Наши партнеры

Выгодно аренда авто сочи телефон в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 18)


АНДРЕЙНИ (Andrei ni) - семья итальянских актеров 2-й пол. 16-1-й пол. 17 вв., выступавших в комедии делъ а рте. франческо [наст. фам.- Даль Галло (Dal Gallo); ок. 1548-20. Vili. 1624]. В 1576 (или 1577) вступил в труппу "Джелози" (т. е. "Ревностные"), где сначала выступал в ролях влюбл„нного юноши, затем - хвастливого офицера Капитана Спавенто. Исполнение роли Капитана принесло А. громкую славу. В составе той же труппы с большим успехом гастролировал во Франции. А. сам писал для своих выступлений короткие сценки-диалоги между Капитаном и его слугой, изданные двумя сб. под назв. "Доблестные деяния Капитана Спавенто" (Le Bravure die Capitan Spavento, Venezia, 1607).

Изабелла (1562-10. VI. 1604) - жена Франческо А. Также играла в труппе "Джелози", выступая в ролях первых любовниц. Отличалась красотой, большим актерским дарованием, обаянием и сценической культурой. Участвовала в пьесах и сценах:

"Счастливая Изабелла", "Проказы Изабеллы", "Ревнивая Изабелла", "Изабелла-астролог", "Сумасбродство Изабеллы" и др. Была крупной поэтессой, соревновавшейся даже с Т. Tacco.

Джованни Б а т-т и с т а [9. II. 1578 (или 1579) - 7 или 8. VI. 1654] - сын франческо и Изабеллы. В 1594 вступил в труппу "Джелози" на амплуа влюбл„нного юноши. После сме,рти Изабеллы труппа "Джелози" распалась, и А. создал новую труппу "Фе-дели" ("Верные"), с которой объездил Италию и Францию, выступал в Праге и Вене. Прославился не только как актер, но и как драматург, поэт. Писал комедии, трагикомедии, пасторальные комедии, религиозные драмы. Особым успехом в Италии пользовалась его драма "Адам" (1613), оказавшая влияние на поэму Дж. Мильтона "Потерянный рай". В пьесе А. "Магдалина" (1617) отразился переход от драмы, созданной на священный сюжет, к бытовой драме.

Лит.: Rasi L., I comici italiani. Biografia, bibliografia, ico-. nografia, v. 1, Firenze, 1897.

АНДРЕСЕН (Andresen), Ивар (27.VII.1896-25. XI. 1940) - норвежский артист оперы (бас). Один из виднейших представителей норв. вокального иск-ва. Пению обучался в Стокгольме и в Германии. Впервые выступил па оперной сцене в Стокгольме в 1919. В 1921-25 - солист Королевской оперы в Стокгольме; в 1926-31-Дрезденской оперы, 1931-35- Берлинской оперы; в 1930 выступал в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Затем вновь пел в норв. оперных т-рах. Партии: Амонас-ро; Даланд, Ландграф ("Летучий голландец", "Тангей-зер" Вагнера), Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи) и др. В. Ц.

АНДРЕСЕН (Andresen), Теодор (р. 24.XII. 1891)- норвежский артист оперы (тенор). Брат И. Андреевна. Пению обучался у А. ван Эрпекум Сем. В 1924 впервые выступил на оперной сцене в Осло. С 1929- солист Королевской оперы в Стокгольме. Партии: Рудольф, Каварадосси ("Богема", "Тоска"), Туриду ("Сельская честь" Масканьи), Ленский и др. Гастролирует как оперный и камерный певец. В. Ц.

АНДРЕЯНОВА, Елена Ивановна [1(13). VII. 1816(?)-14 (26). X. 1857]русская артистка балета. В 1829-37 училась в Петерб. театральной школе. В 1837-55 - артистка балетной труппы петерб. имп. т-ров. Творчество А. отмечено романтич. направленностью. Е„ исполнение отличалось выразительной мимикой, энергичной темпераментной манерой танца, скульптурностью поз. Исполняла ведущие партии в романтич. балетах. В 1842 впервые на рус. сцене исполнила партию Жизели.

Партии: Гитана ("Гитана, испанская цыганка" Шмидта и Обера), Пахита (о. п. Минкуса и Дель-девеза), Пери (о. п. Бургмюллера и др.). Исполняла танцы в операх. А. была также яркой характерной танцовщицей, пропагандировавшей на сцене народные танцы (лезгинка - "Руслан и Людмила", славянская пляска - "Ас-кольдова могила" Вер-стовского, мазурка и менуэт -'- "Петр Великий" Жюльена и др.). С большим мастерством выступала в концертах, в танце сальта-релло.

А. была одной из первых танцовщиц труппы имп. т-ров, выезжавших в гастрольные поездки по городам России. Гастролировала за границей - Германия, Англия, Франция, Италия (1845-46, 1852). В 1855 оставила сцену.

Лит.: Б о р и с о -глебскийМ.В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, стр. 129, 359-360;

К о р н e e в М. В., Две забытые русские .танцовщицы, "БИТ". П., 1909, дып. 4, с. 120-129; Каратыгин П. А., "Записки", М.- Л., 1930, с. 24-29, 32-33; 112-118; Мовшенсон А. Г. и С т е п а н о в А. А., в кн.: А. П. Глушковский, Воспоминания балетмейстера, М.-Л., 1940 (комментарии);

Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. Л. JJ.

АНДРИАНОВ, Владимир Павлович [р. 15(28). VII. 1906] - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1939. Творческую деятельность начал в 1926 в Днепропетровске (Рабочий т-р Пролеткульта); работал здесь до 1928. Затем учился на Рабфаке иск-в (окончил в 1931) и ГИТИСе (режиссерский ф-т, окончил в 1935). С 1935 - актер Камчатского обл. драм. т-ра (г. Пет-ропавловск-на-Камчатке). Роли А.: Любим Торцов '("Бедность не порок"), Иван Коломийцев ("Последние"), Городничий ("Ревизор"), Лопахин ("Вишн„вый сад"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука) и др., мастер Василий Васильевич ("Битва в пути" по Николаевой), Прокофьев {"Сын века" Куприянова). А. создал образ В. И.Ленина в спектаклях "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина. Мастерство перевоплощения артиста наиболее ярко проявилось в роли Мудзи-муры ("На той стороне" Барянова). А. играет и комедийные роли: Шмага, Крутицкий ("Без вины виноватые", "На всякого мудреца довольно простоты"), Душечкин ("В сиреневом саду" Солодаря), Ба-рабаш ("Почему улыбались зв„зды" Корнейчука) и др.

Выступает также как режиссер ("В поисках радости" Розова, 1958, и др.). В 1936 А. организовал при обкоме ВЛКСМ самодеятельный ТРАМ; поставил здесь ряд спектаклей.

АНДРИ‚ВИЧ, Валентин Валентинович (р. 24. IV. 1908) - советский театральный художник. Работает гл. обр. в т-рах кукол. Творч. деятельность в т-ре начал в 1926 (г. Энгельс), затем был декоратором Ле-нингр. т-ра оперы и балета (1927-28). До 1943 работал в различных т-рах. В 1943-57 - художник Центр. т-ра кукол под рук. С. В. Образцова. Осн. работы А. в этом т-ре - декорации к спектаклям "Маугли" по Киплингу (1945), "Под шорох твоих ресниц" Сперанского (1949), "Кон„к-Горбунок" по Ершову (1955), "Дочь-невеста" Барто (1957), "Необыкновенный концерт". А. принадлежат также красочные плакаты-афиши, произведения книжной графики, рисунки для детских журналов ("Мурзилка", "Вес„лые картинки" и др.). , " АН. Ш.

АНДРОВСКАЯ (наст. фам.-Ш у л ь ц), Ольга Николаевна [р. 9(21). VII. 1898, Москва] - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1948). Род. в семье студента юридич. ф-та (впоследствии адвоката). Будучи студенткой Высших юридич. курсов, участвовала в Любительских спектаклях. Проф. сценич. деятельность начала в 1918 в т-ре Корша в Москве; работала здесь под руководством Н. М. Ра-дина. Одновременно была участницей Студии им. Шаляпина. В 1919 поступила во 2-ю студню МХТ, играла в спектаклях МХТ. С 1924 - в труппе МХАТ. 1-я крупная роль - Исабель ("Дама-невидимка" Каль-дерона, 1924, 2-я студия МХАТ). А,- актриса преим. комедийная, обладающая большим обаянием, исключит. сценич. техникой, изяществом, лукавым юмором, умением создавать тонкие сложные характеры. Первыми большими творч. достижениями А. были роли Сюзанны ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1927) и Рокси ("Реклама" Уоткинс, 1930). В роли Сюзанны А. сочетала глубокую правдивость, искренность с живостью исполнения франц. комедии; задорная, умная и проницательная Сюзанна-А. была истинной подругой Фигаро. В спектаклях "Горе от ума" (1925, 1938) и "Гроза" (1934) А. дала новую интерпретацию образов Лизы и Варвары, соединив в сво„м исполнении нац. бытовую характерность с л„гкостью и изяществом сценич. рисунка. Играя леди Тизл в "Школе злословия" Шеридана (1940), А. показала, что за эксцентричными выходками е„ героини скрывается доброта, искренность и честность. А. создала также ряд отрицат. образов. С большой беспощадностью и сарказмом раскрыла актриса опустош„нность Пановой ("Любовь Яровая", 1936), сочетая в этом образе яркую внешнюю характерность с психологич. углубл„нностью. Среди лучших ролей А. также Леб„дкина и Смельская ("Поздняя любовь" и "Таланты и поклонники" Островского), миссис Чивли ("Идеальный муж" Уайльда), Вера Филипповна ("Дачники" Горького), Роз Григе ("Осенний сад" Хелман) и др. В 1957 А. создала поэтичный и обаятельный образ жены профессора Полежаева ("Беспокойная старость" Рахманова). Лауреат Сталинской премии (1952). Снималась в кино ("Медведь", "Человек в футляре" и др.).

Лит.: Пожарская М., Ольга Николаевна Андров-ская, М., 1951.

АНДРОНИКАШВЙЛИ, Константин Иосифович [8 (20). XII. 1887-2. VII. 1954] - грузинский советский режиссер и театр. педагог. Засл. деят. иск-в Грузинской ССР (1950). Учился в Париже в Сорбоне на лит. ф-те (1906-10). Одновременно работал в т-ре "Одеон" у Антуана, изучая режиссуру. Автор пьес, переводчик. В 1911-31 работал режиссером в различных т-рах Грузии. В 1931-45 - в рус. т-рах (Горький, Куйбышев, Саратов и др.). С 1945 преподавал актерское мастерство в Тбилисском театр. ин-те (с 1947 - профессор). Одновременно работал режиссером в т-ре им. Марджанишвили. Я. Э.

АНДРОНИКОВ (наст. фам.- Андроника-швили), Ираклий Луарсабович [р. 15(28). IX. 1908]-русский советский писатель, литературовед. Доктор филологич. наук (1956). Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Член КПСС с 1949. В 1930 окончил историко-филологич. ф-т Ленингр. ун-та. Лит. деятельность начал в 1929. Научную работу по исследованию рус. лит-ры, в частности творчества Лермонтова, А. сочетает с лит.-театр. деятельностью. Еще в студенческие годы стал создавать импровизац. рассказы, выступая как автор текста и исполнитель. Первые устные рассказы А. представляют собой дружеские пародии. Затем возникает жанр "портрета", включающего художеств. обобщение, а иногда элементы социальной сатиры. С этими рассказами А. в 1934 начинает выступать на эстраде ("Варвара Захаровна", "Лекция о Пушкине", "В гостях у дяди" и др.). К 30-м гг. относятся "портреты" известных писателей и артистов (диалог А. Н. Толстого и С. Я. Маршака, встреча А. Н. Толстого с В. И. Качаловым п др.). В своих устных рассказах А. точно воспроизводит осанку, жест, мимику, интонацию и тембр голоса изображаемого им лица. Он улавливает построение фразы, особенности мышления, черты, типичные для изображаемого им человека, и раскрывает существо характера своего героя. Среди лучших работ 30-х гг.: "Рассказ актера" (1934), "Доктор Кикнадзе" (1937), "Телохранитель императрицы" (1938). В конце 30-х гг. А. обогатил свою галерею деятелей лит-ры и т-ра "муз. циклом", выступив с изображениями музыковеда И. И. Соллер-тинского и дириж„ра Ф. Штидри. Среди работ 40- 50-х гг.- рассказы об А. А. Остужеве, в к-рых дан психологич. портрет человека, беспредельно преданного иск-ву; "Земляк Лермонтова", показывающий горячую любовь к великому поэту простых рус. людей; новая серия "портретов" писателей и уч„ных- Е. В. Тарле, О. Ю. Шмидт, А. А. Фадеев, Вс. Иванов, В. Б. Шкловский и др. В рассказах последних лет углубляется характеристика героев, усиливаются черты обобщения, повествовательное начало. К этому же времени относится рассказ о поисках неопубликованных произведений Лермонтова "Загадка Н. Ф. И.", на основе к-рого пост. фильм (А. был исполнителем и сценаристом).

Лит.: В е р х о в с к и и Н. Ю., Книга о чтецах, М.-Л., 1950; Александров В.Б., Люди и книги, М.,1958, с.181- 184; Шкловский В., Ираклий Андроников, его истоки и окрестности, "Театр", М., 1941, ј 2; Тарасенков А., Ираклий Андроников, в его кн.: Статьи о литературе, т. 2, М., 1958, с. 412-26. М. 3.

АНДРОСОВ, Михаил Тимофеевич [р. 41(24). I. 1916] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1955). Учился в Техникуме сценич.иск-в при Большом драм. т-ре в Ленинграде. Проф. сценич. деятельность начал в 1934 (Муз. драм. т-р, г. Константиновка, Донбасс), затем работал в т-ре Транспорта (1935-36) и Драм. т-ре (1936-37) в Ленинграде. Роли: Костя ("Чудесный сплав" Киршона), Макс ("Продолжение следует" Бруштейн), Скапен ("Проделки Скапена") и др. С 1937 - актер Центр, детского т-ра. Роли:

Митрофанушка ("Недоросль"), Коз„л и Петух ("Сказки" Маршака), Кот ("Волшебный цветок" Жень Де-яо), Никита ("Е„ друзья" Розова), Репетилов ("Горе от ума"), Белогубов ("Доходное место"), Самозванец ("Борис Годунов"), Поттер ("Том Сойер" по Твену), Кресало ("Волынщик из Стракониц" Тыла) и др.

АНДРЫЧ (Andrycz), Нина (р. 11. XI. 1915) - польская актриса. Род. в Бресте. В 1935 окончила Ин-т театр. иск-ва в Варшаве. С этого же года работает в варшавском "Т-ре Польски" (перерыв - годы 2-й мировой войны). Среди лучших ролей: Соланж ("Лето в Ноан" Ивашкевича), Химена ("Сид" Корнеля, обработка Выспянского), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Жанна ("Святая Иоанна" Шоу), Мария Стюарт (о. п. Словацкого). А. обладает ярким темпераментом, наиболее полно раскрывающимся в ролях романтич. репертуара. Е„ иск-ву присущи тонкость психологич. анализа, трагич. глубина сценич. образов, острота социальной характеристики. В 1954 А. вместе с труппой Польского т-ра выступала в Москве (в ролях Химены и Изабеллы Лэнцкой - "Кукла" по Б. Прусу).

Лит.: Ростоцкий Б., Образы классики, "Театр", М., 1954, .ј 12, с.44-53; Соколов Г.,Нина Андрыч..., "Театр", М., 1958, .No 8, с. 187-189.

АНДХРА. Драматургия и театр. Истоки сценич. иск-ва народа А. (Юж. Индия) - в кришнаитских мистериях (род декламации, сопровождавшейся танцами). Большое развитие получили в А. теневые и кукольные т-ры, в к-рых показывались пьесы на мифологич. сюжеты. Среди форм нар. т-ра А.ведхинатакам, яктаганам и бурракатха. В последней четверти 19 в. начала развиваться совр. драма на языке телугу. Е„ основоположником считается просветитель и лит. деятель Д. Кришнама-чаръя. В 80-е гг. появились его первые драмы "Ад-жамила", "Прахлад" и др. Всего Кришнамачарья написал 28 пьес, в них отражены социальные проблемы. В пьесе "Прамила" драматург выступает в защиту угнет„нной ипд. женщины, "Свадьба Драупади" посв. бойкоту англ. товаров. Среди наиболее известных пьес на социальную тематику - "Каньясулкам" ("Выкуп невесты") Аппарао (1896). В это же время появляются драмы на историч. сюжеты. Среди них:

"Царство Рамы", "Калидаса", "Шиладитья" Колача-лама Шриниваса Рао. В 90-е гг. возникает ряд объединений, в к-рые наряду с актерами входили драматурги: К. Виресалингам (перевод "Шакунталы" Калидасы и др.), Ч. Лакшминарасимхам ("Убийство Нарака-сура" и др.), Б. Лакшминатхам ("Харишчандра" и др.), Т. В. Кавулу ("Махабхарата" и др.). Против англ. колонизаторов направлены пьесы В. В. Са-стри "Пратапрудриям" и "Распутривиджаям", написанные на мифологич. сюжеты. Пьесы эти запрещались англ. властями. Пьесы "Убийство Шамбука" Т. Р. Чаудхури, "Сады Ашоки" Муддукришньг, "Сашанк", "Пурукх" Г. Венкатачалама критикуют кастовую нетерпимость, религиозное ханжество. Все эти пьесы написаны стихами. На рубеже 19-20 вв. появляются драмы на языке телугу, написанные прозой, близкой по своему характеру к разговорному языку.

Постановку драматич. произведений осуществляли любительские коллективы. В 20-х гг. 20 в. возникли частные проф. т-ры, в к-рых шли обычно пышно поставленные, но незначительные по своему содержанию пьесы. В этих т-рах сформировалось творчество актеров Я. Сурьянараяна, М. Кришны Рао, Д. В. Суббарао, С. Рао, А. Джагаразу.

В 20-40-е гг. рост нац.-освободит, движения способствовал развитию драматургии, насыщенной социальной тематикой: пьесы С. К. Састри, П. Как-шуду, Арудры, А. Атрейи, А. Суббарао и др. В. Бха-скаррао и С. Сатьянараяна написали пьесы "Шаг вперед" об объединении крестьян и рабочих для борьбы с феодалами и "Наша земля" (1948) о борьбе крестьян Теленганы за землю, а также ряд текстов бурракатха с совр. злободневным содержанием. Наиболее популярные актеры этого времени - Г. Суббарао, М. Венкатрамая, Саньясиразу, М. Сароджини, Аннапурна.

В 1929 в Тенали был создан Совет по вопросам драмы и т-ра в А., сыгравший большую роль в развитии нац. драматургии и театр. иск-ва. Совет устраивал фестивали спектаклей, в„л борьбу за повышение художеств. качества постановок (позже эта организация вошла в состав Индийской академии музыки и драмы).

В 1943 был создан Экспериментальный т-р при ун-те А., оказывавший большую помощь любительским (в т.ч. различным студенческим) коллективам. В репертуаре т-ра: "Разрушение надежды" Сривастава, "Галидамелу" Суббарао, "Мир" Г. Рентола и др. В 1947 создан Малый т-р телугу в Виджаяваде. В 1954 возникла Театр. федерация Д. в Раджамандри, в задачи к-рой входит охрана прав и интересов актеров, помощь коллективам в приобретении театр. оборудования и т. п. В 1954 коллектив театральной самодеятельности поставил "Мощь союза" Г. Сурь-яма - первую пьесу о жизни рабочих, о их борьбе за экономические права. В 1956 Р. и Г. Сурь-ям осуществили постановку "Ревизора" в Хайдарабаде.

Театр. коллективы А. объединяют св. 6 000 чел. Среди совр. драматургов А.: А, Атрейя, Г. Венка-тачалам, Арудра, В. Шастри, А. Суббарао. Св. 77.

АН ЕН ИР (р. 9. III. 1909) - корейский режиссер. Творческую деятельность начал в 1931 в качестве актера и режиссера. Работал в "Театре 1-го марта" и др. Пост. спектакли: "Опиумные войны" Третьякова, "На дне"; "Эмигранты" Ким Сын Гу и др. После освобождения Кореи (1945) ставил спектакли в Сеульском т-ре корейского иск-ва: "Сохва" Ли Ги Ена, "Подлинная история Акью" Лу Синя. С 1948 работает в КНДР. В Гос. драматич. т-ре (Пхеньян) пост. спектакли: "Шахт„ры" Хан Ен Сека, "Новаторы" Син Го Сона; в Гос. нац. т-ре (Пхеньян) - оперы "Сказание о Чун Хян", "Адмирал Ли Сун Син" АН Ги Ока-и др. С 1957 занимается педагогич. деятельностью в Пхеньянском ин-те т-ра и киноискусства.

АНИКЕЕВ, Серафим Михайлович [р. 23. II (7. III). 1904] - русский советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). Член КПСС с 1940. В 1923 окончил Воронежские театр. курсы. В 1919 выступал в Воронежском цирке в качестве клоуна. В 1920-22 работал в Воронежском опытном театре-студии, в 1923-27 - в Воронежском т-ре драмы, в 1927-30 - в различных т-рах драмы и оперетты. С 1930 А.-артист Моск. т-ра оперетты. А. обладает ярким комедийным дарованием. Для творч. манеры артиста характерны л„гкость, непринужд„нность сценич. поведения. Играет роли комиков-буфф, простаков, а также остро сатирические. Лучшие роли А.: Богдан Сусик ("Трембита" Милютина, Ст. пр.

1950), Бобриков, Наконечников ("Золотая долина", "Белая акация" Дунаевского), Барабашкин ("Москва, Чер„мушки" Шостаковича), Бони, Зупан ("Сильва", "Марица" Кальмана) и др. О. В.

АНИКСТ, Александр Абрамович (р. 16.VII.1910) - русский советский литературовед, театровед и театральный критик. Член КПСС с 1942. Окончил моек. педагогич. ин-т им. Ленина (1933). Лит. деятельность начал в 1930. А. работает преим. в области истории англ. литературы и т-ра. Является редактором (совм. с А. А. Смирновым) 8-томного собрания соч. В. Шекспира (с 1957-60), где помещены статьи-послесловия А. об отдельных публикуемых в данном томе произведениях Шекспира. Автор статей по истории и теории драмы, по разл. вопросам советского и зарубежного т-ра.

Соч.: История английской литературы, т. 1, ч. 1-2, М.-Л., 1943-45 (т. 1, вып. 1. с. 258-288; т. 1, вып. 2, с. 110-117, 141-224, 466-500 (главы, посв. английскому театру XVI-XVIII вв.); История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57 (т. 1, с. 387-534, т. 2, с. 31-112); История английской лптературы, М-, 1956; Быть или не быть у нас Гамлету?, "Театр", М., 1955, ј 3, с. 62-81; Бернард Шоу, M., 19o6;

Как стать Бернардом Шоу, "Театр", 1956, ј 7, с. 127-132;

О характере реализма Шиллера, там же, 1955, ј 5, с. 53-67;

Гоголь о реализме в драме, там же, 1952, ј 3, с. 41-5 2; Шекспир - народный писатель, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1958 [1959j, с. 7-44. , Я. Лит.

АНИСЕ-БУРЖУА (Anicet-Bourgeois), Огюст (25. XII. 1806-12. I. 1871) - французский драматург. Автор мелодрам, водевилей, феерий. Писал почти всегда в соавторстве. С ним сотрудничали А. Дюма-отец, В. Дюканж, Ф. Дюмануар, А. Деннери и др. Мелодрамы А.-Б., построенные на эффектных, но мало правдоподобных ситуациях, исполненные сентиментальной патетики, направлены на утверждение бурж. морали. Наиболее известны: "Латюда" (1834), "Венецианка" (1834), "Кровавая монахиня" (1835), "Хозяйка Сен-Тропеза" (1844), "Ч„рный доктор" (1846), "Детский врач" (1855) и др. Большую популярность завоевала феерия А.-Б. "Пилюли дьявола" (1864). Успех пьесам А.-Б. создавали замочат, актеры театров бульваров - П. Бокаж, Фредерик-Леметр, М. Дорваль и др.

Лит.: R о y e r A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878. Я. Ф.

АНЙСИМОВА, Нина Александровна [р. 14. (27). I. 1909] - русская советская артистка балета, балетмейстер. Засл. деятель иск-в (1957). В 1926 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (училась у А. Я. Вагановой и А. В. Ширяева) и была зачислена в Ленингр. Малый оперный т-р. Исполняла танцы в операх и опереттах. В 1927 перешла в Т-р оперы и балета им. Кирова. Большое драматич. дарование А. раскрылось в народных характерных танцах. Была первой исполнительницей партий: Терезы и Насти ("Пламя Парижа" и "Партизанские дни" Асафьева), Айши ("Гаянэ"). С 1935 выступает как балетмейстер; поставила балеты: "Гаянэ" (1942, Т-р им. Кирова);

"Чудесная фата" Заранек (1947), "Коппелия" (1949);

"Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1950), "Ивушка" Евлахова (1957) - Ленингр. Малый оперный т-р; "Журавлиная песня" Степанова и Исмаги-лова (1944, башкирский т-р оперы и балета, Уфа) и др. Осуществила ряд пост. за рубежом: "Бахчисарайский фонтан" (1945, Софийская народная опера), "Гаянэ" (1959, Будапештский т-р оперы и балета).

Лит.: Франгопуло М., Нина Александровна Ани-симова, Л., 1951. В Ч

АНЙСИМОВА-ВУЛЬФ, Ирина Сергеевна [р/ 18

(31). XII. 1906] - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Член КПСС с 1956. Окончила Школу при МХАТе; ученица К. С. Станиславского и E. С. Телешевой. Творч. деятельность начала в 1925 в МХАТе сначала как актриса, потом как ассистент режиссера. Роли: Нина ("Взлет" Ваграмова), Алина ("Три толстяка" Олеши), Грейс ("Битва жизни" Диккенса) и др. В 1934 А.-В. перешла в Театр-студию под рук. Ю. А. Завадского. В 1936-38 работала в Ростовском т-ре, где осуществила свою первую самостоят, режиссерскую работу - "Беспокойная старость" Рахманова (1936). С 1946 - режиссер Т-ра им. Моссовета. Пост. спектакли: "Русский вопрос" (1947); "Девочки" Пановой (1949), "Маскарад" (1952, совм. с Завадским);

"Варвара Волкова" Софронова (1953), "Сомов и другие" Горького (1954), "Лиззи Мак-Кей" Сартра (1955), "Король Лир" (1958), "Нора" (1959); "Миллион за улыбку" Софронова (1960) и др. С 1939 вед„т педа-гогич. работу в ГИТИСе. Ев. Б.

АНИСФЕЛЬД, Борис Израилевич (р. 2. X. 1879)- русский художник-живописец, график, театральный художник. Один из представителей художеств. объединения "Мир искусства". Учился в Академии художеств в Петербурге (1900-09). В т-ре начал работать в 1907 ("Свадьба Зобеиды" Гофмансталя, Т-р Комиссаржевской, Петербург). Создал декорации к спектаклям: "Исламей" на муз. Балакирева (1910), "Садко" (1911) в Мариинском т-ре и др. А. принимал участие в "Русских сезонах" С. П. Дягилева за границей, оформлял гастрольные спектакли А. П. Павловой ("Прелюды" на муз. Листа, 1912), В. Ф. Ни-жинского ("Сильфиды" на муз. Шопена, "Видение розы" на муз. Вебера, 1913), М. М. Фокина ("Египетские ночи" Аренского). Позднее А. жил в Чикаго, с 1918 - в Нью-Йорке. Работал художником в т-рах "Метрополитен-опера", "Чикаго-опера". АН. Ш.

АНКАРА (Ankara) - столица Турции (ок. 163,5 тыс. жит. на 1955). До провозглашения государственной столицей в 1923 в А. существовали лишь народные зрелища (см. Турецкий театр). В 1922 здесь впервые гастролировала театр. труппа из Стамбула ("Дарюльбедайи Османи"). В 1930 в А. было построено театр. здание, в к-ром играли преим. гастрольные или случайно сформированные труппы. В 1934 тур. реж. Мухсин Эртугрул пост. здесь "Юлия Цезаря" и "Сон в летнюю ночь" Шекспира. В 1947 в А. открылись "Девлет тиятро-су" (Гос. т-р), ставящий оперу и драму, и "Кючюк тиятросу" (Малый т-р), ставящий только драму. Оба т-ра пропагандируют гл. обр. зап.-европ. репертуар. Нац. пьесы и оперы идут крайне редко.

"АННАБОЛЕЙН" ("Anna Bolena") - опера Г. Доницетти, либр. Ф. Романи. Пост. 26 дек. 1830, Милан. В Италии последующие пост.: Милан (1877); Брешиа (1879). В России пост.: на итал. яз.- Одесса (1836); на нем. яз.-Петербург (1838). В др. городах: Лондон (1831, 1847);

Париж (1831); Берлин (1833); Вена (1833); Прага (1834); Брюссель (1838); Нью-Йорк (1843); Женева (1840); Константинополь (1844); Мадрид (1832); Лисабон (1834); Мехико (1836);

Афины (1843); Стокгольм (1844); Гаага (1844); Копенгаген

(1844); Рио-де-Жанейро (1844); Варшава (1844); Буэнос-Айрес

(1845); Сантьяго (1847). Ц. Гр.

"АННА КАРЕНИНА" - инсценировка одноим„нного романа Л. Н. Толстого. Драматич. композиция в 4 д. П. Д. Волкова. Соч. 1935. Пост. 21 апр. 1937, МХАТ (реж. Немирович-Данченко и Сахновский, худ. Дмитриев; Анна - Тарасова, Каренин - Хмел„в, Вронский - Прудкин, Облонский - Станицын, Бетси - Степанова, Долли - Алеева, Вронская - Лилина, Лидия Ивановна - Дурасова, Адвокат-Петкер; среди др. исполнителей "А. К." на сцене МХАТа: Еланская, Андреева - Ан-на Каренина; Кедров, Соснин - Каренин; Массальский, Вербицкий - Вронский;

Вербицкий, Названов, Ю. Леонидов - Облонский; Базарова, Строева, Иванова - Долли; Морес, Комолова - Сер„жа;

Гаррель, Калиновская, Пилявская - Бетси; Якубовская, Попова, Титова - графиня Чарская; Кннппер-Чехова, Полонская, Литовцева, Коренева, Сластенина, Хованская - графиня Вронская; Вербицкий, Массальский, Кудрявцев, Яров - граф Вронский; Гошева, Комолова, Калиновская - Варя; Комиссаров - адвокат). Пост. во многих т-рах СССР:

Харьковский т-р русской драмы (1938; реж. Крамов; Анна - Воронович, Каренин - Золотар„в и Колобов, Вронский - Гаршин и Кракопольский); Саратовский т-р (1938; реж. Ефремов, худ. Кисимов; Анна - Соболева, Каренин - Слонов);

Т-р им. Я. Купалы, Минск (1938; реж. Санников; Анна - Жданович); Новосибирский т-р "Красный факел" (1938; рсж. Редлих; 'Анна - Гончарова); Ярославский т-р (1938; реж. Рощин, худ. Медовщиков; Анна - Чудинова); Владивостокский т-р (1939); Курский т-р (1936); Сталинградский т-р (1937); Бакинский т-р рус. драмы (1938); Ростовский-на-Дону т-р (1941); Ивановский т-р (1950) и др. Среди исполнителей "А. К.": Амман-Дальская, Л. Берзинь, Врублевская, Зорич -Анна; Агуров, Леондор, Шебуев, Якушенко - Каренин; Колофи-дин - Облонский: Буре - Вронский, и др. О других инсценировках и пост. "А. К." в России и за рубежом см. Толстой Л. Н.

Издания.- Первое изд. "А. К." в инсц. Волкова, М.,1937.

Лит.: "Анна Каренина" в постановке Моск. ордена Ленина Художественного академического т-ра Союза ССР им. Горького, М., 1936. А Шн.

АННАДУРДЫЕВ, Ходжоу [р. 28. II (13. III). 1909]- туркменский советский, артист , оперы (лирико-драма-тич. тенор) и режиссер. Нар. арт: Туркм. ССР (1952).

Член КПСС с 1951. В 1929-32 А. обучался в Ашхабаде 8 Художеств. техникуме на драм. отделении. Сценич. деятельность начал в 1932 в Т-ре им; Сталина (Ашхабад). Играл роли Кара ("Джума" Каушутова), Скро-ботова ("Враги") и др. Впервые выдвинулся как певец в муз. спектакле "Зохре и Тахир" Аманова в роли Тахира. С 1941 А.- артист Туркм. т-ра оперы и балета (Ашхабад), где исполнял героич. и комедийные партии: Дурды ("Счастливая юность" Корчма-р„ва), Гариб ("Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова), Кемине ("Кемине и казы" Шапошникова и Мухатова), Комек ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова) и др. С 1937 А. занимается педагогич. деятельностью, с 1955 - гл. реж. Туркм. т-ра оперы и балета (Ашхабад). Пост.: "Евгений Онегин" (совм. с А. Макаровским, 1955); "Айна" Шапошникова и Овезова (1957) и др. Я. Л.

АННАКУЛЙЕВА, Аннагуль (р. 31. XII. 1924) - туркменская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Туркм. ССР (1952). Член КПСС с 1952. Сценич. деятельность начала в 1941 в Туркм. т-ре оперы и балета (Ашхабад). А. присущдра-матич. темперамент; е„ исполнение отличается глубиной и искренностью чувств, своеобразным нац. колоритом. Партии: Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова), Шасенем ("Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова), Огульбек ("Кемине и казы" Шапошникова и Мухатова), Татьяна,Лиза ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Наташа ("Русалка") и др.

Лит.: Фалькович Е., Шасенем - А. Аннакулие-ва,"Театр", 1956, ј 1. Н.Л.

АННЕНКОВ (наст. фам.- К о к и н), Николай Александрович (р. 21. IX. 1899) - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1960). Член КПСС с 1942. В 1924 окончил Высшие театр. мастерские при Малом т-ре. Еще будучи учеником, начал выступать на сцене этого т-ра. Первая значит, роль А.- Вася ("Не так живи, как хочется" Островского, 1924). Много играл в пьесах Островского: Митя ("Бедность не порок"), Миловзоров и Незнамов ("Без вины виноватые"), Андрей Белугин ("Женитьба Белугина") и др. Основные черты творчества А.- точность, ясность, заверш„нность сценич. характеристик, лаконизм, глубина - наиболее полно раскрылись в пьесах Горького: Черкун ("Варвары"), Нил ("Мещане"). В пьесах сов. драматургов А. создал проникнутые жизнеутверждением образы передовых сов. людей: Мотыльков ("Слава" Гусева), Огнев ("Фронт"), Максимов ("За тех, кто в море" Лаврен„ва, Ст. пр. 1947), Лавров ("Великая сила" Ромашова, Ст. пр. 1948). Среди лучших ролей А. также:

Швандя ("Любовь Яровая"), Геннадий ("Огненный мост" Ромашова), Богун ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), адмирал Макаров ("Порт Артур" Степанова и Попова), Плакун ("Вечный источник" Д. Зорина), Рюи Блаз (о. п. Гюго) и др. А. снимается в кино (Добротворский - "Суд чести", Ст. пр. 1949, и др.). С 1946 препода„т в Театр. уч-ще им. Щепкина при Малом т-ре.

Лит.: Н. А. Анненков, М., 1949, буклет (Малый теа7р 125 лет).

АННЕНКОВ, Павел Васильевич [19. VI (1. VII). 1813-8(20). III. 1887] - русский литератор и критик. Был близок с Белинским, Герценом, Тургеневым и др. Умеренный либерал, западник, А. стоял на позициях идеалистич. эстетики, рассматривал иск-во как способ "очищения и пояснения" действительности, внесения в не„ гармонии средствами "чистой художественности". В 1841-42 в журн. "Отечественные записки" публиковал "Письма из-за границы", а в 1847 в "Современнике" - "Письма из Парижа", в к-рых отражены его театр. впечатления. Повествуя как очевидец о революц. событиях во Франции в 1848 ("Февраль и март в Париже 1848 г."), А. описывает выступления актрисы Рашель с чтением "Марсельезы" и да„т превосходную характеристику игры Фредерика-Леметра в роли Робера Макера. А. подготовил и издал первое научное издание соч. А. С. Пушкина (1855-57). Автор работ о творчестве Пушкина, Тургенева, А. К. Толстого, Островского и др., статей о текущей художеств. жизни в журн. "Современник", "Русский вестник" и мемуаров.

Соч.: Воспоминания и критические очерки. Собр. статей и заметок. 1849-1868 гг., т. 1-3, СПБ, 1877-81; Литературные воспоминания, Л., 1928.

Лит.: Венгеров С. А., Крптико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 1, СПБ. 1889, с. 596- 611. т. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница