Наши партнеры

Проектирование мультимедийных систем
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avtomobilya-v-murmanske-posutochno-bez-voditelya/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 33)


БАЙСЕЙТОВ, Канабек (р. 1905) - казахский советский артист драмы и оперы, режиссер. Нар. арт. Каз. ССР (1936). В 1929 окончил педагогич. техникум. В том же году впервые выступил в Алма-Ате на сцене Казах, драм. т-ра. Сыграл роли: Кебека ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Шигабутдинова ("Мятеж" по Фурманову), Гая ("Мой друг" Погодина) и др. Б. выступал также как режиссер и драматург (совм. с А. Шаниным им написаны и пост. пьесы "Зауре", 1929, "Борьба", 1930, и др.). Обладая хорошим тенором, Б. в 1934 переш„л в Казах, муз. т-р (в дальнейшем - Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата), где с этого же года работал режиссером. Б.- первый режиссер казах, муз. т-ра. Партии: Тулеген, Жакуп, Ер-Таргын, Арстан ("Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Айман и Шолпан" Брусиловского), Абай о. п. Жубанова и Ха-миди. Реж. работы Б. отмечены знанием нар. быта. Пост. оперы "Кыз-Жибек" (1934), "Айман и Шолпан" (1938), "Дударай" (1953) Брусиловского, "Алтынчеч" Жиганова (1949), "Даиси" Палиашвили (1943), "Руслан и Людмила" (1957) и др. С 1938 Б. снимается в кино. Я. Л.

БАЙСЕЙТОВА, Куляш (2.V.1912, Алма-Ата,-6.VI.

1957. Москва) - казахская советская певица (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Член КПСС с 1943. Одна из виднейших представительниц казах. вок. иск-ва. Творч. путь начала в самодеятельности в 1921. В 1930-33 работала в казах, драм. т-ре. С 1933 Б.- солистка Казах, муз. т-ра в Алма-Ате (впоследствии - Т-р оперы и балета им. Абая). В сво„м творчестве Б. сочетала непосредственность нар. пения с художеств. культурой вокального и драматического проф. иск-ва. Партии:

Сара ("Биржан и Сара" Туле-баева, Ст. пр. 1949), Акжунус, Кыз-Жибек ("Ер-Таргын", "Кыз-Жибек" Брусиловского), Татьяна, Чио-Чио-сан и др.

Муз. одар„нность, красивый, мягкий голос, способность к сценич. перевоплощениям позволили певице создать яркие реалистические образы - лирические, эпические, бытовые и героич. как в казахских операх, так и в классическом репертуаре. Б. выступала также как концертная певица. Ст. пр. за концертно-исполнительскую деятельность (1948).

Лит.: M e сема н В., "Возрождение песни, Алма-Ата,

1958.

БАКАЕВА, Гулчехра (р. 1908) - таджикская советская актриса. Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1939. В 1929 поступила в Бухарский передвижной т-р и в этом же году стала актрисой тадж. драм. т-ра в Сталинабаде (ныне Т-р им. Лахути). Б. обладает сильным драматич. темпераментом. Ей присущи острая характерность, яркая комедийность. В своих сценич. образах, отмеченных разнообразием бытовых деталей, сочными красками, Б. развивает традиции нар. исполнительского иск-ва. Роли: Адолат, Кумри ("Шод-мон", "Краснопалочники" Улугзаде), Ховархола ("Сердце матери" Икрами), Иклимбону ("Саодат" Саид-мурадова и Рабиева), Хамробиби ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Кормилица ("Ромео и Джульетта."), Огу-далова ("Бесприданница"), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты) и др. H. H

БАКАЛБАША (Bacalbasa), Ион (24.VII.1863- 28. V. 1918) - румынский театральный деятель, критик и драматург. Лит. деятельность начал в 1886. Был редактором рум. газет "Борьба", "Сегодня", "Правда", "вперед", "Минерва", в к-рых выступал со статьями по вопросам театр. иск-ва и рецензиями на спектакли. Б. написал драмы - "Умерший без свечи" (1895, Нац. т-р), "Ассан" (1899, Нац. т-р), "Со службы" (1904). Автор сатирич. обозрения "Пардон", представления к-рого были запрещены. В 1911-12 был генеральным директором Нац. т-ра в Бухаресте. Б. стремился содействовать подъ„му рум. т-ра, вводил в его репертуар. произв. рум. авторов (И. Л. Караджале, Б. Хашдеу, В. Александри, Д. Замфиреску и др.).

Лит.: А 1 t e r e sc-u S. i T o r n e a F., Teatrul National "J. L. Caragiale", Buc., 1955; "Teatrul", Buc., 1958, ј5. H. P.

БАКАЛОВИЧ (Bakalowiczowa; урожд. Ш и м а н о в-ская), Викторына(17. Х.1835-ЗО.Х.1874)-польская актриса. С 1852 работала в Варшавских правительственных т-рах (кроме 1868). Выступала преим. в комедиях, играя роли наивных героинь или юношей:

Клара ("Девичьи обеты" Фредро), Керубино ("Женитьба Фигаро"), Дорина ("Тартюф"), Цецилия ("Монжуа" Фейе). Позже перешла на характерные ролиПавлова ("Старый холостяк" Близиньского) и др.

Лит.: Boguslawski W., Sily i srodki naszej eceny, Wars/., 1879, c. 228-242. (Teatr i literatura).

БАКИНСКИЙ АРМЯНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ СОЮЗ - общественная организация. Существовала в Баку в 1906-14. Имела несколько секций, в т. ч. художественную, к-рая ежегодно организовывала в Баку арм. драм. труппы, выступая в качестве антрепрен„ра. С. М.

БАКИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Азербайджанский Государственный русский драматический театр им. Самеда В У Р г У н а) - русский драматический театр Азерб. ССР. Организован в 1923 (открыт 29 октября) на основе Бакинского свободного сатир-агиттеатра под названием Бакинский рабочий театр (БРТ). В первый год работы т-ра здесь были поставлены "Город в кольце" Минина, "Озеро Люль" Файко, "Медвежья свадьба" Луначарского, "100%" по Синклеру. Бакинский рабочий т-р проводил большую обществ, работу среди рабочих зрителей Баку. Т-р обращался к агитационному злободневному политич. репертуару (миниатюры, обозрения, частушки, хореографич. сценки). В 20- 30-е гг. в т-р были привлечены талантливые актеры. В качестве режиссеров здесь работали:

В. 3. Швейцер, Д. Г. Гутман, В. Г. Сахновский, А. А. Иванов, В. К. Татищев, А. А. Туганов, И. Ида-ятзаде, Г. А. Георгиевский, С. А. Майоров, В. С. Великанов, А. Л. Гриппич, А. Р. Искендеров, К. Ф. Степанов-Колосов, М. Ашумов. С первых лет возникновения т-р активно работает над сов. драматургией, ставя лучшие совр. пьесы почти одновременно с премьерами в т-рах Москвы. На его сцене были пост. спектакли "Любовь Яровая" (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Разлом" (1928); "Город ветров" Киршона (1929), "Темп" Погодина (1930), "Оптимистическая трагедия" (1934); "Надежда Дурова" Кочеткова и Лип-скерова (1942), "Кремл„вские куранты" (1941 и 1956), л Баня" (1957). Из пост. классич. драматургии: "Три сестры" (1946), "Маскарад" (1934 и 1959), "Враги" (1932), "Егор Булычев и другие" (1933), "Зыковы" (1952), "Ревизор" (1945), "Волки и овцы" (1946), "Горе от ума" (1951), "Бесприданница" (1955), "Отелло" (1933), "Двенадцатая ночь" (1942), "Чайка" (1960).

Особое место в репертуаре т-ра занимают пьесы азерб. драматургов: "Севиль" (1930), "Невеста огня" (1933), "В 1905 году" (1939), "Айдын" (1957) Дж. Джа-барлы, "Вагиф" (1946, 1956), "Ханлар" (1940), "Фар-хад и Ширин" (1947) С. Вургуна, "Утро Востока" Мамедханлы (1947, 1959), "Заря над Каспием" Касу-мова (Ст. пр. 1951) и др.

В труппе т-ра (1960) нар. арт. Азерб. ССР:

М. М. Анненская, К. Л. Бабичева, П. П. Жариков, К. М. Мякишев, В. В. Отрадинский, С. И. Якушев, художник - заслуженный деятель искусств С. М. Ефи-менко. Г. К.-К.

БАКИНСКИЙ СВОБОДНЫЙ САТЙР-АГЙТ-ТЕАТР - 1) Азербайджанский театр миниатюр. Организован в 1921 (открыт 13 ноября ) в Баку по примеру русского сатир-агиттеатра. В 1921-24 т-ром руководил комедийный актер Г. А. Аббасов. В составе группы были: Г. А, Аббасов, М. А. Алиев, А. Камар-линский, А. Анатоллу, М. М. Кязимовский, А. Мамедова, С. Гаджиеваи др. Репертуар состоял из са-тирич. одноактных пьес, написанных азерб. драматургами. В программу первых спектаклей (циклов) входили пьесы:"Счастье в труде", "Колесо фортуны", "Дьявол" Ахундова, "За ширмой", "Восток", "Саботажники" Ордубады, "Написанного не сотр„шь" Шайка, "Мешали женится", "Горе от телефона", "Глаза ве-зиря" Алиева, "Уста Гамбар", "Обжора", "Женитьба" Камарлинского и т. д. Муз. оформление спектаклей принадлежало: 3. Гаджибекову, А. Маилян, А. Зейнал-лы. В т-ре работали художники: А. Азимзаде, П. Чич-канов; режиссеры: А. Сухейли, С. Рухулла (Ахундов), С. А. Майоров, В. А. Угрюмов, Д. Г. Гутман. В 1925-26 т-р реорганизован в "Бакинский рабоче-крестьянский т-р", затем получил наименование "Тюркский рабоче-крестьянский т-р", в его состав были привлечены актеры: Кязим Зия, А.Джавадов, С. Герайбейли, Салахлы, Махфура-ханум, Ф. Кадри и др. Репертуар состоял преимущественно из переводных пьес: "100%" по Синклеру, "Овод" по Войнич, "Шторм" Биль-Белоцер-ковского. В сезон 1927-28 т-р переш„л в ведение

Азерб. совета профсоюзов и получил наименование Бакинский тюркский рабочий театр.

2) Русский театр миниатюр. Возник в Баку вскоре после установления Советской власти в Азербайджане (открыт 20 дек. 1920). В состав труппы вошли нек-рые актеры моек. т-ра "Летучая мышь". Наряду с отдельными миниатюрами репертуара дореволюц. т-ров миниатюр т-р ставил общественно-политич. злободневные обозрения. Программы т-ра носили агитационный характер, отличались острой сатирич. направленностью. Т-р выезжал в рабочие р-ны, организовывал инсценировки показательных "судов", устраивал диспуты. К созданию программ привлекались литераторы и журналисты. В 1920-23 т-р пост. "Семеро зять„в Антанты" Д'Актиля, "Свадьба" по Чехову, "Гимн труду" Городецкого, "Танцовщица в красном" Пессимиста и др. Впоследствии коллектив ставил многоактные пьесы. Т-ром руководил В. 3. Швейцер (Пессимист). В 1923 был реорганизован в "Бакинский рабочий театр" (ныне Азерб. русский драм. т-р им. Самеда Вургуна). Г. Я.-Я.

БАКИНСКИЙ ТЮРКСКИЙ РАБОЧИЙ ТЕАТР - азербайджанский драматический театр. Был создан в 1927 в результате реорганизации "Тюркского рабоче-крестьянского т-ра" (возникшего в 1925-26 на базе Бакинского сатир-агиттеатра). В репертуар Б. т. р. т. входили пьесы на различ. общественные, антирелигиозные, бытовые темы. Обслуживая широкие рабочие массы нефтяников Баку, т-р уделял большое внимание социальной остроте, актуальности и доходчивости своих пост. Среди лучших спектаклей: "Ган байрамы" по роману "Овод" Войнич (1925), "Юз фаиз" по роману "100%" Синклера (1925), "Декабристы" Лернера (1926), "Мертвецы" (1926), "Книга матери" (1929) Мамедкулизаде, "Дочь Индии" А. X. Халида (1927), "Севиль" Джабарлы (1929), "Кум Моргана" Ширванзаде (1928). При Тюркском рабоче-крестьянском т-ре с 1926 существовал "Малый т-р Сатиры", пост. к-рого отличались злободневностью и юмором ("Рай" Назарли, "Районный коммунхоз" Нуриева и др.). В Б. т. р. т. выросла плеяда актеров, ставших мастерами нац. сцены: С. Герайбели, А. Джавадов, Кязим Зия, И. Талыблы, А. Алекперов, А. Султанов, А. Мамедова, Ф. Кадри, А. Сейфи, Ульви Раджаб и др. В т-ре работали режиссеры И. Ридаль, Д. Гутман, Р. Дараблы, Т. Исмаилов, художники А. Азимзаде, Р.. Мустафаев, М. Сагиян, В. Иванов, композитор А. Зейналлы. В 1932 т-р был перевед„н в Кировабад (см. Кировабадский театр им. Д. Джабарлы). К. К.

БАКЙРОВ, Аббас (р. 16.V.1910) - узбекский советский актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Сценич. деятельность начал в 1931 в Андижанском узб. т-ре. Роли: Арслан, Узак-курбаши ("Разгром" Яшена), Гафур ("Бай и батрак" Хамзы), Рустам (о. п. Исмаилова), Хлестаков, Городничий, Фердинанд, Ромео и др. С 1940 занимается режиссурой. Пост. спектакли - "Нурхон" (1944), "Разгром" (1951), "Оф-тобхон" (1945), "Равшан и Зулхумор" Яшена, "Алишер Навои" У игу на и Султанов а (1950), "Алпомыш" (1950), "Мукими" (1954) Абдуллы, "Больные зубы" Кахха-ра (1955), "Бай и батрак" (1951), "Холисхон" (1956) Хамзы, отмеченные образным изображением узб. быта, а также "Ревизор" (1953), "Ромео и Джульетта" (1945); "Крылья" Корнейчука (1958). Снимается в кино.

БАККАЛОНИ (Baccaloni), Сальваторе (р. 14. IV. 1900) - итальянский артист оперы (бас). Пению обучался в школе хористов Сикстинской капеллы; в 1921 брал уроки у итал. баритона Д. Кашмана (Рим). Впервые выступил на оперной сцене в Риме в 1922. По приглашению А. Тосканини Б. поступил в миланский т-р "Ла Скала"; был солистом этого т-ра в 1925- 1938. Гастролировал в Лондоне, Чикаго и др. городах. С 1940 Б.- солист т-ра "Метрополитен-опера" в НыоЙорке. Партии: Дон Паскуале, Дулькамара ("Дон Пас-куале" и "Любовный напиток" Доницетти); Бартоло ("Севильский цирюльник"); Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта); Варлаам ("Борис Годунов") и др. Наряду с итал. певцом Ф. Корена Б. является одним из крупнейших совр. итал. басов-буффо. Обладает красивым по тембру, сочным, сильным и подвижным голосом, высокой техникой. Вс. Т. БАКЛАНОВ (наст. фам.- Б а к к и с), Георгий Андреевич [23.XII.1880 (4.1.1881)-6.XII.1938]-русский артист оперы (баритон). Пению обучался в Киевской консерватории у М. Пеца и в Петербурге у И. Прянишникова. Впервые выступил на оперной сцене в Киеве в 1903; затем пел в моек. оперном т-ре С. И. Зимина. В 1905-09 Б. - солист Большого т-ра. С 1909 выступления Б. на рус. оперных сценах чередовались с гастрольными поездками в Западную Европу и США. Партии: Демон, Риголетто, Эскамильо, Амонасро, Мефистофель и др. С. В. Рахманинов поручал Б. исполнение главных партий в своих операх "Скупой рыцарь" (Барон) и "Франческа да Римини" (Ланчотто) на сцене Большого т-ра (Б.-первый исполнитель этих партий). Обладая ярким дра-матич. талантом и голосом исключительной гибкости и силы, Б. с особенным успехом исполнял партии, требующие большого темперамента и экспрессии. С 191-5 Б. жил за границей; эпизодически выступал в оперных спектаклях.

БАКЛАНОВА, Ольга Владимировна (р. 1893) - русская актриса. Засл. арт. Республики (1925). В 1912-25-актриса МХТ. Б. обладала блестящей внешностью, пластичностью, вокальными данными (меццо-сопрано). С 1920 была актрисой Муз. студии МХТ. Роли: Саша ("Иванов"), Лиза ("Потоп" Бергера), Ланж ("Дочь Анго" Лекока), Перикола (о. п. Оффен-баха), Лизистрата (о. п. Аристофана с муз. Оффен-баха), Кармен и др. После 1926 жив„т за границей; Б. играла в театрах США, снималась в кино (фильмы "Человек, который сме„тся", "В доках Нью-Йорка" и др.). 77. М.

БАКМАН (Backman), Миа (наст. имя - Аманда Мария) (17. XI. 1877-1958) - финская актриса. Сценич. деятельность начала в 1894 в Шведском театре в Турку, где работала в 1894-97. В 1898-99 выступала в Шведском т-ре в Хельсинки, в 1909-11 - в финском т-ре в Выборге. В 1914-18и 1921- 1934 была директором т-ра "Народная сцена" в Хельсинки, в 1918-21-Таммерфорсского т-ра. Роли: Катри ("Даниэль Хьюрт" Векселля), Лилли и Кирсти ("ЗаКуопио" и "Смерть Элины" Нюмерса), Регина ("Привидения"),

Майорша ("Геста Берлинг" Лагерл„ф). С 1934 Б. была режиссером Шведского т-ра, где ставила пьесы финских драматургов (Лейно, Сойни, Харлы, Рислака и др.) и классиков мировой драматургии. Занималась педагогич. деятельностью. Написала мемуары.

Соч.: Mia Backman muistelmiensa valossa, [s. ].], 1944. А.С., С. Л.

БАКС (Вах), Арнолд (8. XI. 1883-3. X. 1953) - английский композитор. "Мастер музыки" английской королевы. Музыке обучался в Королевской муз. академии в Лондоне. Автор балетов "От сумерек до рассвета" (1917, не пост.) и "Правда о русских танцовщиках" (1920). В последнем соч., созданном для лондонских гастролей труппы С. Дягилева (заглавную роль в балете исполняла Т. Карсавина), композитор использовал нек-рые характерные интонац. обороты рус. песни. В творчестве Б. сказалось влияние рус. композиторов (особенно Римского-Корсакова и Глазунова). Б. оркестровал ряд фп. пьес Лядова для балета "Русские сказки", к-рый ставился в Лондоне труппой Дягилева. Б. принадлежит "Ода Советской России" (в ознаменование победы над фашистской Германией, 1945), музыка к фильмам, симф., вок. и др. соч.

Лит. соч.: Farewell my youth: an autobiography, L., 1943. Be. T.

БАКСТ (наст. фам.- Розенберг), Лев Са-мойлович (10.V.1866 - 28.XII.1924) - живописец, график, театральный художник. Род, в Гродно. Учился в Академии художеств в Петербурге, затем (с 1893)в Париже. Работал в Александрийском т-ре в Петербурге (декорации и костюмы к трагедии "Ипполит" Еврипида, сезон 1902-03, и др.). В 1909 был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права жительства. Примкнув к балетной труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж. С большой силой дарование Б. художника-декоратора развернулось в спектаклях "Русского балета" Дягилева. Здесь он оформил спектакли "Клеопатра" ("Египетские ночи") Аренского

(1909), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова

(1910), "Жар-птица" Стравинского (1910), "Нарцисс" Черепнина (1910), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912) и др. В творчестве Б.- одного из активных деятелей об-ва "Мир искусствам - проявилось стремление к изысканности, стилизации. Однако для лучших работ художника характерны смелая композиция, яркая красочность, чувство ритма. Мастер сценич. костюма, Б. в своих эскизах располагал ряды ритмич. повторяющихся цветовых узоров так, что они не только характеризовали сценич. образ, но и подч„ркивали динамику танца, движений актера. Б. оформлял также спектакли в парижских т-рах: трагедия "Елена Спартанская" Верхарна (1912, т-р "Шатле"), мистерия "Мучения св. Себастиана" Д'Аннунцио (1913, т-р "Одеон"), Творчество Б. оказало значит, влияние на декорационное иск-во Франции. Позднее Б. работал в т-рах Лондона ("Спящая красавица", 1922, т-р "Альгамбра"), Брюсселя, Рима, Нью-Йорка, Парижа. АН. Ш.

БАКУ-столица Азербайджанской ССР с 1920 (971 тыс. жит. на 1959). В нач. 20 в. в Б. функционировали рус. драм. т-р (антреприза), азерб. труппы, оперный т-р, где выступали приезжие труппы (оперные и опереточные). За годы Советской власти Б. стал крупным культурным центром республики.

Здесь работают (I960): Т-р оперы и балета им. М. ф. Ахундова (два сектора - азерб. и русский). Т-р осуществил пост. опер: "Лейли и Меджнун", "Асли и Керем", "К„р-оглы" У. Гад-жибекова, "Шах Исмаил" Магомаева, "Севиль" Амирова, "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова. На сцене т-ра поставлены балеты азерб. композиторов: "Семь красавиц" Караева, "Девичья башня" Бадалбейли, "Гюлынен"С. Гаджибекова, а также произведения рус.и мировой классики,композиторов братских республик ("Ануш" Тиграняна, "Даиси" Палиашвили). В репертуаре сохраняются балеты Чайковского ("Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"), "Бахчисарайский фонтан" Асафьева и др. Т-р да„т спектакли в рабочих районах Баку и Республики, выезжает на гастроли в другие города СССР.

Азерб. драм. т-р им. М. Ааизбекова, ставящий пьесы азерб. авторов (М. Ахундова, Мамедкулизаде, Дж. Джабарлы, С. Вургуна и др.), классич. (Шекспир, Островский, Гоголь) и совр. переводную драматургию.

Азерб. русский драм. т-р им. Самеда Вургуна. Азерб. т-р муз. комедии (два сектора - азерб. и русский). В репертуаре т-ра в основном муз. комедии советских композиторов:

У. Гаджибекова, Ф. Амирова, С. Рустамова, С. Алескерова, И. Дунаевского и др. Т-р Юного зрителя им. А. М. Горького (два сектора - азерб. и рус.).

В Б. работают также: Азерб. Гос. Филармония им. М. Магомаева, в составе к-рой симфонич. оркестр им. У. Гаджибекова, Азерб. ансамбль песни и танца, оркестр нар. инструментов и группа вокалистов - исполнителей народных азерб. песен. Республиканский дом нар. творчества (отделы: театр., муз., хореографич.. изобразительного иск-ва, фольклора).

В Баку, его нефтяных и сельских районах созданы дворцы культуры (9), дома культуры (30), клубы городские (18), сельские (10), дома Советской Армии, офицеров Морского Флота, мед. работников (на 1959).

Лит.: Касимов К., Зарождение и развитие азербайджанского музыкального театра, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Бадалбейли А., К а с и -м о в К., Азербайджанский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959; М а м е -дова Шевкет Ханум, Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, М., 1957 (Муз. культура союзных республик). Г. К.-К.

БАЛАБИНА, Фея Ивановна [р. 11.VI(29.V).1910]- русская советская артистка балета. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1931 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой). В том же году принята в Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова. Дебютировала в партии Тао Хоа. Творчество Б. характеризуемся виртуозной техникой, высоким проф. мастерством, жизнерадостностью, задором, непосредственностью исполнения. Исполняла партии: Китри ("Дон Кихот"),Жанна ("Пламя Парижа"), Маша ("Щелкунчик"), Эсмеральда (о. п. Пуни), Паскуала ("Лау-ренсия"), Золушка и др. Б.. принимала участие как ассистент балетмейстера в пост. балета "Золушка" (Ст. пр. 1946). В 1956 оставила сцену. С 1947 препода„т в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1953 работает педагогом-репетитором в балетной труппе Т-ра оперы и балета им. Кирова

Лит.: Богданов-Березовский В. М., Ваганова, М.-Л., 1950, с. 76-78; Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного театра, М.- Л., 1950. Г. Д.

БАЛАГАН (от перс. балахане - верхняя комната, балкон) - временное здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Б. известны в России с сер. 18 в. Первоначально для представлений приспосабливались торговые помещения, выстраиваемые в дни ярмарок,балаганы (отсюда и название). Позднее стали сооружаться специальные здания. Б. строились из досок, крыша делалась из брезента или мешковины (шапито). Внутри Б. имел сцену и зрительный зал, раздел„нный на первые, вторые места, и т. н. "загон", где публика стояла. Перед Б. сооружался балкон (раус, нем. Raus, от heraus-наружу), с к-рого артисты зазывали публику на представление.

В конце 18 в. в Б. ставились пьесы из репертуара нар. т-ра ("Комедия о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" и др.), а также инсценировки рыцарских романов. В нач. 19 в. здесь шли гл. обр. арлекинады насыщенные различными сценич. эффектами (пол„ты, провалы, чудесные превращения и т. п.). Особенно славились представления арлекинад в балаганах бр. Легат, бр. Леман и Берга. В Б. выступали иностранцыи русские. Среди них фокусники, силачи (К. Раппо), акробаты, гимнасты, жонгл„ры (Т. Барков, Г. Иванов и др.), нар. хоры, танцоры, кукольники с Петрушкой у/ марионетками. В Б. выступали часто полупрофессионалы, занимавшиеся большую часть года к.-н. ремеслом. Большое место в представлениях Б. занимал дед-ра„шник - зазывала. Его выступления нередко содержали сатирич. выпады против господствующих классов. В сер. 19 в. особенным успехом пользовались Б. отставного егеря Бомбова, позднее - Лейферта и Малофеева.

В 1880 в Петербурге на Марсовом поле был организован Б. нового типа - "Развлечение и польза"; художеств. часть в н„м возглавлял А. Я. Алексеев-Яковлева деятельность к-рого связана с нар. просвещением и нар. т-ром. Здесь ставились произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова, Островского. Этот репертуар проникал и в другие Б. Однако осн. место в репертуаре Б. занимали псевдо-патриотич. батальные пьесы, арлекинады, пошлые фарсы.

В Б. начали свой творч. путь многие впоследствии известные артисты - А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др.

Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот период в них шли эстрадные дивертисменты). Попытки возродить Б. в 40-х гг. успеха не имели.

Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, П., 1922; Д м и т-р и е в Ю., На старом Московском гуляний, в кн.: Театральный альманах ВТО, кн. VI, М., 1947; Алексеев-Яковлев А., Русские народные гуляния, Л.-М., 198;

Кузьмина В., Русский демократический театр XVlIi века, М., 1958. Ю. Д.

БАЛАКИРЕВ, Милий Алексеевич [21.XII. 1836 (2.1.1837), Нижний Новгород,- 16(29).V.1910, Петербург] - русский композитор, пианист, дириж„р, музыкально-общественный деятель. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дириж„ра К. Эйзриха. В 1856 впервые выступил в Петербурге как пианист и композитор. В 1862 совм. с хоровым дириж„ром Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную муз. школу. В 18831894 был управляющим Придворной певческой капеллы. Основатель и глава "Новой русской музыкальной школы" ("Могучая кучка"), сыгравшей огромную роль в становлении и развитии рус. муз. иск-ва. Автор музыки к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861), симф., камерно-иструмент. и др. соч. Музыка Б. к "Королю Лиру", принадлежащая, по словам В. Стасова, "к числу высших и капитальнейших созданий новой музыки", отличается глубоким проникновением в характер шекспировской драмы, рельефностью муз. образов и органич. связью со сценич. драматургией. Б. принимал непосредственное участие в создании Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произв., помогая им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал рус. оперы как дириж„р и публицист. Особенно значительна была деятельность Б. в области популяризации опер Глинки в России и за границей. В 1866 Б. дирижировал в Праге пост. оперы "Иван Сусанин"; в 1867 чешская общественность отмечала десятилетие со дня смерти Глинки спектаклем "Руслан и Людмила", поставленным при участии и под управлением Б.

Лит.: Кисел„в Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938.

БАЛАКИРЕВСКИЙ КРУЖОК - творческое содружество передовых русских музыкантов, возглавлявшееся композитором М. А. Балакиревым, известное также под назв. "Могучая кучка", или "Новая русская музыкальная школа".

БАЛАНОВСКАЯ, Леонида Николаевна [р. 26. Х (7.XI). 1883-28.VIII.1960] - русская советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Пению обучалась в Пе-терб. консерватории у С. Цехановской. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1906. В 1907-08 пела в оперных т-рах Киева. В 1908-19 Б.солистка Большого т-ра.Одновременно гастролировала в разных оперных т-рах страны. В 1919-22 работала в опере в Севастополе, в 1925-26 пела в Большом т-ре, в 1926-33 - в Харьковской опере. Обширный диапазон голоса позволял Б. исполнять такие различные по характеру и тесситуре партии, как Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ганна ("Майская ночь"), Оксана, Мария ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова), Кармен; Мюзетта ("Богема"), Аида, Ам-нерис ("Аида") и др. С 1933 Б. занимается педагогич. деятельностью; с 1941- профессор Моск. консерваторий.

БАЛАНС, равновесие (франц. balance, букв.- весы),- цирковой и эстрадный жанр. В отличие от эквилибристики, основан на умении исполнителя сохранять в равновесии различные предметы в номерах жонглирования.

БАЛАНЧИВАДЗЕ, Андрей Мелитонович [р. 19. V (1. VI). 1905] - грузинский советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1957). Деп. Верх. Совета Груз. ССР 1-5-го созывов. Сын М. А. Валанчи-вадзе. Окончил Тбилисскую (1927) и Ленинградскую (1931) консерватории. В 1931-34 работал как композитор и музыкальный руководитель груз. т-ров. Б.-автор первого груз. балета "Сердце гор" (1-я ред. 1936, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси; 2-я ред. 1938, Театр оперы и балета им. Кирова), балета "Рубиновые зв„зды" (1950), опер "Арсен" (не окончена), комич. оперы "Счастье" (нов. редакция - "Мзия", 1950) (пост. в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям в Т-ре им. Руставели (в т. ч. "Король Лир";

"Герой Крпаниси" Шаншиашвили, "Три толстяка" Олеши и др.), 2-й симфонии (Ст. пр. 1946), 3 фп. концертов (за 2-й-Ст. пр. 1947) и др. соч. Жизнеутверждающая, лирически-напевная и в то же время драматически взволнованная музыка Б. отмечена суровым пафосом. С 1935 занимается педагогической деятельностью (с 1947 - профессор Тбилис. консерватории). Н. Э.

БАЛАНЧИВАДЗЕ, Василий Антонович [12(24).IV. 1867-18. V.1951]грузинский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Брат композитора М. А. Баланчивадзе. Сценич. деятельность начал в 1887 в Тифлисе. В 1890 окончил Петерб. академию художеств. В 1891 вступил в труппу Кутаисского драм. т-ра, где работал до 1924. Затем работал в ряде т-ров Тбилиси и снимался в кино. Играл преимущественно комедийные роли. Выступал на эстраде с исполнением юмористич. сценок. Автор комедий, водевилей.

БАЛАНЧИВАДЗЕ, Мелитон Антонович [24.XII. 1862 (5.1.1863), д. Баноджа, близ Кутаиси,-21.XI. 1937, Кутаиси] - грузинский советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1933). В 1889-95 обучался в Петерб. консерватории.В 1895- 1917 выступал с организованными им хорами во мн. городах Центр. России, Украины, Польши, Прибалтики и в Грузии. Автор оперы "Тамара Коварная" по одноим. поэме А. Церетели (отрывки исполнялись в Петербурге в 1897, 1912, пост. 1926 Т-ром оперы и балета в Тбилиси, 2-я ред."Дареджан Коварная", 1937), послужившей основой груз. нац. оперного иск-ва, а также кантат, хоров и др. соч. Творчество Б. опирается на груз. муз. фольклор; его опера, ярко национальная по колориту, изобилует мелодичными ариями, песнями, хоровыми и танцев, сценами.

Лит.: Хучуа П., Мелитон Баланчивадзе, ТО , 1952.

Л. СУ.

БАЛАНЧЙН (Balanchine), Джордж (наст. имя и фам.- Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (р. 22.1.1904)- американский балетмейстер. По нац. грузин; сын композитора М. А. Баланчивадзе. С 1914 учился в Театральном училище при Мариинском театре (Петербург), которое окончил в 1921. В 1923 впервые выступил как балетмейстер, приняв участие в вечерах "Молодого балета" в Петрограде. В 1925-29 - гл. балетмейстер в труппе С. П. Дягилева в Париже. В 1932 - балетмейстер труппы "Балле рюсс де Монте-Карло", в 1933- труппы "Балеты 1933". В том же году был приглаш„н в США для организации школы амер. балета и тру ппы" Американский балет" (с 1948- "Нью-Йорк сити балле"). Является гл. балетмейстером этого т-ра (ставил также в т-рах Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Копенгагена, Лондона, Милана и др.). В начале своей творч. деятельности Б. осуществлял постановки сюжетных балетов ("Блудный сын" Прокофьева, 1928, "Аполлон, повелитель муз" Стравинского, 1929, и др.), достигая в них большой эмоциональной выразительности. Позднее ставил бессюжетные балеты, в к-рых пытался хо-реографич. при„мами отобразить ритмо-метрические особенности произведения ["Кончерто барокко" на муз. Баха (1941), "Балле импириал" на муз. Чайковского (1941), "Хрустальный дворец" на муз. Визе (1947) и др.]. Эти балеты были отмечены присущей Б. остротой и в то же время носили формалистич. характер.

Осн. место в творчестве Б. в 50-е гг. занимают "абстрактные балеты", к-рые носят изощр„нно-эстетский или эротич. характер. Стремясь к внешне эффектным хореографич. построениям, Б. порой преднамеренно искажает линии и движения классич. танца ("Агон" на муз. Стравинского, 1958, "Эпизоды" на муз. Вебера, 1959, и др.). Б. пост. для труппы "Нью-Йорк сити балле" отрывок из балета "Лебединое озеро" (2-й акт, 1951) и балет "Щелкунчик" (1954). Б. сочинил новую хореографию, исказив сущность произведений Чайковского.

Лит.: Am berg (т.. Ballet in America, N. Y., 1949;

Beaumont C.W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 966-79. Ham. P.

БАЛАСАНЯН, Сергей Артемьевич [р. 13(26).VIII. 1902] - советский композитор. По нац. армянин Нар. арт. Тадж. ССР (1957). Член КПСС с 1944. Музыке обучался в Тбилисской консерватории (1922- 1923), Ленингр. муз.техникуме (1923-25) и Моск. консерватории (окончил в 1936). С 1936 работал в Таджикистане; вн„с значительный вклад в развитие муз. искусства республики. Автор балета "Лейли и Медж-нун" (1947, Сталинабад, Ст. пр. 1949), первых тадж. опер "Восстание Восэ" (1939), "Кузнец Кова" (совм. с Ш. Бобокалоновым, 1941), "Бахтиор и Ниссо" (1954), муз. представления "Лола" (совм. с С. Ур(5ахом;

1939), муз. драмы "Песня гнева" (1942), комич. оперы "Розия" (совм. с 3. Шахиди, 1942) (поставлены в Ста-линабаде), музыки к спектаклям "Пэпо" Сундукя-на; "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1928, 1929, Ереван); "Дочь пастуха" Валидова; "Коварство и любовь" Шиллера (1936, 1937, Сталинабад), симф., вок. и др. соч. В красочной, темпераментной музыке Б. отразились характерные черты тадж. и арм. муз. фольклора. С 1955 Б. препода„т в Моск. консерватории (с 1960-доцент).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница