Наши партнеры

Выгодно стоимость аренды автомобиля в компании РексРент.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 123)


ГРИМАЛЬДИ (Grimaldi), Джозеф (18. XII. 1778-31.V. 1837) - английский актер-клоун, сын балетмейстера т-ра "Друри-Лейн" Дж. Гримальди. Впервые выступил на сцене этого т-ра, когда ему было 2 года. В детском возрасте изображал карликов в пантомимах и выступал статистом в драм. спектаклях т-ров "Друри-Лейн" и "Сэд-лерс-Уэллс" (Лондон). Уже в эти годы отч„тливо проявились его мимич. способности. В 1806 в "Ковент-Гар-дене" Г. с большим успехом сыграл роль клоуна в пантомиме "Арлекин и мать-гусыня, или Золотое яйцо". С этого времени выступал в амплуа клоуна в пантомимах. Г. создал своеобразное направление в клоунаде, сочетая в своих выступлениях буффонаду с драматич. моментами. Клоунская маска Г.человек, в к-ром сочетались хитрость и глупость, беспомощность и практицизм. Выступления Г. были отмечены экспрессией и темпераментом, он был самым популярным комич. певцом, танцором, акробатом своего времени. Оставил сцену в 1823, передав роли в пантомимах "Ковент-Гардена" своему сыну Джо Г. В 1838 вышли 2 тома мемуаров Г. под ред. Ч. Диккенса.

Лит.: The memoirs of Joseph Grimaldi, L., 1838; F i n d 1 a-ter R., Grimaldi.King of clowns, L., 1955; "Пантеон", 1853, т. IX, с. 1-34.

Ф. /Г., М. Зон.

ГРИН (Огеепе), Грэм (р. 2. X. 1904) - английский писатель, драматург. В 1919 начал лит. деятельность. Учился в Оксфордском ун-те, после окончания к-рого работал в газетах ("Ноттингем джорнал", "Тайме"). Г.автор стихов, романов (в т. ч. "Тихий американец"). В 1952 написал пьесу "Комната для живых" (1953, т-р "Уиндемс", Лондон), в к-рой проявилось сочувствие автора к судьбам простых людей, ненависть к м„ртвым догмам, калечащим жизнь человека. В 1956 был инсценирован роман Г. "Власть и слава" (пост. в том же году труппой П. Брука, Лондон; в гл. роли П. Скофилд). Г. написал также пьесу "Оранжерея" (1957, т-р "Вижу", Нью-Йорк).

С о ч. в рус. пер.: Комната для живых, М., 1957. ГРИН (Green), Пол Элиот (р. 17.III.1894) - американский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1924, опубликовав сб. пьес "Негодный малый". Уже в ранних пьесах Г. затрагивал вопрос о положении негров и белых бедняков в Юж. штатах. В предисловии к сборнику одноактных пьес ("Одинокая дорога", 1926) Г. говорит о сво„м глубоком сочувствии к негр. народу. Из поздних многоактных пьес, посв. этой теме, наиболее известна "Лоно Авраама" (1926, т-р "Провинстаун плейхаус", Нью-Йорк, пр. Пулице-ра, 1927). Среди др. пьес Г.- "Бог полей" (1927, "Гринуич виллидж т-р"), "Джонни Джонсон" (1936, муз. Вейль, "44 стрит т-р"), "Общая гордость" (1948), "Вера отцов" (1950), "Основатели" (1956). В 1941 Г. инсценировал роман негр. писателя Р. Райта "Сын Америки" (1941, "Мартин Бек т-р"). В творчестве Г. ярко выражено стремление к эпич. изображению событий, характеризующееся поисками новых театр. форм. Г. высказывается за сочетание в драме музыки, пения, танца и пантомимы. Писал "симфонич. драмы" ("Потерянная колония", 1937, пост. на открытой сцене в шт. Сев. Каролина). Автор романов и др. литературных произведений. Профессор драм. искусства ун-та Сев. Каролины.

Лит.- Mantle В., Contemporary American playwrights, N. Y., 1938, 2 ed., 1941. К. Б., И. К.

ГРИН (Green), Роберт (июль 1558-3.IX.1592)- английский драматург, примыкал к группе т. н. "университетских умов". Получил образование в Кембриджском ун-те. Вн„с значит, вклад в развитие гумани-стич. драматургии. Драматургич. деятельность Г. относится к 1587-92. Писал гл. обр. романтич. комедии с авантюрным сюжетом, любовной интригой, пасторальными мотивами. Г. принадлежат пьесы: "Альфонс, король Арагонский" (1587), "Неистовый Роланд" (1588), "Иаков iV" (1591), "Монах Бэкон и монах Бон-гей" (1589), "Джордж Грин, векфильдский полевой сторож" (1592), сатирич. комедия "Зерцало Англии и Лондона" (вероятно, в соавторстве с Т. Лоджем). Пьесы Г., написанные для общедоступного нар. т-ра, отличались демократизмом. Посмертно был опубл. памфлет Г. "На грош ума, купленного за миллион раскаяния" (1592), в к-ром он подверг враждебной критике первые драматургич. опыты Шекспира, успех к-рых вызвал тревогу среди "университетских умов".

Соч.: The life and complete works in prose and verse, v. 1-15, L., 1881-86.

Лит.: Jorden J. C. G., Robert Green, N. Y., 1915;

Стороже н ко Н., Роберт Грин, его жизнь и произведения, М., 1878; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М-, 1956, с. 410- 412. А. А.

ГРИНШПН, Изакин Абрамович (р. 22.XII.1912)- украинский советский режиссер. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1934 окончил Харьковскую студию сценич. иск-ва. В 1934-38 работал режиссером-ассистентом Харьковского рус. т-ра, с 1938 - режиссером Харьковского (ныне Львовского) ТЮЗа. Пост. там спектакли

"Люди с чистой совестью" Вершигоры, "Сын полка" Катаева и др. Г.один из организаторов (1947) и руководителей Львовского (ныне Одесского) т-ра муз. комедии. Пост. в этом'т-ре спектакли "Вольный ветер" (1947), "Белая акация" (1956) Дунаевского, "Дарите любимым тюльпаны" Сандлера (1957) и др. С 1960 - режиссер Одесского русского т-ра. Пост. "Город красивых" Рядченко, "Потерянный сын" Арбузова и др. Р. Б.

ГРЙПИЧ, Алексей Львович [р.30.IX (12.X). 1891]-советский режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1946). Занимался в Школе об-ва поощрения художеств. студии В. Э. Мейерхольда и др. режиссерскую деятельность начал в Красной Армии (1919). В 1921 был одним из организаторов Петроград, т-ра Новой драмы. С 1924 - гл. режиссер Т-ра Революции; пост. здесь впервые на сов. сцене "Эхо" Билль-Белоцерков-ского (1924), "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова. В 1931 работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1934 возглавлял Моск. театр. студию, реорганизованную затем в Орехово-Зуевский т-р. С 1940 - художеств. руководитель Бакинского, в 1948-51 - Саратовского, в 1951-52 - Воронежского т-ров. Затем (до 1956) - гл. режиссер Театра-стадии киноактера в Москве.

Испытав начале своей творч. деятельности влияние Мейерхольда, Г. тяготел к яркой экспрессивной форме, к условному спектаклю. Впоследствии он переходит к реалистич., психологич. манере. Спектакли Г. отличаются глубиной, острой выразительностью мизансцен, мастерским построением массовых сцен.

Г. вед„т педагогич. работу (с 1924). В 1932-36 преподавал в ГИТИСе. С 1962 возглавляет студию Моск. пантомимы.

Среди лучших спектаклей Г.: "Бронепоезд 14-69" (1927, Одесский т-р), "Рельсы гудят" Киршона (1928) и "Гроза" (1928) в Казанском т-ре, "Человек с ружь„м" (1938) и "Мать" по Горькому (1939) в Орехово-Зуевском т-ре, "Вишн„вый сад" (1950); "Интервенция" Славина (1957) в Саратовском т-ре, "Ревизор" (1952) и "Горе от ума" (1958) в Воронежском театре, "Смерть Пазухина" (1954, Студия киноактера), "Егор Булычев и другие" (1962, Куйбышевский т-р) и др.

Лит.: А л перс Б.В., Театр Революции, М., 1928; В е-л и x о в а Н., Когда в театр приходит жизнь, "Театр", 1952, ј 9. Я. Вел.

ГРИПСХОЛЬМСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР (Grips-holms slottsteater) - шведский театр-музей в загородном королевском замке Грипсхольм близ Ма-риефреда. Сооруж„н в 1781 по проекту арх. Э. Пальм-стедта. Сохранилось сценич. оборудование и старинные декорации 18 в. В Г. д. т. давались регулярные представления придворной труппы, ставились пьесы короля Густава III "Благородство Густава Адольфа" (1783), "Королева Кристина" (1785) и др. В наст. время Г. д. т. сохраняется как памятник театр. культуры.

Лит.: В e j e г A., Slottsteatrarna pa Drottningholm och Gripsholm, Stockh., 1937. Я. Г.

ГРЙФИУС [Gryphius; наст. фам.-Г p e и ф (Greif) ], Андреас (11.X.1616-16.VII.1664)- немецкий драматург и поэт. Учился в Лейдене, где получил гуманитарное образование. В 1638-47 путешествовал по Голландии, Франции и Италии. По возвращении в Германию с 1650 занимал должность княжеского юрисконсульта в Глогау. Г. принадлежал к силезской поэтич. школе, объединявшей нем. драматургов-гуманистов, стремившихся следовать античным и франц. образцам. На творчестве Г. лежал отпечаток глубокого трагизма и скорби, вызванных потрясениями Тридцатилетней войны (1618-48) и последующей эпохи политич. и экономич. застоя Германии. Стихи и драмы Г. пессимистичны, пронизаны религ. мотивами. Он писал о суетности земной жизни; подвижники и мученики - герои его трагедий, одерживали "моральную победу" над своими противниками тв„рдостью духа и нравств. благородством. В трагедиях, посвящ„нных историч. событиям недавнего времени, в нарушение классицистич. традиций, - "Лев Армянин" (1650), "Екатерина Грузинская" (1657), "Убиенное величество, или Карл Стюарт король Великобритании" (1657), а также в трагедии "Великодушный правовед, или Умирающий Эмилий Павел Папиниан" (1659) ярко выражены тираноборч. мотивы, но в "Карле Стюарте", написанном под впечатлением казни англ. короля в 1649, драматург уже осуждает убийство и окружает образ короля ореолом мученика. Лучшая трагедия Г. "Карденио и Целинда" (1657) близка мещанской драме, получившей развитие в творчестве Г. Э. Лессинга. В ней действуют простые люди из бюргерской среды (Карденио - болонский студент, Целинда - куртизанка), переживания героев естественны, их речь взволнованна, лишена классицистич. риторики; вместе с тем в трагедии присутствуют элементы мистики (в действии участвуют привидения, призраки и т. д.). Образцами для трагедий Г. служили пьесы Сенеки, Р. Гарнье и И. Вондела. Их сближало соблюдение тр„х классич. единств, александрийский стих. В то же время элементы классицизма сочетались в трагедиях Г. с чертами стиля барокко; он вводил в свои пьесы аллегорич. фигуры, хоры, насыщал их сценами ужасов, мистич. видений. Пьесы Г. отличались напыщенностью слога, но им была присуща действенность, сценичность. Г. написал комедии: "Возлюбленная Дорнроза" (1660) - рассказ о любви крестьянской девушки и юноши, "Господин Петер Сквенц" (1663) - сатира на спектакль ремесленников-любителей, нек-рые эпизоды комедии повторяют "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Лучшая комедия Г. "Хорри-биликрибрифакс" (1663) высмеивает разнузданных, хвастливых воинов врем„н 30-летней войны. В комедиях Г. осуждаются феод. порядки, автор пользуется при„мами преувеличения, карикатуры, но в них есть также немало реалистич. черт, народный юмор, достоверные картины быта. Г.автор зингшпиля "Влюбл„нный призрак". Современники высоко ценили Г., считали его основоположником нем. трагедии. Пьесы Г. шли на сцене придворного т-ра в Глогау. В последующем из-за тяжеловесности языка, ограниченности тематики, религиозно-мистич. направленности пьесы Г. не ставились и превратились в драмы для чтения (Lesedramen).

С о ч.: Werke, Stuttg., 1883; в рус. пер.- Г p и ф и у с, "Карденио и Целинда" и "Господин Петер Сквенц" отрывки, в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII в., М., 1949. Перепечатано в "Хрестоматии" С. С. Мо-кульского, т. l. M., 1953.

Лит.: Plemming W., A. Gryphius und die Buhne, Halle, 1921; Gundolf F., A. Gryphius, Hdlb., 1927; Arnold B. F., Das deutsche Drama, Munch. - B., 1925;

ПуришевБ., Очерки немецкой литературы XV-XVII вв., М., 1955. , г. Гур.

ГРИЦЕНКО, Лилия Олимпиевна [р. 11 (24). X II. 1917] - русская советская драматическая актриса и певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила оперно-драм. Студию им. Станиславского (ученица А. В. Неждановой). Сценич. деятельность начала в 1937 на сцене этой студии как оперная певица; исполняла партии Чио-Чио-сан; Параси ("Со-рочинская ярмарка" Мусоргского), Иоланты и др. Принимала участие и в драм. спектаклях студии, первая роль - Нина ("Маскарад", 1941). В 1948-57 Г.- актриса Моск. драм. т-ра им. Станиславского. Роли: Инесса ("День чудесных обманов" Шеридана), Анюта ("В тиши лесов" Нилина), Лариса, Нина Заречная; Нина Чавчавадзе ("Грибоедов" Ермолинского), Люба Зотова ("Сч„т жизни" Анучиной), Елена Таль-берг ("Дни Турбиных" Булгакова). С 1960 - в труппе Моск. драм. т-ра им. Пушкина (роль Терезы - "День рождения Терезы" Мдивани). Игра Г. отличается непосредственностью, тонкой лирикой, поэтичностью. Выступает в концертах как камерная певица (старинные романсы рус. композиторов, сов. песни, песни народов зарубежных стран). Снимается в кино. М. Т.

ГРИЦЕНКО, Николай Олимпиевич[р.И(24).УП. 1912]-русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Работал техником-смотрителем на ж.-д. станции. В 1937 окончил театр. уч-ще при Т-ре им. Вахтангова. В том же году был принят в труппу этого т-ра. Исполнил роли Степана Груши, шахт„ра Гаврилы ("Приезжайте в Звонковое" и "Макар Дубрава" Корнейчука). Г.- актер широкого диапазона, обладающий даром внешнего и внутр. перевоплощения, яркой фантазией. Его иск-во отличается смелостью и изобретательностью приемов, точностью и ч„ткостью характеристик. В манере острого комедийного преувеличения, гротеска, пользуясь контрастами, элементами буффонады, Г. сыграл Молокова ("На золотом дне" ыо Мамину-Сибиряку, 1955). Романтический образ нар. героя Дундича создал Г. в спектакле "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского. Среди его лучших ролей-Мыщ-кин ("Идиот" по Достоевскому), Протасов ("Живой труп").

Роли: Николай ("Кандидат партии" Крона), Цветухин ("Первые радости" и "Кирилл Извеков" по Федину), Ман-ташев ("Большой Кирилл" Сельвинского), Дон Жуан ("Каменный гость" Пушкина), Платонов (о. п. Чехова), Казанец ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" Софронова). Г. снимается в кино (Артамашев - "Кавалер золотой звезды", Гос. пр. СССР, 1952; Рощин - трилогия "Сестры", "Восемнадцатый год" "Хмурое утро", и др.).

Лит.: Щедровская М., Искусство быть неожиданным, "Театральная жизнь", 1960, "ј 11, с. 10-11. M. T.

ГРЙЦЮС, Аугустинас Людович (р. 12.XII.1899)- литовский сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1954). Лит. деятельность начал в 1919. Как драматург впервые выступил в 1932 (комедия "Паланга" в Каунасском т-ре). В пьесе Г. "Осколки" (1949, Каунасский т-р) показана борьба с реакционерами в послевоен. годы, драма "Накануне" (1952, Каунасский т-р) посв. классовой борьбе в Литве в последние дни господства буржуазии, драма "Жаркое лето" (1955, Каунасский т-р) - жизни лит. интеллигенции в период строительства социализма, становлению характера молодого человека в Сов. Литве. Г. перев„л на литов. яз. пьесы Горького, Гоголя, Островского, Лаврен„ва, Симонова. А. Руз.

ГРИШАШВЙЛИ (наст. фам.- Мамулаишви-л и), Иосиф Григорьевич (р. 24.IV. 1889)-грузинский советский поэт, историк лит-ры, театральный деятель. Нар. поэт Грузии (1959). Член АН Груз. ССР. Лит. деятельность начал в 1906. С юношеских лет увлекался т-ром, в 1908-13 работал актером и суфл„ром в т-рах Тифлиса. Организовал и руководил труппой в Харпухи (р-н Тифлиса). Г. принадлежит ряд исследований о драматурге А. Цагарели, о театр. деятельности писателей И. Чавчавадзе и А. Казбе-ги, о выдающихся деятелях груз. т-ра В.Алекси-Мес-хишвили, К. Марджанишвили, В. Анджапаридзе. Русско-груз. театр. связям посв. работы Г.: "Островский в Грузии", ""Ревизор" Гоголя на грузинской сцене", ""На дне" Горького на грузинской сцене". Проблема взаимовлияния культур народов Закавказья освещена в статьях Г. о Сундукяне и Ахундове. Перев„л ряд произв. классич. (Бомарше, Гольдони, Гоголь) и совр. (Погодин, Симонов) драматургии. Гос. пр. СССР, 1950.

Соч.: Литературные очерки, Тбилиси, 1957.

Лит.: Джибладзе Г., И. Гришашвили, Тбилиси, 1958 (на груз. яз.). М. Г.

ГРИШКО, Михаил Степанович [р. 14(27).II.1901J- украинский советский артист оперы (драматический оа-ритон). Нар. арт. СССР (1950). В 1926 окончил Одесское муз. уч-ще. Впервые выступил на оперной сцене в Одессе в 1924. В 1924-27- солист Одесского, в 1927- 1936-Харьковского оперных т-ров; с 1936 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко, в 1934-35 и 1941 - 44 - Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Ярко и убедительно воплощает Г. муз.-сценич. образы в операх укр. композиторов (Микола, Ос-тап - "Наталка-Полтавка", "Тарас Бульба" Лысенко;

Богдан Хмельницкий - о. п. Данькевича, и др.). Партии классич. репертуара: Евгений Онегин, князь Игорь, Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Эскамильо, Фигаро, Жермон;

Скарпиа ("Тоска") и др. Г. - один из ведущих мастеров сов. укр. оперного иск-ва. Обладает гибким голосом большой силы, ровно звучащим во всех регистрах, богатым по технике. Его сценич. игра и вок. исполнение отличаются ярким темпераментом, тонким чувством стиля и своеобразным колоритом. Выступает как камерный и концертный певец. Снимался в фильмах, в т. ч. "Щит Джургая" (Гос. пр. СССР, 1950).

ГРОВЛЕ Grovlez), Габриель (4. IV. 1879 - 20.X. 1944) - французский дириж„р и композитор. Обучался в Парижской консерватории у А. Лавиньяка (гармония), А. Жедальжа и Г. Форе (композиция). В 1900-06- преподаватель "Схо-ла канторум" (Париж). В 1905-08 был хормейстером и дириж„ром театра "Опера комик", в 1908 - 1910 дирижировал в "Гранд-Опера". С 1910 Г. гастролировал в Лисабоне, Нью-Йорке, Чикаго и др. городах. В 1911-13 Г.дириж„р парижского "Т-ра иск-в"; в 1914- 33 - дириж„р "Гранд-Опера", в 1934-39 - оперного т-ра в Монте-Карло. В 1920-х гг. Г. обратился к созданию сценич. произв. Его оперы "Психея" (1922, Ницца), "Рубиновое сердце" (1922, там же), "Маркиз Кара-бас" (1926, "Гранд-Опера"), балеты "Май-муна" (1921, там же), "Принцесса в саду" (1941, там же) и др. отличаются мелодич. свежестью и изяществом, пользовались популярностью. С 1939 Г.- проф. Парижской консерватории по классу камер-, ного ансамбля. Автор "Введения в оркестровку" (Париж, 1946), ряда муз.-критич. статей.

Лит.: Samazeuilh G., Musiciens de mon temps, [P.], 1947. Вл. О.

ГРО-ГИЛЬбМ [Gros-Guillaume; наст. имя и фам.- Робер Г е р е н (Guerin); 1554-1634] - франц. актер. Участник комич. трио "Бургундского отеля" (совм. с Готъе-Гарги-лем и Тюрлюпеном). Продолжая традиции франц. нац. фарса, Г.-Г. выступал в роли толстого, неповоротливого слуги-гас-конца. По старинной фарсовой традиции покрывал лицо густым слоем муки, носил широкий белый балахон,перевязанный выше и ниже живота. Г.-Г. исполнял также комические роли женщин. Остроты Г.-Г. отличались сочностью народной речи, изобиловали непристойностями. Г р. Б.

"ГРОЗА"- драма в 5 д. А. Н. Островского. Соч. 1859. Пост. 16 нояб. 1859 в Малом т-ре в бенефис С. В. Васильева (Дикой - П. Садовский, Борис - Черныш„в, Черкасов, Кабаниха - Рыкалова, Тихон - Васильев, Катерина - Никулина-Косицкая, Варвара - Бороздина 1-я, Кулигин- Дмитревский, Кудряш - В. Ленский, Феклуша - Акимова), 2 дек. 1859 - в Александрийском т-ре в бенефис Лин-ской (Дикой - Бурдин, Борис - Степанов, Кабаниха -

Линская, Тихон - Мартынов, Катерина - Снеткова 3-я, Варвара - Левкеева, Кулигин - Зубров, Кудряш - Горбунов, Феклуша - Громова).

Среди пост. "Г.": Малый т-р (1863, Катерина - Федотова, Тихон - П. Васильев; 1873, Катерина - Ермолова;

1911, Катерина -Пашенная, Кабаниха - О. Садовская), Александрийский т-р (1888, Катерина - Савина; 1907;

1916, реж. Мейерхольд, худ. Головин, Тихон - Ходотов, Катерина - Рощина-Инсарова, Кулигин - К. Яковлев), т-р Корша, Москва (1889); т-р Лит.-художеств. общества, Петербург (1895, 1907); Общедоступный т-р Лиговского нар. дома, Петербург (1903, Катерина - Скарская, Тихон - Гайдебуров). "Г." многократно ставилась на сценах клубных и пригородных т-ров Москвы и Петербурга.

Первые постановки "Г." на сценах провинц. т-ров относятся к 60-м гг. (Катерина - Волгина, Варвара - Бур-дина, она же одна из первых в провинции играла Каба-ниху). Среди др. исполнителей-Стрепетова, Азагарова, По-левицкая, Немирова-Ральф, Струйская (Катерина); Орленев, Рассказов, М. Садовский (Тихон); М. Писарев, Н. Рыбаков (Дикой); Гусева (Кабаниха);Н.Никулина. О.Садовская, Турчанинова (Варвара); Давыдов, С. Кузнецов (Кудряш) и др.

На сов. сцене "Г." ставится с 1918. Среди пост.: Моск. драм. т-р (1922, реж. Сахновский, худ. Малютин, Дикой- И. Штраух, Борис - Вахтеров, Кабаниха - Можарова, Тихон - Ильинский, Катерина - Попова, Варвара - Рутц, Кулигин - Терешкович, Кудряш - Лишин); б. Александрийский т-р (1923, реж. Карпов, Борис - Вивьен, Кабаниха-Чижевская, Карташова, Тихон-Ходотов, Катерина - Юренева, Варвара - Домашева, Кулигин -К. Яковлев, Кудряш - Лешков, Феклуша - Корчагина-Александровская); моек. Камерный т-р (1924, 1934; реж. Таиров, худ. В. и Г. Стенберги, К. Медунецкий, Катерина - Коонен); МХАТ (1934, руководитель постановки Немиро-вич-Данченко, реж. Судаков, худ. Рабинович, Дикой - Тарханов, Кабаниха - Шевченко, Тихон - Добронравов, Катерина - Еланская, Варвара - Андровская, Кулигин- Калинин, Кудряш - Ливанов, Феклуша - Зуева); Горьков-ский т-р (1935; руководитель постановки Соболыциков-Са-марин, реж. Ведерников, худ. Кузьмин); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1935; реж. Гулакян, худ. Симонян, Дикой-Г.Нер-сесян, Кабаниха - Асмик, Тихон - Вагаршян, Катерина - Восканян, Кулигин - Аветян); Ивановский т-р (1936);

Волгоградский т-р (1936); Харьковский т-р (1938, реж. Кру-шельницкий, худ. Власюк, Дикой - Марьяненко, Кабаниха - Дикова, Тихон - Антонович, Катерина - Чистякова, Варвара - Петрова); Ярославский т-р (1938); Т-р им. Хамзы, Ташкент (1938, Кабаниха - Хидоятова и Кузнецова, Катерина - Ишантураева; 1955, реж. Гинзбург); Бакинский арм. т-р (1939, Катерина - Жасмен); Свердловский т-р (1939, реж. Георгиевский, худ. Кузьмин, Дикой - Ордынский, Кабаниха - Орская, Тихон - Б. Ильин, Катерина -Амман-Дальская); Т-р им. Азизбекова (1943, реж. Шарифов, худ. Ахундов, Дикой - Сидги Рухулла, Кабаниха - Давудова, Тихон - Османлы, Катерина -Кад-ри); Т-р им. Вахтангова (1944, реж. Захава, худ. Дмитриев, Катерина -Алексеева); Т-р им. Камала (1944, реж. Бебу-тов, Тумашева и Салимаджанов, худ. Сперанский, Кабаниха - Болгарская, Тихон - Абжалилов, Катерина - Ильская, Ибрагимова); Владивостокский т-р (1946, реж. Ефремов, худ. Сер„жин, Дикой - Антошенков, Ефремов, Тихон - Колофидин, Сиваков, Катерина - Мухина, Павлова); Казахский т-р (1950, реж. Маркова, худ. Голу-бович, Дикой - Огузбаев, Кабаниха - Майканова, Тихон- Айманов, Катерина - Букеева, Варвара - Жиенкулова);

Т-р драмы Литов. ССР, Вильнюс (1950, реж. Малявин, худ. Янкус, Кабаниха - Иодите, Тихон - Рудзинскас, Катерина - Яцкевичюте, Варвара - Миронайте); Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1951, реж. Товстоногов); Моск. т-р им. Маяковского (1953, реж. Охлопков и Кашкин, худ. Чемодуров, Кабаниха - Глизер, Половикова, Тихон - Лукьянов, Свердлин, Катерина - Козырева), Малый театр (1962; реж. Пашенная, Гладков, худ. Волков, Кабаниха - Пашенная, Катерина - Нифонтова, Тихон - Доронин). "Г." переведена на языки мн. народов СССР - азербайджанский (Э. Мамедханлы), армянский (Т. Ахумян), белорусский (К. Крапива), эстонский (В. Рауда) и др. Переводилась и издавалась на яз.: нем. (1892, 1893), франц. (1885, 1889), англ., чешском и др. Из зарубежных постановок "Г.": Париж (1889), Берлин (1892), "Н„йе фрейе фольксбю-не", там же (1893), т-р "Балле", Рим (1894), т-р в Загребе, Югославия (1897), Барселона (1910), Национальный т-р, Белград (1911), Дублин (1911), Шанхай (1937), Хельсинки (1941,1954), т-р "Лемур", Париж (1945), Гуйлиньский т-р, Китай (1948), Реалистич. т-р, Прага (1951), Народный т-р, Тирана (1956) и др.

"Г." была экранизирована в 1934, автор сценария и реж. В. Петров.

На сюжет "Г." написаны оперы композиторами: В. Н.Каш-перовым (либр. автора пьесы, М., 1867, пост. в том же году в Москве и Петербурге), Б. В. Асафьевым (либр. композитора, 1940), В. Н. Трамбицким (либр. И. И. Келлера, пост. в Свердловске -1943, новая ред.-1957),И. И. Дзержинским (1955), Л. Яначеком (под назв. "Катя Кабанова",1921).

Издания: Первая публикация "Г."- "Библиотека для чтения", 1860, No 1; в том же году - отдельным изданием, СПБ, 1860. Из последующих дореволюционных изд.

"Г."-О стровский А. Н., Собр. соч., т. 3, М.. 1904- 1905. Из первых советских изд.-"Гроза", М.-Л., 1918 (литерат.-издат. отдел Комиссариата Нар. Просвещения); из последующих советских изд.: Островский А. Н., Собр. соч. в 10 тт., т. 2, М., 1959.

См. илл. на отдельном листе к стр. 73-74. Лит.: "Островский Александр Николаевич" (библиография), "Артист", М., 1892, JS? 23, с. 118-22, "Театр и искусство", П., 1903, ј 42 и 43 (ст. о Стрепетовой); "ЕИТ". П., 1909, вып. V; газ. "Театр", М., 1909, ј 528; журн. "Любовь к тр„м апельсинам", П., 1916, кн. 2-3; "Театр и музыка". М., 1922, ј 1-7; ЮзовскийЮ., Спектакли и пьесы, М., 1935; Гоян Г., Гликерия Федотова, М.-Л.,1940;

Дуры лин С.Н., Мария Николаевна Ермолова, М., 1953;

Кисельков И., Театральш портрети, Кшв, 1955; Материалы ежегодных конференций, посвящ„нных великому русскому драматургу А. Н. Островскому. 1956-1957. Сборник, М.. 1958. А. Шн.

"ГРОЗОВОЙ ГОД"-см. "Ленин в 1918 году)}. ГРОК (Grock) [наст. имя и фам. - Адриен В е т-т а х (Wettach); 10.I.1880-1959] - музыкальный клоун-эксцентрик. По национальности швейцарец. Начал выступать в цирке с 1894. Выступал с известным французским клоуном Антонетом. Завоевал широкую известность. Гастролировал во всех европ. столицах до 1950. Избрал себе псевдоним Г. Затем в течение 4 лет был хозяином собств. цирка-варьете. В 1954 оставил цирковую деятельность. Написал мемуары (изд. на нем., франц. и англ. яз.).

Высокое мастерство клоуна, свободно владеющего цирковыми профессиями (жонгл„р, акробат), сочетались с муз. одар„нностью (Г. играл на 8 инструментах, в т. ч. на пианино, скрипке, концертино и саксофоне), иск-вом танцора. Г. создал образ человека, способности к-рого не получают достойного применения и развития. Его действия нарочито затруднены, он ид„т к легко достижимой цели пут„м, противоречащим требованиям здравого смысла (напр., собираясь играть на рояле, он, изнемогая от напряжения, двигал рояль к стулу и т. п.). Постоянные неудачи приводят героя Г. в состояние полной растерянности. Образ, создаваемый артистом, вызывал не только смех, но и сочувствие. Он показывал, как люди страдают от созданных ими самими препятствий. Грим Г.-лысая голова, огромный ярко-красный рот, окаймл„нный белой краской,-усиливал выразительность мимики, придавал образу трагич. оттенок. Открытая шея, опускающийся ниже колен бесформенный пиджак и неправдоподобно широкие, путающиеся в ногах брюки дополняли внешние приметы героя Г.

Лит.:КетуТ., Les clowns, [P.], 1945; Grock (A. Wettach), "Nit m-o-o-o-glich". Die Memoiren des Konigs der Clowns, [Stuttg. ], [l 957 ]; Willson DisperM., Clowns and pantomimes, L., 1925. M. 3.

"ГРОМОВОЙ"-опера А. Н. Вере-то веко го, либр. Д.Т. Ленского по первой части баллады В. А. Жуковского "Громобой, или Двенадцать спящих дев". Пост. 24 янв. 1857, Большой т-р (дириж„р Штуцман; Аскольд - Божановский, Дир -Бобовский, Громобой - Куров, Чешко - Бантышев, Милаша - Бороздина 2-я, Рогнеда - Сем„нова, наперсница Рогнеды -Легошина, Отшельник - Лазарев). Пост. там же, 1865, 1871. Др. пост.: Одесса (1870), Москва (1893, 1899). Я. Гр.

ГРОМОВ, Виктор Алексеевич [р.7(19).Ш.1899]-русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Творч. деятельность начал в 1919. Был актером и реж. в 1-й Студии M XT, в Т-ре им. Мейерхольда. С 1940 работает в области т-ра кукол и мультипликац. кино. В 1940-48-реж. Центр, т-ра кукол, где совм. с С. В. Образцовым пост. "Ночь перед рождеством", "Король-олень", "Маугли" и др. С 1953 руководит Моск. т-ром кукол; пост. "Старик Хоттабыч" по Ла-гину (1954), "РВС" и "Тимур и его команда" по Гайдару (1957), "Сказки Пушкина" (1957) и др. Автор пьес и инсценировок для т-ра кукол. Л.Ш.

ГРОМОВ, Исидор Григорьевич (р. 1895) - русский советский режиссер. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Учился в Драм. школе Е. Я. Неделина в Киеве. В 1918-45 работал режиссером в Киевском, Харьковском, Ярославском, Ивановском, Тульском, Иркутском т-рах. В 1945-58- гл. реж. Ашхабадского Русского т-ра. Пост. спектакли: "Враги", "Бешеные деньги", "Три сестры", "Шторм"; "Заговор обреч„нных" Вирты, "Московский характер" Софронова, "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука. В Туркм. т-репост. спектакли: "Кремл„вские куранты", "Отелло", "Васса Железнова", "Дядя Ваня", "Мятеж", "Укрощение строптивой": Вед„т пе-дагогич. работу; препода„т актерское мастерство в туркм. и рус. театр. студиях.

ГРОМОВ и МЙЛИЧ - советские эстрадные артисты; сатирики. 1) Громов (Гробер), Аркадий Моисеевич (р. 10.XII.1896). В 1912-15 выступал в кинотеатрах Одессы в дивертисментах. В 1917 поступил актером в т-р "Улыбка". Здесь вместе с В. С. Ми-личем стал выступать в сценках, исполнять злободневные частушки. 2) M и л и ч, Владимир Соломонович (р. 13.1.1895). Начал театр. деятельность как пом. режиссера и актер в Малом т-ре г. Одессы. Затем переш„л в качестве артиста в т-р "Улыбка", где сыграл роль Санчо Пансы в инсценировке "Дон-Кихота" Сервантеса. Образ Санчо Пансы в совр. обличий перен„с на эстраду. Г. и М. первые создали на эстраде дуэт сатириков-юмористов (1917-61), выступая в ролях положит. и отрицат. героев (резон„ра и комика), выражающих две точки зрения. Выступали с парным конферансом.

В репертуаре Г. и М. были номера: "Политпроверка" Катаева, "У доктора" Шолом-Алейхема, "Бюрократ", "Смелый критик", "Прогульщик", "На западе есть перемены", "Два эмигранта", "Вредитель и рабочий", "Агитатор на селе".

ГРОМОВА (урожд. Бормотова), Пелагея Кузьминична [1819-19(31).1.1887 ]-русская актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще; ученица П. А. Каратыгина. В 1838 дебютировала в Александрийском т-ре, где прослужила до 1886. Начав выступать вт. н. "вторых ролях" молодых девушек, Г. вскоре перешла на характерные и комедийные роли пожилых* .женщин и старух: кн. Тугоуховская ("Горе от ума")Афишкина (водевиль "Суд публики, или Восстание в театральной библиотеке" Куликова), г-жа Карингтон ("Камилла, или Сестра и брат" Скриба и Баяра) и др. С 1850-х ГР. центр, место в репертуаре актрисы заняли роли в произв. Островского, к-рые Г. ИСПОЛНЯЛА с большой простотой, искренностью, глубоким знанием рус. быта и языка. Была первой исполнительницей 2?1 роли в пьесах Островского: Анна Антоновна ("Не в свои сани не садись", 1853), Незабудкина ("Бедная невеста", 1853), Арина ("Бедность не порок",

1854), Степанида ("Не так живи как хочется", 1855), Феклуша ("Гроза", 1859), Анна Устиновна ("Пучина", 1866), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Фелицата ("Правда-хорошо, а счастье лучше", 1876) и др. Среди лучших ролей Г.: Еремеев-на ("Недоросль", 1859), Каурова ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Атуева ("Свадьба Кречинского"), Часто выступая в слабых ремесленных пьесах, Г. и здесь создавала живые характеры. Жизненной достоверностью и драматизмом отличался образ старухи-матери, созданный Г. в пьесе "Подруга жизни" Фролова (1867). И. Лев.

ГРОСМАН (Grossmann), Людвик (6. III. 1835-1915)- польский композитор. Муз. образование получил в Варшаве у Фрейера, Дробневского и Копинско-го и в Берлине у К. Рунгенхагена. Автор опер: "Рыбак из Палермо" (1867, Варшава), "Дух воеводы" (1877, Варшава; пост. также во Львове, Петербурге, Трапе, Берне, Вене и Берлине), балетных сюит и других сочинений. И. Г р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница