Наши партнеры

система звукоусиления

Театральная энциклопедия
(страница 27)


АРО (Аго), Ритва (р. 28.11.1905) - финская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у X. Гранфельт и А. Хагелыптам, совершенствовалась в Вене, Берлине, Лондоне, Париже и Москве. Впервые выступила на оперной сцене в 1924 в Турку. В 1924-31 - солистка оперного т-ра в Турку. С 1932 выступала в Шведском т-ре в Турку, в Шведском т-ре и Финской опере в Хельсинки и в т-рах Стокгольма, Г„теборга, Копенгагена и др. городов. Партии: Кармен; Брангена, Фрика ("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга" Вагнера), Азучена ("Трубадур"), а также главные роли в опереттах "Вес„лая вдова" Легара, "Сильва" Кальмана и др. С. Л.

АРРО, Эдгар Александрович (р. 24.III.1911) -эстонский советский композитор. Засл. деят. иск-в Эст.ССС (1955). Окончил Таллинскую консерваторию (в 1935- по классу органа проф. А. Топмана, в 1939- по классу композиции проф. А. Каппа). Творч. деятельность начал в 1936 (в 1936-40 работал органистом эстонского радио). С 1944 А.- преподаватель, с 1956 - доцент Таллинской консерватории. Совм. с композитором Л. Норметом написал первую сов. эст. оперетту "Румму Юри" (1954,. Тарту) и оперетту "Огни в родной гавани" (1958, Таллин). А.- автор музыки к спектаклю "Не тво„, не мо„, а наше" Ма-ляревского (1952), хоров, камерно-инструментальных и др. соч. X. Кыр.

АРСАЛАНОВ, Абида Арсаланович (р. 15.III. 1918) - бурятский советский артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Бурят. АССР (1946) и засл. арт. РСФСР (1952). Сценич. деятельность начал в самодеятельности. После окончания Улан-Удэнской муз. студии обучался пению в Моск. консерватории. В 1939 поступил в Бурятский муз.-драм. т-р (ныне Бурятский т-р оперы и балета). Партии: Энхэ ("Энхэ-Булат батор" Фролова), Даши ("У подножия Саян" Ряузова), Балыпир ("На Байкале" Книппера), ХуанЧжен ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни), Альфред; Фауст; Синодал ("Демон"), Князь ("Русалка"), Ленский и др. Л. Ход.

"АРСЕН"- народная драма С. Шаншиашвили (о герое крестьянского освободит, движения 30-х - нач.40-х гг.19 в. в Грузии-Арсене Одзелашвили). Соч. в 1935. Пост. 23 мая 1936, Т-р им. Руставели, Тбилиси (реж. Васадзе, худ. Гамрекели, композитор Туския; Арсен - Хорава, Гиви - Чихладзе, Онисе - Хуцишвили, Гонджа - Апхаидзе, Нено - Джа-джанашвили, князь Бараташвили - Давиташвили). Спектакль был показан т-ром во время гастролей в Москве (1936). Возобновл„н 17 февр. 1953 прежней постановочной группой. В 1937 "А." пост. 1-м Гос. т-ром Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна) (реж. Журули, худ. М. Арутчян; Арсен - Р. Нерсесян, Нено - Восканян, князь Бараташвили - Джа-нан, Онисе - Авакян). Пьеса была пост. т-рами арм. драмы в Тбилиси (1936) и Баку, Новосибирским ТЮЗом (1938).

Издания- "Арсен С. Шаншиашвили, драм. поэма, Тб., 1936 (на груз. яз.); "Арсен'. Народная драма в 5 д. Авторизованный перевод Э. Ананиашвили, в кн.: Грузинская советская драматургия, М., 1958.

Лит.: Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959, с. 183-195; Абхаидзе Ш.иШвангерадзе IL, Государственный ордена Ленина театр им. Руставели, Тб., 1958, с. 59-61. А. Шн.

APCEHKO, Арсен Дианисович [2(15).III.1903-30. VIII. 1945] - белорусский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. БССР (1944). В 1924-28 обучался в Харьковском муз.-драм. ин-те. Сценич. деятельность начал в 1928 в Харькове в передвижном г-ре оперы и балета. С 1930 работал в различных оперных т-рах Сов. Союза, в т. ч. в Большом т-ре СССР (1936-37). С 1937 А.- солист Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). Партии: Кузьмич ("В пущах Полесья" Богатыр„ва), Андрей ("Цветок счастья" Туренкова), Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон, Онегин и др. Пользовался широкой известностью как камерный певец.

Лит.: М о д э л ь М., Памяти Арсена Арсенко, в сб.:

Народный артысты БССР, М?нск, 1948, с. 30-33. Вр. С.

АРСКИЙ, Павел Александрович [р. 25.Х (6.XI). 1886] - русский советский поэт и драматург. Член КПСС с 1918. Автор первых сов. пьес о революции и гражданской войне. В 1918 написал пьесу (драма-тич. этюд) "За красные Советы", к-рая в том же году была пост. Т-ром Пролеткульта в Петрограде, широко показывалась на фронтах гражданской войны. А. принадлежат также пьесы "За Красный Урал", "За революцию... за свободу" (1918), "Голгофа" (1924), "Ч„рная пена" (1925), "Штурм неба" (1929), "Атаман Булак-Балахович" (1930) и др.

Соч.: За Красные Советы, в сб.: Первые советские пьесы, М., 1958. А. Шн.

АРСЛАНОВ, Мухамет Нуриахметович (р. 1910)- башкирский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). Учился в Ленингр. академии художеств. С 1934 работал в Башк. Акаде-мич. т-ре драмы (Уфа), где оформил спектакли:

"Салават", "Карлугас" Бикбая, "Хакмар" Мифтахова, "Отелло". С 1938-в Башк. т-ре оперы и балета; оформил спектакли: "Князь Игорь"; "Акбузат" Спадавеккиа и Заимова, "Алтынчеч" Жиганова, "Айхы-лу" Пейко, "Укрощение строптивой" Шебалина; балеты: "Журавлиная песнь" Степанова, "Горный ор„л" Ахметова и Сабитова и др. Д. Б.

АРТАВАЗД II [96 (или 94)-31 до н. э.] - армянский царь, первый арм. драматург. Создал в столице страны Арташате (ныне районный центр Арм. ССР) арм. эллинистич. т-р с постоянной труппой. В 53 до н. э. здесь была им осуществлена пост. "Вак-ханок" Еврипида. Г. Г.

АРТ‚М (наст. фам. - Артемьев), Александр Родионович [1842-16(29).V.1914] - русский актер. Род. в селе Столпово Зарайского уезда Рязанской губ. в семье крепостного крестьянина. В 1878 окончил моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в течение 25 лет работал учителем рисования и чистописания (вышел в отставку, уже будучи известным актером МХТ). В нач. 80-х гг. стал выступать в любительских спектаклях. С 1888-участник Общества искусства и литературы. Лучшая роль этого периода - Счастливцев. С момента основания МХТ (1898) играл на сцене этого т-ра. Был одним из лучших представителей иск-ва МХТ. Самобытный характерный актер, А. выступал преим. в пьесах рус. классики. Уже в первом спектакле МХТ "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого А. с эпической простотой и драматизмом сыграл роль Богдана Курюкова (1898). Наиболее полно дарование А. раскрылось в пьесах А. П. Чехова. С мягким юмором, трогательной задушевностью и лиризмом играл он Шамраева ("Чайка", 1898), Фирса ("Вишн„вый сад", 1904), Вафлю ("Дядя Ваня", 1899), Чебутыкина ("Три сестры", 1901), глубоко раскрывая нежность души, чистоту своих героев. А. стал любимым актером Чехова (роли Чебуты-кина и Фирса были написаны Чеховым специально для А.). С большой теплотой, мастерством играл А. роли Перчихина ("Мещане", 1902), Акима ("Власть тьмы", 1902), Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева, 1912).

Лит.: Дурылин С. Н., Артем, Станиславский. Чехов, в сб.: К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955, с. 408-43; его же, Любимый актер Чехова..., "Театр и драматургия", М., 1935, ј 2, с. 17-25.

АРТЕМОВСКИЙ, С. С. - см. Гулак-Артемовский.

АРТИСТ (франц. artiste, от лат. ars - искусство)- человек, избравший своей профессией деятельность в области сценического иск-ва, то же, что актер, В более широком смысле - человек, занимающийся творчеством в области к.-л. искусства,- художник, музыкант и т. п.

"АРТИСТ" - русский театральный, музыкальный и художественный журнал. Издавался в Москве в 1889-95 в течение театральных сезонов (7 номеров в год). В 1892 и 1893 журнал имел приложение "Дневник артиста", к-рое выходило в летние месяцы. Издатель-редактор "А."-Ф. А. Куманин; с 1894 (ј 37)- H. В. Новиков. Ответственные редакторы - А. Р. Гиппиус, с 1891 - И. И. Петров, с 1892 -E.E. Корш. С 1894 "А." имел подзаголовок - "Журнал изящных искусств и литературы". В журнале печатались научные и критич. статьи, рецензии, рус. и переводные драматич. произведения, повести, рассказы, мемуары, монографии (о Гоголе, Островском, Вагнере, Сен-Сансе и др.). Помещались также иностранные и отечественные театр. обозрения, хроника, библиография, репродукции картин известных художников, стихотворения, романсы и пр. В качестве руководителей отделов в журнале работали И. И. Иванов и С. Н. Кругликов. В "А." сотрудничали: профессора - Н. И. Стороженко, Алексей Весел овский, писатели - А. П. Чехов, А. И. Сумбатов-Южин, П. Д. Бо-борыкин, В. И. Немирович-Данченко, Н. С. Лесков и др., композиторы - Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков, артисты-А. П. Ленский, П. М. Садовский и др. Журнал активно поддерживал "Новую русскую музыкальную школу" ("Могучую кучку" и е„ последователей), а также созданное Станиславским "Общество искусства и литературы". Благодаря обилию фактич. материала журнал "А." является ценным источником по истории т-ра и музыки.

АРТИСТИЧЕСКИЕ СЕМЬИ (актерские семьи) - семьи, члены к-рых на протяжении длительных периодов работали в театре. Среди наиболее известных А. с.: Садовские, Васильевы, Самойловы, Бороздины и др. (Россия), Аккерман, Дев-риент, Шредер (Германия), Бежар (Франция), Кин (Англия), Бусико, Джефферсон (Англия, США), Буриан (Чехословакия), Кикугоро (Япония); в цирке - Дуровы, Альперовы (Россия) и др.

"АРТИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК" - русская общественная художественная организация, объединявшая работников различных видов иск-ва (литераторов, актеров, музыкантов, художников). Существовала в Москве в 1865-83. Инициатором создания "А. к." была большая группа видных лит.-художеств. деятелей во главе с А. Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном, В. Ф. Одоевским и др. В задачи "А. к." входило творческое сближение членов организации, расширение их знаний по вопросам иск-ва, помощь начинающим актерам, оказание материальной поддержки нуждающимся. Открытие "А. к." состоялось 14 ноября 1865. Члены "А. к." подразделялись на поч„тных (среди них А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), действительных и членов-любителей (постоянных посетителей кружка). Повседневное руководство "А. к." осуществлялось выборными старшинами, в число к-рых, помимо учредителей, в разное время входили: П. М. Садовский, А. Н. Плещеев, Н. Е. Вильде (организатор и руководитель театра "А. к."), А. А. Рахманов, музыканты К. А. Кламрот, Ю. Г. Губер и др.

В "А. к." устраивались регулярные чтения, исполнялись и обсуждались лит. и муз. произведения, проводились лекции, организовывались выставки, лит. и муз.-танц. вечера. С чтением своих произведений в "А. к." выступали А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, И. Ф. Горбунов и др. Значит, место в жизни "А. к." занимали постановки спектаклей. Представления первоначально носили наименование "семей-но-драматич. вечеров", что давало возможность обойти монополию имп. т-ров, запрещение устраивать частные публичные спектакли в Петербурге и Москве.

С осени 1867 "А. к." добился разрешения на постановки спектаклей, сначала закрытых - для членов кружка, а с 1868 - и публичных. С 1869 т-р "А. к." играл в Бронниковском (Шелапутинском) т-ре (ныне здесь помещается Центр, детский т-р). Т-р "А. к." явился первым частным т-ром в Москве. Репертуар его составляли преим. произв. рус. драматургов, гл. обр. Островского. На сцене т-ра "А. к." наряду с проф. артистами (П. М. Садовский, В. А. Мак-шеев, С. В. Шумский, Е. Н. Васильева, Н. А. Никулина, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, Н. X. Рыбаков-под псевдонимом Волгин) выступали также начинающие любители. Так, здесь впервые проявилось дарование О. О. Садовской (тогда Лазаревой), М. П. Садовского и др. С 1879 при "А. к." функционировали драматич. курсы, в состав преподавателей к-рых входили Г. Н. Новосельский, П. Д. Боборыкин, А. Н. Веселовский и др. "А. к." был закрыт в 1883 ввиду материальных затруднений.

Лит.: Островский А.Н., Полное собр. соч., т. 12, М., 1952, с. 13-42 и 345-348; Р о с с и e в П. А., Артистический кружок в Москве (1865-1883), "Исторический вестник", М., 1912, май-июль (май - с. 482-498, июнь-с. 878-901, июль-с. 111-136). А. Шн.

APTO (Artot), Маргерит Жозефин Дезире (21.VII. 1835, Париж,-ЗЛУ. 1907, Берлин) - французская певица (меццо-сопрано). Родилась в Бельгии. Жена известного исп. баритона М. Падильи. В 1855-57 училась пению у М. Одран и П. Виардо-Гарсиа. До 1857 выступала в концертах в Бельгии, Голландии, Англии. В 1858 дебютировала на оперной сцене в Париже. В 1859 поселилась в Италии, выступала в оперной труппе Лорини; позже пела в "Гранд-Опера". Гастролировала на мн. европ. сценах (в т. ч. в России, впер-вые в 1868). Обладая голосом обширного диапазона и высокоразвитой техникой, А. (после 60-х гг.) исполняла также партии драматич. и колоратурного сопрано. Партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Розина, Травиата, Джильда, Маргарита; Мария ("Дочь полка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан") и др. В 1889 оставила сцену; занималась педагогической деятельностью (среди учениц А.-С. Арнольд-сон и др.). И. Ш.

"АРТС ТЙЭТР" (Arts Theatre Company) - английский театр в Лондоне. Основан в 1942 актером и режиссером А. Клунсом под названием "Группа актеров театра Артс" на базе театр. клуба "Артс". Среди постановок т-ра: "Андрокл и лев" (1943), "Дон Жуан в аду" (1952) Шоу; "Верная пара" Фаркера (1944); "Гамлет" (1945); "Леди не для сожжения" Фрая (1948); "Макбет" (1950); "Иванов" Чехова (1950). Сов р. англ. критика называет "А. т." -"наш карманный Национальный театр". До 1953 руководителем театра был Клуне, работавший также как актер и режиссер; с 1953 "А. т." возглавляет К. Уильяме. Ф. Я.

АРТСЕНБУЧ- (Hartzenbusch), Хуан Эухенио (9.IX.1806-2.VIII. 1880) - испанский драматург и критик. Род. в Мадриде. В 1824 начал лит. деятельность. В 1829 впервые выступил как драматург. По характеру творчества был близок прогрессивным романтикам. Драмы А. "Теруэльские любовники" (1837), "Донья Менсиа" (1838) отличаются антиклерикальной направленностью. В дальнейшем отош„л от романтич. традиций, создав ряд пьес-сказок и семейно-бытовых комедий: "Волшебная бутылка" (1839), "Первым - я" (1842), "Куртизанка" (1843) и др. Пьесы А. пользовались успехом у зрителей. С 1852 был президентом Совета т-ров. С о ч.: Obras, v. 1-5, Madrid, 1888-92. Лит.: Hartzenbusch Е., Bibliografia de Hartzenbusch, formada por su hijo, Madrid, 1900; Cotarelo y Mori E., Sobre el origen y desarrollo de la leyenda de "Los amantes de Teruel", "Revista de Archivos", Madrid, 1907, VIII; S а г г a i 1 h J., L'histoire et le drame romantique d'Hartzenbusch, "Bulletin Hispanique", Bordeau-P., 1936, XXXVIII. В. ?.

АРУТЧЯН, Михаил Аветович [р. 6(18).VII. 1897] - армянский советский театральный художник. Нар. художник Арм. ССР (1958). Член КПСС с 1939. Спец. образование получил в Саратовском ВХУТЕМАСе, затем в Парижской Академии художеств. Творчество А. способствовало развитию арм. декорац. иск-ва. Первая работа - "Адвокат Патлен" в Саратовском т-ре сатиры (1919). В 1928- 1939 - гл. художник Т-ра им. Сундукяна (Ереван), оформил спектакли: "Женитьба Фигаро" (1933); "Мятеж" по Фурманову (1928), "Рычи, Китай" Третьякова (1927), "Отелло" (1940); "В кольце" Вагаршяна (1930), "Гроза" (1935); "Лиса и виноград" Фигейредо (1958). В 1939-49 -гл. художник Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван), оформил спектакли:

"Кармен" (1938), "Пиковая дама" (1956); "На рассвете" ("Лусабацин") Степаняна (1938). Работает также в кино (фильмы "Пэпо", "Давид бек" и др.) и в области книжной графики. Л. Хал.

АРУТЧЯН, Сергей Аветович [р. 23.VI(6.VII). 1912] - армянский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в (1956). Член КПСС с 1945. Окончил архитектурный ф-т Политехнического института (Ереван). Работал вТ-реим. Сундукяна (Ереван) и Ленинаканском т-ре им. А. Мравяна. Оформил спектакли: "Страна родная" Демирчяна (1940), "Фронт" (1942); "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1946), "Капказ тамаша" Чаренца (1957) и др. Л. Хал.

АРУТЮНЯН, Арцруни Мартиросович [p.5(18).V. 1910] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС. Сценич. деятельность начал в 1928 в Ленинаканском т-ре, является одним из основоположников и бессменным актером этого т-ра. Среди ролей А.: Воскан, Элизбаров ("Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде), Зимзимов ("Пэпо" Сундукяна), Дарчинян ("Ярость" Ахумяна), Магистрос ("Страна родная" Демирчяна), Гарнакерян ("Опытное поле" Заряна), Подколесин ("Женитьба"), Бело-губов ("Доходное место"), Клещ ("На дне"). Образы, созданные А., отличаются ч„ткостью внешнего рисунка, острой характерностью. Б. А.

АРУТЮНЯН, Аршак Акопович (1869-27.VII. 1936) - армянский советский актер. Засл. арт. Арм. ССР (1934). Сценич. деятельность начал в 1889 в арм. труппе в Тифлисе. Один из старейших актеров арм. т-ра. Исполнитель национального репертуара, гл. обр. драматургии Г. Сундукяна, в пьесах к-рЬго создал реалистич. образы - Пэпо и Зимзимов ("Пэпо"), Замбахов ("Хатабала"), Парсиг ("Разор„нный очаг"). Среди ролей А.: Городничий; Клавдий ("Гамлет") и др. В. А.

АРУТЮНЯН, Гегам Степанович [р.15(28).XII. 1905] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность начал в 1931 в Ленинаканском т-ре. С 1946- актер Т-ра им. Сундукяна (Ереван). Иск-ву А. присущи жизненная достоверность и эмоциональная сила, он созда„т острый, запоминающийся сценич. рисунок. Поэтичностью и вдохновенной силой наделяет А. положит. героев, образы к-рых приобретают романтич. звучание (Ара Прекрасный - о. п. Заряна). С тонким сарказмом и беспощадной иронией играет отрицат. роли; одна из значит, работ А.образ Кречин-ского ("Свадьба Кречинского", 1946). Исполнение А. отличается изяществом, ч„ткостью, выразительностью сценич. формы. Среди ролей А.: Герцог ("Двенадцатая ночь"), Абовян ("Хачатур Абовян" Му-радяна), Кибар ("Дядя Багдасар" Пароняна), Трофимов ("Вишн„вый сад"), Казарин ("Маскарад"), Вест-Саркис ("Страна родная" Демирчяна), Акоста ("Ури-эль Акоста" Гуцкова), Гульд ("Русский вопрос"), Земнухов ("Молодая гвардия") и др. В. А.

АРУТЮНЯН, Гурген Михайлович [р. 9(22).VI. 1905] - армянский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1928 в арм. т-ре в Баку. С 1949-в Степанакертском т-ре. Играет преимущественно комедийные и характерные роли: Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна), Шейх ("Вагиф" Вур-гуна), Кудряш ("Гроза"), фон-Кальб ("Коварство и любовь") и др. Б. А.

АРУТЮНЯН, Сурен Согомонович [р.3(16).XI. 1909] - армянский советский театровед. Член КПСС с 1946. Автор статей и исследований по вопросам арм. т-ра и драматургии. Написал монографии "Жизнь и творчество Г. Сундукяна", "Арус Восканян", "Ва-гарш Вагаршян" и др. Вед„т педагогич. работу, с 1954-зав. кафедрой истории и теории иск-в в Ху-дожественно-театр. ин-те в Ереване. В. А.

С О Ч.: U/ffntffjnif/jwb U., IT/lflff.WUt U.lf lip/iff jtub, bflltwbf

1959 wppfib Uni.ittJ.ni.fwb, bffltwb, I960,

АРУТЮНЯН, Хорен Ованесович (1891-1952) - армянский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1943). Сценич. деятельность начал в 1911 в арм. т-ре в Тифлисе, где работал до 1931 (с небольшими перерывами). В 1931-49- актер арм. т-ра, Баку, с 1949 - арм. Степанакертского т-ра, с к-рым связан зрелый период его творчества. актер героико-романтич. плана. Роли: Пэпо (о. п. Сундукяна), Рустам "("Намус" Ширванзаде), Миллер ("Коварство и любовь"), Сем„н ("Ярость" Ахумяна), Годун ("Разлом") и др. В. А.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Александр Сем„нович [24. VII (5.VIII).1854-24.IV.1926] - русский историк литературы. Окончил историко-филологич. ф-т Казанского ун-та (1876). Профессор Казанского, затем Петерб. ун-тов. Специализировался в области древней литературы. Автор работ о т-ре допетровской Руси и 18 в.

Соч.: Драматургия Екатерининской эпохи, в кн.: История русского театра, под ред. В. В. Калаша и Н. Е. Эфроса, т.1, М., 1914; Театр до-петровской Руси. Историко-литератур-ный очерк, Казань, 1884; Русский театр XVIII века, "Русское обозрение", М., 1894, т. 27, май, стр. 253-84, июнь, стр. 731-61. Е. X.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Николай Александрович [р.8 (21).XI.1914] - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). В 1939 окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художеств. уч-ща (с того же года до 1952 преподавал в этом уч-ще). Деятельность театр. художника начал в 1945 в Саратовском Т-ре юного зрителя им. Ленинского комсомола, где работает до наст. времени. Оформил спектакли: "Недоросль" (1945, 1-я работа А.), "Беспокойная старость" Рахманова (1947), "Аленький цветочек" Карнауховой и Браусе-вич (1948), "Нищий и принц" по Твену (1950), "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1951), "Алеша Пешков" по Горькому (Ст. пр. 1952), "Приключения Чип-полино" по Родари (1954), "Юность отцов" Горбатова (1958), "Два цвета" Зака и Кузнецова (1959) и др.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. История создания т-ра в Архангельске восходит к 1846, когда в городе было впервые сооружено театр. здание. Здесь играли различные труппы, гастролировали мн. выдающиеся актеры (В. Н. Давыдов, М. М. Тарханов, П. Н. Орленев и др.). Постоянная труппа начала выступать в Архангельске в 1932 (первый спектакль - "На дне"). В этом же году сооружено новое театр. здание. В т-ре работали: актеры- Г. А. Белов, Е. Е Жилина, С. В. Лукьянов, А. И. Свирский, С. И. Бестужев; режиссеры - И. А. Ростовцев, ?. ?. ? ростов, И. И. Азров, Н. К. Теппер, К. Т. Бережной и др. В 1937 А. д. т. гастролировал в Москве, в 1954 - в Ленинграде.

Среди наиболее значит, спектаклей т-ра: "Дачники" (1937), "Враги" (1938), "Варвары" (1938), "Старик" (1953), "Зыковы" (1957) Горького, "Нашествие" (1943), "Три сестры" (1952), "Мария Стюарт" (1952);

"Порт-Артур" Степанова и Попова (1954), "Иван Рыбаков" Гусева (1954), "Персональное дело" Штейна (1955), "В поисках радости" Розова (1958), "Дали неоглядные" Вирты (1958), "Именем революции" Шатрова (1958), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1959); "Вишн„вый сад" (1960); "Третья патетическая" Погодина (1960) и др. В т-ре работают (1960): засл. артисты РСФСР С. Н. Плотников, Б. И. Горшенин, Д. С. Алексеев, М. Н. Корнилов, артисты К. К. Кулагина, Л. П. Кузнецова, 3. X. Славина, В. П. Соловь„ва, А. Н. Кудерман, Н. А. Сокол и др. Гл. режиссер т-ра (с 1952) - засл. деят. иск-в РСФСР Н. А. Смирнов. Гл. художник (с 1941) - засл. деят. иск-в РСФСР С. П. Белых. Э. К.

АРХЕЛАП (????????) - древнегреческий актер-трагик. Упоминается у писателя Лукиана (2 в.), сообщавшего, что А. выступал в г. Абдере во времена Лисимаха (конец 4 - нач. 3 вв. до н. э.). Лукиан рассказывал об огромном впечатлении, произвед„нном игрой А. в роли Андромеды (о. п. Еврипида) на зрителей.

Лит.: Лукиан, Собрание сочинений, т. 2, М.-Л.,1935(гл.1). С. А.

АРХЕНСОЛА (Аг-gensola), Луперсио - см. Леонардо де Архен-сола, Луперсио.

АРХЕНТИНА (Argentina), наст. имя и фам.-- Антония М e р-се(Мегсе)(4.1Х.1888- 18.VII.1936) - испанская танцовщица. С четыр„х лет занималась классич. танцем под руководством отца, танцовщика и балетмейстера М. Мерее, в одиннадцать лет была ведущей балериной Мадридской оперы. С 1902 занималась нар. исп. танцем у своей матери - танцовщицы X. Луке. В 1905 выступала в т-ре "Атенео"( Мадрид) с программой нар. танцев различных областей Испании. Затем гастролировала по городам Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Англии, США. В 1914-16, 1919 выступала в России, Юж. и Сев. Америке. В 1928 организовала балетную труппу, исполнявшую нар. исп. танцы и одноактные балеты в пост. А. Среди пост. А.- одноактные балеты "Эль Фонданго" Дюрана (1927), "Любовь и колдовство" де Фальи (1928), "Контрабандисты" Эспла (1934) и др. А. поставила и исполняла концертные номера: "Пятый танец" Гранадоса, "Кор-дова" Альбениса, "Танец огня" де Фальи и др. А. принадлежит заслуга возрождения и популяризации исп. нар. танца. Она стремилась передать в танце жизнь исп. народа. Исполнение А. отличалось острым драматизмом, ярким юмором, большой лирической выразительностью. А.- одна из первых исп. танцовщиц, использовавших технику классич. танца для создания сценич. формы нар. танца.

Лит.: Levinson A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, Р., 1928; С o r de lie r S. F., La vie breve de la Argentina, Р., 1936; Hughes R. М. (псевд. La Meri), Spanish dancing, N. Y., 1948; Quijano М. de. Arte y artistas flamencos, Madrid, 1951. Ham. P.

"АРХЕНТИНО" (Argentino) - театр в Буэнос-Айресе (Аргентина). Создан в 1804 под назв. "Малый или Временный Колисео". В репертуар театра входили комедии исп. авторов (Кальдерона и др.), трагедии Вольтера, Альфьери и др. В 1838 "Малый Колисео" получил название "А.". Во время диктатуры Росаса (1835-52) репертуар т-ра был заполнен пьесами, прославлявшими диктатора ("Ману-элита де Росас", 1847, "Лучший правитель", 1839, и др.) или направленными против людей, боровшихся с ним ("Безвинный Хуан, или Конец каждого предателя", 1851). В этот период в т-ре играли гл. обр. исп. и итал. актеры. Лишь в 1838 и 1847 здесь выступали аргентинские труппы X. Касакуверты и В. Мо лины. После свержения Росаса нек-рое время здесь ставились пьесы, показывавшие стремление народа к независимости: "Свободная Америка" Демарии (1860), "Майская революция" Мансо де Норона (1864), "Лусия и Миранда" Ортиса (1864) и др. В 1869 т-р поставил "Макбета" Шекспира и "Мирру" Альфьери.

С конца 19 в. "А." превращается в коммерческий т-р, на сцене к-рого выступают гл. обр. иностр. труппы. В репертуар этих трупп входят л„гкие, раз-влекат. пьесы, по преимуществу невысокого художеств. уровня.

Лит.: Torre Revello J.M.A., Los teatros en le Buenos Aires del siglo XVIII, B. Aires, 1945; Bastianini R. yL.B. de Molina y Vedia, Literatura americana y argentina, B. Aires, 1956. Д ?

АРХИМЙМ (????-????, от ???? - приставка со значением - главный, старший) - в др.-греч. театре руководитель и первый актер труппы мимов. С. М.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ с ? e к т а к л я - один из способов декорационного оформления спектакля. При А. о. отдельные детали декораций строятся в тр„х измерениях (в то время как живописные декорации имеют лишь два измерения), в результате чего они выглядят объ„мными не только из зрительного зала, но и со сцены. А. о. широко применяется в совр. т-ре, несмотря на сложность его изготовления и монтировки. Для облегчения хранения, перевозок и монтировки архитектурных декораций они делаются разъ„мными, каждый крупный блок декорации состоит из ряда л„гких портативных мелких деталей. Большое значение в архитектурных декорациях имеет фактура деталей. Для облегчения монтировки А. о. необходимо стремиться уменьшить его вес. Поэтому в архитектурных декорациях широко используются новые виды синтетич. материалов и пластмасс, имеющих разнообразную фактуру и л„гкий вес (винипласт, пенопласты и др.), а также пустотелые рельефные и объ„мные бутафорские детали.

Лит.: Коссаковский А., Техника постройки декораций, М., 1954; Барышников А. П., Перспектива, 3 изд., М.-Л., 1949. Вл. Б.

АРЦРУНЙ, Григор Ер„мович (27. II. 1845-19. XIL 1892) - армянский публицист и общественный деятель. Основатель (1872) и редактор газеты "Мшак" ("Труженик", Тифлис). С конца 70-х гг.- член театр. комитета постоянной тифлисской арм. труппы. На свои средства построил в Тифлисе здание т-ра Арцруни (ныне т-р им. Грибоедова), где выступали арм., груз. и рус. труппы. Автор ряда статей по вопросам т-ра и драматургии. Писал рецензии в газете "Мшак", пропагандировал рус. реалистич. драматургию. Г. С.

АРЧЕР (Archer), Уильям (23.IX.1856-27. XII. 1924) - английский театральный критик. Автор ряда книг о театре. Учился в Эдинбургском ун-те. Лит. деятельность начал в Австралии. С 1878 жил в Лондоне. Переводил и пропагандировал драматургию Г. Ибсена. Отстаивая совр. реалистич. драму, А. подверг критич. пересмотру нек-рые традиц. взгляды и оценки классич. драматургии. Деятельность А. имела значение в борьбе за реализм в англ. т-ре и драме в конце 19 - нач. 20 вв. Вместе с X. Гренвилл-Варкером А. выдвинул и разработал в 1907 проект создания национального т-ра в Англии (в кн. National Theatre: Scheme and Estimates, 1907), до сих пор оставшийся неосуществл„нным. Автор ряда книг о т-ре.

Соч.: English dramatists of today, L., 1882; Henry Irving, L., 1883; Masks or faces, L.,1888; William Charles Macready, L., 1890; The old drama and the new, L., 1923; National theatre. Scheme and estimates, L., 1907. A. A.

" А РШЙН МАЛ АЛАН" ("Продавец ручного товара")- опера У. Гадэкибекоба на соОств. либретто.Пост. 25 окт. 1913, Баку (Аскер - Сарабский, Гюльчохра - Агдамский, Тел-ли - Оленская, Сулейман - Терегулов, Вели - Гусейнов, Султанбек - Гусейнзаде; реж. Сарабский). Новая пост. - 24 янв. 1938, Т-р оперы и балета им. Ахундова (Баку) (Аскер - Бюль-Бюль, Сулейман - Гаджибабабеков, Султанбек - Гусейнзаде, Гюльчохра - Мустафьева, Асья - Ахундова, Телли - Рзаева, Джахан - Мамедова; дириж„р Рустамов, реж. Идаятзаде, худ. Султанова). В этой же пост. опера была показана на декаде азерб. иск-ва в Москве в 1938. Впервые пост. на моек. сцене в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1952). Новый текст Л. Зорина и Р. Халилова (Аскер - Матвеев, Гюльчохра - Лазаренко, Сулейман - Филимонов, Асья - Смирнова-Не-мирович. Вели - Коршунов, Телли - Браслис, Джахан - Големба, Султанбек - Канделаки; дириж„р Байн, пост. Канделаки, худ. Чиковани, хормейстер Степанов, балетм. Арбатов). В 1953 - в Ленингр. т-ре муз. комедии (Аскер - Араратян, Гюльчохра - Банщикова, Вели - Фрадкин, Телли - Попова, Асья - Самеоненок, Сулейман - Слонимский, Джахан - Габриэльянп, Султанбек - Соколов; дириж„р Гроссер, реж. Чистяков и Карасик, худ. Ананьян, балетм. Арбатов).

Опера пост. в Ташкенте (1938), Фрунзе (1940), Одессе (1940), Уфе (на башк. яз., 1953), Сталинабаде (на тадж. яз., 1955)

За рубежом - в Тегеране, Каире, Нью-Йорке (1920), Париже (1925), Лондоне, Берлине, Варшаве, Пекине (1959).

Издания -"А. м. А.", Баку, Азерб. гос. муз. изд-во, 1948 (с рус. текстом).

Лит.: Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945, стр. 34-38; А г а е в а X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955, стр. 77-87. Я. Гр.

АРЬЕРСЦЕНА (от франц. arriere, в сложных словах - задний)-задняя часть сцены. Является продолжением осн. сцены и служит резервным помещением для установки декораций, к-рые создают иллюзию пространства большой глубины. А. появилась одновременно с глубинной сценой-коробкой. Уже сцена т-ра Фарнезе в Парме (1619) была разделена на переднюю и заднюю сцены. Вполне определившуюся по пропорциям А. имел т-р "Ла Скала", сооруж„нный в Милане в 1776-78. Обширную А. имеет Большой т-р. В т-рах 18-19 вв. ширина А. обычно не намного превышала ширину портальной арки (см. Арка портальная), глубина составляла ок. 30% от глубины осн. сцены, высота - половину высоты осн. сцены. Про„м, соединяющий осн. сце.ну с А., образовывался с помощью арки, имевшей ширину примерно на 20% меньше ширины портальной арки. В совр. театр. зданиях А. часто делается шире и глубже; на ней размещаются также фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх А. оборудуется колосниками с декорационными подъ„мами и световой аппаратурой. Под полом размещают склады навесных декораций -- огнестойкие сейфы. Механизированная А. в сочетании с боковыми карманами позволяет осуществлять перемены декораций целыми картинами. Большое значение приобретает А. в связи с развитием светопроекции декораций. И. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница