Наши партнеры

Выгодно прокат авто санкт петербург легковушка в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 10)


АКТЕ (Achto), урожд„нная С т p „ м e p (Stro-mer), Эмми Шарлотта (14. XI. 1850-2. XII. 1924) - финская артистка оперы (сопрано) и педагог. Жена композитора и певца Л. Н. Акте. Одна из основоположников фин. оперного искусства. Пению обучалась в Хельсинки (у Мехелин), Париже (у Массе), Стокгольме (у Ламперти) и Дрездене (у Хильдах). В 1873-79 А.-ведущая певица "Финской оперы" (Хельсинки). Особенно удавались А. трагедийные эпизоды. Партии:

Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Норма (о. п.

Беллини), Памина ("Волшебная флейта"), Маргарита ("Фауст") и др. В 1891-1922 А. руководила собств. оперной труппой. В 1912-23 преподавал а пластику, пантомиму и оперное иск-во вГельсингфорсском муз. ин-те (ныне Академия им. Сибелиуса) работала в театр. училище при Швед. т-ре в Хельсинки.

Лит.: Krohn H., Suomalaisen oopperan ensimmainen tahti, Helsinki, 1927. А. С., С. Л.

АКТЕО (полное название: Ц ен т p а л ь н а я театральная секция Главного художественного комитета Академического центра Наркомпроса) - организация, руководившая театральным искусством РСФСР. Была создана в 1921 на основе ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса.

В задачи А. входило: "а) теоретическое и программное руководство всем театральным делом, в РСФСР; б) широкое содействие зарождению и развитию 1?јых форм театра, созвучных переживаемой эпохе; в) социальное углубление, усовершенствование и охрана высших достижений исторически сложившегося русского театра; приобщение последвего к великому строительству преображ„нной культуры трудящихся масс; г) широкое содействие зарождению и развитию национальных театров народов, населяющих Республику и автономные области РСФСР" (Из "Положения об Актео", утвержд„нного Наркомпросом 24.V. 1921, журн. "Культура театра", М., 1921, ј 6).

А. состоял из 3 подотделов (научного, экспериментального и общего), Управления гос. академич. т-рами, ряда комиссий. При А. функционировали 2 совещательных органа: Художественный совет по творческим вопросам, Коллегия по делам организации и хозяйства. В 1924 руководство всеми т-рами перешло к художественному отделу Главполитпросвета Нарком-проса. Л. Шн.

АКТ‚Р (франц. acteur, от лат. actor - исполнитель), артист (франц. artiste, от лат. ars - искусство),- исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино. См. Искусство актера.

АКТЕ-ЯЛАНДЕР (Ackte-Jalander), Айно (23. IV. 1876-8. VI 11.1944) - финская артистка оперы (сопрано) и музыкально-общественный деятель. Дочь композитора и певца Л. Н. Акте и певицы Э. Ш. Акте. Пению обучалась у своей матери и в Парижской консерватории. Впервые выступила как концертная певица в 1893. В 1897-1903 пела в "Гранд-Опера" (Париж), в 1904-06- в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); одновременно выступала в фин. оперных т-рах, гастролировала в Англии и др. странах. Партии: Айно (о.п. Мелартина), Эльза, Елизавета, Ева ("Лоэнгрин", "Тангейзер", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Саломея (о. п. Штрауса), Микаэла, Тоска и др. В 1911 А.-Я. основала совм. с Э. Фацером "Финский отечественный оперный театр"; позднейшие названия - "Финская опера" (с 1914), "Финская национальная опера" (с 1956). В 1911-16 и в 30-х гг. А.-Я. была организатором многочисл. "праздников оперной музыки" в Финляндии. В 1928-30 преподавала оперное пение в Хельсинкской консерватории. В 1938-39 - директор "Финской оперы".

Лит. с о ч.: Muistojeni kirja. Kuvitettu, Helsingissa, 1925;

Taiteeni taipaleelta. Kuvitettu, Helsinki, 1935. А. С., С. Л.

АКУНЬЯ (Acuna), Мануэль (27. VIII. ' 1849-6. XII. 1873) - мексиканский поэт. Лит. деятельность начал в 1868. Примыкал к группе писателей, боровшихся за создание нац. культуры. Автор драмы "Прошлое", изображавшей трагич. судьбу падшей женщины. Пост. этой драмы в 1872 явилась значит, событием в обществ, жизни страны.

С о ч.: Obrs; poesias, teatro, articulos y cartas, Mexico, 1949 (см. также вступ. ст.). Ю JJ

АКУТАГАВА, Ясуси (р. 12. VII. 1925) - япон ский композитор. В 1949 окончил муз. академию в Токио по кл. композиции, фп. и дирижирования.Творч. деятельность начал в 1947. Автор балетов "Потерянный рай" (1950), "Сон на дне озера", "Дитя реки", "Пламя и человек", симф. триптиха, песен, хоров, музыки к фильмам и др. Принимал участие в движении "Поющие голоса Японии". Н. И.

АКЦИЙ (Accius), Луций (170-ок. 85 до н.э.)- древнеримский драматург. Написал св. 40 трагедий, содержание к-рых заимствовано преим. из греч. мифологии, перерабатывал произв. Эсхила, Софокла и Еврипида. Иногда объединял в одной трагедии материал двух близких по сюжету драм своих предшественников. Создал также 2 трагедии на римский сюжет (т. н. претексты, лат. praetextae); из них наибольшей известностью пользовалась трагедия "Б рут", посв. изгнанию последнего рим. царя Тарквиния Гордого. Трагедии А. сохранились 'лишь в отрывках (св. 700 строк), по к-рым видно, что его стиль находился под сильным воздействием ораторской речи и отличался патетич. приподнятостью и афористичностью.

Издания: (Фрагменты А.) в изд. Remains of old Latin, ed. and transi, by E. И. Warmington, v. 2, Carnbr.- Mass.- L., 1935.

Лит.: История римской литературы, под общей ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954, с. 96-99. В. Я.

АКЫН - в Казахстане и Киргизии поэт-импровизатор, певец, композитор-мелодист. А. создавали свои песни (текст и мелодию), импровизируя в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. А. должен был обладать наблюдательностью, острой памятью, артистич. дарованием. Живая мимика, особая выразительность слов, изобретательное обращение с домброй (А. помахивает ею над головой, окручивает вокруг туловища), "обыгрывание" костюма (шапки, рукавов и т. д.) придавало выступлениям А. характер театр. зрелища. А. выступали в соревнованиях нар. певцов - айтысах.

Лит.: Исмаилов Е., Акыны, Алма-Ата. 195 7. Н. Л.

АЛАВЕРДЯН, Левон Александрович [р. 19 (31). 111.1887] - армянский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1951). Сценич. деятельность начал в 1908 в Тифлисе. С 1932 - актер Арм. т-ра драмы (Тбилиси). Играет преим. характерные роли: Бархудар ("Намус" Ширванзаде), Бриллиантов ("Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Дудукин ("Без вины виноватые") и др. Б. А.

АЛАДАТЯН, Николайос (ум. 1875) - армянский драматург. Окончил Моск. ун-т (юридич. ф-т). Был одним из основателей арм. студенческого т-ра (1859) в Москве. Автор бытовой комедии-водевиля "Пропали мои пятьдесят червонцев", пост. в 1859 в Москве студентами. В. Т.

АЛАДЖАЛОВ, Сем„н Иванович[р. 24. VII (6. VJII). 1902] - армянский советский театральный художник. Окончил Высшие художеств. мастерские (ВХУТЕМАС) в Москве. Работу в т-ре начал с 1924 в 1-м Государственном театре в Ереване (ныне Т-p имени Сундукяна). Оформил спектакли: "Тартюф" (1924), "Отелло" (1926), "Доходное место" (1929), "Егор Булычев и другие" (1933 и 1952). В Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (Ереван) оформил балет "Счастье" Хачатуряна (1939). С 1927 работает в т-рах Москвы и др. городов. Спектакли: "Винтовка 492 11 б" Крона (Госцентюз, 1928), "Восстание Восэ" (Театр имени Лахути, Сталинабад, 1934) и др. Л. Хпл,

АЛАДОВ, Николай Ильич [р. 9 (21). XII. 1890] - белорусский советский композитор. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1942. В 1910 окончил Петерб. консерваторию. С 1932 вед„т педагогич. работу в Минской консерватории (с 1946 - профессор). Автор оперы "Андрей Косте-ня" (соч. 1947 ) о героич. борьбе Константина Заслонова против фашистских захватчиков, музыкальной комедии "Тарас на Парнасе" (соч. 1927), а также симф., камерных и др. сочинений. В р. С.

АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де - см. Руис де Аларкон-и-Мендоса.

АЛБАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки алб. т-ра восходят к древней культуре иллирийских плем„н, живших на Балканском п-ове во 2-м тысячелетии до н. э. Значит, роль в культурной жизни иллирийцев сыграли древнегреч. колонии - Коркира,

Бутротон, Диррахий, Аполлония. В греч. городах на территории Иллирии устраивались театр. представления. Здесь сохранились остатки театр. зданий. До наших дней у албанцев распространены нар. игры, гл. обр. на темы из жизни крестьян, возникшие под влиянием древнегреческих театральных представлений.

Формированию национального театра в Албании препятствовало многовековое господство иностранных государств, особенно турецкое иго, длившееся 5 веков. В Италии оригинальные драматические произв. были созданы в 19 в. алб. эмигрантами (арбре-шами). Известный писатель И. Де Рада написал трагедии "Нумидийцы" и "Софонисба", А. Сантори - стихотворную романтич. трагедию "Иеробоам" и драму "Эмира". Первые театр. представления в Албании относятся к концу 19 в.; в это время Кото Ходжи организовал театр. кружок, просуществовавший 4 года. В 1879 в г. Ш кодере ученики католич. школы пост. пьесу "Сын еврея" П. Баби. Вначале представления шли на итал. или лат. яз., позже - на алб. яз. К периоду освободит, борьбы албанцев против тур. ига относится творчество основоположника алб. драматургии С. Фрашери, автора патриотич. пьесы "Клятва верности" (1880), пост. к-рой были осуществлены в колониях алб. эмигрантов в Америке, Румынии и др. странах. В это же время писатель С. Гечови написал пьесу "Князь Моиси Големи" на историч. тему. Используя выразит, диалект горцев, автор впервые вв„л в алб. драматургию нар. яз. Пьесы М. Дучи "Судьба" и "Честь" отличались занимательным сюжетом, рааработкой характеров. В нач. 20 в. писатель-патриот М. Грамено написал драмы в стихах: "Проклятия албанскому языку" (1905)-о стремлении албанцев к изучению родного языка, и "Смерть Пирра"

(1906), отразившую политич. настроения в Албании конца 19 в. Ф. Ноли перев„л на албанский язык трагедии "Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь", "Отел-ло" Шекспира и пьесу "Враг народа" Ибсена. Ему принадлежит драма "Израильтяне и филистимляне"

(1907), в которой он ставил актуальную для своего времени проблему борьбы против лжепатриотов в национальном антитурецком движении. В 1909 появилась драма "Любовь к родине" Н. Дельвина. Классик алб. литературы поэт А. Зако-Чаюпи создал пьесы, большинство к-рых до наст. времени входит в репертуар нац. т-ров. В его комедии "Четырнадцатилетний жених" изображены быт и нравы алб. крестьян, с большим мастерством обрисованы характеры героев. Патриотич. пьеса "После смерти" отличается антитурецкой направленностью. В трагедию "Сын своей земли", написанную в стиле франц. классицизма, Зако-Чаюпи вв„л образ нац. героя Скандербега. Важный вклад в алб. драматургию вн„с писатель Ф. Пос-толи, написавший пьесы "Незабудка", "Долг матери", "Женитьба адвоката". К историч. и обществ, темам обращались в своих пьесах Э. Харапи ("Мустафа-наша"). К. Мирдита ("Смерть Скандербега"), X. Стер-мили ("Страдающие дибранцы" и "Любовь и верность"), К. Фл„чи ("Вера и Родина" и "Карл Топия"). Писатель Э. Хаджиадемк в своих стихотворных трагедиях на античные темы следовал канонам "Поэтики" Аристотеля, стремясь создать образцы албанской классической драмы.

Большинство произв. алб. драматургии ставилось любительскими театр. труппами. Особенно много таких трупп появилось после провозглашения нац. независимости Албании в 1912. По окончании 1-й мировой войны любительские труппы были созданы во всех крупных городах Албании - Шкодере, Корче, Тиране, Эльбасане, Дурресе, Вл„ре, Нгирокастре. Возникли театр. общества ("Братство", "Богдани", "Клятва албанцев" - в Шкодере; "Молод„жь Корчи" и

"Друг искусства" - в Корче), пытавшиеся в условиях реакционного режима ставить пьесы на политич. темы. Ряд постановок об-ва "Клятва албанцев", осуществл„нных в 1928-39, .был запрещ„н цензурой. В спектаклях театрального об-ва выступали видные актеры-любители: 3. Хиль Гега, Л. Ковачи, Г. Коле Дайя, М. Прендуши, А. Кастрати, Ф. Хаджимери, Д. Радими, М. Попи и др. Значительную роль в развитии алб. театр. иск-ва сыграл в этот период реж. С. Мио.

С 1939, после вторжения в Албанию итал. фашистов, театр. представления в городах прекратились, но театр. кружки были созданы в партизанских отрядах. После бо„в в освобожд„нных городах и с„лах партизаны устраивали театр. представления под открытым небом, иногда - в церквах и мечетях. Театр. кружки существовали подпольно в концентрационных лагерях, в оккупированных городах (Тирана, Корча, Дуррес и др.). Ставились пьесы, интермедии, скетчи на актуальные темы. В начале существования партизанского т-ра представления носили импровизационный характер. Устраивались представления теневого т-ра, пантомимы. В июле 1943, когда борьба алб. народа против оккупантов приобрела особенно активный характер, появились первые революц. пьесы, написанные партизанами и драматургами, работавшими в подполье (пьесы не сохранились или известны только по названиям). Подпольные театр. труппы Тираны пост. в 1943 спектакли "Смерть фашизму- свобода народу" А. Бануши, "Пятое мая" С. Вачари и X. Салаку. В Эльбасане была пост. пьеса К. Фл„чи "Триумф свободы".

Важную роль в воспитании молод„жи в духе патриотизма сыграли пионерские т-ры, самым значительным из к-рых был т-р в Тиране; здесь была пост. пьеса "Разорванное знамя" С. Вачари, отражавшая ненависть алб. пионеров к оккупантам. Партизанский т-р, проникнутый идеями революции, пафосом борьбы за светлое будущее, был важным звеном в политическом воспитании народа. Здесь начали свою деятельность драматурги Б. Левоня, С. Вачари, режиссер А. Пано, актеры Н. Фрашери, Л. Филипп, Э. Аголи и др.

В мае 1944 в г. Пермети была создана Центральная театральная группа при нац.-освободит, армии. После освобождения страны (ноябрь 1944), в январе 1945, открылась первая драм. школа (Тирана) для подготовки профессиональных актеров. В мае 1945 организован первый профессиональный албанский театр - Государственный т-р, ныне Народный т-р в Тиране. В 1946 на сцене этого т-ра были пост.: "Женитьба" Гоголя, "Мать" по Горькому, "Портрет" Афиногенова, "Чудесный сплав" Киршона. Среди первых пост. алб. произв. - "Эпопея Баллы Комбе-тар" по поэме Ш. Мусарайя, "Священник Г„ни" К. Яковы, "Префект" Левони (в гл. рола М. Попи). Вначале в репертуаре т-ра преобладали произв. сов. драматургии - "Нашествие", "Русский вопрос", "Платон Кречет"; "Московский характер" Софро-нова, и др. Конкурсы, организованные Министерством образования и Союзом писателей Албании, способствовали появлению новых произв. нац. драматургов. Пьесы "Халиль и Хайрия" К. Яковы" "Семь храбрецов из Шальяна" Н. Люцы, "Дракон из Драгобии" Дж. Брои, "Скандербег" С. Питарки посвящены теме борьбы против турок. Пьесы "Раны, которые говорят" Левони, "Под гн„том" Брои, "В бурю" Ф. Пач-рамп, "Молод„жь" В. Винчани, "Семья рыбака" С. Питарки обличают фашизм. О борьбе против пособников империалистов рассказывается в пьесе "Задание" Ф. Гьяты. Жизнь новой алб. деревни отражена в пьесах "Наша земля" К. Яковы, "Девушка из села" Гьяты, "Амбиция" Левони, "Свет и тени" Брои. Судьбе алб" женщины, получившей равные права с мужчиной, посвящены пьесы "Майлинда" Брои, "Чужой очаг" Люцы, "Сестра Катерина" В. Зико. В 1957-58 большим событием в жизни алб. театра стал спектакль "Кремл„вские куранты" (в роли В. И. Ленина- Л. Филипи).

Проф. т-ры созданы во мн. городах Албании: Т-р км. Мичени (в 1949) - в Шкодере, Т-р им. Чаюпи (1950) - в Корче, Т-р им. Моисеи (1953) - в Дурре-се. Среди видных алб. режиссеров - П. Стилу, С. Мио, З.Андри, а также А. Пано, К. Спахивогли, А. Мало. В числе ведущих актеров Албании: М. Попи, Л. Ковачи, П. Гека, Л. Филипи, 3. Юбани, К. Роши, Н. Фра-шери. На сцене проф. т-ра впервые появились женщины-актрисы (раньше женские роли играли мужчи-иы) - Б. Имами, Т. Курти, Д. Пелинку, М. Логореци, В. Мануши и др. С 1947 многие алб. актеры и режиссеры учились в Советском Союзе. Большую помощь в воспитании нац. актеров оказали сов. режиссеры В.Ф. Дудин и А. И. Кричко, работавшие также как режиссеры. В 1959 в Тиране организовано первое высшее учебное заведение для подготовки актеров - Ин-т им. А. Моисеи.

В 1946 в Тиране открыт Художественный лицей для подготовки оперных кадров. В 1950 на его основе создана Гос. филармония, к-рая стала муз. центром страны. При филармонии организованы хор, группа солистов-певцов, танцев, группа и др. 29 ноября 1953 филармония поставила при участии певцов И. Труя, X. Пелинку и др. первый в истории алб. иск-ва оперный спектакль - "Русалку" Даргомыжского. После этого состоялись премьеры балета "Эсмеральда", оперы "Иван Сусанин" и др. В 1956 был создан Гос. т-р оперы и балета Албании. Т-р пост. оперы - "Проданная невеста" (1956), "Травиата" (1957), "Иоланта" (1957); "Сельская честь" Маска-ньи (1958), "Севильский .цирюльник" (1958); "Дон Паскуале" Доницетти (1959), "Евгений Онегин" (1959); балеты - "Бахчисарайский фонтан", "Шурале";

"Фадетта" Делиба, и др. Вначале в труппу т-ра входили гл. обр. молодые артисты, выступавшие преим. на эстраде. В наст. время в т-ре работают артисты, получившие спец. муз. образование (многие- в СССР). Среди них певцы - А. Муля, М. Джемали, С. Рафаэль, Дж. Атанас: певицы - лауреат премии Республики М. Края, Г. Костури, Т. Чаво, К. Мулиси; дириж„ры-М. Крантя, Р. Теча; хормейстер К. Трако; танцовщик А. Алиай и др. В 1956 при т-ре была открыта балетная школа. В 1959 была пост. первая алб. нац. опера "Мрика" П. Яковы, в 1960 - опера "Весна" Т. Дайи. В 1954 в Корче состоялась премьера первой алб. оперетты "Рассвет" К. Коно\ в 1956 в Дурресе - премьера оперетты алб. композитора П. Дунгу "Дружба", посв. дружбе алб. и сов. народов.

Лит.: Histori e letesise shipe, T. 1-2. Tirane, 1960.

АЛБЕРГ (Ahlbera-), Аксель (23. III. 1855-4. II. 1927)-финский актер. Работал журналистом. В 1878-1924 - актер Финского национального г-ра в Хельсинки. Вначале исполнял роли героев и любовников, позднее-характерные. Роли А.:

Хыорт ("Даниэль Хьюрт" Векселля), Клаус ("Смерть Элины" Нюмерса), Ранк ("Кукольный дом" Ибсена), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Ромео, Гамлет, Отелло;

Антоний ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мортимер ("Мария Стюарт"), Сехисмондо ("Жизнь есть сон" Кальдерона) и др. Л. С.

АЛБЕРС (Albers), Хенри (1. II. 1866- 12. IX. 1926) - голландский артист оперы (бас-баритон). Впервые выступил на оперной сцене в Амстердаме в 1889. Пел в Амстердаме, Брюсселе (до 1910), затем - в США и др. странах. Партии: Мефистофель, Меркуцио ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Ирод ("Иродиада" Массне), с успехом выступал в операх Вагнера - Вотан, Ганс Сакс, Вольфрам ("Кольцо Нибелунга", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тан-гейзер"). Я. Ш.

АЛБЙНИ (Albini), Сречко (10. XII. 1869, Жу-панья,-18. IV. 1933, Загреб) - югославский композитор и дириж„р. Музыке обучался в Граце у В. Мейера. В 1893-95 работал дириж„ром в Граце, в 1895- 1902 - в Хорватском нар. т-ре в Загребе. В 1909- 1918 был директором Загребской оперы. Осуществил здесь пост. многих произв. югосл. композиторов, в т. ч. Б. Берсы "Огонь" (1911), И. Хатце "Возвращение" (1911), В. Новака "Весенняя буря" (1914), Б. Широлы "Новелла Станца" (1915), Ф. Лотки "Мин-га" (1918), а также классич. оперных произведений. Автор оперы "Маричон" (1911), балета "Плитвичские оз„ра" (1898), оперетт "Набоб" ("Босоногая танцовщица") (1906), "Мадам Трубадур" (1907) (поставлены в Хорватском нар. т-ре, Загреб), музыки к драмам "Ричард III" Шекспира, "Павлимир" Палмотича (1896) и др. А. получил известность как автор жизнерадостной, вес„лой музыки. Его оперетта "Барон Тренк" (Лейпциг, 1908) ставилась на сценах Италии и мн. др. стран.

Лит.: Safranek - KavicL., Srecko Albini, "Obzor", 1933, ј 91. Ю. Ч.

АЛБРЕГТ (Albregt), Ян (1829-1879)- голландский актер. С 14 лет выступал на сцене. В 1850 дебютировал на сцене Амстердамского т-ра (в роли Питера - "Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), позднее возглавлял (вместе с ван Оллефеном) т-р в Роттердаме. В 1876-79 работал в Нидерландском т-ре в Амстердаме. Известен как исполнитель характерных ролей. Среди них лучшая - Гарпагон ("Скупой"). Играл также Януса ("Янус Тюлп" Мау-рика), Гриньона ("Дамская война" Скриба), заглавную роль в инсц. "Бедного дворянина" Консиан-са, и др. А. В,

АЛВАРЯН, Каро Соломонович [р. 24. IV (6. V). 1895] - армянский советский режиссер и актер. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1954). Сценич. деятельность начал в 1920 в Туапсе. В 1925 окончил арм. драм. студию в Москве и начал работать актером и режиссером в Арм. т-ре драмы (Тбилиси), затем-в арм. т-рах Харькова, Баку, Кировабада. В 1947-59 был главным режиссером Армянского т-ра в Степанакерте. Пост. спектакли: "В кольце" Ва-гаршяна (1932), "Севиль" Джабарлы (1935), "Чудесный сплав" Киршона (1935), "Арсен" Шаншиашви-ли (1938). Б. А.

АЛДА (Alda), наст. фам.-Д е и в и с (Davis), Фрэнсис (31. V. 1883-18. IX. 1952)-американская артистка оперы (сопрано). Пению училась у Б. Маркези в Париже, где впервые выступила на оперной сцене в 1904. В 1908 пела в Милане в т-ре "Ла Скала", исполнила партию Луизы на премьере оперы "Луиза" Шарпантье. В 1908-10 и 1911-29 была ведущей солисткой "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Манон (о. п. Массне), Роксана ("Сирано де Бержерак" Дам-роша), Клеопатра ("Ночь Клеопатры" Халдея), Ма-делена (о. п. Герберта) и др. Участвовала во мн. премьерах опер в Америке, в т. ч. оперы "Князь Игорь". С особым успехом выступала в операх совр, франц. композиторов. В 1929 А. оставила сцену и занималась педагогич. деятельностью.

Л и т. с о ч.: Men, women and tenors, N. Y., 1937. Лит.: Metropolitain Opera Annals, N. Y., 1947. Л. А/.

"АЛДАР КОСЕ" ("Вес„лый обманщик")- балет К. А. Корчмар„ва, либретто К. Бурунова и Н. С. Хо? фина (о герое фольклора стран Средней Азии Алдаре Косе, защитнике слабых и угнет„нных, по мотивам туркменских сказок). Пост. 31 окт. 1942, Туркменский т-р оперы и балета им. Махтумкулн, Ашхабад (Алдар Косе-Какабаев, Карагыз - Сатлыклычева, Реджеп - Джапаров; балетм. Холфин, ди' риж„р Орланский, худ. Рабинович). В новой редакции на сцене того же т-ра в апр. 1952 (Алдар Косе-Исмаилов, Хан - Гельдыев, Эке - Кондюкова, Меред - Ахундов; ба летм. Джапаров, дириж„р Аллануров, худ. Кордыш). Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (1949), Малый оперный т-р, Ленинград (1951), Саратовский т-р оперы и балета (1954). ?? /?.

АЛЕЙРАК (Alayrac) - см. Далейрак.

"АЛ‚КО" - опера С. В. Рахманинова, либр. В. И. Немировича-Данченко по поэме А. Пушкина "Цыганы". Пост. 27 апр. 1893, Большой т-р (Алеко - Корсов, Молодой цыган - Клементьев, Земфира - Дейша-Сноницкая, Старый цыган - Власов, Старая цыганка - Шубина; дириж„р Аль-тани); 18 окт. 1893 пост. в Киеве силами артистов рус. оперы (Алеко - Бобров, Земфира - Эйген, Молодой цыган - Борисенко, Старый цыган - Левицкий, Старая цыганка - Томская; дириж„р Рахманинов). 27 мая 1899, Петербург, Таврический дворец - на юбилейном вечере, посв. 100-летию со дня рождения Пушкина (Алеко - Шаляпин, Земфира - Дейша-Сионицкая, Старик - Фрей, Молодой цыган - Ершов; хор и балет Мариинского т-ра); возобновлена в Москве 21 сснт. 1903, Новый т-р (Алеко - Шаляпин, Молодой цыган - Барсуков, Земфира - Салина, Старик - Трез-винский, Старая цыганка - Шперлинг; дириж„р Фельдт, худ. К. Головин, балетм. Манохин).

На сов. сцене впервые пост. 10 апр. 1921, Петроград, Гос. академич. т-р комич. оперы (ныне Ленингр. Малый оперный т-р) (Алеко - Шаляпин; дириж„р Якобсон, пост. Оленина, худ. Ламбин). Пост. также в Т-ре оперы н балета им. Ахундова (Баку, 1959). Опера ставилась на ученич. спектаклях оперной студии Моск. консерватории (1929 и 1945), оперной студии Харьковской консерватории (1947), студии Латв. консерватории (1949). В самодеятельности: Московским клубом железнодорожников им. Кухмистерова (1927), кружком Пермского клуба железнодорожников (1935), коллективом клуба МВД (Ленинград, 1949) и др. Во мн. города! СССР ставилась в концертном исполнении.

Издания.- "А"., М., Гутхейль, [18 92]; М., Музсектор, 1925; Музгнз, 1948; партитура, ред. И. Иордан и Г. Киркора, М., Музгиз, 1953.

Лит.: С. В. Рахманинов и русская опера. Сборник статей под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1947; Полякова Л., "Алеко" С. Рахманинова, М.- Л., 1949 (Путеводитель по Пушкинским операм). Н. Г р.

АЛЕКПЕРОВ, Алескер Гаджи Ага оглы (р. 1910) - азербайджанский советский актер. Нар. арт. СССР (1961). .Член КПСС с 1944. Сценич. деятельность начал в 1927 в Рабочем т-ре (Баку). С 1933 - актер

Т-ра им Азизбекова (Баку). Роли: Шах-Зеир ("Шах-наме" Джанана), Макдуф, Тибальд ("Макбет", "Ромео и Джульетта"). В 1938 создал величеств, образ поэта Вагифа (о. п. Самеда Вургуна). А. играет преим. трагедийные роли, среди к-рых особое место занимает образ Отелло (1949). К лучшим ролям А. относятся: революционер Ханлар (о. п. Самеда Вургуна), народные герои Гатыр Мамед (о. п. 3. Халила) и Гачах Наби (о. п. С. Рустама). Среди образов современников - Алхан ("Вешние воды" Эффендиева), полководец Джаваншир ( о. п. М. Гусейна). Образы, создан-яые А., отмечены драматической силой, мощным темпераментом. А. успешно играет также характерные роли, обращаясь порой к острому гротеску: Саламов ("1905 год" Джабарлы), Прохор ("Васса Железно-ва"). Снимался в кино ("Кендлиляр", "Ч„рные скалы" и др.). К. Кае"

АЛЕКСАНДЕР (Alexander), Питер (р. 1893) - английский театровед. Исследователь творчества Шекспира. С 1935- профессор университета в Глазго. Подготовил один из наиболее научно достоверных текстов драматич. произв. Шекспира (The Complete works; a new ed... by P. Alexander, L.Glasgow" 1951).

Соч.: Shakespeare's "Henry VI" and "Richard III", Cambr. 1929; Shakespeare's life and art, L., 1939; Shakespeare's pro-nounciation, Oxf., 1945. A. A,

АЛЕКСАНДР‚СКУ (Alexandrescu), Сикэ (р. 1896)- румынский режиссер. Народный артист РНР (1959). Род. в актерской семье. На формирование творчества А. оказало воздействие иск-во крупнейших рум. режиссеров К. Ноттара, А. Давила, П. Густи. В 1913 начал сценич. деятельность как помощник режиссера опереточной, затем оперной труппы. В 1919-28 работал в Национальном т-ре г. Клужа (ученик актера и реж. 3, Бырса-на). В этом т-ре А. поставил комедии Мольера, пьесы В. Эфтимиу, Л. Ребряну и др. В 1928 осуществил пост. комедии "Во время карнавала" Кара-джале. В 30-40-е гг. А. выступал как режиссер, инсценировщик драм. произведений, директор и антрепрен„р частных трупп. А. способствовал появлению в репертуаре рум. т-ров пьес М. Себастьяна, Т. Мушатеску. С 1947 А.- главный режиссер Национального т-ра в Бухаресте. Особенно полно режиссерское мастерство А. раскрылось в работе над комедией (более 30 раз А. ставил "Потерянное письмо" Караджале). В Нац. т-ре А. пост. спектакли:

"Бурная ночь" и "Во время карнавала" Караджале, "Ревизор"; "Самодуры" Гольдони, комедии Мольера. Среди пост. А.-"Безымянная звезда" и "Последние известия" Себастьяна, "Взбесившийся ягн„нок" Ба-ранги и др. А. поставил также ряд исторических драм: "Бэлческу" Петреску, "Куза Вода" и "Матей Милло" Штефанеску и др. А. одним из первых обратился к постановке пьес на темы современности:

"Бал в Фэгэдэу" и "Сорная трава" Баранги, "Ч„рные годы" Баранги и Морару, "Персональное дело" Штейна. А. обращает большое внимание на работу с актером, развивает реалистич. традиции рум. театр. искусства. Дважды удостоен Государственной премии РНР. Я. Р.

АЛЕКСАНДРЙ (Alecsandri), Василе (14. VI. 1821, Бакэу, - 22. VIII. 1890, Мирчешть) - румынский и молдавский писатель, драматург. Род. в семье боярина. Образование получил в Яссах и Париже (1834-39). Начал литературную деятельность в 1840.

Выступал за демократич. преобразования, реалистич. направленность иск-ва и лит-ры. Драматургия А. имела большое значение для развития румынского и молдавского нац. т-ра и драматургии. С 1940 был руководителем (вместе с AI. Когэлничану и К . Нег-руцци) театра в Яссах. А. насаждал на национальной сцене оригинальный репертуар. Утверждал воспитательные задачи т-ра. Написал св. 50 пьес, в т. ч.: "Йоргу из Садагуры" (1844), "Яссы во время карнавала" (1845), "Кирица в Яссах" (1850). В сво„м демократическом и романтическом по направленности творчестве А. обличал продажность, лицемерие господствующих классов. В сатирической сказке-феерии "Сынзяна и Пепеля" (1880), созданной по мотивам молд. фольклора, А. критикует правителей страны, выражает в образе героя лучшие черты народа. Историч. драма "Овидий" (1884, Молд. т-р в Кишин„ве, 1959) проникнута глубоким лиризмом и поэтичностью, др.-римский поэт изображ„н гуманистом и патриотом. Среди пьес А.-историч. драмы "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882). Пьесы А. "Сынзяна". "Пепеля", "Овидий" и др. до наф. времени сохраняются в репертуаре молд. и рум. т-ров.

Соч.: Опере ын 4 волумэ, вол. 1-4, Кишинэу, 1958- 1959 (вол. 2 и 3 - Teatru, на молд. яз.); Избранное, иер. с румын, яз., М., 1959.

Лит.: К о р о б а н В., Василе Александры, Кишинев, 1959; Teatru, v. 1-2, Вис., 1952-53. Д fJ

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР - см. Ленинградский государственный академический театр драмы. им. А. С, Пушкина.

АЛЕКСАНДРОВ, Александр Александрович (род. 1905) - советский цирковой артист; велофигурист. Член КПСС с 1937 . В 1931 окончил Уч-ще циркового иск-ва (Москва) и начал работу в цирке. А. является создателем и руководителем одного из лучших в СССР номеров велофигуристов.

АЛЕКСАНДРОВ, Александр Васильевич [20. Ill (1. IV). 1883-8. VII. 1946] - русский советский композитор и дириж„р хора. Нар. арт. СССР (1937). Генерал-майор. Член КПСС с 1939. Музыке обучался в хормейстерских классах Пе-терб. певческой капеллы, а также в Петерб. (1900-02) и Моск. (1908-13) консерваториях. В 1913-18 работал педагогом и хоровым дириж„ром в Твери, с 1918 А.- преподаватель, с 1922 - проф. Моск.консерватории, в 1922- 1928- хормейстер Камерного т-ра, в 1926-30 - дириж„р Гос. хоровой капеллы. А. - организатор (1928) и руководитель Краснознам„нногоЛм-самбля песни и пляски Советской Армии (ныне имени А.), с к-рым связана творч. деятельность композитора. А. принадлежат хоры, песни, муз. монтажи, обработки нар. песен и песен гражд. войны (в т. ч. "По долинам и по взгорьям"), песни врем„н Великой Отечеств, войны (в т. ч. "Священная война", получившая всенародную популярность) и др. А.-автор музыки Гос. гимна Советского Союза (1943). А. принадлежит к числу крупнейших деятелей муз. культуры СССР, был выдающимся мастером сов. хорового иск-ва. Мужественная, простая и выразительная манера исполнения Ансамбля сложилась в период руководства А. Боевая решительность, отвага и задор, живость и естественность муз. воплощения, мастерство сопоставления динамич. эффектов, ч„ткая дикция характеризуют как исполнит, стиль ансамбля, так и творчество А., дириж„ра и композитора. Деятельность А. имела большое значение для развития иск-ва хорового пения в Советской Армии и для формирования проф. ансамблей песни. Ст. пр. (1942, 1946).

Лит.: Рабинович А., Музыкальная эмблема Отечественной войны, "Сов. музыка", 1946, ј 7; Шилов А., А. В. Александров, М., 1955.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница