Наши партнеры

Выгодно прокат авто москва хендай в компании РексРент.
Виллы в Бенидорме. Недвижимость в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 17)


АНДГУЛАДЗЕ, Давид Ясо-нович [р. 3 (15). X. 1895]- грузинский советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1950). Член КПСС с 1946. В 1925 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф.

E. A. Вронского. В том же году впервые выступил на оперной сцене в Тбилиси. В 1927-29 пел в Т-ре имени Станиславского (Москва), в 19291933- в Т-ре оперы и балета имени Палиашвили (Тбилиси). В 1933-35 А. - солист Большого театра. В 1935 вернулся в Тбилиси. Исполнение А., глубоко национальное по характеру, отличалось задушевностью и теплотой. Партии: Тари-эль ("Сказание о Тари-эле" Мшевелидзе, Ст. пр. 1947), Абесалом, Малхаз ("Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили), Шота ("Сказание о Шота Руставели" Аракишви-ли), Герман, Хозе, Канио, Радамес и др. В 1955 А. оставил сцену. С 1946 занимается педагогия, деятельностью (с 1958- профессор Тбилисской консерватории). Я. Э.

АНДЕРСЕН (Andersen), Ханс Кристиан (2. IV. 1805, Оденсе,-4. VIII. 1875, Копенгаген) - датский Писатель. Лит. деятельность начал в 1826-27. Завоевал широкую известность своими сказками и новеллами. А. принадлежат также романтич. драмы, комедии на темы совр. ему жизни, водевили, комедии-сказки, оперные либретто. Пьесы А. ставились на ецене датских т-ров с 1829. Большинство романтич. драм А. носит п-одражат. характер, отличается риторичностью. Исключением среди них являются пьеса "Мулат" (1840), в к-рой выразилось сочувствие автора освободит, борьбе в колониях, и историч. драма Гр„зы короля" (1844). Одна из лучших комедий А. "Первенец" (1845) - сатира на бурж. прессу. А. первым среди датских драматургов начал писать для народной сцены (общедоступный т-р "Казино", репертуар к-рого был рассчитан на нар. зрителя). Наибольшим успехом пользовались сказочные комедии А.: "Цветы счастья" (1845), "Дороже жемчуга и злата" (1849) и др., отличающиеся динамичностью действия, остротой ситуаций, яркими образами, юмором.

Многие сказки А, инсценированы и ставятся в т-ре. На рус. сцене в дореволюц. время были пост.: "Морская царевна" (1910, петерб. т-р "Сказка"), "Принцесса и свинопас", "Огниво, солдат и ведьма" (1912, 1914, моек. т-р Корша) и др. В сов. время были осуществлены пост. сказок "Дикие лебеди" и "Соловей" (1920, 1921, Первый гос. т-р для детей, Москва), "Новое платье короля" (под назв. "Матрос и школяр", 1935, Моск. ТЮЗ). В репертуар Госцентюза вош„л спектакль "Сказки Андерсена" (1936); эта инсценировка в 1938 была поставлена Национальным т-ром в Осло. По мотивам сказок А. написаны пьесы Е, Л. Шварца "Снежная королева" (1938), "Тень" (1940) и др. Сказки "Дикие лебеди", "Снежная королева", "Дюймовочка" ставятся в сов. кукольных т-рах.

С о ч.: A n d e r s e n H. Chr., Samlede skrifter, bd 1-15, 2 udg., Kbh., 1876-1880; в рус. пер.-А н д e p c e н Г. X., Собр. соч. В 4-х тт., пер. с дат., т. 1-4, СПБ, 1894Лит.: Neilendam R., H. C. Andersen og Hofteatret. Anderseniana, raekke 2, bd II, h. 4, Kbh., 1953; N e i i e n d a m R., O m k r i n g H. C., Andersens dramatik. Anderseniana, raekke 2, bd II, h. 4, Kbh., 1953; W o e l C. M., H. C. Ander-eens liv og digtning, bd 1-2, Kbh., 1954. А. Ног.

АНДЕРСЕН-ВЙНГАР (Andersen-Wingar), Альфред (15. X. 1869-21. IV. 1952)-норвежский композитор и скрипач. Музыке обучался в Осло и в Париже (у

Ж. Массне). В 1890-1905 А.-В.- скрипач в т-ре "Кристиания" и Нац. т-ре в Осло. Автор оперы "Фрить-оф и Ингеборг", комич. оперы "Старый метод", оперетты "Принцесса и комедианты"-, музыки к драмам Г. Ибсена "Гедда Габлер" и "Строитель Сольнес", а также симф., вокальных и др. произв. В. Ц.

АНДЕРСОН (Andersen), Джудит (р. 10. II. 1898) - американская актриса. В 1915 выступала на сцене "Ройял т-ра" в Сиднее (Австралия). С 1918 переехала в Нью-Йорк, где работала в т-рах Бродвея и др. А.- одна из крупнейших трагич. актрис США. Роли: леди Макбет; королева Гертруда ("Гамлет"), Ольга ("Три сестры") и др. Играла в пьесах О' Нила:

Нина Лидс, Лавиния Мэннон ("Странная интерлюдия", "Траур к лицу Электре"). С 1933 снимается в кино. К. Б.

АНДЕРСОН (Andersen), Максуэлл (15. XII. 1888- 28. II 1959) - американский драматург. Окончил Станфордский ун-т (штат Калифорния). Работал педагогом, затем журналистом. С 1923 занимался лит. деятельностью (пьеса "Белая пустыня"). В 1924 была пост. антивоен. драма А. "Цена славы", написанная А. совм. с Л. Столлингсом. Вскоре А. стал одним из ведущих драматургов коммерческих т-ров, Бродвея и получил известность в Европе (гл. обр. в Англии и Италии). Наибольшим успехом пользовались его драмы "Зимний закат" (1935), "Бескрылая победа" (1936), "Высокий Тор" (1937), в к-рых А. подвергал критике отд. стороны амер. действительности, не поднимая больших социальных проблем. Большинство произведений А. носит мрачный характер, в них присутствуют элементы мелодраматизма, мистики. В пьесах А. имеются выигрышные роли, что неоднократно привлекало к ним внимание крупных амер. актеров - К. Корнелл, Л. Фонтанн, А. Ланта и др. А. написал также ряд стихотворных трагедий на историч. темы-"Королева Елизавета" (1930), "Мария Шотландская" (1933) и др.

Лит.: С l a r k Н. В., Maxwell Andersen the man and his plays, N. Y., 1933; B a i l e y M. D., Maxwell Andersen. The playwright as prophet, L.-N. Y., [1957]. U.K.

АНДЕРСОН (Anderson), Мариан (р. 17. II. 1902) - американская оперная и концертная певица (контральто). По происхождению негритянка. Пению обучалась у М. Паттерсон и Дж. Богетти. В 1925 получила 1-ю премию на конкурсе вокалистов в Нью-Йорке, после чего начала широкую концертную деятельность; пела во мн. странах мира (в т. ч. в СССР, 1935). На оперной сцене А. дебютировала в 1955 в роли Ульрики в. опере "Бал-маскарад" Верди. Была первой негритянской певицей, выступавшей в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладает голосом большой широты и выразительности, яркой музыкальностью, исполняет различные по характеру и стилю произв.: от нар. негритянских песен до произв. Баха, Бетховена, Брамса, Малера, Чайковского, Гершвина и др. композиторов.

Лит. с о ч.: My Lord, what a morninff, N. Y., 1956.

Лит.: V e h a n e n K., Marian Andersen ..., N. Y., 1941. Л. М.

АНДЕРСОН (Andersson), Франс (р. 23. V. 1911) - датский артист оперы (баритон). Пению обучался в Копенгагене у В. Херольда и В. Линке. С 1941 А.- солист Королевской оперы в Копенгагене. Один из ведущих певцов Дании. Партии: Краун ("Порги и Бесс" Гершвина), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Форд ("Фальстаф" Верди) и др. Ы. Г.

Г

АНДЕРСОН (Andersson), Эйнар (р. 13. VII. 1909) - шведский артист оперы (лирич. тенор). Учился в Стокгольмской муз. академии у С. Сван-хольма. Впервые выступил на оперной сцене в 1938 в Стокгольме. С 1939 А.- солист Королевской оперы (Стокгольм). Партии: Алладин (о. п. Аттерберга), Феррандо ("Так поступают все" Моцарта), Альфред, Ричард ("Травиата", "Бал-маскарад" Верди); Кавара-досси ("Тоска"), Фауст; Григорий ("Борис Годунов"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Ленский и др. А.- один из лучших лирич. теноров швед. оперы. В 1958 гастролировал в СССР. Лауреат междунар. конкурса вокалистов в Вене (1938).

Лит.: N у b 1 о m Т., Einar Andersson, вкн.:Пе nya herra-na, Stockh., 1945. pp. 121-126. Я. Г.

АНДЖАПАРИДЗЕ, Вера (Верико) Ивлиановна Гр. 23. IX (6. X). 1900] - грузинская советская актриса. Нар. арт. СССР (1950). Род. в Кутаиси в семье нотариуса. Училась в драм. студии Айдарова в Москве (1916-17) и Г. Джабадари в Тбилиси (1918- 1920). В 1920-26- актриса Т-ра им.Руставели (Тбилиси), в 1926-28- груз. Батумско-го т-ра и Рабочего т-ра в Тбилиси. В 1932-33 работала в моек. Реалистич. т-ре. Сыграла роль матери в пьесе "Мать" по Горькому. С 1938-актриса Т-ра им. Марджанишвили в Тбилиси (1957-59- руководитель т-ра). А.- одна из основоположников сов. груз. т-ра. Ученица и последовательница К. А. Марджанишвили. Исполнительница трагедийных и драматич. ролей, актриса яркой творческой индивидуальности, она создала психологически глубокие образы. Игра А. отличается тонким лиризмом, ч„ткостью сценич. рисунка, филигранной отделкой деталей. А. обладает высоким мастерством, большой сценич. культурой, в е„ творчестве получили развитие реалистич. и романтич. традиции груз. т-ра. Роли в нац. драматургии: Лиз ("Дурач„к" Шиукшпвили, 1921), Гинатре ("Гурия Ниношвили" Дадиани, 1934), Цабу ("Из искры" Дадиани, 1937), Айше ("Зависть" Вакели, 1938), Дареджан ("Повесть о них" Габескирия, 1939), Джа-вара ("Изгнанник" Важа Пшавела, 1945), Маквала ("Пастырь" по Казбеги, 1948), Дареджан ("Его звезда" Мосашвили, 1951, Ст. пр. 1952). В классич. и переводной драматургии - Офелия (1925); Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкора, 1929), Дездемона (1932); Графиня

("Женитьба Фигаро", 1937), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1951), Женя ("Дал„кое" Афиногенова, 1936), Королева ("Рюи Блаз" Гюго, 1941), Лариса ("Бесприданница", 1944), Маргарита ("Маргарита Готье" ("Дама с камелиями") Дюма-сына, 1940],Джес-си ("Русский вопрос", 1947), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты, 1949), Мехмене Бану ("Легенда о любви" Назыма Хикмета, 1954), Мария Стюарт(1955);

Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны, 1957).

С 1923 снималась в кино: княгиня Бараташвили ("Арсен", 1937), Русудан ("Георгий Саакадзе", Ст. пр. 1943, 1946), мать Ганса ("Падение Берлина", 2-я серия, 1949), Отарова вдова (в одноим. фильме, 1957) и др. Занималась педагогич. работой в Тбилисском ин-те и студиях.

Лит.: Оленин А., Народная артистка Союза ССР Верико Анджапаридзе, М., 1952; Гугушвили Э. и Джанелидзе Д., Грузинский государственный драматический театр им. Котэ Марджанишвили, Тб., 1958.

Лит.: о CQ Ь u о d о 'Э., ЗО0 QO" orao(wobo, 1956;

330Jcn oSuouod, (дадо, 'ЗдсрЗОос"00 ' ur] Д '9 d " Ь Эо, oaoobp, 1957. Г. Б.

"АНДЖЕЛО"-опера Ц. Кюи, либр. В. Буренина по драме В. Гюго. Пост. 1 февр. 1876, Мариинский т-р (Анджело - Палечек, Катарина - Рааб, Тизба - Каменская, Родольф - Орлов, Галеофа - Мельников, Асканио - Васильев 1-й, Дафна - Шредер; дириж„р - Направник, реж. Кондратьев). Впервые в Москве4 янв. 1901, Большой т-р (Анджело- Трезвинский, Катарина - Салина, Галеофа - Шаляпин, Тизба - Азерская, Асканио - Цветков, Родольф - Клементьев; дириж„р-Альтани). Возобновлена в Мариинском т-ре в 1910 (Анджело - Филиппов, Катарина - Больска, Тизба - Петренко, Родольф - Большаков, Галеофа - Смирнов, Асканио-Григорович, Дафна-Дювернуа; дириж„р-Направник). Издания.-"А", СПБ, Бессель, 1876. fJ Jn

АНДЖОЛИНИ (Angiolini), Гаспаро (1731, Флореть ция,- 5. II. 1803, Милан) - итальянский балетмейстер, артист балета, либреттист и композитор. Род. в театр. семье, первоначальное хореографич. образование получил у своего отца Франческо А. В 1747-50 в Венеции состоялись первые выступления А. в пантомимных ролях. В 1757 в Турине поставил первые небольшие балетные представления на музыку Р. Джоаннетти. Позднее под руководством Ф. Хилъ-фердинга углубил свои познания по теории и практике пантомимного балета и начал работу над т. н. "действенным танцем" (па д'аксъон). А. утверждал на сцене героич., трагедийный балет. Он считал, что в балете внутренняя жизнь героя должна раскрываться во взаимодействии танца, пантомимы и музыки. В 1759-66 работал в Вене как танцовщик и балетмейстер. Здесь сблизился с X. Глюком и поэтом-либреттистом Р. Кальцабиджи, по либретто к-рого Глюк сочинил музыку к пантомимным балетам, а их первую постановку осуществил А.: "Дон Жуан" (1761), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765). Балет

"Дон Жуан", в к-ром А. исполнял заглавную партию, был первым трагич. пантомимным балетом и имел большой успех. А. предпослал программе "Дон Жуана" предисловие, носившее характер манифеста пантомимного балета. Свои теоретические взгляды А. выразил в полемике с Ж. Ж. Новером о путях развития действенного танца ("Письма к Новеру о пантомимных балетах древних", 1765) и в предисловиях к либретто балетов "Семирамида" ("Рассуждения о пантомимных балетах древних", 1765) и "Оставленная Дидона" (1766). В 1766 А. впер-вые посетил Россию, где пробыл до 1772, затем был в 1776-79 и 1782-86. А. ставил балетные спектакли в Москве и Петербурге: "Александр" Глюка (1767, Москва), "Семи-ра" (1772, муз. и либретто А. по одноим„нной трагедии А. Сумарокова, Петербург), "Ариадна и Те-сей", "Китайская сирота" (1776, 1777, музыка и либретто А., Петербург) и др. А. сделал попытку воссоздать на сцене русские народные обряды и игры ("Забавы о святках", 1767, муз. А., Москва). Ставил также аллегорические балеты и танцы в операх. Преподавал в Петербургском театральном училище.

По возвращении в Италию принимал участие в борьбе за освобождение страны от австр. владычества. В 1799 был выслан в Бокке-ди-Каттаро (вернулся в Милан в 1801).

С о ч.: Оставленная Дидона, СПБ, 1766; Армида и Ринальдо, СПБ, 1769; Семира, СПБ, 1772.

Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с нем., Л., 1935; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Левннсон А., Мастера балета, СПБ, 1914, с. 9-52, 77; H a a s R., Der Wiener B'ihnentanz von 1740 bis 1767, в кн.: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters fur 1937. Lpz., 1938; A r end M., Gluck, B., 1921. Harn. P.

АНДИЖАНСКИЙ УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР (Областной узбекский музыкально-драматический театр имени Ю. Ахунбабаева). Открыт 7 ноября 1919 пьесой Хамзы "Капитал".Первоначально назывался"Уезд-ная узбекская театр. труппа". Организатором т-ра был поэт и драматург Хамза Хакимзаде Ниязи. В числе основоположников т-ра-актеры В. Азимов, А. Исмаилов, М. Алимов и др. Ок. 3 лет труппа работала в составе агитпоезда, обслуживавшего фронты гражд. войны (Фергана и др. р-ны). Репертуар состоял из агитационных пьес, призывающих к борьбе с басмачами, и одноактных комедий, высмеивающих баев, духовенство. Затем коллектив переш„л на стационарную работу в Андижане. Среди спектаклей театра в 30-х гг. - "Кашгарская девушка" (1932) и "Дочь садовника" (1-932) Абдуллы, "Сожжем" Яшена (1933), "Сигнал" Поливанова и Прозоровского (1930). Пост. этих спектаклей содействовала формированию проф. иск-ва коллектива. В эти годы определилось осн. направление деятельности т-ра как т-ра муз.-драматического, ставящего муз. драмы и комедии. С 1933 т-р получает совр. наименование. Во 2-й пол. 30-х гг. на сцене т-ра шли муз.-драм. пьесы К. Яшена "Гуль-сара" (муз. Джалилова, 1935) и "Фархад и Ширин" (муз. Раджаби, 1934), драма "Бай и батрак" Хамзы (1940), "Пробуждение" Сафарова (1941), "Коварство и любовь" (1936). В годы Отечественной войны коллектив осуществил спектакли, пссв. событиям войны: "Курбан Умаров" Абдуллы (муз. Джалилова, 1941), "Даврон-ата" Яшена и Абдуллы (муз. Садыкова и Козловского, 1942), "Азим пушка" Абдуллы и Ис-матова (1943).

В 40-50-е гг. на сцене т-ра ставятся пьесы, отражающие совр. жизнь: "Песня жизни" (1948), "Алтин куль" (1949) Уйгуна, "Офтобхон" Яшена (1945), "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Сердечные тайны" Рахманова (1954); пьесы на историч. и истори-ко-революц. тематику: "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1950), "Мукими" Абдуллы (1954), "Разгром" Яшена (1951); "Абдулла Набиев" Рахматова (1956), "Любовь к Родине" Фатхуллина и Сагдуллы (1958). Театр обращается к классич. и совр. переводной драматургии, ставит спектакли: "Ромео и Джульетта" (1945), "Гроза" (1953), "Ревизор" (1953); "Шамсикамар" Аблиева (1952), "Калиновая роща" (1952) и "Крылья" (1958) Корнейчука, "Южнее 38-й параллели" Тхай Дян Чуна (1951), "Белый лотос" (по драме Шудрака "Глиняная повозочка", 1958) и др.

В труппе театра (I960): нар. арт. Узб. ССР А. Баки-ров, X. Аминова, В. Азимов, М. Юнусов, засл. арт. Узб. ССР Д. Рахимов, Н. Муратова. А. Ибрагимов, К. Ханкельдыев, К. Бурнашева, С. Вахидов, Б. Бо-хадыров, К. Ахунов, У. Касымова. В. Д.

АНДО (Ando), Флавио (17. I. 1851, Палермо,- 13. VII. 1915, Марина-ди-Пиза) - итальянский актер. В начале сценич. деятельности выступал в бродячих труппах. Затем был принят в труппу Э. Росси на амплуа "второго любовника". В дальнейшем в течение 7 лет играл с Э. Дузе. Лучшая роль этого периода - Арман ("Дама с камелиями" Дюма-сына). Др. роли: Туридда ("Сельская честь" Верги), Де Рион, Жанен ("Друг женщины", "Полусвет" Дюма-сына) и др. А. обладал великолепными внешними данными. Его игра отличалась темпераментностью, непосредственностью, изяществом и благородством движений. В нач. 1900-х гг. А. возглавлял ряд театр. трупп, в т. ч. в течение 6 лет - трунпу Тины ди Ло-ренцо.

Лит.: S i mon i R., Ritratti, Mil.. 1923; Levi C.. Profili di attori, Palermo, 1925.

АНДРАДИ (Andrade), Франсишку ди (11. 1.1859- 8. II. 1921)португальский артист оперы (баритон). Пению учился сначала в Лисабоне, затем в Милане (у Ронкони и Миралья). Впервые выступил на оперной сцене в 1881 в Сан-Ремо (Италия). Гастролировал в Италии (Флоренция, Рим, Милан), Испании, Португалии и др. странах. В 1888-90 пел в оперных т-рах Англии, Голландии и Германии. Партии: Амонасро, Дон Жуан; маркиз де Буафлери ("Динда ди Шамуни" Доницетти), граф де Невер ("Гугеноты"), Барнаба ("Джоконда" Понкьелли), Вольфрам ("Тангейзер"), Эскамильо и др. Часто выступал со своим братом тенором А. Андради. Иг. Ф.

АНДРАШЕВИЧ (Andrasevic), Степан (р. 28. XJ. 1912) - югославский артист оперы (тенор). Пению обучался в Риме у Р. Страччари, X. Солари. Выступал как солист в оперных и опереточных труппах в Осиеке, Загребе и Белграде, с 1935- солист оперного театра в Белграде. Партии: Берендей ("Снегурочка"), Вертер; Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти), Фауст; де Грие ("Мадон" Массне) и др. Участвует также в исполнении ораторий; выступает с концертами. Л. М.

АНДР‚ (Andre), Харальд (р. 14. VI. 1879) - шведский режиссер оперы и музыкальный критик. Музыкальное образование получил в Берлине. С 1907режиссер Королевской оперы в Стокгольме (в 1939-49- директор). В своих постановках стремится сочетать музыку, движение и сценич. оформление, широко использует достижения сценич. техники; уделяет большое внимание массовым сценам. Поставил в Королевской опере спектакли:

"Юдифь" Берга, "Аида", "Кармен"; "Самсон и Далила" Сен-Санса, "Немая из Портичи" Обера, "Волшебная флейта";

"Князь Игорь". Как муз. критик А. сотрудничал в газетах

"Свенска дагбладет" (1907), "Стокгольме дагблад" (1908-10, в 1926-28гл. редактор). Член Шведской муз. академии (с 1941). Я. Г.

АНДРЕАДИ ('Av5pwr.), Катерина (р. 1903) - греческая актриса. Училась в "Профессиональной школе т-ра" в Афинах и в школе М. Рейнхардта в Вене. В 1932 дебютировала в афинском Нац. т-ре. Исполняла роли Перичолы ("Карета святых даров" Мериме), Мирандолины и др. В 1936 организовала собственную труппу - Т-р Андреади. Лучшие образы, созданные А. в этом театре,- Катарина ("Укрощение строптивой"), Нора; Гедда ("Гедда Габлер" Ибсена), Мадам Сан-Жен (о. п. Сарду)-характеризуются тонкой, психологической, проникновенной манерой исполнения, изяществом внешнего рисунка роли. А. выступает также как режиссер. Ей принадлежит одна из первых пост. советских пьес в Греции "Дальняя дорога" Арбузова (1936). С конца 40-х и в 50-е гг. А. играет в пьесах греч. драматургов Д. Псатаса, Г. Руссоса. В то же время в е„ репертуаре значит. место занимают роли в произв. совр. бульварной драматургии. Д. С.

АН1П‚ЕВ, Василий Васильевич [3 (15). 1.1861- 26. XII. 1918] - русский композитор, виртуозна балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских нар. инструментов. С большим успехом концертировал в России и за границей (Франция, Германия, Англия, США, Канада). По инициативе А. была усовершенствована балалайка и организованы многочисл. оркестры нар. инструментов. С ноября 1917 А. со своим оркестром гастролировал в различных городах Советской республики, устраивал концерты для бойцов Красной Армии. А.- автор ок. 40 произв. для рус. нар. оркестра и балалайки, в т. ч. вальсов и др. Именем А. после его смерти был назван основанный им оркестр нар. инструментов (Ленинград).

Лит.: Чагадаев А., В. В. Андреев, М.--Л., 1948; Г р а-н о в с к и и Б., В. Андреев и его оркестр, "Советская музыка", 1959, ј 7; О б о л е н с к и и П., Из воспоминаний о В. Андрееве, там же.

АНДРЕЕВ, Иван Петрович (3. II. 1847-15. VI. 1896) - русский театральный художник. Ученик М. А. Шишкова. Работал в Петербурге в Марнинском т-ре (с 1862- как ученик Шишкова, с 1863- пом. декораторя, в 1868-81 и 1887-96- декоратор). В 1881-87 жил в Москве, где оформил неск. спектаклей в частных т-рах. А. создал декорации к операм:

"Юдифь" Серова, "Руслан и Людмила", "Аида" и др. Последняя крупная работа А.- передний занавес для московского Большого театра "Вид на Москву с Воробь„вых гор" (1895, по эскизу М. И. Бочарова).

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг., СПБ, 1897, с. 486-87, "Театр", М., 1956, ј б, с. 192. А. Л?н.

АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич [9 (21). VIII. 1871, Ор„л,- 12. IX. 1919, дер. Нейвала близ Мус-тамяки (Финляндия)] - русский писатель и драматург. Род. в семье чиновника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1897). Лит. деятельность начал в 1895. В нач. 1900-х гг. примыкал к группе писателей "Знание". Произведения А. (повести, рассказы, драмы) проникнуты протестом против капиталистич. строя, растления чувств, бездушной и фальшивой цивилизации, за к-рой скрыты звериные инстинкты, дух убийства и разрушения. Но отсутствие положит. идеалов снижает обличительную силу творчества А., сообщает ему крайнюю противоречивость.

В нач. 1900-х гг. А. пишет несколько статей о постановках в МХТ пьес А. П. Чехова, Г. Ибсена ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся", "Доктор Штокман", "Дикая утка"), Г.Гауптмана ("Михаэль Крамер"). В этих статьях А. да„т высокую оценку реализму МХТ. Однако собственные пьесы А.- одного из самых популярных в предреволюц. т-ре драматургов - в полной мере отражают противоречивый характер его творчества, проникнутого упадочными, болезненными настроениями. Именно в драмах А. принципы реализма оказываются в наибольшей степени разрушенными претенциозными символистскими "исканиями" и экспрессионистич. тенденциями. В драмах А. "К зв„здам" (1905; пост. 1906 нем. режиссером Вал-лентином в об-ве "Свободная народная сцена" в Вено), "Савва" (1906, Вена), "Царь Голод" (1908) выразилось анархо-индивидуалистич. понимание революции, острое неприятие капиталистич. мира (эти пьесы были запрещены царской цензурой) и одновременно неверие в возможность социального и нравственного прогресса. Постановка его драмы "Жизнь Человека" (1907, Т-р В. Ф. Комиссаржевской, реж. Мейерхольд), показывающей бессмысленность человеческого существования, явилась значит, этапом в развитии символистской режиссуры. В 1907 пьеса "Жизнь Человека" была поставлена в МХТ (реж. Станиславский). Идея бесплодности борьбы, бессилия добра и разума лежит в основе драмы А. "Анатэма", но в постановке МХТ (1909, реж. Немирович-Дан-ченко, Анатэма - Качалов) пьеса приобрела углубл„нное философское звучание, обличительный сарказм. Тема зыбкости человеческого сознания, силы т„мных иррациональных начал выражена в драме "Ч„рные маски" (1909, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, Т-р Незлобина в Москве). От символистской манеры А. отступает в пьесах "Анфиса" (1910, Т-р Незлобина в Москве), "Профессор Сторицын" (1912, моек. Малый и петерб. Александрийский т-ры), "Екатерина Ивановна" (1912, МХТ), "Мысль" (1914, МХТ). Изображая в этих пьесах торжество злого, т„много, мелкого над высоким, добрым, чистым, победу хаоса над разумом, А. решает эту тему в рамках семейной бурж. драмы. Более последоват. обличение бурж. действительности, пошлости и грязи бурж. общества достигнуто в пьесах "Дни нашей жизни" (1908, петерб. Новый т-р) и "Gaudeamus"

(1910, Т-р Незлобина в Москве и петерб. Новый т-р). Во время первой империалистич. войны А. написал дсевдо-патриотич. пьесу "Король, закон и свобода" (1914, Моск. драм. т-р, петерб. Александрийский т-р). Среди его последних пьес - мелодрамы "Тот, кто получает пощечины" (1915, моек. т-р Суходольского;

Тот - Певцов, Консуэлла - Полевицкая) и "Собачий вальс" (1920, московский Гос. показательный театр. пост. Сахновского и Певцова; Тиле - Певцов). Последняя пьеса А.- "Милые призраки" (1917, петерб. Александрийский т-р, т-р Незлобина в Москве), написанная по мотивам биографии ф. М. Достоевского, проникнута характерными для А. этих лет пессимистич. настроениями.

Последние годы жизни А. находился в состоянии тяжелой психич. депрессии. Он не принял Октябрьской революции; жил и умер в Финляндии.

Соч. А.: Собрание сочинений, т. 1-17, СПБ, 1910-16. Лит.: Боровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956, с. 288-310; Луначарский А. В., Критические этюды, Л., 1925; Го р ь к и и М , Литературно-критические статьи, М., 1937; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т.1,М.,1954; Эфрос Н. Е., Московский Художественный театр. 1898-1923, М.-П. 1924; И. Н. Певцов. 1879-1934, Л., 1935 (статьи В. Г. Сахновского, П. А. Маркова). J1 р

АНДРЕЕВ, Николай Андреевич [14 (26). X. 1873- 24. XII. 1932] - русский советский скульптор, график, театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Автор серии скульптурных и графич. портретов В. И. Ленина, а также памятников Н. В. Гоголю (1909) и А. Н. Островскому (1929) в Москве. Образование получил в Строгановском уч-ще, затем в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (учился у С. М. Волнухина). В т-ре начал работать в 1913 ("Клеопатра" Пот„мкина, т-р "Летучая мышь"). А. создал декорации к спектаклям: "Каин" Байрона(1920, МХАТ), "Дело" Сухово-Кобылина, "Человек, который сме„тся" по Гюго (1927, 1929, МХАТ 2-й) и др. А. принадлежит серия портретов театр. деятелей -скульптурные портреты Качалова, Ленского, Немировича-Данченко, Качалова в роли Гамлета, и др.; графич. портреты Яблочкиной, Федотовой, Станиславского, Южина, Неждановой и др.

m.VШИHCHnЙ А" н- А- АШ.

АНДРЕЕВ, Павел Захарович [25. II (9. III).1874, с. Осьмино, Петерб. губ.,-15. IX. 1950, Ленинград]- русский советский артист оперы (бас-баритон). Нар. арт. СССР (1939). В 1903 окончил Петерб. консерваторию по\лассу пения С. Габе-ля. В этом же году впервые выступил на оперной сцене. В 1903-04 пел в Народном доме, в 1904-05 в "Лирической опере" (театр Неметти), в 1905-06 в "Новой опере" Церетели, после чего выступал в Киеве. В 1907 А. дебютировал на сцене Мариинского т-ра, где пел ок. 40 лет. Партии: Руслан, князь Игорь, Борис Годунов, Демон; Оло-ферн, Петр ("Юдифь", "Вражья сила" Серова), Мизгирь ("Снегурочка"), Томский ("Пиковая дама"), Эскамильо, Мефистофель ("Фауст"), Петр I ("Царь и плотник" Лортцинга) и др. Выступал также в концертах, пел арии из опер, романсы, рус. нар. песни. Голос А.- звучный, красивого тембра, отличался широким диапазоном (певец исполнял наряду с басовыми также баритоновые партии). Лучше всего У удавались партии рус. репертуара, особенно эпические. С большой силой исполнял А. драматически напряж„нные эпизоды в опере. С 1919 занимал- ся педагогич. деятельностью (с 1926 - профессор Ленинградской консерватории). Н.Каз.

АНДРЕЕВА (наст. фам. - Юрковская), Мария Ф„доровна (1868- 8. XII. 1953) - русская актриса и общественная деятельница. Член КПСС с 1904. Сценич. деятельность начала в 1894 на сцене Общества искусства и литературы. В 1898 - 1905 - актриса МХТ. Иск-ву А. были присущи тонкий лиризм, поэтичность и изящество. Роли: Лель ("Снегурочка") , Раутенделеин ("Потонувший колокол" Гауптмана), Кете ("Одинокие" Гауптмана), Ирина ("Три сестры"), Лиза ("Дети солнца"), Наташа

("На дне") и др. А. была издателем большевистской газеты "Новая жизнь". Будучи другом А. М. Горького, А., находясь в эмиграции, св. 6 лет была его секретар„м, переводчиком и ближайшим помощником. Вернувшись на родину, А. вновь поступила на сцену. Играла в Москве в т-ре Суходольского (1913- 1914), затем (до 1917)-в т-ре Незлобина; ролиКаваллини ("Роман" Шелдона), Вера Филипповна ("Сердце не камень" Островского). А. была одним из инициаторов создания в Петрограде в 1918 Большого драматич. театра; играла в этом т-ре в 1919- 1926. В 1919-21 -зам. комиссара просвещения по художественным делам в Петрограде. В 1931 -48-директор Моск. дома уч„ных.

Лит.: Серебров А. [Тихонов A.I, Время и люди. Воспоминания. 1898-1905, М., 1955; Мария Федоровна Андреева. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о Марии Федоровне Андреевой, М., 1961.

АНДРЕЕВА, Ольга Ильинична [р. 29. V (10. VI). 1890] - русская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1952). Училась на драм. курсах О. А. Правдина (Москва). Сценич. деятельность начала в 1912 в Двин-ске. В дальнейшем работала в т-рах Харькова, Вологды, Самары и др. городов. С 1938- в Ташкентском рус. т-ре. Творчество А. характеризуется тщательной отделкой роли, мастерством сценич. речи, реалистич. выразительностью. Роли: Бетси ("Плоды просвещения"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Ксения, Меланья, Василиса ("Егор Булычев и другие", "Дети солнца", "На дне"), Катерина, Глафира, Мурзавецкая, Кручи-нина ("Гроза", "Волки и овцы", "Без вины виноватые"), Таланова ("Нашествие"), Любовь Яровая; Наталия Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука) и др. С успехом играет в пьесах узб. драматургов: Хамбробиби ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Ходжар ("Тайны паранджи" Хамзы). Е. Н.

АНДР‚ЕВА-ДЕЛЬМАС, Любовь Александровна [р. 17 (29). IX. 1884] - русская артистка оперы (меццо-сопрано) и педагог. В 1905 окончила Петербургскую консерваторию. В этом же году выступила впервые в "Новой опере" Церетели. В 1908-09 работала в Киевской опере; в 1910- 1911-в Петерб. Народном доме. В 1912 пела в "Русских сезонах" в Монте-Карло, в 1913- 1919- в Петербургском т-ре Музыкальной драмы. Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Полина, Графиня ("Пиковая дама"), Лель, Весна ("Снегурочка"), Амнерис ("Аида"), Паж ("Гугеноты") и др.

Обладая прекрасными сценич. данными (большой пластичностью, подвижностью), А.-Д. создала ряд запоминающихся образов. Одна из лучших партий А.-Д.- Кармен, вдохновившая А. Блока на создание цикла стихотворений "Кармен". А.-Д. выступала к концертах, гастролировала по различным городам России. С 1932 вела педагогич. деятельность: сначала в Муз. училище при Ленингр. консерватории, с 1934- в консерватории (с 1938- доцент). О. В.

АНДР‚ЕВ-БУРЛАК (наст. фам.- Андреев), Василий Николаевич (1843-10. V. 1888) - русский актер. Род. в семье небогатого симбирского помещика. После окончания симбирской гимназии учился в Казанском ун-те. Служил на волжских пароходах, сначала помощником капитана буксирного парохода "Бурлак" (отсюда псевдоним), а затем капитаном пассажирского парохода. В раннем возрасте А.-Б. обнаружил талант импровизатора и имитатора. Выступал на любительских вечерах в Симбирске и на .пароходах с импровизацией юмодистич. рассказов. В рассказах А.-Б. 'и в их исполнении проявились н.аблюдательность, юмор, умение одной-двумя деталями выразить характер, знание народной жизни, сол. чувствие к "маленькому человеку" (некоторые рассказы А.-Б. опубликованы). Теми же чертами была отмечена актерская деятельность А.-Б. Он дебютировал в 1868 в Ростове-на-Дону. Выступал гл. обр. в приволжских городах. Играя преимущественно характерные роли в развлекат. комедиях, водевилях и опереттах, А.-Б. привык пользоваться фарсовыми при„мами, свободно обращаться с авторским текстом. В конце 70-х гг. с переходом на серьёзный репертуар он начинает стремиться к художеств. продуманным постановкам, к ансамблю в спектаклях. Эту программу А.-Б. пытался осуществить в т. п. Пушкинском т-ре А. А. Бренко (Москва, 1880), к-рым он руководил совм. с М. И. Писаревым. После закрытия Пушкинского т-ра в 1882 А.-Б. один сезон служил в т-ре Корша. В 1883 организовал с Писаревым "1-е Товарищество русских актеров", гастролировавшее по большим городам Поволжья. Товарищество несколько раз распадалось и создавалось вновь. В промежутках А.-Б. гастролировал в различных антрепризах (Ор„л, Смоленск, Баку, Керчь и мн. др.). В этот период А.-Б. выступил как зрелый мастер, развивающий щепкинские традиции в рус. т-ре. Осн. внимание А.-Б. уделял психологич. разработке характеров. Он создавал образы "маленьких людей", проникнутые гуманизмом, отмеченные юмором, теплотой, сочувствием. К этим образам относятся: Счастливцев, отчасти Расплюев ("Свадьба Кречинского"). Уничтожающие сатирич. краски находил А.-Б., играя Фамусова, Городничего; Иудушку (ипсц. "Господа Головл„вы" Салтыкова-Щедрина; см. отзыв А. М. Горького об исполнении А.-Б. этой роли в "Литературном современнике", 1938, ј 6- ст. И. Груздева "Горький в театре"). А.-Б. был мастером иск-ва художеств. чтения. Исполнял: "Записки сумасшедшего", "М„ртвые души" ("Повесть о капитане Копейкине") Гоголя, "Братья Карамазовы" (о штабс-капитане Снегир„ве) и "Преступление и наказание" (рассказы Мармеладова) Достоевского, и др. В. И. Ленин, юношей слышавший

А.-Б. в Симбирске, дал высокую оценку его исполнению "Записок сумасшедшего" (см. Л. М. Андреев, "В гимназические годы", журнал "Звезда", 1941, No 6).

В 1886 А.-Б. проч„л в Одессе лекцию: "О драматическом искусстве", в к-рой близко подош„л к некоторым положениям, разработанным К. С. Станиславским в его системе.

Соч. А.-Б.: Па Волге. Повести и рассказы, СПБ, 1881;

Сцена и жизнь. Публ. лекции, Одесса, 1886; Драматическое искусство. Публ. лекции, Одесса, 1886.

Лит.: Г л а м а-М e щ e p с к а я А. Я., Воспоминания, М.-Л., 1937; "ЕИТ", 1911, вып. VI, СПБ, 1911; Морозов М. М., Василий Николаевич Андреев-Бурлак. 1843-1888, М.-Л., 194". А.Кл.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница