Словарь баскетбола

Словарь баскетбола

Аллей-уп

Аллей-уп – парашют, прием паса и бросок в одном прыжке.

Очень эффектный прием, который любят зрители, приходящие посмотреть на баскетбольную игру. Один из игроков пасует другому, запуская мяч высоко по воздуху. Когда мяч начинает опускаться, второй игрок подпрыгивает, ловит его и забрасывает в корзину. Все это он выполняет в одном прыжке. Если щит находится очень близко и пас адресован точно, то нападающий буквально втыкает мяч в корзину, часто повисая на ней после аллей-упа.

Прием может быть выполнен и по-другому, без парашюта. Пас может быть не таким высоким. Аллей-уп – это одновременный прием паса и бросок, совершаемый в одном прыжке. Смотрится очень эффектно, поэтому в основном игроки идут на такое во время высоких передач. Если же игрок очень близко к щиту, ему достаточно и низкого паса, чтобы совершить такой красивый прием.

Ассист

Ассист – передача, после которой мяч удачно заброшен в корзину. То же самое, что и голевая передача в футболе.

Ассист можно сравнить с голевой передачей в футболе. Только в баскетболе таких передач за игру происходит намного больше. Это пас партнеру, после которого тот забрасывает мяч в корзину. Важно, чтобы игрок забросил мяч непосредственно после паса, иначе ассист не будет засчитан.

Например, если игрок получил пас, потом потерял мяч, потом снова вернул его себе, то ассист уже не считается, так как он получил мяч не напрямую от другого игрока своей команды, а в ходе борьбы. Разумеется, ассист также невозможен при штрафных бросках и индивидуальных проходах. Если игрок получил мяч от соперника и провел удачный бросок – ассист засчитан не будет.

Аут

Аут – выход мяча за игровую площадку.

Нужно отметить, что в баскетболе есть свои правила по трактовке аутов. Например, он фиксируется в случае, если мяч попал в игрока, находящегося в ауте. Касание пола за игровой площадкой также является аутом, как и соприкосновение с любым объектом, находящимся вне поля. Право на владение мячом после аута получает команда, игроки которой не касались мяча последними, перед тем, как он вышел. Как видно из этих правил, если мяч вышел за игровую площадку, но еще не коснулся пола, формально он не находится в ауте.

Баззер

Баззер – звуковой сигнал, оповещающий о конце какого-либо временного отрезка в игре.

Это может быть сигнал об окончании игры или времени на бросок. По правилам баскетбола команда должна бросить мяч в корзину в течение 24 секунд после того, как завладела мячом. Если она этого не делает, право на владение переходит другой команде. Для сброса таймера необходимо, чтобы мяч коснулся дужки корзины.

Баскетбольная игра состоит из четвертей. Конец каждой четверти, а также всей игры также производится с помощью баззера. В баскетболе есть еще несколько важных правил. Их нарушение также сигнализируют баззером.

Банан

Банан – блокшот.

Баскетбольный прием, при котором игрок, не нарушая правил, блокирует бросок соперника в корзину. Обычно этим занимаются игроки передней линии. Блокшот является важным приемом, позволяющим заблокировать бросок соперника и начать свою атаку. Чаще всего он выполняется при бросках со средней дистанции, когда мяч находится в непосредственной близости к баскетбольному щиту.

В зависимости от дальности броска блокшоты тоже могут производиться по-разному. Например, бросок с дальней дистанции может быть заблокирован, если игрок может достать до мяча в прыжке.

Блокировка

Блокировка – создание препятствий для передвижения соперника, не владеющего мячом. Относится к нарушениям правил.

Блокировка игрока без мяча является нарушением правил. Хотя силовая борьба в баскетболе разрешена, активно использовать руки для создания препятствий сопернику запрещено. Такие блокировки могут привести к перебору фолов игроком. Правила баскетбола позволяют игрокам активно бороться за мяч, но толкать соперников, преграждать им движение руками или ногами категорически запрещено.

Блокшот

Блокшот – заблокированный бросок в корзину.

Блокшот – это остановка мяча на пути к корзине, которая выполнена по всем правилам. Чаще всего игроки блокируют мяч ладонью. Кулаком это делать запрещено.

Лучше всего блокшоты выполняют высокие игроки с длинными руками и хорошей координацией. Они могут допрыгнуть до корзины и выбить мяч после отскока от дужки или же заблокировать только назревший бросок. Не запрещено также выбивать мяч из рук игрока, но при этом баскетболист должен быть уверен, что попадет именно в мяч.

Бросок в прыжке

Бросок в прыжке – игровой прием, при котором баскетболист бросает мяч в корзину, находясь в воздухе.

Очень много бросков в баскетболе совершается в прыжке. Это логично, потому что баскетбольная корзина располагается примерно на расстоянии трех метров над площадкой, а прыжок уменьшает расстояние до щита. Например, трехочковый бросок практически всегда выполняется с небольшим подпрыгиванием. Также все броски с близкого расстояния обычно выполняются с прыжком.

Бросок в прыжке можно выполнить также, одновременно приняв пас. Такой прием называют аллей-уп и он безумно нравится всем фанатам баскетбола. К броскам в прыжке можно отнести и слэм-данк – бросок в корзину в прыжке с очень близкого расстояния, при котором баскетболист практически заносит руку с мячом в корзину.

Бросок крюком

Бросок крюком – бросок кругообразным движением одной руки над головой.

Этот бросок отличается как минимум тем, что выполняется одной рукой. Также он выполняется, как правило, в прыжке. Такой бросок позволяет бросить мяч в корзину, даже если пространство впереди блокируют соперники. Любой защитник, конечно, ожидает обычного броска двумя руками. При выполнении кругообразного движения одна рука сначала как будто заносится назад, а потом поднимается вверх и выталкивает мяч из руки в сторону корзины. Такая техника броска позволяет немного обмануть соперников.

Из минусов броска крюком стоит отметить его не всегда высокую точность. Бросок одной рукой вообще является куда более неточным по сравнению с обычным, однако мяч летит по высокой траектории, поэтому есть шанс, что даже при неточном броске мяч от дужки корзины попадет точно в цель.

Бросок с сиреной

Бросок с сиреной – бросок в баскетболе, после которого сразу же слышится звук сирены, оповещающий о конце четверти или всей игры.

Это бросок непосредственно перед завершением четверти. Обычно в баскетболе подмечают только важные броски, произошедшие в этот период времени. Например, бросок, сравнивающий счет и переводящий игру в овертайм, или победный бросок на последних секундах.

Один бросок с сиреной может перевернуть ход всего матча. Болельщики очень любят такие концовки.

Быстрый прорыв

Быстрый прорыв – быстрый выход нападающих к корзине соперника с целью создать численный перевес и забросить мяч.

Баскетбольное поле по своим размерам существенно уступает, например, футбольному. Команды могут организовывать атаки намного стремительнее, а создание новых моментов происходит невероятно быстро. Так же и с атаками, которые в баскетболе могут разыгрываться за считанные секунды.

В основном быстрые прорывы организовываются тогда, когда другая команда теряет мяч или ошибается в каком-нибудь игровом моменте. В этом баскетбол схож с футболом, где ошибка одной команды приводит к контратаке другой. Успешность такой атаки напрямую зависит от ее скорости.

Бэтбой

Бэтбой (боллбой, боллгел) – это специальные люди, которые убирают с игрового поля биты, брошенные отбивающими игроками, различные посторонние предметы, а также ловят мячи, отбитые в фол. Иногда эффектные прыжки за мячом вызывают бурю эмоций у всего стадиона.

Ведение мяча

Ведение мяча (дриблинг) – обязательный игровой прием в баскетболе. Игроки продвигаются с мячом, ударяя его последовательно о пол правой или левой рукой. Таким образом игрок может перемещаться в любом направлении.

Процесс ведения должен быть постоянным. Пока игрок ведет мяч, он может передвигаться в любую сторону или стоять на месте. Если он прекратил дриблинг и поймал мяч, то не имеет права передвигаться с ним более трех шагов. Поймав мяч, игрок также не может бежать с ним вперед без ведения. Это обязательный игровой прием и его несоблюдение сразу вызывает незамедлительный свисток судьи. Вот почему так много внимания на тренировках баскетболистов уделяется ведению мяча.

Каждый профессиональный игрок достаточно хорошо владеет ведением мяча, но совершенствоваться в этом игровом приеме можно всю свою карьеру.

Время на атаку

Время на атаку – интервал в игре, за который команда должна выполнить свою атаку.

Выполнить атаку – означает сделать бросок в корзину. При этом неважно, получится он удачным или нет. По правилам баскетбола команде дается 24 секунды, чтобы совершить бросок в корзину с того момента, как она завладела мячом. После попадания в дужку таймер сбрасывается, на повторную атаку даётся 14 секунд. Такое правило введено в баскетбол, для того чтобы сделать игру более динамичной. Зрители и сами игроки получают более насыщенную игру с обилием коротких атак и красивых бросков.

В баскетболе есть еще одно важное правило. Команда должна выйти со своей стороны поля не позже, чем через 8 секунд после того, как завладела мячом. Это позволяет командам не отсиживаться на своей половине.

Второй номер

Второй номер – позиция атакующего защитника.

Атакующий защитник в баскетболе имеет две главные цели на площадке – атаковать самому и активно опекать игроков соперника, которые могут быть опасными в нападении. Игрок этого амплуа обычно обладает хорошим дриблингом, точным пасом, а также умеет сам завершать атаки и набирать очки. Очень часто в баскетболе атакующие защитники становились основными игроками, приносящими очки своей команде.

На этой позиции играл в свое время известный баскетболист Майкл Джордан. Средний рост игрока на позиции атакующего защитника составляет 190-200 см, но иногда на этой позиции играют и более низкие игроки.

Горшок

Горшок – то же, что и блокшот.

Этим словом называют блокшот в разговорной лексике. Это игровой прием, блокирующий бросок соперника. Для этого защитник в момент совершения броска должен накрыть мяч рукой, после чего тот меняет траекторию движения. Возможно, поэтому блокшот и назвали горшком. Конечно, далеко не каждый удар можно заблокировать.

Блокшоты выполняют практически все игроки команды, но в зависимости от амплуа, кто-то выполняет больше горшков. Как правило, это лучше получается у самых высоких игроков команды. Именно они благодаря своему росту и длинным рукам могут заблокировать максимальное количество бросков.

Дабл-дабл

Дабл-дабл – двузначная результативность баскетболиста за один матч.

Баскетбол – это игра с обилием статистики. За каждым игроком записывается большое количество игровых приемов, которые он выполнил. В баскетбольные показатели входят очки, передачи, подборы, перехваты и блокшоты. Если игрок за один матч достиг двузначного результата в двух показателях, это называют дабл-дабл. То есть двойная двузначная результативность. Такая игровая активность автоматически приравнивается к хорошей игре баскетболиста.

Лучшие игроки в истории баскетбола выполняют за всю свою карьеру 500-700 дабл-даблов. В основном они фиксируются в комбинациях очки-передачи и очки-подборы.

Данк

Данк – вид бросков в баскетболе, при котором баскетболисты выпрыгивают высоко вверх и одной или двумя руками бросают мяч сквозь кольцо.

Руки баскетболиста при этом находятся непосредственно рядом с корзиной, так что он, образно говоря, кладет мяч в корзину, часто повисая на ней после этого для повышения зрелищности. Данк, без сомнения, является самым красивым видом броска в баскетболе. Все фанаты этого вида спорта обожают данки. Есть отдельные рейтинги, в которых фиксируют самые красивые данки в истории, а также игроков, сделавших больше всего таких бросков. За подобный бросок команда получает 2 очка.

Самым главным при выполнении данка является необходимость высоко подпрыгнуть, чтобы оказаться над корзиной и буквально воткнуть мяч в нее. Соответственно, чем выше игрок, тем легче ему выполнить данк. У этого броска есть множество видов. Именно данки лучше всего поднимают боевой дух команды, а также вызывают самые яркие эмоции у зрителей.

Двойное ведение

Двойное ведение – возобновление дриблинга после того, как игрок взял мяч в руки. Считается ошибкой. Двойное ведение — это одновременная фиксация мяча двумя руками два раза подряд.

По правилам баскетбола любой игрок имеет право передвигаться с мячом до тех пор, пока набивает его о пол. Он должен делать это непрерывно. Если игрок прекращает дриблинг и берет мяч двумя руками, он обязан отдать мяч партнеру или совершить бросок. Если после прекращения ведения игрок опять возобновляет его — это является нарушением правил. Мяч в таком случае получает другая команда.

Такую ошибку обычно совершают неопытные баскетболисты. На самом деле, ее может совершить любой игрок, так как по ходу игры можно забыть об этом правиле. Это особенно легко сделать, если игрок спешит с атакой.

Двойной заслон

Двойной заслон – прием, при котором двое игроков команды заслоняют товарища по команде, владеющего мячом.

Заслон – это прием, который можно встретить в разных игровых видах спорта. В баскетболе с его помощью игроки закрывают своего товарища, не давая соперника выбить у него мяч. Проще говоря, это попытка закрыть своего партнера и дать ему возможность беспрепятственно бросить мяч в корзину. Как правило, заслон применяется уже в непосредственной близости к корзине и с такой позиции, откуда реально попасть в нее.

При двойном заслоне игрока закрывают с обеих сторон. Если это реализовано грамотно, соперник на какое-то время лишается возможности добраться до игрока с мячом. Иногда игроки заслоняют игрока, который еще не получил мяч, но потенциально вероятнее всего это сделает.

Двухочковый

Двухочковый – любой успешный бросок, который приносит два очка.

В баскетболе действует очень простая система начисления очков. За все успешные броски, которые выполнены с игры и произведены с расстояния менее 6,75 метров (на этом расстоянии располагается трехочковая линия), начисляется два очка. Это все, что нужно знать о расстояниях. Любой успешный бросок ближе трехочковой отметки добавляет команде 2 очка. Меньше в баскетболе начисляется только за броски с штрафной линии.

Даже за данки команде полагается 2 очка, хотя это броски с самого близкого расстояния. В любой баскетбольной игре количество двухочковых бросков превышает количество трехочковых. В основном потому, что на них проще решиться и меньше шанс промазать.

Дисквалифицирующий фол

Дисквалифицирующий фол – нарушение, после которого игрок удаляется с поля без возможности вернуться на него.

Обычно дисквалификацию игрок получает за несколько нарушений. Если фол был очень серьезным, то судья может решить удалить игрока сразу же. Удаление с поля можно получить за одно явное и грубое нарушение, которое было совершено специально.

Индивидуальный фол – это нарушение, связанное с персональным контактом с другим игроком. Это могут быть подталкивания руками или что-то другое. После 5 (или 6) таких фолов игра для баскетболиста завершается.

Прямой же дисквалифицирующий фол – это вопиющее нарушение правил или откровенное неспортивное поведение. Такой фол могут получить не только игроки основного состава, но и запасные игроки, тренера, а также представители команды.

Доминировать (под кольцом)

Доминировать (под кольцом) – успешно играть под кольцом, подбирая мячи и блокируя броски.

У каждой команды есть игрок, которого называют центровым. Это самый высокий игрок команды, который играет непосредственно под кольцом. От его роста и способности бороться на втором этаже на самом деле зависит многое, потому что он ответственен за подборы мяча. Большой рост также позволяет ему выбивать мяч из-под кольца и самому забивать зрелищные данки.

Доминировать под кольцом – означает часто выигрывать на подборах и совершать удачные блокшоты. Пожалуй, игроки с ростом более 210 см могут наиболее успешно играть на позиции центрового.

Драфт-пик (пик драфта)

Пик драфта – процедура выбора профессиональной командой нового игрока во время драфта.

На драфте команды имеют возможность пополнить свои ряды новыми игроками, которые не имеют ни одного активного контракта с любой командой в лиге. Обычно возможность выбирать игроков сначала предоставляется аутсайдерам лиги. Чемпион выбирает игроков последним. Это сделано с той целью, чтобы дать возможность слабым командам получить молодых и перспективных игроков, усилив таким образом свой состав.

В драфте могут участвовать игроки, которые являются выпускниками школ и колледжей, юношеских команд. Иногда это могут быть опытные игроки, которые до этого играли в другой стране за другую профессиональную команду.

Дриблер

Дриблером называют игрока, который очень искусно ведет мяч и обладает прекрасной техникой. Баскетболист может контролировать мяч ровно до тех пор, пока он ведет его. Прекратив дриблинг, игрок обязан отдать мяч другому или бросить его в корзину, иначе это будет считаться нарушением. Также запрещается слишком долго держать мяч у себя, совершая передвижений больше, чем разрешено правилами.

Дриблинг представляет собой ведение мяча с попеременными ударами его о пол. На тренировках этому посвящается много времени, так как быстрое ведение мяча является исключительно важным игровым умением для любого баскетболиста.

Дужка

Дужка – металлический каркас корзины, в которую баскетболисты забрасывают мяч.

Дужка может помочь или помешать игроку забросить мяч. Рикошет от нее может отправить мяч в кольцо, а может и сработать в качестве блока, отбив мяч обратно в поле. Игроки даже иногда взаимодействуют с дужкой, например, при выполнении данков, когда баскетболисты закладывают мяч в кольцо.

Как уже и говорилось, дужка может сработать в роли дополнительного блокирующего элемента, а может и подкорректировать мяч в кольцо. Все зависит от того, под каким углом от нее отлетит мяч.

Живой мяч

Живой мяч – ситуации в баскетболе, когда мяч вводят в игру.

Мяч считается живым во всех ситуациях, когда игроки или судья готовы к введению мяча в игру. Например, при розыгрыше спорного броска мяч становится живым в тот момент, когда судья готов к его розыгрышу. При вбрасывании круглого из аута он становится живым, как только его берет в руки баскетболист, который будет вводить мяч в игру.

Живой мяч – это противоположность мертвого. За него борются, его передают партнерам, ведут, бросают в корзину и т. д. Именно с живым мячом засчитываются все игровые действия, которые совершают игроки.

Забить с фолом

Забить с фолом – успешно забросить мяч в корзину, при этом добившись фола на себе, что дает возможность выполнить штрафной бросок.

Если баскетболист бросает мяч в корзину и в этот момент на нем фолят, то бросок засчитывается. За него начисляется положенное количество очков, но при этом игрок получает право на штрафной бросок, что может принести ему дополнительные очки.

Забить с фолом означает получить как минимум два очка, а в потенциале и еще одно. Фол может быть совершен в момент прыжка или броска.

Задрать траекторию

Задрать траекторию – бросить мяч так, чтобы он полетел по высокой траектории (пустить парашют).

Это передача или бросок в корзину, при котором мяч резко поднимается вверх. При этом в длину он проходит относительное небольшое расстояние. К минусам такого броска можно отнести то, что его можно легко выбить из-под кольца. В основном траекторию задирают при некоторых передачах.

Передача по высокой траектории позволяет побороться за мяч высоким игрокам. Она может быть уместна, если в команде есть игроки, которые умеют бороться за высокие мячи. Выиграв такой мяч, игрок практически гарантирует себе успешное попадание в корзину. При парашюте часто можно наблюдать так называемый аллей-уп. Это удар в прыжке, при котором игрок одновременно принимает мяч и выполняет данк.

Заслон

Заслон – игровое действие, при котором игрок препятствует выходу соперника не выгодную позицию, не нарушая при этом правил.

Заслон позволяет помешать сопернику выйти на хорошую позицию, замедлить его передвижение по площадке и заставить соперника притормозит свою атаку. Самое главное при выполнении заслона – грамотно и быстро передвигаться по площадке. Также игрок, выполняющий заслон, должен следить за тем, чтобы действовать в рамках правил.

Заслон может выполнить любой игрок команды, но наиболее хорошо это получается у мощных игроков, которые своим корпусом могут закрыть проход игроку соперника.

Застрять в краске

Застрять в краске – склонность баскетболиста нарушать правила, оставаясь более трех секунд в прямоугольной зоне под кольцом на половине поля соперника, когда его команда владеет мячом в зоне нападения.

Краской в баскетболе называют зону непосредственно под кольцом. Любому игроку атаки запрещено находиться там более трех секунд – это является нарушением игры. Застрять в краске – означает находиться в этой зоне больше положенного.

За некоторыми игроками закрепляется такая особенность, как слишком частые нарушения при нахождении в краске.

Защитник

Защитник – 1) игрок обороняющейся команды; 2) игрок задней линии нападения.

В баскетболе нет игроков, которые явно бы играли в защите. Это динамичная игра, атака и защита здесь производится всей командой. Защитником можно назвать игрока, который играет за команду, которая в данный момент обороняет свою половину поля. Он играет там, где ему положено по его амплуа. Например, центровой игрок играет непосредственно под кольцом. Он делает это как в нападении, так и в защите.

Второе значение – игрок задней линии атаки. Как правило, это один из самых низких игроков в команде, функции которого заключаются в организации передач партнерам. Его можно сравнить с плеймейкером в футболе. Иногда такой игрок сам осуществляет броски. Часто от него можно увидеть бросок из-за трехочковой линии.

Зонная защита

Зонная защита – защита, при которой игроки обороняют зону штрафного броска под своей корзиной.

При такой защите каждый игрок команды закреплен за определенным участком, на котором он может противодействовать любому игроку. При такой расстановке защите становится более организованной, так как каждый баскетболист знает, куда ему бежать и что там делать.

При зонной защите один и тот же баскетболист может в своей зоне противодействовать разным игрокам, ведь расположение атакующих баскетболистов может немного меняться с каждой атакой. Существуют разные варианты зонной защиты, более подробно они анализируются тренером команды, который и организовывает различные схемы.

Игровые приемы

Игровые приемы – игровые навыки, которыми обязательно должен владеть игрок, который хочет успешно играть в баскетбол.

В каждом виде спорта есть свои базовые приемы. В баскетболе это броски, передачи, перехваты, ловля мяча, быстрые проходы вперед, борьба за мяч в воздухе и под кольцом, блоки и опека соперников. Конечно, игрок не должен в совершенстве владеть всеми – это невозможно. В зависимости от амплуа баскетболиста, он лучше владеет некоторыми из них, но профессиональный баскетболист должен уметь делать все.

Например, центровой игрок просто обязан хорошо подбирать мяч под кольцом и сам забрасывать мячи, находящиеся близко к корзине. Игрок задней линии ценится за умение хорошо пасовать, а также совершать броски со средних и дальних расстояний. Для атакующего защитника крайне важно уметь опекать соперника, а также самому совершать прорывы к кольцу.

Квадрупл-дабл

Квадрупл-дабл – четверной дубль. Невероятное достижение в баскетболе, которое заключается в наборе двузначного значения в четырех игровых показателях одним игроком за один матч.

В НБА такое достижение стало возможно с 1973 года, когда ввели подсчет новых игровых приемов. Всего в баскетболе есть 5 действий, которые подсчитываются для каждого отдельного игрока. Это очки, передачи, подборы, перехваты и блокшоты. В зависимости от амплуа баскетболиста он может хорошо набирать статистику в тех приемах, которыми владеет очень хорошо. Однако набрать двузначное значение в четырех из них – крайне редкое явление, которое свидетельствует о невероятном игровом мастерстве баскетболиста. Это достижение, которое фиксировалось в баскетболе в среднем один раз в несколько лет.

Квадрупл-дабл – это невероятное достижение, которое можно сравнить с тройным хет-триком за футбольный матч. Как правило, для такого достижения игроку требовалось показать свою лучшую игру в жизни и находиться на поле все игровое время. Также в истории баскетбола известны десятки случаев, когда игрокам не хватало совсем немного до такого великого достижения.

Квинтупл-дабл

Квинтупл-дабл – набор игроком за матч двузначного значения во всех пяти игровых действиях, за которыми ведется подсчет.

Высшее личное достижение в баскетболе, которое можно получить за один матч. В настоящее время в истории профессионального баскетбола не зарегистрировано ни одного случая выполнения квинтупл-дабла. На самом деле на уровне профессиональной игры выполнить это кажется невозможным. У каждого игрока есть свое амплуа на поле, поэтому он просто не может одинаково активно выполнять все действия.

Например, игрок может очень хорошо набирать очки, выполнять перехваты и передачи. Но совсем не будет участвовать в блоках. Это не его ошибка – так и должно быть на профессиональном уровне. Поэтому это достижение, возможно, так и останется непокоренным. В любительском баскетболе, однако, зарегистрированы случаи достижения квинтупл-дабла. Достоверно известно, что квинтупл-даблы были зафиксированы в матчах школьного чемпионата США среди девушек в 1997 и 2012 годах.

Кирпич

Кирпич – неудачный бросок в баскетболе.

Неудачным называют бросок, после которого мяч не попал в кольцо. Возможно, он отбился об дужку и отскочил в поле или за его пределы. Также есть вариант, что мяч отскочил от баскетбольного щита. Если мяч вообще не коснулся ни корзины, ни щита, то такой бросок называют по-другому.

Часто кирпич можно увидеть при выполнении трехочкового броска. Он всегда сопровождается красивым полетом мяча к корзине, но мяч далеко не всегда оказывается в кольце. Часто трехочковый бросок игроки выполняют, когда не видят продолжения атаки. Иногда ошибка возникает и при броске со средней дистанции. Даже бросок со штрафной линии без сопротивления тоже не всегда выполняется точно.

Командные фолы

Командные фолы – фолы, которые идут в счет командных. Это может привести к различным дополнительным наказаниям.

Персональный фол любого баскетболиста команды автоматически записывает один командный фол всей команде. Командные фолы считаются каждую четверть.

Например, если команда совершает 5 фолов, это приводит к увеличению количества штрафных бросков. Например, при фоле на сопернике, который не собирался бросать мяч, обычным наказанием служит вбрасывание мяча и его переход другой команде. Однако если команда заработала более пяти фолов в четверти, соперник получает право на два штрафных броска за абсолютно любою фол, а это является более существенным наказанием.

Краска

Краска – трапециевидная зона в баскетболе, располагающаяся непосредственно перед кольцом и тянущаяся вплоть до линии штрафного броска.

Баскетболист атакующей команды может находиться в этой зоне не более трех секунд. Такое правило заставляет игроков больше передвигаться и не ждать паса, находясь прямо возле кольца. Поэтому и возникает много вбеганий в эту зону с последующими попытками забросить мяч с близкого расстояния.

Бросок из краски – практически гарантированные два очка. Однако в этой же зоне очень активно действуют защитники, выполняя подборы и блокшоты.

Кроссовер

Кроссовер – маневр в баскетболе, при котором игрок при дриблинге резко посылает мяч с одной руки на другую, совершая рывок вперед или в сторону.

Это главный баскетбольный финт, позволяющий пройти защитника и получить свободное пространство впереди. В классическом варианте выполняется резкая смена направления движения с одновременной сменой ведущей руки. Чем быстрее выполняется этот прием, тем лучше. Майкл Джордан известен как один из лучших исполнителей этого маневра. С помощью кроссовера выдающийся баскетболист обвел сотни защитников.

Секрет успеха в скорости движения и, конечно, технической сноровке. У маневра есть и другие разновидности. Например, двойной кроссовер или полукроссовер. Они тоже могут выполняться по-разному, поэтому этот прием имеет массу вариантов исполнения.

Крюк

Крюк – бросок одной рукой по высокой траектории.

Это бросок, который иногда используют как альтернативное решение в атаке. Его иногда используют центровые игроки. Также это неплохое решение в ситуации, когда обычный бросок выполнить сложно. Дело в том, что заблокировать крюк практически невозможно. Мяч сначала отводится с рукой немного назад, а потом круговым движением посылается в кольцо. Поскольку мяч летит по высокой траектории, есть достаточно хороший шанс, что он упадет прямо в кольцо.

Крюк не стоит выполнять, если чужой игрок находится сзади. В таком случае он может успеть выбить мяч, когда баскетболист будет заносить руку для броска.

Легкий форвард

Легкий форвард – игрок на баскетбольном поле, играющий в передней линии атаки своей команды.

Основной задачей легкого форварда на поле является набор очков. В среднем баскетболисты этого амплуа имеют рост 200-210 см, а значит, могут неплохо играть у кольца, выполнять подборы и блокшоты. Легкие форварды, как правило, обладают точным броском практически со всех дистанций, в том числе из-за трехочковой линии.

Благодаря своему высокому росту эти баскетболисты частенько завершают атаки, выполняют данки и состязаются за мяч рядом с кольцом. Также они очень подвижны. Атакующий защитник и легкий форвард – самые быстрые игроки команды, которые могут совершать моментальные прорывы и хорошо вести мяч.

Лицевые линии

Лицевые линии – линии за баскетбольными щитами, ограничивающие длину площадки.

Эти линии нужны, для того чтобы явно указать, где заканчивается игровая площадка. В баскетболе разрешен ввод мяча из-за лицевой. Например, при удачном забросе мяча, защищавшаяся команда выполняет ввод с лицевой линии. После аута ввод мяча в игру выполняет та команда, которая не касалась мяча последней.

Длина игровой площадки для профессионального баскетбола – 18 метров. Поле ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями.

Личная защита

Личная защита – плотная игра защитника против определенного игрока другой команды.

Перед игрой тренер может дать каждому игроку конкретные установки. Например, особенно тщательно играть против определенного баскетболиста команды-соперника. Придерживаясь этих наставлений, такой игрок сосредоточится на конкретном игроке, не забывая при этом об общих защитных функциях.

Личная защита, как правило, становится явной уже по ходу игры. Зачастую можно увидеть, как один игрок особенно активно действует против другого. Такие действия могут перерастать в личные противостояния игроков, когда оба играют против друг друга в защите и нападении.

Лэй-ап

Лэй-ап – бросок с близкого расстояния.

Так американские комментаторы называют броски с близкого к корзине расстояния. За успешный бросок команда получает два очка. При этом это не данк, когда игрок закладывает мяч в кольцо, а именно бросок. Обычно после таких бросков мяч успешно залетает в кольцо, если, конечно, ничего не мешало игроку совершить бросок.

Соперник может обороняться достаточно хорошо, а выполнить данк в таких случаях не очень просто. Поэтому игроки идут на менее надежный, но приемлемый двухочковый бросок.

Мертвый мяч

Мертвый мяч – мяч, который вышел из игры.

Это все игровые ситуации, в которых мяч считается вышедшим из игры. Во-первых, это ситуация, когда мяч заброшен в кольцо. После этого обороняющаяся команда подбирает его и заново вводит в игру. Мяч также считается мертвым при выходе за пределы площадки, при любом свистке судьи или звуковой сирене, оповещающей об окончании четверти или матча.

Мертвый мяч нельзя подбирать для быстрого возобновления атаки. Это будет считаться неспортивным поведением. Если игра остановлена свистком судьи, то именно он решает, когда и как мяч будет возвращен в игру заново.

Многократный фол

Многократный фол – фол, допущенный несколькими игроками одной команды в одно и то же время.

Такое возможно при соприкосновении с соперником. Например, одновременно двое игроков могут действовать не по правилам против соперника. Пострадавшая сторона получает право на 2 штрафных броска, а каждый из провинившихся получает по фолу. Таким образом, команда может сразу получить 2-3 командных фола.

Многократно можно сфолить, если действовать против одного или нескольких игроков соперника. Например, один баскетболист может держать одного соперника, а второй – другого. В таком случае они оба получат персональные замечания.

Мухобойка

Мухобойка – очень высокий баскетболист, который, как правило, отлично выполняет блокшоты, но в остальных приемах не так хорош.

Огромный рост и длинные конечности дают возможность такому игроку блокировать многие удары, которые летят в его корзину. Также этот баскетболист отлично играет на подборе мяча у кольца.

Хотя баскетбол является в первую очередь американской игрой, это слово зародилось среди российских фанатов и используется только ими. Мухой здесь представляется мяч, а игрок как бы умеет хорошо выбивать его из рук других баскетболистов, за что и получил такую характеристику.

Нападающий

Нападающий – 1) игрок команды, владеющей мячом; 2) амплуа атакующего игрока.

Любой баскетболист команды с мячом может быть назван нападающим. С точки зрения баскетбольных правил это будет правильно. Чаще под этим словом подразумевают игрока, который собственно имеет амплуа нападающего. Вообще, в баскетболе есть позиции легкого и тяжелого форварда. В любом случае на этих позициях играют баскетболисты от 195 см ростом.

Нападающие обладают хорошим, точным броском практически с любой дистанции. Они также активно играют у своего кольца, блокируя и подбирая мячи.

Непрерывка

Непрерывка – баскетбольная комбинация, при которой команда выходит со своей половины поля на чужую, сохраняя сохраняя исходные позиции и численное преимущество.

Такая комбинация выполняется достаточно легко. Все игроки команды просто максимально быстро устремляются вперед по прямой траектории. Таким образом, они сохраняют свои позиции. На одной стороне находятся практически все игроки команды.

Непрерывка может внести небольшой переполох в действия защищающейся стороны, особенно если она действует по принципу зонной защиты. В таком случае привычные зоны окажутся пустыми, а другие, наоборот, переполнятся игроками.

Неспортивный фол

Неспортивный фол – это фол, не связанный с борьбой за мяч. Он назначается в том случае, если судья считает, что игрок не пытался сыграть в мяч. На счет провинившегося баскетболиста записывается такой фол, а противоположная сторона получает право на один штрафной бросок. Несколько подобных фолов могут привести к удалению с поля без возможности на него вернуться.

Неспортивное поведение в основном является проблемой отдельных игроков, которые пытаются хитрить играть так, что это противоречило бы правилам и духу игры.

Область штрафного броска

Область штрафного броска – игровая зона в виде трапеции с полукругом на ее вершине.

Основание трапеции находится на лицевой линии и составляет 6 метров. Ее вершина – линия для штрафного броска, которая шириной всего 3,60 метров. Таким образом, область расширяется по мере приближения к кольцу. В этой зоне любой нападающий игрок может находиться не более трех секунд, если его команда в данный момент атакует и находится на стороне соперника. В верхней части области нарисован круг. Его диаметр составляет 3,60 м, что идентично штрафной линии, которая как раз и располагается в середине этого круга.

Эта область позволяет четко определить линию, с которой баскетболисты выполняют штрафные броски.

Обоюдный фол

Обоюдный фол – одновременная ошибка, которую совершают двое игроков противоположных команд по отношению друг к другу.

В баскетболе, как и в любом другом игровом виде спорта, вполне возможны ситуации, когда оба игрока нарушают друг против друга правила. Например, когда оба держат друг друга руками или хватают за майку.

В случае обоюдного фола штрафные броски никому не назначаются. Оба игрока получают персональные замечания, а мяч остается у тех, кто им владел в момент нарушения. Если судья считает нужным, он может объявить о розыгрыше спорного мяча.

Осевая нога

Осевая нога – нога, которую баскетболист с мячом может оторвать от пола только после того, как выпустит мяч из рук. Другими словами, чтобы передвигаться, он должен вести мяч.

Баскетболисту разрешается выполнять «вышагивания» и повороты, но передвижение осевой ноги возможно, только если он выпустит мяч из рук. Получив мяч в движении, игрок должен успеть начать ведение после одного-двух последующих шагов, иначе будет зафиксировано нарушение. Это нарушение называется пробежкой.

От щита (забора)

От щита (забора) – 1) бросок в корзину, при котором баскетболист рассчитывает забросить мяч с помощью рикошета от щита; 2) отскок мяча от щита, после чего он возвращается в поле.

Баскетбольный щит – это обязательный инвентарь для баскетбольной игры. В правилах его размеры определены как 180 на 105 сантиметров. Попасть в щит достаточно легко, но в большинстве случаев это не нужно. Отскок мяча от щита может возникнуть и в случае неточного броска, когда мяч летит по более высокой траектории, чем нужно. Интересно, что он вполне может отскочить прямо в кольцо. В таком случае бросок считается успешным.

Первая передача

Первая передача – передача, которая осуществляется сразу после успешного овладения мячом на подборе.

Именно от этой передачи во многом зависит то, насколько качественным получится быстрый прорыв к кольцу противника. Поскольку баскетбольная площадка сама по себе достаточно компактна, команда может организовать атаку буквально за несколько секунд. Для этого первая передача должна получиться идеально точной, а игрок, получивший мяч, тоже должен действовать очень быстро.

Первую передачу можно сравнить с пасом в футболе, который защитник отдает в сторону нападения в тот момент, когда его команда контратакует. От точности и скорости этой передачи зависит, получится ли атака опасной.

Первый номер

Первый номер – разыгрывающий защитник команды.

Раньше в баскетболе разыгрывающий защитник выполнял только передачи партнерам, а сам не участвовал в наборе очков. В его обязанности также входила опека игроков соперника, играющих неподалеку от него. Со временем амплуа разыгрывающего защитника или первого номера стало более свободным. Теперь он сам может участвовать в завершающих бросках команды. Обычно этот баскетболист обладает отличным броском с дальней дистанции. Также он отдает очень точные передачи партнерам, потому что это остается его основной деятельностью на площадке.

Обычно первый номер команды – это игрок с самым низким ростом. В среднем для этого амплуа привычным является рост 175-190 см, хотя известны случаи, когда на этой позиции играли баскетболисты высотой более 2 метров.

Перегрузка

Перегрузка – игровой маневр в атаке, когда четыре нападающих передвигаются на одну сторону площадки.

Маневр, при котором все игроки команды (обычно кроме баскетболиста, непосредственно владеющего мячом) передвигаются на одну половину площадки. Таким образом, они формируют тотальное численное преимущество на этом участке поля. Теперь с большей вероятностью кто-то из четырех партнеров сможет завладеть мячом после паса от своего товарища. Плюсом такого смещения может быть и то, что если кто-то из них получает мяч, остальные могут разбежаться по разным углам площадки, обескуражив защиту.

При одновременном и слаженном смещении на одну сторону площадки противники обычно не успевают полностью накрыть каждого игрока, так что грамотной передачей можно доставить мяч до одного из своих партнеров, а он уже продолжит атаку или совершит бросок.

Переключение

Переключение – маневр защиты, при котором два защитника меняются игроками, которых они опекают.

Такой маневр иногда требуется, когда один из защитников более не может следовать за своим подопечным. Если это произошло, товарищ по команде на время берет на себя опеку этого игрока, а первый защитник начинает играть против того баскетболиста, которого опекал его товарищ. Такой обмен осуществляется ненадолго, обычно на один игровой эпизод.

Также переключение заставляет соперника приспосабливаться к игре с новым опекуном, а это требует определенного времени.

Перехват

Перехват – действия игрока обороны, которые приводят к тому, что он завладевает мячом.

Перехват в баскетболе можно осуществить по-разному. Во-первых, его можно сделать во время передачи, заблокировав сопернику путь к мячу и подобрав его самостоятельно. Во-вторых, перехватить мяч можно, когда соперник занимается его ведением. Перехват позволяет быстро организовать контратаку и набрать легкие очки.

В баскетболе перехватами в основном занимаются игроки задней линии команды. Это разыгрывающие, атакующие защитники и легкие форварды. Кроме них этим иногда занимаются центровые игроки. В среднем 1,5 – 2 перехвата за игру считаются очень хорошим показателем.

Персональная защита

Персональная защита – защитные действия против конкретного игрока другой команды.

Перед матчем команда получает тренерские наставления. Также решается вопрос, кто против кого будет играть. То есть за каким игроком закрепить каждого отдельного баскетболиста. Это важное решение, от него во многом зависит успешность игры. Каждый баскетболист команды может получить указания особенно активно действовать против одного определенного игрока другой команды. Это значит, что в защите он постоянно будет опекать его, причем намного более активно, чем других.

Персональная защита подразумевает постоянные передвижения за опекаемым игроком, активное противодействие его броскам и передачам и т. д.

Персональный фол

Персональный фол – нарушение правил одним игроком вследствие контакта с соперником.

В баскетболе запрещается бить другого игрока руками или ногами, блокировать его, держать за майку, толкать или любым другим образом мешать его передвижению. Запрещается ставить подножки и играть грубо. За любое из этих действий баскетболист получает персональное замечание, который записывается на его имя. Если игрок совершает в сумме 5 (или 6) персональных фолов за игру, то он удаляется с поля и заменяется на другого игрока.

Игроки могут нарушить правила одновременно друг против друга. Это называется обоюдным фолом. В таком случае они оба получают замечания, а мяч достается той команде, которая владела им последней.

Пивот

Пивот – игровой прием, при котором игрок меняет направление своего движения, поворачиваясь за счет переступания свободной ногой.

Для осуществления этого приема баскетболист должен перед самым его выполнением выставить вперед осевую ногу, после чего развернуться, переступив другой в выбранном направлении. Маневр может выполняться как с мячом, так и без него. Цель – обмануть защитника и на короткое время сделать его недееспособным. Самым главным при исполнении пивота является скорость, так как медленно выполненный прием легко вычисляется защитниками.

Существует разные варианты исполнения этого маневра. Они выполняются в различных ситуациях. Лучше всего прием получается выполнять у легких игроков, хорошо владеющих дриблингом.

Пик-н-ролл

Пик-н-ролл – комбинация в атаке, при которой игрок движется к товарищу по команде, после чего тот ставит заслон защитнику. Далее возможны несколько вариантов развития событий.

По сути, защитник вынужден выбирать, на кого ему переключиться. Если он останется опекать игрока с мячом, то его товарищ, который делал заслон, начинает рывок к кольцу и в результате может получить передачу и забросить круглого в корзину. Если же защитник переключается на заслоняющего, то у баскетболиста с мячом появляется свободное пространство. Он может воспользоваться этим для броска или передачи другому партнеру.

Идеальной защиты против этого приема не существует. Возможно, по этой причине комбинация и является очень популярной. Некоторые приемы, конечно, помогают снизить эффект от этого приема. Например, в их число входят размен и проскальзывание, но, чтобы добиться нейтрализации опасной атаки, их нужно выполнять идеально.

Подбор

Подбор – важнейший элемент баскетбольной игры, который заключается в подборе мяча после неудачного двухочкового, трехочкового или штрафного броска.

Команда, которая выиграет подборы, проводит больше атак, а значит, потенциально имеет шанс получить больше очков. Этот прием чаще всего выполняют самые габаритные игроки команды — центровые и тяжелые форварды. Чем выше рост у игрока, тем больше у него потенциал для успешной игры на подборах.

Обычно подборы в баскетболе делят на два вида: в защите и в атаке. Оба имеют большое значение. Например, выигрыш подбора в атаке позволяет совершить второй бросок, если первый получился неудачным. Если подобрать мяч в защите, можно не дать сопернику набрать очки и параллельно начать свою атаку. Центровые игроки, обладающие самым большим ростом, являются наиболее успешными в этом приеме. К тому же они играют непосредственно под кольцом, поэтому им не нужно менять свою позицию.

Подстраховка

Подстраховка – перемещение защитника в сторону возможного движения нападающего игрока, которого опекает товарищ по команде.

Это защитное действие, которое осуществляется, как бы это очевидно ни звучало, для подстраховки своего партнера. Если нападающему удастся пройти первого игрока, то со вторым это будет сделать намного сложнее. Чтобы обойти одного защитника, баскетболисту приходится идти на финт или рывок. Во время этих движений он немного отпускает мяч от себя. Если защитник подстраховывает своего товарища, то может отобрать мяч у соперника. Как минимум он не даст нападающему быстро прорваться вперед, а это тоже немаловажно.

Для выполнения подстраховки защита должна иметь численное преимущество. Также этот прием может использоваться, когда нужно усиленно опекать особо опасного игрока соперника. Ради этого защитник может на несколько секунд оставить своего подопечного и выполнить подстраховку.

Позиционное нападение

Позиционное нападение – атаки среднего или низкого темпа, при которых игроки соблюдают определенную расстановку на поле.

Главная трудность позиционного нападения – обыграть организованную защиту соперника. В таких атаках скорость решает намного меньше. Гораздо важнее точность передач и умение разыгрывать качественные комбинации. В позиционном нападении многое ложится на плечи разыгрывающего защитника, который, в основном, и выводит партнеров на выгодные позиции.

Такие атаки в баскетболе очень похожи на футбольные. Там тоже можно идти в быстрые контратаки, а можно нападать позиционно. Второй вариант всегда более медленный. При нем все защитники на своих местах, и обыграть их можно только за счет хороших командных действий.

Поинт-гард

Поинт-гвард (point guard) – первый номер или разыгрывающий защитник своей команды.

Диспетчер команды, ее плеймейкер и главный пасующий на поле – все это и есть поинт-гард. Баскетболист, который лучше всех видит ситуацию на поле, отлично знает сильные и слабые стороны как своей команды, так и чужой. Ему приходится больше всех анализировать игру и фактически самому строить ее. Разыгрывающий защитник обычно является самым низким игроком команды. Это позволяет ему быть необычайно ловким и быстрым в обращении с мячом.

Поинт-гарды способны невероятно быстро прорываться к кольцу, развивая большую скорость. Сами они редко завершают атаки, но если позволяет рост, тоже могут совершать данки или броски с дистанции. Основной игровой прием такого игрока – результативная передача.

Полукрюк

Полукрюк – вид броска в баскетболе, который представляет собой упрощенный крюк.

Выполняется бросок полубоком к кольцу. Движение руки с мячом при этом абсолютно такое же, как и при обычном крюке, но амплитуда намного меньше. Таким образом, бросок получил такое название, чтобы как-то выделить его среди всех остальных.

Боковое вращение руки делает полукрюк не похожим на все остальные способы забросить мяч. Эффективен этот прием только в пределах трехсекундной зоны. Издалека выполнить точный полукрюк очень сложно.

Помеха попадания мяча

Помеха попаданию мяча – блокирование броска не по правилам.

В баскетболе есть четкие правила о том, каким образом можно блокировать мяч. Например, там сказано, что если мяч летит по снижающейся траектории и полностью выше уровня кольца, то игрок не имеет права касаться его и изменять траекторию его движения. Если судья фиксирует помеху, команда, выполнившая бросок, получает очки вне зависимости от того, попал мяч в корзину или нет. Она получает столько очков, сколько зачислилось бы ей при успешном попадании в кольцо.

Помеха не считается в том случае, если мяч уже коснулся корзины или не имеет больше возможности попасть в нее. Такое правило не позволяет игрокам выбивать из корзины точные броски. Также запрещается просовывать руку в кольцо, чтобы не дать мячу упасть в него.

Поставить (через кого-то)

Поставить (через кого-то) – сделать данк, несмотря на активную защиту опекуна. Это особенно обидно для обороняющегося игрока.

Высокие игроки имеют длинные руки. Это позволяет им блокировать броски даже тогда, когда путь к игроку с мячом преграждает свой или чужой баскетболист. Однако тем зрелищнее выглядят моменты, когда атакующий игрок заколачивает мяч в корзину чуть ли не вместе с руками опекуна. Такие данки придают дополнительную энергию партнерам по команде.

Правила Джордана

Правила Джордана – специальная защитная стратегия игры, которые игроки “Дейтройт Пистонс” применяли против Майкла Джордана.

Ее суть заключалась в том, чтобы как можно сильнее опекать Майкла, существенно уменьшая его возможности в плане атак. Джордан играл на позиции атакующего защитника и набирал в каждой игре приличное количество очков. Он выполнил огромное количество слэм-данков, врываясь в трехсекундную зону. Стратегия подразумевала двойную или даже тройную опеку для Джордана. Потом эта схема применялась и против некоторых других результативных защитников, атакующую мощь которых требовалось ограничить.

Стратегия имела успех на раннем этапе своего развития. Позднее тренер команды Майкла сумел разработать новую схему игры и эффективность ее упала. Стратегию использовали и другие команды, игравшие против Джордана, но уже с гораздо меньшим успехом.

Правило 14 секунд

Правило 14 секунд – время на повторную атаку в баскетболе.

Изначально в баскетболе дается 24 секунды на то чтобы выполнить бросок в корзину. Если до конца таймера остается менее 14 секунд, а защитники фолят, то команда получает право на новую атаку. Таймер начинает отсчет 14 секунд, таким образом максимально точно воссоздаётся игровая ситуация и атакующая команда получает право на позиционное нападение.

Также 14 секунд на атаку остаётся, если команда совершила бросок, но не забросила мяч в корзину. Раньше после подбора счетчик сбрасывался и на атаку вновь было 24 секунды. Однако с целью повышения динамики и увеличения зрелищности было принято решение сократить время на повторную атаку.

Правило 24 секунд

Правило 24 секунд – одно из баскетбольных правил, которое заключается в том, что команда должна в течение 24 секунд после начала владения мячом выполнить бросок в корзину.

Это правило позволяет игре развиваться динамично, а командам — не затягивать атаки. Если мяч вышел за пределы площадки, счетчик 24 секунд останавливается и возобновляется при введении круглого в игру. Если мяч коснулся дужки корзины – счетчик сбрасывается, и у команды появляется ещё 14 секунд для следующего броска. В случае нарушения правила мяч переходит к сопернику.

Правило 3 секунд

Правило 3 секунд – правило, которое запрещает любому игроку атакующей команды находиться в зоне штрафного броска более трех секунд. Естественно, только при живом мяче.

У этого правила есть только два исключения, по которым нарушение не будет зафиксировано. Первое – это если баскетболист пытается покинуть зону в тот момент, когда он уже находился в ней более трех секунд. Второе – если игрок непосредственно атакует корзину.

Правило введено очень давно. Оно делает игру динамичнее в нападении. С его введением высокорослые игроки потеряли возможность специально стоять в этой зоне и ждать передачи, чтобы выполнить бросок с близкого расстояния или данк.

Правило 5 секунд

Правило 5 секунд – время, которое дается игроку на введение мяча в игру, выполнение свободного или штрафного удара.

Отсчет начинается с того момента, когда игрок взял мяч в руки. Именно с этих пор он считается живым.

Для чего это правило вообще введено в игру? Как и все остальные правила, это позволяет сделать игру быстрее и не тратить много времени на штрафные броски и ауты. Игроки тоже очень заинтересованы в его выполнении, так как если они мешкают и тратят больше отведенного времени, то мяч переходит сопернику, а штрафной бросок не засчитывается.

Игрок, выполняющий штрафной бросок, имеет всего лишь 5 секунд на то, чтобы прицелиться и бросить.

Правило 8 секунд

Если команда не выводит мяч со своей половины поля в течение восьми секунд, то судья фиксирует нарушение правила 8 секунд. Мяч отдается сопернику.

Когда команда получает мяч, она тут же попадает под ряд правил, которые необходимо выполнить для успешной атаки. Во-первых, общее время владения не может превышать 24 секунд – за этот отрезок обязательно необходимо выполнить бросок в корзину. Во-вторых, команде дается всего 8 секунд на вывод мяча со своей половины поля.

Для чего же в баскетболе придумано это правило? Оно вынуждает команды атаковать и не засиживаться на своей половине поля. Таким образом, если команда хочет удержать результат и закопаться в обороне, то в баскетболе это реализовать не так-то просто.

Прессинг

Прессинг – плотная и активная защита, которая организовывается с целью вынудить нападающих ошибиться. Вносит дополнительную нервозность в действия атакующей стороны.

Обычно команда может рассчитывать на свободное владение мячом на своей половине поля. Но в случае прессинга соперники активно противодействуют даже на половине соперника. Это вынуждает нападающих действовать быстрее, что увеличивает вероятность ошибиться и потерять мяч. Перехват мяча на чужой половине поля – невероятно удачное действие, которое практически всегда приводит к набору очков.

Прессинг требует от команды, которая им пользуется, очень больших затрат сил. Поэтому его обычно проводят в конце игры, когда нужно догнать соперника по очкам.

Пробежка

Пробежка – бег с мячом в руках.

В баскетболе действуют строгие правила, согласно которым игрок не может бежать с мячом в руках. Чтобы передвигаться, он должен набивать мячом о пол. Получив мяч в движении, баскетболисту разрешено сделать только 2 шага с ним. После этого он должен перейти на ведение, отдать передачу другому игроку или совершить бросок.

Также при начале ведения баскетболист должен сначала выпустить мяч из рук, а только потом оторвать от пола осевую ногу. Это еще одно правило, которое вносит в игру больше динамики.

Пронос мяча

Пронос мяча – нарушение правил, когда игрок задерживает мяч в руке.

Нарушить правила в этом случае можно по-разному. Например, если баскетболист производит слишком много шагов с мячом в руке, то такой пронос аналогичен пробежке. Также ошибка может произойти, если игрок выполняет двойное ведение мяча. После набивания о пол он на короткое время задерживает мяч руке, после чего опять начинает вести его. Это считается ошибкой.

Судья определяет, задерживал игрок мяч или нет. Только он выносит решение по таким игровым эпизодам.

Проскальзывание

Проскальзывание – прием в защите, который позволяет нейтрализовать возможные негативные последствия заслона, поставленного соперником.

Он заключается в том, что игрок, которого заслоняют, делает резкий шаг, а в появившееся пространство проскальзывает партнер. Он устремляется за соперником, который владеет мячом.

Заслоняющий не имеет права двигаться во время контакта с соперником, чтобы избежать фола. Этим и может воспользоваться игрок, против которого поставили заслон. Он быстро отходит назад и теперь между ним и заслоняющим быстро проскальзывает партнер, который продолжает опеку игрока, ради которого и был организован заслон. Таким образом, все нападающие остаются под контролем защитников и эффект заслона обнуляется.

Пятый номер

Пятый номер – центровой игрок.

Как правило, самый высокий баскетболист, играющий непосредственно под кольцом. Активно участвует в атаке и защите, при этом он должен избегать нарушения правил трех секунд. Центровой лучше всех может подбирать мяч и начинать атаку первой передачей. Благодаря высокому росту этот игрок также может выполнять зрелищные данки.

Это очень полезный игрок своей команды. Благодаря своему росту у него также может неплохо получаться блокировать броски.

Разыгрывающий

Разыгрывающий – игрок задней линии, который выполняет функции диспетчера команды.

Разыгрывающий защитник – первый номер команды. Он создает атаки своей команды, а также опекает игроков недалеко от штрафной линии. Благодаря зачастую не самым большим габаритам этот игрок является одним из самых быстрых на площадке. Он может выполнять очень быстрые передачи, быстро вести мяч и совершать молниеносные передачи. Почти все разыгрывающие обладают отличным трехочковым броском.

Рейтинг Холлинджера

Рейтинг Холлинджера (PER) – разработанная Джоном Холлинджером система оценки полезности игрока.

Этот человек на основе некоторых формул разработал систему, позволяющую оценить рейтинг игрока. В расчет идут положительные и отрицательные игровые действия. К недостаткам системы можно отнести то, что она определяет рейтинг игрока в основном по успешным действиям в атаке.

На вершине этого рейтинга находятся легендарные баскетболисты – Майкл Джордан и Леброн Джеймс. Даже если когда-нибудь их подвинут с вершины, почти наверняка эти легенды останутся в топ-10 самых полезных игроков NBA.

Ростер

Ростер – все игроки одной баскетбольной команды.

У каждой баскетбольной команды есть свой ростер. Это все игроки, которые входят в ее состав. При этом на игру заявляется до двенадцати человек, а играть на площадке могут только 5. Таким образом, у каждой команды формируется так называемый основной состав. В него входят самые сильные игроки. На скамейке запасных сидят обычно менее опытные, молодые игроки. Тренеры дают им поиграть, чтобы дать игровую практику в сложных соревновательных условиях.

Конечно, в команде может быть намного больше двенадцати игроков, поэтому кто-то отсиживается в резерве, заменяя товарищей по команде в основе или в запасе, если они травмировались. Резервный состав формируют те, кто пока не проявил себя с лучшей стороны.

Свободный бросок

Свободный бросок – то же, что и штрафной бросок. Присуждается за нарушение правил на другом игроке.

Количество присуждаемых бросков зависит от того, где и как было произведено нарушение. Если фол совершен защитником в момент броска и мяч залетел в корзину, то бросок засчитывается, а пострадавший получает право на один штрафной бросок. Также может быть присуждено два или три свободных броска в зависимости от того, с какой дистанции игрок бросал мяч. Стоит отметить, что 2-3 штрафных назначаются только в случае непопадания в корзину.

Судья может назначить свободный бросок и в другом случае. Например, при техническом фоле. В таком случае его может выполнить любой игрок команды. Обычно эту роль доверяют самому меткому. Разыгрывающие и атакующие защитники обладают хорошим броском, поэтому они чаще всего и выполняют штрафные.

Свободный мяч

Свободный мяч – мяч в игре, которым не владеет ни одна из команд.

Ситуация «свободный мяч» может возникнуть на баскетбольной площадке вследствие потери мяча при ведении, неточной передаче и т. д. Как правило, через 1-2 секунды ближайший к мячу игрок завладевает им. Такую борьбу может выиграть быстрый и ловкий игрок, который имеет преимущество в скорости. Поэтому в основном за свободные мячи борются игроки задней линии нападения своих команд.

Судья может назначить спорный мяч, если во время борьбы оба игрока нарушили правила.

Сквозняк

Сквозняк – неточный бросок, во время которого мяч даже не задевает щит или дужку корзины. Этот бросок считается очень неудачным, так как счетчик 24-х секунд в таком случае не сбрасывается, да и бороться за такой мяч очень сложно. Его может подобрать кто угодно, в том числе и соперник.

Такой неточный бросок редко совершается с близкой дистанции, разве что в любительском баскетболе. Чаще всего сквозняк может возникнуть при броске из-за трехочковой зоны.

Скрестный проход

Скрестный проход – комбинация при атаке, когда два нападающих проходят вперед с разных сторон мимо партнера, который владеет мячом.

Это простая комбинация в атаке. Двое нападающих проходят с разных сторон. Они движутся по диагонали. Наконец, они оказываются на противоположном фланге. Игрок с мячом может отдать передачу любому из них. Это создает небольшие трудности для защитников, так как можно запутаться с перемещением нападающих и упустить хотя бы одного из них.

Оказавшись на фланге, баскетболист может совершить оттуда бросок, вернуть мяч назад или попытаться отдать в центр.

Скрытая передача

Скрытая передача – передача мяча, при которой игрок до последнего скрывает направление атаки.

В баскетболе можно выделить передачи, которые являются явными по своему направлению. Защитники всегда в определенной степени готовы к ним. Трудности может создавать только скорость таких пасов. Чтобы обмануть защитников, приходится идти на более серьезные маневры. Например, до последнего скрывать направление передачи.

Игрок может имитировать бросок в одну сторону, а сам отдать мяч совершенно в другую. Для этого ему понадобиться быстро развернуться в другую сторону. Как правило, навыком быстрых передач обладают разыгрывающие защитники. Именно они чаще всего выполняют такие маневры.

Слэм-данк

Слэм-данк – зрелищный данк, который вызывает восторг у болельщиков.

Данк считается самым зрелищным броском в баскетболе. Во время его выполнения игрок вколачивает мяч в корзину. Такие попадания приносят два очка. Часто именно такие броски поднимают боевой дух команды.

Слэм-данком принято называть любой красивый данк. Вариантов выполнения этого броска очень много, поэтому каждый бросок не похож на предыдущий. Особенно красивые данки вызывают море восхищения. Такие броски могут запоминаться надолго, входить в разнообразные подборки лучших данков.

Смешанная защита

Смешанная защита – защита, которая комбинирует стандарты личной и зонной опеки соперников.

Например, три игрока могут играть по зонам, а два – персонально против каких-то игроков. Что дает такой способ опеки? Он позволяет усилить контроль за определенными баскетболистами и при этом сохранить определенный порядок.

Обычные (не смешанные) варианты имеют ряд недостатков. Например, при персональной защите игра может стать хаотичной. Многое будет зависеть от передвижения нападающих. Зонная защита вносит больше порядка, но в таком случае можно дать слишком много свободы отдельным игрокам.

Спорный бросок

Спорный бросок – один из способов введения мяча в игру. Производится путем подбрасывания мяча над двумя игроками из разных команд.

Спорный бросок назначается сразу после фиксации спорного мяча. Мяч забирает тот игрок, выпрыгнул выше своего соперника и смог передать мяч партнерам. После этого игра возобновляется.

Спорный бросок выполняется в одном из трех кругов на площадке. Выбирается тот, который был ближе всего к ситуации со спорным мячом.

Спорный мяч

Спорный мяч – ситуация, когда в борьбе за свободный мяч два игрока разных команд одновременно ухватились за него.

Судья также может назначить спорный мяч в ситуации, если игрока с мячом опекают настолько сильно, что в течение 5 секунд он не может вывести мяч или передать его партнеру. Спорный мяч разыгрывается путем броска в одном из трех кругов на площадке.

Для розыгрыша броска к судье подходят два игрока соперничающих команд. Они борются за мяч, подброшенный судьёй вертикально в воздух.

Тайм-аут

Тайм-аут – минутный перерыв в игре, который берется по просьбе тренера или его помощника.

Тайм-аут может быть дан только в том случае, если для этого соблюдены все правила. Например, мяч не должен находиться в игре. Тренер также может попросить тайм-аут, если в корзину его команды был только что заброшен мяч. У него есть минута, чтобы дать игрокам какие-то наставления. Конечно, соперник тоже может воспользоваться тайм-аутом в своих целях.

Во время первой половины встречи команде предоставлено два тайм-аута. Во время второй половины – три. При этом запрещается использовать более двух тайм-аутов в последние две минуты игры.

Технический фол

Технический фол – умышленное нарушение или неспортивное поведение.

Технической фол присуждается в том случае, если судья замечает, что игрок совершает нарушение специально, чтобы добиться определенных целей или просто потянуть игру. Наказанием за это служит несколько штрафных бросков.

Технический фол также могут получить тренер, персонал команды или игроки скамейки.

Несколько технических фолов могут привести к удалению с площадки. Неспортивное поведение серьезно карается в баскетболе, поэтому технический фол может стать поводом для дисквалификации.

Третий номер

Третий номер – легкий форвард.

Быстрый и достаточно высокий игрок, основной задачей которого является набор очков. В паре с атакующим полузащитником этот баскетболист может набрать львиную долю очков для своей команды. Легкие форварды обычно обладают ростом от 2 метров, что позволяет им без проблем совершать данки, бороться за подборы и играть в защите. Все же большинство игроков этого амплуа сосредоточены на атаке.

Легкий форвард обладает хорошей скоростью и точным броском практически с любого расстояния. Одним из самых известных игроков на этом амплуа является ЛеБрон Джеймс.

Трехочковый

Трехочковый – бросок в баскетболе, за который присуждают три очка в случае попадания в корзину.

На баскетбольной площадке есть трехочковая линия, которая чертится полукругом примерно на расстоянии 6,25 метров от щита. Успешный бросок из-за ее пределов приносит команде 3 очка. Умение выполнять трехочковые броски – важное качество для всех игроков задней линии. Это позволяет завершить атаку, даже если не видно ее дальнейшего развития.

Стоит отметить, что трехочковый является очень ненадежным броском. Далеко не каждый бросок из-за линии приносит команде очки, но зачастую это единственно правильное решение. Например, когда партнеров по команде опекают слишком плотно и нет возможности отдать пас ни одному из них.

Трехсекундная зона

Трехсекундная зона – зона штрафного броска на баскетбольной площадке, которая представляет собой трапецию.

Это площадь непосредственно рядом с кольцом. Любому игроку атаки запрещается находится в чужой штрафной зоне более трех секунд, когда мяч находится в игре. Исключение делается в том случае, если игрок собирается выйти из нее или атакует кольцо.

Правило введено с целью не дать высоким игрокам возможность постоянно находиться в этой зоне, ожидая передачи от партнеров. Это нововведение сделало игру более динамичной, заставляя игроков постоянно передвигаться.

Трипл-дабл

Трипл-дабл – набор игроком двузначного значения в трех статистических показателях.

В баскетболе выделяется пять основных игровых действий, за которыми ведется подсчет. Это блокшоты, очки, подборы, перехваты и передачи. Каждый игрок на поле специализируется на чем-то своем. Например, атакующий защитник набирает много очков, разыгрывающий – много передач, центровой игрок может выиграть кучу подборов и т. д.

Но трипл-дабл представляет собой набор одним игроком за одну игру двузначных показателей в трех из пяти приемов. Чаще всего это могут быть очки-передачи-подборы, хотя иногда вместо подборов могут выступать блокшоты. Трипл-дабл – показатель класса и очень хорошей игры баскетболиста.

Тяжелый форвард

Тяжелый форвард – позиция в баскетбольной игре.

Тяжелый форвард выполняет в основном силовую работу, поэтому в первую очередь сосредоточен на защите. Это игрок с ростом 200-210 сантиметров и большими габаритами. Его основные приемы в игре – подборы и блокшоты. Для их успешного выполнения нужно обладать хорошим ростом, силой и выносливостью.

Тяжелый форвард может завершать атаки команды, закладывая мяч в корзину. Некоторые игроки на этой позиции набирают 20-25 очков за игру. Игроки этого амплуа могут хорошо опекать соперников возле кольца, ставить заслоны и выполнять все приемы, в которых требуется применение силы в рамках правил.

Умышленный фол

Умышленный фол – нарушение правил, сделанное специально. Это необязательно должен быть контакт с игроком соперника.

Совершая такой фол, игрок практически не надеется, что сможет избежать наказания. Нарушение может произойти чисто на подсознательном уровне. Самый яркий пример – выбивание мяча из корзины.

Несколько умышленных фолов могут привести к удалению игрока с поля.

Файв-бай-файв

Файв-бай-файв – набор игроком пяти или более пунктов во всех пяти статистических показателях.

Облегченный вариант квинтупл-дабла, который является совсем уж недостижимым в профессиональной баскетболе. Файв-бай-файв за всю историю этого вида спорта выполнялся чуть больше десятка раз. Конечно, это всегда очень весомое достижение для игрока.

Например, 5 перехватов в одной игре считается очень высоким результатом. Вся сложность в таком достижении – это то, что игроку нужно быть универсальным бойцом и уметь выполнять абсолютно все игровые приемы на высочайшем уровне. Хаким Оладжьювон – великий баскетболист, который выполнил рекордное количество 5-by-5 в истории – шесть раз.

Финт

Финт – ложный маневр для введения в заблуждение защитника.

Финт – обманное действие. В баскетболе просто невозможно действовать без финтов. Для увеличения эффетивности атакующих действий (во время передач, бросков или проходов) баскетболисты используют различные финты.

Например, резкий разворот на 180 или 360 градусов, неожиданная смена ведущей руки, ложные замахи при бросках или передачах — всё это и есть финты. В баскетболе существует много финтов. Иногда их придумывают отдельные талантливые игроки, а иногда это общеизвестные маневры, много лет пользующиеся популярностью.

Фол

Фол – ошибка при контакте с соперником. Это может быть толчок, удар или любое другое запрещенное правилами действие.

В баскетболе есть много ограничений, которые распространяются на контакт игроков разных команд. Запрещено бить соперника руками, ногами, толкать его, держать за майку или любым другим способом мешать его продвижению. Не запрещено только ставить корпус на его пути. Например, при проведении заслона, но при этом игрок должен оставаться неподвижным во время контакта с соперником.

За нарушение правил следует наказание. Если пострадавший не собирался выполнять бросок, то обычно команда просто вбрасывает мяч. Если же бросок готовился к выполнению или был выполнен – команда получает несколько штрафных бросков.

Фол последней надежды

Фол последней надежды – нарушение правил (обычно в самом конце матча), когда игрок специально идет на фол, чтобы спасти команду и не дать сопернику забросить мяч в корзину.

Этот фол может быть абсолютно любого характера. Это может быть толчок, удар или намеренная помеха попаданию мяча. Как правило, этот бросок решает или может решить судьбу матча, поэтому игроки и идут на такие отчаянные действия.

Фол при броске

Фол при броске – нарушение правил на другом игроке в тот момент, когда он выполнял бросок.

Это персональный фол на определенном игроке, но именно в момент броска в корзину. Если мяч залетает – назначается один штрафной. Если не залетает – назначается столько, сколько очков команда бы набрала при успешном попадании (т. е. два или три).

Как правило, защитники стараются помешать соперникам выполнить бросок. Именно из-за этого возникает много подобных фолов.

Центрить

Центрить – играть на позиции центрового, имея при этом другое амплуа.

За всю баскетбольную игру практически каждый игрок команды хотя бы несколько раз оказывается прямо над кольцом. Даже разыгрывающие защитники иной раз позволяют себе совершить данк, не говоря уже об атакующих форвардах.

Тяжелый форвард иногда может меняться с центровым игроком позициями на короткий промежуток времени. Практически обязанности игрока под кольцом может выполнять любой достаточно высокий игрок, хорошо играющий «в краске».

Центровой

Центровой – пятый номер команды. Играет непосредственно под кольцом. Обычно это самый высокий игрок в команде.

Центровой – игрок ростом от 210 сантиметров. Если он обладает достаточной подвижностью, то может играть чуть дальше от кольца. В основном он ответственен за блокшоты и подборы мяча. Центровой очень редко не выполняет трехочковые броски. Почти все очки он набирает с очень близкой дистанции.

Иногда на центровом специально фолят, чтобы не дать ему забить, а отправить на выполнение штрафных бросков. Вероятность того, что центровой забьёт штрафные дважды значительно меньше вероятности забросить мяч в корзину из-под кольца.

Четвертый номер

Четвертый номер – тяжелый форвард.

Игрок от двух метров, который в основном сосредоточен на защиты своей половины поля. Хотя он иногда участвует в завершении атак, основной его работой на площадке читаются подборы мяча, плотная опека соперников, врывающихся в трехсекундную зону. Благодаря высокому росту и длинным рукам такие игроки могут неплохо блокировать мяч.

В целом тяжелый форвард обладает куда меньшей скоростью и ловкостью, чем его товарищи на задней линии, поэтому на поле он выполняет много силовой работы.

Четверть

Четверть – игровой отрезок времени в баскетболе.

Одна четверть длится в европейских чемпионатах 10 минут, в НБА – 12 минут. Это чистое игровое время, которые должны сыграть команды. Тайм-ауты, задержки и прочие не игровые моменты не считаются, поэтому фактически одна четверть получается гораздо продолжительнее своего действительного времени.

Между четвертями есть двухминутный промежуток времени для отдыха, между половинами матча — большой пятнадцатиминутный перерыв. В это время игроки могут подойти к тренеру, попить водички и т. д. Первые две четверти называют первой половиной игры, последние две – заключительной половиной, во время которой и происходит все самое интересное.

Четырёхочковая атака

Четырёхочковая атака – атака команды, во время которой ее игрок совершил удачный трехочковый бросок с фолом, заработал право на штрафной бросок и реализовал его.

Это максимальное количество очков, которое можно набрать в одной атаке. Если игрок бросил мяч из-за трехочковой дуги и попал, то его команда уже получает три очка, а если на нем еще и сфолили, то реализованный штрафной принесет еще одно очко и четыре в общей сложности.

Штрафной бросок

Штрафной бросок – наказание в баскетболе за персональный или технический фол.

Чаще всего пострадавший игрок выполняет два броска. Для этого он отходит на линию для штрафного, которая располагается в 4,60 м от щита. За каждое попадание команда получает одно очко.

Штрафные броски назначаются в том случае, если фол каким-либо образом помешал взятию корзины или если команда противника исчерпала лимит не пробивающихся фолов.

Шутер

Шутер – игрок команды, специализирующийся на трехочковых бросках.

Чаще всего это качество приписывают разыгрывающему или атакующему защитнику. Они играют дальше всех от корзины, обладают великолепным ведением и техникой броска. Эти качества помогают не только отдавать хорошие передачи, но и иногда выполнять броски с дальней дистанции.

Трехочковые броски всегда вызывают восторг у зрителей. Но для их выполнения нужно хорошо тренировать бросок с дальней дистанции. Именно у разыгрывающих защитников этому аспекту посвящено много времени на тренировках. Но это не означает, что другие игроки команды не могут обладать такими же умениями.

Щит

Щит – обязательный элемент баскетбольной игры, к которому непосредственно крепится корзина.

Сам щит, в свою очередь, имеет крепления для подвешивания на стене или столбе. В профессиональном баскетболе размеры щита четко определены – 180 сантиметров в ширину и 105 в высоту. Корзина прочно крепится за нижний край щита.

В профессиональном баскетболе игроки частенько повисают на щите, цепляясь рукой за дужку кольца. Иногда это единственный способ избежать травмы или падения, поэтому конструкция щита и его крепления должны быть надежными. Щит также непосредственно используется в игре. Например, отбившись от щита, мяч может попасть в кольцо или вернуться в игру.

© 2000- NIV