Наши партнеры

Выгодно прокат авто самара без водителя посуточно недорого в компании РексРент.
Магазин одежды в Вологде Electra Style!

Театральная энциклопедия
(страница 88)


ВНОУЧЕК (Vnoucek), Франтишек (р. 27.VII. 1903)- чехословацкий актер. Засл. арт. Чехословацкой Социалистической Республики (1954). Сценич. деятельность начал в 1924 в Нар. т-ре в Праге. Работал в т-рах Оломоуца, Братиславы и др. После освобождения Чехословакии (1945) В. вступил в труппу т-ра "Д-34". В.-актер яркой характерности, острого внешнего рисунка роли. Среди ролей В.: Мэчиз ("Опера нищих" Гея, Брехта, Буриана), Сатин ("На дне"), Коновалов ("Гостиница "Астория"" Штейна). Создал сценический образ В.И.Ленина ("Человек с ружь„м"). Л.Сол. ВОАН-УЙЛЬЯМС (Vaughan Williams), Ралф(12.Х. 1872, Даун-Ампни, Глостершир,- 26. Vlil. 1958, Лондон) - английский композитор и музыкально-общественный деятель. В 1895 окончил Кембриджский ун-т, занимался музыкой у А. Грея (орган) и Ч. Вуда (композиция) в ун-те и в Королевском муз. колледже в Лондоне под рук. Ч. Пэрри и Ч. Стан-форда (композиция) и В. Лэр-ретта (орган). Совершенствовался по композиции в Нем. академии искусств в Берлине у М. Бруха (после 1896) и у М. Равеля в Париже (ок. 1909). Творческую деятельность начал в конце 1895. С 1904 В.-У. активно изучает англ. муз. фольклор и вскоре выдвигается как один из наиболее ярких представителей нац. направления в англ. музыке. В творчестве В.-У.важное место занимают сценич. произв. В его пяти операх и четыр„х балетах, написанных на нац. литературные сюжеты, проявлялась тесная связь с нар. традициями. Первая опера В.-У. "Хью-гуртовщик" (1924, Королевский т-р, Лондон) показывает жизнь англ. деревни начала 19 в. Это соч. носит название "романтическая балладная опера"; оно близко к этому жанру реалистич. тенденциями и песенным характером большинства эпизодов. Опера "Уходящие в море" (1937, Королевский муз. колледж, Лондон) на текст трагедии Д. Синга представляет собой психологич. муз. драму. Наиболее значительная опера В.-У .-"Влюбл„нный сэр Джон" (1929, там же)- муз. комедия на сюжет "Виндзорских проказниц" Шекспира, опирающаяся на англ. муз. фольклор 16 в. Аналогичный характер носит и опера В.-У. "Путешествие пилигрима" (1951, т-р "Ковент-Гарден", Лондон) на сюжет аллегории Беньяна (17 в.). Опера "Отравленный поцелуй" (1937, Кембридж) написана в клас-сич. традициях комич. оперы с разговорными сценами. Крупнейшее сценич. произв. В.-У.- балет "Иов" (1931, "Кембридж-театр", Лондон), написанный по иллюстрациям к "Книге Иова" англ. поэта, философа и художника У. Блейка, по стилю близок к жанру масок. В.-У. создал балеты, в к-рых возродил в совр. интерпретации танцы, бытовавшие в Англии в 17 в. (сарабанда, менуэт, павана, гальярда). Среди балетов В.-У.-"Старый король Коул" (1923, Кембридж), "Рождественская ночь" по Диккенсу (1926, т-р "Сити-опера", Чикаго), телевизионный балет "Свадебный пир" по "Эпиталаме" Спенсера, музыка к пьесе "Осы" Аристофана (1909, Кембридж) и др. соч. Большинство сценич. произв. В.-У. было написано для англ. любительских т-ров, что определялось стремлением композитора сблизиться с широкой нар. аудиторией; для экспериментального лондонского студенческого т-ра В.-У. написал оперу "Влюбл„нный сэр Джон", для кружка нар. танцев - балет "Старый король Коул" и т. д. Творчество В.-У. сыграло большую роль в развитии англ. нац. муз. культуры 19 в., в обращении муз. т-ра к нац. реалистич. традициям. Автор мн. симф., камерных, хоровых и др. соч., В.-У. был активным муз.-обществ, деятелем, педагогом Королевского муз. колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и танца. Автор работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н е н В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams: a study, L., 1950; Н о w e s F., The music of Ralph Vaughan Williams, Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. JI. M.

ВОВСИ, Аркадий Григорьевич (р. 1. V.I 900) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1947). Учился в студии М. А. Чехова. В 1926 окончил ГИТИС. В том же году начал играть в Замоскворецком т-ре; с 1930 - актер МХАТа 2-го (Диего - "Испанский священник" Флетчера, шоф„р Таратута - "Часовщик и курица" Кочерги, и др.), в 1936-38-Т-ра МГСПС. С 1938 В.- в Т-ре им. Ленинского комсомола; роли:

Голубь, Воронцов ("История одной любви", "Так и будет" Симонова), Ковач ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Крутилич ("Братья Ершовы" по Кочетову) и др. В иск-ве В. острая наблюдательность, точная внешняя характерность образа сочетаются с мягким лиризмом, тонким, немного печальным юмором, умением раскрыть сложный внутренний мир человека. В. выступает как режиссер. Пост. спектакли: "Школьные товарищи" Ласкина (1945, Т-р им. Ленинского комсомола), "Наследники" Бру штейн (1946, МТЮЗ). Вед„т педагогич. работу.

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville) - жанр л„гкой комедийной пьесы, в к-рой диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотич. сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. Название "В." происходит от долины реки Вир в Нормандии (Vau de Vire), где жил в 15 в. народный поэт-песенник О. Баслен. В. возник во Франции. Сначала "водевилями" паз. куплеты-песенки с повторяющимся припевом, к-рые вводили в пьесы ярмарочных т-ров еще в 1-й пол. 18 в. Лесаж, Фюзелье, Дорневаль и др. В. как театр. жанр сложился в годы франц. бурж.революции (1789-94). Успех забавных маленьких пьес, воспринявших синтетичность ярмарочного т-ра, позволил драматургам П. А. О. Пиису и П. И. Барре открыть в Париже специальный т-р "Водевиль" (1792); вслед за тем появились и др. водевильные т-ры - "Т-р Трубадуров", "Т-р Монтансье" и т. д. Вскоре В. проникает и в др. т-ры, сопровождая представление серьёзных пьес. Самый ранний В. содержанием, персонажами, балаганной буффонадой связан с пантомимой и ярмарочными парадами ("Арлекин - расклейщик афиш", 1792, "Арлекин - портной", 1793, и Др.). В период якобинской диктатуры В. быстро насыщается политич. содержанием. Л„гкость и гибкость этого жанра, возможность за 1-2 дня написать и поставить маленькую пьесу, в к-рой куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволили деятелям т-ра немедленно откликаться на злобу дня, сатирически высмеивать врагов революции, воспевать рожд„нные революцией обычаи или победу революц. войск ("По возвращении", "Ещ„ один кюре" Роде и Дефонтена, 1793, и др.). После революции В. теряет патриотич. пафос и революц. сатиру. Острота и злободневность революц. В. подменяются деш„вой сенсацией, действие подчиняется забавной игре случайностей, созданных авторской фантазией. Постоянные комич. персонажи французских В. нач. 19 в.- Жокрис и Каде-Руссель, потешавшие зрителя фарсовыми трюками и наивной дурашливостью. Наиболее популярным мастером развлекательного В. был во Франции Э. Скриб, написавший самостоятельно или в соавторстве с др. писателями св. 150 В. ("Ночь в казармах Национальной гвардии", 1815, "Новый Пурсоньяк", 1817, "Медведь и паша", 1820, "Секретарь и Повар", 1821, "Шарлатанство", 1825, "Мания мест, или Безумие века", 1828, "До, во время и после", 1828, "Мальвина, или Брак по склонности", 1828, "Бюджет молодых супругов", 1828, "Лясабонский лютник", 1831, и т. д.). Все эти В. прославляют бурж. предприимчивость, семейные добродетели, бурж. нравы, быт. Однако водевили Скриба пользовались популярностью не только у бурж., но п у демократич. зрителя Франции, к-рого привлекала патриотич. направленность нек-рых из них, наличие злободневных нам„ков, остроумных шуток и задорных куплетов. "Страсть к шутке, к вес„лости, к каламбуру составляет один из существенных и прекрасных элементов французского характера,- ей отвечает на сцене водевиль",- писал А. И. Герцен. Многочисл. современники и преемники Э. Скриба наводнили своими В. сцены европ. т-ров. Среди них: Мельвиль (1787- 1865), Н.Бразье (1783-1838), Ж. Ф. А. Баяр (1796- 1853), Ф. Ф. Дюмануар (1806-65), крупнейший водевилист Франции середины 19 в. - Э. Лабиш и др.

Французский В. дал толчок развитию В. во мн. странах и оказал влияние на европ. комедию 19 в. Заметное влияние франц. В. оказал на драматургич. творчество А. Фредро (Польша), Г. Фреитага (Германия), И. Л. Хейберга (Дания).

С В. в значительной степени связано и развитие комедийного актерского иск-ва 19 в. В. сыграл большую роль в борьбе против обветшавших традиций классицизма. Игра актеров в В. должна была отличаться естественностью, непосредственностью, импровизационной л„гкостью диалога, острой наблюдательностью, чувством юмора, умением подметить забавный характерный штрих, найти живое общение со зрителем. Блестящие мастера внешнего перевоплощения, актеры В. овладели иск-вом трансформации, играя по нескольку ролей в .одной небольшой пьеске. Франц. актеры В. Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арнадь (1794-1872) и др.-подлинные преемники синтетич. иск-ва демократич. т-ра 18 в., блестящие исполнители В.- внесли свой вклад и в развитие песенной нац. культуры (напр., В. Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен Беранже).

Но, развивая реалистич. тенденции актерского иск-ва, В. в то же время идейно ограничивал актеров, лишал их возможности создавать остро сатирпч. образы и типич. характеры, глубоко проникать во внутр. мир героев. Это нередко приводило к усилению в актерском творчестве внешней виртуозности за сч„т внутренней правды. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется опереттой.

В России В. появился в первые десятилетия 19 в. как жанр, возникший на основе комической оперы 18 в. От русской комич. оперы В. заимствовал национально-русские историч. и совр. сюжеты, музыка его была основана на рус. народно-песенном творчестве (композиторы К. А. Кавос, А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев). Это характеризует уже творчество А. А. Шаховского, хотя его первые В. окрашены в реакцион-но-монархич., псевдонародные тона ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов", 1814, "Крестьяне, или Встреча незваных", 1814, и др.). Одним из первых рус. авторов В. был Грибоедов ("Своя семья, или Замужняя невеста", в соавторстве с Шаховским и Н. И.Хмельницким, 1817; "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом", в соавторстве с П. А. Вяземским, 1823), придавший В. лит.-полемич. направленность. Водевили Грибоедова высмеивали пережитки классицизма, псевдонародность, наивную "руссификацию". К этому направлению близок и Н. И. Хмельницкий ("Бабушкины попугаи", 1819, "Суженого кон„м не объедешь, или Нет худа без добра", 1820, "актеры между собой, или Дебют актрисы Троепольской", 1820, и др.). При всей идейной легковесности водевилей Хмельницкого современники (в т. ч. Грибоедов, Пушкин) любили его вес„лые, изящные пьески с остроумными, блестяще написанными куплетами, не лиш„нными по-лемич. задора. Ранний русский В. связан также с именем А. И. Писарева. Он вносил в свои В. ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье", 1824, "Три десятки", 1825, "Хлопотун, или Дело мастера боится", 1825, и др.) обличительный оттенок; бойкие, запоминающиеся куплеты, остроумные каламбуры, задорные шутки Писарева откликались на совр. ему лит. полемику, высмеивали пороки светского общества.

После подавления восстания декабристов (1825), при поддержке правительства получили распространение развлекательные, пустые, пошлые В., отвлекающие умы от общественно-политич. вопросов. Обилие таких В., вытесняющих серьёзный репертуар, вызвало резко отрицательные отзывы Гоголя, Белинского об этом жанре. Сближение русского т-ра с передовой общественной мыслью не могло не оказать воздействия и на развитие В. Лучшие водевили Ф. А. Кони,

Д. Т. Ленского, В. А. Сологуба, П. А. Каратыгина, П. С. Ф„дорова (1800-79), П. И. Григорьева 1-го (1806-71), И. Е. Черныш„ва (1833-63) и др. переносят на сцену рус. быт, рус. характеры. Типичен для этого периода водевиль Ленского "Лев Гурыч Синичкин" (1840). Взяв основную фабулу из франц. В. "Отец дебютантки". Ленский создал самостоятельную пьесу из жизни рус. провинц. т-ра, показав его коммерч. дух, закулисные интриги и в то же время горячую любовь к иск-ву простых тружеников сцены. Жизненность, юмор и человечность этого В. обеспечили ему прочный успех и сохранили в репертуаре т-ров до наших дней (1924, Т-р им. Вахтангова, в гл. роли- Щукин; 1945, Ленингр. т-р Комедии и др.). Многие из водевилей 30-40-х гг. 19 в. сатирически обличают уродливые стороны действительности, делая объектами сатиры помещиков, купцов, чиновников, дворян-меценатов, продажных реакционных журналистов. Так, напр., в водевиле Кони "Петербургские квартиры"

(1840) осмеивается Ф. Булгарин. Белинский писал, что в таких В., как "Лев Гурыч Синичкин" или "Петербургские квартиры", "зритель видит знакомое себе, совершенно понятное". В 40-е гг. в В. появляется демо-кратич. герой - "маленький человек", вызывающий не смех, а сочувствие. Такие В., как "Дочь русского актера" Григорьева 1-го (1844), "Жених из долгового отделения" Черныш„ва (1858) и особенно "актер"

(1841), "Петербургский ростовщик" (1844) и др. молодого Н. А. Некрасова (псевд.- Перепельский), сближаются с реалистич. бытовой комедией нравов, вс„ больше теряя жанровые черты В. В 50-е гг. В. постепенно начинает вытесняться с рус. сцены благодаря могучему развитию реалистич. драмы, ставящей большие обществ, вопросы. В 60-е гг. шумный успех оперетты у бурж. зрителя окончательно оттесняет В.

Сценич. своеобразие русского В. заключалось прежде всего в том, что его исполняли не только блестящие комедийно-водевильные актеры, для к-рых этот жанр был основой репертуара,- Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н. В. Самойлова, В. И. Живокини и др., но и мн. крупнейшие актеры рус. т-ра, основоположники сценич. реализма - М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, а позднее - К. А. Варламов, В. Н. Давыдов и др. Наряду с заразительной вес„лостью, блеском, л„гкостью, изяществом они внесли в исполнительскую культуру В. психологич. тонкость, остроту обществ, сатиры. Нек-рые из водевильных ролей Щепкина ("Матрос" Соважа и Делурье, 1835, "Жакар, или Жакардов станок" Фурнье, 1858) воспринимались как воплощение гуманистич. и демо-кратич. устремлений рус. т-ра. Глубоким сочувствием к простому человеку, а порой и сатиричностью были окрашены водевильные образы, созданные Мартыновым (Лисичкин - "Дочь русского актера" и Андрей Степанович Бука - о. п. Григорьева 1-го, Ладыжкин - "Жених из долгового отделениям Черныш„ва, Мор-дашов -"Аз и Ферт" Ф„дорова, Лев Гурыч Синичкин- о. п. Ленского, и др.).

Во 2-й половине 19 в. В. почти полностью вытесняется из репертуара рус. т-ра др. жанрами. Особняком стоят 10 одноактных пьес Чехова ("Медведь", "Предложение", "Юбилей", "Свадьба", "Лекция о вреде табака", "Ночь перед судом" и др.), в большей или меньшей степени развивающие традиции рус. В. Отказавшись от традиционного куплета, Чехов сохранил типично водевильное построение сюжета (парадоксальность, стремительность действия, неожиданность развязки). Вместе с тем Чехов необычайно обогатил характеры водевильных героев ("каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком" - Полн. собр. соч., т. 13, 1948, с. 391), он вывел В. из узких жанровых рамок, открыл для него новые возможности более широкого и глубокого охвата жизненных явлений. Водевили Чехова широко вошли в репертуар сов. т-ра. Смелый опыт истолкования чеховской "Свадьбы" как острой социальной сатиры был предпринят Е. Б. Вахтанговым в 3-й студии МХТ (1920). В. ставятся в т-рах республик, а также особенно много в художеств. самодеятельности. Получили они распространение и за рубежом - в КНР, Польше, Швеции и др. странах. Рус. В. способствовал росту реалистич. мастерства рус. актеров. Именно такой В. высоко оценивал Станиславский, говоря - "...это трудный жанр: жизненное правдоподобие, искренность чувств, подчас сатира и злободневность, изящество и поэтичность, музыкальность и ритмичность. . . Это чудесная школа для молодого актера" (Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, М., "Искусство", 2-е изд., 1951, с. 259). Е. Ф.

Плодотворно развивается жанр В. и в сов. т-ре. Сов. В. при всей своей комедийной л„гкости касается многих острых проблем современности и в первую очередь проблем новой, социалистической морали и борьбы с бурж. пережитками в сознании людей; авторы сов. В., отказываясь от схем, специфически водевильных амплуа, стремятся к созданию легко, но ч„тко очерченных характеров. Первые опыты в создании сов. В. относятся к нач. 20-х гг. ("Землетрясение" П. Романова). Многими чертами В. отмечены пьесы А. М. Файко, поднимающие большие социальные проблемы - развенчания буржуазного гуманизма ("Учитель Бубус", 1925, Т-р Мейерхольда) и крушения бурж. индивидуализма ("Евграф, искатель приключений", 1926, МХАТ 2-й). В 20-е гг. проявил себя как мастер сов. В. драматург В. В. Шкваркин, остроумно высмеявший нэпманов в В. "Вредный элемент" (1927, Студия Малого т-ра) и глупую мещанско-обыватель-скую "романтику" бывших купцов, чиновников, барышень-бездельниц и пр. в В. "Шулер" (1929, там же). В жанре сатирического В. написана также пьеса И. Ильфа и Е. Петрова "Сильное чувство" (1934, Моск. т-р Сатиры). Значит, роль в развитии сов. В. сыграла пьеса "Квадратура круга" Катаева, с т„плым юмором рисующая жизнь и быт вузовцев первого послеоктябрьского десятилетия (1928, МХАТ). В этом В. специфические средства водевильной выразительности впервые были использованы не только для осмеяния уходящего прошлого, но и для показа нек-рых смешных черт в новом быте сов. молод„жи. Недостатком этой пьесы были нек-рая искусственность и нарочитая комедийность в построении водевильного сюжета. Преодолеть этот недостаток, вообще свойственный большинству ранних сов. В., удалось Шкваркину в его комедии (а по существу - В.) "Чужой реб„нок", посвящ„нной борьбе нового со старым в сознании советских людей. Поставленный впервые в 1933 (Моск. т-р Сатиры) "Чужой реб„нок" обош„л почти все т-ры страны. Этому способствовала не только живость и занимательность действия пьесы, но прежде всего ч„ткость в обрисовке характеров и умение автора найти жизненно убедительную и в то же время специфически водевильную сюжетную коллизию. Значит, известность получил также водевиль "День отдыха" Катаева (Моск. т-р Сатиры, 1946) о "маленьком" советском служащем, настойчиво пробивающемся для выполнения порученного ему задания сквозь многие бюрократические рогатки и помехи. В конце 40-х и в 50-е гг. появляется ряд новых В.: "Факир на час" (1945, Моск. т-р Сатиры), "Где эта улица, где этот дом" (1953, там же), "Свадебное путешествие" (1954, там же), текст Дыховичного, стихи Слободского, "Вас вызывает Таймыр" Исаева и Галича (1948, там же), "Солнечный дом" Симукова (первоначальное назв."Капитан в отставке", 1949, Моск. т-р драмы и комедии), "В сиреневом саду" Солодаря (1954, там же).

Советский т-р воспитал кадры режиссеров, превосходно чувствующих специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов, Н. М. Горчаков, Ф. Н. Каверин и др.), актеров, в совершенстве овладевших иск-вом исполнения В. (В. Я. Хенкин, П. Н. Поль, В. А. Лепко, Ф. Н. Курихин, Д. Л. Кара-Дмитриев, Б. М. Тенин, Е. Я. Милютина, Н. А. Нурм, Н. И. Слонова, А. Д. Вениаминов, П. М. Суханов, С. Н. Филиппов, С. А. Мартинсон и Др.).

Лит.: Старый русский водевиль. 1819-1849 [сб.], М., 1937; Русский водевиль. Сост., автор вступ. статьи и прим. В. В. Успенский, Л.-М., 1959. А. Шн.

"ВОДЕВИЛЬ" (Vaudeville) - французский театр. Создан в 1792 группой актеров т-ра "Комеди Итальенн" во главе с драматургами П. А. О. Пиисом и П. И. Бар-ре. С т-ром "В.) в значительной мере связаны создание и развитие жанра водевиля периода франц. бурж. революции и 1-й пол. 19 в. После пожара здания т-ра на улице Шартр (1838) труппа переезжает в помещение б. т-ра "Нувоте" на площади Биржи, а в 1869, вследствие перепланирования города, перемещается на бульвар Капуцинов. С сер. 19 в. "В." стал одним из основных т-ров"бурж. комедии и драмы. Здесь прошла премьера драмы Дюма-сына "Дама с камелиями", ставились пьесы Э. Ожье, О. Ф„йе, Т. Барьера, В. Сарду, П. Эрвь„, Э. Бри„, М. Донне, А. Батая. Наибольшей популярности "В." достиг в 1893-1905, когда здесь играла Г. Режан. С 1925 зал "В." отдан под кинотеатр.

Лит.: Albert M., Les theatres des Boulevard? (1789- 1848), P., 1902; С a i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. E. Ф.

"ВОДОВОЗ", "Два дня" ("Les deux journees", в нем. пер. - "Der Wassertrager"), - опера (лирическая комедия) Л. Ь'ерубини, либр. Ж. Буйи (действие происходит у Парижской заставы в 17 веке; в опере выведен образ смелого, самоотверженного человека из народа - парижского водовоза Микели). Пост. 16 янв. 1800, Париж. Пост. также в др. городах: Брюссель, 1800; Берн, 1801, 1803; Гаага, 1801; Ганновер, 1803; Новый Орлеан, 1811; Прага, 1913, 1924, 1932; Нью-Йорк, 1827, 1872; Бухарест, 1830; Хельсинки, 1934; Ман-гейм, 1903, и др.

В России на рус. яз. впервые пост. 7 фсвр. 1813, Петербург (пер. В. Левшина; граф Арманд - Самойлов, Констанца - Сандунова, Микели - Злов). Пост. в Ленинграде в 1933 (основные партии исполняли молодые певцы-Большаков, Фрейдков, певица Белухина; дириж„р Дранишни-ков, реж. Харламов, худ. Никифоров). Пост. также в др. городах. В 1938 была исполнена по радио солистами, оркестром и хором Всесоюзного радиокомитета.

Издания.- Клавир ("Der Wassertrager"), Lpz., Peters, [o. J.]. Я Гр

ВОДЯНАЯ ПАНТОМИМА - ею жетное цирковое представление, в к-ром применяются эффекты, связанные с использованием воды, заполняющей весь манеж. Впервые было показано в 1886 в Париже, где Оллар выстроил специальный цирк ("Новый цирк") с технич. устройствами для пуска воды. В 1892 Чинизелли в Петербурге приспособил для В. п. обычную арену (то же сделал Ренц в Берлине), поставив пантомиму "Четыре стихии". В. п. строилась на феерич. превращениях, трюках. Действие В. п. происходит на воде и в воде, объединено единым сюжетом, включающим различные цирковые номера (программа из различных цирковых номеров с использованием воды наз. водяной феерией).

В сов. цирке В. п. была пост. впервые в 1928 В. Труцци в Моск. цирке. В этой пантомиме ("Ч„рный пират") использовался сюжет популярной дореволюц пантомимы. Первая советская В. п. "Гуляй Поле"

("Махновщина") также была осуществлена В. Труцци (Москва, 1929). Позднее были пост. пантомимы:

"Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1930), "Индия в огне" Жарова и Венецианова (1931), "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936) Кузнецова, "Тайга в огне" Кузнецова и Бродянского (1938). В 50-е гг. в Ленингр. цирке пост. В. п. "Выстрел в пещере" Островского и Венецианова, в Моск. цирке - "Юность празднует" Полякова (1957) и "Счастливого плавания" Зубкова и Оболенского (1959). Для демонстрации В. п. в передвижных цирках создана спец. аппаратура. М. Зон.

"ВОЕВОДА" - 1) Пьеса А. Н. Островского (подзаголовок - "Сон на Волге"). Две редакции: 1-я - соч. 1864, "Комедия в 5 д., с прологом в стихах"; 2-я - соч. 1885, "Картины народной жизни XVII века, в 5 д., с прологом". В 1-й ред. пост. 23 апр. 1865 на сцене Мариинского т-ра артистами Александрийского т-ра (в бенефис Владимировой 1-й; Шалыгин - В. Самойлов, Сем„н Бастрюков - Леонидов, Степан Бастрю-ков - Нильский, Бессудный - Зубров, Дубровин - Бур дин, Дюжой - Григорьев 1-й, Настасья - Линская, Гришка Жилка - Шемаев, Марья Власьевна - Владимирова 1-я, Прас' ковья - Александрова 1-я, Недвига - Громова, Ульяна - Левкеева, Ол„на - Подобедова 2-я, Старуха - Воронова);

9 сентября того же года в 1-й ред. пост. на сцене Большого т-ра в Москве артистами Малого т-ра (Шалыгин - П. Садовский, Сем„н Бастрюков - Шумский, Степан Бастрюков - Вильде, Бессудный - Живокини, Дубровин - Полтавцев, Дюжой - Дмитриевский, Настасья -Акимова, Гришка Жилка - Никифоров, Марья Власьевна - Колосова, Прасковья - Савина, Недвига -Е. Васильева, Ульяна- Бороздина 1-я, Ол„на - Васильева 2-я, Старуха - Никулина-Косицкая). Во 2-й ред. "В." пост. 19 янв. 1886 в Малом т-ре (в бенефис К. Рыбакова, под руководством автора; Шалыгин - Ленский, Сем„н Бастрюков - М. Садовский, Степан Бастрюков - Южин, Бессудный - Музиль, Дубровин - Рыбаков, Дюжой - Греков, Настасья - Акимова, Гришка Жилка - Рябов, Прасковья - Владимирова, Марья Власьевна - Уманец-Рай-ская, Недвига и Старуха-О. Садовская, Ол„на-Ермолова). В последующие годы "В." ставили: т-р "Скоморох", Москва (1892); Новый т-р, Москва (1898, 1905); т-р Литературно-художеств. об-ва в Петербурге (Петербургский Малый т-р;

1901 и 1915); Моск. Малый т-р (1915). В провинции: Казанский т-р (1875, спектакль снят после 2-го представления распоряжением губернатора), Воронежский т-р (1899 и 1908), Одесский т-р (1916) и др.

Первая пост. "В." на сов. сцене- в 1922, Малый т-р (Шалыгин - Головин, Сем„н Бастрюков - Рыжов, Степан Бастрюков - Остужев, Дубровин -П. Садовский, Недвига - Массалитинова, Старуха-Рыжова). Позже "В." ставили: Горьков-ский т-р, 1941 (композиция 1-й и 2-й ред.; реж. Соболыпиков-Самарин, худ. К. Иванов; Шалыгин - Юдин, Степан Бастрюков - Буйный, Дубровин - В. Васильев, Бессудный - Левкоев, Дюжой - Разумов, Марья Власьевна - Прокопович, Олна- Бельская); в 1952 там же, в 1-й ред. под назв. "Сон на Волге" (реж. Микаэлян, худ. Герасименко); Ивановский т-р (1942), Архангельский т-р (1944), Костромской т-р (1951), Казанский Большой драм. т-р (1953); Центр, т-р Сов. Армии (1955; реж. Окунчиков и Ольшевская, худ. Пименов, композитор Будашкин).

И з д а н и я.- Первое изд. "В." (1-я ред.) - "Современник", 1865, ј 1; "В." (2-я ред.)-О стровский А.П., Сочинения, изд. Думнова, т. IV, М., 1890. Из последующих изд.-Островский А. П., Полное собр. соч., под ред. М. И. Писарева, изд. "Просвещение", тт. 4 и 5, СПБ, 1904-1909; его ж е. Собр. соч., под общей ред. Г. И. Владыкина, т. 4, М., 1959. А. Шн.

2) Опера П. И. Чайковского, либр. композитора и А. Н. Островского по его пьесе "Воевода" ("Сон на Волге"). Пост. 30 янв. 1869, Большой т-р, Москва (Нечай Шалыгин - Финокки, Влас Дюжой - Радонежский, Настасья - Анненская, Марья Власьевна - Меньшикова, Прасковья Власьевна - Кро-ненберг, Степан Бастрюков - Раппорт, Дубровин - Демидов, Ол„на - Иванова, Резвый - Божановский, Шут -Лавров, Недвига - Розанова, новый Воевода - Корин; дириж„р Мертен).

На сов. сцене впервые - 28 сент. 1949, Ленингр. Малый оперный т-р (по восстановленной Ламмом партитуре, в новой муз. и лит. редакции Кочурова и Спасского) (Нечай Шалыгин- Бутягин, Марья Власьевна - Кудрявцева, Ол„на - Овча-ренко, Степан Бастрюков - Андрукович, Дубровин - Л. Петров, Влае Дюжой - Левандо, Настасья - Засс, Недвига - Комиссарова, Шут - Бараев; дириж„р Грикуров, пост. Покровского, худ. Мазанов, балетм. Фенстер).

Издания.- Партитура, Чайковский П.И., Полное собр. соч., т. 1 (А), клавир, т. 1 (доПолн.), М., Музгиз, 1953. Я. Гр.

"ВОЗДУШНЫЙ ПИРОГ"-сатирическая комедия в 5 д., 15сценах B.C. Powawoen. Соч. 1924. Пост. 19февр. 1925 вТ-ре Революции, Москва (реж. Грипич, худ. Шестаков, композитор Попов; Сем„н Рак - Д. Орлов, Плюхов - Мартинсон, Илья Коромыслов - Лишин, Ф„дор Коромыслов - Тереш-кович, Обрыдлов - Кречетов, Рита Керн - Бабанова, Софья Мироновна- Рутковская). В 20-е гг. комедия была пост. многими т-рами. В 1925 "В. п." пост.: Харьковский укр. т-р. Бакинский рабочий т-р. Самарский, Ярославский, Уфимский, Свердловский, Одесский, Воронежский, Казанский т-ры, Студия Костромского отдела просвещения (впоследствии Театр студийных постановок под руководством А. Д. Попова, 1927), Передвижной театр "Шахт„рка Донбасса", Луганск (1928) и др.

И з д а н и я.- Первое изд.- "В. п."- М., 1925 (Моск. театр. издательство); Ромашов Б. С., Пьесы. М.-Л., 1948.

"ВОЗДУШНЫЙ ПОЛ‚Т" - разновидность воздушной гимнастики в цирке. Номер "В. п." включает перел„т исполнителя с одной качающейся трапеции на Другую или в руки висящему на трапеции на подкопе нках партн„ру (ловитору). Перел„ты сочетаются с дополнительными упражнениями (полусальто, заднее, переднее или двойное сальто и др.). "В. п." примен„н впервые франц. гимнастом Леотаром в 1859. Обычно "В. п." исполняют 4 артиста, поэтому в старом цирке выступления гимнастов в этом номере назывались "Четыре ч„рта". С момента своего создания "В. п." подвергся изменениям в конструкции аппарата, количестве исполнителей, в композиции номера. Существуют пол„ты одинарные (1 исполнитель), групповые, "перекр„стные" ("В. п.", в к-рых на четыр„х трапециях и двух мостиках выступают одновременно две пары гимнастов). "В. п." демонстрирует предельную точность движений, смелость и физич. силу. Пол„т совершается на большой высоте и заканчивается особым для каждого артиста фигурным акробатич. прыжком - падением в предохранительную сетку. В этом жанре выступали мексиканские артисты Кадоно (впервые исполнили рекордный трюк "Тройное сальто в воздухе"), совете кие артисты Е. Морус, Винкин и др.

Лит.: К у з не ц о в Е-, Цирк, М.-Л., 1931.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ спектакля- постановка пьесы, давно не шедшей в данном театре. Иногда В. имеет целью только реставрацию спектакля, т. е. показ пьесы в традиционном исполнении и оформлении. Такое В. требует обычно только обновления или л„гкой доделки нек-рых частей декораций, сравнительно небольшого количества репетиций и т. д. В советском театре В. чаще всего предполагает не только реставрацию, но и значительное обновление старого спектакля (капитальное В.), часто изготовление специального оформления, введение новых исполнителей, иногда изменение прежней трактовки образов.

"ВОЙНА БУФФОНОВ" ("guerre des bouffons")-полемика между сторонниками французской и итальянской оперы, развернувшаяся в 50-е гг. 18 в. Поводом к "В. б." стали гастроли в Париже (1752-54) итал. труппы антрепрен„ра Л. Бамбини [актеров этой труппы французы прозвали "буффонами" (bouffons, букв.-гаер,шут)]. Труппа впервые показала парижскому зрителю 12 интермедий, или небольших комич. опер (в т. ч. "Служанка-госпожа" Перголези). Сопоставление франц. "лирич. трагедии"с итал. "оперой-буфф" разделило публику на два лагеря, в споре к-рых проявилась идейная борьба предреволюц. эпохи.Философы-энциклопедисты Гримм, Руссо, Дидро, Гольбах и другие критиковали искусственность французской придворной оперы, противопоставляя ей естественное выражение человеческих чувств в итал. оперном иск-ве. Партия их противников оказалась, по словам Руссо, "более могущественной" и, используя связи при дворе, добилась высылки буффонов. Гастроли буффонов сыграли решающую роль в формировании франц. комич. оперы.

Лит.: Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII века, Л., 1933. М. X.

"ВОЙНА И МИР" -опера С. С. Прокофьева, либр. Прокофьева и М. М. Мендельсон по роману Л. Н. Толстого. В концертном исполнении пост. 16 окт. 1944, Москва;

1-я часть (8 картин) пост. 12 июня 1946, Ленингр. Малый оперный т-р (Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Петров, Пьер Безухов - Чишко, старый князь Болконский -

Журавленке, Анатоль Курагин - Андрукович, Ахросимова - Головина, Кутузов - Бутягин; дириж„р Самосуд, пост. Покровского, худ. Дмитриев). Во 2-й ред. "В. и м." ставилась в концертном исполнении в июне 1953, Москва; 1 апр. 1955 ост. Ленингр. Малым оперным т-ром (Наташа Ростова - Лаврова, князь Андрей - Шапошников, Пьер Безухов - Глебов, Старый князь Болконский - Матусов, Анатоль Ку- рагин - Андрукович, Ахросимова - Головина, Кутузов - Бутягин, Наполеон - Модестов; дириж„р Грикуров, пост. Покровского, худ. Дмитриев); 8 ноября 1957 - Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (полная ред. в 13 картинах) (Наташа Ростова - Каев ченк, князь Андрей - Морозов, Пьер Безухов - Щавинский. Анатоль Курагин - Радзиевский, Ахросимова - Янко, Кутузов - Пирогов, Наполеон - Канделаки; дириж„р Ша-вердов, реж. Баратов и Златогоров, худ. Волков, хормейстер Степанов); 15 дек. 1959 - Большой т-р, Москва (Натаяла Ростова - Вишневская, князь Андрей - Кибкало, Пьер Безухов - В. Петров, Анатоль Курагин - Масленников, Кутузов - Кривченя, Наполеон - Лисициан, Ахросимова - Авдеева, Элен - Архипова; дириж„р Мелик-Пашаев, пост. Покровского, худ. Рындин, хормейстеры Рыбнов и Хазанов);

3 ноября 1956 "В. и м." поставил Т-р оперы и балета им. Шевченко, Киев (Наташа Ростова - Пономаренко, князь Андрей - Пузин, Пьер Безухов - Борищенко, Кутузов - Роменский, Наполеон - Козак; дириж„р Климов, реж. Скля-ренко, худ. Петрицкий, хормейстеры Колесников и Венедиктов, балетмейстер Ярыгина).

За рубежом "В. и м." пост. Софийская нар. опера (1957;

Наташа Ростова - Попова и Георгиева, князь Андрей - Генов и Янков, Пьер Безухов - Бодуров, Анатоль Курагин - Арсов и Цолов, Ахросимова - Тодорова, Кутузов - Попов; дириж„р Найд„нов, постановка сов. режиссера Б. Покровского, худ. Попов).

И з д а н и я.- Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S; Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.

Лит.: Мнацаканова Е., Опера С. С. Прокофьева "Война и мир", М., 1959. ДГ. Г р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница