Наши партнеры

Проектирование мультимедийных систем
Квартиры в Торревьехе: купить недвижимость в Торревьеха.

Театральная энциклопедия
(страница 47)


БЕНАССИ (Benassi), Мемо (р. 21. VI. 1891)- итальянский актер. Сценич. деятельность начал в труппе Г. Тумиати. В 1921 играл в труппе Э. Дузе, в 1922-24 гастролировал вместе с Дузе в США, исполнял роли Освальда ("Привидения"), Леонардо ("М„ртвый город" Д'Аннунцио). В 1925-28 и 1931-32 выступал вместе с известной актрисой Э. Граматикой. Роли: Дофин ("Святая Иоанна" Шоу) и Джон Габриэль Боркман (о. п. Ибсена). С 1930 работал в различных труппах. Участвовал в спектаклях, пост. реж. М. Рейнхардтом, Л. Висконти и др. Среди ролей этого периода: Мефистофель ("Фауст"), Шейлок; Антоний, Бенедикт ("Юлий Цезарь", ' "Много шума из ничего" Шекспира), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Арнольф ("Школа ж„н" Мольера), Тарталья ("Король-олень" Гоцци), Вершинин ("Три сестры") и др. В 1953-54 играл роли Ф„дора Павловича Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Тартюфа и др. С 1916 снимался в кино. Ал. С.

"БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛЙШЬ ("Benvenuto Celimi") - опера Г. Берлиоза, либр. Л. де Вайи и О. Барбье. Пост. 10 сент. 1838, Париж; возобновлена там же 3 апр. 1913. Пост. в др. городах: Веймар, 1852, 1856; Ганновер, 1879; Берлин, 1896; Дрезден, 1929; Лондон, 1853; Прага, 1894; Страсбург, 1903; Вена, 1911; Цюрих, 1912; Глазго, 1936. Н. Гр.

БЕНГАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Сво„ начало бенг. драма вед„т от религиозно-эпич. поэмы "Гита-Говинда" Джаядевы, написанной в 12 в. в форме монологов-песен о любви Кришны к пастушке Радхе. В 16 в. формированию бенг. драмы содействовала религиозно-просветительская деятельность реформатора, поэта и актера Чайтаньи и его учеников, создававших мистериальные драмы в духе народных представлений "джатра". Р. Госвами написал ряд драм о Кришне (30-е гг. 16 в.); П. Сен Кавикарнапур - пьесу "Чай-танья - лунный свет" (1540), посвящ„нную Чайтанье. До сер. 18 в. драматурги черпали сюжеты в вишнуит-ско-кришнаитской лит-ре; пьесы писались на санскрите и лишь с 18 в. стали переводиться на бенг. яз. С сер. 18 в. англичане открыли в Бенгалии Калькуттский т-р и т-р "Чауранги", в репертуар к-рых входили произв. англ. авторов. В конце 18 в. рус. востоковед и музыкант Г. С. Лебедев основал в Калькутте первый в Индии нац. общедоступный т-р. Он перев„л на бенг. яз. и поставил в 1795-96 ряд европ. пьес, переработанных применительно к бенг. действительности. В этом т-ре впервые женские роли исполнялись актрисами. С отъездом Лебедева из Индии т-р прекратил существование. В 1831 П. Тхакур основал "Театр хинду". Среди постановок, осуществл„нных в этом т-ре:

"Юлий Цезарь" Шекспира и "Представление о Раме"переработка пьесы Бхавабхути. В 1840 был создан "Восточный т-р", ставивший пьесы Шекспира-"Отел-ло" (1853), "Венецианский купец" (1854), "Генрих IV" (1855). В 1841 англ. чиновники из Ост-Индской компании организовали т-р "Сан-Суси", репертуар к-рого состоял из произв. совр. европ. авторов. Начиная с сер. 19 в. театр. жизнь Бенгалии была сосредоточена в т-рах Калькутты, принадлежавших частным лицам; т-ры Тхакура, Л. Деба и Н. Бошу ставили пьесы совр. бенг. драматургов: первая бенг. трагедия "Упоение славой" Гупто (1852), первая комедия - "Бхадраар-джун" Сикдара (1852), "Шакунтала" Рая (1867), "Мужеством добытая Урваши" Синха (1857), "Ратнавали" Рамнараяна (1856). В 1859 была написана пьеса "Шор-мишто" (на сюжет из Махабхараты) М. М. Дотто, вошедшая в репертуар многих бенг. т-ров. Подъ„м общественного движения в стране накануне нар. восстания 1857 способствовал появлению пьес, затрагивавших важные вопросы современности. Среди пьес, ставивших острые соц. вопросы: "Кулин-кула" Тор-коратно (пост. 1857, Калькутта), осуждавшая многоженство, и его же пьеса "В тисках голода". Бесправное положение индийских вдов нашло отражение в пьесе "Свадьба вдовы" Митро. Феодальный обычай - бракосочетание детей - обличается в пьесе "Детский брак" Ромешчондро. Жестокую эксплуатацию рабочих на плантациях индиго показывала пьеса "Зеркало индиго" Митро, пост. в 1860 Национальным т-ром (создан в 1871). Вместе с Бенгальским и Большим Национальным т-рами (основаны в 1871-73) этот т-р сыграл важную роль в пропаганде нац. драматургии. Выдающимся режиссером и драматургом 2-й пол. 19 в. был Г. Гхош - автор пьес на историч., мифологич., а также совр. темы: "Сирадж-уд-Даула", "Мир Касим", "Наль и Дамаянти", "Мир", "Поток слез" и др. Деятельность Гхоша имела большое значение для развития театр. иск-ва в Бенгалии; в 80-е гг. он принимал участие в создании т-ров "Эме-ралд" и "Стар", в 1892-т-ра "Минерва", воспитал мн. нац. актеров и драматургов (А. Дошу, А. Дотто, Д. Бабу, Т. Сундари, Ш. Дотто, Б. Доши и др.).

Инд. правительство, недовольное антиангл. направленностью мн. пьес, предприняло ряд мер, ограничивавших театр. деятельность. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях", к-рый осуществлял цензуру драматич. произведений. В результате были запрещены пьесы Д. Б. Митро, Г. Гхоша, У. Даса и др. Ряд постановщиков и исполнителей этих пьес подвергся арестам и штрафам.

В конце 19 в. появились первые произведения крупнейшего писателя и драматурга Бенгалии Р. Тагора:

"Гений Вальмики", "Игра иллюзии", "Возмездие природы", в нач. 20 в."Осенний праздник", "Красные олеандры" и др. Пьесы Тагора, проникнутые подлинным гуманизмом, тонкой символикой и лиризмом, воспевают духовную красоту человека. Студенты Шанти-никетона (ун-т, основанный Тагором в 1901) ставили и сохраняют до наст. времени традицию постановок инсценировок романов ("Гора" и др.) и пьес Тагора.

Большое влияние на развитие нац. драматургии оказал Д. Рай - автор драм "Нур Джехан" (1908, "Минерва"), "Чандра Гупта" (1911, там же), лучших драматич. произведений в 1-й четверти 20 в. Пьесы Рая способствовали утверждению историч. жанра в бенг. драматургии. Последователем Рая был К. П. Видьябинод, написавший историч. пьесы "Трон Бенгала", "Аламгир", "Чанд Биби", значительно уступавшие по художеств. уровню пьесам Рая.

В 20-40-е гг. 20 в. на бенг. сцене был показан ряд инсценировок романов Б. и Ш. Чоттопадхайя, произведений писателя Т. Бондопадхайя. Эти спектакли ставились в т-рах Калькутты, из к-рых наибольшей известностью пользуются т-р "Вишварупа" и любитсльский коллектив, руководимый режиссером и актером Ш. Бхадури. Большое место в совр. театр. жизни Бенгалии занимает "Общество Шекспира", широко пропагандирующее драматургию великого англ. драматурга. В джатрах М. Даса, разыгрываемых в инд. деревнях, нашло отражение всеинд. патриотич. движение за развитие нац. промышленности и рынка ("свадеши"). Значит, вклада развитие нац. т-ра внесла бенг. Ассоциация индийских нар .т-ров, способствовавшая своей деятельностью утверждению совр. тематики в драматургии, стремившаяся показать борьбу инд. народа за освобождение. В числе лучших пьес, пост. этой группой: "Август 1942" Гупто, "Новый урожай" Бхаттачарии-о голоде 1943, и др. Среди актеров бенг. группы Ассоциации: Ш. Шен, Г. Бхаттачария, Ш. и Т. Миттро.

Б. т. и д., возникшие в наиболее развитом в эко-номич. и политич. отношении р-не Индии, оказали значит, влияние на становление драматургии на языках хинди, гуджарати, ория, а также па формирование т-ра в других нац. р-нах Индии.

Лит.: Сг u h а-Т hakurta P., The Bengali drama, its origin ans development, [a. o.], L., 1930; A n a n d M. R., The Indian theatre, L., 1956; Новейшая история Индии, M., 1959, с. 649-3. Св. Я.

БЕНДА (Benda), Йиржи Антонин (30. VI. 1722- 6. XI. 1795) -чешский композитор, скрипач и дириж„р. В 1742-50 был придворным скрипачом в Берлине, в 1750-78-капельмейстером в Готе. Автор зингшпилей "Деревенская ярмарка" (1775, Гота), "Ромео и Юлия" (1776, там же), "Дровосек, или Три желания" (1778, там же), мелодрам на античные сюжеты "Ариадна на Наксосе" (дуодрама, 1775), "Медея" (1775, там же), "Пигмалион " (1779, там же), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Оперы и мелодрамы Б. пользовались большим успехом у современников и обошли мн. европ. сцены. Творч. принципы Б. сыграли значит. роль в истории муз. т-ра, в частности в развитии жанра бурж. муз. комедии 18 в. Мелодрамы Б. были известны в России, где исполнялись нем. оперной труппой.

Лит.: Hodermann R., G-porg Benda. 1001)11,1895:

Hnilicka A., Jih' Benda, Praha, 1911; Helfert V., Jiri Benda, [c] 1-2, Brno, 1929-3/*. Л'. Т.

БЕНДА (Benda), Феликс (25. V. 1833-26. IV. 1875)-польский актер. В 1853 дебютировал в Краковском т-ре, в к-ром работал (с перерывом в 18631865) до конца жизни. Вначале играл роли героев, не соответствовавшие его природным данным. С приходом в т-р С. Козъмяна Б. начал играть роли любовников, затем - резон„ров, в к-рых раскрылось его дарование: Густав, Папкин ("Девичьи обеты", "Месть" Фредро), Мазепа ("Мазепа" Словацкого), Вальморо ("Взгляды г-жи Обрай" Дюма-сына). В последние годы жизни выступал и как режиссер.

Лит.: К о z m i a n S., Feliks Benda ... Krakow, 1875.

БЕНДЕР (Bender), Пауль (28. VII. 1875-25. XI. 1947)-немецкий артист оперы (бас). Пению обучался у Л. Pece и Б. Гофмана. Впервые выступил на оперной сцене в 1900 в Бреславле. С 1903 пел в Мюнхене (в 1902 участвовал в спектаклях "Байр„йтского театра"). С 1924 Б.-солист т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне; в 30-х гг. выступал в т-рах США, в т. ч. в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Обладал гибким и сильным голосом красивого тембра, особенно хорошо звучавшим в верхнем регистре. Успешно выступал в вагнеровском репертуаре-Вотан, Ганс

Сакс, король Марк, Гурнеманц и Амфортас ("Кольцо Нибелунга", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда", "Парсифадь"). Среди др. партий Б.: Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта), барон Оке ("Кавалер Роз" Ф. Штрауса). Л. М.

БЕНДЖАМИН (Benjamin), Артур (18. IX. 1893- 9. IV. I960)-австралийский композитор и педагог. В 1914 окончил Королевский муз. колледж в Лондоне (с 1926-профессор). В 1919-21 Б.-профессор консерватории в Сиднее. С 1922 жил в Англии. Впервые выступил как композитор в 1924. Автор мн. произв., в т. ч. одноактных комич. опер "Дьявол е„ возьми" (1931, Королев, муз. колледж, Лондон), "Примадонна" (1949, т-р "Фортуна", Лондон), оперы "Повесть о двух городах" по одноим. роману Ч. Диккенса (1953, Лондон, исполнялась по радио), получившей широкую известность в Англии и Австралии, балета "Серебряная свадьба Орландо" (1951, на Британском фестивале, Лондон) и др. Сценические произведения Б. отличаются реалистичностью выразительных средств, мастерством отделки деталей, сатирической направленностью (комические оперы), напряж„нным драматизмом ("Повесть о двух городах"). Л. М.

БЕНДИНА, Вера Дмитриевна [р. 10(23) IX. 1900]-русская советская актриса. Народная артистка РСФСР (1948). По окончании школы Третьей студии МХАТа в 1924 была принята в труппу МХАТа. Б. обладает даром импровизации, созданные ею образы отмечены свежестью и неожиданностью характеристик. С большим обаянием, непосредственностью, лирикой и юмором сыграла роли Лизы ("Горе от ум"), Тильтиля ("Си-шгл птица" Метерлин-ка), Фаншетты ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Дорины ("Тартюф"), Королевы ("Двенадцать месяцев" Маршака) и др. Исполнительница ряда ролей в произведениях Горького, Б. создала трогательный образ Л„ньки ("В людях"), протестующий образ Нади ("Враги"). Среди ролей актрисы - грациозная, смелая и нежная Суок ("Три трлстяка" Слеши), Ольга ("Дачники"). С большим мастерством Б. играла в водевилях (Людмила - "Квадратура круга" Катаева, Лиза - "Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). П. М.

БЕНДЛЬ (Bendi), Карел (16. III. 1838-20. IX. 1897)-чешский композитор и педагог. Учился в Пражской органной школе. В 1864 работал капельмейстером оперы в Брюсселе. В 1865-77 был руководителем оркестра Пражского оперного т-ра и мужского хора "Глагол Пражский". Автор 11 опер, среди к-рых "Лейла" (1868), "Бржетислав" (1869), "Старый жених" (1874), "Черногорцы" (1881), "Карел Шкрета" (1883), "Дитя табора" (1892), "Шванда" (1896); первой чешской оперетты "Индийская принцесса" (1894), балета "Чешская свадьба" (1874), хоров и др. соч. Сценич. произв. Б. были впервые пост. в Праге. Б. широко использовал песенные интонации чеш. муз. фольклора. В сво„м творчестве Б. следовал реали-стич. традициям Сметаны и Дворжака. Преподавал в Пражской консерватории. Л. Г., Е. П.

БЕНЕЛЛИ (Benelli), Сем [10. Vlil. 1877, Филет-толе (Прато),-18. XII. 1949, Зоальи (пров. Генуя)]- итальянский драматург и поэт. Учился в университете во Флоренции, работал журналистом. После 1-й мировой войны примкнул к фашистам, но впоследствии порвал с ними и эмигрировал в Швейцарию. Вернулся на родину после 2-й мировой войны. В первой пьесе Б.-"Фердинанд Лассаль" (1902)-проповедуется примирение классов. В творчестве Б. сказалось влияние Д'Аннунцио, в нем проявились характерные черты неоромантизма (культ сильной личности, тяготение к историч. символике, мистико-декадент-ские мотивы). Таковы его историч. (флорентийские) драмы и трагедии из эпохи итал. средневековья и Возрождения ("Маска Брута", соч. 1908; "Ужин шуток", 1909, т-р "Арджентина", Рим). Многим из пе-речисл. особенностей отмечены также пьесы Б. "Любовь трех королей" (1910, т-р "Арджентина"), "I ваный плащ" (1911, Рим и Турин), "Росмунда" (1911, т-р "Лирико", Милан), "Горгона" (1913, т-р "Россетти", Триест), "Орфей и Прозерпина" (1928, т-р "Лирико").

В пьесах на современные темы ("Тиньола", 1908, т-р "Паганини", Генуя) проявилась веристская направленность творчества Б., элементы социальной критики. В 30-х гг. Б. пишет бытовые драмы: "Паук" (1935, т-р "Одеон", Милан), "Орхидея" (1938, т-р "Муниципальное казино", Сан-Ремо).

Соч.: Фердинанд Лассаль, "Вестник иностр. литературы", 1903; ј 12; то же, пер. Н. Е. Ефимова, М.-П., 1919; "Потеха за потеху" ("Ужин шуток"), пер. М. Чайковского, М., 1910;

"Ужин шуток", пер. А. Брюсова, М., 1910; "Любовь трех королей", пер. Е. Пархомовского, литогр. изд., СПБ, 1911

Лит.: Амфитеатров А. В., Маски Мельпомены, М. 1911; О с о р г и н М., Очерки современной Италии, М., 1913 Palazzi Р., Sem Benelli, Ancona, 1913; Tonelli L. L'evoluzione del teatro contemporaneo in Italia, Palermo 1913; Lari C., Sem Benelli, il suo teatro, la sua compagnia Mil., 1928; D'A m i с o S., Il Teatro Italiano (del Novecento), Mil., 1937. Ал. С.

БЕНЕТОВИЧ (Benetovic), Мартин (г. рожд. не-изв.-ум. 1607)-далматинский драматург. Жил и работал в г. Хваре. Учился в Италии. Б. занимался литературой, живописью и музыкой. Написал несколько комедий, к-рые широко ставились в конце 16 в. Сохранилось лишь одно его произведение-комедия "Хварянка" ("Женщина из Хвара"), построенная на любовных перипетиях. Наряду с условностью, характерной для комедии дель арте, в "Хварянке" есть оригинальные образы и ситуации. Пост. пьесы была осуществлена в Югославии в 1957. Аг. М.

БЕНЕФЕЛДЕ, Ада (р. 19. II. 1887)-латышская артистка оперы (колоратурное сопрано). Муз. образование получила в Риге и Берлине, где в 1908 окончила консерваторию. Выступала в Берлине в спектакле "Сон в летнюю ночь", пост. М. Рейнхардтом. Пела в оперных т-рах Гейдельберга, Ахена и др. городов. С основанием "Латышской оперы" (1913) вернулась в Ригу. С этого времени имя Б. тесно связано с развитием латыш. оперного иск-ва. Партии: Лаймдота ("Огонь и ночь" Я. Медыня), Виолетта, Джильда; Маргарита ("Фауст"), Церлина ("Дон Жуан"), Антонида ("Иван Сусанин"), Тамара ("Демон") и др. В 1920-39 Б. преподавала в Латв. консерватории (с 1929-профессор). Б.-одна из первых выдающихся латышских колоратурных сопрано. Обладала высокой артистической и вокальной культурой. Выступала в концертах. Я. В.

БЕНЕФИС (франц. benefice-барыш, польза)- спектакль, сбор с к-рого полностью (полный Б.) или частично (п о л у б e н e ф и с и т. д.) поступал в пользу одного или нескольких актеров-"бенефициантов" (за вычетом расходов по спектаклю).

Первый Б. состоялся во Франции в 1735. Вскоре Б. получили почти повсеместное распространение. Первоначально Б. представляли собой вид единовременной материальной помощи актеру, со временем превратились в род неофициальной надбавки к жалованью. В России вошли в практику с 1783 (до 1809 Б. предоставлялись также драматургам, композиторам). В 1908 Б. в Имп. т-рах были ликвидированы.

Традиционное право бенефицианта выбирать пьесу для Б. иногда прокладывало путь на сцену выдающимся произведениям драматургии (напр., "Овечий источник" в бенефис М. Н. Ермоловой, Малый т-р, 1876). Но чаще всего пьесы для Б. выбирались с расч„том на кассовый успех. Форма Б., предусматривающая материальное вознаграждение, упразднена в 1925 постановлением V Всесоюзного съезда профсоюза работников искусств. В наст. время в СССР устраиваются творческие (преим. юбилейные) отч„ты артистов. Л. Шн.

Лит.: К истории бенефисов, Ежедневное прибавление "Ярославских губернских ведомостей" к .ј 38, Ярославль, 1897, 17 мая; Белинский В. Г., Русский театр в Петербурге. Полное собр. соч. в 13 томах, т. 8, М., 1955, с. 367-69;

Островский А. Н.,О наградных бенефисах, Полное собр. соч., т. 9, М., 1952, с. 271-77; Ежегодник Московского Художественного театра. 1951-52, M., 1956, с. 325-26.

ВЕНИАМИНОВ, Александр Давидович (р. 4. VI. 1904) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1938).Член КПСС с 1941.В 1923-26 учился в ГИТИСе. В 1927-29 был актером Ленингр. т-ра Сатиры (Чубчик - "Вредный элемент" Шкваркина, Санька-"Республика на кол„сах" Мамонтова), в 1933-36-Мюзик-холла. Обладая темпераментом, выразительной мимикой, виртуозно используя при„мы эксцентриады, гротеска, буффонады, внешней трансформации, Б. добивался ярких комич. эффектов. В 1937-41 и с 1945 до наст. времени работает в Ленингр. т-ре Комедии. В иск-ве Б. острая комедийность нередко сочетается с трагифарсом, поисками социальной заостр„нности образа. Среди его ролей: граф Ламперти ("Остров мира" Петрова), Данданаке ("Потерянное письмо" Караджале), Бламанже ("Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину). Драму "маленького человека" в буржуазном обществе Б. показал, играя роль Мушета ("В понедельник в 8" Кауфмана и Фербер) и особенно ярко в трагикомическом, трогательно-беспомощном образе Паскуале ("Призраки" де Филиппе). В годы Отечественной войны Б. возглавлял Фронтовой т-р миниатюр (1941-45).

Лит.: Янковский М., А. Д. Вениаминов, Л., 1959; Ку-л и к о в а К., Александр Вениаминов, Л.-М., 1960. С. Др.

БЕНЙТЦКИЙ, Александр Петрович [1780-30. XI (12. XII). 1809]-русский писатель и критик. Член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. организованного учениками и последователями А. Н. Радищева. Б. издавал альманах "Талия" (1807), журнал "Цветник" (1809, совм. с А. Е. Измайловым). В своих театр.-критич. и теоретич. статьях выступал как последовательный выразитель демократич. тенденций в рус. иск-ве нач. 19 в., предшественник декабристского романтизма. Б. указывал на необходимость разработки теории актерского творчества. Автор драматической поэмы "Гран-гул" (журнал "Цветник", 1809) из жизни индейцев, романтически толкующей тему борьбы за свободу.

Лит.: Поэты-радпщевцы. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств [под ред. В. Орлова), [М.], 1935, с. 649-732. . Т. Р.

БЕНИШКОВА (Beniskova), Отилия (р. 26. X. 1882) - чехословацкая актриса. Нар. арт. Чехословацкой Социалистической Республики. Сценич. деятельность начала в 1898. С 1902 играла в т-рах Брно, Праги, Пльзеня, Братиславы. В 1945 Б. вступила в труппу т-ра Пятого мая в Праге, затем т-ра "Д-34", Творчество Б. отличается тонким психологич. мастерством. Роли: Мать (о. п. Чапека), госпожа Лука-шева ("Вера Лукашева" по роману Бенешевой), Людмила ("Кровавые крестины" Тыла), Руженка ("Лето" Шрамека) и др. Л Сол.

БЕНКЛЯН, Серовпе (1834-1900) - армянский певец (бас), режиссер и музыкально-общественный деятель. Один из организаторов арм. нац. муз. т-ра. В 1875 основал (совм. с композитором Т. Чухаджяном) в Константинополе (Стамбуле) муз т-р, в к-ром ставились оригинальные и переводные комич. оперы и оперетты, исполнявшиеся на арм. и тур. яз. В 1880 вместе с организованной им труппой {"Театр Бенкля-на)) гастролировал в странах Ближнего Востока, на Балканах, в Египте, Греции и др. странах. В состав труппы входили Сирануш, Г. Ширинян, М. Мна-кян, сестры Гаракаш и др. Б. был режиссером и исполнителем партий в комич. операх и опереттах:

Хор-хор, Ариф, Kece ("Леблебиджи хор-хор-ага", "Ариф", "Кесе-Кехва" Чухаджяна), в зап.-европ. репертуаре - Мурзук ("Жирофле-Жирофля" Лекока), Агамемнон ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Выступал также в драм. спектаклях. Деятельность Б. способствовала популяризации арм. нац. муз. театра и становлению музыкального театра на Ближнем Востоке. В. Т.

БЕНКРОФТ, Сквайр и Мэри Эффи-см. Банкрофт, Сквайр и Мэри Эффи.

БЕНОНИ (Вепош), Богумил (25. II. 1862-10. II. 1942) - чешский артист оперы (баритон). Впервые выступил в концерте в 1882; дебютировал на оперной сцене в 1883 в Праге на премьере оперы "Дон Жуан" Моцарта. Партии: Пржемысл ("Либуше" Сметаны), Ламикар ("Псоглав-цы" Коваржовица), Мануэль ("Мессин-ская невеста" Фиби-ха), Сампо ("Ева" Ф„рстера), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Фигаро, Онегин и др. В 1910 Б. оставил сцену и занимался педагогической деятельностью.

Л li т. с о ч.: Певцы, их таланты и судьбы; Искусство пения и его методика; Статьи о солистах чешской оперы, в кн.: В е n o n i В., Vzpominky, Praha, 1917-19.

Лит.: Nejedly Z., Opera Naradniho divadla, 2 изд.. Prah?, 1949. JJ, Т., Е. П.

БЕНСОН (Benson), Фрэнк Роберт (4. XI. 1858- 3. XII. 1939) - английский актер, режиссер, педагог. Принимал участие в любительских спектаклях. В 1882 дебютировал в т-ре "Лицеум" (Лондон), руководимом Г. Ирвингом; в следующем году организовал передвижной т-р, к-рый работал в Лондоне и Стратфорде. В течение ряда лет Б. осуществил постановки всех пьес Шекспира (кроме "Тита Андроника" и "Троила и Крессиды"). В 1886-1919 труппа Б. играла в Шекспировском мемориальном т-ре в Страт-форде-он-Эйвон, где Б. организовывал ежегодные фестивали шекспировских спектаклей. Эта труппа гастролировала также по провинциальным городам. Был одним из виднейших театр. педагогов Англии. Опубликовал труд об актерском иск-ве, а также книгу воспоминаний. Работал как режиссер в кино.

Соч.: My memoirs, L.. 1930; I want to go to the stae, L., 1931. A. A.

БЕНТАЛЛ (Benthall), Майкл (p ,8. JI. 1919) - английский режиссер. Сценич. деятельность начал в 1938 как актер..В 1939 был принят в труппу т-ра "Олд Вик" (Лондон). В 1944 впервые выступил как режиссер, осуществив здесь (совм. с реж. Т. Гатри) пост. "Гамлета" (в 1953 пост. в этом т-ре "Гамлета" самостоятельно). Б. ставит гл. обр. классику, особенно произв. Шекспира: "Венецианский купец" (1947), "Укрощение строптивой" (1948), "Сон в летнюю ночь" и "Цимбелин" (оба в 1949), "Буря" (1951)-в Мемориальном т-ре (Стратфорд-он-Эйвон), "Вс„ хорошо, что хорошо кончается" (1953), "Кориолан" и "Макбет" (оба в 1954), "Юлий Цезарь" (1955), "Двенадцатая ночь" (1958) -в "Олд Вик", и др. Б. осуществил также ряд пост. в оперных т-рах: "Аида" (1948), "Пиковая дама" (1950) -в "Ковент-Гарден" и др. Спектакли, поставленные Б., отличаются яркой зрелищностью, стремительностью ритма. С 1953-гл. реж. т-ра сОлд Вик". В 1960 вместе с т-ром приезжал в СССР. Ф. Я.

БЕНУА, Александр Николаевич [21. IV (3. V). 1870-9.11. 1960] - русский живописец, график, театральный художник, историк искусств, художественный критик и режиссер. Род. в семье известного архитектора Н. Л. Бенуа. В 1894 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Был идеологом и одним из осн. организаторов и теоретиков группы художников "Мир искусства". Как театр. художник выступил впервые в 1900 ("Месть амура" Танеева, Эрмитажный т-р, Петербург). Оформил спектакли: "Гибель богов" Вагнера, "Павильон Армиды" Черепнина, "Пиковая дама" (1903, 1907, 1921, Мариинский т-р, Петербург), "Праматерь" Грильпарцера (1908, Т-р В. Ф. Комис-саржевской, Петербург). Б. много работал для антрепризы С. П. Дягилева в Париже; создал декорации к спектаклям: "Борис Годунов" Мусоргского (1908), "Петрушка" (1911) и "Соловей" (1914) Стравинского. В Моск. художеств. т-ре Б. оформил спектакли: "Брак поневоле" и "Мнимый больной" Мольера (1913, пост. Б.), "Каменный гость", "Моцарт и Сальери" и "Пир во время чумы" Пушкина (1915; участвовал в пост. этих спектаклей как режиссер), "Хозяйка гостиницы" Гольдони (1914). После Октябрьской революции Б. работал в Большом драм. т-ре в Петрограде; оформил и пост. спектакли: "Венецианский купец" (1920), "Слуга двух господ" (1921), "Лекарь поневоле" (1921). Тонкий знаток искусства, культуры, быта разных веков и народов, Б. выразительно раскрывал стилистич. черты историч. эпох, воссоздавал атмосферу прошлого, часто впадая, однако, в изощр„нную стилизацию.

Со 2-й пол. 20-х гг. Б. жил за границей. Работал в т-рах Франции и Италии. Среди работ этого периода: декорации к спектаклям "Золотой петушок" Римского-Корсакова (1927, "Гранд-Опера", Париж), "Идиот" по Достоевскому (1925, т-р "Водевиль", Париж), "Петрушка" Стравинского, "Евгений Онегин"; "Петя и волк" Прокофьева (1946-49, т-р "Ла Скала", Милан).

С о ч.: Жизнь художника. Воспоминания, Нью-Йорк, 1955. Лит.: Эрнст С., Александр Бенуа, П., 1921.

БЕНУА (Benoit), Петер Леонард Леопольд (17. VIII. 1834-8. III. 1901) - бельгийский композитор. Музыке обучался в Брюссельской консерватории. В 1861 работал дириж„ром парижского т-ра "Буфф-Паризьен". Осн. в Антверпене муз. школу, к-рая под рук. Б. была преобразована (в 1898) в консерваторию. Написал оперы "Деревня в горах" (1857), "Иза" (1867), "Помпея" (1896), заложившие основы бельг. муз. драмы, музыку к спектаклям и ряд др. соч. Сценич. произв. Б. проникнуты патрио-тич. характером. В них широко использованы нар. мелодии; монументальность формы сочетается с бытовыми жанровыми сценами, романтика - с фантастикой.

Лит.: Stoffels С., Peter Benoit, Brux., 1901; Van den Borren С h., Peter Benoit, Brux., 1942; С о г-b e t A., Peter Benoit, leven, werk en beteekenis, Antw., 1944; Bouliez P., Peter Benoit, Bloemendal, 1954. Л. M.

БЕНУАР (франц. baignoire, букв.- ванна) - ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже. Впервые появились во франц. т-ре 18 в. в целях сохранения сословного разделения публики, после того как привилегированной части зрителей было запрещено размещаться на сцене. В эту эпоху ложи Б. закрывались спец. сетками, к-рые позволяли находившимся в ложе смотреть спектакли, оставаясь невидимыми. Ложи Б. получили широкое распространение в театр.

ЗД8НИЯХ 18-19 ВВ.

ВЬНЦ (наст. фам.- Бенциановский), Кли-ментий Яковлевич [р. 17(30). VII. 1908 -советский композитор и дириж„р. Музыке обучался в Киевском муз.-драм. ин-те (1927-29). В 1938-44 Б.- зав. муз. частью и дириж„р в т-рах муз. комедии Киева, Львова, Ташкента; с 1946- гл. дириж„р Львовского т-ра муз. комедии. Композиторскую деятельность начал в конце 20-х гг. Автор оперетт и муз. комедий "Звезда экрана" (1928), "Хорошая девушка" (1938, Киев), "В новогоднюю ночь" ("Светлана") (1940, Харьков), "Маленькая мама" (1944, Ленинград), "Любовь актрисы" ("Адриена") по рассказу Ги де Мопассана "Пышка" (1947, Ташкент), "Марийкино счастье" (1951, Кишин„в), "Счастье мо„" (совм. с Е. Кока, I960, Кишин„в), музыки к спектаклям, песен и др. сочинений.

БЕОЛЬКО (Beolco) [прозвище - Рудзанте (Ruzzante)], Анджело (1502-1542) - итальянский актер и драматург. Принадлежал к обеспеченной семье. В 18 лет организовал в Падуе любительскую труппу, дававшую представления во время карнавалов, а затем ставшую профессиональной. Выступал гл. обр. в собственных пьесах. Создал образ Рудзанте - вес„лого разбитного крестьянского парня из окрестностей Паду и, умеющего хорошо петь и плясать. Роли, исполнявшиеся В., менялись (обманутый муж, глупый слуга, хвастливый воин), но характер персонажа оставался постоянным (tipo fisso), что подч„ркивалось одним и тем же крестьянским костюмом, в к-ром он выступал. Б. написал комедии: "Кокетка", "Комедия без заглавия", "Флора", "Анконитанка", "Диалоги на грубом крестьянском языке", "Забавнейший и смешнейший диалог", "Корова", "Пьована" (последние 2 комедии - переделки комедий Плавта). В своих комедиях Б. изображал быт и нравы падуан-ских крестьян правдиво, без высокомерного издевательства, характерного для "крестьянских фарсов" эпохи Возрождения. Все пьесы Б. (в т. ч. и переделки Плавта) написаны на падуанском диалекте и насыщены фольклором. Творчество Б. оказало влияние на становление итал. проф. т-ра.

Соч.: Издания - Tutte le opere del famosissimo Ruzzante, part. 1-7, Vicenza, 1584.

Лит.: M o к у л ь с к и и С., История западноевропейского театра, ч. 1, M., 1936; Дживелегов А.К..Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M., 1954; M o r-t i e r A., Un dramaturge populaire de la Renaissance italienne. Ruzzante, v. 1-2, P., 1925-26; S a nes i I., Commedie, del Cinquecento, v. 1, Bari, 1912. p X.

БЕРАНЖЕ (Beraner), Пьер Жан (19. Vili. 1780- 16. VII. 1857) - французский поэт-песенник. Представитель жанра политич. и общественно-бытовой сатиры. Мн. песни Б.- "Потоп", "Маленькая фея", "Добрый король", "Птицы", "Старый капрал", "Знатный приятель", "Старый фрак", "Новый фрак", "Лизетта", "Метла" и др.- вошли в эстрадный репертуар. Первым переводчиком Б. в России был В. С. Курочкин (сер. 19 века), первым исполнителем его песенок - И. Ф. Горбунов (2-я пол. 19 в.). В 30- 40-х гг. 20 в. широкой известностью как исполнители песен Б. пользовались актеры В. Я. Хенкин и Б. С. Борисов. А. Щн.

Б‚РБЕДЖ (Burbage) - семья английских актеров и театральных деятелей.

Джеймс Б. (ок. 1530-97). По инициативе Б. построено первое в Лондоне здание стационарного т-ра, названного им "Театр" (1576). В 1596 приобр„л здание т-ра "Блэкфрайерс", перешедшее после его смерти к Ричарду Б.

Катберт Б. (ок. 1566- 1636)-сын Джеймса Б. Унаследовал здание "Театра", но в 1599 был вынужден сломать его из-за истечения срока земельной аренды. Оставшиеся строит, материалы были им использованы для сооружения т-ра "Глобус".

Ричард Б. (ок. 1567- 1619)-сын Джеймса Б. и брат Катберта Б. Крупнейший актер англ. т-ра эпохи Возрождения, друг и постоянный сотрудник Шекспира. Входил в состав труппы "Слуги лорда Камергера", к к-рой принадлежал Шекспир (выступала в т-ре "Глобус", а с 1609 и в т-ре "Блэкфрайерс"). Б. обладал трагедийным дарованием, для него Шекспир написал роли Ричарда III, Гамлета, Отелло, Лира, Макбета, Просперо и мн. др. Отзывы современников свидетельствуют о замечат. мастерстве Б., даре сце-нич. перевоплощения, выразит, декламации, великолепно разработанных мимике и жестах. Был также незаурядным живописцем. А. А.

БЕРВАЛЬД (Berwald), Франц (23. VII. 1796- 3. IV. 1868)-шведский композитор и дириж„р. Член Швод. муз. академии (с 1864). Музыке обучался у своего отца X. Бервальда и композитора Э. Дю Пюи. С 9 лет Б. выступал в концертах как скрипач, позднее играл в придворных оркестрах. Композиторскую деятельность начал в 1817. Автор опер "Густав Ваза" (неоконч., 1-й акт пост. 1828, Стокгольм), "Леонида", "Изменник" (не были пост.), "Эстрелла де Сориа" (1862, Королев, опера, Стокгольм), "Королева Голконды" (в концертном исполнении, 1833, Г„теборг), оперетт "Ухожу в монастырь" (1843), "Продавщица модной лавки" (1845) (пост. в Стокгольме) и др. соч. В 1829-41 Б. жил в Берлине, с 1842-в Стокгольме. Музыка Б., романтичная по своим изобразит, средствам, отличается высоким вкусом и простотой. Б. концертировал как дириж„р во Франции, Австрии, Германии и др. странах. В 1867-68 Б. в„л класс композиции в Стокгольмской консерватории (с 1909-профессор). В честь Б. в Швеции было учреждено "Бервальдское общество", занимавшееся собиранием и публикацией произв. швед. нац. музыки (существовало до 1947).

Лит. соч.: Berwald F. und M., Brev och dagboksblad, hrsg. von Gr. Nordberg, Stockh., 1955.

Лит.: H i l l m a n A., Franz Berwald en biografisk studier, Stockh., 1920 (with catalogue of compositions); L i n d-g г e n A., Franz Berwald, "Musikaliska Studier", Stockh., 1896;

Layton R., F. Berwald, Stockh., 1956. H. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница