Театральная энциклопедия
(страница 1)


ОТ РЕДАКЦИИ

Театральная Энциклопедия - первое научно-справочное издание по теат- ральному искусству на русском языке - освещает историю и теорию театра с древнейших врем„н до наших дней. Настоящее издание рассчитано на деяте- лей театрального искусства - актеров, режиссеров, художников, преподава- телей и учащихся специальных учебных заведений, работников газет, радио и телевидения, а также на широкие круги читателей, интересующихся теат- ром, участников художественной самодеятельности, слушателей университе- тов культуры.

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

Театральная Энциклопедия освещает театральное творчество народов мира, в ней представлен театр стран, имеющих развитое театральное искусство. Особое внимание уделяется советскому искусству и дореволюционному театру народов, населявших Россию. Значительное место занимает освещение театрального искусства крупнейших стран Европы (Англии, Франции), США и особенно стран народной демократии. Впервые делается попытка представить отсутствующие в литературе на языках народов СССР данные о театре Востока (Индонезия, Бирма и др.), Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), Австралийского Союза и ряда европейских стран (Финляндия, Греция, Нидерланды и др.).

По объему и характеру статьи делятся на разв„рнутые исторические очерки и справочные статьи и заметки, содержащие преимущественно фактический материал. История театрального искусства отдельных стран излагается в статьях о театре и драматургии той или иной страны, в справках о деятельности театров, в биографических статьях. Ряд статей содержит сводный справочный материал (например, "Гастроль", "Журналы", "Декады", "Всемирные фестивали..." и др.). Стремясь дать обстоятельные сведения, редакция сгруппировала многие термины в общих статьях, охватывающих данные понятия, сохранив соответствующие ссылки на эти общие статьи: так, например, большинство терминов по системе Станиславского разъясняется в статье "Станиславского система"; отдельные термины по технике сцены характеризуются в статьях "Машины сценические", "Шумы", "Сцена", "Свет", "Эффекты сценические". Энциклопедия не содержит отдельных статей о танцах и музыкальных инструментах, но в статьях "Танец" и "Музыкальные инструменты" читатель найд„т сведения по этим вопросам.

В Энциклопедии публикуются статьи о всех народных артистах СССР и республик, но, ввиду ограниченного объ„ма издания, в биографических статьях даются сведения главным образом справочного характера и определяется то положительное значение, которое имеет творчество данного деятеля для развития национального театрального искусства.

В статьях о великих писателях, художниках и композиторах, творчество которых связано не только с театральным искусством, освещается лишь их театральная деятельность, а сведения, касающиеся других сторон творчества (в том числе в области литературы и кинематографии), и биографии почти не даются.

В биографических статьях о деятелях театрального искусства дореволюционной России даты рождения и смерти указываются обычно по старому и новому стилю (если указана одна дата, это значит, что установить, к какому стилю она относится, не удалось).

Статьи об отдельных пьесах, операх, балетах содержат сведения об их первых постановках в нашей стране и за рубежом и о некоторых других постановках. Оценка значения этих произведений содержится обычно в статьях, посвящ„нных их авторам - драматургам, композиторам, а оценка постановок часто отмечается в статьях о соответствующих театрах, режиссерах и т. д. При отборе пьес, опер, балетов, которым Театральная Энциклопедия посвящает отдельные статьи, редакция ограничилась крупнейшими произведениями классиков и некоторыми популярными совр. пьесами. Остальные, произведения указываются в статьях о драматургах (композиторах). В заключительном томе будет опубликован список всех произведений, упоминаемых в Энциклопедии.

Пьесы, имеющие несколько названий, приводятся под наиболее популярным на русской сцене названием, например "Нора", а не "Кукольный дом" ("Нора"). Названия произведений на языках народов СССР и зарубежных стран даются в переводе на русский язык. В отдельных случаях приводится наименование пьес в подлиннике.

Дата, сопровождающая название произведения в статьях о драматургах, композиторах, в очерках о театре и драматургии, означает, как правило, дату первой постановки. В некоторых случаях первая постановка заменяется одной из первых, но более значительной, чем предшествующие спектакли, постановкой. В тех случаях, когда между датой сочинения и датой постановки существует значительный разрыв во времени, указываются, по возможности, обе даты (сначала дата сочинения, затем дата постановки).

В статьях о режиссерах, балетмейстерах, художниках их постановки, как правило, датируются. Исполнение ролей актерами датируется только в статьях о виднейших деятелях театра или в случаях, когда роль является выдающимся созданием актера, а также в статьях об актерах прошлого, деятельность которых почти не получила освещения в печати. Обычно роли актеров указываются или хронологически, по мере их создания, гли группируются по разделам репертуара (роли в национальной классике, в русской и мировой классике, в современном национальном репертуаре, в современном русском и переводном репертуаре).

Статьи о театрах помещены, как правило, под названиями, определяющими их национальную принадлежность (например, "Армянский театр им. Г. Сундукяна", "Грузинский театр им. Ш. Руставели" и т.п.), кроме тех случаев, когда театр имеет установившееся за ним название (например, "Ва-немуйне") или носит имя деятеля, с творчеством которого непосредственно связана деятельность театра (например, "Вахтангова имени театр"), или если название города, где помещается театр, прочно вошло в его наименование (например,"Ленинаканский театр им. Мравяна", а не "Армянский театр им.Мравяна"). Исключение составляют многочисленные русские театры, а также украинские и узбекские театры, статьи о которых помещаются в соответствии с наименованием города, где они находятся (например "Киевский театр им. Франко", "Ленинградский театр им.Пушкина").Статьи о театрах зарубежных стран даются под установившимися за этими театрами наименованиями в русской транскрипции ("Комеди Франсез", "Берлинер ансамбль" и т. д.). Названия театров большей частью даются сокращенно. К статьям о крупнейших советских театрах прилагается список основного репертуара с 1917 года.

В целях экономии места редакция широко использует принятые в энциклопедических изданиях сокращения. При упоминании произведений, получивших всеобщую известность (главным образом классических), не приводится фамилия автора (например, "Ревизор", а не "Ревизор" Гоголя); при упоминании некоторых популярных ролей, также известных большинству читателей, не указываются названия произведений, в которых действуют эти персонажи (например, Городничий, Гамлет, Чацкий). В тех случаях, когда в перечне произведений опускается фамилия автора, между этим произведением и следующим за ним ставится точка с запятой (например, "Любовь Яровая"; "Иркутская история" Арбузова). Та же пунктуация соблюдается, когда в перечне ролей опускается название произведения (например, Гамлет; Бенедикт - "Много шума из ничего"). При упоминании ролей в одноим„нных пьесах (или партий в одноим„нных операх, балетах) название заменяется сокращением "о. п." (одноим„нное произведение): например, Вильгельм Телль (о. п. Шиллера). Инициалы автора опускаются при названии произведения и при упоминании в тексте всемирно известных им„н (Шекспир, Пушкин, Гоголь, а не У. Шекспир, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В обзорных очерках о театре и драматургии отдельных стран инициалы указываются только при первом упоминании деятелей данной страны.

Иллюстрации даются к статьям, посвящ„нным театральному искусству республик СССР, зарубежных стран, к статьям о крупнейших театрах, к отдельным терминам ("Грим", "Искусство актера", "Сцена" и т. д.). Иллюстрируется также ряд статей: о народных артистах СССР и республик, о режиссерах, статьи, посвящ„нные творчеству выдающихся актеров прошлого, некоторые статьи о деятелях современного театра зарубежных стран. Количество иллюстраций лимитируется объ„мом издания.

К подготовке Энциклопедии привлечены театроведы СССР и некоторых зарубежных стран. В обсуждении словника и крупных статей принимают участие Институт истории искусств Академии наук СССР, а также Ленинградский государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии. Материал по искусству республик подготавливают специальные научно-исследовательские институты и другие театроведческие организации республик:

Институт искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН БССР, Научно-исследовательский институт искусствознания АН Узб. ССР, Институт истории искусств Арм. ССР, Институт архитектуры и искусства АН Азерб. ССР, Театральный институт Груз. ССР и Театральный музей Груз. ССР, Театральное общество Эст. ССР, Сектор искусствоведения АН Каз. ССР. Словники рецензировались в ряде зарубежных стран (Англии, Болгарии, Румынии, Польше, ГДР, Чехословакии, Китае, Нидерландах, Югославии, Индии и др.). Консультационную работу проводят: Высший институт театрального искусства (София), Научный институт театра и кино (Будапешт), Ассоциация театральных деятелей и драматургов (Пекин), Государственный институт искусств (Варшава), Институт истории искусств (Бухарест), Кабинет чешского театра Чехословацкой академии наук (Прага), Театральный музей (Белград) и др. Большую помощь в подготовке издания оказывает библиографический кабинет Всероссийского театрального общества.

Статьи Энциклопедии подписываются инициалами авторов (расшифровка инициалов да„тся в конце каждого тома).Статьи, не имеющие подписи, подготовлены редакцией.

В последнем томе помещается указатель с тематической систематизацией опубликованного в томах материала.

Список основных сокращений, принятых для настоящего издания, помещ„н в конце первого тома.

ААВ, Эвальд (22.II.1900-21.III.1939) - эстонский композитор. Один из основоположников эст. нац. оперы. В 1926 окончил Таллинскую консерваторию (ученик А. Каппа). В 1928 т-ром "Эстония" была поставлена героике-романтич. опера А. "Викерцы" ("Викинги"; новая пост. - в театре "Ванемуйне", 1956) - муз. драма о походе древних эстов, боровшихся против скандинавских завоевателей - викингов, в шведскую крепость Сигтуна в 1198. Опера А.- одно из первых значительных произв. эст. оперной музыки; арии и ансамбли из "Викерцев" входят в концертный репертуар эст. певцов. А. принадлежит также ряд симф., камерно-инструмент. и др. соч. Был одним из руководителей эст. хоров; мн. внимания уделял изучению нар. муз. иск-ва.

Лит.: Миловский С., Оперное и балетное творчество, в кн.: Музыка советской Эстонии, Таллин, 1956. X. Кыр.

ААЛБЕРГ (Aalberg), Ида (4.XII.1857, Леппякоски. - 17.1, 1915, Петербург) - финская актриса. В 1874 начала сценич. деятельность в Финском т-ре в Гельсингфорсе (Хельсинки), где работала до 1885 и в 1887-89. В 1885 играла в т-рах Стокгольма, Осло, затем - Копенгагена, Берлина. В 1893 организовала собств. труппу, выступавшую в Финляндии и России (Петербург). В 1909-11 участвовала в руководстве Финским напио.-нальным т-ром. Иск-во А\, одной из крупнейших фин. актрис, отличалось большой драматич. силой. А. создавала образы любящих и страдающих женщин, отмеченные глубиной чувств, цельностью и страстностью.. В игре А. тонкое раскрытие психологии героинь сочеталось с отточенной внешней формой, тщательной отделкой деталей. Среди лучших ролей: Кирсти ("Смерть Элины" Нюмерса), Офелия, Мария Стюарт;

Гретхен ("Фауст" Г„те), Магда ("Родина" Зудермана), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Феодора (о. п. Сарду), Нора; Ребекка и Гедда Габлер ("Росмерсхольм", "Гедда Габлер" Ибсена). А. "С.

ААРНИ (Aarni), Карло (р. 2.VIII. 1888) - финский актер и режиссер. Ученик известных фин. актеров Э. Томпури, А. Алберга, А. Орьятсало. Дебютировал в 1907 в "Рабочем т-ре" (Тампере), где работал до 1910. В 1910-16 гастролировал по стране, в 1916-17 работал в "Новом театре" (Хельсинки), в 4925-27- в т-ре "Народная сцена" (Хельсинки), в 4918-25, 1940-48-в "Таммерфорсском т-ре". Среди ролей А.: Эско, Ээнокки, Сакеус ("Сельские сапожни ки", "Обручение", "Леа" Киви), Уолеви ("Смерть Элины" Нюмерса), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и др.

С 1918 занимался режиссерской деятельностью. А. поставил пьесы нац. драматургии: "Сельские сапожники", "Куллерво", "Обручение", "Леа" Киви, "Дани-ель Хьюрт" Векселля, "Женщины Нискавуорн" ("Каменное гнездо") Вуолийоки. Среди др. работ: "Гамлет", "Двенадцатая ночь"; "Воскресение" (по Л. Толстому), "Ревизор" и др. А. воспитал мн. актеров и режиссеров финского т-ра, уделял большое внимание работе сельских театр. кружков. В 1929-50 принимал участие в работе т-ров небольших городов: Тампере, Котка, Раума и др. С. Л.

"АБАЙ"- 1) Трагедия М. Ауэзова и Л. Соболева в 4 актах, 6 картинах (о последнем периоде жизни великого казахского поэта, демократа-просветителя Абая Кунанбаева). Соч. 1939 (на казах, и рус. яз. параллельно). Пост. 20 окт. 1940, Казахский т-р драмы, Алма-Ата [реж. Токианов, худ-Чарномский (декорации) и Ходжиков (костюмы), компози тор Жубанов; Абай - Куанышпаев, Керим - Бадыров и Айманов, Айдар - Сыздыков, Зайнеп - Койчубаева, Жи-ренше - Кожамкулов1. Ставилась также в Семипалатинске (в 1945, 1952 - казах, труппой, в 1959 - рус.) и в др. городах Каз. ССР.

2) Инсценировка по роману "Абай" М. Ауэзова. Пост. 28 дек. 1949, Казахский т-р драмы, Алма-Ата. Ст. пр 1952. [Авторы инсц. и режиссеры спектакля Айманов и Штейн, худ. Голубович, композитор Ерзакович (в основе - муз. песни Абая и Биржана); Юный Абай - Исмаилов, Абай "в зрелом возрасте - Бадыров, Кунанбай - Куанышпаев, Даркембай - Умурзаков, Зере - Койчубаева, Майбасар - Кожамкулов. Ведущий - Айманов и Букеева]. Инсценировка ставилась казах. т-рами в Караганде, Чимкенте, Гурьеве и др.

И з д а н и я.-А у э з о в М., Соболев Л., Абай. Трагедия в 4 актах, б к., М.- Л., 1945.

Лит.: Л ь в о в Н. И., Казахский Академический театр драмы, Алма-Ата, 1957, с. 160-166, 307-313. А. Шн.

АБАКАРОВ, Ахмед хан (р. 12. XII. 1931) - даргинский (Дагестан) советский писатель, драматург. Первый даргинский проф. драматург. В 1956 окончил Лит. ин-т им. Горького в Москве. Лит. деятельность начал в 1948. Написал пьесу "Виноватые" (1957, Кумыкский т-р, Махачкала), пьесу для детей "Нур-Эддин --золотые руки" (1959, т-р кукол, Махачкала). М.Я.

И. Аалбергв роли Гедды Габлер. Худ. А. Эдельфельт.

АБАКАРОВ, Рабадан Гасанович (р. 1917) - советский цирковой артист; канатоходец. По национальности лак. Нар. арт. РСФСР (1960). Член КПСС с 1948. В цирке начал работать с 1935. Создатель, участник и руководитель номера даг. канатоходцев "Цовкра". А. впервые перен„с на канат сложные акробатич. трюки с подкидной доской и др. Успешно работает и как педагог-тренер, воспитал ряд артистов цирка из числа лакской молод„жи (участники номера: нар. арт. Даг. АССР М. Абакаров, М. Агаев, заслуженный арт. Даг. АССР К. Меджидов).

АБАКЛИЯ, Тамара Григорьевна [19. VIII (1. IX). 1905 -14. V. 1953J - грузинский советский скульптор, театральный художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Член КПСС с 1942.В 1924-29 училась в Тбилисской академии художеств. В области те-атрально-декорац. живописи начала работать под рук. К. А. Марджанишвили. В 1932-34 работала художником Кутаисского т-ра. В театрах Тбилиси оформила спектакли: в Т-ре им. Марджанишвили - "Коммуна в степи" Кулиша (1930), "Шамиль" Ва-кели (1935), "Лали" Каладзе (1947); в Т-ре им. Руставели- "Поладаури" Шаншиашвили (1938), "Оленье ущелье" Клди-ашвили (1944), "Хевисбери Гоча" по Казбеги (1945); в Т-ре оперы и балета имени Палиашвили - "Малтак-ва" Ш. Тактакишвили (1938), и др. А. принадлежит художественное оформление кинокартин "Арсен", "Георгий Саакадзе", "Давид Гурамишвили" и др. Н. Э.

АБАЛКИН, Николай Александрович (р. 17.X. 1906) - русский советский театровед и критик. Член КПСС с 1942. Окончил режиссерский ф-т ГИТИСа (1940). Лит. деятельность начал в 1930. Критич. статьи и рецензии А. посв. вопросам сов. т-ра.

Соч.: Система Станиславского и советский театр, М., 1950, 2 изд., М., 1954; Кругозор драматурга. Заметки театрального критика, М., 1957; Театр русского народа, в сб.: Ежегодник Малого театра 1953-1954, М., 1956, с. 11-70; Судьба героя, "Октябрь", 1956, .ј 3, с. 174-182; Содержание темы, "Октябрь", 1957, ј 8, с. 188-196. (7. Г.

АБАРИНОВА, Антонина Ивановна (наст. фам.- Рейхельт) [12/24). VII. 1842 - 16 (29). VII. 19011 - русская оперная (контральто, впоследствии - меццо-сопрано) и драматическая актриса. Училась пению сначала в Петербурге, затем в Милане. Брала уроки пения у П. Виардо в Париже (в 1874). С 1861 пела в оперных т-рах Генуи, Москвы, Одессы и др. городов под псевд. Реджи. В конце 60-х гг. работала в оперных т-рах Одессы и Тифлиса. В 1872 после удачного дебюта в Петербурге (Перикола- "Птички певчие" Оффенбаха) была зачислена на службу в оперный и драм. императорские т-ры. До 1878 выступала преим. в операх и опереттах. Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), Княгиня, Лаура ("Русалка", "Каменный гость" Даргомыжского), Спиридоновна ("Вражья сила" Серова), Памела ("Фра-Дьяволе" Обера). А. обладала ровным во всех регистрах голосом, прекрасной фразировкой, большой музыкальностью. С 1878 до конца жизни работала в драме. Роли: Наталия Дмитриевна ("Горе от ума"), Звездинцева ("Плоды просвещения"), Гурмыжская и Огудалова ("Лес" и "Бесприданница").

Соч.: Воспоминания, "Ист вест.", П., 1901, янв., с. 213-224. Лит.: "ЕИТ". Сезон 1897-98" СПБ, 1899,с. 430-37. А. Кл.

АБАРЯН, Александр Авакович [р. 14(27).XII. 1902]- армянский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Член КПСС. Сце-нич. деятельность начал в 1922 в Кисловодске, затем работал актером и режиссером в арм. т-рах Баку и др. городов. В 1938-43-гл. режиссер арм. т-ра в Тбилиси, в 1946-53 - Ленинаканского т-ра, с 1953-режиссер арм. т-ра в Тбилиси.

Пост. спектакли: "Интервенция" Славина (1934), "Аристократы" Погодина (1936), "Шах-наме" Джанана (1936), "Враги" (1938), "Русские люди" (1942) - в Тбилиси; "Разор„нный очаг" Сундукяна (1947), "Таланты и поклонники" (1951) - в Ленинакане.

АБАШЕВ, Петр Тимофеевич (р. 24.VII.1934)-бурят-ский советский артист балета. Засл. арт. РСФСР (1959). В 1955 окончил Ленингр. хореографическое уч-ще. С того же года - в Т-ре оперы и балета (Улан-Удэ). Исполняет центр, мужские партии в балетах: Зоригто ("Во имя любви" Батуева и Майзеля), Енисей ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Зигфрид Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Евгений ("Свет над долиной" Ряузова), Али-батыр ("Шурале" Яруллина). Танец А. , исполнен мужества и пластич. выразительности.

АБАШИДЗЕ, Анастасия (Тасо) Васильевна [17(29). III. 1881-15. IX. 1958] - груз. сов. актриса. Нар, арт. Груз. ССР (1943). Род. в Тифлисе. Дочь выдающихся груз. актеров В. Абашидзе и М. Сапаровой-Аба-шидзе. Сценич. деятельность начала в 1899 в Тифлисской груз. драм. труппе. Выступала также в операх и опереттах. С 1921 - актриса Т-ра им. Руставели (Тбилиси). С 1926 работала в Чиатурскоми др. т-рах Грузии, в 1934-48 - в Т-ре им. Марджанишвили (Тбилиси). Играла роли травести и комедийные: Автандил ("Свет" Гедеванишвили), Рипсиме ("Затмение солнца в Грузии" Антонова), Машо ("Деньги и происхождение" Азиани). Автор "Воспоминаний" (1954).

С О Ч.: о о *Э о d n Д., Эпагобдббо, ооооЬо, 1954.

АБАШИДЗЕ, Василий (Васо) Алексеевич [22. XI (4.XII). 1854, Душети (Грузия),- 9.X.1926, Тбилиси] - грузинский актер. Один из основоположников груз. реалистич. актерской школы. Нар. арт. республики (1922). Род. в семье учителя. По окончании Тифлисской гимназии работал учителем в Кутаиси. С 1874 принимал участие в любительских спектаклях (в Кутаиси). В 1879 вступил в Тифлисскую груз. драм. труппу. В творчестве А. нашли отражение идеи нац.-освободит. движения в Грузии 2-й пол. 19 в. Яркий характерный и комедийный актер, А. создавал образы, отличавшиеся социальной остротой, выразительностью, народностью, нац. колоритом. Среди обширной галереи сценич. образов А. особое место занимают роли в груз. драматургии: в комедиях Г. Эристави - Карапет ("Скупой"), Саркис Богданыч ("Тяжбам), Микиртум ("Раздел"), 3. Антонова - Геурк и Микиртум ("Затмение солнца в Грузии"); Р. Эристави-Шатилутов ("Сначала скончались, потом повенчались");

А. Цагарели - Аветик ("Иные нынче времена"), Акоп ("Ханума"), Мазутиан ("Цимбирели"); А. Казбеги - Арсен ("Купец"); И. Гедеванишвили - Сако ("Жертва"). А. играл в пьесах Г. Сундукяна - Зимзимов ("Пэпо"), Исайя ("Хатабала"). Среди ролей А. в русской и мировой классике: Фамусов, Хлестаков, Городничий, Шмага; Белогубов и Юсов ("Доходное место"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Скапен, Тар-тюф; Арган ("Мнимый больной") и др. А. славился также исполнением водевильных ролей. Выступал и как режиссер, руководил тифлисским груз. т-ром. Написал неск. пьес, перев„л и переделал 42 комедии и водевиля, неск. оперетт. Основал (1885) и редактировал первый груз. театр. журнал "Театри". Издавал сборники пьес, способствовавшие развитию груз. драматургии. В 1894 в газете "Иверия"А. опубликовал "Краткие сведения о драматическом искусстве", обобщив творч. опыт актеров своего поколения. А. утверждал основы реализма в груз. актерском творчестве. Был первым груз. актером, удостоенным звания народного артиста Республики. Имя А. присвоено Тбилисскому груз. театру муз. комедии. Г. Б.

АБАШИДЗЕ, Тамара Аслановна [22.IV(4.V). 1892-16. V. 1960] - грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950). С 1913 выступала в любительских спектаклях в Чиатуре. Училась в театр. студии в Ростове (1916). С 1921 играла в районных т-рах Грузии (Кутаиси, Чиатура, Гори и др.). Играла героико-драматич. и комедийные роли: Ханума (о. п. Цагарели), Кручинина, Васса Железнова и др.

АББА (Abba), Марта (р. 25.VI.1900) - итальянская актриса. Обучалась в Академии любителей иск-ва и в Школе декламации в Милане. Сценич. деятельность начала в 1923 в Народном т-ре (Милан). В

1925 Л. Пиранделло пригласил А. в Художественный т-р в Риме, выступавший в Италии и за рубежом, и

А. выдвинулась в число лучших итал. актрис. Играла гл. роли в комедиях, написанных для не„ Пиранделло, - "Диана и Туда", "Подруга ж„н", "Встреча". В 1928-29 организовала собственную труппу, в репертуаре к-рой осн. место занимали пьесы Пиранделло. А. играла также гл. роли в пьесах К. Гольдони ("Хитрая вдова"), Б. Шоу ("Святая Иоанна"), С. Моэма ("Пенелопа"), в инсценировках "Анны Карениной" Л. Толстого и "Сверчка на печи" Диккенса. В 1934 А. исполняла роль Порции в "Венецианском купце", пост. М. Рейнхард-том для фестиваля в Венеции. В .1938 оставила театр, вновь вернулась в 1953; играла главным образом роли в пьесах Пиранделло.

АББАС, Ходжа Ахмад (р. 7.VI.1914) - индийский писатель, драматург, кинорежиссер и сценарист. Род. в г. Панипате. Пишет на урду и англ. языках. Лит. деятельность начал в 1935. Автор ряда пьес, из к-рых наиболее популярны "Зубейда" (1941), "Ананас и атомная бомба" (1943), "Бессмертие" (1951) и др. В этих пьесах А. освещает различные социальные проблемы, жизнь совр. инд. общества. Пьеса "Зубейда", рассказывающая о женщине-мусульманке, впервые вступающей в обществ, жизнь, с успехов ставилась группой хиндустани Ассоциации народных театров. А. принадлежат сценарии фильмов "Бродяга", "Господин 420"; постановка (совм. с В. Прониным) и сценарий (совм. с М. Смирновой) фильма "Афанасий Никитин" и др. А. - член Всемирного Совета Мира. Св. П.

АББАСОВ, Ашраф Джалал оглы (р. 23. III.1920)- азербайджанский советский композитор. Член КПСС с 1946. В 1948 окончил Бакинскую консерваторию (ученик проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гаджибекова), в 1952 - аспирантуру Моск. консерватории (руководитель-М. И. Чудаки). Творч. деятельность начал в 1938. Автор балета "Чернушка" (1960, Баку, Т-р оперы и балета им. Ахундова), музыки к спектаклям "В начале мая" Любимовой (1946, ТЮЗ, Баку), "Фитнэ" Шайка (1946, ТЮЗ, Баку), "Царство цветов" Азимзаде (1948, ТЮЗ, Баку) и др. Композитор широко пользуется гармонич. языком и интонац. особенностями ашугской музыки.С 1954 А.доцент кафедры композиции Бакинской консерватории. Автор симф. поэм, концертов и др. произв.

Лит. соч.: Узеир Гаджибеков и его опера оК„р-оглы", Баку, 1956. К. Кае.

АББАСОВ, Гаджи Ага Муталиб оглы (р. 16.VI. 1888) - азербайджанский советский актер, театральный деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932). Впервые на сцене выступил в 1905 в роли Молла Ибрагима Халила в одноим. комедии М. Ф. Ахундова. Играл в до-революц. азерб. труппах, исполняя преим. комедийные и бытовые роли. В сов. время был в числе организаторов Бакинского сатир.-агиттеатра, к-рым руководил в 1921-24. Один из первых деятелей союза "Рабис" (1921). В 1925-29 был директором и актером Т-ра им. Азизбекова (Баку). В 1930-37 - директор театр. техникума.

Среди ролей А.: Гаджи Гамбар ("Из-под дождя, дав ливень" Везирова), Расул,Шамдан-бек ("Бахадыр и Сона", "Шамдан-бек" Нариманова) и др. Особенно ярко и выразительно играл роль шейха Насрулла ("Мертвецы" Мамедкулизаде). Автор одноактных пьес и водевилей ("Молла Панах Вагиф", "Завоевание Баку").7i\ Кас.

АБЬАСОВ, Мирза Али (1874-1943) - азербайджанский советский актер. Засл. арт. Груз. ССР (1924). Впервые выступил на сцене в 1898 в роли Фарраша в комедии "Везир ленкоранского ханства" Ахундова. Работал в азерб. драм. труппе в Тифлисе, участвовал в гастрольных спектаклях в Тебризе, Ташкенте и др. городах. Был одним из организаторов, ведущим актером и режиссером (с 1916) тифлисского азерб. т-ра. Играл преим. трагедийные роли в манере, близкой к традициям крупнейшего азерб. актера Араблинского.

Роли: Каджар ("Ага Мухаммед-шах Каджар" Ах-вердова), Отелло; Франц ("Разбойники") и др. К. Кае.

АББАСОВ, Эйюб Джебраил оглы(1905-18. XII. 1957) - азербайджанский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1954). Член КПСС с 1929. В 1932 окончил Бакинский педагогич. ин-т, работал учителем в Нахичевани. Лит. деятельность начал в 1932 (писал стихи, прозу). Автор ряда ььес на сказочные и сов р. темы, вошедших в репертуар азерб. ТЮЗа (Баку): "Мелик Мамед" (1943), "Песня весны" (1949), "Агиль и Сервиназ" (1958). Я. Кас.

АБДУЛЛА АХМАТ (наст. фам. и имя - А х м е-т о в, Абдулла Сафиевич) [р. 12(25). II 1.1905] - татарский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1944. Лит. деятельность начал в 1929. В 1936 окончил Казанский педагогич. ин-т (факультет языка и лит-ры). Первые пьесы А. - "Соседи", "Звезда"- написаны совм. с А. Алишем (в 1934-35). Автор пьесы-сказки "Падчерица" (1937, Т-р им. Камала, Казань), пьес, посв. нефтяникам Татарии: "Тайны" (1949) и "Слово джигита" (1955) - Т-р им. Камала. Для детского т-ра А. написал пьесы "Гюльчечек" (1951) по нар. сказке, "Подозрительный человек" и др. Х.К.

АБДУЛЛА САБЙР (наст. фам.. и имя - А б-д у л л а е в, Сабирджан) [р. 5(18). IX. 1905] - узбекский советский поэт, драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). Член КПСС с 1945. Лит. деятельность начал в 1925. В 1927 написал первую пьесу "Нал„т на корреспондента". Автор муз. драм: "Дочь садовника" (l'J30, Самаркандский т-р), "Айхон" (1935), "Тахир и Зухра" (1939). Великой Отечеств, войне посв. пьесы: "Курбан Умаров" (1941), "Даврон-ата" (1942) говм. с К. Яшеном, "Азим пушка" (1943) совм. с А. Нсматовым. Написал пьесы "Мукими" об узб. поэте (1954; рус. пер. 1955) и "Таланты" о жизни узб. текстильщиц. Пьесы А. С. ("Мукими", "Курбан Умаров" и др.) ставились в муз.-драм. т-рах Узб. ССР, в т. ч. в Т-ре им. Мукими (Ташкент), в Андижанском, Самаркандском и др. Т. Г.

АБДУЛЛАЕВ, Али Бала Абдулла оглы (р. 23.III. 1915) - азербайджанский советский танцовщик, балетмейстер. Нар. арт. Азерб. ССР (1959). Участвовал в хореографич. кружке профсоюза печатников. В 1935 поступил в танц. ансамбль Азерб. филармонии (Баку). С 1941-худ. рук. танц. группы ансамбля песни и пляски Азерб. филармонии. Яркий исполнитель нар. танцев, А. осуществил также ряд постановок в ансамбле (танцы народов СССР "Дружба" и др.) и танцев в спектаклях т-ров Баку ("Аршин мал алан" У. Гаджи-бекова в Т-ре музкомедии, "Ашик Гариб" 3. Гад-жибекова и "Даиси" Палиашвили - в Театре оперы и балета). К. Кае.

АБДУЛЛАЕВ, Камал Джан Бахиш оглы (р. 18.1. 1927) - азербайджанский советский дириж„р оперы. Засл. деят. иск-в Азербайджанской ССР (1958). Член КПСС с 1958. Окончил Бакинскую (ученик А. А. Гроссмана) и Моск. (ученик Л. М. Гинзбурга) консерватории. С 1952- дириж„р, с 1953- гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Руководил пост. опер "Евгений Онегин" (1953); "Сицилийская вечерня"

Верди (1954), "Азад" Джангирова (1957), балетов "Семь красавиц" Караева (1952); "Спящая красавица" (1955); "Гюлыпен" С. Гаджибекова (1958) и др.

АБДУЛЛАЕВ (псевд. -Ч о п а н), Шахмардан Гасан-Гусейнович [р. 10(23). V.I 911 ] - кумыкский советский актер, лакский писатель, драматург. По национальности лак. Нар. арт. Даг. АССР (1955). В 1954 окончил Дагестанский педагогич. ин-т. Сценич. деятельность начал в Кумыкском т-ре в 1934.

Роли: Алихан ("Чабан Арслан" Курбанова), Вурм ("Коварство и любовь"), Робинзон ("Бесприданница"), Перчихин ("Мещане"), Жевакин ("Женитьба"), Чеусов ("Мятеж" по Фурманову), Бублик ("Платон Кречет"), Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова). Автор пьес:

"Тулпар" (1937-38, Кумыкский т-р, Махачкала, Аварский т-р, Вуйнакск), "Два арбуза в одной руке" (1945, Лакский т-р, Кумух), "Настоящая любовь" (1948, Лакский т-р), "Месть", "Широкий путь". Пьесы А. посвящены совр. жизни Дагестана, борьбе с пережитками прошлого. М. Я.

АБДУЛЛИН, Ибрагим Ахметович (р. 20. IX. 1920) - башкирский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1947. Окончил Лит. ин-т им. Горького в Москве (1957). Лит. деятельность начал в 1938. Первая пьеса - "Алый платок" (1939). Написал пьесы на совр. темы: "Глубокое дыхание" (1947) - о нефтяниках Башкирии, "Обещанное не забывается" (1948), "Мы не расстанемся" (1950), "Прекрасные долины Ак-Идели" (1950), "Свояки" (1952), "Генерал Шай-муратов" (совм. с Ш. Насыровым, 1958)- о патриотизме сов. людей в Отечеств, войне. Пьесы А. пост. в башк. и тат. т-рах. Писал пьесы для самодеятельности.

Соч.: Пьесалар, вфе, 1958; в рус. пер.-[пьесы], в сб.:

Башкирская советская драматургия, М., 1954.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница

© 2000- NIV