Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 91)


ВОЛЬТЕР (Wolter), Шарлотта (1. III. 1833 - 14. VI. 1897) - австрийская актриса. С 16 лет играла роли субреток, выступая с бродячей труппой в городах Венгрии, Германии, Австрии. В 1861 В. приобрела популярность, исполнив роль Гермионы ("Зимняя сказка" Шекспира в пост. Ф. Дингелыптедта в Берлине). В 1862 была приглашена в "Бургтеатр" (Вена), после длительной борьбы руководителя т-ра Г. Лаубе с придворными чиновниками, противившимися вступлению в труппу актрисы демократич. т-ров (дебютировала в роли Ифигении- "Ифигения в Тавриде" Г„те). В иск-ве В. романтич. приподнятость сочеталась с правдивостью и естественностью, е„ исполнение потрясало зрителей глубиной трагизма. Сценич. речь В. отличалась богатством оттенков, жесты и движения - пластичностью, скульптурной ч„ткостью. Лучшие роли В.: Мария Стюарт, Ифигения; Сафо и Медея (о. п. Грильпарпера), леди Макбет, Клеопатра ("Макбет" и "Антоний и Клеопатра" Шекспира). В

1884 с большим успехом сыграла роль Натальи Петровны ("Месяц в деревне" Тургенева). актер И. Ле-винский, выступавший с В. во многих спектаклях, сравнивал е„ трагедийное дарование по силе и мощи с иск-вом M. H. Ермоловой, по очарованию и покоряющей душевной тонкости - с Э. Дузе. В 1896 оставила сцену.

Лит.: Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868;

Richter H., Schauspieler Charakteristiken, Lpz., 1914; N i e-1 e r l e B., Charlotte Wolter, B.-[W.-Lpz.], 1948.

Л. Лоб.

ВОЛЬТИЖИРОВКА (от франц. voltiger - порхать) - цирковой жанр. Разделяется на В. на лошади (демонстрируется как самостоятельный жанр), гимнастическую (перел„т гимнаста с одной трапеции на другую), акробатическую (исполнение упражнений на манеже - один из исполнителей перебрасывается партн„ром в воздухе и снова возвращается в руки или на плечи к партн„ру).

ВОЛЬТЬЕ (от фламанд. waaltje - маленький валлон) - комический герой бельгийского народного театра кукол. Тщедушный, длиннорукий, большеносый весельчак, проказник и сатирик. Образ В. вводится в пьесы из жизни самых различных эпох. Но так же, как у Гиньоля (Франция), Кагиперле (Германия) и Кашпарека (Чехия), костюм и внешний облик В. остаются неизменными. И. Б.

ВОЛЬФ (Wolf), Гуго (13. III. 1860-22.11. 1903) - австрийский композитор. В 1875-76 занимался в Венской консерватории. Творч. деятельность начал в конце 70-х гг. В.- представитель позднего романтизма в нем. музыке конца 19 в. Ему принадлежит комич. опера "Коррехидор" (1896, Мангейм) на сюжет новеллы испанского писателя П.А. Аларкона "Треуголка". Опера проникнута песен-ностью, отличается лиризмом и остроумием, своеобразным использованием исп. нар. мелодий. В. написал также музыку к пьесе Ибсена "Празднество в Соль-хауге" (1891. Бургтеатр. Вена) и к трагедии Клейста "Принц Фридрих Гомбургский" (соч. 1884, неоконч.), много песен, замечательных по глубине и своеобразию муз. языка, и др. соч. Тяж„лая болезнь помешала В. закончить вторую оперу "Мануэль Венегас" (либр. М. Х„рнса по новелле Аларкона, фрагменты были исполнены в Мангейме в 1903).

Лит. соч.: Hugo Wolf's Briefe an Emil Kaufmann. Im Auftrage des Hugo Wolf-Vereines in Wien. Hrsg. von Ed. Hellmer, B., 1903; Musikalische Kritiken, Lpz., 1912.

Лит.: Hellmer Ed. von, "Der Corregidor" von H.Wolf, W." 1900; Orel A., Hugo Wolf. Ein Kunstlerbildnis, W., [1947J;

Walker F., Hugo Wolf: a biography. L., 1951. Д. M.

ВОЛЬФ (Wolf), Фридрих (23. XII. 1888, Н„й-вид, - 5. X. 1953, Берлин) - немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на фронте В. занял ан-тимплитаристич. позицию. В годы войны вступил в Герм. с.-д. партию. В.- активный участник рево люции 1918. С 1928 - член КПГ. Первые пьесы В.:

"Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин - 1921), "Ч„рное солнце" (1920, Ольден-бург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт - на - Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена), написанные в экспрес-сионистич. манере, направлены против капитализма как источника войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит В. к созданию реалистич. народной трагедии из эпохи Крестьянской войны "Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в комедии "Человек во мраке" (1924, Эссен- 1927) В. вновь отда„т дань экспрессионизму. В 1927 В. пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург - 1927). С момента вступления в ряды КПГ В. начинает борьбу за иск-во, являющееся активным оружием в классовой борьбе, стремится в сво„м творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, к-рую таит в себе фашизм. Свои теоретич. взгляды В. изложил в статье "Искусство - это оружие" (1928), а практически воплотил в пьесах: "Цианистый калий" (1929, Группа молодых актеров, Берлин; 1930, б. т-р Корша, Москва); "Матросы из Кат' таро" (1930, Народный т-р, Берлин); "Тай Янг пробуждается" (1931, т-р Пискатора, Берлин); "Парни из Монса" (1931, Берлин). Политической остротой характеризуются и пьесы, написанные В. для рабочего агитпроптеатра. Среди последних особенным успехом пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая" (1932), "Где проходят фронты?" (1932) и пьеса "Крестьянин Бетц" (1932), пост. на сцене руководимого В. рабочего т-ра "Зюдвест". В 1933 В. эмигрирует из фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии он созда„т одно из лучших своих произведений: проникнутую острой ненавистью к фашизму и расизму пьесу "Профессор Мам-лок" (1934, Еврейский т-р, Варшава; 1934, Цюрих). Пьеса эта обошла многие прогрессивные т-ры мира (пост. в Москве в 1935 в Т-ре им. МГСПС и в др. т-рах СССР). На е„ основе в 1938 был создан одноим. сов. фильм. В 1934 В. переехала СССР, где в том же году написал "Лауренсию" (свободная обработка "Овечьего источника" Лопе де В era, 1934, Неметший т-р, г. Энгельс). В 1935 В. создал драму "Флоридсдорф" о восстании венских рабочих в 1934 (1936, Т-р им. E. Вахтангова, Москва). В СССР В. написаны также пьесы "Троянский конь" - о борьбе немецких антифашистов (1935, Центральный детский т-р, Москва), "Петер возвращается домой" - о судьбе нем. военнопленного, обретающего вторую родину на Украине (1937, г. Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из гражд. войны в Испании (1937, не поставлена).

В 1937 В. выехал из СССР для участия в боях за нар. Испанию, но окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская пьеса "Корабль на

Дунае" (1939, Берлинский т-р им. Максима Горького, 1955). В 1939 В. был заключ„н вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне, где написал пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий т-р, Берлин,- 1946). В начале 1941 В. с помощью Советского правительства удалось освободиться из лагеря и выехать в Москву. В СССР В. активно работал на радио и в печати, написал пьесы о Движении Сопротивления: "Патриоты" (1943, Кобург,- 1947), "Доктор Лилли Веннер" (1945, Хемниц), "Что человек посеет" (1945, Галле,- 1955). По возвращении на родину в 1945 В. написал пьесы: "Последняя репетиция" - о личных судьбах и обществ, долге деятелей искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о бессмысленной гибели нем. молод„жи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр Анна" - о новом в жизни нем. деревни, ставшей на путь демократизации (1950, Дрезден), историч. трагедию "Томас Мюнцер" (1953, Немецкий т-р, Берлин). В. дважды удостоен Нац. пр.- в 1949 и в 1950. В 1949-51 был первым послом ГДР в Польской Народной Республике.

Для драматургии В. после экспрессионистского периода характерна яркая политич. направленность, стремление ответить на злободневные проблемы современности, следовать подлинным фактам и документам. В. стремился раскрыть в первую очередь обществ, идеал персонажей своих пьес, классовую основу их характеров. Образам пьес В. иногда недоста„т психологич. глубины. Однако в лучших его пьесах социально-типич. черты обогащают индиви-дуально-психологич. разработку характеров. Плодотворное овладение методом социалистич. реализма, опытом сов. литературы и т-ра позволило В. стать одним из передовых драматургов Германии 20 в.

С о ч.: Ausgewahlte Werke in Einzelausgaben, Bd 1-13, В., 1952-59 (Gesammelte Dramen, Bd 1-4, Bd 9, В., 1952-1955;

Aufsatze uber Theater, Bd 13, В., 1957); в рус. пер.- Пьесы, М., 1936; Профессор Мамлок, М.-Л., 1937; Флоридсдорф, М.-Л., 1937; Троянский конь, М -Л.. 1937; Петер возвращается домой (Штыки и хлеб), М.-Л., 1938; Бедный Конрад, М.-Л.,1941; Патриоты (Франсуаза и Женевьева), М.-Л. 1943; Доктор Ваннер, М., 1944; Чужая, М.-Л., 1945.

Лит.: Лацис А., Революционный театр в Германии, М., 1935; ?. Вольф. Биобиблиографический указатель, М., 1956;PollatschekW., Das Buhnenwerk Friedrich Wolfs, В., 1958. В. К.

ВОЛЬФ (Volff), Эгон (р. 1927) - чилийский писатель, поэт и драматург. Автор психологич. драм (на исп. яз.), пользующихся большим успехом в стране. Первая пьеса "Обитель сов" (1958, труппа Общества театр. авторов Чили в Сантьяго и Университетский т-р в Консепсьоне) рассказывает о лицемерии бурж. воспитания, внушающего подросткам неправильные представления о любви и семейной жизни. В пьесе "Ученики страха" (1958, Экспериментальный т-р) В. критикует совр. бурж. общество, страсть к наживе, искажающую подлинную ценность жизни. Л. X.

ВОЛЬФ-ИЗРАЭЛЬ, Евгения Михайловна (р. 21. XII. 1897) - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1919-22 работала в Большом драм. т-ре (Петроград); роли - Мария ("Двенадцатая ночь"), Дездемона; Тиль-Тиль ("Синяя птица" Метерлинка). В 1922-23 играла в т-рах Украины (Киев, Харьков); наиболее значит, роль этого периода - Полина ("Доходное место"). С 192'3- в труппе Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Талант В.-И. как острохарактерной актрисы впервые ярко проявился в роли Риммы ("Яд" Луначарского). В последующие годы раскрылась лирико-комедийная сторона дарования актрисы, а также е„ склонность к сатирич. заострению. Образы, созданные В.-И., отмечены тонкостью, изяществом, ритмич. ч„ткостью. В пьесах сов. драматургов исполняла роли Валентины ("Страх" Афиногенова), Марго ("Глубокая разведка" Крона), мадам Буткевич ("Незабываемый 1919-й" В с. Вишневского), г-жи Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова); в произв. зап. драматургии - Клеопатры, Элизы Дулитл ("Цезарь и Клеопатра", "Пигмалион" Шоу), Алисы ("Глубокие корни" Гоу иД'Юссо), Роз ("Осенний сад" Хелман), Сэди Томсон ("Ливень" Моэма). 70. Д.

ВОЛЬФ-ФЕРРАРИ (Wolf-Ferrari), Эрманно (12. I. 1876 - 21. I. 1948) - итальянский композитор. Сын известного нем. художника А. Вольфа; матьитальянка. Предполагал посвятить себя живописи, однако под воздействием оперных спектаклей "Байр„йт-ского т-ра" начал изучать музыку. В 1890-95 В.-?. учился в Мюнхене в Баварской муз. академии у И. Рейнбергера. С 1895 жил в Венеции, где с 1902 работал директором Муз. лицея (консерватории) им. Б. Марчелло. Первые оперы В.-Ф. ставились гл. обр. в Германии; они не имели успеха. Лишь с конца 1910-х гг. его творчество заво„вывает популярность сначала в Италии, а затем и в ряде др. стран. В.-Ф. принадлежат мн. комич. оперы, написанные в традициях итал. оперы-буфф; они отличаются яркой, запоминающейся мелодией, л„гкостью и занимательностью сюжетов, остроумием и изяществом. Композитор широко использует в сво„м творчестве совр. муз. выразит, средства. К числу наиболее популярных опер В.-Ф. принадлежат: "Любопытные женщины" (1903, Мюнхен), "Четыре деспота" (1906, Мюнхен), "Секрет Сусанны" (1909, Мюнхен), "Обруч„нные любовники" (1925, Венеция), "Хитрая вдова" (1931, Рим), "Перекр„сток" (1936, Милан) - на сюжеты комедий К. Гольдони; "Любовь-цели-тельница" (1913, Дрезден) на сюжет Мольера;

"Глупая дама" (1939, Милан) на сюжет Лопе де Bera и др. Лучшие оперы В.-Ф. - "Ожерелье мадонны" (1911, Берлин), "Хитрец" (1927, Милан), "Небесное платье" по Перро (1927, Мюнхен) - отмечены стремлением к реалистич. правдивости сюжета, что сближает его с веризмом. В.-Ф. принадлежат также оперы "Золушка" (1900, Венеция), "Кукушка" (1943, Ган-новер) и новая редакция оперы Моцарта "Пдоме-ней" (1931, Мюнхен), а также оратории и ряд соч. в др. жанрах. Оперы В.-Ф. в 50-е гг. с успехом ставились на мн. европ. оперных сцедах.

Лит.: Stahl E. L., Ermanno \Volf-Ferrar i, Salzburg, [1936J; Gr r i s s o n A. C., Ermanno Wolf-Ferrari, Regensburg, 1941; 2 Aufl., Zurich - Lpz.- W., [1958J; R i n g o J., Ermanno Wolf-Ferrari, an appreciation of his work, "Rivista Musicale Italiana", 1949, VII-IX; Pfanukuch W7., Das Opernschaffen Ermanno Wolf-Ferrari's, Kiel, 1953. ?. A\

BOMA4KA (Vomacka), Болеслав (р. 28. VI. 1887)- чехословацкий композитор и музыкальный критик. Засл. арт. ЧССР (1955). Член Чехословацкой академии наук и иск-в (с 1924). В 1912 окончил ун-т в Праге. В 1906-10 обучался музыке в Пражской консерватории; брал также уроки у В. Новака. В. принадлежат оперы "Водолей" (1936, Национальный т-р, Прага, премия им. Сметаны в том же году), "Болеслав I" (1957, Национальный т-р, Прага), "Чеканки" (соч. 1956), симф., камерно-инструмент, соч., песни, хоры. В.-автор многочисл. муз.-критич. статей; в течение ряда лет был редактором муз. журнала "Темпо". Поч„тный член чеш. "Общества певцов" (с 1924).

BOHACEPA (????????), Пипина (Посифина, 1838- 1927) - греческая актриса. В 1862 дебютировала в афинском т-ре Букура в роли Лукреции Борд-жиа (о. п. Гюго). Затем входила в состав трупп П. Супаса, Д. Алекс иадиса. В сезон 1865-66 впервые сыграла роли Марии Доксапатри и Меропы (о. п. Вернардакиса) и завоевала большую популярность. В 1867 исполняла роль Антигоны (о. п. Софокла) в спектакле, пост. в древнем т-ре-Одеоне Ирода Аттика. В. была преим. трагедийной актрисой. Среди е„ ролей:

Эмилия Галотти (о. п. Лессинга), Луиза ("Коварство и любовь"), леди Макбет. Гастролировала вместе с труппой Д. Алексиадиса в различных городах России (в 1869 - в Таганроге). Д. С.

ВОНДЕЛ (Vondel), Йост ван ден (17. XI. 1587, К„льн,- 5. II. 1679, Амстердам) - голландский поэт и драматург. Родился в семье купца-анабаптиста. Лит. деятельность начал в 1605. В. принадлежат 32 пьесы на историч. и библейские сюжеты. В сво„м творчестве В. отразил борьбу голл. буржуазии за независимость. В драме "Пасха" (1612), несмотря на религиозный сюжет, проводится идея освободительной борьбы голл. народа против исп. поработителей. Драма "Паламед" (1625) направлена против религиозной нетерпимости ортодоксальных кальвинистов. В 1637 В. написал одно из своих лучших драматич. произведений-историч. трагедию "Гейсбрехт ванАмстель";в 1638 этой пьесой был открыт первый нац. т-р в Нидерландах и с тех пор она ежегодно исполняется 3 января на сцене Амстердамского гор. т-ра (в спектакли включаются пение, музыка). Среди пьес В. - трагедии "Братья" (1639), "Иосиф в До-тане" (1640), "Петр и Павел" (1641), комедия "Левен-дальцы" (1647). В 1654 была пост. трагедия В. "Лю-цифер", направленная против духовенства, рассказывающая в аллегорич. форме о борьбе Нидерландов с исп. монархией. Исполнение этой пьесы после второго спектакля было запрещено церковью. Драматургия В., отличающаяся остро-сатирич. направленностью, значительностью тематики, богатством и выразительностью языка, явилась крупным вкладом в развитие голл. драматургии и театр. иск-ва.

Соч.: De werken, uitleg, door J. van Lennep, herzien en bijgeverkt door J. H. W. Unger, 1-30, Leiden, 1883-93.

Лит.: Корсаков П., Иоост фан денФондель, СПБ, 1838;

Brandt Ст., Leven van den Vondel, uitgeg. door J. Hoeks-rna, Amst., 1905; Simons L., Vondels dramatiek, Amst., 1912;

M e l l e s J., Joost van den Vondel, Utrecht, 1957. А .Вис.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность человека воссоздавать в памяти образы прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы. В психологии под термином "образ" подразумевают не только зрительные представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения - вс„ богатство впечатлений бытия. Существует огромное различие между непроизвольным (непреднамеренным) В., проявляющимся в сновидениях, в бреду, в гр„зах, и произвольным (преднамеренным), неразрывно связанным с общественно полезной, трудовой деятельностью людей. "В конце процесса труда,- писал Маркс,- получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника..." ("Капитал", т. 1, 1955, с. 185). Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать из множества случайных связей и впечатлений именно те, к-рые необходимы для решения поставленной им задачи. Различают пассивное (репродуктивное) В., понимаемое как более или менее отч„тливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) В., комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые. Высшей формой такого активного В. является творческое В., играющее огромную роль в иск-ве. Существенной особенностью творч. художеств. В. является способность создать на основе переработки прежних представлений новый, целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведанные, связи вещей и явлений. Большое значение для развития творческого В. имеет эмоциональная память, яркое восприятие и воспроизведение чувств художником, его мироощущение, неразрывно связанное с его мировоззрением. В процессе художеств. творчества существуют 3 осн. этапа: 1) познание и творческая переработка впечатлений действительности, 2) возникновение художеств. замысла и 3) реализация его, воплощение в произведение иск-ва. Живость и сила творческого В. помогает художнику на всех этапах, являясь необходимым условием его деятельности. Богатство и сила В. зависят не только от природных данных. Образы, складывающиеся в В., проверяются и контролируются разумом, сознанием. Поскольку В. возникает из опыта, питается богатством мыслей и знаний, его можно тренировать, направлять и воспитывать. Глубина познания реальной действительности, широта наблюдений, увлеч„нность художника большой идеей, сосредоточенность, упорство в работе над замыслом (то, что Павлов называл "неотступным думанием") стимулируют, обогащают и развивают В. Спектакль, как произведение иск-ва, по самой природе своей связан с творческим В. драматурга, режиссера, актеров и зрителей. При помощи В. театр. зрелище, во многом условное, ограниченное во времени, воспринимается как реальная действительность и может за 2-3 часа охватить мн. события, показать жизненные судьбы людей, государств или народов.

Активная деятельность В. имеет большое значение в работе актера над ролью. Однако участие В. в процессе создания сценич. образа по-разному расценивалось и проявлялось в творчестве актеров разных школ и направлений. В итал. комедии дель арте большое значение придавалось л„гкости, быстроте и живости В.; принцип импровизации требовал от актеров мгновенного перевоплощения, способности быстро угадать и развить нам„к партн„ра, по неск. деталям воссоздать в В. обстановку, место действия, искусно обращаться с бутафорскими вещами, как с подлинными реальными предметами. В. давало возможность увидеть в условных масках олицетворение человеческих характеров.

Существуют актеры, ограничивающие весь процесс создания сценич. образа В. Так, напр., франц. актер Коклен и др. последователи его направления считали, что портрет роли возникает и закрепляется в В. как законченная, во всех деталях продуманная и разработанная модель, а затем созданный В. образ со всем возможным совершенством копируется, изображается актером, к-рый как сторонний наблюдатель искусно "представляет" его зрительному залу. Эти традиции нашли отражение в первые годы развития сов. т-ра и в художеств. практике Т-ра им. Мейерхольда и в попытках нек-рых актеров играть не образ, а сво„ отношение к образу.

актеры, развивающие реалистич. традиции, стремятся увидеть образ не только вне себя, но ощутить его в себе, сродниться с ним, зажить чувствами и мыслями изображаемого ими героя, проникнуться его духовным миром, раскрыть характер, понять при помощи В. мотивы и побуждения его поступков. В их творчестве В. связано не только с процессом создания роли на репетициях, но продолжает помогать актеру правдиво, ярко жить и чувствовать, убедительно действовать на спектакле. В. И. Немирович-Данченко объяснял, что роль может возбудить такие эффективные воспоминания, которые покоятся в самых глубоких тайниках человеческой души, и видел чудо иск-ва в том, что самые интимные скрытые свои переживания, в которых актер не призна„тся никому из близких, он открывает на сцене перед тысячной толпой. Способность с помощью В. на основе пережитого представлять себе возможное будущее или угадывать скрытую суть явлений называют художеств. творческой интуицией.

Материал пьесы да„т толчок В. актера, питает его и помогает подойти к созданию сценич. образа. Однако роль складывается не только из овладения замыслом драматурга. актер ищет и находит сво„ сценич. решение на основе глубокого знания жизни, постижения общественно-историч. и своего личного опыта. Так, напр., В. Н.Давыдов утверждал, что актер должен постоянно наблюдать и, как губка, впитывать впечатления действительности и что актерские наблюдения внезапно заявляют о себе, когда приходится создавать тот или другой тип или характер. Прежде чем добиться полного слияния с образом, зажить жизнью действующего лица, необходимо отч„тливо и ярко представить и "выносить" его в сво„м В. Вся система Станиславского (см. Станиславского система) основана на мобилизации и тренировке творч. В., направлена на изучение и создание условий, способствующих его расцвету. Только сила В. да„т возможность актеру непоколебимо поверить в предлагаемые драматургом обстоятельства, проникнуться страстями и чувствами героя, как будто они его собственные, ежеминутно, органически, правдиво действовать в образе, представляя себе в то же время "сверхзадачу", основной идейный замысел, зерно роли. Теоретически обобщив опыт развития мирового и рус. реалистич. т-ра, Станиславский учит сознательно развивать и воспитывать В., к-рое обостряет и усиливает "внутреннее зрение" актера, помогает ему овладеть магическим "если бы" и превратить замысел пьесы в "художественную сценическую быль". Станиславский разработал при„мы развития и возбуждения В. актера на всех этапах его работы над собой и над ролью.

Активное и сильное В. имеет большое значение для режиссера, к-рый, работая с каждым исполнителем над отдельным эпизодом, вс„ время мысленно "видит" будущий спектакль в единстве и гармонии всех его частей. В. необходимо и художнику, создающему в эскизах и макетах зрительный, живописный образ спектакля. В В. артистов балета и цирка с особенной силой запечатлеваются обычно пластич. образы. Работа В. всегда в конечном сч„те проверяется практикой, трудовой деятельностью людей.

В. является одной из форм отражения реальной жизни, однако образы, возникающие в сознании человека, нельзя считать простой копией, механич. слепком впечатлений бытия. Они могут значительно отличаться от первоначальных восприятий, слагаться в причудливые, оригинальные видения (напр., сказочные или мифологич. образы - демоны, лешие, русалки); такой "пол„т" В. называют фантазией, а подобные представления - фантастическими. Стремление человека в сво„м В. заглянуть в будущее, представить себе образ желанной, дал„кой цели называют мечтой. Оба эти вида В. чрезвычайно важны для художеств. творчества. Однако они могут иметь двоякое значение в зависимости от отношения художника к действительности. Если В. созда„т образы не только внешне, но и по существу чуждые реальности, основанные на субъективных восприятиях художника, дал„ких от общественно-историч. опыта народа, тогда говорят о беспочвенной фантазии, о субъективном вымысле, извращающем или искажающем действительность. Если мечты художника пассивны и созерцательны, если он не стремится к их осуществлению, противопоставляя их реальной жизни, это приводит к пустой мечтательности. В то же время творч. фантазия, помогающая расширить и обогатить наши представления о действительности, опирающаяся на знания, обладает даром научного предвидения и да„т возможность создать истинно художественные, правдивые произведения иск-ва, поражающие В. читателя или зрителя как откровение. В этом смысле В. И. Ленин говорил о том, что "фантазия есть качество величайшей ценности...", необходимое "даже в математике..." (Соч., 4 изд., т. 33 с. 284). Мечты, правильно отражающие пути и закономерности историч. развития, связанные с чаяниями и надеждами народа, с обществ, задачами и стремлениями, возбуждают и стимулируют энергию человека, помогают трудиться и жить. Поэтому необходимыми условиями подлинного расцвета В. художника являются высокая идейность, передовое мировоззрение, глубокая связь с жизнью своего народа.

Лит.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960;

Станиславский К. С., Работа актера над собой. ч.1- 2, М., 1948; Вахтангов Е., Записки. Письма. Статьи, Л.-М., 1939; Д илр о Д., Парадокс об актере, пер. с франц., М., 1938; К о к л е н-С т а р ш и и Б. К., Искусство актера, пер.сфраны., Л.-М., 1937; Вопросы психологии труда и искусства. Труды Ин-та психологии. Отв. ред. Б. М. Теплов и Н. Н. Волков, М., 1950; Теплов Б. М., Психологич. вопросы худож. воспитания, "Изв. Акад. Педагогич. наук РСФСР", 1947, вып, 11; Смирнов С. [и др.], Психология, М., 1956. А. Д.

ВОПЛОЩЕНИЕ, в эстетике,- осуществление творческого замысла художника, когда сложившиеся в его воображении образы реализуются в произведение искусства. В мастерстве актера В.- умение преобразиться и создать сценич. образ подчас весьма дал„кий от физич. облика и характера исполнителя - см. Перевоплощение. А. Д..

ВОРВУЛ‚В, Николай Дмитриевич [р. 9(22). I. 1917] - советский артист оперы (баритон). По нац. украинец. Нар. арт. СССР (1956), деп. Верх. Совета БССР 4-5-го созывов и Верх. Совета УССР 5-го созыва. В 1954 окончил Минскую консерваторию по кл. проф. Е. Э. Витинга; брал уроки пения у В. Ф. Карина. Творческую деятельность начал в 1939 в Ансамбле красноармейской песни и пляски Б В О. Впервые выступил на оперной сцене в Минске в 1946; с этого же года В.- солист Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). С 1957

В.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Партии: Кастусь Калиновский (о. п. Лукаса)" Опанас ("Девушка из Полесья" Тикоц-кого), Митька ("Тихий Дон" Дзержинского), Максим ("Арсенал" Г. Май-бороды), Петручио ("Ук-рощение строптивой" Шебалина), Онегин, Демон,Риго-летто, Амонасро, Эс-камильо и др. Пользуется широкой известностью как исполнитель нар. песен. В. Б.

ВОРОБК‚ВИЧ, Исидор Иванович (псевд. - Д а н и л о Млака) [23. IV (5. V). 1836 -6(19). 1903] - украинский композитор, писатель, поэт и драматург. Муз. образование получил в Вене. Автор муз. комедий

"Три грации" ("Каспар Румпельмаер", 1873), "Янош Иштенгази" (1885), "Золотой мопс", мелодрам "олодая пани из Боснии" (1880), "Гнат Приблуда" (1875), "Убогая Марта" (1878), музыки к спектаклям и др. соч. В своих муз.-драм. произв. В. выступал одновременно как композитор и драматург. Написал ряд историч. драм из жизни укр. народа. Сборник стихов В. "Над Прутом" издан в 1900 с предисловием И. Франко.

Соч.: Твори, т. 1-2, Льв?в, 1909-11. Лит.: Б?линська М., ?. ?. Воробкевич..., Кив, 1958' М. Заг.

ВОРОБЬ‚В, Яков Степанович [1766-7(19). VI. 1809] - русский артист оперы (бас). Окончил театр. уч-ще в Петербурге по классам Марокетти (пение) и Дмитревского (сценич. подготовка). Выступал в оперных спектаклях в Петербурге (с 1787). Обладал ярким актерским дарованием, славился как выдающийся комик-буфф. Партии: Личарда и Тороп ("Князь-невидимка" и "Илья-богатырь" Кавоса), Та-рабар ("Леста, днепровская русалка" Кауэра и Давыдова), Бартоло ("Севильский цирюльник" Паизиел-ло) и др. В. выступал также в концертах (в Петербурге и Москве). С 1803 В. был инспектором оперной труппы в Петербурге.

ВОРОБЬ‚ВА-ПЕТРОВА, Анна Яковлевна - см. Петрова А. Я.

БОРОВСКИЙ, Вацлав Вацлавович (лит. псевдонимы - П. Орловский, Ю. Адамович, М. Шварц, Фавн, Профан, Мухомор и др.) [15(27). X. 1871, Москва,- 10. V. 1923, Лозанна] - деятель Коммунистической партии и Советского государства, дипломат, литературный и театральный критик. Род. в семье польского инженера. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та, потом в Моск. высшем технич. уч-ще. Принимал активное участие в революц. кружках, в 1897 был аресто-ван.В 1903 вступил в РСДРП. Работал в большевистских газетах и журналах. Был корреспондентом "Искры", помогал В. И. Ленину, считавшему В. одним из талантливых литераторов партии, редактировать газеты "вперед", "Пролетарий", Новая жизнь". Автор ряда работ по истории и теории марксизма.

Литературно-критич. деятельность начал в 90-х гг., но ранние статьи В. (о Горьком и Чехове), к-рые создавались в годы вятской ссылки (1899-1901), не сохранились. Особенно много работал В. в области лит. и театр. критики в период, когда руководил деятельностью одесской большевистской организации (1907-12).

В. последовательно отстаивал лучшие традиции реализма, используя для этого богатейшее наследие русского классич. иск-ва и революционно-демокра-тич. критики, широко освещал творчество современных ему передовых художников-реалистов.

Считая свои выступления по вопросам драматургии и т-ра частью партийно-революц. р-аботы, В. обращался к наиболее характерным явлениям действительности. Одной из главных тем для В. "была история возникновения, развития и падения интеллигенции" (Луначарский). Отсюда особое внимание его к творчеству буржуазно-демократич. писателей. Тонкий анализ позволял критику убедительно показать, что идейно-худ ожеств. достижения этих писателей возможны лишь на почве освободительного движения, а отрыв от истинных интересов народа неизбежно приводит их к кризису. Исполненные гневного сарказма, едкой иронии статьи, рецензии, фельетоны и пародии В. уничтожающе критиковали упадочнические тенденции, в частности пьесы Л. Н. Андреева и Е. Н. Чирикова ("Легенда старого замка", 1907, "В ночь после битвы", 1908, "О буржуазности модернистов", 1908, ""Правда" или "ложь"", 1908, "Леонид Андреев", 1910), остроумно высмеивали пошлость и ограниченность бурж. т-ра и обывательских вкусов посетителей партера ("Марья Ивановна. Пьеса в 4-х действиях Е. Чирикова" - пародия на пьесу Чирикова, 1908, "Несколько слов о "Кривом зеркале"", 1909). Ряд рецензий В. посвящ„н творчеству зарубежных драматургов.

Значительное место в лит. наследии В. занимают статьи о драматургии М.Горького: "Раскол в "темном царстве"" (1902-03), "Максим Горький" (1910), "Еще раз о Горьком" (1911), "Две матери" (1911). В. высоко оценивал творчество Горького, хотя и допускал при анализе его произведений отдельные противоречивые и ошибочные суждения. В статьях и рецензиях В., отмеченных глубокой взаимосвязью формы и содержания, идейного и эстетич. начал, определяются задачи художеств. творчества, его своеобразие.

В. был убит белогвардейцем Конради в Лозанне, где был представителем Сов. гос-ва на Лозаннской конференции.

Соч.: Сочинения, т. 1-2, М., 1931-33; Литературно-критические статьи, М., 1948; Литературно-критические статьи. М., 1956.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7 (с. 487, 489), т. 8 (с. 22, 75, 109, 199, 281, 302, 334), т. 12 (с. 137), т. 18 (с. 455), т. 34 (с. 195, 231, 245, 277, 281, 292, 297, 300, 302. 314, 345), т. 35 (с. 102, 299-300, 363-364); Ленинский сборник XXVI, М., 1934 (с. 24); Мясников А., В. В. Во-ровский в борьбе за большевистскую литературную критику, "Большевик", 1948, ј 13; Э в е н т о в И. С., Боровский, в кн.:

История русской литературы, т. 10, М.-Л., 1954;Черно-у ц а н И. С., Боровский, в кн.: История русской критики в двух томах, т. 2, М.-Л., 1958 (гл. IV). А. Ю.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница