Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
water walking ball
Беспроцентные кредиты

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА

Очень важно, чтобы вы владели достоверной информацией о ситуации на музыкальных рынках

России и мира. Не пугайтесь обилия цифр. Разберитесь в них, систематизируйте, анализируйте. Показатели помогут найти необходимые ориентиры, активнее решить проблемы вашего бизнеса.

Итак, прежде всего, необходимо знать крупнейшие музыкальные рынки мира. Внимательно рассмотрите показатели, данные в таблице № 6.

Таблица № 6

КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЫНКИ (1999 ГОД).

Страна

Стоимость легального рынка в млн. дол.

1.

США

14,251,4

2.

Япония

6,436,6

3.

Великобритания

2,908,9

4.

Германия

2,832,5

5.

Франция

1,983,4

6.

Канада

883,6

7.

Бразилия

668,4

8.

Австралия

656,3

9.

Испания

639,5

10.

Мексика

626,0

11.

Италия

607,3

12.

Нидерланды

522,1

13.

Швеция

352,6

14.

Тайвань

306,8

15.

Швейцария

277,1

16.

Аргентина

270,4

17.

Южная Корея

235,8

18.

Южная Африка

181,4

19.

Португалия

176,8

20.

Индия

174,8

21.

Польша

154,9

22.

Россия

153,1

23.

Турция

127,0

Примечание. На долю первой десятки приходится 82,8% совокупной суммы стоимости всего легального рынка, что составляет $31.886,6 млрд.

Как видно из таблицы — Россия по совокупной сумме стоимости реализованных копий занимает только 22-е место, и прогресса в этой области пока не наблюдается.

Для того чтобы яснее понять состояние легального рынка, сравним его с рынками таких стран, как США и Бразилия. Выбор этих стран не случаен. США — богатейшая страна мира, и взоры многих россиян, в том числе и деятелей отечественного шоу-бизнеса, устремлены в ее сторону. А Бразилия — развивающаяся страна. Россия, причисляющая себя, скорее по традиции, к сверхдержавам, легко может быть сравнима именно с Бразилией. Не только по экономическому потенциалу, но еще и потому, что население стран примерно равно: у нас — 147 млн. чел., а у них — 165 млн. чел.

Таблица № 7

ЛЕГАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ CD, MC (ВСЕ ЦИФРЫ В МЛН. ШТ.)

США

 

CD

МС

USS

1997

753

172

11.906

1998

846

159

13.193

1999

934

123

14.251

БРАЗИЛИЯ

 

CD

МС

USS

1997

106,8

0,9

1.199

1998

105,1

0,2

1.051

1999

97

0,03

97

РОССИЯ

 

CD

МС

USS

1997

8

100

249

1998

6

80

206

1999

8

95

153

Примечание. Наряду с CD и МС в США и Бразилии учитывались LP и singles

Интересно также сравнить музыкальный рынок России и со странами бывшего Советского Союза.

Таблица № 8

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА СНГ (1999 ГОД)

 

Государство

Насе-ление (млн. чел.)

Объем рын-ка в копиях (CD+MС (легальные и пиратские)

Стои-мость рынка в млн. US

$

Уро-вень пират-ства %

1

Россия

147

255

330

65

2

Азербайджан

7,6

7,5

7,6

85

3

Армения

3,6

3

2,5

76,5

4

Белоруссия

10

14,5

13,5

94

5

Грузия

5,6

4

5

73

6

Казахстан

14

15

14

85

7

Киргизия

4,6

9

8,5

86

8

Молдавия

4,4

5

4,5

72

9

Таджикистан

5,6

1

1

90

10

Туркмения

4,3

3,4

3

75

11

Узбекистан

21,6

21

17,5

88

12

Украина

50,5

74

70,5

90

 

Итого:

279

412,4

460

 

Ни для кого не секрет, что в СНГ немало проблем. По-настоящему объединить наши народы, кроме экономики, может русская музыкальная культура и популярные исполнители из России. Это неоспоримый факт.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИИ

Таблица № 9

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА

Легальный рынок

около $155 млн.

МС — 95 млн. шт.

CD — 8 млн. шт.

LP — 0,1 млн. шт.

Пиратский рынок

около $180 млн.

МС — 160 млн. шт.

CD — 25 млн. шт.

Репертуар

66% — национальный

32% — международный

2% — классический

Проигрыватели компакт-дисков

имеют 5 млн. семей (10% семей)

Российский музыкальный бизнес напрямую зависит от общих тенденций развития отечественной экономики. Пример тому — кризис августа 1998 года, когда вся музыкальная индустрия оказалась практически парализованной. В результате количество звукозаписывающих компаний уменьшилось в три раза, объем продаж сократился в 3-5 раз (в некоторых репертуарных группах — в 10 раз), цены снизились в 2-3 раза в пересчете на валютный эквивалент.

Огромное количество проблем, накопившихся за последние годы, мешает дальнейшему развитию музыкальной индустрии. Прежде всего это вопросы: прав, взаимных долгов и доверия между компаниями. Сейчас многие фирмы еще не имеют полного комплекта документов, подтверждающих их права на те или иные фонограммы (речь идет как об авторских, так и о смежных правах). Договоры заключались без соблюдения необходимых формальностей, поэтому в настоящее время происходит серьезнейший передел собственности на проекты, выпущенные в свет в течение последних десяти лет. Многие предприниматели поняли, что нужно покупать права, а не фонограммы.

Еще одной проблемой времени стала новая ценовая политика. Крупнейшие продавцы ориентируются на минимальные, сравнимые с пиратскими цены. Подобный подход стал единственно возможным условием для выживания отечественной музыкальной индустрии и зарубежных компаний, делающих в России свой бизнес. Однако решение о работе по низким ценам принималось непросто. Мейджеры, например, боялись реэкспорта дешевых дисков на Запад. И реэкспорт действительно был и есть даже сейчас. О массовом продвижении дешевых дисков из России не могло быть и речи, поскольку ни один уважающий себя дистрибьютор или владелец сети магазинов не стал бы масштабно продавать диски «неясного происхождения», без кодов IFPI и другой символики, подтверждающей их легальный характер. Большой проблемой остается параллельный импорт.

Кассетный рынок страны в 1999 г. показал, что его потенциал достаточно значителен, хотя он и начинает сдавать свои позиции, подчиняясь общемировым тенденциям.

Помимо продаж таких традиционных носителей, как МС и CD, в 1999 году достаточно активно развивался рынок CD-R. К уже ставшим традиционным CD-R прибавились диски CD-RW и DVD-RAM. В 2000 году в России вступила в строй первая линия по производству CD-R на Уральском электронном заводе.

Одной из главных проблем развития бизнеса является высокий уровень пиратства в стране — 65-70%. В некоторых репертуарных группах он доходит до 90%

Таким образом, российский рынок в целом выглядит следующим образом (разделение по видам носителей):

Таблица 10

СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТСКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $

Год

Общий объем продаж

MC+CD

МС

CD

1995

557

302

290

12

1996

548

295

295

15

1997

571

318

318

18

1998

535*

302*

302*

22*

1999

335*

288*

288*

33*

* Последствия кризиса 17 августа 1998 года Как видно из таблицы и рисунков, основным носителем музыкальной продукции остается компакт-кассета.

Таблица № 11

ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3).

Год

1999

Отечественный

85,000

Международный

16,500

Классический

1,600

Легальный

103

Пиратский

185

Всего копий

288

Таблица № 12

СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ).

Жанр

%

Жанр

%

Поп-музыка

40

Классический репертуар

2

Рок-музыка

20

Джаз

2

Танцевальная музыка

10

Народная музыка

2

Русский шансон

10

Учебные прграммы

1

Детские записи

6

Музыка кино

1

Авторская песня

5

Медитативная музыка

1

ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА?

Чтобы полнее понять состояние видеорынка США, рассмотрим активную деятельность Ассоциации производителей кинопродукции Америки (АПКА). Это профессиональное объединение ведущих кино-, фото- и телевизионных компаний США. В число ее членов входят такие компании, как «Буэна Виста Пикчерс Дистрибьюшн» («Уолт Дисней компани», «Голливуд пикчерс корпорейшен», «Сони пикчерс энтертейнмент», («Колумбия», «Триста»), «Твентис Сентчури Фокс Фильм Корпорейшн», «Юниверсал Сити Студиос» и «Уорнер Бразерс».

АПКА решает множество задач: защита авторских прав и интересов кино-, видео- и телевизионных компаний, предотвращение видеопиратства путем ужесточения наказаний за этот вид нелегальной деятельности. Юристы Ассоциации помогают прокуратуре лучшим образом сформулировать обвинение; собрать доказательства, обеспечить участие свидетелей и экспертов, провести юридический и правовой анализ, рассчитать сумму компенсации.

Около 100 следователей АПКА действуют на всей территории США, помогая полиции в расследовании «пиратских» действий и наказании виновных. В 1998 году проведено 2022 таких расследования. По результатам 262-х из них были возбуждены уголовные дела и вынесены судебные решения. 52 виновных приговорены к тюремному заключению.

Члены Ассоциации содействуют проведению антипиратских операций более чем в 70 странах мира, включая Россию. Они осуществляют прокат своих фильмов в России через организации, имеющие соответствующие российские лицензии, такие как «Каскад», «Восток-Запад», «Джемми» и «Премьер».

С октября 1998 года 32 кинофильма производства студий-членов АПКА были на законных основаниях поставлены в российский прокат для демонстрации в кинотеатрах. Среди них: «Влюбленный Шекспир», «Армагеддон», «Мумия», «Маска Зорро», «Приключения Флика» и «Целитель Адаме». Дополнительно серия фильмов представлена на видео. Фильмы, находящиеся в прокате в кинотеатрах, как правило, не подлежат одновременному распространению на видеокассетах. Обычно последние поступают в продажу после завершения кинопроката. Это делается для защиты интересов кинопрокатчиков.

АПКА поддерживает Российскую антипиратскую организацию — РАПО. Администрация РАПО находится в Москве, а сама организация действует в крупных городах на всей территории России. Членами РАПО являются не только киностудии США и держатели их лицензий в России, но также независимые российские кинопрокатные организации, две российские телекомпании, Российский союз кинематографистов, Российское общество коллекционеров и Российская ассоциация видео.

Сотрудники РАПО оказывают помощь правоохранительным органам и налоговой полиции в расследовании источников пиратской продукции, в проведении рейдов по выявлению ее производителей и продавцов. РАПО представляет экспертов, которые могут идентифицировать предметы «пиратской» продукции и выступать с показаниями в суде.

НАПА — Национальная ассоциация производителей аудиопродукции России. Решение о создании Национальной ассоциации производителей аудиопродукции России было принято на первом после августовского кризиса совещании Восточно-европейской комиссии IFPI (сентябрь 1998 года). В итоге НАПА была зарегистрирована в июне 1999 года.

Основные цели НАПА: подготовка в России на основе НАПА национальной группы IFPI, которая со временем объединится с аппаратом представительства IFPI в Москве; защита прав и законных интересов производителей аудиопродукции — российских музыкальных компаний, борьба с воспроизведением и распространением нелегальной аудиопродукции и координация деятельности обладателей прав на аудио-продукцию в целях соблюдения существующего законодательства на территории Российской Федерации.

В настоящее время в НАПА входят крупнейшие российские компании и компании-мейджоры, имеющие свои отделения и филиалы в России, такие как Universal, BMG, EMI (S.B.A.), Gala Records, Real Records «Арт-старз», «Студия Союз», Продюсерский центр Игоря Матвиенко, FeeLee Records Company, «NOX-MUSIC» и другие.

На сегодняшний день на территории России у НАПА есть семь организаций, действующих на правах филиалов. Идут переговоры с другими регионами. НАПА активно расширяется «в глубинку», в то же время делая основной упор в ориентировании на бизнес регионы страны, города-миллионеры.

В состав НАПА входят многие компании — члены НАПА одновременно являются и членами IFPI. Чтобы понять эту конструкцию, рассмотрим сначала структуру IFPI в других странах и в мире в целом.

Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) объединяет звукозаписывающие компании, которые, в свою очередь, объединены по территориальному признаку в национальные группы. То есть федерация состоит из национальных групп различных стран, например, национальных групп Германии, США и т.д. В России до сегодняшнего дня такого объединения не было. В территориях рискового ведения бизнеса IFPI начинает свою деятельность с открытия представительств. Через какое-то время, в зависимости от динамики развития каждой отдельно взятой страны, на месте представительства или с его помощью создается национальная группа IFPI данной страны. Функции представительства федерации в различных странах (и в России тоже) сводятся к тому, чтобы разъяснить местным музыкальным компаниям роль IFPI в международном музыкальном бизнесе, предложить им стать членами федерации и в итоге создать национальную группу. К сожалению, у нас этот процесс пошел по «особому российскому пути».

Завершение создания национальной группы IFPI в России не за горами. В НАПА полностью готовы к этому — Ассоциация была создана как ядро национальной группы IFPI. У них общие цели и задачи: легализация музыкального бизнеса, юридическая и правовая помощь компаниям — членам IFPI, активная борьба с пиратством в России в целом, но особенно в регионах с миллионным населением. Конечно же, особое место занимает работа в Москве и Московской области.

НАПА содействует государственным структурам в совершенствовании законодательства в области авторских и смежных прав, участвует в качестве независимых экспертов в выработке решений органов государственной власти и управления в вопросах музыкального бизнеса.

У нас также создана и действует Российская фонографическая ассоциация. Она создавалась как организация, объединяющая звукозаписывающие компании. Главными задачами ставились сбор вознаграждений за публичное воспроизведение и распределение сохранных денежных средств среди компаний-правообладателей.

Членом НАПА может стать любая отечественная легально работающая на рынке компания, признающая уставные документы и действующая в сфере звукозаписи и звуковоспроизведения. Для вступления необходимо обратиться в НАПА с заявлением, приложив к нему комплект уставных и регистрационных документов. Процедура несложна, на налагает высокую ответственность на членов.

В период с июля 1999 по июль 200 года в России НАПА изучила 62.076 экземпляров аудионосителей на предмет контрафактности. Поданы двадцать два заявления о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в незаконном использовании авторских и смежных прав, восемь исковых заявлений, направлено пять ходатайств в суды, проведено пять антипиратских акций совместно с правоохранительными органами и IFPI, и пятнадцать акций совместно с органами МВД.

Ассоциация занимается исследованием рынка аудиопродукции на территории Российской Федерации, созданием банка данных аудиопродукции, аудио-производителей и торговой сети дилеров и дистрибьюторов — вплоть до информации по каждой торговой точке. Консультирует государственные органы, предприятия, общественные объединения и граждан по вопросам музыкального бизнеса, занимается пропагандой цивилизованных способов развития музыкального рынка, организацией семинаров, симпозиумов, стажировками в России и за рубежом. В ближайших планах — организация национальных конкурсов в области музыкальной индустрии.

НАПА представляет российских производителей аудиопродукции в Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и участвует в ее деятельности (взаимодействует с иными национальными группами).

Постоянными партнерами НАПА являются, во-первых, правообладатели, во-вторых, различные экспертные организации, в том числе система экспертно-криминалистических центров МВД РФ, Центр независимой комплексной экспертизы систем и технологий, которые проводят весь возможный комплекс исследований и экспертиз изъятой продукции. В-третьих, предприятия, осуществляющие транспортировку и ответственное хранение контрафактной продукции.

Посредством комплекса проводимых экспертиз можно доказать факт производства контрафактной продукции на конкретном предприятии, или, как говорят эксперты, «привязать» аудиокассеты к конкретному станку, конкретному звукозаписывающему устройству. В частности, магнитная лента, перемещающаяся в процессе записи на нее звуковой информации, имеет характерные для этого звукозаписывающего устройства изменения поверхностного слоя, что и выявляется совершенно безошибочно трассологической экспертизой.

Поиск правообладателей проводится по базам данных, в которых содержится информация об отечественных альбомах (и в этом НАПА очень помогает издаваемый агентством «Inter Media» «Российский музыкальный ежегодник») и в зарубежных изданиях. Здесь НАПА опирается на базы данных полученные от зарубежных партнеров. Важно определить дату первой публикации произведения и фонограммы по каждому наименованию. Одним из существенных составляющих акта экспертизы или исследования является определение размера ущерба, нанесенного правообладателям в результате незаконного использования произведений и фонограмм. Важным моментом является признание правообладателя гражданским истцом.

Денежные средства, полученные после переработки контрафактной продукции и изготовления легальной продукции из высвобожденных комплектующих материалов, распределяются в согласованном размере между правообладателями, предприятиями, осуществляющими ответственное за хранение контрафактной продукции, системой предприятий по переработке контрафактной и изготовлению легальной продукции, и бюджетом.

ЧТО ТАКОЕ «НОКС»?

«НОКС» — это Национальное объединение культурных сообществ. Основными идеями «Нокса» являются:

— сохранение и развитие национальных и этнических культур;

— пропаганда культурного наследия;

— объединение людей посредством культурного взаимообмена, укрепление дружеских и братских связей между народами;

— утверждение гордости каждого человека за свою нацию;

— содействие в укреплении России как многонационального государства, в котором все народы равны в своих правах.

Я много лет пропагандирую идею, что все люди должны жить в дружбе и мире, контактировать в делах, взаимно обогащаться посредством культурных связей. На нашей земле не должно быть войн. Ведь матери рождают детей для счастливой жизни, усердно развивают их дарования, воспитывают в них лучшие чувства и, непременно гордость за свою нацию, ибо в каждой нации есть необыкновенно талантливые люди.

Для решения проблем нашего общества через культуру я и создал «НОКС».

Сейчас важно найти людей, которым можно полностью доверять в реализации этих идей. «НОКС» должно стать настоящей кузницей таких кадров. Я постоянно передаю свои идеи менеджерам, воспитываю новое поколение продюсеров, доверяю им свои проекты и помогаю их реализовывать.

О КОМПАНИИ NOX-MUSIC

Компания «NOX-MUSIC» — новое имя в российском шоу-бизнесе. Она стартовала 1 июня 2000 года. Компания реализовала много хороших и достойных проектов Кристины Орбакайте, Валерия Сюткина, Андрея Макаревича и группы «Квартал», Николая

Носкова (10 октября 2000 года, в день релиза альбома «Я дышу тишиной» Николай Носков пел в Кремлевском Дворце Съездов, а затем выступал в самых престижных залах Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Риги).

В компании переизданы альбомы группы «Горький Парк», «Король и Шут», Александра Маршала, Николая Носкова, Евгения Кемеровского, «Золотая коллекция» Вахтанга Кикабидзе. Выпущены альбомы Паскаля, Оскара, Алены Свиридовой, открыто новое имя — гитарист Ди Дюля. В проекте — первый иностранный проект — Авраам Руссо.

17 и 18 марта 2001 года компания «NOX Music» организовала концерты самой стильной артистки Кристины Орбакайте, который прошел с триумфом. На мой взгляд, это было настоящее супер-шоу года, в котором принимали участие самые именитые люди: режисер-постановщик Алла Пугачева, художник-постановщик Борис Краснов, балетмейстер-постановщик Алла Духова и балет «Тодес», Ваш покорный слуга продюсер Иосиф Пригожин и директор Александр Качан.

В таком составе программу на любой площадке страны можно увидеть очень редко.

Мы открыты для сотрудничества, готовы помогать ЛЮБОМУ человеку, работающему в этой сфере и совместными усилиями добиваться успеха.

Вернуться к оглавлению