Наши партнеры

Проектирование мультимедийных систем
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 104)


ГЕНДУНОВА, Найдан Намжиловна (р. 1913) - бурятская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. Окончила в 1932 Техникум пск-в в Улан-Удэ и вступила в труппу Бурятского драм. т-ра. С 1950 работает в Бурятском драм. т-ре им. Хоца Намсараева (Улан-Удэ). Характерная и комедийная актриса, Г. создала остро сатирич. и комедийные образы. Роли: Гохон ("Ключ счастья" Намсараева), Балма ("Сын народа" Цыдынжапова), Дари ("У истока родника" Балдано), Пиляй ("Хитрый Бу-дамшу" Шагжина), Варвара ("Гроза"), Ога p нова ("Счастье" по Павленко), Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука). Л. Ход.

ГЕНДЭН С а н г и д ж а б и й н (р. 1918) - монгольский режиссер и актер. В 1950 окончил реж. ф-т ГИТИСа. С 1936 работает в Гос. драм. т-ре в Улан-Баторе. Пост. здесь спектакли "По своему пути" Сэнгэ и Лодойдамба, "Товарищество" Лодой, "Отелло";

"Платон Кречет", "Калиновая роща" Корнейчука, "Семья" Попова, "Снежок" Любимовой, "Полковник Фостер признает себя виновным" Вайяна и др. В 1957 пост. оперу "Среди печальных гор" Нацаг-доржа в театре пекинской драмы (Пекин). Играл роли: Галсурэн и Бальджир ("Борьба", "Новый путь" Намдака), Труффальдино ("Слуга двух господ") и др.

Г. присущи большая искренность и простота исполнения. Г. У.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля. См. Репетиция.

"ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО" - пьеса Дюма-сына. См. ((KUH)).

ГЕНЙНОВ, Чойжи-Нима Генинович (р. 18.XI. 1907) - бурятский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. В 1932 окончил в Улан-Удэ Техникум иск-в и вош„л в труппу Бурятского драм. т-ра. Острой характерностью отмечено исполнение Г. ролей: Вурма ("Коварство и любовь"), Лу Гуя ("Тайфун" Цао Юя). Создал комедийно-сатирич. образы: Пэлхэндэй, Порни ("Первый год", "Хитрый Будамшу" Шагжина), Кандыба ("Калиновая роща" Корнейчука). Среди лучших ролей Г.: Пэк ("Сон в летнюю ночь"), Кулигин ("Гроза"), Нима Гар-маев ("Пламя" Балдано). Популярен как исполнитель бурят, нар. песен.

Лит.: Х одорковскаяЛ., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. ff,

Г‚НСЛО (Henslowe), Филипп - см. Хенсло, Филипп.

ГЕОРГИЕВ (Хаджигеоргиев), Димитр (30.VI.1873, Стара-Загора, - 19. III. 1932, София)- болгарский композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Один из основоположников оперного искусства в Болгарии. Музыке обучался в 1892-97 в Пражской консерватории у И. Ф„рстера и др. После окончания консерватории руководит хором в г. Стара-Загора. С 1902 работал в Софии. Был одним из организаторов первого в Болгарии оперного т-ра "Оперна дружба" (1908) и до 1923 входил в руководство этого т-ра. Г.- автор одной из первых болг. опер ("драматич. оперетты")-"Тахир-беговица" ("Жена Тахир-бека", 1911, "Оперное товарищество", София), написанной на сюжет старинной нар. легенды о борьбе болг. народа против тур. поработителей (либр. М. Георгиева), Г. принадлежат также оперы "Певец Багдада" (1913), "Ашик и Заира" (1915), "Македония свободна" (1917); эти оперы остались незаконченными. Г. был основателем (1907) и директором частного Муз. училища (с 1912Государственное), преобразованного в 1921 в Муз. академию (существовала до 1931), основателем болг. муз. союза, редактором газеты "Музыкальный вестник" и др.

Лит.: Кръст е вВ., Очерки върху развитието на българската музика, т. 1, София, 1954; С а г а е в Л., "Българското оперно творчество", София, 1958. JJ, /.

ГЕОРГИЕВ, Любен (20.V.1884-1954) - болгар ский актер. Засл. арт. Нар. Республики Болгарии (1952). Сценическую деятельность начал в сезон 1902-03 в труппе М. Икономова. Работал в т-ре Розы Поповой, Загребском драматическом т-ре, в Пловдивском т-ре; играл роли: Исаака ("Иван-ко" Друмева), Кира Тодора ("Борислав" Вазова), Ж адова и Счастливцева ("Доходное место" и "Лес"), Никиты ("Власть тьмы"), Расплюева ("Свадьба Кре-чинского"), актера ("На дне") и др. С 1947 работал в софийском Народном т-ре молод„жи, играл Бруяко ("Молодой человек" Мдивани) и др. Г. способствовал утверждению реализма в нац. сценич. иск-ве, создавал яркие разнохарактерные образы. As. M.

ГЕОРГИЕВА, Катя (р. 7.VII. 1928) - болгарская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). В 1946 окончила Софийскую консерваторию по классу скрипки; брала уроки пения у X. Брым борова. С 1950 Г.- солистка Софийской нар. оперы. Партии: Елена ("Момчил" Пипкова), Дездемона ("Отелло" Верди), Маргарита ("Фауст"), Татьяна; Иоланта ("Иоланта"), Наташа ("Война и мир" Прокофьева) и др. Гастролирует во мн. оперных т-рах, выступает в концертах. Л. М.

ГЕОРГИЕВСКАЯ, Анастасия Павловна [р. 25.Х (7.XI). 1914]-русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1948). Член КПСС с 1940. В 1935 окончила ГИТИС. В 1936 была принята в МХАТ. Остро характерная, комедийная актриса, Г. исполнила на сцене МХАТа роли: Таисия ("Достнгаев и другие"), Наташа ("Три сестры"), Мачеха ("Двенадцать месяцев" Маршака), Л ушка ("Хлеб наш насущный" Вирты), Домна ("Сердце не прощает" Софронова), миссис Даджен ("Ученик дьявола" Шоу), Потапова ("Битва в пути" по Николаевой) и др. Г. работает на радио, снимается в кино. С. Г.

ГЕОРГИЕВСКИЙ, Адольф Георгиевич (18.1.1886- 1945) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1931). Член ВКП(б) с 1940. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Проф. сценич. деятельность начал в 1904. Играл в т-рах гг. Горького, Ростова-на-Дону, Свердловска. Роли: Яго; Репетилов ("Горе от ума"), Крутицкий ("На всякого мудреца - довольно простоты"), Юсов ("Доходное место"), Аркашка Счастливцев ("Лес"), Любим Торцов ("Бедность не порок"). В пьесах советских драматургов - Шурупов ("Яд" Луначарского), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Галушка ("В степях Украины" Корнейчука) и др. Э. К.

ГЕОРГИЕВСКИЙ, Георгий Адольфович (р. 11. VI. 1907) - русский советский режиссер. Засл. деят.иск-в РСФСР (1950). Член КПСС с 1939. Сын актера А. Г. Георгиевского. Сценич. деятельность начал в 1925 в Ростовском т-ре как актер. С 1928 работал в Нижегородском т-ре (под рук. Н. И. Соболыцикова-Са-марина). Самостоят, режиссерскую работу начал в 1933 в Свердловском т-ре; пост. спектакли "Беспокойная старость" Рахманова (1938), "Мать" Чапека и "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939, совм. с И. С. Ефремовым) и др. Работал в Баку, Кирове, Тбилиси. С 1942 - гл. режиссер Калининского драм. т-ра; пост. "Русский вопрос" (1947); "Заговор обреч„нных" Вирты (1949), "Ревизор" (1951) и др. С 1953 - гл. режиссер (с 1955 также и директор) Ставропольского драм. т-ра; пост. "Персональное дело" Штейна (1955), "Фабричная девчонка" Володина (1957) и др. С 1958 вновь гл. режиссер Калининского т-ра; пост.: "Третья патетическая" Погодина, "Трасса" Дворецкого и др. Спектакли, поставленные Г., отмечены оптимизмом, фантазией, поисками новых выразительных средств. Э. К.

ГЕРАЙБЕЙЛИ (наст. фам. - Г e р а и б e к о в), Ага-садых Ara Али оглы (р. 1-Х. 1897) - азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1940). Член КПСС с 1940. Сценич. деятельность начал в 1917 в Баку в труппе бр. Гаджибековых. Выступал в спектаклях вместе с выдающимся актером Г. Араблин-ским. С 1921 работал в сатир-агиттеатре, затем в Рабочем т-ре (Баку). В 1923 окончил театр. студию. С 1933 - актер Т-ра им. Азизбекова (Баку). Г. созда„т образы, исполненные острого драматизма, патетики - Искандер ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Сатин ("На дне"), обличительного сарказма - Салманов ("Бухта Ильича" Меджнунбекова), Городничий; Ибрагим-хан ("Вагиф" Вургуна), сочного юмора - сэр Тоби ("Двенадцатая ночь") и др. Г. исполнял роль И. В. Сталина в спектаклях "Ханлар" Вургуна и "Грозовой год" Каплера. Снимался в кино. К. Кае.

ГЕРАГА, Павел Иосифович [р. 4(16).IX. 1892]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1947). Сценическую деятельность начал в 1909 в Красноярске. Работал в т-рах Самары, Иркутска, Ярославля, Ростова-на-Дону, Тулы, Казани и других городов. С 1932 играет в Москве: в 1932- 1939-в Центральном т-ре Красной Армии; с 1939- в Т-ре им. Моссовета. Одна из значительных работ

Г. - образ Гайдая ("Гибель эскадры", 1934). Остротой,. богатством жизненных наблюдений было отмечено исполнение Г. роли Ратникова ("В одном городе" Софронова). Среди лучших ролей Г. в сов. репертуаре также: Председатель Укома ("Шторм"), Глеб Чумалов ("Цемент" по Гладкову), Глоба ("Русские люди"), доктор Таланов ("На-шествие"),Сторожев("Три камня веры" Вирты) и др. В пост. рус. классич. драматургии играл роли Дикого ("Гроза"), Тетерева ("Мещане") и др.; в переводном репертуареСтаркуэтера ("Кража" Лондона). А. Шн.

ГЕРАРДИ (Glierardi), Герардо (2. VII. 1891 - 10.III. 1949) - итальянский драматург. Лит. деятельность начал как журналист, театр. критик. В 1922 написал первую пьесу - "9, 21, 37 на каждый розыгрыш" (труппа Кьянтони, Болонья). В том же году вместе с Л. Руджи основал "Экспериментальный т-р" в Болонье. С 1935 работал в Риме режиссером в различных т-рах. Осн. проблема пьес Г. - "Грим на лице" (1933, труппа Тофано-Риссоне, Милан), "Дети маркиза Лучера" (1935, та же труппа, Рим), "Пассабо, пропащая жизнь" (1936, труппа Руджерп, Феррара), "Осень" (1939, труппа Чимара-Челлини- Павезе, Перуджа) - нравств. усовершенствование героя. Г. пытался найти решение жизненных конфликтов в духе традиционной бурж. морали. Пьесы его сценичны, но, как правило, не отличаются высокими художеств. достоинствами. В 1935-49 Г. писал сценарии и диалоги для кинофильмов. Р. X.

ГЕРАРДИ ДЕЛЬ ТЕСТА (Gherardi del Testa), Том-мазо (30. Vili. 1814 - 12. X. 1881) - итальянский романист и драматург. Его первая комедия "Глупое тщеславие" была пост. с участием А. Ристори в 1844 на сцене т-ра Кокомеро (Флоренция). Всего Г. д. Т. написал ок. 70 пьес-комедий и фарсов. Пьесы Г. д. Т. пользовались большой популярностью у современников, но в наст. время не ставятся. Лучшие из них- романтич. драмы "Гибкая совесть" (1862, т-р Николи-ни, Флоренция) и "Истинный герб" (1863, там же) и комедия "Ж„ны и коровы из твоего села" (1865, там же). В первых двух рисуются эпизоды политич. борьбы в Тоскане эпохи Рисорджименто. В последней реалистически обрисованы тосканские крестьяне. Соч.: Teatro comico, v. 1-4, Firenze, 1856-83. JIurrt.: Zendralli A. M., Gherardi del Testa; vita studio critico..., Diss., Bellinzona, 1910; S a n e s i J., La coni-media, v. 2, Mil., 1954. р у

ГЕРАСИМЕНКО, Виктор Яковлевич (р. 1910) - русский советский театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Работу в т-ре начал в 1930. Оформлял спектакли в Воронежском т-ре: "Гамлет" (1940); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1941), "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1942), "Горе от ума" (1945). С 1947 - художник Горьковского драм. т-ра им. Горького. Создал декорации к спектаклям:

"Молодая гвардия" (1947), "Живой труп" (1948); "Семья" Попова (1950), "Сон на Волге" Островского (1953), "Настоящий человек" по Полевому (1955), "Баня" (1956), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Интервенция" Славина (1957), "Обрыв" по Гончарову (1957), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959). Г. утверждает живописно-объ„мную систему декораций. АН. Ш.

ГЕРАСКИНА, Лия Борисовна [р. 3(16).X.1910] - советский драматург и журналистка. Член КПСС с 1944. Лит. деятельность начала в 1938. Первая пьеса Г. "Хрустальд и Катринка" (1947, Красноярский т-р). Автор пьес: "Аттестат зрелости" (1948, Новосибпрский ТЮЗ), "Синий цветочек" (150, Моск. ТЮЗ), "Право на счастье" (1952, там же), "Е„ будущее" (1954, там же), "Мягкий характер" (1957-58, Хабаровский, Новосибирский, Владивостокский ТЮЗы) и др. Пьесы Г. посв. проблемам формирования характера сов. молод„жи, сов. морали. Автор пьес "Соседи по квартире" (1956, Моск. т-р драмы и комедии), "Николай Иванович" (1958, там же) и др. Ал. Г.

ГЕРБЕ (Gorbe), Янош (р. 1912) - венгерский актер. Сценич. деятельность начал в 1936. Работал в т-ре "Бельвароши", в 1945 был принят в труппу Национального т-ра в Будапеште. Г. создал ряд образов людей из народа, отличающихся жизненной правдой, бытовой достоверностью. С большой драматич. силой воплотил образ бана Петура ("Банк-бан" Катоны), крестьянина Балги ("Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти). Крупнейшим актерским достижением Г. было исполнение роли Алексея ("Оптимистическая трагедия") и батрака ("Буря" Добози, 1958) на сцене т-ра им. Пе-т„фи (1957). А. Гер., А. Н.

ГЕРВЙНУС (Gervinus), Георг (20.V.1805-18.IIL 1871) - немецкий историк, литературовед. В своих работах Г. впервые в нем. литературоведении выдвигает культу рно-историч. метод исследования, строящийся на выявлении взаимосвязи художественных явлений и общественной жизни. Само„ обществ. жизнь Г. рассматривает не как отражение борьбы классов, а как результат общего стремления человечества к свободе и демократич. формам правления. С этих позиций подходит Г. и к истории нем. т-ра, первый научный анализ к-рой он дал в "Истории немецкой национальной литературы". Здесь же Г. указал на общенациональное значение творчества Г„те и Шиллера. В исследованиях: "Шекспир", "Гендель и Шекспир" - Г. дал глубокий и во многом не утерявший своей ценности историч. и психологич. анализ пьес и образов Шекспира.

Соч.: Geschichte der poetischen Nationalliteratur der Deutschen, Tll-5, Lpz., 1835-42; Geschichte der deutschen Dichtung, Bd 1-5, 5 Aufl., Lpz., 1871-74; Shakespeare, Tl 1-4, Lpz., 1849-50; Handel und Shakespeare. Zur Aesthetik der Tonkunst, Lpz., 1868; в рус. пер.-Шекспир, т. 1-4, 2 изд. доп., рИБ, 1877-78.

ГЕРГАНОВА, Петрана (р. 2.11. 1905) - болгарская актриса. Засл. арт. Нар. Республики Болгарии (1949). С 1922 работает в софийском Нар. т-ре. Сценич. образы, созданные Г., характеризуются богатой духовной жизнью, глубокой эмоциональностью, в е„ игре сценич. техника сочетается с большим темпераментом. Роли: Милкана ("Мастера" Стоянова), Албена (о. п. Йовкова), Офелия и Виола ("Гамлет" и "Двенадцатая ночь"), Химена ("Сид" Корнеля), Мария Стюарт;

Лариса ("Бесприданница"), Татьяна и Рашель ("Враги" и "Васса Железнова"). Аг. М.

ГЕРГЕЙ (Gergely), Шандор (р. 1896) - венгерский писатель. Лит. деятельность начал в 1922. В 1931- 1945 жил в качестве эмигранта в СССР. В 1939 по собственному рассказу, посвящ„нному венг. подпольщику-коммунисту, написал пьесу "Мой сын" (совм. с О. Литовским). Эта пьеса в том же году была пост. Моск. т-ром Ленинского комсомола, шла во мн. т-рах СССР, затем в Венгрии (в т-рах Дебрецена, Бекешчабы, Соль-нока) и Германии. Г. перев„л на венг. яз. "Оптимистическую трагедию" (1957, Т-р им. Пет„фи). А. Н.

ГЕРГЕСОВА, Татьяна Ефремовна (р. 14.VII.1915)- бурятская советская танцовщица. Нар. арт. Бурят. АССР (1955), засл. арт. РСФСР (1957). Начала ар-тистич. деятельность в 1936 как актриса Бурятского драм. т-ра. Одновременно участвовала в самодеятельности, сначала в качестве танцовщицы, а позже - руководительницы хореографич. кружка. С 1942 переходит в филармонию и становится исполнительницей нар. танцев (танцы народов СССР и стран Востока). Работает и как балетмейстер филармонии. Л. Ход.

ГЕРДТ, Елизавета Павловна [р. 17(29).IV.1891 ]- русская артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Дочь известного танцовщика П. А. Гердта. В 1908 окончила Петерб. балетное уч-ще и была принята в балетную труппу Мариинского т-ра. Исполняла партии Авроры, Одетты-О диллии, Раймонды; Армиды ("Павильон Армиды" Черепни-на) и др. Г. была яркой представительницей акаде-мич. школы классич. танца. Оставила сцену в 1928 и посвятила себя целиком педагогич. деятельности. В 1917-34 преподавала в Ленингр. хореографич. уч-ще (1930-32 - художеств. руководитель). В 1934 переехала в Москву, где преподавала в Моск. хореографич. уч-ще (1936-37 - художеств. руководитель) и работала педагогом в балетной труппе Большого т-ра. С 1960 препода„т только в труппе Большого т-ра.

Педагогич. метод Г. основывается на развитии природных данных артистов, она добивается от своих учениц тщательной отделки каждого движения, сдержанной благородной манеры исполнения, чистоты танцевальной формы, воспитывает музыкальность. Среди учениц Г.: А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, В. Т. Бовт, Р. С. Стручкова, К. С. Максимова и др. Л. П.

ГЕРДТ, Павел (Павел-Фридрих) Андреевич [22.XI (4.ХП).1844 - 30.VII(12.VIII).19171 - русский артист балета, педагог. В 1865 окончил балетное отделение Петерб. театр. уч-ща. Ученик М. И. Петипа и X. П. Иогансона. Первое выступление Г. состоялось в 1858 в балете "Крестьянская свадьба" Стефани (па-де-труа). В 1865-1916 работал в балетной труппе имп. т-ров; был первым исполнителем на петерб. сцене партий в балетах Чайковского: Дезире ("Спящая красавица"), принц Коклюш ("Щелкунчик"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). В течение многих лет считался лучшим классич. танцовщиком петерб. балета. Исполнение Г. отличалось благородством формы, пластичностью и мимич. выразительностью. Партии:

Колен ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Альберт ("Жизель"), Пе-лей ("Приключения Пе-лея" Минкуса), Луций ("Весталка" Иванова), Дамис ("Испытания Да-миса" Глазунова), Синяя борода (о. п. Шенка) и др. Пост. балеты "Жавет-та" на муз. Сен-Санса (1902), "Мнимые дриады" Пуни (1899), "Искра любви" Маржецкого и Че-крыгина (1900). В 1880- 1904 преподавал в Пе-терб.театр.уч-ще.Его учениками были А. П. Павлова, М. М. Фокин, Т. П. Карсавина, А. Я. Ваганова и др. В 1909 гастролировал в Париже. Последнее выступление состоялось в 1916.

Лит.: Богданов-Березовский В.,Сценическая проблема балетов Чайковского, в кн.: Театральный альманах. Сб. статей, кн. 3(5), M., WO, 1946, с.152-169; Вазем E., Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884, Л.-М., 1937;

БорисоглебскийМ. В. (сост.), Материалы по истории русского балета..., т. 1 - 2, [Л., 1938-39, Л U

ГЕРЛАК, Виктор Карпович (р. 19.1.1915) - молдавский советский режиссер. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Член КПСС с 1943. Сценич. деятельность начал в 1927 в полупроф. т-ре г. Балта (Молдавия). В 1933 окончил Одесский муз.-драм. ин-т, в 1940 - режиссерский ф-т ГИТИСа. С 1940 - режиссер Молдавского муз.-драм. т-ра, в 1946-50 - директор т-ра. Роли: Жевакин ("Женитьба"), Дзержинский ("Кремл„вские куранты"), Розенберг ("Русские люди") и др. Пост. спектакли: "Гайдуки" Ром-Лебедева (1944), "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского (1944), "Котовский" Лукьянова и Ананко (1950), "Волшебная булава" Деляну (1951), "Марийкино счастье" (1951) и "Ков„р Иляны" (1953) Корняну, "Человек и волк" Гимера (1956), "Сынзяна и Пепеля" (1956), "Овидий" (1958) Алессандри, "Бурлящий Дунай" Букова (1959) и др. Д. Я.,

ГЕРЛС (girls - от англ. девушки) - вид эстрадного танца, исполняемого одновременно большой группой танцовщиц, одетых в одинаковые костюмы. Танец Г. отличается точностью ритма, слаженностью движений, сближающими его с гимнастическими упражнениями. Рисунок танцев рассчитан на внешний эффект, оригинальность, в н„м часто группируются сплет„нные фигуры танцовщиц. Термин "Г."появился в Англии в первом десятилетии 20 в. и первоначально соответствовал рус.понятию "хористка".Театральный предприниматель Дж. Эдварде в принадлежащем ему лондонском "Гейети тиэтре" вв„л новый вид муз. комедий. В этих спектаклях принимали участие хористки т-ра, к-рых Эдварде обучил танцам. Позднее они получили название "Гейети герлс", к-рое вскоре стало очень популярным. Среди других Г. были популярны "Тил-лер герлс", "Лидия Томпсон герлс", "Флородора герлс", "Зигфрид герлс", "Фоллис герлс" и др., носившие имя антрепрен„ра-предпринимателя или название т-ра, в к-ром они выступали. В дальнейшем Г. стали обязательными для программ мюзик-холлов. Г. получили распространение в США, Франции и др. капиталистических странах. С момента своего возникновения танцы Г. видоизменились: движения усложнились до акробатических, танец приобр„л эротический характер, костюм рассчитан на максимальный показ обнаж„нного тела. Выступления Г. получили распространение на эстрадах кабаре и ресторанов и приобрели особую популярность среди буржуазного зрителя.

Лит.: Beaudu E., Histoire du music-hall, P., 1954;

Farnswort h M., The Ziegfeld follies, N.?.,1956. Нот. Р.

ГЕРМАН (Hermann), Макс (14.V. 1865 - 1942) - немецкий историк литературы и театра. Основоположник научного театроведения в Германии. Начал преподавательскую работу в Берлинском ун-те в 1891 (курс истории лит-ры). С 1901 занимался историей и теорией т-ра. Г.-автор капитального труда "Исследования по истории немецкого театра средних веков и Возрождения" (1914) и ряда др. значительных работ, в к-рых он проявил широкую эрудицию уч„ного, вв„л в научный обиход обширный документальный материал, гл. обр. из эпохи средних веков и возрождения в Германии. Значение театроведческих работ Г. ограничивается, однако, идеалистичностью его мировоззрения. Считая своей главной задачей воссоздание (реконструкцию) спектаклей прошлых эпох, Г. подош„л к решению этой задачи антиисторично - он отрывал воссоздаваемые им спектакли от общего исторического и литературного процесса, преувеличивал роль единичных фактов в истории театра и недооценивал значение общих закономерностей развития культуры.

В 1923 по инициативе Г. при Берлинском ун-те был создан Театроведческий ин-т, вокруг к-рого груп-яировались многочисленные последователи Г. (А. Кестер, Б. Фелькер, Э. Лерт, Б. Дибольд, В. Кельх и др.). В 1925 Г. был избран поч„тным членом ленингр. Ин-та истории иск-в. После фашистского переворота в Германии Г. был отстран„н от должности профессора и заключ„н в концлагерь, где и скончался (его жена, литературовед Елена Герман, тогда же погибла в газовой камере).

Соч.: Albrecht von Eyb und die Fruhzeit des deutschen Humanismus in Nurnberg, B., 1893; Die Rezeption des Humanismus in Nurnberg, B., 1898; Jahrmarktsfest zu Plundersweilern Entstehungs-und Buhnengeschichte, B., 1900; Forschungen zur deutschen Theatergeschichte des Mittelalters und der Renaissance, Bd 1-2, В., 1914; D'ie Buhne des Hans Sachs, B., 1924;

Forschungen zur deutsehen Thcatergeschichte des Mittelalters und der Renaissance, Tl l. Vorwort, Kurzungen und Anmerkungen Helmut Schiemann. Studienmaterial fur die kunstlerischen Lehranstalten, Dresd., 1955.

Лит.: Гвоздев А. А., Из истории театра и драмы, П., 1923; его же, Итоги и задачи научной истории театра, в кн.:

Задачи и методы изучения искусств. Сб. статей,! П. J, 1924; К u t-scher A., Grundriss der Theaterwissenschaft, Munch., 1949;

H о 1 l K., Die Meistersingerbuhne von Hans Sachs, "Zeitschrift fur deutsche Philologie", 1926, Bd 51; S t u m f l R., Die Buhnenmoglichkeiten im 16. Jahrhundert, "Zeitschrift fur deutsche Philologie", 1926. Bd 54-55; K n u d s e n H., Max Herrman" "Maske und Kothurn", Vierteljahrsschrift fur Theaterwissenschaft, Graz-Koln, 1955, Hft 1-2. С. Мок.

ГЕРМАН, Юрий Павлович [р. 22.III (4.IV). 1910]- русский советский писатель и драматург. Лит. деятельность начал в 1926. В 1933 в Т-ре им. Вс. Мейерхольда была пост. инсценировка романа Г. "Вступление". Среди лучших пьес Г.- "Сын народа" (1939, Ленингр. т-р комедии, переработана Г. в киносценарий "Доктор Калюжный"), "Сестры, или Доктор Пирогов" (1940, в 1947 переработана Г. в киносценарий "Пирогов", Ст. пр. 1947), "За здоровье того, кто в пути" (1942, ленингр. Новый т-р), "Белое море" (1944, Архангельский т-р), "Т„мной осенней ночью" (1951, Моск. т-р драмы и комедии и Ленингр. Большой драм. т-р) и др. Г. принадлежат также сценарии фильмов "Семеро смелых" (1936, совм. с С. А. Герасимовым), "Дело Румянцева" (1956, совм. с И. Хейфецем). Автор статей по т-ру. Э. К.

Г‚РМАНОВА, Мария Николаевна (1884-1940)- русская актриса. Ученица школы МХТ, Г. в 1902-19 выступала на сцене этого т-ра. Образы, созданные Г. в ранний период творчества, отмечены драматизмом - Софья ("Горе от ума"), Элина ("У врат царства" Гам-суна). Обладая блестящими внешними данными (выразительное лицо, высокий рост), Г. играла преим. драматич. и героич. роли: Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Агнес ("Бранд" Ибсена), Екатерина Ивановна (о. п. Андреева), Донна Анна ("Каменный гость" Пушкина), Ольга ("Три сестры"), Елена ("Дети солнца" Горького), Марина Мнишек ("Борис Годунов"). Снималась в кино ("Екатерина Ивановна", "Анна Каренина"). С 1919 жила за границей. Играла в т-рах Праги, Парижа и др. городов. П.М.

ГЕРОД, или Г e p о н д (??????, или ???????) (3 в. до н. э.), - древнегреческий писатель. Автор мимиамбов (мимиямбов) - бытовых сценок с небольшим количеством действующих лиц и остро натура-листич. обрисовкой. Фабула мимиамбов Г. проста (напр., мать приводит сына к учителю, перечисляет его проделки и просит высечь, что приводится в исполнение), моралистич. тенденции отсутствуют, внимание автора сосредоточено на передаче бытовых ситуаций повседневной жизни греч. города. Папирусы с мимиам-бами Г. были найдены в Египте в 1889.

Соч.: Мимиамбы, пер., ред. и предисловие Б. В. Горнунга, М., 1938 (с параллельным греч. текстом). С. А.

ГЕРОЙ (героиня)-1) Центральный персонаж пьесы. 2) В 18-19 вв.-исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее термин "Г." стал применяться и в отношении ведущих актеров, выступавших в др. сце-нич. жанрах (драматич. Г., комедийный Г.). Получили распространение специфич. разновидности термина: Г.-любовник (напр., Фердинанд "Коварство и любовь"), Г.-резон„р, Г.-фат (напр., Кречинский "Свадьба Кречинского"), Г.-неврастеник (напр., Раскольников "Преступление и наказание" по Достоевскому), характерный Г. (напр., Братишка "Шторм"), бытовой Г. (устар.-"рубашечный", напр., Кудряш "Гроза"). Были и возрастные разновидности амплуа Г.: молодой Г., пожилой Г. В 20-е гг. существовало амплуа "социальный герой" (Гай - "Мой друг" Погодина). А.Шн.

ГЕРОЛЬД, Херольд (Herold), Вильгельм Кристофер (19. III. 1865 - 15. XII. 1937) - датский артист оперы (драматич. тенор). Пению обучался у П. Йерн-дорфа и А. Розенфельда в Копенгагене и у Девилье и Д. Сбрилья в Париже. Впервые выступил на оперной сцене в 1893 в Копенгагене. В 1893-1903 Г. - солист Королев, т-ра в Копенгагене. Партии: Фауст, Хозе, Канио, Лоэнгрин; Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Туриду ("Сельская честь" Маска-ньи), Педро ("Долина" д'Альбера) и др. С 1903 Г. занимался гастрольной деятельностью (Лондон, Берлин, Прага, Будапешт, Осло, Стокгольм и др.). В 1915 оставил сцену. Выступал в концертах. В 1910-11 Г. был директором "Дагмартеатра" в Копенгагене, в 1922- 1924 - Королевского т-ра, там же. Вл. О.

ГЕРОЛЬД (Herold), Фердинан Луи Жозеф (28.1. 1791 - 19.1. 1833) - французский композитор. Сын композитора и пианиста Ф. Герольда. Игре на фп. обучался у Л. Адана, скрипке - у К. Крейцера, по теории музыки - у Ф. Фетиса; в 1812 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л. Адана, Ш. Кате-ля, Э. Мегюля). В 1812-15 жил в Италии, где в 1815 с успехом была пост. в т-ре "Дель Фондо" (Неаполь) первая опера Г. на собств. либретто - "Юность Генриха V". В 1820-27 Г. работал аккомпаниатором в Итальянской опере в Париже, где по его инициативе были организованы выступления Д. Пасты, Ф. Гал-ли, Д. Рубини и др. выдающихся итал. певцов. С 1827 Г. работал хормейстером в Париже в т-ре "Гранд-Опера". Автор 21 оперы, в т. ч. "Скромницы" (1817), "Обмен" (1819), "Погонщик мулов" (1823), "Мария" (1826), "Иллюзия" (1829), "Людовик" (1833) (поставлены в т-ре "Опера комик", Париж) и др. Основная область творчества Г.- комическая опера, в к-рую он вн„с более реалистическую, чем многие его предшественники, трактовку сюжета, эмоциональную содержательность и элементы романтической лирики. Его опера "Прео клер" (1832, т-р "Опера комик", Париж) по "Хронике Карла IX" П. Мериме - одно из наиболее значит, произв. франц. комич. оперы 1-й пол. 19 в., в к-ром поэтизируется чистая и верная любовь и осмеиваются пустота и претенциозность придворного круга. Большую известность на европ. оперной сцене приобрела романтич. опера Г. "Цампа, или Мраморная невеста" (1831, т-р "Опера комик", Париж). Г. принадлежит также 6 балетов, в т. ч. "Астольф и Джоконда" (1827), "Сомнамбула" (1827), "Лидия" (1828), "Спящая красавица" (1829) (поставлены в т-ре "Гранд-Опера", Париж), музыка к драме "Последний день Миссолонги" Ж. Озано (1828, т-р "Одеон", Париж), симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч. Мелодика музыки Г. близка к песенно-романсовым интонациям франц. городского фольклора. Высокое сценическое чуть„, глубокое знание специфики оперного и балетного искусства, изобретательная оркестровка - характерные черты Г. как театрального композитора.

Л ит. со ч.: Souvenirs inedits, "S.T.M.", 1910.

Лит.: 3 о u v i n В., Herold, sa vie et ses oeuvres, P., 1868;

Berthelot F., Herold, P., 1882; Pougin A." Herold, Р., Г19081. Вл. О.

ГЕРРЕРО (Guerrero), Мария (1863, Мадрид,- 23.1. 1928, там же)-испанская актриса. Училась в Мадридской консерватории. В 1885 дебютировала на сцене т-ра "Эспаньоль" (Мадрид). Вскоре уехала в Париж, где занималась актерским искусством у Б. К. Коклена. Вернувшись в Испанию, Г. вместе с мужем, актером Ф. Диас де Мендоса руководила в 1896-1909 основанным ими в Мадриде - т-ром "Герреро-Мендоса", а в 1909-24 - т-ром "Принцесса", которому в 1931 было присвоено имя Г. Крупнейшая представительница реалистич. направления в актерском иск-ве Испании конца 19 - нач. 20 вв., Г. отказывается от исполнения стихотворных романтич. драм, распростран„нных в репертуаре исп. т-ров, и вводит в репертуар прозаич. социальные пьесы, содержащие элементы критич. отношения к совр. бурж. действительности (пьесы Б. Переса Гальдоса, X. Дисенты, X. Эчегарая и др.). Одновременно Г. играла в пьесах "Дама невидимка", "Жизнь есть сон", "Саламейский алькальд" Кальде-рона, "Дурочка", "Звезда Севильи", "Фуентеовехуна" Лопе де Вега и др. исп. классиков. Со своей труппой Г. гастролировала в странах Европы и Америки.

Лит.: Смерть испанской Дузе, "Вестник иностранной литературы", 1928, ј 4, с. loi; Diaz de EscovarN. y L a s s o de la Vega F. de P., Historia del teatro espanol, t. 2, Barcelona, 1924; D i с k 1 i n s o n Th. H. [a. o.j The theater in a changing Europe, N. Y., 1937. Ал. Ф.

ГЕРРЕЦ-ЛУНД, Ольга Иоханнесовна (р. 1912)- эстонская советская артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. Эст.ССР (1952). Член КПСС с 1949. В 1936 окончила Таллинскую консерваторию по классу проф. Л. Хеллаш-Лемба. Сценическую деятельность начала в театре "Эстония" в 1934. Партии: Сайма ("Огни мщения" Каппа), Малль ("Берег бурь" Эрнесакса), Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского),Тоска; Сен-та ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Ст. пр. 1951.

ГЕРСАМИЯ, Сергей Лукич [р. 11(23).VI.1892]- грузинский советский театровед. Занимался журналистской деятельностью. С 1921 работал в ряде учреждений Грузии.С 1938- научный сотрудник (с 1944-уч„ный секретарь) Театр. музея Груз. ССР. Автор ряда трудов по истории груз. т-ра. Г. Вух.

Соч. на груз. яз.: Мако Сафарова-Абашидзе, Тб., 1940;

Кутаисский театр. Тб., 1947; Васо Абашидзе, Тб., 1948;

Батумский театр. Батуми, 1949; Акакий Церетели и грузинский театр. Тб., 1949; Театр Георгия Эристави, Тб., 1950;

Сухумский театр. Сухуми, 1952; Шалва Дадиани, Тб., 1954;

Акакий Хорава, Тб., 1956.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница