ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ

ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА

Организационные вопросы, связанные. с основными аспектами продюсерской деятельности, рассмотрены на опыте компаний «ОРТ-Рекорде» и «ОРТ-Концерт», в создании и продюсировании которых я принимал непосредственное участие. Полагаю, этот опыт поможет молодым продюсерам грамотно построить свой бизнес в данном направлении.

В шоу-бизнесе мало взять вес. Главное — его удержать. А удержать в данном случае значило начать новое серьезное дело.

НАЧНИТЕ С КОНТРАКТА

С каждым артистом у компании должны быть хорошие партнерские отношения. Так, заключая контракт, мы всегда обговаривали систему «роялти», то есть процент. Компания брала на себя определенные расходы: съемки клипа, запись в студии, гонорар аранжировщикам, режиссерам, операторам... После возврата расходной части и 15% коммерческого риска, оплаты в РАО от 4 до 8% налогов, автоматически выплачивались «роялти» — от 15 до 50%. И выгодные условия оплаты для артистов были очевидны.

ПОДБОР КОМАНДЫ

Труд каждого артиста, менеджера, продюсера имеет определенную стоимость, поэтому первой задачей явилось создание уверенности исполнителя в том, что со своим предложением он обращается к профессионалам. В команде «ОРТ-Рекорде» работали 10 специалистов, в «ОРТ-Концерт» — трое. Это были мобильные, деловые специалисты, способные контролировать несколько ситуаций одновременно, успешно решать самые сложные задачи. Вторая задача заключалась в том, чтобы ясно и доступно сформулировать цель, четко разработать функциональную цепочку, правильно выстроить межличностные отношения. Основой нашей политики на «ОРТ-Рекорде» было СОЗДАНИЕ НОВЫХ ИМЕН, НОВЫХ ЗВЕЗД, А ТАКЖЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ИМЕНИТЫМИ ЗВЕЗДАМИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ

Рисунок № 10

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ

ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ

Рассмотрим подробнее виды деятельности компании.

ПОИСК ТАЛАНТОВ — этим занимаются сотрудники с обостренной интуицией, «со слухом», активно ищущие, способные взращивать новые таланты, определяющие исполнителей, репертуар, работающие с артистами творчески.

СБЫТ — за этот участок отвечают сотрудники, разбирающиеся в тонкостях дистрибуции. Цель — как можно более широкий охват торговых точек.

МАРКЕТИНГ — этот ответственный участок работы поручается специалистам, способным к аналитической работе по исследованию, анализу состояния рынка, востребованности артиста.

ПРОДВИЖЕНИЕ — здесь работают люди, занимающиеся разработкой креативных проектов и появления исполнителей в теле- и радиоэфире:

УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОМ — специалисты этого подразделения отвечают за то, чтобы все отделы работали в четком взаимодействии.

ТВОРЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - это продюсирование. Специалисты этого подразделения создают имидж артиста, занимаются организацией постановочной, репетиционной части.

ПРОИЗВОДСТВО — это подразделение производит тиражирование аудио-, видео, CD, DVD-носителей, печатно-полиграфической продукции и доставку ее дистрибьюторам.

ФИНАНСЫ — ведение учета.

ЮРИСТЫ — юридическая консультация, составление контрактов.

Весь цикл работы с артистами: от поиска и знакомства с ними до выпуска дисков, их рекламы, распространения, съемки клипов, запуска в эфир осуществлялся ЕДИНЫМ ПРОДЮСЕРСКИМ ЦЕНТРОМ, который в течение года, разрабатывал до семидесяти проектов и проводил 400-600 концертов. Именно эта идея - РАБОТА НЕ С ПЛАСТИНКАМИ, А С АРТИСТАМИ, КАК ПАРТНЕРАМИ в коммуникативном пространстве одного холдинга, легла в основу создания компании.

КАК МЫ НАЧИНАЛИ

Когда мы начинали работы над промоушном группы «Божья коровка», мы были уверенны в успехе слышали еле сдерживаемые крики: «Дешевая попса!»

Однако довольно скоро позиция скептиков изменилась. Причина такой перемены заключалась в том, что, записав в КРЕДИТ (изначально была лишь идея, но не было средств) альбом «Божья коровка», сняв в КРЕДИТ клип и продав этот проект, мы заработали первые деньги, расплатились с долгами, а оставшиеся средства вложили на развитие новых проектов: выпуск альбомов групп «Сплин», «А-студио», К. Орбакайте, Н. Носкова, А. Маршала.

Кроме коммерческих акций у нас было значительное число музыкальных проектов, которые нельзя расценивать как бизнес. Выпуск альбомов И. Кобзона, В. Кикабидзе, делает честь любому рекорд-лейблу — это наша художественная гордость и вклад в историю российского искусства.

ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА

В бизнесе аудиозаписей продюсер совмещает роли менеджера, директора, промоутера, антрепренера. Он отвечает за контроль и реализацию творческого продукта. То есть отвечает за оптимизацию творческого процесса (находит и выбирает песни, занимается аранжировками, определяет окончательный саунд), берет на себя административную работу (контролирует бюджет, подписывает контракты, координирует турне), подбирает профессиональную бригаду, анализирует рынок и подготавливает рекламную компанию.

Так, в практике компании «ОРТ-Рекорде» продюсер САМ прослушивал музыкальный материал и лично принимал решение на заключение контракта о производстве альбома. Компания вкладывала деньги в цикл «ЗАПИСЬ-РЕАЛИЗАЦИЯ. Сам же артист при этом занимался только творчеством. Проект длился, в основном, год. За это время мы успевали сделать и реализовать альбом, «раскрутить» музыканта, организовать гастроли, окупить расходы, распределить прибыль.

Мы имели возможность размещать клипы артистов на канале ОРТ. Это была прекрасная идея. Она ликвидировала посредников и взяточников, которые портили имидж канала. Создавая «ОРТ-Рекорде», мы прежде всего заботились о чистоте и качестве музыкальных программ.

СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС» представлена на рисунке №11.

Рисунок № 11

СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС»

ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ

Хотелось бы обратить внимание на взаимосвязь подразделения «ОРТ-КАНАЛ» с ДРУГИМИ КАНАЛАМИ. Искусство продюсера заключается в том, чтобы уметь построить отношения с различными подразделениями, используя фактор доверия. В этом отношении очень важна ваша РЕПУТАЦИЯ.

НЕМНОГО ИСТОРИИ ЗВУКОЗАПИСИ

Раньше музыканты записывали свои произведения для каждой отдельной пластинки. Получалось, что каждая пластинка, продававшаяся в магазине, содержала на себе уникальное и неповторимое звучание.

Сегодня мастер-оригиналы создаются на многодорожечной аппаратуре, где каждый инструмент и каждая вокальная партия записываются на отдельной дорожке или канале: на одном гитара, на другом — барабаны, на третьем — голос и т.д. В большинстве современных студий используется двадцати четырехдорожечная аппаратура, в некоторых — тридцати двухдорожечная и даже больше.

Подобная система постепенно внедрялась в звукозаписывающих компаниях. На первоначальном этапе они не стремились записывать альбом, а записывали СИНГЛ. Если сингл продавался успешно, компания выступала с предложением записать альбом. Но в те времена именно синглы были центром прибыли.

Времена меняются, меняются обстоятельства. Синглы постепенно вышли из моды. Сегодня они служат в основном целям продвижения альбомов. А если альбома нет, то выпуск сингла не имеет смысла.

Сегодня не смену синглам пришли ДЕМО. Звукозаписывающая компания дает средства для изготовления демонстрационной записи (отсюда и термин). По этой записи компания судит, что вы собой представляете как профессиональный музыкант, после чего решает, подписывать ли контракт о целом альбоме или нет. Если вопрос решается положительно, дело за нюансами, в оформлении договора.

КОМПАКТ-ДИСКИ И АНАЛОГОВЫЕ КАССЕТЫ в настоящее время являются доминирующими носителями информации. Они продаются по всему миру примерно в одинаковом количестве. Эпоха виниловых пластинок полностью ушла в прошлое. При записи аудиокассет используется технология, которая называется аналоговой записью. Компакт-диски записываются цифровым способом. Следующее поколение кассет также будет цифровым. Существуют два конкурирующих формата. Этот DAT (Digital Audio Таре — цифровая аудиокассета) DCC (Digital Compact Cassette — цифровая компакт-кассета). Компания Sony недавно изобрела еще и MD (Mini Disc — мини диск), крошечный компакт-диск. Цифровые аудиокассеты (DAT) уже некоторое время присутствуют на рынке, но до потребительского уровня дойти пока не могут. Их главное место — в звукозаписывающих студиях и в профессиональной работе.

Формату DVD, на наш взгляд, принадлежит будущее. Это относится и к MD. Все эти конфигурации отличаются качеством компакт-диска и устроены по принципу «произвольной выборки», то есть, например, переключиться с дорожки 1 сразу на дорожку 7. На минидисках это переключение происходит моментально, в то время как на кассетах DAT приходится ждать перемотки ленты. Преимущество обеих конфигураций заключается в том, что в результате копирования не теряется качество звука, так как копирование также выполняется цифровым способом. Сейчас появляются новые, более совершенные форматы: МР 3 и МР 4.

МИНИДИСКИ значительно меньше по размеру, чем кассеты DAT в этом их преимущество. Кроме того, мини диски решили проблему довольно быстрого перемещения по дорожке в любых направлениях. Кассета DAT по размеру почти такая же, как и обычная аналоговая кассета, то есть несколько громоздкая, но зато предназначенные для них магнитофоны могут читать как кассету DAT, так и аналоговые кассеты. Это значит, что два магнитофона не понадобятся.

ВИДЕОКЛИПЫ

ВИДЕОКЛИП представляет собой мини-фильм, в котором артист играет главную роль. РЕКЛАМНЫЕ ВИДЕОКЛИПЫ компания производит в целях продвижения, «раскрутки» артистов, продажи дисков и кассет.

ЕЩЕ НЕМНОГО ИСТОРИИ

Видеоклипы как таковые появились в США в 1981 году В Европе же они существовали с начала 1960-х годов. Причиной их появления является то, что артистам было дешевле изготовить видеоклип, чем отправиться в турне по Европе. Однако история видеоклипов уходит корнями в глубокое прошлое. Настоящие сокровища этого жанра были созданы во времена так называемых «скопитонов», пользовавшихся огромной популярностью еще в 1950-х и начале 1960-х годов. Это были автоматы, проигрывавшие видеоклипы на 16-миллиметровой пленке. Сегодня сделанные на «скопитонах» записи представляют коллекционные реликвии. На них записывались еще Sony and Cher, Нейл Седека, Дион, Нат Кинг Коул, Бобби Дарин и другие. Еще раньше появились черно-белые видеоклипы с участием Фэтса Уоллера, Луиса Джордана, Лены Хорн, Бинга Кросби, Спайка Джонса и многих других, которые демонстрировались в кинотеатрах в 1940-х и 1950-х годах.

Из видеоклипов на ТВ прибыли извлекается крайне мало (или вообще никакой). Связано это с тем, что основное назначение видеоклипов — реклама. Поэтому они демонстрируются бесплатно, либо плата за них взимается чисто номинальная с целью покрытия расходов на копирование и доставку. Деньги, в основном, поступают только от продажи видеоносителей, и то при условии, что запись при этом представляет:

— компиляцию (то есть, сборник отдельных видеоклипов одного или разных артистов);

— видеоклипы плюс репортаж о том, как они делались.

За редким исключениями, прибыль от видеоклипов минимальна. Ни артисту, ни компании на большие деньги от реализации видеоклипов рассчитывать не приходится. Расходы компенсируются продажей пластинок. Но и без видеоклипа обеспечить успешное продвижение пластинки на рынок практически невозможно. Видеоклип необходим для создания имиджа, имени артиста.

За два года существования команда «ОРТ-Рекорде» приобрела огромный опыт в шоу-бизнесе и на телевидении. Мы многому научились. Все это дало толчок к созданию собственной компании. И весной 2000 года на аудиорынке появилось новое название — «Nox-Music» — национальное объединение культурных сообществ (от русской аббревиатуры «НОКС»). С помощью этой компании я рассчитываю выйти за национальные рамки, на мировой рынок. Интеграции через культуру — эту идею мы будем развивать сначала в рамках СНГ.

Продюсеру всегда нужно жить завтрашним днем, делать ставку на новое, ведь основа современного рынка — НОВЫЕ ИМЕНА. Это основа развития новой компании — «раскручивать» не альбомы, а артиста, заключая с ним контракт не менее чем на 3-5 лет, а то и 10 лет, чтобы компания владела правами на его имя. Считаю одним из главных условий построения шоу-бизнеса консолидацию профессионалов, необходимость конвенции между рекорд-компаниями.

В продюсерских планах компании, на наш взгляд, необходимо развитие всех направлений в музыке — не только поп, джаз, рок, но и классика. Особый акцент предполагается сделать на этнической музыке.

Сейчас «Nox» готовит много новых релизов, в их числе как новые, так и уже знакомые имена.

В общем есть основание предполагать, что «Nox-Music» станет одной из ведущих компаний на музыкальном рынке.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV