Наши партнеры

Магазин одеждыКупить пальто Вологда.
https://forum.zaymex.ru/
Dss group автоподбор

Театральная энциклопедия
(страница 98)


ГАЛАН, Ярослав Александрович (27.VII.1902, Дынов над Сяном, Галиция,24.X.1949, Львов) - украинский советский писатель, драматург, публицист. С 1924-член Коммунистической партии Зап. Украины (КПЗУ). Член Коммунистической партии Польши в 1926. Член КПСС с 1949. Род. в семье мелкого служащего. Учился в Венском (1923- 1925) и Краковском (1926-28) ун-тах. К годам пребывания в Кракове относится начало его драматургической деятельности. В 1927 написал пьесу "Дон-Кихот из Эттенгейма" (о периоде консульства Наполеона), к-рая получила первую премию на драм. конкурсе "Украинского т-ра" во Львове. Эта пьеса, написанная под влиянием нем. символизма и экспрессионизма, имеет значит, идейно-худ ожеств. недостатки. По окончании ун-та (1928) Г. продолжает лит. деятельность, сотрудничает в журнале"В?кна" ("Окна"). В этигодыв результате изучения марксистско-ленинской философии происходит идейный рост писателя. Важным этапом творчества Г. явилась пьеса "Груз" (1930,Львовский "Рабочий т-р", 1957, Т-р им. Заньковецкой, Львов), разоблачающая англо-амер. империалистов, стремящихся подавить нац.-освободительную борьбу китайского народа. В пьесе "Вероника" (1930) Г. обратился к теме дружбы трудящихся, резко осудил агрессивные войны. В конце 1930 написал острую политич. сатиру на укр. бурж. националистов-"99 %" ("Лодка качается"), к-рая была пост. "Рабочим т-ром", но вскоре запрещена (в 1955 пост. Т-ром им. Заньковецкой). Революц. борьбе рабочего класса, становлению его политич. сознания посвящена пьеса "Ячейка" (1932). Большинство пьес Г. этого периода проникнуты идеей борьбы против капи-талистич. строя и польско-шляхетского владычества в Зап. Украине. После освобождения советскими войсками Зап. Украины (1939) начался новый этап деятельности писателя. Г. в„л журналистскую работу, в 1942 написал одноактную драму "Шуми, Марица" о борьбе болг. народа с гитлеровскими оккупантами, в 1947 - пьесу "Под золотым орлом" (1951, Т-р им. Заньковецкой, Киевский т-р им. Л. Украинки, Одесский т-р им. Октябрьской революции и др.), разоблачающую политику англо-амер. оккупационных властей в Зап. Германии, утверждающую идеи коммунизма. Формированию характера советских людей посвящена пьеса "Любовь на рассвете" (1949, Т-р им. Заньковецкой, 1952, Харьковский т-р им. Шевченко). Написал ряд одноактных пьес и политич. скетчей, среди к-рых - скетч "Я - не я" (1947), разоблачающий избирательный порядок в панской Польше. Г. трагически погиб от рук убийц - бурж. националистов.

Лучшие драм. произведения Г. отличаются политической остротой, передовой идейностью и высокой художественностью. Пьесы "Лодка качается", "Под золотым орлом", "Любовь на рассвете" были переведены на рус., груз., арм., латв., литов., эстон., тувинский языки и пост. во многих т-рах СССР и в странах нар. демократии. Сталинская премия (1952).

Соч.: Драматичн? твори, Кив, 1955; в рус. пер.- Пьесы, М-, 1956.

Лит.: Мельничук Ю., Ярослав Галан, Кив, 1951;

?стор?я укрансько л?тератури, т. 2, Кив, 1957. P.B.

ГАЛЕВЙ [правильне А л е в и (Halovy), собственно Леви], Фроманталь Жак (27 .V.1799, Париж,- 17.111.1862, Ницца) - французский композитор и педагог. Видный представитель т. н. "большой оперы". Член Ин-та Франции (с 1836). Музыке обучался в Парижской консерватории (1809-19) у А. Бертона и Л. Керубини. С 1816 - преподаватель (с 1827 - профессор) Парижской консерватории, где его учениками были Ш. Гуно и Ж. Бизе; одновременно Г. с 1827 - аккомпаниатор, с 1830-45 - хормейстер т-ра "Итальянской оперы" в Париже. С 1854- постоянный секретарь Академии изящных иск-в. Автор св. 30 опер, а также симф., вокальных и др. соч. Сценич. произв. Г. написаны преим. на историч. сюжеты: опера "Королева Кипра" (либр. В. де Сен-Жоржа, 1841, т-р "Гранд-Опера", Париж) рисует борьбу жителей Кипра против венецианского владычества, "Карл VI" (либр. К. и Ж. Делавиня, 1843, т-р "Гранд-Опера") - борьбу франц. народа против поработителей-англичан, "Жидовка" ("Дочь кардинала") (либр. Э. Скриба, 1835, т-р "Гранд-Опера") - преследования евреев инквизицией. Эти темы трактованы композитором в тонах бурж. либерального гуманизма, развитие сюжета часто осложнено неоправданными сценич. положениями, но музыка Г. (особенно опера "Жидовка") ярко эмоциональна, отмечена драматич. подъ„мом. Для произв. Г. характерна выразительность оперной мелодики, впитавшей в себя интонации франц. романса, широкая разработка вокальных партий и оркестрового сопровождения, яркие муз. контрасты. Пост. его опер отличались обилием сценич. эффектов. Среди комич. опер Г. наибольший успех имели "Молния" (1835, т-р "Опера комик", Париж), оперы на либр. Э. Скриба "Шериф" .(1839, т-р "Опера комик"), "Гитарист" (1841, там же), "Буря" по Шекспиру (1850, Королевский т-р, Лондон), опера-балет "Искушение" (1832, т-р "Гранд-Оп„ра"), опера "Мушкет„ры королевы" (1846, т-р "Опера комик", Париж). Опера Г. "Пиковая дама" (1850, т-р "Опера комик") написана на либр. Э. Скриба, использовавшего отчасти сюжет А. С. Пушкина. Г. принадлежат также балеты "Манон Леско" по Прево (1830, т-р "Гранд-Опера") и "Ельва" (1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила "Прикованный Прометей" (пер. Ф. Л. Галеви - брата Г., 1849, Париж), неск. лит. работ, в т. ч. "Воспоминания и портреты" (1861), муз. статьи и др. Рим. пр. (1813).

Лит.: Н a l e v у L., F. Halevy, sa vie et ses oeuvres, 2 ed., P., 1863; C a t e l i n A., F. Halevy, P., 1863; M o n n a i s E., F. Halevy..., P., 1863.

ГАЛЕК (Halek), Витезслав (5.IV. 1835-8.X.1874)- чешский поэт, драматург и критик. Окончил философский ф-т Пражского ун-та. Выступал в качестве театр. критика. Своими статьями, б. ч. напечатанными в "Национальной газете", способствовал утверждению нац. реалистич. чеш. т-ра. Автор 6 драм: "Царевич Алексей" (1830), "Завиш из Фалькенштейна" ,(1860), "Король

Рудольф" (1860), "Король Вукашин" (1862), "Сергей Катилина" (1863), "Антон и Тамара" (1866). Пьесы Г. представляют собой попытку создать чеш. трагедию в традициях Шекспира, но они мало сценичны и обладают чисто поэтич. достоинствами. Л. Сол.

Соч.: О umeni, Praha, 1957.

Лит.:, Nejedly Z., Tyl, Halek, Jirasek, Praha, [1951 ]. ГАЛИБОВА, Рена (р. 1915) - таджикская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1942. Впервые выступила на оперной сцене в Ташкенте в 1935. С 1938 Г.- артистка Тадж. муз. т-ра в Сталинабаде* (ныне Т-р оперы и балета). Одна из первых исполнительниц ведущих партий в тадж. нац. операх: Нушофарин ("Кузнец Кова" Баласаняна и Бобокалонова), Гулизор ("Восстание Восэ" Баласаняна), Зухра ("Тахир и Зухра" Ленского) и др. Исполняла партии Татьяны, Кармен и др. Выступает в концертах. Я. Я.

ГАЛЙМОВ, Валиахмет Гирфанович (р. 1909) - башкирский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС с 1941. Окончил театр. отделение Башк. техникума иск-в. С 1930 работает в Башк. Академич. т-ре драмы (Уфа) как актер и режиссер. Роли: Ахмет ("Хакмар" Мифтахова), Володя Ульянов ("Семья" Попова), Нагульнов ("Поднятая целина" по Шолохову), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь" по Островскому), Франц Моор; Незна-мов, Жадов. Пост. спектакли: "Нашествие" (1943), "Черноликие" (по М. Гафури, 1938), "Герои" (по роману А. Фадеева "Молодая гвардия", 1947), "Похищение девушки" Карима (1958), "Третья патетическая" Погодина (1959). Занимается лит. деятельностью (автор инсц. "Молодая гвардия", соавтор инсц. по повести Гафури "Черноликие"). С 1935 вед„т педа-гогич. деятельность (в техникуме иск-в, позднее в театр. уч-ще, Уфа). Д. Б.

ГАЛЙМОВ, Хабир Латыпович[р.23.1(5.П).1905]- башкирский советский артист оперы (драматич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1947) и засл. арт. Башк. АССР (1942). Член КПСС с 1945. В 1932 окончил Башк. техникум иск-в, в 1938 - Башк. отделение Моск. консерватории (по классу пения Н. И. Сперанского). Артистич. деятельность начал в 1929 на сцене Башк. т-ра драмы (Уфа). С 1938 - солист Башк. т-ра оперы и балета (Уфа). Партии: Шатмурат ("Карлугас" Чемберд-жи), Тараул ("Акбузат" Спадавеккиа и Заимова), Юлай ("Айхылу" Пейко), Салават Юлаев (о. п. Ис-магилова), а также ведущие партии в казах., тат., азерб., рус. и др. операх. Выступает в концертах как исполнитель башк. нар. песен. С 1955 работает солистом Башк. филармонии. Д. Б.

ГАЛИНА (наст. фам.- Александр ов екая), Ольга Владимировна [р. 11(23). II 1.1899] - белорусская советская актриса. Нар. арт. БССР (1946). С 1923 работает в Белорусском т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Исполнительница ролей героинь и характерных: Ганка ("Машека" Мировича), Яндриховская ("Партизаны" Крапивы), Софья ("Последние" Горького), Купавина ("Волки и овцы"), Раневская, Аркадина ("Вишн„вый сад", "Чайка"), Мария Александровна ("Семья" Попова).

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс Лсторы?, М?нск, 1959. В. H.

ГАЛЙП, Галип Арджан (Galip Arcan), Исмаил (р. 4.XI. 1894) - турецкий актер. В 1909 начал проф. сценич. деятельность в труппе Ахмета Фехима. С 1914 был принят в "ДарюльбедайиОсмани"- драм. класс первой тур. Консерватории, в создании к-рой принимал участие франц. актер и режиссер А. Антуан. В 1920-24 обучался театр. иск-ву во Франции; в этот период работал в качестве стаж„ра в т-рах "Одеон" и "Комеди Франсез" (Париж), игр?л небольшие роли в кино. С 1926 - актер и режисс р Муниципального т-ра (Стамбул). Среди лучших poлей: Дядя и Он ("Слепой", "Вс„ и ничто" Ведата Недима Т„ра), Ходжа Давут ("За шторами" Мусахип-заде Джелаля), Издатель и Горбун ("Череп" и "Дом покойника" Назыма Хикмета), Бригелла ("Благоразумная дама" Гольд они). Г.- автор пьесы "Хава Парасы", в к-рой он играл роль Ахмета Селима Саглама. Л. Л., Л. Ай.

ГАЛИЦКИЙ, Владимир Александрович [р. 27. 1(9.11). 1907] -русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). Член КПСС с 1950. Учился в Муз.-драм. ин-те в Харькове и ГИТИСе, С 1933 работал в т-рах Харькова, Днепропетровска (Драм. укр. т-р-1938-41; Т-р рус. драмы - 1941-43, пост. "Русские люди"), Владивостока (1943-44, пост. "Большая земля" Герасимова, 1943), Калинина (1944-47, перев„л и пост. драму "М ару ся-Богу славка" Старицкого). В 1947-57 - гл. режиссер Тамбовского т-ра; пост. "Молодая гвардия" (1947); "Счастье" Павленко (1948), "Укрощение строптивой" (1949);

"Семья" Попова (1951), "Отелло" (1952), "Ревизор" (1954), "Враги" (1955), "Кремл„вские куранты" (1957).

Работая с молодыми местными драматургами, Г. пост. впервые спектакли "В Лебяжьем" (Ст. пр. 1952) и "Родник в степи" (1954) Девятова, "Печать доверия" (1953), "Упорные сердца" (1955) Архангельского. В 1957-59 - гл. режиссер Куйбышевского т-ра; пост. пьесы: "Третья патетическая" Погодина (1958), "Битва в пути" по роману Николаевой (1959), "Барабанщица" Салынского и др. С 1935 Г. вед„т педагогич. работу. Выступает в печати. Э. К.

ГАЛИЦКИЙ (наст. фам.- Васюченко), Георгий Станиславович (1851-1907) - русский актер и антрепрен„р. На сцене с 1878. Выступал в различных провинциальных труппах. С 1892 возглавлял Товарищество драматич. актеров в Курске, Минске. С 1894 был антрепрен„ром рус.-укр. труппы. В летние сезоны 1904-05 -антрепрен„р Малаховской труппы под Москвой;, В 1907 играл у Соболыцикова-Самарина в Казани. Роли: Тетерев ("Мещане"), Несчастливцев ("Лес"), Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера) и др.

Лит.: "Театр и искусство", 1907, ј 5, с. 84-85, и Jsfo 6, с. 101; "Новости сезона", M., 1907, ј 1391. А. Ел.

ГАЛИЧ (наст. фам.- Гинзбург), Александр Аркадьевич (р. 19.X. 1918)русский советский драматург. Учился в Моск. лит. ин-те им. Горького. Был актером в театр. студии под рук. А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека; участвовал в создании спектакля "Город на заре" (1940). Популярность Г. доставил водевиль "Вас вызывает Таймыр" (совм. с К. Ф. Исаевым;

1948, Моск. т-р сатиры). Г. написал пьесы "Москва слезам не верит" ("Положение обязывает", совм. с Г. Мунблитом; 1949, Моск. т-р сатиры), "Под счастливой звездой" (1954, Ленингр. т-р им. Ленсовета), "Походный марш" ("За час до рассвета", 1957, Ленингр. Новый т-р), "Пароход зовут "Орленок"" (1958, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола), "Много ли человеку надо" (1959, Т-р им. Вахтангова). Центральная тема творчества Г.- романтика борьбы и созидательного труда советской молод„жи.

Соч.: Вас вызывает Таймыр, "Огонек", М., 1948, ј 22;

Положение обязывает, М., 1949; Походный марш. Драм. поэма, "Театр", М., 1957, ј 3; Пароход зовут 0рленок", в сб.: "Современная драматургия". Альманах, кн. 6, М., 1958.

Лит.: Фролов В., О советской комедии, М., 1954, с. 253-58. Л. Шн.

ГАЛКАУСКАС (наст. фам. -Галковский), Константин Михайлович [р. 4(16).VI. 1875] - литовский советский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. Лит. ССР (1955). Окончил Петерб. консерваторию (1908); обучался у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и А. Н. Лядова. Автор опер "Цыганы" по сюжету Пушкина на собств. либретто (1908, Вильнюс), "Мизерере" либр. И. Тюменева, 1909, неоконч.), балета для детей

"Призрак матери" на собств. либретто (1930), муз. комедий "Милость амура" ( 1925), "Олимпиада" (1926), симф. и др. соч. С 1908 занимается педагогич. деятельностью (с 1946 - профессор Вильнюсской консерватории). Ю. Г.

ГАЛКИН, Самуил Залманович [23.XI (5.ХИ).1897- 21.IX.1960] - еврейский советский поэт и драматург. Автор историч. пьесы "Бар-Кохба" (1938), драмы на библейский сюжет "Суламифь" (1939), пьесы "Арн Фридман" - из жизни евр. колхоза (1940). Пьесы Г. были пост. в Моск. еврейском т-ре и в др. еврейских т-рах. Г. принадлежит пьеса "Восстание в гетто" ("За жизнь")- о борьбе против немецко-фашистских варваров (1946). А. Шн.

Соч.: Стихи. Баллады. Драмы, [пер. с евр.], М., 1958.

ГАЛЛИ (Galli), Филиппе (1783-3.VI.1853) - итальянский артист оперы (тенор, затем бас) и педагог. Впервые выступил на оперной сцене вБолонье в 1804 и сразу выдвинулся как один из лучших певцов. В 1810 серьёзная болезнь повлияла на изменение голоса Г., прервав артистич. карьеру певца. По совету композитора Дж. Паизиелло, Г. в 1812 возобновил занятии пением, став одним из наиболее выдающихся басов-кантанте. В басовой партии впервые выступил в Венеции в 1812, затем пел в Милане и др. городах Италии. В 1820-30 гастролировал в т-рах Парижа, Лондона, Барселоны. В 1831-36 пел в оперном т-ре Мехико. Россини высоко ценил иск-во Г., считая его совершенным исполнителем своих опер, написал для него партии Фернандо ("Сорока-воровка") и Магомета (в одноим„нной опере). Среди лучших партий Г.: Мустафа, Ассур, Отелло ("Итальянка в Алжире", "Семирамида", "Отелло" Россини), Генрих VIII ("Анна Б олеин" Доницетти), Оровезо ("Норма" Беллини), Фигаро, Лепорелло, Альфонсо ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все" Моцарта), а также гл. партии в операх Ф. Паэра, Дж. Паизиелло, М. Кара-фа и др. итал. композиторов. Голос Г. поражал мощностью, силой, исключительной подвижностью. Разностороннее иск-во Г. наметило пути сочетания традиций исполнения басов-сериа (певцы, выступавшие в "серьезных" операх) и басов-буфф (певцы, выступавшие в комич. операх). В 1840 Г. оставил сцену. С 1842- профессор Парижской консерватории. Вс. Г.

ГАЛЛИ-КУРЧИ (Galli-Curci), Амелита (р. 18.XI. 1882) - итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). Выдающаяся представительница итал. оперного иск-ва. В 1901 окончила Международный ин-т им. А. Мандзони в Милане, в 1905 - лицей при ин-те. Училась игре на фп. у проф. В. Ап-пиани в Миланской консерватории, где,изучала также теорию музыки. В 1903 Г.-К. окончила консерваторию и занималась педагогич. работой как преподаватель игры на фп. По совету композитора П. Масканьи начала самостоятельно заниматься пением и в короткий срок достигла выдающихся результатов. Впервые выступила на оперной сцене в 1906 в Трани, после чего пела в Риме (1908), Египте (1908-09), Аргентине, Уругвае (1910 и 1912), Бельгии, Испании (1913-14), России (Петербург, февр.-март 1914, вместе с Л. В. Собиновым) и др. странах. С 1916 Г.-К. живет в США; в 1916- 1924 - солистка оперы в Чикаго, одновременно (в 1920-30) солистка театра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1930-38 занималась в осн. концертной деятельностью. С 1938 выступала только эпизодически. Г.-К. пользуется славой одной из самых известных певиц своего времени; е„ иск-во явилось важным этапом в истории итал. вок. культуры. Г.-К. покоряла слушателей совершенной техникой исполнения, легкостью вокализации, редчайшим по красоте тембра голосом. Г.-К. достигла высот виртуозного иск-ва и одновременно была подлинным мастером пения в кантилене. Эти качества сочетались у Г.-К. с высоким сценич. мастерством и ярким темпераментом. Простота и непринужд„нность исполнения, тонкий художеств. вкус проявились и в концертном репертуаре Г.-К., в к-ром е„ достижения были не менее значительны, чем в опере. Партии:

Розина, Джильда, Виолетта, Лакме; Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Динора (о. п. Мей-ербера), Филина ("Миньон" Тома), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Шемаханская царица ("Золотой петушок" Римского-Корсакова) и др.

Лит.: Т и м о х и rt В., Песня, обращенная к сердцу, "Советская музыка", 1958, ј 2; La M a s s e n а С. E., Gralli-Curci's life of song; N. Y., 1946; Lauri-VolpiGr., Voci parallele, Mil., 1955. Bc. T.

ГАЛЛЙ-МАРЬЕ (Galli-Marie), Селестин [наст.фам.- д e л' И л ь (de l'Isle)] (ноябрь 1840-22.IX. 1905)- французская артистка оперы (меццо-сопрано). Училась пению у отца, певца парижской оперы Ф. М. де л'Иль. Впервые выступила на оперной сцене в Страсбурге в 1859, после чего пела в т-рах Италии, а также в Тулузе (1860), Лисабоне (1861) и Руане (1862). В 1862-90 Г.-M.- ведущая певица парижского т-ра "Опера комик" (Париж); гастролировала в Италии, Бельгии, Испании, Англии и др. странах. Первая исполнительница партий Миньон (о. п. Тома) и Кармен. Среди др. партий Г.-М. - Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Маддалена ("Риголетто" Верди), Омбре ("Жанна" Флотова), Тавен ("Мирейль" Гуно) и др. В 1890 Г.-М. оставила сцену. И. Ш.

ГАЛЛЙНА (Gallina), Джачинто (31.VI.1852- 13.11. 1897) - итальянский драматург. Один из крупных представителей венецианского диалектального т-ра. Написал ок. 30 комедий. Творчество Г. делится на два периода: 1870-80 (в эти годы его комедии ставятся труппой А. и М. Моро Лин) и 1891-97. В 1891 Г. становится во главе труппы, которая получает его имя. К первому периоду относятся:

"Семейные ссоры" (1872), "Разорение одной семьи" (1872), "Возлюбленный бабушки" (1875), "Глаза сердца" (1879), "Мама никогда не умр„т" (1880) - семейно-бытовые комедии, в большинстве случаев сентиментальные, с искусственным оптимистич. концом. Значительно интереснее и глубже комедии второго периода, в к-рых Г. разоблачает лицемерие и ложь бурж. семейных отношений ("Семья святого", 1892), оплакивает "добрую старую" Венецию ("Светлейшая", 1891) п показывает, что на смену патриархальным нравам приходят эгоизм и корыстолюбие капитали-стич. мира ("Основа всего", 1894).

Лит.: Морозов П. О., Драматическая литература и театр в Италии со времени ее политического возрождения, в кн.: Сборник историко-театральной секции, т. 1, П., изд. ТЕО Наркомпроса, 1918, с. 1-35; Gallina G., Dal Groldoni al Gallina,

Cividale, 1904; F i l i p p i L.. O. Gallina, Venezia, 1913; T o n e l l i L., Il Teatro di G. Gallina, "Nuova Antologia", Roma, 1930, 16 genn., fase. 1388; Pullini G., Teatro veneto di G. Gallina, "Belfagor", Messina-Firenze, 1954, ј 4. p. \

ГАЛЛИС, Леонид Павлович [р. 29.XII. 1911 (11.1.1912)]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1935 окончил Гос. экспериментальный театр. техникум им. Bc. Мейерхольда. В том же году начал проф. сценич. деятельность в т-ре Мейерхольда. С 1938 - в труппе Моск. т-ра им. Ермоловой. Обладая мастерством перевоплощения, Г. органически сочетает в сво„м творчестве жизненную правду с яркой и острой театр. формой. Создал выдающиеся образцы грима. Роли: Оливер ("Как вам это понравится"), Красавин ("Далеко от Сталинграда" Сурова), Басов ("Дачники"), Мулин ("Невольницы" Островского), Хог ("Европейская хроника" Арбузова), Филимонов ("Пролог" Штейна), Пьер Массубр ("Мольба о жизни" Деваля), Реджеб-бей ("Чудак" Хик-мета), Фомин ("Обоз второго разряда" Давурина) и др. Снимается в кино. С. Г.

ГАЛЛЬ (Gali), UBO (1.IV. 1890-12.II.1959)- польский театральный художник, режиссер, театральный деятель. Обучался в краковской Академии художеств. а затем в Берлине и Вене. Сценич. деятельность начал в 1914 в качестве декоратора. В 1922-27 был руководителем декорационной части и режиссером т-ра "Редута", созданного Ю. Остэрвой. Оформлял спектакли "Судьи" Выспянского, "Заколдованный круг" Наделя, поставленный им совм. с Э. Верциньским "Сон" Крушевской и др. С 1928 руководил в Вильне Еврейской студией. В 1931-32 работал художником в варшавском т-ре "Атенеум" (оформил спектакли "Месть" Фредро, 1931, и др.). В дальнейшем - директор т-ра в Ченстохове (1933-35), т-ра "Повшехны" в Варшаве (1936), им. Богуславского в г. Калиш (1937), где пост. и оформил спектакль "Роза" Жеромского. В годы оккупации Польши (1940-45) руководил конспиративной театр. студией. После освобождения Польши Г.- директор т-ров в Гдыне, Гданьске, Сопоте. ,С 1956 был режиссером "Старого т-ра" в Кракове. Наиболее значительные работы Г. в эти годы - пост. и оформление спектаклей: "Как вам это понравится" Шекспира (первая премия на фестивале шекспировских пьес, 1947), "Балладина" Словацкого (1948); оформление спектаклей "Мнимый больной" (1948, Гдыня), "Вишн„вый сад" (1949), "Тысяча отважных" Роев-ского (1951) в Т-ре им. С. Ярача в Лодзи. В сво„м творчестве Г. следовал идеям С. Выспянского о поэтич. и синтетич. т-ре, объединяющем различные жанры, слово и музыку. Гл. задачу декоративного оформления спектакля он видел в такой организации сценич. пространства, к-рая давала бы максимум свободы актеру.

Соч.: Budowniczy Ua scenicznego, Warsz., 1937. Лит.: Strzelecki Z., Iwo Gali budowniczy teatru, "Teatr", 1959, JsTs 6, c. 18-21. Б. Рос.

ГАЛСТЯН, Ваган Георгиевич (р. 12.IV.1884) - армянский советский актер. Засл. арт. Груз. ССР (1939). Сценич. деятельность начал в Тифлисе в 1903. Один из основателей (1921) и актер Арм. т-ра драмы в Тбилиси. Роли: Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде), Тихон ("Гроза"). Создал образ В. И. Ленина ("Кремл„вские куранты" Погодина). Б. А.

ГАЛУППИ (Galuppi), Бальдассарре (18.X.1706, остров Бурано, близ Венеции, -3.1.1785, Венеция) - итальянский композитор. Музыке обучался у А. Лотти в Венеции. В юности приобр„л известность как исполнитель на чембало и композитор (первая опера "Друзья-соперники", 1725). С 1726 Г.чембалист т-ра во Флоренции, в 1741-43 - в Лондоне, где работает также как капельмейстер и дириж„р. Возвратившись в Венецию (1748), Г. становится капельмейстером собора св. Марка и, с 1762, директором консерватории.

Заво„вывает вс„ большее признание как театр. композитор своими операми, мн. из к-рых написаны для т-ров различных городов Европы. Значительная часть опер Г. написана на сюжеты Метастазио (18)"Александр в Индии" (1738, Мантуя), "Адриан в Сирии" (1740, Турин), "Покинутая Дидона" (1741, Моде-на), "Антигона" (1746, Лондон), "Олимпиада" (1747, Милан), "Деметрий" (1748, Вена), "Артаксеркс" (1749, Вена), "Эцио" (1757, Милан), "Король-пастух" (1758, Милан) и др., и Гольдони (20)- "Густав I, король Швеции" (1740, Венеция), "Аркадия на Бренте" (1749, Венеция), "Граф Карамелла" (1749, Верона), "Лунный мир" (1750, Венеция), "Деревенский философ" (1754, Венеция), "Свадьба" (1775, Болонья), "Певица" (1756, Рим) и др. К числу других наиболее значительных опер Г. принадлежат "Доринда" (1729, Венеция), "Пенелопа" (1741, Лондон), "Сципион в Карфагене" (1742, Лондон), "Сила любви" (1745, Венеция) и др.

В 1765 по приглашению Екатерины II Г. работал в Петербурге в качестве оперного и балетного придворного композитора и капельмейстера, а также директора придворной певческой капеллы. В эти годы в России с успехом ставились оперы Г. "Царь-пастух" (1765), "Дидона" (1768), "Ифигения в Тавриде" (1768) (все в Петербурге), "Деревенский философ" (1774, Москва). Г. способствовал развитию рус. муз. т-ра, был учителем ряда рус. композиторов, в т. ч. Д. M. Бортнянского.

По возвращении из России (1768) Г. до 1773 написал неск. комич. и др. опер для различных венецианских т-ров, в т. ч. "Лунная любовь" (1770), "Монтесума" (1772), "Служанка любви" (1773). Всего Г. написано 112 опер. В последние годы жизни посвятил себя исключительно сочинению ораторий и хоровых произв. Г.- один из наиболее ярких представителей венецианской оперной школы, он вн„с значительный вклад в развитие итал. оперы. Среди совр. ему композиторов Г. выделялся богатым мелодич. даром, гар-монич. и ритмич. разнообразием муз. языка; его произв. близки венецианской песне. Г. значительно расширил функции и возможности оперного оркестра, гл. обр. в аккомпанементе речитатива.

Лит.: Della Corte A., Baldassare Galoppi, profilo critico, Siena, 1948; Boiler t W., Die Buffoopern Baldassare Galuppis, В., 1935. Р. .

ГАЛФАЯН, Карапет (31.XII.1877-18.IX.1920)- армянский актер. Сценич. деятельность начал в 1897. С 1899 играл в Константинополе (Стамбул), выступал во многих городах Закавказья, во Франции (Париж, 1899). Исполнял гл. обр. трагедийные роли -Отелло и др. После П. Адамяна Г.второй исполнитель роли Гамлета на арм. сцене. С. Мел.

ГАЛЬВАНИ, Джакомо (Яков Николаевич) (1.XI.1825 - 7.III.1889) - русский вокальный педагог. По национальности итальянец. Учился в ун-те в Болонье; брал уроки пения у Тадолини. В 1869- 1887 - проф. Моск. консерватории. Воспитал многих рус. певцов [А. Антоновский, С. Власов, М.Коровина, А. Больска (Скомпская), С. Трезвинский, А. Успенский и др.]. На первом представлении оперы "Евгений Онегин" в Моск. консерватории (1879) гл. партии пели ученики Г.- М. Климентова, С. Гилев, М. Медведев и др. Г. - автор работы "Observations pratiques sur Porgane de la voix" (M., 1882), в к-рой он пропагандирует традиции старой итал. школы.

Лит.: Амфитеатрова-ЛеЕицкая А. Н., Первый спектакль "Евгения Онегина", в кн.: Чайковский и-театр. Статьи и материалы, под ред. А. И. Шавердяна, M.-Л.,

ГАЛЬДОС - см. Перес Галъдос, Б.

"ГАЛЬКА" ("Halka") - опера С. Монюшко, либр. В. Вольского по новелле К. Вуйцицкого "Горянка". Пост. в первой (двухактной) редакции 1 янв. 1848 в Вильно группой любителей. В окончательной (четыр„х актной) редакции пост. 1 янв. 1858 в Варшаве (Галька - Риволи, Ионтек - Добрский, Януш - Кэйлер, Стольник - Трошель; дириж„р Мо-нюшко). 4 февр. 1870 пост. в Мариинском т-ре (рус. перевод П. Куликова; Галька - Платонова, Ионтек - Комисаржев-ский, Януш - Мельников, Стольник - Кондратьев; дириж„р Направник). 6 сент. 1898 пост. в Новом т-ре, Москва (Галька- Салина, Ионтек - Собинов; дириж„р Альтани).

На сов. сцене пост. в 1949 в Филиале Большого т-ра (Галь' ка - Соколова, Ионтек - Нэлепп, Софья - Масленникова, Януш - Лисициан; дириж„р Кондрашин, реж. Покровский, худ. Петровский и Сапегин, хормейстеры Шорин, Рыбнов и Савва, балетмейстер Вайнонен). Пост. в т-рах Львова (1948), Ташкента (1949), Киева (1950), Уфы (1951), Вильнюса (1951), Харькова (1953) и др.

И з да н и я.-Партитура и клавир, Warsz., Gebethner i Wolff, [1858]; нов. изд. партитуры, Krakow, 1951-1952; рус. изд. клавира, пер. Н. И. К. [Н. Куликова], М., Юрген-сон. [18823. Н.Гр.

ГАЛЬПЕРИН, Михаил Петрович (25. III. 1882- 3. X. 1944) - русский советский драматург-либреттист и переводчик. Окончил Киевскую консерваторию. Лит. деятельность начал в 1910. В 1920 впервые выступил как либреттист в Муз. студии MX Т (с 1926- Муз. т-р им. Немировича-Данченко, Москва); создал для этого т-ра новые либретто оперетт "Дочь мадам Анго" Лекока (1920), "Перикола" Оффенбаха (1922), "Джонни" Кшенека (1929, совм. с Геркеном) и др. Г. написал также новые либретто оперетт "Продавец птиц"Целлера и"Герцогиня Геролыптейнская" Оффенбаха (1934, 1937, Моск. т-р оперетты), либретто оперы "Шахсенем" Глиэра (1927, Т-р оперы и балета им. Ахундова, Баку), новый текст муз. комедии "Соломенная шляпка" (1927, Муз. т-р им. Немировича-Данченко; 1938, Моск. т-р оперетты). Г. принадлежат переводы пьес "Два веронца" Шекспира, "Уриэль Акоста" Гуцкова и др.

rAnbnEPT(Halperfcowa) (урожд.-Жуч к ов екая), Леонтина (14.IV.1803-19. III. 1895)- польская актриса. В 1821 дебютировала на сцене Нац. т-ра в Варшаве; в 1824 была принята в труппу этого т-ра. В 1830-32 играла во Львове и Кракове, после чего вернулась в Нац. т-р, где работала до 1851. Обладала большим дарованием и благоприятными сценич. данными. Пользовалась успехом в трагедиях, в ролях Иоанны ("Орлеанская дева"), Гермионы ("Андромаха" Расина) и др. Позже выступала в комедиях и мелодрамах, преобладавших в репертуаре польского т-ра. Роли: Эльвира ("Муж и жена" Фредро), Женни ("Сумасшедшая" Денуайе и Жеро), Рита ("Рита-испанка" Денуайе) и др. Своей исполнительской и педагогич. деятельностью (в варшавской драм. школе, 1845-47) Г. способствовала отходу L от псевдоклассич. пафоса в декламации.

Лит.: Swietlicka H., Leontina Halpertowa, Warsz., 1958.

ГАЛЬЯНО (Cagliano), Марко да (ок. 1575-24.11. 1642) - итальянский композитор. Музыке обучался во Флоренции у Л. Бати. Творч. деятельность начал в 1600. Автор опер "Дафна" (1608, Мантуя), "Медора" (совм. с Я. Пери, 1619, Флоренция), "Флора" (1628, Флоренция), мотетов, мадригалов (в т. ч. 6 книг мадригалов, включающих также музыку, исполнявшуюся во время маскарадов и интермедий, 1602-17) и др. соч. Опера "Дафна" (по "Метаморфозам" Овидия)- один из лучших образцов итал. оперного иск-ва 17 в.; содержит элементы комич. оперы. В 1607 Г. основал

"Академию Возвышенных", членами к-рой были известные музыканты и певцы Флоренции.

Лит.: Vogel E., Marco da (ragliano..., "Vierteljahrsschrift fur Musikwissenschaft", 1899; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton (New Jersey), 1949.

Bc. Т., Иг. Ф.

ГАМБАШЙДЗЕ, Шалва Ксенофонтович [20.VII (l.VIII). 1899 - 18.V.1955] - грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1939). Член КПСС с 1940. Депутат Верх. Совета Груз. ССР 1-го, 2-го и 3-го созывов. Род. в Зестафони (Грузия) в семье священника. После окончания Кутаисского реального уч-ща (1917) учился в драм. студии в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1920 в Батумском т-ре. С 1921 - актер Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В 1928 вступил в труппу Кутаисского т-ра (впоследствии Т-р им. Марджанишвили в Тбилиси), в 1937-47 был директором и художеств. руководителем этого т-ра. Ученик К. А. Марджанишвили.

Г. создавал яркие жизненно правдивые образы, отмеченные теплотой, задушевностью, внутренним благородством, монументальной целостностью. Среди ролей Г.: Эстеван ["Фуэнтеовехуна" ("Овечий источник"), 1922 ], Американец ("Американский дядюшка" Шиукашвили, 1926), Какута, Мельник ("Квар-кваре Тутабери" Какабадзе, 1929), де Сильва ("Уриэль Акоста" Гуцкова, 1929), Отелло (1932), Бородин ("Страх", 1932), Арчил ("Сломанный мост" по Чав-чавадзе, 1935), Соломон ("Соломон Исакич" Медж-гануашвили, по Ардазиани, 1940), Кутузов ("Багратион" Самсония, 1944), Макферсон ("Русский вопрос", 1947), Голетиани ("На набережной" Патарая, 1950), Городничий (1951), Алан ("Честь семьи" Мух-тарова, 1953), Шрусбери ("Мария Стюарт", 1955). Г. пост. спектакли: "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938), "Укрощение строптивой" Шекспира (1944). Снимался в ряде фильмов ("Последний маскарад", "Георгий Саакадзе"). Г. Бух.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница