношения с авторитетными людьми шоу-бизнеса, или ближайшими друзьями, которые могли бы вам порекомендовать толкового юриста.

Юристы являются достаточно влиятельными людьми в шоу-бизнесе, поскольку работают одновременно с целым рядом контрактов и гораздо больше информированы о проблемах музыкальной индустрии. Они не только проверяют контракты и консультируют по юридическим вопросам, они непосредственно связаны с коммерческой деятельностью фирмы, помогают определить, с какой компанией заключать сделку, на каких условиях и т.д. Одним словом, связи юриста в шоу-бизнесе являются одним из определяющих факторов в его выборе. Юрист с хорошими связями гораздо быстрее может решить проблемы и даже сделать больше, чем можно себе представить.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР

Персональный менеджер — одна из важных фигур в музыкальном шоу-бизнесе. Это правая рука продюсера. От качества его деятельности зависит успех реализации проекта. Самый лучший менеджер — это человек, обладающий большими возможностями, полезными связями и горящий энтузиазмом по отношению к делу.

Его функции заключаются в следующем:

— давать советы по условиям заключения контракта с той или иной фирмой;

— содействовать организации творческого процесса: отбор музыкального материала, подбор музыкантов, художников, фотографов и т.д.;

— осуществлять деловые связи с нужными людьми, координацию рекламных компаний и т.д.;

— осуществлять анализ рекламной и маркетинговой компании для производства альбомов, пластинок и т.д.;

— определять имидж фирмы, заключать коммерческие сделки и т.д.

Обычно соглашения с менеджерами подписываются на три-пять лет.

Поначалу лучше заключить контракт на более короткий срок. При заключении контракта следует обсудить с менеджером сумму, которая ему причитается по истечении срока, если источником заработков явились сделки, подписанные или детально обговоренные в течение срока действия контракта. Поэтому важно продумать базис, на основании которого оплата по окончании срока будет строго определенной. Подробно на условиях оплаты персонального менеджера мы остановимся ниже, в специальном разделе.

БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕР

Бизнес-менеджер отвечает за финансовое положение фирмы. Он получает деньги, контролирует их потоки, оплачивает счета, проверяет налоговые декларации и т.д. Поэтому вы постоянно должны осуществлять контроль над его деятельностью, чтобы избежать финансовых катастроф. Порой среди этих специалистов попадаются люди нечистоплотные, а иногда просто мошенники.

Найти хорошего бизнес-менеджера не просто. Обратитесь, прежде всего, за советом к членам вашей команды.

При выборе бизнес-менеджера обратите внимание на следующее:

— форма финансовых отчетов и сроки их представления;

— есть ли у него диплом, лицензия или сертификат бухгалтера;

— каковы его претензии по оплате;

— какие функции он будет выполнять для вас, кроме оплаты ваших счетов и контроля доходов; будет ли советовать, как обходиться с налоговыми декларациями, будет ли заниматься вашими инвестициями, займется ли вашей страховкой и т.д.;

— настаивает ли на подписании с ним контракта;

— будет ли возражать против периодических аудиторских проверок;

— представляет ли другие фирмы или артистов шоу-бизнеса;

— знаком ли он со всеми нюансами шоу-бизнеса;

— приходилось ли ему работать с представителями шоу-бизнеса, у которых были проблемы, как у вас.

Для начинающих продюсеров еще раз хочу подчеркнуть БУДЬТЕ КРАЙНЕ ОСТОРОЖНЫ ПРИ ВЫБОРЕ БИЗНЕС-МЕНЕДЖЕРА. Известна в кругах шоу-бизнеса расхожая фраза: «ЕСЛИ ТЫ САМ НЕ ПОЗАБОТИШЬСЯ О СВОЕМ ФИНАНСОВОМ БУДУЩЕМ, ВРЯД ЛИ ОБ ЭТОМ ПОЗАБОТИТЬСЯ КТО-ТО ДРУГОЙ».

АГЕНТ

Агенты в музыкальном шоу-бизнесе занимаются концертной деятельностью. Основная их функция заключается в том, что они находят работу артисту. Однако агенты работают не только с музыкантами, но и с киноактерами, актерами, режиссерами, топ-моделями и т.д. Иногда они также занимаются рекламой, финансированием турне, организацией выступлений на телевидении, радио, а порой помогают и в осуществлении звукозаписи.

Оплату агенты получают исключительно за конкретный проект. Максимальный процент, который они могут требовать — 10%. Как правило, их доход составляет 5%.

При заключении контракта с агентом следует учесть следующее:

— оговорите срок сделки на один год;

— если контракт заключен на срок более одно— поинтересуйтесь, сколько денег берет кандидат за работу;

— постарайтесь уяснить личные качества будущих членов команды про следующей схеме: умны и опытны; умны, но не опытны; не умны, но опытны; не умны и не опытны;

— осторожно относитесь к любому, кто начнет уверять вас в своей честности и преданности. Настоящие люди никогда не афишируют свою честность и преданность;

— принимайте решения быстро, а проверяйте медленно. Внимательно следите за работой каждого и группы в целом. Люди и обстоятельства со временем меняются;

— если потеряли доверие к человеку, постарайтесь, по возможности дальше не продолжать с ним сотрудничество. Откровенно поговорите с ним о своих мыслях и чувствах. Дальнейшее сотрудничество, как говорится, встанет себе дороже.

Вернуться к оглавлению