Наши партнеры

оборудование для актового зала
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/vladivostok/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 43)


БЕЛИГАН (Beligan), Раду (р. 14. XII. 1918) - румынский актер. Засл. арт. РНР. Учился в Бухарестской консерватории (класс Л. Стурдзы-Буландры). Выступал в любительских спектаклях в провинции.В 1938 был принят в "Рабочий т-р", затем в Национальный т-р в Бухаресте. Первая роль - Абрам в "Квадратуре круга" Катаева. В 1944 сыграл одну из своих лучших ролей - учителя Миройю ("Безымянная звезда" Себастьяна), в к-рой лиризм сочетается с глубоким раскрытием психологии героя. В конце 40-х и в 50-х гг. создал сценич. образы в комедиях И. Л. Ка-раджале: Вентуриано ("Бурная ночь"), Кандидат ("В дни карнавала"), Данданаке ("Потерянное письмо"), Среди ролей Б.: Тузенбах ("Три сестры", Гос. пр. в 1950), Хлестаков; Черкез ("Журналисты" Миро-дана), Кавафу ("Взбесившийся ягн„нок" Баранги), Полудин ("Персональное дело" Штейна) и др. Выступает как режиссер, пост. спектакли - "Дикари" Михалкова, "Иркутская история" Арбузова. Б. пропагандирует систему Станиславского в рум. т-ре. В работе над образом уделяет большое внимание раскрытию внутр. мира героя, тщательной разработке внешнего рисунка роли, поискам особого ритма сценич. поведения. Снимается в кино. Препода„т в Ин-те театра и кино в Бухаресте. А. Гер.

БЕЛЙННИК, Петр Сергеевич [р. 1 (14). X. 1906]- украинский советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1954). Творч. путь начал в самодеятельности. В 1933-36 обучался пению в Харьковской консерватории у проф. Р. С. Вайна. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в 1935. В 1936-40 работал в Большом театре, в 1940-42 - в Харьковском т-ре оперы и балета, с 1942 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Партии: Левко ("Утопленница" Лысенко), Андрей ("Запорожец за Дунаем"), Ленский; Берендей ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Фауст; Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Ионтек ("Галька" Мо-нюшко), Сергей Тюленин ("Молодая гвардия" Мейту-са), Анатоль Курагин ("Война и мир") и др. Б. обладает светлым, чистым, "л„гким" голосом. Наряду с лирическими он исполняет также и характерные партии (Юродивый - "Борис Годунов"). Выступает как камерный певец.

Лит.: С т е б у н I., Петро Серг?йович Б?лпн-ник, Кив. 1958.

БЕЛЙНСКАЯ, Мария Сергеевна [р.9(22). VII. 1906]-белорусская советская актриса. Нар. арт. БССР (1953). С 1926, после окончания Московской белорус. студии, работает во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск). Исполнительница ролей героинь, позже - характерных. Среди них:

Марина ("Война войне" Коласа), Татьяна

Марич ("Над Бер„зой-рекой" Глебки), Поля ("Мещане"), Мария Антоновна ("Ревизор"), Офелия; Мария Александровна ("Семья" Попова) и др. В. Н.

БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30. V (11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI). 1848, Петербург] - русский литературный и театральный критик, идеолог демократии. направления в литературе и театре 30-40-х гг. 19 в., один из создателей русской реалистич. эстетики.

Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в Моск. ун-те. Уже в студенческие годы Б. оказался в центре мыслящей, прогрессивно настроенной молод„жи.

Страстная ненависть к крепостному праву, демо-кратич. гуманизм и нравственный максимализм молодого Б. с большой силой сказались в его юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б. во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская патетика пьесы связывает е„ с романтич. традицией декабристской литературы, с драмами Шиллера и Байрона, а в картинах, рисующих уродства помещичье-крепостного быта, чувствуется воздействие социально-обличит. произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.- человек, отверженный обществом, поставленный в романтически-необычайную нравственную ситуацию. Однако важно, что уже здесь определяется основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности, отказ от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа, к-рая постигает героя драмы Б., не является результатом его индивидуальной "вины" - она возникает как следствие непримиримых противоречий самой социальной среды. Запрещ„нная цензурой пьеса послужила причиной для исключения Б. из университета.

Свою лит.-критич. деятельность Б. начал в 1831 в моек.журнале "Листок". В 1833 он становится сотрудником журнала "Телескоп" и выходящей к нему приложением газеты "Молва", издаваемых Н. И. Надежди-ным. Б. работал здесь в 1833-36 вплоть до закрытия журнала правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с отъездом Надеждина за границу, был фактич. редактором журнала и газеты. В 1838-39 редактировал журнал "Московский наблюдатель". В 1839 переехал в Петербург, стал сотрудником и идейным вдохновителем лучшего русского журнала 40-х гг.- "Отечественные записки". В 1846, надеясь поправить пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего друга - актера М. С. Щепкина, в его длительных гастролях по югу России. В 1847-48 сотрудничает в "Современнике" Н. А. Некрасова, во многом определяя идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими Н. А. Добролюбовым. Б. умер от туберкул„за л„гких на 38-м году жизни, измученный нуждой и непосильной работой.

Критич. творчество Б. отличалось боевым, непримиримо страстным характером, смелым новаторством. Б. был признанным вожд„м передового направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие на общественное мнение, на творчество писателей, драматургов, актеров. Б. посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и заметок. Он считал, что т-р является "источником народного образования", выражает социальные и духовные потребности общества. В своей первой крупной статье "Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?" (Полное собр. соч. в

13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал о появлении подлинно народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным,... видеть биение пульса ее могучей жизни...". Ярчайшее выражение своих стремлений Б. находит в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: е„ персонажи "не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков; но они заклеймены печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою палача-художника" (там же, стр. 80-81). Т. о., уже в начале своей деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности, неразрывно связывая это с требованием прогрессивной направленности обществ. возз рений художник а. Борьба за утверждение в иск-ве принципов жизненной правды побуждает Б. резко выступать против пережитков классицизма в т-ре, против ложного, ходульного иск-ва, проникнутого реакционной тенденцией. В 1835 он принимает участие в критич. полемике, развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина ("И мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ. и решительно возражая С. П. Шевыр„ву, представлявшему мнение консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому что его искусству недоста„т больших идей и чувств, внутренней страстности, личного активного отношения к изображаемому. Б. всецело отда„т предпочтение Мочалову - актеру-"плебею", лиш„нному аристократич. лоска и рассудочной уравновешенности, отличающих Каратыгина,- актеру огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого глубокое переживание становится источником естественности, поэтич. правды, определяющей потрясающую силу воздействия театр. иск-ва на зрителей. Эстетич. оценки приобретают у Б. обоснование в обществ, содержании иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838), в к-рой Б., характеризуя гуманистич. освободительное по своей направленности иск-во Мочалова, выразил принципы прогрессивного рус. романтизма. Эта и др. статьи Б. о Мочал ове демонстрируют тончайшее проникновение критика в творч. метод и душевное состояние актера, впервые показывают, что воплощение актером роли-единый сложный процесс.

Отстаивая принцип жизненной правды, Б. смело становится на защиту прогрессивного, реалистич. направления в т-ре, яростно преследуемого официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя, обосновывает критич. направление гоголевского реализма, устанавливает его историч. истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы в совр. иск-ве. Б. способствует развитию замечательного таланта М. С. Щепкина как актера критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления его творчества, высоко оценивает исключит. роль Щепкина в "сфере общественного понимания искусства". В Щепкине Б. видит наиболее совершенный тип актера, в к-ром глубокое знание жизни, беззаветное служение добру и истине сочетаются с самобытностью, эмоциональной искренностью и всесторонним мастерством. Б. указывал на способность Щепкина непрерывно изучать и совершенствовать свои роли от спектакля к спектаклю, как на достоинство, отличающее настоящего актера-художника. "Его игра - творческая, гениальная. Он не помощник автора, но соперник его в создании роли",- писал Б. ("Петровский театра, 1838). Признавая аю„ра "самостоятельным художником", Б. вместе с тем обусловливал развитие актерского иск-ва состоянием отечественной драматургии. Он писал: "...Драматические поэты творят актеров. Нам нужно иметь свою комедию, и тогда у нас будет свой театр" ("Московский театр", 1838). Б. указывал на отрицат. влияние на театр. искусство мелодрамы и развлекательного водевиля, прививающих актерам ходульность, штампы. Он подч„ркивал значение реалистич. драмы для развития актерского иск-ва и театр. культуры в целом. Так, по поводу исполнения "Ревизора" Гоголя в моек. т-ре Б. отмечает такие важные качества спектакля, как "общность игры", "естественность", объясняя их правдивостью пьесы, е„ близостью к рус. действительности. В 1838 Б. пишет свою вторую и последнюю пьесу "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (пост. на моек. сцене в том же году), к-рая по форме приближается к психологич. драме. Сво„ общее понимание драмы Б. высказывает в то время в связи с анализом творчества Шекспира; е„ смысл Б. видит "...в игре взаимных отношений и интересов всех лиц драмы...", а не только в раскрытии образа одного главного героя.

Прямое отношение к т-ру имеют высказывания Б. о типическом. Типизм есть один из основных законов творчества,- утверждает Б. Но типическое лицо должно быть одновременно лицом конкретно индивидуальным. Для Б. индивидуальное - форма проявления типического. В этом утверждении уже содержится известная полемика с романтич. культом исключительного героя, к-рая получает развитие в последующие годы. Б. вводит в свой анализ актерского исполнения понятия субъективной и объективной игры. Первая манера является выражением частного, личного представления актера о роли и недостаточна для выполнения всей художеств. задачи. Гораздо выше объективная игра, к-рая основана на овладении актером общей идеей роли и пьесы в целом, содержит более широкий охват жизни ("Г. Сосницкий на московской сцене в роли городничего", 1838).

Уже в 30-е гг. в центре внимания Б. находятся проблемы народности, единства содержания и формы в иск-ве, проблемы историзма, художеств. правды и др. Однако связь эстетики Б. с концепциями совр. идеалистич. философии (Шеллинг, Гегель) мешает ему выработать метод, необходимый для верного решения этих центральных эстетич. проблем, и приводит к противоречиям с собственными убеждениями (напр., к отрицанию сатиры). Тем не менее через все искания Б. ч„тко проходит идея единства иск-ва и жизни, к-рая в новой обществ, обстановке 40-х гг. приобретает матери алистич. обоснование. В эти годы Б. переходит к углубл„нной разработке вопросов реалистич. эстетики. Со всей последовательностью он стремится направить рус. драматургию по пути гоголевской "натуральной школы", неустанно борется за демократизацию русского т-ра, за его насыщение социальной проблематикой эпохи, за укрепление реалистич. основ актерского творчества. Утверждая новое художеств. направление - "натуральную школу", осн. принципами к-рой являются реализм, интерес к правдивому изображению жизни простого народа, Б. развивает традиции Пушкина и Гоголя, требует от т-ра раскрытия драматического и прекрасного в их обыденных формах. Б. осозна„т необходимость усиления критич. начала в рус. иск-ве, полностью преодолевая свои прежние колебания по этому поводу. На этой почве обостряется борьба между Б. и представителями т. н. "официальной народности", реакционного романтизма и славянофильства. Б. обличает художеств. фальшь пьес Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника, П. Г. Ободовского и др. авторов напыщенных мелодрам и псевдоисторич. драм, борется с реакционными тенденциями в водевиле. Он горячо ратует за создание нац. рус. комедии, реалистич. психологич. драмы, требует от художников серьёзного отношения к жизни. Б. считает, что искусство и литература больше чем когда-нибудь сделались выражением "общественных вопросов". Причину этого явления Б. видит в пробуждении народного сознания и в общей демократизации рус. культуры.

Неудовлетвор„нность методом романтич. иск-ва, переживающего в 40-х гг. кризис, сказывается в выступлениях Б., критикующих Мочалова за его субъективность, неровность, недостаток мастерства. В эти годы Б. особенно страстно поддерживает проявление реализма в актерском творчестве. Он разгадывает гениальный талант А. Е. Мартынова (к-рый в этот период еще выступал в водевильном репертуаре), способствует распространению принципов щепкин-ской школы, постоянно применяя е„ творч. критерии в своих статьях о т-ре. Непримиримость и вы-сскую принципиальность Б. в борьбе за реализм характеризует его открытое "Письмо к Гоголю" (1847).

В театрально-критических статьях Б. содержится множество высказываний о таких высоко ценимых им драматургах, как Шекспир, Мольер, Шиллер, Гюго и др. Особенно велика была любовь Б. к Шекспиру, которого он ценил наряду с Пушкиным как величайшего реалиста, постигшего тайну художественной конкретности и высокой поэтичности.

Рассматривая искусство в его отношении к действительности, сочетая теорию с историч. подходом к явлениям лит-ры и т-ра, Б. охватывал весь творческий процесс в целом, что было недоступно его предшественникам. Б. основывал свою критику па критериях, выдвигаемых интересами обществ, развития эго времени. Именно поэтому критика Б. была подлинно передовой, историчной и научной, исполненной публицистич. страстности, поэзии и вдохновения. Отражая рост демократич. начал в рус. обществ. жизни 30-40-х гг., Б. не только выступал продолжателем лучших идейных традиций предшествующих лет (Радищева и декабристов), но и подв„л рус. общественно-эстетич. мысль к новому этапу е„ развития, ознаменованному появлением ре-волюционно-демократич. критики 50-60-х гг., утверждением материалистич. мировоззрения в эстетике. Этим определяется огромное значение критич. деятельности Б. в развитии рус. культуры и в частности театрального искусства.

Соч.: Полное собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венге-рова, СПБ - П., 1900-1917; т. 12-13 под ред..В. С. Спиридонова, М.-Л., 1926-48; Собрание соч. в трех томах, т. 1-3, M., 1948; Полное собр. соч., т. 1-13, M., 1953-59; Белинский о драме и театре. Сборник, M.-Л., 1948.

Лит.: Летопись жизни и деятельности Белинского, М., 1958; История русской литературы, М.-Л., изд. АН СССР, 195 8, т. VII (глава о Белинском); Лаврецкий А., Белинский, в кн.: История русской критики, т. l, M.-Л., 1958; Поляков М., Белинский в Москве. 182-1839, [M.], 1948;

Смирнова 3. В., Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционных демократов, М., 1958;

Кастелин М. А., Белинский - театральный критик, М., 1950; Островская Б. (Вступ. статья), Белинский-театральный критик, в сб.: Белинский о драме и театре, М.-Л., 1948. Т. Р.

БЕЛЙЦКИЙ, Илларион Сергеевич [р. 26. VI (9. Vil). 1911] - русский советский театральный художник. С 1932 работает в т-рах Ленинграда и Ле-нингр. области. Оформил спектакли: "Любовь Яровая"; "Пролог" Штейна, "Обрыв" по Гончарову (1951, 1953, 1956, Большой драм. т-р), "Тропою грома" по Абрахамсу (1954, Областной драм. т-р) и др. М. П.

ЬЕЛКОТ (Belcot), Казимир (14. IV. 1885-19. V. 1917) - румынский актер. Учился на драм. отделении Бухарестской консерватории (класс К.Ноттара).В 1906 начал выступать на провинциальной сцене, с 1907- 19Э8 - в бухарестском Национальном т-ре. Создал образы: Данданаке ("Потерянное письмо" Караджа-ле), Постум ("Бландузийский фонтан" Александри), Полоний ("Гамлет"), Сганарель ("Брак поневоле"). Естественная и правдивая игра Б. способствовала утверждению реализма в рум. актерском иск-ве. Был переводчиком комедий и оперетт на румынском языке, автором куплетов для эстрадных представлений.

Лит.: Almanahul teatrului Rominesc, Buc., 1942; "Teatrul", Buc., 1957, ј 5, Mai. Я. Р.

БЕЛЛА (Bella), Ян Лево-слав (4. IX. 1843 - 26. V. 1936) - чехословацкий композитор. Поч„гный доктор Ун-та им. Коменского в Бра-тиславе. Музыке обучался в Вене у С/ Зехтера. В 1883- 1923 жил в Трансильвании, с 1923- в Братиславе. Автор опер "Кузнец Виланд" (Бра-тислава, 1926, Нац. т-р), "Ярослав" (неоконч.), симф. и др. соч. В 1881-1921 был муз. директором оперного т-ра в Германштадте.

Лит.: Orel D., Jan Levoslav Bella, Bratislava, 1924;

Zavarsky Е., Jan Levoslav Bella, Bratislava, 1955.

Л. Т., Я. Я. БЕЛЛАМИ (Bellamy), Джордж Энн (ок. 1727- 16. II. 1788) - английская актриса. В 1742 дебютировала на сцене т-ра "Ковент-Гарден" в роли мисс Прю ("Любовь за любовь" Конгрива). В 1744 играла роль Монимии ("Сирота" Отуэя). Вскоре заняла ведущее положение в т-ре "Друри-Лейн", где постоянно выступала с Д. Гарриком; в 1750 играла Джульетту (роль Ромео играл Гаррик). В последние годы сценич. деятельности снова работала в т-ре "Ковент-Гарден", исполняла преим. трагедийные роли. Оставила сцен% в 1785. Б.- автор мемуаров (1785), представляющих интерес для изучения театр. жизни е„ времени.

Соч.: An apology for the life of Gr.A. Bellamy, v. 1-5 L., 1786. А. А., Ф. K.

БЕЛЛИНГ (Belling), Том (Томас) (р.1830-г. смерти неизв.)-цирковой артист; клоун. Сын циркового артиста и предпринимателя. Род. в США, но еще в юности переселился в Европу. Начал выступать в цирке как наездник. Отличаясь комедийным дарованием, принимал участие в комич. конных сценках. В 1860, работая в Берлине в цирке Ренца как униформист, сочетал эту работу с различными комич. проделками, клоунскими трюками, имевшими успех у публики. Б. создал новый тип клоунады, образ т. н. ков„рного. Вош„л в историю цирка как создатель маски рыжего клоуна - Августа - простодушного, неуклюжего неудачника, безуспешно стремящегося помогать окружающим. Выступал как Август в Парижском цирке Франкони. Вскоре появились многочисл. подражатели Б. В 80-х гг. уш„л из цирка и переш„л в варьете, где выступал как фокусник.

БЕЛЛИНИ (Bellini), Винченцо [3. XI. 1801, Катания (Сицилия),-23/24. IX. 1835, Пюто, близ Парижа] - итальянский композитор. Один из виднейших мастеров итал. оперы 19 в. Отец и дед Б. были музыкантами. Б. окончил консерваторию в Неаполе. Автор 11 опер, в т. ч. "Пират" (1827, "Ла Скала", Милан), "Капулетти и Монтекки" (1830, т-р "Фениче", Венеция), "Сомнамбула" (1831, т-р "Кар-кано", Милан), "Норма" (1831, "Ла Скала", Милан), "Пуритане" (1835, "Театр Итальен", Париж), а также симф. и др. соч. Творчество Б. связано с расцветом итал. музыки. В его операх отразились настроения и чаяния итальянского народа, поднимавшегося на нац.-освободит, борьбу. В певучих маршеобразных хорах "Нормы" - лучшей оперы Б. (на сюжет из эпохи восстания галльского племени друидов против Рима) - звучат скорбный пафос и воинственный подъ„м, вызывавшие во время спектаклей патриотич. демонстрации публики. Творчество Б. характеризуется выразительностью мелодии, полнозвучностью вокальной кантилены; своими истоками оно связано с песенным иск-вом итал. народа. Лирик по характеру дарования и романтик по мироощущению, Б. вош„л в историю музыки как один из крупных мастеров-композиторов итал. стиля бель канто. В 19 в. его оперы ставились на всех европ. сценах.

Лит.: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, "Пантеон", 1854, ј 5; Р i z z e t t i J., Vincenzo Bellini, Mil., 1936.

БЕЛЛИНЧОНИ (Bellincioni), Джемма (18. Vili. 1864 - 23. IV. 1950) - итальянская артистка оперы (сопрано), педагог и муз.-обществ, деятель. Пению обучалась у своего отца, педагога Г. Кореи. Дебютировала в Неаполе в 1881. Пела на сценах итал. оперных т-ров, а также в Германии, Австрии, Португалии, Франции, Юж. Америке, России и др. странах. Партии: Виолетта, Джильда; Дездемона ("Отелло" Верди), Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти) и др. Исполняла также партии на премьерах большинства опер композиторе в-веристов (в т. ч. партию Сантуццы в опере "Сельская честь" Масканьи, 1890). Оставила сцену в 1911. В этом же году основала школу пения в Берлине. В 1929-30 была художеств. руководителем муз.-сценич. курса в Международном экспериментальном т-ре в Риме. В 1930 открыла школу пения в

Вене. С 1932 работала педагогом Эысшей муз. школы в Сиене, а также в консерватории в Неаполе.

Соч.: Scuola di canto. Gesangschule..., В., [1912]; lo e il palcoscenico..., Mil., 1920.

Лит.: M o n a 1 d i Gr., Cantati celebri, Roma, 1929; Stagno В., Roberto Stagno e Bellincioni Gemma, Firenze, 194. Л. M.

БЕЛЛОТИ-БОН (Bellotti-Bon), Луиджи (17. IV. 1820 - 31. I. 1883) - итальянский актер, театральный деятель, драматург. Сценич. деятельность начал 17 лет как исполнитель ролей любовников. В 1845 выступал в труппе Г. Модены, выявившего дарование Б.-Б. как комедийного актера. С 1854 вместе с А. Ристори, Э. Росси и др. гастролировал в Париже, Берлине, Дрездене и др. городах. В 1859 создал собственную театр. труппу. Особую популярность приобр„л спектакль этого т-ра "Подлинный герб" Дель Тесты (1863), в к-ром Б.-Б. принимал участие как актер, а также "Мужья" Торелли (1867). Б.-Б. был одним из первых актеров Италии, стремившихся к созданию исполнительского ансамбля, уделял боль' шое внимание репетициям, добиваясь от актеров тщательной работы над ролью. Б.-Б. отказался от принятой в итал. труппах практики выступать длительное время с одним спектаклем. Он привл„к крупных драматургов (П. Феррари, Р. Кастельвеккьо и др.), работал с ними над расширением репертуара своего т-ра. В 1873 организовал ещ„ три труппы, к-рые закрылись из-за финансовых затруднений. В 50-е гг. написал комедии: "Студент из Саламанки" (1854, т-р в Турине), "Искусство сделать состояние", "Улетающая шляпа" и др.

Лит.: "Театрал", М., 1897, .ј 131 -(приложение), с. 13-17. Ал. С.

БЕЛОВ, Виктор Иванович (р. 3. I. 1906) - русский советский актер. Нар. артист Молд. ССР (1958). Член КПСС с 1945. Сценич. деятельность начал в 1921 в Мелекесском т-ре. С 1949 - актер Кишин„вского русского театра. Роли: Телегин ("Хождение по мукам" Толстого), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Антипа, Тетерев ("Зыковы", "Мещане"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Вершинин ("Три сестры"), Кряж ("Вес„лка" Зарудного), Осадчий ("После разлуки" бр. Тур), Орлов ("Пушкин в Молдавии" Сумарокова и Комаров-ского). Д. П.

БЕЛОВ, Григорий Акинфович [р. 6(18). XII. 1895]- русский советский актер. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с 1942. Депутат Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Род. в семье сельского учителя. Сценич. деятельность начал в 1917 (Губернский показательный т-р, г. Череповец Вологодской обл.). Первая роль - Нил ("Мещане"). В 1922-23 работал в театрах Твери, Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Екатерипослава, Казани и других городов. В 1933-40 - актер Архангельского т-ра. С 1945 - в труппе Ярославского т-ра им. Волкова. Иск-во Б. отличается глубиной мысли, мастерством перевоплощения, точностью психологич. характеристик, простотой, лаконизмом. Значит, место в гворч. жизни артиста занимают роли в пьесах Горького: Петр ("Последние", 1936), Влас ("Дачники", 1937), Черкуп ("Варвары", 1939), Васька Пепел, Сатин и Барон ("На дне"), Сомов ("Сомов и другие", 1953) и др. В пьесах сов. драматургов создал образы: Вершинина ("Бронепоезд 14-69"), Чапаева; Шванди ("Любовь Яровая", 1935), Воропаева {"Счастье" Павленко, 1950), Плакуна

("Вечный источник" Д. Зорина, 1956); в классич. репертуаре - Ж адова ("Доходное место"), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты"), Бориса Годунова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 1956), Ромео, Гамлета, Яго (1936) и др. Играя роль судебного следователя в спектакле "Живой труп" (1954), Б. показал себя мастером эпизодич. роли. Широко известен как киноактер (Мичурин, Ст. пр. 1949, Римский-Корсаков - в одноим. фильмах, и др.).

Лит.: "Огон„к", 1952, J 40, с. 28-29; "Театральная жизнь", 1960, ј 16, с. 29-30.

БЕЛОВ (наст. фам.- Белоцерковский), Евгений Николаевич [р. 19. VIII (1.IX). 1902]-русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Член КПСС с 1938. Окончил драм. студию под рук. П. Л. Скуратова в Киеве (1923). Был активным участником красноармейской художеств. самодеятельности. В 1924 начал работу как проф. режиссер и актер (т-ры в Новозыбкове, Речице, Клинцах; до 1929). Был худ. руководителем и режиссером Сызранского ТРАМа (1929-32) и Куйбышевского т-ра имени 20-летия ВЛКСМ (1932-39), обл. драм. т-ров Читы (1940), Пензы (1941-48), Иванова (1948-53); с 1953 - гл. реж. т-ра в Комсомольске-на-Амуре.

Среди лучших работ Б.: "Аристократы" (1935), "Оптимистическая трагедия" (1936); "Павел Греков" Вой-техова и Ленча и "Овод" по Войнич (1939) в Куйбышевском т-ре; "Живой труп" (1945); "Сирано де Бер-жерак" Ростана (1943), "Нашествие", "Молодая гвардия" (1947) в Пензенском т-ре; "Три сестры" (1949);

"Семья" Попова (1951) в Ивановском т-ре; "Мракобесы" А. Н. Толстого (1954), "Ромео и Джульетта" (1959), "Третья патетическая" Погодина (1958) в т-ре Комсо-мольска-на-Амуре. А. Шн.

БЕЛОГРАДСКАЯ, Елизавета Осиповна (р. 1739 - г. смерти неизв.) - русская певица (сопрано). Пению обучалась у своего отца, певца О. Белоградского. Была камерной певицей при дворе императрицы Елизаветы Петровны. В 1755 выступила в партии Прокрис в онере "Цефал и Прокрис" Арайи - первой опере, сочин„нной на рус. текст и исполненной рус. артистами. Пела также в вок. прологе к балету "Прибежище добродетели", в опере "Альцеста" Рау-паха и в операх др. композиторов. Обладала подвижным голосом и хорошей техникой, позволяющей исполнять технически сложные партии в итальянских операх. Участвовала в придворных концертах и празднествах как певица и исполнительница на клавесине.

Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М.-Л.. 1929.

БЕЛОКУРОВ, Владимир Вячеславович [р. 25. VI (8. VII). 1904] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончил театр. отделение Высшего ин-та нар. образования в Казани. Проф. сценич. деятельность начал в 1918 в Казани в труппе И. Н. Певцова. Первая роль - поручик Долгорукий ("Павел I" Мережковского). В 1919-23 играл в Казанском т-ре [роли: Костыл„в ("На дне"), Яша ("Вишн„вый сад"), Кудряш ("Гроза"), Шприх ("Маскарад")]. В 1924-36 - актер Моск. т-ра Революции. Роли: Бе-логубов ("Доходное место"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"). С 1936 - в труппе МХАТа. актер смелой и резкой характерности, уверенной техники, Б. сыграл в МХАТе ряд разнообразных ролей классич. репертуара, вскрывая социальное и психология. "зерно" образа: Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю), Молчалин ("Горе от ума"), Григорий ("Плоды просвещения"), Яша ("Вишн„вый сад"). Большое место в творческой жизни Б. занимают образы в произв. советских драматургов. Свежестью и наблюдательностью было отмечено исполнение Б. ролей Ал„ши ("Земля" Вирты), Веретенникова ("Офицер флота" Крона). Сильными крупными мазками рисует Б. образы Гетманова ("Глубокая разведка" Крона), Гвоздилина ("Третья патетическая" Погодина). Выступает также как режиссер.

Б. снимается в кино (Чкалов - "Валерий Чкалов", Чаплыгин-"Жуковский", Ст. пр. 1951, и др.). Вед„т педагогич. работу (в 1934-48-ГИТИС, с 1946ВГИК), с 1946 - профессор. Л. М.

БЕЛОРУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Профессиональная белорусская драматургия начала развиваться со 2-й четверти 19 в. До того времени известны произведения устного нар. творчества: скоморошьи сценки ("Кобылка", "Ульяна", сценки с медведем и др.), нар. драмы ("Лодка", "Царь Максимилиан"), сюжеты батлеечных представлений ("Царь Ирод", "Матей", "Антон с козой и Антониха", "Вольский - купец польский", "Цыган и цыганка" и др.), школьные драмы Симеона Полоцкого и др. авторов, интермедии школьного т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана Самохвальского и мужика Гаврилы", "Селянин в кост„ле" и др.).

Первым проф. белорус. драматургом был В. И. Дунин- Марцинкевич автор водевиля "Рекрутский еврейский набор" (пост. в Минске в 1841 группой, любителей при участии автора), комической опоры "Селянка" на муз. Монюшко (1846, пост. 1852), са-тирич. комедий "Пинская шляхта" (соч. 1866) и "Сватовство" ("Зал„ты", соч. 1870). Эти произведения воспроизводили картины подневольной жизни крепостного крестьянства, обличали отд. пороки обществ. строя. Все они шли в т-ре, созданном и руководимом автором. Известны названия не дошедших до нас пьес современников Дунина-Марцинкевича - "Гордость", "Гнев", "Грех" А. И. Вериги-Даревского, "Оказия при полковницах" Г. Марцинкевича. Царское самодержавие пресекало попытки развития нац. культуры, особенно после крестьянского восстания 1863, и это тормозило рост Б. д. Лишь после революции 1905-07 началось активное развитие белорус. т-ра и драматургии. В эти годы выступает Я. .Купала, написавший ряд драматич. поэм ("Сон на кургане", "На привале", "Извечная песня") и пьесы "Павлин-ка" (соч. 1912), "Примаки" и "Разор„нное гнездо" (соч. 1913). Пьесы Купалы показывают обнищание народа под гн„том царизма и назревание протеста против эксплуататорского строя, старого уклада жизни. На бытовые темы писал пьесы К. Каганец. Наибольшую известность приобрела его комедия "Модный шляхтюк" (соч. 1910), в к-рой драматург высмеял никч„мных, заносчивых мелких дворян-шляхтичей. Под влиянием Я. Купалы создали свои пьесы М. Грымот и К. А. Буйла. Грымот написал драму "Блудники" (соч. 1912), показывающую разлагающее влияние представителей господствующего класса на бедноту (пьеса была запрещена цензурой к пост. и изданию). Буйла в пьесе "Цветок папоротника" (соч. 1914), построенной на мотивах нар. легенды, говорит о тщетных в условиях эксплуататорского строя поисках народом счастья. В предреволюционные годы в драматургии выступил Я. Колас. В пьесе "Антось Лата" (соч. 1916) он правдиво изобразил тяж„лую жизнь трудового крестьянства. Накануне Октябрьской революции появились первые драматич. произведения В. И. Голубка - "Писаревы именины" и "Последняя встреча" (обе соч. 1917). В первой пьесе показывалось самоуправство чиновников на селе, во второй отображено участие представителей народа в революц. движении. Все пьесы, появившиеся в период между двумя революциями, шли в любительских и проф. белорусских т-рах.

После Великой Октябрьской социалистической революции началось быстрое развитие Б. д. В 1917 была впервые пост. драма Я. Купалы "Разор„нное гнездо", в 1923 - пьеса В. С. Горбацевича "Красные цветы Белоруссии" на тему партизанского движения в годы иностр. интервенции. В то же время белорусские т-ры получили ряд произведений на историч. и фольклорные темы: "Машека" (1923), "Коваль-воевода" (1925) и "Кастусь Калиновский" (1923) Е. А. Миро-вича, "Свадьба" ("Вяселле") В. Горбацевича (1922), "На купалле" М. Чарота(М.С. Куделька; 1921) и др. Эти пьесы рассказывали о нар. героях, о борьбе белорус. крестьян против царского самодержавия. В них были использованы образцы народного муз., песенного и танцевального творчества, обряды, поверья и т. п. В то же время в 20-х гг. в Б. д. проявились тенденции этнографизма, отдельные пьесы выражали нацио-налистич. тенденции.

Во 2-й пол. 20-х гг. белорус. драматурги начинают отображать совр. действительность. В 1926 Миро-вич написал пьесу "Победа" (пост. 1926) о восстановлении разрушенного хозяйства в освобожд„нной Белоруссии. В его пьесе "Карьера товарища Брыз-галина" (1925) создан сатирич. образ бывшего жандарма, тайно борющегося против Советской власти; пьеса "Запоют веретена" (1928) посвящена росту социалистич. сознания представителей молодого рабочего класса. Проблеме перехода старой интеллигенции на сторону Советской власти посвятил пьесу "Мост" Е. С. Романович (пост. 1929). Все эти пьесы пост. на сцене 1-го Белорус. т-ра, а пьеса

"Мост" и в т-рах РСФСР и Украины. В. Голубок в своих пьесах "Ганка" (1918),. "Суд" (1920), "Плотогоны" (1923), "Пан Сурынта" (1923), "Пинская мадонна" (1926) и др. обращался к историч. темам и совр. жизни белорус. народа. На эти же темы написали пьесы М. А. Громыка, О. Л. Дыло, Ц. Гарт-ный (Д. Ф. Жылунович). Широкое развитию получила Б. д. в годы довоенных пятилеток. Осн. темами драматургии стали: строительство социализма и борьба против его врагов, преодоление бурж. пережитков в сознании советских людей. Создавались также пьесы на темы Октябрьской революции и гражданской войны, партизанского движения в Белоруссии, на историко-фольклорном материале. Значительным этапом в белорус. драматургии явилась пьеса Г. Кобеца "Гута" (1930), в к-рой поднимались вопросы индустриализации страны, борьбы против саботажников и вредителей. Этой же теме посв. пьеса И. Д. Гурского "Кочегары" (1931)-о рабочих электростанции. Коллективизация с. х-ва получила отображение в пьесах "Конец дружбы" К. К. Крапивы (1934) и "Гибель волка" Э. Л. Самуйл„нка (1939). Развитию жанра сатирич. комедии в советской драматургии способствовало появление сатирич. пьесы Крапивы "Кто смеется последним" (1939). Вопросы бдительности и подготовки к обороне Родины поднимались в пьесах "Сержант Дроб" Самуйл„нка (1935) и "Междубурье" Д. И. Курдина (1929). Важнейшее историч. событие в жизни белорусского народа - воссоединение его в едином Советском государстве, нашло отражение в пьесе К. Черного "Иринка" (1941). Значение социалистич. революции в судьбе белорус. народа было показано в пьесах: "Отечество" Черного (1932), "Война - войне" (1936) и "В пущах Полесья" Коласа (1937), "Партизаны" Крапивы (1938), "Над Бер„зой-рекой" П. Ф. Глебки (1940) и др. Пьеса "Война - войне" показывает революц. подъ„м в Белоруссии в годы империалистич. войны, "В пущах Полесья" - партизанское движение в Белоруссии в годы борьбы против интервентов. Значит, вкладом в белорус. сценич. иск-во явилась пьеса "Партизаны" - о борьбе белорус. народа против белополя-ков. Борьбе против иноземных захватчиков посвящена и пьеса "Над Бер„зой-рекой". Среди историч. и фольклорных пьес этого периода: "Соловей" 3. Бядули (1937), "Катерина Жерносек" М. Н. Климко-вича (1938) и "Нестерка" В. Ф. Вольского (1941). В годы Великой Отечеств, войны создана пьеса "Испытание огн„м" Крапивы (1943), в к-рой показан духовный рост советских людей, их мужество в борьбе с фашистскими захватчиками.

В послевоен. годы белорус. драматурги продолжают обращаться к теме Отечеств, войны и партизанского движения: "С народом" Крапивы (1948), позднее "Люди и дьяволы" (1958), "Брестская крепость" К. Л. Губаревича (1950), "Константин Заслонов" А. Мовзона (1947). В конце 40-х и в 50-х гг. осн. внимание белорус. драматургов сосредоточивается на создании произведений, воссоздающих образы современников- активных участников коммунистич. строительства. Драматурги стремятся показать трудовую жизнь рабочего класса - "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953), "Песня наших сердец" В. П. Полесского (1949), людей социалистич. с. х-ва. Широкую известность в Белоруссии и за е„ пределами получили пьесы "Поют жаворонки" Крапивы (1950) - о жизни и труде сельскохозяйственной артели, "Извините, пожалуйста!" А. Е. Макаенка (1953)-сатирич. комедия, разоблачающая карьеристов, искажающих политику партии в области колхозного строительства. В пьесах "Алазанская долина" Губаревича и И.Л. Дор-ского (1949), "На крутом повороте" Губаревича (1956) и др. созданы образы передовых колхозников, показана их жизнь, борьба за подъ„м с. х-ва. Но в послевоенные годы в Б. д. появились и пьесы, лиш„нные острого конфликта, недостаточно глубоко отражающие темы труда советских людей, жизнь рабочих.

В 50-е гг.созданы пьесы об Октябрьской ревэлюции- "Свет с востока" Глебки (1957), "Вся власть Советам" М. Климковича (изд. 1956), "Главная ставка" Губаре вича, "В битве великой" Мовзона (обе соч. 1957), "Дни нашего рождения" И. П. Мележа (1958) и др. На темы из истории и фольклора писали М. Климкович - "Отплата" и "Георгий Скарина" (трилогия) (соч. в 40-е гг.), В. Витка (Т. В. Крысько) -"Счастье поэта" (1952), И. Козел-"Папоротник-цветок" (1957). Характерная черта Б. д.- е„ тесная связь с нар. творчеством. Успешному развитию Б. д. в сов. время способствует органическое освоение лучших традиций рус. классич. и сов. драматургии. Б. д. оказывает решающее влияние на развитие белорус. театр. иск-ва.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Семянов?ч А. А., Аб вытоках беларускай драматурги, в кн.: Беларуская л?таратура, т. 1, М?нск, 1958;

Хрэстаматыя па старажытнай беларускай л?таратуры. Скла А. Ф. Коршуна, М?нск, 1959; У с ? к а у Я., Беларуская батлейка, "Беларусь", 1958, ј 5; Драматург?я. Зборн?к ар-тыкула, М?нск, 1934; Н е ф „ ц Вл., Белорусская драматургия, в кн.: Белорусская драматургия, т. 1,Л.-М., 1949;

Майхров?ч Сц., В. ?. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Семянов?ч А. А., Драматург?я В. 1. Дун?на-Марц?нкев?ча, в кн.: Беларуская л?таратура, т. 2, М?нск, 1959;

К а р ?? а у Ул., Драматург?я Янк? Купалы, в кн.: Па шляху сталасц?, М?нск, 1952; Я р о ш М. Г., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1959; Мозольков Е., Янка Купала. Жизнь и творчество, М., 1950; Янка Купала у беларуск?м мастацтве. Зборн?к матэрыяла, М?нск, 1958; К а р а б а н С., Драматург?я Я. Купалы, в кн.: Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?нстытута, вып. 1, М?пск, 1950; Карабан С., Драма "Раск?данае гняздо", в кн.: Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?н-стытута, вып. 3, М?нск, 1954; А г ? е в ? ч Ул., Першая нацыя-нальная драма, "Беларусь", 1951, "ј 8; Ларчанка М., Пра драму "Ванна да пабеднага канца" Якуба Коласа, в кн.: Драматург?я..., М?нск, 1934; У с ? к а у Я., Драматург?я Кандрата Крап?вы, М?нск, 1953; К а р п а у Ул., Сатыра, проза, драматург?я К. Крап?вы, в кн.: Па шляху сталасц?, М?нск, 1952; В о л ь с к ? В., Кузьма Чорны?, в кн.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956; Есако А., Есц?гней М?ров?ч, в кн.: М?ров?ч Е., П'есы, М?нск, 1957; Вольск? В., Эдуард Самуйл„нак, М?нск, 1951;

Б е р к о в П., Виталий Вольский и его драматические сказки, в кн.: Вольский В., Пьесы, М., 1954. В. Н.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница