Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
звуковой мультимедийный

Театральная энциклопедия
(страница 93)


ВРАНИЦКИЙ (Vranicky), Павел (1756-1808) - чешский композитор, дириж„р, скрипач. Композиции обучался у Моцарта и Гайдна. Автор опер: "Плотник" (1799), "Сочувствие" (1804), комич. опер "Обе-рон" (1789) по сказке Виланда и "Добрая мать" (1795), балетов "Сбор винограда", "Похищение сабинянок" и др. соч. Оперы В. ставились во мн. оперных т-рах Европы. Основа музыки В. - чеш. нац. муз. фольклор. Л. Т.

ВРАЩАЮЩАЯСЯ СЦЕНА - см. Сцена.

ВР‚ЛЬС (Vreuls), Виктор (4.11.1876-27.VII. 1944) - бельгийский композитор. Член Белы. Королевской академии (с 1925). Музыке обучался в Льежской консерватории и в "Схола канторум" (Париж) по классу композиции В. д'Энди. Композиторскую деятельность начал в конце 19 в. Автор лирич. оперы "Оливье-простак" (1922, Брюссель), феерич. муз. комедии "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру, (1925, Брюссель), балета "Оборотень" (1937, Гент) и др. соч. Выступал как дириж„р. В 1906-26- директор Люксембургской консерватории. Л. М.

"ВРЕМЕНА ГОДА" - одноактный балет А. К. Глазунова, либретто М, И. Петипа. В аллегорической форме изображается смена врем„н года. Пост. 7 февр. 1900 в Эрмитажном т-ре Зимнего дворца, Петербург (Колос - Кше-синская, Иней - Павлова, Роза - Преображенская, Зефир- Легат, Зима - Булгаков, Вакх - Гердт, Вакханка - Пе-тина. Фавн - Горский, Ласточка - Рыхлякова; балетм. Петипа, дириж„р Дриго, худ. Ламбин). Возобновл„н 28 янв. 1907, Мариинский т-р (Колос - Преображенская, Иней - Ваганова, Роза - Трефилова, Зефир - Обухов, Зима - Со-лянников. Л„д - Вилль, Град - Кякшт, Ласточка - Рыхлякова; балетм. Легат, дириж„р Дриго, худ. Ламбин). В сов. т-ре пост. 26 марта 1924, новая редакция там же (Колос - Люком, Трояновская, Иней - Гейденрейх, Л„д - Облакова, Град - Иванова, Снег - Данилова, Зефир - Шавров, Сатиры - Гусев, Вайнонен, Вакханка - Ф„дорова, Фавн - Петров; балетм. Леонтьев и Фокин (сцены "Вакханалии"), дириж„р Гаук, худ. Бенуа]. Первая пост. в Москве 6 февр. 1959, Большой т-р, либретто А. А. Варламова (Девушка-Ф„дорова, Юноша-Андрианов, Иней-Никитина" Позднякова, Попко, Тучнина; балетм. Варламов, дириж„р Жемчужин, худ. Клементьев).

Издания. - "Времена года" ("Les salsons"), Изд-во М. П. Беляева, Лейпциг, 1901. Д, П.

ВРОНСКИЙ, Вахтанг Иванович (наст. фам.- Н а-д и р а д з е) (р. 28. II 1.1905) - советский балетмейстер. Нар. арт. УССР (1948). Член КПСС с 1940. В 1923 окончил Тбилисскую балетную школу. В 1923-32 был солистом в различных т-рах Ср. Азии, Кавказа, Сибири и др. В 1932 начал балетмейстерскую деятельность в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в Баку, в 1933-37 работал в Саратовском т-ре оперы и балета, в 1937-40 -снова в Баку. В 1940-54 - гл. балетмейстер Одесского т-ра оперы и балета. В 1941-44 работал в объедин„нном Днепропетровском и Одесском т-ре оперы и балета (во время эвакуации в Красноярске). С 1954- гл. балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Среди пост. В.- "Олеся" Русинова (1947), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955), "Шурале" Ярулина (1955), "Щелкунчик" (1956), "Ростислава" Жуковского (1955), "Лилея" Данкевича (1956), "Лесная песня" Скоруль-ского (1958). Спектакли В. отмечены стремлением к творч. развитию классич. наследия, яркой фантазией, поисками новых путей в воплощении совр. тем в балетном иск-ве. Л. Ар.

ВРУБЕЛЬ, Михаил Александрович [5(17). III. 1856, Омск,- 1(14). IV. 1910, Петербург] - русский художник-живописец, график, театральный художник. Род. в семье военного. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та и в Академии художеств (1880-84; не окончил). Первая работа В. для т-ра - занавес "Италия" для Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1891). В.- автор эскизов декораций и костюмов к ряду спектаклей т-ра Мамонтова: "Гензель и Гретель" Гум-пердинка (1896), "Рогнеда" Серова (1896) и др. Работа художника в области театрально-декорационной живописи стала особенно интенсивной с появлением на сцене т-ра Мамонтова опер Н. А. Римского-Корса-кова, в к-рых выступала жена художника, известная певица Н. И. Забела-Врубель, исполнявшая гл. партии в этих спектаклях. В. принадлежат декорации к операм Римского-Корсакова "Садко" (1897), "Царская невеста" (1899), "Моцарт и Сальери" (1898), "Сказка о царе Салтане" (1900). Увлеч„нный образами опер Римского-Корсакова, В. создал ряд скульптурных майолик - Лель, Купава, Садко, Мизгирь и др. Театр. работы В. отмечены большим художеств. вкусом, красотой колорита, замечат. поэтич. фантазией, глубокой эмоц. выразительностью.

Лит.: Я р е м и ч С., Михаил Александрович Врубель. Жизнь и творчество, М., 1911; Гомберг-Вержбин-ская Э. П., Врубель, М., 1959. АН. Ш.

ВРУЙР, Арам Минасович (наст. фам.- М и а н-с а р я н) (1.III.1863-5.III.1924) - армянский актер. Сценич. деятельность начал в 1883. Работал в труппах, гастролировавших по Закавказью. Создал ряд ярких комедийных и сатир ич. образов: Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароняна), Гарпагон, Оргон ("Скупой", сТартюф"). Написал для арм. сцены и перев„л несколько пьес (инсценировка "Высокочтимые попрошайки" по Пароняну, "Астролог Карабаха" и др.)-Основал и редактировал (1907-12) театр. журнал "Ушарар" ("Суфл„р"). С. Мел.

ВРХЛЙЦКА (Vrchlicka), Ева (р. 6. III. 1888) -чешская актриса, поэтесса и писательница. Дочь Я. Врхлицкого. С 1905 выступала на провинциальных сценах, а с 1913 - в Национальном т-ре в Праге. Играла роли молодых героинь. В репертуаре В.- пьесы Шекспира (Офелия, Дездемона), Я. Врхлицкого, Ю. Зейера. Среди ролей В.: Грушенька и Настасья Филипповна ("Братья Карамазовы" и "Идиот" по Достоевскому), Нора. Актриса большого обаяния, В. пришла от стихийной эмоциональности ранних ролей к тонко разработанной обрисовке женских характеров.

Соч.: U divadla. Povidky, Praha, 1947.

Лит.: Fischer O., Eva Vrchlicka. Nove ceske divadlo, 1928-1929, Praha, 1929. Л. Сол,

ВРХЛЙЦКИЙ (Vrchlicky), Ярослав [наст. фам. и имя-Ф р ид a (Frida), Эмиль] (17. II. 1853, Лоун,- 9. IX. 1912, Домажлице) - чешский поэт, переводчик и драматург. Лит. деятельность начал в 1870 и вскоре получил известность как поэт. Был избран членом чешской Академии наук и поч„тным членом академий ряда стран. К драматургии В. обратился в начале 80-х гг. Его трагедии, комедии, либретто опер разнообразны по темам и сюжетам. Всего им написано 30 пьес, посвящ„нных различным эпохам в истории человечества. Это историч. трагедии, объедин„нные в цикл "Чешская трилогия",- "Драгомира" (1882), "Братья" (1888), "Князьки" (1903); трагедии на античные темы-"Смерть Одиссея" (1882), "Юлиан Апо-стата" (1885), "Эппонина" (1896); пьесы на сюжеты зап.-европ. истории - "Пьетро Аретино" (1892), "Мария Кальдеронова" (1897) и др., а также многочисленные комедии - "В суде Диогена" (1883), "Ночь в Карлштейне" (1884), "Суд любви" (1887), "В ухе Диониса" (1900) и др. Пьесы В. отмечены поэтичностью и художеств. мастерством. Трагедии В. не заняли прочного места в репертуаре т-ров. Чаще других ставилась трилогия "Гипподамия" (1890-91), написанная по древне греч. образцам. Большим успехом пользовались комедии В., среди них: "Ночь в Карлштейне" (1884, Нац. т-р, Прага) и "Суд любви", отличающиеся изяществом и жизнерадостностью. В. вош„л в историю чешского т-ра и как переводчик произв. Лопе де Bera, Мольера, Шиллера, Гюго.

Лит.: Palenicek L., Jaroslav Vrchlicky divadelnim kritikem, Praha, 1949; Т i с h v V., Jaroslav Vrchlicky. Zivota Praha. [19471. ' Д. Сол.

ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС, Всеволод Николаевич [р.13(25).IX.1882] - русский советский историк театра. Доктор искусствоведения (1933). Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драм. курсы (1908) в Петербурге. В 1909-19 был актером Александринского и др. т-ров. В 1923 основал Экспериментальный т-р, в 1930-Этнография, т-р при Гос. русском музее в Ленинграде. С 1907 занимается научно-исследовательской работой в области истории рус. т-ра и нар. творчества. В.-Г. принадлежат труды по истории рус. т-ра, театр. образования, фольклора и др. В 1910-49 В.-Г. в„л педагогич. работу (Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде, ГИТИС им. Луначарского в Москве). Профессор (с 1921).

Соч.: Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые годы", СПБ, 1910, февраль-март; Театр в России в эпоху Отечественной войны, СПБ, 1912; История театрального образования в России, т. 1, fCIIBj, 1913; Библиографический и хронологический указатель материалов по истории театра в России в XVII и XVIII вв., в кн.: Сборник исто-рико-театральной секции, т. 1, П., 1918, с. 1-71; И. А. Дми-триевской, М.-Л., 1945; Теория русской речевой интонации, Пб., 1922; Искусство декламации. Л., 1925; История русского театра, т. 1-2, Л.-М., 1929; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.-Л., 1933; Краткий курс истории русского театра, под ред. П. Новицкого и В. Радомысленского, М., 1936;

Хрестоматия по истории русского театра, М., 1936; Политические идеи русской классицистической трагедии, в сб.:

О театре. Сб. статей, I, Л.-М., 1940; Крылов и театр. в сб.:

И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого и Н. Л. Бродского, М., 1947, с. 224-239;

Ф. Г. Волков и русский театр его времени, в сб.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953, с. 7-50; Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957; Творческая история комедий Фонвизина, "Театр". 1958, ј 11, с. 115-122;

Русская устная народная драма, М., 1959; Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960; Фонвизин-драматург, М., 1960.

ВСЕВОЛОЖСКИЙ, Иван Александрович (1835- 1909) - русский театральный деятель. Окончил Петерб. ун-т. Состоял на дипломатич. службе. С 1881 - директор императорских т-ров (до 1886 - петерб. и моек., в 1886-99 -петербургских).

Ориентируясь на вкусы придворно-аристократич. кругов, В. обращал осн. внимание на создание пышных "постановочных" спектаклей. Занимаясь гл. обр. оперно-балетным иск-вом, поручал писать партитуры для балетов крупным композиторам, увеличил число хористов, расширил оркестр. В то же время В. неприязненно относился к творчеству композиторов "Могучей кучки, препятствовал постановке их произведений, почти не уделял внимания рус. драма-тич. т-ру и тормозил продвижение на сцену пьес А. Н. Островского. О деятельности В. отрицательно отзывались В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, Ю. М. Юрьев и др. В. принадлежат пьесы "Марианна Ведель" (1898, Александрийский т-р), "Сестры Са-моруковы" (1890, Александрийский т-р, Малый т-р). АН. А.

ВСЕКИТАЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ - добровольное объединение китайских театральных деятелей, драматургов и театроведов. Основана в 1949 в Пекине. Входит в состав Всекитайской ассоциации работников лит-ры и иск-ва. В. а. т. р. ставит своей задачей осуществление политики Коммунистической партии Китая в области театр. иск-ва. Через отделения на местах ассоциация организует профессиональное и политич. обучение своих членов, проводит творч. совещания и семинары, содействует проведению театр. смотров и фестивалей, поддерживает связь с прогрессивной театр. общественностью зарубежных стран, занимается собиранием и систематизацией материалов по истории китайского т-ра. Во главе В. а. т. р.- видный кит. драматург Тянъ Хань. Вл. С.

ВСЕКИТАЙСКИЕ СЪЕЗДЫ РАБОТНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА. 1-й съезд деятелей литературы и искусства Китая состоялся в 1949 в Пекине. Съезд подв„л итоги развития лит-ры, т-ра, изобразит, иск-ва, музыки и кино за годы антияпонской и 3-й гражданской войны (1937-49) и определил новые задачи развития культуры в освобожд„нной стране. На съезде были созданы Всекитайская ассоциация работников лит-ры и иск-ва, Всекитайская ассоциация театр. работников и др. творч. объединения. 2-й съезд, состоявшийся в 1953 в Пекине, отметил успехи и недостатки в области лит-ры и иск-ва за годы нар. власти и наметил пути дальнейшего повышения творч. активности писателей и художников. На съезде была проведена реорганизация творч. объединений и приняты их уставы. В 1960 в Пекине был созван 3-й съезд, подытоживший 10-летний опыт развития иск-ва и лит-ры в нар. Китае и поставивший задачу всемерного повышения социа-листич. и комму нистич. сознания народа.

Лит.: Чжупхуа цюаньго вэньсюэ ишу гунпзочжэ дайбяода-хуэй цзинянь вэньцзи, Пекин, 1950; ЧЖУНГО вэньсюэ ишу гун-цзочжэ диэрцы дайбяодахуой цаылпо, Пекин, 1953. f}. С.

ВСЕКИТАЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА - состоялся в Пекине в марте 1956. В фестивале принял участие 41 драм. театр хуацзюй (близок русскому и западноевроп. т-ру). Пьесы, представленные на фестивале (49), были разнообразны по темам и жанрам. Они отражали жизнь рабочих, крестьян, Народно-освободит. армии и т. д. Среди спектаклей - комедия Ай Мин-чжи "Счастье" (Уханьский т-р хуацзюй), трагедия Цао Юя "Гроза" (Хунаньская труппа хуацзюй), эпопея Чэнь Ци-туна "Великий поход" (труппа при Главном управлении Народно-освободит. армии), детская пьеса-сказка Жэнь Дэ-яо "Ма Лань-хуа" (Гос. молод„жный художественный театр). 3. В.

ВСЕМИРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОЛОД‚ЖИ И СТУДЕНТОВ - традиционные регулярные массовые встречи-празднества юношей и девушек разных стран в столицах отдельных государств. В. ф. д. м. и с. способствуют лучшему взаимопониманию молод„жи независимо от политич. взглядов, религиозных убеждений и расовой или нац. принадлежности, укрепляют и развивают интернац. связи юношества, образуют одну из активных форм совр. между нар. юношеского движения в борьбе за мир и дружбу.

Идея создания В. ф. д. м. и с. зародилась в 1945 на Всемирной конференции молод„жи в Лондоне; там же в ноябре 1945 была основана Всемирная федерация демократич. молод„жи (ВФДМ). Эта новая ассоциация, а также Международный союз студентов (МСС), оформившийся на 2-й международной конференции студентов в авг. 1946, стали инициаторами и организаторами будущих фестивалей. За 1947-60 состоялось 7 В. ф. д. м. и с. 1-й - в 1947 в Праге (20 июля- 17 авг.; открытие на Страговском стадионе). Участвовало 17 тыс. чел. из 71 страны. На этом фестивале впервые прозвучал Гимн демократической молод„жи - муз. А. Новикова, текст Л. Ошанина, ставший любимой песней юношей и девушек всего мира. 2-й -в 1949 в Б у д а-п е ш т е (14-28 авг.; открытие на стадионе "Уй-пешт"). Участвовало 20 тыс. чел. из 90 стран. 3-й - в 1951 в Берлине (5-19 авг.; открытие на стадионе им. В. Ульбрихта). Участвовало 26 тыс. чел. из 104 стран. 4-й - в 1953 в Бухаресте (2- 16 авг.; открытие на Стадионе им. 23 августа). Участвовало 30 тыс. чел. из 111 стран. 5-й -в 1955 в В а р-ш а в е (31 июля -14 авг.; открытие на стадионе Девятилетия). Участвовало 30 тыс. чел. из 114 стран. 6-й -в 1957 в Москве (28 июля - 11 авг.; открытие на Центр, стадионе им. В. И. Ленина). Участвовало 34 тыс. чел. из 131 страны. 7-й - в 1959 в Вене (24 июля - 4 авг.; открытие на Венском городском стадионе в Пратере). В подготовке и проведении 7-го фестиваля участвовало св. 1200 различных обществ., политич., культурных, спортивных и др. организаций всех стран мира.

В. ф. д. м. и с. представляют собой обширный комплекс разнообразных мероприятий. Художественно-зрелищных (не считая кино) и музыкально-концертных выступлений проведено: на 1-м фестивале-ок. 110, на 2-м - 259, на 3-м - 400, на 4-м- 535, на 5-м - 547, на 6-м - 800, на 7-м - св. 800. На фестивалях проводятся нац. и междунар. концерты, спектакли и пр. в исполнении участников юношеской самодеятельности и молодых проф. артистов. Сложились также и особые виды фестивальных зрелищ: торжественные открытия и закрытия фестивалей, театрализованные парады, шествия, костры дружбы, карнавалы народов, праздники девушек, праздники сельской самодеятельности, массовые праздники песни и танца, молод„жные балы, цирковые кавалькады и т. п. Во время фестивалей проводятся открытые художеств. конкурсы по всем осн. жанрам сольного и ансамблевого исполнительства. Наиболее одар„нные участники фестивальных конкурсов награждаются званием лауреата и различными призами (Кубок мира и демократии, Кубок ВФДМ, Кубок МСС, первая, вторая и третья премии с золотыми, серебряными, бронзовыми медалями и соответствующими дипломами).

На 1-м (Пражском) фестивале было ок. 10 художеств. конкурсов; на 6-м (Московском)- 21, по жанрам: классическое пение, классич. пение народов Востока, нар. песня, популярная песня, хоровое пение, оркестровая симфонич. музыка, исполнительское мастерство на клавишных, смычковых, духовых, различных нац. инструментах; классич. танцы народов Востока, характерные, нар., совр., бальные танцы, иск-во пантомимы, цирковое, эстрадное иск-во. В этих конкурсах принимали участие: на 1-м фестивале - ок. 1300 чел., 2-м - ок. 2 000 из 21 страны, 3-м - ок. 3 000 чел. из 32 стран, 4-м - 380 солистов и ок. 50 коллективов из 37 стран, 5-м - ок. 400 солистов и 90 коллективов из 41 страны, 6-м - ок. 9 000 чел. из 50 стран. На 2-м - 112 лауреатов, на 3-м - 145, на 4-м - 214, на 5-м - 244, на 6-м - 945.

Лауреаты 1-6-го фестивалей:

1) 1-й фестиваль - американский (США) театральный коллектив (театрализованное представление: "Народ? - Да, народ!"); англ. хоровая капелла под рук. А. Буша; коллектив Лондонского драм. клуба ("Андрокл и Лев" Шоу); брюссельская любительская труппа (фламандская пьеса 14 в.); хор Новой Зеландии под рук. Шотана Ована; молод„жная группа Гос. ансамбля народного танца СССР под рук. И. А. Моисеева; самодеятельная хоровая капелла Челябинского тракторного з-да под рук. С. Н. Озерова; словацкий театр. коллектив (спектакль "Кенский закон"); франц. любительская драм. труппа ("Ночи гнева" Салакру), симфонич. оркестр учителей и хор "Аннеси" и шахт„рская капелла из Сент-Этьенна; чехословацкий т-р юных пионеров ("Детский год в деревне"-театрализованный показ жизни чехословацкой сельской детворы в разные времена года). На 1-м фестивале по конкурсу на лучшую студенческую песню звание лауреатов получили авторы "Студенческой песни" композитор В. Мурадели и поэт Л. Ошанин; эта песня спец. постановлением была принята в качестве гимна МСС. 2) 2-й фестиваль - ансамбль баянистов - воспитанников ремесленных училищ Ленинграда; квартет сест„р Ф„доровых; молод„жная группа Краснознам„нного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Сов. Армии; молод„жный балетный коллектив Большого т-ра Союза ССР; Моск. молод„жный симфонич. оркестр; танцевальная группа Свердловского гор. ансамбля песни и пляски трудовых резервов; ансамбль танца Венгерской армии; хор молодых рабочих и работниц моек. з-да им. Сталина; хореографич. ансамбль "Бер„зка". 3)3-й фестиваль - Албанский ансамбль песни и танца; хор африканских негров под рук. Идисея Дафе; Венгерский ансамбль песни и пляски; Болгарский хор им. Димитрова;

Вьетнамская молод„жная концертная группа; Канадский театр. коллектив (обозрение "Это - Канада" М. Голмс); корейский хореографич. коллектив (танцевальная поэма "Мать Кореи" и др.); немецкий мужской хор им. Э. Вайнерта; хор польских девушек; молод„жная группа балетных артистов Бухарестского оперно-балетного т-ра; хор молодых рабочих, Ленинград; симфонич. оркестр студентов Моск. консерватории под рук. Г. Дугашева и Г. Рождественского; молод„жный танцевальный коллектив Украинской ССР под рук. Л. В. Калинина; Уральский народный хор; танцевальная группа Цейлона. 4) 4-й фестиваль - хор лондонских рабочих под рук. Джона Хасте-да; Болгарский ансамбль народной песни и пляски; Софийский студенческий хор; ансамбль народного танца Груз, ССР под рук. И. И. Сухишвили и Н. Ш. Рамишвили; Казахский оркестр нар. инструментов под рук. М. С. Кажгалиева; ансамбль нар. танца Молдавской ССР под рук. Н. А. Болотова; ансамбль художеств. самодеятельности румынских железнодорожников; коллектив Ленингр. хореографич. уч-ща; молод„жная группа рус. нар. хора им. Пятницкого; молод„жный коллектив оперной студии Киевской консерватории под рук. А. И. Климова; сводный хор Моск. высших учебных заведений под рук. В Соколова; Сибирский рус. народный хор под рук. Е. В. Калугиной; симфонич. оркестр Моск. консерватории под рук. Н. П. Аносова. 5) 5-й фестиваль-джаз Д. Комлея, Англия ;"У оркшоп" - англ. театр. группа ("Лишь однажды бываем молоды" Маккола); Фламандский народный т-р пантомимы ("Тиль Уленшпигель"); польский ансамбль нар. танца "Мазовше"; франц. вокальный ансамбль из Бове под рук. Базелер; пантомимич. коллективы "Карнавал", "Ромен Рол-лан" и пантомимный т-р Марселя Марсо. 6) 6-й фестиваль - Алжирская театр. группа (одноактный спектакль "К свету"); т-р Ливенштейна и Манковец ("Оглянись во гневе" Осборна);

"Аргентинский независимый т-р" (пьесы-миниатюры "Люди за десятым столом" Драгуна и др.); бразильский академич. хор-вьетнамский танцевальный ансамбль (танец со шляпами); египетский балет с участием Наймы Акиф (танцевальное представление "О, ночь!"); индийские танцевальные труппы "Инди-ан ривайвл труп" ("Из ритмов Индии"), "Литл балле труп" (балет "Панчатантра"); индонезийская танцевальная группа (танец с зонтиком и др.); китайский художеств. коллектив в составе 400 чел. (12 народностей КНР); хор колумбийских студентов; танцы Конго; песни и танцы мальгашей (Мадагаскар)' мексиканский балет; джаз "Секстет Комеды" из Познани' польский студенческий т-р "Бим-Бом"; колхозный хор села Озерщина; "Бахор" - узб. женский танцевальный коллектив под рук. И. Акилова; гос. укр. ансамбль нар. танца под рук П. Вирского; уругвайский кукольный т-р; франц. пантомимный т-р Ива Лореля; "Цэндерике" - рум. кукольный т-р; семья Гуния (цейлонская семья, продолжающая исполнительские традиции своего рода в области нац. танцевального т-ра Цейлона); "Радость" - чехословацкий кукольный т-р; Чилийский любительский т-р под рук. Э. Ноисвандера (картинка "Синьор ид„т купаться"); шведский джазовый хор "Мери-Мейкер"; оркестр шотландских волынщиков; "Лучница" - словацкий ансамбль песни и танца; японский хор "Поющие голоса". См. илл. на отдельном листе к стр. 985-966. Лит.: (брошюры и книги; газетную библиографию см. в памятке "Что читать о всемирных фестивалях молодежи и студентов". Памятка, Воронеж, 1957, и Всемирные фестивали молодежи, Л., 1957; А р дама те к и и В., Знамя дружбы. 3-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, М.-Л., 1952; Богдеско И., На Шестом Всемирном..., Кишинев, 1958 (Альбом рисунков с текстом); VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Сборник материалов, [Мл, 1958; Воробьев Е., Сто четырнадцать флагов. На Варшавском фестивале, М., 1956; За мир и дружбу. Четвертый Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте (фотоальбом), [М., 1953J (текст на рус. яз.); Захарченко В., Фестиваль, [М.], 1953 (4-й Всемирный фестиваль в Бухаресте);

Маваева Г., Зарубежные встречи и впечатления, Ташкент, 1955; Мир и дружба. IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов за мир и дружбу, Бухарест, [б. г.] (фотоальбом с рисунками и тексты); Сем„нов М.,Добряков Ю., Юность мира. Записки участников Международного фестиваля молодежи в Праге, [М.], 1948; Третий Всемирный фестиваль молодежи и студентов в защиту мира, Берлин, 1951 (фотоальбом с аннотациями на рус. языке); Ш е м а р у л и н а А. П., Всемирные фестивали молодежи и студентов за мир и дружбу, М., 1957; Шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов, М., 1957 (Альбом с текстом); "Молодой коммунист", М., 1959, ј 9, с. 86-95; VII-th World festival of youth and students for peace and friendship, Vienna, 1959. A. JJf

ВСЕОБЩИЙ ВАГНЕРОВСКИЙ СОЮЗ - см. Вагне-ровские союзы.

ВСЕРАБИС - Всесоюзный (до 1925 - Всероссийский) профессиональный союз работников искусств.

ВС‚РОСКОМДРАМ (Всероссийское общество драматургов и композиторов) - творческое объединение советских драматургов и композиторов, существовавшее в 1930-33 в Москве. Организовано пут„м слияния Моск. и Ленингр'. (ранее - Петербургского) обществ драма-тич. писателей и оперных композиторов: МО ЦП И К и Драмсоюз. В. занималось творческими вопросами (чтение и обсуждение произведений членов В., орга' низация диспутов по актуальным вопросам т-ра и драматургии) и вопросами охраны авторских прав своих членов. В 1933 В. был преобразован в Автономную драмсекцию (Автономную секцию драматургов) при Оргкомитете Союза советских писателей. Правовые функции В. перешли к специально созданному Управлению по охране авторских прав (см. ВУОАП).

Лит.: "Советский театр", М., 1930, ј 13-16, с. 10-14;

1931, ј 10-11, с. 36-38; "Рабочий и театр", Л., 1933, ј 11, с. 2-3; Правовое положение писателей и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР Справочник. Авт,-сост. Б Н. Городецкий, М., 1946, с. 135-136. А. Шн.

ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - см. Союз сценических деятелей.

ВСЕРОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

(ВТО) - добровольная общественная творческая ор. ганизация, объединяющая деятелей театра РСФСР. Возникла в 1883 в Петербурге по инициативе русактрисы М. Г. Савиной под названием "Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям"; в числе учредителей Об-ва, занимавшегося филантропической деятельностью, были артисты В. Н. Давыдов, Н. Ф. Сазонов, писатель Д. В. Григорович, историк А. А. Краевский и др. В 1894 Об-во было преобразовано в Русское театральное об-во (РТО), ставившее своей целью "содействие всестороннему развитию театрального дела в России". Организованное РТО в 1896 Справочно-статистич. бюро осуществляло посредничество при найме актеров на работу. В 1897 РТО созвало Всероссийский съезд сценических деятелей - первый проф. съезд творческих работников т-ра. Съезд выработал "нормальный договор", регулирующий трудовые взаимоотношения актеров и антрепрен„ров, правила, общие принципы и образец устава товарищества, принял ряд резолюций, касающихся общественных, художественных, репертуарных задач т-ров и др. До революции Об-во созвало несколько делегатских съездов, ежегодно проходили собрания членов Об-ва. В 1903 был создан Союз драматических и музыкальных писателей, членов РТО. В 1905 группа членов Об-ва выступила в печати с запиской "Нужды русского театра", содержащей протест против "гнета, испытываемого русским театром". В 1906 при РТО был организован Всероссийский союз сценических деятелей. В 1915 Об-во созвало Всероссийский съезд деятелей народного т-ра. РТО защищало интересы театров перед цензурой, добиваясь порой разрешения запрещ„нных пьес, организовало Комиссионный отдел по репертуарной части, высылавший т-рам пьесы, комплекты ролей, передававший пьесы на цензуру и т. д. РТО оказывало материальную помощь престарелым и нуждающимся актерам (средства составлялись из пожертвований, членских взносов, сборов от спектаклей, проводившихся повсеместно в "день актера", специальных представлений и вечеров и т. п.), боролось за улучшение материально-бытового положения актеров.

В сов. время деятельность РТО, переименованного в 1932 во Всероссийское театральное об-во (ВТО), приобрела широкий размах. Социально-правовая деятельность Об-ва и значит, часть его материально-бытовых функций перешла к профсоюзу работников иск-в и к гос. органам социального обеспечения. В то же время усилилась творческая работа. ВТО активно содействует развитию советского театр. иск-ва, изучает и обобщает опыт работы т-ров РСФСР и союзных республик, налаживает творческие связи с зарубежными театр. организациями (в первую очередь, стран народной демократии), оказывает практич. творческую помощь т-рам, способствует повышению идейно-пол итич. уровня и художественного мастерства деятелей т-ра, стремится к укреплению связей т-ров со зрителями, вед„т пропаганду театр. иск-ва, принимает участие в работе университетов культуры, оказывает помощь коллективам театр. самодеятельности, значит, место в работе ВТО занимает помощь народным т-рам, культурное обслуживание сельского населения.

ВТО систематически проводит в Москве, Ленинграде и др. городах лекции, семинары, доклады по марксистско-ленинской эстетике, теории и практике театрального иск-ва, дискуссии, межобластные и областные конференции, Всероссийские совещания по вопросам творческой жизни сов. т-ра, созда„т творческие лаборатории, курсы, стаж„рские группы, организует городские режиссерские и др. секции, проводит творческие смотры и конкурсы, предоставляет работникам т-ров творческие командировки, посылает на места для оказания помощи т-рам режиссеров, критиков, художников и др. специалистов, вед„т консультационную работу по заявкам сов. и зарубежных т-ров (рассылка материалов, освещающих опыт постановок, иконографии, документальных материалов, библиографич. указателей к постановкам современных сов. пьес, русской и зарубежной классики, произведений совр. драматургии стран народной демократии и др.). Издательский отдел ВТО подготавливает и изда„т книги, обобщающие творческий опыт сов. т-ра и его мастеров, мемуары театр. деятелей, методич. пособия и т. п. Совместно с Министерством культуры и Союзом писателей РСФСР ВТО выпускает журнал "Театральная жизнь". Кабинеты ВТО располагают значит, фондами различных материалов, негативный фонд превышает 50 тыс. Большую спра-вочно-консультационную работу проводит библиографич. кабинет, в к-ром собрано ок. 1,5 млн. карточек и др. справочных материалов по всем вопросам театрального иск-ва. В библиотеке ВТО имеется 130 тыс. томов театральной литературы. Библиотеки существуют и при всех местных отделениях Об-ва. ВТО занимается вопросами театрально-деко рационного иск-ва, работает в области повышения художественно-постановочной культуры спектаклей.

Вся деятельность Об-ва осуществляется силами театральной общественности, объединяемой по территориальному признаку в местные отделения (св. 70). Число членов Об-ва - ок. 20 тыс. Высшим руководящим органом ВТО является Всероссийский делегатский съезд, созываемый раз в 4 года. В период между съездами руководство Об-вом осуществляет Совет и Президиум Совета ВТО. На 10-м съезде ВТО (1959) в Совет избрано 98 мастеров театров РСФСР. Председателем Совета ВТО св. сорока лет бессменно является старейшая рус. актриса - А. А. Яблочкина.

В ведении ВТО находятся мемориальные дом-музей А. Н. Островского в Щелыкове и квартира А. В. Неждановой в Москве (где создан вокально-творческий кабинет е„ имени), Ансамбль советской оперы, пропагандирующий новые оперные произведения сов. композиторов, Лптературно-драматич. театр. Центральный дом актера в Москве, Дворец искусств в Ленинграде, Дома актеров в Казани, Уфе и др. городах.

ВТО осуществляет социально-бытовое обслуживание театр. деятелей. Об-во имеет два Дома ветеранов сцены (в Москве и Ленинграде), 6 домов отдыха и др. На производственных предприятиях ВТО (3 фабрики и производств, комбинат) изготовляются грим и гримиров. принадлежности, театр. косметика, предметы бутафории, реквизита, детали оформления, парики, огнезащитные световые фильтры, грампластинки с записью шумов для спектаклей, театр. куклы и др. В Москве и Ленинграде имеются театрально-книжные магазины ВТО.

По примеру ВТО и при его содействии организсь ваны театр. об-ва почти во всех союзных республиках.

Лит.: Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей, ч. 1, СПБ, 1898; Беспалов Н., Всероссийское театральное общество и советский театр. М., 1946; Материалы IX Делегатского съезда, М., ВТО, 1955; Материалы Х Делегатского съезда, М., ВТО, 1960. А. Пок., Ю. Ш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница