ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА

Это один из важнейших разделов бизнес-плана. Основные разделы финансового планирования — баланс, отчет о доходах и основные показатели, имеющие отношение к данным отчетам.

БАЛАНС — отражает финансовые позиции в определенный момент времени. Составляется раз в году, хотя многие фирмы делают это поквартально и помесячно.

Баланс включает в себя: a) Активы (то, что принадлежит фирме);

b) Пассивы (обязательства фирмы);

с) Собственный капитал (часть активов, оплаченная за счет инвестиций владельцев).

Формулу баланса можно записать так:

Активы — Обязательства — Собственный капитал

ОТЧЕТ О ДОХОДАХ.— необходим в процессе принятия решений, так как он показывает продюсеру (фирме), насколько фирма выполнила свои цели по доходам и расходам. Анализ позволяет скорректировать деятельность фирмы путем уменьшения расходов или увеличения доходов.

ОСНОВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ АКТИВНОСТИ:

а) Прибыль как

=

Чистая прибыль

доля продаж

Суммарные продажи

Этот показатель можно сравнить с показателем аналогичных фирм, чтобы определить, не являются ли оперативные издержки очень высокими.

б)

Оборачиваемость

=

Чистая прибыль

дебиторской задолженности

Средняя дебиторская задолженность

Мы увидим, сколько раз дебиторская задолженность превращается в наличность в течение года. Поделим 365 дней на этот коэффициент и получим среднее количество дней между продажами и получением денег.

в)

Оперативный цикл

=

Период, за который получена наличность

+

Количество дней в запасе

Из этого коэффициента мы увидим количество дней, необходимое для превращения запасов в наличность.

ПРИБЫЛЬНОСТИ: а)

Рентабельность

=

Чистый доход

продажи

Чистые продажи

Этот коэффициент показывает долю чистой прибыли в каждом рубле продаж.

б)

Рентабельность активов

=

Чистый доход

Сегодняшняя сумма активов

Формула отражает использование активов фирмы и их способность приносить прибыль.

ПОКАЗАТЕЛИ ПОКРЫТИЯ: а)

Задолженность

=

Чистая прибыль

на суммарные активы

Средняя дебиторская задолженность

Кредиторы могут определить степень своей защищенности в случае возможного банкротства.

б)

Доля получения

=

Чиста прибыль до выплаты % и налогов

процента

Процентные выплаты

Этот коэффициент показывает способность фирмы оплатить проценты за счет прибыли.

ОПЛАТА ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА

Хороший персональный менеджер может максимально решить все ваши вопросы и обеспечить:

— подбор продюсера, отбор произведений, найм музыкантов, выбор фотографов и т.д.;

— подписание контрактов с фирмами;

— заключение контрактов с юристами и агентами, контроль за их деятельностью;

— анализ рекламной и маркетинговой деятельности;

— связь с внешним миром, внешний имидж, любые коммерческие сделки и т.д.

МЕНЕДЖЕРЫ, как правило, получают 15-20% от ваших валовых заработков, причем большинство получает именно 15%.

Обычно доля менеджера вычисляется из валовых доходов, то есть, до вычитания всех издержек.

Бывает, особенно в группах, доля менеджера превышает долю каждого участника в несколько раз, то есть он берет свою часть первым (15%), а 85% приходится делить на остальных участников. Если, например, в группе было семь участников, то каждому придется всего 12,4%. Это нормальные условия, характерные для многих стран.

Безусловно, переговоры о доле менеджера должны быть открытыми, принципиальными и гибкими. Например, менеджер получает 15%, но эта сума растет до 20%, как только вы зарабатываете определенную оговоренную сумму (например: 15% с одного миллиона рублей и 20% со всей остальной суммы).

СРОКИ: соглашения, договора с менеджерами обычно подготавливаются на 3-5 лет. При этом артист заинтересован в более кратком контракте, менеджер — в более длительном.

Очень важно при заключении соглашения, контракта с менеджером четко оговорить все условия. Вот некоторые из них.

1. ПРИ ЗАПИСИ МЕНЕДЖЕР:

— получает оплату только по записям, сделанным и выпущенным в течение срока;

— получает половину комиссии (например, если он обычно получает 15%, в данном варианте он получит только 5%) по всем записям, которые сделаны в течение срока, но выпущены позже.

2. ПРИ ИЗДАНИИ МЕНЕДЖЕР:

— получает деньги только за песни, выпущенные в течение срока;

— получает комиссии за песни, записанные в течение срока, но выпущенные позже;

— получает половину комиссии за песни, СОЧИНЕННЫЕ в течение срока, но записанные позже.

ВОЗМОЖНЫ КОМПРОМИССЫ: если ни один из приведенных вариантов не срабатывает, попробуйте что-нибудь из следующего:

— менеджер получает полные комиссионные выплаты за все выполнение по контрактам (соглашениям), подписанным в течение срока (включая альбомы, записанные по истечении срока), но только в течение трех лет после истечения срока;

— менеджер получает полную комиссию в течение пяти лет по истечении срока, а потом вообще ничего не получает.

ОПЛАТА ЮРИСТА

В практике музыкального бизнеса имеется несколько вариантов оплаты юристов. Основными являются:

— почасовая оплата, размер зависит от его опыта и профессионализма;

— большинство требуют процент (в среднем до 5%).

Оплата во многом зависит от вклада юриста в работу над проектом. Если, например, он только составил контракт, его оплата практически совпадает с почасовой оплатой. Но если он разработал главную концепцию или стратегию, которая принесла вам существенную прибыль, или юристу принадлежит работа над сделкой «с нуля», то размер оплаты будет совсем иным.

ОПЛАТА ПРИ ПОДБОРЕ КАНДИДАТОВ В БРИГАДУ

Обязательно необходимо спросить, сколько денег тот или иной кандидат желает получать за работу. Да, это деликатный вопрос, но он все равно должен прозвучать, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем. Разговор на эту тему должен быть откровенным. Если кандидат старается уйти от ответа или отвечает расплывчато, то к такому лицу следует относиться с осторожностью.

ОПЛАТА АРТИСТОВ

Обратимся к опыту оплаты артистов в звукозаписывающих компаниях США. Текущие нормы оплаты:

1. НОВЫЙ АРТИСТ, ПОДПИСЫВАЮЩИЙ КОНТРАКТ С НЕЗАВИСИМОЙ КОМПАНИЕЙ:

9%-13% от предлагаемой розничной цены по каталогу.

2. НОВЫЙ АРТИСТ, ПОДПИСЫВАЮЩИЙ КОНТРАКТ С КРУПНОЙ КОМПАНИЕЙ:

11%-13% от предлагаемой розничной цены по каталогу.

3. Средний уровень:

14%-16% от предлагаемой розничной цены по каталогу.

4. Суперзвезда:

16%-20% от предлагаемой розничной цены по каталогу.

ПОВЫШЕННЫЕ СТАВКИ - могут иметь место при росте объема продаж пластинок, дисков. Наиболее типичный вариант — повышать ставку на 0,5%-1% при большом росте объема продаж.

ГОНОРАР СРЕДНЕГО АРТИСТА В США

Чтобы понять, сколько денег артист зарабатывает с золотого альбома (500.000 экземпляров), приведем следующий расчет:

Если гонорар среднего артиста составляет 14%

(«включая все»), если он платит продюсеру 3%, и если расходы на звукозапись составляют $200.000 за альбом, то гонорар за продажу 500.000 экземпляров альбома высчитывается следующим образом:

Кассета (предполагаемая розничная цена) $ 10.98

Минус: упаковка (20%) -2.19

База оплаты $8.79

Ставка гонорара (14% «включая все», xl1% минус 3% продюсеру)

Валовая сумма гонорара (11% от $7,99) $0.96 х 500.000 экземпляров х 500.000

$480,000

Минус 15% «за бесплатные товары» 72,000

Минус: расходы на звукозапись 200,000 Минус: 50% расходов на независимое продвижение 75,000

Минус: 50% расходов на видеоматериалы 75,000

ВСЕГО:$58,000

Мы также знаем, что все это выплачивается далеко не сразу. Компания обычно придерживает резерв 35%-40%. Эта ставка применяется к валовой сумме гонорара (в нашем примере — $480.000), то есть сумме до вычета расходов. Получается, что сначала артист не получает вообще ничего.

СЧЕТ АРТИСТА В ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЙ КОМПАНИИ США

№ альбома

Гонорар артисту

Вычеты из гонорара

Чистая сумма оплаты

+$30.000 (60с х 50.000 экземпляров)

+$200.00 (расходы на запись) $120.000 и аванс $80.000)

- $170.000

+$30.000 (60с х 500.000 экземпляров)

+$200.00 (расходы на запись $120.000 и аванс $80.000)

+$100.000

Всего:

+$330.000 ГОНОРАР

- $400.000 ВЫЧЕТЫ

- $70.000 ДЕФИЦИТ

Теперь мы видим, продюсеру второго альбома причитается $40.000, а артисту еще предстоит погасить $70.000.

ГОНОРАРЫ АРТИСТОВ США ОТ КОНЦЕРТОВ

Посмотрим, какие деньги можно заработать. «Суперзвездам» платят не фиксированные гонорары, а проценты ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ от концерта. Причем в их контракте оговаривается ГАРАНТИРОВАННЫЙ МИНИМУМ. Система выплаты гарантированного минимума та же, что и в контрактах о звукозаписи: если никакой прибыли нет, вы получаете просто минимальную гарантированную сумму; если же имеется прибыль, промоутер вычитает гарантированный минимум и выплачивает вам баланс.

Большинство артистов, выступающих на «аренах» (то есть НА ПЛОЩАДКАХ ВМЕСТИМОСТЬЮ 12,000-20,000 мест), требуют гарантированный минимум в размере $25.000 — $100.000 за концерт. Крупные артисты на одной площадке могут дать несколько концертов, экономя при этом огромные деньги, — не нужно перетаскивать оборудование, переезжать самому, нанимать на каждый день отдельный подсобный персонал, да к тому же снижается и стоимость аренды помещения.

Стандартный вариант разделения прибыли между артистом и промоутером — 85/15 процентов. «Суперзездам» иногда удается добиться и разделения 90/10 процентов.

Возьмем пример. Если на концерт продано билетов на сумму $250.000, а расходы промоутера составили $150.000, чистая прибыль составляет $100.000 (доход $250.000 минус расходы $150.000). 85% от этой суммы (то есть $85.000) получает артист. Если артист уже получил гарантированный минимум в размере $60.000, эта сумма вычитается из его доли. Таким образом, артист получает дополнительно $25.000 (доля прибыли $85.000 минус гарантированный минимум $60.000):

Кассовая выручка $250.000

Минус: Расходы промоутера - $150.000

Чистая прибыль $100.000

Доля артиста: 85% х85%

Гонорар артиста $85.000

Минус: Гарантированный минимум - $60.000

Сумма к выплате $25.000

ГОНОРАР КОМПОЗИТОРА В США

ГОНОРАР ЗА ЗАПИСЬ. Поскольку композитор не является исполнителем, автоматически ему никто гонораров за записи не предлагает. Появиться они могут в двух случаях:

— композитор дирижирует оркестром;

— композитор является продюсером записи.

ГОНОРАР ЗА ДИРИЖИРОВАНИЕ. Дирижируя оркестром, композитор становится по сути дела, артистом. Гонорар за дирижирование составляет 5%-8% от розничной цены, причем, если вы дирижируете не всеми произведениями на пластинке или если в этой записи принимают участие другие артисты, ваш гонорар составит соответствующую долю. Если вы дирижируете оркестром, но эта запись в альбом не вошла, никаких гонораров вам не полагается.

ГОНОРАР ЗА ПРОДЮСИРОВАНИЕ. Если вы выступаете в качестве продюсера пластинки, то вы получите 2%-3% от розничной цены. (Если вы еще и дирижируете, гонорар за дирижирование вы получите отдельно). Многие студии выплачивают гонорар по ретроактивному принципу — с первой пластинки после погашения. Вы можете настоять на продюсировании фоновой музыки для пластинок, но навязываться в качестве продюсера песен композиторам крайне сложно. Артисты просто отказываются работать с такими композиторами В лучшем случае вы можете получить право выступить в качестве продюсера, если не возражают артист и звукозаписывающая компания. К сожалению, большого смысла в этом нет, поскольку артисты редко работают с композиторами, пишущими музыку для фильмов. (Из этого правила, конечно, есть свои исключения — например, Марк Кнопфер из «Dire Stratis» написал музыку к фильму «Принцесса-невеста», а его в качестве продюсера мечтал бы заполучить любой артист).

ГАРАНТИРОВАННЫЙ МИНИМУМ. Многие композиторы добиваются «гарантированного минимума», то есть даже если композитор абсолютно ничего для пластинки не сделал, он все равно получает гонорар (2%-3% розничной цены). Этого добиться несложно, если на альбоме представлена большей частью фоновая музыка. Однако если речь идет о музыкальном фильме, в котором звучит популярная музыка («Телохранитель», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Грязные танцы», «Смертельное оружие» и т.д.), добиться такого права гораздо сложнее. Причина очевидна — кинокомпания платит большие гонорары приглашенным артистам, и невозможно предугадать, сколько записанных вами дорожек попадет в альбом и какая доля гонораров для вас может остаться.

ПОГАШЕНИЕ. Из гонорара композитора звукозаписывающая компания обычно вычитает все расходы на звукозапись и конверсионные расходы. Можно попробовать добиться того, чтобы часть расходов на звукозапись с вас не вычиталась, но с конверсионными расходами ничего не поделаешь.

ИМЯ КОМПОЗИТОРА.

— Титры в фильме. Обычно имя композитора музыки для фильма дается в титрах отдельным блоком.

— Коммерческая реклама. Многие композиторы настаивают на том, чтобы их имя было указано в коммерческой рекламе фильма.

ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИРМ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА

— Персональные фонды (накопленные или унаследованные).

— Займы у друзей или родственников.

— Коммерческий кредит.

— Ссуды или кредиты.

— Ипотечные ссуды.

— Спонсоры.

— Ссуды коммерческих банков.

— Ссуды администраций малого предпринимательства.

— Ссуды компаний, инвестирующих в малое предпринимательство.

— Помощь государства и региональных органов власти, поддерживающих развитие бизнеса.

— Различные фонды.

— Религиозные организации.

— Другие источники.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV