Наши партнеры

оборудование для конференц зала
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-rostove-na-donu-nedorogo/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 54)


"БЛУДНЫЙ СЫН" - пьеса в 3 д. Э. Раннета (о людях, изменивших Родине, работавших во время Великой Отечественной войны в иностранной разведке и прошедших впоследствии тяжкий путь глубокого, но запоздалого прозрения и раскаяния). Соч. 1957 (на эст. яз.). Пост. 8 февр. 1958 в Т-ре им. Кингисеппа в Таллине (реж. Таммур, худ. Уно Мартин; Март Туйск - Карм, Лээна Туйск - Вяльбе, Лембит Педаяс-О. Эскола, и др.). На 3-й Прибалтийской театр. весне (195 8) спектакль удостоен диплома 1-й степени. В 1958-59 "Б.с." пост. 174 т-ра СССР, в т. ч. Моск. драм. т-р им. Станиславского (реж. Гиацинтова, она же - исполнительница роли Лээны, худ. Шифрин; Март - Урбанский);

Ярославский т-р им. Волкова (Лээна - Чудинова, Март - Кузьмин, Райесмик - Белов); Свердловский т-р (Лээна - Токарева, Март - Молчанов); Харьковский т-р рус. драмы (Лээна - Воронович, Райесмик - Аристов); Горьковский т-р; Костромской т-р; Сталинградский т-р; Русский т-р БССР (Минск); Тульский т-р; Пермский т-р; Башкирский Академич. т-р драмы, Уфа (реж. Файзи, худ. Калимуллин; Март - Ку-цашев, Лээна - Бикбулатова, Анника - Камалетдинова);

Узб. т-р им. Хамзы, Ташкент (реж. Т. Ходжаев; Лээна - Са-дриева. Март - А. Ходжаев, Анника - Алиева); Сталинский укр. т-р им. Артема; Грузинский ТЮЗ (Тбилиси); Бухарский т-р; Туркменский т-р им. Сталина (Ашхабад) и мн. др.

"Б. с." пост. в ГДР (т-р Г. Гауптмана в Г„рлице, т-р в Бор-на), Югославии (т-р "Сербске людове дивадло"), Чехословакии (т-р Народной армии), Болгарии (филиал Народного т-ра).

Издания - Первое изд. "Б. с.", рус. пер. Я. Апушкина, М., 1959. А. Шн.

БЛУМ (Bloom), Клэр (р. 15.II.1931) - английская актриса. Училась в "Гилдхолл-скул" - школе музыки и драмы (ученица Э. Торндайк). и в Центральной школе сценич. речи. В 1946 дебютировала на сцене Оксфордского репертуарного т-ра в роли Джесси Кил-лигру ("Зависит от того, как понимать" Брайди), затем работала в лондонских т-рах ("Дачесс" и "Хиз маджестис"). В 1948 выступала в шекспировских спектаклях Мемориального т-ра (Стратфорд-он-Эйвон), где играла роли Бланш ("Король Джон"), Офелии;

Пердиты ("Зимняя сказка"). С 1949 работает в различных театрах Лондона, в 1952-54 - в "Олд Вик", где исполнила роли Элизон Элиот ("Леди не для сожжения" Фрая), Изабеллы ["Сияние вокруг луны" ("Приглашение в замок") Ануя] и др. Среди ролей шекспировского репертуара, сыгранных в этом т-ре,- Джульетта. Сценич. образы Б. отличаются чистотой, полнотой чувств. С 1949 снимается в кино ("Огни рампы", "РичаОд III" и др.). Ф. Я.

БЛУМЕНФ‚ ЛЬД, Феликс Михайлович [7(19).IV. 1863-21.1.1931] - русский советский дириж„р, пианист и педагог. По национальности поляк. Окончил Петерб. консерваторию в 1885 (был учеником H. А. Римского-Корсакова). С этого же года-преподаватель, с 1897 - профессор Петерб. консерватории, в 1918-22 - профессор и директор Киевской консерватории, в 1922-31-профессор Моск. консерватории. В 1898-1918 Б. работал дириж„ром Мариинского т-ра. Под управлением Б. был впервые исполнен ряд рус. опер, в т. ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1907). Б. осуществил также в 1908 пост. оперы "Борис Годунов" в Париже. Выступал как пианист-виртуоз, ансамблист и аккомпаниатор. Автор фп. и др. соч.

Лит.: Баренбойм Л., Ф. М. Блуменфельд, в кн.:

Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сб. 2, М., 1958.

БЛЫСКОВ, Илия (1839-1913) - болгарский писатель и театр. деятель. Воспитанник Д. Войникова, Б. принимал участие в его школьных спектаклях. По повести Б. "Похищенная Станка" была написана популярная в 70-х гг. в Болгарии одноим„нная пьеса, прославлявшая болг. хайдуков и их героич. подвиги. Эта пьеса в Болгарии была запрещена. Написал ряд статей по истории болг. т-ра.

Соч.: Блъсков Ил., Първо българско театро в Шумен, "Паметник", 1895, кн. Ill; Материал по историята на нашето възраждание, Шумен, 1907. у4г. М.

"БЛЭКФРАЙЕРС" (Blackfriars) - первое закрытое театральное здание в Лондоне в конце 16 -нач. 17 вв. Ранее в этом здании находился монастырь монахов доминиканского ордена, носивших ч„рную рясу и именовавшихся "ч„рными братьями" - blackfriars. В сер. 16 в. здесь находился склад театр. костюмов и реквизита для придворных спектаклей. В 1556 трапезная монастыря была переоборудована в театр. зал, где с этого времени до 1584 выступали детские труппы. Здесь ставились комедии Дж. Лили ("Галатея", "Эн-димион" и др.). В нач. 1600-х гг. труппа участвовала в "войне театров", в 1605 здесь впервые была пост. комедия "Эй, к востоку" Б. Джонсона, написанная им совм. с Д ж. Марстоном и Дж. Чапменом. В 1596 здание "Б." приобр„л Дк. В„рбедж а после его смерти "Б." был сдан детской труппе, игравшей здесь до 1607. С 1609 в "Б." давала спектакли труппа Р. Б„р-беджа, выступавшая также в т-ре "Глобус" и ставившая пьесы Шекспира, Бомонта, Флетчера. В 1642 с закрытием всех т-ров пуританами "Б." прекратил работу.

БЛЭР (Blair), Дейвид (р. 27.VII.1932)- английский артист балета. С 1946 учился в школе при труппе "Седлерс-Уэллс". Ученик Э. Эспиносы. В 1947 выезжал на гастроли с труппой "Седлерс-Уэллс". В 1948 был принят в младшую труппу т-ра, вскоре исполнял все ведущие партии репертуара. Танец Б. мужествен и выразителен. Исполняет характерные партии

(Арлекин - "Арлекин в апреле", Ариелла, капитан Бэлэй - "Пайнаппл Полл" Салливена) и партии классического репертуара (Зигфрид - "Лебединое озеро", Альберт - "Жизель" и др.).

Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959. Ham. P.

БЛЮМ (псевденим - С а д к о), Владимир Иванович (1877-1941) - русский советский театральный и музыкальный критик. Член ВКП(б) с 1917. Автор злободневных полемич. статей по вопросам т-ра и монографии "Любовь Яровая на сцене Малого театра" (1940). Был редактором журналов "Вестник театра"(1919-21), "Новый зритель" (1924-26), работал в журн. "Жизнь искусства", руководил музыкально-театр. секцией Главреперткома. Б. активно боролся за новый сов. т-р, за сов. репертуар, но статьи его содержали и ошибочные положения (недооценка роли классич. наследия, значения МХАТа). Л. Шн.

БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИН, Александр Эдуардович [1859-1(14).XII.1911 ] - русский режиссер и актер. В 1876 окончил Петерб. театр. уч-ще. В том же году дебютировал на сцене Александрийского т-ра (Петербург) в роли Клеонта ("Мнимый больной"). В 1883 переехал в Москву, работал в Малом т-ре, оперетте М. В. Лентовского; затем - в провинции (Киев, Харьков, Вильно, Минск). В 1908-11 возглавлял т-р "Буфф" в Москве. Исполнял гл. обр. роли простаков в собств. постановках: Швальбе ("Наши дон-жуаны" Рота), Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Игра Б.-Т. отличалась хорошим вкусом, изяществом, тонким юмором. Б.-Т. был одним из первых русских опереточных режиссеров. Пост. им спектакли характеризуются эффектностью, зрелищной яркостью, тонкой разработкой деталей, слаженностью ансамбля: "Гейша" Джонса (1897), "Птички певчие" Оффенбаха (1896), "Ночь в Венеции" Штрауса (1896), "Приключения в Египте" Зуппе (1896), "Продавщица универсального магазина" Карилля (1898) - в т-ре Шелапутина (Москва);

"Орфей в аду" Оффенбаха (1902), "Игрушечка" Одра-на (1905) - в Панаевском т-ре (Петербург); "Морские купанья"Бульяра (1911)-в т-ре "Буфф" (Москва) и др.

Лит.: К а р н е е в М. В., А. Э. Блюменталь-Тамарин, СПБ, 1896; Ярон С. Г., Воспоминания о театре [1867 г.-1897г.], Киев, 1898, с. 297-99. Е. X.

БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА (урожд„нная- Климова), Мария Михайловна (16.VII.1859, Петербург,- 16. X.I 938, Москва) - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1937). Отец Б.-Т., бывший крепостной, управлял домами помещика Кашина в Петербурге. В 1875 окончила Мариинскую женскую гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э. Блюменталъ-Тамарина.С 1885 начала выступать на любительской сцене. В 1887 дебютировала в проф. летнем т-ре в Петровском парке в Москве (Китти - "Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца), в 1889-у М. В. Лентовского в "Т-ре мелодрам и разных представлений" (б. т-р "Скоморох"). В 1890-1901 работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В 1901-14 и в 1921-33-актриса моек. Т-ра Корша [в сов. время наз. Драм. т-ром и т-ром "Комедия" (б. Корш)]. В 1914-15 играла в т-ре Суходольского, в 1918-20- в Показательном гос. т-ре. В 1933-38- в труппе Малого т-ра. Большую роль в творч. жизни Б.-Т. сыграл выдающийся режиссер Н. Н. Синельникова с к-рым она работала в течение ряда лет (1894-1910) сначала в провинции, затем в моек. Т-ре Корша. Б.-Т. выступала гл. обр. в ролях старух. Свои лучшие сценич. образы (преим. в рус. классич. драматургии) Б.-Т. создала уже в ранний период своего творчества в провинции и в т-ре Корша:

Галчиха ("Без вины виноватые", 1891), Домна Панте-левна ("Таланты и поклонники", 1894), Анфуса ("Волки и овцы", 1896), Матр„на ("Власть тьмы"), няня Марина ("Дядя Ваня", 1896); играла также Феклушу и Каба-ниху ("Гроза", 1894, 1896), Елизавету Антоновну ("Дни нашей жизни" Андреева, 1909). Созданные ею образы отличались искренностью, задушевностью, мягкостью. Б.-Т. обладала филигранной актерской техникой, высоким мастерством, иск-вом внутр. перевоплощения. Она играла как комедийные роли, проникнутые мягким юмором (Пошл„пкина - "Ревизор"), так и драматич. роли (Ванюшина-"Дети Ванюшина" Найд„нова, 1901). Особое значение придавала Б.-Т. слову, речевой выразительности, чистоте рус. языка, что сближало е„ иск-во с творчеством выдающихся мастеров Малого т-ра. Среди лучших ролей Б.-Т. в сов. репертуаре - Мотылькова ("Слава" Гусева, 1936), Князева ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937). С 1915 Б.-Т. снималась в кино (Бабчиха - "Встречный", Двойра - "Искатели счастья", и др.). Лит.: Марков П., Блюменталь-Тамарина, в кн.:

Народные артисты Союза СОР, вып. 1, М.-Л., 1937, с. 31-32;

Ходунова Е., Народная артистка, "Театр", 1959, ј 8, с. 136-139. Е. X.

БОБОРЫКИН, Петр Дмитриевич [15(27). VIIL 1836-12.VIII.1921) - русский писатель-романист, драматург, теоретик театра. Род. в Нижнем Новгороде в богатой дворянской семье. Учился в Казанском и Дерптском ун-тах, слушал лекции во Французском коллеже, Сорбонне, посещал курсы Парижской и Венской консерваторий. Лит. деятельность начал в 1858 комедией "Шила в мешке не утаишь" (в переработке- "Фраз„ры"). Б. был сторонником теории натурализма Э. Золя. Для его драматургич. творчества характерны злободневность, скрупул„зное воспроизведение деталей. Пьесы Б., ярко отражающие быт, но лиш„нные больших обществ, идей, конфликтов и характеров, имели шумный, хотя и кратковременный, успех. Ставились на сцене Александрийского т-ра (Петербург):

"Однодворец" (1861), "Реб„нок" (1862), "Иван да Марья" (1867), "Старые сч„ты" (1883), "Накипь" (1899). В Малом т-ре в Москве были пост.: "Реб„нок (1862), "Клеймо" (1886), "Божья коровка" (1889) и др. В пьесах Б. играли М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, Г. Н. Федото"а и др. Б.- автор ряда статей по театр. иск-ву. Болыпой интерес представляют его "Лекции о сценическом искусстве". Выступал также как критик и ре-'цензент. В своих теоретич. работах Б. утверждал, хто русский т-р подражает западноевропейскому и прежде всего французскому и итальянскому т-рам. Отсюда его постоянные поиски аналогии между русскими драматургами, актерами и деятелями иностранной сцены. Б. в„л театрально-педагогическую работу.

Соч.: Сочинения, т. 1-12, СПБ, 1885-87; Театральное искусство, СПБ, 1872; Лекции о сценическом искусстве (лекции 1-6), "Артист", 1891-92, ј 17-21; то же, [7-я лекция], "Дневник артиста", ј 1. Прилож. к журн. "Артист", 1892, апрель; Алексей Потехин, СПБ, 1902; Столицы мира. Мемуары, М., 1911 (в частности, о театральной жизни Парижа и Лондона 1865-95 гг.); Театральные очерки, СПБ, 1914; За полвека (Мои воспоминания), М.-Л., 1929.

БОБЫШОВ, Михаил Павлович [р. 7(19).XI.1885] - русский советский театральный художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1907 окончил уч-ще технич. рисования Штиглица в Петербурге. Как театр. художник работал с 1911. Оформлял спектакли в т-рах миниатюр (Троицкий театр. "Кривое зеркало", "Пиковая дама" и др.). Вначале Б. испытывал влияние декораторов группы "Мир искусства". Первые театр. работы характеризуются стремлением к декоративности, стилизации (балет "Эрос" на музыку Чайковского, Мариинский т-р, 1915, и др.). Позднее в работах Б. в Ленингр. Малом оперном театре проявляется также влияние конструктивизма ("Иоланта" Чайковского и "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1923, "Похищение из сераля" Моцарта, 1925, "Ж„лтая кофта" Легара, 1926, и др.). Но в зрелый период своего творчества Б. созда„т оформление спектаклей, отличающееся глубоким пониманием изображаемой эпохи, чувством стиля, цветовой насыщенностью. Романтич. звучание его декораций созда„тся контрастными сопоставлениями света и тени, укрупн„нными масштабами архитектурных форм, переданными средствами живописи, но сохраняющими гра-фич. очерченность контуров. Среди работ Б. спектакли:

"Риголетто" (1939, Оперный т-р им. Станиславского), "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва (1945, моек. Малый т-р), "Раймонда" (1946, Киевский т-р оперы и балета им. Шевченко), "Медный всадник" (Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова и Большой т-р в Москве, 1949), "Пиковая дама" (1955, Т-р народной оперы в Софии), "Красный цветок" (Ленингр. т-р им. Кирова, 1958) и др. С 1924 преподавал в Художественно-промышленном техникуме, с 1926 - во ВХУТЕИНе. Профессор (с 1939) Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде.

Соч.: Живопись в театре, "Искусство и жизнь", 1941, ј 4 (О работе с К. С. Станиславским над "Риголетто"); "Искусство", 1938, ј 63, с. 57-59.

Лит.: Бартошевич А., Янковский М., Михаил Павлович Бобышов. Живопись и театр. Л., 1947; Михаил Павлович Бобышов (Авт. текста В. И. Кручина-Богданов), М., 1957. М. П. БОВАЛЬ (Beauval) (наст. фам.-Бургиньон;

Bourguignon),Жанн Оливье (1647-1720)-франц. актриса. Вступила в труппу Мольера в 1670. Яркая исполнительница ролей служанок, мн. из к-рых были написаны Мольером специально для не„. Первая роль, порученная Боваль Мольером,- Николь ("Мещанин во дворянстве", 1670). Среди др. ролей Б.: Зербинетта, Туанетта ("Проделки Скапена", "Мнимый больной") и др. Игра Б. отличалась простотой, динамизмом и заразительной вес„лостью. Она создавала образы, отмеченные чертами народности, близкие героиням фарсов. Демокра-тич. иск-во Б. было чуждо придворным кругам. Людовик XIV недолюбливал Б., и Мольеру приходилось защищать е„ перед корол„м. Г р. Б.

БОВЕ, Осип Иванович [24. Х(4.XI). 1784-21.VII (2.VIII).1834] - русский архитектор. Один из выдающихся мастеров рус. классицизма 1-й пол. 19 в. Принадлежал к известной семье художников и архитекторов конца 18-1-й пол. 19 вв. Ученик Компорези и М. Казакова. Пров„л большую работу по реконструкции Москвы после пожара 1812 (возглавлял "Комиссию для строений в Москве"). В 1824 по проекту Б. (в основу был положен проект А. Михайлова) был построен Большой (Петровский) т-р, ставший главным зданием Театральной площади. После пожара 50-х гг. здание т-ра было перестроено А. Кавосом. Б.- создатель проекта здания Малого театра (внутренние помещения перестроены в 1840; фасад сохранился без изменений).

Лит.: Люди русской науки, т. 2, M.-Л., 1948, с. 1185-92;

Снегирев В. Л., Московское зодчество. Очерки по истории русского зодчества XIV-XIX веков, М., 1948, с. 263-68. АН. Ш.

БОВЙ (Bovy), Берт Маргерит Жанн (р. 6.1.1887)- французская актриса. Род. в Льеже. По национальности бельгийка. С 13 лет обучалась актерскому иск-ву у старейшей актрисы т-ра "Комеди Франсез" Тордеюс. В 1906 окончила класс комедии Парижской консерватории. В 1907 дебютировала в "Комеди Франсез" в роли Адрианы ("Господин Альфонс" Дюма-сына). Играла здесь до 1942. В 1942-50 работала в "Парижском т-ре", в т-ре "Атеней" и "Студии Елисейских полей". С 1950-снова в труппе "Комеди Франсез". Актриса тонкого комедийного дарования, Б. лучшие сценич. образы создала в комедиях Мольера: Люсинда, Марианна, Анжелика, Генриетта, Агнеса ("Лекарь поневоле", "Скупой", "Мнимый больной", "Уч„ные женщины", "Школа ж„н"). Среди ролей Б.: Изабелла ("Сутяги" Расина), Керубино и Розина ("Женитьба Фигаро" и "Севильский цирюльник"), Инфанта ("Сид" Корнеля). Играла также в пьесах А. Бека, Ж. Ренара, А. Бернстейна, М. Метерлинка, Л. Пиранделло и др. С 1908 снимается в кино. В 1954 в составе труппы "Комеди Франсез" выступала в СССР. Н. Б.

БОВИ (Bovy), Вина (р. 22.V.1900) - бельгийская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в консерватории в Генте. Впервые выступила на оперной сцене там же в 1917. В 1920-23 Б. - солистка т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе. Пела в т-рах Брешии и Кремоны (Италия), в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе (совм. с Т. Даль Монте и Б. Джильи), в т-ре Мадрида (совм. с Ф. Шаляпиным, 1928) и др. В 1929-36 Б. работала в т-ре "Опера комик" (Париж), в 1936-47 - в "Метропблитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Гре-тель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Луиза (о. п. Шарпантье), Манон Леско ("Манон" Массне), Царица ночи ("Волшебная флейта"), Парася ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Розина, Виолетта и др. С1С43 Б.- директор оперного театра в Генте. Л. М. БОВТ, Виолетта Трофимовна (р. 9. V. 1927) - русская советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1954). В 1935-44 училась в Моск. хорео-графич. уч-ще при Большом т-ре (класс М. А. Кожуховой), по окончании к-рого была принята в балетную труппу Муз. т-ра им. Станиславского и Немнровича-Данчен-ко. Дебютировала в партии Анны Пейдж ("Виндзорские проказницы" Оранского, 1944). Технически сильная танцовщица,

Б. с одинаковым успехом исполняет драм. и лирические партии. Хореографич. образы, созданные Б., отличаются большой психологической глубиной. В героико-романтич. образах - Лола (о. п.Василенко),

Жанна ("Жанна д'Арк" Пейко) и др.-Б. утверждает торжество подвига во имя народа. Выдающаяся работа Б.- партия Одетты-Одиллии (1953). Среда партий: Наташа ("Берег счастья" Спадавеккиа), Эсмеральда (о. п, Пуни, Глиэра, Симона), Медора ("Корсар" Адана) и др.

Лит.: С у р и ц Е., По Чайковскому (О новой постановке "Лебединого озера"), "Театр", 1953, .ј 8, с. 49-62. Л. Я.

БОГАТЫР‚В, Анатолий Васильевич [р. 31.VII (13.VIII).1913] - белорусский советский композитор. Заел деят. иск-в БССР (1944). Член КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета БССР 1-4-го созывов. В 1937 окончил Минскую консерваторию по классу проф. В. А. Золотар„ва. Б.- один из первых нац. оперных белорус. композиторов. Автор опер "В пущах Полесья" (1939, Белорус. т-р оперы и балета, Минск, Ст. пр. 1941) - о борьбе белорус. народа против белопо-ляков в 1920, "Надежда Дурова" (1957, там же), музыки к фильмам, симф. и др. произв. С 1949 занимается педагогич. деятельностью, с 1960 - профессор Минской консерватории. Б р. С.

"БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ" -?) пьеса А. Корней. чу-ка в 5 д. (об укр. гос. деятеле и полководце Богдане Хмельницком, возглавившем освободит, борьбу укр. народа против панской Польши в 1648-54. о воссоединении Украины с Россией). Соч. 1938 (на укр. яз.). Пост. 4 марта 1939 в Т-ре им. Франко (Киев) (реж. Г. Юра, худ. Петрицкий, комп. Реву цкий; Богдан - Шумский, Богун - И. Кононенко, Кривонос - Ватуля, Тур - Г. Юра, Лизогуб - Сергиенко, Варвара - Борисоглебская). В марте того же года премьера "Б. X." состоялась в Харьковском т-ре им. Шевченко (реж. и исполнитель роли Гаврила - Крушельницкий, худ. Меллер, композитор Крыжановский; Богдан - Марьяненко, Кривонос - Антонович, Богун - Сердюк, Тур - М. Кононень-о, Лизогуб - Радчук, Варвара - Горленко). 10 авг. 1938 пост. в моек. Малом т-ре (руководитель постановки Судаков, реж. Волков, худ. Петрицкий; Богдан - Ленин, Богун - Анненков, Кривонос - С. Головин, Тур - Зражевский, Лизогуб - Истомин, Гаврило - Ильинский, Варвара - Яблочкина). 5 марта 1940-Т-р им. Руставели (Тбилиси) (перевод Дади. ани, пост. Васадзе, худ. Гамрекели, композитор Габи' чвадзе; Богдан - Давиташвили, Богун - Сагарадзе, Кривонос - Чихладзе, Лизогуб - Мжавия, Соломия - Лапа-чи); Ростовский-на-Дону т-р (1939); Свердловский т-р (1939);

Одесский т-р им. Октябрьской революции (1939; реж. Василько); Днепропетровский т-р (1940); Кировский т-р (1941);

Укр. т-р им. Щорса (1940; реж. Магар, Богдан - Кле-паченко); Кемеровский т-р (1954); Украинский т-р им. Артема (Сталине) и др.

И з д а н и я.- Первое изд. "Б. X.", Кив, 1939 [на укр. яз.]; на рус. яз. [пер. Н. Ушакова], М., 1939; из последующих изд.: "К о р н ? й ч у к А., П'си", Кив, 1949; К о р н е й-ч у к. А., Сочинения, пер. Я. Бодухна, т. 1, М., 1956.

Лит.: "Театр", М., 1939, ј 7, с. 111-123 и 1940. ј 10, с. 13-41 и 80-86. А. Шн.

2) Опера К. Данскрвича, либр. А. Корнейчука п В. Василевской, рус. пер. Т. Волгиной и Г. Литвака. Соч. 1949-51. Пост. 29 янв. 1951 в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (Бог-дан -Гришко, Кривонос - Гмыря, Богун - Борищенко, Варвара - Литвиненко-Вольгемут, Гаврило - Паторжинский, Гелена - Гайдай, Соломия - Руденко, Лизогуб - Коган. Дириж„р Пирадов, реж. Стефанович, худ. Хвостов, балетм. Сергеев). 2-я ред. оперы пост. 21 июня 1953, там же (Бсгд?н- Грншко, Кривонос - Гмыря, Богун - Борищенко, Гаври' ло - Роменский, Варвара - Гончаренко, Соломия - Руденко, Гелена - Лобанова-Рогач„ва, Лизогуб - Коган. Дириж„р Пирадов, реж. Крушельницкий, худ. Петрицкий, хормейстер Колесник, балетм. Сергеев). Пост. в т-рах др. городов Советского Союза: Одесса (1951, нов. ред.-янв. 1954), Тбилиси (1954), Львов (1954), Харьков (1954).

II з д а н и я.- Кив, "Мистецтво", 1954 (текст на укр. и РУС- яз.). Н. Гр.

БОГДАНОВ (Bogdanov),neTpeKo4Ko(p.l2.III.1913)- югославский артист оперы (тенор) и композитор. Один из основателей Гос. оперы при Македонском нар. т-ре в Скопье. Музыке обучался в Белграде: композиции - у М. Милоевича и И. Славенского, пению-у И. Ста аатовича, Р. Ертла, П. Холодкова, С. Назора, Н. Кудели. В 1947-53 Б.солист и исполнитель гл. теноровых партий в оперном т-ре в Скопье. Партии:

Альфред; Туриду ("Сельская честь" Масканьи), Ка-аио; Каварадосси, Рудольф ("Тоска", "Богема"), Еник ("Проданная невеста") и др. С 1954 Б. работает на радио в Скопье. Л. М.

БОГДАНОВА, Надежда Константиновна (1836- 1897) - русская артистка балета. Дочь известного танцовщика К. Ф. Богданова и балерины Т. С. Кар-паковой. Училась у отца в его балетной школе в Москве. В 1848-50 Б. гастролировала с семь„й по русским провинц. городам. В 1851 занималась в Париже у балетмейстеров Ж. Мазилье и А. Сен-Леона. Успешный дебют в конце того же года на сцене "Гранд-Опера" в заглавной партии балета "Маркитантка" Пуни и последующие выступления принесли Б. широкую известность. Во время Крымской войны (1853-56) Б. порвала с "Гранд-Опера",отказавшись участвовать в спектакле по случаю падения Севастополя. В 1855 вернулась в Россию, где выступала на петерб. и моек. сценах до 1864. Лирич. одухотвор„нность танца, незаурядный актерский талант и виртуозная техника позволили Б. стать выдающейся исполнительницей гл. партий в романтич. балетах - "Сильфида" Шнейцгоффера, "Жизель", "Эс-меральда" и др. Покинув рус. сцену после конфликта с придворной конторой, Б. гастролировала до 1867 в Париже, Вене, Варшаве. Была одной из первых рус. танцовщиц 19 в., утвердивших мировую славу рус. балета.

Лит.: Артистическое семейство Богдановых, СПБ, 1856;

Красовская В. М., Танцовщица Надежда Богданова, в кн.: Научно-исследовательский институт театра и музыки. Ученые записки, т. 1, Л., 19*8. В. Ч.

БОГДАНОВА-ЧЕСНОКОВА, Гликерия Васильевна [р. 13(26). V. 1904]-русская советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1924 окончила Школу рус. драмы в Петербурге и поступила на сцену Александрийского т-ра, где дебютировала в роли Люсиль ("Мещанин во дворянстве"). В 1934-45 Б.-Ч. работала в ленингр. т-рах "Мюзик-холл" и Эстрады и миниатюр, ансамбле оперетты под рук. Б. Бронскойидр. С 1946 Б.-Ч. - артистка Ленингр. т-ра музкомедии. Роли:

Гапуся ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Клементина Марич ("Вольный ветер" Дунаевского), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Рябова), Серафима Степановна ("Белая акация" Дунаевского), Розалия ("Поцелуй Чаниты" Милютина), мамаша Рыымуокс ("Только мечта" Кырвера), мадам Арно ("Фиалка Монмартра" Кальмана), княгиня Веглерсхейм ("Сильва" Кальмана) и др. Снималась в фильмах ("Мистер Икс" - Каролина, и др.). О. В.

БОГДАНОВ-БЕРЕЗЭВСКИЙ, Валериан Михайлович [р. 4(17). VI. 1903] - русский советский музыковед, композитор и педагог. E 1927 окончил Ленингр. консерваторию. С 1924 выступает как музыковед и критик. Автор оперы "Дочь Бармака, или Граница" (соч. 1939), балетов "Девушка с крыльями" (соч. 1949),

"Сын полка" (соч. 1955), музыки к спектаклям, фильмам, а также симф. и др. произв. С 1951 Б.-Б. -зав. репертуарной частью Ленингр. Малого оперного т-ра.

С о ч.: Б. В. Асафьев, [Л.], 1937; Оперное и балетное творчество Чайковского, Л.-М., 1940; Советская опера, Л.-М., 1940; Чайковский, Л., 1942; Советская оперная культура, в кн.: Театральный альманах, кн. 2, М., 1946; А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950; О. А. Кашеварова, Л., 1950; Федор Стравинский, М.-Л., 1951; Иван Ершов, М.-Л., 1951; К. М. Сергеев, Л. ,1951; Г. С. Уланова, М., 1949, и др.

"БОГЕМА" ("La Boheme") - опера Дж. Пуччипи, либр. Дж. Джакозы и Л. Иллики (на сюжет "Сцен из жизни богемы" А. Мюрже, 1895). Пост. 1 февр. 1896, Турин (Мими-Феррари, Рудольф - Горджа. Дириж„р Тосканпни). В России впервые пост. 11 февр. 1900, Мариинский т-р (Петербург) (Мими - М. Фигнер, Мюзетта - Мравина, Рудольф - Н. Фигнер, Марсель-Яковлев, Шонар - Бухтояров, Колен- Серебряков. Реж. Кондратьев, худ. Иванов, Каменский и Яковлев). Пост. впервые на сов. сцене 20 нояб. 1919, Ленингр. т-р оперы и балета, 16 дек. 1921-Ленингр. Малый оперный т-р (Мими - Коваленко, Мюзетта - Бронская, Рудольф - Балашов, Марсель - Легков). Пост. также 12 апр. 1927 в оперной студии т-ра им. Станиславского (Москва). 8 дек. 1956 пост. в филиале Большого т-ра (Москва) (Рудольф - Масленников, Мими -И. Масленникова, Мюзетта - Звездина, Марсель - Кибкало, Шонар - Дементьев, Колен - Панков. Дириж„р Семков, реж. Ансимов, хормейстеры Рыбнов и Савва). Пост. в т-рах др. городов: Тбилиси (1945), Алма-Ата (1948), Вильнюс (1951), Киев (1958), Львов (1958), Ташкент (1959).

И з д а н и я.- партитура, MiL, Gr. Ricordi Со, [1920]; клавир. Mi]., G. Ricordi Со, [1896]; рус. изд.-М., Юрген-сон, 1896 (текст на рус. и итал. яз. Пер. с поел. итал. изд. с прибавлением автора М. Ярона и А. Паули). Н, Г р.

БОГОЛЮБОВ, Николай Иванович (р. 22.X.1899)- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1945). Член КПСС с 1950. Учился в студии при Рязанском т-ре. Одновременно (с 1919) выступал на сцене этого т-ра. В 1920 был призван в армию; выступал в самодеятельном красноармейском коллективе. После демобилизации снова работал в Рязани. Роли: Бессеменов ("Мещане"), Клещ и Сатин ("На дне"), Дорн ("Чайка") и др. В 1922 Б. приехал в Москву. В 1926 окончил Гектемас - студию при Т-ре РСФСР 1-м. Был актером этого т-ра с 1923 (впоследствии Т-р им. Вс. Мейерхольда). В 1929 исполнил героич. роль вожака партизанских отрядов Чуба ("Командарм 2" Сельвинского). Характерная особенность пск-ва Б.-сочетание высокой патетики с простотой, обаянием, естественностью - ярко проявилась в роли старшины Бу-шуева ("Последний решительный" Вишневского). В 1938-58 Б.-в труппе МХАТ. Продолжая работу над созданием образа положит. советского героя, Б. сыграл роли Рыбакова ("Кремл„вские куранты"), Кремн„ва ("Зел„ная улица" Сурова, Ст. пр. 1949), Макеева ("Чужая тень" Симонова, Ст. пр. 1950). В 1946 в спектакле "Победители" Чирскова (Ст. пр. 1947) Б. создал образ 'командующего фронтом-генерала Муравь„ва, показав талант, одар„нность, волю, мужество, глубокую человечность своего героя. К числу лучших ролей Б. принадлежит также Кондратьев ("Офицер флота" Крона, Ст. пр. 1946). С 1931 Б. снимается в кино. Выдающаяся работа артиста - образ большевика Шахова в фильме "Великий гражданин" (1-я и 2-я серии, 1938-39, Ст. пр. 1941). Играл также в фильмах "Семеро смелых" (Илья Летников), "Крестьяне" (Николай Миронович), "Оборона Царицына" (К. Е. Ворошилов, Ст. пр. 1942) и др.

Лит.: Кузнецова И., Николай Иванович Боголюбов, М., 1956.

БОГОЛЮБОВ, Николай Николаевич [13(25).!. 1370-4.III.1951] - русский советский режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1927). В 1894 окончил Муз. уч-ще в Казани. режиссерскую деятельность начал в рус. провинц. оперных труппах. В 1911-17 работал режиссером-постановщиком в Мариинском т-ре (Петербург). После 1917- гл. режиссер оперных т-ров в Одессе, Баку, Тбилиси, Свердловске, Горьком и др. Б. осуществил постановку св. 150 опер, в т.ч.: "Сорочин-ская ярмарка" Мусоргского, "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Тарас Бульба" Лысенко, "Чио-Чио-сан"; "Тихий Дон", "Поднятая целина" Дзержинского, "Орлиный бунт" Пащенко, "Степан Разин" Касьянова и др. С 1923 Б. занимался педагогич. деятельностью (в 1923-28 -профессор консерватории в Баку, с 1928 - в Тбилиси, с 1944 - в Одессе). С 1949 Б. жил в Перми.

С о ч.: Полвека на оперной сцене, М., 1957. Д\ Каз.

БОГОМОЛЕЦ (Bohomolec),Францишек (1720-84)- польский драматург. Один из ранних представителей польского Просвещения. Принимал активное участие в создании польского Нац. т-ра в Варшаве (открыт 1765), для к-рого написал 20 комедий, оперу и одноактную комедию-кантату. Комедии Б. написаны под воздействием творчества Мольера, Гольдони и Плавта. В своих пьесах Б. отразил совр. ему действительность ("Брак по календарю", 1766, "Чары", 1775), высмеивал шляхетское расточительство, пьянство, суеверие, невежество, показал жизнь крестьян ("Добрый пан", 1767, комедия-кантата "Осчастливленная нищета"). Центр, место в творчестве Б. занимает пьеса "Автор комедии" (1779), в к-рой драматург выступает как сторонник дидактического т-ра. В 1765-84 издавал журнал "Монитор"; утверждал высокое назначение театр. иск-ва, призывал драматургов учиться у Шекспира.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 749-752; К r z y-z a n о w s k i J'., Historia literatury polskiej, Warsz., [1953]; KreJci K., Dejiny polske literatury, Praha, 1953.

БОГОСЛОВСКИЙ, Никита Владимирович [р. 9(22). V. 1913] - русский советский композитор. В 1927-28 брал уроки композиции у А. К. Глазунова; в 1934 окончил Ленингр. консерваторию. Автор муз. комедий "Ночь перед Рождеством" по Гоголю (1929, Ленинград), "Остров 5-К" (1933, Т-р музкомедии, Ленинград), "Раскинулось море широко" (1943), "Одиннадцать неизвестных" (1946, Моск. т-р оперетты), "Когда поют соловьи" (1948, Ростов), бата-сказки "Королевство кривых зеркал" (соч. 1953), музыки к водевилям, драм. спектаклям, фильмам, песен и др. соч.

БОГРИС (???????), Димитрис (р. 1890) - греческий драматург. Лит. деятельность начал в 1921 пьесой "Врач Мавридис". В драме "Обручение" (1925- "Труппа молод„жи", 1959 - Т-р Н. Хадзискоса) создал яркие реалистич. характеры. В пьесе "Змея" (1928, труппа под рук. М. Розан) показал распад бурж. семьи, собственнич. отношения, уродующие жизнь людей. В последующих драматургич. произв. Б.- "Шквал" (1934), "Новая жизнь" (1936), "Беспокойное море" (1937) и др.- наметился постепенный отход от социальной проблематики. Д. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница