Наши партнеры

Выгодно прокат авто пермь недорого в компании РексРент.
Подробная информация Купить недвижимость в Испании здесь.

Театральная энциклопедия
(страница 102)


ГАУПТМАН (Hauptmann), Герхарт (15.XI.1862, Оберзальцбрунн в Силезии,6.VI.1946, Агнетендорф в Силезии) - немецкий писатель, драматург. Видный представитель натурализма в нем. лит-ре. Сын небогатого трактирщика в Горной Силезии - потомка си-лезских ткачей, участников восстания 1844. Учился в художеств. школе в Бреславле и в Иенском ун-те. В своих ранних стихах и новеллах Г. отразил трудную жизнь бедноты. Значит. влияние на Г. оказывала рус. литература (в особенности пьеса "Власть тьмы"). Заметное воздействие на проблематику произведений и художеств. манеру Г. оказали также проза и драматургия А. Гольца и пьесы Г. Ибсена, с характерными для них сложными психологическими конфликтами, с темой распада бурж. семьи. Первое драм. произведение

Г.- пьеса "Перед восходом солнца" (1889, театр О. Брама - "Свободная сцена", в помещении Лессинг-театра, Берлин) рисует вырождение семьи разбогатевших мелких буржуа. Правдивое изображение социальных отношений несколько ослабляется характерным для натурализма преувеличением роли биологич. факторов (болезненная наследственность). Герой пьесы - одинокий мечтатель, не способный бороться и отступающий перед действительностью. Эти особенности характера и судьбы были присущи и героям последующих пьес Г.-"Праздник мира", "Одинокие" (обе пост. в 1890 т-ром "Свободная сцена"), "Потонувший колокол", "Флориан Гейер" (обе пост. в 1896 Немецким т-ром, Берлин). Пьесы Г. привлекали демократических и радикально настроенных зрителей присущим им критическим, порой бунтарским началом"

В "Празднике примирения" и "Одиноких" это выразилось в гневном обличении морального вырождения буржуазной семьи, в "Потонувшем колоколе" - в протесте против филистерской повседневности, во "Фло-риане Гейере" - в ярко и правдиво воссозданных картинах крестьянского восстания 15 в. Самым значительным произведением Г. явилась драма Ткачш (1892- 1893, "Новый т-р", и 1893. "Свободная сцена", Берлин), посвящ„нная восстанию силезских ткачей. Преодолевая натуралистич. ограниченность своего творческого метода, Г. создал первое в нем. лит-ре драма-тич. изображение революц. борьбы пролетариата. Субъективно Г. по своим взглядам не выходил за пределы христианского морализма и не был последовательным сторонником революции, однако, искренне сочувствуя восставшим ткачам и правдиво рисуя их героич. образы, он создал революц. произведение, оправдывавшее и возвеличивавшее нар. восстание. Пост. "Ткачей" в Берлине неоднократно запрещалась полицией.

Общественно прогрессивный характер имели и написанные почти одновременно с "Ткачами" комедии Г.:

"Коллега Крамптон" (1891, Немецкий т-р-1892), высмеивающая духовно обнищавшую, опустившуюся часть немецкой интеллигенции, и "Бобровая шуба" (1893, Немецкий т-р) - острая сатира на тупых и самодовольных прусских чиновников и полицейских. Следуя натуралистич. требованиям достоверности, Г. значительную часть этой комедии написал на берлинском диалекте, ввел воровской жаргон. Ощущая ограниченность натуралистич. метода, к-рым он обычно пользовался для воссоздания картин совр. нем. быта, Г. обращается к символич. фантастике, "нео-романтич." легендарным и историч. образам. К ранним пьесам "неоромантич." типа могут быть отнесены" помимо "Потонувшего колокола" и "Флориана Гейера". также "Вознесение Ганнеле" (1894, "Королевский т-р", Берлин), "Шлюк и Яу" (1901, Немецкий т-р), "Бедный Генрих" (1902, Хофбург-театр. Вена). Как в своих романтич., так и в своих натуралистич. пьесах (грань между ними подчас бывает очень неч„ткой) Г. пытается ставить острые вопросы современности. Так, в весьма противоречивой пьесе "Вознесение Ганнеле" (натуралистически воссозданные картины нищеты силез-ской деревни перемежаются в пьесе со сказочно-фан-тастич., а порою и мистич. видениями) отч„тливо прозвучала тема любви и сострадания к обездоленным маленьким людям. Та же тема, сочетающаяся с раскрытием лживости и жестокости, скрывающихся за аристократич. утонч„нностью, выражена в нарочито усложн„нном символистском произведении "Шлюки Яу".

Увлечение символизмом и неоромантикой не помешало Г. находить драматич. конфликты в обыденной жизни простых людей. Так возникли: "Возчик Ген-шель" (1898, Немецкий т-р) - трагедия простого доброго человека, довед„нного женой до самоубийства; "Михаэль Крамер" (1900, "Лессинг-театр")-пьеса, рисующая гибель одар„нного юноши, непонятого и отвергнутого отцом и возлюбленной, "Роза Бернд" (1903, Немецкий т-р) - пьеса о судьбе молодой батрачки, обольщ„нной хозяином и затравленной жестокими и равнодушными людьми. Отдав дань декадентству в пьесах "А Пиппа танцует" (1906, "Лессинг-театр") и "Девицы из Бишофсберга" (1907, "Лессинг-театр"), Г. снова обратился к драмам из реальной жизни: таковы его трагикомедия "Крысы" (1911, "Лессинг-театр"), рисующая уродливый быт городской окраины, и семейная психологич. драма "Бегство Габриэля Шиллинга" (1912, т-р им. Г„те, Лаухштадт). В 1912 Г. была присуждена Нобелевская премия по лит-ре в основном как драматургу.

В годы 1-й мировой войны Г. пытался уйти от острых вопросов современности в область экзотич. истории - в пьесе "Белый Спаситель" (Большой драм. т-р, Берлин, 1920) действие происходит в Мексике в период завоевания е„ испанцами (16 в.); в "Индиподи" (Гос. драм. т-р, Дрезден, 1923) действие разв„ртывается на островах Океании. Вслед за этими пьесами, выдвигавшими отвлеч„нные, нравственные проблемы, Г. снова обратился к реальной действительности. В драме "Доротея Ангерманн" (1926, Йозефштадттеатр. Вена) повторяются мотивы "Розы Бернд". Самое значительное творч. достижение Г. после 1-й мировой войны - реалистич. трагедия "Перед заходом солнца" (1932, Немецкий т-р, Берлин). Тема пьесы - столкновение человека, воплощающего лучшие черты нем. духовной культуры, с представителями корыстной и жестокой нем. буржуазии, как бы предвосхищает наступивший через год гитлеровский переворот, подавивший все проявления гуманизма. Сам Г., однако, не наш„л в себе силы занять последовательно антифашистскую позицию; нек-рое время он даже не препятствовал гитлеровцам использовать его имя в целях фашистской пропаганды. Но в дальнейшем Г. вс„ больше замыкался в сво„м одиночестве, втайне писал гневные и горькие антифашистские стихи. В эти годы он создал трагич. тетралогию на античные темы. Первой была написана 4-я часть "Ифигения в Дельфах" (1941, Гос. драм. т-р, Берлин). Первая часть - "Ифигения в Авлиде", написана в 1943. В ней Г. модернизировал античный миф, выразил в образах древних воинов, одержимых жаждой разбоя и крови, дух нацистской военщины. Во 2-й и 3-й частях "Смерть Агамемнона" (1944) и "Электра" (1945) (обе опубликованы в 1947) осуждение жестокости войны соединялось с настроениями отчаяния, ужаса перед неминуемой гибелью.

В 1945 Г. искренне приветствовал советские войска. Он был избран первым поч„тным председателем "Культу рбунда" - организации, созданной прогрессивной антифашистской интеллигенцией. Многие пьесы Г. вошли в репертуар мирового т-ра. "Ткачи", "Бобровая шуба", "Перед заходом солнца" и нек-рыедр. драмы Г. ставятся т-рами ГДР, ФРГ и др. стран. Наиболее выдающимся исполнителем в пост. пьес Г. на нем. сцене был А. Бассермащ в Австрии его главным пропагандистом был А. Зонненталъ, в Италии - с?. Цаккони. В 1957-58 в ФРГ были экранизированы пьесы "Перед заходом солнца", "Крысы" и "Роза Бернд".

Уже в ранний период творчества Г. его пьесы получили популярность в России. "Перед восходом солнца" пост. впервые в Нижнем Новгороде 9 ноября 1901, В тот же день в "Нижегородском листке" была опубликована статья М. Горького (Собр. соч., т. 23, стр. 328-332), назвавшего эту драму "лучшей из пьес Га-уптмана". "Ганнеле" пост. в 1895 в Петербурге Па-наевским т-ром и в октябре того же года в т-ре Лите-ратурно-артистич. кружка (Петерб. Малый т-р). В 1896 Станиславский пост. "Ганнеле" в Об-ве любителей иск-ва и лит-ры (Москва). Он же готовил постановку "Ганнеле" в 1898 в МХТ, но она была запрещена по требованию московского митрополита. "Одинокие" пост. в МХТ в сезон 1898 (Фокерат - Мейерхольд, Анна - Книппер, Кэте - Андреева); в 1903 спектакль был возобновл„н, Фокерата играл Качалов. "Потонувший колокол" пост. в 1897 (через несколько месяцев после берлинской премьеры) в Александрийском т-ре и в петерб. т-ре Лит.-артистич. кружка. В феврале 1898 "Потонувший колокол" с выдающимся успехом прош„л в Москве в "Обществе любителей иск-ва и лит-ры" (Генрих - Станиславский, Раутен-делейн-Андреева). "Возчик Геншель" в 1899 пост. в Москве одновременно в тр„х т-рах - МХТ, Малом, т-ре Корша. "Михаэль Крамер" пост. в 1900 в МХТ (Михаэль Крамер - Станиславский, Арнольд Крамер - Москвин). "Роза Бернд" - в 1904 в Малом т-ре;

"Шлюк и Яу" в пост. Мейерхольда готовился в 1905 в студии МХТ на Поварской, но зрителям спектакль показан не был вследствие закрытия Студии. Премьера этой пьесы прошла в Москве в 1909 в т-ре Незлоби-на. "Крысы" в 1911 пост. Петерб. Михайловский т-р. "Праздник мира" - одна из первых значит, режиссерских работ Е. Б. Вахтангова в 1-й студии МХТ (1913). В первые годы после Октябрьской революции в сов. т-ре широко идут "Ткачи", в 1918 ими открылся Дом рабочих Петроградской коммуны. Одновременно пьесы пост. в Саратовском т-ре (реж. А. Канин) и в ряде др. городов. В 1918 Замоскворецкий т-р в Москве пост. "Бобровую шубу". "Перед заходом солнца" пост. в 1940 в ленингр. Новом т-ре (Матиас Клаузен - Суш-кевич), в 1941 - в т-ре им. Вахтангова (Клаузен - Глазунов/ Инке Петере - Мансурова), в 1954 спектакль возобновл„н (Клаузен - Астангов), в 1955 пост. в Ленинграде, в Большом драм. т-ре.

Соч.: Das gesammelte Werk, Bd 1-17, В., 1943; Meisterdramen, В., 1950; Ausgewahlte Dramen, В., 1952; то же, Bd 1-4, В., 1956; в рус. пер.- Полное собр. соч., т. 1-2, СПБ, Маркс, 1908 (Прилож. к журн. "Нива" на 1908); Полное собр. соч., т. 1-14, М., 1911-1912; Избранные драмы, М.-Л-, 1930; Пьесы, Л.-М , 1959.

Лит.: Fiedler R." Die spaten Dramen Grerhart Hauptmanns, Munchen, 1954; Gerhart Hauptmann. Hilfsmaterial fur den Literaturunterricbt, B , 1954; H e r i n g G-, F., Gerhart Hauptmann, Essen, 1955; СильманТ. И., Гергардт Гаупт-ман, Л.-М., 1953; Луначарский А. В., Статьи о литературе, М., 1957, с. 655-663; "Культура театра", 1922, Na 1/2 (ст. Луначарского); Мерин г Ф., Литературно-критические статьи, т 2, Л.-М., 1934, с. 346-401; Ю з о в-с к и и Ю., "Перед заходом солнца", "Театр", 1954, ј 4; Гер-харт,Гауптман. Биобиблиографический указатель, М., 1956.

ГАУЧО-ТЕАТР - жанр аргентинского музыкального театра. Назв. получил от песен аргент. крестьян-скотоводов - гаучо. Первые произв. этого жанра принадлежали неизвестным авторам и вошли в сборники песен о нар. героях. В сво„м развитии Г.-т. прош„л 2 этапа. Первый (1818-35) начинается пьесой

"Эпизод из битвы при Майпу", носившей подзаголовок "провинциальная музыкальная драма-комедия", в к-рой солдат, возвратясь в родную деревню, сообщает о победах освободительной армии. В 1823 была пост. ещ„ одна популярная аргент. пьеса из жизни крестьян - "Свадьба Чивико и Панчи" неизвестного автора. Живой нар. язык, музыка способствовали распространению и популярности этого жанра. После прихода в 1829 к власти диктатора Росаса Г.-т. подвергся преследованию цензуры и почти полностью прекратил сво„ существование. Второй этап развития Г.-т. начинается с 1853, со времени создания Республики и принятия конституции. К этому жанру обращаются крупные драматурги. В 1884 - известный аргент. актер X. Подеста пост. пьесу "Хуан Морей-ра" по Э. Гутьерресу; эта постановка ознаменовала возрождение Г.-т. За ней последовали пост. пьес "Хуан Куэльо", "Ч„рный муравей" и др. В наши дни Г.-т. продолжает играть значит, роль в театр. жизни страны. Ал. Р.

ГАФУРЙ, Мажит (наст. имя и фам. - Габдул-мажит Нурганиевич Г а ф у р о в) [20. VII (I. Vili), 1880, Елем Караново,-28. X. 1934, Уфа] - башкирский советский писатель, драматург. Нар. поэт Башк. ССР (1923). Основоположник башк. лит-ры. Род. в семье сельского учителя. Лит. деятельность начал в 1902. Как писатель и обществ, деятель был близок к революц. движению и передовой культуре. Творчество Г. достигло расцвета после Октябрьской революции. В 1926 Г. написал пьесу "Красная звезда" - первое драматич. произведение на совр. тему в башкирской лит-ре. Автор либретто оперы "Рабочий" (1927). Инсценировка повести Г. "Черноликие", пост. в 1938 в Башкирском т-ре драмы в Уфе (авторы инсц. В. Га-лимов и Г. Амири), вошла в репертуар театров республики. Д. Б.

ГАФУРОВ, Махмуджон (р. 1917) - узбекский советский артист оперы (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1949). В 1939 окончил Узб. драм. уч-ще им. Лахути. С 1939 работал в Т-ре муз. драмы им. Мукими. Выдвинулся после исполнения партии Тахира в муз. драме Абдуллы "Тахир и Зухра" (1941). В 1951-53 Г.- солист т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент), с 1953-вновь артист т-ра им. Мукими. Партии: Кадыр, Меджнун ("Гюльсара", "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Бутаджан ("Великий канал" Ашрафи и Василенко) и др. Г. в совершенстве владеет нац. манерой пения, является ярким самобытным исполнителем узб. оперного репертуара. С. М.

ГАХН - см. Государственная академия художественных наук.

ГАЯМОВ, Александр Яковлевич [18(31). III. 1902-28. IV. 1952] - русский советский музыкальный критик и либреттист. По национальности армянин. Обучался в Лазаревском ин-те и в Бакинском ун-те; брал уроки музыки у проф. X. С. Кушнар„ва. Музыкально-критическую деятельность начал в 1923. С 1924 выступал как поэт и драматург. Автор либретто опер "В грозный год" Крейтнера по повести Лермонтова "Вадим" (1952, Саратовский т-р оперы и балета), "Поддубенские частушки" по рассказам Антонова, "Лес шумит" (неоконч.) по повести Короленко, балета "Золотой ключик" Вайнберга по сказке А. Толстого, а также романсов, песен, обработок нар. песен и др. соч.

ГАЯРРЕ (Gayarre), Хульян (9. 1. 1844-2.1.1890)- испанский артист оперы (тенор). Пению обучался в Мадридской консерватории; совершенствовался в Милане у Ламперти. Впервые выступил на оперной сцене в Варезе (Италия) в 1869, после чего пел в различных итал. оперных т-рах, Г. исполнил впервые в Италии партии Тангейзера (о. п. Вагнера, 1872) и Энцо ("Джоконда" Понкьелли, 1876). В 1876 дебютировал в т-ре" Ла Скала", Милан. Среди партий Г.: Надир ("Искатели жемчуга" Визе), Неморино, Фердинанд ("Любовный напиток", "Фаворитка" Доницетти), Фауст, Лоэнгрин; Васко да Гама ("Африканка" Мейербера), Собинин ("Иван Сусанин"; первое исполнение в Англии, 1887) и др. Г. гастролировал во мн. странах Европы (в т. ч. в России в 1873 и 1875), США, Юж. Америке и др. Обладал т„плым, мягким, выразительным голосом. Пользовался славой одного из выдающихся теноров мира. В 1889 основал в Мадриде школу пения. Иг. Ф., Вс. Т.

ГВАРАДЗЕ, Николай Соломонович [р. 16(28). XII. 1883] - грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в 1903 в тифлисском груз. т-ре, к-рым в то время руководил поэт А. Церетели. В 1904-06 Г. работал в Кутаиси, в труппе В. Алекси-Месхишвили, затем в различных т-рах Грузии. В 1931-48 - в Грузинском тюзе (Тбилиси). Г.- актер реалистпч. школы. Среди ролей:

Патара Кахи (о. п. Церетели), Незнамов, Жадов;

Шут ("Король Лир"), Хуциа ("Сурамская крепость" Мтварадзе) и мн. др. Автор мемуаров (1т. 1949, 2 т. 1952). , А. П.

ГВАРАМАДЗЕ, Елена (Лили) Левановна (р. 21. X. 1913) - грузинская артистка балета, искусствовед. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Член КПСС с 1941. Окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Вагановой). В 1930-48 - солистка Т-ра оперы и балета им. 3. Палиашвили (Тбилиси). Партии: Ма-ниже ("Сердце гор" Баланчивадзе), Одетта ("Лебединое озеро"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Эсмеральда (о. п. Пуни). С 1933 занимается лит. и научно-исследовательской деятельностью в области груз. танца. В 1934 окончила юридич. ф-т Груз. ун-та. В 1947 защитила диссертацию на звание кандидата искусствоведч. наук ("К вопросу о происхождении и морфологии грузинского танца"), в 1957 опубликовала труд "Грузинская народная хореография". Т. И

ГВАРИНИ (Guarini), Баттиста (1538-1612) - итальянский поэт. Жизнь и деятельность Г. протекали при дворе в Ферраре и Мантуе. Г.- автор пасторальной трагикомедии "Верный пастух" (1590, пост. при дворе в Мантуе), пользовавшейся в 17 в. большой популярностью и перевед„нной при жизни Г. на все европ. яз. В сво„м творчестве Г. отходит от гуманистич. и реалистич. традиций Возрождения. Трагикомедию Г. отличает излишняя усложн„нность фабулы, жеманная манерность в изображении чувств героев, предвосхищавшая вычурность мелодрамы 17 в. В ходе полемики, развернувшейся вокруг "Верного пастуха", в ответ на упр„ки гуманистов за введение нового, не предусмотренного Аристотелем жанра, и напоминания о том, что драма должна не только развлекать, но и поучать, Г. заявлял, что цель искусства - доставлять эстетическое наслаждение.

Лит.: ApollonioM., Storia del teatro, t. 2, Firenze, 1940; Flora F., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1953; История западноевропейского театра под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956, с. 194-196. р. X.

ГВИН (Gwyn), Нелл (Элеонор) (2. II. 1650-XI. 1687) - английская актриса. В 1665 начала сценич. деятельность в т-ре "Друри-Лейн" (Лондон), сыграв роль Сидарии ("Индийский император" Драйдена). Г. была одной из наиболее популярных актрис своего времени, однако е„ успех определялся гл. обр. обаянием молодости, незаурядными внешними данными. Лучшая роль Г. по отзывам современников - Фло-римела ("Тайная любовь" Драйдена). В 1669 Г. оставила сцену. Факты из жизни Г. (Г. была любовницей короля Карла II) привлекали внимание драматургов, и после е„ смерти о ней был написан ряд пьес, в т. ч. "Милая Нелл из Старого Друри" Т. Кестера (1900, Лондон). Ф. К.

ГВИНИАШВЙЛИ, Гаврил Гаврилович [р. 29. IX (11. X). 1892] - грузинский советский режиссер, педагог, актер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). В 1912 окончил муз.-драм. отделение при Моск. фи-лармонич. об-ве. В 1922-27 работал в муз. студии МХАТ. В 1929-31 и 1948-49 - гл. режиссер Ба-тумского т-ра; пост. спектакли "Дядя Ваня"; "Последние" Горького и др. В 1949-55 - режиссер рус. т-ра им. Грибоедова (Тбилиси). С 1931 вед„т педаго-гич. работу (с 1955 в Тбилисском театр. ин-те). Т. И. ГВОЗДЕВ, Алексей Александрович [9 (21). III. 1887-10. IV. 1939] - русский советский театровед, литературовед, критик и педагог. Окончил Петерб. ун-т (1913). Научной работой занимался с 1920 в Российском ин-те истории иск-в (ныне Гос. научно-ис-следоват. ин-т т-ра, музыки и кинематографии). Г. был основоположником новой дисциплины, не существовавшей в рус. дореволюц. науке,- истории зап.-европ. театра. Проявившиеся в работах Г. ("О смене театральных систем", в сб. "О театре", вып. 1, Л., 1926; "Театр эпохи феодализма", в кн. А. А. Гвоздев и А. Пиотровский, "История европейского театра", М. - Л., 1931, и др.) элементы формализма и вульгарного социологизма были им преодолены в капитальном труде "Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX столетий" (Л.-М., 1939). Выступал также как театр. рецензент, автор работ по балету, театр. иконографии, декорационному иск-ву, устройству сцены. В„л преподавательскую работу: читал курс зап.-европ. литературы в Томском ун-те (1917-20) и Ленингр. педагогич. ин-те им. А. И. Герцена (1920-39).

Соч.: Из истории театра и драмы, П., 1923; Театр имени Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; Художник в театре, М.-Л., 1931; Театр послевоенной Германии, Л.-М., 1933;

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение, М.-Л., 1935; Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М., 1939.

Лит.: Профессор А. А. Гвоздев (1887-1939), "Ученые записки [Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена]", Л., 1939, т. 26 (имеется библиогр. список важнейших работ Г., с. 9-18); Мокульский С. С., A.A. Гвоздев - историк зарубежного театра, в сб.: Театр и драматургия. Труды Государственного научно-исслед. ин-та театра, музыки и кинематографии. Л., 1959, с. 357- 372; Павлова В. А., Библиография работ А. А. Гвоздева, там же, стр. 379-404. Ач. А.

ГВОЗДИКОВ, Михаил Андрианович (1880-1954) - советский театральный художник. Нар. художник Узб. ССР (1945). Учился в моек. Художественном уч-ще (б. Строгановское). В 1901-04 работал в Большом т-ре, с 1904 - в Полтаве и др. городах. В 1934-54 - художник Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Вн„с значит, вклад в развитие театр.-декорационного иск-ва Узбекистана. Оформил первый узб. оперный спектакль "Буран" Ашрафи и Василенко (1939), спектакли - "Князь Игорь" (1935, 1948), "Борис Годунов" (1939), "Черевички" (1949), "Иван Сусанин" (1944), "Фауст" (1940, 1946); "Медный всадник" Глиэра (1950). Декорации Г. отличаются великолепным чувством цвета, сочным колоритом. Работая в тесном содружестве с режиссером, Г. добивался общего образного решения спектакля и конкретности в изображении деталей. А. У.

ГЕ, Григорий Григорьевич (р. 1867-г. смерти неизв.)-русский актер и драматург. Засл. арт. гос. академич. театров. Окончил Петерб. театр. школу Л. Д. Коровякова, где его учителем был М. И Писарев. Сценич. деятельность начал в 1889 в Саратове. Занимал амплуа "первого любовника" во мн. провинц. труппах (Астрахань, Вильно, Воронеж, Харьков). В 1896-97 служил в т-ре Лит.-художеств. об-ва (Суворинский т-р) в Петербурге. В 1897 дебютировал в Александрийском т-ре, играл здесь до конца жизни. Роли: Гамлет, Шейлок, Яго;

Иоанн ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Веррина ("Заговор Фиеско" Шиллера), Канцлер ("Канцлер и слесарь" Луначарского) и др. Написал ок. 20 пьес (гл. обр. мелодрам), шедших на столичных и провинциальных сценах: "Набат" (1897), "Казнь" (1897), "Жан Ермолаев" (1906), "Трильби" (1898, на сюжет одноим. романа Де Морье) и др. А. Кл. ГЕВБЕЛЬ (Hebbel), Фридрих - см. Ф. Хеббелъ.

"ГЕББЕЛЬ-ТЕАТР" ("Hebbel-theater") - см. "Хеб-бель-театр".

"ГЕВАНДХАУЗ" ("Gewandhaus") - концертный зал в Лейпциге. Открыт в 1884 и с тех пор стал постоянным местом концертов лейпцигского симф. оркестра, одного из старейших в Германии. Назв. "Г." происходит от названия зала, в к-ром происходили концерты оркестра с 1781 по 1884 [зал принадлежал фирме, торговавшей материей ("Gewandhaus" - букв. "Дом одежды")]. Оркестр "Г." основан в 1743 и первоначально состоял из 16 чел. В наст. время является одним из старейших и наиболее известных оркестров Европы. Совр. "Г." имеет 2 концертных зала:

Большой (для симф. концертов) и Малый (для камерных). Руководителями и дириж„рами "Г." были:

И. Гиллер, Ф. Мендельсон-Бартольди, Н. Гаде, К. Рейнеке, А. Никиш, В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, Г. Абендрот и др. С 1949 оркестром "Г." руководит Ф. Конвичный.

Лит.: Creuzburg E., Die Gewandhaus-Konzerte zu Leipzig. 1781-1931, Lpz., 1931. H. Kon.

ГЕВАРА (Guevara), Тринидад (1798-1873) - аргентинская актриса. Сценич. деятельность начала в 1815 в т-ре "Колисео" (Буэнос-Айрес), где выступала до 1821. Играла Деву Марию ("Завоевание Гранады") и др. роли (на исп. яз.). Затем стала выступать в операх. Исполняла ведущие партии сопрано. Выступала в Аргентине и др. странах Юж. Америки (Чили - т-р "Колисео", Уругвай - Муниципальный т-р).

Лит.: Artacho M., Noticias para la historia del teatro nacional, B.Aires, [1941 ]. Ал. Р.

ГЕВАРТ (Gevaert), Франсуа Огюст (31. VII. 1828- 24. XII. 1908) - бельгийский композитор и музыковед. Член Франц. академии изящных иск-в (с 1873). Музыке обучался в консерватории в Генте у Соммера и Менгаля. Композиторскую деятельность начал в 1846. Успехом пользовались оперы Г. "Городская комедия" (1849, Гент), "Жоржетта" (1853, "Т-р лирик", Париж), "Записка Маргариты" (1854, там же), "Квентин Дорвард" по В. Скотту (1858, т-р "Опера комик", Париж), "Ч орт на мельнице" (1859, там же), "Два амура" (1861, Баден-Баден), "Капитан Анрио" (1864, т-р "Опера комик", Париж) и др. Оперы Г. обнаруживают тяготение композитора к драматич. ансамблевым и хоровым сценам, насыщенной оркестровке; в то же время ему присуще известное однообразие творч. при„мов. В 1867-70 Г.муз. директор (дириж„р, хормейстер и руководитель по вокалу) т-ра "Гранд-Опера" (Париж). В 1871 сменил Ж. Фе-тиса на посту директора Брюссельской консерватории; в качестве директора Г. стал первым привлекать выдающихся певцов для участия в подготовке бельг. вокалистов. Г. принадлежат также симф., камерные соч., работы в области теории и истории музыки, инструментовки и вокального иск-ва (некрые из них переведены на рус. язык). Рим. пр. (1847).

Лит.: С 1 о s s о n С., Gevaert. ., Brux., 1929. Вл. О. ГЕГА (Gega), Ментор (р. 1924) - албанский артист оперы (бас). Артистич. деятельность начал в

1944, находясь в рядах партизан. С 1953 работает в Т-ре оперы и балета в Тиране. Партии: Эбн-Хакия ("Иоланта" Чайковского), Миха ("Проданная невеста" Сметаны) и др. Гастролировал как оперный и концертный певец в СССР, Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. странах. Д. Аг.

Г‚ГЕР (Heger), Карел (р. 17. VI. 1909) - чехословацкий актер. Засл. арт. Чехословацкой Республики (1959). Род. в Брно в семье кочегара. Работая учителем, занимался театр. иск-вом. По окончании консерватории в Брно вступил в 1946 в труппу Нац. т-ра в Праге. Творчество Г. характеризуется глубиной психологич. раскрытия образа, яркой эмоциональностью. Лучшие роли: Ян Пенкава ("Упрямая женщина" Тыла), Разбойник (о. п. Чапека), Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Оберфорен ("Чортов круг" Циннер), Николае Динери ("Осенний сад" Хелман), Ахмед Риза ("Чудак" Назыма Хик-мета), Вилли Ломен ("Смерть коммивояжера" Миллера), Григории ("Чайка"). Л. Сол.

ГЕГЕЧКОРИ, Георгий Владимирович (р. 23. II. 1923)-грузинский советский актер. Засл. арт. Груз. ССР (1955). Член КПСС с 1948. В 1944 окончил театральный ин-т им. Руставели, с этого же года-актер т-ра им. Руставели (Тбилиси). Роли:

Николае Бараташвили (о. п. Мревлишвили), от автора ("Люди, будьте бдительны" но Фучику), Дон Сезар ("Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннери), Гамлет ("Гамлет"), Человек в мантии ("Такая любовь" Когоута) и др.

Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959.

ГЕДДА (Gedda), Николай (р. 11. VII. 1923) - шведский артист оперы (лирич. тенор). Пению обучался в Высшей муз. школе в Стокгольме. Дебютировал на сцене Королев, оперного т-ра (Стокгольм) в 1952. С 1952 Г.- солист т-ра "Гранд-Опера" (Париж). Пел также в т-рах Милана ("Ла Скала"), Лондона ("Ковент-Гарден"), Нью-Йорка ("Метрополитен-опера"), Рима, Вены, Люцерна, Бордо и др. Г.- один из популярнейших совр. оперных певцов Швеции. Партии: дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Гюйон ("Обе-рон" Вебера), Герцог ("Риголетто" Верди), Фауст; князь Шуйский ("Борис Годунов" Мусоргского), Пинкертон ("Чио-Чио-сан" Пуччини), Сен-Фар ("Почтальон из Лонжюмо" Адана) и др. Л. М.

"ГЕДДА ГАБЛЕР" ("Hedda Gabler") - пьеса в 4 д. Г. Ябсена. Соч. 1890. Пост. 31 янв. 1891 в Резиденц-т-ре, Мюнхен, в нач. февр. того же года - в Гельсингфорсском т-ре. В Норвегии пост. 26 февр. 1891 в Национальном т-ре, Христианин. В том же году пьеса прошла в Лондоне (с участием двух амер. актрис - Э. Робине и М. Леа), в т-ре "Водевиль", Париж, в Лессинг-т-ре, Берлин; в Роттердамском т-ре; в 1892 - в Риме и в Петерб. Михайловском т-ре (франц. труппа, Гедда- Мент, Тесман - Долорма, Левборг - Дюмени), в 1937- в Нью-Йорке (Гедда - Назимова) и во мн. др. городах. Роль Гедды входила в гастрольный репертуар итальянских актрис Дузе (в России - 1892 и 1908) и Виталиани (в России-1898), финской актрисы Иды Аалберг (в России - 1905) и др. Первая пост. "Г. Г." на русской сцене (под назв. "Эдда Г.", в пер. С. Л. Степановой) состоялась 19 февр. 1899 в МХТ (режиссер и исполнитель роли Левборга - Станиславский, худ. Симов; роли:

Гедда-М. Андреева, Тесман-Москвин, Юлиана Тесман- Савицкая и Самарина, Tea Эльвстед - Лилина и Скарская, Бракк - Вишневский, Берта - Павлова). 10 нояб. 1906 "Г. Г." пост. Драматич. т-р Комиссаржевской ("Театр на Офицерской") в Петербурге (реж. Мейерхольд, худ. Сапунов; Гедда-Комис-саржевская, Тесман - Феона, Левборг - Аркадьев, Бракк - Бравич). Среди др. т-ров, пост. "Г. Г.",-Харьковский т-р (1904, Гедда - М. Юрьева, Тесман - Шувалов); Нижегородский т-р (1907, Гедда - Кварталова, Тесман - Басманов, Левборг - Рудницкий, Бракк - Поплавский); т-р "Соловцов", Киев 1907, Гедда - Пасхалова); Передвижной т-р Гайдебу-рова и Скарской (1911, режиссер Зонов; Гедда - Скарская, Левборг-Г'айдебуров); моек. Малый т-р (1916, режиссер и исполнитель роли Тесмана - Лепковский; Гедда - Жихарева, Юлиана Тесман - Массалитинова, Tea Эльвстед - Бут-кова, Левборг - Ленин, Бракк - Рыжов). На советской сцене "Г. Г." пост. в 1957 т-р киноактера, Москва (режиссеры Эфрос и Малкин, худ. Гранат; Гедда - Сухаревская); Валми-ерский т-р им. Леона Паэгле (1957. режиссер Райх, Пяртагусский т-р им. Л. Койдула (1957); Паневежисский т-р (1957, режиссер Бледис, худ. Степанко) и др.

И з д а н и я.- Первое изд. "Г. Г." - Копенгаген, 1890. Первый рус. пер.- "Северный вестник", СПБ, 1891, ј 7. Из последующих переводов и изд.: Ибсен Г., Полное собр. соч., изд. Скирмунт, т. 6,М., 1904; Ибсен Г., Полное собр. соч., т. 4, М., 1958; Журн. "Образование", М., 1906, .Ne 12 (ст. А. В. Луначарского).

ГЕДЕВАНИШВЙЛИ, Иосиф Константинович [2(14). I. 1872-21.XII. 1939)] - грузинский драматург, публицист. Лит. деятельность начал в 1910 (пьеса "Жертва"). Написал ряд пьес, вошедших в репертуар груз. т-ров нач. 20 в. Г. выражал в сво„м творчестве упадочные, пессимистич. настроения, разочарование нек-рой части интеллигенции в революции 1905-07 ("Жертва", "Предатель"). Символистская направленность характеризует его феерию "Свет" (пост. В. Шаликашвили, впоследствии использована для либретто одноим„нного балета Г. Киладзе). После Октября Г. возглавлял Главискусство Наркомпроса, написал пьесу "На перевале" о событиях 1905, пост. в Горийском т-ре в день его открытия (1940). Л. 77.

ГЕДЕВАНОВ (Мирагян), Гедеон Васильевич [28. VII (9. Vlil). 1859-1918)] - грузинский актер. По национальности армянин. С 1881 выступал как любитель, с 1884 - как профессиональный актер в арм. драм. труппе. В 1889 по инициативе актера В. Абашидзе был приглаш„н в груз. труппу и в том же году выступил в роли Анемполиста в пьесе "Развед„мся" Сарду. Среди ролей Г.: Акоп ("Ханума" Цагарели), Овсеп ("Разор„нный очаг" Сундукяна), Полоний ("Гамлет"), Бобчинский ("Ревизор"), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера) и др. Перев„л с груз. на арм. яз. пьесы А. Цагарели. Писал статьи об иск-ве. Я. Э.

ГЕДЕОНОВ, Александр Михайлович (1790-1867)- русский театральный деятель. В 1834-58 был директором императорских т-ров. Осуществляя в театр. иск-ве реакц. политику правительства, Г. тормозил развитие прогрессивного рус. нац. т-ра, мешал осуществлению постановок лучших рус. пьес и опер ("Ревизор", "Иван Сусанин"), сокращал суммы, отпускаемые на драм. труппы. В результате этого постановочная часть Александрийского и Малого т-ров пришла в упадок. Огромные средства Г. предоставлял балету, являвшемуся излюбленным жанром аристократич. публики, а также итал. опере и франц. петерб. труппе. Барин и вельможа, Г. был невежествен в вопросах т-ра и лит-ры, груб и высокомерен с актерами. Оказал отрицат. воздействие на развитие рус. т-ра. Т'. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница