Наши партнеры

av решения

Театральная энциклопедия
(страница 48)


БЕРГ (Ber), Альбан (9. II. 1885-24. XII. 1935)- австрийский композитор. Брал уроки теории музыки и композиции у А. Ш„нберга. Автор опер на собств. либретто, в т. ч. "Лулу" по произв. Ф. Ведекинда "Дух земли" (неоконч.), "Сосуд Пандоры" (1937, Муниципальный т-р, Цюрих) и др. Б. является одним из представителей т. н. атонализма-декадентского направления в музыке, декларирующего отказ от тональности в качестве основы муз. языка. Оперы Б., написанные в речитативном стиле, отмечены предельным сгущением трагич. эмоций и повышенной нервозностью; в них выражены экспрессионистские тенденции совр. бурж. музыки. В лучшем сво„м произв.- опере "Воццек" по драме Г. 'Бюхнера (1925, Гос. опера, Берлин) композитор раскрывает трагедию "маленького человека", гибнущего в атмосфере мещанства, зависти окружающего его общества. Б. принадлежит ряд симф. и камерных соч., статьи о музыке и др.

Лит.: "Воццек" Альбана Берга, сборник IV, Л., 1927 (Новая музыка. Сборники Ассоциации совр. музыки, под ред. И. Глебова и С. Гинзбурга); Власов В., В оперных театрах Демократической Германии, "Советская музыка", 1958 ј 4, с.123-132; R e d l l c h H. F., Alban Berg. The man and his music, N. Y., [19571. 4 p

БЕРГ (наст. фам.-К e л л e р), Константин Ф„дорович (1824-81)-русский актер. Служил в различных провинц. т-рах (Пенза-1858, Харьков-1860, Одесса, Астрахань-1861-62, Ор„л-1864, и др.). В 1872 как один из наиболее популярных провинц. артистов был приглаш„н А. Ф. Федотовым на ведущие характерные роли в труппу Народного театра на Политехнической выставке в Москве. Обладая большим сценич. темпераментом и юмором, Б. исполнял преим. комедийные роли: Кочкар„в, Собакевич ("Женитьба", "М„ртвые души"), Городничий; Подхалюзин, Гордей Торцов ("Свои люди - сочт„мся", "Бедность не порок"), Репетилов ("Горе от ума") и др. В 1873 Б. был приглаш„н в Малый т-р. Большим успехом здесь, однако, не пользовался. Невольное соревнование с П. М. Садовским (на роли к-рого переш„л Б.) подчеркнуло недостатки игры Б.-однообразие при„мов, склонность к шаржу.

Лит.: МедведевП.М., Воспоминания, Л., изд. "Acade-mia", 1929; Я р о н С. Г., Воспоминания о театре 1867-1897, Киев, 1898; Клинчи н А. П., Н. X. Рыбаков. 1811-1876, M., 1952 (глава "Народный артист"), д \

БЕРГ (Berg), Натанаэль (9. II. 1879-14. X. 1957)- шведский композитор. Музыке обучался в Стокг. консерватории (по пению-у И. Гюнтера, по композиции-у И. Линдгрена). Творч. деятельность начал в 1907. Автор опер на собств. либретто "Лейла" по поэме Байрона "Гяур" (1912, Королевская опера, Стокгольм), "Энгельбрект" (1929, там же)-о крупнейшем в истории Швеции крестьянском восстании 1434- 1436, "Юдифь" по одноим. драме Хеббеля (1936, там же), "Бригитта" (1942, там же), "Геновева" (1947, там же), балетов-пантомим "Эльфы" (1915, там же), "Жених герцогини" (1922, там же) и др. соч. Был одним из основателей и первым председателем (1918-24) шведского союза композиторов. В нач. 20 в. совм. с К. Ат-тербергом и Т. Ренгстр„мом выступал за развитие новой нац. швед. музыки. Н. Г.

БЕРГАЛЛИ-ГОЦЦИ (Bergalli-Gozzi), Луиза (15.IV. 1703-18. VII. 1779)-итальянская поэтесса и драматург. Род. в Венеции. Лит. деятельность начала в 20-е гг. 18 в. под рук. А. Дзено. Писала стихотворения, драмы, либретто для опер, переводила комедии Теренция и трагедии франц. авторов. Б.-Г. принадлежат либретто оперы "Агис" (1726), трагедия "Фивы" (1728). Комедия Б.-Г. "Приключения поэта" (1730), сатирически изображавшая самомнение, невежество и паразитизм аристократии, к-рым противопоставлялись купеческая честность и здравомыслие мещанина, предвосхищала реалистические комедии Гольдони. В 1746-48 Б.-Г. вместе со своим мужем писателем Г. Гоцци арендовала т-р "Сант-Андже-ло" в Венеции, где позднее были проведены лит.-театр. реформы Гольдони. В этом т-ре супруги Гоцци ставили трагедии и комедии, перевед„нные ими с франц. яз., к-рьте не имели успеха у венецианских зрителей.

Лит.: M i o n i M., Una letterata veneziana del secolo XVIII, Venezia, 1908; T assist o C. E., Luisa Bergalli-Gozzi, Roma, [1919]. Q Мок

БЕРГБУМ (Bergbom), Карло Юхана (2. Х.1848, Вии-пури,-17. I. 1906, Хельсинки)-финский театральный деятель и драматург. В 1863 окончил ун-т в Хельсинки, в 1868 защитил диссертацию на тему "Историческая драма в Германии". Вместе с сестрой Эмилией Б. в 1872 основал первый постоянный Финский театр (с 1902-Финский Национальный т-р) в Хельсинки. Б. является основоположником финского т-ра. Возглавляя (до 1905) драм. и оперную труппы т-ра, Б. включал в репертуар произв. классики ("Лекарь поневоле", "Тар-тюф"; "Орлеанская дева", "Коварство и любовь" Шиллера и др.), способствовал формированию нац. драматургии, помогая советами драматургам М. Кант, Г. Нюмерсу, К. Килландеру и др. Среди пост. Б.:

"Леа", "Обручение", "Сельские сапожники" Киви, "За Куопио" и "Смерть Элины" Нюмерса, "Сваты" Корхонена; оперы "Трубадур", "Севильский цирюльник", "Фауст"; "Лючия ди Ламмермур" и "Дон Па-скуале" Доницетти. Написал 2 трагедии на шведском яз.-"Помбал и иезуиты" (1863) и "Паоло Мо-рони" (1870). А. С., С. Л.

БЕРГЕЛЬСОН, Давид Рафаилович (12. VIII. 1884- 12. VIII. 1952) -еврейский писатель. Род. на Украине. Лит. деятельность начал в 1909. Б. инсценировал свой рассказ "Глухой" ("Дер Тойбер", 1929, Белорус. еврейский т-р) - о борьбе рабочих с предпринимателями в канун революции 1905, и роман "По закону справедливости" ("Мидас адин", 1933, Моск. еврейский т-р) - о событиях периода гражданской войны на Украине. Написал пьесы "Буду жить", "Принц Реубейни" (1946). С о ч.: Избранное, М-, 1957. д Шн

БЕРГЕР (Berger), Альфред (30. IV. 1853-24. VIII'. 1912)-немецкий режиссер и театральный деятель. По окончании философского ф-та Венского ун-та в 1887-94 работал в лит. части "Бургтеатра" (Вена). В 1900 принял участие в создании Немецкого драм. т-ра в Гамбурге и стал директором этого т-ра. В 1900-10 пост. ряд спектаклей, в т. ч.: "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Макбет", "Генрих VIII" Шекспира. С 1910- директор "Бургтеатра", где пост. "Ричарда III". Б.автор работ о театре. Испытав в сво„м режиссерском творчестве влияние Ф. Динеелъштедта, в постановках к-рого преобладали внешне-постановочные эффекты, Б. в теоретич. работах призывал к простоте в оформлении спектаклей, к точному раскрытию идеи произведения.

Соч.: uber Drama und Theater. Funf Vortrage, Lpz., 1900; Meine hamburgische Dramaturgie, W., 1910. f} \

БЕРГЕР (Berger), Эрна (р. 19. X. 1900)-немецкая артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Пению обучалась в Дрездене. По приглашению Ф. Буша поступила в оперный т-р Дрездена, где пела в 1926-32. В 1934 Б. выступала в Берлин, гос. опере и одновременно гастролировала в различных странах Европы. Принимала участие в Байр„йтских и Зальцбургских фестивалях. В 1949 дебютировала в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Л„гкий, подвижный, красивого тембра голос, виртуозное мастерство и непринужд„нность поведения на сцене доставили Б. широкую известность. Исполняла яартии в операх Моцарта [Сусанна, Церлина, Памина ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта")], а также партии Розины, Джильды, Мими; Маргариты ("Гугеноты"), Волховы ("Садко") и др. Вс. Т.

БЕРГЕР (Berger), Юхан Хеннинг (1872-1924)- шведский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1901. Автор пьесы "Потоп" (1908), в к-рой выступает против лицемерия и 'корыстолюбия бурж. общества. В России пьеса впервые была пост. 1-й Студией МХТ в 1915 (реж. Е. Б. Вахтангов), в 1919-т-ром студийных постановок в Костроме (реж. А. Д. Попов), затем-в Тбилиси, Ленинграде и др. По словам Н. К. Крупской, пьеса нравилась В. И. Ленину.

С о ч.: Потоп. Пьеса, пер. с рукописи, СПБ, 1909; М.,1925.

Лит.: Воспоминания родных о Ленине, М., 1955, с. 196. Я. fip.

БЕРГЛУНД (Berglund), Юэль (р. 4-VI. 1903)- шведский артист оперы (бас-баритон). Член Швед. муз. академии (с 1949). Пению обучался в Стокгольмской консерватории у И. Форселля и О. Лейдстр„ма. Впервые выступил в Королевской опере в Стокгольме в 1929. Наряду с драматич. партиями в рус. операх-Олоферн ("Юдифь" Берга), Борис Годунов; Досифей ("Хованщина"), и партиями в операх Вагнера (Вотан-"Кольцо Нибелунга", и др.) исполняет также комич. буффонные партии - Фигаро, Лепорелло ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта) и др. Много гастролирует; выступал в США, Австрии, Аргентине и др. странах. Пользуется известностью как камерный певец. Н. Г.

БЕРГНЕР (Bergner) [наст. фам.- Э т т e л ь (Ettel)], Элизабет (р. 22. VIII. 1897)-немецкая актриса. Окончила драм. класс Венской консерватории. С 1916 играла в Цюрихе, Берлине, Вене, Мюнхене. В 1924-27-в т-ре под рук. М. Рейнхардта. С 1928 гастролировала в странах Европы. В 1932 вступила в труппу венского "Раймундтеатра". В 1933 после установления фашистского режима эмигрировала в Париж, а затем в Лондон, где выступала в театре "Аполло" и театре "Хиз маджестис". Б. проникновенно и тонко раскрывает психологию своих героинь. С большим успехом исполняла шекспировские роли: Розалинда ("Как вам это понравится"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), а также роль Иоанны ("Святая Иоанна" Шоу), Алкмены ("Амфитрион 38" Жироду) и др. С 1923 снимается в кино. В. Я.

"БЕРГОНЬЕ" - см. Театр Бергонъе.

БЕРГСОН (Bergson).MHxan (20. V.1820- 9. III. 1898)- польский композитор. Муз. образование получил в Дессау и Берлине. Автор оперы "Луиза ди Мон-фор" (1842, Ливорно), оперетты "Кто место сво„ покидает, тот его теряет" (1859), камерно-инструмент. и др. соч. И. Гр.

БЕРГСТР‚М (Bergstrom), Яльмар (1. VIII. 1868- 23. III. 1914)-датский писатель, драматург. Швед по национальности. Лит. деятельность начал в 1894. Первая пьеса - "Свадьба Иды" (1901; Народный т-р- 1912, Копенгаген). Автор ряда психологич. пьес на темы совр. ему жизни. Наиболее известные пьесы Б. написаны под влиянием Ибсена: комедия "Люн-гор и К" (1905, Народный т-р) и драма "Карен Бор-неман" (1907, там же). В этих пьесах автор критикует пороки капиталистич. общества и утверждает право женщины на свободный брак и материнство. В 1908 Б. написал пьесу "Золотая кожа" (пост. Королевский т-р) из жизни скульптора Б. Торвальдсена, в 1911- "В танце" (Народный т-р), в 1915-"О чем говорят" ("Дагмартеатр").

С о ч. в рус. пер.: Люнггор и К0. Комедия, пер. с датск , М., [1906]; Карен Борнеман. Пьеса, пер. с датск., M., [190h J. H. Kp.

Б‚РД (Bird), Роберт Монтгомери (1806-54)-американский драматург. Представитель романтич. направления. Его пьеса "Гладиатор" (1831), посв. восстанию Спартака, явилась откликом на аболиционистское движение и надолго вошла в репертуар амер. т-ра. Успеху пьесы способствовало исполнение роли Спартака актером Э. Форрестом. Свободолюбивыми мотивами проникнута также пьеса "Оралусса" (1832, т-р"Парк", Нью-Йорк), посв. борьбе перуанцев с исп. конкистадором Писарро в 16 в. С конца 1830-х гг. 19 в. Б. оставил драматургия, деятельность. К. Б.

БЕРДЗЕНИШВЙЛИ, Григорий Алексеевич [р. 17 (30). VI. 1909)] - грузинский советский драматург. Лит. деятельность начал в 1927. В 1936 написал первую пьесу "Золотое руно" (1937, Тбилисский т-р санитарной культуры). Автор пьес "В горах Аджарии" (1937), "Серго Орджоникидзе" (1939), "Огонь" (1939), "Под ивой" (1945), "Голуби мира" (1950), "Тростник на ветру" (1956), "Раненый орел" (1957) и др., посвящ„нных гл. обр. совр. темам. Ставились в Т-ре им. Руставели, Т-ре им. Марджанишвили, в Груз. ТЮЗе в Тбилиси и др. т-pax Грузии. Н. Э.

БЕРДЫЕВ, Клыч (р. 1.1.1909)- туркменский советский актер. Нар. арт. Туркм. ССР (1944). Член КПСС с 1939. В 1929 окончил драм. студию в Ашхабаде. С 1929 вош„л в труппу Т-ра драмы им. Сталина (Ашхабад). Острый комедийный и характерный актер, Б. обладает юмором, непосредственностью. Среди ролей Б.: Варрык ("Кеймир-К„р" Аманова и Буруно-ва), Аман ("Серебряный портсигар" Мухтарова и Сей-тлиева), Пир ("Кемине" Аманова), Кассио ("Отелло"), Фердинанд; Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Платон Кречет; Воропаев ("Счастье" по Павленко), Горностаев ("Любовь Яровая"), Узын ("30-е годы" Мухтарова).

"БЕРЕГ БУРЬ" - опера Г. ериесакса, либретто 10. Шмуула (о восстании эст. крестьян на острове Хийумаа против нем. феодала в нач. 19 в.). Пост. 29 сент. 1949 в Т-ре оперы и балета "Эстония", Таллин (граф У нгерн-Штернберг- Куузик, Лезмет - Тарас, Малл - Лунд, русский офицер Петров - Отс, Курт - Ээсма, бакенщик - Валлимяэ; дириж„р Раудсепп, режиссер Уули, художник Хаас). Н. Гр.

"БЕРЕГ СЧАСТЬЯ" - балет А. Э. Спадавеккиа, ли0-ретто П. Ф. Аболимова (о верности, дружбе и любви советских людей). Пост. 6 ноября 1948 в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (Наташа - Бовт, Константин - Курилов, Анатолий - Тольский, Петр - Соболь; балетм. Бурмейстер и Курилов, дириж„р Эдельман, худ. Волков). Возобновл„н там же (1952, 1956, 1959); поставлен в т-рах оперы и балета др. городов: Львова (1950), Перми (1951), Новосибирска (1952), Свердловска (1953), Тащкента (1953), Алма-Аты (1953), Одессы (1958) и др. Л. 77.

"БЕРЕЗМЬ" - гм. Харьковский театр им. Шевченко.

БЕР‚ЗИН, Е. И. - советский артист эстрады. См. Тимошенко и Березин.

"БЕР‚ЗКА" (Государственный хореографический ансамбль "Бер„з-к а") - хореографический ансамбль русского женского танца. Организован в Москве в 1948, после смотра сельской художеств. самодеятельности. Назв. ансамбля произошло от первой пост. (15 мая 1948)- рус. девичьего хоровода "Бер„зка", исполняемого с ветвями бер„зы в руках. В ансамбль вошли лучшие участницы художеств. самодеятельности и выпускницы Моск. хореоГрафич. уч-ща. В 1959 ансамбль пополнился группой танцовщиков. Организатор, рук. и пост. танцев ансамбля - нар. арт. РСФСР Н. С. На-деждина. Постановки ансамбля воспроизводят рус. женские образы прошлого и сов. времени, создаются на основе интонаций, движений и композиций старинных и совр. рус. хороводов и танцев. Среди лучших номеров программы ансамбля: "Леб„душка", "Северный старинный хоровод", "Цепочка", "Воротца", "Девичий перепляс", "Карусель" и др. Музыка танцев строится на старинных и совр. рус. мелодиях Танцы сопровождаются оркестром нар. инструментов, нек-рые -пением ("Девичья лирическая", вальс

"Бер„зка"). Ансамбль выступал в городах Советского Союза, в Чехословакии (1949, 1960), Румынии (1949), Австрии (1949, 1953), Венгрии (1949, 1958), Польше (1950,1957), Финляндии (1950, 1951), Швеции, Норвегии (1951), ГДР (1952), Голландии, Швейцарии, Англии (1954), Бельгии (1954, 1957), Болгарии, Югославии, КНР (1955), Египте, Греции, Ливане (1956), Франции (1957), Албании (1958), США (1958-59), Канаде (1959).

Ансамбль-лауреат 2-го Всемирного фестиваля в Будапеште. Получил золотую медаль Всемирного Совета Мира "За мир".

В составе ансамбля (I960): засл. арт. РСФСР Д. Ага-фоноъа, Т. Лукьянова, Н. Рябова, Л. Трынова, засл. деят. иск-в репетитор М. Клементьева, художник Л. Силич.

БЕР‚ЗОВА, Галина Алексеевна (р. 15. VI. 1909) - советский балетмейстер, педагог. Засл. арт. УССР (1940). Род. в Ленинграде. В 1925 окончила Ленингр. хореографич.уч-ще по классу А.Я.Вагановой, в 1937оперно-режиссерский ф-т Ленингр. консерватории. В 1937-41-гл. балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Пост. балеты: "Лебединое озеро" (1937), "Спящая красавица" (1939); "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939) Асафьева. Пост. первый укр. балет "Лился" Данькевича (1940) по мотивам Т. Шевченко, в к-ром классич. танец сочетается с элементами нар. хореографии. В 1942-44 Б. возглавляла балетную труппу Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). С 1944 - художеств. рук. Киевского хореографич. уч-ща. Педагогич. деятельность Б. совмещает с работой балетмейстера-постановщика (новая пост. "Лилеи", 1946, "Щелкунчика", 1949). Занимается исследованием укр. нар. хореографии. Ю. С.

Б‚РЗИНЬ, Лилита (Приеде-Берзиня Лилия Давыдовна) [р. 17 (30). VII. 1903]-латышская советская актриса. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с 1949. Депутат Верх. Совета Латв.ССР 2,4-го созывов. Род. в Риге в рабочей семье. В 1919-20 снималась в первых латыш. художеств. фильмах. С 1922 работает в Художест-венномт-реим.Райниса(Рига). Б.-актриса широкого творч. диапазона. Она с большим успехом играет как ге-роико-лирические, так и комедийно-сатирические роли. Среди значит, ролей, сыгранных Б. в 20-40-е гг.,-Аснате ("Иосиф и его братья" Райниса), Елизавета Дон ("И„ста

Берлинг" Лагерл„ф), Жанна д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Гретхен ("Фауст" Г„те). В сов. т-ре Б. создала сценич. образы, насыщенные глубоким гу-манистич. содержанием: Спидола, Мать ("Огонь и ночь", Ст. пр. 1947, "Вей, ветерок!" Райниса), Кручи-штна; Шурка ("Егор Булычев и другие"), Любовь Яровая, Анна Каренина; Маша ("Три сестры"), Софья Александровна ("Тени" Салтыкова-Щедрина), Мария Стюарт; Беатриче ("Много шума из ничего"),' Филумена

Мартурано (о. п. Э. де Филиппе). Творчество Б. характеризуется цельностью и глубиной замысла, точностью психологич. рисунка роли, скупостью выразит. средств, благородством сценич. формы. С особой ясностью и точностью раскрывает актриса внутр. мир своих героинь. Е„ игре присущи тщательная разработка интонаций, движений, высокая сценич. выразительность. Б. Руд. Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955.

Б‚РЗИНЬ, Рудольф Янович (21. IX. 1881-26. I. 1949)-латышский советский певец (драматич. тенор) и музыкальный деятель. Нар. арт. Латв. ССР (1944). Член КПСС с 1940. Вокальное образование получил в Риге, Копенгагене и Берлине. С 1899 Б.-хорист и драматич. актер рижских т-ров; исполнял роли Эдварта, Эдгара ("Индраны", "В огне" Блаума-ниса), Генриха ("Потонувший колокол" Гауптмана), Нила ("Мещане" Горького) и др. Принимал участие в революционном движении 1905 года-Был основателем и руководителем (в 1906-08) драм. т ра "Аполло" в Риге. Как оперный певец впервые выступил в 1903 в Риге. С 1908 гастролировал за границей (гл.обр. в Германии). С 1919 Б.солист Латв. оперы. Создал ряд значительных образов. Партии: Вижут ("Баню-га" Калныня), Петер ("Рута" Грюнфельда), Радамес, Отелло ("Аида", "Отелло" Верди), Гришка Кутерьма ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронип" Римского-Корсакова). Особенным успехом пользовался Б.в операх Вагнера ("Тангей-зер", "Лоэнгрин" и др.). С 1940 в„л педаР. Берзинь в роли Рауля ("Гугеноты" Мей-ербера). гогич. работу в Латв. консерватории. С 1944-директор и художеств. руководитель Латв. т-ра оперы и балета (Рига).

Лит.: G г i n t' е 1 d s N. un Zalite M., Rudolfs Berzins..., Riga, 1958. Я. В.

БЕРЙДЗЕ, Александр Лонгннозович (1858-1917)- грузинский художник. Представитель реалистич. де-мократич. направления в грузинском изобразит. иск-ве. Учился в петерб. Академии художеств. В 1879-85 занимался в худож. ин-те в Неаполе. В 1885 начал работать как театр. художник в Тифлисском драм. т-ре, оформлял почти все спектакли. В 1886-87 создал занавес для т-ра-одно из лучших произведений груз. театр. живописи. Писал портреты груз. театр. деятелей Г. Эристави, В. Абашидзе, М. Сапа-ровой-Абашидзе (в роли Офелии) и др. Н. Э.

Б‚РИКА - название актера грузинского народного театра масок берикаоба. Б. были выходцами из крепостных крестьян пли ремесленников. Наиболее одар„нные Б. участвовали в дворцовом т-ре са-хиоба. Во 2-й пол. 18 в. пользовались известностью Б.-Отар Нориели, Бениа (Ониана-Буйана) и др., в 40-50-е гг. 19 в.-А. Ревазишвили. В иск-ве Б. получил отражение протест народа против социальной несправедливости. Б. подвергались гонениям со стороны правящих классов.

Лит.: QQodo o., joo'5'Q'o ооо00 ЬоЬо ЬоУуоЬзо, y.J, отооЬо, 1948. Д. Д.

БЕРИКАОБА (от берика и -оба - суффикс, означающий действие) - грузинский импровизационный народный театр масок. Вед„т сво„ начало с древнейших врем„н (известно изображение хоровода в масках на серебряной чаше из Триалети, относится к сер. 2-го тысячелетия до н. э.). Происхождение Б. связано с земледельческим культом оплодотворения и размножения, культом языческих божеств Квириа и Телефа. В основе творчества актеров Б.-бериков лежали сценарии, выработанные мн. поколениями (записано более 100 сценариев). Представления Б., сохранявшие мифологич. элементы, носили антицерковный, анти-крепостнич. характер, выражали свободолюбивый дух народа, его борьбу против феод. гн„та. Традиц. маски Б.: жених, невеста, сваха, татарин, судья, доктор, поп, кабан, коз„л, медведь, В лит. памятниках 17 в. дано подробное описание Б. Обыкновенно представления Б. устраивались на масленицу или перед др. религ. праздниками (перед пасхой), на свадьбах и т. д. Для представления выбиралось место, представляющее собой естеств. амфитеатр. Все роли исполняли мужчины. В нек-рых Б. участвовали женщины и подростки. Руководил представлением один из участников. Начиналось оно изображением сбора дани, нападения врага на деревню. В представления включались инструментальная муз. и пение; неси и и мелодии, исполнявшиеся во время представления, наз. "берикули".

Лит.: б о г) о d о р., jcxcn'Qo спдооЬ ЬоЬг'-") byoUo, У. I, cn?oobo, 1948. Д. Д.

БЕРЙЛОВА (наст. фам. - Г л а д ы ш е в а), Анастасия Парфентьевна [29. Х(9. XI). 1776-12(24). t. 18041-русская артистка балета. Училась в Петерб. театр. школе, к-рую окончила в 1794, и в том же году была принята в балетную труппу имп. петерб, театров. Ученица Д. Канциани. Яркие сценич. данные, выразительность мимики, развитая техника танца позволили Б. выступать в ведущих женских (иногда в мужских) партиях. Б. танцевала в анакре-онтич. балетах, пост. балетм. Ш. Ле Пиком, П. Шевалье и Ш. Дидло на сценах Большого т-ра в Петербурге, Гатчинского и Эрмитажного т-ров. Партии: Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Венера ("Свадьба Фе-тиды и Пелея" Париса), Стратоник (мужская партия - травести; "Возвращение П\)лиорцета" Мартена), Федра и Вакханка ("Ариадна, покг.тграя Тезеем на острове Наксосе" Мартена) и др. В 1803 Б. оставила сцену из-за болезни.

Лит.: К а р а т ы г и н II. А., Заи-иснп..., т. 2, Л., 1930;

Г л у ш к о в с к и и А., Воспоминания балетменстра..., Л.- М , 1940; Арапов П. (сост.), Летопись русского театра, СПБ, 1861. Л Я.

БЕРЛИН (Berlin) - политический, экономический и культурный центр Германии, столица Германской Демократической Республики.

Первыми зафиксированными театр. представлениями в Б. были религиозные представления монахов-францисканцев в "Сером монастыре" 14 в. В нач. 16 в. при королевском дворе начали регулярно выступать "английские комедианты" и итал. певцы. В 1690 состоялось первое представление нем.зингшпиля "актер" Бессера. В 1700 открываются два постоянных т-ра на Брайтер-штрасе и Постштрасе, в к-рых играли иностранные актеры, преимущественно французские. Прусский король Фридрих I вводит при дворе оперу. Фридрих II при восхождении на престол заявил, что "Берлин должен стать театральной столицей". 7 дек. 1742 пост. оперы "Клеопатра и Цезарь" (либр. Ботарелли, муз. Грауна) был открыт выстроенный по его приказу на Унтер-ден-Линден т-р "Оперы" (директор И. Ш„не-ман). Закрытый в период Семилетней войны, он вновь начал функционировать с 1764 в здании на Береншт-расе. Опериая труппа ставила произ! еюния нем. и итал. .композиторов. После скончания Сем.илетней войны в 1764 открываются два т-ра на Монбижуплац и на Беренштрасе. Владельцем последнего стал актер из труппы Ш„немана Ф. Д/г/ж-младший, передавший в 1771 управление т-ром Г. Коху. Владельцем т-ра на Монбижуплац с 1769 становится К. Д„ббельн к-рый в 1775 приобретает т-р и на Беренштрасе. В 1776 на Жандарменмаркте открылся придгорный т-р франц. комедии. С 1787 т-р получает название Королевского национального т-ра. С 1785 директором т-ра был Д„ббелин. В 1794-96 т-ром руководит И. Флекк, с 1796 на пост генерал-директора назначается А. В. Иффланд. Он пополняет труппу талантливыми актерами, среди к-рых был Л. Девриент. В т-ре ставились произведения Лессинга, Г„те, Шиллера и мещанские драмы А. Коцебу и Иффланда. В 1811 Королевский национальный т-р переименовывается в Королевский драматический т-р (носит это название до 1918) и вместе с Королевской оперой на Унтер-ден-Линден управляется единым директором. После смерти Иффланда директором становится К. Брюль. Здесь утверждался национальный нем. репертуар, чему способствовали также поостановки "Вольного стрелка" Вебера (1821) и опер Моцарта.

Развитие театр. жизни Б. тормозилось придворной монополией на оперные и драматич. спектакли. После 1848 появляются частные т-ры, среди них "фридрих-Вильгельмштадтский т-р" на Шуманштрасе (1848) и опера в здании ресторана А. Кролля в Тиргартене (1850). Но в течение долгого времени Б. не мог стать подлинно театр. центром страны. Лишь превращение Германии в единое государство и провозглашение Б. е„ столицей (1865) определило значение этого города как театр. центра. "Положение о свободе рем„сел" (1869) ликвидировало королевскую монополию. В начале 80-х гг. появился ряд крупных т-ров. В 1883 группа известных актеров (Л. Барнай, Ф. Гаазе, А. Ф„рстер, 3. Фридман и др.) под рук. А. Л'Аррон-жа создала в помещении быв. "Фридрих-Вильгельм-штадтского т-ра" Немецкий т-р. Через год товарищество распалось, и директором т-ра стал Л'Арронж. На сцене Немецкого т-ра впервые раскрылось дарование таких актеров, как И. К а йн ц и А. Зорма. В 1888 Барнай открыл "Берлинский т-р". О. Блюменталь организовал "Лессинг-театр". Опера, начавшая сво„ существование в ресторане Кролля, превратилась в один из ведущих т-ров и успешно конкурировала с придворной "Оперой" (ныне "Городская опера" в Зап. Б.).

На рубеже 19-20 вв. Б. превращается в подлинный театр. центр Германии. Активизация соц.-демократич. движения обусловила появление организации (союза) "Свободная народная сцена" ("Фрейе фольксбюне"), основанной в 1890 группой театр. и обществ, деятелей по инициативе Б. Вилле, Ф. Меринга и др. "Свободная народная сцена" ставила своей целью вовлечь в т-р широкие массы трудящихся. В 1889 О. Брам созда„т "Свободный т-р" ("Фрейе бюне"). Этот т-р утверждал в нац. сценич. иск-ве принципы натурализма. Здесь были пост. пьесы Гауптмана, Золя, бр. Гонкур. Брам обращался к Гоголю, Толстому, Хеббелю, Ибсену. Успехи "Свободного т-ра" побудили Л'Ар-ронжа сдать Браму в аренду Немецкий т-р на 10 лет (1894-1903). Здесь выступали Кайнц и Зорма, Р. Рит-нер, Э. Рейхер, Э. Леман, О. Зауэр, Р. Бертенс, М. Рейнхардт, А. Бассерман, Ф. Кайслер и др. На позициях, близких к деятельности "Свободного т-ра", стоял "Шиллер-театр" (организатор и руководитель Р.Л„венфельд). Следующий этап театральной жизни Б. связан с именем М. Рейнхардта, творчество к-рого во многом расширяло принципы, выдвинутые Бра-мом. В 1902 он создал "Новый т-р", а затем приобр„л "Малый т-р", где были пост. "На дне", "Сон в летнюю ночь" и др. спектакли. Л'Арронж порвал контракт с Брамом и вскоре продал Нем. т-р Рейнхардту (Брам переходит в "Лессинг-театр", где работает до 1912). В 1905-14 Рейнхардт ставит в Немецком т-ре ряд выдающихся спектаклей (Шекспира и нем. классиков), осуществляет в т-ре "Камерная сцена" "Каммершпиле", осн. в 1906) экспериментальные и камерные спектакли. У Рейнхардта работают крупнейшие драматич. актеры Германии (А. Бассерман, Р. Шильдкраут, Р. Бертенс, Ф. Кайслер, Э. Винтер-штейн, А. Зорма и др.). Он привл„к молодых в то время акторов А. Моисеи, П. Вегенера, Т.Дюрь„, X. Васмана В. Крауса, Т. Эйзолъдт, X. Вангелъ и др. В нач. 20 в. в Б. появляются ещ„ два значительных т-ра. В 1908 режиссер Р. Валлентин организовал т-р на К„ниг-грецерштрасе, переименованный в 1911 в "Хеббелъ-театр" (руководители Р. Бернауэр и К. Мейнхардт). В 1914 театр. союз "Свободная народная сцена" завершил постройку большого театр. здания (арх. О. Кауфман), в к-ром начал работать Народный т-р ("Фольксбюне"). После первой мировой войны господствующим направлением т-ров Б. становится экспрессионизм. Центр, место в театр. жизни занимает Гос. (быв. Королевский) т-р под руководством Л. Йеснера и т-р "Трибуна" (руководитель К. X. Мартин}.

В период Веймарской республики (1919-33) развивается и ширится движение революционного рабочего т-ра, к-рое представлял "Политический т-р Э. Пискатора и сТ-р ам Шиффбауэрдамм" Б. Брехта. Большинство профессиональных и самодеятельных коллективов революционного рабочего т-ра работали под непосредственным руководством коммунистической партии. Многие из них не имели постоянного помещения (напр., "Т-р молодых актеров", гастролировавший в конце 20-х гг. в СССР) и вынуждены были выступать в различных т-рах и залах, даже на улице и во дворах.

Приход к власти фашистов в 1933 приводит т-р к упадку. Многие крупные драматурги и режиссеры эмигрировали за границу. Война привела к уничтожению ряда театр. зданий. В первые же дни после разгрома фашизма театр. жизнь Б. начала восстанавливаться. Первым 7 сент. 1945 открылся Немецкий т-р, возглавлявшийся Г. Вангенхеймом; с участием П. Вегенера и Э. Винтерштейна была показана премьера запрещ„нной фашистами пьесы "Натан Мудрый" Лессинга. 8 сент. 1945 в помещении Адмиралпаласта возобновила свою деятельность Немецкая гос. опера (руководитель Э. Легаль).

С 1949 Б.-столица ГДР (1 100 тыс. жит. на 1958). Западная часть Б. (2223,8 тыс. жит. на 1958) имеет особый статус.

В столице ГДР работают т-ры: Немецкая гос. опера (руководитель Букхардт) (в 1956 здание этого т-ра было восстановлено); "Каммершпиле" (в 1946 здание было восстановлено) и Немецкий т-р (руководитель т-ров В. Лангхофф) Народный т-р ("Фольксбюне") с 1953 работает в восстановленном здании Народного т-ра на Люксембургплац (в 1947 был создан "Нем. союз т-ров народной сцены", к-рый руководит берлинским Народным т-ром); "Комигие опер"; с 1949 работает "Берлине? ансамбль" (создатели Б. Брехт и Е. Вейгелъ), выступавший сначала на сцене Немецкого т-ра, а затем получивший помещение "Т-ра ам Шиффбауэрдамм"; с 1950 в Б. работает первый в Германии т-р юного зрителя под назв. "Театр дружбы" (руководитель И. Роденберг); с 1952 - Т-р им. Максима Горького (руководитель М. Валлентин, см. Берлинский театр им. Максима Горького); оперетта - "Метрополь-театр".

В Зап. Б. работают т-ры: "Хеббель-театр" (руководил до 1947 К. X. Мартин, после смерти к-рого т-р утратил сво„ ведущее положение); "Шлоспарк-театр" и "Шиллер-театр" (руководитель т-ров Б. Барлог); "Комедия", "Т-рам Курфюрстендамм", "Трибуна", Городская опера.

Лит.: PlumickeC.M., Entwurf einer Theatergeschichte von Berlin, B.-Stettin, 1781; H а г d e n M., Berlin als Theater Hauptstadt, B., 1888; Linsemann Р., Die Theaterstadt Berlin, B.,1897; Weddingen 0., Geschichte der Berliner Theater, B., 1899; Jacobsohn S.. Das Theater der Reichshauptstadt B., 1904; S t u m с k e H., Die Berliner Theater, B., 1907; J h e r i n g H., Theaterstadt Berlin, B., 1948; W a h-m a n Gr., Berlin. Stadt der Theater, B., 1957. Cm. P., B. 1С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница