Наши партнеры

Квартиры в аренду в Аликанте.

Театральная энциклопедия
(страница 87)


ВИШНЕВСКИЙ (наст. фам.- Вишневецкий), Александр Леонидович (20. I. 1861-27. II. 1943)- русский советский актер. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Герой труда (1933). Родился в Таганроге. Учился в местной гимназии вместе с А. П. Чеховым. С 1883 участвовал в спектаклях Таганрогского муз.-драм. об-ва. Став проф. актером, служил в т-рах Харькова, Екатеринослава, Одессы, Саратова и др. городов. Играл роли "первых любовников". В 1898 вступил в труппу МХТ. Первая роль В. в МХТ - Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоаннович"

А.К.Толстого, 1898)- одна из лучших работ артиста. Образ Бориса, созданный В., отличался монументальностью, властной силой, скрытой за внешним спокойствием, величавой пластичностью. В. играл Бориса Годунова также в спектаклях "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1899) и "Борис Годунов" Пушкина (1907). Среди ролей В.- Марк Антоний ("Юлий Цезарь", 1903), Антонио ("Венецианский купец", 1898), Говстад ("Доктор Штокман" Ибсена, 1900), Татарин ("На дне", 1902), князь Тугоуховский ("Горе от ума", 1906),

Давид Лейзер ("Анатэма" Андреева, 1909), пан Вруб-левский ("Братья Карамазовы", 1910), Председатель суда ("Воскресение", 1930), Полицмейстер ("М„ртвые души", 1932) и др. В пьесах Чехова исполнял роли Дорна ("Чайка", 1898), Войницкого ("Дядя Ваня", 1899), Кулыгина ("Три сестры", 1901). Лучшим работам В. были присущи ч„ткость и тщательность сценич. рисунка, темпераментность, скульптурная выразительность (роль Марка Антония), яркая характерность.

С о ч.: Клочки воспоминаний, Л., 1928. Лит.: Ростоцкий Б. И., А. Л. Вишневский (1861- 1943), в кн.: Ежегодник МХТ за 1943, М., 1945, с. 769-776.

ВИШНЕВСКИЙ, Всеволод Витальевич [8(21). XII. 1900, Петербург,- 28. II. 1951, Москва] - русский советский драматург. Член ВКП(б) с 1937. Род. в Петербурге в семье инженера Воспитанник пехотного полка. Участник 1-й мировой войны, революц. событий 1917. В 1918-20 был на фронтах гражданской войны (пулем„тчик 1-й Конной армии, командир и политработник флота). Печататься начал с 1920 (рассказы, очерки). В 1921 в Новороссийске пост. первая пьеса В.- "Суд над Кронштадтскими мятежниками" (текст не сохранился) - произведение, характерное для митингового, агитационного т-ра гражданской войны. В 1929 В. созда„т

"Первую Конную" - документальную эпич. "драму без героев", раскрывшую процесс большевизации солдатской массы в годы первой мировой войны, Октябрьской революции и гражданской войны. Эта пьеса, в к-рой В., нарушив привычные театр. традиции, выступил как противник психологич. драмы, единства действия, вызвала бурную полемику. Показанная в 1930 Ленингр. т-ром Нар. дома, Красным т-ром в Ленинграде, Моск. т-ром Революции и Центр. т-ром Красной Армии, "Первая Конная" принесла В. большой успех и была пост. во мн. т-рах страны. Тема прославления героич. подвига советского народа, защищающего социалистич. отечество, прозвучала в пьесе В. "Последний решительный" (1931, Т-р им. Мейерхольда). Однако эта пьеса, свидетельствовавшая о напряж„нных поисках В. новой драм. формы, была лишена художеств. цельности, образы е„ положит. героев отмечены схематизмом. Пьеса В. "На Западе бой" посв. событиям, происходившим в Германии накануне прихода к власти гитлеровцев, борьбе коммунистов против фашизма и правых социал-демократов (1933, Моск. т-р Революции). Стремление В. к созданию эпич. по форме, активной, мобилизующей драмы было осуществлено в "Оптимистической трагедии" (1932), где отч„тливо проявились характерные черты стиля В.- героич. патетика, напряж„нность социального конфликта, широкий эпич. размах действия, глубина философских обобщений, включение голоса "от автора" ("ведущие"). Пьеса была пост. в 1933 Киевским рус. т-ром и в том же году - Моск. Камерным т-ром. Спектакль Камерного т-ра (постановщик Таиров; Комиссар - Коонен) стал выдающимся событием в истории советского т-ра. В "Оптимистической трагедии" дано принципиально новое по сравнению с "Первой Конной" раскрытие взаимоотношений между "героями" и массой, созданы яркие, психологически углубл„нные характеры. Пьеса широко ставилась во многих т-рах страны. Неувядающая художеств. ценность "Оптимистической трагедии" была заново подтверждена пост. этой пьесы в 1955 в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (постановщик Товстоногов и исполнитель роли Вожака Толубеев удостоены Ленинской премии 1958).

В годы Великой Отечеств, войны В. написал совм. с Кроном и Азаровым комедию "Раскинулось море широко" (1942, Ленингр. т-р муз. комедии), драму "У стен Ленинграда" (1944, т-р Балтфлота). В 1949-пьесу "Незабываемый 1919-й" (Ст. пр. 1950; 1949, Малый т-р), в к-рой вернулся к теме гражданской войны. Пьеса была пост. в большинстве драм. т-ров СССР и послужила основой одноим. фильма. Однако в этой пьесе было допущено искажение историч. правды, связанное с культом личности Сталина, революц. народ изображ„н пассивной, инертной массой, принижена роль партии. Отступление от историзма повлекло за собой и снижение художеств. ценности пьесы.

В. написал киносценарии "Мы из Кронштадта" (1933), "Мы- русский народ" (1937). Пьесы В. ставились в т-рах Чехословакии, Китая, Германии, Испании, Франции и др. стран.

Соч.: Собрание сочинений в пяти томах, М., 1954-60. Лит.: Альтман И., Спор о Вишневском, в кн.: Альтман И., Избранные статьи. М., 1957; Бородина О. К., Всеволод Вишневский (Очерк жизни и творчества), [Киев], 1958; Рудницкий К., Всеволод Вишневский, "Театр", 1959, ј 7; Т а р а с е н к о в АН., Всеволод Вишневский, в кн.: Тарасенков АН., Сила утверждения. Сб. статей, М., 1955; История русской советской литературы, т. 2, М., 1960 (гл. "Всеволод Вишневский"). . Д. сВИШЙ‚ВЫЙ САД" - комедия в 4 д. А. П. Чехова. Соч. 1903 (в 1965 получила Грибоедовскую премию). Пост. 17 янв. 1904 в Моск. художеств. т-ре (режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко, худ. Симов; Раневская - Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Варя - Андреева, Гаев - Станиславский, Лопахин - Леонидов, Трофимов - Качалов, Симеонов-Пищик - Грибунин, Шарлотта Ивановна - Муратова, Епиходов - Москвин, Дуняша - Халютина, Фирс - Артем, Яша - Александров). 17 апр. 1958 МХАТ показал новую пост. "В. с." (реж. Станицын, худ. Силич). Среди исполнителей "В. с." на сцене художеств. т-ра (где пьеса прошла в 1904-59 1273 раза): Тарасова, Андровская, В. Попова (Раневская); Коренева, Тарасова, Степанова, Комолова, Гошева (Аня); Литовцева, Савицкая, Пыжова, Тихомирова (Варя); Лужский, Ершов, Подгорный, Соснин, Качалов, Массальский (Гаев); Н. Баталов, Массалитинов, Добронравов, Блинников, Жильцов (Лопахин); Берсенев, Подгорный, Орлов, Яров (Трофимов); Кедров, Готовцев, Волков (Симеонов-Пищик); Халютина, Кнебель, Морес (Шарлотта Ивановна);

Грибов, Топорков, Дорохин (Епиходов); С. Кузнецов, Тарханов, Грибов, Попов, Хмел„в, Титушин (Фирс); Грибов, Блинников, Белокуров (Яша).

Одновременно с художеств. т-ром, 17 янв. 1904, "В. с." пост. Харьковский т-р Дюковой (реж. Песоцкий и Александров; Раневская - Ильнарская, Лопахин - Павленков, Трофимов - Нерадовский, Симеонов-Пищик - Б. С. Борисов, Шарлотта Ивановна - Милич, Епиходов - Колобов, Фирс -

Глюске-Добровольский). До революции "В. с." пост.: Киевский т-р "Соловцов" (1904); Товарищество Новой драмы (Херсон, 1904; режиссер и исполнитель р.оли Трофимова - Мейерхольд); В иленский т-р (190 4); Александрийский т-р (1905; режиссер Озаровский, худ. Коровин; возобновл„н в 1915; режиссер Лаврентьев). Петербургский Общедоступный т-р и Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скарской (1907 и 1908, режиссер и исполнитель роли Трофимова - Гайдебуров);

Петербургский Малый т-р (1910), Харьковский т-р (1910, режиссер Синельников) и др. т-ры.

Среди исполнителей "В. с.": Гаев - Далматов, РаневскаяМичурина-Самойлова, Лопахин - Ходотов, Симеонов-Пищик- Варламов.

Первые постановки "В. с." на советской сцене относятся к 20-м гг.: Ленингр. т-р "Комедия" (1926; реж. К. Хохлов;

Раневская - Грановская, Яша - Харламов, Фирс -Надеждин и др.); Нижегородский (ныне - Горьковский) т-р (1929; реж. и исполнитель роли Гаева - Соболыциков-Самарин, худ. К. Иванов; Раневская-Зорич, Лопахин-Муратов, Епиходов - Хованский, Фирс-Левкоев). В последующие годы "B.C." пост.: т-р под рук. Симонова (1934; реж. Лобанов, худ. Матрунин); Воронежский т-р (1935; реж. и исполнитель роли Гаева - Шебуев, худ. Стернин; Раневская - Данилевская, Аня - Супротивная, Лопахин - Г. Васильев, Шарлотта Ивановна - Мариуц, Фирс - Пельтцер; спектакль показывался в том же году в Москве). Харьковский т-р русской драмы (1935; реж. Н. Петров), т-р "Красный факел"/, Новосибирск (1935; реж. Литвинов); Литов. т-р драмы, Вильнюс (1945; реж. Даугуветис); Ленингр. Большой драм. т-р (1940; реж. Гайдебуров, худ. Бруни; Раневская - Грановская, Епиходов - Сафронов, Симеонов-Пищик - Лариков);

Иркутский т-р (1946); Т-р им. Франко (1946; реж. К. Хохлов, худ. Меллер; Раневская - Ужвий, Лопахин - Добровольский, Гаев - Милютенко, Трофимов - Пономаренко); Ярославский т-р (1950: Раневская - Чудинова, Гаев - Комиссаров, Лопахин - Ромоданов, Трофимов - Нельский, Симеонов-Пищик - Свободин); Саратовский т-р (1950), Таганрогский т-р (1950, возобновл„н в 1960); Т-р им. Я. Купалы, Минск (1951; Раневская-Галина, Фирс - Григонис, Лопахин - Платонов); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1951; реж. Аджемян, худ. С. Арутчян;

Раневская - Вартанян, Аня - Мурадян, Гаев - Джанибе-киан, Лопахин - Малян, Трофимов - Г. Арутюнян, Шарлотта Ивановна - Степанян, Епиходов - Аветисян, Фирс - Вагар-шян); Латв. т-р драмы, Рига (1953; реж. Лейманис; Раневская - Клинт, Лопахин - Катлап, Гаев - Видениек, Симеонов-Пищик - Силсниек, Фирс - Яунушан); Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1954; реж. и исполнительница роли Раневской Гиацинтова, худ. Шестаков); Ростовский-на-Дону т-р (1954), Таллинский русский т-р (1954), Свердловский (1954; реж. Би-тюцкий, худ. Кузьмин; Гаев - Ильин, Епиходов - Максимов, Раневская - Аман-Дальская); Моск. т-р им. Маяковского (1956, реж. Дудин, Раневская- Бабанова); Рижский т-р (1960), Казанский Большой драм. т-р (1960), Краснодарский т-р (1960), Фрунзенский т-р (1960). В ТЮЗах: Ленгостюз (1950), Куйбышевский (1953), Моск. областной (1955). Горьковский (I960) и др.

Широко ставят "В. с." зарубежные т-ры; среди них: в Англии- т-р Сценического общества (1911), т-р "Олд Вик" (1933 и др. годы) в Лондоне, Шеффилдский репертуарный т-р (1936), Корнуолл-ский университетский т-р (1946), т-р Оксфордского драматического общества (1957 и 1958), Ливерпульский т-р; в Германии - Лейпцигский гор. т-р (1914 и 1950). "Народная сцена", Берлин (1918), "Берлинская комедия" (1947), Франкфуртский (на Одере) т-р (1951), Гейдельбергский т-р (1957), Франкфуртский (на Майне) т-р (1959); в США - нью-йоркский Гражданский репертуарный т-р (1928, 1944; режиссер и исполнительница роли РаневскойЕва Ле Гальенн), Университетские т-ры в Айове (1932) и Детройте (1941), Нью-йоркский т-р 4-й улицы (1955); в Чехословакии-т-р в Брно (1905 и 1952), пражский Национальный т-р (191, 1951, 1952), Пражский т-р на Виноградах (1945), т-р в Остраве (1954), Пражский реалистический т-р (1959), в Японии - труппа "Кин-дай гэкидз„" (1915), т-р об-ва "Сигэки К„кай" (1923), т-р "Цукидзе" (1927), труппы "Бунгакудза" и "Хайюдза" (1945) и др. "В. с." пост. Независимый т-р в Сиднее (1942); будапештский Национальный т-р (1947), т-р Пикколо в Милане (1950), Королевский т-р в Гааге (Нидерланды, 1953), Национальный т-р в Осло (1953), Софийский Свободный т-р (1954), Парижский т-р "Мариньи" (1954; реж. Барро; Раневская - Рено), Национальный т-р в Рейкьявике (Исландия, 1957), Краковский т-р "Стари", Бухарестский муниципальный т-р (1958), т-р Симьенто в Буэнос-Айресе (1958), т-р в Стокгольме (1958).

См. илл. на отдельном листе к стр. 975-976.

"В. с." перевел, на многие яз. народов СССР: армянский (А. Тер-Аванян), азербайджанский (Нигяр), грузинский (Ш. Дадиани), украинский (П. Панч), эстонский (Э. Раудсепп), молдавский (Р. Портнов)" татарский (И. Гази), чувашский (В. Алагер), горно-алтайский (Н. Кучияк) и др. Переводилась и издавалась на яз.: немецком (Мюнхен - 1912 и 1919, Берлин - 1918), английском (Лондон - 1912, 1923, 1924, 1927, Нью-Йорк1922, 1926, 1929 и Ныо Хейвен- 1908), французском (1922), китайском (1921), хинди (1958), испанском, чешском и др.

И з д а н и я.- "В. с." - Сборник товарищества "Знание" за 1903 г., кн. 2-я, СПБ" 1904; первое отдельное изд.- А Ф. Маркса, СПБ. [1904]. Из последующих изд.: Ч е х о в А. П., Собр. соч., т. 9, М., 1956.

Лит.: Полное собр.соч. и писем А.П.Чехова. Под общ. ред. А. И. Еголина и Н. С. Тихонова, т. 11, М., 1948, с. 595-605;

Эфрос Ник., "Вишневый сад". Пьеса А.П.Чехова в постановке Моск. Худож. театра, П.,1919; Ю з о к с к и и Ю., Спектакли и пьесы, М., 1935, с. 298-309; "Театр", М., 1960, ј 1. д ////-/

ВИШНЯКОВ, Иван Яковлевич (1699-1761)- русский художник-живописец и декоратор. Крепостной. Ученик Л. Каравакка и Д. Бона. Писал декорации по проектам Дж. Валериани - итал. художника-декоратора, работавшего в России.

Лит.: Успенский А.,Словарь художников, писавших в Императорских театрах, М., 1913; Живопись и живописцы, сост. А. Андреевым, СПБ. 1857. АН. Ш.

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ТЕАТР (В л а д и в о с т о к с к и и краевой драматический театр имени Горького). Возник в 1931. В труппу т-ра вошли актеры, приглаш„нные из др. городов, а также талантливая молод„жь, работавшая во Владивостокском ТРАМе. Большую роль в творческом формировании коллектива сыграли руководившие т-ром в разные годы режиссеры А. Б. На-деждов, И. С. Ефремов, Н. А. Бондарев, А. А. Добро-тин. Репертуар т-ра составляют лучшие пьесы сов. драматургии, а также рус. и зарубежной классики. Большое внимание уделяется драматургии Горького. В 1955 т-ром была осуществлена пост. пьесы Горького "Фальшивая монета", ранее почти не шедшей на проф. сцене. Т-р активно работает с местными драматургами; на сцене В. т. впервые пост. пьесы - "Сергей Лазо" (1952), "Хрустальный ключ" (1954), "Чайки над морем" (1957) Бондаревой, "Разные люди" Железнякова (1955), "Приморская лирическая" Шаврина и Ковал„ва (1960),

В послевоенные годы т-р был на гастролях в Китайской и Корейской нар. республиках, а также в городах Хабаровске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. В 1955 выступал в Москве и Ленинграде. Особое внимание уделяет т-р гастролям по краю. В труппе театра (I960): нар. арт. РСФСР Г. И. Антошенков, засл. артисты РСФСР В. Г. Козелл, И. Г. Макаревич, Ю. П. Матвеева, Н. В. Морщаков, А. М. Побегалов, П. Г. Попов, А. А. Присяжнюк, М. С. Стряпкина, засл. арт. Узб. ССР К. Г. Ламочкина, артисты А. Л. Окунева, Е. Н. Паевская, А. А. Пашкова, Е. А. Соловь„ва, Б. С. Гаврилин, А. М. Ионов, В. Е. Кушна-ренко, В. И. Урусов, Е. М. Шальников, Н. А. Шмидт, В. А. Шаврин и др.; режиссеры: Г. Л. Андреев, В. С. Вениаминов; композитор А. Я. Ковал„в. Гл. реж. т-ра (с 1959)- засл. деят. иск-в РСФСР Г. И. Иванов, гл. художник (с 1950)- засл. деят. иск-в РСФСР и Груз. ССР Б. В. Локтин. В 1957 в т-ре открыта драм. студия с 3-годичным курсом обучения. А. Поб.

ВЛАДИГ‚РОВ, Панчо (р. 13.III.1899) - болгарский композитор, пианист и педагог. Нар. арт. Республики (1949). Один из крупнейших представителей нац. муз. школы. Учился в муз. уч-ще в Софии, окончил Муз. академию в Берлине (1921). Находясь в Германии,активно сотрудничал с М. Рейнхардтом; написал музыку к ряду спектаклей его т-ра: "Много шуму из ничего", "Ромео и Джульетта", "Двенадцатая ночь", "Венецианский купец"; "Танец м„ртвых" Стриндберга, "Меловой круг" Клабунда, "Юдифь" Хеббеля и др. В 1932 возвратился в Болгарию. В.- автор оперы "Царь Калоян" (1936, София) на либр. поэта Н. Ли-лиева по мотивам романа Ф. Попова-Мутафова "Солун-ский чудотворец". Музыка оперы отличается народностью; она мелодична, написана с глубоким знанием истории и быта народа (рисует один из эпизодов борьбы болг. народа за независимость в 13 в.). В. принадлежит также балет "Легенда об озере" (соч. 1946), симф. и др. соч. В сво„м творчестве композитор опирается на богатства болгарской нар. музыки. На формирование творческого стиля В. большое влияние оказала рус. муз. классика. С 1932 В.- профессор Софийской муз. академии (ныне Болг. консерватория). Димитр. пр. (1950, 1953).

Лит.: С а гае в Л., Панчо Владигеров, София, 1952:

Павлов Е., Панчо Владигеров, София, 1959. Аг. М.

ВЛАДИМИРОВ (наст. фам.-Верле), Владимир Константинович (1886-1953) - русский советский театральный деятель. Окончил Моск. ун-т. В 1910-14 был актером (гл. обр. в провинции). В 1921-22 работал в Симферополе (член коллегии Крымнаркомпроса, председатель правления Крымрабиса, директор Симферопольского драм. т-ра).В 1923-24-зав. художеств. отделом Наркомпроса и редактор журн. "Художник и зритель" в Москве. В 1924 был назначен исполняющим обязанности директора, в 1926-33 -директор Малого т-ра. В 1934-38 - директор художеств. части в "ГОМЭЦ". В 1939-48 - зав. творческой мастерской (лит. частью) Большого т-ра. В 1948-53консультант при Президиуме Всероссийского театр. об-ва. В. Мае.

ВЛАДИМИРОВА, Мария Николаевна (р. 1896)- русская советская актриса. Нар. арт. ЯАССР (1957). Сценич. деятельность начала в 1917 в Чите (антреприза Долина). В 1917-30 работала в т-рах Владивостока, Благовещенска, Хабаровска и др. В 1935-41 - актриса Моск. обл. драматич. т-ра. С 1950 - в труппе рус. т-ра в Якутске. Роли: Лиза ("Горе от ума"), Варвара, Кабаниха ("Гроза"), Василиса ("На дне"), Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), Демидьевна ("Нашествие"), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Атуева ("Свадьба Кречинского"), Мать ("В добрый час!" Розова), т„тя Наташа ("Трубка мира" Догмарова). Снималась в кино.

ВЛАДИМИРОВА, Мария Владимировна [р. 5(17). I. 1879] - русский советский педагог и камерная певица. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945) и засл. деят. иск-в Башк. АССР (1946). В 1908 окончила Моск. консерваторию, где училась у У. Мазетти. Выступала как концертная певица во мн. городах России. С 1906 занимается педагогич. деятельностью (с 1939 - профессор Моск. консерватории). Среди учеников В.:

В. В. Барсова, Е. Д. Кругликова, М. Ф. Бутенина, П. И. Селиванов, В. А. Канделаки и др. Принимала активное участие в воспитании нац. кадров Татарской, Башкирской АССР и др. республик.

ВЛАДИСЛАВСКИЙ, Владимир Александрович [р. 1(13).VI. 1891] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1949). Член КПСС с 1951. Проф. сценич. деятельность начал в 1912 в Одессе (частная антреприза Басманова). Играл в крупных провинц. городах (Киев, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков, Житомир). С 1925 работает в Москве, первоначально в Т-ре им. МГСПС и т-ре б. Кор-ша; с 1933 - в Малом т-ре. Обладая ярким комедийным дарованием, юмором, темпераментом, В. на сцене Малого т-ра сыграл роли: Чугунова, Мамаева, Карпа, Юсова ("Волки и овцы", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Доходное место"), Земляники ("Ревизор"), Расплюе-ва ("Свадьба Кречинского"), Заго-рецкого ("Горе от ума"), Благое ("Доктор философии" Нушича) и др. Остротой сатирич. обличения было отмечено исполнение В. ролей врагов революции - генерала Кутова, Обольяшева ("Любовь Яровая" и "На берегу Невы" Трен„ва). Пафосом высокой гражданственности проникнуты созданные актером образы положит. героев сов. эпохи - профессора Ленчицкого, академика Абуладзе ("Бойцы", "Великая сила" Ромашова, Ст. пр. 1948) и др. Снимается в кино. В. Мае.

ВЛАДОМЙРСКИЙ (наст. фам.- М а л е и к о), Владимир Иосифович [р. 6(18).X.1893] - белорусский советский актер. Нар. арт. СССР (1955). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность начал в 1920 во 2-м Показательном т-ре Зап. фронта (Бобруйск). С 1924 - актер 1-го белорус. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы, Минск). Исполнитель драматич. ролей героев, а также характерных и комедийных ролей. Образы, созданные В., отличаются. остротой рисунка, мастерством сценич. детали. Роли в сов. репертуаре: Шут, Брызгалин ("Коваль-воевода", 1925, "Карьера товарища Брызгалина",1925,Мировича),

Гушка ("Отечество" Черного, 1932), Дрыль ("Партизаны" Крапивы, 1938), Абабурка ("Гибель волка" Самуй-л„нка, 1939), Чеснок, Горлов ("В степях Украины", 1941, "Фронт", 1942, Корнейчука), Конягин ("Милый человек" Крапивы, 1945), фон-Кубэ ("Это было в Минске" Ку чара, 1949); в классич. репертуаре: Иван Коломийцев ("Последние" Горького, 1937), Аполлон Мурзавецкий, Юсов ("Волки и овцы", 1936, ."Доходное место", 1953).

Лит.: Н я ф „ д Ул., Народны артыст БССР Ул. I. Вла-дам?рск?, ДМ?нск, 1954. -

ВЛАСОВ, Валентин Николаевич (р. 22. VII. 1899)- русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в (с 1955). Член КПСС с 1945. В 1922 окончил театр. техникум под рук. И. Н. Певцова. С 1923 - актер Моск. т-ра Революции (ныне Моск. т-р им. Вл. Маяковского). В 1931 начал в этом т-ре режиссерскую работу. Пост. спектакли: "Умка - белый медведь" Сельвинского (1935), "Собака на сене" Лопе де Вега (1937), "Весна в Москве" Гусева (1941), "Два лагеря" Якобсона (1949), "Прага оста„тся моей" Буряковского (1950), "Клоп" Маяковского (1956). С 1958 - режиссер Моск. драм. т-ра им. Пушкина.

ВЛАСОВ, Владимир Александрович [р.25.XII.1902 (7.1.1903)]- русский советский композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1946) и засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки. Композицией занимался у Г. Л. Катуа-ра. В 1926-36 был дириж„ром и композитором МХАТа. В 1936-42 В. - муз. руководитель Муз. драм. т-ра (ныне т-р оперы и балета) во Фрунзе. Произв., написанные В. совм. с В. Г. Фере и А. Малдыбаевым, положили начало развитию кирг. оперно-балетного иск-ва. Среди нкх: муз. драмы "Алтын кыз" ("Золотая девушка") В. и Фере (1937), "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") В., Фере и Малды-баева (1938); их же - "Айчурек" ("Лунная красавица", 1939), "Патриоты" (1941), "Манас" (1946), "На берегах Иссык-Куля" (1951) (В. и Фере) и др.; балеты В. и Фере - "Анар" (1940) и "Селькинчек" (1943), муз. редакция, оркестровка и завершение балета Ф. Яруллина "Али Батыр" ("Шурале") (1950, 2-я ред. 1954) и др. Произв. В. пост. в Кирг. муз.-драм. т-ре и т-ре оперы и балета. В. принадлежат также симф., камерно-инструмент. и др. произв.

Лит.: Виноградов Б., А. Малдыбаев, В. Власов, В. Фере, М., 1958.

ВЛАСОВ, Степан Григорьевич (1858-1919)- русский артист оперы (бас). В 1822 окончил Моск. консерваторию. Пел в оперных т-рах Италии. С 1885 выступал в Москве, в Частной опере С. И. Мамонтова, в 1387-1907-в Большом т-ре. В. обладал красивым высоким басом большого диапазона, прекрасной дикцией и отличными сценич. данными. Помимо разнообразных партий басового репертуара, с успехом исполнял и низкие баритоновые партии. Создал яркие, выразительные образы в рус. операх: Руслан; Галиц-кий ("Князь Игорь") и др. Был лучшим (до Ф. И. Шаляпина) исполнителем партии Мефистофеля в "Фаусте" на сцене Большого т-ра.

Лит.: Степан Григорьевич Власов..., "ЕИТ". Сезон 1907-1908 гг.. П., [б. г.]. вып. 18, ч. 1, с. 282-83.

ВЛАСОВА, Ольга Николаевна [р. 18(31). I. 1908] - советская артистка оперетты. Народная арт. РСФСР (1960). Пению обучалась в 1922-26 у Л. Ефимовой в техникуме им. Н. А. Рим-ского-Корсакова в Москве; брала также уроки у Л. Шор-Плот-никовой. Одновременно (в 1923-26) училась в театр. техникуме им. А. В. Луначарского (Москва). Творческую деятельность начала в 1926; пела в т-рах оперетты в Курске, Перми, Астрахани и др. городах, с 1928 - в Моск. т-ре оперетты. Роли: Кэто ("Золотая долина" Дунаевского), Марианна Этуаль ("Воздушный замок" Фельцмана), Бесси ("Ярмарка невест" Якоби), Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Христина ("Продавец птиц" Целлера), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), Роз-Мари (о. п. Фримля и Стогардта) и др. В.- певица лирико-каскадного жанра. Образы, созданные артисткой, подкупают жизнерадостностью, задором, весельем.

"ВЛАСТЬ ТЬМЫ" (первонач. назв. пьесы, ставшее потом е„ подзаголовком: "Коготок увяз, всей птичке пропасть")- драма в 5 д. Л. Н. Толстого. Соч. 1886. До 1895 была запрещена к пост. В 1890 поставлена на домашней сцене Приселковых в Петербурге силами любителей. После снятия запрета в 1895 пьеса в том же году была поставлена: 16 окт. в т-ре Литературно-художественного об-ва (Петерб. Малом т-ре; реж. Е. Карпов, худ. Аллегри, И. Суворин; Матр„на - Стрепетова, Акулина - Никитина, Анисья - Холмская, Анютка - Домашева, Аким - Михайлов, Никита - Судьбинин, Петр -Марковский, Марина - Пасхалова, Митрич - Красовский); 18 окт. в Александрийском т-ре (в бенефис Н. Васильевой, исполнившей роль Анисьи; Акулина - Савина, Матр„на - Стрельская, Аким - Давыдов, Митрич - Варламов, Никита - Сазонов, Петр - Осокин; декорации по эскизам Шишкова); 19 окт. в Моск. т-ре Корша (в бенефис Яковлева, исполнявшего роль Никиты;

Матр„на - Серебрякова, Акулина - Кошева, Анисья - Журавл„ва, Анютка - Бауэр, Митрич - Греков); 26 окт. в т-ре "Скоморох" (Москва); 29 ноября в Моск. Малом т-ре [в бенефис Никулиной, исполнявшей роль Анисьи; реж. Черневский, худ. Вальц; Матр„на - О. Садовская, Акулина - Музиль (ныне - Рыжова), Марина - Кошкарова, Анютка - Егорова. Аким - Макшеев, Митрич - Музиль, Никита - Рыжов, Петр - П. Садовский]. Последующие пост. "В. т.": 5 нояб. 1902- в МХТ (реж. Станиславский, худ. Симов; Митрич - Станиславский и Тихомиров, Матр„на - Помялова, Акулина - Николаева, Анисья - Бутова, Марина - Алексеева, Марфа- Грибунина, Анютка - Халютина, Аким - Артем, Никита - Грибунин, Петр - Судьбинин); 31 авг. 1908 - в Общедоступном т-ре при Народном доме графини Паниной в Петербурге (позднее - Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скар-ской; реж. Гайдебуров, он же исполнитель роли Никиты). В том же году "В. т." была возобновлена в Александрийском т-ре (с Корчагиной-Александровской в роли Матр„ны); 18 апр. 1903"В. т." была поставлена в Петербурге на сцене Михайловского т-ра (реж. Е. Карпов, исполнители - актеры Александрийского, Петербургского Малого и др. т-ров: Савина, Стрепетова, Левкеева, Холмская, Домашева, Давыдов, Каширин, Яковлев и др.). Помимо Москвы и Петербурга, "В. т." широко ставили и провинциальные т-ры, в т. ч. Нижегородский под рук. Соболыпикова-Самарина (1898), Харьковский т-р под рук. Синельникова (1896), Саратовский т-р, антреприза Бородая (1898), Полтавский т-р (1901), Киевский т-р "Соловцов" (1907, реж. Марджаноп).

На советской сцене "В. т." ставили Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скарской (1919, 1927 и 1939); Омский т-р (1928 и 1955); Орехово-Зуевский т-р (1936), Курский т-р (1953), Калужский т-р (1953), Ивановский т-р (1955). В 1956 "В. т." пост. Малый т-р (реж. Равенских, худ. Волков; Анисья -Чува-ева, Марина - Бурыгина, Анютка - Блохина, Аким - Ильинский, Никита - Доронин, Митрич - Жаров, Петр - Горбатов, нума Анисьи - Орлова, муж Марины - Грузинский);

Рязанский т-р (1958), Фрунзенский рус. т-р (1959), Казанский Большой драм. т-р (1959). Ряд пост. осуществл„н в 1960.

Сценическая жизнь "В. т." за рубежом началась до пост. е„ в России. Первым поставил пьесу 10 февр. 1888 "Свободный т-р" Антуана в Париже (перевод Павловского и Метенье под назв. "La puissance des Tenebres"; Аким - Антуан, Никита- Мефисто, Митрич -Дормон, Матр„на -Бор ни, Анисья - Дор-си, Акулина-Колос; возобновл„н в 1893). "В.т." ставили и др. парижские т-ры: Бельвильский (1892), "Одеон" (1912), т-р Пи-тоева (1922). Из нем. пост.: "Свободная сцена" ("Pre ie BOhne"), Берлин (1890, с01?. Л„венфельда, реж. Отто Брам, Аким- Гок, Митрич - Паули); сцена Мюнхенского лкт. об-ва (1898; реж. Э. фон Вольпорен, декорации по эскизам Кардовского. Грабаря, Явленского; Аким - Зуске, Митрич - Базиль, Анютка - Брюннер); Немецкий т-р, Берлин (1900; реж. и иснолнитель роли Акима - Рейнхардт; Никита - Бассерман, Матр„на - П„льниц, Митрич - Г. Фишер, Анисья - Леман); "Лобе-театр". Бреславль (1900, реж. Витте-Вильда; Аким - Мюллер-Ганно); т-р Франкфурта-на-Майне (1901), т-ры в Мангейме, Киле (1901), Штутгарте (1902, 1929). Бремене (1902), К„льне (1907), "Лессинг-театр", Берлин (1908), "Резиденц-театр", Дрезден, "Шиллер-театр", Берлин, "Централь-театр", Берлин (1923), "Фолькс-бюне", Берлин, ГДР (1957) и др. В Италии "В. т." ставили: т-р "Дель Верме", Милан (1893), т-р "Балле" (1893), т-р Манд-зони, Рим (1897), т-р "Паганини" в Генуе (1894), т-ры в Венеции, Турине, Милане (1893, 1895). Пьеса включалась в репертуар гастрольных выступлений в странах Европы (в т. ч. в России - 1898) итал. трупп Цаккони, Новелли (играли роль Никиты). Другие зарубежные пост. "В. т.": т-р в Загребе (1897), венский "Раймунд-театр" (1899), Копенгагенский т-р (конец 90-х гг.), пражский Нац. т-р (1900), будапештский Нац. т-р (1901, 1955), Т-р в Або (Финляндия, на швед. яз., 1903), Лондонский "Стейдж сосайети" (1904), софийский Народный т-р (1904), Женевский т-р (1907), брюссельский т-р "Дю Парк" (1919), Цюрихский т-р (1939). "В. т." пост. в Египте (1958) и др. странах.

И з д а н и я.-Первое изд.: "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть", изд-во "Посредник", М., 1887; из последующих изд.: Толстой Л. Н., Собр. соч. в 14 тт., т. 11, M., 1952, и Полное собр. соч., под общ. ред. В. Г. Черткова, т. 26, M., 1956.

Лит.: Толстой Л. П., Собр. соч., т. 11, M., 1936, о "В. т.", с. 705-736; "ЕИТ". Сезон 189596, СПБ, 1897, с. 138-149; "Театр и искусство", 1908, ј 34, с. 577-594;

БалухатыйС. иПисемская О., Справочник по Толстому, М., 1928 (специальный раздел: библиография по пост. "В. т."); Л о м у н о в К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 118-226; "Театр", М., 1957, ј 4, , 6, 7;

Ежегодник Института истории искусств 1958. Театр. М., 1958, с. 229-260. А. Шн.

ВЛАСЮК, Дмитрий Ильич [р. 25.V(7.VI).1902]- украинский советский театральный художник. Член КПСС с 1948. В 1927 окончил Киевский художеств. ин-т. С 1924 работает в Харьковском т-ре им. Т. Шевченко; оформил спектакли: "Плацдарм" Ирчана (1932), "Васса Железнова" (1936), "Гроза" (1938), "Егор Булычев и другие" (1947); "Любовь на рассвете" Га-лана (1952). В Т-ре им. Франко (Киев) оформил спектакль "Хозяин" Карпенко-Карого (1939); в Т-ре им. Я. Купалы (Минск) - "В степях Украины" Корнейчука (1940) и др. Лучшие работы В. отличаются лаконизмом, оригинальностью решения сценич. пространства. С 1931 вед„т педагогич. работу; доцент Харьковского театр. ин-та (с 1951 - директор).

Лит.: Пульсон А., Д. I. Власюк, В. М. Гречен-ко, Р. О. Черкашин [Харь-KIBJ, 1947 (серия "Майстри радянського мистецтва"),

ВЛАХОПУЛУ (ВЛа/о-яооо?)), Зои (р. 1916)- греческая артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Афинской консерватории. В 1934-36 выступала в оперетте. Впервые выступила на оперной сцене в Афинах в 1940. С 1941 - солистка Афинского оперного т-ра "Лирики скини". Гастролировала в Англии, Турции, Югославии, СССР (1957) и др. странах. Партии: Чио-Чио-сан, Аида;

Агата ("Вольный стрелок" Вебера) и др. Д. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница