ПРОДЮСИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА

Сегодня, когда кинопроизводство, кинопрокат и телевидение перестали быть монополией государства, а авторские отношения получили новое нормативное закрепление, возрастает роль продюсера, который способствует становлению авторско-правовых и хозяйственных связей при создании и использовании аудиовизуальных произведений.

Производство кинофильма и видеофильма является сплавом творческой и индивидуальной деятельности. К аудиовизуальному произведению относятся произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия при помощи соответствующих технических средств. К аудиовизуальным произведениям относятся КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОСМОТР КОТОРЫХ ДАЕТ ЭФФЕКТ ДВИЖЕНИЯ. Этот критерий служит в законодательстве многих стран основанием для классификации аудиовизуальных произведений. Поэтому для создания аудиовизуальной продукции требуется участие специальной фигуры — продюсера, отвечающего не только за творческий, но и за весь технологический процесс. Более того, продюсер в подготовке аудиовизуальных продуктов является КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ — он берет на себя ответственность за финансирование, производство и реализацию продукции (прокат фильма, продажу видеокассет и т.д.).

ТИПЫ ПРОДЮСЕРОВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ

В отличие от концертной деятельности, в аудиовизуальном бизнесе функционируют продюсеры, отвечающие за отдельные элементы деятельности:

— продюсер, отвечающий за производство аудиовизуальной продукции, обеспечивающий творческий и технологический процесс съемки;

— продюсер, отвечающий за распространение аудиовизуальной продукции с целью удовлетворения спроса широкой публики и наиболее полного возврата затраченных на производство средств;

— продюсер, занимающийся финансированием аудиовизуальной продукции, осуществляющий поиск необходимых для съемок денежных средств.

Следует учесть, что такое деление условно, в каждом конкретном случае не обязательно должны участвовать все три обозначенных продюсера. Возможно, что их функции четко разграничены. Возможно участие только одного продюсера, взявшего на себя все указанные обязательства.

КОМАНДА АУДИОВИДЕОБИЗНЕСА

Создание аудиовидеопродукции трудоемкий процесс, требующий достаточно большого состава профессионалов:

АВТОР АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: к ним относятся автор сценария, режиссер и композитор, если его музыкальное произведение написано специально для фильма. Иногда круг авторов может быть расширен за счет лиц, работающих над сценарием: автор литературной идеи, автор ее адаптации в особое произведение — литературный сценарий и автор диалогов.

ТВОРЧЕСКИЙ СОСТАВ: оператор-постановщик, звукорежиссер, режиссер монтажа, редактор, художник по костюмам и т.п.

ТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ: операторы, осветители, ассистенты и помощники режиссера, костюмеры, гримеры и т.д. Их отношения и изготовителем произведения строятся либо на основе трудовых соглашений, либо по договорам.

ИСПОЛНИТЕЛИ: актеры, певцы, музыканты, танцоры и т.д., которые играют роли, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах и т.д.

РАБОТЫ И УСЛУГИ: прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, реквизита, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление и т.д.

ИНВЕСТОРЫ: лица, предоставляющие продюсеру средства на производство аудиопродукции и претендующие на часть имущественных прав на нее.

КРЕДИТОРЫ: лица, предоставляющие продюсеру на определенных условиях средства для производства и рекламирования продукции, не претендуя на имущественные права на нее.

ДИСТРИБЬЮТОР или прокатчик: физическое или юридическое лицо, имеющее право на прокат аудиовизуальной продукции и осуществляющее или организующее ее прокат.

ДЕМОНСТРАТОР: лицо, осуществляющее показ аудиовидеопродукции.

ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

РАЗРАБОТКА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ НА СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА:

— договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений;

— договоры между продюсером и инвесторами — автором сценария, режиссером, композитором;

— договор между продюсером и авторами отдельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение — с авторами ранее созданных произведений, с членами творческого состава съемочной группы;

— договор с исполнителями;

— договор с обладателями прав на охраняемое произведение и иные материалы, используемые для создания аудиовизуального произведения;

— договор о привлечении финансовых средств;

— договор между сопродюсерами.

РАЗРАБОТКА ДОГОВОРОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ НА СТАДИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

— договоры между продюсером и дистрибьютором;

— договор между продюсером и телевещательными организациями;

— договор между продюсером и изготовителями и распространителями видеоносителей и запись аудиовизуального произведения.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV