Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Купить Вилла в Бенидорм alexhomeinvest.com.

Театральная энциклопедия
(страница 14)


"АЛЬЦЕСТА" ("Alceste") - i) Опера X. Глюка, итал. либр. Р. Кальцабиджи (по Еврипиду). Пост. 26 дек. 1767, Вена; в России - пост. 1798, Петербург. На рус. языке - в т-ре Шереметева, Кусково (близ Москвы), после 1785.

2) Опера Т. Раупаха, текст А. Сумарокова. Первая рус. опера на рус. текст. Пост. 28 июня 1758, Петергоф, Придворный т-р. Исполнялась силами придворных певчих. В 1764 пост. в Петербурге (Адмет - Бортнянский, Альцеста - Соколовский, Геркулес - Сичевский, Прозерпина - Носа-ченко). Новая пост.- 8 дек. 1774 во дворце гр. С. К. Нарышкина (Петербург). Исполнители: Кралевна, Санковская, Ки-риаков. Опера шла в сопровождении оркестра духовых (роговых) инструментов.

Издания.-"А." Глюка-партитура, Vienne, 1769; нов. изд., Р., Richault, [1874J. Н.Гр.

АЛЬШВАНГ, Арнольд Александрович [19.IX (1.Х). 1898-28. VII. 1960] -русский советский музыковед. Окончил Киевскую консерваторию (покл. фп.1920, по кл. композиции - 1922). Автор работ по истории рус. и зарубежной музыки 19--20 вв., а также по вопросам сов. муз. творчества и исполнительства. Проф. Киевской и Моск. консерваторий, доктор искусствоведения (1944).

Соч.: Клод Дебюсси, М.-Л., 1935; Бетховен, М.-Л., 1952; Опыт анализа творчества П. И. Чайковского (1864- 1878), М.-Л., 1951; Чайковский, M., 1959; Избранные статьи, M., 1959, и др.

Лит.: Бернандт Гр., А. А. Алыпванг, "Советская музыка", 1941, ;ј1;Кулаковский Л., Талантливый музыковед, там же, 1955, ј 9.

АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15). VIIJ. 1787, Тобольск,- 22. II (6. III). 1851, Москва]- русский композитор. С 1797 жил в Петербурге, с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан (Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х гг. снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобр„л как автор романсов, из к-рых всемирную славу завоевал "Соловей" (П. Ви-ардо, М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока в опере"Севильский цирюльник" Россини). А. принадлежат также оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и др. соч. На сцене пост. его комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" на либретто П. А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой т-р, Петербург) и комич. балет "Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты" (1827, Большой т-р, Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они содержат много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а также в овеянных тонким юмором комич. сценах. Сценарий балета, поставленного Ф. Бернаделли, не сохранился. На открытие моек. Большого театра в 1825 А. совм. с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева. В истории русской театр. музыки А. занимает видное место как наиболее значительный, наряду с Верстовским, автор опер-водевилей. Им написана музыка к опере-водевилю Н. И. Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение" (с Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой т-р, Петербург), к комедии-водевилю М. Н. Загоскина "Деревенский философ" (1823, т-р на Моховой, Москва; та же музыка - в комедии-водевиле "Путешествующая тап-цовщица-актриса, или Три сестры-невесты" П. Н. Арапова, 1824, Большой т-р, Петербург), к операм-водевилям А. И. Писарева: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (с Верстовским и Шольцем, 1824, т-р на Моховой, Москва), "Проситель" (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский, 1824, там же), "Хлопотун, или Дело мастера боится" (с Верстовским, 1824, Малый т-р), "Встреча дилижансов" (с Верстовским, 1825, Большой т-р, Москва), "Забавы калифа, или Шутки на одни сутки" ( с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (с Верстовским, 1825, там же). Для Большого т-ра А., находившийся ко времени написания "Забав калифа" в заключении, написал в 1827 музыку к операм-водевилям Писарева "Две записки, или Без вины виноват", "Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам" ( по Фавару) (в обоих случаях совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского "Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль", комедии-водевилю Н. А. Шатилова (по Скрибу и Дюпену) "Нераздельные, или Новое средство платить долги" (вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева (по Скрибу и Варнеру) "Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам" (совм. с Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р. М. Золотова (по Дартуа и Эжену) "Утро и вечер, или Ветер переменился" (1826) с музыкой А, Почти все эти пьесы шли в обеих столицах, а нек-рые и в провинции. Музыка А. из прежних водевилей использовалась и в других пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского "Муж и жена" (1830) и "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1831), шедших в Большом т-ре (Москва). Применение наряду с куплетами более развитых вок. форм и расширение при„мов муз. характеристики приближают нек-рые оперы-водевили А. к комич. опере (так, в принадлежащем А. 2-м акте "Забав калифа" встречаются арии, хоры, балетный дивертисмент и разв„рнутый финал). Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр.

А. написал также музыку к ряду драм. спектаклей Большого т-ра (Москва), в т. ч. "Виндзорские кумушки" Шекспира (1838), "Русалка" Пушкина (1838), "Безумная" по И. И. Козлову (1841). Нет сведений об исполнении его муз.-драм. сцены "Кавказский пленник" по повести Пушкина (партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг А. И. Дюбюка издан в 1859). Оперы А. "Аммалат-Бек" по Бес-тужеву-Марлипскому, "Волшебная ночь" по комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира, "Рыбак и русалка, или Злое зелье" (опера-балет) не были поставлены.

Лит.: Тимофеев Г., А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912; Штейнпресс Б., Страницы ив жизни А. А. Алябьева, М., 1956; e г о ж e, A. A. Алябьев в изгнании, М., 195 9; Глумов А., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; Рабинович A.C., Русская опера до Глинки, М.,1958. В. ///.

АЛЯБЬЕВ, Юрий Александрович [р. 10 (23). XIL 1903] - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1921 окончил в Москве студию драм. иск-ва при Наркомпросе РСФСР. Работал актером в т-рах Тамбова, Могил„ва, Владивостока, Хабаровска, Якутска, Фрунзе. С 1933 - режиссер (с 1948 - гл. режиссер) Самаркандского рус. т-ра. Пост. спектакли: "Ревизор" (1952), "Вишн„вый сад" (1951), "Последние" (1950), "Отелло" (1950), "Тартюф" (1950), "Русский вопрос" (1957); "Семья" Попова (1952) и др. В мягкой реалистич. манере играет характерные роли. Среди работ А.: Скалозуб ("Горе от ума"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Кошкин, Горностаев ("Любовь Яровая"), Берсенев ("Разлом"), Забелин ("Кремл„вские куранты"). В. Д.

АМАГЛОБЕЛИ, Сергей Иванович [12 (24). V. 1899-13. IV. 1946] - грузинский советский театровед, театр. деятель. Член ВКП(б) с 1923. В 1920-24 учился в Тбилисском ун-те на юридич. и экономич. ф-тах. Одновременно работал в редакции газеты "Трибуна". В 1924-28 читал лекции в ун-те, консерватории и Закавказском коммунистич. ун-те, занимался лит. деятельностью. В 1925 - директор Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В 1926-27 - директор Госкинпрома Грузии. С 1928 работал в Москве в Академии художеств. наук, в Комакадемии и др. научных учреждениях. В 1931-32 - директор и худ. рук. Нового театра. В 1933-36 - директор и худ. рук. Малого т-ра. Автор пьес "Хорошая жизнь" (1934, МХТ 2-й), "Сбор мандаринов" (1935).

С О Ч.'. иЗисосгаосо L., спдиоЬи cou обгЬ Зха-СдЭпао, OTaocwobo, 1928.

Грузинский театр (основные этапы развития). Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930. Я. Э.

АМАНАТ, (наст. имя и фамилия - Сайд Ara Хасан) (1816-58) - индийский поэт, драматург. Работал при дворе Ваджида Али-шаха, наваба (правителя) Ауда. В 1853 написал комедию "Индар Сабха" ("Двор Инд-ры"), повествующую о любви пери Сабз к принцу Гульфаму. В пьесе использовались персидские и индийские поэтич. метры. Несмотря на значительные художеств. недостатки (отсутствие действия, слабо развитый диалог и т. д.), пьеса, поставленная в Кай-сарбаге - резиденции аудских навабов, имела успех благодаря пышной постановке, музыке, танцам и обилию песен, куплетов. Эта пьеса вошла в репертуар большинства театр. компаний парсов (представителей религиозной общины, последователей зороастризма), вызвала ряд подражаний (Мадарилал написал свой вариант "Индар Сабха"), была переведена на несколько инд. языков и выдержала 40 изданий. Инд. литературоведы считают, что "Индар Сабха" положила начало развитию драматургии на языках урду и хинди. Св. П.

АМАНОВ, Базар (р.5.V.1908) - туркменский советский актор, драматург. Нар. арт. Туркм. ССР (1944). Чл. КПСС с 1941. В 1929 после окончания Ашхабадской театр. студии вош„л в труппу Туркм. драм. т-ра им. Сталина. Яркий характерный актер. Обладает высокой речевой культурой; богатые, разнообразные интонации являются у А. одним из важнейших выразит, средств. Создал монументальные нар. образы. Играет также отрицат. роли. Среди ролей А.: поэт ("Д жахан" Сейтлиева), Надир-шах ("Кеймир-К„р" Аманова и Бурунова), Непес ("Сын пастуха" Сейтлиева), Швандя ("Любовь Яровая"), Гайдай ("Гибель эскадры"), Огнев ("Фронт"), Яго; Осип ("Ревизор"), Яков Бардин ("Враги"), Незнакомец ("Легенда о любви" Хикмета). Автор пьес "Кемине", "Солтан Сонджар", "Кеймир-К„р" (совм. с К. Буру-новым), инсц. "Зохре и Тахир".

АМАРЙЛИС (Amarilis), наст. имя и фам.- Мария де Кордова-и-делаВега (1600-около 1678),- испанская актриса. Была прозвана "Красавицей". В 1617-49 играла в т-рах Мадрида. Лучшая роль - донья Анна в пьесе "И стены имеют уши" Аларкона. С большим успехом выступала также в пьесе "Хитрость за хитрость" Аларкона и Тирсо де Мо-лины. Об иск-ве А. восторженно отзывались драматурги Г. де Кастро и П. Кальдерон. Я. Т.

AMATO (Amato), Паскуале (21. III. 1878-12. Vili. 1942) - итальянский артист оперы (баритон). Пению обучался в консерватории "Сан-Пьетро" в Неаполе. Впервые выступил на оперной сцене в Милане в 1900. Пел на сценах крупнейших оперных т-ров Европы и Америки. В 1909-21 - солист т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: граф Луна ("Трубадур" Верди), лорд Эштон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Эскамильо и др. С 1921 А. занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Л. M.

"АМБАССАД‚Р" (Ambassadeur)-французский театр. Находится в Париже на авеню Габриель. Открыт в 1830 как кафе с концертной эстрадой, где выступали эстрадные артисты. В 1897-1914 здесь устраивались представления ревю, затем "А." становится мюзик-холлом. В 1929 это здание было снесено и на его месте выстроено новое. С конца 1940-х гг. в "А." ставятся гл. обр. комедии - А. Бернстейна, А. Юссона, А. Руссена и др. Т-р не имеет постоянной труппы, здание сда„тся в аренду различным театр. коллективам, формируемым режиссером для определ. постановки. На сцене "А." выступали актеры-М. Бель, Ж. Габен, Г. Сильвия, Э. Пердриер и др. С 1953 во главе т-ра - Г. Рефуле. Я. Б.

АМБЙВИЙ ТУРПИОН, Луций Амбивий Т у р п и о н (Lucius Ambivius Turpio) (2 в. до н. э.) - римский актер. Современники высоко ценили мастерство А. Т. и сравнивали его с знаменитым актером Росцием. Возглавлял театр. труппу; ставил комедии Теренция и играл в них.

"АМБИГЮ КОМИК" (франц. "L'Ambigu-Comique"- комическая смесь) - французский театр. Один из первых бульварных т-ров Парижа. Создан антрепрен„ром ярмарочных т-ров Н. М. Одино на бульваре Тампль в 1769. В "А.к." шли пьесы разных жанров (отсюда назв. т-ра); играли - ф. Бордье, Моро, Л. Массон. После пожара (1827) было выстроено новое здание на бульваре Сен-Мартен. В 1-й пол. 19 в. "А.к." стал одним из самых популярных бульварных т-ров Парижа; здесь ставились феерии, пантомимы, мелодрамы; выступали Фредерик-Леметр, М. Дор-валь, П. Бокаж и др. В наст. время в "А.к." играют различные труппы.

Лит.: В e a u I i e и H., Les theatres du Boulevard du Crime, P., 1905; Cain ., Anciens theatres de Paris, P., 1906; Albert M.,Les theatres des Boulevards, P.,1902. E. Ф.

AMEHTA (Amenta), Никколо (18. X. 1659, Неаполь,- 25. VII. 1719, там же) - итальянский драматург и публицист. А. написал 7 комедий, в т. ч. "Гостанца" (1699), "Форка" (1700), "Карлотта" (1708). А. отвергал драматургию 17 в., следовавшую образцам исп. "комедии плаща и шпаги" (пьесы А. и Дж. Чиконьини и др.), отличавшуюся напыщенностью, искусственностью, и призывал вернуться к древне-римской комедии и к комедии итал. Возрождения. Его пьесы отмечены простотой сюжета и языка, далеки от грубой буффонады. Ввиду строгостей неаполитанской цензуры А. переносил действие своих пьес в города Тосканы, писал на лит. языке, а не на народном неаполитанском наречии, избегал злободневных нам„ков. рьесы А. пользовались большим успехом в Италии, а также во Франции и Англии. Современники высоко ценили творчество А.

Лит.: Z a g а г i a R., Vita e opere di Niccolo Amenta Bari, 1913.

АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - см. Соедин„нных Штатов Америки драматургия.

АМЕРИКАНСКИЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР (American Ballet Theatre) - балетная труппа, известная под названием "Балле тиэтр".

АМЕРИКАНСКИЙ ТЕАТР - см. Соедин„нных Штатов Америки театр.

АМЕРИКЯН, Цолак (наст.имя и фам.-ГалустКеро-пович С у л у л и к я н) [р. 23. IX (5.Х). 1887 ]- армянский советский актер. Нар. артист Арм. ССР (1947). Род. в г. Трапезунд (Турция) в семье сапожника. Окончил арм. и рус. семинарии в Батуме. До 1908 жил во мн. странах Европы и Африки, работал докером, чернорабочим, служащим. В Париже и Каире посещал т-ры и драм. студии. Впервые на сцене выступил в 1906 в Батуме в спектакле "Гамлет" в роли первого актера. Проф. артистич. деятельность начал в 1909. Играл в труппах Си-рануйш,0. Абеляна,В. Папа-зяна. В дальнейшем сам руководил театр. коллективами, выступая на Кавказе, на Украине, в России. Создал колоритные образы в пьесах арм. классики - Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароня-на), Элизбаров, Гиж-Данэл ("Из-за чести", "Злой дух" Ширванзаде), Кречинский. С 1931 - актер Ленинакан-ского т-ра им. А. Мравяна. Одна из лучших работ А. в этом театре-образ Сатина (1932). Среди ролей в Ленинакане: Муромский ("Свадьба Кречинского", 1946), Манук ara ("Высокочтимые попрошайки" Па-роняна, 1934), Ваштак ("Ара прекрасный" Заряна, 1946), Мальволио, Шейлок ("Двенадцатая ночь", 1944, "Венецианский купец", 1937), Вурм ("Коварство и любовь", 1937) и др. Образы, созданные А., отличаются богатством красок, сочным нац. колоритом, сценич. обаянием. С. Р.

АМЕСАГА (Amezaga),Kapnoc Херман(1862-1906)- перуанский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1870. Написал ок. 40 пьес, среди к-рых наиболее известны: "Базарная площадь" (1891, "Олимпо", Лима) - муз. комедия из жизни ремесленников, "Преступление" (1900, "Принсипаль", Лима) - психо-логич. драма из жизни мелкой буржуазии, "Софья Перовская" (1901, труппа А. Вико, Гавана) - о столкновении рус. революционерки с придворными кругами, "Мольба Антекеры" (1902, "Олимпе") - историч. драма о периоде завоевания испанцами Юж. Америки.

Лит.: Ugarte Chamorro G-., Carlos German Ame-nga-autor teatral peruano, Lima, 1957. Ал.Р

АМЕСКУА - см. Мира де Амескуа Антонио. АМЙНОВА, Хадича (р. 13. XII. 1909) - узбекская советская актриса. Сценич. деятельность начала в 1930 в Андижанском узб. муз.-драм. т-ре. Роли:

Майсара ("Проделки Майсары" Хамзы), Мастон ("Рав-шан и Зулхумор" Яшена), Луиза; Зебо ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова). Игра А. отличается жизненной правдой, искренностью. Особенно удаются актрисе роли матерей. Нар. арт. Узб. ССР (1939). В. Д.

АМИРАНАШВИЛИ, Петр Варламович [р. 3(16). XI. 1906] - грузинский советский артист оперы (баритон). Народный артист СССР (1950). В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу О. А. Бахуташвили-Шульгиной. С этого же года А. работает в Театре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Партии: Автандил ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе, Ст. пр.1947), Мурман, Киазо, Энгичар ("Абесалом и Эте-ри", "Даиси", "Латавра" Палиашвили), Гоча ("Дареджан Коварная" Баланчивадзе), Онегин; Томский ("Пиковая дама"), Демон; Амонасро, Риголетто, Жермон ("Аида",

"Риголетто", "Травиата" Верди), Валентин ("Фауст"), Эскамильо; Тонио ("Паяцы") и др. Выступает как камерный певец. Н. Э.

АМИРБЕКЯН, Дори Бегларович [p.8(21).V.1905] - армянский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начал в 1929 в Сухуми. В 1930-36- актер Рабочего т-ра им. Горького (Ереван), с 1936арм. т-ра в Тбилиси. Яркий харак6* терный актер, с одинаковым мастерством выступающий как в драма-тич., так и в комедийных ролях. Среди ролей А.:

Гиж Мози, Какули,Исаи, Замбахов ("Разор„нный очаг", "Пэпо", "Хатаба-ла" Сундукяна), Рустам ("Намус" Ширванзаде), Огсен ("Дядя Багдасар" Пароняна), Борис ("Гроза"), Отар бек ("Измена" Сумбатова) и другие. Б. А.

АМИРЕДЖЙБИ, Екатерина (Цаца) Георгиевна [р. 22. II (6. III). 1889] - грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950). С 1906 принимала участие в спектаклях нар. т-ра Авчальской аудитории (Тифлис). Училась в театр. студии С. Халютиной в Москве (1910-11). Профессиональную сценическую деятельность начала в 1911 в Тифлисе. Затем работала в Кутаиси, Баку, в 1918-26-в Тбилиси, в 1938-47-в Кутаиси. Игра ла драматические и трагедийные роли: Кетеван ("Родина" Д. Эристави), Зейнаб ("Измена" Сумбатова), Леди Макбет ("Макбет"), Фати ("Из искры" Дадиани). В 1932-38 снималась в кино. Вела педагогическую работу.

Лит.: ) д *Э о d д б., (jO0 ?Эо(до?о, ооооЬо, 1958.

АМЙРОВ, Мирсаяф Масалимович (псевд.- М и р-с а и А м и р) [р. 24. XII. 1906 (6. I. 1907)] - татарский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1945). Член КПСС с 1939. Окончил лит. ин-т им. Горького (Москва). Лит. деятельность начал в 1926. Пьеса А. "Минникамал" рисует героич. труд колхозников в годы Отечеств, войны, образ советской женщины (1944, Т-р им. Камала, Казань), той же теме посв. драма "Песня жизни" (1947); преодоление пережитков прошлого показывает пьеса "Песня продолжается" (1948). А.- автор комедэдй "Моя жена" (1955), "Гулыпаян" (1958, по мотивам тат. юмористич. сказок), героич. драмы "Свобода" (1960). Пьесы А., посвящ. актуальным темам современности, ставились в Т-ре им. Камала (Казань) в Мензелинском передвижном т-ре. Переводил пьесы Погодина, Вс. Вишневского, Корнейчука и др.

С о ч.: Песня жизни, с послесловием Г. Кашшафя, М., 1949;

Минникамал, Казань, 1957; Моя жена, М., 1957. Х.К.

АМЙРОВ, Фикрет Мешади Джамил оглы (р. 22. XI. 1922) - азербайджанский советский композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Член КПСС с 1947. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-5-го созывов. В 1948 окончил Бакинскую консерваторию по классам проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гаджибекова. Творч. деятельность начал в 1940-х гг. В 1942- 1943 А.- худ. руководитель Кировабадской, с 1947- Бакинской филармоний. В 1956-59директор Театра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Автор опер "Улдуз", "Севиль" (1948,1953, Т-р оперы и балета им. Ахундова), муз. комедий "Похитители сердец" (1944), "Радостная весть" (1946) (поставлены в Азерб. т-ре муз. комедии), музыки к спектаклям "Ханлар), "Вагиф" Вургуна, "Заря над Каспием" Касумова (пост. в т-рах Баку), симф. мугамов "Шур", "Кюрди-Овшары" (1948; Ст. пр. 1949) и др. соч.

Лит.: Исмаилова Г., Фикрет Амиров, Баку, 1956. К. Кае.

АМИРХАН, Фатих Зарифович [1 (13). I. 1886- 9. III. 1926] - татарский писатель, драматург, пуб-лгицист. Представитель критич. реализма в тат. лит-ре. Лит. деятельность начал в 1907. Автор пьес: "Молод„жь" (1909), "Неравные" (1914), "Фатхулла Хазрат" (1921) Пьесы А., обличающие реакционное прошлое, ставились в первой тат. труппе "Сайяр" (опубликованы в сб. "Татарка", М., 1959). А. боролся за утверждение реалистич. направления в нац. т-ре. Опубликовал ряд статей по вопросам т-ра.

С о ч.: Сайлан-ма эсэрлэр, т. 2, Казан. 1958; Татарка, Избр. произведения, пер. с татар., М., 1959. f. f{,

АМЙЧИС (Amicis), Анна Лючия де (ок. 1740- 1816) - итальянская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Тези. Впервые выступила на оперной сцене в 1755 в Болонье. В 1763 пела в Лондоне (в спектаклях, к-рыми дирижировал И. X. Бах). Среди лучших партий А.: Полисцена, Теофано, Ро-мильда ("Радамист", "Оттон", "Ксеркс" Генделя). Обладала голосом большой подвижности и звучности. В 1770-76 пела в т-ре "Сан-Карло" (Милан). В 1772 А. исполнила в Милане партию Жимины (опера "Лю-ций Сулла" Моцарта), в к-рую автор вн„с для А. изменения (написал виртуозные пассажи). Л. М.

АММАН-,ДАЛЬСКАЯ, Е. К.- см. Далъская Е. К.

АМПЛУА (франц. emploi - применение, роль) - род ролей, соответствующий сценическим данным актера.

В драм. театре путь развития А.-от типизированных персонажей (масок, аллегорий, символов) к индивидуализированным образам- находится в тесной взаимосвязи с состоянием драматургии и актерского иск-ва. Зачатки А. имелись в античном т-ре (трагич. и комич. актеры, деление ролей - протагонист, девте-рагонист, тритагонист; типизированные персонажи - маски в мимах и в древнеримских ателланах),в ср.-век. театре (комич. персонажи дурака, беса, отчасти аллего-рич. фигуры Зависти, Разума и т. д.). Итал. комедия делъ арте, специализировавшая актеров на исполнении ролей одного постоянного сценич. типа (Панталоне, Смеральдина, Арлекин и др.), способствовала дальнейшему формированию А. Устойчивые А., определявшиеся ч„ткой градацией образов, обществ, положением персонажа, создал франц. классицистический театр 17 в.: короли, тираны, любовники, наперсники и пр. Вариации этих А. вошли в европ. театр 18 в. В России А. были введены по образцу французских Указом ("Статом") от 1766 (составлен директором циркулярных т-ров и музыки И. П. Елагиным и утвержд„н Екатериной II). До нач. 20 в. в России были распространены следующие А.: мужские - любовник, герой, комик, простак, резон„р, фат; женские - комич. старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др.

В странах Востока исполнительские традиции, передаваемые из поколения в поколение, породили строго стабилизировавшуюся систему А. В китайском традиционном театре сложилось 5 осн. групп А. (шэн, дань, цзин, или хуа лянь цзы, чоу, мо), каждая из к-рых дробилась на несколько разновидностей. К концу 17 в. в япон. т-ре Кабуки определилось 8 осн. групп А. (татияку" катакияку, докэяку, кояку, оядзигата, вакасюгата, ояма, или оннагата, кася). В индийском нар. т-ре катакали, где каждый персонаж представлял собой веками канонизированный мифологич. тип, вырабатывалось ок. 12 видов таких делений.

На определ„нных стадиях развития театр. иск-ва деление на А. имело положит. значение, помогая актеру специализироваться на тех или иных ролях, совершенствовать исполнительское мастерство. Располагая готовым кругом ролей, актер мог в любое время вступить в любую труппу. С течением времени система А. стала порождать исполнительские стандарты, штампы. Герои мн. произв. классич. драматургии (напр., в пьесах Шекспира) не укладывались в рамки А. Отдельные крупные актеры, ломая "законы" А., создавали самые различные образы (Д. Гаррик, Э. Терри - в Англии, М. Барон - во Франции, К. Зейдельман - в Германии, М. С. Щепкин, А. П. Ленский, М. Г. Савина, А. Е. Мартынов - в России, и др.). Появление произведений реалистич. драматургии, утверждение в сценич. иск-ве ансамбля нанесли решит, удар системе А. В конце 19 в. против А. выступили крупные деятели нем. т-ра - Г. Лаубе, Э. Девриент, Ф. Дингелыптедт, мейнингенцы (см. Меинингенский театр) и др. В России борьбу с А. и порожд„нными им штампами в„л МХТ во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Следуя осн. творческим принципам Художественного т-ра, актеры МХТ (К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. И. Качалов и мн. др.) создали образцы искусства перевоплощения. В сов. т-ре, перед к-рым встала задача всестороннего и глубокого показа нового человека социалистич. общества, А. в старом смысле себя изживает. Появившиеся в 20-х гг. мнимо-новаторские "теории" замены всех А. одним "взволнованным докладчиком", так же как и попытки вульгарно-приспособленчески "осовременивать" старые названия А. ("социальный герой" и др.), себя не оправдали. Утверждая широкий творч. диапазон актера, сов. театральное иск-во отказывается от закрепления за исполнителем узкого круга ролей, требует многообразия актерского творчества, подлинного перевоплощения, создания различных сценич. характеров. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели т-ров зарубежных стран.

В музыкальном театре А. - род ролей (партий) определ„нного характера, исполняемых певцом в зависимости от его вокальных и сценич. данных (напр., бас-буфф, героич. тенор, а также травести и т. п.), положения, занимаемого певцом в труппе (примадонна, компримарио и т. п.). В европ. оперном т-ре деление труппы на А. было распространено до 2-й пол. 19 в. Композиторы сочиняли оперы в расч„те на определ„нные А. Постепенно в связи с индивидуализацией муз.-сценич. образов понятие А. отмирает (хотя и теперь в оперном т-ре существует деление по характеру голосов). В совр. театре оперетты А. сохраняется по роду ролей, исполняемых певцом (комик-буфф, комик-простак, каскадная певица, и т. п.).

Лит.: Станиславский К. С., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953, с. 444-48; Работа режиссера над советской пьесой. Сб. статей, М.-Л., 1950, с. 94-98; Гу-р е в и ч Л., История русского театрального быта, т. 1, M.-Л., 1939, с. 177-78; Петров H., Поиски амплуа и диапазон советского актера, "Рабочий и театр", Л., 1935, .No 1, с. 8-9;

Постановления Первой Всесоюзной конференции актеров 15-20 апр. 1930 г., М., 1930, с. 37; Троицкий 3.. Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А., Амплуа актера, М., 1922; Poupin A., Dictionnaire historique et pittoresque du theatre et des arts, qui s'y rattachent, P., 1885, p. 326-29; D o е r r у П., Das .Rollenfach und seine Bedeutung fur die Entwicklung der Schauspielkunst, в сб.: Der Schauspieler, hrsg. von Ed. G-eiss-ler, B., 1926, S. 114-24; D l e b o l d B., Das Rollenfach im deutschen jehen Theaterbetrieb des XVIII Jahrhunderts, Lpz., 1913; D о е r r у П., Das Rollenfach im deutschen Theaterbetrieb des XIX Jahrhunderts, B., 1926; Olagnier P., Le droit des artistes, interpretes et executants. P., 1937. A. Шн.

АМРИКЯН, Михрдат Ованесович [1 (13). V. 1843, Тифлис,- 5 (17). II. 1879, Константинополь] - армянский актер. Один из основоположников арм. т-ра нового времени. Окончил духовную семинарию Нерсесян в Тифлисе. С 1859 принимал участие в школьных спектаклях. Завоевал признание исполнением роли Михрдата в трагедии "Смерть Михрдата" Ва-нандеци. С 1863 работал в труппе Г. Чмшкяна. Вместе с Ч мшкяном боролся за утверждение реализма в армянском т-ре, отстаивал обществ, значение театр. иск-ва. С именем А. связаны традиции сценич. воплощения образов в пьесах Г. Сундукяна.С обличительной силой играл роли Замбахова, Саркиса, Зимзимова ("Хатабала", "Ещ„ одна жертва", "Пэпо"). Одна из лучших ролей А.- Франц Моор. С успехом играл роли в водевилях Тер-Григоряна и др. Творчество А. отмечено ярким нац. колоритом, острой характерностью, мастерством ведения диалога. А. выступал как театральный критик, следовал эстетическим взглядам Белинского, в одной из своих работ подверг критике националистич. историч. трагедии. Последние годы жизни пров„л в Константинополе. Вследствие материальных трудностей кончил жизнь самоубийством. Р. 3.

ЛИТ.: 9". Sziflwb, iipfl-шт U.tfp/i/llwbg, уФпрАл,

fi-fil/iu, 1879, Л? 3, k! 154-161. h r, S nnlmb,

Vrttl.wm U.ifp/illjUib. ((/штрпЬл, ft'bit111 1S95, Л! 3, S2-72, П' n L p Ь Ъ S ш fi l ш b l IT/i uil tl.hifnll[iwuiw-Ilwb luphui/illu/l/f ululurifntliflntb/ig. xU nilbwwlluiil il.fiuilluinLfffnLii L шрЬит", bpLmi, 1955, ј 2, 144-151.

АМСТЕРДАМ-столица Нидерландов (871,6 тыс. жит. на 1958). В средние века в дни церковных празднеств на улицах А. силами любителей ставились религиозные "действа". В конце 15 в. в А. возникают первые "камеры риторов", соревнующиеся между собой в постановке моралите и фарсов. (Первое такое состязание в А. произошло в 1496. В н„м участвовало 28 камер). В результате объединения камеры л'Эг-лантье и театр. Академии С. Костера возник первый т-р А.-"Амстердамский городской т-р". Он открылся 3 янв. 1638 пост. патриотической трагедии голландского драматурга И. Вондела "Гейсбрехт ван Амстел" (с тех пор в "Городском т-ре" установилась традиция ежегодной пост. этой пьесы). В 17-18 вв. "Городской т-р" был центром театр. жизни Нидерландов. Наряду с драм. спектаклями здесь ставились и оперы. В 1772 здание т-ра сгорело. В 1774 на его месте выстроен "Новый Амстердамский городской т-р", в к-ром выступали гл. обр. гастролирующие труппы. В 1890 это здание также было уничтожено пожаром и восстановлено в 1894. С этого времени "Городской т-р" был гл. обр. драм. т-ром. Вторым по значению т-ром А. был "Гран-театр", открытый здесь в 1852. На сцене "Гран-театра" выступала гл. обр. нем. опера. В 19 в., помимо названных, в А. существовали также театры:

"Салон де варьете", "Салон ван Боас эн Юделс", "Водевиль Франсе", "Т-р франсе", "Фраскати", "Тиволи". Большинство из них не имело пост. трупп. Подъ„му национального театра способствовала организация в А. в 1870 культурного объединения "Сценический союз Нидерландов". С 1871 это объединение издавало театр. журнал "Нидерландская сцена", в 1874 открыло театр. школу, а в 1875 - т-р, также носивший назв. "Нидерландская сцена" и возглавленныи В. Ройярдсом. Т-р "Нидерландская сцена" вскоре занял ведущее место в художеств. жизни А. В 1888 в А. возник т-р "Нидерландское сценическое объединение", неск. раз обновлявший своих рук. и актеров. В 1912 он наз. "Новое Нидерландское сценическое объединение", и руководил им драматург Г. Хейерманс, затем т-р был переименован в "Королевское Нидерландское сценическое объединение". С 1917 его руководителем был Э. Феркаде. В 1920 Хейерманс открыл "Карре т-р". В 1932-38 и 1946-53 в здании "Городского т-ра" давала спектакли нац. труппа "Амстердамское сценическое объединение", способствовавшая развитию нац. драматургии. С 1946 до 1953 параллельно с "Амстердамским сценическим объединением", а с 1953 самостоятельно здесь выступает "Нидерландская опера".

Лит.: Worp J. A., Geschiedenis van den Amsterdamschen schouwburg,

Amst., 1920; Hunninher B., Het toneel in de Amsterdamse schouwburg van 1637, Amst., 1959 (Mededelingen der koninklijke Nederlandse Akademie van wetenschappen, afd letterkunde, nieuwe reeks, dl 22, JVo. 4.

AMTMAH, Теодор (1884-1938) - латышский актер и режиссер. Брат А.Ф. Амтмана-Бриедита. А. способствовал своей деятельностью развитию прогрессивного латыш. театр. иск-ва, утверждению на нац. сцене реализма. В 1909-13 работал в Новом рижском т-ре, где пост. "Индулис и Ария" Райниса (1912), "Голос и эхо" Упита (1911), "Живой труп" (1911), "Юдифь" Хеббеля (1911) и др. Среди лучших ролей А.: Антынь, Угис ("Золотой конь", "Индулис и Ария" Райниса), Протасов ("Живой труп"), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова). В 1911-13 А. был директором Нового рижского т-ра, в 1915-17 руководил латыш. спектаклями в Таллине. После Октябрьской революции работал в латыш. т-рах СССР, в 1918-19- режиссер Моск. латыш. рабочего т-ра (пост. "Враги"),в 1921-22 возглавлял латыш. агиттеатр в Москве. Работал также в моек. Реалистич. т-ре.

Лит.: Klusais E., Teodors Amtmans, "Darbs", 192.'; ј 2. ff

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница