Наши партнеры

Выгодно арендовать машину в самаре в компании РексРент.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 108)


ГЙШАНДЮ (Guichandut), Карлос (р. 1920)- аргентинский артист оперы (первоначально баритон, затем - драматич. тенор). Один из видных аргентин. оперных певцов. Пению обучался у А. Бонта в консерватории в Буэнос-Айресе. Впервые выступил на оперной сцене как баритон в т-ре "Колон" в 1940. С 1947 Г. пел в Италии, с большим успехом исполняя баритональные партии (Риголетто, Жермон; граф Луна, Эрнани) на сценах оперных т-ров Милана (в т. ч. "Л а Скала"), Рима, Неаполя и др. городов. Из-за изменения диапазона голоса Г. с 1954 по„т партии драматич. тенора (дебютировал в Бари в партии Зигмунда - "Валькирия" Вагнера). В обширном репертуаре Г. партии: Отелло, Радамес; Манрико ("Трубадур"), Леско ("Манон" Массне), Тонио ("Паяцы") и др. Гастролировал в мн. странах, в т. ч. в Австрии, Франции, Англии и др. Л. At.

ГЛАВИСКУССТВО (Главное управление по делам художественной литературы и искусства) - центральный советский государственный орган, осуществлявший руководство всеми видами иск-ва (театр. музыка, кино, изобразительные искусства, цирк, эстрада, художественная самодеятельность). Был образован в системе Наркомпроса РСФСР постановлением СНК РСФСР от 13 апр. 1928. Г. объединило руководство в области иск-ва, ранее рассредоточенное по различным управ- { лениям Наркомпроса (Главполитпросвет, Главнаука, Управление академич. театров и др.). В состав Г. входил также Главрепертком, осуществлявший контроль за зрелищами н репертуаром. В 1933 Г. было преобразовано в Управление театрально-зрелищными предприятиями (УТЗП) Наркомпроса РСФСР. Г. существовали также в наркомпросах союзных, автономных республик. В 1936 руководство всеми видами искусств отошло от наркомпроса к Комитету по делам искусств при СНК СССР. М. И. сГЛАВНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВА" (Haupt und Staatsaktionen), "Главные действа",- наименование пьес, входивших в репертуар большинства немецких странствующих трупп во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. Понятие "Г. и г. д." объединяет "серьёзные" пьесы, т. е. трагедии историко-политич. содержания, в значительной степени импровизировавшиеся актерами в процессе исполнения. В этих трагедиях гл. действующими лицами были историч. личности; представления содержали сценки, насыщенные патетикой, "ужасами" (убийства, появления привидений и т. п.), а также грубыми шутками. "Г. и г. д." перемежались обычно комич. фарсовыми эпизодами с участием Гансвурста. Игра актеров отличалась напыщенностью, преувеличенным пафосом. Среди театр. трупп, исполнявших "главные действа", наибольшей популярностью в 17 в. пользовалась труппа И. Фелътена.

ГЛАВНЫЙ РЕЖИСтР- в советском т-ре лицо, руководящее всей художественной работой т-ра, определяющее (совм. с директором т-ра, художеств. советом) его репертуарную линию. В т-рах оперы и балета художеств. работой т-ра руководит гл. дириж„р.

Г. р. осуществляет осн. постановки т-ра (в драм. т-рах до 3, в т-рах оперы и балета -- до 2 в год), а также принимает и выпускает новые и возобновл„нные спектакли, пост. др. режиссерами. Наряду с директором т-ра Г. р. нес„т ответственность за идейное и художественное качество репертуара т-ра, за выполнение плана, за правильный подбор и использование творческих кадров, за постановку учебно-воспитательной работы. Л. С.

ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ (Главный политико-просветительный комите т)советский государственный орган, руководивший политико-просветительной работой среди населения. Был организован в системе Наркомпроса РСФСР на основании декрета В ЦИК и СНК от 23 февр. 1920. В Г, существовал Художественный отдел, к-рый руководил художественным просвещением, работой проф. зрелищных предприятий и самодеятельностью. Этот отдел издавал журналы "Художник и зритель", "Со-ветскос искусство", Вестник искусств". В 1928 Художественный отдел влился в Главискусство. Г. существовали во всех союзных республиках. М. И.

ГЛАВРЕПЕРТКОМ (Главный репертуарный комитет, позднее - Главный комитет по контролю за зрелищами и репертуаром). Был образован в системе Наркомпроса РСФСР постановлением от 9 февр. 1923. В функции Г. входило: рассмотрение всех драматич., муз. и кинематографич. произведений, предназначенных к публичному исполнению, составление и опубликование списков разреш„нных и запрещ„нных произведений, контроль за соблюдением установленных правил. Г. в„л также работу с драматургами, кино- * организациями, устраивал обсуждения пьес, спектаклей, кинофильмов. В 1928 Г. вош„л в состав Главискусства. В 1933 был выделен в самостоятельное Управление - ГУРК. М. И.

"ГЛАГОЛ ПРАЖСКИЙ" ("Hlahol Prazsky") - чешский мужской хор. Основан в 1861 под девизом Сметаны "Песней - к сердцу, сердцем - к родине". "Г. П." принимал активное участие в жизни оперных т-ров Чехии. Во главе хора стояли певец и педагог Я. Лукес, хормейстер Ф. Геллер и др. С 1863 "Г. П." руководил Сметана, при к-ром хор стал подлинным центром чеш. нац. муз. культуры. В репертуаре "Г. П."- произв. славянских композиторов, в т. ч. отрывки из опер. "Г. П." играет значительную роль и в пропаганде лучших произв. чехословацкой и зарубежной муз. классики.

Лит.: Nejedly Z., Dejiny praz Hlaholil, Praha, 1911. Л.Т.

ГЛАГОЛЬ (наст. фам.- Голоушев), Сергей Сергеевич (1855-1920) - русский художник, художественный и театральный критик. По профессии врач. С 90-х гг. печатал статьи о т-ре в журналах "Артист", "Рампа и жизнь", "Маски", в газ. "Курьер" и др. Сторонник реалистич. принципов МХТ, Г. выступал с критикой натуралистич. и декадентских течений 20 в. Г. много писал о МХТ.

Соч.: Под впечатлением Художественного театра, М.,1902 (совм. с Джемсом Линчем - Л. Н. Андреевым); Художники Художественного театра, в сб.: Московский Художественный театр. т. 2, M., 1914; Да здравствует театр. в сб.:

В спорах о театре, М., 1914.

Лит.: Некрасов Н.,С.С. Голоушев (Сергей Глаголь). Некролог, "Художественная жизнь", 1920, ј 4/5. E.X.

ГЛАДИАТОР (лат. gladiator, от gladius - меч)- 1) Участник зрелищ-бо„в в Др. Риме. Г. проводили вооруж„нную борьбу между собой или со зверями.

Обычно набирались из рабов или приговор„нных к смерти преступников. Г. проходили специальное обучение, делились на множество разрядов по вооружению и технике боя ("ретнарии" с трезубом и сетью, к-рую набрасывали на противника, тяжеловооруж„н' ные "самниты", "фракийцы" в нац. фракийском вооружении и т. д.). Бои Г. иногда становились частью пышных зрелищ, обычно на популярный мифологич. сюжет. Эти представления, отличающиеся грубым натурализмом (подлинные убийства), способствовали моральному и эстетическому разложению зрителей, деградации культуры в Риме. С. А.

2.} Цирковой артист; силовой акробат рафт-акробат). Г. обычно обладают атлетич. сложением, развитой мускулатурой, выступают в стилизованных римских костюмах и вооружении, выполняют фигурные построения (акробатич. пирамиды) на спец. пьедестале (иногда вращающемся), напоминающие скульптурные изваяния; перестроения из одной фигуры в другую часто делаются при затемн„нном свете, быстро, а сами построения демонстрируются при разноцветном освещении. Номера с участием Г. ("гладиаторы") получили большое распространение в дореволюционном русском цирке, зап.-европейском варьете, мюзик-холле. ГЛАДИЛЬЩИКОВ, Николай Павлович (р. 27.IV. 1895)- советский цирковой артист, дрессировщик. Засл. арт. РСФСР (1939). Род. в Торопце в семье лесника. Занимаясь в Петерб. политехнич. ин-те, увлекался спортом и выступал как борец-профессионал. В годы гражданской войны был инструктором воен. обучения в Йрасной Армии. В 1922 завоевал звание чемпиона РСФСР по классич. борьбе. С 1923, выступая в клубах с лекциями по физкультуре, начал заниматься дрессировкой, демонстрировал борьбу с медведем. В 1927 дебютировал в Орехово-Зуевском цирке со своей "Смешанной группой хищников". Г. был первым крупным советским дрессировщиком хищников. Увеличивая количество животных и варьируя их состав, Г. усложнял и совершенствовал выучку хищников. Демонстрировал дрессировку бурых медведей, львов, гиен, собак, крокодилов, домашних птиц. Некоторые успехи в области дрессуры были достигнуты впервые Г. (создал номер, в котором совместно выступали петухи и группа хищников). Вносит в свои выступления элементы театрализации (номер Г. был оформлен в рус. стиле), народного юмора, использует нек-рые традиции русских скоморохов, обучавших медведей.

Лит.: Кублицкий Г., ротитель хищников, [Архангельск, 1940]. М. 3.

ГЛАДКОВ, Александр Константинович [р. 17(30). III. 1913] - русский советский драматург, поэт и театральный критик. Лит. деятельность начал в 1930. Работал зав. лит. частью и ассистентом режиссера в Студии под рук. Н. П. Хмел„ва (1935-36), в Т-ре им. Мейерхольда (1934-37). Г.автор героич. комедии в стихах из врем„н Отечественной войны 1812"Давным-давно" ("Питомцы славы"; 1941, Ленингр. т-р Комедии, 1942, Центр, т-р Красной Армии). Написал пьесы: "Бессмертный" (совм. с Арбузовым;

1943, Центр, т-р Красной Армии), "Новогодняя ночь" ("Жестокий романс"; 1945, Ленингр. Большой драм. т-р), "Ночное небо" (1959, Ленингр. т-р Комедии) и др. В произв. Г., героями к-рых является гл. обр. молод„жь, воспеваются поэзия подвига, романтика, благородные устремления. Г. принадлежит сценич. редакция и рус. перевод японской пьесы "Украденная жизнь" Каору Моримото (1959, Моск. т-р им. Вл. Маяковского). С. Д.

Соч.: Из воспоминаний о Мейерхольде, в сб.: Москва театральная, М., 1960.

ГЛАДКОВ, Ф„дор Васильевич [9(21).VI.1883- 20.XII.1958] - русский советский писатель. Член КПСС с 1920. Окончив учительский институт, работал педагогом. Принимал активное участие в революционном движении. Лит. деятельность начал в 1900. Г. инсценировал свои произведения. Большим успехом пользовалась инсценировка романа "Цемент" (1926, Т-р им. МГСПС, Москва, Ярославский т-р им. Волкова и др.). В 1934 на основе романа "Энергия" создал драму "Гордость" (Т-р им. МОСПС). Автор ряда статей по вопросам т-ра. Ст. пр. 1950, 1951.

ГЛАДКОВСКИИ, Арсений Павлович [9(21).V. 1894-31.VII.1945] - русский советский композитор. В 1917 окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та. В 1912-17 занимался теорией композиции у В. Кала-фати. В 1924 окончил Ленингр. консерваторию. Г.- один из первых крупных сов. театр. композиторов. Автор (совм. с Е. Пруссаком) оперы "За красный Петроград" ("1919-й год" ; 1925, Ленингр. Малый оперный т-р), оперы-оратории "Фронт и тыл" (1930, там же), балета "Том Сойер" (1939), муз. комедий "Рустам", "Поэт и барабанщик" (1932, 1937, Ленингр. т-р муз. комедии), музыки к спектаклям ленингр. т-ров, в т. ч. "Дружба" Гусева, "Женитьба Бальзаминова" Остров-' ского, "Мария Стюарт" Шиллера и др., а также камерно-инструментальных, вок. и др. соч. Музыка сценич. произв. Г. отличается ясностью мелодики, простотой и выразительностью гармонии. Интонац. язык музыки Г. насыщен мелодич. оборотами песен эпохи гражд. войны и сов. массовых песен. С 1922 Г. занимался педагогич. деятельностью в Ленинграде.

Лит.: Богданов-Березовский В., Советская опера, Л.-М., 1940 (гл. 2 и 10).

ГЛАЗУНОВ, Александр Константинович [29.VII (10.VIII). 1865, Петербург,-21.III.1936, Париж]- русский композитор, дириж„р, педагог, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. Республики (1922). Музыке начал обучаться с десятилетнего возраста под руководством домашних педагогов, в т. ч. Н. Елен-ковского. В 1879-81 Г. брал уроки гармонии и сочинения у Римского-Корсакова. В 80-х гг. начал активную композиторскую деятельность, будучи участником "беляевского кружка" и находясь в тесном общении с композиторами "Могучей кучки" и Чайковским. После смерти Бородина Г. совместно с Римским-Корсаковым закончил оперу "Князь Игорь" и по памяти записал увертюру к опере. Своими симф. и камерными произв. Г. завоевал выдающееся место в ряду рус. композиторов-реалистов конца 19 в. С 1888 выступал также как дириж„р; гастролировал во мн. странах. После Октябрьской революций продолжал муз. и обществ, работу, являясь активным участником многих муз.-просветит. мероприятий. Творчество Г. характерно своей народно-патриотич. направленностью, проявляющейся как в его тематике, так и во вс„м муз. складе. Муз. язык произв. Г. обнаруживает глубокую связь с рус. народной песенностью. Подобном. И. Глинке и композиторам "Могучей кучки", Г. широко отразил в сво„м творчестве и музыку западнославянских, восточных и др. народов. Музыка Г. проникнута здоровым, мужественным оптимизмом, полнотой жизнеощущения, отличается жизненным благородством и красотой формы, сочностью мелодич. языка, богатством и яркостью колорита. Вместе с тем она носит на себе печать известной самоуспокоенности, созерцательного отношения к действительности. Осн. место в творч. наследии Г. занимают симф. соч. (8 симфоний, увертюры и др.), в к-рых композитор продолжил реалистич. традиции рус. муз. классики. Театральные жанры представлены в творчестве Г. тремя балетами и музыкой к драматич. спектаклям. В сво„м балетном творчестве Г. продолжил путь симфонизации бал ета,указанный Чайковским; сделал балетную музыку определяющим звеном драматургии балета. Балетам Г. свойственна широта симфонич. размаха и сочная декоративность оркестрового письма, мелодич. красота и выразительность. Благодаря сценич. эффектности и красочному разнообразию музыки большую популярность завоевал балет Г. "Раймонда" на сюжет средневековой провансальской легенды (либр. М. Петипа и Л. Пашковой, 1898, Мариин-ский т-р, Петербург). Миниатюрный одноактный балет "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (либр. М. Петипа на сюжет картин Ватто, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р, нов. ред. 1924) представляет собой искусную муз.стилизацию франц. сентиментальных пасторалей 18 в. и построен на старинных танцах, сочетающих национальные франц. и рус. элементы. В балете "Времена года" (либр. М. Петипа, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р) блестяще проявилось свойственное Г. мастерство оркестровой звукописи; зимний пейзаж, вакханалия и др. эпизоды относятся к лучшим страницам русской музыкальной живописи.

Г. - автор музыки к пьесам "Саломея" Уайльда (1908), "Царь Иудейский" Романова (1914), а также к драме "Маскарад" Лермонтова (1916), из к-рой особенно популярен романс Нины. Г. принадлежат также, кантаты, хоры и др. вок. соч. С 1899 Г.- профессор по кл. композиции, затем по кл. камер но-инстр. ансамбля, в 1905-28 - директор Петерб. (затем Ленингр.) консерватории. Поч„тный доктор Кембриджского и Оксфордского ун-тов.

Лит. соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.

Лит.: О с с о в с к и и А. В., А. К. Глазунов. Его жизнь и творчество. 1882-1907, СПБ, [1907]; П [етровский] Е., О балетной музыке А. К. Глазунова, "Русская муз. газ." 1907, ј 1; Глебов Игорь, "Раймонда" Глазунова "Еженедельник Гос. акад. театров", 1922, ј 9; Б е л я е в В. Александр Константинович Глазунов, т. 1, ч. 1, П., 1922 Асафьев Б. В., Глазунов, Избр. труды, т. 2, М., 1954 Федорова Г., А. К. Глазунов, М.Л., 1947; Глазунов, Исследования, материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959. Л .М.

ГЛАМА-МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам.- Б а р ы ш е-в а), Александра Яковлевна (1859-1942) - русская актриса и театральный педагог. Ученица В. В. Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 дебютировала в Александрийском т-ре, но, отклонив условия, предложенные ей дирекцией, уехала в провинцию. Играла в Киеве, Житомире, Вильно и др. городах. Роли:

Офелия; Мария ("Материнское благословение" Денне-рп), Фадетта ("Сверчок домашнего очага" Бирх-Пфей-фера). В 1880 вступила в труппу Пушкинского т-ра (т-р Бренко) в Москве, где заняла ведущее положение наряду с М. И. Писаревым (е„ будущим мужем), П. А. Стрепетовой, В. Н. Андреевым-Бурлаком, А. И. Южиным, В. П. Далматовым и др. После закрытия Пушкинского т-ра работала в Москве в т-ре Лентовского ("Скоморох") и т-ре Корша,а затем вновь в Киеве в т-ре Соловцова. "Артистка большого интеллекта, большой культуры, она умела тонко вытачивать каждую свою роль и детально е„ прорабатывать" (Ю. М. Юрьев). Отличительными чертами искусства Г.-М. были простота и искренность. С 1895 по болезни оставила сцену и до 1927 занималась педагогич. деятельностью. Последние годы жизни провела в ленингр. Доме ветеранов сцены. Работала над книгой "Воспоминаний".

Соч.: Воспоминания, Л.- М., 1937.

Лит.: Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948, с. 83. Л. Кл.

ГЛАЦ(С1аг),Херта (р. 16.IX.1914)-американская артистка оперы (контральто). Родилась в Австрии.

Пению обучалась в А.Я.Глама-Мещерская Венской муз. акаде- в роли Вари. "Дикарка" Остров-Мии. Впервые высту- ского и Соловь„ва. пила на оперной сцене в Бреслау в 1933. Гастролировала в Чехословакии, Австрии, Швеции, США, Германии, Англии, СССР

(1934) и др. странах. С 1942 Г.- солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Участвовала в оперных постановках на Глайндборн-ском фестивале опер Моцарта

(1935) и Зальцбургском фестивале (1936). Завоевала широкую известность как одна из лучших совр. исполнительниц опер Вагнера и Моцарта (партии: Эрда, Брангепа, Фрика -"Золото Рей-на", "Тристан и Пзольда", "Валькирия", Марцс-лшта - "Свадьба Фигаро") к др. композиторов. Л. М.

ГЛЕБКА, Петр Ф„дорович (р. 6. VII. 1905)- белорусский советский поэт и драматург. Деп. Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. Академик АН БССР (1957). Чл. КПСС с1942.Лит.деятельность начал в 1925. Написал пьесы "Над

Бер„зой-рекой"(1940)-о гражданской войне вБелорус-сии и "Свет с востока" (1957) - о борьбе за победу Сов. власти. Обе пьесы пост. в Белорус. т-ре им. Я. Коласа.

Лит.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956, с. 540-63; Очерк истории белорусской советской литературы, М., 1954, с. 326-44; Няф„д Ул., Бела-руск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. В. Н.

ГЛЕБОВ, Анатолий Глебович (наст. фам.- К о-т е л ь н и к о в) (р. 9.XII.1899) - русский советский драматург. Один из первых сов. драматургов. Работал в драмкружках и рабочих клубах как автор монтажей и инсценировок, занимался журналистикой. Проф. лит. деятельность начал в 1927. Пьеса Г. "Загмук" - о восстании рабов в Древнем Вавилоне, была пост. в 1925 в Малом т-ре. На сюжет "Загмука" А. А. Крейном была создана одноим„нная опера (1930, Большой т-р). Г. написал пьесы: "Власть" (1927, 1-й Рабочий т-р Пролеткульта)- об Октябрьской революции, "Рост" (1927, Моск. т-р Революции) - о жизни сов. заводского коллектива, "Инга" (1929, там же)-о новой женщине, проблеме сов.семьи и др.Г. вед„т активную работу по переводу драматургии народов СССР, ему принадлежат переводы на рус. яз. пьес:

"Ещ„ одна жертва" Сундукяна, "Намус" Ширванзаде, "Свадьба с приданым" Дьяконова, "Честь семьи" Мух-тарова и мн. др. Написал ряд пьес для театр. самодеятельности (ок. 30), книгу "Островский на самодеятельной сцене", ряд статей по т-ру и др.

Соч.: Сборник пьес, М., 1934.

Лит.: А. В. Луначарский, о театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1, М., 1958. (7. Под.

ГЛЕБОВ (наст. фам.- Сорокин), Глеб Пав-лович [р. 29.IV(11.V).1899]белорусский советский актер. Народный артист СССР (1948). Участвовал в любительских спектаклях. Сценическую деятельность начал в 1921 в провинциальных т-рах на Украине. С 1926 - актер 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы в Минске). Творчеству Г. свойственны психологич. глубина, яркость мимики, выразительность жеста, мягкость, простота, тонкий юмор. Г. создал впечатляющие и проникновенные образы людей из народа и остро сатирич. характеристики. Среди лучших ролей 30-х гг.:

Павел Немира ("Отечество"

Чорного, 1932), Халимон ("Партизаны" Крапивы,

1938), Гарпагон ("Скупой" Мольера, 1937), Харкевич

("Гибель волка" Смуйл„нка, 1939), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы, 1939, Ст. пр. 1941); 40-50-х гг.:

Пустаревич ("Павлинка" Ку-палы, 1944), Кропля ("Константин Заслонов" Мовзона, 1947, Ст. пр. 1948),Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука, 1950), Горошка, Само-сеев ("Извините, пожалуйста", 1954, "Чтобы люди не журились" (1959) Мака„нка. Г. снимался в белорус. кинофильмах ("Константин Заслонов", "Наши соседи" и

ДР-)Лит.: Дунина С., Глеб Павлович Глебов, М.- Л., 1949;

Стэльмах Ул., Народны ар-гыст СССР Г. П. Глеба, М?нск, l954. B. H.

ГЛСБОВА, Мария Михайловна (1840-е гг.-1919) - русская актриса, антрепрен„р. По окончании Пе-терб. театр. уч-ща успешно дебютировала в 1861 в Александрийском т-ре в роли Полины ("Доходное место"). Играла здесь до 1864, но неудовлетвор„нная водевильными ролями, к-рые ей поручались, перешла на харьковскую сцену. Играла в провинции (Тифлис, Саратов, Кронштадт, Ораниенбаум, Одесса, Нижний Новгород, Харьков, Казань). В 1866-70, 1882-83-снова в Александрийском т-ре, в 1883-84- в Москве в т-ре Лентовского. С 1891 работала в труппе Н. Соловцова в Киеве (была его женой),исполняла роли героинь. В 1902, после смерти Соловцова, Г. возглавила антрепризы, работала в Киеве до 1905. Обладала прекрасными внешними данными, красивым голосом, драматнч. темпераментом. Лучшие роли: Катерина, Лидия, Кручинина ("Гроза", "Бешеные деньги" и "Без вины виноватые" Островского), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Адриенна Лекуврер (о. п. Скриба и Легувэ). А. Кл.

ГЛ‚ДЖЕВИЧ (Gledevic), Антун (26.XI.1659- 28.1.1728) - хорватский поэт и драматург. Родом из Дубровника. Писал в период, когда дубровницкая литература, переживавшая упадок, подражала итал. образцам. Г.- автор мелодрам, представляющих собой обработки произв. венецианских авторов (А. Ауре-ли и др.): "Эрмиона", "Олимпия посвящ„нная" и "Да-мира смиренная". Незаконченной осталась мелодрама Г. "Белизарио, или Эльпидия". Осн. произведение Г. - мелодрама "Зорислава" ставилась в Дубровнике. Г. написал рождественскую идиллию "Рождество Господне", исполненную в 1703 в церкви в Цавтате, близ Дубровника. С. И.

ГЛЕЗЕР, Хильда Андресовна [26.VI(8.VII).1893, Вильянди,25.VIII.1932, Таллин] - эстонская акт- риса, режиссер, театральный педагог. Род. в семье каменщика. С 1910 выступала в любительских спектаклях. Брала уроки сценич. иск-ва у финской актрисы X. Рантанен. С 1916 работала в т-ре "Эстония". Одновременно - в "Утреннем т-ре" (1921-24) и в "Рабочем т-ре" (1926-32). Среди разнообразных ролей, сыгранных Г.:

Пэк ("Сон в летнюю ночь" Шекспира, 1919), Женщина ("Человек-масса" Толлера, 1922), Электра (о. п. Гофман-сталя, 1923), Озе ("Пер Гюнт"

Ибсена, 1927), г-жа Пичэм ("Тр„хгрошовая опера" Гея-Брехта, 1930), Лаура ("Домовой" Вильде, 1927), Тийна ("Оборотень" Китцберга, 1928). Образы, созданные Г., отмечены яркой характерностью, задушевностью, героической направленностью, отличаются острым своеобразным рисунком, предельной выразительностью.

В 1924 начала режиссерскую деятельность (первая пост. - "Земля" Брюсова в "Утреннем т-ре"). В трагедийном репертуаре Г. стремилась выявить оптимистич. начало, раскрыть социальные противоречия. Реалистич. тенденции сочетались в режиссерском творчестве Г. с условными решениями, в поставленных ею спектаклях проявлялись влияния нем. экспрессионизма. Особенно удавались Г. ритмич. массовые сцены. Среди режиссерских работ Г.: в т-ре "Эстония" - "РУР" Чапека (1925), в "Рабочем театре"- "Ночь" Мартинэ (1927), "В вихре ветров" Китцберга (1927), "На дне" (1931); "Гоп-ля мы жив„м" Толлера (1929) и др. Выступала как мастер художеств. чтения (с 1929 в радиовещании). В 1924-32 вела педагогич. работу (в Школе театр. иск-ва в Таллине).

Лит.: Hilda Gleser, TaUinn, 1934; U k s i p A., Hilda Gie-ser, в кн.: Eesti noukogude teater. Almanahh III, Tallinn, 1957, c. 224-229. Л. Кр.

ГЛЕЙХ (Gleich), Йозеф Алоиз (14.IX.1772, Вена,- 10. II. 1841, там же) - австрийский драматург. Г. написал св. 200 комедий для т-ров венских предместий. Сюжеты своих комедий Г. черпал в фольклоре и рыцарских романах. В вес„лых, часто наивных комедиях Г. добрые и злые духи вмешиваются в жизнь простых людей, торжествует справедливое, доброе начало. Лучшие комедии Г.-"Идор - странник подводного царства" (1820) и "Дух уничтожения и дух жизни" (1829). Комедии Г. шли преимущественно в "Леопольдштадт-театре", в красочном оформлении с применением машин, дававших возможность быстро менять декорации и создавать феерические эффекты. В пост. пьес Г. включены пение, музыка, танцы.

Лит.: Furst R., Raimund's Vorganger Bauerie, Metsi, Gleich, B., 1907; R o m m e l 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952. Л. Лоб.

"ГЛЕРОНОВСКИЙ КАРАНДАШ" - наименование театрального коллектива, работавшего в жанре "живой газеты. Существовал в 1924-25 при самодеятельном художеств. коллективе Дома коммунистич. просвещения им. Глерона в Ленинграде. В 1925 этот коллектив был реорганизован в Ленингр. т-р рабочей молод„жи у положивший начало трамовскому движению (см. ТРАМ). Л. Шн,

ГЛИГбРИЕВИЧ (Gliorijevic), Йован (р. 16.Х. 1914) - югославский артист оперы (баритон). Первоначальное муз. образование получил в Белграде. Окончил оперно-драматич. отделение Венской музыкальной академии по классу Г. Духана. С 1941 - солист Белградской оперы. Г.один из ведущих югославских оперных певцов. Партии: Фигаро ("Се-вильский цирюльник"), Скарпиа ("Тоска"), Томский ("Пиковая дама"), князь Игорь, Эска-мильо, Риголетто и др. С успехом выступает также в операх югославских композиторов: мельник Сима ("Эро с того света" Го-товаца), Надан Гуслар ("Князь Зета" Коньо-вича) и др. Гастролировал во многих театрах Германии,Австрии, Швейцарии, СССР и др. странах. Ю.ЧАе. М.

ГЛЙГОРИЧ, Велибор (р. 28.VII.1899) - югославский театральный критик и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1921. Автор книг, рецензий, критич. статей. В 1945-46 был директором драм. труппы Народного т-ра, в 1946-48- директором Народного т-ра в Белграде, в 1948-59 - директор Югославского драм. театра.

Соч.: Театральные критики, Београд, 1946; Вранислав Нушич (вступ. статья к собр. соч.), Београд. 1950. С. И.

ГЛЙЗЕР, Юдифь Самой-ловна (р. 10.II.1904) - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Училась в студии 1-го Рабочего т-ра "Пролеткульта" в Москве. Творч. деятельность начала в 1921 на сцене этого т-ра; играла здесь до 1928. С 1928 - актриса Моск. т-ра Революции (ныне Моск. т-р. им. Вл. Маяковского).

Уже в первой роли (Танцовщица - "Мексиканец" по Дж. Лондону) проявилась осн. черта дарования актрисы - стремление к предельной сценич. выразительности, обобщению, глубине психологич. анализа. Мастер сценич. перевоплощения, Г. создала ряд законченных типических образов, отмеченных богатством жизненных наблюдений, остротой и смелостью сценич. решений, внешней выразительностью. Роли:

Скобло, Глафира ("Власть", 1927, и "Инга", 1929, Глебова), Кикси ("Улица радости" Зархи, 1932), Це-зарина ("Искусство карьеры" Скриба, 1936), королева Елизавета ("Мария Стюарт", 1940), Констанция ("Обыкновенный человек" Леонова, 1945), Лавиния ("Леди и джентльмены" Хелман, 1949), Рахиль ("На Западе бой" Вишневского) и др. В 1960 Г. создала сложный, глубоко трагич. образ мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта). Г. выступает также как режиссер; участвовала в пост. спектаклей "Искусство карьеры" Скрпба, "Последние" Горького (1937).

Соч.: Как я работаю над ролью, "Советский театр", М., 1930, .ј 5-6; Тетя Констанция из Ялты [Рождение образа], "Театральная жизнь", 1959, ј 11-12.

Лит.: Марков П., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939. с. 22-24; Юэовский И., Театральные портреты, "Вечерняя Москва" 1941 31.V; Николаев А., Эстафета поколений-Девчонки ив Рогачева, "Театр", 1958, ј 9; М а р г ол и н Е. Г., Театральные силуэты Ю. С. Гли-зер, "Современный театр", 1927, JsTe 12. С. Под.

ГЛИНКА, Михаил Иванович [20.V(1.VI).1804, с. Новоспасское Ельнинского у. Смоленской губ.,- 3(15). II. 1857, Берлин] - русский композитор. Основоположник рус. классич. музыки. С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Гл. педагогич. уч-ще. С детства близко соприкасался с нар. муз. творчеством. Обучался игре на фп. у Д. Филь-да и Ш. Майера, скрипке - у Ф. Б„ма; позднее учился пению у Беллони. Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и муз. вечерах. Во время пребывания в Италии (1830-33), Берлине (1833-34, 1856-57), Париже (1844-45, 1852-54). Испании (1845-47), Варшаве (1848, 1849-51) Г. знакомился с театр. и муз. иск-вом. Глубокое овладение опытом отечеств, и мировой муз. культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в передовых кругах рус. общества в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов,личное общение с выдающимися представителями рус. т-ра, изобразит, иск-ва, художеств. критики - вс„ это способствовало расширению духовного кругозора композитора и определило народно-реалистич. характер его творчества. Г. оказал решающее влияние на вс„ развитие рус. музыки (оперной, симфонич., вокально-камерной). 27. XI. 1836 в петерб. Большом т-ре впервые была представлена героико-пат-риотич. историч. опера "Иван Сусанин". Вопреки те-вязанной композитору верноподданнической концепции (по настоянию двора опера была переименована в "Жизнь за царя"), Г. выдвинул народное начало, прославил крестьянина-патриота, олицетворявшего беззаветную любовь простых людей к родной земле, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. Эпич. духом, оптимизмом проникнута и вторая опера Г. "Руслан и Людмила" (пост. в Петербурге в Большом т-ре 27. XI. 1842), в к-рой красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные рус. нац. черты - с вост. мотивами (отсюда вед„т начало ориентализм в рус. классич. опере). Шутливый, иро-нич. колорит юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто "Руслана и Людмилы", замен„н в опере величавыми образами Древней Руси, богатырским духом и многогранной, эмоционально богатой лирикой. Разнообразие и выразительность пластичных мелодий, живописность и изящество гармонии и инструментовки, великолепное мастерство муз.драм. хяфтеристик - ценнейшие качества обеих опер Г., выдвинувших рус. муз. театр на уровень мировой оперной классики. Муз. драматургия опер Г. обусловлена их жанром и замыслом. Если "Иван Сусанин" - нар. муз. трагедия на историч. сюжет, с напряж„нным, действенным муз.-драматич. развитием, то "Руслан и Людмила"- волшебная опера-оратория, с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонич. сцен, с преобладанием эпич., повествовательных элементов. Авторы либретто (Г. Ф. Розен - "Иван Сусанин", В. Ф. Ширков - "Руслан и Людмила") считались с драматургич. планами и указаниями композитора (сохранились его первонач. планы тр„х действий "Ивана Сусанина", а также "Руслана и Людмилы").

Оперы Г. заложили основу отечественной оперной классики. Их прогрессивное идейно-худ ожеств. значение утвердилось в длительной и острой борьбе, определившей сложный и противоречивый характер сценич. судьбы этих опер. Проникнутая народным патриотизмом и вызывавшая упр„ки великосветских кругов за "плебейский" тон музыки, опера "Иван Сусанин", благодаря монархической направленности либретто, была возведена в ранг официозного искусства. Это не могло не вызвать сдержанного отношения к ней наиболее передовых людей, сумевших, однако, по достоинству оценить народную основу оперы, возвеличившей героич. образ рус. крестьянина и открывшей новую эпоху в истории отечеств, муз.-театр. иск-ва. Опера пользовалась успехом у широкой публики обеих столиц и многих провинц. городов России. На сов. сцене "Иван Сусанин" ид„т с 1939 с новым либретто С. М. Городецкого.

В. В. Стасов назвал оперу "Руслан и Людмила" "многострадальной". Горячо принятая демократическими зрителями-слушателями, она встретила холодное и даже враждебное отношение у придворной знати. В то же время своеобразие эпическо-ораториального склада этой оперы вызвало сильные споры даже среди сторонников Г., часть к-рых ("русланисты") активно поддержали новаторское произв. композитора (к ним принадлежали В. Ф. Одоевский, позднее В. В. Стасов и его друзья из "Могучей кучки"), другая часть (Мих. Ю. Виельгорский, А. Н. Серов и др.), признавая исключит. муз. достоинства оперы Г., усматривала в ней драматургические просч„ты; той же точки зрения придерживался позднее П. И. Чайковский. Глубокую оценку драматургич. замысла Г. дал Б. В.Асафьев.

Уже в первой постановке оперы "Руслан и Людмила" были произведены купюры; в более поздних постановках они увеличивались и нередко доходили до прямого искажения великого творения. Пренебрежительное отношение дирекции имп. театров приводило к длительному исчезновению оперы из репертуара (так, после 1846-на 20 лет) и к плохому оформлению спектаклей, низкой культуре исполнения при возобновлении. Благодаря усилиям передовых музыкантов и участию выдающихся артистов удавалось вс„ же добиваться в отдельные сезоны больших художественных удач в муз.-сценич. воплощении партитуры; помимо Петербурга и Москвы, опера шла также на нек-рых периферийных сценах. За рубежом опера "Руслан и Людмила" впервые была показана в 1867 в Праге (под управлением М. А. Балакирева), "Иван Сусанин": в 1866 - в Праге, в 1874 - Милане. Наиболее полная постановка "Руслана и Людмилы" была осуществлена в Ленинграде в 1954.

В области театр. музыки Г. выдающееся художеств. значение имеет его музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (пост. 1841). Она состоит из увертюры, четыр„х антрактов и тр„х песен. Г. написал также арию с хором для драмы "Молдаванская цыганка" ("Золото и кинжал") К. А. Бахтурина (1836) и лирич. сцену "Тарантелла" на слова И. П. Мятлева (1841) (все 3 пьесы исп. в Александрийском т-ре). Им создан также ряд симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч., заложивших основы рус. классич. музыки.

Под непосредственным влиянием Г.- композитора и вок. педагога, сложилась рус. вок. школа. У Г. брали уроки пения и проходили с ним оперные партии и романсовый репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробь„ва, А. П. Ло-дий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. Г. написал ряд вокализов-этюдов и упражнений, в т. ч. "Школу пения".

Лит. соч.: Литературное наследие, т. 1.- Автобиографические и творческие материалы, Л.-М., 1952 (Записки, планы опер и др.), т. 2.Письма и документы, Л., 1953.

Лит.: Глинка М. И." Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой, М., 1952; Глинка в воспоминаниях современников, под общей ред. А. А. Орловой, М., 1955; Стасов В. В., Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1955; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; О д о-евскийВ. Ф., Избранные муз.-критические статьи, М.-Л.,1951; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, [2 изд. ], М., 1950; Ливанова Т., Протопопов Вл., Глинка. Творческий путь, [т.] 1-2, М.,1955; Кузнецов К. А., Глинка и его современники, М., 1926;

, Глинка М. И. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.-М., 1950; Глинка М. И. Сб. материалов и статей, под ред. Т. Н. Ливановой, М.- Л., 1950; Глинка М. И. Сб. статей, [под ред. Е. Гордеевой], М., 1958 (имеется подробная библиография); Памяти М. И. Глинки. Сб. статей, М., 1959. Б. Ш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница