Наши партнеры

Женская одежда Вологда.
https://forum.zaymex.ru/
актовый зал

Театральная энциклопедия
(страница 78)


ВЕГЕЛИУС (Wegelius), Мартин (10.XI.1846 -22.JJI. 1906)-финский композитор, дириж„р, педагог и музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в Вене (1870-71) и Лейпциге (1871-73 и 1877-78). Был дириж„ром "Финской оперы" (1878-79). В 1882 основал Гельсингфорсский муз. ин-т (с 1939 - Академия им. Сибе-лиуса), директором которого был до конца жизни. В. принадлежит рядсимф., хоровых и др. соч., а также много-числ. музыковедческие труды, муз.-критич. статьи и др. Воспитал ряд виднейших фин. композиторов: Я. Си-белиус, А. Ярнефельт, Э. Ме-лартин, Т. Куула и др.

ВЕГЕНЕР (Wegener), Пауль (11.XII.1874-13.X. 1948) - немецкий актер. Получил .философское и искусствоведческое образование во Фрейбургском и Лейпцигском ун-тах. Дебютировал в 1895 в Гор. т-р в Ростоке. Затем играл в различных т-рах Германии, в т. ч. в 1900-03 в Висбадене и с 1903-06 в Гамбурге. С 1906 - актер Немецкого т-ра в Берлине. Здесь В. работал до конца жизни с перерывами на время гастролей по Европе и Америке и службы в берлинском "Шиллер-театре" (1938-43). Иск-во В. характеризуется глубокой психологич. разработкой характеров сце-нич. героев: он создавал образы загадочных людей, скрывающих трагич. страсти. Роли:

Франц Моор (1908), Джанет-тино Дория ("Заговор Фиеско" Шиллера. 1908), Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1909), Яго (1910), Ричард III (1911), Отелло (1913), Макбет (1916);

Генрих IV (о. п. Шекспира, 1912), Эдип ("Царь Эдип" Софокла-Гофмансталя, 1910), Олоферн ("Юдифь" Гофмансталя, 1910). Творчество В. послевоен. лет отмечено гуманистич. направленностью. Он играл роли Натана ("Натан Мудрый" Лессинга, 1945), Полежаева ("Беспокойная старость" Рахманова, 1947). В. вн„с значительный вклад в развитие немецкой кинематографии (начал сниматься в конце 1913) (кинофильмы: "Голем", "Пражский студент", "Живые Будды", "Крысолов из Геммельна", "Рю-бедаль" и др.), был актером, сценаристом и режиссером.

Лит.: M а зин г Б., Пауль Вегенер, М.-Л., 1928;

H a n d l W., Die Kunstler des Deutschen Theaters, в сб.: Das Deutsche Theater in Berlin, hrsg. von P. Legband, Munch., 1909; Zum Tode des grossen Schauspielers, "Zeit und Bild", 1948, ј 19; P f e i f f e r H., Paul Wegener, В., 1957. В. К., Т. П.

В‚ДЕКИНД (Wedekind), Франк (27.VII.1864- 9.III.1918) - немецкий драматург и актер. Один из предшественников экспрессионизма в нем. т-ре. В 1896 начал лит. деятельность в юмористич. журнале "Симплициссимус". Выступал с исполнением собственных песен и стихотворений в мюнхенском кабаре "Одиннадцать палачей". Написал пьесы, пост. в т-рах Берлина: "Пробуждение весны" (1891, Камерный т-р, 1906), "Дух земли" (1895, Малый т-р, 1902), "Камерный певец" (1897, Новый т-р, 1903), "Маркиз фон Кейт" (1901, Камерный т-р, 1907), "Король Николо, или Такова жизнь" (1903, Новый т-р), "Гидалла" (1904, Нем.т-р, 1912), "Франциска" (1912, Камерный т-р, 1913) и др.

В своей драматургии В. восставал против бурж. мещанства, лицемерия, ханжеской морали. Но, критически изображая нравы бурж. общества, В. не выдвигал положит. идеалов, драматургия его проникнута пессимизмом. Протестуя против мрачных сторон действительности, В. гл. внимание уделял патологич. явлениям, к-рые он изображал в натуралистической, порой гротесковой манере. На рус. сцене ставились пьесы:

"Дух земли" ("Новый т-р" Л.Б.Яворской в Петербурге, 1903), "Пробуждение весны" (Т-р В. Ф. Комиссар-жевской в Петербурге, 1907), "Ящик Пандоры" (там же, 1918).

Соч.: Schauspielkunst, Munch.- Lpz., 1910; в рус. пер.:

Собр. соч., т. 1-8, [СПБ], 1912-19.

Лит.: Г о л и ч e p А., Жизнь современника, M.-Л., 1939. Т.П.

В‚ДЕКИНД (Wedekind), Эрика [13.XI.1868- 12(?).Х. 1944) - немецкая артистка оперы (сопрано). Сестра драматурга Ф. Ведекинда. Пению обучалась в Дрезденской консерватории (окончила в 1894); ученица А. Оргени. В 1894-1909 В.-солистка Придворной оперы в Дрездене. С 1899 гастролировала как концертная и оперная певица в странах Европы. Партии: Мими, Чио-Чио-сан, Виолетта; Розина ("Се-ЕИЛЬСКИЙ цирюльник") и др. Исполнение В. отличалось простотой и лирич. проникновенностью, изяществом. Пользовалась известностью как одна из лучших в Германии исполнительниц франц. и итал. оперного репертуара. Л. М.

В‚ДРО, Адольф (16.Х.1890-27.IX.1944)-эстонский советский композитор и педагог. Учился в Петерб. консерватории (1909, 1916-18); окончил Таллинскую консерваторию (в 1937). Творческую деятельность начал в 1916. Автор опер "Каупо" (1932), "Древний меч" (1939) и "Оборотень" по одноим. драме А. Кицберга (неоконч.), музыки к спектаклям, вокальных, камерно-инструмент. и др. соч. Профессор Таллинской консерватории. X. Кыр.

ВЕДХИНАТАКАМ (видхинатакам) - вид инд. нар. т-ра Андхры (Юж. Индия); т. н. "театр открытой сцены". В. был создан инд. бродячими актерами, разыгрывавшими импровизационные представления. Долго находился в упадке. Возродился при поддержке "Ассоциации народных т-ров". Во 2-й половине 40-х гг. большой успех имела нар. пьеса в жанре В. - "Поражение Гитлера". Я. В.

ВЕДЫ (санскр. веда, букв.- знание, по преимуществу священное)-древнейшие памятники древнеиндийской литературы. Относятся к сер. 2-го-нач. 1-го тысячелетия до н. э. В. состоит из 4 "священных" сборников-Ригведа(Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхар-ваведа (Веда заклинаний), включающих стихотворные гимны, молитвы и заклинания, перемежающиеся прозой. В. охватывают период от начала разложения родового строя до создания рабовладельческих государств в Сев. Индии (10-7 вв. до н. э.). Содержат богатый материал по истории древнеиндийской культуры, в них имеются свидетельства о возникновении театр. иск-ва, элементы к-рого заложены в обрядовых танцах и пантомимах. Принято считать, что в т. н. гимнах-диалогах Ригведы, излагающих беседы богов, демонов и др. мифологич. персонажей, содержатся зачатки драм. творчества. В нек-рых гимнах число собеседников более двух. Предполагают, что эти гимны исполнялись в лицах жрецами на религиозных празднествах. В. Э

ВЕЖБЙЦКИЙ (Wierzbicki) (наст. фам.- В и ц e р-т и), Людвик (1850-1937) - польский артист оперы (высокий бас). Пению обучался в Варшаве; совершенствовался в Италии. Творч. деятельность начал в небольших передвижных летних т-рах Варшавы. После этого пел на сценах провинц. польских т-ров, а также в России. В 1882 дебютировал на сцене Варшавского оперного т-ра. Работал также в Люблине. Партии: Януш ("Галька" Монюшко), Мефистофель ("Фауст"), Амонасро ("Аида") и др. Обладая голосом широкого диапазона, В. исполнял как басовые, так и баритоновые партии. Выступал как концертный певец. Гастролировал во мн. странах Европы, США и

Латинской Америки. В 1914-23 выступал также как драматич. актер.

Лит. с о ч.: В е р ж б и ц ки и Л., Повесть... актера люблинской сцены, Люблин, 1923 (на польском яз.). Г. Ш.

"ВЕЗЙР ЛЕНКОРАНСКОГО ХАНСТВА" (первоначально "Везир серабского ханства", также "Приключения ве-зиря ленкоранского ханства") - комедия в 4 д. М. Ф. Ахундова (сатира на феодальные нравы). Соч. 1850 (на азерб. яз.). Пост. в 1852 в Тифлисе на русском, яз. (в переводе автора). На азерб. яз. пост. 10 марта 1873 группой любителей под рук. Г. Меликова (Зардаби) и Н. Везирова (Баку, Зал благородного собрания). В дальнейшем до Октябрьской революции ставилась азерб. проф. и любительскими коллективами. На груз. сцене ставилась в переводе А. Церетели. Среди исполнителей "В. л. х."-Д. Зейналов, М. А. Алиев, Вели, Альвенди и др. На сов. сцене "В. л. х." пост. в 1928 в' азерб. т-рев Тбилиси (реж. Карманшахлы), в 1940-в азерб. т-ре им. Дж. Джабарлы (Ереван), в 1949-премьера в т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Шарифов, худ. Ахундов; везир - Алиев, хан - Марданов, Теймур-ага - Санани, Зиба-ханум - Давудова, Шола-ха-нум-Кадри, Рзабек-Мурадов). В 1953 возобновлена в том же т-ре (реж. Кязимов, худ. Фатуллаев; везир - Велиханлы). Комедия Ахундова переведена на рус., арм., груз., англ., франц., нем., фарсидский языки.

И з д а н и я.-Первое изд. "В. л. х." на азерб. яз. 1859, на рус. яз. в отрывках - газ. "Кавказ", 1853, јј 7 и 9, а полностью в сб.: Комедии Мирзы Фет-али-Ахундова, Тифлис, 1853. Из последующих изд.: Ахундов М.Ф., Избранные художественные произведения, Баку 1950; его же, Избранное, М., 1956. А. Шн.

ВЕЗЙРОВ, Гашимбек (1868-1916) - азербайджан ский публицист, драматург. В 80-х гг. участвовал в спектаклях в Шуше, позднее в Баку. В„л педагогич. работу, редактировал газеты "Иттифаг" ("Союз"), "Сада" ("Голос") и др. Писал статьи, посвящ„нные просвещению, науке, обществе нно-политич. вопросам. Перев„л трагедию "Отелло" на азерб. яз. Выступал в роли Отелло в спектакле, пост. в Шуше в 1904. Автор пьес "Школьное воспитание", "Не стучись в мою дверь - постучатся и в твою", "Жениться - не воды напиться" (1899) и др., обличающих феодально-купеческие круги азерб. общества 19 в. Пьесы эти были сыграны в нач. 20 в. на азерб. яз. в Баку, Шуше, Нухе. В. вош„л в историю реалистич. азерб. драматургии как один из первых представителей лит. школы М. Ф. Ахундова.

Соч.: neJMa гапымы, nejapnap гапыны, Бакы, 1911; Ев-лэнмэк су ичмэк де,щл, Бакы, 1911.

Лит.: Кочарли Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903. Я. Т.

ВЕЗЙРОВ, Наджафбек Фатали бей оглы [5(17).IL 1854, Шуша,- 9.VII. 1926, Баку] - азербайджанский драматург, публицист, театральный деятель. Один из основателей азерб. т-ра. Учился в Бакинском реальном уч-ще, в 1878 окончил Петровскую с.-х. академию в Москве. Т-ром и драматургией интересовался еще в ученические годы. Совместно со своим учителем Г. Меликовым (Зардаби) и учениками реального уч-ща поставил в Баку в 1873 первые спектакли на азерб. яз.- комедии М.Ф. Ахундова "Везир ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара" ("Приключение скряги").

В Москве В. близко познакомился с рус. лит-рой и театр. жизнью, особенно интересовался драматургией

Островского, сблизился с Короленко. Еще будучи в Москве, В. начал печатать на страницах первой азерб. газеты "Экинчи" публицистические статьи, отразившие влияние на него передовой рус. рево-люционно-демократич. лит-ры. Вернувшись в Азербайджан, В. нек-рое время работал лесничим, потом адвокатом. Написал ок. 15 драм. произведений, реалистически отображающих быт и нравы азерб. помещиков, купцов и бурж. дельцов конца 19 - нач. 20 вв.

В своих комедиях "Мясо тебе, а кости мне" (1873) и "Картина домашнего воспитания" (1875) В. остро критиковал старую школу, принципы патриархального воспитания. В пьесе "Несчастная" (1874) показывал бесправное положение женщины-азербайджанки, призывал к борьбе с темнотой и косностью, к просвещению народа. В своих юношеских пьесах В. обличал отсталый азерб. быт, выступал против бескультурья, унижения человеческого достоинства. Ещ„ более глубокий социальный смысл приобрели пьесы, написанные в 1890-1905. Одна из лучших комедий В. "Осталось лишь одно название" (1891) показывает экономич. и моральное разложение дворянства. Тип купца-самодура (Гаджи Гамбар) изображ„н в комедии "Из-под дождя да в ливень" (1895). В комедии "Герои наших дней" (1898) В. впервые в азерб. лит-ре показал дельца, разбогатевшего от спекуляции нефтеносными землями, к-рые он скупал за бесценок у крестьян. В. написал первую в азерб. драматургии трагедию "Горе Фахреддина" (1896), в к-рой создал образ молодого дворянина-либерала, протестующего против феод. порядков, стремящегося к преобразованию патриархального уклада жизни, распространению культуры. Среди др. комедий В.- "Камень, брошенный вслед, угодит в пятку", "Позднее раскаяние плодов не да„т". Пьесы В. ставились впервые в любительских спектаклях в Баку и в Шуше. С 20 в. вошли в репертуар всех азерб. т-ров. В 1873-1912 В.. выступал как организатор спектаклей и режиссер в бакинской труппе.

После установления Сов. власти в Азербайджане написал пьесу "Начало нового века", в к-рой горячо приветствовал власть трудящихся.

Продолжатель реалистич. традиций М. Ф. Ахундова, В. отобразил в сво„м творчестве "т„мное царство" азерб. дворян-тунеядцев, купцов-самодуров, капиталистов-дельцов. Творчество его отмечено верностью бытового колорита, яркостью характеристик, сочностью нар. языка. Бытовые реалистич. драмы В. отличаются сатирич. направленностью. В. поднимал актуальные для своего времени вопросы, но полагал, что нравы могут быть изменены пут„м распространения просвещения. Большое влияние на творчество В. оказала рус. лит-ра, в частности драматургия А. Н. Островского.

Соч.: Вэзиров Н., Эсэрлэри, ч. 1-2" Бакы, 1953-54. Лит.: Нэчэфбей Вэзиров, Бакы, 1913 ("Сафа" маариф чэ мийэти); Касумзаде Ф., Наджафбек Везиров, Баку, 1958.

"ВЕЙ, ВЕТЕРОК!"-пьеса в 5 д. Я. Райниса (по мотивам латышского фольклора). Соч. 1913 (на латыш. яз.). Пост. 6 окт. 1913 в Петербурге, на вечере 35-летия Латышского благотворительного общества. 31 янв. 1914 премьера "В., в.!" состоялась в Новом Рижском т-ре (реж. Миерлаук, худ. Куга; Улдыс - Смилгис, Амтман-Бриедит, Барба- Щмитхен, Орта -Румниеце, Зана -Банга, Виестур, Анда- Эрика). В дальнейшем пьеса ставилась лат. проф. труппами и любительскими кружками. На сов. сцене "В., в.!" пост. в 1925 студия т-ра "Скатувэ" (Москва), в 1944 - Валми ерский драм. т-р, в 1945 - Художественный т-р Латв. ССР, Рига (реж. Эртнер и Тетере). В 1955-там же (пост. Э. Смилгиса, худ. Вилке и Ринькис, композитор Калнынь;

Барба - Рога и Артмане" Улдыс - Приекулис и Вальдман, Орта - Озолинь, Зана-Клетниеце и Крузе, Анда - Ласман, мать - Л. Берзинь, Гатынь - Павул). В 1947 и 1955 спектакль был показан в Москве. Первые пост. "В., в.!" на рус. яз. (в переводеН. Асеева): Рижский т-р юного зрителя (реж. Прау-дин) и Моск. т-р драмы (ныне т-р им. Маяковского) - 1949. Пьесу Райниса пост. многие т-ры РСФСР и др. республик, в т. ч. т-р им. Заньковецкой, Львов (1950), Горьковский т-р (1950). В 1951 "В., в.!" пост. Ярославский т-р, Новосибирский т-р "Красный факел", Казанский Большой драм. т-р, Краснодарский, Шауляйский и др. т-ры. В 1952 - Саратовский, Воронежский т-ры, Белорус. т-р им. Ленинского комсомола (Минск), Запорожский т-р им. Щорса, Чкаловский, Магнитогорский, Свердловский, Барнаульский, Житомирский, Кировский, Архангельский т-ры, ТЮЗы в Киеве, Владивостоке, Николаеве и др. В 1953-Русский т-р в Улaн-УдЭf Ставропольский, Ульяновский, Уфимский, Вильнюсский рус. и др. т-ры. В 1954 - Калининский, в 1955 - Вологодский* в 1958-Курский и др. т-ры. "В., в.!" перевед„н на укр., литов., эст. и др. яз. народов СССР.

И з д а н и я.- Первое изд. "В., в.!" (на латыш. яз.) - П., 1913. В пер. на нем. яз. - Рига, 1927. Первое рус. изд. Б пер. Н. Асеева - Рига, 1948. Из последующих изд.: P ай-н и с Я., Собр. соч. в тр„х томах, т. 2, пер. Ю. Абызова, Рига. 1954. А. Шн.

В‚ЙГЕЛЬ (Weigel), Елена (р. 12. V. 1900) - немецкая актриса. Обучалась актерскому мастерству у актера Р. Шильдкраута. В 1919 вступила в труппу Драм. т-ра во Франкфурте-на-Майне; играла роли Марии ("Войцек" Бюхнера) и Пиперкарки ("Крысы" Гаупт-мана). С 1923 работала в Гос. т-ре (Берлин) под рук. реж. Л. Йеснера. Через 2 года В. перешла в Немецкий т-р М. Рейнхардта, а затем в т-ры "Юнгенбюне" и "Фольксбюне" в Берлине. В Немецком т-ре (во время работы над спектаклем "Барабаны в ночи") произошла знаменательная встреча В. с Б. Брехтом, определившая дальнейшую творческую судьбу актрисы. В Берлине В. впервые сыграла роли в пьесах Брехта "Барабаны в ночи", "Высшая мера", "В джунглях городов", "Человек есть человек". В 1930 В. создала образ Пелагеи Власовой ("Мать" Брехта, по мотивам повести Горького), впервые пытаясь осуществить на практике принципы "эпического театра" Брехта. Выступала с чтением революц. стихов в рабочих клубах.

В 1933 В. вместе со своим мужем Б. Брехтом эмигрировала из фашистской Германии сначала в Данию и Финляндию, затем в США. В этот период выступала в ряде гастрольных спектаклей; играла роль Тересы Каррар в пьесе Брехта "Винтовки Тересы Каррар" 1937), прозвучавшей как призыв к солидарности с исп. революционерами. В 1938 участвовала в пост. антифашистской пьесы Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", в к-рой играла роль Еврейской женщины.

По возвращении в ГДР (в 1948) В. и Брехт основали т-р "Берлине? ансамбль", к-рый В. возглавляет до наст. времени. Здесь В. создала свой лучший образ-мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта). В этой работе наиболее полно проявились характерные черты творчества В.: громадный внутренний темперамент, сдержанность игры, глубокое раскрытие идейной сущности образа, острая характерность. Среди лучших ролей в "Берлине? ансамбль"-Пе-лагея Власова, Тереса Каррар, Еврейская женщина;

Женагубернатора("Кавказский меловой круг" Брехта). В своей творческой деятельности В. стремится претворять принципы театр. эстетики Брехта. В.-одна из основателей и член Немецкой академии искусств. Профессор (1960). Нац. премии (1949, 1953, 1960).

Лит.: Pintzka-Birnbaum U., Die Volksschauspielerin HeleneWeigel, "Theater der Zeit", 1956, ј 8, Beilage zu Heft 8; Aufsatze [u. a.] von Bertolt Brecht und Anna Seghers, в кн.: Theaterarbeit. 6 Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., 1952; Die Schauspielerin Helene Weigel. Ein Fotobuch. Texte von Bertolt Brecht, B., 1959. Э. Г.

ВЕЙГЛЬ (Weigl), Йозеф(28.П1.1766, Эйзенштадт,- 3.11. 1846, Вена) - австрийский композитор и дириж„р. Музыке обучался в Вене у Г. Альбрехтсбер-гера, А. Сальери и С. Витцига. В 1790-1823 работал ассистентом дириж„ра и композитором Придворной оперы в Вене (в 1823-27 - капельмейстер, с 1827 - второй капельмейстер). Впервые выступил как композитор в 1782 с опереттой "Лишняя предосторожность", пост. в Венском кукольном муз. т-ре. Завоевал известность как автор многочисл. опер и балетов, ставившихся в Вене и Милане. Наибольшей популярностью пользовалась опера В. "Швейцарское семейство" (1809, Придворный т-р, Вена). Среди др. соч. выделяются оперы "Любовь моряка"(1797),"Мундир"(1805), "Сиротский приют" (1808), "Горный обвал" (1812), "Соловей и ворон" по Лафонтену (1818) (были пост. в Придворном т-ре, Вена), а также оперы "Клеопатра" и "Засада" (1807, 1815, т-р "Ла Скала", Милан), балетный дивертисмент "Аллегория человеческой жизни" (1794), комич. балет "Мельник" (1794), героико-панто-мимный балет "Похищение Елены" (1795), балеты "Альцеста" (1800), "Испанцы на острове Кристина" (1802), "Афинская танцовщица" (1802), "Четыре стихии" (1806) (пост. в Придворном т-ре, Вена) и др. В. принадлежат также оратории, кантаты, мессы и др. соч. Был поч„тным членом мн. муз. академий мира (в т. ч. в Милане, Риме, Вене).

Лит.: NeumannW., Joseph Weigl, Kassel, 1855; Bollert W., Joseph Weigl und das deutsche Singspiel, в кн.:

Aufsatze zur Musikgeschichte, Bottrop, 1938. АН. В.

ВЕЙЛЬ (Weil), Александр фон Вейлен (Weilen;

1863-1918) - австр. историк театра. Был профессором венского ун-та, где читал лекции по истории т-ра и драматургии. Автор мн. работ по австр. и нем. т-ру.

Соч.: Geschichte des Wiener Theaterwesens..., W., 1899; Zur Wiener Theatergeschichte, W., 1901; Geschichte des K. K. Hofburgtheaters seit seines Begrundung, W., 1902; Hamlet auf der deutschen Buhne..., B., 1908. B. M.

В‚ЙЛЬ (Weill), Курт (2. III. 1900, Дес сау,-3. IV. 1950, Нью-Йорк) - немецкий композитор и дириж„р. Композиции учился в Берлине в Высшей муз. школе у Э. Гумпердинка; брал уроки у Ф. Бузони. В 1919-20 осуществил ряд оперных постановок как дириж„р и режиссер оперных т-ров Дессау и Люденшейда. Композиторскую деятельность начал в 1923. Вначале находился под сильным влиянием экспрессионизма и модернистских течений, в дальнейшем стремился к простоте и демократичности муз. языка. Первый успех В. принесла опера "Протагонист" (1926, Дрезден). В. создал новую муз.-сценич. форму-т.н. "злободневную оперу", наиболее ярким образцом к-рой является "Тр„хгрошовая опера" (модернизированная версия "Оперы нищих" Гея - Пепуша со стихами Б. Брехта, 1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин), обличающая совр.бурж. общество. С этого времени началось сотрудничество В. с Брехтом.

Их последующие совместные работы - оперы "Хеппи энд"(1929),"Махагонни" (1930, Лейпциг), "Говорящий да" (1930, Берлин) и др. В. написал также оперы "Королевский дворец" (1927, Берлин), "Царь позволяет себя сфотографировать" (1928, Лейпциг), "Поручительство" (1922, Берлин), "Серебряное озеро" (1933, Берлин),"Ма-рия Галанта" (1933, Париж), "Королевство за корову" (1935, Лондон, т-р "Савой"), "Праздник жителя Нью-Йорка" (1938, Хартфорд), комич. оперу "Леди в темноте" (соч. 1949), оперу "Внизу, в долине" (1948, Индиан-ский ун-т, Индиана), балет "Семь смертных грехов" по сценарию Брехта (1933, Лондон), музыку к спектаклям "Вечный путь" Ф. Верфеля (1937), "Джонни Джонсон" Дж. Грина (1935), "Уличная сцена" Э. Раиса (1947) и к пьесам Брехта, А. Стриндберга,А.Броннена, Л. Фейхтвангера и др. В 1933-35 В. жил во Франции и Англии, с 1935 - в США. Последнее соч. В.- опера на амер. нар. сюжет "Потерян в зв„здах" (1949, т-р "Бродвей", Нью-Йорк), в основу к-рой положен роман А. Патона "Плачь, любимая страна". Опера проникнута симпатией к угнет„нным народам Африки и их освободительному движению. Творчество В. выражает протест против реакционной немецкой оперы конца 19 - нач. 20 вв. Композитор стремился к созданию нового типа массовой оперы, включающей наряду с оперными формами разговорную речь, популярные песни, танцевальные формы (танго, блюз, фокстрот и т. д.). В музыке В. нашли отражение элементы гор. муз. фольклора, а с 30-х гг.также джазовой музыки. Творчество В. оказало влияние на многих композиторов Германии, Англии, США.

Лит. соч.: Busonis "Faust" und die Erneuerung der Opernform, "Anbruch", W., 1927, Bd IX, .ј l-2; The Broad-way opera, "Musical Digest", N. Y., 1946, Dec.

Лит.: D rew D., ... Weill's"Die Burgschaft", "Music and Leiters", 1958, July. Д. M.

В‚ЙМАРН, Павел Платонович [1857 - 10(23). IX. 1905] - русский музыкальный критик. До 1888 был на военной службе. Муз. образование получил у К. Арка (фп.) и К. Галлера (теория и композиция). В 1880-81 сотрудничал в "Русском музыкальном вестнике", в 1889-90 редактировал и издавал муз. журнал "Баян", в 1893-94 работал в журнале "Артист". Как муз. критик В" выступал во мн. периодических изданиях. В своей муз.-критической деятельности отстаивал прогрессивные художественные взгляды. Написал ряд работ в области истории оперного иск-ва.

Соч.: Михаил Иванович Глинка, СПБ, [1885] (совм. с Вл. Оболенским); Очерк истории оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", СПБ, [1886]; Э. Ф. Направник. Биографич. очерк, СПБ, 1888; Михаил Иванович Глинка. Биографич. очерк, М.,1892.

Лит.: "Русская музыкальная газета", 1905, .ј 39.

ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА ("новонемецкое направлени е")-направление в немецкой музыке 2-й пол. 19 в., представители к-рого жили и работали преимущественно в г.Веймаре (Weimar; Тюрингия). Главой В. ш. был Ф. Лист. В. ш. боролась с ложным академизмом и ремесленничеством в музыке, отстаивала принципы романтич. иск-ва ("неоромантизм"), программной музыки, поддерживала оперную реформу Р. Вагнера.

ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТР - немецкий придворный театр. созданный в 1791 в Веймаре - столице Сак-сен-Веймарского великого герцогства. Во главе т-ра стояли величайшие писатели Германии - И. В. Г„те (с 1791 до 1817) и Ф. Шиллер (с 1799 до его смерти в 1805). К моменту переезда Г„те в Веймар (1775) там существовал придворный любительский т-р. Его спектакли давались в здании, выстроенном в Веймаре в 1775 арх. Гауптманом. Т-р был оборудован вращающейся сценой и оснащ„н сценич. машинерией. В 1780 Гауптман выстроил новое здание с обшивной сценой-коробкой. Здесь 7 мая 1791 драмой А. Иффланда

"Охотники" начал свои спектакли В. т. В 1798 это здание было перестроено и модернизировано арх. Тоуреном. На сцене В. т. был поставлен 601 спектакль. В этом театре шли трагедии, драмы, комедии, фарсы, оперы, зингшпили. В период расцвета В. т. на его оцене ставились произв. Лессинга, Шиллера, Г„те. Особенным успехом пользовались пьесы Шиллера ("Разбойники", 1796, "Лагерь Валленштейна" и "Смерть Валленштейна", 1798, "Мария Стюарт", 1800, "Орлеанская дева", 1803, "Дон Карлос", 1807). Здесь шли "Эгмонт" (1796), "Ифигения в Тавриде" (1802), "Торквато Тассо" (1807) Г„те. Из пьес Лессинга-"Мин-на фон Барнхельм", "Эмилия Галотти", "Натан Мудрый" (1807-11). В репертуар В. т. Г„те включал также пьесы Шекспира: "Гамлет", "Король Лир", "Ромео и Джульетта" и "Макбет" (последняя в обработке Шиллера), а также Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера. Г„те неохотно допускал на сцену пьесы немецких романтиков. Полная неудача в В. т. постигла драмы Ф. Шлегеля, Г. Клейста, К. Брен-тано. Лучшими актерами В. т. были X. Нейман, П. А. Вольф, И. Графф, К. Ягеман. Будучи руководителем В. т., Г„те уделял большое внимание этическому воспитанию актеров, заложил основы реалистич. режиссуры 19 в. К концу первого десятилетия 19 в. В. т., в результате противоречивости его программы (требование сочетать жизненную правду со следованием античным образцам) и финансовых трудностей, приш„л в упадок: актерская игра приобрела внешний, условный характер, резко снизилось качество репертуара: сцену В. т. начали наводнять мещанские драмы и комедии Иффланда и А. Коцебу. Зингшпили, мелодрамы и фарсы вытеснили классику. Лучшие актеры покинули т-р. После отхода Г„те от руководства В. т. превратился в рядовой придворный т-р.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 638-665; Wahle J., Das Weimarer Hoftheater unter Groethes Leitung, Weimar, 1892; Schrickel L., Geschichte des Weimarer Theaters von seinen Anfangen bis heute, Weimar, [1928]; Burkhardt C. A. H., Das Repertoire des Weimarischen Theaters unter Goethes Leitung. 1791-1817, Hamburg-Lpz., 1891; L o e w у, Goethe als Theaterdirektor, [Weimar], 1928; Lebede H., Goethes Regeln fur Schauspieler, [Weimar], 1924. Г. Гур.

ВЕЙМАРСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - см. Лейпциеская высшая театральная школа.

В‚ЙНБЕРГ, Петр Исаевич [16(28).VI. 1830 (1831?)- 3(16) .VIII.1908]-русский поэт, переводчик, драматург и критик. Окончил историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та. Лит. деятельность начал в 1851. В. принадлежат переводы пьес Шекспира, Мольера, Шеридана, Лессинга, Ибсена, Гуцкова. Автор одноактных юбилейных пьес-прологов "Миллион терзаний" (о Грибоедове) и "У Фонвизина" (1892), пьесы "Разгадка ночи" (1908), либретто к опере Направника "Гарольд", статей о театре. В„л преподавательскую работу. Был профессором Варшавского ун-та.

Соч.: Европейский театр. т. 1, СПБ" 1875 (переводы В.). Лит.: Веселовский Ю., П. И. Вейнберг, в кн.:

История русской литературы XIX в., т. 5, [М., 1911 ]. Е.Х.

ВЕЙНГАРТНЕР (Weingartner), Феликс (2.VI.1863- 7. V. 1942) - немецкий дириж„р. Музыке обучался в Граце и в Лейпцигской консерватории; совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре. Дирижировал во мн. т-рах Германии, в т. ч. в т-рах Кенигсберга, Данцига, Мангейма. С 1891 В.- гл. дириж„р Берлинской оперы, в 1908-11- преемник Г. Малера на посту гл. дириж„ра Венского оперного т-ра; в 1912-14 - гл. дириж„р оперного т-ра в Гамбурге, 1914-19 - т-ра в Дармштадте. Гастролировал в различных городах Европы как симфонич. и оперный дириж„р, в т. ч. в Праге, Базеле, Вене и др. (в 1926 - в СССР). В.- один из лучших интерпретаторов опер классич. мирового репертуара (особенно музыки Вагнера, одним из лучших исполнителей к-рой был В.). Автор опер: "Шакунтала" (1883, Веймар), "Малавика" (1886, Мюнхен), "Генесиус" (1892, Берлин), муз.-драм. трилогии "Орестея" (по Эсхилу, 1902, Лейпциг), "Каин и Авель" (1914, Дарм-штадт), "Женщина-привидение" по Кальдерону (1916, Дармштадт), "Деревенская школа" по мотивам япон. сказки, "Теракоя" (1920, Вена), "Мастер Андреа" (1920, Вена). Написал также оперу "Апостат" (не пост.), музыку к "Фаусту" Г„те (1908, Веймар), "Буре" Шекспира (1918, Вена) и др. Автор ряда статей по вопросам музыкального иск-ва.

Лит. соч.: Lebenserinnerungen, Bd 1-2, Lpz., 1923-29. Лит.: Jacob W., Felix Weingartner, Wiesbaden, 1933. л. м.

ВЕЙРАЖКА (Vejrazka), Витезслав (р. 9.V. 1915) - чехословацкий актер. С 1937, после окончания драм. отделения Пражской консерватории, работал в т-рах Остравы, Брно. Наиболее полно дарование В. раскрылось после освобождения Чехословакии (1945). В созданном (в 1945) группой энтузиастов "Т-ре 5-го м-ая" играл роль Кожуха в спектакле "Железный поток" по Серафимовичу. В 1946 - один из организаторов "Т-ра трудящихся" в Готвальд ове, в 1948 приглаш„н в Нац. т-р в Праге. Созданные В. сценич. образы наделены богатой духовной жизнью. Среди его ролей: Францек ("Мариша" бр. Мрштик), Златоглав ("Упрямая жена" Тыла), Маршалл ("Белая болезнь" Чапека), Фучик ("Прага оста„тся моей" Буря-ковского), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Отел-ло; Клавдий ("Гамлет"), Антипа Зыков ("Зыковы"), Ведущий ("Оптимистическая трагедия"). Вед„т педагогич. работу в пражской Академии искусств. Л. Сол.

ВЕЙСБРЕМ, Павел Карлович (р. 1899) - русский советский режиссер. Творческую деятельность начал в 1917. В 1925-28, 1937-39, 1941-45 работал в Ле-нингр. Большом драм. т-ре (БДТ), в 1928-31-в филиале этого т-ра. В 1948-58-режиссер ленингр. Т-ра им. Ленсовета, в 1939-41, 1945-49 и с 1958-Ленингр. ТЮЗа. Пост.: "Корона и плащ" Никитина (1924, совм. с Кролем), "Настанет день" Роллапа (1926) в БДТ, "Кот в сапогах" по Перро (1938), "В гостях у Кащея" Каверина (1941), "Тартюф" Мольера (1940) в ТЮЗе, и др. Лучшие работы В. отмечены режиссерской выдумкой, поисками выразительной сценич. формы, тонкой разработкой характеров, тщательной работой над словом. С. Др.

ВЕЙХЕРТ (Weychert), Эдмунд (ок.1881-22. VIII. 1917)-польский актер. С 1904 начал сценическую деятельность в передвижном т-ре в Лодзи. В 1908-13, 1916-17 работал в Нар. т-ре и в Т-ре им. Словацкого в Кракове (под псевд. Вирский),затем в Вильно,

Лодзи, Варшаве. Наиболее полно дарование В. раскрывалось в исполнении ролей "неврастеников". Среди ролей В.: Ранк ("Кукольный дом" Ибсена), Натан ("Судьи" Выспянского), Токерамо ("Тайфун" Лендье-ля), Гелиогабал ("Иридион" Красиньского).

Лит.: Gr r z у m а I a-S i e d l e с k i A., Swiat aktorski moich czasow, Warsz., 1957.

ВЕЙЦ, Рейнгольд (8.VII. 1882-11.1.1920)- латышский актер и режиссер. Начал выступать в спектаклях любительских и полупроф. трупп с 14-летнего возраста. В 1901-05 был актером т-ра "Аусеклис" и Нового Латышского т-ра (Рига). В 1906-15 - актер и режиссер Рижского латыш. т-ра, в 1914-15 - директор этого т-ра. В 1919 работал в Рабочем т-ре Советской Латвии. В. был популярным актером, обладал большим сценич. обаянием, культурой. Роли: Эдгар ("В огне" Блаумана), Фауст (о. п. Г„те), Отелло. В. выступал и в спектаклях рижского рус. т-ра. Пост. спектакли: "Иванов" (1912);

"Оборотень" Китцберга (1914), "Орлеанская дева" Шиллера (1914), "Антоний и Клеопатра" (1914);

"Боги и люди" Паэгле (1915). К. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница