Наши партнеры

Выгодно аренда машины ульяновск цены в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 31)


АХУМЯН, Тигран Сем„нович [р. 17(29).1.1894] - армянский драматург, театровед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1944). Лит. деятельность начал в 1914 по окончании Моск. ун-та. Написал 16 пьес и оперных либретто. Среди них "Ярость" (переделка одноим. пьесы Г. Яновского, 1929), "В когтях тьмы", "Враг" (1931) - о борьбе с кулачеством, "Жизнь, как песня" (1950), "На рассвете" (1932) и др. Некоторые пьесы А. пост. в Т-ре им. Сундукяна (Ереван). Перев„л ряд пьес на арм. яз.

Автор монографии "Драматургия Д. Демирчяна" (изд. 1958) и статей по вопросам т-ра и драматургии (в т. ч. монографии о Чехове, Грибоедове). С 1944 в„л педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те, затем в ун-те. Б. А.

АХУНДОВ, Исмаил Гусейн оглы [р. 2 (15).IV. 1907] - азербайджанский советский театральный художник, график. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1940). Член КПСС с 1940. Окончил бакинский Художеств. техникум (1928) и Моск. полиграфич. ин-т (1932). В 1937-52 - художник Т-ра им. М. Азизбекова (Баку). Оформил спектакли: "Гаджи Кара" Ахундова (1937), "Мачеха" Бальзака (1939), "Аршин мал алан"

У. Гаджибекова (1939), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1940), "Яшар" Джабарлы (1947), "Гроза" (1943), "Без вины виноватые" (1948); "Победители" Чир-скова (1947), "Шейх Санан" Джавида (1956), "Грозовой год" Каплера и Златогоровой (1959) и др. В 1940-59 - директор музея им. Низами. Ст пр. (1950).

АХУНДОВ, Мирза Фатали [30.VI(12.VII).1812, Hy-ха,- 26.11(10. III). 1878, Тифлис] - азербайджанский писатель, драматург, просветитель, философ. Основоположник азерб. реалистич. драматургии и прозы. Учился в духовной школе, где изучил арабский и персидский яз., затем в русско-азерб. уч-ще. В 1834, переехав в Тифлис, поступил переводчиком с восточных яз. в канцелярию царского наместника на Кавказе. Сблизился с декабристами А. А. Бестужевым-Мар-линским, А. И. Одоевским, польским поэтом-революционером А. Заблоцким и др. В 30-е гг. началась лит. деятельность А. (первое значительное произведение - поэма "На смерть Пушкина", 1837). В 1850 написал первую комедию "Молла Ибрагим Халил, алхимик, .обладатель философского камня". За короткое время (до 1856) создал ещ„ пять комедий:

"Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850, пост. 1851, Петербург), "Везир .ленкоранского ханства" (1850), "Медведь, победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Гаджи Кара", 1852), "Правозаступники в городе Тавризе" ("Восточные адвокаты", 1855). Комедии А. реалистически изображают азерб. действительность первой пол. 19 в. Они обличают пороки феод. общества, произвол правителей, социальную несправедливость, косность, невежество, ханжество, религиозный фанатизм, сатирически показывают разложение феодально-патриархальных отношений. Символом жадности и трусости купечества стал образ Гаджи Кара в комедии "Приключение скряги". Изображая отри-цат. явления жизни, драматург показал и передовые силы общества в образах поэта и просветителя Гаджи Нури ("Алхимик"), молодого Шахбазбека ("Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун"), стремящихся к знанию смелых, умных, волевых женщин, отстаивающих свои права,- Се-кина ханум ("Правозаступники в городе Тавризе"), Сона ("Приключение скряги").

Творчество А. проникнуто глубоким знанием народной жизни, любовью к родной стране, стремлением к благу народа, к культуре. Оно оказало огромное воздействие на развитие нац. литературы и т-ра. Первые пост. произведений А. были осуществлены в переводе автора на рус. сцене (в 1851-в Петербурге и в 1852 - в Тифлисе). Драматургия А. послужила основой для возникновения азерб. т-ра; 10 (22) марта 1873 в Баку был сыгран первый спектакль на азерб. языке - комедия А. "Везир ленкоранского ханства". С этого дня начал свою историю азерб. проф. т-р. В дальнейшем комедии А.. были переведены на персидский, франц., англ., нем., груз. и арм. языки.

А. прин„с в азерб. лит-ру новую художеств. форму. Реализм, жизненная правда являются осн. принципом его творчества. А. отразил действительность в е„ существенных чертах, воспроизв„л социально-типич. характеры в типич. обстоятельствах. А.-критику принадлежит заслуга первой в Азербайджане научной разработки вопросов лит-ры и иск-ва. В своих литературных статьях, написанных в 60- 70-х гг., он подверг критике эпигонскую и ре-лигиозно-мистич. поэзию, выступал против безыдейности и формализма в лит-ре. Считая драматич. иск-во средством нар. просвещения, А. писал: "Целью драматического искусства является облагораживание нравов людей, показ поучительных примеров зрителю или читателю" (Ахундов М. Ф., Избр. философские произведения, Баку, 1953, с. 240).

Пьесы А., ПОЛОЖИВШЕГО основу нац. т-ра, не сходят с азерб. сцены, их ставили дореволюц. труппы, они широко вошли в репертуар сов. т-ров (в частности, Т-ра им. Азизбекова), способствуя освоению сов. театр. иск-вом нац. художественных традиций.

Соч.: Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы, 1949-1955; Эсэрлэри Уч чилддэ, ч. 1, Бакы,;1958-; Избранные художеств. произведения, Баку, 1950; Избранное, пер. с азерб. яз., М., 1956; Избр. философские произведения, Баку, 1953; Комедии..., Тифлис, 1853.

Лит.: Р а фил и М. Г., М. Ф. Ахундов, Баку, 1939;

Ч э ф эр М., М. Ф. Ахундовун эдэби-тэнгиди кврушлэри, Бакы, 1950; Джафаров Дж., Драматургия М. Ф. Ахундова, Баку, 1950; Джафаров Дж., Ахундов и традиции русского реализма, "Дружба народов", 1952, ј 2; Мир Ахмедов А., М. Ф. Ахундов, Баку, 1953; Р а ф и л и М. Г., М. Ф. Ахундов. Ждань и творчество, Баку, 1957; Гули-з а д е М. А., М. Ф. Ахундов и передовая русская культура, "Литературный Азербайджан", 1953, ј 2; Мамедов Н., Реализм комедии "Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" М. Ф. Ахундова, "Изв. АН Аяерб. ССР", 1958, ј 3. Я. Т.

АХУНДОВ, С. Р.- азербайджанский советский актер. См. Рухулла С.

АХУНДОВ, Сулейман (Сани) (21.IX.1875 -29.III. 1939) - азербайджанский советский писатель, драматург. После окончания горийской учительской семинарии в„л преподавательскую работу. Драма-тургич. деятельность начал в 1899 пьесой "Стяжатель", разоблачающей алчность богачей. В комедии "Дибдад бек" (1906) А. высмеивает систему выборов в царскую Думу. Пьесы, написанные А. после установления Сов. власти в Азербайджане, способствовали развитию азерб. театр. иск-ва. В 1920 первый сов. азерб. т-р открылся пьесой А. "Кузнец Гяве" (переделка пьесы Ш. Сами). В этом театре были пост. пьесы:

"Соколиное гнездо" (1921), изображающая борьбу азерб. народа за Сов. власть, "Любовь и месть" (1922), разоблачающая феодальные отношения в дореволюц. Азербайджане. А. принадлежат также пьесы:

"Колесо фортуны" (1921), "Дьявол" (1922), "Из мрака к свету" (1921), "Новая жизнь" (1923), к-рые ставились в Сатир-агиттеатре (Баку). Продолжая лучшие реалистич. традиции М. Ф. Ахундова, А. вн„с в азерб. драматургию новые революц. темы, отразил в своих пьесах развитие классового самосознания трудящихся.

Соч.: Сечилмиш эсэрлари, Бакы, 1951.

Лит.: А р и ф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; В э л и j е в М., CynejMaH Сани Ахундов, Бакы, 1956. Я. Т.

АХЬДЗЫРТВЫО (букв. - обличитель) - абхаз ский народный певец. В своих импровизационных, насыщенных социальным содержанием песнях А. бичевали феодалов и царских чиновников, подвергаясь за это преследованиям властей. В 19--20 вв. популярностью пользовались Ч. Пилиа, Ж. Ачба, Ч. Чачв, А. Гунба, X. Гамсония, Ш. Сангулия, К. Чагава. Исполнение сатирич. песен А. сопровождали импровизац. драматич. сценами, в к-рых они изображали персонажей своего повествования в лицах. А. владели мастерством имитации, мимики, меткой образной характеристики. Творчество их содержало элементы театр. зрелищности. Один из видов выступлений А.- так наз. "самакуа" (исполнение), устраиваемое в годовщину (накануне) поминок, включал комич. представления "кече-ков" - шутов, скоморохов, разыгрывавших импро-виз. представления; они стремились рассмешить не смеявшихся весь год (при народе) родных умершего, имитировали известных зрителям, подчас присутствующих тут же людей, высмеивали самодурство, жадность, лень, невежество. В песнях-импровизациях А. обличали социальную несправедливость.

Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства, Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тб., 1957. М. Л.

А ЦЗЙ (р. 1910) - китайский режиссер. Член Коммунистической партии Китая. Руководил труппой пекинской муз. драмы при Академии искусств им. Лу Синя в Яньане, был актером и режиссером в этой труппе. Принимал участие в работе по реформе китайского т-ра. А Ц. работает в Кит. т-ре пекинской муз. драмы; пост. "Три удара по Чжуцзячжуану";

"Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни и др. Автор ряда'статей по вопросам кит. актерского иск-ва.

АЦКУР‚ЛИ (наст. фам. - Гамкрелидзе), Давид Мерабович (1863-9.IV.1928) - грузинский актер. Сценич. деятельность начал в 1883 в Тифлисской груз. труппе. Играл гл. обр. комедийные и характерные роли: Акоп, Петуа ("Ханума", "Сибиряк" Цагарели), Бесо ("Измена" Сумбатова) и др. Принимал активное участие в деятельности нар. т-ров в Тифлисе и др. городах Грузии. А. принадлежат переводы на груз. яз. и переделки ряда пьес.

АЧЕРЧ (Achurch), Джанет (1864-1916) - английская актриса. Дебютировала в т-ре "Олимпик" (Лондон) в 1883. Выступала в ролях классич. репертуара, в т. ч. в пьесах В. Шекспира. А. - одна из первых англ. актрис, игравших в пьесах Г. Ибсена: е„ исполнение роли Норы ("Кукольный дом", 1889, т-р "Но-велти"), а также пост. пьесы "Маленький Эйольф" (1896, "Авеню т-р"; исполн. роль Риты) явились крупными событиями в борьбе за утверждение реализма в англ. т-ре 19 в. В числе др. ролей А.- Кан-дида и Сесиль ("Кандида" и "Обращение капитана

Брассбаунда" Шоу). По отзыву Б. Шоу, А. была гениальной трагической актрисой. Оставила сцену в 1913.

Лит.: Shaw Gr. В., Our theatres in the nineties, v. l-3, L., 1932 (см. v. l). . А. А.

АШ, Шолом (1.1.1880-10. VI I.I 957)- еврейский писатель и драматург. Родом из Польши. В 1914 эмигрировал в США; последние годы жизни пров„л в Израиле. Умер в Лондоне. Лит. деятельность начал в 1900. Автор св. 20 пьес и ряда автоинсценировок. Большая часть этих произведений, написанных на библейские сюжеты и воссоздающих предания старины, пронизана духом националистич. романтики:

"Саббатай Цви" (1907), "Дочь Иевфая" (1913), "Мараны" (1922), "Иосиф" (1924) и др. Из пьес А. известностью пользовалась драма "Бог мести" (1907, Берлин, реж. Рейнгардт; в России-1907, "Современный театр", Петербург; Т-р Корша, Москва; Товарищество новой драмы). Произв. А. переведены на рус., нем., англ. и др. языки. А. Шн.

АШАР (Achard), Марсель (р. 5. VII.1900) - французский драматург. Род. в крестьянской семье. В возрасте 18 лет приехал в Париж. Работал слесарем-сборщиком, репорт„ром, суфл„ром в т-ре "Вь„ коломбье". В 1923 начал лит. деятельность пьесами "Вот и вся обедня" (т-р "Творчество"), "Он видел смерть" (т-р "Ателье" под рук. Ш. Дюллена). Затем А. написал комедию "Мальбрук в поход собрался" (1924, т-р "Комедия Елисейских полей", реж. Л. Жу-ве), "Я не люблю вас" (1926, "Ателье"), "Жизнь прекрасна" (1928). Успех постановки "Жан с Луны" (1929, т-р "Комедия Елисейских полей", реж. Л. Жу-ве) утвердил популярность А. как драматурга. Его следующие пьесы ставили крупнейшие парижские т-ры: "Красавица-морячка" (1929) - в "Комеди Фран-сез", "Корсар" (1938)-в т-ре "Атеней", "Домино" и "Петрюс" (1931, 1933) - "Комедия Елисейских полей". В 1942 А. написал комедии "Мадемуазель Панама" (т-р "Матюрен") и "Холмик" ("Ателье"). В числе пьес А. первых послевоенных лет: фарс "С моей блондинкой" (1946, т-р "Мишодьер"), драма "Мы уедем в Вальпараисо" (1948, "Атеней"). А.- автор мелодрамы "Зло любви" (1955, "Мишодьер"), комедии "Картошка" (1957, т-р "Сен-Жорж"), буффонады "Бездельница" (1959).

Комедии А.содержат элементы мелодрамы,а драмы- комедии. Драматургия А., авангардистская по форме, близка произв. Дюма-сына, Ожье Сарду. Подсмеиваясь над отдельными пороками человека-собствен ника, А. не поднимается до социальной сатиры. Пьесы его следуют традиции водевилей в духе Лабиша, бесконфликтной мелодрамы и нравоучительной комедии.

Работает также в кино как сценарист.

Соч.: Theatre complet, v. l-2, P., 1942-43; Le metier (l'auteur dramatique, "Annales", 1960, ј 3 (Janvier), p. 25- 41; Mes debuts dans les lettres, [s. 1., s. a.]. В. Бал.

АШВАГХОША (ок. 1 в.)- древнеиндийский поэт и драматург. Автор древнейших из дошедших до нашего времени (найдены в нач. 20 в.) произведений индийской драматургии. Сохранилась в отрывках драма А. ("Пьеса о Шарипутре") и две приписываемые А. пьесы, не имеющие названия. В своих произведениях А. пропагандировал буддийское учение.

Лит.: L u d e г s H., Bruchstucke buddhistischer Dramen, B., 1911. В. Э.

АШК,Упендранатх (p. 14.XII. 1910)-индийский драматург и писатель. Пишет на языке хинди. Впервые выступил как драматург в 1937, написав историч. драму "Победа - поражение". В 30-50-е гг. были опубликованы сборники одноактных пьес А.- "Под сенью богов", "Чистая мелодия", "Поднимите занавес" и др. Среди популярных пьес А., ставившихся во мн. школах и колледжах страны: "Лекарь" (1934), "Грешник" (1938), "Драгоценности" (1943), "Поднимите занавес" (1950), "Чь„ право?" (1958). Особенно большим успехом пользовались "Шестой сын" (1940), "Пути расходятся" (1953), "Сестра Анджо" (1954), к-рые были показаны в Аллахабаде, Калькутте, ставились разл. драм. кружками Индии. В пьесе "Защитник прав" (1938, т-р Аллахабаде кого ун-та) А. обличает предателя интересов рабочего класса. О братстве мусульман и индусов написана пьеса "Перед бурей", пост. к-рой Инд. ассоциацией нар. т-ров (1946) была запрещена.

Большинство пьес А. посвящено жизни и быту городского населения. Нек-рые пьесы освещают вопросы семьи и брака. А.выступает поборником равноправия инд. женщины, бичует ханжество, лицемерие и эгоизм буржуазного об-ва. Пьесы А. отличаются реализмом, индивидуальными характеристиками, простотой языка. Св. П.

АШКАЗАРСКИЙ - см. Кудашев-Ашказарский.

АШ-МАТ (наст. имя, отч. и фам.-Ашот Бегларович M а т e в о с я н) [р. 10(23).XII. 1904] - армянский советский режиссер. Засл. арт. Арм. ССР (1945). Сценич. деятельность начал в 1923 в арм. т-ре Тбилиси, затем работал актером и режиссером в передвижном Т-ре им. А. Харазяна, в т-рах Кировакана, Дилижана, Алавердьг. С 1953 - гл. режиссер арм. т-ра в Камо (Нор Баязете). Своей деятельностью А.-М. способствовал развитию районных театров Армении. В. А.

АШПЕРГЕР (Aszpergerowa; урожд„нная К а минь-ская), Анеля (29.XI. 1816-21.1.1902) - польская актриса. В 1835 дебютировала в варшавском т-ре "Розмаитости", затем играла в Вильно, Минске и снова в Варшаве. В 1848-96 работала в "Т-ре Львовски", где приобрела большую популярность как актриса большого и разностороннего дарования. Игра А. в совр. репертуаре отличалась естественностью. Роли:

Офелия, Луиза; Идалия ("Фантазии" Словацкого), Мария Иоанна (о. п. Д'Эннери и Маллиана) и др. Лит.: P e p l o w s k i S., Sily sceny lwowskiej. Lwow, 1887, s. 4-6. Г. III.

АШРАФЙ, Мухтар Ашрафович [p. 29.V(11.VI) 1912] - узбекский советский композитор и дириж„р. Нар. арт. СССР (1951). Член КПСС с 1941. Композиции обучался в Ин-те узб. музыки и хореографии и Моск. консерватории; окончил Ленингр. консерваторию как дириж„р в 1948. В 1930-47 А.- художественный руководитель и гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Автор опер, музыкальных драм, музыки к фильмам, а также симфонических, камерных и др. сочинений. С 1944 А. занимается педагогической деятельностью, с 1953 - проф. Ташкентской консерватории. Ст. пр. 1943, 1952. АШТОН (Ashton), Фредерик (р. 17. IX. 1906) - английский артист балета, балетмейстер. С 1924 занимался у Л. Мясина, позднее (в 1925) у М. Рам-бер. В 1926 поставил в "Лирик тиэтр" балет "Трагедия моды" на муз. Гуссенса, где исполнил главную партию. В 1930-33 осуществил в "Клубе балета" (балетная труппа под рук. Рамбер) постановки:

"Сюита Каприоль" Уорлока (1930)и"Маски"Пуленка(1933); в "Обществе Камарго" - "По-мона" Ламберта (1930) и "Фасад" Уолтона (1931). В 1933 поставил балет "Свидания" на муз. Обера в балетной труппе "Сэдлерс-Уэллс" где постоянно работал с 1935. В ранних работах А. большое внимание уделял классич. танцу. Позднее для А. характерно создание бессюжетных балетов. Танцы, к-рые сочиняет А., отличаются сложностью композиции и трудны для исполнения. Среди лучших работ А.- одноактные дивертисменты: "Симфонические вариации" на муз. Франка (1946, "Сэд-лерс-Уэллс", "Ковент-Гарден"), "В честь королевы" Арнолда (1953, там же), "Подарок в день рождения" на муз. Глазунова (1956). А. поставил балеты: "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955, Копенгаген), "Сильвия" Делиба (1952, "Сэдлерс-Уэллса, "Ковент-Гарден"), "Ундина" Хенце (1958, "Ковент-Гарден") и др. Как танцовщик создал ряд характерных партий в поставленных им балетах: сэр Ланселот ("Леди оф Шалотт" на муз. Сибелиуса, 1931), Мефистофель ("Мефисто-вальс" Листа, 1934), Зритель ("Ноктюрн" Делюса, 1936) и др.

Позднее переш„л на мимич. партии: Уродливая сестра ("Золушка", 1948), фея Карабосс ("Спящая красавица", 1946) и др. С 1952 А.- помощник худ. рук. балетной труппы "Сэдлерс-Уэллс" (Королевского балета). Наш. Р.

Лит..' Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1937; то же, 1941; его же, Supplement to Complete book of ballets, L., 1942, то же, 1952; С 1 a r k e М., The Sadler's Wells ballet, L.. 11955]; Manchester P. W., Vic-Wells: a ballet progress, L., 1942.

АШУГ (от тюрк. а ш и к, букв.- влюбл„нный) - народный поэт-певец и музыкант у азербайджанцев, армян и др. народов СССР, а также нек-рых стран зарубежного Востока. А. слагают свои песни-импровизации под аккомпанемент 'струнного инструмента. Они создали школу поэтического, музыкально-ком-позиц. и исполнит, иск-ва, основанную на древних художеств. традициях. Мелодика песен А. варьируется в зависимости от импровизаторского дара певца.

АШУМОВ, Магеррам Кязим оглы (р. 2.1.1912) - азербайджанский советский режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Член КПСС с 1944. Сценич. деятельность начал в 1928 как актер Бакинского Трама, затем азерб. ТЮЗа (Баку). В 1936 окончил ГИТИС и начал работать режиссером в азерб. ТЮЗе. Пост.:

"Сер„жа Стрельцов" Любимовой (1935), "Эль-оглы" (1937), "Вэтэн" (1943) А. Шайка, "Разбойники" (1940) и др. В 1944-48 - зам. нач. Управления по делам искусств при Сов. Мин. Азерб. ССР. В 1948-51 - директор и режиссер, в 1955-60 - гл. режиссер и директор Бакинского т-ра русской драмы. Пост. в этом т-ре спектакли: "Заря над Каспием" Касумова (Ст. пр. 1951), "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Сын рыбака" по Лацису (1953), "Кремл„вские куранты" (1956); "Айдын" Джабарлы (1957), "Баня" Маяковского (1957). В 1951-55-директор Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). К. Кае.

АШХАБАД (Асхабад, Полторацк)- столица Туркменской ССР с 1924 (170 тыс. жит. на 1959). До Великой Октябрьской революции в городе, носившем название Асхабад, постоянного т-ра не было, но часто играли любители и передвижные гастрольные труппы. Постоянный рус. т-р создан в 1926. Тогда же организована нац. театр. студия, пре-образ. в 1929 в Туркменский т-р. В 1937 начала работать оперная студия, на базе к-рой в 1941 создан т-р оперы и балета, ставящий спектакли на рус. и туркм. яз. В А. выстроены 3 спец. театр. здания.

В 1960 в А. имеются: Туркменский ордена Трудового Красного Знамени т-р оперы и балета им. Махтум Кули, Туркменский ордена Трудового Красного Знамени академич. драм. т-р им. Сталина, русский драм. т-р им. Пушкина, Туркменская филармония (созд. в 1938), в состав к-рой входит несколько художественных коллективов, в том числе туркм. оркестр народных инструментов, ансамбль нар. танца Туркм. ССР, хор. и кукольная группа, эстрадные бригады и бригады бахши.

АШХАБАДСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ашхабадский Государственный русский драматический театр им. А. С. Пушкина). Создан осенью 1926. Т-ру в 1937 присвоено имя А. С. Пушкина. Коллектив т-ра стабилизировался в 1937-40. Художественными руководителями были:

В. Ф. Ф„доров (1937-40), Н. К. Теппер (1940-45), И. Г. Громов (1945-58). В 1937-40 пост. спектакли:

"Человек с ружь„м", "Король Лир"; "Шемшат" Эсе-новой и др. Среди лучших спектаклей театра 40-50-х гг.: "Бешеные деньги" (1945), "Укрощение строптивой" (1946); "Семья Аллана" Мухтарова (1948), "Московский характер" Софронова (1949), "Джахан" Сейт-лиева (1951), "Вес„лый гость" Мухтарова (1955), "Идиот" по Достоевскому (1956), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1958), "Дали неоглядные" Вир-ты (1959), "Чайка" (1960), "Третья патетическая" (1960). В 1960 в труппе т-ра: нар. арт. Туркм. ССР - М. А. Кириллов, Л. Н. Котовщикова, Л. С. Любина, засл арт. Туркм. ССР-М. Ф. Кириллов, М. И. Ридель и др. Гл. реж.- засл. деят. иск. Молд. ССР В. Н. Акс„нов.

АЯЦУРИ (а я ц у р и с и б а и) - представление японского театра кукол. По способу вождения кукол А. подразделяются на тедзукаи, где действуют куклы, управляемые руками (получило наибольшее распространение), и итоаяцури-куклы управляются с помощью нитей. Обычно представления А. сопровождаются чтением рассказчика (гидаю) и аккомпанементом муз. инструмента (сямисена). Среди т-ров, ставящих А.,-т-р "Бунракудза" в Осака. Л Г.

БААЗОВ, Герцель Давыдович [10(23).X.1904- 5. VI. 1945] - грузинский советский писатель, драматург. Окончил Тбилисский ун-т в 1928. Автор повестей и рассказов из жизни груз. евреев (30-е гг.). Написал пьесы "Немые заговорили" (1932), "Не взирая на лица" (1935), "Ицка Рижинашвили" (1937), пост. в Т-ре им. Марджанишвили.

БАБ (Ваb), Юлиус (11.XII.1880 - 12.XI.1955) - немецкий театровед, критик и драматург. Был тесно связан с т-ром "Фольксбюне" (Берлин), издавал "Драматургические листки" этого т-ра. В 1938 Б. эмигрировал в США, где сотрудничал в газете "Штатсцей-тунг". Труды Б, освещают вопросы театр. иск-ва различных эпох и стран с позиций бурж. социологии. Работы Б. представляют интерес преимущественно описанием игры актеров.

Соч.: Wege zum Drama, В., 1906; Deutsche Schauspieler, В., 1908; Bernard Shaw, В., 1910; Der Mensch auf der Buhne, B., 1910; Kainz und Matkowsky, B., 1912; Die Chronik des deutschen Dramas, Bd 1-5, В., 1921-26; Neue Kritik der Buhne, B., 1920; Friedrich Kayssler,B., 1920; Schauspieler und Schauspielkunst, B., 1926; Agnes Sorma, B., 1927; Vom deutschen Theater, B., 1927; Das Theater der Gegenwart, Lpz., 1928;

Albert Bassermann, Lpz., 1929. B. K.

БАБАДЖАНОВ, Ятим (наст. имя - Ф ы з ы л) (1904-26.XII.1956) - узбекский советский режиссер и актер. Нар. арт. Узб. ССР (1943). Один из основоположников советского узб. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1920 в Т-ре им. К. Маркса. В первые годы играл различные роли - от героич. до женских комедийных. В 1924-27 учился в Москве в узб. студии, по окончании к-рой становится актером и режиссером Т-ра им. Хамзы (Ташкент). Играл комедийные и характерные роли: Тарталья ("Принцесса Турандот" Гоцци), Бригелла ("Слуга двух господ"), Караваев ("Мятеж" по Фурманову). режиссерскую деятельность начал в Бухарском узб. т-ре (1931-32), где пост. спектакли: "Маска сорвана", "Предатели" Футхуллина и др. В 1943-46 - худ. рук. Янги-Юльского узб. т-ра. В 1946-48 - гл. реж. т-ра им. Ташсовета (Ташкент). С 1948 - снова в Т-ре им. Хамзы. На сцене этого т-ра Б. пост. спектакли: "Разгром" Яшена (1934), "Коварство и любовь" (1936); "Бай и батрак" Хамзы (1939), "Человек с ружь„м" (1940); "Заря Востока" Сафарова (1951). Б.- один из первых узб. режиссеров, он красочно воспроизводил в своих спектаклях жизнь узб. народа, стремился показывать картины нар. борьбы, революц. эпизоды, следовал реали-стич. традициям рус. т-ра. В„л педагогич. работу в театр. ин-те Ташкента и др. учебных заведениях.

Лит.: Государственный ордена Ленина академпч. узбекский театр драмы им. Хамзы, Ташкент, 1957; У в а р о-ва Г. А., Узбекский драматический театр. Очерк истории, М., 1959.

БАБАЕВ, Холик (р. 1876) - актер таджикского народного театра масхарабоз. Исполнитель репер' туара нар. комиков и сказителей. С юношеских лет выступал на нар. праздниках. Творчество Б. синкретично; он является одновременно певцом, поэтом-импровизатором, танцором, музыкантом, острословом рассказчиком, исполнителем комич. импровизированных сценок. Среди популярных образов, созданных Б.: охотник в нар. пьесе "Охота на медведя", ткач ("Ткачество"), Гузихан ("О соловьях"), раис в одноим„нной нар. пьесе. Иск-ву Б. присущи жизнеутверждение острая сатиричность, яркая внешняя характерности

Лит.: H урджанов Н., Таджикский народный театр..., М., 1956. Я. Я.

БАБАНОВА, Мария Ивановна [р. 29.Х(И.Х1).1900, Москва] - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1954). В 1920 окончила студию при Театре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций) под рук. Ф. Ф. Комиссар-жевского в Москве. Сценич. деятельность начала в 1920 в Т-ре РСФСР 1-м, к-рый позднее был переименован в Т-р им. Мейерхольда; работала в этом т-ре до 1927. 1-я крупная роль Б.- Стелла ("Великодушный рогоносец" Кромме-линка, 1922). Среди наиболее значит, работ этого периода- китайчонок-бой ("Рычи, Китай!" Третьякова, 1926), Марья Антоновна ("Ревизор", 1926). Одновременно (с 1922) Б. участвовала в спектаклях Моск. т-ра Революции. Исполнила здесь одну из своих лучших ранних ролей - Полину ("Доходное место", 1923}, создав образ, отмеченный простодушием, искренностью, детской непосредственностью. С 1927-в труппе моек. Т-ра Революции (ныне-моек. Т-р им. Вл. Маяковского). В 1928 на сцене этого т-ра Б. сыграла Гогу ("Человек с портфелем" Файко), глубоко раскрыв сложные переживания своего маленького героя. Тема утверждения человеческого достоинства, любви к человеку, веры в него становится основной в творчестве актрисы. Острым чувством современности было проникнуто исполнение Б. ролей молодой работницы-ударницы Анки, колхозницы Маши ("Поэма о топоре", 1931, "После бала", 1934, Погодина). В 1935 Б. сыграла Джульетту; в е„ исполнении шекспировская героиня казалась девочкой, наивной, чистой и восторженной. В роли Дианы ("Собака на сене" Лопе де Вега, 1937) проявились присущие Б. комедийная л„гкость, ритмичность жеста и движений, музыкальность речи. В 1939 Б. создала лирич. образ молодой советской женщины - Тани (о. П.Арбузова), правдиво показав процесс .формирования характера нового человека. Эта работа актрисы наиболее ярко выражает особенности е„ творч. индивидуальности - глубокую и тонкую передачу чувств, лиризм, эмоциональность, ч„ткую выразительность формы, точность и строгость стиля игры. В ролях классич. рус. драматургии - Лариса ("Бесприданница", 1940), Софья ("Зыковы", 1951), Раневская ("Вишн„вый сад", 1956) - Б. смело ищет новую трактовку, приближающую эти образы к современности, открывающую в них новые черты и мысли. Б.- замечательный мастер сценич. миниатюры: Колоколь-чикова ("Мой друг" Погодина, 1932), Мари ("Сыновья тр„х рек" Гусева, 1944), бой ("Рычи, Китай!"). К числу значительных работ Б. принадлежат также: Офелия; актриса Бережкова (водевиль "Кресло ј 16" Угрюмова), Кей ("Украденная жизнь" Каору Мори-мото, 1959). Б.-лауреат Ст. пр. (1941).

Лит.: Грачевский Ю., Мария Ивановна Бабанова, М., 1952; Новицкий П., Образы актеров, [М.], 1941, с. 261-302; Головашенко Ю., Е„ видеть радость, "Театральная жизнь", 1959, .No 19, с. 14-15.

БАБЕЛЬ, Исаак Эммануилович (1(13).VII.1894- 17.III.1941]-русский советский писатель. Лит. деятельность начал в 1916. Б. принадлежат пьесы "Закат" (1928, МХАТ 2-й; Беня Крик - Берсенев, Мендель Крик - Чебан, Двойра - Бирман), раскрывающая кризис мелкобурж. одесской семьи в предреволюц. годы, и "Мария" (1935). Пьесы Б. отличаются сочностью языка, пристальным вниманием к быту, нередко граничащим с натурализмом.

Соч.: Избранное, М., 1957 (с предисл. И. Эренбурга). Я. Р. БАБЕНКО, Георгий Гаврилович (р. 19.11.1909)- украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1946. Род. в Одессе в семье рабочего. До 1928 работал на различных предприятиях, выступал в спектаклях художеств. самодеятельности. В 1928 был принят актером-стаж„ром в одесский "Робсельте-атр" (филиал Укргосдрамы), там же занимался в студии. С 1929 - актер т-ра Укргос-драма (ныне - Одесский т-р им. Октябрьской революции); с 1954 - Т-ра им. И. Франко (Киев). Б.- актер широкого творч. диапазона. Созданные им образы отличаются сочностью, разнообразием красок, мастерством сценич. детали.

Роли: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Лизогуб, Чеснок ("Богдан Хмельницкий", "В степях Украины" Корнейчука), Савва ("Земля" Кобылянской), Самозванец ("Борис Годунов"), Земляника ("Ревизор"), Сафонов ("Русские люди"), Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема) и др. Снимается в кино. Р. Б. БАБИЛЕ (Babilee), Жан (наст. фам.- Гутман; Guttmann) (р. 2. II. 1923) - французский артист балета и балетмейстер. В 1941 окончил школу при т-ре "Гранд-Опера", по окончании к-рой был принят в кордебалет этого т-ра. В 1944-50 работал в труппе "Балет Елисейских полей" (Париж), где выдвинулся в число ведущих танцовщиков.

В 1951-52 работал в амер. труппе "Балле тиэтр". В 1953 вернулся в "Гранд-Опера". Б. выступает как в классич. репертуаре (Голубая птица - "Спящая красавица"), так и в полухарактерных партиях (Джокер - "Игра в карты" Стравинского). Среди постановок Б.: "Любовь и е„ любовь" на муз. Франка (1948, "Балле тиэтр"), "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса (1949, там же) и др. Гастролирует в разных балетных труппах, снимается в кино.

Лит.: Brahms С., Jean Babilee, в кн.: S w i n s о n С., Dancers and critics, L., 1950, с. 22-26. Наш. Р.

БАБИЧ (ВаЫс), Любо (р. 14.VI.1890) - югослав*-ский (хорватский) театральный художник, искусствовед. В 1908-10 учился в Загребе," в 1910-13-в Мюнхенской академии. Действительный член Югославской Академии наук и иск-ва. С 1918 работает как художник в Загребском т-ре и в т-рах мн. зарубежных стран. Участвовал в создании спектаклей: "Ричард III", "Двенадцатая ночь", "Гамлет", "Скупой", "Тартюф"; "Британию) Расина; "Рабыня" Луцича, "Тирена" Држича, "Дубравка" Гундулича, "Авантюрист у дверей" Беговича; "Голгофа", "Господа Глем-баевы", "Леда" Крлежи. Б. принадлежит оформление опер "Волшебная флейта" Моцарта, "Фиделио" Бетховена; "Летучий голландец", "Кольцо Нибелун-га" Вагнера; "Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси, балета "Имбрек с носом" Барановича и др. Работает также в области станковой живописи.

БАБИЧЕВА, Ксения Львовна [р. 6(19).XI.1907] - русская советская актриса драмы. Нар. арт. Азерб. ССР (1947). Депутат Верховного Совета Азерб. GCP 2-го созыва. В 1921 окончила драм. студию приЮтде-ле нар. образования в Новозыбкове. В том же году начала сценич. деятельность в Новозыбковском т-ре, затем работала в т-рах Брянска, Уфы, Тулы, Смоленска. С 1938-в Бакинском рус. т-ре. Актриса яркого драматич. дарования, Б. создала образы женщин, надел„нных волей, самоотверженностью, решительностью:

Любовь Яровая; Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и Липскерова), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вир-ты). С трагич. силой сыграла Б. роль Хураман ("Вагиф" Вургуна). Исполняла ряд ролей в пьесах Горького, Чехова: Наташа ("На дне"), Надежда ("Последние"), Елена ("Дети солнца"), Маша ("Три сестры"), Елена Андреевна

("Дядя Ваня"), Софья ("Зыковы"); Островского - Ту-гина ("Последняя жертва"). Играет характерные, бытовые роли: Варвара Огарнова ("Счастье" Павленко), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), г-жа Стессель ("Порт-Артур" Попова и Степанова). Г. К.-К. БАБОЧКИН, Борис Андреевич [р. 5(18).1.1904] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1935). Член КПСС с 1948. В 1921 окончил Гос. студию "Молодые мастера" в Москве (ученик И. Н. Певцова). В том же году начал сценич. деятельность. Играл в периферийных т-рах (Иваново-Вознесенск, Могил„в, Кострома, Воронеж, Самарканд) и в Москве (Т-р им. МГСПС и Моск. драматич. Т-р). Первая роль: Тилли ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева). Затем-Молчалин ("Горе от ума"), Братишка ("Шторм") и др. С 1927 работал в Ленинграде (Т-р сатиры, Нар. дом). В 1931-35-артист Ленингр. гос. академич. т-ра драмы; роли: Чацкий ("Горе от ума"), Хлестаков ("Ревизор"), Самозванец ("Борис Годунов"), Белогубов ("Доходное место"), Алексей ("Петр I" А. Н. Толстого); осуществил в этом т-ре свою первую режиссерскую работу ("Нора" Ибсена, 1935). В 1935-40 Б.- актер, режиссер и худ. руководитель Ленингр. Большого драм. т-ра; пост. спектакли: "Кубанцы" Ротко (1938), "Царь Потап" Копкова (1940). В 1939 на сцене этого т-ра Б. поставил спектакль "Дачники", явившийся этапом в жизни т-ра и крупным событием в сценич. истории пьесы. В этом спектакле Б. создал тонкий и сложный образ Власа, глубоко раскрыв страстную непримиримость своего героя ко лжи и лицемерию. С 1940 Б. работал в Т-ре им. Вахтангова. Роли: Степан ("Учитель" Герасимова), Огнев ("Фронт" Корнейчука). С 1947 был режиссером и актером Театра-студии киноактера; пост. спектакль "Бранденбургские ворота" Светлова (1947). В 1952-53 - гл. реж. Моск. т-ра им. Пушкина; сыграл роль Клаверова ("Тени" Салтыкова-Щедрина), интересно передав сложный характер умного, холодного карьериста и поз„ра.

В 1951 Б. работал в Болгарии, пост. спектакли:

"Разлом" Лаврен„ва, "Дачники"; "Лейпциг, 33" Компанейца и Кронфельда. В 1948-51 и с 1955 Б.- актер и режиссер моек. Малого т-ра; пост. "Деньги" Софронова (1956), "Вечный источник" Зорина (1957), "Иванов" (1960, исп. гл. роль) и др. Творческую манеру Б.-актера отличает глубокое психологич. вскрытие текста, яркость интонационной окраски, острый и точный внешний рисунок роли, тщательность отбора выразительных средств, правда сценического поведения, чувство меры. Б.-режиссеру присуще иск-во создания ансамбля, публицистич. страстность, яркое определение характерности персонажа, контраст ге-роич. и бытовых сторон, лиричность, тонкий юмор. С 1927 Б. снимается в кино. Созданный Б. образ Чапаева в одноим„нном фильме (1934, Ст. пр. 1941)- крупнейшая победа советского киноискусства. Ст. пр. (1951).

Соч.: Как трактовать "Грозу", "Театр", 1950. ј 5; Год в Болгарии, там же, 1952, ј о; Заметки об искусстве актера. "Октябрь", 1960, ј4.

Лит.: Рысс Е., Зрелость художника, "Искусство", 1939, ј 2; Столетие Болгарского театра. Сб., София, 1958; 3 а л е с-с к и и В., Искусство актера, М., 1959, с. 282-332.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница