Наши партнеры

Выгодно прокат авто сочи легковушка в компании РексРент.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Женская одежда Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 115)


ГОРЕВ (наст. фам.- Васильев), Ф„дор Петрович [1850- 25. Ill (7.IV).1910]- русский актер. Выступал в любительских спектаклях. В 1866-80 играл в провинциальных театрах (Курск, Харьков, Екатерино-слав, Житомир, Одесса, Саратов, Вильно и др.). В 1880- 1882 - в Александрийском т-ре. С 1882 - в Малом т-ре (в 1897-1900 попеременно выступал в Малом и Александрийском т-рах). Г. был представителем героико-романтич. направления в сценич. искусстве. Обладая превосходными внешними данными, огромным сценич. темпераментом, он исполнял роли в пьесах Шекспира (король Лир). Др. роли: Фердинанд, Карл Моор, дон Карлос; Салюстий ("Рюи Блаз" Гюго), маркиз де ля Тремуйль ("Граф де Ризоор" Сарду). Играл Чацкого, Жадова и др. Преобладание интуиции над обдуманным решением роли было типичной особенностью иск-ва Г. Иногда он создавал в спектаклях целые пантомимич. сцены (знаменитые "горевские паузы"), играя их с большим нервным подъ„мом. В 1900 Г. был отстран„н от работы в Малом т-ре директором имп. т-ров С. М. Волконским. В течение 4 лет играл в частных т-рах: т-р Корша в Москве, т-р Яворской в Петербурге и в Нижегородском т-ре. В 1905 был вновь принят на сцену Малого т-ра, где прослужил до конца жизни, выступая в характерных ролях.

Сын Г.-Аполлон Ф„дорович(4.У.188' 1912) - был актером МХАТа (с 1906). Его выдающаяся роль - Хлестаков ("Ревизор" Гоголя, 1908).

Лит.: Смирнова Н., Воспоминания, М., 1947;

Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1945; "ЕИТ", СПБ, 1910, вып VIII; Кар а-М у р за С. Г., Малый театр. М., 1924. А Кл

ГОРЕВА, Елизавета Николаевна [1859-5(18).VII. 1917] - русская актриса и антрепрен„р. Жена Ф. П. Горева. Сценич. деятельность начала в 1874. Выступала во мн. городах России. Гастролировала в Германии (1886). В 1880 в Вильно исполнила свою лучшую роль - Марию Стюарт .-Играла Иоанну д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Маргариту Готье ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына), Медею (о. п. Суворина и Буренина) и др. Г. обладала классич. красотой, красивым голосом, большим сценич. темпераментом, но порой проявляла нек-рую склонность к ложному пафосу.

В 1889 организовала в Москве т-р (т-р Горе-вой), пригласив в труппу крупнейших актеров - М. В. Дальского, М. М. Петипа, Н. П. Рощина-Инса-рова и др. Однако дублирование репертуара Малого т-ра и неумелое ведение финансовых дел привело т-р через два года к закрытию. Впоследствии Г. гастролировала в провинции, Петербурге и Москве. В 1904 играла в гастрольной труппе П. Н. Орленева (фру Аль-винг).

Лит.: К у гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-М., 1923, с. 70-75. A f{

ГОРЕЛИК (Gorelik), Мордекай (р. 25.VIII.1899) -' американский театральный художник. Род. в России. С 1905 жив„т в США. Учился декораторскому иск-ву под рук. худ. Н. Бель Геддеса, Р. Э. Джонса. Первая крупная работа- оформление спектакля "Царь-голод" Андреева (1924, "Хеджроу-тиэтр", Филадельфия). Лучшие работы осуществил в нью-йоркском "Груп-тиэтре", где принимал участие как художник в пост. крупных амер. режиссеров Г. Клармена, Э. Казана: "Люди в ' лых халатах" Кингсли (1933), "Золотой мальчик"' (1937) и "Ракета на луну" (1938) Одетса и др. Г/-*-художник спектаклей: "Матросы из Каттаро" Вольфа"

(1934, "Т-р юнионс продакшен"), "Все мои сыновья" Миллера (1947, "Коронет-тиэтр"), "Любовь под вязами" О'Нила (1952, "Анта Плэйхауз") и др. Добиваясь экспрессивности декораций, Г. прибегает к стилизации, подч„ркивает условность при„мов, но не порывает с жизненным правдоподобием. С 1921 занимается педагогич. деятельностью, препода„т декорационное иск-во и историю т-ра.

Соч.: New theatres for old, [N. Y.], 1940.

ГОРЕЛОВ, Сергей Иванович (1877-1916) - русский актер, сын В. Н. Давыдова (И. Н. Горелова). Окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща по классу А. П. Ленского. Два сезона играл в Петербурге (в т-рах литературно-артистич. кружка, Александрийском). Дальнейшая деятельность Г. протекала в Одессе, Киеве, Кишин„ве. Не обладая ярким даром перевоплощения, Г. покорял лиричностью своего дарования. Нервная возбудимость соединялась у него с мягкостью сце-нич. исполнения. В образах Освальда; Лорензаччо (о. п. Мюссе), герцога Рейхштадтского ("Орл„нок" Ростана) Г. подч„ркивал рефлексию, обреч„нность своих героев, их беззащитность при столкновении с жизнью.

Лит.: "Театр и искусство", 1916, .ј 43,44; Ю р е н е в а В., Записки актрисы, М.-Л., 1946. Л. Ход.

ГОРИЗОНТ (в театре)- декорация, изображающая с помощью спец. освещения небесный свод. Г. развился из т. н. "воздуха" или "неба" - плоской задней завесы, окрашенной в светло-голубой цвет. Его возникновение относится к 80-м гг. 19 в. и связано с поисками реалистич. отображения явлений природы на сцене. Существуют разл. конструкции Г.: мягкие (матерчатые), ж„сткие (бетон, штукатурка по сетке рабиц, фанера), полуж„сткие (матерчатые на каркасе). Г. бывают неподвижные - встроенные в здание, и подвижные - откатывающиеся (поднимающиеся и скатывающиеся) . По форме они подразделяются на прямые- полукруглые в плане или очерченные по сложной кривой, и купольные, являющиеся частью сферы. Наибольшее распространение получили мягкие Г. ( скатывающиеся и поднимающиеся), полотнища к-рых обрамляют игровую площадку сцены (с 3-го или 4-го плана сцены) сзади и с боковых сторон. Высота мягкого Г. достигает верхней рабочей галереи, что позволяет оформлять сцену без падуг на средних и задних планах. "Дорога" или "ход" совр. скатывающегося Г. представляет собой металлич. раму, выгнутую по заданной кривой, с установленными на ней (через каждые 300 мм) парными роликами. Эти ролики несут пеньковый канат, к к-рому подшито полотнище. Передвижение полотнища по "дороге" осуществляется с помощью леб„дки ручного или электрич. привода. Поднимающийся мягкий Г. представляет собой упро' щ„нный вариант скатывающегося. Полотнище его подвязывается к изогнутой трубе или деревянной фасонной раме, подвешенной на обычном штанкетном или спец. подъ„ме. Сферич. ж„сткие Г. позволяют добиться лучших результатов (по сравнению с др. типами Г.) при создании художеств. световых эффектов. Однако из-за своей громоздкости они широкого распространения не получили. Неподвижный, встроенный сфе-рич. Г. исключает возможность устройства арьерсцены и штанкетных подъ„мов на последних планах сцены; подвижный (откатывающийся или поднимающийся) сферич. Г. требует большого дополнит, пространства. И. Ф.

ГОРЙЯСКИЙ ТЕАТР (Государственный драматический театр имени Г.Эрис-т а в и) - грузинский театр в г. Гори. Любительские спектакли в Гори устраивались с 40-х гг. 19 в. В 70-е гг. здесь возникли любительские кружки, возглавлявшиеся народниками. После установления в Грузии Сов. власти (1921) в Гори играли проф. труппы, организуемые на сезон. В 1939 было закончено строительство театр. здания (арх. Ш. Тавадзе) и создан постоянный коллектив. Первый руководитель т-ра - нар. арт. Груз. ССР П. Прангишвили. На сцене т-ра были осуществлены спектакли, отразившие прошлое Гори,- "Шавлего" Лукашвили, "На перевале" Гедевани-швили и др. В т-ре работают (1962) засл. арт. Груз. ССР: Н. Берозашвили, Н. Залдастанишвили, Т. Эри-стави, Ш. Херхеулидзе. Е. Ш.

ГОРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. Горяинов), Анатолий Михайлович (1.IX.1850-5.XII.1901) - русский актер. Окончил коммерч. уч-ще (1870). Участвовал в любит, иполупроф. спектаклях (Карлуша-водевиль "Булочная" П. Каратыгина, Счастливцев). В 1870-80 выступал на любительских и полупроф. сценах Петербурга и его пригородов. В 1880-83 - актер Александрийского т-ра (дебютировал в ролях: Платон - "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского, Карандышев - "Бесприданница", Хлопонин - "Зло ба дня" Потехина). Затем работал в петерб. клубах и пригородных т-рах, играл в петерб. т-рах Неметти и "Фарс". Исполнял роли в популярных в те годы фарсах - "Дама от Максима", "Контрол„р спальных вагонов", "Злой дух" и др. Выступал в провинции (антреприза А. Н. Дюковой в Харькове, "1-е Товарищество русских актеров" под рук. М. И. Писарева и В. Н. Андреева-Бурлака). Роли: Счастливцев, Буланов ("Лес"), Репетилов и Молчалин ("Горе от ума"), Чеглов-Соко-вин ("Горькая судьбина" Писемского) и др. Был также антрепрен„ром (петерб. т-р "Фарс", совм. с С. К. Ленни и Казанским, Саратовский т-р и др.).

Лит.: Гори н-Г оряинов Б., актеры, М.-Л., 1947. А. Шн.

ГбРИН-ГОРЯИНОВ (наст. фам. - Горяинов), Борис Анатольевич (6.XI.1883-15. IV. 1944) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1935). Сын А. М. Горин-Горяинова. Будучи студентом Петерб. ун-та (юри-дич. ф-т), участвовал в полупроф. спектаклях в клубах, пригородных т-рах. По окончании ун-та (1904) начал выступать на проф. сцене (Киев, антреприза М. М. Бородая, 1904-05). Играл в Кременчуге, петерб. Новом т-ре Л. Б. Яворской (выезжал с этим т-ром на гастроли в Москву, Тифлис, Баку, а также за границу - Австро-Венгрия, Сербия), Одессе, Моск. т-ре Корша, Севастополе (до 1911).

Роли: Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Остер-гаузен ("Джентльмен" Южина-Сумбатова), Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Миловзоров ("Без вины виноватые"), Фердинанд и Фон-Кальб ("Коварство и любовь"), Васька Пепел ("На дне") и др. Особым успехом пользовался в л„гких комедийных и буффонных ролях. В 1911 Г.-Г. дебютировал в ролях Балагалаева ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и Хлестакова на сцене Александрийского т-ра (впоследствии - Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина). На сцене этого т-ра Г.-Г. создал свои лучшие образы, проявив не только блестящее комедийное дарование, но и мастерство психологич. характеристик, тонкое ощущение эпохи и стиля автора, умение сочетать яркую театральность с проникновением в образ. С большим темпераментом и комедийным блеском сыграл он роли Хлестакова, Сча-стливцева; Расплюева и Тарелкина ("Свадьба Кре-чинского" и "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Фигаро; Скапена и Сганареля ("Проделки Скапена" и "Дон Жуан" Мольера). В сов. репертуаре - Дубровин-отец и академик Ленчицкий ("Огненный мост" и "Бойцы" Ромашова). Снимался в кино ("Хромой барин", "Поручик Киже").

Соч.: Мой театральный опыт, Л., 1939; Кулисы, Л., 1940;

актеры, Л.-М., 1947; Ф„дор Волков. Роман-хроника, Ярославль, 1942; то же, 1950, 3 изд., 1956.

Лит.: "Рабочий и театр". Л., 1933, .Ns 3; "Искусство и жизнь", Л., 1940, ј 4, с. 32-34; "Литературный современник", Л., 1939, ј 1, с. 179-184. А. Шн.

ГОРКИ (Horky), Карел (р. 4.IX.1909) - чешский композитор и педагог. Музыке обучался у проф. Кржички сначала в Брно, затем в Праге. Автор опер "Ян Гус" (1-я ред. 1948, 2-я ред. 1957, Прага), "Капитан Шаровец" (1954, Усти над Лабой, затем Прага), балетов "Раковина" (1940, Прага), "Царь Ячменек" (1950, там же) и др. соч. в разл. жанрах. С 1937 Г. работал в оркестре Т-ра им. Яначека в Брно, с 1942- педагог Академии им. Яначека (там же). Л. Т.

ГОРЛЕНКО-ДОЛИНА, М. И. - см. Долина М. Я.

ГОРЛОВ, Петр Петрович (1877-31.V.1943)- русский советский актер и драматург. Один из основателей Ленингр. т-ра юных зрителей (ЛенТЮЗ), Г. работал в этом т-ре с 1922 до конца жизни. На сцене Лен-ТЮЗа были пост. его пьесы: инсценировка сказки "Кон„к-Горбунок" (по Ершову, 1922), "Похититель огня" (1924), "На перевальной тропе" (1929).

Лит.: Театр юных зрителей. 1922-1927.'Сб. статей. Л., 1927. Л. Ш.

ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ТЕАТР (Г о р н о-А л т а й-ский областнойнациональный колхозный театр) - первый профессиональный драматический театр алтайцев. Создан в 1937 в Ойрот-Тура (ныне г.Горно-Алтайск) на основе алтайской нац. театр. студии, организованной в 1936 из участников самодеятельности. Организаторами т-ра были алтайский писатель П. В. Кучияк и реж.-педагог И. С. Забродин. Т-р открылся спектаклем "Чапаев" (1937). В 1938 пост. спектакль "Чейнеш" Кучияка (муз. А. М. Ильина), завоевавший большую популярность. Т-р пост. почти все пьесы П. В. Кучияка: "Чейнеш", "Ямы", "Три девушки", "Два гвардейца" и др. На сцене этого т-ра шли пьесы Мольера, Гольдони, Гоголя, Островского, Горького. Первыми нац. актерами были: засл. арт. РСФСР А. П. Алтарыкова, Я. Быйхыев, Е. Н. Тыды-кова, Е. П. Уксегешева, Е. А. Шульгина. актерскую и режиссерскую деятельность в„л Кучияк. В 1936-50 т-ром руководил Забродин. Т-р обслуживал жителей аймаков, выезжал в Кузбасс, Казахстан. Коллектив проводил работу по созданию нац. танца, собиранию и обработке нар. мелодий и песен. При т-ре был создан оркестр нар. алтайских муз. инструментов. В 1946 организована рус. труппа. В 1950 т-р закрылся. В 1956 в Горно-Алтайске основан муз.-драм. ансамбль, реорганизованный затем в Горно-Алтайский муз.-драм. т-р. Здесь были пост.: "Свадьба в Малиновке" Александрова, "Марги" Ипатова, "Беспокойная старость"; "Блудный сын" Ранета. В 1959 коллектив был слит с Бийским драм. т-ром, часть актеров работает в нар. т-рах.

Лит.: Каирский Б., Ойротский национальный театр. 1936-1939 гг., Ойрот-Тура, 1939. А. Ив.

ГОРОДЕЦКИЙ, Сергей Митрофанович [р. 5(17). 1.1884] - русский советский поэт и оперный либреттист. Учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. Лит. деятельность начал в 1907. Написал либретто к балету Прокофьева "Ала и Лоллий" (из музыки балета Прокофьев создал по программе Г. свою "Скифскую сюиту"). Г. принадлежат рус. тексты опер зап.-европ. композиторов, пост. на сов. сценах: "Фиделио" Бетховена, "Водовоз" Керубини, "Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Валькирия" - Вагнера. Г. один из первых начал создавать оперные либретто на совр. темы: "Прорыв" Потоцкого, "Амран" ("Проме-тей") Столляра, "Дума про Опанаса" Юровского. Написал также новые тексты опер "Чародейка" Чайковского и "Иван Сусанин", в к-ром раскрыл патрио-тич. содержание великого творения Глинки. Г. выступал как драматург-комедия "Учитель жизни" (1915) и др. Сотрудничал в театр. журналах. А. Ш.

ГОРОДИНСКИЙ, Виктор Маркович [10(23). II. 1902-10.V.1959] - русский советский музыкальный критик. Чл. Коммунистической партии с 1918. В 1929 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. проф. Л. В. Николаева. Как муз. критик и публицист начал выступать в 1928. Завоевал широкую известность критич, выступлениями по вопросам музыки, а также муз. т-ра.

Соч.: К вопросу о социалистическом реализме в музыке, "Советская музыка", 1933, .ј 1; "Золушка" в Большом театре, "Театр", 1945, .ј 3-4; Опера и балет, в сб.: Советский театр к тридцатилетию Советского гос-ва, М., 1947; 30 лет музыкального театра, М., 1948; "Руслан и Людмила" в Большом театре, газ. "Советское искусство",' 1948, "3. VII;

Музыка духовной нищеты, М.-Л., -1950; Михаил Глинка, "Театр", 1957, .ј 2.

ГОРОСТЙСА (Gorostiza), Карлос (р. 7.VI.1920) - аргентинский драматург и режиссер. Принадлежит к объединению "независимых т-ров*". театр. деятельность начал в кукольном т-ре, затем переш„л в драматический. В 1949 т-р "Ла Маскара" пост. первую драму Г. "Мост", утвердившую его как талантливого драматурга. Затем последовали "Фабрикант вер„вок" (1950, т-р "Ла Маскара"), "Часы Валтасара" (1956, там же), "Суд (1954, "Новый т-р"), комедия "Хлеб безумия" (1958, поощрительная пр. Об-ва театр. критиков) и др. Пост. спектакль "Три сестры" в Венесуэле (т-р "Каобос", Каракас), в аргент. т-рах ставил свои пьесы.

Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata, ..., 2 ed., B. Aires, 1957. Ал. Р.

ГОРОСТЙСА (Gorostiza), Мануэль Эдуарде (13.X. 1789-23.X. 1851) - мексиканский драматург, поэт, политич. деятель. Лит. деятельность начал в 1814 в Мадриде. В сво„м творчестве Г. продолжал традиции классицистских комедий Моратина. Комедии его отличаются л„гким, остроумным диалогом, юмором. Наиболее известны: "Прощение для всех" (1814 - Испания, 1826 - Мексика), "С тобою - кусок хлеба и луковица" (1823 - Испания, 1824 - Мексика). Г. принадлежал к партии либералов и в 1821 после победы реакции был выслан из Испании. В 1824 возвратился в Мексику, где принимал активное участие в театр. жизни страны, выступая как антрепрен„р и автор многочисл. переделок пьес Скриба и Лессинга. Др. пьесы: "Нравы старого времени" (1819, Мадрид), "Добродетель и патриотизм, или Первое января 1820 года" (1821, т-р "Принсипе"), "Есть тайна даже в женщине" (1826, Мехико).

Лит.: Abreu Gomez E., Cuatro siglos de literatura mexicana, Mexico, 1946; Olivarria y Ferrari E.,

Resena historica del teatro en Mexico, v. 1-4, Mexico, 1895;

U s i g 1 i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; А г г о -n i z M., Gorostiza, Р., 1857; Jimenez Rueda J., Historia de la literatura mexicana, Mexico, 1953.

В. Ст., Ю. П. ГОРОСТЙСА (Gorostiza), Селестино (р. 31.1.1904) - мексиканский драматург и режиссер. Один из основоположников совр. мекс. т-ра. В 1928 совместно с X. Вильяуррутия, С. Ново и др. создал экспериментальный т-р "Улисес", к-рый пов„л борьбу с коммерч. т-рами, развращавшими вкусы зрителя и тормозившими развитие нац. иск-ва. В 1932 создал т-р "Ориентасьон", сыгравший значит, роль в утверждении передовой мекс. культуры. На сцене этого т-ра впервые в Мексике были пост. произв. Софокла, Сервантеса, Шекспира, Мольера, Чехова, Шоу, Жироду, Пиранделло, О'Нила. Т-р ставил также пьесы молодых мекс. драматургов: Р. Усигли, X. Вильяуррутия, С. Ново, В. M. Диес Барросо. Коллектив вв„л в свою творч. практику и пропагандировал систему К. С. Станиславского, использовал достижения M. Рейнхардта и др. крупнейших режиссеров. Написал ряд пьес, пост. т-рами Мексики и др. стран Латинской Америки: "Новый рай" (1930), "Школа любви" (1933), "Быть или не быть" (1934), "Последствия сновидения" (1938), "Цвет нашей кожи" (1952), "Рубрика светского1 общества" (1955). Эти пьесы показываю! жизнь гор. бурж. кругов. Г.-чл. франц. Академии лит-ры, профессор кафедры сценич. действия Нац. школы драматич. иск-ва. Руководитель театр. отделения мекс. Нац. ин-та изящных иск-в.

Лит.: Magana EsquivelA., Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956; Pala v i с i n i F., Mexico - historia de suevo-lucion constructiva, Mexico, 1945; К n a p p Jones, Breve historia del teatro latinoamericano, Mexico, 1956; N а с с i С h., Concepcion del mundo en el teatro mexicano del siglo veinte, Mexico, 1951. К). Я.

ГОРСКИЙ, Александр Алексеевич

[6(18).VIII.1871-20.X.1924] - русский артист балета, балетмейстер, педагог. Засл. арт. Гос. академич. т-ров. С 1889, по окончании Петерб. театр. уч-ща,- артист балета Мариинского т-ра. Учился у педагогов П. К. Карсавина, H. И. Волкова, M. И. Петипа. Исполнял партии классич., характерные и гротесковые:

Принц ("Спящая красавица"), Сатир ("Тангейзер"), китайский танец ("Щелкунчик") и др. В 1896 был назначен преподавателем Петерб. балетного уч-ща. В 1900- 24 - балетмейстер Большого театра.

Г. углубил реалистич. традиции рус. балета, сблизил балетный т-р с передовым драматич. иск-вом, расширил рамки жанров в классич. балете, широко применяя пантомиму и характерный танец. Значит, влияние на творчество Г. оказал МХТ. Г. создал новые самостоят, редакции балетов: "Дон Кихот" (1900), "Лебединое озеро" (1900); "Кон„к-Горбунок" Пуни (1901), "Волшебное зеркало" Ко-рещенко (1905), "Раймонда" (1908); "Корсар" Адана (1912). Из новых балетов Г. наиболее значительные: "Дочь Гудулы" на муз. Симона (1902), "Саламбо" Аренд -са (1910), "Любовь быстра" на муз. Грига (1913), "Эвника и Петроний" на муз. Шопена (1915) и др. Г. усиливал дра-матургич. основу балета, давал актерам материал для создания жизненно правдивых, эмоционально-содер-жат. образов, придавал большое значение кордебалету, в его пост. танц.-драматич. действие вытеснило старый дивертисмент, значительно обогатилась пантомима. Г. расширил репертуар, к оформлению спектаклей привлекал таких художников, как К. Коровин, А. Головин, П. Кон-чаловский. Балетмейстерская деятельность Г. была порой противоречива; в его пост. проявлялись натуралистич. и импрессионистские тенденции. Однако в годы предреволюционного кризиса буржуазного театра Г. оставался убежд„нным защитником реалистических принципов в иск-ве.

В сов. время Г. пост. в Большом т-ре балет "Стенька Разин" (на муз. Глазунова, 1918), впервые в Москве осуществил пост. балета "Щелкунчик" (1919), пост. "Хризис" Глиэра (1921), "Баядерку" Минкуса (1923), "Безделушки" Моцарта, "Вечно живые цветы" на муз. Чайковского и Асафьева (1922) и др. Г. оказал влияние на творч., развитие многих крупных балетных актеров - Е. В. Гельцер, С. 4/Ф„доровой, В. А. Рябцева, М. М. Мордкина и др. Среди его учеников - A.M. Мессерер, М. М. Габович и др.

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.-Л., 1950;

Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский. 1871- 1924, М.-Л., 1946; Б о р исоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939;

Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, М., 1947. Ел. Б.

ГОРЧАКОВ, Николай Михайлович (1898-28.VIII. 1958) - русский советский режиссер и педагог, театровед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1943), доктор искусствоведения. Воспитанник 3-й Студии МХТ (руководитель Е. Б. Вахтангов), Г. работал в студии с 1922 как режиссер (пост. "Битва жизни" по Диккенсу, 1924) и актер. В 1924 переш„л в МХАТ. Принял участие в пост. спектаклей под рук. Станиславского ("Горе от ума", 1925, и др.) и В. И. Немировича-Данченко ("Квадратура круга" Катаева, 1928, и др.). Позднее в сотрудничестве с др. режиссерами МХАТа пост. спектакли: "Земля" Вир-ты (1937), "Школа злословия" Шеридана (1940), "Двенадцать месяцев" Маршака (1948), "Офицер флота" Крона (Гос. пр. СССР, 1946), "Осенний сад" Хелман (1956). Пост. спектакли: "Мольер" Булгакова (1936), "Беспокойная старость" (1956). Одновременно с работой в МХАТе Г. был в 1933-41 и 1943-48 худ. рук. Моск. т-ра Сатиры; пост. "Чужой реб„нок" Шквар-кина (1933, совм. с Корфом), "Факир на час" (1946, совм. с Хенкиным); в 1941-43 - Моск. т-ра драмы, где пост. "Русские люди", "Фронт". режиссерские работы Г. отмечены тонким пониманием стиля пьесы, большой сценич. культурой.

Значит, вкладом в сов. театроведение явилась книга Г. "режиссерские уроки К. С. Станиславского" (1950, 2-е изд. 1951, Гос. пр. СССР, 1952), созданная им на основе записей репетиций и бесед со Станиславским. Г. много выступал как театр. рецензент. В„л педагогич. работу. С 1939 - профессор и зав. кафедрой режиссуры ГИТИСа.

Соч.: Беседы о режиссуре, М.-Л., 1941 (имеется библиография); В. И. Качалов - Чацкий (1906-1938 гг.), в кн.:

Ежегодник Московского Художественного театра. 1948г., т. II, М.-Л., 1951; "Русские люди", "Фронт", "Офицер флота", в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиции, М., 1950, 3 изд., доп. и пере-раб., М., 1952; Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957;

Спектакль художественной самодеятельности, М., 1954;

Как поставить спектакль, М., 1955; Работа режиссере над спектаклем, М., 1956; Работа над спектаклем. Работа режиссера над пьесой, Рига, 1956 (на латыш. яз.); Тренаж и мастерство актера, пер. И. Лиспа, [Рига], 1957 (на латыш. яз.); В. Г. Сахновский, в кн.: Сахновский В. Г., Мысли о режиссуре, М.-Л., 1947, с. 3-40; В. В. Лужский, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра, 1946 г., М., 1948, с. 429-466; В. Г. Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1945г., т. I, М., 1948, с. 665-696; М. М.Тарханов, там же, 1948 г., т. I, М.-Л., 1950, с. 509-560; Николай Петрович Баталов (к 50-летию со дня рождения), там же, 1949- 1950 гг., М., 1952, с. 557-589; Вл. И. Немирович-Данченко в работе над пьесой К. Тренева "Любовь Яровая", там же, 1951-1952, М., 1956, с. 221-249; Физические действия в процессе репетиции, "Театр", 1951, ј 2, с. 49-62;

режиссеры двух театров. Заметки о режиссуре драматических театров Латвии, там же, 1956, "N" 3, с. 43-56.

Лит.: М а р к о в П., Памяти Н. М. Горчакова, "Театр", 1958, ј 11, с. 163-164.

ГОРЧАКОВА (Сантагано), Александра Александровна (1841-1913) - русская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог и переводчица. Занималась пением у Репетто в Милане; там же впервые выступила на оперной сцене. В 1867-71 пела в Киевской опере. Обладала голосом обширного диапазона, высокой вок. техникой и выдающимся драма -тич. дарованием. Среди лучших партий Г.: Антонида, Людмила ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка"), Виолетта; Розина ("Севильский цирюльник"). В 1871 Г. оставила сцену, посвятив себя педагогич. деятельности; среди е„ учеников - Л. В. Собинов, С. И. Друзякина и др. Г. перевела на рус. яз. либретто св. 100 опер, в т. ч. "Фауст" и "Кармен", и на итал. яз. - 8 рус. опер, в т. ч. "Иван Сусанин". Г. переводила также на рус. яз. пьесы для драм. т-ра. Былапоследоват. пропагандисткой за границей рус. оперной музыки. Принимала деятельное участие в организации первого исполнения в Италии оперы Глинки "Иван Сусанин" (1874, Милан).

Лит.: Собинов Л., Памяти А. А. Сантагано-Горчако-вой, газ. "Киевская мысль", 1913, 28. Ill; Алтаев А. Л., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с. 115-121.

ГОРШ‚ШШ, Борис Иванович (р. 13.VI.1909) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1961). В 1928 по окончании театр. техникума в Саратове вступил в труппу Саратовского т-ра. В 1930-34 работал в Ашхабадском, в 1934-35 - в Ярославском т-рах. С 1935 - актер Архангельского т-ра. Создал образ Ленина в спектаклях "Большой Кирилл" Сельвин-ского, "Именем революции" Шатрова, "Третья патетическая" и "Цветы живые" Погодина. Гражданским пафосом отмечены роли Горбач„ва ("Братья Ершовы" по Кочетову) и Хлебникова ("Персональное дело" Штейна). Остротой сценич. формы отличаются комедийные образы Г.: Робинзон ("Бесприданница"), Епиходов ("Вишн„вый сад") и др. Е. Ж.

"ГОРЬКАЯ СУДЬБИНА" - драма в 4 д. А Ф. Писем ского. Соч. 1859. В 1860 была отмечена большой Уваровсж)й премией. Пост. 31 июля 1863 в вокзале Петровского парка (Москва) Кружком любителей драм. иск-ва; роль Анания исполнял автор. Первое представление "Г. с." на проф. сцене - 18 окт. 1863 в Александрийском т-ре (Ананий - П. Васильев, Лизавета - Петрова, Матр„на - Линская, Чеглов-Соковин - Малышев, Золотилов - Леонидов, Кали-страт - Бурдин, Никон - Зубров, Шпрингель - Яблоч-кин). В Малом т-ре премьера "Г. с." состоялась 18 нояб. 1863 в бенефис Шумского (Ананий - П. Садовский, Лизавета - Е. Васильева, Матр„на - Таланова, Чеглов-Соковин - Шумский, Золотилов - Самарин, Калистрат - Дмитриевский, Никон - Степанов, Шпрингель - Вильде). Крупным событием в сценич. истории "Г. с." явилось выступление Стрепетовой в роли Лизаветы (15 ноября 1876, Александрийский т-р). Среди др. исполнителей "Г. с." выступали: в Малом т-ре - Полтавцев, Рыбаков, Пада-рин (Ананий), Никулина-Косицкая, Ермолова, Шиловская, Нечаева (Лизавета), Вильде, Горев, Мурский (Чеглов-Соковин), А. Ленский (Золотилов), М. Садовский, Яковлев 2-й (Калистрат), О. Садовская, Массалитинова (Матр„на), Макшеев, Парамонов (Никон) и др.; в Александрийском т-ре - Виноградов, Писарев (Ананий), Сосновский, Апол-лонский (Чеглов-Соковин), Давыдов (Калистрат), Арди, Сво-бодин (Никон), Федотов, Корвин-Круковский (Шпрингель), Стрельская, Ленская (Матр„на). "Г. с." ставилась в т-ре Солодовникова, Москва (1880; Лизавета - Ермолова, Ананий - Писарев, Калистрат - Андреев-Бурлак), т-ре "Скоморох", Москва (1886), в Моск. об-ве иск-ва и лит-ры, 11 дек. 1888 (реж. А. Ф. Федотов, Ананий-Станиславский, позднее, в 1894, Станиславский выступал в этой роли в эпизодическом спектакле в Ярославле, а в 1895-в моек. гастролях Стрепетовой в т-ре "Парадиз"), т-ре Корша (1893), т-ре Лит." художеств. об-ва, Петербург (1901, реж. Евг. Карпов; Ананий-Каширин, Лизавета-Холмская), петерб. "Рабочем т-ре" (рабочий любительский кружок;! 914).В провинции: Воронежский (1864), Одесский (1865), Томский (1882), Самарский (1883), Астраханский (1884), Рижский (1895) и мн. др. т-ры.

В сов. т-ре:Коми республиканский т-р, Сыктывкар (1922);

Свердловский т-р (1926); Замоскворецкий т-р, Москва (1927);

Златоустинский т-р (1938); Балахнинский (Горьк. обл.) колхозный т-р (1939), Астраханский (1939), Борисоглебский колхозный т-р (1940), Кизелевский (Пермской обл.) т-р (1940);

Ростовский т-р Ярославской обл. (1941); Бугурусланский т-р Чкаловской обл. (1948); Тарнопольский т-р (1954), Костромской т-р (1956), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1960).

Издания: Первая публикация "Г. с." - журн. "Библиотека для чтения", СПБ, 1859, .No 11; из последующих изд.:

Писемский А. Ф., Собр. соч. в девяти томах, т. 9, М., 1959.

Лит.: А. Ф. Писемский как драматург,"ЕИТ". 1905/1906, приложение к XVI выпуску, [СПБ]. [1906], с. 83-101; С а л-т м к о в-Щ е д р и н М. Е., Полное собр. соч.,т. 5,М., 1937, с. 161-175. А. Шн.

ГОРЬКИЙ, Максим (наст. имя и фам.-Алексей Максимович Пешков) [16(28). III. 1868, Нижний Новгород, - 18.VI.1936, Горки, близ Москвы] - русский советский писатель и драматург. Основоположник литературы социалистического реализма. Четыр„х лет потеряв отца, Г. пров„л детство в доме деда, в мещанской нижегородской семье. Рано был отдан "в люди", служил "мальчиком"в магазине, учеником черт„жника, посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, грузчиком, пекарем, сторожем на железной дороге и т. п. В Казани, юношей, Г. сближается с революц. кругами. В 1888 был впервые арестован. В 1892 напечатан первый рассказ Г. "Макар Чудра". В нач. 1900-х гг. Г. обращается к драматургии, к-рая заняла важное место в его творчестве. Г. обращался к театру в переломные моменты своего творчества; в его драматургии наиболее ч„тко запечатлен процесс становления нового художеств. метода - социалистич. реализма. Г. приш„л в драматургию в 1901 как писатель протестующей массы (так называла его ленинская "Искра"), а его последние пьесы созданы в 30-е гг. Пьесы Г., как и вс„ его лит. наследие, представляют собой энциклопедию рус. жизни от начала века до Октябрьской революции (в пьесе "Сомов и другие", 1931, действие происходит в конце 20-х гг.). При вс„м разнообразии отображ„нного в драматургии Г. жизненного материала и обилии поднятых в ней проблем пьесы Г. отмечены внутренним единством, объединены одной темой - утверждением историч. необходимости социалистич. преобразования общества. Эта тема определила революц. пафос горьковской драматургии, придала ей высокую идейную и художеств. целостность.

В 1-й период своей драматургич. деятельности, охватывающий годы подготовки и свершения первой рус. революции, Г. написал пьесы "Мещане" (1902, МХТ), "На дне" (1902, МХТ), "Дачники" (1904, Т-р В. Ф. Ко-миссаржевской), "Дети солнца" (1905, Т-р В. Ф. Комис-саржевской), "Варвары" (1905, пост. 1906, Рига, Смоленск), "Враги" (1906, Малый т-р в Берлине). В этих пьесах Г. раскрывает процесс самоопределения и размежевания осн. социальных сил рус. общества перед лицом приближающейся революции; для них характерен широкий разворот действия, осуществление новых композиционных драматургич. принципов, выражающихся в прямом противопоставлении враждебных друг другу социальных сил.

2-й период включает в себя пьесы, написанные Г. в годы после поражения первой рус. революции: "Последние" (1908, пост. 1910, "Камерная сцена" М. Рейнхард-та, Берлин), "Чудаки" (1910, Новый драм. т-р, Петербург), "Дети" (1910, Киев, т-р "Соловцов"), "Васса Железнова" (1-й вариант, 1910), "Фальшивая монета" (1913, пост. 1937, Гос. евр. т-р БССР), "Зыковы" (1918, т-р Нар. дома в Петрограде), "Старик" (1915, пост. 1919, Малый т-р). Предположительно к нач. 10-х гг. относится пьеса Г. "Яков Богомолов". В этих пьесах Г. с прозорливостью подлинно пролетарского художника показывает процесс неизбежного распада бурж. класса, утверждает социальную и этич. правомерность его гибели.

Пьесы Г., составляющие 3-й период его драматургич. творчества, созданы после Октябрьской революции - в 30-х гг. Лучшие из них: "Егор Булычев и другие" (1931, пост. 1932, Т-р им. Вахтангова, Ле-нингр. Большой драматич. т-р) и "Достигаев и другие" (1932, пост. 1933, Ле-нингр. Большой драм. т-р),

2-й вариант "Вассы Желез-новой" (1936, ЦТКА и Т-р им. МОСПС). Широта охвата историч. процесса, острота социальных противопоставлений, характерные для драматургии Г. 1-го периода, сочетаются в пьесах

3-го периода с особой углубл„нностью, сложностью пси-хологич. характеристик.

Пьесы Г. отражают борьбу социальных сил, к-рая составляла гл. содержание русской жизни начала 20 в. Г. в художеств. образах раскрывает социально-историч. противоречия рус. жизни и показывает, что лишь социалистич. революция в состоянии их разрешить. В драмах Г. появляется новый герой- рабочий-революционер, объявляющий непримиримую войну старому миру. Уже в первой пьесе Г. "Мещане" в смелых афоризмах машиниста Нила ("прав не дают, права берут", "хозяин тот, кто трудится") были выражены настроения передовых людей новой, революц. России. Во "Врагах" действует коллектив бастующих рабочих, во главе к-рых стоит профессиональный революционер-большевик Синцов. В пьесах "Достигаев и другие", "Васса Железнова" Г. созданы образы большевика Рябинина и революционерки-подпольщицы Рашели. Герои Г. - люди своеобразного, независимого образа мысли. Склонные к философским размышлениям о жизни, к смелому афоризму и в то же время не теряющие ощущения реальности, они ведут между собой глубокий спор о смысле жизни и о предназначении человека. В этом страстном и напряж„нном споре о "правде" выясняется подлинная социальная сущность людей. Г. воплотил в иск-ве своеобразный человеческий тип, возникший в процессе вызревания социалистич. революции, осознания народом необходимости коренных обществ, перемен. Герои Г. живут в атмосфере приближающейся революции и это сказывается в их образе мыслей. Буржуазная мещанская обыденная жизнь предста„т в пьесах Г. как сила, враждебная человеку, сковывающая его сознание, его порыв к свободе. Однако у Г. буржуазная обыденность уже не имеет той силы, что у Островского или Чехова. Привычный уклад жизни в пьесах Г. глубоко подорван и внутренне бессилен перед новыми социальными веяниями. Уже в "Мещанах" писатель выступает против эксплуататорского мещанского образа жизни, предсказывая его гибель. В "Егоре Булычеве" и "Дос-тигаеве" он показывает, как рушится старый смрадный мир "хозяев". Предчувствием гибели своего класса, ощущением его внутр. несостоятельности охвачены у Г. даже нек-рые представители буржуазии - Васса Железнова, Егор Булычев. Давая социально-определ„нные характеристики, Г. в то же время никогда не ограничивался фиксацией классовых признаков своих героев, он раскрывал социальную сущность человека в неразрывной связи с его сложной индивидуальной характеристикой. В образах либерального адвоката Басова, популярного писателя Шалимова и др. "прогрессивно" настроенных интеллигентов Г. разоблачил эгоистич. индивидуализм и приспособленчество к бурж. жизни, а в образе капиталиста Булычева раскрыл бунтарскую тему человека, восстающего против своего класса (Антипа Зыков и Егор Булычев выражают неудовлетвор„нность укладом жизни, порожд„нным бурж. отношениями).

Новаторские по теме, революционные по идейным мотивам и образам, пьесы Г. обозначили новый этап и в развитии драматич. формы. Вслед за Чеховым Г. создал новый тип драмы 20 в. Для драматургич. принципов Г. характерно стремление показать конфликт человека с обществом не столько в сфере столкновений, основанных на борьбе любовных или имущественных интересов, сколько в прямом воздействии на человека противоречий действительности. Вс„ это определило открытую форму горьковской драмы, не замкнутой в сфере семейно-имущественных отношений, не ограниченной строгим сюжетным развитием. Новый принцип сценич. действия, не связанного с традиц. сюжетными построениями, с игрой противоположных личных интересов, открытый Чеховым и обозначивший переворот в истории мировой драматургии, Г. развил и углубил. Однако, в отличие от персонажей Чехова, герои горьковских пьес в конечном сч„те неизбежно группируются в двух противоположных, смертельно ненавидящих друг друга, борющихся лагерях. Драматургия Г. поставила новые задачи перед сценич. иск-вом: "....новый тип и новая манера игры, новый быт, новый своеобразный романтизм, пафос, с одной стороны, граничащий с театральностью, а с другой - с проповедью",- так определил эти качества К. С. Станиславский. Пьесы Г. приобщили т-р к новому, до того не известному жизненному материалу, к новым революц. идеям, к социалистич. эстетике. Они потребовали от т-ра политич. страстности и бытовой конкретности, философской углубл„нности, умения мыслить на сцене, яркой театральности, помогли открыть новые средства сценич. выразительности, создать новый тип актера. Впервые пьесы Г. получили воплощение на сцене Моск. Художеств. т-ра. Новаторское иск-во Художеств. т-ра во многом определило характер драматургич. исканий Г. В 1902 на сцене МХТ была пост. первая пьеса Г.-"Мещане" (реж. Станиславский и Лужский; Бессеменов - Лужский, Акулина Ивановна - Муратова, Петр - Мейерхольд, Елена - Книппер, Татьяна - Роксанова, Нил - Судьби-нин, Перчихин - Артем, Тетерев - Баранов). Однако т-ру, воспитанному на пьесах Чехова, не удалось полностью раскрыть природу горьковской драматургии. В спектакле была изменена расстановка борющихся сил. Героем спектакля стал Тетерев, жертвами мещанского мира оказались Петр и Татьяна. Тем не менее сам факт постановки пьесы Г. имел огромное обществ, значение. Уже на этом спектакле в зрит. зале ощущалась напряж„нная политич. атмосфера, возникавшая затем в годы первой рус. революции на всех горьковских спектаклях. В работе над драматургией Г. Художеств. т-р приобщался к идеям пролетарской революции, к эстетике социалистич. иск-ва. В том же году в МХТ была пост. вторая пьеса Г.- "На дне". Спектакль, осуществл„нный Станиславским и Неми-ровичем-Данченко, имел огромный успех. Идея свободы, свободы любой ценой, страстно звучавшая в спектакле, отвечала сокровенным чувствам современников и пронизывала игру актеров особым волнением (Сатин - Станиславский, Барон - Качалов, Лука - Москвин, Настя - Книппер). В спектакле "На дне" иск-во Художеств. т-ра стало более мужественным и зрелым. Молодые артисты, недавно исполнявшие роли тонких чеховских интеллигентов, сумели отойти от близких им по духу персонажей, чтобы окунуться в жизнь "дна"; сумели отобразить жизнь сурово и ярко. В последующие годы в этом спектакле играли Леонидов и Добронравов (Васька Пепел), Тарханов, Грибов (Лука), Хмел„в (Костыл„в), Шевченко (Василиса). В 1905 МХТ пост. "Дети солнца". Пьесы Г., широко шедшие в России в годы первой рус. революции, несмотря на цензурные и полицейские препоны, играли огромную обществ, роль; они часто сопровождались политич. демонстрациями. Наиболее острая пьеса Г. этого периода - "Дачники" - была впервые пост. в Драм. т-ре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге

(1904; реж. Тихомиров; Варвара Михайловна - Комис-саржевская). Зрители раскололись на два враждебных лагеря, т-р превратился в митингующую площадь, раздираемую противоборствующими политич. страстями. Политич. демонстрациями сопровождались и представления пьесы "Дети солнца", шедшей в том же т-ре (1905; реж. Арбатов; Лиза - Комиссаржевская).

В годы реакции пьесы Г. мало шли в России, из-за цензурных запретов нек-рые его новые пьесы появлялись на зарубежной сцене раньше, чем в России.

В первые годы после Октябрьской революции пьесы Г. ставились в т-ре петрогр. Нар. дома ("Враги", "Зыковы"), б. Александрийском ("Мещане", "На дне") и моек. Малом ("Старик"). Подлинно новый этап сценич. истории пьес Г. начался пост. пьесы "Егор Булычев и другие" в Т'ре им. Вахтангова (1932). В этом спектакле т-р раскрыл осн. принципы горьковской драматургии, уловил е„ особую театральность. Уделяя пристальное внимание точному воспроизведению историч. обстановки, режиссер Б. Е. Захава в то же время избегал подробного бытописательства, стремясь к лаконичности и яркости сценич. решений. 'Эпизоды озорной пляски Булычева, сцена с трубачом, когда трубный глас, подхваченный оркестром, мощно сопровождал провозглашаемую Булычевым отходную старому миру, выражали стиль пьесы, е„ бунтарский дух. Сущность горьковской драматургии, е„ философскую направленность и театральную природу особенно ч„тко выразил в спектакле Б. В. Щукин (Егор).Созданный им образ раскрывал диалектику творч. метода писателя. В купце Булычеве актер показал человека, разоблачающего свой собственный класс, раскрыл тему бунта этого человека, к-рый "не на той улице жил". Образ Булычева был насыщен большой драматич. силой и социальным оптимизмом. Исполнение Щукина нанесло удар вульгарно-социологич., нач„тническому подходу к персонажам Г., имевшему место в спектаклях предшествующих годов. Тема бунта Булычева открывала черты народности в этом образе (в 1951 спектакль был возобновл„н; реж. Заха-ва; Гос. пр. СССР, 1952; в роли Булычева-С. В. Лукьянов). На сов. сцене выдающиеся образы Егора Булычева были созданы Вагаршяном (Т-р им. Сун-дукяна, 1933), Крушельницким (Т-р им. Шевченко, 1947) и др.

Одним из значит, этапов утверждения в сов. театр. иск-ве метода социалистич. реализма была пост. в МХАТе пьесы "Враги" (1935). В этом спектакле (пост. Немировичем-Данченко) отч„тливо проявились новые черты иск-ва Художеств. т-ра - ясность и внутр. простота. Немирович-Данченко искал решений экономных и точных. Строгая правдивость в воспроизведении жизни сочеталась в этом спектакле с открытой политич. тенденциозностью и ч„ткой театр. формой. Представители старшего поколения Художеств. т-ра - Качалов, игравший роль Захара Бардина, и Книппер-Чехова - Полина Бардина - остро разоблачали лживую сущность российского либерализма. Сатир ич. образ старого генерала Печенегова, привыкшего унижать человеческое достоинство других, создал Тарханов. Реакц. силы отживающего мира воплощал образ прокурора Николая Скроботова, к-рого играл Хмел„в с убийственным сарказмом. В диалогах Николая Скроботова с актрисой Татьяной (Тарасова) политич. тенденциозность и жизненная правда были выражены Хмел„вым в ч„ткой и ясной форме. Среди лучших пост. пьес Г. на сов. сцене - "Достигаев и другие" (Т-р им. Вахтангова, 1933), "Дачники" в Ленингр. Большом драм. т-ре (1939, реж. Бабочкин), "Последние" в Т-ре им. Янки Купалы (1937, реж. Раевский и Зорев). В спектакле "Последние" киевского Т-ра им. Франко (1937) А. М. Бучма создал образ жандарма Коломийцева, отмеченный остротой сатирич. рисунка. Образы Вассы Железновой были воплощены: С. Г. Бирман (Т-р им. МОСПС, 1936), игравшей Вассу властной, деспотичной и вместе с тем талантливой женщиной, остро ощущающей обиду за прошлые унижения, поруганное достоинство; В. Н. Пашенной (Малый т-р, 1952), воплотившей замечательный по своей силе и глубокой жизненной правде образ хозяйки большого дела; арм. актрисой Асмик (1937, Т-р им. Сундукяна). Тонко, многогранно и глубоко была раскрыта одна из самых сложных пьес Г. "Старик" в Камерном т-ре (1946, реж. Таиров и Гайдебуров; в роли Старика - Гайдебуров). Среди выдающихся пост. пьес Г. - "Варвары" в Малом т-ре (1941, реж. Судаков и Зубов), в Ленинградском Большом драматическом театре (1959, реж. Товстоногов), "Дачники" в Московском театре им. Ермоловой (1949, реж. Лобанов), "На дне" в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1956, реж. Вивь-ен), "Егор Булычев и другие" в Т-ре им. Сундукяна (1933), Художеств. т-ре Латв. ССР (1946), "Васса Же-лезнова" в Харьковском т-ре им. Шевченко (1935), "Враги" в Т-ре им. Руставели (1951) и в т-ре "Эстония" (1946), "Мещане" в т-ре "Ванемуйне" (1941) и Т-ре им. Хамзы (1952), "Дети солнца" в Т-ре им. Кингисеппа (1953), "Последние" в Т-ре драмы Латв. ССР (1946). В 1953 на сцене Ярославского т-ра была впервые пост. пьеса Г. "Сомов и другие" (реж. П. П. Васильев). Пост. пьес Г. были осуществлены в Горь-ковском т-ре им. Горького (реж. Н. И. Соболыциков-Самарин и др.), наиболее полно представившем на своей сцене горьковский репертуар.

Широкое распространение получили в т-рах СССР также инсценировки прозы Г. Среди лучших пост. по произв. Г.- спектакль МХАТа "В людях" (1933), в к-ром исполнитель роли булочника Сем„нова Тарханов показал уродливость психологии собственника, противоречивую мудрость человека, выбившегося в "хозяева" из "низов". Роман Г. "Мать" послужил основой для опер В. В. Желобинского (1939) и Т. Н. Хренникова (1957). В 1926 кинорежиссер В. И. Пудовкин создал по этому роману выдающийся фильм "Мать". По мотивам произв. Г. кинорежиссером М. С. Донским создана кинотрилогия: "Детство Горького", "В людях", "Мои университеты" (1938-40). Пост. пьес Г. часто экранизируются ("Васса Железнова" - спектакль Малого т-ра, в гл. роли- Пашенная; "Егор Булычев и другие" - спектакль Т-ра им. Вахтангова, в гл. роли - Лукьянов) и др.

Драматургия Г. имела огромное значение для утверждения в сов. т-ре метода социалистического реализма. Второе сценич. рождение пьес Г., произошедшее в 30-х гг., обозначило важный рубеж в развитии сов. режиссуры и актерского иск-ва. Работа над пьесами Г. помогла сов. т-ру преодолеть тенденции формализма в сценич. иск-ве, вульгарно-социологич. примитивизм в трактовке прошлого, в сценич. истолковании социально сложных характеров. Вместе с тем пьесы Г. учили т-р глубине и определ„нности идейной характеристики, партийной страстности в утверждении передовых идей современности, они вносили в сценич. иск-во нравственный пафос социалистического гуманизма. Постановки произв. Г. сов. времени оказали большое влияние на иск-во старших мастеров т-ра и способствовали формированию нового типа актера (Н. П. Хмел„в, Б. В. Щукин и др.).

Пьесы Г. оказали большое влияние на молодую сов. драматургию, определив е„ идейно-художественные особенности (творчество Леонова, Погодина, Афиногенова и др.).

Произведения Г. широко включаются в репертуар т-ров за рубежом. В 1903 М. Рейнхардт пост. "На дне" (под назв. "Ночлежка") в Малом т-ре в Берлине, придав спектаклю абстрактно-философский характер. В 1932 Брехт создал по мотивам горьковского романа спектакль "Мать" сЕ. Вейгель в заглавной роли. Большое "место занимают пьесы Г. в репертуаре т-ров стран нар. демократии. Особой популярностью пользуются здесь пьесы "Егор Булычев и другие", "Васса Железнова", "Враги", "Мещане". Пост. пьес Г. в Китае ("Мещане", "Егор Булычев и другие") способствовали формированию нового драматич. т-ра, развивающегося наряду с традиц. китайской муз. драмой. В 4947 пост. пьесы "На дне" начал сво„ существование миланский т-р "Пикколо"; в 1956 эта пьеса была пост. в Париже в т-ре "Эвр". Произведения Г. идут на сценах прогрессивных "независимых" театров стран Латинской Америки.

Взгляды Г. на драму и т-р, тесно связанные с его общими эстетич. идеями, изложены им в ранних газетных фельетонах, в многочисл. письмах, статьях, отзывах, в его прозе и пьесах. Впервые мысли о т-ре Г. излагает в 1895 в бытность свою сотрудником "Самарской газеты", а его зрелые идеи о драме наиболее полно выражены в известной статье "О пьесах", написанной в 1933. В ранний период творчества, когда только формировались художеств. принципы его драматургии, Г. уделял особенно пристальное внимание пьесам своих старших современников: Ибсена, Гауптмана, Чехова. Его оценки пьес этих драматургов позволяют ясно увидеть и близость Г. новаторским течениям ев-роп. драмы конца 19 - нач. 20 вв. и то принципиально новое, что принесли с собой пьесы Г. Особенно интересны в этом смысле высказывания Г. о творчестве Чехова, изложенные в его письмах и статьях. Они свидетельствуют и о могучем влиянии Чехова на формирование основных принципов горьковской драмы и глубоких расхождениях между обоими драматургами..

В статье "О пьесах" (1933), подводя итоги своим многолетним размышлениям, Г. наиболее разв„рнуто излагает свою гл. идею о т-ре, как наиболее действенном иск-ве, призванном организовывать социальные эмоции зрителя, возбуждать в н„м активное отношение к действительности. Волнующую его мысль Г. подкрепляет знаменитыми словами Маркса: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Утверждая, что драма должна быть актуальна, сюжетна, действенна, Г. связывает это требование с революц. преобразованиями, к-рые совершает пролетариат. "Рабочий класс,- пишет он,- идущий ныне к власти над миром, является родоначальником нового человечества и совершенно нового отношения к миру, он наполняет время своей работой и осознает мир как свое хозяйство". Т. о., Г. полагал, что новая революц. действительность, насыщенная глубокими социальными конфликтами, преображаемая творчеством масс, особенно благоприятна для развития драмы. Поэтому проблема действенности и активности драмы для Г. была неразрывно связана с образом е„ нового героя, лиш„нного раздвоенности, к-рый "прост и ясен так же, как велик, а велик он потому, что непримирим и мятежен гораздо больше, чем все Дон Кихоты и Фаусты прошлого". В статье "О пьесах" Г. рассматривает и другие важные для него проблемы теории драмы; он пишет о принципах социальной характеристики персонажей, о языке в драме, об особой позиции драматурга, обусловленной тем, что в пьесе герой характеризуется словом и делом без авторской подсказки.

Мысли Г. о драме, о социальном предназначении т-ра определили его отношение к сценич. иск-ву. В своих ранних театр. рецензиях, опубликованных в "Нижегородском листке", Г. много пишет о Малом т-ре, высоко оценивая профессиональное мастерство, гражданский пафос и романтич. приподнятость его иск-ва. Следующий этап развития взглядов Г. о сценич. иск-ве связан с МХТ и прежде всего с чеховскими постановками Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Художественный т-р не только помог Г. приобщиться к драматургии, но и во многом определил его театр. симпатии, помог окончательному формированию его общих эстетич. идей и прежде всего его взглядов на сценич. иск-во. В творчестве "художественни-ков" молодой Г. увидел тот идеал т-ра, о к-ром он мечтал, к-рый может играть важную прогрессивную роль в обществе. МХТ отвечал мечте Г. о создании в России нар. т-ра. Г. писал Чехову: "Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный, как все самое лучшее в Москве. Не любить его - невозможно, не работать для него - преступление ей-богу!" ("Горький и театр", 1938, с. 230). Высокое представление Г. о гражданской миссии Художеств. т-ра нашло выражение и в полемических статьях Г. о постановках Достоевского в МХАТе. В первые годы революции Г. принял участие в организации Большого драм. т-ра в Ленинграде, к-рый был задуман его создателями (Блоком, Юрьевым, Андреевой) как т-р классич. трагедии, романтич. драмы и высокой комедии. Чуткий к новаторским исканиям, горячо принявший, в частности, эксперименты Вахтангова, Г. вместе с тем был непримиримым к любым проявлениям декадентства в т-ре, был противником режиссерского диктата, одинаково подавляющего и автора, и актера. Драматургия Г., его театр. идеи до сих пор оказывают важное влияние на прогрессивное иск-во мира. Многие театр. идеи Г. только теперь находят осуществление в передовом иск-ве разл. стран. Рожд„нный рус. революцией, т-р Г. отразил в себе е„ историч. пафос, е„ всемирное значение.

Соч.: Собрание соч. в 30 томах, М., 1949-55; Литературно-критические статьи, М., 1937; О литературе. Статьи и речи. 1928-1936, М;,1937;Пьесы, т. 1-2, М.-Л., 1936-37;

Пьесы и сценарии, М., 1941 (Архив А. М. Горького, т. 2).

Лит.: Ленин В. И., Письма Горькому, М., 1939 В. И. Ленин о литературе и искусстве. Сборник, М., 1957 Боровский В., Литературно-критические статьи, М. 1956; Луначарский А., О театре и драматургии. Избр статьи в 2-х томах, т.1,М.,1958; его же, Статьи о Горьком М., 1957; Юзовский Ю., Драматургия Горького, ч. 1 М.-Л.,1940; его же, Максим Горький и его драматургия, М., 1959; Михайловский Б. В., Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции, 2 изд., М. 1955; Д а н и л о в С., М. Горький, М.-Л., 1950; е г о ж е Горький на сцене, Л.-М., 1958; ГригорьевМ. Горький драматург и критик, М., 1946; Горький и театр. Сб. статей, М.-Л., 1938; Б я л и к Б., Горький в борьбе с театральной реакцией, Л.-М., 1938; его ж е, О Горьком. Статьи, М., 1947; его же, Драматургия М. Горького советской эпохи, М., 1952; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, 8 изд., М.-Л., 1948; Немирович-Данченко Вл. И., Из прошлого, М., 1938. В. 3.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница