Наши партнеры

Выгодно аренда авто москва внедорожник в компании РексРент.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 120)


ГРЕПП (Grepp), Уле (p. 16.Ш.1914) - норвежский актер и режиссер. В 1932-33 изучал театр. иск-во в Москве в Т-ре им. Мейерхольда и др. т-рах. В 1934- 1938 играл в Нац. т-рев Осло, в 1938-45 и 1948-54- в т-ре "Нац. сцена" в Бергене, в т-рах Ставангера, Тронхейма, Осло. С 1954 работает как постановщик в т-рах разл. городов. Роли: Риго ("Поражение" Грига), Фредериксен ("Т„тя Ульрика" Хейберга), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Пост. спектакли: "Ревизор" (1959, Радиотеатр); "Эразмус Монтанус" Хольберга, "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1959, 1961, "Нац. сцена"), "Строитель Сольнес" Ибсена (1960, Гос. передвижной т-р). Выступает как чтец, преим. произв. Н. Грига. Г. присущи большой темперамент, умение глубоко раскрыть социальную сущность образов. Н.Кр.

ГРЕССЕ (Gresset), Жан Батист Луи (29.V111.1709- 16.V1.1777) -французский поэт и драматург. Один из продолжателей жанра классицистской комедии. Лит. деятельность начал в 1733. В 1740 в т-ре "Комеди Франсез" было пост. первое драматич. произв. Г.- трагедия "Эдуард III". Под влиянием просветит, направления Г. выступал с критикой нравов высшего света и прославлял семейные устои 3-го сословия. Стихотворные комедии Г. "Сидней" (1745, "Комеди Франсез") и "Злой человек" (1747, там же), проникнутые чувствительностью и морализацией, отличались поэтич. выразительностью, блестящим построением диалога. Мн. сентенции из пьес Г. стали "крылатыми" и вошли в лит. франц. яз.

Соч.: Oeuvres, v. 1-2, Р., 1811; Le mechant, P., 1922;

"Злой", пер. H. Свсчина, M., 1817. Д Лев.

ГРЕТРЙ (Gretry), Андре (10 или 11. II. 1741,' Льеж,- 24.XI.1813, Монморанси)-французский композитор. По происхождению бельгиец. Член Института Франции (с 1795). Музыке обучался в Льеже у своего отца Франсуа Г., капельмейстера собора Сен-Де-ни, и др., с 1759-в Риме, в "Коллеж де Льеж", брал уроки у дириж„ра и композитора Дж. Б. Казали. Творч. деятельность начал в 1758. Первое произв. для сцены - интермеццо "Сборщица винограда" - написано для карнавала в Риме (1765, театр "Алиберти"). В 1766 в Женеве пост. первая опера Г. "Изабелла и Гертруда". В 1767 по совету Вольтера Г. переехал в Париж; здесь были поставлены оперы Г. "Гурон" (1768, т-р "Комеди Итальенн") и "Люсиль" (1769, там же), к-рые принесли композитору всеобщее признание. В последующие годы творчество Г. занимало видное место в муз. жизни Франции. Г. создал св. 50 опер, к-рые с успехом ставились на франц., итал., нем., швейц. и рус. оперных сценах В этот период он писал сентиментально-лирич. оперы, близкие по характеру к мещанской драме, нек-рые произв. Г. написаны в жанре комич. оперы. Оперы Г. показывают быт простых людей деревни и города. Изредка композитор использует фантастич., экзотич. и историч. сюжеты: "Говорящая картина" (1769, "Комеди Итальенн"), "Два скупца" (1770, Фонтенбло), "Испытание дружбы" (1770, там же), "Земира и Азор" (1771, там же), "Цефал и Прокрис" (1773, Версаль), "Мнимая магия" (1775, "Комеди Итальенн"), "Самнит-ские браки" (1777, там же), "Суд Мидаса"(1778, там же), "Каирский караван" (1783, Фонтенбло). В годы революции Г. был одним из инспекторов Парижской консерватории. В это время он написал неск. нар.-пат-риотич. и революц. опер - "Петр Великий" (1790, "Комеди Итальенн"), "Вильгельм Телль" (1791, там же), "Республиканская избранница, или Праздник разума" (1794, "Гранд-Опера"), "Тиран Дионисий" (1794,там же) и др. Опера "Ричард Львиное сердце" (1784, "Комеди Итальенн")-один из первых образцов "оперы спасения", имевшей большое значение в период революции. Писал комич. оперы на лирич. и сказочные темы: "Рауль Синяя Борода" (1789, "Комеди Итальенн"), "Анакреон у Поликрата" (1797, "Гранд-Опера"), "Деревенский цирюльник" (1797, т-р "Фейдо"). Талант Г. был высоко оцен„н современниками. Э. Мегюль называл его "Мольером музыкальной комедии". Творчество Г. подготовило основу для развития франц. лирич. оперы 19 в. Его оперы отличаются простотой и доступностью, теплотой мелодий, блестящим оркестровым колоритом. Г. был одним из первых композиторов, применившим принцип лейтмотива. Создал муз. произв. в др. жанрах.

Др. оперы: "Друг дома" (1771, Фонтенбло), "Великолепный" (1773, "Комеди Итальенн"), "Ревнивый любовник" (1778), "Неожиданное происшествие", "Окассен и Николет" (1779, все пост. в' Версале), "Андромаха" (1780, "Гранд-Опера") "Двойное испытание" (1782, там же), "Амфитрион" (1786, Версаль), "Жозеф Барра" (1794, "Опера комик"), "Элиска, или Материнская любовь" (1799, там же), "Дельйис и Мопса" (1803. там же).

Лит.: Wichmann H., Gretry und das musikalische Theater in Frankreich, Halle, 1929; B rene t M., Gretry, sa vie et ses oeuvres, P., 1884; Froidcourt G. de Gretry, Rouget de Lisle et la Marseillaise, Liege, 1945;

Clerx S., Gretry, Brux., 1944; G r et г у A.M., Reflexions d'un solitaire, v. 1-4, Brux.- P., 1919-22 (в рус. пер. Г p е т p и , Мемуары или Очерки о музыке, т. 1, M.-Л., 1939); P о л л а н Р., Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938. Д. А/., Вл. О.

ГРЕХОВОДОВ, Николай Максимович [р. 7(20). X.I 903] - удмуртский советский композитор, педагог и дириж„р. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1945). Окончил Ленингр. консерваторию в 1936 по классу проф. П. Б. Рязанова. С 1944 - композитор и зав. муз. частью Удм. драм. т-ра (Ижевск). Автор первой удм. оперетты "Сюан" ("Свадьба") (1946, Удм. муз.-драм. т-р, Ижевск), музыки к спектаклям "Тыло вось" ("Огненное моление") Садовникова (1939), "Камит Ус-манов" Гаврил ова (1941), "Сказка о правде" Алигер (1947) и др. В„л педагогич. работу в Ижевском муз. уч-ще.

ГРЕЧАНИНОВ, Александр Тихонович [13(25).X. 1864, Москва, - 4.1. 1956, Нью-Йорк] - русский композитор. Муз. образование получил в Московской (1881-90 у В. И. Сафонова по классу фп.) и Петербургской (1890-93 у Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции, у Г. А. Лароша и А. С. Аренского по классу теории) консерваториях. С 1896 Г.-профессор Муз.-драм. уч-ща Филармонич. об-ва в Москве. С 1922 жил за границей (в Париже, с 1939 - в США). В "со„м творчестве Г. следует нек-рым традициям рус[ муз. классики 19 в., но его произв. не обладают идейной значимостью и глубиной реалистич. содержания, присущей классич. музыке. В лирич. песенно-романсовом стиле написана опера-былина Г. "Добрыня Никитич" (1903, Большой т-р, с Шаляпиным в заглавной роли). В опере-легенде "Сестра Беатриса" по М. Метерлинку (1912, т-р Зимина) и нек-рых др. соч. Г. сказалось влияние модернизма. Г. принадлежит также опера "Женитьба" по Гоголю (1950, Париж), детские оперы "‚лочкин сон" (соч. 1911), "Мышкин теремок" (соч. 1921), "Кот, петух и лиса" (соч. 1924), музыка к пост. МХТ "Царь Ф„дор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" А. Н. Толстого (1899) и "Снегурочка" Островского (1900). Автор ряда соч. в др. жанрах.

С о ч : Моя музыкальная жизнь, Париж, 1935; Му life, ?, ?., 1952.

ГРЕЧЕНКО, Василий Николаевич (р. 17.1.1906) - украинский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР (1953). В 1930 окончил Харьковский художеств. ин-т. С 1929 работает как театр. художник, с 1933 - в Харьковском т-ре им. Шев-'ченко (с 1944-гл. художник). Среди спектаклей, оформленных Г.,- "Дай сердцу волю - завед„т в неволю" Кропивницкого (1936), "Евгения Гранде" по Бальзаку (1940), "Генерал Ватутин" Дмитерко (Гос. пр. СССР, 1948), "Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Навеки вместе" Дмитерко (1950). "Гамлет" (1956); "Ой, пойду я в Бориславку" по Франко (1956), "Третья патетическая" Погодина (1958), "Кровь людская не водица" по Стельмаху (1959). Для творчества Г. характерно стремление к созданию единого гармонич. зрительного образа спектакля, широкое использование возможностей живописи.

Лит.: ? у л ь с о н А., Д. I. Власюк, В. М. Греченко, Р. О. Черкашин, [Харк?в], 1947 (серия "Майстри радянського мистецтва"); Драк А., Укранське театрально-де-корац??не мистецтво, Кив, 1961. А. Др.

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (древняя)- см. Древнегреческая драматургия.

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (нова я). Первые произведения греч. драматургии нового времени появились в нач. 17 в. на о. Крите - трагедия "Эро-фили" Г. Хортациса (ок. 1600), религиозная драма "Жертвоприношение Авраама" (ок. 1635), приписываемая В. Корнаросу, и ряд др. произв. В этих пьесах развиваются нац. мотивы ив то же время проявляется влияние зап.-европ. ренессансной драмы. В конце 18 в. появляются первые бытовые комедии - "Хасис" Д. Гузелиса и др., пост. в нар. т-ре на о. За-кинф. На рубеже 18-19 вв. подготовка нац.-освобо-дит. борьбы греч. народа способствовала становлению новогреч. драмы. В нач. 19 в. созданы пьесы, выражающие патриотич. идеи, - "Ахилл" А. Христопуло-са (1805), "Эллада и иностранец" и "Гармодий иАристо-гитош Г. Лассаниса (пост. в Одессе в 1819-20), тира-ноборч. трагедия "Тимолеош И. Замбелиоса (1818). Первое художественно зрелое произв. Г. д.- реалистич. социальная драма "Василикос" А. Матесиса (1829), имевшая просветительскую, антифеод, направленность. В жанре комедии элементы народности отличали пьесу "Вавилония" Д. Визандиоса (1836). Реалистич. тенденции, выраженные в творчестве Матесиса, не получили развития. В 30-80-х гг. 19 в. господствующим направлением в драматургии становится классицизм, делаются попытки возродить античную трагедию. Характерные произв. этого направления в нач. 19 в.- "Ригас", "Маркое Вотсарис", "Христина" И. Замбелиоса об освободит, борьбе греч. народа. Во 2-й пол 19 в. наиболее значит, произв. были трагедии "Меропа", "Фауста" и др. пьесы Д. Вернардаки-са. Каз„нно-патриотич. и псевдоисторич. драмы писали драматурги А. Антониадис, П. Занос и др. Роман-тич. направление в драматургии 1-й пол. 19 в. представляли пьесы П. Суцоса, А. Рангависа, во 2-й пол.

19 в.- С. Василиадиса. В жанре комедии выступали А. Влахос, С. Каридис, И. Капетанакис, Б. Аннинос, Н. Ласкарис.

В связи с ростом бурж.-демократич. движения в новогреч. лит-ре 80-90-х гг. определяется стремление к реалистич. отражению жизни совр. общества. Изображению деревенского и городского быта положили начало л„гкая комедия и лирич. драма с песнями. В этом жанре, получившем название "комидиллион", писали Д. Коромилас, Д. Коккос, С. Пересиадис и др. Принципы реализма были воплощены в творчестве Г. Ксенопулоса автора пьес "Опекун", "Тайна графини Валерены", "Стелла Виоланди" и др. Реалистич. тенденции проявились и в пьесах "Курды" Я. Камбисиса, "Архитектор Марфас" П. Нирванаса, "Живые и м„ртвые", "Цепи" Д. Танго-пул оса, в драме "Трисевгени" поэта К. Паламаса. Лучшие произв. этих авторов объединяет стремление отразить совр. обществ, проблемы, психологич. глубина и правдивость характеров. Позже, в 20- 30-е гг. 20в., реалистич. тенденции развивают драматурги П. Хорн - "Подросток", Д. Богрис - "Обручение", Т. Синадинос - "Шут". В нач. 20 в. Г. д. испытывала значит, влияние натурализма и отчасти символизма, особенно проявившегося в творчестве С. Меласа ("Разрушенный дом", "Сын тени"). Непоследовательность бурж. демократич. движения, принявшего в 20-е гг. 20 в. реакционную бурж.-либеральную направленность, определила спад реалистич. тенденций в творчестве мн. бурж. драматургов, в т. ч. Т. Мораитиниса, А. и М. Лидорикиса, Д. Ианнопу-лоса, писавших позже, в 30-40-е гг., псевдореали-стич. драмы и комедии.

Рост рабочего революц. движения в 20-30-е гг. 20 в., нац.-освободит, борьба 1941 - 45, демократич. движение после 2-й мировой войны способствовали возрождению реалистич. драматургии, проникнутой прогрессивными идеями, отражающей стремление греч. народа к свободе и демократии. Эти идеи нашли воплощение в историч. пьесах "Ригас Велестинлис" (1938) и "Колокотронис" (1955) В. Ротаса, "Макрия-нис" (1946) и "Караискакис" (1957) Д. Фотиадиса (последняя совм. с Г. Ставру), в драмах Г. Севасти-коглу "Борьба с Хароном" (1953), "Ангела" (1958), в пьесах Н. Катифориса "Страсть барина", "Фотинос". Среди драм. произведений 40-50-х гг.- "Пробуждение" К. Кодзиаса, "Летом мы пожн„м" А. Дамианоса, "Девочка с ленточкой" Н. Пергиалиса, "Двор чудес", "Возраст ночи" И. Кампаиеллиса отражающие совр. жизнь Греции. Поэтич. достоинства отличают трагедию в стихах "Смерть Дигениса" А. Сикелианоса (1947). Идейная противоречивость присуща историч. и философским драмам "Юлиан", "Константин Палео-лог" Н. Казандзакиса.' В жанре историч. драмы выступают бурж. писатели А. Терзание - "Император Михаил", "Крест и меч", Г. Теотокас - автор стилизованных историч. драм и комедий "Встреча в Пенде-ли", "Алкивиад". Продолжает работать С. Мелас, написавший пьесы "Папафлесас", "Иуда", "Перевоспитание отца", "Король и собака". В области комедии популярностью пользуются произв. Д. Псатаса П. Кайаса, Г. Руссоса, Н. Цекураса, М. Кунелакиса и др., имеющие элементы социальной сатиры. В жанре л„гкой комедии пишут драматурги А. Са-келлариос и X. Яннакопулос. Обществ.-политич. условия жизни совр. Греции препятствуют развитию драматургии, отражающей актуальные социальные темы. Произв. совр. греч. драматургии (за исключением комедий) редко ставятся на сценах т-ров.

Лит.: Mirambel A., La litterature grecque moderne, P., 1953; L a ? a g ? ? ? ? В., Storia della letteratura neoellenica, Milano, 1955; Valsa M., Le theatre grec moderne de 1453 a 1900, В. 1960; ??????? ?., ?? ??????????? ???? ??? ????????? ??????, ??????, 1958. 77\ С

ГРЕЧЕСКИЙ КОРОЛ‚ВСКИЙ ТЕАТР (??????? ??????) - первый государственный драматический театр Греции. Организован в 1901 в Афинах. Здесь шли произв. др.-греч. и зап.-европ. классики: "Орес-тея" Эсхила, "Сон в летнюю ночь", "Зимняя сказка" Шекспира, "Фауст" Г„те, "Дон Карлос". Центр, место в репертуаре т-ра занимали развлекательные нем. и франц. пьесы и второстепенные произв. греч. драматургов (тяжеловесные историч. пьесы К. Рангависа- "Исавры" и др.). Т-р, чуждый прогрессивным реали-стич. тенденциям, наметившимся в нач. 20-х гг. в театр. иск-ве, представлял интересы придворных кругов. Однако важное значение для греч. т-ра имели высокая постановочная культура спектаклей, деятельность реж. Ф. Иконому его воспитат.. работа с актерами, стремление добиться актерского ансамбля. В труппу т-ра входили актеры Н. Менгулас, Э. Фирст, актриса М. Котопули и др. В 1908, в результате творч. кризиса и финансовых затруднений, Г. К. т. прекратил сво„ существование. Д. С.

ГРЕЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАЧТ СЕПСО ???????) - государственный драматический театр Греции. Осн. в 1932 в Афинах. В первые годы существования т-ра реж. Ф. Политис осуществил ряд значит. пост. произв. др.-греч. ("Агамемнон", "Персы" Эсхила, "Эдип-царь" Софокла) и зап.-европ. драматургии ("Юлий Цезарь", "Венецианский купец" Шекспира, "Дон Карлос" и др.), лучших реалистич. пьес ново-греч. драматургов ("Плебей" Ксенопулоса, "Подросток" Хорна). Развитие Г. н. т. в 1930-х-нач. 40-х гг. было связано с творчеством актеров Э. Веакиса, Е.Мамиаса, Н. Параскеваса, Т. Карусоса, X. Незера, актрис С. Алкеу, Е. Пападаки и др. В 40-50-е гг. т-р ставил преим. классику и произв. зарубежной драматургии, редко обращаясь к пьесам совр. греч. драматургов. Исключение составляли только пьесы бурж. драматургов (С. Мелас, А. Терзакис, Д. Ромас, Г. Теотокас). Постановки Г.н. т. произв. античности, показываемые (с 1955) на ежегодных театр. фестивалях в Эпидавр„ и в т-ре Ирода Аттика (Афины), занимают важное место в театр. жизни Греции: "Эдип-царь", "Антигона", "Эдип в Колоне" Софокла, "Гекуба", "Медея", "Финикиянки", "Ифигения в Авлиде", "Ифигения в Тавриде", "Геракл" Еврипида, "Орестея" Эсхила, "Аякс", "Электра" Софокла. В этих спектаклях, пост. реж. А. Минотисом, Д. Рондирисом, Т. Музенидисом и др., получили отражение поиски греч. режиссеров, разрабатывающих проблему воплощения античного наследия в совр. т-ре. Больших достижений в области актерского иск-ва добились исполнители гл. ролей актрисы К. Паксину (Медея, Гекуба), А. Синадину (Антигона, Ифигения, Электра), актеры А. Минотис (Эдип), Т. Коцопулос (Креон, Ясон, Орест) и др. Пост. комедий Аристофана "Женщины в народном собрании", "Лисистрата", "Ахарняне" и др. отмечены элементами стилизации, снижением идейно-политич. остроты содержания пьес (реж. А. Соломос). В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Тайна графини Валерены" Ксенопулоса, "Трисевгени" Паламаса, "Король Лир", "Отелло", "Ричард 111"; "Фауст" Г„те, "Чайка", "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло, "Визит пожилой дамы" Дюрренматта. В труппе т-ра (1961)-Г. Глинос, X. Незер, Л. Каллергис, Т. КоАопулос, К. Паксину,-В. Манолиду, А. Синадину и др. Д. С.

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР (древний) - см. Древнегреческий театр.

ГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР (новый). Турецкое иго препятствовало развитию новогреч. т-ра в течение 15-18 вв. Зачатки театр. иск-ва возникали лишь на территориях, свободных от тур. завоеваний, в нач. 17 в.- на о. Крит, в конце 18 в. - на о. Закинф. Становление театр. иск-ва в нач. 19 в. связано с нац.-освободит, борьбой греч. народа. Под влиянием деятельности тайного революц. об-ва "Филики Гетерия" в 1817-21 создаются первые любительские театр. труппы в Одессе и Бухаресте, где жили мн. деятели греч. нац.-освободит, движения. Эти труппы ставили тираноборч. трагедии Вольтера и Альфьери, а также патриотич. пьесы новогреч. авторов Г. Лассаниса - "Эллада и иностранец" и "Гармодий и Аристогитон", И. Замбелиоса - "Тимолеон" и др. После провозглашения гос. независимости (1830) началось становление нац. т-ра. Этот процесс был связан с преодолением серьёзных трудностей (отсутствие помощи со стороны государства, конкуренция иностр. трупп).

В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные проф. труппы возникли лишь в нач. 60-х гг. Большое место в репертуаре этих трупп занимали историч. драмы совр. греч. писателей. Ставились также пьесы Мольера, Гольд они, Шиллера, Гюго, Шекспира (гл. обр. в переделках). В актерском исполнении преобладали напыщенная декламация, искусственный пафос. Среди крупных актеров Греции сер. ,19 в.- П. Суцас, Д. Тавуларис, Д. Алексиадис, П. Вонасера и др. В конце 19 в. признание получили трагедийные актрисы Е. Па-раскевопулу, Е. Верони и актер-романтик, исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. В 90-е гг. особым успехом пользовались л„гкие комедии и лирич. драмы с песнями - "комидиллион". В этом жанре прославился комедийный актер Е. Пандопулос, игра к-рого отличалась чертами народности и реализма.

В нач. 20 в. К. Христоманос организовал т-р "Неа скини" ("Новая сцена", 1901), где пост. спектакли:

"Дикая утка" Ибсена, "Нахлебник" Тургенева, "Власть тьмы", "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") и др., а также реалистич. пьесы совр. греч. драматургов Г. Ксенопулоса ("Тайна графини Валерены"), Я. Камбисиса ("Курды"), М. Авгериса ("Перед людьми"). Христоманос стремился к созданию актерского ансамбля, требовал от актеров тщательной работы над ролями, реалистич. трактовки образов. Однако в творчестве Христоманоса сказались и натуралистич. тенденции. В дальнейшем т-р "Неа скини" ставил безыдейные развлекательные пьесы. Вскоре т-р приш„л к творч. кризису и в 1906 прекратил сво„ существование. В 1901 возник гос. Королевский т-р в Афинах (см. Греческий Королевский театр), в к-ром работал один из первых греч. режиссеров Ф. Иконому, внесший большой вклад в развитие актерского иск-ва и постановочной культуры. На рубеже 19-20 вв. получили распространение пьесы на темы совр. жизни, написанные греч. авторами Г. Ксенопулосом, П. Нир-ванасом, Д. Тангопулосом, П. Хорном, Д. Богрисом и Др. Ставились произв. зап.-европ. и рус. классич. драматургии. В актерском иск-ве усилились реалистич. тенденции, наиболее ярко проявившиеся в творчестве Э. Веакиса, М. Котопули,

В 1910-20-е гг. в греч. театр. иск-ве заметны явления упадка. Т-ры становятся коммерч. предприятиями, в них ставятся гл. обр. низкопробные бульварные пьесы. Отдельные художеств. достижения связаны в этот период с творчеством актрис Котопули и Ки-вели, возглавлявших собств. труппы, с деятельностью реж. Иконому в "Т-ре консерватории" (1917-21) и др. Попытки преодолеть кризис т-ра характеризуют творчество реж. Ф. Политиса поставившего в 1925 в "Об-ве греч. т-ра" (осн. в 1919) спектакли "Эдип-царь" Софокла (с Э. Веакисом в заглавной роли), "Ревизор";

"Братья Карамазовы" по Достоевскому. В 1927-29 Политис осуществляет в "Профессиональной школе т-ра" пост. спектаклей, отмеченных высокими художеств. достоинствами ("Василикос" Матесиса и др.). В 1930 прогрессивный театр. деятель и драматург В. Ротас создал "Народный т-р", просуществовавший до 1934. Попытки организовать постоянные театр. коллективы предпринимал С. Мелас ("Т-р искусства", 1925, "Свободная сцена", 1929-30). Значительные в художеств. отношении спектакли осуществил в 1934 в т-ре "Народная сцена" реж. К. Кун ("Ал-кеста" Еврипида, "Эрофили" Хортакиса и Др.). Крупным событием театр. жизни 30-х гг. явились спектакли афинского Нац. т-ра, осн. в 1932 (см. Греческий национальный театр), в к-ром работали реж. Ф. По-литис и Д. Рондирис. Значительные постановки были созданы в 1932-34 театр. коллективом, в к-ром работали актрисы М. Котопули и Кивели ("Мария Стюарт" и др.). С 1934 т-р Котопули объединил таких талантливых актеров, как П. Гавриилидис, В. Логотети-дис, Д. Мират, Г. Папас, А. Яннидис, здесь ставились совр. реалистич. пьесы. В т-ре, руководимом В. Арги-ропулосом (с 1924), шли л„гкие комедии и фарсы. В 1934 начал деятельность т-р под рук. К. Мусуриса, в 1936 - т-р под рук. К. Андреади.

Фашистская диктатура (1936-41) и иностр. оккупация (1941-44) препятствовали развитию прогрессивных тенденций в театр. иск-ве; в 1936 фашистская цензура запретила спектакли "Дальняя дорога" Арбузова (т-р К. Андреади), "Святая Иоанна" Шоу (т-р К. Мусуриса). Запрещались пост. пьес прогрессивных авторов, в т. ч. историч. драмы "Ри гас Велестинлис" В. Ротаса и др. Нац.-освободит. борьба 1941-44 и борьба за демократию в годы после 2-и мировой войны поставили перед т-р ом новые задачи, деятели театр. иск-ва стремились отразить в спектаклях интересы широких нар. масс, борющихся за независимость родины. Это стремление наиболее полно сказалось в творч. практике т-ра "Объедин„нных артистов" (осн. в 1945), в к-ром выступали актеры: Э. Веакис, А. Ян-нидис, Г. Глинос, Миранда Теохари, реж. Я. Саран-дидис, Т. Музенидис, Г. Севастикоглу и др. Наряду с произв. "Феодора" Фотиадиса, "Пробуждение" Кодзиаса, "Летом мы пожн„м" А. Дамианоса, "Кто работает, тот ест" Н. Цекураса т-р впервые в Греции пост. "Враги", "Нашествие" и пьесы передовых драматургов др. стран. Усиление поли-тич. реакции привело к закрытию т-ра в 1946, прогрессивные театр. деятели подверглись преследованиям, В последующие годы передовые актеры, режиссеры и драматурги продолжали борьбу за демократич. нск-во. В 1955 был создан "Греч. нар. т-р" под рук. актера М. Катракиса, где были пост. спектакли:

"Христа распинают снова" по одноим. роману Н. Ка-зандзакипа, историч. драма "Караискакис" Фотиадиса и Ставру, "Фуэнтеовехуна" Лопе де Вега, "Идиот" по Достоевскому и др. В 40-50-х гг. значительным событием в театр. жизни страны стали пост. Художеств. т-ра ("Театрон технис"; осн. в 1942 реж. К. Куном) - "Кавказский меловой круг" (1957), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Восхождению Артуро У и можно было помешать" (1961) Брехта, "Двор чудес" И. Кам-панеллиса (1958), "Дядя Ваня" (1960). Среди спектаклей др. т-ров - "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетт, "Человек, который делает дождь" Наша, "Дама с камелиями" Дюма-сына (1956, 1959, т-р Э. Ламбети - Д. Хорна), "Дело Дрейфуса" М. Ску-лудиса (1959, т-р Д. Мирата), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку, "Топаз" Паньоля (1956, 1958, т-р М. Фото-пул оса), "Филумена Мартурано" Де Филиппе (1959, т-р К. Андреади). В т-ре, возглавлявшемся видным комедийным актером В. Логотетидисом (ум. 1960), ставились комедии Д. Псатаса, Г. Руссоса и др. В 1959 организован "Неон театрон" под рук. В. Диа-мандопулоса и М. Алкеу, здесь пост. спектакли "Сказка без названия" И. Кампанеллиса, "Деревья умирают стоя" Касоны, "Жизнь Галилея" Брехта.

Развитие Г. т. тормозят финансовые затруднения, в т. ч. большие налоги, отсутствие помощи со стороны гос-ва. Крупные театр. деятели Д. Хорн, К. Андреади, К. Мусурис, имеющие собств. театр. труппы, вс„ чаще обращаются к пост. легковесных "бульварных" пьес. В работе летних т-ров, организуемых на один сезон, заметна тенденция к пост. пышных спектаклей-зрелищ, к-рые не отличаются художеств. достоинствами. В конце 50-х - нач. 60-х гг. молодые режиссеры организовали в противовес коммерч. т-рам труппы, занимающиеся экспериментированием, творч. поисками. Реж. Т. Алкулисв руководимых им "Т-ре 1959" и "Т-ре 1961" пост. спектакли "Потерянное письмо" Караджале, "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни. Т-р "Двенадцатый занавес" ставит ежегодно спектакль, состоящий из 3 одноактных пьес начинающих греч. драматургов. Творч. направление этого т-ра сформировалось под влиянием франц. "авангардизма". В 1960 осн. т-р "Пория" ("Путь") под рук. драматурга и режиссера А. Дамианоса, ставящий гл. обр. пьесы совр. драматургов. "Пирейский т-р" (осн. в 1957), работающий под рук. реж. Д. Рондириса в г. Пирее, ставит пьесы Шекспира, Шиллера, Эсхила, Софокла, П. Хорна, П. Кайаса и др. В 1961 начал работу Гос. т-р в Салониках (реж. С. Карандинос). Среди др. известных театр. деятелей Греции - реж. П. Кацедис, М. Пло-ритис, М. Лигизос, М. Какоянис, Н. Хадзискос, актеры и актрисы А. Александракис, Э. Хадзиаргири, А. Кацелис, М. Меркури, А. Валаку, Э. Верги, В. За-витсиану, Д. Карези, худ. М. Ангелопулос, Г. Ане-моянис, Г. В акало, С. Василиу, К. Клонис, Я. Стефа-неллис, Я. Царухис, А. Фокас.

Большое распространение получил т-р обозрения (комедийные сцены с муз. номерами), в спектаклях к-рого находят выражение бытовая и социальная сатира, отклик на актуальные политич. события.

Со 2-й пол. 19 в. в Греции получил большое распространение и нар. теневой т-р "Карагиозис", к-рый до 30-40-х гг. 20 в. был наиболее популярным нар. зрелищем.

Музыкальный театр. До 80-х гг. 19 в. в Греции не было проф. оперного т-ра; в Афинах гастролировали итал. и франц. оперные труппы. После 1867 на о-вах Корфу и Закинф были пост. любительские оперные спектакли, здесь были исполнены первые произв. греч. композиторов С. Ксин-даса, С. Самараса, П. Каррера и др. Первое выступление греч. проф. оперной труппы состоялось в Афинах в марте 1888 (опера С. Ксиндаса "Кандидат в депутаты"), С 1889 эта труппа под рук. композитора и дириж„ра Д. Лаврангаса осуществила пост. опер греч. и зап.-европ. композиторов в Афинах и др. сородах Греции, а также за границей, в т. ч. в России (Одесса, 1890). Хотя этой труппе приходилось преодолевать серьёзные трудности и деятельность е„ проходила с большими перерывами, здесь выросли первые нац. оперные артисты - певцы Я. Апостолу, И. Ангелопулос, Н. Мораитис, певицы 3. Влахопулу, А. Кипарисси и др. Попытка создания нац. школы оперного иск-ва осуществлена в 1915-19 композитором М. Каломирисом (опера "Кольцо матери", 1917, и др.). В 1933 он создал "Нац. оперную труппу", просуществовавшую два года. Отрывки из опер разл. композиторов ставились учащимися Афинской консерватории (осн. в 1873). Отсутствие постоянной оперной труппы вынуждало греч. артистов искать работу за границей (М. Перра, Е. Николаиду, А. Тассо-пулу, О. Лаппас, К. Енголифопулос, Н. Мосхонас, М. Каллас и Др.).

Проф. опереточные труппы возникают в Греции после 1908, в них ставятся произв. греч. композиторов (Т. Сакелларидис, Н. Хадзиапостолу) и оперетты зарубежных авторов. Расцвет оперетты в Греции относится к 1910-20 и связан с именем талантливого актера И. Папаиоанну. В 1940 в Афинах основан первый в Греции гос. муз. т-р "Лирики скини", ставящий оперы и оперетты. В т-ре были пост. "Фиделио" Бетховена, "Борис Годунов" Мусоргского, произв. Верди, Россини, Пуччини, Моцарта, а также греч. композиторов М. Каломириса, Г. Склавоса и др. Среди солистов этого т-ра - Ф. Аидалй, 3. Влахо-пулу, Н. By тира, Е. Гага-Спиропулу, В. Георгиу, К. Дамасиоти, А. Захарату, Н. Франгиа-Спилиопулу, П. Епитропакис, Д. Евстратиу, Н. Захариу, Л. Иоан-нидис, Г. Коколиос, М. Коронис, К. Пасхалис, А. Пандазинос, Д. Танос и др. режиссеры-Ф. Теоло-гидис, Д. Рондирис, А. Минотис и др. Дириж„ры - А. Паридис, А. Евангелатос, Л. Зорас и др. Постоянного балетного т-ра в Греции не существует. Отдельные балетные спектакли ставятся учащимися частных балетных школ - К. Працика, и танцевальными ансамблями под рук. Д. Страту, Р. Ману и др. В Афинах также работают т. н. т-ры обозрения, ставящие комедийные сценки и муз. номера - жанр, сформировавшийся на рубеже 19-20 вв. Наиболее популярные актеры этого т-ра в 20-50-е гг. 20 в. - П. Кирьякос, Я. Принеас, К. Мавреас, М. Коккинис, В. Авлонитис, О. Макрис и др., в развитие эстрадного т-ра большой вклад вн„с К. Триандафиллу (Аттик).

Лит.: Le theatre neogrec. Histoire abregee du theatre neogrec, Athenes, 1957; ???????? ?., ??????? ??? ???????????? ???????, ??. 1-2, ??????,1938-39; ? ? ? ? ? ? ? ?., ??????? ??? ???? ????????? ???????, ?. 1, ?????? (1951); ????? ?., ?????? ??? ???????, ??????, 1944. 77. (J,

ГРЖИМАЛИ (Hrimaly), Войтех (30. Vil.1842- 15. VI. 1908)- чешский композитор, скрипач, дириж„р. В 1861 окончил Пражскую консерваторию по классу М. Мильднера. Выступал как пианист и дириж„р в городах Европы, в т. ч. в Роттердаме, Г„теборге, Праге (с 1868 в Нац. т-ре). С 1874 работал дириж„ром и директором муз. школы в Черновипах, с 1887 - во Львове. Автор комич. оперы "Зачарованный принц" (1872, Прага), оперы "Швандя дударь" (1896, Пльзень) и соч. в др. жанрах. Оперы Г. пользовались большим успехом благодаря острым комедийным ситуациям и живой яркой музыке, осн. на чеш. нар. мелодиях. Л.Т.

ГРИБАУСКАС, Иозас Юргевич (р. 1906)- литовский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Окончил театр. студию в Каунасе. Организатор и руководитель театров в Каунасе: студенческий "Стедра" (1931), рабочий "Вильтис" (1933), "Молодой театр" (1933). Позднее работал в Каунасском и Клайпед-ском т-рах. С 1944-худ. рук. и директор Драм. т-ра Лит. ССР (Вильнюс). Пост. спектакли "Русские люди", "Под каштанами Праги" Симонова, "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1951, совм. с В. Цыганковым, Гос. пр. СССР, 1952). Позднее - гл. режиссер т-ра оперы и балета в Вильнюсе (с 1957 - и директор), где пост.: "Демон" Рубинштейна, "Русалка" Даргомыжского (1949), "Борис Годунов" Мусоргского (Гос. пр. СССР, 1951), "Мазепа" (1951), "В бурю" Хренникова (1954), "Долина" Д'Альбера (1956), "Дон Карлос" Верди (1958), "Сказки Гофмана" (1960). Работая в оперном т-ре, Г. боролся с рутиной, добивался сценич. правды, драм. выразительности. Следовал творч. методу К. С. Станиславского, перев„л на лит. яз. ряд его трудов. Н. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница