Наши партнеры

проектирование мультимедиа

Театральная энциклопедия
(страница 69)


БУШ (Busch), Фриц (13. III. 1890-14. IX. 1951) - немецкий дириж„р. Учился в К„льнской консерватории. Дириж„рскую деятельность начал в 1909 в оперном т-ре в Риге. С 1918 Б.- дириж„р Штутгартской оперы, в 1922-33гл. дириж„р Дрезденской оперы, к-рая при Б. становится одним из лучших оперных т-ров Европы. Горя" чий почитатель рус. музыки, Б. осуществил здесь пост. опер: "Евгений Онегин" (1924), "Пиковая дама" (1929), "Борис Годунов" (1923), "Хованщина" (1927) и др. В 1924 Б. дирижировал на открытии Байройтского фестиваля оперой "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера; на Глайнд-борнских фестивалях пост. оперы: "Свадьба Фигаро"

(1934), "Волшебная флейта"

(1935), "Похищение из сераля" (1935) Моцарта, "Макбет"

Верди (1938) и др. В 1933 Б. покинул Германию; жил и работал в Аргентине, Англии, США и др. странах.

Лит. соч.: Aus dem Leben eines Musikers, Zurich, 1949. Bc. T.

БУШ (Busch), Эрнст (p. 22. I. 1900) - немецкий актор и певец. Родился в Киле в семье рабочего. Участвовал в кильском восстании 1913. С детских лет принимал участие в рабочей художественной самодеятельности, в 1920 дебютировал в роли Лизандра ("Сон в летнюю ночь" Шекспира) на сцене Кильского гор. т-ра. В 1925 приехал в Берлин и поступил актером в Немецкий т-р, затем работал в "Политическом т-ре" Э. Пискатора. В 1928 Б. в "Т-ре ам Шиффба-уэрдамм" впервые выступил в пьесе Б. Брехта "Тр„хгрошовая опера" (роль сержанта Смита). Большим успехом пользовалось исполнение Б. роли боцмана Раша в пьесе Ф. Вольфа "Матросы из Кат-таро" (1930, Нар. т-р, Берлин). В эти же годы Б. начинает исполнять революц. песни и становится подлинным певцом пролетариата. В содружестве с поэтами Б. Брехтом и Э. Вайнертом, композиторами X. Эйслером и К. Вейлем Б. создал такие песни, как "Песня о едином фронте", "Коминтерн" и др. В 1933 Б. как активный антифашист вынужден был эмигрировать из Германии. Выступал во многих городах Европы (Лондон, Париж, Брюссель), гастролировал в СССР (1936). С 1937 Б.- боец Интернациональной бригады, вдохновлявший песней борцов за народную Испанию. Здесь собрал и издал много антифашистских песен для бойцов интер-нац. бригад. В 1939 он был интернирован вишийским правительством, а затем выдан гестапо. Находился в заключении в моабитской, а затем в бранденбург-ской тюрьме. В апреле 1945 освобожд„н советскими войсками. После окончания войны Б., несмотря на полученную в Моабите тяж„лую контузию, возвратился к концертной и актерской деятельности. В 1946 играл в филиале "Хеббель-театра" ("Народная сцена", Берлин) Сторожа маяка ("Огни маяка" Ардрея) и Сатина. В 1947 Б. пост. на сцене этого т-ра спектакль "Матросы из Каттаро" Вольфа и сам исполнил роль Раша. С 1951 выступал в Немецком т-ре и в спектаклях т-ра "Берлине? ансамбль". К этому периоду относятся наиболее значительные актерские работы Б.: Повар, Ламб, Чхеидзе и Аздак, Галилей ("Мамаша Кураж и е„ дети", 1951, "Мать", 1952, "Кавказский меловой круг", 1956, "Жизнь Галилея" Брехта, 1956) в "Берлине? ансамбле"; Фучик ("Прага оста„тся моей" Буряковского, 1951), Яго (1953);

Майоров ("Глубокая разведка" Крона, 1953), Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1954), Председатель укома ("Шторм" Билль-Белоцерковского, 1957) в Немецком театре.

Б.- актер и певец-трибун, пропагандист боевых рабочих песен. Как певец Б. создал свой исполнит. стиль, отличающийся подлинным революц. пафосом, мужественной энергией и ораторской выразительностью (песни "Болотные солдаты", "Коминтерн", "Красный Веддинг" и др.). Выступления Б.-певца, вызывающие пламенный отклик зрителей и слушателей. нередко превращались в митинг. Игра Б. в драм. спектаклях отличается страстностью, мужественностью, волевым началом, скупостью внешних при„мов, богатством идейного подтекста. Созданные им сатирич. образы проникнуты едкой иронией. Гл. значение в творчестве Б. имеет мысль, поэтому иск-во Б. особенно созвучно "эпическому театру" Брехта. За исполнение песен и создание выдающихся образов на драматич. сцене Б. дважды (1949 и 1956) удостоен Нац. пр. Б.-член Нем. академии иск-в.

Лит.: Д ы м ш и ц А., Служение народу, в его кн.: Литература и народ. Сб. статей, [Л.], 1958, с. 355-63; Б о л о-т и н С. и С и к о p с к а я Т., Эрнст Буш на боевом посту!, "Советская музыка", 1949, ј 5; В г е с h t В., Der Volksschauspieler Ernst Busch, в кн.: Theaterarbeit..., Dresd., 1952;

Wolf F., Ernst Busch als Regisseur, в его кн.: Aufsatz uber Theater, B., 1957; Kipphardt H., Der Schauspieler Ernst Bu?ch, в кн.: Deutsches Theater. Bericht uber 10 Jahre, B., 1957, с. 192-94; S e e g e r K., Ernst Busch, там же, с. 125-28. В. Я., Т. П.

БУШАРДЙ (Bouchardy), Жозеф (1810-28. V. 1870) - французский драматург. Автор многочисленных мелодрам, отличавшихся крайним неправдоподобием, запутанным сюжетом, нагромождением ужасов: "Рыбак Гаспардо" (1837), "Звонарь собора св. Павла" (1838), "Пастух Лазарь" (1840), "Цыган Парис" (1842), "Сироты из Антверпена" (1844), "Матрос Бертран" (1847), "Крест святого Якова" (1850) и др. Пьесы Б. имели успех благодаря участию в них Фредерика-Леметра, Бокажа ' и др. актеров театров бульваров. В 1849 в Александрийском т-ре (Петербург) была пост. пьеса Б.- "Матрос Бертран".

Лит.: Royer A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1875. E. Ф.

БУШЕ, Александр Борисович (наст. имя и фам.- Александр Ксенофонтович Г н усо в) (р.25.VIII.1882)- советский цирковой артист. Засл. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1947. Работает в цирке с 1900. Бессменно в течение многих лет является режиссером и инспектором манежа моек. цирка. Принимает участие в различных интермедиях и сценках, руководит работой униформистов, следит за ходом и ритмом циркового представления.

"ВУЭН РЕТЙРО" ("Buen Retire", буквально - хороший, приятный покой, убежище) - дворец и парк испанских королей в Мадриде с ансамблем помещений, приспособленных для постановки пьес. Строительство дворца и т-ра было завершено в 1632, и с тех пор здесь регулярно ставились спектакли для короля и придворных (как в самом дворце, так и на открытом возцухе). В 1640 в т-р получили доступ (за плату) и горэжане. В первые годы существования т-ра "Б. Р." зцесь шли те же пьесы, что и в городских т-рах Мадрида, но преимущество отдавалось комедиям с зрелищными эффектами. Для представлений этих комедий итал. театр. архитекторы К. Лотти и Б. дель Бьянко оборудовали сцену новейшими приспособлениями, а для создания декораций был приглаш„н итал. художник Ф. Рици. Позднее излюбленными жанрами постоянных зрителей "Б. Р." стали мифологич. и пасторальные пьесы. Здесь ставились пьесы Кальде-рона ("Три величайших чуда", "Приключения Андромеды и Персея", "Величайшее очарование любви" и др.) и драматургов его школы - А. Морето, Ф. де Рохас Соррильи, А. Кубильо, А. де Солис и др., ориентировавшихся на вкусы придворных зрителей. С нач. 18 в. в т-ре "Б. Р." шли преимущественно оперные и балетные спектакли. В 1734 дворец и т-р сгорели. После восстановления здесь ставились только оперные спектакли ("Титове милосердие" Метастазио, 1747, и др.). 5. Я.

БУЭНОС-АЙРЕС (Buenos Aires) - столица Аргентины (ок. 3800 тыс. жит. на 1958). По свидетельству старинных хроник, первые театр. представления в Б.-А. относятся к нач. 1 8 в. Они происходили в дни торжественных событий (напр., при коронации Фердинанда VI - 1747 и Карла III - 1760). Ставились исп. комедии и аллегорич. пьесы, исполнявшиеся испанцами во внутреннем дворе резиденции правительства и на паперти церквей. В 17 в. иезуиты широко использовали элементы нар. иск-ва в целях пропаганды - они ставили лоа, энтремесес и ауто.

"Дом комедии", или "Ранчерия", открытый первоначально как зал для танцев и празднеств, с 1783 стал первым постоянным т-ром Б.-А. В репертуаре т-ра были пьесы Лопе де Вега, Тирсо де Молины, Кальдерона, Морето и др. В 1792 т-р сгорел. В 1804 был открыт т-р Малый, или Временный Колисео, в 1838 получивший название т-ра "Архентино".

Большое влияние на развитие т-ра в Б.-А. имело "Об-. щество хорошего вкуса" (1817-27), основанное группой передовых актеров и драматургов во главе с Пуэйрредоном. В 1-й пол. 19 в. в Б.-А. открылся ряд новых т-ров, в т. ч. в 1828 - "Парке Архентино", в к-ром впервые в Аргентине играли франц. и др. иностр. труппы. В 1884 в цирке "Пепино 88" состоялось представление пантомимы "Хуан Морейра" (по роману Э. Гутьерреса), пост. актером и директором цирка X. Подсетей. Во 2-й пол. 19 в. в Б.-А. выступали выдающиеся европ. актеры: А. Ристори ("Медея", 1869), Т. Сальвини ("Самсон", 1871), Э. Росси ("Отелло" - этим спектаклем 6 сент. 1879 открылся т-р "Политеама"), Э. Дузе (1885), Сара Бернар (1890), Г. Режан и Э. Новелли (1886), Коклен (с мольеров-ским репертуаром, 1888) и др.

В 1920-30-е гг. возник ряд экспериментальных и любительских театров, объедин„нных затем в Аргентинскую федерацию независимых театров. - "Театре либро" (1925), "Зль Пуэбло" (1930), "Хуан Б. Хусто", "Кортина", "Эспондео", "Фупет", "Ла Маскара", "ИФТ" и др. В 50-х гг. в Б.-А. работали следующие драматич. т-ры: коммерческие - "Нац. театр комедии" ("Театр Сервантеса"), "Аполо", "Архентино", "Политеама", т-р "Национальной комедии", "Одеон", "Атенео", "Лисео", "Варьедадес", "Президент Альвеар", "Ласальс", "Ма-риоки" и др., и независимые т-ры: "Эль Пуэбло", "ИФТ", "Новый театр", "Ла Маскара", "Независимые", "-Институт современного искусства", "флоренсио Санчес", "Кальяо 35", "Эль Каминито" и др.

Музыкальный театр. В 1825 дириж„р Масони сформировал оперную труппу, и 3 окт. 1825 была поставлена полностью опера Россини "Севильский цирюльник"; шли также оперы Моцарта, Цингарелли, Россини и др. В 1830-48 оперы шли только в концертном исполнении. С 1848 в т-ре "Принсипаль де ла Виктория" ставили оперы Доницетти, Беллини, Верди, Меркаданте, Николаи и др. Выступали итал. и франц. труппы, ставившие оперы Обера, Адана, Буальдь„, Базена, Галеви и др. После падения диктатуры Росаса муз. жизнь Б.-А. оживилась. В 1856 пост. первые сарсуэлы (комедии, с пением и танцами) Л. Эрнандеса, Ф. Барбьери, X. Бастамбиде и др. 25 апреля 1857 спектаклем "Травиата" Верди был открыт т-р "Колон", ставший центром оперной жизни Б.-А. вплоть до закрытия (в 1888). В 1872-1925 развитие оперного искусства определял т-р "Опера". В Б.-А. выступали лучшие итал. певцы: А. Патти, М. Баттистини, Таманьо и др. В конце 19-нач. 2Ю вв. были пост. новые аргент. оперы - "Лев Венеции" д*Агнильо и Э. Верардини (1892), "Пампа" Берутти (1897),"Студенты Болоньи" Аргреавеса (1897), "Обруч„нный с морем" (1897) и "Латинское средневековье" (1901) Э. Паниса, "Сафрас" К. Гаито (1907). 25 мая 1908 оперой "Аида" был открыт новый т-р "Колон". С 1925 т-р имеет постоянный оркестр, хор и балетную труппу.

БУЮКЛЙЕВА, Невена (р. 11.II.1896) -болгарская актриса. Нар. артистка Болгарской Республики (1952). В 1919 начала сценнч. деятельность. С 1926 работает в софийском Народном т-ре. Играет лирич. и драматич. роли: Албена (о. п. Йовкова), Ирина Радионова ("Царская милость" Зидарова), царица Теодора (о. п. Петкановой), Мария Стюарт, Васса. Создала остро сатирич. образ Венеры Шипченской ("Любовь" Василева), Таисьи ("Мать своих детей" Афиногенова) и др. А г. А/.

БХАВАБХУТИ (7-8 вв.) - древнеиндийский драматург. Автор пьес "Малати и Мадхава", "Подвиги великого героя" и "Дальнейшие подвиги Рамы". Драмы Б. отмечены мастерством в изображении человеческих чувств, картин природы. В то же время творчество Б. свидетельствует о начале упадка инд. классич. т-ра, его пьесы отличаются обилием описаний, отсутствием действия.

Лит.: Wilson H. H., Select specimens of the theatre of the Hindus, v. 2-3, Calcutta, 1827. В. Э.

БХАНА- род пьесы в индийской классической драматургии. Вед„т сво„ начало от народной пантомимы. Б. представляет собой одноактный фарс, обычно изображающий события из жизни средневекового города. Часто содержит элементы социальной сатиры. В Б. участвует один актер, исполняющий роль виты; он обращается к воображаемым действующим лицам и повторяет якобы произнес„нные ими реплики. В. Э.

БХАОНА - старинная форма индийского театра в Ассаме (Сев.-Вост. Индия). Включает в себя музыку, танец и драматич. диалог; исполнялась бродячими труппами. В Б. проповедовалось соц. равенство и осуждались консервативные идеи брахманизма. Совр. исполнители вносят новое содержание в Б., форма к-рых оста„тся традиционной. Я. В.

"БХАРАТ НАТЬЯМ" - одна из основных школ индийского классического нац. танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. дон. э. Танцы "Б. н." построены на определ„нном лит. сюжете, обычно воспроизводят эпизоды эпич. поэмы или легенды. Вначале "Б. н." был ритуальным храмовым танцем. В Чидамбаре, где, по преданию, бог Шива исполнил танец "Б. н.", существует храм Натараджа (воздвигнут в честь танцующего Шивы), на фасаде к-рого высечены барельефы, изображающие 108 основных поз танца. Эти позы до наст. вр. воспроизводятся танцорами школы "Б. н.". В основе теоретич. положений школы - санскритский трактат "Натьяша-стра" [2-4(?) вв.], в к-ром раскрыты эстетич. основы всех видов иск-в, в том числе и танца. Здесь дано подробное описание каждой позы и жеста, вошедших позднее в "Б. н.". До сер. 13 в. "Б. н." пользовалась наибольшей популярностью и была распространена по всей Индии. В период династии Гупта (3 в.) проникла на Яву, в Камбоджу, Сиам, где сохраняется в наст. время (с сер. 13 в. "Б. н." существовала в чистом виде только на юге Индии). В конце 19 и нач. 20 вв., в период англ. господства, школа "Б. н." пришла в упадок и прекратила существование. Но в 1933 после состоявшейся в Мадрасе широкой дискуссии о происхождении и значении этого вида иск-ва "Б. н." возродилась, но уже в светском танце.

Иск-во "Б. н." включает в себя элементы танца, музыки и драмы, оно проникнуто единством настроения, определяемого эмоциональной окраской мелодии. Танцы "Б. н.", отличающиеся резкостью движений и скульптурностью поз, состоят из тр„х основных элементов: "нрита"ритмич. танец; "нритья"- иск-во передачи содержания танца определ„нными движениями пальцев рук и положением ног; "на-тья" - сочетание нритья с пением. Школа "Б. н." различает 4 вида танца: "садир натья" - самая древняя и чистая форма "Б. н.", распростран„нная и в настоящее время, как правило, исполняется одной танцовщицей; танец проникнут любовными мотивами и связан с культом Шивы. "Кураванджи" - поэтическая композиция, исполняемая 6-8 танцовщицами, выражает любовь девушки к герою (богу, царю), связан с культом Шивы. "Бхагавата мела на-така" и "кушипуди" (обычно объединяются) - танцевальная драма, в которой участвуют не только женщины, но и мужчины. "Бхагавата мела ната-ка", в отличие от "кушипуди", не включает сольных выступлений, связан с культом Вишны или Кришны (в него входят все три основных элемента "Б. н.").

Исполнение "Б. н." занимает иногда ок. 4 часов. Оркестр, сопровождающий танец, состоит из индийских народных муз. инструментов .'барабанов, мриданг, дхблак, табла; струнных инструментов - ситар, вина, саранги. Иногда танец сопровождается и пением. Среди авторов этих песен: Кшетраджна (17 в.), Тхья-гарадж (18 в.), Гопал Кришна Бхарати (19 в.). Текст песен - на языках тамили или телугу, иногда на санскрите.

Танцы школы "Б. н." изучаются и возрождаются "Академией музыки" в Мадрасе. Иск-во "Б. н." препода„тся в учебных заведениях: "Калакшетра" в Адьяре, Индийский ин-т изящных иск-в в Эгморе. Крупнейшие представители школы "Б. п.":

Баласарасватху, Рам Гопал, Рук-мини Де*ви (Арендейл), Индрани Рахман и др.

Лит.: Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; В о-w e r s F., The dance of India, N. V., 1953; Indian dance, Delhi, 1955;

A n a n d M. P., The dancing foot, Delhi, [1957J;Gri Kfsna Dac, НатагГпа-tva parampara, Allahabad, 1957; Музыка Индии, M.-Л.. 1958. Ч. С., Н. В.

БХАРАТА - древнеиндийский легендарный писатель. Б. считают автором "Натьяшастры" - первого санскритского трактата о т-ре [2-4(?) вв.]. В этом труде излагается эстетич. теория инд. т-ра, т. н. теория "раса" (эмоций), по к-рой одной из осн. задач иск-ва является возбуждение в зрителе определ„нных настроений или эмоций ("раса"). Учение о "раса" возникло как теория театр. иск-ва, впоследствии было применено к лит-ре и иск-ву вообще. Трактат затрагивает вопросы актерского иск-ва, поэтики драмы, музыки и танца, театр. архитектуры, техники сцены. Каноны, установленные в "Натьяшастре", в течение веков определяли развитие санскритской драмы. Авторство Б. условно, очевидно, трактат создавался многими авторами на протяжении столетий.

Лит.: L e v i S., Le theatre indien, P.,1890; К e i t h A. В., The Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice, Oxf., 1954. В .Э.

БХАСА (2-3 вв.) - древнеиндийский драматург. Сохранилось 13 пьес, приписываемых Б.; наиболее значительные (и вероятнее всего принадлежат Б.) - лирич. комедии: "Пригрезившаяся Васавадатта", "Обет Яугандхараяны" и "Чарудатта" (не окончена). Сюжеты многих пьес Б. заимствованы из инд. эпоса и нар. сказаний. Пьесы Б. отличаются относительной простотой языка и стиля, стремительным развитием действия. '

Лит.: W о о ] n e r А. С. and S a r u p L., Thirteen Trivandrum plays attributed to Bhasa, v. 1-2, Oxf.- L., 1930-31. в. Э.

БХАСКАРАРАО, Васиредди (2. IX. 1914-1. II. 1957) - индийский писатель, поэт, драматург. Коммунист. Изучал языки телугу, санскрит, затем хинди. В„л педагогич. работу в средней школе. В 1929 примкнул к нац. движению под руководство Ганди. В 1937 начал лит. деятельность. Писал на телугу. Б.- автор (совм. с Сункара Сатьянараяна) пьес, среди к-рых наиболее известны "Мундадугу"("Шаг вперед") и "Ma бхуми" ("Наша земля"). В этих пьесах, ставившихся во мн. деревнях Андхры, автор рассказывал о безземельных крестьянах, об их борьбе против помещиков. Написал пьесы "Апанинда" ("Клевета"), "Потугад-да" ("Коршун", 1954). Большинство произведений Б. освещает социальные темы. Б. и Сатьянараяна писали также одноактные пьесы в жанре бурра-катха (пьеса об Аллури Ситарама Раджу - герое крестьянского движения 1920-х гг. и др.). За лит. и общественную деятельность подвергался преследованиям.

БХАТТ, Удайшанкар (р. 3.VIII. 1898) - индийский драматург. Пишет на языке хинди. Лит. деятельность начал в 20-е гг. С 1933 работает как драматург (исто рич. драма "Викрамадитья"). Опубликовал св. 20 многоактных драм и ряд сборников одноактных пьес и радиодрам на историч. и мифологич. темы. Среди них: "Падение Синда" (1934), "Победа Сагара" (1937), "Путь освобождения" (1944), "Революционер" (1954) и др. Нек-рые пьесы Б. затрагивают социальные проблемы. Б.-автор психологич. философских драм "Матсьягандха"(1937), "Вишвамитра" (1938), "Радха" (1941), "Калидаса" (1950), написанных стихами. Б. испытывал влияние драматургии Д. Прасада.

Пьесы Б. поставлены студенческими театр. коллективами Нового Дели, Аллахабада, Мадраса, Нагнура и др. городов. С 1947 возглавляет секцию драматургии Всеиндийского радио. Св. П.

БЫКОВ, Анатолий Владимирович (1892-1943) - русский советский актер, режиссер, драматург. Окончил физико-математич. ф-т Моск. ун-та. Театр. деятельность начал в 1917 как организатор (совм. с А. А. Л„вшиной) театр. студии, преобразованной в 1919 в т-р импровизации (т-р "Семперанте"). Был художественным руководителем и основным режиссером и актером этого т-ра. Написал сценарии, поставил и исполнил гл. роли в спектаклях "Карусель" (роль Набух-Сагайло), "Гримасы" (роль Скли-па, 1921) и др. Среди лучших работ р. также спектакли "Два" (сценарий Б. и Л„вшиной, исполнял роль Тролля, 1924), "Головоногий человек" (по о. п. Ф. Гладкова, в роли Клюева - Б., 1929). Иск-во Б.- блестящего актера-импровизатора, обладавшего даром перевоплощения, отличалось неистощимой фантазией, остротой сценич. формы. А. Шн.

БЫРСАН (Birsan), Захария (1. I. 1878-1948)- румынский драматург, актер, режиссер. Первый крупный актер и режиссер Трансильвании. После окончания в 1901 Бухарестской консерватории нек-рое время выступал на сцене Национального т-ра (Бухарест), затем работал (до 1915) в Национальном т-ре Клужа. Автор историч. драмы "Начинается день" (поев. восстанию в Трансильвании в 18 в.), драматич. поэмы "Красные розы", ставившейся во многих т-рах Румынии, и др.

Лит.: Almanahul teatrulm rominesc, Вис., 1943; А 1 te-rescu S., TorneaF., Teatrul National I. L. Carapiale, Вис., 1955. Я. Р.

БЫРСЕСКУ (Birsescu), Агата (28. VIII. 1859- 12. XII. 1939) - румынская актриса. В 1878, после окончания класса декламации под руководством Ш. Велеску, дебютировала на сцене Национального т-ра в Бухаресте. В 1890 окончила Венскую консерваторию и играла в течение семи лет в "Бургтеатре" (Вена). Среди ролей Б.: Королева ("Рюи Блаз" Гюго), Мария Стюарт и др. Гастролировала в России, Германии, Америке. Занималась педагогич. деятельностью (с 1935 была профессором консерватории в Яссах).

Лит.: Almanahul teatrului rominesc, Buc., 1943; А 11 e-rescu S., Torne a F., Teatrul National, I. L. CaraRi-ale. Вис., 1955. Я. Р.

БЫЧВАРОВ, Стэян (25.VII.1878-6.1.1949)-болгарский актер и театральный деятель. Нар. арт. Болгарской Республики (1947). Коммунист. Сценич. деятельность начал в 1897 в любительском т-ре г. Варна, в 1903 переш„л в тру ппу "Современного т-ра" М. Икономова, с 1904 работал в Нар. т-ре (София). В 1908 приезжал в Москву, где изучал деятельность Художественного и Малого т-ров. По возвращении в Болгарию работал во мн. провинциальных т-рах. Организовал и возглавил ряд трупп, выступал в них как актер. В 1937-49 снова работал в Нар. т-ре (София). Был характерным актером, надел„нным большим комедийным дарованием. Создавал остро сатирич. комедийные образы, исполненные жизненной силы. Роли: Жорж Данден ("Мещанин во дворянстве"), доктор Штокман ("Враг народа" Ибсена), Подколесин ("Женитьба"), Бессеменов ("Мещане"), Лучшие роли в нац. репертуаре - старый слуга Гроздю ("Отцы и сыновья" Полянова), Кын„ ("Первые" Тодорова) и др. Реалистич. дарование Б. проявилось также в ролях Войницкого и Епи-ходова ("Дядя Ваня" и "Вишн„вый сад"), Луки и Л„вшина ("На дне" и "Враги"). Б. выступал и как режиссер. Аг. M.

БЬ‚РК (Bjork), Ирма (р. 14.XII.1898)-шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась в Королев, оперной школе (Стокгольм), а также у Т. Хофер, Г. Грубстр„м-Гр„нберг и 3. Терлицци. Впервые выступила в Королев. опере в Стокгольме в 1926, где пела до 1949. Партии: Гунхильда ("Ар-нльот" Петерсон-Бергера), Лиза ("Морской конь" Аттерберга), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Марфа ("Хованщина"), Нэнси ("Марта" Флотова) и др. Б.- одна из лучших в Швеции исполнительниц опер Вагнера, в т. ч. партий Фрики, Кундри ("Кольцо Нибелунга", "Парсифаль"). Выступала также в оперетте; роли: Эвридика, Елена ("Орфей в аду", "Прекрасная Елена" Оффенбаха) и Др" Я. Г.

БЬ‚РКЕР (Bjorker), Леон (р. 1. V. 1900) - шведский артист оперы (бас). Пению обучался у Г. Герс-дорфера в Нюрнберге, у О. Лейдстр„ма, И. Андресена и X. Ингебьярта в Стокгольме, а также в Королев. оперной школе у И. Форселля (Стокгольм). Впервые выступил на оперной сцене в Стокгольме в 1927. С 1929 Б.- солист Королевской оперы (Стокгольм). Партии: Дедушка ("Невеста" Рангстр„ма), ‚стмунд ("Арнльот" Петерсон-Бергера), Герцог ("Фаналь" Аттерберга), Хованский, Пимен ("Хованщина", "Борис Годунов" Мусоргского), Варяжский гость и Морской царь ("Садко"), Хаген ("Гибель богов" Вагнера), Рокко ("Фиделио"), Зарастро ("Волшебная флейта"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель ("Фауст") и др. Н.Г.

БЬ‚РЛИНГ (Bjorling) - семья оперных певцов.

Ее т а (21. IX. 1912-9. X. 1957) - шведский артист оперы (лирический тенор). Брат Ю. Бь„рлин-га. Учился у своего отца Д. Бь„рлинга, у С. Сван-хольма в Стокгольмской консерватории, а также в Милане у Ф. Карпи и Риме у Н. Маркантони. В 1937 впервые выступил в Большом т-ре в Г„теборге. С 1940 пел в Королевской опере в Стокгольме (с 1941- солист). Партии: Эрик ("Жители Вермлан-да" Ранделя), Рудольф ("Богема"), Лионель ("Марта" Флотова), Логе ("Золото Рейна" Вагнера), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Вильгельм Мей-стер ("Миньон" Тома) и др. Наиболее удачно Б. выступал в характерных и комич. ролях. В 1956 гастролировал в СССР.

Давид (1873- 1926) - шведский певец (тенор) и преподаватель пения. Учился в оперной школе при "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и в консерватории в Вене. Отец и учитель певцов Юсси, ‚сты и Олле Бь„рлингов. Был основателем (1916) и руководителем квартета Бь„рлингов.

Юсси (2.11. 1911-9.IX.1960) - шведский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Один из крупнейших вокалистов современности. С 5 лет принимал участие в вокальном квартете братьев Бь„рлингов, где пел партию сопрано. Уроки пения брал у своего отца Д. Бь„р-линга. В 1928-30 обучался в Стокгольмской консерватории у И. Форселля, в 1930-31-в Королевской оперной школе (Стокгольм) у Т. Borepa. В 1930 впервые выступил на оперной сцене в Стокгольме; в 1931-33-солист Королевской оперы.С 1933 начал турне по городам Европы и Америки. С 1937 работал в основном в США; с 1938-солист т-ра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Пел в т-рах Чикаго, Сан-Франциско и др.; систематически выступал в оперных т-рах Швеции. В концертах исполнял также швед нар. песни. Обладал голосом исключит. красоты, мягкого, т„плого тембра, одинаково ровного и в речитативе и в кантилене. Высокое технич. мастерство, яркая эмоциональность и одухотвор„нность принесли Б. широкую популярность во мн. странах мира. Партии Б.: Мате ("Невеста" Рангстр„ма), Сигге ("Энгельбрект" Н. Берга), Ионафан ("Саул и Давид" Нильсена), Мартин Скарп ("Фаналь" Аттерберга), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Ленский: дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Герцог, Канио, Альфред, Радамес; Лионель ("Марта" Флотова), Манрико ("Трубадур"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др. В 1944 Б. было присвоено звание Придворного певца. В 1945 опубликовал в Стокгольме свою автобиографию ("Med bagaget i strupen").

Лит.: B j o r 1 i n g G., Jussi: boken om storebror, Stockh., Steinsvik, 1945. H Г Be T

БЬ‚РЛИНГ (Bjorlino), Сигурд (p. 2. XI. 1907) - шведский артист оперы (баритон). Пению учился у Л. Конде, а также в Стокгольмской консерватории и в Оперной школе. В 1935 впервые выступил на оперной сцене в Стокгольме; с 4936-солист Королевской оперы (Стокгольм). Партии:

Арнльот (о. п. Петер-сон-Бергера), Онегин, князь Игорь; Аль-фио ("Сельская честь" Масканьи), Амфортас ("Парсифаль" Вагнера), Дон Жуан; Мефистофель ("Фауст"), Макбет (о. п. Верди) и др. Исполняет гл. обр. героические партии. Гастролировал во мн. странах Европы и Америки. В 1946 Б. присвоено звание Придворного певца.

Лит.: Tornblom F.H., Sigurd Bjorling, "Musikvarlden", 1949, Feb. Я. Г.

БЬ‚РНСОН (Bjornson), Бь„рнстьерне (8. XII. 1832, Квикне,- 26. IV. 1910, Париж) - норвежский писатель, драматург, театральный и общественный деятель. Сын священника. Наряду с Г. Ибсеном крупнейший представитель критич. реализма в норв. лит-ре. Лауреат Нобелевской премии (1903). Б. боролся за нац. независимость Норвегии, но, оставаясь на мелкобурж. позициях, сохранял веру в бурж. прогресс, стремился примирить противоречия капи-талистич. общества. Творчество Б., тесно связанное с его обществ.-политич. деятельностью, отражало важнейшие проблемы совр.. Б. норв. действительности, было исполнено гневной критики в адрес буржуазии и в то же время характеризовалось противоречивостью, идейной ограниченностью. Написал цикл историч. драм на материале саг и хроник раннего норв. средневековья: "Между битвами" (1857), "Хромая Гу-льда" (1858, пост. 1865), "Король Сверре" (1861), "Сигурд

Злой" (1862), "Сигурд Крестоносец" (1872), а также "Мария Стюарт, королева Шотландии" (1864, пост. 1867). Большинство пьес Б. пост. в Христианийском т-ре. В них сочетаются эпос и лирика, широкий историч. фон и глубина психологич. характеристик. В 70-е гг. Б. обратился к изображению совр. ему жизни Норвегии. В пьесах "Банкротство" (1875), "Новая система" (1879), пост. в Христианийском т-ре, вскрыт хищ-нический, авантюристич. характер крупных капиталистов, их враждебность интересам экономич. про' гресса страны. В драме "Редактор" (1875) вскрыты пороки политич. системы бурж. общества. Антимо-нархич. и антиклерикальные мотивы отч„тливо прозвучали в драме "Король" (1877). Обличительная острота этих произведений в значительной мере ослабляется попыткой Б. найти разрешение социальных конфликтов в области нравственного самоусовершенствования. Стремление Б. к компромиссному решению вопросов усилилось в психодогич. драме "Пауль Ланге и Тура Парсберг" (1899, Национальный т-р, Копенгаген). Мн. пьесы Б."Новобрачные" (1865), "Леонарда" (1879), "Перчатка" (1883), "География и любовь" (1885), "Когда цвет„т молодой виноград" (1909), посвящены морально-этич. проблемам. В них Б. выступает за равенство мужчины и женщины, против ханжеской сущности бурж. брака, догм филистерской морали. Особое место в творчестве Б. занимает драматич. дилогия "Свыше наших сил" (1883- 1895), в 1-й частик-рой показано пагубное воздействие религии на человека (1886, Королевский т-р в Стокгольме). Во 2-й части (1895, Нар. т-р в Копенгагене), реалистически изображая рост противоречий между буржуазией и рабочим классом, приводящих к рево-люц. перевороту, Б. представляет революцию как анархистский бунт. Произв. Б. свойственны глубокая разработка и индивидуализация образов, ч„ткость социальных характеристик, внутренняя динамичность диалогов, но сюжет в них подчас развивается вяло, они мало сценичны. В 1857-58, возглавляя Норвежский т-р в Бергене, в 1865-67- Христианийский т-р, Б. стремился утверждать нац. репертуар и нац. театр. традиции, превратить т-р в орудие борьбы за нац. независимость и обществ, прогресс. В России пьесы Б. неоднократно ставились на сценах столичных и провинциальных т-ров в конце 19 - нач. 20 вв.

Соч.: Samlede vaerker, bd l-9, Oslo, 1919-20; в рус. пер.- Полное собр. сочинений, т. 1-12, Киев - Харьков, 1893--97; Собрание сочинений, т. 1-7, M., 1910-14; Избранное, M., 1959.

Лит.: Bjornson Bjorn, Bjornstjerne Bjornson, Oslo, 1932; M j o e n A., Erindringer om Bjornstjerne Bjornson, Oslo, 1951; Брандес Г., Бь„рнстьерне Бь„рнсон, Собр. соч., т. 1, СПБ, [б. г.]; M e p и н г Ф., Мировая литература и пролетариат. Сб. статей, пер. с нем., М., 1924. л ]\/[

БЬ‚РНСОН (Bjornson), Бь„рн(15. XI. 1859-14. IV. 1942) - норвежский актер, драматург, режиссер, театральный критик. Сын Б. Бъ„рнсона. Сценич. иск-ву обучался в Вене, позже - в Париже и Гамбурге. В 1880 дебютировал на сцене Мейнинген-ского т-ра в роли Франца Моора. Работал в Христианийском т-ро (1885-93), в "Дагмсфтеатре" в Копенгагене (1895-97), а также в т-рах Берлина (с 1909). Был одним из основателей Нац. т-ра в Осло (1899), к-рый возглавлял в 1899-1907 и 1923-27. Для творчества Б. характерно глубокое проникновение в духовный мир героя, монументальность и ч„ткость внешнего рисунка роли, внутренний драматизм. Роли: Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Сигурд и Пауль ("Сигурд Слембе", "Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бь„рнсона-отца), Ричард III. С 1885 работал также как режиссер. В своих спектаклях отстаивал принципы высокоидейного гражданского иск-ва, сценич. реализма, нац. самобытности, боролся с декадентскими влияниями. Лучшие постановки: "Борьба за престол" Ибсена (1938), "Леонарда" (1924), "Пауль Ланге и Тура Парсберг" (1927), "Банкротство" (1927) Бь„рнсона-отца, "Т„тушка Ульрика" Хейберга (1901), "Henne с горы" Хольберга (1903) и др. Б. первый в Скандинавии пост. инсценировки романов "Воскресение" (1905) и "Анна Каренина" (1911) Л. Толстого. Автор пьес "Йуханна" (1898, Христианийский т-р), "Солнце светит" (1913, Национальный т-р), "Жаждущий верблюд" (1919, Национальный т-р) и др. Написал мемуары "Старый театр. Искусство и народ" (1937), в к-рых утверждал обществ, значение театр. иск-ва.

Лит.: Bjornson E., Boken om Bjorn, Oslo, 1949; R o n-n e b e r g A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 19. Вл. M.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница