Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 106)


ГЗОВСКАЯ, Ольга Владимировна (р. 10. X. 1889) -русская советская актриса. Играла в Москве в Малом т-ре (1906-10,1917-19) и МХАТе (1910-17). К этому времени относится расцвет е„ блестящего комедийного дарования. Г. обладала отточенной комедийной техникой. Лучшие роли: Беатриче ("Много шума из ничего" Шекспира), Офелия ("Гамлет"), Клеопатра ("Цезарь и Клеопатра" Шоу), Марина Мнишек, Лидия ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Бешеные деньги" Островского), Мирандолина ("Хозяйка гостиницы"), Вера ("Где тонко, там и рв„тся" Тургенева), Софья ("Горе от ума") и др. Г. снималась в кино ("Сорока-воровка" и др.). Выступала на эстраде с мелодекламацией. С 1919 жила в Германии. По возвращении в 1943-56 играла в Ленингр. академич. т-ре им. Пушкина. Вед„т педагогич. работу. Я. М.

ГИАЦИНТОВ (наст. фам. -Б улочников), Александр Михайлович [16 (28).VII. 1896- 15.VI.1957]- русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начал в 1921 в красноармейском т-ре. Демобилизовавшись из армия, поступил на проф. сцену. Работал как актер, режиссер и худ. рук. периферийных т-ров в К амышине, Чебоксарах, Муроме, Тюмени, Мичуринске, Торжке и в др. городах. С 1942 был гл. режиссером, директором и актером основанного им т-ра в г. Кимры Калининской обл. Уделяя большое внимание работе с актерами и особенно с молод„жью, Г. создал в этом т-ре крепкий творческий коллектив. Пост. спектакли: "Егор Булы-чов и другие" (1945), "Платон Кречета (1946), "На дне" (1947), "Ревизор" (1952), "Гроза" (1954), "В добрый час" Розова (1955) и др. В своей режиссерской работе Г. стремился к единству ансамбля, к правдивому, реалистич. решению спектакля. Лучшие роли Г.: Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Степанов ("Директор" Ал„шина), Ян Грубек ("Под каштанами Праги" Симонова), Лосев ("Закон чести" Штейна), майор Петерсон ("Под золотым орлом" Га-лана), Горлохватский ("Кто сме„тся последним" Крапивы) и др. Л. В.

ГИАЦИНТОВА, Софья Владимировна [р. 23.VII (4.VIIJ). 1895, Москва]русская советская актриса и режиссер. Нар. арт. СССР (1955). Член КПСС с 1951. Отец Г.- профессор Моск. ун-та по кафедре истории иск-в. Еще будучи гимназисткой, Г. начала заниматься драм. иск-вом у артистки МХТ Е. П. Муратовой. В 1910 по конкурсу была принята в МХТ. Впервые выступила на сцене в 1911 в роли служанки в пьесе Гамсуна "У жизни в лапах". Г. вошла в группу молод„жи, к-рая начала заниматься системой Станиславского и составила ядро 1-й Студии МХТ. Руководителем этой студии стал Л. А. Сулержиц-кий, занятия по системе в„л

Е. Б. Вахтангов. Г. работала в МХТ до 1924; роли: Маша ("Нахлебник" Тургенева, 1912), Пелагея ("Будет радость" Мережковского, 1916), Митиль ("Синяя птица" Метерлинка, 1917) и др. Осн. творческая деятельность Г. связана с 1-й Студией, впоследствии преобразованной в МХАТ 2-й (1924). В первом спектакле Студии "Гибель "Надежды"" Хейер-манса (1913) Г. сыграла Клементину; затем исполнила роли Иды ("Праздник мира" Гауптмана, 1913), Феи ("Сверчок на печи" Диккенса, 1914). Работая под руководством Станиславского, Немировича-Данченко, Сулержицкого, Г. глубоко восприняла осн. законы реалистич. иск-ва МХТ, его художеств. и этич. принципы. В совершенстве владея иск-вом перевоплощения и тонкого психологич. анализа, глубоко проникая в эпоху и стиль автора, Г. в каждой роли находит неповторимые характерные черты и детали. Лучшие

оли Г., сыгранные на сцене 1-й Студии и MX А Та -го: Мария ("Двенадцатая ночь", 1917 и 1933), Кек-кина ("Бабы" Гольдони, 1929), Сима ("Чудак" Афиногенова, 1929), Нелли ("Униж„нные и оскорбл„нные" по Достоевскому, 1932), Амаранта ("Испанский священник" Флетчера, 1934), Женевьева ("Мольба о жизни" Деваля, 1935) и др. После закрытия МХАТа 2-го Г. работала в т-ре МОСПС (1936-38), где играла Рашель ("Васса Железнова" Горького, 1936), Донну Анну ("Каменный гость" Пушкина, 1937) и др. роли. В 1938-58 была актрисой и режиссером (с 1952-гл. режиссером) Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Здесь она создала ряд своих значит. работ: Нора (1939); Леонарда ("Валенсиа некая вдова" Лопе де Вега, 1940), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1944), Сара ("Семья Ферелли теряет покой" Хелман, 1945), Мария Александровна ("Семья" Попова, 1949), т„тя Тася ("Годы странствий" Арбузова, 1954), Раневская ("Вишн„вый сад", 1955) и др. Как режиссер Г. впервые выступила в МХАТе 2-м ("Бабы" Гольдони, 1929, совм. с С. Г. Бирман и Л- И. Дейкун, "Двенадцатая ночь" Шекспира, 1934, совм. с В В. Готовцевым). В т-ре им. Ленинского комсомола ею были пост.: "Нора" (1939, совм. с И. Н. Берсеневым), "Месяц в деревне" Тургенева (1944), "Семья" Попова (1949), "Годы странствий" Арбузова (1954, совм. с В. Р. Соловь„вым), "Вишн„вый сад" (1955, совм. с А. А. Пелевиным) и др. С 1958 Г. работает в Моск. драм. т-ре им. Станиславского. Снималась в кинофильмах "Клятва" (Варвара Михайловна;

Ст. пр. 1947), "Семья Ульяновых" (Мария Александровна Ульянова) и др.

Лит.: Залесский В., Софья Владимировна Гиацинтова, М.-Л., 1949. Л. В.

"ГИБЕЛЬ БОГОВ", "Сумерки богов" ("Die Gotterdammerung") - музыкальная драма Р. Вагнера (четв„ртая часть из цикла опер "Кольцо Нибелунга"). Либр. композитора на основе сканд. эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхнеиемецко-го эпоса "Песнь о Нибелунгах" 13 в.' Соч. 1874. Пост. 17 авг. 1876 в Байр„тском т-ре (Зигфрид - Унтер, Гунтер - Гура, Хаген - Знр, Аяьберих - Хилль, Брунгильда - Матерна, Гутруна - Векерлен, Вальтраута - Жаид, Норньг - Вагнер, Шефцки, Грюн; дириж„р Рихтер, реж. Брандт, худ. Гофман и Бргокнер, балетм. Фрикв).

В России впервые пост. нем. труппой Неймана в Москве и Петербурге (1889) Первая пост. на рус. яз.- 20 янв. 1903 в Мариинском т-ре (Зигфрид - Ершов, Гунтер - Шаронов, 1 Альберих - Орлов, Хаген - Касторский, Брунгильда - 1 Литвин, Гутруна, - Ермоленко Вальтраута - Славина, Нор-ны - Долина" Фриде, Буткевич, Воглинда - Михайлова, Вель-гунда-Носилова, Флосхильда- Тугаринова; дириж„р Направник, худ. Коровин и Клодт по эскизам Бенуа) Возобновлена на рус. сцене 10 окт. 1911 в Большом т-ре (рус. перевод И. Тюменева; Зигфрид - Алчев-ский Гунтер-Г, Пирогов, Хаген - Петров, Альберих - Павловский, Гутруна - Кали-новская, Брунгильда - Бала-новская, Вальтраута - Павлова; дириж„р Купер, худ. Коровин). На сов. сцене пост. 26 февр.1 931 Ленинградским т-ром оперы и балета (дирижер Дра-нишников; реж. Палечек, декорации по эскизам Бенуа).

Издания - партитура, Mainz, B. Schott's Sohne, (s. a.J; рус. изд. клавира, пер. И. Тюменева, М., Юргенгон, (1897]; под назв. "Закат богов", пер. В. Коломийцова, М., Юргенсон, Гб. г.]. ff Гр

"ГИБЕЛЬ ВОЛКА" ("По г?бель вока") - пьеса в 4 д. Э. Л. Саму„нка (из жизни пограничного белорусского колхоза: о бдительности, дружбе, мужестве сов. людей). Соч. 1938 (ни белррусек. яз.). Пост. в 1939 1-м Белорусским драм. т-ром (ныне Театр им. Я. Купалы), Минск (реж. Санников, худ. Ушаков, комп. Любан; Бокуть - Дедюшко, Добрынин - Бирилло, Язэп - Барановский, Аиисим- Гри-гонис, Данила - Счаиснович, Степанида - Полло, Настя - Ждавовяч, Харкевич - Глебов, Абабурка - Владомирский, Микола - Платонов); в 1940, во время декады белорусок. иск-ва, спектакль показывался в Москве. В 1939 "Г. в." ставили также: 2-й Белорус. драм. т-р (ныне Т-р им. Я, Коласа), Витебск (реж. и исполнитель роли Язэпа - Молчанов, худ. Николаев, Бокуть - Сергийчик, Степанида - Мозалевская, Настя - Гепкнер, Харкевич - Ильинский, Абабурка - Сквир-ския); Полесский т-р, Мозырь (Гомельск. обл.); Рабочий т-р клуба им. Ленина, Гомель.

Издания.-Первая публикация "Г. в." на белорусок. яз.: Саму идеи а к Э. Л., Паг?бель вока. Менск, 1939; на рус. яз.: С а м у й л „ н о к Эд., Гибель волка. Пьеса в 4 д., 7 к., пер. И П. Пикулева, М., 1939. Из последующих изд.:

Самуйл„нок Эд., Гибель волка. Пьеса в 4 актах. Пер. А. Глебова, М.-Л., 1940; Самуйл„нок Эд., Гибель волка. Пьеса в 4 д., пер. Б. Кобзаревского и Н. Вагнера, в кн.:

Белорусская драматургия, Л.-М., 1949.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959, с. 208, 212. 231-235. А. Шн.

"ГИБЕЛЬ "НАДЕЖДЫ**" ("Op hoop van zegen") - драма в 4 д. Г. Хейерманса (из жизни голландских рыбаков). Соч. 1900 (на голландок яз.) Пост. 24 дек. 1900 Нидерландским театральным объединением, Амстердам (Книртье- Бур ван Рейк). В 1903-т-р Антуана, Париж (в обработке Лемери Шурман под назв. "La bonne Esperance'", Книртье - Мюллер). Перевед„нная намн. европ. языки, пьеса Хейерманса утвердилась в репертуаре т-ров мн. стран. В дореволюц. России "Г. "Н."" ставилась почти во всех крупнейших провинциальных т-рах (Казань, Киев, Нижний-Новгорол, Одесса, Самара, Саратов, Харьков и т. д.). 15 января 1913 "Г.. "П."" пост. 1-я студия МХТ (пер. Маттерна и Воротникова, реж. Болеславский, худ. Либаков и Узунов; Книртье-Дейкун, Геерт-Дикий, Хмара; Баренд - Булгаков, Дикий, Ключарев; Ио - Соловь„ва, Шевченко; Кобус - В. Подгорный, Чехов, Сворожич; Да-антье - Коллен, В. Попов, Чехов; Бос - Бондырев, Лазарев, Сушкевич; Матильда - Бирман, Бромлей; Клементина - Гиацинтова, Егорова; Капс - Сушкевич; Симон-Афонин, Болдырев, Чебан. Среди др. дореволюц. пост. "Г. ,Н. "": Общество искусства и литературы (1902, пер. Гретман под назв. "Надежда"), Василеостровский т-р, Петербург (1902, реж. Н. Попов); Драматич. т-р Комиссаржевской, Петербург (1905, реж. Н. Попов, Книртье - Пивоварова, Геерт - Самойлов, Баренд - Василенко, Ио - Будкевич, Кобус - Урванцев, Бос - Уралов); т-р под рук. Гайдебурова и С карской, Литовский Народный дом, Петербург (1908, Книртье - Любецкая, Геерт - Свободин, Баренд - Таиров, Ио - Толстая, Кобус - Клеманский, Бос - Сердюк, Симон - Чернов); укр. труппа Садовского на сцене т-ра Общества грамотности, Киев (1908, пер. Паньковского под назв. "Надия", Книртье- Борисоглебская, Геерт - Марьяненко, Баренд - Певный, Ио - Заньковецкая, Кобус - Вилыпанский, Бос - Пань-ковский, Клементина - Хуторная); Польский т-р, Лодзь (1910, реж. и исполнитель роли Геерта - Мелевский, Книртье - Космовская, Ио - Чеховская, Кобус - Ярач, Капс - Зельверович); Введенский Народный дом, Москва (1910); т-р Корша, Москва (1913, уеж. Аяров, Книртье - Блюменталь-Та-марина, Геерт - Смурский, Баренд - Бестужев, Ио-Виндинг, Кобус - Борисовский, Бос - Борисов, Матильда - Красавина, Клементина - Валова, Капс - Щепановский, Маритье - Горичева); Сергиевский Народный дом, Москва (1916) и др.

Из пост. "Г. ,Н."" на советской сцене: т-р Кооперативного товарищества "Трудовая жизнь", Москва (1918); труппа Петроградских военно-учебных заведений (1921, реж. Пионтков-ский); Арм. т-р им. С. Шаумяна, Тбилиси (1921, реж. Капа-накян); Т-р им. Сувдукяна (1922, реж. Калантар); "Красный факел", Новосибирск (1938, реж. Крамской и Вент); Т-р драмы Литовской ССР (1940-56, реж. Юкнявичюс).

И з д а н и я.- Из русских изд.: Гейерманс Г., Гибель "Надежды*. Драма в 4 д. Пер. Э Э. Маттерна и А. П. Воротникова, М., 192 (переиздания 1918, 1925); Гейерманс Г., "Гибель .Надежды". Драма в 4 д., пер. с нем. П. Теплова, под ред. В. Засулич, Пб., 1906, переизд.. П., 1918. Из советских изд.: Хейерманс Г., Гибель " Надежды". Драма в 4 д. Пер. с голландок. Л. Шифферса, М., 1954.

Лит.: Дикий А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с. 211-232; Бирман С., Путь актрисы, М., 1959, с. 79-89. , Л. Шн.

"ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ" - пьеса в 3 актах, 7 к. А. Е. Корнейчука (из эпохи гражданской войны). Соч. 1933. Удостоена второй премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую советскую пьесу (1933/34). Пост. 25 сент. 1933 в Одесском укр. т-ре им. Октябрьской Революции (реж. Юхименко, худ. Вайс-ман, комп. Штайгер; Гайдай - Шумский, Комиссар - Хорош, Командир флагмана - Шрайман, Кобза - Маяк). 29 ноября того же года пост. т-ром "Берез?ль" (ныне Харьковский г-р им. Шевченко; реж.Тягно, худ. Меллер, композитор Мей-тус; Стрыжень - Марьяненко, Гайдай- Бучма, Оксана- Ужвий, Бухта - Гирняк, Фрегат и Паллада - Францман и Бондаренко, Адмирал - Милютенко, Кобза - Сердюк, мичман Кнорис - Радчук). 11 мая 1934 премьера "Г. э." состоялась в Центральном т-ре Красной (ныне -- Советской) Армии в Москве (реж. Завадский и Брилль, худ. Шифрин, комп. Кабалевский, танцы - Холфин; Комиссар - Нечаев, Стрыжень - Бельский, Гайдай - Герага, Оксана - Раневская и Зеркалова, Бухта - Коновалов, лейтенант Корн - Демич, Фрегат и Паллада - Ходурский и Старостин, 1-й балтиец - Бартавдевич, 2-й балтиец - Шиманский, Командир флагмана- Кречетов, полк. Кобаха - Корнев, Адмирал - А. Хохлов, Кобза - Хованский). "Г, э " пост. т-р Ленингр. Совета профсоюзов, т-р "Красный факел", Новосибирск, Татарский т-р драмы и Большой драм т-р, Казань, Большой Советский т-р, Воронеж, Туркменский т-р, Ашхабад (1934); Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1935, реж. Акимов и Жуковский, худ. Акимов, композитор Волошинов; Гайдай - Крюгер, Оксана -Рашевская, Корн - Адашевский, Фрегат и Паллада - Соколов и Вальяно, Адмирал - Нелидов, Кнорис - Соловь„в), Т-р им. Франко, Киев (сезон 1935-36, реж. Гнат Юра, худ. Драк и У майский; Комиссар - Сергеенко, Гайдай - Шумский, Стрыжень - Юра-Юрский, Бухта - Коханенко, Кобза - Юра); Свердловский т-р (1935, реж. Е, Ефремов и А. Георгиевский; Гайдай - Шульгин, Бухта - Горелов, Адмирал - Бецкий, Кобза - Покровский); Иркутский т-р (1935 и 1937), Калининский, Пензенский, Ярославский, Хабаровский т-ры (1935); т-р Революции, ныне - им. Маяковского, Москва (1936, реж. Шлепянов при уч. Власова и Штрауха, композитор А. Александров, Гайдай - Астангов, Бухта - Д. Орлов, Кобза - Кириллов, Оксана - Волгина); Горьков-ский т-р (1936, реж. Брилль, Стрыжень - Васильев, Оксана- Кузмичева, Бухта - Высоцкий, Кобза - Левкоев); Т-р им. Азизбекова, Баку (1937, реж. Юлдуз, Комиссар - Таги-Заде, Гайдай - Афганлы, Оксана - Давудова, Корн - Алекперов, Адмирал - Герайбейли); Ульяновский т-р (1938);

Сталинский укр. т-р им. Артема (1947); т-р Черноморского флота (1949); Харьковский т-р им. Шевченко (сезон 1950-51, реж. Дубовик и Воронов, худ. Меллер, композитор Даньке-вич. Комиссар - Антонович, Стрыжень - М. Кононенко, Гайдай - Сердюк, Бухта - Крушельницкий, Кобза - Ка-заченко); Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1952, реж. Товстоногов, худ. Вяч. Иванов, Стрыжень - Хованов, Оксана - Родионова, Гайдай - Гай, Корн - Рахленко, Адмирал - Дудников); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1952, реж. Тягно, худ. Стефанчук, комп. Радченко, Комиссар - Романиц-кий, Гайдай - Давиденко, Стрыжень - Яременко, ОксанаПолинская, Фрегат и Паллада - Сухоцин и Аркушенко, Адмирал - Лисненко, Кобза - Казачковский); Молотовский и Челябинский т-ры (1952); Т-р им. Кингисеппа, Таллин (1953, реж. Таммур, худ. Линцбах, Комиссар - Ратасепп, Гайдай - Нууде, Стрыжень - Карм, Оксана - Рауар, Фрегат и Паллада - Баскин и Ярвет, Командир флагмана - Алев, Ацми-рал - О. Эскола, Кобза - Мальмстви, Кнорис - А. Эско-ла); Запорожский т-р им. Щорса (195); Центральный т-р Советской Армии, Москва (1957, реж. Окунчиков. худ. Шифрин, Комиссар - Колофидин, Бухта - Ратомский, Кобза - Ситко, Адмирал - А. Хохлов); Саратовский т-р им. Карла Маркса (1954); Т-р им. Леси Украинки, Киев (1956, реж. Нелли, Комиссар -Романов, Гайдай - Решетников, Оксана - Пекарская и Смолякова, Бухта - Халатов, Адмирал - Лавров); Чкаловский т-р (1956); Финский т-р, Петрозаводск (1957, реж. Суни, худ. Колосенок, Гайдай - Ланкинен, Стрыжень - Щелин, Оксана - Карпова, Бухта - Любовин, Фрегат и Паллада - Вес и Лайне, Адмирал - Севандер, Кобза - Ромппайнен); Т-р драмы Литовской ССР, Вильнюс (1957);

Смоленский и Псковский т-ры (1957); Абхазский т-р, Сухуми

(1958); Северо-Осетинский муз.-драм. т-р, Орджоникидзе (1959, реж. Цаликов, худ. Писарев, Стрыжень - Царукаев, Гайдай - Ф. Каллоев, Оксана - Туменова, Фрегат и Паллада - Сланов и Б. Каллоев); т-р Балтийского флота

(1959) и мн. др. Широко ставилась "Г. э." и в коллективах театральной самодеятельности.

Из зарубежных пост. "Г. э.": Т-р на Виноградах (Прага) - 1937, Гос. Сидезский т-р им. Выспянского - 1953, Катовицкий т-р - 1953, и др.

И з д а н и я.-Первое изд. "Г. э." на укр. яз. 1936; первое русское изд., в пер. Крути, М., 1934; ия последующих русск. изд.: Пьесы советских писателей, т. 3., М., 1953. А. Шн.

ГЙБПМАН, Константин Эдуардович (1884-г. смерти не изв.) - русский артист эстрады" Конферансье. По образованию инженер. Начав свою деятельность в 1905 как драм. актер, Г. в том же году стал работать в т-рах "малых форм" (Троицкий т-р миниатюр, "Кривое зеркалом, "Вес„лый т-р", "Дом интермедий", "Летучая мышь") и на эстраде. Создатель образа неудачливого конферансье-дебютанта, Г. первый из русских конферансье вн„с в этот жанр иск-во сценич. перевоплощения. Д. Шн.

Лит.: "Рабочий и театр". Л.,1935, .Ne 7, с. 22; К у з н e ц о в Е., Из црошлого русской эстрады, М., 1958, с. 2Q7-298.

ГИДАЙЮ - 1) Певец-рассказчик в японском театре марионеток; исполнитель и импровизатор дра-матич. речитатива. 2) Муз.-литературный жанр т-ра "Такэмотодза название получил по имени популярного автора и актера Такэмото Гидайю (18 в.).

Лит.: ЯманэГиндэи, "Онгаку по рэкиси" (История музыки), Токио, 1957. Н. И.

ГЙЗЕ (Giehse) [наст. фам.-Гифт (Gift)], Тереза (р. 1898)-немецкая актриса. Дебютировала на сцене т-ра вг.Ландсхут.С 1925 играла в т-ре "Каммершпиле" (Мюнхен). В 1933 эмигрировала в Швейцарию и вступила в труппу Цюрихского т-ра; была первой исполнительницей загл. роли в спектакле "Мамаша Кураж и ее дети" Брехта. В Цюрихе Г. приняла участие в создании кабаре "Пфеффермюле", где выступала с исполнением антифашистских стихов и песен. В 1949-51 работала в т-ре "Берлине? ансамбль"; с 1953- снова в труппе "Каммершпиле". Среди лучших ролей: Мать ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки), фрау Вольф и фрау Ион ("Бобровая шуба" и "Крысы" Гауптмана), Ева ("Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта). В 1949 Г. играла роль Вассы Железновой, в 1957 - Гурмыжской ("Лес"). Игра Г. отличается темпераментностью, большой убедительностью, органич. сочетанием элементов трагического и комического. И. Н.

ГИЗЗАТ, Тази (наст. фам. и имя-Г и з з а т о в Таджи Калимович) (15. IX. 1895-7. III. 1955)- татарский советский драматург и актер. Засл. деят. иск-вТат. АССР(1939) и засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член КПСС с 1942. В 1922 вступил в труппу Тат. гое. т-ра им. Красного Октября. В 1923 пост. его первая пьеса "Серебряная монета". Эпоха освобождения крестьян от крепостной зависимости отражена в драме "На„мщик" (1928). Тема краха веры в справедливость царского режима и сознательного прихода крестьянина к революции воплощена в трилогии "Потоки" ("Тревожные дни", 1940, "Бурные дни", 1949, "Славные дни", 1953). На сцене Театра им. Г. Камала (Казань) шли пьесы Г.: "Бишбуляк" (1933), "Искры" (1935), "Славная эпоха" (1937), "Пламя" (1940), "Таймасовы" (1941), "Священное поручение" (1948). Среди пьес о современности: "Настоящая любовь" (1948). Г. глубоко раскрывал социальные противоречия дореволюц. тат. деревни. В пьесах последнего периода отразил мн. проблемы развития социа-листич. общества. Творчество Г. способствовало развитию тат. т-ра; его пьесы посвящены актуальным проблемам, в них созданы яркие нац, характеры. Лит.: Байян Гиззат, "Тажи Гыйззат", Казан, 1957. X .К

ГИЗЗАТУЛЛИНА-ВЙЛЖСКАЯ, Сахибжамал [р. 14 (26) .V. 1892] - татарская советская актриса, режиссер, театральный деятель. Засл. арт. Тат. АССР (1926). В 1907 вступила в первую татарскую проф. труппу, названную впоследствии "Сайяр". Была первой тат. актрисой. Играла в пьесах: Г. Камала (Гайни- "Несчастный юноша", Сэрби-"Распутство" , Шафика - "Жалкое дитя"), Н. Везирова (Сагодат- "Горе Фахретдина"), Вели(Ма-грифа"Стыд"). В 1912 организовала в Уфе вторую тат. проф. труппу - "Hyp" (впоследствии на основе этой труппы создан сов. Башк. драм. т-р). Здесь Г.-В. играла роли: Луизы ("Коварство и любовь"), Катерины ("Гроза"). Пост. ряд спектаклей, воспитала группу актеров тат. т-ра (Ш. Шамильский, Г. Казанский, М. Миннибаева). В годы гражданской войны организовала 6-ю фронтовую труппу при

2-й Армии Восточного фронта и выступала с этой труппой на фронтах.

- В 1920 руководила Тат. драм. т-ром в Ижевске. До 1924 работала в Т-ре им. Красного Октября в Казани.

Лит.: К а ш ш а ф Г., Беренче артистка. Казан, 1958. X. Г,

ГЙЛГУД (Gielgud), Джон Артур (р. 14. IV. 1904)-английский актер и режиссер. Доктор права Сент-Андрусского ун-та (1950). Доктор литературы Оксфордского ун-та. Театр. образование получил в частной школе леди Бенсон (Лондон) и Королевской Академии драм. иск-ва. В 1921 дебютировал на сцене т-ра "Олд Вик" (Лондон) в роли Герольда в "Генрихе V" Шекспира. Среди ранних ролей Г. выделяется Трофимов в "Вишн„вом саде" (1924, Оксфордский т-р "Плейхаус"). Г. выступал во многих англ. театр. труппах, в т ч. в "Нью т-ре" (Лондон), т-ре "Олд Вик", шекспировском Мемориальном т-ре (Стратфорд-он-Эйвон). В пьесе "Ричард из Бордо" Дэвиота (1932, "Нью т-р") Г. успешно сыграл роль Ричарда и впервые выступил как режиссер. актерское и режиссерское дарование Г. в наибольшей степени раскрылось в пьесах Шекспира, в к-рых он играл многие роли. Широкую известность получил после исполнения роли Гамлета, которого играл в театре "Олд Вик" (1929), "Нью т-ре" (пост. Г., 1934), "Куинс т-ре" (1937, Лондон), "Лицеум т-ре" (1939, Лондон), т-ре "Хеймаркет" (1944, Лондон); роль Просперо ("Буря") Г. играл в т-ре "Олд Вик" (1929 и 1940) и Мемориальном т-ре (1957); короля Лира - в "Олд Вик" (1940) и Мемориальном т-ре (1950 и 1953). Среди ролей Г.: Ромео и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Ричард II; Марк Антоний, Кассий ("Юлий Цезарь"), Макбет, Шейлок; Анжело ("Мера за меру"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Бенедикт ("Много шума из ничего") и др. Г. поставил шекспировские спектакли: "Ромео и Джульетта" (1935, "Нью т-р"), "Ричард II" (1938, "Амбассадор", Лондон; 1952, "Лирик т-р"- Хаммерсмит, предместье Лондона), "Венецианский купец" (1938, "Амбассадор"), "Макбет" (1942, "Пиккадилли", Лондон; 1952, Мемориальный т-р), "Много шума из ничего" (1952, "Финикс", Лондон), "Двенадцатая ночь" (1955, Мемориальный т-р), "Король Лир" (1955, "Палас т-р", Лондон). Из произведений Шекспира Г. составил монтаж для концертного исполнения "Возрасты человека" и гастролировал с ним по Англии, США, Канаде (1958-59). Раскрытию дарования Г. способствовала в значит. степени также драматургия Чехова. Г. сыграл роли:

Треплева ("Чайка", 1936, "Нью т-р"), Вершинина ("Три сестры", 1938, "Куинс т-р"). В 1954 в "Т-ре лирик" им пост. "Вишн„вый сад". К числу значит, работ Г. относится пост. инсценировки романа Достоевского "Преступление и наказание" и исполнение роли Рас-кольникова (1946, "Нью т-р"). С этим спектаклем Г. гастролировал по стране. В пьесах совр. драматургов играл роли: Себастиана ("Обнаж„нная со скрипкой" Коуарда), Джеймса Каллифера ("Сарайчик" Г. Грина) и др.Творчество Г. способствует утверждению реализма в англ. т-ре. Развивая лучшие нац. традиции англ. сценич. иск-ва, Г. в то же время одним из первых среди деятелей англ. т-ра применил на практике систему Станиславского. Творчеству Г. присущ острый драматизм. Ему особенно удаются роли, требующие донесения до зрителя глубокой мысли, больших внутренних потрясений. Мастер сценич. слова и декламационной техники, Г. переда„т в тонких интонационных переходах психологич. подтекст роли. Никогда не прибегая к прямой модернизации, стремясь глубоко раскрыть авторский замысел, Г. сумел передать в образах Шекспира и Чехова настроения своего поколения, противоречия совр. жизни. В режиссерской работе Г. избегает экспериментаторства, внешней театральности, уделяя главное внимание выразительности слова, мимики и жеста.

Г. снимался в ряде фильмов. Роли: Дизраэли ("Премьер министр", 1941), Кассий ("Юлий Цезарь", 1952), Герцог Кларенс ("Ричард III", 1955) и др. Написал автобиографич. книгу "Первые годы в театре".

Соч.: Early stages, [L.], 1939.

Лит.: Agate J., Brief chronicles. A survey of the plays of Shakespeare and the Elizabethans in actual performance, fL.],1943;ArthurG., From Phelps to G-ielgud: reminiscences of the stage through sixty five years. Intr. by J. Grielgud, [L.], 1936; Gilder R., John Gielgud's Hamlet, L., 1937; W i 1-1 i a m s o n A., Old Vie drama. [L.], 1948, 1957. ф. К.

"ГЙЛД-ТЙЭТР" ("Guild Theatre", англ. guild здесь значит - содружество) - американский драматический театр. Создан в Нью-Йорке в 1919 по инициативе режиссера Л. Лэнгнера на основе закрывшегося в 1918 т-ра "актеров Вашингтонского сквера". Существующей в США системе "зв„зд" т-р пытался противопоставить крепкий актерский ансамбль, значительный репертуар. Среди актеров т-ра были: А. Лант, Л. Фон-танн, X. Хейс, Ю. Андерсон и др. До 1929 здесь были пост. "Пер Гюнт" Ибсена (1923), "Власть тьмы" (1920); "Дом, где разбиваются сердца" (1920), "Ученик дьявола" (1923), "Цезарь и Клеопатра" (1925), "Пигмалион" (1926) и "Назад к Мафусаилу" (1922) Шоу, "Окна" Голсуорси (1923), "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1927) и др. Значит, место в репертуаре заняли произведения совр. амер. драматургии - "Странная интерлюдия" (1928), "Миллионы Марко" (1928) и "Динамо" (1929) 0'Нила, "Они знали, чего хотели" (1924) и "Серебряная струна" (1926) Хоуарда и др. Во главе т-ра находилась дирекция, состоявшая из 6 членов труппы. Материальную базу составляли членские взносы сотрудников т-ра.

"Г.-т." не смог добиться создания высокохудожественных спектаклей. С 1929 характер репертуара т-ра меняется: вс„ чаще на его сцене появляются легковесные произв. модных амер. драматургов. Постоянная труппа распадается и "Г.-т." превращается в обычный бродвейский коммерческий т-р. Из постановок последующих лет представляют интерес: "Три сестры" (1943), "Отел-ло" (1942) с участием П. Робсона.

Лит.: E a ton P., "The Theatre Guild", N. Y., 1950. Я. Я.

ГЙЛЕВ, Сергей Васильевич (1854 - 6. X.I 933) - русский артист оперы (баритон) и педагог. .В 1879 окончил Моск. консерва' торию. Первый исполнитель пэр-тии Онегина ("Евгений Онегин") в ученическом спектакле на сцене Малого т-ра (1879). С 1879 пел в провинциальных оперных т-рах. С 1881 преподавал в Моск. фи-лармонич. уч-ще, с 1917 - на периферии. О. В. ГЙЛЛЕР, Х и л л е p (Hiller), Иоганн Адам (25. XII. 1726-16.VI.1804)-немецкий композитор, дириж„р и муз.-обществ, деятель. Музыке обучался в"Кр„йца-шуле" в Дрездене у Г. Хомилиув. Окончил ун-т в Лейпциге (1754). Основал певческую школу (1771); был организатором публичных концертов, преобразованных в 1781 в концерты "Гевандхауза", вк-рых выступал как дириж„р. В 1789-1801 Г. был дириж„ром школы ев, Фомы в Лейпциге. Выступал как дириж„р в Митаве, Берлине, Бреславле, Лондоне и др. городах. Использовав и переработав в нац. нем. духе элементы итал. оперы-буфф и франц. комич. оперы, Г. явился одним из создателей зингшпиля; изложил основу нац. оперы. В жанре зингшпиля Г. написаны оперы: "Ч орт на свободе" ("Превращ„нные женщины"), "Вес„лый сапожник" (обе пост. в 1766, Лейпциг), "Лотта при дворе" (1767, Лейпциг), "Сельская любовь" (1768, Лейпциг), "Охота" (1770, Веймар), "Деревенский цирюльник" (1771, Лейпциг), "Война" (1772, Берлин), "Могила муфтия, или Два скупца" (1779,. Лейпциг). Автор детских оперетт "Маленькая сборщица колосков" (соч. в 1778), "Праздник мира, или Неожиданное возвращение" (соч. в 1779), кантат, песен и др. соч. Популярность сценич. произв. Г. основывалась на нар.-бытовых сюжетах и песнях, б. ч. сентиментального характера. Г. также дополнил оперы "Испытание дружбы" Гретри (1774), "Сельская ярмарка" Бенды (1775), "Элизиум" Швейцера (1777), перев„л либретто опер "Земира и Азор" Гретри (1783), "Графиня" Гассмана (1784) и др.

С о ч.: Uber Metastasio und seine Werke, Lpz., 1786; Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesange, Lpz., 1774; 2 Aufl., 1798. Лит.: P eise r K., Johann Adam Hiller, Lpz., 1894;

С a I m u s Gr., Die ersten deutschen Singspiele von Standfuss und Hiller, B., 1908. Вл. О.

ГЙЛЬБЕР (Guilbert), Иветт (20. I. 1867-2/3.11. 1944)-франц. эстрадная певица. Сценич. деятельность начала в 1885 как артистка драмы в Париже. С 1890 стала выступать в театрах-варьете "Мулен руж", "Фоли бержер" и др. Создала особый жанр франц. л„гкой музыки - "песенки конца века" ("chancons de fin de siecle"), и выработала характерный исполнитель-ский стиль, названный по е„ имени ("амплуа Иветт").

Этот стиль отличался эксцентрически-гротесковой манерой, подч„ркнутой остротой интонавдй. Г. много выступала за границей, в т. ч. в Лондоне, Берлине, Риме, Нью-Йорке. Снималась в фильмах. Автор нескольких автобиографич. книг.

Лит соч.: La chanson de ma vie (mes memoires), P." 1927; Autres temps, autres chants, P., 1945. В. Г.

ГИЛЬЗЕ, Г и лее (Gilse), Ян ван (U.V. 1881 - 8. IX. 1944) - голландский композитор и дириж„р. Учился в К„льнской консерватории (1897-1902) у М ван дер Зандта (фп.) и Ф. Вюльнера (композиция); совершенствовался в Берлине у Э. Гумпердинка (1902-03) и в Риме (1909-11). В 1905-08 Г.-дириж„р оперного т-ра в Бремене, в 1908-09 - Северной Нидерландской оперы в Амстердаме. Гастролировал в" многих городах Германии, Нидерландов, Италии. Как композитор впервые выступил в нач. 20 в. Автор нац., историко-бытовых онер "Хельга из Ставерна" (1911) и "Тиль" (1940), музыки к пьесам "Ярмарка жизни" Демеля (1904) и "Круг жизни" Рильке (1929), симф., камерно-инструмевт." вокальных и др. соч. Творчество Г. (особенно в раннем периоде) носит следы влияния Г. Малера, Р. Штрауса, Э. Гумпердинка. В лучшем сво„м произв.- опере "Тиль", широко использовал мелодии голландских нар. песен. В 1933-37 работал директором консерватории в Утрехте.

Лит. соч.: Das Problem einer nationalen hollandischen Oper, 1s. L, s. а.]. Л. M.

ГИЛЬМАНОВ, Кэярим Ибрагимович [р. 16(29).!. 1913] - татарский советский актер. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Член КПСС с 1945. В 1933 окончил драм. студию при Т-ре им. Камала. В 1935-37 - актер Тат. рабочего художеств. т-ра (Казань). С 1937- Т-ра им. Камала (Казань). Участник Великой Отечественной войны. С 1945 возобновил актерскую деятельность. В 1951-58-директор Т-ра им. Камала. Остро характерный актер. Роли: Почтмейстер ("Ревизор"), Эдмунд ("Король Лир"), Боровский ("За тех,кто в море" Лаврен„ва), Садык ("Шамсикамар" Аблиева). Алчин ("Хужа Насретдин" Исанбета) и др. X. К.

ГИЛЯРОВСКИЙ, Владимир Алексеевич (псевд.- Дядя Гиляй и др.) (1853-1935) - рус. писатель, журналист, актер. Был бурлаком, крючником, рабочим. В 1873 дебютировал как актер в провинции; нек-рое время играл в Москве в труппе В. Андреева-Бурлака. Автор книг, статей о т-ре. Написанные в форме художеств. очерков, работы Г. ярко и глубоко освещают эпоху, быт дореволюц. т-ра.

Соч.: Люди театра, М.-Л., 1941; Реквием, в кн.: Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия .., ?., 195 5 ; Когда мы были молоды, в кн : Ежегодник МХАТ. 1943, M., 1945, с. 225-32. ?, ?.

ГИМАР (Guimard), Мари Мадлен (27. XII.1743, Париж,- 4.V. 1816, там же)-французская артистка балета,В 1758-61 выступала в кордебалете "Комеди Фран-сез". В 1761 была приглашена в Парижскую оперу. В 1762 исполнила первую ответственную партию Терпсихоры в балете "Греческие и римские праздники" де Бла-мон, а о 1764 с большим успехом выступила в партии Тени в опере-балете "Кастор и Поллукс" Рамо. Танец Г. отличался драматич. выразительностью, грацией, гармонией дви-жений. Г. обладала мимич. талантом; особенно ей удавались классич. и полухарактерные партии. Ж. Ж. Новер высоко ценил артистизм, л„гкость и выразительность танца Г. Лучшие партии Г": Галатея ("Пигмалион" Лефебвра), Нисетта ("Искательница остроумия"), Луиза ("Дезертир" Миллера) и др., вставной танец в опере "Триумф искусств" Ламота. В 1790 оставила сцену.

Лит.: H о в е ? ? Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 271, 314; X у д е к о в С., История танцев, т. 3, П., 1915; G encourt E. de, La Gulmard, P., 1893;

Beaumont G. W., Three French dancers of the 18. century:

Camargo, Salle, Guimard, L;, 1934. Ham. P.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница