Наши партнеры

оборудование для дискотек

Театральная энциклопедия
(страница 42)


БЕЗБАРУА, Лакшминатх (1868-1938) - индийский поэт, прозаик, драматург. Писал на ассамском языке. Создал историч. драмы: "Чакрадхвадж Синха" (1914), "Белимар" (1915) и "Джаямати" (1916), а также 4 фарса. Драмы Б., написанные под влиянием историч. хроник Шекспира, посвящены борьбе ассам-цев с могольскими и бнрм. завоевателями. Эти пьесы, созданные в годы колониальной зависимости Индии, выражали протест против англ. колонизаторов. В фарсах Б. высмеивались недостатки совр. драматургу общества. Пьесы Б. ставились любительскими коллективами в городах и деревнях Индии о Св. II.

"БЕЗЗАБОТНЫЕ РЕБЯТА" ("Les enfants sans souci") - французская полулюбительская комедийная театральная организация. Создана в Париже в конце 14 в. Продолжала ср.-век. традицию корпораций "дураков" ("Б. р." избирали из своей среды "Принца дураков" и "Дурацкую мать"). Шутовской ж„лто-зел„ный наряд "Б.р." состоял из трико, накидки с бубенцами и остроконечного колпака, часто с ослиными ушами. "Б. р." создали своеобразный сатирич. литературный жанр - сотй ("Мир и злоупотребления", 1513, "Как Бедность, Дворянство и Церковь стирали бель„" и др.). Выступая в шутовском обличий, они высмеивали пороки своего времени, выводили в образах "дураков" надменных воинов ("Тщеславный дурак"), клерков-взяточников ("Дурак-обманщик"), простодушных крестьян ("Дурак-невежда"). Особой силы достигала сатира "Б. р." в антицерковных сотй. Одним из членов общества "Б. р." был поэт П. Грен гуар, автор острого политич. сотй "Игра о Принце дураков и Дурацкой матери" (1512), направленного против папы Юлия II. В корпорации "Б. р.п прославился актер Ж. де л'Эспина (псевдоним Понтале), обладавший большим импровизационным даром. Он был лучшим исполнителем фарсов и моралите, автором сотй, мистерий, показанных в Париже. Деятельность "Б. р." была запрещена королевской властью в 1612.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульсного, т. 1, М., 1956, с. 107-109; Petit de Julleville L., Les comediens en France au moyen age, P., 1885; С о h e n G., Le theatre en France en moyen asre, V. 1. u., 1928. Гр.Р.

"БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГА PO"- см. "Женитьба Фигаро".

БЕЗЫМЕНСКИЙ, Александр Ильич [р. 7(19). I. 1898) -, русский советский поэт. Член КПСС с 1916. У частник Октябрьского вооруж„нного восстания в Петрограде. Лит. деятельность начал в 1918. В 1929 написал публицистич. комедию-памфлет в стихах "Выстрела, направленную против бюрократов, исполненную оптимизма, веры в победу советских людей над классово-враждебными элементами. В 1929-30-е гг. "Выстрел" был пост. Т-ром им. Вс. Мейерхольда и др. т-рами.

Соч.: Выстрел, в сб.: Пьесы советских писателей, т. 2, М., 1953.

БЕЙБУТОВ, Рашид Мад-жид оглы (р. 14. XII. 1915) - азербайджанский советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1959). Известен как один из лучших исполнителей азерб. нар. песен. Исполнительское мастерство перенял у своего отца, известного нар. певца. В 1933- 1934 пел в Тбилиси (в концер-I тах), в 1934-44 - в Ереване

(Филармония и Т-р им. Ахундова). В 1946-56- солист Азерб. филармонии и Т-ра им. Ахундова. Исполнял гл. партии в опере "Севиль" Амирова и муз. комедии "Аршин мал алан" У. Гаджибекова. В 1957- 1959 Б.- худ. рук. Азерб. концертного ансамбля. Снимался в кино ("Аршин мал алан", Ст. пр. 1946, и др. фильмы). Б.- один из ведущих мастеров сов. эстрады. В его репертуаре - нар. песни, произв. сов. и зап.-европ. композиторов, исполняемые им на азерб., рус. и др. языках. Исполнение Б. привлекает задушевностью, экспрессией, своеобразной нац. манерой пения. Гастролировал в Китае, Индии, Сирии, Бельгии, Финляндии и др. странах. Я. Кае.

Лит. : Карагичева Л.,ИсмаиловаГ., "Севилы, "Советская музыка", 1954, ј 4; Шахназарова H., Заметки об азербайджанской декаде, там же, 1959, ј 8; Рашид Бейбутов. Народный артист Азерб. ССР, Баку, 1959 (Буклет).

БЕЙЕР (Bejer), Агне (р. 24. XII. 1888) - шведский театровед. Поч„тный доктор философии Упсаль-ского университета (1942). В 1921 окончил Упсальский университет. С 1946-профессор истории т-ра в Высшей театр. школе в Стокгольме. В 1921-22 руководил восстановлением Дротнингхольмского дворцового театра, организовал в н„м музей (с 1925-директор). Б.-автор книги "Дворцовые театры Дротнингхольма и Грипс-хольма", очерков, статей по истории швед. театр. иск-ва.

Соч.: Recueii de plusieurs fragments de premieres comedies italiennps, Stockh., 1928' Slottsteatrama pa Drottningholm och Gripsholm, Stockh., 1937. H. Г.

БЕЙЕР, Владимир Иванович (1868-29. VI. 1945)- русский советский театральный художник. Засл. арт. РСФСР (1932). Окончил Академию художеств в Петербурге (1892). В первые годы после Октябрьской революции Б. увл„кся идеей создания т-ра для детей, стал одним из основателей Ленингр. т-ра юных зрителей (Лентюз). С 1921 был гл. художником этого т-ра. Своеобразие сценич. площадки Лентюза (состоящей из орхестры, открытого просцениума и собственно сцены, почти лиш„нной глубины) требовало от художника особой изобретательности и мастерства при создании оформления (мгновенные перемены места действия на глазах у зрителя, умение разв„ртывать сценич. композиции не только по горизонтали, но и по вертикали на разных высотах). В ряде спектаклей Лентюза (большей частью в сотрудничестве с режиссером А. А. Брянцевым) Б. с успехом разрешил эти задачи с помощью ч„ткой декоративной обработки портала сцены, введения объ„мных станков и конструкций. Так, в "Коньке-Горбунке" по Ершову (1922) конструктивное убранство портала было разработано Б. в формах сев. зодчества; сцена имела вид старинного терема, украшенного древнерусским орнаментом, бутафория была .выполнена в духе русской кустарной игрушки. В "Похитителе огня" Горлова (1924) пещера первобытного человека в скалистой местности изображалась с помощью тр„хмерных станков на просцениуме и драпировок задней сцены.

Лит.: Брянцев А., Художник в театре для детей (В. И. Бейер), Л., 1927; Театр юных зрителей. 1922-1927. [Сб. статей], Л., 1927. M. П.

Б‚ЯЕРЛЕ (Bauerle), Адольф (9. IV. 1786-19/20. IX. 1859) - австрийский драматург, театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1806. В 18061859 был издателем Венской театр. газеты. Написал ок. 70 комедий, к-рые с успехом шли в "Леопольдштадт-театре" (Вена). Среди них: "Буржуа в Вене" (1813), "Свадьба Штабердя" (1814), "Очарованный принц" (1818), "Вена, Париж, Лондон и Константинополь" (1823) и др. Пьесы В.- "комедии положений", построенные на волшебных превращениях, несколько наивные, были связаны-с совр. автору жизнью Австрии.

Представления их сопровождались музыкой, что сближало комедии Б. с зикгшпилями.

Лит.: Holl К." Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923; Rommel 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952; F u r s t R., Raimunds Vorganger Bauerle, Gleich, Meisl, W., 1954. ' Л. Лоб.

БЕЙЕРЛЕЙН (Beyerlein), Франц Адам (22. III. 1871-27. II. 1949) - немецкий писатель, драматург. Наибольшую известность приобрела его пьеса "Вечерняя зоря" (1903), критически рисующая жизнь немецкой военщины. Эта пьеса пост. в 1906-08 в моек. Малом, петерб. Александрийском т-рах, в киевском- Т-ре Соловцова, в Т-ре Корша, в 1926- Бакинским т-ром, и др. Б. написал также пьесы "Демон Отел-ло" (1895), "Батрак" (1905), посв. жизни нем. деревни;

"Женщина" (1913), "Тироль летом" (1933) и др. Э. Г.

БЕЙКЕР (Baker), Джордж Пирс (4. IV. 1866- 6. I. 1935) - американский театральный критик, театровед. В 1913 основал "47-ю мастерскую" при Гарвардском ун-те, где преподавал основы драматургии. Мастерская была экспериментальной сценич. площадкой, на к-рой студенты выступали как авторы, режиссеры, актеры, грим„ры, критики. Здесь Б. осуществлял на практике теоретич. положения, излагавшиеся в его лекциях о т-ре и драматургии. Б. был одним из зачинателей и энтузиастов университетского театр. движения, вдохновителем театр. постановок в учебных заведениях. Среди учеников Б.- Ю. О'Нил, С. Говард, Э. Шелдон, Ф. Барри, С. Берман и др.

С о ч.: The principles of argumentation, Boston- L., 1895, new ed., Boston-N. Y., [1925]; The development of Shakespeare as a dramatist, N. Y.,-L., 1920; Dramatic technique, Boston-N. Y., [1919].

Лит.: Goad 0. S. and Mims E., The American stage, New Haven, 1929; K i n n e W. P., George' Pierce Baker and the American theatre, Cambr., 1954.

Б1ЙЛ, Б e и л ь (Bale), Джон (21.XI. 1495-1563)- английский драматург. Будучи епископом, поддерживал политику реформы церкви, проводимую Генрихом VIII. Пьесы Б., написанные преим. в форме мистерий - "Божьи обещания", "Иоанн Баптист", "Искушение Христа" (все в 1538), и моралите - "Три закона" (1538), направлены против католицизма и папы. Гл. произв. Б.- "Король Джон" (1538; пост. 1539, церковь Св. Стефенса, Кентербери; 1561, т-р в Ипсвиче) - первый опыт историч. драмы в англ. т-ре эпохи Возрождения. В пьесе наряду с историч. персонажами действуют и абстрактные фигуры (напр., Мятеж и др.), что свидетельствует о сохранении автором при„мов моралите. А. А.

БЕЙЛИС (Baylis), Лилиан Мэри (9. V. 1874-25. XI. 1937) - английский театральный деятель, антрепрен„р. Имела звание магистра иск-в Оксфордского ун-та (1924) за пропаганду драматургии Шекспира. С 1898 Б. принадлежал т-р "Олд Вик1, в это время здесь ставились пьесы Шекспира и оперные спектакли, были установлены низкие цены на билеты, к-рые делали спектакли этого т-ра доступными широкому зрителю. В 30-х гг. при содействии Б. в репертуаре "Олд Вик" появились спектакли с хореографич. номерами (балетная интермедия в спектакле "Мнимый больной", балетм. Н. де Валуа). В 1931 на сцене "Олд Вик" дан первый самостоятельный вечер балета. В этом же году Б. совместно с де Валуа организовала в здании т-ра "Сэдлерс-Уэллс" балетную школу, на основе к-рой создана балетная труппа, выступавшая на сцене "Олд Вик" и в "Сэдлерс-Уэллс". Лит.: HarcourtWilliams E. (editor), Vic-Wells:

the work of Lilian Baylis, L., 1938. Ham P.

БЕЙРОН (Beyron), Эйнар (р. 24. II. 1901) - шведский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Член Швед. муз. академии (с 1947). Пению обучался в оперной школе в Копенгагене у В. Линке и в Германии у Л. Бахнера. Впервые выступил на оперной сцене в 1923 в Гстеборге. С 1924 Б.- артист (с 1926 - солист) Королевской оперы в Стокгольме. Получил известность как исполнитель теноровых партий в операх Верди и Пуччини. С успехом выступал в операх Вагнера - партии Фро, Парсифаля, Тристана ("Золото Рейна", "Парсифаль", "Тристан и Изольда") и др.; исполнял также партии: Мате ("Невеста" Рангстр„ма), Астольф ("Остров блаженных" Росенберга), Еста Бьорлинг ("Кавалеры из Экебю" Цандонаи по "Саге о Есте Бьорлинге" С. Лагерл„ф) и др. Выступает в опереттах. Роли: Альфред ("Летучая мышь" Штрауса), Граф ("Граф Люксембург" Легара), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Я. Г.

БЕЙСЕКОВА, Шабал (р. 1. X. 1919) - казахская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1959). Пению обучалась в муз. уч-ще в Алма-Ате и в Моск. консерватории. С 1943 Б.- солистка Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). Партии: Сара ("Биржан и Сара" Тулебаева, Ст. пр. 1949), Кыз-Жибек ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Маро ("Даи-си" Палиашвили), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Микаэла и др. АН. Я.

Б‚ЙСЕРО (Buysero), Дирк (1644-1707) - голландский поэт, драматург, переводчик. В 1670 перев„л на голл. яз. пьесу "Астрате" Кино, в 1679 - "Амфитриона" Мольера, и др. Автор либретто к "Торжествующей любви" Хакверта (1680) - одной из первых опер на голландской сцене. А. Вис.

БЕЙТС (Bates), Джэкоб (сер. 18 в., гг. рожд. и смерти неизв.) - английский цирковой деятель, наездник. В 1764 приехал в Москву, выстроил (неподал„ку от теперешней Комсомольской пл.) амфитеатр и давал в н„м представления, имевшие большой успех. В 1765 организовал конные представления в Петербурге; демонстрировал умение стоять на скачущей галопом лошади, упражнения вольтижировки и др. номера. Считается, что амфитеатр Б. был первым полустационарным цирком в России. До приезда в Россию и после отъезда выступал в различных городах Англии, Франции, Германии; строил там спец. манежи. М. Зон.

БЕЙШЕНАЛИЕВА, Бюбюсара (р. 15. IX. 1926)- киргизская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1958). Окончила Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1941 - солистка Т-ра оперы и балета (Фрунзе). Создала яркие образы в нац. репертуаре: киргизская девушка Чолпон (1944) и злая волшебница Ай-дай (1953) в балете "Чолпон" Раухвергера, Анар (о. п. Власова и Фере, 1950) (в ролях Анар и Айдай Б. выступала на декаде кирг. иск-ва в Москве в 1958). Партии в классич. и сов. балетах: Раймонда (1947), Одетта и Одилия (1950);

Мария и Зарема ("Бахчисарайский фонтан", 1950), Тао Хоа (1953), Эсмеральда(1955). Искусство Б. характеризуется нац. своеобразием, высокой танцевальной техникой, артистич. обаянием и драматич. выразительностью. Образы, создаваемые Б., глубоко эмоциональны, ч„тки и ясны по форме. Естественность мимики и движений, слитность с музыкой, логич. развитие мысли отличают творчество Б. - первой кирг. балерины. Н. Л.

Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Бюбюсара Бейшеналиева, Фрунзе, 1958 (К декаде киргизского искусства в Москве); Л у ц к а я Е;, Бюбюсара Бейшеналиева, "Театр", 1959, ј 2.

БЕК (Becque), Анри Франсуа [9 или 28(?). IV. 1837- 12. V. 1899] - французский драматург. В 1867 написал либретто оперы "Сарданапал" (муз. В. Жонсьера; по Байрону). Автор пьес "Блудный сын" (1868), "Мишель Попер" (1870, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Порядочные женщины" (1880, т-р "Жимназ"), "Парижанка" (1885, т-р "Ренессанс") и др. Наиболее значительная пьеса Б. - "Воронь„" ("Вороны"; 1875, т-р "Ко-меди Франсез"-1882), раскрывающая с большой обличительной силой тему жестокости, эгоизма бурж. общества. Пьесу ставили Свободный т-р О. Брама (1889-90, Берлин), А. Антуан в т-ре "Одеон" (1910, Париж) и др. В "Парижанке" гл. роль в течение мн. лет играла актриса Г. Режан. Представитель критич. реализма в драматургии, противник сценически эффектных, но дал„ких от жизненной правды пьес Э. Скриба и его эпигонов, Б. стремился воспроизводить события жизни, показывал в своих пьесах судьбу семьи, разоблачал бурж. лицемерие. Пьеса "Воронь„" оказала значит, влияние на развитие франц. т-ра. Б. оказывал активную поддержку А. Антуану в его работе в Свободном т-ре. В 90-е гг. творчество Б. стало определяющим для драматургов, группировавшихся вокруг Антуана. Автор ценных для изучения истории т-ра критич. статей и мемуаров.

На рус. сцене "Парижанку" ставил моек. т-р Корша (1890), "Воронь„" - франц. труппа петерб. Михайловского т-ра (1893) и др.

С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, P., 1924-26; в рус. пер.- Вороны. Пьеса, Л.-М., 1958.

Лит.: (т о t A., Henry Becque. Sa vie et son oeuvre, P., 1920; Arnaoutovitch A., H. Becque, v. 1-3, P., 1927. Ал. П.

БЕК (Bek), Виктор (р. 26. VII. 1888) - югославский (хорватский) актер и режиссер. В 1909 начал сценич. деятельность в Загребе, затем работал в передвижных труппах Осиека, Сплита, Сараево. С 1952 - в Загребском драм. т-ре. Созданные Б. сценич. образы отличаются реалистич. разработкой характера. Роли: Перу ("Госпожа министерша" Нушича), Гамлет, Яго, Франц Моор, Хлестаков; Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Аким ("Власть тьмы"), Машкович ("Ярмарка мечтаний" Берича; премия Т-ра им. Сте-рии, 1958) и др. Среди пост. Б. в т-рах провинции:

"Дубравка" Гундулича, "В агонии" Крлежи, "Отел-ло", "Сон в летнюю ночь", "Хозяйка гостиницы" и др. Б.- переводчик пьес, автор статей о театральном искусстве. , Аг. М.'

БЕК (Beck), Генрих (19. II. 1760 - 6. V. 1803) -немецкий актер. Сценич. деятельность начал в 1777 под руководством К. Экгофа в придворном театре г. Гота. С 1778 работал в Национальном т-ре в Мангей-ме, где играл роли: Фердинанда; маркиза Позы, Ко-синского ("Дон Карлос", "Разбойники") и др. С 1799 был актером и директором мюнхенского придворного т-ра. С 1803 снова работал в Мангейме. Написал несколько л„гких комедий - "Шахматная машина" (1797), "Хамелеон" (1803) и др. Б. был актером-реалистом, выдвигавшим принцип верности жизненной .правде.

С О ч.: Meine Bemerkungen uber die Kunst, die Welt und mich. Mannheim, 1782, 2 Aufl., Mannheim, 1930.

Б‚К (Boeck). Огюст де (9. V. 1865-9. V. 1937)- бельгийский композитор. Музыке обучался в Брюссельской консерватории по классу органа и композиции; позднее совершенствовался под рук. П. Жиль-сона. Композиторскую деятельность начал в 90-х гг. Произведения Б. отличаются красочностью оркестровки, лирич. выразительностью. Осн. часть наследия Б. составляют оперы, написанные гл. обр. на нац. сюжеты и использующие элементы бельг. фольклора; наиб. известна "Изумрудная дорога" (1921, Гент). Б. написал также оперы-"Теруань де Мерикур" (1901, Антверпен), "Сон в зимнюю ночь" (1903, Аятверпен), "Рейнские гномы" (1906), балеты-"Ночная бабочка" (1914, Брюссель), "Золушка", "Чувство поэта", мелодраму "Иисус из Назарета", а также ряд симф. и др. произв. С 1920 Б. - профессор и директор консерватории в Антверпене.

Лит.: С о г b e t A., In memoriam August de Boeck (De Vlaamse Grids), Ghent, 1937, Novembre; Gr i l s o n Р., Notes de musique, Brux., 1942; Rasse Fr., A. de Boeck, Brux., 1943. Л. M.

БЕК (Beck), Ханс (31. III. 1861 - 10. VI. 1952)- датский артист балета, балетмейстер. Учился в школе при балетной труппе т-ра "Датский Королевский балет". Дебютировал в труппе Королевского т-ра в 1879 (Копенгаген). В последующие годы занимал положение ведущего танцовщика датского балета. В 1894-1915 - гл. балетмейстер датского балета. Б. возобновил и способствовал сохранению в репертуаре т-ра балетов Августа Бу/?"о"вмля (св. 15), а также традиций датской школы классич. танца. Среди самостоятельных постановок Б. наиболее известен балет "Русалочка" Энрикеса (1909). Воспитал многих ведущих артистов датского балета: Г. Улендорфа, Р. Енсена, Э. Прайс и др. Автор книги, в к-рой изложил основы датской школы классич. танца. Соч.: Fra Livet og dansen, Kjobh., 1944. Лит.: Krag h-J a c o b s e n S., The Royal Danish ballet. L.. 1955. Ham.P.

БЕКЕР, правильнее Б e и к e p (Baker), Жозефина (p. 3. VTI. 1906)американская артистка эстрады, певица и танцовщица. Род. в бедной негритянской семье в г. Сент-Луисе (США). Девочкой выступала в ночном негр. клубе. После блестящего дебюта в 1926 в негр. ревю в Париже стала "звездой" варьете. Много гастролировала по Европе и Юж. Америке. Талантливая певица и танцовщица, Б. является замечательной исполнительницей негритянских песен и танцев. В период 2-й мировой войны жила во Франции, выступала с песенками, призывавшими к мужеству и смелости. За свою патриотич. деятельность была впоследствии награждена орденом Сопротивления и Крестом поч„тного легиона. Активный борец с расизмом, Б. не раз подвергалась преследованиям.

Лит.: "Театр", М., 1956, ј 10, с. 166-67; Leo n-M a r-t i n L., Le music-hall et ses figures, P., 1928; Jacques-Charles, Cent ans de music-hall, Gen.-P., 1956, с. 219-223.

БЕКЕФИ, Альфред Ф„дорович (1843-1925) - русский артист балета. По национальности венгр. В 1876 приехал из Венгрии в Россию. Дебютировал на сцене Большого т-ра (Москва), в 1883 перевед„н на сцену Мариинского т-ра. Был ярким характерным танцовщиком, вн„с большой вклад в развитие характерного танца в рус. балете. С большой ч„ткостью и выразительностью исполнял он чардаши, мазурки и др. танцы. Обладая мимич. дарованием, с успехом выступал в партиях Квазимодо ("Эсмераль-да"), Сеид-паши ("Корсар" Адана), гусарского ротмистра ("Привал кавалерии" Армсгеймера) и др. После ухода из Мариинского т-ра (1905) гастролировал по Европе.

Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 118.

БЕКИ (Bechi), Джино (р. 16. X. 1913) - итальянский артист оперы (баритон). С 1930 пел в концертах. В 1936 впервые выступил на оперной сцене в Эмпо-ли. Гастролировал в Испании, Германии, Англии, Египте, Юж. Америке, США. Пользуется известностью как один из лучших исполнителей партий Фигаро, Риголетто; Жермона ("Травиата"), Амо-насро ("Аида"), Жерара ("Андре Шенье" Джордано) и др. Высокое вокальное мастерство сочетается в творчестве Б. с выразительным актерским исполнением. Обладает сочным, сильным, красивым по тембру голосом. Пение Б. отличается экспрессией и одухотвор„нностью. Снимался во мн. фильмах. Вс. Т.

БЕКИНГЕМ (Buckingham), Джордж Вилье, граф Б. (30.1. 1628, Вестминстер,- 16.IV. 167, Йоркшир),- английский полит, деятель и писатель. Играл значительную роль в лит. и театр. жизни Англии эпохи Реставрации. Будучи сторонником классицизма, возглавил группу авторов, создавших комедию "Репетиция" (1671, Королевский т-р) - остроумную пародию на полные эффектов и экзотики "героич. пьесы" Дж. Драйдена. "Репетиция" положила начало одноим„нному пародийному жанру в англ. драматургии. В этом жанре писали Г. Филдинг, Р. Шеридан и др. Б. принадлежит также комедия "Возможности" (1666).

Соч. см. в Хрестоматии по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953 (отрывок из "Репетиции").

Лит.: N 1 с о 1 1 A., A history of English drama, v. l, Cambr., 1952; История английской литературы, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1945; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956.

БЕККЕТ (Beckett), Самуэль (р. 13. IV. 1906)-французский писатель, драматург. Автор пьес "В ожидании Годо" (1953, т-р "Вавилон", Париж), "Конец игры" (1957, "Студия Елисейских полей"), пантомимы "Действие без слов" (1957, там же), состоящих из отдельных эпизодов, лиш„нных последовательно развивающегося сюжета и действия. Гротесковые пьесы Б. проникнуты настроениями пессимизма, отчаяния, опустош„нности, в них проявилось стремление драматурга раскрыть автоматизм существования человека в совр. бурж. об-ве. Б. написал также пьесу "Последняя лента" (1960, т-р "Рекамье"), в к-рой намечается тенденция к большей определ„нности сюжета, к созданию психологич. характеристики персонажа. Творчество Б. выражает духовный кризис бурж. интеллигенции Запада. Т. Бач.

Лит.: Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, "Театр", 1959, .ј 9.

БЕКСАН - вид индонезийского театрального представления; танцы-пантомимы. Распростран„н на Яве, Суматре п Бали. Возникший около 17-18 вв. Б. является дальнейшим развитием индонез. т-ра масок - "топенг". Исполняется во время дворцовых празднеств молодыми сыновьями раджей, султанов, вельмож в сопровождении нац. оркестра (гамелан). Перед началом танца рассказчик - даланг - кратко излагает содержание танца; сюжет Б. заимствуется из индонез. эпоса (истории Сери Рамы, Панджи и др.). Танцоры условными движениями и мимикой изображают этот сюжет. Б. исполняется ч„тным количеством пар (чаще всего 2 пары); один танцует, а другой повторяет его движения. В Б., имеющих сложный сюжет, каждый исполнитель танцует самостоятельно.

Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в кн.: Во" сточный театр. Сб. статей под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;

Groneman J., Een avond bij den rijksbestuurder van Jogjakarta, "Internat. Archiv fur Ethnographie", Lei den, 1890, Bd 111, s. 175; Gr o n e m a n J., Javaansche Tooneeldansen, "Tij-dschrift van't Indisch Aardrijkskundig Grenootschap", 1882, III. ' Л. А. М.

БЕЛАЗАРАС, Антанас Казио (р. 22. XII. 1913) - литовский советский композитор. В 1934-42 обучался в Каунасской консерватории. С 1939 занимается пе-дагогич. работой (в Паневежеском муз. уч-ще). Автор первой сов. литовской муз. комедии "Золотые моря" (1955, Каунасский т-р), написанной на основе нац. муз. фольклора и рисующей жизнь колхозников Литвы. Б. принадлежат также музыка к спектаклям, хоры и др. соч. Ю. Г.

БЕЛАКН‚ЛИ, Николай Николаевич [р. 24. XI (6. XII). 1897] - грузинский советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1950). В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. E. А. Вронского; с этого же года работает в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Партии:

Нико ("Дареджан Коварная" М.Баланчивадзе), Абе-салом, Гурам ("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Ваши Ачуки ("Ваши Ачуки" Кереселидзе), Радамес ("Аида"), Каварадосси, Хозе; Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса) и др. Периодически выступал в различных оперных т-рах страны. Н. Э.

БЕЛАСКО (Belasco), Дэвид (25. VII. 1853 - 15. V. 1931) - американский драматург, театральный деятель, режиссер, актер. В 1864 дебютировал в роли герцога Йоркского в пьесе Шекспира "Ричард III". В 1872 выступил как драматург. Ранние пьесы Б. носили романтич. характер. Значительное место в творчестве Б. занимали переработки совр. европейских пьес, к-рым он придавал "американский колорит" ("Дубовое сердце", 1879, "Заза", 1898, и др.). В 1880 Б. - антрепрен„р и режиссер в "Мэдисон сквер т-р" (Нью-Йорк). По приглашению антрепрен„ра Д. Фромана Б. работал в 1885-90 режиссером в нью-йоркском т-ре "Лицеум", осуществляя постановки пьес, написанных (или перераб.) им совместно с Г. де Миллем ("Жена", 1887, "Благотворительный бал", 1889). С 1890 стал заниматься исключительно драматургич. деятельностью, создавая преим. псевдонациональные, т. н. "западные", экзотич. и ме-лодраматич. пьесы ("Сердце Мэриленда", 1895, "Девушка с Золотого Запада", совм. с Л. Лонг, 1905, и др.). Эти пьесы получили иронич. оценку Б. Шоу. В 1907 Б. стал владельцем и режиссером нью-йоркского "Стайвесант тиэтра", известного также как "Бе-ласко-тиэтр". В своих пост. Б. уделял много внимания технич. усовершенствованиям сцены, освещению, шумовым эффектам. Стремился к возможно точному, иногда натуралистическому воспроизведению сценич. деталей. Последние годы жизни занимался только режиссерской деятельностью; его последняя пост.- "Сегодня вечером или никогда" Хатвани (1930).

Соч.: The heart of Maryland and other plays, Prince-ton-N. Y.. 1941.

Лит.: Quinn Hobson A., A history of the American drama, L., 1937, с. 3, 49, 130-136, 163-199. И. К.

БЕЛГРАД - столица Югославии, главный город Сербии (свыше 522 тыс. жит. на 1957). Начало театральной жизни Б. относится к 1841, когда труппой любителей во главе с драматургами А. Николичем и И. Стерия-Поповичем была пост. пьеса последнего "Смерть Стевана Дечанского" (спект. этот ш„л в переоборудованном торговом помещении, к-рое получило назв. "Театерна Джумруке"). В 1857 молод„жь местного Лицея организовала театр. труппу, дававшую спект. на нем.яз. ("Театер у пивари"). Труппа эта вскоре была реорганизована в сербское "Друштво српског позоришта" ("Сербское театр. Общество"). В 1864 этот т-р был распущен. Наиболее значительным т-ром Б. до нач. 2-й мировой войны был "Народно позо-риште" (Югославский Национальный театр), открытый 30 окт.

1869 пьесой Дж. Малетича "Посмертная слава князя Михаила М. Обреновича". Первым руководителем т-ра был Й.Джордже-вич. Т-р "Народно позориште" скоро привл„к к себе лучшие артистич. силы Сербии; из него в свою очередь вышло большинство известных югосл. артистов. Ведущим театр. деятелем этого т-ра долгое время был М. Исайлович. На сцене "Народно позориште" прошли пьесы мн. крупных югосл. писателей, в том числе М. Држича, И. Стерия-Поповича, М. Бэна, И. СуСогича, И. Гундулича, Т. Брезовачки, М. Боговичэ, И. Войновича, М. Беговича, И. Косора, Л. Костича, Т. Триф-кович?, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цгнкара, М. Крлежи и др. Шли здесь также произв. Шекспира, Мольера, Гольдони и др. европ. классиков. В 1894 в помещении "Народно позориште" делаются первые попытки ставить оперные спектакли, но до нач. 2u-x гг. 20 в. его репертуар был крайне скуден. Творческий подъ„м т-ра наметился в 1924-35, когда его директором и муз. руководителем становится изв. сербский комп. и дириж„р С. Христич. С этого времени в Оперном т-ре ставятся не только итал. и нем. оперы, но и оперы славянских композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дворжака, Монюшко) и в том числе композиторов Югославии (Христича, К. Барановича, П.Кокьо-вича) и др. Формалистич. и эстетским влияниям на т-ры Югославии в 20-е гг. 20 в. противостояло творч. воздействие реалистич. принципов МХАТа, впервые гастролировавшего в Б. в 1920 и 1922.

В период фашистской оккупации Югославии творческая жизнь т-ров Б. была почти полностью парализована. Оживление наступило с освобождением Югославии. В 1947 в Б. был создан новый т-р"Югославенско драмско позориште" (Югославский Драматический театр). Для т-ра было выстроено новое театр. здание. Его труппа сформировалась из лучших артистов Югославии. Основу fe составили ведущие артисты "Народно позориште". В репертуар т-ра наряду с нац. классич. и совр. пьесами и зап.-европ. драматургией входили рус. и сов. пьесы ("На дне", "Егор Булычов и другие", "Любовь Яровая"). В 1956 этот т-р гастролировал в СССР (в то же время в Б. проходили гастроли МХАТа). В Б. продолжает работать также и т-р "Народно позориште" (занимает сво„ старое помещение), включающий, помимо драматической, также оперные и балетные труппы (последняя была создана в 1921, получила значительное творч. развитие в 30-х гг., прекратила существование во время войны и вновь возобновила свою деятельность в 1946). Кроме перечисленных т-ров, в Б. работают: "Сов-ремено позориште" ("Современный театр") на двух сценах, "Дечье позориште Бошко Буха" (Детский театр им. Бошко Буха), "Ателье 212" (экспериментальный т-р), "Марионетско позориште" (кукольный театр;. В Б. работает Театральная академия (Академия за позоришну уметност), готовящая кадры артистов для югославских т-ров.

БЮА‚ВЦЕВА, Наталия Алексеевна [р. 8(20). I. 1895] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1916 окончила драм. курсы E. Музиль в Москве. В том же году дебютировала в Моск. драм. т-ре (Консуэл-ла - "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева); играла здесь до 1919. С 1922 - ект-риса Малого т-ра. Роли: Снегурочка, Вышневская ("Снегурочка", "Доходное место"), Софья,. Наталия Дмитриевна и Графиня-внучка ("Горе от ума"), Лидия ("Варвары"), Лена ("Слава" Гусева), Зинаида ("Почему улыбались зв„зды" Корнейчука), Евгения

("Евгения Гранде" по Бальзаку), Королева ("Стакан воды" Скриба) и др. Игра Б. отличается тонкостью, изяществом, искренностью, глубиной.

"БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ"-пьеса В. Катаева (на сюжет одноим„нной повести) в 4 д. Соч. 1937, пост. 7 ноября 1937 в Центр, детском т-ре (Москва; реж. Корол„в, худ. Рын-дин; Гаврик - Коренева, Петя - Трибесова). 23 марта 1938 "Б. п. о." пост. в Ленингр. ТЮЗе (реж. Рашевская, худ. Бейер и Алексеева; Гаврик - Казаринова, Петя - Михайлова). К 21-й годовщине Октябрьской революции в 1938 "Б. п. о." ставили Ленингр. обл. ТЮЗ, Днепропетровский, Сталинградский, Бакинский ТЮЗы, Воронежский "Молодой т-р", Тбилисский русский ТЮЗ (реж. Товстоногов, худ. Штенберг);

Горьковский ТЮЗ (реж. Дашевский и Некрасова, Гаврик- Ярошенко). В последующие годы "Б. п. о." ставили: Иркутский ТЮЗ (1948), Каунасский ТЮЗ (1951), Моск. ТЮЗ (1906) и др. "Б. п. о."-одна из основных пьес репертуара ТЮЗов. За рубежом "Б. п. о." ставили: народный т-р в Толбухине (Болгария, 1953) и др.

Издания. - Первое изд. пьесы "Б. п. о. В/Катаева - М., 1937. В сокращ„нном варианте (для детского самодеятельного т-ра), М.. 1939. Л. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница