Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Виллы в Торревьехе объявления о продаже домов в Торревьехе.

Театральная энциклопедия
(страница 45)


БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ

(Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени академич. театр им. Янки Купалы) - старейший драматич. театр БССР. Соэ дан в Минске в 1920 под названием 1-й Белорус. Гос. драм. т-р. В его состав вошли актеры, работавшие в "Первом товариществе белорус. драмы и комедии", в полупрофессиональных и любительских коллективах. Открыт 14 сент. 1920 инсценировкой повести "В зимний вечер" ("Рысь") Ожешко, 17 сент. показал "Павлинку" Купалы.

В 1921-31 т-ром руководил Е. А. Мирович, воспитавший поколение мастеров нац. сцены. Среди первых спектаклей, определивших реалистич. направление коллектива, были "Разор„нное гнездо" Купалы (1921); "Красные цветы Белоруссии" Горбацевича (1923) - первая белорус. пьеса на совр. тему, рассказывающая о борьбе белорус. партизан с белополь-скими интервентами. В первые годы т-р обращался преим. к пьесам на темы из истории и фольклора белорус. народа: "На купалле" Чарота (1921), "Машека", "Кастусь Калиновский" (обе 1923), "Коваль-воевода" (1925) Мировича (Машека, Калиновский - Крыло-вич, Коваль - Григонис) и др. Эти постановки (реж. Мирович) отличались народностью образов, ярким отображением нар. быта, были насыщены музыкой, песнями, танцами. Из русской классики пост. "На дне" (1920), инсц. повести В. Короленко "Лес шумит" (1922). В эт1й годы в т-ре работали В. Н. Крылович, Ф. П. Ждацович и П. Ф. Жданович, Б. В. Платонов, В. И. Владимирский Л. И. Ржецкая, О. В. Галина, позднее в состав коллектива вош„л Г. П. Глебов. Во 2-й половине 20-х гг. осн. внимание уделялось пьесам на совр. темы. Восстановлению нар. хозяйства, индустриализации страны были посв. спектакли: "Победа" (1926), "Запоют веретена" (1928)

Мировича; переходу старой интеллигенции на сторону Советской власти - "Мост" Романовича (1929). В эти годы пост. "Мятеж" (1927), "Бронепоезд 14-69" (1928; Вершинин - Крылович). В первой пол. 30-х гг. в деятельности т-ра имели место формалистич. ошибки (спектакли "Недоросль", "Жакерия"), к-рые вскоре преодолеваются. Т-р укрепляется на реали-стич. позициях и созда„т значительные в идейном и художеств. отношении спектакли: "Гута" Кобеца (1930; стеклодув Мороз - Крылович) об индустриализации, "Отечество" Черного (1932; Леопольд Гушка-Владомирский) о революц. борьбе за нар. власть. Коллективизации, борьбе против скрытых врагов посвящены спектакли "Конец дружбы" Крапивы (1934) и "Гибель волка" Самуйл„нка (1939; реж. Санников;

Харкевич - Глебов, Абабурка- Владомирский). В спектакле "Партизаны" Крапивы (1938) т-р воскресил страницы героич. борьбы белорус. народа в дни гражд. войны. Спектакль "Кто смеется последним" Крапивы (1939; Туляга - Глебов, Горлохватский - Рах-ленко) - яркий образец жанра сатирич. комедии. Спектакль "Иринка" Черного (1941) посвящ„н жизни трудящихся зап. Белоруссии под гн„том панской Польши и воссоединению белорус. народа. Т-р продолжал разработку материала белорус. фольклора:

"Соловей" Бядули (1937), "Катерина Жерносек" Клим-ковича (1938); ставил переводные пьесы: "Платон Кречет" (1936); "Беспокойная старость" Рахманова (1938) и др. Рус. и зарубежная классика была представлена спектаклями: "Волки и овцы" (1936), "Без вины виноватые" (1938), "Скупой" (1937). Яркой обличит. силой, исполнительским ансамблем отличался спектакль "Последние" (1937; реж. Раевский, Зорев; Иван Коломийцев - Владомирский, Вера - Жданович). В 1940 т-р был награжд„н орденом Трудового Красного Знамени.

В годы Великой Отечественной войны т-р работал в Томске (1941-44). Здесь пост. пьесы: "Фронт" (1942), "Русские люди" (1943); "Павлинка" Купалы (1944), "Поздняя любовь" Островского (1944) и др. В 1945 т-ру было присвоено имя поэта Я. Купалы, в 1955 - звание Академического.

Среди постановок 40-50-х гг.- спектакли об Отечественной войне: "Константин Заслонов" Мовзона (1947; реж. Санников; Заслонов - Платонов, Кроп-ля - Глебов, Крушина - Дедюшко), "С народом" (1948), "Люди и дьяволы" (1958) Крапивы, "Это было в Минске" Кучара (1949), спектакли, рисующие борьбу за мир,-"Голос Америки" Лаврен„ва (1950) и др.; спектакли, отражающие социалистич. строительство, - "Московский характер" Софронова (1948), "Поют жаворонки" Крапивы (1950; реж. Санников;

Пытлеванов - Дедюшко), "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Извините, пожалуйста!" (1954; реж. Санников), "Чтобы люди не журились" (1959) Мака„н-ка, "На крутом повороте" Губаревича (1956) и др. Истории революции посвящены спектакли: "Семья" Попова (1950), "Кремл„вские куранты" Погодина (1956), "Вечный источник" Зорина (1957), "Грозовой год" Каплера и Златогоровой (1957) (роль В. И. Ленина в этих спектаклях, кроме спектакля "Семья", исполнил Молчанов), "Третья патетическая" (1959; В. И. Ленин - Платонов). Серьёзных успехов т-р достиг в работе над рус. и зарубежным классич. репертуаром:

"Доходное место" (1953; реж. Мозолевская), "Ромео и Джульетта" (1946; реж. Литвинов; Ромео - Платонов, Джульетта - Жданович), "Нора" (1954, реж. Маркова; Нора - Жданович); "Смерть воеводы" Ю. Словацкого (1959).

Лучшие спектакли т-ра отличаются глубоким проникновением в социальную сущность изображаемых явлений, большой жизненной, психологич. правдой, реалистич. направленностью, гармоничным актерским ансамблем. Т-р способствует развитию нац. сценич. иск-ва, подготовке кадров режиссеров, актеров, театр. художников, развитию белорус. драматургии. Большое значение в жизни т-ра имело творчество актеров и режиссеров Е. А. Мировича, В. Н. Крыловича, Е. Э. Мироновой, М. А. Зорева, Г. Ю. Григониса. В труппе театра (1960): нар. арт. СССР В. И. Владомирский, Г. П. Глебов, П. С. Молчанов, Б. В. Платонов, Л. И. Ржецкая, нар. арт. БССР С. С. Бирилло, О. В. Галина, В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович, Р. Н. Кошельникова, В. Н. Полло, Л. Г. Рахленко, К. Н. Санников, С. М. Станюта, И. Б. Ша-тилло, засл. арт. БССР Т. Н. Алексеева, А. Б. Барановский, 3. И. Броварская, Н. Н. Еременко, П. И. Иванов, В. А. Кравцов, Б. К. Кудрявцев, П. А. Пекур, 3. Т. Стомма, Л. П. Шинко, Э. П. Шапко, Б. 3. Ян-польский.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1920. "В зимний вечер" ("Рысь") по повести Ожешко (Жданович), "Павлинка" Купалы (Жданович), "На дне" (Елисеев).

1921. "Разоренное гнездо" Купалы (Жданович), "На дне" (Мирович); "Хам" Ожешко (Жданович), "На купалле" Ча-рота (Мирович), "Красная правда" Вермишева (Жданович), "Изба за деревней" ("Цыганка Аза") Старицкого (Жданович), "Дамы и гусары" Фредро (Мирович), "Последняя встреча" Голубка (Голубок), "Ганка" Голубка (Голубок).

1922. "Лес шумит" по Короленко (Жданович), "Ученик дьявола" Шоу (Мирович), "Их четверо" Запольской (Мирович), "Свадьба" Горбацевича (Мирович), "Жрец Тарквиний" Поливанова (Мирович).

1923. "Волки" Роллана (Мирович), "Кастусь Калиновский" Мировича (Мирович), "Машека" Мировича (Мирович), "Социалистка" Гартного (Мирович), "Ведьма" - инсц. рассказа Чехова (Мирович), "Гимн труду" Андреенко (Мирович), "Красные цветы Белоруссии" Горбацевича (Мирович).

1924. "Мещанин во дворянстве" Мольера (Мирович), "Советский ч„рт" Юрьина (Мирович), "Панский гайдук" Быва-евского (Мирович).

1925. "Красная маска" ("Поджигатели") Луначарского (Мирович), "Деревенский судья" Кальдерона (Попов), "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича (Мирович), "Коваль-воевода" Мировича (Мирович), "Карьера товарища Брызга-лина" Мировича (Мирович).

1926. "Смешные жеманницы" Мольера (Попов), "Жорж Данден" Мольера (Попов), "Победа" Мировича (Мирович), "Вир" Романовича (Мирович), "Брак поневоле" Мольера (Попов).

1927. "Мятеж" по Фурманову, инсц. Поливанова (Мирович), "Над Неманом" Громыки (Мирович).

1928. "Запоют веретена" Мировича (Мирович), "Бронепоезд 14-69" Иванова (Винер и Смеянов).

1929. "Мост" Романовича (Мирович), "Инга" Глебова (Смеянов), "Междубурье" Курдина (Мирович), "Луна слева" Билль-Белоцерковского (Мирович).

1930. "Гута" Кобеца (Мирович), "Ярость" Яновского (Смеянов).

1932. "Отечество" Черного (Литвинов).

1934. "Недоросль" Фонвизина (Литвинов и Данилов), "Жакерия" по П. Мериме (Литвинов), "Конец дружбы" Крапивы (Литвинов и Рахленко).

1935. "Жизнь зовет" Билль-Белоцерковского (Рахленко).

1936. "Платон Кречет" (Зорев); "Волки и овцы" (Рахленко).

1937. "Капитанская дочка" по А. Пушкину (Литвинов), "Последние" Горького (Раевский, Зорев), "Скупой" (Рахленко); "Соловей" Бядули (Рахленко и Литвинов), "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (Зорев).

1938. "Без вины виноватые" (Рахленко); "Беспокойная старость" Рахманова (Литвинов), "Партизаны" Крапивы (Рахленко и Санников), "Катерина Жерносек" Климковича (Зорев).

1939. "Гибель волка" Самуйл„нка (Санников), "Кто сме„тся последним" Крапивы (пост. Раевского, реж. Рахленко).

1940. "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега (Головчинер).

1941. "Фландрия" Сарду (Рахленко), "Машенька" Афиногенова (Санников), "В степях Украины" Корнейчука (Рахленко), "Иринка" Черного (Рахленко), "Парень из нашего города" (Санников).

1942. "Крылатое племя" Первенцева (Рахленко), "Душа Москвы" Никулина (Санников), "Фронт" Корнейчука (Рахленко).

1943. "Петр Крымов" Финна (Мирович), "Русские люди" (Рахленко); "Собака на сене" Лопе де Вега (Литвинов).

1944. "Поздняя любовь" Островского (Литвинов), "Поле-щуки" Романовича (Мирович), "Павлинка" и "Примаки" Купалы (Литвинов).

1945. "Милый человек" Крапивы (Раевский).

1946. "Ромео и Джульетта" Шекспира (Литвинов)

1947. "За тех, кто в море" Лаврен„ва (Литвинов), "Кон-; стантин Заслонов" Мовзона (Санников), "Молодая гвардия" (Литвинов); "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (Рахленко).

1948. "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина (Санников), "С народом" Крапивы (Санников), "День чудесных обманов" Шеридана (Литвинов), "Московский характер" Софронова (Санников).

1949. "Это было в Минске" Кучара (Литвинов), "Борис Годунов" (сцены из трагедии - "Келья", "Корчма", "У фонтана") Пушкина (Кравцов), "Скупой рыцарь" Пушкина (Би-рилло), "Особняк в переулке" бр. Тур (Санников и Платонов).

1950. "Голос Америки" Лаврен„ва (Литвинов), "Таланты и поклонники" (Литвинов); "Семья" Попова (Санников), "Калиновая роща" Корнейчука (Сушко), "Цитадель славы" ("Брестская крепость") Губаревича (Санников), "Поют жаворонки" Крапивы (Санников), "Семья Лутониных" бр. Тур и Шейнина (Санников).

1951. "Вишн„вый сад" (Мицкевич); "Анна Каренина" по Толстому, драматич. композиция Волкова (Санников).

1952. "На рассвете" Мака„нка (Санников), "Макар Дубрава" Корнейчука (Мозолевская), "Прага оста„тся моей" Буряковского (Кухта), "Счастье поэта" Витки (Сушко).

1953. "Заинтересованное лицо" Крапивы (Санников), "Доходное место" (Мозолевская),"Коварство и любовь" (Рахленко).

1954. "Нора" (Маркова); "Извините, пожалуйста!" Мака„нка (Санников), "Огненный мост" Ромашова (Рахленко), "Чайка" (Мозолевская); "Пинская шляхта" Дунина-Марцин-кевича (Санников).

1955. "Крылья" Корнейчука (Рахленко), "В добрый час!" Розова (Мозолевская), "Зыковы" Горького (Санников).

1956. "Кремл„вские куранты" (Рахленко); "На крутом повороте" Губаревича (Санников), "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского (Архангельский), "Таня" Арбузова (Жда-нович), "Госпожа министерша" Нушича (Рахленко).

1957. "Дамы и гусары" Фредро (Архангельский), "Пока вы молоды" Мележ (Мозолевская), "Вечный источник" Зорина (Санников), "Лиса и виноград" Фигейреду (Эрин), "Грозовой год" Каплера и Златогоровой (Рахленко), "20 лет спустя" Светлова (Жданович).

1958. "Забытый всеми" Хикмета (Эрин), "Люди и дьяволы" Крапивы (Санников), "Дни нашего рождения" Мележа (Про-стов).

1959. "Третья патетическая" Погодина (Эрин), "Чтобы люди не журились" Мака„нка (Простов), "Смерть воеводы Словацкого (Санников), "Добряки" Зорина (Эрин), "Побег из ночи" бр. Тур (Рахленко).

1960. "Воскресение" по Толстому, драматич. композиция Ефремова (Ефремов), "Сердиться не надо" Зуба (Санников).

Лит.: Раманов?ч А., Першы тэатр, М?нск, 1946;

Н я ф „д Ул., Беларусы? тэатр. Нарыс гйсторы?, М?нск, 1959;

Мастацтва Совецкай Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955; Н я ф „ д Ул., Тэатр у вогненныя гады (1941-45), М?нск, 1959; Декада белорусского искусства и литературы в Москве. 1955. Сборник материалов, [Минск], 1955; Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды (Театр им. Я. Купалы в 20-30-х годах), Минск, 1957; Стэльмах Ул., Народны артыст СССР Г. П. Глеба, М?нск, 1954; Раманов?ч Я., Народны артыст СССР Б. В. Платона, М?нск, 1954; Няф„д Ул., Народны артыст БССР Ул. I. Владам?рск?, М?нск, 1954;

Е с а к о у А., Уладз?м?р Крылов?ч, М?нск, 1956: Няф„д Ул., Народны артыст СССР Павел Сцяпанав?ч Малчанау, М?нск, 1958. В. Н.

БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Б елорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балет а)- музыкальный театр Белорусской ССР. Был открыт в Минске 25 мая 1933. Осн. на базе Гос. студии оперы и балета в Минске (1930-33). Первыми спектаклями т-ра были "Кармен", "Князь Игорь", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Лебединое озеро", "Красный мак". Важное значение в истории т-ра имела пост. оперы "Тихий Дон" Дзержинского (1938).

В 1939-40 были пост. нац. оперы: "Михась Подгорный" Е. К. Тикоцкого, "В пущах Полесья" А.В. Богатыр„ва, "Цветок счастья" А.Е. Туренкова и нац. балет "Соловей" М. Е. Крошнера. В 1940 т-р принял участие в декаде белорус. иск-ва и лит-ры в Москве. В конце 40- 50-х гг. были осуществлены пост. балета "Князь-озеро" В. А. Золотар„ва (1949; Ст. пр. 1950), опер "Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса (1947), "Девушка из Полесья" Тикоцкого (1953) и др., а также опер классич. репертуара ("Борис Годунов", "Садко", "Проданная невеста" и др.). Спектакли в театре идут на белорус. и рус. языках. Среди мастеров театра-нар. арт. СССР Л. П. Александровская, нар. арт. БССР Р. В. Млодек, С. Ю. Друкер, К. К. Кудряшова, Т. Н. Нижни-кова, Л. М. Ряженова, А. В. Николаева, И. М. Болотин, М. И. Денисов, С. В. Дречин; дириж„ры- Л. В. Любимов, засл. деят. иск-в БССР Т. М. Коло-мийцева; художники - нар. художник БССР С. Ф. Николаев, засл. деят. иск-в БССР П. В. Масленников; балетмейстер К. А. Муллер и др. В т-ре работали в различное время: дириж„ры- О. А. Брон, И. А. Гит-гарц, В. И. Пирадов, режиссеры - И. Ю. Шлепянов, П. С. Златогоров, Б. А. Покровский, Б. А. Мордвинов, балетмейстеры-К. Я. Голейзовский, А. Н. Ермолаев В. В. Лопухов, художник М. П. Бобышев и др.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1933. "Кармен" (Дысковский); "Царская невеста"; "Евгений Онегин"; "Красный мак" (Крамаревский).

1934. "Князь Игорь" (Чернявский); "Пиковая дама" (Мордвинов).

1935. "Коппелия" (Лопухов); "Риголетто" (Златогоров и Мордвинов).

1936. "Евгений Онегин" (Дысковский); "Севильский цирюльник" (Борисевич); "Кон„к-Горбунок" Пуни (Крамаревский); "Кармен" (Дысковский).

1937. "Тоска" (Златогоров); "Чио-Чио-сан" (Златогоров);

"Эсмеральда" (Крамаревский).

1938. "Тихий Дон"(Хайлов); "Царская невеста" (Раппопорт);

"Лебединое озеро" (Муллер); "Русалка" (Раппопорт); "Тщетная предосторожность" (Муллер).

1939. "Михась Подгорный" Тикоцкого (Литвинов и Мордвинов); "В пущах Полесья" ("Дрыгва") Богатыр„ва (Шлепянов);

"Соловей" Крошнера (Ермолаев и Лопухов); "Бахчисарайский фонтан" (Голейзовский).

1940. "Цветок счастья" Туренкова (Шлепянов); "Лебединое озеро" (Муллер); "Чио-Чио-сан" (Златогоров); "Пиковая дама" (Шахрай и Шлепянов).

1941. "Травиата" (Шахрай и Шлепянов); "Дон Кихот" (Муллер); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (Борисевич).

1942. "Купальская ночь", муз. нар. представление, монтаж из оперных пост. (Шахрай, Ермолаев и Хираско).

1944. "Тщетная предосторожность" (Васильева и Ковту-нов); "Алеся" Тикоцкого (Покровский).

1945. "Чио-Чио-сан" (Борисевич); "Севильский цирюльник" (Шахрай); "Арлекинада" Дриго (Вайнонен).

1946. "Травиата" (Шахрай); "Русалка" (Борисевич).

1947. "Кастусь Калиновский" Лукаса (Мордвинов и Шахрай); "Алеся" Тикоцкого (Мордвинов).

1948. "Лебединое озеро" (Муллер); "Риголетто" (Мордвинов); "Евгений Онегин" (Шахрай); "Дубровский" Направника (Шахрай); "Дон Кихот" (Муллер); "Пиковая дама" (Мордвинов).

1949. "Князь-озеро" Золотар„ва (Муллер и Мордвинов);

"Князь Игорь" (Мордвинов); "Кон„к-Горбунок" Пуни (Муллер);

"Царская невеста" (Шахрай); "Бахчисарайский фонтан" (Муллер); "Проданная невеста" (Мордвинов); "Черевички" Чайковского (Шахрай); "Алеко" Рахманинова; хореографическая картина "Испанское каприччио" на музыку Римского-Кор-сакова.

1950. "Красный цветок" Глиэра (Дречин и Мордвинов);

"Иван Сусанин" (Мордвинов); "Соловей" Крошнера (Муллер);

"Тоска".

1951. "Доктор Айболит" Морозова; "Запорожец за Дунаем" (Александровская); "Демон" (Шахрай); "Тихий Дон" (Мордвинов и Александровская); "Морозко" Красева; "Эсмеральда" (Дречин).

1952."Страшный двор" Монюшко (Александровская) ;"Князь-озеро" Золотар„ва (Муллер); "Мазепа" Чайковского (Александровская); "Лакме" Делиба (Морал„в); "Иоланта" Чайковского (Морал„в); балетная сюита "Шопениана" (Дречин).

1953. "Девушка из Полесья" Тикоцкого (Александровская, Домбровский, Морал„в); "Жизель"; "Аида" (Александровская).

1954. "Молодая гвардия" Мейтуса (Морал„в); "Спящая красавица" (Муллер); "Борис Годунов" (Александровская и Мордвинов); "Князь Игорь" (Любимова и Мордвинов).

1955. "Пламенные сердца" Золотар„ва (Ермолаев); "Маринка" Пукста (Морал„в); "Евгений Онегин" (Морал„в); "ФраДьяволо" Обера (Морален); "Русалка" (Александровская); "Ла-уренсия" (Дречин); "Трубадур".

1956. "Искатели жемчуга" Визе (Уженцев); "Надежда Дурова" Богатыр„ва (Александровская).

1957. "Корсар" Адана (Дречин); "Садко" (Морал„в); "Михась Подгорный" Тикоцкого (Александровская).

1958. "Манон" Массне (Уженцев); "Голубой Дунай" композиция на муз. Штрауса (Дречин); "Чародейка" Чайковского (Морал„в); "Ясный рассвет" Туренкова (Александровская); "Подставная невеста" Вагнера (Муллер).

1959. "Вертер" (Уженцев); "Дитя радости" ("Си-Эр, или Седая девушка") Корчмар„ва (Морал„в); "Тщетная предосторожность"; "Корневильские колокола" Планкета (Уженцев);

"Баядерка" Минкуса (Дружинин).

1960. "Пиковая дама" (Александровская); "Тропою грома" Караева (Конюс); "Цыганский барон" Штрауса (Уженцев);

"Колючая роза" Семеняки (Уженцев и Бровкин).

Лит.: Смольск? Б., Беларуск? дзяржаны ордена Лен?на Вял?к? тэатр оперы ? балета, в кн.: Мастацтва Совец-кай Беларус?. Сборник артыкула, М?нск, 1955. Бр. С.

БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - создан в 1931 в Минске из кружков художеств. самодеятельности при Минском доме комсомола. В 1931-33 коллектив т-ра проходил студийную уч„бу под рук. режиссеров и педагогов Москвы, Ленинграда и Минска. Организатор и руководитель т-ра был Н. А. Ко-вязин. В 1934 т-р поставил спектакли: "Наш" Зны-ка, "Винтовка" Крона, "В путь дал„кий" Шестакова, "Адвокат Патлен"; "Дружина" Бруштейн (1935) и др. В 1937 во главе т-ра становится Е. А. Мирович. Были пост. спектакли: "Как закалялась сталь" (1937);

"Чудесная дудка" Вольского (1939), "Ночь в сентябре" Чекина (1938), "Снежная королева" Шварца (1939), "Доходное место" (1941). В театре работали актеры: М. В. Заборская, В. В. Чемелов, Н. И. Цурбаков, П. А. Роттер, 3. В. Курд„нок и др. С началом Великой Отечеств, войны т-р прекратил сво„ существование.

В 1956 вновь был открыт в Минске Белорус. ТЮЗ. В состав его вошли в осн. выпускники Белорус. театр. ин-та. Т-р пост. спектакли "Как закалялась сталь" по Н. Островскому (1956), "Не вс„ коту масленица" (1956); "Три соловья, дом 17" Добрычанина (1957), "Юные мстители" Гутковича и Казанского - о подпольной борьбе против фашистов в годы Отечественной войны, "Папоротник-цветок" Козела - о жизни и борьбе трудящихся быв. Западной Белоруссии (обе в 1957), "Не верьте тишине" Шемякина - о воспитании чувства бдительности у советских людей

(1958), "Вечера в Касаткине" Зака и Кузнецова

(1959), "Ревизор" (1960) и др. В труппе театра (1960):

А. Н. Беляев, В. М. Говор-Бондаренко, П. Ф. Дуба-шинский, К. Н. Корол„ва, В. С. Околов, К. Г. Пельтцер, П. А. Роттер, Ю. Ф. Флейто, Л. Е. Тимофеева и др. Главный режиссер театра - засл. деят. иск-в БССР Л. И. Мозолевская.

Лит.: Тэатр юнага гледача БССР, М?нск, 1940; Беларуск? рэспубл?канск? тэатр юнага гледача, М?нск, 1958; Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В.Н.

БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - создан в 1945 в Минске как белорусский театральный институт. В 1937-41 в Белоруссии существовало Республиканское театр. уч-ще. Активное участие в организации уч-ща, а затем Ин-та принимал старейший белорус. режиссер-педагог Е. А. Мирович, к-рый был художеств. руководителем Ин-та до 1952. С 1953 Ин-т реорганизован в Театрально-художественный. Имеет факультеты: актерский, режиссерский, художественный (отделения: живописи, графики, скульптуры, театр.-декорацион-ной живописи). Ин-т играет важную роль в подготовке кадров для белорус. нац. т-ров. В Ин-те преподают

(1960): нар. арт. БССР К. Н. Санников, Д. А. Орлов. Ин-т окончили актеры: Л. Дроздова, В. Тарасов (Т-р им. Я. Купалы), Л. Тимофеева, С. Матюкевич, П. Дубашинский (Белорус. ТЮЗ), Л. Федченко (Бобруйский т-р) и др. В. Я.

БЕЛОРУССКИЙ 3-й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - создан в Минске в 1920. существовал до 1937. Организатором и руководителем т-ра был В. И. Голубок. Т-р открылся пост. пьесы "Суд" Голубка. В 1920-21 коллектив носил название:

"Труппа Голубка", затем "2-я Белорус. труппа" (1921-23), "2-я Белорус. гос. труппа" (1923-26), "Белорус. гос. передвижной т-р" (1926-32), "3-й Белорус. гос. драматич. т-р" (3-й БГДТ) (1932-37). Т-р обслуживал зрителей районных городов и с„л. 3-й БГДТ развивал традиции дореволюц. белорус. т-ра и прежде всего т-ра И. Вуйницкого\ ставил муз.-драм. спектакли, насыщенные нац. нар. творчеством, музыкой, песнями, танцами. Последние годы работал в Гомеле. Лучшие пост. т-ра в 20-е гг.-"Пан Сурынта", "Ганка", "Плотогоны", "Писаревы именины", "Суд", "Невинная кровь" Голубка; в 30-е гг.- "Контратака" Курдина, "Сержант Дроб" Самуйл„нка, "Ярость" Яновского, "Мой друг" Погодина. С 1932 в т-ре работал режиссер К. Н. Санников, осуществивший несколько пост. пьес сов. драматургов. В т-ре работали актеры: В. И. Дедюшко, К. Ф. Былич, С. С. Бк-рилло, М. М. и Т. М. Шашалевич, Л. П. Шинко, А. А. Барановский, П. Бондаренко и др. После закрытия театра (1937) его состав влился в другие белорусские театры.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторьг?, М?нск, 1959; Санников К., Пятнадцать лет (Этапы развития 3-го Белгостеатра, газ, "Рабочий", [Минск], 1935, 23 декабря; 3 в о н а к А., Самаадданнае служэние народу, газ. "Л?таратура ? мастацтва". М?нск, 1958, .ј.ј 8, 9, 10 В Н

БЕЛОРУССКИЙ ЦИРКОВбЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.

БЕЛОРУССКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ДРАМЫ И КОМЕДИИ (Первое товарищество Белорусской драмы и комедии)- драматический белорусский профессиональный театр. существовавший в Минске с мая 1917 по сентябрь 1920. Возник по инициативе И. Т. Буйницкого, В. С. Фальского и др. деятелей нац. сцены. В труппе работали: В. И. Голубок, Г. Ю. Григонис, А. К. Ильинский, А. П. Крыница, Л. ИРжецкая, Е. Э. Миронова, Н. А. Мицкевич и др. Руководителем т-ра был Ф. П. Жданович. Т-р гастролировал по Белоруссии. В репертуаре т-ра были: "Разор„нное гнездо", "Павлинка", "Примаки" Купалы, "Антось Лата" Коласа, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Хам" и "Рысь" Ожешко, "Цветок папоротника" Буйла, "Невинная кровь" и "Последняя встреча" Голубка, "Предложение", "Медведь" Чехова и др. В 1920 т-р был расформирован. На основе его творч. состава были созданы 1-й Белорусский гос. драм. т-р (с 1945 т-р им. Я. Купалы) и передвижной т-р под рук. В. Голубка (с 1932 - 3-й Белорус. гос. драм. т-р).

Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Атрошчанка А., "Таварыства драмы ? камеды?", газ. "Л?таратура ? мастацтва", М?нск, 1958, 8 студ-зеня, ј 3. В. Н.

БЕЛОСОВ, Михаил Михайлович [р. 15 (28). II. 1905] - русский советский актер. Нар. арт. УССР (1948). В 1923 окончил Казанский театр. техникум и вступил в труппу Казанского т-ра. В последующие годы работал в т-рах Ульяновска, Н. Новгорода, Ростова, Тбилиси. С 1939-актер Киевского рус. т-ра им. Леси Украинки. Б.- актер героич. плана, ему присуща романтич. приподнятость, лирико-поэтич. окраска, выразит, речевая характеристика образов. Роли:

Фердинанд; Трофимов ("Вишн„вый сад"), Чацкий; Михаил

Зыков ("Зыковы"), Пушкин ("Наш современник" Паустовского), Сагайдачный ("Песня о черноморцах" Лаврен„ва), Яков ("Последние"), Карпо Салай ("Песня под зв„здами" Собко), Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю) и др. Снимается в кино. Р. С.

БЕЛЫЙ, Андрей (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) [14(26). X. 1880, Москва,-8. I. 1934, там же] - русский писатель, поэт и прозаик. Один из крупнейших теоретиков символизма. Род. в семье профессора математики. Окончил естественное отделение физико-математич. ф-та Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в конце 90-х гг. В 1898 сочинил драму-мистерию "Антихрист" (отрывки "Пришедший" и "Пасть ночи" опубликованы в 1903 и 1908), в к-рой выразил ожидание конца старого мира, грядущего обновления жизни. Эта тема становится затем центральной для всего творчества Б., ложится в основу его общей теории иск-ва.

Б. созна„т упадок гуманизма и культуры в бурж. обществе ("Об итогах развития нового русского искусства", 1907), остро ощущает кризис европейской цивилизации, где царит "материализация внешних условий жизни" ("Арабески", М., 1911, с. 169). Цель иск-ва, по Б.,- борьба с духовными устоями бурж. общества ("Кризис сознания и Г. Ибсен", 1910). Но иск-во определяется Б. как область свободы от жизни, где, побеждая рок, т. е. внешнюю необходимость, человек подготавливает себя для творчества действительности. В этом смысле наиболее эффективна драма, театр. Основной тенденцией совр. ему рус. т-ра Б. считает стремление к разрушению границ иск-ва, проявляющееся в попытках возродить формы мистериального и античного т-ра, насытить социальную драму (Ибсена, Чехова и др.) символистским миропониманием. Последнее представляется Б. единственно верным, но практически недоступным пут„м, поскольку логика быта и метод символистского мышления трудно совместимы и режиссеры обычно заслоняют символизм бытом или подавляют актера. Б. считал, что т-р переживает историч. кризис, -как и культура в целом. Символизм представляется Б. новым этапом романтизма, порожд„нным революционным движением эпохи. Он стремится рассматривать символизм как искусство социальное, лиш„нное мистической подопл„ки. Однако эстетика Б. открыто враждебна материализму. Область развития идей и художественных форм Б. противопоставляет общественной борьбе, исторической практике, развитию самого материального мира. Этим определялось искаж„нное восприятие Б. событий рус. революции, что нашло отражение в его произведениях (роман "Петербург", 1913-16, и др.) и литературоведческих работах.

Б. остался на символистских позициях и в сод. время. Так, его статья "Гоголь и Мейерхольд" (1927), посв. постановке "Ревизора" в Т-ре им. Вс. Мейерхольда, снижает остроту и социальную конкретность гоголевской сатиры и содержит нападки на реалистич. традиции русского т-ра.

В 1925 на сцене МХАТа 2-го была пост. инсценировка романа Б. "Петербург", в к-рой, как писала критика (А. В. Луначарский, П. А. Марков и др.), идейные недостатки произведения выступили ещ„ более резко. Значительный интерес в этом спектакле представляло собой только исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения.

Соч.: Сборники: Символизм, М., 1910; Арабески. Книга статей, М., 1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.

"БЕЛЫЙ КЛОУН" - цирковое амплуа. Партн„р Августа, или Рыжего, в традиционном клоунском антре. По характеру "Б. к." - простак или резон„р.

Внешний облик "Б. к." сохраняет постоянные черты; неестественно белое под густым слоем краски лицо, поднятые в остром изломе ч„рные линии бровей, малинового цвета губы и уши создают брезгливо-капризное выражение недоумения и настороженности. Изящный бархатный или ш„лковый костюм, украшенный аппликациями и бл„стками, состоит из куртки, коротких до колен галифе, ш„лковых чулок и остроносых туфель. Напомаженные волосы покрыты надетым набекрень белым коническим колпачком, в руках - тонкая щегольская тросточка с овальной подушечкой на конце. Игра тросточкой, мелкие семенящие шажки, жеманные интонации дополняют образ маменькиного сынка-переростка, изнеженного и манерного тихони.

Наименование и характер "Б. к." оформились в выступлении с Августом. До этого существовали т. н. соло-клоуны, продолжавшие традиции балаганных дедов, ярмарочных паяцев. Среди первых исполнителей амплуа "Б. к." -франц. клоун прошлого века Фуутит, выступавший с Шоколя; и рус. клоун С. С. Альперов, выступавший с Бернардо. В сов. время в амплуа "Б. к." выступали Д. С. Альперов, К. П. Рол-лан, Д. П. Демаш, Г. И. Бондаренко, С. М. Ротмистров и др. Они внесли в репертуар "Б. к." элементы совр. актуального содержания, придали образу черты гражданского сатирика.

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953. М. 3.

БЕЛЬ (Bell), Мари [наст. имя и фам.-Мари Жанн Белой (Belon)J (p. 23.XII.1900)-французская актриса. В 1921, по окончании парижской Консерватории, дебютировала на сцене "Комеди Франсез" в роли Анжелики ("Мнимый больной"). Голос и внешние данные определили амплуа Б. как трагич. героини. Роли: Федра, Эсфирь (о. п. Расина), Сели-мена ("Мизантроп" Мольера). Была первой исполнительницей гл. женских ролей в пьесах "Рено и Арми-да" Кокто и "Атласная туфелька" Клоделя. С 1928 6. - сосьетерка "Комеди Франсез", ныне - поч„тная со-сьетерка. В 1958 сыграла роль Мари-Поль в пьесе "Хорош суп" Марсо (т-р "Жимназ"). Принимала участие в Движении Сопротивления. С 1924 снимается в кино. Н. В.

БЕЛЬ KAHTO (итал. bel canto, букв.- прекрасное пение) - стиль вокального исполнения, отличающийся л„гкостью и приятностью звучания, предельной мелодич. связностью (кантилена), изяществом и совершенством вокальных орнаментов (колоратура). Б. к. было связано с развитием итал. оперы с сер. 17 в. до первых десятилетий 19 в. (оперы Беллини). Употреблялось для обозначения высокого вок. мастерства. См. Вокальное искусство.

"БЕЛЬВАРОШИ" (венг. Belvarosi, букв.-в центре города) - венгерский театр. Создан в Будапеште осенью 1916. "Б." был камерным т-ром с небольшим количеством мест в зрительном зале. Спектакли, создававшиеся на его сцене, носили интимный характер. В "Б." были пост. "Трагедия детей" Шенхера (1920), "Жорж Данден" Мольера (1920), "Игра любви и смерти" Р. Роллана (1925), "Святая Иоанна" Шоу (1936) и др. В т-ре работали актеры И. Титкош, Э. Булла,

А. Пагер, А. П„т„, Э. Бало и др. В качестве гастрол„ров здесь выступали Г. Байор, А. Шомлаи, М. Ши-мени, Д. Чортош и др. В 1940 "Б." прекратил свою деятельность. В наст. время в его помещении работает Т-р им. Катоны (филиал Национального т-ра)

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница