Словарь капоэйры

Словарь капоэйры

А

Абада - Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)

Агого - музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой

Алуно - ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево-синего пояса

Амазония - один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику

Ангола - см. Капоэйра Ангола

Анголейру - человек, играющий капоэйру Ангола

Араме - Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных

Армада - удар ногой с разворота ребром стопы

Армада Дупла - вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами

Армада Пулада - армада в прыжке

Армада ком Мартэлу - боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)

Аррастау - бросок с помощью рук и головы

Атабак(е,у) - барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга

Ау Аберту - колесо

Ау Агули - рандат

Ау Батидо - удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)

Ау Дубрау - колесо с выходом через мостик

Ау Жиратория - колесо с вращением

Ау Кортаду - колесо, оборванное на половине движения

Ау Понтэ Сэм Мау - колесо без рук с прогибом в спине в конце движения

Ау Сэм Мау - колесо без рук

Ау Фешаду - Ау с согнутыми перед грудью ногами

Ау Флорис - бланш

Ау Чибата - переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой

Ау Эскусито - перевёрнутое ау

Ау ди Коста - Ау назад, похожее на макаку

Аше - чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

Б

Бакета - Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау

Бананейра - нанесение ударов ногами, стоя на руках

Банда ди Коста - подсечка-выбивание ноги партнёра

Банда ди Френч - подсечка

Батерия - оркестр капоэйра

Батизаду - церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище

Бенгела - один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки

Бенсу - прямой удар (наносится пяткой)

Бенсу Пулада - прямой удар в прыжке

Беримбау - Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.

Бимба - мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна

Бока ди кальса - бросок с обхватом за обшлаги штанов

В

Верга - Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех

Вингачива - выталкивание плечом через бедро

Винтем - Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий

Виола, виолинья - Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации

Во до Морсегу - удар-толчок 2-мя ногами в прыжке

Вольта ау мундо - перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

Г

Галопантэ - удар ладонью

Ганж - удар подошвой

Градуадо - уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу

Гримаш - палки для макулеле

Гунга - Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)

Д

Джинга - покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, "раскачивающееся" передвижение во время поединка

Джого - Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист

Добрау - монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау

Дону да рода - человек, ведущий роду

Дубрау - монета для игры на беримбау

Дэдэйра - удар пальцами в глаза

Ж

Жогу (жога) - игра, поединок

Жоэляда - удары коленями

И

Иуна - ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

К

Кабаса - Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме

Кабесада - удар головой

Калоуру - человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой

Камара - "друг", "товарищ" - так капоэйристы называют друг друга

Камарадинья - восхваляющая песня

Капоэйра - афро-бразильское боевое искусство

Капоэйра Ангола - После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем

Капоэйра Регионал - Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)

Карибэ - прямой удар пяткой в Негачиве

Кашиши - погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм

Квадрос - см. Корридос и квадрос

Кеда ди Гинч - перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища

Кеда ди Кватро - отползание, уход назад на 4-х конечностях

Кеда ди Трэс - защитная позиция сидя на носках

Кешада - удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)

Кокоринья - защитная позиция, полусидя на корточках

Кордау - шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста

Корпо фешадо - «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия

Корридос и квадрос - Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола

Круз - бросок при атаке с помощью Бенсу и т. п.

Куадрас - Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором

Кутавелада - удар локтём

Л

Ладаинья - Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

М

Макаку - движение похожее на фляк через руку

Макулеле - танец с деревянными палками

Маландражи - подлый обман; первая ступень в капоэйре

Маландро - Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели

Малисиа - коварство, изящество, хитрость, злость

Малисья - хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра

Манджингейру - колдун; человек, владеющий манджингой

Мандинга - Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов

Мандингейро - Человек, поднаторевший в мандинга

Марипоза - вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости

Мартэлу Ротадо - боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)

Мартэлу ди Жиру - боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)

Мартэлу ди Чау - боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)

Мартэлу ди Штрау - боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)

Меа Луа Солто - вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)

Меа Луа ди Компассо - удар пяткой с разворота с опорой на руки

Меа Луа ди Френч - удар прямой ногой вовнутрь

Меа Луа на Гинч - Меа Луа с "опусканием" в Кеда ди Гинч

Медиа, медиум, медио - Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям

Местрандо - уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу

Местре - Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и белый пояс. Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.

Мортал - сальто

Н

Негачива - нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй

Негачива Ангола - ангольский вариант негачивы

Негачива Дерубау - бросковая негачива

П

Пальма - прямой удар рукой

Пандейро(у) - Бразильский бубен-тамбурин

Пассо-а-дуас - Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу

Патуа - Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов

Паштинья - мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола

Пиау ди Кабеса - вращение на голове

Понтэйра - прямой удар

Профессор - уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

Р

Райз - Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу

Растейра - Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры

Режионал(ь) - см. Капоэйра Регионал

Резистенция - позиция на четырех опорах спиной вниз

Реко-реко - трещётка

Реложио - часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке

Рода - По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки

Рода ди Руа - уличная рода

Роле - смена Негачивы через 4 опоры, вращение

С

Сальвэ - приветствие

Сао бенто - ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами

Секвенция - последовательность движений, их связка

Сензала - Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств

Синтура депрезада - Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений

Соло - одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику

Соло Рода - Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

Т

Телефон - удар 2-мя ладонями по ушам

Тизора Ангола - скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами

Тизора ди коста - заднее высекание ножницами

Тизора ди френч - переднее высекание ножницами

Токе - ритм, исполняемый на беримбау

Трока ди кордас - "смена поясов", церемония присвоения нового пояса

Ф

Финта - обманное движение, заход на удар без выполнения удара

Фолха Сека - сальто на одну ногу

Формаду - выпускник школы капоэйра

Фундаментос - Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

Х

Хаштэйра ди френч - передняя подсечка с опорой на руки

Ч

Чапа Байса - низкая чапа

Чапа ди Жиру - чапа с разворота

Чапа ди Коста - толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)

Чапа ди Френч - толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

Ш

Шамада - вызов

Шулас - Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

Э

Эс Добраду - комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау

Эсквива диагональ - широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара

Эсквива латерал - широкий шаг в сторону, уклон от удара

Ю

Юна - см. Иуна

© 2000- NIV