Наши партнеры

Выгодно авто по подписке в москве стоимость в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 101)


ГАРСЙА ЛОРКА (Garcia Lorca), Федерико (5.VI. 1898-19.VIII.1936) - испанский поэт и драматург. После окончания Гранадского ун-та переехал в Мадрид и обратился к лит. деятельности. В 30-х гг. Г. Л. примкнул к группе передовых писателей, объединившихся вокруг антифашистского журнала "Октубре", стал членом Ассоциации друзей Советского Союза и Союза антифашистской интеллигенции. Фашистский мятеж 1936 застал Г. Л. в Гранаде; он был арестован и расстрелян фашистами.

К драматургии Г. Л. обратился с самого начала лит. деятельности, уделив ей преимущественное внимание в зрелый период. Первый дра-матургич. опыт Г. Л.-пьеса-сказка "Волшебство бабочки" (1920,т-р "Эслава", Мадрид). В этой пьесе, написанной в символико-аллегорич. форме, Г. Л. выражал романтич. протест против мещанской пошлости и эгоизма бурж. общества. Последующие годы были периодом исканий и усвоения опыта гуманистич. исп. театра 17 в., нар. театр. традиций. Героико-романтич. драма "Марьяна Пинеда", названная Г. Л. "народный романс в тр„х эстампах" (1925; труппа М. Ксиргу, Барселона, 1927), посвящена гранадской патриотке, казн„нной в 1831 за участие в антиправительственном заговоре. Пьеса прозвучала как вызов режиму диктатуры и пользовалась большим успехом. В духе андалусского народно-ко-мич. спектакля написан "жестокий фарс" "Чудесная башмачница" (1930, пост. в сокращ„нном варианте в т-ре "Эспаньоль", в 1933 - полностью труппой Л. Мембривес в Буэнос-Айресе), в жанре нар. трагедии - пьеса "Любовь дона Перлимплина" (1931, пост. 1933), в жанре фарса для кукольного т-ра- "Балаганчик дона Кристоваля" (1931; т-р "Ла Таррум-ба" в Мадриде, 1935). Особняком стоит символико-аллегорич. пьеса "Когда пройдет пять лет" (1931), воплотившая присущее Г. Л. трагич. ощущение бурж. действительности.

К началу 30-х гг. ч„тко сформировались взгляды Г. Л. на задачи т-ра. Наиболее полно он сформулировал их в своей речи "О театре" (1935), в к-рой, резко осуждая губительное влияние капиталистич. отношений на совр . исп. т-р, требовал создания "т-ра социального действия", призванного воспитывать широкие массы народа. Осуществляя эту программу, Г. Л. в 1931-33 возглавил студенческий т-р "Ла Баррака" (см. Баррака"). Пьесы Г. Л., созданные в эти годы, отвечали программе "т-ра социального действия". Таковы его драмы: "Кровавая свадьба" (1933, т-р "Беатрис", Мадрид), "Иерма" (1934, т-р "Эспаньоль", Мадрид), "Донья Росита, или Язык цветов" (1935, труппа М. Ксиргу, Барселона), "Дом Бернарды Аль-бы" (1936; т-р "Авенида", Буэнос Айрес, 1945).

Драматург-гуманист, Г. Л. утверждал, что человек должен следовать законам природы, но бурж. общество с неизбежностью толкает его на искажение этих законов и это влеч„т за собой трагедию, приобретающую социальный характер. В "Кровавой свадьбе" любящие расстаются, ибо один из них беден. Но "голос крови", природы оказывается сильнее, юноша похищает свою возлюбленную из-под венца и гибнет. В "Иерме" источником трагедии оказывается жажда материнства, сталкивающаяся с миром корыстных расч„тов. В "Доме Бернарды Альбы" деспотизм матери-ханжи, пытающейся подавить естественные стремления дочерей к любви и счастью, приводит к трагической гибели одной из дочерей и распаду семьи. В "Донье Росите" Г. Л. показал увядание девушки, обманутой в любви. Пьесы Г. Л., новаторские по своим идейно-художественным качествам, пронизаны ненавистью к миру наживы, с любовью рисуют образы простых людей, близких к природе. Для творчества Г. Л. характерно сочетание реалистич. деталей с романтич. пафосом страстей, типич. характеров с аллегорич. фигурами и символикой; он широко использует живописные и звуковые образы.

Драматургия Г. Л. пользуется широкой популярностью, его пьесы идут на сценах прогрессивных т-ров многих стран мира. В СССР пост. "Чудесная башмачница" (1940, т-р "Ромэн", Москва, и т-р в Чарджоу), "Кровавая свадьба" (1939, т-р "Ромэн" и Сухумский т-р, 1947, Батумский т-р), "Марьяна Пинеда" (1959 т-р "Ромэн"), "Дом Бернарды Альбы" (1959, Моск. т-р им. Станиславского).

Соч.: Obras completas, v. 1-8, B. Aires, 1938-46; 2 ed." 1948-49; Obras completas, 3 ed., Madrid, 1957; в рус. пер.- Театр. М., 1957.

Лит.: В a b i n M. Т., Garcia Lorca. Vida y obras, N. Y." [1955]; A. de la Guardia, Garcia Lorca. Persona y creacion, B. Aires, 1944; A. del Rio, Federico Garcia Lorca. Vida y obras, Saragozza, 1952; Machado Bonet O., Federico Garcia Lorca. Su produccion dramatica, Montevideo,1951; Nourissier F., F. Garcia Lorca, dramaturgo, Р., 1955. 3. Л.

ГАРТМАН (Hartmann), Карл Амадеус (р. 2.VIII. 1905) - немецкий композитор. Родился в семье художника. Музыке обучался в Мюнхенской муз. академии у И. Хаас; совершенствовался у Г. Шерхена и А. Веберна. Творч. деятельность начал в 1933. Вначале находился под влиянием композиторов-додека-фонистов (гл. обр. А. Ш„нберга), но затем отош„л от них и выработал собственный стиль. Г. принадлежит известная опера "Юность Симплициссимуса" (соч. в 1934, пост. в 1949, либр. Гартмана, Г. Шерхена и В. Петуэта) по роману Я. Гриммельсхаузена из истории Тридцатилетней войны. Опера проникнута ненавистью к жестокостям войны, гуманистическими настроениями, критикой соц. несправедливости. В Германии во времена гитлеризма исполнение оперы, так же как и др. соч. Г., было запрещено. Г. принадлежит также ряд др. соч. в различных жанрах. Л. М.

ГАСАНОВ, Ашраф (р. 24.1.1909) - азербайджанский советский дириж„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1959). Окончил. Бакинскую консерваторию (по оркестровому отделению, 1932), Моск. консерваторию (по дириж„рскому отделению, 1938). С 1932 Г.- дириж„р т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Руководил постановками опер: "Лейли и Меджнун", "К„р-оглы" У. Гаджибекова (1932, 1937), "Ануш" Тиграняна (1956), "Евгений Онегин" (1932), "Русалка" (1934), "Иван Сусанин" (1940), "Пиковая дама" (1956), "Травиата" (1934), "Кармен", "Аида" (1939) и др. С 1949 Г. вед„т класс оперной подготовки Азерб. консерватории в качестве доцента. К. Кае.

ГАСАНОВ, Готфрид Алиевич [р. 18.IV(1.V). 1900]- дагестанский советский композитор. По нац. лезгин. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960), засл. деят. иск-в Даг. АССР (1943). Депутат Верх. Совета Даг. АССР 2-з-го созывов. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию по кл. фп. М. Бариновой. Был одним из организаторов первой в Дагестане музыкальной школы (1926, Буйнакск). В 20-30-х годах выступал как пианист и работал педагогом в Махачкале, Самаре и Ленинграде; с 1935-худ. рук. ансамбля песни и пляски Даг. АССР. Композиторскую деятельность начал в конце 20-х гг. как автор обработок нар. песен и музыки к спектаклям Драм. т-ра им. Горького (Махачкала). В 1937 Г. создал первую дагестанскую оперу "Хочбар" (либр. Н. В. Капиевой по народной легенде), основанную на лит.-муз. фольклоре Дагестана. С 1943 Г.-зав. муз. частью Кумыкского т-ра драмы; написал музыку ко мн. спектаклям т-ра, в т. ч. "Хочбар" (1933), "Айгази" (1943) Салаватова, "Анда-лал" М. Хуршилова и др. Одновременно работал также над детским балетом "Карачач" ("Черноволосая"), к-рый был с большим успехом поставлен коллективом Махачкалинского дома пионеров (1945), и муз. комедией "Юрек Сюйсе" ("Если сердце захочет", соч. 1947). В 1959 закончил работу над муз. комедией "Терек тюпде" ("Под деревом"), выдержанной в стиле народного муз. спектакля. Г. также принадлежит ряд симф., камерно-инструмент., вок. соч., музыка к фильмам, муз.-теоретич. работы и др. Воспитал плеяду талантливых сов. музыкантов (С. Агабабов, Л. Есипо-ва, Ф. Лошакова, Ш. Чапаев, К. Алескеров и др.). Лит.: Говоров С." Г. А. Гасанов, Махачкала, 1949. ГАСКАРОВ, Файзи Адгамович (р. 21.X.1912) - башкирский советский балетмейстер, либреттист. В 1932 окончил хореографич. уч-ще Большого т-ра (Москва). С 1932 года - педагог и балетмейстер башкирского т-ра драмы (Уфа); в 1934-37 - руководитель башк. студии Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1938 создал в Уфе Ансамбль нар. танца и с тех пор является его руководителем. Пост. более 50 оригинальных танцев ("Три брата", "Мой мотыл„к", "Дружба", "Подарок", "Старый Баик", "Жених"). В 1949-50 работал балетмейстером в т-ре оперы и балета в Казани. Пост. балеты - "Доктор Айболит" Морозова, "Зюгра" Жиганова, "Коппелия" Делиба. Написал либретто балетов:

"Зюгра" (муз. Н. Жиганова), "Весенние ветры" (муз. Н. Пейко по одноименному роману К. Наджми), "Горная быль", "Журавлиная песнь" и др. Автор книги "Башкирские танцы" (1958). Д. Б. ГАСКОЙН (Gascoigne), Джордж [1542(?)-77] - английский поэт, драматург. Один из зачинателей драматургии эпохи Возрождения, перенесший на англ. почву достижения итал. гуманистич. драматургии. Учился в Кембридже и в лондонской юридич. школе Грейз-Инн, в к-рой впоследствии преподавал. Г. принадлежит перевод "Подмен„нных" Ариосто и "Иока-сты" Дольче. "Подмен„нные" явились первой комедией в прозе, а "Иокаста" - одной из первых трагедий на англ. яз. (написана белыми стихами). Обе пьесы пост. в 1566 в Грейс-Инн. Г. написал также "трагическую комедию" "Зерцало правительства" (t575). Принимал участие в организации театр. празднества в честь королевы Елизаветы в 1575. Л. А. ГАСМАН (Gassman), Витторио (р. 1.IX.1922) - итальянский актер и режиссер. Учился в ун-те и в римской Нац. академии драм. иск-ва. В 1943 начал проф. сценич. деятельность как актер в театре "Одеон" (Милан). В 1944-48 работал в различных труппах; в 1948-49- в труппе реж. Л. Висконти, исполнял роли Орландо, Троила ("Как вам это понравится" и "Троил и Крессида" Шекспира), Стенлея Ковальского ("Трамвай, называемый желание" Уильямса) и др. Работая гл. обр. под руководством Висконти, Г. вскоре становится одним из крупнейших актеров Италии. Обладая большим трагедийным дарованием, он с благородной сдержанностью и тонкой проникновенностью играет свои лучшие роли: Орест (о. п. Альфьери), Гамлет и Отелло; Эдип ("Царь Эдип" Софокла). В 1949 в Каире Г. впервые выступил как режиссер, осуществив пост. "Привидений". В 1950 создал (вместе с Т. Саль-вини) собственную труппу под названием "Национальный т-р", реорганизованный им (совм. с Л. Скуарциной) в 1952 в "Т-р итальянского иск-ва". В этом т-ре Г. пост. спектакли: "Ромео и Джульетта", "Гамлет" (совм. с Скуарциной), "Отелло"; "Персы" Эсхила, "Царь Эдип"; "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Игрок" Бетти, и др. В сезон 1959-60 по инициативе Г. начал деятельность "Итальянский народный т-р" в Риме (первый спектакль - "Адельгиз" Мандзони). Для актерского и режиссерского творчества Г. характерны романтические тенденции. Г. принадлежат статьи по вопросам т-ра, в к-рых он выступает за создание постоянных т-ров, за целостность актерского ансамбля, за утверждение иск-ва режиссера - интерпретатора замысла драматурга. С 1947 Г. снимается в кино (в фильмах "Горький рис", "Война и мир" - Анатоль Курагин, "Рапсодия" и др.). Ал. С.

"ГАСПАРОН" ("Gasparone") - оперетта к. Милл„-кера, либр. Ф. Целля и Р. Жене. Пост. 26 янв. 1884, Вена последующие постановки: Дрезден, 1884; Берлин, 1884, 16 апр 1885 (200-е представление), 1931; в дР. городах: Прага, 1884 Будапешт, 1884; Нью-Йорк, 1885; Базель, 1885; Стокгольм 1885; Страсбург, 1886; Роттердам, 1886; Варшава, 1886; Загреб, 1888; Милан, 1889; София, 1893; Мехико, 1893; Копенгаген, 1897. В России пост. на нем.яз.: в Москве - 1885, в Петербурге - 1889. На сов. сцене пост. 16 авг. 1948, Ленингр. т-р музыкальной комедии. Рус. текст Полякова (реж. Полячек" дириж„р Фурман, худ. Ананьян, балетм. Фенстер).

И з д а н и я.- "Г.", Hamburg, A. Cranz, [s. a. ]. п. 1 р. ГАСПАРЯН, Гоар Микаеловна (р. 12.II.1922)- армянская советская артистка оперы (колоратурное сопрано). Народная арт. СССР (1956). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 5-го созыва. До 1948 жила в Египте, где получила муз. образование под руководством проф. В. Кар?о и проф. Э. Фельдман. В 948 переехала в Арм. ССР. С 1949 Г.- солистка Т-ра оперы и балета им. Спен-диарова (Ереван). Гастролирует по мн. городам СССР; выступала в Польше, Румынии и др. странах.

Г. обладает красивым голосом серебристого тембра, особенно эффектно звучащим в верхнем регистре, что позволяет ей исполнять труднейшие колоратурные партии. В репертуаре Г. значит. место занимают партии в операх арм. композиторов: Гоар ("Героиня" Степаняна, Ст. пр. 1951), Ануш, Шу-шан ("Ануш", "Давид-бек" Тиграняна), Ка-ринэ, Олимпа ("Кари-нэ", "Аршак II" Чуха-джяна). Г.известна также как выдающаяся исполнительница классич. репертуара. Партии: Шемаханская царица ("Золотой петушок" Римского-Корсакова), Прилепа*("Пи-ковая дама"), Линда ("Линда ди Шамуни" Доницетти), Динора (о. п. Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Розина ("Севильский цирюльник"), Лак-ме (о. п. Делиба), Виолетта, Джильда ("Травиата", "Риголетто") и др. Вед„т широкую концертную деятельность. Л. M'.

ГАССЕ, Х а с с е (Hasse), Иоганн Адольф (25.III. 1699, Бергедорф, близ Гамбурга, -16.XII. 1783, Венеция),-немецкий композитор. Род. в семье органиста П. Гассе. Музыке обучался у отца; пел в хоре. В 1718 выступил как оперный певец (тенор) в Гамбурге, в 1719-в Брауншвейге, где начал композиторскую деятельность, сочинив и поставив оперу "Антиох" (1721, Брунс-вик). С 1722 Г. жил в Неаполе, где совершенствовался под руководством Н. Пор-поры и А. Скарлатти. Здесь же он познакомился с П. Ме-тастазио и с тех пор писал почти все оперы на его либретто. Своими многочисл. произв. (св. 50), написанными в 20-х гг., Г. заво„вывал славу в Италии и во всех европ. столицах. В 1731-64 Г.- капельмейстер придворной капеллы в Дрездене, где пост. большинство своих опер, лучшей исполнительницей к-рых была жена Г.- певица Ф. Бордони-Гассе. Среди опер этого периода выделяются "Артаксеркс" (1730, Венеция), "Покинутая Дидона" (1742, Хубертусбург), "Арминий" (1745, Дрезден), "Демофонт" (1748, там же), "Адриан в Сирии" (1752, там же), "Солиман" (1753, там же), "Олимпиада" (1756, там же), "Зенобия" (1761,Варшава). Гастролировал в Англии, Италии, Франции, Австрии. С 1764 жил в Вене, где писал оперы для придворного т-ра, представляя итал. традиционную оперу, противостоящую реформам Глюка. В конце 60-х гг. Г. сближается с реформаторскими кругами; в 1773 переселяется в Венецию. В числе последних опер Г. - "Эгерия" (1764, Вена), "Ромул и Эрсилия" (1765, Иннсбрук), "Руджеро" (1771, Милан) и др. Г.- один из крупнейших представителей итал. оперы-сериа; возглавлял т. н. вторую неаполитанскую школу. Сохраняя традиции оперы-сериа (этичные, средневековые сюжеты, отсутствие ярких сценических характеров), Г. достигал в своих операх мелодичности, раскрытия богатых возможностей человеческого голоса, выразительности драматич. речитатива и мастерской оркестровки. Оперы недолго сохранялись в репертуаре т-ров, однако творчество композитора оказало значит, влияние на многих композиторов последующего поколения, в т. ч. на И. Наумана, Г. Фог-лера и др. Помимо опер, Г. принадлежат также оратории, мессы, инструмент., вокальные и др. соч.

Лит.: Z е 1 1 е г В., Das Recitativo accompagnato in den Opern J. A. Hasses, Halle, 1911; G- е г b e r R., Der Operntypus J.A.Hasses und seine textlichen Grundlagen, Lpz., 1925. Ц, Коп.

ГАССЬЕ (Gassier), Эдуар(ЗО.У1П. 1820- 18.XII.1872)- французский артист оперы (бас-баритон). В 1844 окончил Парижскую консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Париже в 1845. В течение ряда лет был одним из ведущих солистов Итал. оперы в Париже. Одновременно гастролировал в Италии (Палермо, Милан, Венеция), Австрии (Вена), Испании (Севилья, 'Барселона). В 1849-52-солист мадридской оперы. В 1855-71 выступал в т-ре "Друри-Лейн" иКоро-левском т-ре в Лондоне. Партии: Тоас ("Ифигения в Тавриде" Глюка), Фигаро ("Свадьба Фигаро" Моцарта), Педж ("Виндзорские проказницы" Николаи), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Лаэрт ("Миньон" Тома), Фигаро ("Севильский цирюльник" Россини), Фернандо, Фра-Мелитоне ("Трубадур", "Сила судьбы" Верди) и др. Л. М.

ГАСТРОЛЬ (нем. Gastrolle, от Gast - гость и Rolle - роль) - выступление артиста (коллектива) вне места его постоянной деятельности - в другом районе, городе, стране. С 18 и особенно со 2-й пол. 19 вв. большое распространение получают индиви* дуальные Г. актеров, гл. обр. столичных т-ров, выступавших с исполнением своих лучших ролей в спектаклях т-ров других городов. Гастрольной деятельностью издавна занимались крупнейшие актеры мирового т-ра всех жанров: И. Ф. Брокман, Ф. Л. Шредер, К. Нейбер, И. Ф. Флекк, Л. Девриент, К. Зейдельман, Г. Зонтаг, Ф. Гаазе, Э. Поссарт, Л. Барнай, И. Кайнц, М. Ж. Фавар, Ф. Ж. Тальма, Э. Рашель, М-ль Жорж, М-ль Марс, В. Дежазе, М. Ф. Малибран, М. Тальо-ни, Ф. Эльслер, П. Виардо-Гарсиа, А. Жюдик, И. Ле-винский, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли, А. Моисеи, Г. Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини, A. Ma-зини, Э.Цаккони, Э.Новелли,Галли-Курчи, Титта Руф-фо, Т. Даль Монте, К. Гризи, А. Патти, Э. Дузе, Э. Ка-рузо, М. Баттистини, Д. Гаррик, Г. Ирвинг, Э. Кин, X. Притчард, Э. Терри, Э. Т. Бутс, Т. Джефферсон, А. Олдридж, А. Дункан, И. Майкес, М. Герреро, Е. Моджеевская, А. Дидур и мн. др. Выступая, помимо своих т-ров, на сценах др. стран, эти гастрол„ры способствовали укреплению международных театр. связей и тем самым взаимно обогащали театр. культуру своих стран.

Большую гастрольную работу вели выдающиеся представители русского т-ра: М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, А. Е. Мартынов, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Садовские, С. В. Шумский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, А. П. Ленский, А. И. Южин и мн. др. актеры-гастрол„ры выступали гл.обр. в крупных провинциальных городах: Воронеж, Калуга, Рязань, Казань, Самара, Курск, Харьков и др. Значит, место в истории Г. занимали также летние спектакли в пригородах столиц, в частности под Петербургом (Царское село, Павловск, Озерки, Ораниенбаум и др.; см. Дачный театр. Пригородный театр). Среди гастрол„ров были и актеры, не связанные с определ„нным т-ром, кочевавшие с переменным коллективом или выступавшие в отдельных спектаклях местных трупп. Крупнейшие из них - М. Т. Иванов-Козельский, М. В. Дальский,А. К. Любский, П. Н. Ор-ленев, братья Адельгейм, Н. П. Россов и др.- знакомили зрителей подчас самых отдал„нных уголков старой России с лучшими образцами классич. реперту ара. Виднейшее место среди актеров-гастрол„ров принадлежит выдающимся представителям армянского театрального искусства П. Адамяну и В. Папазяну.

В конце 19 и 20 вв. получила развитие высшая форма Г.- выездные спектакли театров-стационаров с основным составом исполнителей, в полном декорационном оформлении. Выдающуюся роль в становлении театр. культуры старой провинции сыграли гастрольные спектакли Т-ра В. Ф. Комиссаржевской, Передвижного общедоступного драматич. т-ра П. П. Гайдебурова и др. Театральными событиями оказывались часто Г. петерб. т-ров и актеров в Москве и моек. в Петербурге, напр. гастроли В. А. Каратыгина в Москве (1833), позднее МХТ в Петербурге (впервые в 1901) и др.

В сов. время получила развитие и утвердилась система показа лучших спектаклей т-ров во время декад нац. иск-ва, олимпиад, смотров, фестивалей и т. д. Обычным явлением стали Г. столичных т-ров на периферии и лучших т-ров союзных и автономных республик, области, края в Москве, Ленинграде и др. крупных центральных городах; гастроли советских театров за рубежом.

Гастроли русских артистов за границей. Еще в 1764 рус. танцовщик Т. С. Бубликов, посланный за границу для усовершенствования, вскоре сам занял положение ведущего танцовщика в Вене. В 1765 и 1767 первым из рус. драматич. актеров представлял отечественный т-р за границей И. А. Дмитревский. В 1811-15 в Лондоне выступала группа рус. артистов балета под рук. Ш. Дидло. Позднее за границей систематически гастролировали многие выдающиеся деятели рус. иск-ва - балерины: Е. А. Санковская (Германия, конец 30-х гг. 19 в.), Н.К. Богданова (Франция, 1851), Е. И. Андрея -нова (Германия, Англия, Франция, Италия; 1845-46, 1852). В 1867 в Праге дирижировал операми Глинки "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя" композитор М. А. Балакирев; с большим успехом гастролировали по Европе П. И. Чайковский (дирижировавший там своими произведениями), Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. П. Павлова, Е. В. Гельцер и мн. др. Широкую известность получили т. н. "Русс-кие сезоны за границей" С. П. Дягилева (с 1907). В 1875 Моск. общедоступный т-р С. В. Танеева и Ф. М. Урусова показал в Париже пост. "Русская свадьба на исходе XVI столетия" Сухонина (среди участников - Н. К. Милославский и Н. С. Васильева). В 1886 в Берлине в составе нем. труппы гастролировала Е. Н. Горева, игравшая роли Адриенны Яекувр„р (о. п. Скриба и Легуве) и Марии Стюарт. В 1899 в Берлине и Праге выступала М. Г. Савина с группой артистов Александрийского т-ра (Р. Б. Апол-лонский, Ф. П. Горев и др.). Л. Б. Яворская гастролировала во Франции и Англии, П. Н. Орленев - в Германии и США, Т-р В. Ф. Комиссаржевской в США (1908). В 1906 состоялась первая заграничная поездка МХТ (Берлин, Дрезден, Лейпциг, Прага; репертуар - "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, "На дне", "Дядя Ваня" и "Три сестры"; "Доктор Штокман" Ибсена), сыгравшая огромную роль в истории всего мирового театра.

Г. зарубежных актеров в России известны со врем„н Анны Иоанновны: Г. труппы итал. комедии дель арте (1733-35), итал. оперной труппы под рук. Арайи (с 1735), нем. труппы К. Нейбер (1740), франц. труппы Сериньи (1742) и др. С конца 18 в. до последнего десятилетия 19 в. в Москве и Петербурге имелись постоянные итал. и нем. т-ры, в к-рых систематически гастролировали крупнейшие актеры той эпохи. Так, напр., на сцене Михайловского т-ра выступали выдающиеся франц. актеры. С 1893 до начала 1900-х гг. в Москве, Петербурге, Тбилиси периодически играли венские опереточные труппы (Яунера, Целлера, Шпильмана и др.). Из отдельных гастрол„ров Россию посещали М. Жорж (1808-12), М. Тальони (с 1837), Ф. Эльслер (с 1848), Рашель (1854), А Олдридж (с 1858), А. Ристори (1860-61), Л. Барнай (с 1885), М. Баттистини (впервые в 1893), Э. Дузе (с 1891), А. Мазини (с 1893), Т. и Г. Сальвини, В. Цукки, Леньяни (с 90-х гг.), И. Левинский (с 1897), Г. Ирвинг (с 1898), Э. Ка-рузо (с 1900-х гг.), А. Моисеи (с 1912), Галли-Курчи (1914), Сара Бернар, Г. Режан, М. Гай, Лукка и мн. др. Большую роль в истории рус. театр. культуры сыграли гастроли Мей-нпнгенского т-ра (1885, 1890), Датского национального т-ра (1907-08), берлинского "Немецкого т-ра" М. Рейнхардта ("Царь Эдип" с А. Моисеи в заглавной роли, 1912).

Гастроли советских т-р ов и ансамблей за рубежом. В СССР значительно расширился обмен Г. с зарубежными странами. Среди театр. и концертных коллективов, гастролировавших в полном составе за рубежом: МХАТ- США, Германия, Чехия, Швеция (1922-24), Франция (1922, 1937, 1958), Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия (1956), Англия, Польша, Япония (1958, 1959);

Большой т-р Союза ССР - Турция (группа артистов т-ра,

1935), балетные группы Большого т-ра - Франция (1937, 1954, 1958), Польша (1949,1, Китай (1950, 1959), Чехословакия (1950, 1957, 1958), Дания, Греция, Румыния (1955, 1957), Англия (1956), Болгария, Финляндия (1957, 1960), Венгрия, Югославия, Япония (1957, 1958), Турция, Египет, Бельгия, Зап. Германия (1958), США, Канада, страны Латинской Америки, Австралия (1959) и др.; Малый т-р-Польша (1954), Болгария, Румыния (1958); Центр, т-р кукол под рук. Образцова - Польша (1948, 1958), Чехословакия (1949), Венгрия (1950, 1958), Финляндия (1951), Германия (1952), Франция, Англия (1954), Югославия (1957), Румыния (1957, 1958), Китай, Индия (1959),ОАР (1960) и др.; Ленинградский Академич. т-р драмы им. Пушкина-Польша (1951); Ленинградский академич. т-р оперы и балета им. Кирова (балетная труппа)- Франция (1937), Чехословакия (1958), Румыния (1959); Т-р им. Вахтангова - Финляндия (1923), Франция (192 8), Польша (1953, 1960), Чехословакия, ГДР (1957), Болгария (1960)-моек. Камерный т-р - Франция (1923, 1930), Германия (1923, 1925, 1930), Австрия (1925), Чехословакия (1930), США;

Т-р им. Мейерхольда -Германия (1925, 1930), Франция (1930);

Моск. т-р им. Ленинского комсомола - Югославия (1946);

Т-р им. Моссовета - Польша (1952), Болгария (1953), Румыния (1953, 1959); Моск. т-р драмы (ныне им. Маяковского)- Чехословакия, Польша; Укр. академич. т-р им. Франко (Киев)-Польша (1950); Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко - США (1924,1925), Китай (19541955), Франция (балет, 1956), Венгрия (балет, 1959, 1960);

Белорус. т-р им. Янко Купалы (Минск)- Польша (1955);

Ленинградский Малый академич. т-р оперы и балета - Финляндия (балет, 1957); Новосибирский т-р оперы и балета - Китай (1957); Моск. т-р Сатиры - Польша (1958); Т-р оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) - Франция, страны Латинской Америки (балет под руководством Чабукиани, 1958) и др.

Из советских ансамблей и т-ров "малых форм" за рубежом гастролировали (не считая хоров, оркестров, гастрол„ров-одиночек): "Синяя Блуза"-Германия (1927, 1929); Краснознам„нный Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова; Гос. Ансамбль народного танца СССР под рук. И. А. Моисеева; хореографич. ансамбль "Бер„зка" под рук. Надеж диной; Государственный Ансамбль народного танца Грузии под рук. Сухишвили и Рамишвили;

Ансамбль танца Украинской ССР - Вьетнам, Китай (1956). Англия (1958); Гос. ансамбль народного танца Молдавской ССР -Румыния (1954); Ленинградский т-р эстрады и миниатюр под рук. Райкина - Польша (1957), Болгария, Чехословакия (1958); Ансамбль песни и танца Азербайджанской ССР- Китай (1958), и многие другие ансамбли; многочисленные цирковые коллективы по странам Европы, Америки, Азии, Африки.

Гастроли зарубежных т-ров в СССР:

Венская оперетта (1922), Негритянская оперетта под рук. Вуд-данга (1926), Венский кукольный т-р под рук. Молле (192*7), японский т-р "Кабуки" (1928), Немецкая группа молодых актеров (1930), Китайский т-р под рук. Мэй Лань-фана (1935), Чехословацкий кукольный т-р под рук. Скупы (1949), Софийский т-р оперы и балета, Познанский оперный т-р (1953), парижский т-р "Комеди Франсез", Варшавский гос. "Т-р Польски" (1954), Английская драм. труппа под рук. П. Брука театр. компании "Теннент", Пражская национальная опера. Гос. шанхайский т-р Шаосинской оперы (1955), Будапештский т-р оперетты (1955, 1956), франц. Национальный народный т-р под рук. Ж. Вилара, Шанхайский т-р Пекинской муз. драмы, Китайский т-р кукол и теней, амер. оперная труппа "Эври-мен-опера", Югославский драматич. т-р (1956), французский коллектив пантомимы под рук. И. Лореля, Английский кукольный т-р под рук. Элен Освальд, театральная мастерская "Уоркшоп" (Англия), нем. т-р "Берлине? ансамбль", Финская национальная опера, Будапештский т-р оперы, Рум. кукольный т-р "Цэндэрикэ" (1957), балет парижской "Гранд-Опера", Шекспировский мемориальный театр (Стратфорд-он-Эйвон). японский кукольный т-р "Авадзи", Центр. Эксперимент, оперный т-р Китайской Нар. Республики, Пражский центр, т-р кукол, румынский Нац. т-р им. Караджале (1958), Немецкий т-р "Комише опер", Гамбургский драматич. т-р, Итальянский т-р марионеток "Пикколо ди Подрекка", Софийский Гос. муз. т-р им. Македонского (1959), парижский т-р "Вь„ коломбье", итал. т-р "Пикколо", Краковский т-р им. Словацкого, т-р оперы и балета Рум. Нар. Республики, балет Кубы (1960), англ. т-р "Олд Вик" (1961) и др.

Из зарубежных ансамблей и т-ров "малых форм" в СССР гастролировали (не считая хоров, оркестров, гастрол„ров-одиночек): Болгарский гос. ансамбль народной песни и пляски (1950), Польский ансамбль песни и пляски "Мазовше" (1951, 1953, 1958, 1960), Албанский ансамбль народного танца, Художественный ансамбль молод„жи Китайской Народной Республики (1951), Венгерский народный ансамбль песни и пляски, Чехословацкий ансамбль песни и пляски "Слук", Ансамбль чехословацкой армии под рук. Вита Неедлы (1952), Ансамбль песни и танца Корейской Народной армии (1953), Словацкий ансамбль' песни и танца "Лучница", Югославский ансамбль "Коло" (1955), Польский ансамбль "Шл„нск" (1955, 1959), Ансамбль песни и танца им. Эриха В айнерта, Корейская балетная студия под рук. Цой Сын Хи (1956), болгарский танцевальный ансамбль "Светлина", Бомбейская Малая балетная труппа, Венгерский эстрадный ансамбль "Будапештские открытки", ансамбль "Культурная миссия Индонезии", Пражский ансамбль фигурного катания на льду, Польский студенческий т-р "Бим-Бом" (1957), Венский ансамбль "Айсревю" (1957, 195, 1960), Будапештский т-р на льду (1958), американский балет на льду "Холидей он айс" - "Праздник на льду" (1959), Индийский танцевальный ансамбль под рук. Серабхаи (1960), Парижский цирк (1961) и др. 4. Шн.

ГАТОБ (Государственный академический театр оперы и балета) - см. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова.

ГАТРИ (Guthrie), Тирон (р. 2. VII. 1900) - английский режиссер. Ирландец по национальности. В 1924 начал проф. сценич. деятельность как актер в труппе под рук. Дж. Фэгана (Оксфорд). В 1926-30 работал в Белфасте, Глазго, Кембридже, Монреале. В 1931 дебютировал в "Вестминстер т-р" (Лондон), где пост. "Анатома" Брайди. В 1933 впервые выступил как режиссер в т-ре "Олд Вик" (Лондон). В 1939-45 Г. занимал пост управляющего делами "Олд Вик" и "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). Среди значительных пост. Г. в "Олд Вик": "Гамлет" - с Л. Оливье (1937) и с А. Гиннессом (1938), "Мера за меру" - с Ч. Лотоном (1933), "Пер Гюнт" - с Р. Ричардсоном и С. Торндайк (1944), "Тамерлан" - с Д. Уолфитом (1951), "Тимон Афинский" (1952), "Генрих VIII" (1953). Г.- консультант и первый режиссер Шекспировского фестиваля в Стратфорде (Канада), открытого в 1953 пост. Г. "Ричард III". Г. ставит спектакли и для Эдинбургского театр. фестиваля. Осуществил несколько пост. в т-рах Нью-Йорка, в т. ч. "Мария Стюарт"-с Э. Ле Гальенн ("Финикс т-р", 1957). Поставил ряд оперных спектаклей в т-рах "Ковент-Гарден" и "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон), в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Творчество Г. во многом определяет развитие совр. англ. режиссуры, его постановки отличаются яркой театральностью, экспрессивностью, живописностью композиции. Г.- автор ряда пьес, в т. ч. "Верхняя ступенька" (постановка Г. в "Сент-Джеймсес театр", 1950).

С о ч.: Theatre prospect, L., 1932; Opera in English, L., 1945 (совм. с E. Evans, J. Gross, E. J. Dent, N. de Valois); Top of the ladder, L., 1950; Twice have the trumpets sounded, Toronto, 1954; A life in the theatre, N. Y., 1959. ф.

ГАУК, Хаук (Hauk), Минни (16.XI.1852, Нью-Йорк, - 6.11.1929, Трибшен, близ Люцерна, Швейцария) - амер. артистка оперы (сопрано). В концертах начала петь с 12-летнего возраста. Пению обучалась в Нью-Йорке у А. Эррани и М. Стракоша. В четырнадцать лет дебютировала на оперной сцене Нью-Йорка. В 1867 исполнила партию Джульетты в амер. премьере "Ромео и Джульетта" Гуно. В 1868 пела вЛон-доне (т-р "Ковент-Гарден"), затем выступала на оперных сценах Парижа, Петербурга и Москвы (1869-70), Вены (1870-73), Берлина (1874-77), Брюсселя (1878), позже снова пела в Лондоне (1878-95) и США (Чикаго, Нью-Йорк - до 1891). Г. обладала голосом большой силы, богатого тембра и исключительно широкого диапазона (пела сопрановые и меццо-сопрановые партии). Г. прославилась исполнением партии Кармен (исполнила ок. 500 раз), к-рую пела в первых пост. оперы Бизе в Англии и США. Среди других партий Г.:

Церлина, Керубино ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Норина, Лючия, Линда ("Дон Паскуале", "Лючия ди Ламмермур", "Линда ди Шамуни" Доницетти), Розина ("Севильский цирюльник"), Норма, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини), Маргарита ("Фауст"), Виолетта ("Травиата"), Аида; Эльза ("Лоэн-грин"), Манон (о. п. Массне), Миньон (о. п. Тома), Прасковья ("Северная звезда" Мейербера), Катарина ("Укрощение строптивой" Г„ца). В 1891 оставила сцену.

С о ч.: Memories of a singer, L., 1925. Be. T.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница