Наши партнеры

https://dragonmoney101.online
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 126)


СТЗ СС"бо, ооооЬо, 1952; Э о Ь о з 3, о. оЭзгооз0-("о, ооооЬо, 1956; Э о Ь о 3 Э, осо оогозс-оЬбзс"0" отооЬо, 1954; Ьбоз0" , Эообоз"-(о, ооооЬо, 1947; Э о Ь о 3 Э, ооз Ьдбгодообо, спооЬо, 1950; Э о Ь о з Э" ЬЭоотозосГо-ообо, о)2оо-Ьо, 1948; Э о Ь о з 0, оотдсго оозоо (дЬзсооЬ ЗозОСГ ОЗтаО00 УСГО0' оооЬо, 1955; Э о Ь о з О" 000 ЗйЬоз, отооЬо, 1960; Э о Ь о з о" оЭо 3зЭЗЭ" 0)2Ю-(оЬо, 1961; Э о Ь о з э" ЗЗСГ0 (оо)(т БОЗЭ" от0-("оЬо, 1954; о "д б о о Б. озсоспоозоо, З "ЬоотзосГЬ Эооа", 1909, ј 5; Ээсооз0-СГ 0 С?-" з000 ОоЬооозо, ооооЬо, 1949; о ( о у д- о Э., обзсгосго Ъ, спооЬо, 1949; 03000)3

зозо0 XIX Ьои. осодо (роЗодооЬ (оо оФ'

оЬ оЬ(')(п(оосооб, ооЬооЬо, 1957; з)ЬоЭоо Ь., дотоо-ЬоЬ о)зо(*)о, отооЬо, 1947; Э о Ь о з З" ЬтаЬдЭоЬ спа, ЬсоЬдЭо, 1951; Э о Ь о 3 О" Эосг" Ьоозосз-ооЬо, отооЬо, 1940; Э о I" о з э З" "Э" отооЬо, 1948;

Э о Ь о 3 Э" о5д8оЬ о?з(')о 70 уоЬ ЭобоЪз, оотЭо, 1949; Э о Ь о з Э" ЭзотзоЭдэ Ьо))боЬ отзоодо эсрзУо0" -" "ЬоЗоото Ьэсгзо0"" 1939" ј 7-8;

Э о Ь о з О" осоо зоЬотозоЬ оозо(*)о, ооооЬо, 1950; э о ь о з о, б0 зсгз0"0" д)' ""Ьопото Ьзсггз" бз", 1940, ј 12; 5 3 0 " (*) ЭзЭо-о, отоо1о, у. I, 1949; У. II, 1952; ""ЭаЗ-(т о Э., (зЯЬ]"оЬ ЬооотЬзо, спооЬо, 1960;

(Эдоо '3., ЭсосБз0" спйооЬо, 1958;

сОоосз ? Эпспбз00? от2ооЬо, 1949; ( о '9 о- , 'Э з0 СГ0 0*" ооо ЭзЗЗЭ С?0 о(от)о спзо. осгосро аоа0? зо эЬоЬосо. оотпо э" Зоооо (по озо Эоозс'0' з' оаосг0' ':)' ьдсппзЬо

Ьооооззсо. гооЬ "(ЗЗ00'550" оог)]"" ЬпдбоЪз. . иБ(одоо6о. Э. озооо-оЬборсз" иСфЭЛДПСГ0 боЗОЗО0"' спо"оЬо, 1952; 3 о Ь о з э" ЗОС?0 осГоЬоЬ "ФОйЗЗСГ0 Э0" "СГЬо, 1927; (ообо- 0 ' З00 ЗЗСГ0" "СГ00 1954; (? о (о о о б о 'Э., ОЗС?0 ЭО0" ' I" оооЬо, 1950; у. II, о)о(""оЬо, 1954; сооз00000 0-? бобсгх Ьзосз, отооЬо, 1955;

Ъ)ойо'ЭзСГ0 0'' Ьо ЗсзА0" ооооЬо, 1948;

05 0 3 ( ': Э )' )*9обо Ьзосз, ооооЬо, 1955; сп з 0 Э д- о'Ь Эзз" оЬЬсз00" 1939; оЬосэ С?-? ЗСТ00" Эз 1"о(соогБоЬ (з озЗоЬс/Эз00" сг).ооЬо, 1913;

3 о Ь о з О" озСРО 'ЗЗ1 ооооЬо, 1957; о 'Э-Э о с) 3 'Э"" оо2)0("оЬоЬ (пЗзоЬо (оо йозф0 оозо(*)о, ооо-оЬо, V. I, 1950; II, 1955; ЭЗСГЗ00 б-' Зозсз озбоз0"0" оооаЬо, 1956; (5[иОСГ0 оо)(о-ЬобоЬосоото оЬсооЬослзоЬ с)зОСГ Ьоооозэ-(('Эо, "Зд0))0 ЗОС? спСГ0 СоЭооЬ оЬс-(оосроБ", ( ). II, ооооЬо, 1945; Э о и о з О" ЗЭС0 Д-С'0 ЭзСГ0 оЬДсоо *). II, отооЬо, 1958;

( о Е) о з 3*' 'Эоз1470 сидГ ООО" оооЬо, 1957;

Э о Ь о з Э" э0 "З00" оооЬо, 1960; СГ С? 0 'Э з 0 СГ 0 Ср'" ЭзЭдоз0" ооооЬо, 1932; о" о з - о о о Э., оотЬоЪо оозоЬ оЬсооооб, ооооЬо, 1957; СГ э сг 0 0 ооСГ" оозооЬ аЪа, . "ср(*3о", 1925. ј 25; Э о о Б о'Э з 0 Г 0 !' 8зЭдозо гоо 'эСГО0' оооЬо, 1947; Эоозо-обо 'Э., (5(*)Э Эообоз0"0 С? ' ЬЭзэсГ0 ОО" (рз0000 (ооозосхпо, соооЬо, 1961; Эосто-'Э з о т о Ь., ЭпаспоЕю, ооооЬо, 1938; Э з 'З ;) - оо о., ооозэсГ0 ЭзСГО0' (?)' ооооЬо, 1944;

Э п Ь "п А з С0'? зСГО*00 'Эоооз00" со?о"оЬо, 1956;

Э з Ь Ь о з"" ЭсоапбзЭ0' (("Э0" Зоосро "СГЭ-0' 'Эзогоаоо гоо 'ЗдЬезос'0 З00 гооотс 3. оБсбооооб, отооЬо, 1957; Э з Ь Ь о Ь., УэСТ0 О0 '830'

осрао ср Эоозсго Уо00 (ро ' сгзз0 гоо з' сГсГобзЭ, о5оо1)о, 1958; б о 6063 3 80 оэ и оЗоо ь., 'Эз000 ' отооЬоЬ ЬодегдоЬ

(пдо(*)(о, сп?)ооЬо, 1955; д Ь о с1 д ( )., с1зоСГ отдо (этдоо гоо схоЭодоо, отооЬо, 1949; Э о Ь о о п,

(ОТрт-иО ОООО ))0500СП(ПоЬ оЬ(')СОооооб XVI-XVIII ЬЬ. отооЬо, 1960; ЬоузЭСГ0" с1 п ., осотдо отооДоЬ оЬДгоогооб, отооЬо, 1956;

Ь о о о ( з :?-: * '3 о с1 о Э., Эссбдобо, Д'3"?. "Эбоотсо-2)0", 1947, јј 4, 5; ЬоЬгооо )., 'Эоз0 СРЭоосд, соооЬо, 1954; 3 С? 0 3 СГС00 ЭпЬЬодоо, спо-оЬо, 1938; Э о Ь о з Э" з оЬс/Эос!, ооооЬо, 1954;

Э о Ь о з д, орс ЭоЬЬс/Зз00) ооооЬо, 1957; о ( д о-'Э д о о д., (поЭз00 ЗДСГ0" отооЬо, 1961; (отдо

Ь(зобоЬ Эотзо0 ЬдсгспзБооЬ "Эзо- "а0 I" 'з о-с) о з-' зэзо0' Уост0 с? Ьоузэ0 ЬоЬообп

ОСГЗОЭ" ооооЬо, о. обдос)оЬ дЬозоо УДООО) ср осро0000' с!- осрй0 с0' осг0 с б' а"

УдЗооЭ 1951; оооо Ь(з[)бо1) ЭсзО0 БдозО0 'ЭоЬоЬо. Уоабо II; А 'д 6 о о д., (отпо спойо (1879-1889), Э0000' ЗОЗО0 (х)с збозО0'

(о. обзсг00 'Ээзс00 з000 оо00175' б'

!] (о. обзоЭ, о3. УоОСГ00 С0 О- З0-Эо, ооооЬо, 1953; с ) д о 9., Эсггбобо, )3-"ЗботсЬо", ооооЬо, 1947 ј 3; С? 3 0 0 "З ; 0 ' позш гоооз00" оооЬо, 1958; (пзоо;)ЗОСТ)о й' ЭсЪого-Эчдппот ооопо отдоо, спйооЬо, 1956; у о 03 о о б о ,}., 05[)оДоЬ ЭбозбзспЬо. (оЭробоЭз Ьоуз0 БОЗДЬ ЬоспзбзОС0, Д)47- ""ЗО0"' 1885, ј 4-5;

сгзйз00 ' сьз0 сп]" ЬодбоЪд; слооЬо, 1958; ооЪоз00 0-? Эссбообо, соо-оЬо, 1941; 0003060 Э., оотдо ЬЬо Ьо(в)узо0- "п?оЬ оБДсоо, отооЬо, 1952; Ь п о о п го. опЪ Ъсхгоо-оЭз00" 05ооЬо, 1960; Ь о о с1 3 б.. Этдспбообо, спо"оЬо, 1956; Ьдооз 'Эйбо, Эспободо ро '0(о"оо, 050'оЬо, 1956; ооооо Ь., бо(у" до-0300, отооЬо, 1955; пооозоо а., отобоЭпрСш-30 ДС0 СрЭопооЬ ороооЬо оо ЭЬоДздг-Ьа[) 'ЭоЬоЬо", спооЬо, 1958; Э о Ь о д д, 'Эо0 сојообоЬ р)оЭй(*)]()о, ооооЬо, 1955; о б з о о., схото ЭдЬз0)0 ЗпдЪоо, спооЬо, 1953; Ьдооз0?0 ЗЭй0 ОЙОСГ0' огосГ"Ьо, 1958; ОООС00 0'' оодооЬ 'ЗдЬЬо, эдсго 'ЗдробоЬ, 'ЭдЬзсго д(оо гоо 'Зобобэо гооспоЬ бобо СРЗ00? С00 ЗЬо обйо'о3, спооЬо, 1955; ОООСГ0 ' ооооДоЬ

'ЭдЬоЬо?), (3дзсг0 осра00? 'ЗоЬозсг0 'зоо ро 'дбо3600 ооогх '3. ЬозО" ооооЬо, 1955; о о-'Э з 0 СГ 0 ? 3 "йЗ000' ""Ьо, 1957; д о-с) п з-? пЬсзО "ЗО ЭоозоЬо, срооЬо, 1957;

о о о и Ь., "йСспо Ьосоото ооо-юЬ 630000-доЬ а? спооЬо, 1954; ЭзЗЗО 0'' )эОСЭО отзооЬ 'ЗБоЬо. э)о 'Эдосообо, 'ЭзЬз00 зоо гоо 'ЭзЗО0 с0)7000 ' ЗД000' ооооЬо, 1955;

ообосз " СГО оЬсоо йооо отзоЬо, отооЬо, 1906; озЬоз00 0'" оспдо Э)Ьоо1" оЬпооЬ с)ооооосоо ЬооспЬзЬо, (этооЬо, 1938; Э о Ь о 3 3, осоззГ0 э0 "Ьспоо, ЭзсоЬз 0)9(03" I? 00030 II" спооЬо, 1951; ?йбоо(з С0'" сххэто отзооЬ ЬоЬдо ЬоуоЬзо, спооЬо, 1948; Эо Ь о з з" ЗозэСГ0 ЬЭ070 03(!)(ЗСГ0" ооооЬо, 1936; Э о Ь о з з" ЗЭСГ .оопрто сроЭоДо Зсз0" ДЯ- "Ьосоото 3003" 630", 1956 , ј 3; 1957, ј 1; 1959, јј 1,6; Э о Ь о з О, ЬоЬоп;), спооЬо, 1958; Э о Ь о 3 О" ЭоЬзо Ьоо, ойооЬо, 1959; Э о Ь о з О" оозбо С0 ЬбЬосп" ЬзЬоб-ЬоЬ спзс"000 СГО00' 'бЗ' "Ьссой ЬзсЗО"" 1960, ј 4; 06303 ог СТЭСРЭ спспообо, сп2)ооЬо, 1954; о с" о з " "(''ЗСГ0 "ДСРО0? спооЬо, 1950; ЗЭ0 обоозоз. 2)'ЭоЭсрзОСГ0 оо бЗЭЗ0 Зй0 ОСГ ))(ЗС(0 ооооЬо, 1957;

"Ьобсрп оЬЭз(*)ЗСГ"" д'' ""Ьо, 1958; 'Эоз Срсо00" бо, 45 , ооооЬо, 1939; "о. ЗООСГ0"' 6' оСГоЬо, 1958; Эообс/Эз00 ЬоЬзссоЬ ЬЬэЭооз оозо 1928-1938, ., отооЬо, 1939; БоЬзЗооз Оопоо (0("Эй . ЭййбоЗ00 Ьз 9003063 ССООО.

оЬпдо ЬйсзЬо соо ЗспЬсзо? (З-" Зоо-ЭооЬо 1930, ( )зоо1"о, 1930; йэ Эйобоз00- Боооз"

(ЗОЗСГ0? ооооЬо, 1948; ЬоЬЬс СРЗДО (1893-1923), Ъ., отооЬо, 1923; ото отэоЬ (пОрзбоЬ 100 ЭСГ- 4) (гооЬо, 1953; осппо Ьоспй спзо гоЭхоЬ (ЗЗСГДО00 XXX оЬ-00030' (З'" й0000? 1948; оооооЬ Эдоото ооп(*)о (1897-1937) Ьоодоз ОДСТ0? ооооЬо, 1937; (отззсг0 эузсго0 ЬзоооЬ 'Эзо" озосг0 з

'Зро. (пооЬо, 1962; "ЬзоЬ уосп", ., ЭЙО" 630 ззспзст0" ("осоЬо, 1959.

ГРУЗЙНСКИИ ТЕАТР ИМ. К. А. МАРДЖАНИШВИЛИ - см. Марджанишвили имени театр.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. Ш. РУСТАВЕЛИ (Государственный ордена Ленина театр имени Ш. Руставели) - крупнейший драматический театр Грузинской ССР. Создан в Тбилиси в 1921 на основе груз. драм. т-ра, существовавшего с 1920. В 1922-26 руководителем т-ра был основоположник грузинского советского театра К. Марджанишвили, в 1926-35 - его ученик А. Ах-метели.

Постановка пьесы "Овечий источник" ("Фуэнте ове-хуна", 1922), осуществл„нная Марджанишвили, явилась поворотным событием в жизни всего груз. сов. т-ра. Созвучность этой постановки революц. эпохе, воплощение темы народа, творящего революцию, выявление талантливой актерской молод„жи (Т. Чав-чавадзе, А. Васадзе, Г. Давиташвили и др.), синтетичность и гармонич. сочетание всех компонентов спектакля в единое целое, высокая проф. культура сделали этот спектакль выразителем идейных и художеств. принципов советского театрального искусства Грузии.

Стремление выразить в т-ре большие темы революц. освободит, борьбы отразилось в спектаклях "Герои Эрети" Шаншиашвили (1924), "Землетрясение в Лиса-боне" Какабадзе (1925). Т-р старался ближе подойти к современности (незаконченная работа над "Мисте-рией-Буфф" Маяковского, 1924, "Дезертирка" Азиани,. 1925). В эти же годы т-р обращается к груз. классике: незаверш„нная работа над инсценировкой "Витязь в тигровой шкуре" по Руставели, спектакли, пост. Марджанишвили, "Раздел" Г. Эристави (1923), "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1923), "Мачеха Саманишвили" (инсц. одноим„нной повести Д. Клдиа-швили, реж. Пагава, 1924). В своих постановках зарубежной классич. драматургии: "Мещанин во дворянстве" (1924), "Виндзорские кумушки" (1924), "Гамлет" (1925, реж. Марджанишвили; Гамлет - У. Чхеидзе, Офелия - Анджапаридзе) т-р подч„ркивал демо-кратич. идеи, гуманизм, протест против насилия и несправедливости. Большое значение для творчества т-ра имела деятельность К. Марджанишвили и его-учеников - режиссера А. Ахметели, актеров А. Хо-рава, А. Васадзе, У. Чхеидзе, Г. Давиташвили, Т.Чав-чавадзе, художника И. Гамрекели, композитора И. Туския.

В последующий период гл. место занял советский репертуар. Были созданы спектакли, выдвинувшие коллектив в ряды ведущих т-ров СССР и окончательна утвердивших его героико-романтич. направленность, стремление к монументальным поэтич. спектаклям. К этим спектаклям относятся пост. Ахметели: "Разлом" (1928; Годун - Чхеидзе, Берсеньев - Хорава), "Ан-зор" Шаншиашвили (1928; Анзор - Хорава, Ахма- Годзиашвили, Васадзе), "Ламара" по Важа Пшавела (1930), "Тетнульд" Дадиани (1931), "Разбойники" ("Ин тиранносЬ) Шиллера (1933; Карл-Хорава, Франц- Васадзе) и др. В 30-е гг. в деятельности театра сказалось влияние формализма ("Деловой человек" Газенклевера, 1929, и др.). Преодолев эти влияния и вс„ больше овладевая методом социалистического реализма, т-р создал в последующие годы спектакли "Арсен" Шаншиашвили (1936; Арсен - Хорава), "Из искры" Дадиани (1937). Т-р начал создавать волнующие спектакли, посвящ„нные совр. темам: "Алькасар" Мдивани (1937)-о фашистском мятеже в Испании, "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937)-о социалистич. строительстве. Героика гражд. и Отечеств, войн воплощена в спектаклях "Киквидзе" Дарасели (1941, реж. и исполнитель центр, роли - Васадзе), "Начальник станции" Мосашвили (147). На сцене т-ра ставились произв. классич. драматургии: "Отелло" (1937, реж. Агсабадзе; Отелло - Хорава, Яго - Васад?е)7 "Король Лир" (1948, реж. Васадзе, Лир - Хорава); "Невеста из афиши" Гольд они (1942, реж. Алексидзе),"Без вины виноватые" (1938), "На всякого мудреца довольно простоты" (1944), "Враги" (1951, реж. Васадзе), "Васса Железнова" (1954, реж. Алексидзе, Васса - Чавчавадзе); "Тяжба" Эристави (1942, реж. Васадзе), "Отарова вдова" (1952, реж. Васадзе), "Рассказ нищего" (1955) по Чавчавадзе, "Первый шаг" (1948) по повести Г. Церетели, "Пэпо" Сундукяна (1951, реж. Алексидзе). В репертуар т-ра постоянно включались пьесы на историч. темы: "Измена" Сумбатова-Южина (1953), "Родина" Д. Эристави (1938), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Великий государь" Соловь„ва (Гос. пр. СССР, 1945, реж. Васадзе; Иван Грозный - Хорава, Шуйский - Васадзе, Борис Годунов - Давиташвили), "Никол оз Бараташвили" Мревлишви-ли (1949).

Среди лучших спектаклей 50-х гг.: "Испанский священник" Флетчера (1954, реж. Туманишвили), "Царь Эдип" Софокла (1956, реж. Алексидзе; Эдип - Хорава, Закариадзе, Манджгаладзе), "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1959), "Такая любовь" Когоута (1959, реж. Туманишвили; Матисова - Чахава, Человек в мантии - Закариадзе), "Бахтриопи" по Важа Пшавела (1960, реж. Алексидзе). Эти спектакли отличаются яркой эмоциональностью, поэтичностью образов, герои-ко-романтич. пафосом. В стенах т-ра выросла плеяда талантливых деятелей сценич. иск-ва. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. СССР А. Хорава и А. Васадзе, С. Закариадзе, нар. арт. Грузинской ССР Т. Чавчавадзе, Г. Давиташвили, Э. Апхаидзе, Э. Манджгаладзе, Н. Лапачи, Г. Сагарадзе, А. Тоидзе, М. Чихладзе, М. Чахава, засл. арт. Груз. ССР Н. Чхеидзе, Г. и М. Ге-ечкори, Т. Бакрадзе, С. Кан-чели, Б. Закариадзе, Т. Тетрадзе, Т. Тархнишвили, К. Махарадзе, Е. Сакварелидзе, Т. Чарквиани, А. Купришвили, Н. Мгалоблишвили, А. Сихарулидзе, О. Хуцишвили и др. Худ. рук. т-ра - нар. арт. Груз. ССР Д. Алексидзе, режиссер - М. Туманишвили, художники - засл. деят. иск-в Груз. ССР Д. Тавадзе, П. Лапиашвили.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1920. "Вчерашние" Дадиани (Короли), "Царь Эдип" Софокла (Корели), "Ложь" Винниченко (Корели), "Невзгоды Дариспана" и "Счастье Ирины" Клдиашвили (Пагава), "Отелло" (Пагава); "Жертва" Гедеванишвили (Цуцунава), "Некоронованные цари" Шаншиашвили (Пагава), "У моря" Энгеля (Корели), "Бердо-Змания" Шаншиашвили (Ахме-гели), "На ман„врах" Гуния (Андроникашвили), "Антигона" Софокла (Андроникашвили).

1921. "Мария Магдалина" Гейзе (Алекси-Месхишвили, Беришвили), "Родина" Эристави (Андроникашвили), "Иные нынче времена" Цагарели (Ахметели), "Тесть и зять" Гуния (Гуния, В.Абашидзе), "Ханума" Цагарели (Абашидзе), "Преступление Котэ" Накашидзе, "Виновен" Гуния (Гуния), "Измена" Сумбатова-Южина (Цуцунава), "Умалиш„нные" Рамишвили (Цуцунава), "Дурачок" Шиукашвили (Корели, Чиаурели), "Кристине" Иретели (по рассказам Э. Ниношви-ли), "Тяжба" Эристави (Андроникашвили), "Когда пировали" Дадиани (Андроникашвили), "Тартюф" (Пагава); "Срубленный дуб" Шаликашвили (Андроникашвили), "Руставели" Месхи (Андроникашвили), "Талисман" Шарашидзе (Цуцунава), "Сны" Канчели (Андроникашвили), "Коварная Тамара" Церетели (Пагава).

1922. "Свет" (1-я ч.) Гедеванишвили (Андроникашвили), "Раздел" Эристави (Андроникашвили), "Кто виноват?"

Накашидзе (Цуцунава), "Свет" (2-я ч.) Гедеванишвили (Андроникашвили), "Камо грядеши?" по Г. Сенкевичу (Пагава), "Кин" Дюма (Андроникашвили), "Кай Гракх" Монти (Пагава), "Мадам Сан-Жен" Сарду (Андроникашвили), "Горе" Дадиани (Андроникашвили, Поцхверашвили), "Несчастье" Клдиашвили (Пагава), "Уродство" Шиукашвили (Корели), "Правдивость" Либермана (Корели), "Овечий источник" Лопе де Вега (Марджанишвили), "Два подростка" де Кур-сель (Корели).

1923. "Затмение солнца в Грузии" Антонова (Марджанишвили), "Саломея" Уайльда (Ахметели), "Родам" Шаншиашвили (Ахметели), "Голубой паук" Лемонье (Марджанишвили), "Медея" Суворина, Буренина (Корели), "Маскотта" Шико, Дюр (Марджанишвили), "Макбет" (Корели), "Роман" Шелдона (Марджанишвили), "Пэпо" Сундукяна (Абашидзе), "Гамлет" (Пагава); "Электра" Гофмансталя (Андроникашвили), "Беспочвенные" Шаликашвили (Корели), "Раздел" Эристави (Марджанишвили), "Игра интересов" Бенавенте (Марджанишвили), "Герой" Синга (Марджанишвили, Ахметели), "Человек-масса" Толлера (Марджанишвили, Корели).

1924. "Мещанин во дворянстве" (Марджанишвили, Короли), "Газ" Кайзера (Андроникашвили), "Мачеха Самани-швили" по Клдиашвили, инсц. Шарашидзе (Пагава), "Панихида по кнуту" ("Герои Эрети") Шаншиашвили (Марджанишвили, Ахметели), "Латавра" Шаншиашвили (Ахметели, худ. Гамрекели), "Виндзорские кумушки" Шекспира (Марджанишвили и Ахметели), "Свет" (1-я ч.) Гедеванишвили (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гамрекели).

Примечание. Большинство из спектаклей 1920-24 оформлял художник Сидамон Эристави.

1925. "Человек из зеркала" Верфеля (Ахметели, худ. Гамрекели), "Гамлет" (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гамрекели); "Землетрясение в Лисабоне" Какабадзе (Антадзе, худ. Гамрекели), "Дезертирка" Азиани (Марджанишвили, Ахметели). ,

1926. "Ламара" по Важа Пшавела (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гудиашвили), "Мзетамзе" Марджанишвили (Марджанишвили, Ахметели, худ. Гудиашвили), "Тень осла" Фульда (Пагава, худ. Гамрекели), "Загмук" Глебова (Ахметели, худ. Гамрекели), "Американский дядюшка" (1-яч. Шиукашвили (Ахметели).

1927. "Вильгельм Телль" Шиллера (Антадзе, худ. Гамрекели), "Лево руля" Билль-Белоцерковского (Ахметели, реж. Васадзе, худ. Гамрекели), "Карменсита" Липске-рова (Ахметели, худ. Якулов), "Десять дней" Лордкипа-нидзе по Джону Риду (Ахметели, Васадзе, худ. Якулов), "Советизация американского дядюшки" (2-я ч.) Шиукашвнли (Ахметели).

1928. "Разлом" (Ахметели, худ. Гамрекели), "Джума-Машид" Венецианова (Патаридзе, худ. Гамрекели), "Анзор"-Шаншиашвили по Вс. Иванову (Ахметели, реж. Васадзе, худ. Гамрекели), "Скачка тараканов" Хозика (Ахметели, Патаридзе, худ. Гамрекели), "Рельсы гудят" Киршона (Агсабадзе, худ. Гамрекели).

1929. "Ненависть" Яльцева (Ахметели, Патаридзе), "Деловой человек" Газенклевера (Ахметели, Агсабадзе, худ. Гамрекели), "Город ветров" Киршона (Ахметели,худ. Гамрекели), "Целина" Яновского (Васадзе, худ. Гамрекели).

1930. "Протест" Славинского (Патаридзе, худ. Гудиашвили), "Ламара" по Важа Пшавела (Ахметели, худ. Гамрекели).

1931. "Тревога" Мирцхулава (Ахметели, Патаридзе,. худ. Гамрекели), "Трое" Шаншиашвили (Ахметели, Васадзе, худ. Гамрекели), "Тетнульд" Дадиани (Ахметели Васадзе, худ. Гамрекели).

1932. "Обруч" Самсонидзе (Агсабадзе, худ. Тавадзе).

1933. "Разбойники" ("Ин тираннос!") (Ахметели, Агсабадзе, худ. Гамрекели); "Душмани" ("Враг") Шатберашвили (Агсабадзе, худ. Тавадзе).

1934. "Интервенция" Славина (Ахметели, худ. Гамрекели), "Чужой реб„нок" Бухникашвили (по Шкваркину) (Ахметели, худ. Кобуладзе).

1935. "Одержимый" Мтварадзе (Васадзе, худ. Гамрекели),. "Майстер" Кочерги (Патаридзе, худ. Кобуладзе), "Плато" Кречет" (Агсабадзе, худ. Кобуладзе).

1936. "Осенние дворяне" С. Клдиашвили (по Д. Клдиашвили) (Патаридзе, худ. Тавадзе), "Хозяйка гостиницы" (Алексидзе, худ. Кобуладзе); "Арсен" Шаншиашвили (Васадзе, худ. Гамрекели).

1937. "Алькасар" Мдивани (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Слепой" Мдивани (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Поколение героев" Клдиашвили (Патаридзе, худ. Тавадзе), "Отелло" (Агсабадзе, худ. Гамрекели); "Из искры" Дадиани (Васадзе, худ. Гамрекели).

1938. "Дурачок" Шиукашвили (Патаридзе, худ. Гамрекели), "Родина" Мдивани (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Беа вины виноватые" (Васадзе, худ. Тевзадзе); "Поладаури" Шаншиашвили (Церетели, худ. Абакелия).

1939. "Человек с ружь„м" (Васадзе, худ. Гамрекели) "На перевале" Мтварадзе (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Вчерашние" Дадиани (Патаридзе, худ. Гамрекели).

1940. "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (Васадзе,. худ. Гамрекели), "Вдова графа" Клдиашвили (Алексидзе,. худ. Тавадзе), "Георгий Саакадзе" Шаншиашвили (Патаридзе, худ. Гамрекели), "Измена" Сумбатова-Южина (Хорава худ. Гамрекели).

1941. "Последний рыцарь" Клдиашвнли (Васадзе, худ. [ Тавадзе), "Стакан воды" Скриба (Алексидзе, худ. Тевза-дзе), "Киквидзе" Дарасели (Васадзе, худ. Гамрекели, Тавадзе), "Профессор Мамлок" Вольфа (Алексидзе, худ. Тавадзе).

1942. "Батальон ид„т на Запад" Мдивани (Васадзе, Алексидзе, худ. Гамрекели), "Тяжба" Эристави (Васадзе, худ. Гамрекели), "Фландрия" Сарду (Агсабадзе, худ. Гамрекели), "Небо Москвы" Мдивани (Хорава, худ. Гамрекели), "Дура для других..." Лопеде Вега (Алексидзе, худ. Вирсаладзе), "Олеко Дундич" Ржешевского, Каца (Васадзе, худ. Гамрекели), "Родина" Эристави (Васадзе, худ. Вирсаладзе), "Невеста из афиши" Гольдони (Алексидзе, худ. Гамрекели).

1943. "Генерал Брусилов" Сельвинского (Васадзе, худ. Вирсаладзе), "Герои Крцаниси" Шаншиашвили (Алексидзе, худ. Вирсаладзе).

1944. "Сирано де Бержерак" Ростана (И. Туманишвили, худ. Вирсаладзе), "Оленье ущелье" Клдиашвили (Васадзе, худ. Абакелия), "На всякого мудреца довольно простоты" Алексидзе, худ. Ахвледиани).

1945. "Хевисбери Гоча" Шаншиашвили (по Казбеги) Челидзе, худ. Абакелия), "Комедия одной ночи" Каладзе (Алексидзе, худ. Ахвледиани), "Под ивой" Бердзенишвили Челидзе, худ. Санадзе), "Великий государь" Соловь„ва Васадзе, худ. Вирсаладзе).

1946. "Инспектор приш„л" Пристли (Челидзе, худ. Санадзе), "Слуга двух господ" (Алексидзе, худ. Тавадзе); "Начало конца" Бердзенишвили (Васадзе, Челидзе, худ. Тавадзе), "Победители" Чирскова (Челидзе, худ. Тавадзе), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (Алексидзе, худ. Кака-'бадзе).

1947. "Начальник станции" Мосашвили (Васадзе, худ. Какабадзе), "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Человек с ружь„м" (Васадзе, худ. Тавадзе); "Ошибки одной ночи" Голдсмита (Месхи, худ. Тавадзе).

1948. "Наши крылья" Чубабрия (Челидзе, худ. Лапиа-швили), "Орлиное гнездо" Долидзе, Бердзенишвили (Васадзе, худ. Тавадзе), "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Царица Кетеван" Казбеги (Челидзе, худ. Лапиашвили), "О друзьях-товарищах" Масса и Червинского (Месхи, худ. Тавадзе), "Отелло" (Агсабадзе, Васадзе, худ. Гамрекели, Тавадзе); "Первый шаг" по Церетели (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Король Лир" (Васадзе, худ. Кобуладзе).

1949. "Потопленные камни" Мосашвили (Васадзе, худ. Тавадзе), "На той стороне" Барянова (Месхи, худ. Лапиашвили)., "Уча Учардия" Патарая (Васадзе, худ. Тавадзе), "Ни-колоз Бараташвили" Мревлишвил*л (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Вечнозел„ные холмы" Карсанидзе (М. Туманишвили, худ. Тавадзе), "Чужая тень" Симонова (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Улыбка победителей" Донжашвили (Двалишвили, худ. Лапиашвили), "Во имя грядущего" Павленко, Чиаурели (Васадзе, худ. Лапиашвили, Тавадзе).

1950. "Голос Америки" Лаврен„ва (Алексидзе, худ. Ла-лиашвили), "Из искры" Дадиани (Васадзе, худ. Тавадзе), "Его звезда" Мосашвили (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (Туманишвили, худ. Тавадзе), "Семья" Попова (Алексидзе, худ. Лапиашвили).

1951. "Девушка из Тбилиси" Чавчанидзе (Двалишвили, худ. Лапиашвили), "Люди доброй воли" Мдивани (Месхи, худ. Тавадзе), "Враги" (Васадзе, худ. Лапиашвили); "Люди, будьте бдительны!" по Фучику (Туманишвили, худ. Лапиашвили), "Пэпо" Сундукяна (Алексидзе, худ. Лапиашвили).

1952. "Кузница счастья" Какабадзе (Васадзе, худ. Тавадзе), "Женитьба" (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Записки сумасшедшего" Гоголя (Туманишвили, худ. ' Лапиашвили), "Тяготы Дариспана" Клдиашвили (Васадзе, худ. Тавадзе), "Игроки" Гоголя (Двалишвили, худ. Тавадзе), "Сталь" Ва-кели (Месхи, худ. Тавадзе), "Отарова вдова" Чавчавадзе Васадзе, худ. Тавадзе), "Канун грозы" Маляревского .(Туманишвили, худ. Лапиашвили).

1953. "Молодая учительница" Келбакиани (Двалишвили, худ. Лапиашвили), "Измена" Сумбатова-Южина (Хорава, худ. Тавадзе), "Праздник в Сакреула" Клдиашвили (Двалишвили, худ. Лапиашвили), "Дон Сезар де Базан" Дюману-яра и Деннери (Алексидзе, худ. Лапиашвили).

1954. "Гаити" Дюбуа (Васадзе, Туманишвили, худ. Тавадзе), "Сорняк" Канделаки (Двалишвили, худ. Тавадзе), "Путь в грядущее" Мосашвили (Агсабадзе, худ. Лапиашвили), "Испанский священник" Флетчера (Туманишвили, худ. Тавадзе), "Васса Железнова" (Алексидзе, худ. Штен-)ерг).

1955. "В добрый час!" Розова (Двалишвили, худ. Лапиашвили), "Рассказ нищего" по Чавчавадзе, инсц. Нахуц-ришвили, Цхакая (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Киквидзе" Дарасели (Васадзе, худ. Тавадзе), "Тариэл Голуа" Киачели (Туманишвили, худ. Тавадзе).

1956. "Земляки" Джапаридзе (Двалишвили, худ. Цага-рели), "Царь Эдип" Софокла (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Деловой человек" Вакели (Туманишвили, худ. Тавадзе), "Первые ласточки" Чиджавадзе (Алексидзе, худ. Аскурава), "Тростник на ветру" Бердзенишвили (Патарая, худ. Цагарели), "Доктор философии" Нушича (Туманишвили, худ. Лапиашвили), "Во дворе злая собака" Буачидзе (Патарая, худ. Лапиашвили).

1957. "Осенние дворяне" Клдиашвили (Патаридзе, худ. Тавадзе), "Борис Годунов" (Алексидзе, худ. Тавадзе);

"Горы Гурии покрыты снегом" Габескирия (Патаридзе, худ. Лапиашвили), "Лавина" Мревлишвили (Челидзе, худ. Лапиашвили).

1958. "Оптимистическая трагедия" (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили); "Арагвинцы" Апхаидзе (Чхартишвили, худ. Тавадзе), "Ангела" Севастикоглу (Туманишвили, худ. Тавадзе), "Повесть о любви" Буачидзе (Туманишвили, худ. Литанишвили).

1959. "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (Алексидзе, худ. Тавадзе), "Зажж„тся звезда" Абуладзе (Чхартишвили, худ. Лапиашвили), "Такая любовь" Когоута (Туманишвили, худ. Тавадзе), "Однажды умершие" Канделаки(Чхартишвили,худ. Тавадзе).

1960. "Гамлет" Шекспира (Алексидзе, худ. Лапиашвили);

"Иркутская история" Арбузова (Туманишвили, худ. Тавадзе), "Бахтриони" по Важа Пшавела (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Бунт женщины" Сендербю (Туманишвили, худ.Тавадзе).

1961. "Современная трагедия" Эбралидзе (Чхартишвили, худ. Кочакидзе и Чикваидзе), "Огни Картли" Каяделаки (Антадзе, худ. Тавадзе), "В бурю" С. Клдиашвили (Мирц-хулава), "Пиросмани" Нахуцришвили (Алексидзе, худ. Лапиашвили).

1962. "Хозяйка гостиницы" (Туманишвили, худ. Тавадзе); "Кутаисцы" Саникидзе (Антадзе, худ. Тавадзе), "Продавец дождя" Наша (Кобахидзе, худ. Кав-лашвили), "День рождения Терезы" Мдивани (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "Дети моря" Хухашвили (Туманишвили, худ. Тавадзе).

Лит.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Ш. Руставели. Краткий очерк, Тбилиси, 1953; Марджанишвили К. А. (Марджанов), Творческое наследие, т. 1, Тбилиси, 1958; Сандро Ахметели. Сборник, Тбилиси, 1958; "Овечий источник". Сборник, Тбилиси, 1959; Васадзе А., Наследие К. С. .Станиславского и режиссура театра им. Руставели, в сб.: Вопросы режиссуры, М., 1954; Альтман И., Акакий Алексеевич Хорава, М.-Л." 1947; Февральский А., Театр им.Руставели, М., 1959. Н.Ш.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ИМ. В. АБАШИДЗЕ. Основан в Тбилиси в 1934 М. Чиаурели и Д. Дзнеладзе на базе груз. передвижного муз.-драм. т-ра "Кооптеатр" (осн. в Тбилиси в 1926). На сцене этого т-ра были пост. первая груз. оперетта "Хаджарат" Куртиди (1938), спектакли: "Три невесты" Кереселидзе, "Любимая племянница" Милора-вы (1956), "Стрекоза" Габичвадзе (1955), "Поздно, да сча стливо" Айвазяна, "Песня о Тбилиси" Мил оравы, "Ком бле" Лагидзе (1958), "Сильва", "Марица", "Баядера" Кальмана (1942, 1946, 1948), "Трембита" Милютина (1952), "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1943), "Песня весны" Плиева (1960), "Две девушки", "Вратарь" (1961, 1962) Джоджуа и др. В труппе т-ра (1962) - засл. арт. Груз. ССР М. Бериашвили, К. Кобахидзе, В. Са-ларидзе, Е. Чохели, Е. Гурашзили, В. Январашви-ли, Т. Мерквиладзе, А. Туриашвили, артисты М. Хо-перия, В. Чечелашвили, Н. Мосешвили, О. Бахтад-зе, Т. Хелашвили и др.; гл. реж.- засл.деят. иск-в Груз. ССР Ш. Месхи, реж.- Б. Гамрекели, дириж„ры - засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. Борчхадзе, Г. Кахиани, балетм. - Д. Мачавариани, худ. - засл. деят. иск-в Груз. ССР И. Аскурава. Д. Д., Я. Э.

ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. 3. П. ПАЛИАШВИЛИ (Государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени 3. П. Палиашвили) - крупнейший музыкальный театр Грузии. Осн. в Тифлисе в 1851. С 1896 спектакли давались в здании т. н. Каз„нного т-ра. В т-ре ставились: "Лючия ди Ламермур" Доницетти, "Эрнани" Верди, "Норма" Беллини (все в 1851), "Гугеноты" (1869), "Русалк?" (1880), "Евгений Онегин" (1883), "Пиковая дама" (1893), "Иван Сусанин" (1880), "Хованщина" (1911); "Кристине" Г огниашвили (1918), "Абесалом и Этери" Палиашвили (1919) и др. В т-ре работали И. П. Сараджи-швили, А. И. Инашвили, О. А. Бахуташвили-Шуль-гина, В. М. Зарудная, Л. Г. Яковлев, Д. А. Усатов, выступали итал. певцы -Л. Тетраццини, Е. Джираль-дони, спектаклями дирижировали И. П. Палиашвили,

М. М. Ипполитов-Иванов и др. В сов. время оперный т-р в Тбилиси стал центром груз. оперной культуры. Спектакли идут на рус. и груз. языках. В 1937 ему было присвоено имя 3. П. Палиашвили. На сцене т-ра были осуществлены первые пост. произв. груз. композиторов: оперы "Шота Руставели" Аракишвили (1919), "Кето и Котэ" Долидзе (1919), "Даиси" Палиашвили (1923), "Коварная Тамара" ("Дареджан Коварная") М. Баланчивадзе (1926) и др.; балеты "Карнавал" Делиба (1920), "Жизель" Адана (1921) и др. Среди лучших спектаклей 40-50-х гг.: опера "Сказание о Тариэ-ле" Мшвелидзе (1946), балеты "Синатле" Киладзе (1947), "Горда" Торадзе (1949), "Отелло" Мачавариани (1957). Спектакли для детей: "Доктор Айболит" Морозова (1949), "Красная шапочка" Гокиели (1958) и др. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. СССР П. Амирана-швили, Д. Андгуладзе, В. Чабукиани, нар. арт. Груз. ССР Н. Белакнели, Е. Гостенина, Б. Кравейшвили, В. Цигнадзе, 3. Кикалейшвили, засл. арт.Груз. ССР Е. Геловани, 3. Анджапаридзе, Г. Патарая, Т. Санад-зе, С. Гоциридзе, И. Алексидзе и др. Гл. дириж„р т-ра - нар. арт. СССР О. А. Димитриади, гл. реж.- В. Таблиашвили; дириж„ры - В. Палиашвили, нар. арт. Груз. ССР Д. Мирцхулава, художники - К. Куку-ладзе, засл. деят. иск-в Груз. ССР И. Аскурава и др. Н. Э.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1918. "Кристине" Гогниашвили (Андроникашвили).

1919. "Шота Руставели" Аракишвили (Цуцунава), "Абесалом и Этери" 3. Палиашвили (Цуцунава), "Кето и Котэ" Долидзе (Цуцунава), "Праздник Вакха" Вахвахишвили.

1920. "Любовное зелье" Вахвахишвили.

1921. "Анци" ("Шалун"), "Золотой колос" Г. Сванидзе, "Польский бал" (из оперы "Иван Сусанин").

1922. "Праздник Диониса" Глазунова, "Цветы Гренады" Мошковского, "Лейла" Долидзе.

1923. "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (Марджанишвили), "Даиси" 3. Палиашвили (Марджанишвили).

1924. "Абесалом и Этери" Палиашвили (Марджанишвили), "Ночь на Лысой Горе" Мусоргского, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Лоэнгрин" (Марджанишвили), "Золотой петушок" (Марджанишвили); "Севильская жемчужина" Пуни, "Шопениана".

1925. "Золушка"; "Замира" Долидзе.

1926. "Коварная Тамара" ("Дареджан Коварная") М. Баланчивадзе (Цуцунава), "Бал-маскарад" Верди (Ахметели), "Рассвет" Ш. Тактакишвили (Андроникашвили).

1927. "Динара" ("Жизнь - радость") Аракишвили (Марджанишвили), "Жар-птица".

1928. "Латавра" 3. Палиашвили (Ахметели), "Амирани" Мегвинет-Ухуцеси.

1929. "Цисана" Долидзе.

1930. "Абесалом и Этери" Палиашвили (Пагава), "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (Цуцунава).

1931. "1905 год" Мегвинет-Ухуцеси, "Кармен" (Цуцунава).

1932. "Тарас Бульба" Лысенко (Каргальский), "Дон Кихот"; "Алмаст" Спендиарова (Цуцунава), "Разлом" Фе-милиди (Ахметели).

1933. "Пиковая дама" (Смолич); "Трильби" Юрасовского.

1934. "Аида" (Смолич); "Джоконда" Понкиелли (Гам-сахурдия).

1935. "Риголетто" (Ивалиашвили); "Цыганский барон" Штрауса (Бебутов), "Даиси" Палиашвили (Цуцунава), "Ференджи" Яновского (Литвиненко).

1936. "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе (Цуцунава), "Бахтриони" Киладзе (Цуцунава), "Абесалом и Этери" Палиашвили (Агсабадзе), "Кето и Котэ" Долидзе (Патарид-зе), "Меабуки" ("Солнце-юноша") А. Баланчивадзе (Чабукиани). V

1937. "Отелло" Верди (Квалиашвили), "Пиковая дама" (Инашвили); "Латавра" Палиашвили (Цуцунава).

1938. "Севильский цирюльник" (Кушиташвили); "Мал-таква" Ш. Тактакишвили (Такайшвили, Литвиненко, Джав-ришвили), "Коппелия" (Ивашкин), "Тихий Дон" (Ридаль), "Аида" (Цуцунава).

1939. "Травиата" (Журули), "Царская невеста" (Агсабадзе) "Бахчисарайский фонтан" (Сергеев); "Броненосец Пот„мкин" Чишко (Журули).

1940. "Депутат" Ш. Тактакишвили (Агсабадзе), "Евгений Онегин" (Цуцунава); "Како качаги" ("Разбойник Како") Андриашвили, Журули), "Сердце гор" А. Баланчивадзе (Сергеев).

1941. "Родина" Туския (Цуцунава), "Ладо Кецховели" Киладзе (Агсабадзе), "Измена" Ипполитова-Иванова (Цу-щунава).

1942. "Абесалом и Этери" Палиашвили (Квалиашвили), "Князь Игорь" (Квалиашвили), "Шопениана" (Чабукиани), "Русалка".

1943. "Патара Кахи" ("Маленький кахетинец") Гокиели (Агсабадзе), "Дон Кихот" (Чабукиани); "Беглец" Аветисова (Квалиашвили), "Паяцы" (Цуцунава).

1944. "Лебединое озеро" (Чабукиани); "Перикола" Оф-фенбаха (Канделаки).

1945. "Богема" (Квалиашвили); "Мать и сын" Мачавариани (Агсабадзе), "Тщетная предосторожность" (Дмитраш), "Борис Годунов" (Цуцунава).

1946. "Абесалом и Этери" Палиашвили (Агсабадзе), "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе (Цуцунава), "Беруча" ("Баши-Ачуки") Кереселидзе (Квалиашвили).

1947. "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (Цуцунава), "Синатле" Киладзе (Чабукиани) - Гос. пр., "Призыв гор" Торадзе (Квалиашвили).

1948. "Сердце гор" А. Баланчивадзе (Чабукиани), "Красный мак" ("Красный цветок") (Кикалейшвили), "Жизель" (Чабукиани), "Лауренсия" (Чабукиани).

1949. "Мзия" ("Счастье") А. Баланчивадзе (Квалиашвили), "Отелло" (Чхартишвили), "Лашкара" Андриашвили (Цуцунава), "Доктор Айболит" Морозова (Давиташвили), "Мазепа" (Квалиашвили), "Горда" Торадзе (Чабукиани)- Гос. пр.

1950. "Непрошенные гости" ("Тина и Гиви") Букия (Чабукиани), "Латавра" Палиашвили (Квалиашвили), "Дубровский" Направника (Квалиашвили).

1951. "Кето и Котэ" Долидзе (Цуцунава), "Хевисбери Гоча" Азмайпарашвили (Цуцунава).

1952. "Иоланта" (Квалиашвили), "Царская невеста" (Хуродзе, Геловани).

1953. "Абесалом и Этери" Палиашвили (Туманишвили),"За мир" Торадзе (Чабукиани), "Евгений Онегин" (Покровский).

1954. "Богдан Хмельницкий" Данькевича (Д. Смолич), "Свадьба соек" Андриашвили (Геловани).

1955. "Марина" Шаверзашвили (Чхартишвили), "Щелкунчик" (Чабукиани), "Князь Игорь" (Квалиашвили).

1956. "Беруча" Кереселидзе (Агсабадзе), "Борис Годунов" (Алексидзе), "Чио-Чио-сан" (Квалиашвили); "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (Церетели, Долидзе, Санадзе).

1957. "Даиси" Палиашвили (Таблиашвили), "Отелло" Мачавариани (Чабукиани).

1958. "Невеста Севера" ("Грибоедов") Торадзе (Туманишвили), "Орлеанская дева" Чайковского (Квалиашвили), "Бахчисарайский фонтан" (Ивашкин); "Арсен" Букия (Закариадзе), "Красная шапочка" Гокиели (Таблиашвили, Га-чечиладзе, Дарчия).

1959. "Крутнява" ("Водоворот") Сухоня (Квалиашвили), "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе (Таблиашвили), "Спящая красавица" (Чабукиани), "Русалка" (Мчедлидзс).

1960. "Легенда о Тбилиси" Тевдорадзе (Гачечиладзе), "Сельская честь" Масканьи, "Нана" ("Таня") Габичвадзе (Агсабадзе), "Баши-Ачуки" Кереселидзе (Гачечиладзе), "Звави" ("Лавина") Андриашвили (Гачечиладзе).

1961. "Десница великого мастера" Мшвелидзе (Таблиашвили), "Демон" Цинцадзе (Чабукиани), "Травиата" (Мчед-лидзе); "Миндия" О. Тактакишвили (Алексидзе), "Гантиади" Геджадзе.

Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени Захария Палиашвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Бегиджанов А., Чхиквадзе Г., Грузинская ССР, М., 1957 (серия "Музыкальная культура союзных республик"); Аракишвили Д. И., Краткий исторический обзор грузинской музыки, Тбилиси, 1940; Хучуа П., К некоторым вопросам грузинской советской оперы и балета, в сб.: Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956; Шавгулидзе, Дни и годы Тифлисского оперного театра, Тб., 1936; Орджоникидзе Г., "Отелло", Тб., 1959. Д. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница