Наши партнеры

Paliha14.ru - Доступные фейерверки. Звоните 8(495)609-20-14
Выгодно аренда авто посуточно в самаре в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды в Вологде.
аудиовизуальный система

Театральная энциклопедия
(страница 95)


"ВЫСТРЕЛ"- комедия в стихах А. И. Безыменско-го в 5 д. (о начальном периоде ударничества и соцсоревнования в конце 20-х гг.). Соч. 1929. Пост. 25 окт. 1929 в Иваново-Вознесенском рабочем т-ре Пролеткульта (реж. Боров, худ. Пчельников). В том же году "В." пост. Ленингр. Трам (реж. Соколовский, худ. Вускович, комп. Шостакович). 19 дек. 1929- Т-р им. Мейерхольда, Москва (рук. пост. Мейерхольд, реж. Зайчиков, Казиков, Нестеров и Бондаренко, худ.- студенты Вхутеина - Калинин и Павлов под рук. инженера-конструктора Мальцина, композитор Мервольф; Пришлецов - Старковский, Гладких - Мологин, Граевский - Мухин, Петька-Гаврик - Боголюбов, Власюк-Сорокин, Озоль-Горский, Брест- Бондаренко, Анна - Логинова, Марунька - Соколова, "Парт. т„тя Мотя" - Ремезова). В 1929-32 "В." пост. свыше 50 т-ров СССР, в т. ч.: Краснодарский т-р (реж. Татищев, худ. Ладыженский); передвижной т-р "Шахт„рка Донбасса" (реж. Свободин); Одесский Гос. укр. т-р (реж. Терещенко, худ. Вальденберг);

Днепропетровский т-р им. Шевченко (реж. Терентьев, худ. Шлепянов); Нижегородский (ныне Горьковский) т-р (реж. Брилль, худ. Волчинский); Казанский т-р (реж. Ростовцев); Бакинский рабочий т-р (реж. Майоров, худ. Ефименко); Костромской т-р (реж. Демерт, худ. Карташевский); передвижной т-р "Красный факел" (реж. Нелли-Влад); Ростовский-на-Дону т-р (реж. Лазарев) и мн. др.

Издания.- Первое изд. В." - М., 1930; из последующих изд.: Пьесы советских писателей, т. 2, М., 1953; Б е-аыменский А.И., Избранные произведения, т. 2, М., 1958.

Лит.: С та лин И. В., Соч., т. 12, с. 200- 201. А Шн

ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ-разновидность конного жанра в цирке. Особая система выездки лошадей, при к-рой они, подчиняясь узде, шпорам и стеку всадника (или всадницы), многократно меняют аллюр, выполняют различные повороты, полуповороты и прыжки. Все движения лошади точно совпадают с ритмом сопровождающей номер музыки, т. о. зрители видят лошадь как бы танцующую под оркестр. Как цирковой жанр В. ш. в. е. известна еще до создания стационарных цирков в 18 в. В. ш. в. е. является также одним из видов спорта, применяется в кавалерии. Многие трюки В. ш. в. е, ("галоп на тр„х ногах", "школьный шаг", "лансад") основаны на усложнении при„мов верховой езды.

Среди мастеров В. ш. в. е.-Боше (19 в.), Филлис, Андреев (20 в.), в сов. цирке- Николаев, Дмитриев. Лит.: Кузнецов Е" Цирк, М.-Л., 1931; Фил-лис Дмк., Основы выездки и езды, пер. с франц., 3 изд., М., 1941.

ВЫСШИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (Государственные высшие театральные мастерские - ГВЫТМ, Вольные мастерские) - театральное учебное заведение. Существовало в Москве с февраля по ноябрь 1922; подготавливало режиссеров и актеров. В. т. м. объединили Высшие режиссерские мастерские В. Э. Мейерхольда (ГВЫРМ; осн. сент. 1921), студию Н. М. Фореггера, Опытно-героич. т-р Б. А. Ферди-нандова, арм. и евр. студии-школы. Вскоре, однако, последние 4 студии распались. Мастерская Мейерхольда осенью 1922 была слита с Гос. ин-том муз. драмы, и на этой базе был основан Гос. ин-т театр. иск-ва. Учащиеся мастерской Мейерхольда вошли в труппу Театра им. Мейерхольда. С. Под.

ВЫХОД актера - появление актера на сцене для участия в действии. Наблюдение за своевременным В. является обязанностью помощника режиссера.

ВЫХОДНАЯ АРИЯ -1) Первая ария, к-рую исполняет при сво„м появлении тот или иной персонаж оперы. 2) Ария, отличающаяся особо эффектными и выигрышными муз. характеристиками.

"ВЫХОДНОЙ АКТ‚Р" - актер, исполняющий маленькие роли, имеющие неск. слов (иногда совсем без слов).

ВЫШЕСЛАВЦЕВА, Анна Агафоновна (1818- 1895) - русская актриса. Происходила из семьи крепостных актеров, игравших в нижегородской крепостной труппе Н. Г. Шаховского. В 1827, при организации коммерческого т-ра в Нижнем Новгороде, семья В. вместе с труппой Шаховского была выкуплена антрепрен„рами Климовым и Распутиным. Творч. деятельность В. протекала гл. обр. в Нижегородском т-ре. Вместе с труппой этого т-ра она гастролировала в Саратове, Костроме, Ставрополе и др. городах. В. обладала даром перевоплощения, пылким темпераментом. Наибольшим успехом пользовалась в ролях: Луизы ("Коварство и любовь"), Терезы и Амалии ("Тереза, или Женевская сирота" и "30 лет, или Жизнь игрока" Дюканжа). Стрепетова писала, что В. "неуклонно следовала дорогой великого Щепкина и, несмотря на протесты товарищей, первая на нижегородской сцене заговорила просто и естественно".

Лит.: П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы, [Сост. сб. и авт. вступ. ст. Р. М. Беньяш], Л.-М., 1959. Д. Ход.

"ВЬ‚ КОЛОМБЬЕ" ("Театр старой голу б я т н и"; Vieux-Colombier - старая голубятня) - французский театр. Открылся в Париже в 1913 в помещении бывшего т-ра "Атеней Сен-Жер-мен". Название получил по имени улицы, на к-рой расположено здание т-ра. Основан актером и режиссером Ж. Копо. Первый публичный спектакль состоялся 22 октября 1913 - были показаны драма "Женщина, убитая своей добротой" Хейвуда и фарс "Любовь-исцелительница" Мольера.. В первый сезон ставились преим. классические произведения ("Скупой" Мольера, "Барбарина" А. де Мюссе, "Робен и Марион" Адама де ла Аля, "Двенадцатая ночь" и др.), а также пьесы совр. драматургов ("Ткацкий челнок" Бекки, "Обмен" Клоделя, "Сыновья Луверне" Шлюмберже, "Братья Карамазовы" по Достоевскому). Среди артистов труппы были Ш. Дюллен, Л. Жуве, В. Тессье, С. Бинг и др. Деятельность т-ра "В. к." была своеобразным протестом против пошлости и безыдейности, господствующих в большинстве парижских т-ров. Спектакли "В. к." были аскетически строги, шли в сукнах. Основой спектакля был актер-исполнитель. В 1914-19 т-р гастролировал в США. В эти годы в репертуаре т-ра были Мольер, Корнель, Ро-стан, Бомарше, Шекспир, Достоевский и др.

В 1920 т-р возвратился во Францию. Старый репертуар обновляется пьесами Гольдони, Гоцци, Гоголя, Толстого, Чехова, Порке, Р. Аллара, Ж. Варио и др.

В 1924 из-за финансовых затруднений труппа прекратила сво„ существование. До 1933 в помещении т-ра играли случайные труппы, затем здание было превращено в кинотеатр. В сезон 1933-34 т-р "В. к." был арендован Жоржем и Людмилой Питоевымн, представителями т. н. "авангардного т-ра" Франции; в сезон 1934-35 обосновывается "Труппа пятнадцати", руководимая учеником и последователем Ж. Копо актером и режиссером М. Сен-Дени. В последние предвоенные и военные годы т-р не имел постоянной труппы, здание арендовалось случайными режиссерами на отдельные постановки. После войны административное и финансовое руководство т-ром взял на себя А. Бадель, к-рого сменил в 1956 Р. Дорне, театр. художник, архитектор, журналист и драматург. Постоянной труппы и режиссуры у т-ра по-прежнему не было. Бадель и Дорне сами выбирали репертуар, ориентируясь преимущественно на современность, и приглашали на каждую новую постановку новых режиссеров и актеров. В репертуаре т-ра послевоенных лет- "За закрытой дверью" Сартра, "Убийство в соборе" Элиота, "Белый хлеб" Спаака, "Призраки" де Фи-липпо, "Жаворонок" Ануя, "Троянской войны не будет" Жироду, "Дон Карлос", "Мария Стюарт"; "Брита-ник" Расина, "Скверный анекдота по Достоевскому. В сезон 1954-55 в помещении т-ра играла труппа под рук. ученика Ж. Копо-режиссера Ж. Фабри, удостоенного в 1955 Мольеровской премии за спектакль "Семейство Арлекинов" Сантелли. В 1960 т-р "В. к." приезжал на гастроли в СССР.

Лит.: Annuaire du theatre. P., 1958; "Paris-theatre", P.. 1957, .ј 127, p. 12-19. ff JC.

ВЬЕТНАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.

Древнейшие традиционные виды вьетнамского т-ра- муз.-драматич. представления туонг, тео и кай лыонг.

Туонг (классич. т-р) возник на севере страны в 11 в. как придворное представление. В репертуар туонга входили пьесы, написанные на сюжеты вьетнамской мифологии и кит. истории. Основная тема этих пьес - восхваление верности и покорности королю, повиновение властям. К сер. 19 в. туонг обогатился новым содержанием, в числе действ, лиц появились представители народа. В представлениях (гл. обр. комедийного характера) сатирически высмеивались продажность и распущенность чиновников. Ставились также пьесы о честности, верности в любви, преданности родине, храбрости. Этот вид театр. зрелищ до наст. времени пользуется популярностью среди народа Вьетнама. Неотъемлемой частью туонг являются танцы, к-рые, так же как и музыка, способствуют раскрытию характера героя. Представления разыгрываются без декораций.

Истоки тео (народный т-р) - в нар. песнях сев. Вьетнама. Основные персонажи этих представлений - крестьяне. В тео сочетаются музыка, пение и танцы, изображающие с.-х. процессы (гл. обр. возделывание риса). Отдельные элементы танца (движения кистей рук в танцах с веером и т. д.) выражают различные оттенки содержания пьесы. Муз. сопровождение тео насыщено синкопами, модуляциями, характерными для вьетнамской нац. музыки. Представления тео обычно устраивались во дворах культовых домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая место, где разыгрывалось действие, с тр„х сторон. В дальнейшем спектакли тео были перенесены на сцену. Представления тео, так же как и туонга, обличали обществ, пороки, сатирически изображали феодалов и представителей франц. колониальных властей, воспевали доблесть народа. Поэтому эти виды театр. иск-ва подвергались постоянным преследованиям.

В 1916 на юге Вьетнама сформировался новый вид т-ра кай лыонг (реформированный т-р),' в к-ром использовались элементы туонга (напр., нар. мелодии). В песенную канву представлений кай лыонга включался речитатив, выдержанный в определ„нном ритме. Сюжеты пьес заимствовались из классич. произведений ("Люк-ван-Тьен", "Ким-ван-Киеу" и др.). В 20нач. 30-х гг. представления кац лыонг затрагивали значит, обществ, проблемы и этот вид т-ра переживал период расцвета.

После 1-й мировой войны во Вьетнаме возник "разговорный", или драматич. т-р. Вначале в Ханое ста вились переводы комедий Мольера, затем появились пьесы вьетнамских драматургов. Большим успехом у зрителей пользовались: "Суд совести", "Чаша яда", "Его друг и его жена", "Могила девушки Фуонг", в к-рых осмеивались отжившие нравы и обычаи, подвергались критике феод. законы и порядки, отстаивалось право на брак по любви. В пьесе "В палате Йамена" бичевалось взяточничество крупных чиновников, в пьесе "Местный француз" сатирически изображались вьетнамцы, к-рые, побывав во Франции, презрительно относились ко всему национальному (пьеса была запрещена цензурой).

В 30-е гг. в период колониального террора и накануне 2-й мировой войны В. т. и д. находились в упадке. Феодальные законы запрещали детям актеров вплоть до третьего поколения поступать в учебные заведения или держать экзамен на звание мандарина. Историч., патриотич. по содержанию пьесы находились под запретом.

После Августовской народной революции 1945 и установления власти народного правительства были созданы благоприятные условия для развития театр. иск-ва. Появились пьесы для "разговорного" т-ра, в к-рых были созданы образы современников: "Бак-Шон" Нгуен-хюи-Тыонга, "То-Ги„" Нгуен-конг-Мю. "Беглец с каторги" Нгуен-ван-Ниема, "19 августа" Тхам Тама и др. Организованы новые театр. труппы;

"Орхидея", "Народная труппа", "Август месяц" и др. В период войны сопротивления вьетнамского народа империалистам "разговорный" т-р приобр„л большую популярность. Драматурги и актеры писали одноактные пьесы на актуальные темы, к-рые разыгрывались небольшими передвижными труппами, выступавшими перед населением и воинскими частями. В соединениях Народной армии работали многочисл. театр. труппы (в т. ч. "Труппа Победы", осн. 1949). Героич. сопротивление вьетнамцев получило отражение в пьесах: "Реб„нок, превратившийся в живой факел", "Отряд добровольцев смерти" и др. Патриотич. направленностью отличались пьесы: "Клятва верности родине", "Каменная глыба, загораживающая дорогу", "Два пути", "Умереть за родину". Возродилась деятельность и нар. т-ра - кай лыонг, туонг и тео.

На оккупированной франц. захватчиками территории, несмотря на строгую цензуру, проф. и любительские коллективы ставили пьесы, написанные в освобожд„нных областях: "Последний выстрел", "Гамак", "Арбалет" и др. Сюжеты мн. пьес заимствовались из историч. рассказов и древних легенд, в них прославлялся патриотизм, содержался призыв к борьбе против врага и его пособников.

После освобождения Ханоя в 1954 впервые был провед„н фестиваль театр. трупп различных жанров. В этот период появились пьесы "Молодая Ган и молодая Вук", "Сестра Хоа", "Борона", "Три мешка риса" и др., отражавшие столкновения крестьян и помещиков, рассказывавшие о нищете в деревне, о жестокости крупных землевладельцев. Тема борьбы за нац. объединение получила отражение в пьесах "Пожар разгорелся", "Убежище мастеров пения". В пьесах "Уехать или оставаться", "Новые дни", "На север!" и др. авторы выступали против переселения на юг. Все эти произведения, поставленные различными труппами "разговорного театра" в Ханое ("Намбо", "Восток", "Красная река" и мн. др.), поднимали актуальные проблемы современности. Театр. иск-во заняло важное место в обществ, жизни страны. Но вьетнамская драматургия этого периода находилась лишь в периоде формирования, пьесы отличались схематизмом, недостаточной разработкой характеров. В мае 1957 была организована Ассоциация артистов вьетнамского т-ра, гл. задачей к-рой являлось объединение деятелей театр. иск-ва, изучение нац. театр. традиций, обмен творч. опытом. В 1958 состоялся театр. фестиваль, на к-ром лучшими спектаклями были признаны: "Восстание в Лам-Шоне" (труппа ту онг), "Лыу Бинь, Дыонг Ле" (труппа тео), "Кровь на равнине Нок Нан" (труппа кай лыонг), "Один буйвол, две семьи" ("разговорный театр").

В стране работают многочисл. проф. и любительские труппы туонг, тео и кай лыонг. Большое внимание уделяется дальнейшему развитию "разговорного театра". В течение мн. веков во Вьетнаме существует традиционный нар. т-р кукол. Искусство кукловождения передавалось из поколения в поколение. Применялись куклы разнообразных систем (марионетки, куклы, надеваемые на руку, тростевые куклы). Первый проф. т-р кукол создан в 1957 в Ханое. На его сцене ставятся классич. и совр. пьесы.

ВЭЙ ЧАН-ШЭН (псевдоним -Вань Ц и н) - китайский актер 18 в. Известен как создатель образа субретки (хуадань) в Цинцянском т-ре. До В.Ч.-ш. роли субреток считались второстепенными, не требовавшими драматич. и вок. мастерства, исполнители закрывали лицо сеткой. В. Ч.-ш. вв„л новую трактовку этих ролей, придав своим героиням облик хорошенькой, живой, умной женщины, надел„нной находчивостью и смелостью. В. Ч.-ш. отказался от сетки, выступал с открытым лицом, обрамл„нным затейливой прич„ской, использовал совр. костюм, что являлось исключением из строго регламентированных правил употребления театр. костюма. Позднее характер исполнения В. Ч.-ш. ролей субреток был заимствован Пекинским т-ром, утвердившим эти роли в качестве одного из ведущих амплуа кит. т-ра.

Лит.: Ч ж о у И-бай, Чжунго сицзюй ши, Шанхай, 1953. И. Г.

ВЭНЬМИНСЙ ("цивилизованный театр") - род китайского театрального искусства. Возник после 1907. Получил распространение в ряде крупных городов Китая, особенно в Шанхае. В представлениях В. сочетались элементы европ. драм. т-ра (преобладание разговорной речи, наличие занавеса и иногда - декораций) и традиционной кит. муз. драмы (условность игры актеров, импровизация в ведении диалога). Вначале инсценировались и переделывались произв. зап. лит-ры ("Хижина дяди Тома", "Флория Тоска"), затем появились оригинальные пьесы ("Кровь патриота", "Горячие слезы", "Цю Цзинь" и др.), представлявшие собой краткие либретто, имена авторов к-рых неизвестны. В период китайской революции 1911 ив первые годы после не„ спектакли В. носили прогрессивный характер, в них нередко обличался феодально-бюрократич. строй, пропагандировались патриотич. идеи. Позднее, в условиях реакционной диктатуры Юань Ши-кая (1913-16), в репертуар В. вс„ больше входили переделки традиционных кит. пьес и романов, вытеснившие пьесы на актуальные темы. С 1917 начался упадок В.; к 20-м гг. он перестал пользоваться популярностью. В. в нек-рой мере близки существующие в наст. время в Шанхае жанры тунсу хуац-зюй ("популярная драма") и хуацзиси ("комический театр").

Лит.: Чжунго хуацзюй юньдун уши нянь шиляо цзп, Пекин, 1958, с. 48-108. 3. В., Вл. С.

ВЯЗЕМСКИЙ, Петр Андреевич [12(23). VI 1.1792. Москва,10(22).XI.1878, Баден-Баден] - русский поэт и критик. Род. в знатной дворянской семье. Лит. деятельность начал в 1808. В 1823 написал совм. с А. С. Грибоедовым водевиль "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом". Тесно связанный с лит. кругами декабристов, В. был активным поборником романтич. направления в рус. иск-ве. Большой обществ, резонанс имела опубл. в 1817 и вызвавшая подробный разбор А. С. Пушкина статья В. о В. А. Озерове. в к-рой указывается на важное значение писателя в развитии драмы и актерского иск-ва. В 1825-28 В. участвовал в издании журнала Н. А. Полевого "Московский телеграф", позднее сотрудничал с Пушкиным по изданию "Литературной газеты" и журнала "Современник". В своих статьях В. выступает пропагандистом сатирич. жанра, да„т высокую оценку пьесам Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя. Одна из статей, опубл. В. в "Современнике",- ""Ревизор". Комедия, соч. Н. Гоголя. СПБ. 1836". Пушкинская программа "истинного романтизма" в значит, мере разделялась и В., защищавшим "Бориса Годунова" и "Ревизора" от нападок реакц. и ортодоксально-роман-тич. критики 30-х гг. 19 в. В. создана обстоятельная монография о Д. И. Фонвизине (1830, изд. СПБ, 1848), в к-рой В., основываясь на впервые собранном материале, стремится рассматривать творчество Фонвизина в единстве с обществ, жизнью его эпохи. В. был глубоким знатоком зап.-европ. лит-ры, в особенности франц. лит-ры, в том числе и драматургии. В 40-е гг. В. постепенно переходит на консервативные позиции, выступает против гоголевской школы в лит-ре и т-ре и революционно-демократич. критики В. Г. Белинского ("Языков и Гоголь", "Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина" - обе опубл. в 1847). В 1855-58 В. назначается товарищем министра нар. просвещения, руководит цензурным ведомством, последовательно проводя реакц. политику правительства. С 1863, отойдя от дел, постоянно жил за границей.

Соч.: Полное собр. соч., т. 1-12, СПБ, 1878-96; Старая записная книжка. Л., 1929; Остафьевский архив князей Вяземских, т. 1-5, СПБ, 1899-1913.

Лит.: История русской литературы, т. 6, М.-Л., 1953;

История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958;Мордов-ч е н к о Н. И., Русская критика первой четверти XIX века, М.-Л., 1959. ТР.

ВЯЗОВ, Анатолий Максимович (р. 24.IV.1912)- советский цирковой артист; воздушный гимнаст. Работает в цирке с 1929. Был акробатом, прыгуном и ков„рным клоуном. Изобретатель и осн. исполнитель оригинального гимнастич. номера - воздушный пол„т без сетки с амортизатором. Вносит в исполнение своих номеров комедийные элементы.

ВЯЛЬБЕ, Катрин Габриелевна (р. 31.X.1904) - эстонская советская актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1958). Окончила Таллинскую драм. студию в 1929. До 1941 работала в Таллинском Рабочем т-ре. С 1952-в т-ре им. Кингисеппа (Таллин). Актриса крупного самобытного дарования, В. созда„т образы, отличающиеся сочностью реалистич. рисунка, ч„ткой социальной характеристикой. Роли: Лауренсия ("Фуэнтеовехуна"), Нил овна ("Мать" по Горькому), Сонька ("Аристократы"), Васса Железнова; Гур-мыжская ("Лес"), Леена Туйск ("Блудный сын" Ран-нета) и др. Снималась в кино. С.Л.

ВЯЛЬЦЕВА, Анастасия Дмитриевна [1871-4(17). II. 1913] - русская артистка эстрады и оперетты, исполнительница цыганских романсов. Пению обучалась в Петербурге. Сценическую деятельность начала в 1887 в киевской балетной труппе С. С. Ленчевского в качестве статистки. В 1888 поступила статисткой в опереточную антрепризу И. Я. Сетова и А. Э. Блюменталь-Тамарина. В 1893 работала в опереточной труппе моек. т-ра "Аквариум", в 1893-97 - в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, позже в Петербурге). С 1897 начала выступать на концертной эстраде как исполнительница цыганских романсов, продолжая принимать участие в опереточных спектаклях. Роли: Саффи ("Цыганский барон" И. Штрауса), Перикола, Елена ("Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Клеретта ("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Эпизодически исполняла партии в операх: Кармен, Аида; Далила ("Самсон и Далила"). Много гастролировала в провинции. Обладала голосом красивого грудного тембра и хорошими сценич. данными. В. продолжила и развила на опереточной сцене традиции исполнения, идущие от В. Зориной и В. Паниной. О. В.

ВЯЛЬЯОТС, Удо Иоханович (р. 2. IV. 1916) - эстонский советский режиссер, артист балета, балетмейстер. Засл.деят. иск.Эст. ССР (1957). Окончил балетную студию. В 1934 поступил в т-р "Ванемуйне" (Тарту) артистом миманса. Затем стал солистом балета. Творчество В. получило полное развитие в сов. время. Оно характеризуется искренностью, естественностью, органической связью хореографич. мастерства с эмоциональным содержанием образа. Партии:

Феб ("Эсмеральда" Пуни), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Труффальдино ("Мнимый жених" Чудаки), Чорт ("Калевипоэг" Kanna), Евгений ("Медный всадник" Глиэра). С 1945 выступает как балетмейстер. С 1946 - режиссер муз. спектаклей т-ра "Ванемуйне". В. свойственно проникновение в стиль произведения и эпохи, стремление освободиться от штампов. Лучшие пост.: "Викерцы" Аава (1956), "Зимняя сказка" Kanna (1958), "Румму Юри" Арро и Нормета (1954), "Так поступают все" Моцарта (1959). Л. К р.

ВЯНЯНЕН (Vaananen), Эмма (р. 22.XII.1907)- финская актриса. С 1930 по окончании Финской театр. школы работала в т-рах гг. Рованиеми (1930-31), Пори (1931-36), Турку (1935-39), Тампере (19391940), вНародном т-ре в Хельсинки (1940-49). С 1949- в Радиотеатре. Создала образы сильных, волевых женщин: Ловийса и Хозяйка Нискавуори ("Ловийса\ "Каменное гнездо" Вуолийоки), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Вишневского). За заслуги в развитии нац. театр. иск-ва удостоена Нац. премии. Снимается в кино. С. Л.

ВЯТКИН, Борис Петрович (p.2.V.1913)- советский цирковой артист; клоун. Засл. арт. РСФСР (1956). Работу в цирке начал в 1930 униформистом. С 1932 выступал как акробат, гимнаст, жонгл„р и муз. эксцентрик, получив, т. о., подготовку для жанра клоунады. С 1937-ков„рный клоун. В. не только развлекает публику в паузах между номерами, но выступает и как сатирик, откликающийся на злободневные вопросы. Под клоунской маской беззаботного, простоватого весельчака артист показывает характерные черты человека из народа: здравомыслие" проницательность. В роли комич. "партн„ра" В. использует специально выдрессированную им собачку Манюню. Репертуар В. строится на непосредственном общении со зрителями, к-рые вовлекаются им в круг действий, становятся его собеседниками, соучастниками представления. M. 3.

ГААЗЕ, Хаазе (Haase), Фридрих (1.XI.1825, Берлин,- 17.III.1911, там же) - немецкий актер и режиссер. Род. в семье камергера прусского короля Фридриха Вильгельма IV. актерскому иск-ву обучался у Л. Тика. Дебютировал в 1846 в Веймарском т-ре. В 1848 переш„л в Потсдамский т-р, откуда по приказанию короля был перевед„н в Берлин, затем переш„л в пражский Нем. т-р, где играл до 1852. Несколько сезонов работал в т-рах различных городов: Карлсруэ (1852, под руководством Э. Девриента), Мюнхена (1852-55, под рук. Ф. Дингелыптедта), Франкфурта-на-Майне (1855-58). С 1860 играл в немецкой труппе Михайловского т-ра в Петербурге. С 1866 Г.- режиссер придворного т-ра Кобурга-Готы, где пост. "Гамлета" - спектакль, явившийся прообразом спектаклей Мейнингенского театра. С 1869 Г. выступал как гастрол„р в различных странах Европы и Америки. Гастрольная деятельность Г. прерывалась дважды. Первый раз в 1870-76 в связи с переходом сначала в Королевский драм. т-р (Берлин), а затем в Лейпциг-ский гор. т-р, руководителем к-рого Г. стал после Г. Лаубе. Второй раз - в 1883-84, когда Г. был сосье-тером вновь созданного Нем. т-ра (Берлин). В 1896 Г. уш„л со сцены.

Среди ролей Г.: Вурм, Филипп ("Коварство и любовь", "Дон Карлос"), Мефистофель ("Фауст" Г„те), Маринелли ("Эмилия Галотти" Лессинга), Ричард III, Гамлет, Шейлок; Ришель„ ("Кардинал Ришель„" Ожье). Наибольший успех, однако, Г. имел в пьесах второстепенных совр. драматургов, играя роли представителей высшего света (соперничал в этом амплуа с А. Зонненталем). Г. не обладал ярким темпераментом; для его творчества характерна точность в разработке сценич. детали, совершенное владение сценич. речью, выразительность жеста. В нем. т-ре его эпохи Г. не имел равных в иск-ве грима, умении носить театр. костюм.

Г. принадлежат ценные мемуары: "Письма без прикрас" и "Что я пережил".

Соч.: Ungeschminkte Briefe, [Dresd.], 1883; Was ich erlebte. 1846-1896, [B.-Lpz.- W.], 1897.

Лит.: S i m o n 0., Friedrich Haase. Eine dramaturgische Studie, B., 1898; W i n d s A., Friedrich Haase, в кн.: Jahrbuch der Deutschen Shakespeare-Gesellschaft, Bd 48, 1911; К о-hut A., Friedrich Haase, в кн.: Das Dresdner Hoftheater in der Gegenwart, [Dresd J, 1888; Игнатов С., История западно-европейского театра нового времени, М., 1940. В. К.

ГАБАШЙ (Г а б я ш и), Султан [19.IV(1.V).1891- 8.1.1942] - советский композитор, этнограф и педагог. По нац. татарин. С 1909 выступал в любительских лит.-муз. вечерах тат. иск-ва аккомпаниатором. Творч. деятельность начал в 1914. Написал музыку к тат.драм.спектаклям"Тахир иЗухра", "Зулейха","Сак-Сою, "Буз егет" и др. Г. принадлежит одна из первых тат. опер "Сания" (1925), опера "Эшче" ("Рабочий", 1930) (обе оперы совм. с Г. Альмухамедовым и В.И. Виноградовым) и др. произв. Преподавал теорию и хоровое пение в Казанском муз. техникуме (19221926), Башк. техникуме иск-в (1930-е гг.) и др. учебных заведениях. 3. X.

ГАББЕ, Тамара Григорьевна [3(16).III.1903- 2.III.1960] - русский советский драматург. Окончила лит. ф-т Ин-та истории иск-в (1928). Драматургич. деятельность начала в 1929. Автор пьес: "Жан Бесстрашный" (1941, Центр, детский т-р) - по мотивам фламандских сказок, "Город мастеров, или Сказка о двух горбунах" (1944, там же), "Авдотья Рязаночка" (1946, Рязанский т-р) -по мотивам рус. нар. преданий и сказок, "Хрустальный башмачок" (пост. 1944), "Сказка про солдата и змею" (1958, Орловский драм. т-р), "Оловянные кольца" (пост. 1953; под назв. "Волшебные кольца Альманзора" - 1960, Моск. т-р Сатиры) и др. Пьесы Г. пост. во многих т-рах СССР.

Г. принадлежит перевод с чешского и новый сценич. вариант (совм. с Ф. Даниэл и Б. Метальниковым) пьесы И. Тыла "Волынщик из Стракониц" (1952, Центр. детский т-р).

С о ч.: Город Мастеров. Пьесы-сказки, М., 1958. E, И,

ГАБЕЛЬ, Станислав Иванович [25.IV(7.V).1849- 24.1.1924] - русский вокальный педагог. Музыке обучался в Муз. ин-те в Варшаве (по классу фп. - у проф. Яноша и проф. Стробля, по классу композиции - у С. Монюшко, по классу пения - у проф. Чиа-феи); совершенствовался в вокальном иск-ве в Милане и в Париже. В 1879 окончил Петерб. консерваторию по классу пения проф. К. Эверарди. Был заведующим оперным классом консерватории, с 1911-профессор. Поставил в консерватории оперы: "Фиделио" Бетховена, "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" Моцарта. Составил и издал распростран„нный в сво„ время "Репертуар певиц и певцов"- собрание арий и романсов 18-19 вв. с указаниями нюансов, при„мов исполнения и т. д. Учениками Г. были мн. выдающиеся рус. оперные певцы: И. Ершов,П. Андреев, А. Боначич, Г. Морской, П. Тихонов, А. Секар-Рожанский и др.

Соч.: Репертуар певиц и певцов. Собрание арий, каватин и романсов из лучших классических и современных произведений..., т. I-V (сопрано), VI, VII (меццо-сопрано), VIII, IX (тенор), Х (баритон), XI (бас), СПБ - М., [1888-1890].

Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., Проф. Ст. Иван. Габель, "Русская музыкальная газета", 1912, ј 50.

ГАБЕН (Gabin), Жан (наст. имя и фам.- Жан-Алексис М о н к о р ж) (р. 17 .V. 1904) - французский актер. В юности был подмастерьем на строительных работах, подручным рабочим на литейном заводе и др. Впервые выступил на сцене в 1923 как статист парижского т-ра "Фоли бержер". Затем был актером варьете, певцом в оперетте, исполнителем песенок (т-ры "Водевиль", "Буфф-Паризьенн", "Муленруж"). В 1931 начал работать в кино, создав ряд выдающихся образов (в фильмах "Великая иллюзия", "Набережная туманов", "День начинается", "Великие семьи"-в сов. прокате "Сильные мира сего"; "Улица Прери" и др.). В 1949 после 20-летнего перерыва вновь выступил в т-ре, исполнив гл. роль в пьесе Бернстейна "Жажда" (т-р "Амбассад„р").

ГАБЕСКЙРИЯ, Виктор Ипатьевич [р.15(28).1.1903]- грузинский советский драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Г. писал гл. обр. о современности. Первая пьеса "Ветер с моря" (1934, Чиатурский т-р). Сов. интеллигенции Грузии посв. пьеса "Повесть о них" (1939, Т-р им. Марджанишвили), борьбе с пережитками капитализма в сознании людей - пьеса "У пропасти" (1953, Т-р им. Марджанишвили). Г.- автор пьес "Кете-ван-мученица", "В осеннее утро" (1952, Т-р им. Марджанишвили), "В новогоднюю ночь" (1956, Т-р им. Марджанишвили). Пьесы Г. отмечены лиричностью, оптимизмом, ставились в Кутаиси, Поти и др. т-рах Грузии. Я. Э.

ГАБИЛЛОН (Gabillon), Людвиг (16.VIL1828- 16. II. 1896)-немецкий актер. По национальности француз. Сценич. деятельность начал в 1844 в г. Ростоке (Германия). С 1846 - актер придворных т-ров гг. Оль-денбурга, Шверина, Касселя, Ганновера; исполнял роли "героев" и "первых любовников". В 1853 гастролировал в Лондоне. По возвращении был приглаш„н Г. Лаубе в "Бургтеатр" (Вена); работал здесь св. 40 лет. Лучшие роли: Дон Лопе ("Саломейский алькальд" Кальдерона), Хаген ("Нибелунги" Хеббеля) и др.

"ГАБЙМА" (древнеевр., букв.- сцена) - театр-студия в Москве, ставившая пьесы на древнеевр. яз. Организована в 1918. В состав "Г." вошла часть труппы, созданная ранее (под тем же названием) в Польше актером Цемахом. Приехав в Россию в 1917, руководители "Г." под влиянием иск-ва MX Т решили начать студийные занятия, объявили свой т-р закрытым. Нек-рое время "Г." руководил Е. Б. Вахтангова читал лекции К. С. Станиславский. Открытие театра-студии состоялось 8 окт. 1918 "Вечером студийных работ" ("Старшая сестра" Аша, "Пожар" Переца, "Солнце" Кац-нельсона, "Напасть" Берковича) в пост. Вахтангова. Среди актеров "Г." были Н. Л. Цемах, А.М.Прудкин

(Карев), X. Д. Ровина, Грабер и др. Первые спектакли "Г."-одноактные пьесы "Срейфа" и "Вечный жид" Пинского,- поставленные в жанре психологич. драмы, были отмечены бытовизмом, характерным для евр. т-ра того периода. Крупнейшим театр. событием явился спектакль студии "Гадибук" Ан-ского в пост. Вахтангова (1922, перевод и переработка Бялика, худ. Н. И. Альтман). Этот спектакль отличался ч„ткой ритмикой, музыкальной стройностью игры актеров. Последующие пост. - "Вечный жид" Пинского (2-й вариант, 1923) и "Голем" Левина (1925). В спектаклях "Г." проявлялись националистич. тенденции. В 1926 труппа "Г.", выехав на гастроли в Зап. Европу и Америку, не вернулась обратно. Играла в Америке, Франции и др. странах. Затем часть труппы "Г." уехала в Израиль (работает здесь до наст. времени; в репертуаре - произведения совр. зап. драматургов, писателей Израиля). Н. Цемах с группой актеров остался в США (ум. 1939).

Лит.: Херсонский X., Вахтангов, М., 1940, с. 237-65.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница