ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА

Поскольку печатная продукция имеет массовый спрос, многие фирмы, работающие в шоу-бизнесе, занимаются издательской деятельностью или являются учредителями журналов, газет, что помогает им разместить рекламные публикации, связанные с выходом на рынок продукции шоу-бизнеса. В музыкальном шоу-бизнесе к издательской деятельности относится также грамзапись, в основе которой лежит производство музыкального продукта — звуконосителя: компакт-диски (CD), компакт-кассеты (СМ), грампластинки (LP) и т.д., для последующей продажи и получения прибыли.

Музыкальное издательство по своей природе — исключительно коммерческое предприятие.

Во-первых, музыкальное издательство — это собственник прав и может распоряжаться правами в своих интересах, а значит и в интересах автора. Во-вторых, музыкально издательство — это коллектив профессионалов со своим финансовым и юридическим обеспечением. По существу, издательство является посредником между автором и потребителем. Кто-то умеет писать музыку, кто-то — заниматься бизнесом. Издатель, получая по договору авторские права на использование музыкальных произведений, берет на себя ответственность за этот бизнес. В беседе с автором он заявляет примерно следующее: «Я найду людей, которые заинтересуются вашей музыкой, предоставлю им лицензии, проконтролирую, чтобы они вам заплатили, а прибыль мы распределим в соответствии с договором». Казалось бы, на первый взгляд, автор теряет много, поскольку издательская доля составляет обычно 25-30%. Но, с другой стороны, охват рынка, способность эффективно контролировать его, отстаивать свои интересы и принимать быстрые и эффективные меры против тех, кто посягает на эти интересы, ставят музыкальные издательства вне конкуренции по сравнению с агентствами по охране авторских прав. И редко кто из авторов отказывается от сотрудничества с издателями из-за того, что он получает меньше, чем получал бы, управляя правами на свои произведения самостоятельно.

Приобретая права у автора на условиях выплаты авторской доли, как мы уже отмечали до 30% от доходов издательства, издатель вынужден находить новые источники гонораров. А соответственно, авторская доля тоже возрастает. Суть деятельности музыкального издательства, как отмечают многие мои коллеги по шоу-бизнесу, заключается в том, что, приобретая у автора исключительные и имущественные права, музыкальные издательства становятся единственными правообладателями всех видов произведений, на которые им переданы права (то есть права на непосредственное использование произведения в любой среде и любым способом). Ограничения могут касаться только объема видов использования, сроков правообладания и территории.

Структура издательской фирмы, компании, концерна и т.д. выглядит следующим образом:

Рисунок № 9

СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приоритет в этой структуре принадлежит издателю, поскольку без его согласия никто не может воспользоваться продукцией, так как он соединяет композитора с поэтом, помогает им работать, а на более позднем этапе находит подходящих исполнителей или наоборот (исполнитель поручает издателю осуществлять поиск поэта, композитора и т.д.). Издатель осуществляет поиск заинтересованных людей, предоставляет лицензии, осуществляет оплату авторского вознаграждения, или, как сейчас все чаще говорят, «роялти». То есть, заключая сделку с автором, издатель берет на себя обязательство реализации проекта и соблюдения прав автора. Издательство вычисляет, сколько можно заработать с концертной сделки и платят авторскую долю, чтобы выкупить необходимые права. Однако в последнее время встречаются случаи, когда популярные авторы самостоятельно занимаются издательской деятельностью, сохраняя за собой целиком авторские права.

ШТАТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ФИРМЫ

Штат зависит от типа организации — крупная, средняя или мелкая компания. Но независимо от этого в штате издательства должны присутствовать следующие специалисты:

— АДМИНИСТРАТОР (генеральный директор, президент, директор и т.п.) — осуществляет контроль за соблюдением авторских прав, предоставлением лицензий, выплатой гонорара авторам, другим творческим работникам и т.д.;

— РЕДАКТОР — осуществляет процесс обработки авторского произведения, подготовки его к публикации;

— АГЕНТ — занимается реализацией проекта;

— МЕНЕДЖЕР — выполняет продюсерские функции: поиск авторов, создание творческих коллективов, работа с материалом.

Нередко все эти функции выполняет один человек, самостоятельно выступающий в качестве издателя. Он самостоятельно занимается всей административной работой: осуществляет оплату, производит бухгалтерские расчеты, проводит переговоры с типографией, подыскивает студию и т.д. Примером может служить музыкальное издательство «Мелограф».

Особенностью организации издательской фирмы является то, что для ее создания не требуется большого капитала, многочисленного персонала, создания дорогостоящей системы сбыта, складов и т.д., если это не крупная компания типа музыкального издательства «Союз» с большим профессиональным персоналом, осуществляющим сделки по всей России.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV