Наши партнеры

оборудование для концертных залов
Выгодно прокат авто сочи цены без водителя недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 28)


АСАКИ (Asachi), Георге (1.III.1788, Херпя,-12.Х1. 1869, Яссы) - румынский и молдавский деятель культуры, просветитель, писатель. В период освободительной" борьбы рум. и молд. народов против турок А. был поборником развития нац. культуры. Значительную роль А. отводил т-ру. По его инициативе в Яссах в 1816 был создан частный т-р, в к-ром показан первый любительский спектакль на рум. языке - пастораль Флориана и Геснера "Миртил и Хлоя", в переработке и переводе А. Этот спектакль положил начало развитию нац. т-ра. А. принимал участие в организации "Фило-драматической консерватории" (1836), готовившей профессиональных актеров для румынской и молдавской сцен.

А.- автор ряда пьес, заложивших основу нац. драматургии: "Михай-герой румын", "Драгош- первый господарь Молдовы", "Русский царь Петр I в Яссах", пасторали "Праздник молдавских: пастухов" и др. А. принадлежит ряд переработок и переводов произведений зарубежной драматургии.

С о ч.: Teatrul, Jasi, 1854; Опере алесе, Кишинэу, 1957

Лит.: Lovinescu Е., Gr. Asachi. Viata si operasa" Bue., 1927; A 1 t e re s с u S. si Т о г n е a F., Teatrul Natio nal, "J. L. Caragiale", Bue., 1955; "Teatrui National Jasi" tagiunea 1952-1953, ј 5; Georgescu-Buzau Gh. "85 de an! de la moartea lui Grheorghe Asachi, газ. "Scinteia" Bue., 1954, 12/XI. Я. Р

АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (лит. псевд. - Игорь Глебов) (17(29).VII.1884, Петербург,- 27.1.1949, Москва] - русский советский музыковед, ко мпозитор и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР (1946). Действит. член Академии Наук СССР (1943). Ст. пр. (1943, 1948). В 1908 окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. Музыкеобучал-ся в Петерб. консерватории по кл. А. К. Лядова (окончил в 1910). С этого же года работал пианистом-концертмейстером балета в Мариинском т-ре в Петербурге. Как композитор А. начал выступать ,с 1906 (детские сказочные оперы и балеты; романсы, фп. пьесы и др.), как музыкальный критик-с 1914.

В 1919--30 А. работал в Гос.ин-те истории иск-в в Ленинграде. С 1925-профессор Ленингр. консерватории. С 1943 жил в Москве. Автор крупных научно-исследоват. работ по истории рус. муз. культуры и зарубежной музыки, проблемам теории музыки, многочисл. критич. статей. Оказал значит. влияние на развитие сов. музыкознания. В ряде исследований он по-новому осветил историч. роль Глинки, правдиво воссоздав облик художника-патриота. Мн. работы А. посвящены творчеству Чайковского. Он активно боролся за признание подлинно новаторского и ярко демократии, оперного наследия Мусоргского. А. написал ряд опер, в т. ч. "Казначейша" по поэме Лермонтова (1937, Ленинград), "Минин и Пожарский" (соч. 1936, отрывки исполнены в 1938), "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1938, не пост.), "Гроза" по Островскому (1941, в концертном исполнении), "Пир во время чумы" (1940), "Медный всадник" (1942) (обе по Пушкину, не пост.), "Славянская красавица" (1941, не пост.), 5-е действие к опере Серова "Вражья сила" (1947), детские оперы: "Красная шапочка" (1906) по сказке Перро, "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1908) по сказкам Андерсена (пост. в Петербурге), "Ал„нушка и братец Иванушка" (1945, не пост.) и др. А. - автор мн. балетов, в т. ч. "Бабочка" (1909, Мариинский т-р), "Дар феи" (1910), "Белая лилия" (1911), "Лукавая Флорента" (1912), "Пьерро и маска" (1915, "Петербург), "Карманьола" (1918, Петроград); "Сольвейг, или Ледяная дева", на основе произв. Грига, сценарий В. Романова (1922, Петроград), "Утраченные иллюзии" по роману Бальзака (1935, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Партизанские дни",(1935, Т-р им. Ленсовета), "Степан Разин" (неоконч.) и др. Лучшие балеты А.- "Пламя Парижа" (первонач. название -"Триумф республики") (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) (Т-р оперы и балета им. Кирова) и "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый оперный т-р). Развивая реалистич. традиции балетного творчества Чайковского и Глазунова, А. наполняет свои балеты многообразным жизненным содержанием. Он часто пользуется нар. мелодиями и темами муз. произв., созданных в одно время с лит. произведением, положенным в основу оперного или балетного соч. (в балете "Пламя Парижа" композитор обращается к франц. музыке конца 18 в., в "Бахчисарайском фонтане" - к польской и кавказской нар. музыке). А. принадлежит музыка к спектаклям "Царь Эдип" Софокла (1918, Т-р Трагедии, Петроград), "Макбет" Шекспира (1918, там же), "Дон Карлос" (1919, Большой драматич. т-р, Петроград), "Слуга двух господ" Гольдони (1921, там же), "Интервенция" Славина (1933, Т-р им. Вахтангова), "Двенадцать месяцев" Маршака (1947, МХАТ) и др., а также симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балеты А. сыграли важную роль в развитии сов. балетного иск-ва, в его идейно- художеств. обогащении, расширении тематики и жанровых типов. В них претворены сюжеты выдающихся произв. рус. и мировой классич. литературы, тонко переданы черты муз. стиля изображаемой эпохи. В ряде балетов А. используются и творчески перерабатываются мелодии народов СССР. В муз. драматургии сценических (оперных и балетных) произв. А. важную роль играют лейтмотивы и интонации, характеризующие гл. действующих лиц, сценич. ситуации. Большое значение в музыке А. имеет мелодич. начало.

Лит. соч.: Избр. труды, т. 1-5, М.,1952-57; отд. изд.:

Симфонические этюды. П., 1922; К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47; Николай Андреевич Римский-Корсаков, М., 1944;

Евгений Онегин, М., 1944; Глинка, М., 1947, 2 изд., М.-Л., 1950; Григ, М.-Л., 1948.

Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Оссовский А., Б. В. Асафьев, в кн.:

Советская музыка. Сб. статей IV, М.-Л., 1945; Х у б о в Г., Музыкант, мыслитель, публицист, там же; Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева, в кн.: Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева. Сб. статей, М., 1951; К а-б а л e в с к и и Д. Б., Б. В. Асафьев (Игорь Глебов), М., 1954. ,

АСБАХЕ, Хуана Инее де ла - см. -Крус, Хуана Инее де ла.

АСВАГОША - см. Ашвагхоша.

АСЕВЕДО ЭРНАНДЕС (Acevedo Hernandez), Анто-нио (р. 8.III. 1886)-чилийский писатель, драматург. Основатель рабочего т-ра в Чили, основоположник социального направления в чилийской драматургии. Выходец из бедной крестьянской семьи, А. Э. был близок к рабочему движению. Первые его пьесы написаны для небольших любительских коллективов, создававшихся при профсоюзах. Это во многом определило содержание и форму его пьес, простых по сюжету, написанных сочным нар. языком (исп. яз.). В 1913 в т-ре "Колисео" (Сантьяго) была пост. пьеса А. Э. "В ранчо", положившая начало широкому движению в чилийской культуре - организации рабочих т-ров. Среди первых пьес А. Э.-"Ин-килино" (1914) и "Заблудшие души" (1915). Острую социальную критику политич. строя содержали пьесы "Кратчайшим пут„м" ("Por el atajo", 1920) и "Сломанная песня" (1921). А. Э. написал ок. 40 пьес. Среди произведений А.Э.- пьесы из городской жизни - "Заблудшие души", "Червоточина" ("Carcoma", 1916), "Цветущие шипы" ("Espino en flor", 1917); деревенские драмы - "Кратчайшим пут„м", "Старое дерево" (1927), "Вода из источника" ("Aqua de vertiente", 1925); пьесы, затрагивающие политич. темы,- "Без выкупа" ("Trredentos", 1918), "Слепой гигант" (1932), "Пути господни" (1937); эпич. драмы - "Хоакин Мурьета" (1932),"Чаньярсильо" (1933); театрализованные легенды - "Дорогой цветов" (1916), "Чудо в горах" (1932); библейские драмы - "Каин" (1927), "Куртизанка в храме" (1933). Кроме того, А. Э. написал ряд комедий: "Анхелика" (1925), "Кому нужна моя добродетель" (1927), "Треугольник имеет четыре стороны" (1949) и несколько сайнетов (муз. комедии). А. Э. создал в своих пьесах образы людей, протестующих против социальной несправедливости. Он пишет о жизни бедноты рабочих предместий Сантьяго, о бесправном положении батраков, об арауканах, согнанных помещиками со своих земель, выступает против разграбления стран Латинской Америки монополиями США ("Слепой гигант") и т. п. Наибольшим успехом пользуется его драма "Чаньярсильо" (1953, Экспериментальный т-р Чилийского ун-та), рассказывающая о тяж„лой жизни рабочих серебряных рудников. Пьесы А. Э. ставились гл. обр. в Рабочем и Экспериментальном т-рах Сантьяго. А. Э. получил более 50 литературных премий (в 1936 Национальная премия по т-ру), его произведения переведены на 17 иностр. яз.

Лит.: Montes H.,0rlandi J., Historia de la literatura Chilena, ed. del Pacifico, 3 ed., [Santiago de Chile], 1957, с. 339-352. . Л. X,

АСЕЕВ, Борис Николаевич (р. 14.IX.1909) - русский советский театровед и педагог. Окончил театроведческий ф-т ГИТИСа (1934). Доктор искусствоведения (1955). Профессор (1959). Препода„т историю рус. театра в ГИТИСе (с 1940). Работы А. посв. истории рус. театра 17-19 вв.

С о ч.: Александр Евстафьевич Мартынов. 1816-1860, М.-Л., 1946; Русский драматический театр XVII-XVIII веков (Учебное пособие для высших театральных учебных заведений), М., 1958. С. Г.

ACEHKOBA, Александра Егоровна (1796-1858) - русская актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1814 (ученица А. А. Шаховского). В том же году дебютировала на петерб. сцене в роли Марфы в комедии "Марфа и Угар, или Лакейская война" (переделка с франц.). С блеском, живостью и изяществом играла роли субреток в высоких комедиях. В числе лучших ролей А. - Дорина ("Тартюф"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"). Позднее исполняла роли бойких барынь, старых дев, сварливых старух в комедиях и водеви' лях. Оставила сцену в сер. 30-х гг. Т. Р.

АСЬНКОВА, "Варвара Николаевна (10.IV.1817, Петербург,- 19.IV.1841, там же) - русская актриса. Дочь А. Е. Асенковой. В 1828 поступила в Петерб. театр. уч-ще, откуда вынуждена была уйти в 1830, т. к., по мнению дирекции, "необыкновенных способностей не оказала". Училась в частном пансионе, но, не закончив его, подготовилась к поступлению на сцену под рук. И. И. Сосницкого. 21 янв. 1835 с большим успехом дебютировала на сцене Александрийского т-ра в ролях Роксоланы (водевиль Фавара "Сулейман II, или Три султанши") и Мины (водевиль Скриба "Лорнет"); в состав труппы была зачислена в феврале 1836. А. была блестящей исполнительницей ролей в водевилях. Наряду с ролями молодых героинь она с большим мастерством играла мальчиков-подростков: юнкер Лелев ("Гусарская стоянка, или Плата той же монетой" Орлова, 1835), Карл II ("Пятнадцатилетний король", 1838) и др.; была одной из лучших исполнительниц ролей "травести" на русской сцене. Игра А. отличалась естественностью, изяществом, умом, обаянием. Преодолевая бессодержательность водевильного репертуара, А. создавала живые характеры, вносила в сво„ исполнение психологическую правду, лиризм и драматичность, предвосхищая реалистические тенденции искусства А. Е. Мартынова. Исполняла роли Марии Антоновны в первом представлении "Ревизора" Гоголя (19 апр. 1836) и Софьи в "Горе от ума" Грибоедова (1839).

Гуманизм творчества А., присущие ей душевная глубина и эмоциональность полнее всего раскрылись в драматич. ролях:

Мальвина ("Мальви-на, или Урок богатым невестам", переделка с франц. Д. Ленского), Эсмеральда ("Эс-меральда, или Четыре рода любви" по роману Гюго "Собор парижской богоматери", 1837), Офелия и Корделия ("Гамлет", 1837, и "Король Лир", 1838), Дочь мельника ("Русалка" Пушкина в переделке А. А. Шаховского) и др. Однако дирекция предпочитала использовать А. как водевильную актрису, поскольку е„ талант и слава обеспечивали успех этому развлекательному жанру, усиленно насаждавшемуся в ту эпоху. Напряж„нная работа (А. играла почти каждый день и разучивала еженедельно по 2-3 новые роли) надломила здоровье А. Последний раз она выступила 16 февр.1841. Умерла от чахотки. Некрасов посвятил ей стихотворения "Офелия" и "Памяти А-ой". Т. Р.

Лит.: С у ш к о в Д., В. Н. Асенкова, "Репертуар русского театра, 1841, т. 1, кн. 5; Каратыгин П. А., В. Н. Асенкова, "Русская старина", 1880, октябрь; Брянский А. М., В. Н. Асенкова, Л., 1947; Родина Т., В. Н. Асенкова, М., 1952; Воспоминания о В. Н. Асенковой. Публикация Л. И. Гительмана, в сб.: Театральное наследство, М., 1956.

АСКИЯ (острословие)- жанр народного узбекского творчества, комический импровизированный диалог. Вед„тся любителями-острословами, обладающими даром импровизации. Широкое распространение получили публичные состязания острословов аскиябозов (двух или более), каждый из к-рых стремится при помощи меткого находчивого ответа одержать победу над "противником". Темой А. могут "служить к.-л. события, черта человеческого характера или физич. недостаток одного из состязающихся. Острословие обычно основывается на сравнении, каламбуре и пр. Имеется ряд форм и при„мов А. Т. Т.

"АСКОЛЬДОВА МОГИЛА"-опера А. Н. Верстовского, либр. М. Н. Загоскина по его же роману. Пост. 16 сент. 1835, Большой т-р, Москва. Первая пост. в Петербурге-27 авг. 1841, Большой т-р (Неизвестный - Петров, Надежда -Соловьева, Торопка - Леонов, Фрелаф - Този). В Моск. частной опере пост. в сезоне 1898-99 (Неизвестный - Шаляпин). На сов. сцене - 28 ноября 1959, Т-р оперы и балета им. Шевченко; новая муз.-драматич. редакция Бирюкова и Доброхотова, укр. перевод Бобыря (Неизвестный - Гришко, Надежда - Лобанова, Торопка - Белинник, Вышата - Герасимчук, Все-слав - Тимохин, Фрелаф - Скубак, Любаша - Шолина. Дириж„р Григоров, пост. Скляренко, худ. Людмилин, балетм. Вронский, хормейстер Венедиктов). За рубежом пост. в Нью-Йорке в 1869 Д. А. Агреневым-Славянским силами рус. артистов ("А. м." - первая рус. опера, поставленная в США).

И з д а н и я.-"А. м."-СПБ, Бессель, [1885]; М., Юргенсон, I6- г.]. Я. /.

АСКОНЕ (Ascone), Висенте (р. 16.VIII.1897) - уругвайский композитор, дириж„р и педагог. Музыке обучался в Монтевидео в консерватории им. Верди (с 1937- профессор). Автор первой уругвайской нац. оперы "Парана Гуасу" (1930, т-р "Уркиса", Монтевидео), написанной к 100-летию независимости Уругвая, музыки к спектаклям и др. соч. Музыка А. отличается нац. колоритом, широким использованием южноамер. фольклорных тем. Произв. А. были премированы на нац. конкурсах Уругвая. Иг. Ф.

АСКОЧЕНСКИЙ, Алексей Константинович [22. III (3.IV).1871 -19.XII.1947] - русский советский артист оперы (тенор) и педагог. Пению обучался в Моск. филармоническом училище (1889-93) у С. Бижевича, совершенствовался как певец в Италии (1894-98) у А. Буцци (Милан) и В. Веджине (Неаполь). Оперную деятельность начал в Италии, где пробыл до 1901, затем пел на сценах рус. провинциальных т-ров (Екатеринослав, Симбирск, Тамбов, Харьков, Одесса и др.). С 1907 работал в Москве: в Народном доме (1907-13), опере Зимина (1913-15), Большом т-ре (1915-19). Партии: Герман; Всеслав ("Аскольдова могилам Верстовского), Герцог ("Риголетто"), Альмавива ("Севильский цирюльник") и др. Обладая большим сценич. опытом и хорошей школой, А. успешно выступал в качестве партн„ра крупнейших европ. певцов-М. Гальвани, Титта Руффо и др. С 1905 А. занимался педагогич. деятельностью в Москве (с 1940 - профессор Моск. консерватории). О. В.

АСКУРАВА, Иван Алексеевич [ р. 27.XII.1917 (9.1. 1918)]- грузинский советский художник. Засл. деят. иск-в (1950). В 1939 окончил Тбилис. академию художеств. С 1940- художник Т-ра оперы и балета им. 3. Палиашвили (Тбилиси). Оформил балеты "Сердце гор" А. Баланчивадзе (1945), "За мир" Торадзе (1953), оперы "Латавра" Палиашвили (1950), "Демон" (1950); "Непрошенные гости" Букия (1950), "Иоланта" Чайковского (1951), "Красная шапочка" Гокиели (1958), "Дареджан Коварная" Баланчивадзе (1954\ "Князь Игорь" и др. Г. Я.

АСЛАН (Asian), Рауль (16. X. 1886-1958) - австрийский актер. Род. в Салониках (Греция). Учился в Венском ун-те и брал уроки актерского мастерства у А. Зонненталя. В 1906 дебютировал в гамбургском т-ре. Выступал в т-рах Берлина, Граца, Штутгарта и др. С 1920 работал в венском "Бургтеатре" (в 1945-48 - директор). А.- актер большого сценич. обаяния, владевший лаконичным, выразительным жестом. Ему были свойственны тонкий аналитич. подход к раскрытию сценич. образа, умение найти точный внешний рисунок роли. А. создал трагедийные образы, исполненные глубокой мысли: Гамлет, Антоний, Корио-лан, Отелло ("Гамлет", "Юлш Цезарь", "Кориолан", "Отелло" Шекспира), Филипп II, Франц Моор, Ок-тавио ("Дон Карлос", "Разбойники", "Пик-кол омини" Шиллера), Натан ("Натан Мудрый" Лессинга), Эдип ("Эдип в Колоне" Софокла) и др. С тонкой иронией исполнял А. роли Мальво-лио, Петруччио в комедиях "Двенадцатая ночь", "Укрощение строптивой", Фамусова в "Горе от ума" и др. Поч„тный член венской Академии музыки и театра (с 1954). С 1926 занимался также режиссерской деятельностью; среди его постановок - "Ифигения в Тавриде" (1940,1948), "Стелла" (1947) Г„те.

Лит.: A s l a n D., Nichts Menschliches ist mir fremd. Lebensbericht uber R. A., W., 1953; B u s c h b e c k E., Ranni Asian und das Burgtheater, W., 1946. 4. Д\

АСМЙК (наст. имя и фам.- Тагуи А к о п я н) [9(21). III. 1879, Нахичевань,-23. VIII. 1947, Ереван] - армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Герой труда (1936). Депутат Верх. Совета Арм. ССР 1-го созыва. С 1904 участвовала в любительских спектаклях в Тифлисе. С 1906 начала проф. сценич. деятельность в труппе Драм. об-ва. Выдвинулась как исполнительница ролей в пьесах А. Ширванзаде: Шпаник ("На-мус"), Зарнишан ("Злой дух"). А. часто участвовала в спектаклях нар. т-ров и стала любимой актрисой рабочей аудитории. В год установления Сов. власти в Армении

(1920) А. по поручению Ревкома возглавила театр. труппу, обслуживавшую с„ла и воинские части. В 1921 приняла деятельное участие в организации 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна), связав всю свою творч. жизнь с этим т-ром. Искусство А. достигло полного расцвета в сов. время. Яркая, эмоциональная, самобытная актриса, А. создала ряд образов, отмеченных большой жизненной правдой, внутренним драматизмом, искренностью, благородной простотой, разнообразием и яркостью красок. Была первой исполнительницей на арм. сцене роли Яровой в пьесе "Любовь Яровая" (1927). Высоким гуманизмом, нар. мудростью, задушевной теплотой были исполнены образы матерей:

Шушан ("Пэпо" Сундукяна, 1929), Книртье ("Гибель "Надежды""

Хейерманса, 1922), Анны ("На заре" Гулакяна, 1937). А. была одной из лучших исполнительниц драматургии Горького - Василиса ("На дне", 1932), Мелания ("Егор Булычев и другие", 1933), Bacca Железнова (1937). Яркой комедийностью и сатйричностью отличалось исполнение ролей Шпаник ("Намус" Ширванзаде), Хампери ("Хатабала" Сундукяна), Анны Андреевны ("Ревизор", 1923), Кабанихи ("Гроза", 1935), Внтти-хен ("Потонувший колокол" Гауптмана, 1922), Устиан ("Храбрый Назар" Демирчяна, 1924). А. снималась во многих фильмах, где также развивала осн. тему своего творчества, играя роли матерей, глубоко страдающих за судьбу своих детей (Мариам - "Намус", Агюль - "Зангезур").

С О Ч.: 4 ш и if ff Ь, РштЬпшЬшЪ П1.7Ьп* Ь п1ииЪ i z. ш iufhuffiww, 1947, 193 .

Л И Т.: d'ntniflif.wiufif rf.bfiwuwbnt.'fi г ш и-if /i If /r p h if ш ff ш ii tf.nfini.bhni. ff j ш 'h 30-ш if-J ш If p f (lignit), bfiLtub, Ьтршт, 1936 (цЬтЬш ЬЬ (/* U'h/t?uliffjwb/i, . 'РшшЬ/9шр/1 L 0' Q'ifbnLbriL bjni./ifhpfij,

47 P. . РшшЬршр, UfUlf/lIfft fffunpfItf.Wfpb Wfllhuui)),

bpLwb, 1936, M 8, 98-WO, (Ъ n L p Ь Ъ ш p ш Ъ,

штЬшшЪ if./iifwbifuifibhfif ЬрЬ-шЪ) wjlfUflfu/b UUfb 9'/rw ш1{1ирш1лшрш1/, 1956 f t;! 99-209, P. 3.

А НЫК (Asnyk), Адам (11.IX.1838 - 2.VIII. 1897) - польский поэт, драматург и публицист. Участник восстания 1863, А. подвергался преследованиям. После разгрома восстания написал лирические историч. драмы, темы к-рых близки совр. А. событиям: "Кола Риенци" (1873)-о борьбе за свободу, "Кейстут" (1878) - патриотич. трагедия в стихах; пьеса "Братья Лерхе" направлена против нац. вражды. В бытовых комедиях А. развивал мотивы своих лирических и сатирич. стихов. Развращающая власть денег и ложь, ожесточающие людей, показаны в пьесе "Еврей" (1875); мнимую дружбу разоблачает пьеса "Друзья Иова" (1879). В "Комедии для конкурса" (1888) высмеиваются нравы писательской среды.

Лит.: Konopnicka M., Szkice..., Lwow, 1905; T r e-t i a k J., Adam Asnyk jako wyraz swojej epoki, Krakow, 1922. P. B.

АСПА (Aspa), Марио [1799(?) - 14.XII.1868] -итальянский композитор. Музыке обучался в Мес-сине, в консерватории Палермо и у Н. Цинга-релли в Неаполе. Автор св. 40 опер, из к-рых наибольшей известностью пользовались "Два каторжника" (1836), "Ильдегондская тюрьма" (1830), "Два савояра" (1838), "Каменщик из Неаполя" (1850, поставлены в Неаполе), "Пьетро из Кале" (Мессина, 1872) и др. Творчество А. способствовало становлению неаполитан. оперного т-ра середины 19 в. Л. M.

АСПАЗИЯ (наст. имя и фам. - Эльза П л и е к-шан, урожд.-Розенберг) [4(16).III.1868-5.XI. 1943] - латышская поэтесса и драматург. Жена поэта Я. Райниса. Первая пьеса А. - "Мститель-вица" (соч. 1888) - романтич. протест против крепостного права. Пьесы "Вайделоте" ("Жрица") и "Утраченные права", пост. в 1894 в Рижском латышском т-ре, показывают борьбу женщины за свои права, против лицемерной бурж. морали. Пьеса "Серебряное покрывало" (1905) отмечена демократич. направленностью, воинствующим протестом против угнетения человеческой личности (долго была запрещена цензурой). А. написала пьесы: "Недостигнутая цель" (1895), "Зелтите" (1901), "Аспазия" (1923) и др. Пьесы А. исполнены романтич. пафоса, поэтичности, насыщены идеями протеста и борьбы, это определило их значение для сов. театр. иск-ва. После поражения революции 1905-07 в творчество А. проникают индивиду а-листич. мотивы, она отходит от социальной тематики.

С о ч.: A s p a z i j а, Mana dzive un darbi, sej. 1-2, Risa, 1931-40.

Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956, с. 291-323. А В.

АСПЕСТРАНН (Aspestrand), Сигварт (13. XI. 1856-31.XII.1941)-норвежский композитор. Музыке обучался в Лейпцигской консерватории и в Высшей муз. школе в Берлине. Автор ряда опер, из к-рых 7 на собственные либретто, в т. ч. "Невеста моряка" (Гота, 1894, Христиания, 1904), "В комнате Г„те", ((Алтарь Фрейи", "Пари", "Робин Гуд", "Первонт" и др., а также вок., камерно-инструмент. и др. соч. Музыка А. отличается ярким нац. своеобразием. В. Ц.

АСРЯН, Арус Арутюновна (р. 1904) - армянская советская актриса. Нар. арт. Армянской ССР (1945). Сценическую деятельность начала в т-ре арм. драмы в Тбилиси в 1920. С 1930-актриса Ленина-канского т-ра им. А. Мравяна. С 1940- Т-раим. Сун-дукяна (Ереван).

Роли: Сусан ("Намус"Ширванзаде), Тереза ("Ут„с" Папазяна), Шогакат ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна), Луиза ("Коварство и любовь"), Офелия; Мирандо-лина ("Хозяйка гостиницы"), Диана ("Собака на сене" Лопе де Вега), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Таня (о. п. Арбузова), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"), Валя ("Русские люди"), Джесси ("Русский вопрос"). Играет также сатирич. характерные роли. Творчество А. отмечено остротой и ч„ткостью характеристик, л„гкостью, смелостью, изяществом.

АССАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна в Ассаме (Индия) существовали народные представления "бхаона" и "оджапали", представлявшие собой драматизацию инд. эпоса и мифологич. сюжетов. Исполнители ("бхаория" и "оджа") под аккомпанемент хора ("пали") декламировали стихи и пели песни собственного сочинения, вступая в диалог с главой хора ("дайнапали").

В средние века при дворах правителей получила распространение классич. санскритская драма. В 15-16 вв. религиозные реформаторы-вишнуиты Шанкардев и Мадхавдев писали одноактные мистери-альные пьесы ("анкья ната"), посвящ„нные индуистским богам Раме и Кришне,- "Победа Рамы", "Рождение Кришны" и др. Эти же темы использовали Г. Ата ("Джанма-Ятра") к Д. Тхакур ("Нрсимха-Ярра" и "Сиатанта Харана"), пьесы к-рых ставились уже в декорациях, с занавесом.

В 17-18 вв. ассамская драма находилась в длительном упадке. В конце 18 в. на ассамский яз. с санскрита была переведена "Шакунтала" Калидасы. Лишь в 19 в. с развитием нац. лит-ры начался подъ„м ас-самской драматургии. Впервые появляются пьесы на социальные темы, героями драматич. произведений становятся реальные люди" Гунабхирам Баруа в пьесе "Рам Навами" выступил с требованием разрешать замужество вдовам, X. Баруа в пьесе "Ка-ниар киртан" (1861) выразил' протест против курения опиума. В нач. 20 в. создавались историч. и романтич. драмы, посвящ„нные прошлому Индии. Их появление было связано с ростом нац.-освободит, движения, с развитием нац. самосознания. Ведущими драматургами в этот период были Л. Безбаруа и П. Баруа. Безбаруа - основоположник романтич. направления. Его пьеса "Принцесса Джаямати" (1915) имела успех не только в Ассаме, но и среди плем„н нага (пьеса была переведена на яз. племени ао), т. к. в ней говорилось о древних историч. и культурных связях двух народов. Романтич. драму "Джеренгар Сати" пат-риотич. содержания создал Г. Гагай. В 30-40-х гг. 20 в. в творчестве драматургов Д. Прасада, Г. Гагая, П. Пхукана, Н. Дхуяна, А. Хазарика, А. Баруа, С. Раджхова и др. ассамская драматургия достигла своего расцвета. Пьеса Прасада "Лабхита" отображала напряж„нное политич. положение в стране, рост нац.-освободит. движения в Индии в 1942.

В 30-40-х гг. активизируется деятельность любительских театр. коллективов, работающих в Ассаме с конца 19 в. (пост. "Комедии ошибок" Шекспира, Калькутта). Появились отд. талантливые исполнители (П. Шарма, Г. и К. Чаудхури, Ч. Пхукан и др.). В Ассаме нет проф. театр. трупп, спектакли ставятся эпизодически, гл. обр. во время нац. празднеств "Дурга-Пуджья" и "Биху". Академия драмы и музыки, Ассоциация народных т-ров Индии и ряд деятелей театра предпринимают попытки создания стационарного т-ра.

В 40-50-х гг. большого развития достиг жанр одноактной пьесы. В этом жанре пишут молодые драматурги Д. Бартхакур ("Шоф„р такси"), Шарма ("Цветная полиция"), Б. Сайкья ("Вор") и др. Св. 77.

АССОЦИАЦИЯ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА (Indian National Theatre Association, INTA) - индийская театральная организация в Бомбее. Организована в нач. 40-х гг. 20 в. Руководство Ассоциацией осуществляют члены партии Индийский национальный конгресс. А. и. н. т. ставит спектакли силами любителей (гл. обр. служащих), собственного здания не имеет (для репетиций и спектаклей арендуются различные помещения). Ассоциация да„т спектакли в сельских местностях, бесплатно или за невысокую плату. Президент ассоциации - проф. Адвани. Св. 77.

АССОЦИАЦИЯ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ ИНДИИ (Indian People's Theatre Association, IPTA) - творческое объединение индийских деятелей искусства, работающих в области драмы, музыки, балета и кино. А. н. т. И. оформилась как всеиндийская организация в 1943. В не„ вошли кинорежиссер Б. Рой, балетмейстер Ш. Бардхан, писатель X. А. Аббас, актер Ш. К. Бхадури, режиссер X. Кесаркоди, композитор Р. Шанкар и др., выдвинувшие требование искусство-для народа". Ассоциация осуществила постановки пьес на актуальные для совр. Индии темы борьбы за мир, борьбы инд. рабочих и крестьян против империализма и феодальных пережитков. Среди спектаклей Ассоциации: "Атомная бомба", "Дада", "Вы сделали меня коммунистом", "Дети земли", "Ревизор", "На дне" и инсценировка романа "Мать" Горького и др. Балетная группа А. н. т. И. пост. спектакли "Дух Индии" (1945) и "Индия бессмертна" (1946), отражавшие борьбу инд. народа за независимость, новый путь развития страны. Ассоциация уделяет большое внимание возрождению и развитию различных форм нар. театра и танца. С этой целью во всех штатах и в Дели организуются ежегодные фестивалипросмотры выступлений лучших драматич. и танцевальных коллективов. В 1958 Ассоциация вошла в состав Академии драмы, музыки и танца (Дели). Президент ассоциации - Б. Рой, вице-президенты- X. А. Аббас, Б. Сахни. Св. П.

АССУЙРОВ, Серафим Павлович (р. 1906) - русский советский актер. Нар. арт. Каз. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1924. С 1934- в труппе рус. драм. т-ра в Алма-Ате. Роли: Черкун ("Варвары"), Расплюев;

Ведущий ("Оптимистическая трагедия"). Создал образ В. И. Ленина в "Третьей патетической" и др. спектаклях.

АСТАНГОВ (наст. фам.- Р у ж н и к о в), Михаил Ф„дорович [р. 21.X(3.XI).1900] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1955). Род. в Варшаве в семье железнодорожного служащего. Будучи студентом юридич. ф-та Моск. ун-та, играл в любительской театр. студии ун-та, занимался в театр. школе актрисы Малого т-ра А. А. Матвеевой. В 1920 поступил в студию им. Шаляпина, ставшую для А. актерской школой и первой проф. сценой. Из педагогов студии наибольшее влияние на молодого актера оказал Л. М. Леонидов. Первая большая роль А.- Маркиз ("Зел„ный попугай" Шницлера, 1920). В 1923 А. переш„л в Т-р им. Комиссаржевской. В 1925-27 и 1930-41 работал в моек. Т-ре Революции, в 1927-30 - в т-рах Одессы, Казани, в 1943-45 - в моек. Т-ре им. Моссовета. С 1945 - в труппе Т-ра им. Вахтангова. Осн. направление творчества А. - стремление к созданию образа героя, страстного искателя истины, борца и философа - наметилось уже в ранней работе артиста в роли Бетховена (о. п. Жижмора, 1925). Жизнерадостностью и поэтичностью отмечен созданный А. образ коммуниста, строителя пятилетки Григория Гая ("Мой друг" Погодина, 1932). В роли Ф„дора Таланова ("Нашествие", 1943) А. показал борьбу своего героя с самим собой, его стремление преодолеть одиночество; образ в исполнении А. приобретал героич. звучание. Глубокая интеллектуальность и гуманизм иск-ва А. наиболее ярко проявились в роли Матти-аса Клаузена ("Перед заходом солнца" Гауптмана, 1955), сыгранной артистом с философской глубиной, трагич. пафосом, страстностью. В 1957 А. создал образ Гамлета. К числу значит, работ. А. принадлежат также: Спавента ("Улица радости" Зархи, 1932), Ромео (1935), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча, 1939), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1945) и др. актер разностороннего дарования, А. является замечат. исполнителем характерных ролей (ранние работы: Чичиков - "М„ртвые души" по Гоголю, 1925, Лодыжкин - "Конец Криворыльска" Ромашова). Блестяще владея иск-вом психологич. гротеска, А. создал проникнутые саркастич. иронией образы Керенского ("Правда" Корнейчука, 1937, и "Большой Кирилл" Сельвинского, 1957), Мак-Хилла ("Заговор обреч„нных" Вирты, Ст. пр. 1950) и др. С 1933 А. снимается в кино. Исполнил роли Кости-капитана ("Заключ„нные"), пана Коморовского ("Мечта"), Макферсона ("Русский вопрос". Ст. пр. 1948), Скотта ("У них есть родина", Ст. пр. 1951) и др.

Лит.: Юзовский Ю., Образ и эпоха, М., 1947, с. 14-19, 53-54; фрейдкина Л., Героика и актер психологической школы, в сб.: Актеры и роли, М.-Л., 19i7, с. 5-35; БояджиевГ., Трагическая роль М. Астангова..., "Театр", М., 1955, .ј 4. Е. Т.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница