Наши партнеры

Выгодно прокат авто кмв минеральные воды в компании РексРент.
https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 128)


ГУДМЕН (Goodman), Бенджамин Дэвид (Бенни) (р. 30. V.I 909) - американский дириж„р, музыкант (кларнетист). В 1928-34 руководил джаз-оркестром, в к-ром играл на кларнете, саксофоне и трубе, в 1934-44 - дириж„р и солист джаз-оркестра, выступавшего по нью-йоркскому радио под назв. "Давайте танцевать". В 1944-50 возглавлял джазовые ансамбли (трио, квартет и т. д.),с 1950-септет, с к-рым выступал в разл. городах Европы. Г. способствовал развитию иск-ва джаза. Как выдающийся кларнетист-виртуоз, он утверждал т. н. стиль "свинг" (см. Джаз). Удостоен премии на конкурсах джаз-оркестров (1936- 1937; 1937-41; 1943-47; 1949). Г. известен также как исполнитель классич. музыки. С 1938 выступает солистом в концертах симф. оркестров США (под управлением А. Копленда, П. Хиндемита и др.). Снимался в фильмах. В 1962 гастролировал в СССР.

Соч.: The Kingdom of swing. Harrisburg. 1939. M. Зон.

"ГУДМЕНС-ФИЛДС". (Goodman's Fields) - английский драматический театр. существовавший в 1729 - 1742 в Лондоне. Антрепрен„ром "Г.-Ф." был Гиффард. В "Г.-Ф." пост. одну из своих ранних пьес Г. Фил-динг ("Щеголь из Темпля"). На подмостках "Г.-Ф." впервые выступил в Лондоне (9 окт. 1741) Д. Гар-рик в роли Ричарда Ш. Закон о восстановлении театр. цензуры, принятый в 1737, отрицательно отразился и на деятельности "Г.-Ф.". После закрытия театра здание было превращено в склад. Сгорело в 1802. Ю. К.

ГУДМУНДСДОТТИР (Gudmundsdottir), Стефания (1876-1926) - исландская актриса. Одна из основателей (в 1897), ведущая актриса и художеств. руководитель (в 1924-26) "Рейкьявикского театр. об-ва". Творчество Г. было проникнуто пат-риотич. идеями, она утверждала обществен-но-просветит. назначение театр. искусства. В числе лучших ролей Г.: Трина ("Первоапрельские шутки" И. Л. Хейберга), Нора; фру Тьельде ("Банкротство" Бь„рнсона), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына). Наиболее полно дарование Г. раскрылось в произв. исл. драматургов, в к-рых она создавала образы гордых, 'отважных девушек из народа, обладающих сложным и красивым духовным миром: Аслауг ("Новогодняя ночь" Эйнарсона), Аста ("Отверженные" Йохумсона), Льот и Стейнунн ("Усадьба Хроун" и "Мечта" Сигурйоунсона), Гекла ("Борьба королей" Камбана), Гудрун ("Грешники духа" Кварана).

Лит.: Leikfelag Reykyavikur 50 ara 1897-1947. Reykjavik. 1947. Вл. M.

ГУЖОВА, Вера Никитична [р. 18(30).1.1898] -украинская советская артистка оперы (драматич. сопрано). Нар. арт. УССР (1941). Пению обучалась в Киевской консерватории. Сценич. деятельность начала в 1921 в Киевском рабочем ж.-д. т-ре (1924). Пела в оперных т-рах Киева (1924-25,1928-29, 1944-48), Харькова (1925-50), Одессы, Баку, Тбилиси и др. Партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка"), Ганна ("Месть" Жуковского), Татьяна, Лиза, Ярославна; Кошевая ("Молодая гвардия" Мейтуса), Аида, Тоска и др. С 1949 препода„т в Харьковской консерватории, с 1950-в Киевской. С.З.

ГУЗИК, Анна Яковлевна (р. 15.IV.1909)-еврейская советская актриса. Проф. сценическую деятельность начала в 1924 в труппе своего отца Я. С. Гузика. Играла в комедиях и опереттах Гольдфадена, в инсценировках произв. Шолом Алейхема и др. Некоторое время была актрисой Ленинградского т-ра муз. комедии (1932), киевской и харьковской оперетт (1935) и др. С сер. 30-х гг. Г. выступает в ев р. опереттах и в эстрадном репертуаре. Работая в системе эстрадно-концертных организаций, Г. разъезжает по городам Сою-. за с большим эстрадно-музыкальным ансамблем. Роли Г. в опереттах: Шмендрик (о. п. Гольдфадена), Двойре ("Шестая жена"), Шейнделе и Рив-келе ("Для меня ты красива"), Официантка ("Бейлке") и др. Высокое мастерство трансформации позволяет актрисе одной разыгрывать пьесы с несколькими ролями: эстрадные композиции "Колдунья" по Гольдфа-дену, "За праздничным столом" (текст Керлера, муз. Дормана) и др. В репертуаре Г.- евр. нар. песни и танцы, эстрадные фельетоны. В исполнении Г. сочетаются элементы драмы и буффонады, патетики и юмора. Е„ игра отличается тонкостью нюансировки, выразительностью внешнего рисунка.

Лит.: "Театр", 1956, ј 8, с. 183; Толстой А. Н., Полное собр. соч., т. 13, M., 1949, с. 481-82. А. Шн.

ГУИ (Gui), Витторио (р. 14.IX.1885)- итальянский дириж„р, композитор. Музыке обучался в Академии Санта-Чечилия в Риме. Впервые выступил как дириж„р в 1907 в Риме (т-р "Адриано", "Джоконда" Пон-кьелли). Затем дирижировал оперными спектаклями в Турине, Парме, Неаполе. В 1923-25 был ассистентом А. Тосканини в миланском т-ре "Ла Скала". В 1928 организовал и возглавил постоянный оркестр во Флоренции. В 1933 по инициативе Г. был впервые провед„н фестиваль "Флорентийский музыкальный май". На этом и последующих фестивалях под рук. Г. исполнялись оперы Россини, Верди, Керубини, Перселла, Генделя,

Спонтини, Глюка с участием лучших итал. певцов. Дирижировал операми в т-рах Вены, Лондона, Берлина, Праги, Будапешта и др. городов, на фестивалях в Зальцбурге и Эдинбурге. В 1935 гастролировал в Ленинграде и Москве. Среди соч. Г.- опера "Фея Малерба" (1927, Турин), песни и др.

Лит.: Gatti G. M., Musicisti moderni d'Italia e di fuori, 2 ed.,Bologna, 1925. Св. Г.

ГУЙМЫНЬДАНЬ - см. Дань.

ГУЙЦЗЮЙ - форма китайской муз. драмы. Распространена в пров. Гуанси в Юж. Китае в р-нах, где говорят на общераспростран„нном кит. лит. языке (р-ны Гуйлинь, Ишань, Лючжоу и др.). Этот вид театр. представлений возник при слиянии Хунань-ской драмы с местной (гуйлиньской) драмой в сер. 19 в. Первые сведения о Г. относятся к 1853, когда был пост. спектакль труппой Жуйхуабань во главе с известными актерами Лю Юй-цаем и Сяо Си-мэй. В 1862 были созданы три труппы Г. В 1884 организована известная труппа Синьжэньхэбань. В 1885 образуются ещ„ две труппы и созда„тся театр. школа для подготовки актеров Г., а в 1905 - для подготовки актрис. После этого женщины-актрисы занимали в т-ре Г. большое место. В 1909 Хэ Юань-бао создал в Гуйлине т-р "Цзин-фу сиюань". Вначале в репертуар Г. входили историко-героич. драмы (уси), в совр. т-ре Г. преобладают ли-рич. драмы и пьесы, сюжет к-рых взят из судебной практики (вэньси). Известны традиц. драмы, входящие в репертуар Г.: "История железного лука" Те-гупьюань, "Нефритовый браслет" Шэ юй чжо, "Волшебный лотосовый фонарик" Бао лянь дэн, "Мэн Лян крад„т коня" Мэн Лян дао ма и др. Из вновь созданных драм пользуются популярностью: "Факелы над реками" Цзянхэ фэнхо , "Кусок чжуанской парчи" Ифу чжуан цзинь по мотивам сказок народности чжуан и др. Известные актеры т-ра Г.Лю Вань-чунь, Цзян Цзинь-кай, Цзян Цзинь-лян, актрисы - И Си, Се Юй-цзюнь, Цинь Цай-ся, Цинь Чжи-цзин и др. За пределами пров. Гуанси Г. получила распространение в юж. части пров. Хунань. Для Г. характерны 3 типич. мелодии: куньцян, луаньтань и гаоцян. Репертуар пьес Г. во многом совпадает с репертуаром т-ра Циянси провинции Хунань. Б. Р.

ГУКОВА, Маргарита Георгиевна [р. 16(28).III. 1887] - русская сов. артистка оперы (лирико-драм. сопрано). В 1906 окончила Моск. консерваторию по классу У. Мазетти. До окончания консерватории работала в Муз. студии худ. исканий. В 1906-14 Г.- артистка Большого т-ра. Лучшая партия Г. - Татьяна, к-рую исполняла с большой искренностью, глубоко раскрывая внутр. мир героини оперы. Др. партии:

Тамара; Маша ("Дубровский" Направника), Повариха, Ольга ("Сказка о царе Салтане", "Псковитянка" Рим-ского-Корсакова), Иеди, Фатима ("Сын мандарина", "Кавказский пленник" Кюи);

Маргарита ("Фауст"), Мими;

Недда ("Паяцы"), Миньон (о. п. Тома), Шарлотта ("Вертер" M ас-сне) и др. Г. обладала красивым голосом, тонкой музыкальностью, большим драматич. дарованием и сценич. обаянием. С 1920 работала как педагог в оперной студии Большого т-ра (впоследствии Оперный т-р им. К.С.Станиславского), в 1935- 1945 - в оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского. Н. Каз.

ГУЛАЗЯН, Ольга Никогосов-на lp. 27.XII.1885 (8.1.1886)]- армянская еоветская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Деп.

Верх. Совета Арм. ССР 4-го созыва. Род. в Тифлисе. В 1900 принимала участие в спектаклях рабочих-любите- лей, играла роли Саломе и Нато в пьесе Г. Сундукяна "Ещ„ одна жертва". На следующий год вступила в проф. арм. драм. труппу в Тифлисе. Принимала активное участие в деятельности Тифлисского Нар. т-ра. Играла в Баку и др. городах Закавказья, гастролировала в Турции, Египте. Вначале Г. исполняла роли травести (Ал„шка

"На дне" и др.), впоследствии приобрела известность лучшей субретки арм. сцены: Туанетта, До-рина ("Мнимый больной", "Тартюф"). Первый крупный успех связан с исполнением роли Гаяне ("Измена" Сумбатова-Южина). В 1922-23 сыграла Лау-ренсию ("Овечий источник"). Особенно ярко дарование Г. раскрылось в пост. пьес Сундукяна, в к-рых она играла почти все женские роли. С 1926 Г.- актриса 1-го гостеатра Армении (ныне Т-р им. Сундукяна) в Ереване. В творчестве Г. получили развитие реалистич. традиции дореволюц. арм. т-ра. Верность жизненной правде, высокая речевая культура, мягкая, искренняя манера игры, острота сценич. характеристик отличают искусство Г. Творчество е„ отмечено ярким национальным колоритом, юмором, мастерством ведения диалога. Среди лучших ролей Г. -Наталия, Эпемия, Саломе ("Хатабала", 1927, "Пэпо", 1935, "Ещ„ одна жертва", 1944, Сундукяна), Кукушкина, Огудалова ("Доходное место", 1929, "Бесприданница", 1946), Ксения ("Егор Булычев и другие", 1933). В 1957 Г. сыграла роль бабушки в пьесе А. Касоны "Деревья умирают стоя", в 1961-Ламбри-нию ("Остров Афродиты" Парниса). Г. написала театральные мемуары "Воспоминания" (1945). Гос. премия СССР (1952).

Соч.: Воспоминания, Ереван, 1945, 2 изд., Ереван, 1957 (на арм. яз.).

Лит.: Зарян Р., Театральные портреты, кн. 1, Ереван" 1956; "Театр", Ереван, 1957, ј 6, с. 115-116; Д e м и р ч я н Д., Воспоминания и думы об армянской драматургии и театре, Собр. соч., т. VI, Ереван, 1958, с. 658-63 (все издания на арм. яз.). Р.З.

ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ (Артемовскии), Сем„н Степанович [4 (16).П.1813-5(17). IV. 1873] - украинский композитор и артист оперы (баритон). С 11 лет пел в хоре. В 1830 M. И. Глинка, командированный как капельмейстер Придворной певческой капеллы ,на Украину для набора певчих, пригласил Г.-А. в Петербург.В 1838-39 Г.-А. жил у Глинки и обучался под его руководством пению. При содействии Глинки поехал в Италию, брал там уроки пения (1839-42) и выступал в опере (Флоренция). В 1842-64 пел на сцене рус. т-ра и в итал. опере в Петербурге под фамилией Артемов-ского. Партии: Неизвестный ("Аскольдова могила" Вер-стовского), Руслан; Клод Фролло ("Эсмеральда" Даргомыжского, первый исполнитель партии), Дон Жуан (о. п. Моцарта), лорд Уол-тон ("Пуритане" Беллини) и др. Г.-А. обладал красивым и широким по диапазону голосом (легко брал звуки теноровой тесситуры). В 1863 Г.-А. написал известную комич. оперу "Запорожец за Дунаем" (пост. в том же году в Петербурге), заложившую основу укр. оперного иск-ва. Мелодичная и доступная музыка "Запорожца за Дунаем" проникнута сочным нар. юмором. В е„ основу положены интонации укр. нар. песен. Образы главных действующих лиц обладают ярко выраженным нац. характером. Г.-А. написаны дивертисмент "Украинская свадьба" (1851), водевиль "Ночь накануне Ивана Купала" (1852) и др.

Лит.: Кисел„в Г., Гулак-Артемовский, Киев, 1951;

Бернандт Г, и Ямпольский И., Гулак-Артемовский и его русские связи,в сб.:Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956.

ГУЛАКЯН, Армен Карапетович [20.Х(1.Х1).1899- 22.IX.1960] - армянский советский режиссер. Нар. арт. Арм. ССР (1940). Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Чл. Коммуни-стич.партии с 1941. Сценич. деятельность начал в 1918 как актер драм. труппы Нар. дома им. Зубалова в Тбилиси. В 1921-25 занимался в Арм. драм. студии в Москве и в ГИТИСе. С 1925 - режиссер Арм. т-ра драмы в Тбилиси; с 1927- режиссер, в 1930 - 38 и 1944-53- гл. режиссер Т-ра им. Сундукяна в Ереване. В 1938-46 и с 1958 - гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. Спендиа-рова в Ереване. Творчество

Г. способствовало утверждению на арм. сцене сов. драматургии, росту сценич. мастерства, формированию ансамбля. Лучшие спектакли Г. характеризовались ясностью замысла, ч„ткостью мизансцен. Много внимания уделял Г. работе с актерами. Пост. вТ-ре им. Сундукяна пьесы: "Хатабала" (1927), "Пэпо" (1929) Сундукяна, "В кольце" Вагаршяна (1930), "Женитьба Фигаро" (1933), "Платон Кречет" (1935), "Гроза" (1935); "Разор„нный очаг" Сундукяна (1938), "Отелло" (1940),"Маскарад" (1949); "На высотах" Бо-ряна (1947), "Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна и Карагезяна (Гос. пр. СССР, 1950), "Живой труп" (1951) и др.; в Т-реим. Спендиарова - "Ануш" Тигра-няна (1935), "Иван Сусанин" (1942), "Отелло" (1942), "Гугеноты" (1943); "Аршак II" Чухаджяна (Гос. пр. СССР, 1946),. "Давид б ек" Тиграняна (1952), "Луса-бацин" Степаняна (1960) и др.; в Т-ре им. Станиславского - "Из-за чести" Ширванзаде (1950), "Кремл„вские куранты" (1956) и др.

Г.- автор пьес "На заре" (1937, Т-р им. Сундукя-ва), "Великая дружба" (1939, Т-р им. Сундукяна), "Клад" (1940), "Дни, люди незабываемые" (1957, Ленинаканский театр). Пьесы Г. шли в т-рах Тбилиси, Баку, Кировакана, Степанакерта и др. армянских театрах.

С 1947 в„л преподават. работу в Ереванском художеств.-театральном ин-те (проф. кафедры актерского мастерства и режиссуры). Б. А.

ГУЛ‚ВИЧ, Зоя Николаевна (р. 19.II. 1889) - русская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1953). Сценич. деятельность начала в 1907 в Москве, в т-ре миниатюр, затем работала в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Таганроге, Уфе. В 1946-59 - актриса Ереванского рус. т-ра им. Станиславского. Г.- характерная актриса, сочетающая в сво„м творчестве драматизм с тонким, живым юмором.

Роли: Кукушкина ("Доходное место"), Гурмыжская;

Анна Андреевна ("Ревизор"), Горностаева ("Любовь Яровая"), Полежаева ("Беспокойная старость"), Таланова ("Нашествие") и ДР- Б. А.

ГУЛИА, Георгий Димитриевич [р. 1(14).III.1913] - абхазский советский писатель, драматург. Сын Д. Гулиа. Член Коммунистич. партии с 1940. Засл. деятель искусств Груз. ССР. Литературную деятельность начал с 1930. Первая пьеса Г. - "1866 год" (в соавторстве с Н. Микава, 1939) о народном восстании в Лыхнах против феодалов, пост. в абхазском т-ре (Сухуми), стала значительным этапом в истории абхазского т-ра. В годы Великой Отечественной войны в абхазском т-ре пост. пьеса Г. "Скала героев" о борьбе абхазского народа с фашизмом. Характерные для драматургии Г. героическая патетика, напряж„нность конфликта ещ„ отч„тливее проявились в драме "Ч„рные гости" (1956, Абх. т-р). Автор трагикомедии "Колыбель Б-2". Государственная премия СССР (1949).

Лит.: Лакербай M., Очерки истории абхазского театр. искусства, Сухуми, 1957; его ж е, Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.). М. Л.

ГУЛИА, Димитрий Иосифович [21.П. 1874, село Уарча, Абхазия,- 1960, Сухуми] - абхазский советский писатель, драматург. Нар. поэт Абхазии. Будучи педагогом Сухумской учительской семинарии, организовал в 1918 из своих учеников первый в Сухуми абх. лит.-драм. кружок, который в 1919 показывал спектакли в абх. с„лах. В первый же год после установления в Абхазии Сов. власти (1921) по предложению Главполитпросвета Абхазии Г. организовал драм. коллектив, осн. ядром к-рого были участники его ученического кружка. Этот коллектив ставил пьесы Г. ("Под чужим небом" и др.) и его переводы рус. и груз. пьес.

Объезжая районы Абхазии, коллектив проводил большую агитац. работу, привлекал талантливую молод„жь, из к-рой вышли основоположники нац. т-ра (А. Агрба, Ш. Пачалия, Л. Касландзия, М. Кове, Д. Миквибия, И. Кокоскерия). В 1959 абх. т-р в Сухуми пост. пьесу Г. "Призраки".

Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства, Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.). М. Л.

ГУЛОМАЛЙЕВ, Гуломхайдар (р. 1904) - таджикский советский балетмейстер, музыкант, композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Г. явился одним из зачинателей художеств. самодеятельности на Памире. В 1943 организовал детский ансамбль песни и танца. Коллективы Рушанского дома культуры, созданные Г., стали основой Памирского ансамбля нар. музыки, песни и танца Тадж. госфилармонии, художественным руководителем которого Г. был со времени основания (1956). Г. - музыкант-исполнитель, композитор-мелодист, создал ряд популярных песен и инструмент, номеров.

Лит.: Народное искусство, Сталинабад, 1956, с. 27- 29, 119. Я.Я.

ГУЛЬБРАНСОН (Gulbranson; наст. фам.-Норд-грен; Nordgren), Эллен (8.III.1863-2.1.1947)-шведская артистка оперы (сопрано). Член Швед. муз. академии (с 1910). Пению обучалась в Стокгольмской консерватории у Ю. Гюнтера, совершенствовалась в Париже у М. Маркези и Э. Кеннет. Впервые выступила на оперной сцене в Стокгольме в 1889, после чего была принята в труппу Королевской оперы, где вскоре стала ведущей солисткой. В 1896-1914 Г. одновременно с работой в Стокгольмском т-ре гастролировала в крупнейших городах Европы как концертная и оперная певица, в т. ч. в Берлине, Париже, Амстердаме, Лондоне, Осло, Москве, регулярно выступала на Бай-р„йтских фестивалях в операх Вагнера под рук. 3. -Вагнера в 1914-23. Обладая сильным выразительным голосом широкого диапазона (пела меццо-сопрановые и альтовые партии), "Г. увлекала слушателей искренностью и темпераментом исполнения. Особенным успехом пользовалась в операх Вагнера - Елизавета, Кундри, Ортруда, Изольда, Брунгильда ("Тангейзер", "Парсифаль", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга") и Верди -Азу-чена, Амнерис ("Трубадур", "Аида"). После 1923 преподавала пение в Осло.

Лит.: E 1st a F., Boken om Ellen Gulbranson, Oslo" 1950. Д. M. ГУЛЬЕЛЬМИ (Guglielmi) - итальянские композиторы.

1) Пьетро АлессандроГ. (9.XII.1728- 18.XI.1804). Музыке обучался у своего отца, придворного капельмейстера Дж. Гульедьми и у Ф. Дуран-те в консерватории в Неаполе. Автор св. 100 опер на либретто П. Метастазио, К. Гольдони, Р. Кальцабиджи, Д. Боттарелли, Ч. Бадини и др. В 12-летнем возрасте написал первую оперу "Дон Кикибио" (не сохранилась). В 1755 успешно дебютировал как композитор. С 1762 был придворным капельмейстером в Дрездене и Брауншвейге, в 1767-72 выступал в Королевском т-ре в Лондоне как дириж„р и постановщик своих опер (в к-рых участвовала его жена, певица Лелия Аккьяп-пати): "Ифигения в Авлиде" (1768), "Путешественники" (1768), "Эцио" (1770), "Безумие Роланда" (1771), "Карнавал в Венеции" (1772), "Деметрий" (1772). Вернувшись в Италию, Г. занимался в осн. композицией. Несмотря на растущую известность его современников Паизиелло и Чимарозы, произв. Г. долго пользовались популярностью, особенно оперы "Похищение жены" (1765), "Верная супруга" (1767), "Мирандоли-на" (1773), "Томира, царица Скифская" (1795; 1800- Петербург) (все пост. в Венеции), "Эней и Лавиния" (1785), "Благородная пастушка" (1788), "Прекрасная рыбачка" (1789), "Влюбл„нная служанка" (1790) (все пост. в Неаполе) и др. Произв. Г. объединяют в себе типические черты итал. оперы 18 в.-комизм и сентиментальность, яркость колорита и ритмич. гибкость, непосредственность чувства и его вок. выражения, живость сценич. ситуаций. В качестве дириж„ра работал в консерваториях Неаполя и Венеции, участвовал в пост. опер Глюка в Лондоне и Италии. В 1793 был назначен капельмейстером собора св. Петра в Риме. Написал мн. вокальных, симф., камерно-инструмент. и др. соч.

2)ПьетроКарло (1763-28.II.1817) - итальянский композитор. Сын Пьетро Алессандро Г. Известен также под прозвищем "Гульельмини". Музыке обучался в консерватории в Милане. Дебютировал как композитор в 1794 оперой "Деметрий" (Мадрид). Выступал как дириж„р и постановщик своих опер в т-рах "Сан-Карло" (Лисабон), "Ла Скала" (Милан), Королевском т-ре (Лондон) и др. С Ibi 4 - придворный капельмейстер в Масса-Карраоа. Г. написал ряд вок. и др. соч. Автор ок. 40 опер, пост. (в т. ч. самим автором)'в т-рах Италии, Испании, Португалии, Англии, Австрии и др. стран.

Оперы: "Дорваль и Виргиния" (1795, Лисабон), "Ухищрения любви" (1799, Рим), "Два близнеца" (1799, Рим), "Капризная служанка" (1803, Неаполь), "Две свадьбы, но один муж" (1806, Лондон), "Триумф Давида" (1808, Лисабон), "Ромео и Джульетта" (1810, Лондон), "Остров Калипсо" (1813, Милан), и др.

Лит.: Piovano Р., Notizie storico - bibliograf. -sulle opere di P.C.G. (Guglielmini) con appendice su P. Guglielmi, "R. M. I.". Milano, 1909 -1910, XVI- XVII; Della Cortfc A., L'opera comica italiana nel'700, Bari, 1923.

ГУЛЯШКИ, Андрей (р. 7. V. 1914) - болгарский писатель и драматург, обществ. деятель. Чл. Болгарской компартии. Автор ряда романов. В своей первой социальной драме "Болото" (1946) отобразил обществ, жизнь

Болгарии накануне е„ освобождения в 1944. Первый среди бол г. драматургов воплотил образы строителей новой жизни в пьесе "Обещание" (1949). Обе пьесы пост. Нар. т-р им. К. Сарафова (ныне вм. Вазова) в Софии. Секретарь Союза болг. писате-дей. Удостоен Димитр. пр. А г. М.

ГММЕЛЬ, Х у м м е л ь (Hummel), Иоганн Непо-мук (14.XI. 1778 - 17.X.1837)-австрийский композитор, пианист, дириж„р и педагог. Родом из Словакии. Музыке учился у своего отца И. Гуммеля - капельмейстера т-ра Шиканедера в Вене, а также у В. Моцарта (в течение 2 лет), М. Клементи, И. Альбрехтсбергера, И. Гайдна и А. Сальери. С 1787 Г. выступал как пианист во мн. странах Европы. В 1804-11 Г., сменив И. Гайдна, дирижировал оркестром в т-ре кн. Эстер-гази в Эйзенштадте. В 1811-16 жил в Вене, где занимался педагогич. деятельностью. В 1816-18-капельмейстер Придворной оперы в Штутгарте, с 1819 -в Веймаре. Одновременно выступал как пианист и оперный дириж„р в Петербурге (1822), Париже (1825), Вене (1827), Варшаве (1828), Лондоне (1833) и др. городах Европы. Автор 9 опер, в т. ч. "Матильда фон Гиз" (1810, "Кернтнертортеатр", Вена), "Возвращение императора" (1814, Вена), ряда балетов и пантомим, в т. ч. "Волшебное кольцо" (1811, Вена), "Волшебная битва, или Арлекин на родине" (1812, Вена), "Ослиная шкура" (1823, Штутгарт) и др., а также фп., симф., вок. и др. соч. Г. был одним из крупнейших педагогов-пианистов, воспитавших выдающихся исполнителей (Ф. Гиллер, К. Черни, А. Гензельт, 3. Тальберг и др.). Ему принадлежит ряд педагогич. работ.

Литп.: Batka I., W о d i a n е r E., J. N. Hummel biographische Skizze..., [Pozsony, 1887]; Benyovszky K." J. N. Hummel. Der Mensch und Kunstler, Bratislava, 1934" S i e t z R., Die Verhandlungen um J.N. Hummels Nachfolge in Weimar, [Bratislava], 1953. Вл. О.

ГУ M МЕЛЬ, X у м м е л ь (Hummel), Фердинанд (6. IX. 1855-24. IV. 1928) - немецкий композитор, арфист и дириж„ц. Муз. образование получил в Вене и Берлине; концертировал как арфист в Германии, Дании, Норвегии, Швеции, России и др. странах. В 1892-1919 Г. работал дириж„ром и муз. руководителем т-ра "Шаушпильхауз" в Берлине. Автор опер:

"Мара" (1893, Берлин), "Англа" (1894, Берлин), "Ассар-пай" (1898, Гота), "Софья Брабантская" (1899, Дарм-штадт), "Исповедь" (1899, Берлин) и др. Г. принадлежит также музыка к спектаклям: "Святая улыбка" Вильденбруха (1899), "Ночь накануне Ивана Купа-лы" (1901) и "Мир на земле" (1909) М„ллера, киноопера "По ту сторону потока" (1922), мелодрамы "Гном"

(1881), "Снежная королева" (1881), "Гензель и Гретель"

(1882), симф., вок., камерно-инструмент. и др. соч. Оперы Г. (особенно "Мара" и "Ассарпай") ставились с успехом также на итал., швед. и др. оперных сценах. Г. был одним из первых композиторов-веристов; в сво„м творчестве испытал влияние П. Масканьи.

Лит.: Schiedermair L., Deutsche Musik im europaischen Raum, Munster - Koln, 1954. Вл. О.

ГУМОЗ, гуммоз (от лат. gummi - камедь: застывший сок из коры деревьев, употребляемый в качестве клея), - часть театрального грима. Применяется для пластич. изменений лица (лепка носов, подбородков, скул). Изготовляется из гумозного пластыря (75%), воска натурального (10%), канифоли (5%), тона ј 2 (7%), бакана красного (3%). Смесь варится в эмалированной кастрюле на пару. В. Ш.

ГМПЕРДИНК, Хумпердинк (Humperdinck), Энгельберт (1.IX.1854 - 27.IX.1921) - немецкий композитор и педагог. Окончил консерваторию в К„льне (1876), Королевскую муз. школу в Мюнхене (1879), совершенствовался в Италии (1879-81), где познакомился с Р. Вагнером, был ассистентом в Байр„й-те при постановке его опер. В 1879 отмечен премией Мендельсона за сво„ первое соч.- балладу для хора и оркестра "Паломничество в Кевлаар" на стихи Гейне. Первое сценич. произв. Г.- детская опера "Гензель и Гретель" (либр. А. Ветте, сестры Г., Веймар, Придворный т-р, 1893) принесла композитору славу; она отличается выразительностью, простотой и мело-дич. богатством, близка нар. музыке. Опера неоднократно ставилась в России, под назв. "Ваня и Маша". В„л педагогич. деятельность: 1885-86 - проф. консерватории в Барселоне, в 1890-96-во Франкфурте, 1887 - в К„льне. С 1900 - директор и профессор композиции Муз. академии в Берлине.

Др. оперы: "Маркитантка" (1914, Городской т-р, К„льн) и "Гаудеамус" (сцены из жизни нем. студентов, 1919, "Лан-дестеатр", Дармштадт), комич. оперы "Женитьба против воли" (1905, Королевская опера, Берлин), "Королевские дети" (как мелодрама пост. в 1897, Королевский т-р, Мюнхен;

2-я ред. 1910, т-р "Метрополитен-опера", Нью-Йорк), детские оперы-сказки "Семеро козлят" (1895, "Шиллертеатер", Берлин) и "Спящая красавица" (по сказке Перро, 1902, Городской т-р, Франкфурт-на-Майне), пантомима "Чудо" (1911, т-р "Олимпия", Лондон), музыка к спектаклям Нем. т-ра под рук. М. Рейнхардта (Берлин), "Венецианский купец" (1905), "Зимняя сказка" (1906), "Ромео и Джульетта" (1907), "Двенадцатая ночь" (1907); "Лисистрата" Аристофана (1908), "Синяя птица" Метерлинка (1910) и др.

Лит.: К u h l m a n n H. Stil und Form in der Musik von Humperdinck's Oper "Hansel und Gretel". Diss., Marburg, 1930; Pullen K. W., Die Schauspielmusiken Humperdinck's. Diss., Koln, 1951. Вл.О.,Л.М.

ГУНДУЛИЧ (Gundulic), Иван Франов [8.1.1589(?)- 8. XII. 1638] - хорватский поэт и драматург из Дубровника. Автор эпич. поэмы "Осман". Сохранились пьесы Г. на сюжеты из античной мифологии, представлявшие собой свободные переводы с итал. яз.: "Ариадна", "Похищенная Прозерпина", "Диана" и "Арми-да" (две последние в отрывках). Лучшее поэтич. произв. Г.-пастораль "Дубравка", прославляющая родину и свободу, проникнутая ренессансным жизнеутвер-ждением. "Дубравка" впервые была исполнена в 1628 на площади Дубровника перед Княжеским дворцом. В 1888 пост. в Загребе. Динамич. действие, живой нар. язык, обилие комич. сцен определили популярность пьесы, сохраняющейся в репертуаре т-ров (показывается на Летнем фестивале в Дубровнике).

Соч.: Произведения Джива Франа Гундулича, 2 изд., в редакции Дж. Керберла и М. Решетара, Загреб, 1938.

Лит.: P е ш ет а р М., Иван Гундулич, предисловие к польскому изданию "Османа", Варшава, 1934 (на польск. яз.). С. И.

ГУНИА, Валериан (Валико) Леванович [9(21).I. 1862, с. Эка,31.VII.1938, Тбилиси] - грузинский советский актер, драматург, режиссер, театральный деятель, критик, переводчик. Нар. арт. Груз. ССР (1933). Род. в дворянской семье. Учился в Москве в Петровско-Разумовской с.-х. академии. В Москве сблизился с А. И. Сумбатовым-Южи-ным. По возвращении в Тифлис организует груз. любительские спектакли и участвует в них. В 1882 вступил в тифлисскую груз. драм. труппу. Поборник реалистич. иск-ва, Г. вн„с значит, вклад в развитие нац. груз. т-ра. Революц.-демократич. тенденции творчества Г. особенно полно проявились в годы первой рус. революции 1905. Г. исполнял гл. роли в спектаклях, выражающих протест против социальной несправедливости (Гела - "Патара Кахи" А. Церетели и др.) и ставил эти спектакли. Г.- актер глубокой мысли, тщательно работавший над сценич. образами, обладавший ярким темпераментом, красивым по тембру голосом. Играл разнохарактерные роли: Лир, Отелло; Како ("Како разбойник" по Чав-чавадзе), Скалозуб("Горе от ума"),Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Кин (о.п. Дюма-сына), Осип ("Ревизор"), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина), Берсенев ("Разлом").

Г. воспитал плеяду талантливых актеров, организовывал сезонные и гастрольные труппы для обслуживания груз. городов и с„л. В 1908 принял участие в организации нар. т-ра в Кутаиси для рабочих. В 1882 Г. написал свою первую пьесу "Незаконнорожд„нный" (пост. в Тифлисе). Среди многочисл. пьес, переводов, переделок Г. - патриотич. драмы "Брат и сестра", "Два героя", комедия "Ман„вры". Г. переводил Гоголя, Островского, Шекспира, Мольера, Гюго, Ибсена, Гауптмана и др. Написал либретто к операм "Даиси" 3. Палиашвили (1923), "Динара" Аракишвили (1924), "Христине" Гогниашвили. Перев„л на груз. яз. либретто опер "Севильский цирюльник", "Кармен", "Риголетто". Редактировал газету "Театри" (1886) и др. перподич. издания, писал статьи в газетах и журналах. В 1889 издал книгу "Грузинский театр 1879-1889".

После установления в Грузии Сов. власти (1921) Г. стал одним из активных строителей сов. театр. культуры: принимал активное участие в организации бесплатных спектаклей для рабочих, руководил театр. коллективами и был избран первым председателем Союза работников иск-ва. С 1913 снимался в кино.

Соч. на груз. яз.: Грузинский театр за 1879-1889, Тб., 1889; Драмы и комедии, кн. 1-2, Тб., 1893; Статьи и письма, Тб., 1953.

Лит.: День благодарности. Юбилейный иллюстр. альманах в честь 35-летней деятельности В. Гуния, Тб., 1917;

Джанелидзе Д., В. Гуния, в кн.: Сахиоба, Тб., 1958;

Бердзенишвили Н., Большой деятель грузинского театра [В. Гуния], Тб., 1959 (все изд. на груз. яз.); Т а в з а-рашвили Г., Грузинский театр. М., 1930; Б у х н и к а-швили Г., Грузинский театр за сто лет, Тб., 1950. А. П. ГУНО (Gounod), Шарль (17. VI. 1818, Париж,-18. X. 1893, Сен-Клу) - французский композитор, дириж„р, музыкальный писатель. Член Ин-та Франции (с 1866). Виднейший представитель франц. лирич. оперы. Отец Г. - художник, мать - пианистка. В 1836-38 Г. учился в Парижской консерватории у А. Рейха, Ф. Лесюэра, Ф. Галеви, А. Бертона и Ф. Па-эра. В 1839 за кантату "Фер-нан" был удостоен Рим. пр. В 1845 - 52 работал церк. органистом и капельмейстером в Париже, в 1852- 1860 руководил объеди' нением хоровых обществ "Орфеон". В 1851 была поставлена опера Г. "Сафо" (т-р "Гранд-Опера"; в 1884 переработана), в 1854 - опера "Кровавая монахиня" ( т-р "Гранд-Опера"). В дальнейшем композитор создал оперы: "Царица Савская" (1862, т-р "Гранд-Опера"), "Мирейль" (1864, "Т-р лирик"), "Ромео и Джульетта" (1867, "Т-р лирик", с балетом 1888) и др. В своих сценич. соч. Г. противопоставил внешним театр. эффектам, приподнятости чувств, характерным для романтич. т. н. большой оперы, стремление к простоте, правдивости сюжета и музыки (сам Г. отдал дань этому жанру в операх "Сафо", "Кровавая монахиня", "Царица Савская"). Одно из популярнейших произв. мирового оперного репертуара - опера Г. "Фауст" по Г„те (1859, "Т-р лирик", Париж). Дал„кая от философских обобщений Г„те (что было подч„ркнуто композитором, давшим опере первоначально название "Маргарита"), опера привлекает своей эмоциональностью, мелодичностью, изяществом формы. Муз. язык оперы во многом связан с мелодией франц. гор. песни-романса и танца. Появление "Фауста" нанесло сокрушительный удар эстетике большой оперы. Реалистич. тенденции, выявившиеся в "Фаусте", Г. частично развивал и в др. произв., но в этих операх, даже в лучшей после "Фауста" опере Г. "Ромео и Джульетта", сказалось стремление к красивости, искусственная трактовка муз. материала. Опера "Полиевкт" (1878, т-р "Гранд-Опера") проникнута религиозными настроениями, мистикой.

Г. принадлежат также музыка к спектаклям и соч. в др. жанрах. Творчество Г. оказало большое влияние на дальнейшее развитие франц. оперы (в частности, на молодого Бизе). Г.-автор работ ""Дон Жуан" Моцарта" (Париж, 1890), "Записки артиста" (Париж, 1896, в рус. пер. 1904), статей и др.

Др. оперы: "Лекарь поневоле" по Мольеру (1858, "Т-р лирик", Париж), "Коломба" (1860, Баден-Бадиг), "Филемон и Бавкида" (1860, "Т-р лирик", Париж), "Сен-Мар" (1877, "Опера комик"), "Дань Заморы" (1881, т-р "Гранд-Опера") и др.; музыка к комедиям Мольера "Мещанин во дворянстве" (1857, "Театр Франсе") и "Жорж Данден" (1873, неоконч.), к трагедии "Улисс" Понсара (1852; т-р "Ко-меди Франсез"), к драмам "Две королевы" Легуве (1872, т-р "Вентадур") и "Жанна д'Арк" Барбье (1873, т-р "Гете"),

Лит.: 50 опер [Ред. сост. М. Друскин], Л., 1959;

Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; "Артист", 1893, ј 31, кн. 11, с. 192-194; "Всемирная иллюстрация", 1873, .Ns 210, с. 27; S a i n t-S a e n s C., Ch. Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; P r o d'-ho m m e J. G., et Dandelot A., Gounod..., v. 1-2, P., 1911; Soubies A. et Curzon H. de, Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912;

0 1 1 on e R. d\ Gounod et l'opera comique, "RM", 1933, XIII, novembre; H a r t l er H., Einfuhrung zur Oper Margarethe, B., 1939; Landormy P., Gounod, P., 1942; H i l l e m а с h e r P. L., Charles Gounod, P., [1906];

Landormy P., "Faust" de Gounod, P., 1922.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница