Словарь настольного тенниса

Словарь настольного тенниса

Настольный теннис - индивидуальная спортивная игра, которая ведется по определенным правилам двумя (одиночная игра) или четырьмя (парная игра) участниками, ракеткой и мячом на теннисном столе, разделенном на две равные половины сеткой до выигрыша одним (одними) из соперников 11 очков при преимуществе не менее чем в 2 очка.

Соревновательная деятельность - игровая деятельность игроков в настольный теннис в условиях соревнований.

Система подготовки игроков в настольный теннис - комплекс мероприятий, направленных на подготовку игроков в настольный теннис, отвечающих модельным характеристикам сильнейших игроков и способных показывать наивысшие спортивные результаты.

Стратегия - совокупность общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы.

Тактика игры - совокупность игровых действий, приемов и средств, направленных на достижение конкретно поставленной в соревнованиях цели, например, победу над соперником; искусство ведения спортивной борьбы.

Тактическая подготовка теннисистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий их высокую эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Техника игры - совокупность приемов игры для осуществления игровой деятельности в настольном теннисе.

Техническая подготовка теннисистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тренировка игроков в настольный теннис - составная часть системы подготовки теннисиста, управляемый специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, обусловливающих готовность теннисистов к достижению высоких спортивных достижений.  

Аутогенная тренировка - набор упражнений, позволяющих контролировать и направлять взаимодействие нервной системы, мышечной системы и внутренних органов человека. Как система психофизического саморегулирования, она служит надежной основой для поддержания и укрепления здоровья, самочувствия и общего тонуса. Аутогенная тренировка была разработана известным психологом И. Г. Шульцом и широко вошла в практику спорта. С помощью аутогенной тренировки можно научиться расслаблять мышцы, концентрировать или отвлекать внимание, управлять вегетативной нервной системой и через нее — деятельностью внутренних органов, достигать состояния покоя, внушать себе желаемые модели поведения.

Идеомоторная тренировка - состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффективна для повышения скорости движений (до 34%) и точности (6-18%).

Принадлежности игры

Мяч - спортивный инвентарь, используемый для перебивания ракетками друг другу. Мяч для настольного тенниса шарик из матового целлулоида или подобной массы белого или оранжевого цвета. Мяч должен быть сферическим, диаметром 40 мм. Масса мяча - до 2,7г.

Ракетка - спортивный инвентарь, предназначенный для выполнения ударов по мячу. Ракетка состоит из деревянного основания и различных накладок. Может иметь любые размеры, форму и массу, но ее лопасть должна быть плоской и жесткой. При этом 85 % лопасти по толщине должно быть из натурального дерева.

Основание ракетки - основа ракетки для игры в настольный теннис, имеющая ровную твердую поверхность, на которую наклеиваются накладки и «щечки» ручки ракетки. Основание ракетки может быть изготовлено из фанеры, содержащей несколько слоев или цельной древесины, В ракетке различают ручку, шейку, ребро ракетки и игровую поверхность, состоящую из ладонной стороны - со стороны ладони и тыльной стороны - со стороны внешней части кисти.

Ручка ракетки - удлиненная часть ракетки, за которую игрок ее держит.

Игровая поверхность (лопасть) - сторона ракетки, используемая для ударов по мячу. Игровая поверхность основания оклеивается накладками.

Ребро ракетки - узкий край ракетки, расположенный по ее периметру.

Шейка ракетки - узкая часть ракетки, расположенная около ручки, в которой ручка переходит в лопасть ракетки.

Накладка - резиновый или губчатый материал, покрывающий игровую поверхность ракетки. Накладки могут быть однослойные (жесткая ракетка) или двухслойными - сэндвич (мягкая ракетка), состоящие из нижнего слоя губчатой резины и слоя пупырчатой резины, который может быть наклеен пупырышками наружу (прямой сэндвич), или внутрь (оборотный сэндвич).

Обычная пупырчатая резина - это однослойная не ячеистая резина, натуральная или синтетическая, с пупырышками, равномерно распределенными по ее поверхности с плотностью не менее 10 и не более 50 штук на 1 см², Отношение высоты пупырышек к их диаметру - не более 1 х 1.

Резина типа сэндвич - один слой ячеистой (пористой) резины, покрытой снаружи одним слоем обычной пупырчатой резины; толщина пупырчатой резины - до 2 мм включительно.

Губка - прокладка из пористой резины в накладках ракетки (сэндвича): часть накладки.

Стол - спортивный инвентарь, на котором должен ударяться мяч, перебиваемый игроками через сетку. Поверхность стола должна находиться в строго горизонтальном положении, быть ровной, матовой и гладкой. По середине стол разделяется сеткой. Различают игровую поверхность стола, ребро стола и боковую поверхность стола. В парной игре стол делят вдоль на две равные половины - поле подач.

Боковая поверхность стола - поверхность стола, расположенная вертикально относительно игровой поверхности стола.

Верхняя поверхность стола, называемая «игровой nоверхностью», длиной 2,74 м и шириной 1,525 м, должна быть прямоугольной и лежать в горизонтальной плоскости на высоте 76 см от пола. Игровая поверхность включает верхние кромки стола, но не боковые стороны ниже кромок, может быть из любого материала и должна обеспечивать единообразный отскок около 23 см при падении на нее стандартного мяча с высоты 30 см.

Игровая поверхность стола должна быть матовой, однородной темной окраски с белой «боковой линией» шириной 2 см вдоль каждой кромки по стороне 2,74 м и белой «концевой линией» тоже шириной 2 см вдоль каждой кромки 1,525 м.

Игровая поверхность стола должна быть разделена на 2 половины вертикальной сеткой, расположенной параллельно концевым линиям, непрерывной на всем протяжении. Для парных игр каждая половина должна быть разделена на 2 равные «полуплощадки» белой «центральной» линией шириной 3 мм, проходящей параллельно боковым линиям; центральную линию следует считать частью каждой правой полуплощадки.

Сетка - инвентарь, делящий стол поперек на две равные половины. Комплект сетки состоит из кронштейнов (стоек), которые крепят саму сетку к столу и непосредственно сетки хлопчатобумажного или синтетического материала, состоящего из ячеек и верхней белой тесьмы.

Счетчик - приспособление для наглядного подсчета очков (изменения результата во встрече).

Игровая площадка - место для игры в настольный теннис, на котором находится стол и зоны для перемещения игроков. Как правило, площадка огораживается бортиками. Местом для игры в настольный теннис могут служить: в помещении - комната, зал, сцена, спортивный зал с дощатым или паркетным полом; на открытом воздухе - оборудованное место. При игре в помещении игровая площадка должна иметь следующие минимальные размеры из расчета на один стол:

· для соревнований в коллективах физической культуры школы, районных и городских масштабов: длина 8 м и ширина - 4,5 м;

· для областных и республиканских соревнований: длина 10,5 м и ширина - 5 м. Высота помещения должна быть не менее 4 м.

Соревнования

Спортивные соревнования - различные по характеру деятельности, масштабу и целям, специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижение определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в виде спорта настольный теннис.

Командные соревнования - состязания (соревнования) между командами, когда результаты отдельных участников засчитываются только команде.

Лично-командные соревнования - состязания (соревнования), в которых подводятся итоги выступления отдельных команд и личного первенства среди всех участников.

Личные соревнования - соревнования, в которых разыгрывается только личное первенство.

Матч - спортивное соревнование, между двумя или несколькими спортсменами (командами), в котором заранее устанавливается как количество участников, так и персональный состав. Многие матчевые встречи носят традиционный характер.

Встреча - игра в одиночных личных соревнованиях. Командное соревнование состоит из определенного количества встреч.

Парная встреча - игра в личных или командных соревнованиях вдвоем с партнером против двух других игроков (двое на двое),

Партия (сет) - часть матча, за время которой одна из сторон должна набрать 11 очков (при преимуществе не менее чем на 2 очка).

Очко - розыгрыш мяча, результат которого засчитан. Величина оценки результата розыгрыша мяча.

Ошибка - умышленное, неумышленное или вызванное действиями соперника неправильное выполнение технических или тактических приемов, а также нарушение правил соревнований.

Прием - отдельное действие, движение, способ осуществления какой-либо цели.

Переигровка - розыгрыш, результат которого не засчитан.

Рука с ракеткой - рука, держащая ракетку.

Розыгрыш - период времени, когда мяч находится в игре.

Свободная рука - рука без ракетки.

Судья - лицо, назначенное контролировать встречу.

Мяч в игре - время нахождения мяча с момента расположения его на неподвижной ладони свободной руки перед намеренным подбрасыванием его в подаче до тех пор, пока он не коснется чего-либо кроме игровой поверхности, комплекта сетки, ракетки, находящейся в руке, или руки с ракеткой ниже запястья или до тех пор, пока не будет решено, что розыгрыш следует переиграть или он завершен очком.

Игрок «мешает» мячу, если он, а также что-либо из того, что он надевает или носит, касаются мяча в игре, пока мяч не пролетел позади его концевой линией, не задев половины стола этого игрока после того, как мяч последний раз был отбит соперником.

Мяч считается прошедшим «над или вокруг» комплекта сетки, если он пролетел как угодно, но не между сеткой и стойкой сетки или между сеткой и игровой поверхностью.

Форма одежды. Игровая одежда, как правило, должна состоять из рубашки с коротким рукавом и шортов или юбки, носков и игровой обуви; другие предметы, например, тренировочный костюм или часть его допускается носить во время игры только с разрешения главного судьи. Основные цвета рубашки, юбки или шортов, кроме рукавов и воротника рубашки, должны быть ясно отличимые от цвета используемого в игре мяча.

Игроки одной команды, принимающие участие в командном матче, а также игроки одной ассоциации, образующие пару в парной встрече, должны быть одеты одинаково, с возможным исключением в отношении носков и обуви. При этом игроки или пары-соперники должны выступать в одежде, достаточно различимой для того, чтобы зрители могли легко отличать их друг от друга. Если игроки-соперники или команды-соперники, одетые одинаково, не могут согласовать вопроса о том, кому поменять свои цвета, решение должно быть принято жребием.

Технические приемы

Технический прием - целенаправленное действие для решения определенных двигательных задач, применяемое в процессе соревнований и тренировки. В настольном теннисе все технические приемы носят ударный характер - способ обработки мяча с помощью рациональных действий, сходных по структуре и направленных на решение однотипных задач.

Тактический прием - определенный способ решения конкретной тактической задачи, используемый спортсменом в ходе соревнований.

Технико-тактический прием - отдельное тактическое действие, включающее определенные технические элементы, направленное одновременно на решение задач как технической, так и тактической подготовки.

Хватка - способ держания ракетки.

Вертикальная хватка - способ держания ракетки, при котором ручка ракетки направлена вверх, а ось ракетки проходит перпендикулярно к горизонтальной плоскости стола. Большой и указательный пальцы обхватывают ручку ракетки так, как держат авторучку, остальные три пальца удобно располагаются на тыльной стороне ракетки веером или накладываются один на другой.

Горизонтальная хватка - способ держания ракетки, при котором ось ракетки параллельна горизонтальной плоскости стола. Ручку ракетки обхватывают тремя пальцами: средним, безымянным и мизинцем; указательный вытянут по краю тыльной поверхности ракетки, а большой расположен на ее ладонной поверхности и слегка соприкасается со средним. Ручка ракетки при этом ложится на ладонь по диагонали.

Подача - начальный удар, с помощью которого мяч вводится в игру. Подброс мяча свободной рукой перед собой и выполнение удара по опускающемуся мячу так, чтобы он вначале он ударился о свою половину стола, а затем перелетел через сетку на половину стола соперника. При этом игрок не должен заходить за концевую линию стола.

Подающий - игрок, который должен первым ударить по мячу в розыгрыше очка.

Принимающий - игрок, который должен вторым ударить по мячу в розыгрыше очка.

Ударить мяч - удар засчитывается (считается правильно выполненным) если игрок касается мяча своей ракеткой, держа её рукой, или своей рукой (с ракеткой) ниже запястья.

Толчок - технический прием, который заключается в отталкивании мяча от себя тыльной стороной ракетки, плоскость которой расположена перпендикулярно к игровой поверхности стола, мячу при этом почти не придается какого-либо вращения. Удар по центру мяча, в основном, выполняется новичками.

Откидка - пассивный возврат мяча без вращения открытой ракеткой.

Подставка - (удар с полулета) - вариант толчка - технический прием, при котором закрытая ракетка подставляется к отскочившему от стола мячу с минимальным продвижением руки вперед, используя энергию мяча, придаваемую ему соперником. Различают активную и пассивную подставку.

Накат - удар по мячу с приданием ему примерно в одинаковой степени, как верхнего вращения, так и поступательной скорости.

Контрнакат - накат, выполненный по мячу, имеющему верхнее вращение (ответное действие накатом на накат).

Скидка - накат, выполняемый по укороченному мячу или при приеме короткой подачи, используемый как начало атаки; кистевой удар; атака короткого мяча. Может быть с вращением и без вращения.

Топ-спин - технический прием, с помощью которого мячу придается сильное верхнее вращение.

Контртоn-сnин - ответный, еще более сильный топ-спин, выполняемый по мячу, возвращенному соперником с сильным верхним вращением (топ-спин на топ-спин, так называемая «перекрутка» или перекручивание).

Тоnс-удар - быстрый, завершающий топ-спин с более прямолинейной траекторией полета мяча; выполняемый с целью немедленного выигрыша очка.

Боковой топ-спин - топ-спин, при выполнении которого мячу кроме верхнего дополнительно придается боковое вращение правое и левое.

Завершаюший удар (жесткий накат) - накат, при котором мячу придается больше поступательная, чем вращательная скорость.

Контрудар - ответный, еще более сильный технический прием, выполняемый по мячу, возвращенному соперником.

Свеча - удар по мячу с приданием ему очень высокой траектории полета при небольшой поступательной скорости. Свеча может быть плоской, крученой и резаной.

Крученая свеча - разновидность топ-спина с приданием мячу высокой траектории полета и сильного верхнего вращения.

Удар по свече - атакующий удар, выполненный по высокому мячу, после которого мяч летит по нисходящей траектории.

Запил - технический прием, с помощью которого мячу придается очень сильное нижнее вращение за счет активной работы кисти. Может выполняться на любой дистанции от стола.

Подрезка - технический прием, с помощью которого мячу придается нижнее вращение. Выполняется, как правило, на средней и дальней дистанциях от стола.

Срезка - подрезка над столом или на ближней дистанции от стола по мячу с нижним вращением.

Укоротка - технический прием со стопорящим движением руки вперед, цель которого уменьшить поступательную скорость движения мяча, так чтобы он ударился как можно ближе к сетке на стороне, и чтобы после первого (и даже второго) отскока он не вылетал за пределы стола.

С захода - выполнение технического приема ладонной стороной ракетки из левого угла и тыльной стороной ракетки из правого угла.

Тактические приемы

Тактический прием - определенный способ решения конкретной тактической задачи, используемый спортсменом в ходе соревнований.

Технико-тактический прием - отдельное тактическое действие, включающее определенные технические элементы, направленное одновременно на решение как технической, так и практической задачи. По тактической направленности приемы подразделяются на подготовительные, атакующие, защитные, контратакующие и обманные (финты).

Подготовительные действия - технико-тактические приемы, направленные на подготовку к атаке и предшествующие непосредственному нападению.

Атакующие действия - активные наступательные технико-тактические приемы, тактической задачей которых является добиться победы или преимущества в игре над соперником.

Защитные действия - технико-тактические приемы, тактической задачей которых является отражение атаки противника.

Контратакующие действия - активные технико-тактические приемы, проводимые в ответ на атакующие действия соперника.

Обманные действия (финты) - технико-тактические приемы, выполняемые с целью дезинформации противника в виде ложных дополнительных действий, финтов и т. п. Ложные действия, путающие соперника, маскирующие истинное направление удара или вращение мяча, отвлекающие движения; обманные, нестандартные, «обводные» удары.

Тактическая комбинация - последовательное сочетание технико-технических приемов, соединенных в единое целое и направленных на достижение преимущества над противником. Комбинации могут быть двухходовые, трехходовые и многоходовые.

Двухходовка - логическое сочетание двух технико-тактических приемов (ходов), целью которых является создание игрового преимущества или выигрыша очка. Двухходовки бывают на своей подаче, на приеме подачи и в ходе игры.

Атака - активная наступательная игра с целью владения инициативой и достижения выигрыша очка.

Защита - отражение активных ударов соперника.

Контратака - атака, проводимая в ответ на атакующие действия соперника (контрудары, накаты, перекрутки, контртоп-спины).

Контригра - встречная игра в ответ на активные действия противника.

Стиль игры - совокупность признаков, характеризующих манеру ведения игры, особенности применяемой теннисистом техники и тактики.

Нападающие - теннисисты, стремящиеся выиграть очко с помощью своих активных атакующих и контратакующих действий (сериями или комбинациями).

Защитники - теннисисты, выжидающие ошибки соперника и стремящиеся выиграть очко с помощью сложных подрезок, отдельных одиночных ударов и обманных действий.

Теннисисты универсального стиля игры - спортсмены, почти одинаково успешно владеющие атакующими, контратакующими и защитными действиями; игроки широко профиля.

Игровые термины

Диагональ - направление полета мяча из одного угла стола в другой, диаметрально противоположный. Например, из левого угла стола игрока в левый угол стола соперника - левая диагональ.

Полудиагональ - направление полета мяча из одного угла стола в середину стола.

Прямая - направление полета мяча, при котором траектория его полета проходит параллельно боковой линии стола.

Косой мяч - удар по диагонали, при котором после отскока мяч вылетает за боковую линию стола.

Траектория - линия, которую описывает движущаяся точка или физическое тело.

Траектория мяча - путь полета и отскока мяча, направление, дальность и высота (крутизна) полета.

Траектория ракетки - путь движения ракетки при ударе.

Треугольник - сочетание двух ходов в разных направлениях из одной позиции. Возможны: большой треугольник – из одного угла в два противоположных угла противника,  средний треугольник - из середины стола также в два угла и малый треугольник – из одного угла стола в угол и середину стола. 

Восьмерка - задание, при котором оба теннисиста, играя поочередно справа и слева, направляют мячи в углы стола, один играет по прямым, а другой - по диагоналям.

© 2000- NIV