Наши партнеры

led экраны для помещений
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 133)


ДАЛЬ MOHTE (Dal Monte), Тоти (наст. имя и фам.- Антониетта M e н e г e л л и; р. 27.VI.1899) - итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). До 1916 занималась пением с педагогом и певицей Б. Маркизио. В этом же году впервые выступила в миланском т-ре "Л а Скала". Здесь Д. М. изучала сценич. иск-во под рук. А. Пини-Корси. В 1917-22 пела в оперных т-рах Генуи, Милана, Палермо, Турина и др. городов Италии, в последующие годы гастролировала в Париже, Лондоне, Берлине, Монте-Карло, Нью-Йорке, Мельбурне, Токио, городах Юж. Америки и др. стран мира. Неоднократно выступала в спектаклях под рук. А. Тосканини, пела вместе с Шаляпиным. Голос Д. М. отличался широтой диапазона, гибкостью и красотой тембра, певица обладала незаурядным сценич. дарованием. В 1943 Д. М. оставила оперную сцену. Преподавала пение в Милане, Риме, Венеции. В 1936 по приглашению Р. Симони с успехом выступила на драм. сцене в "В Кьоджинских перепалках" Гольдо-ни (Венеция). В 1948 играла в драм. т-ре Базеджо. Снималась в фильмах. В 1956 посетила Сов. Союз.

Партии: Чио-Чио-сан; Норма, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини), Лючия, Линда ("Лючия ди Ламмермур", "Линда ди Шамуни" Доницетти), Джильда, Виолетта, Розина;

Лиу, Лизетта ("Турандот", "Рондина" Пуччини), Бьянкофьора ("Франческа да Римини" Дзандонаи), Анна ("Лорелея" Ката-лани).

Лит.: "Сов. музыка", М-, 1956, ј 12, с. 114-116; "Театр", М., 1957, ј 1, с. 167; L a u г i - V о 1 р i G., L' Equivoco, Milano, 1938; Gaisberg E. W., T. Dal Monte .в кн.:

Musica e dischi, Milano, 1949. Св. Г. Bc. Г.

ДАЛЬСКАЯ (А м м а н-Д а л ь с к а я), Елизавета Константиновна [21.IX (З.Х).1899-25.VIII.1962]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начала в 1919 в Казани в т-ре Народного дома. С 1922 сначала в составе труппы "РАМПА", позднее с драм. коллективами Уральского театр. объединения разъезжала по городам Поволжья, Прикамья, Урала. С 1934 - в труппе Свердловского драм. т-ра. Д.- мастер тонкого психологич. рисунка. Играла разнохарактерные роли. Но особой выразительности достигала актриса, создавая характеры сильных женщин, способных на борьбу, умеющих' горячо любить и ненавидеть.

Среди лучших ролей Д.- Лариса ("Бесприданница"), Анна Каренина; Лида ("Платон Кречет"), Лиза Муравь„ва ("Победители" Чирскова), Варвара ("Счастье" Павленко и Радзинского), Надежда ("Варвары"), Любовь Яровая; Филумена ("Филумена

Мартурано" Э. Де Филиппе), Бережкова ("Кресло Л 16" Угрюмова).

Лит.: НемченкоЛ., Народная артистка РСФСР Елизавета Константиновна Дальская, Свердловск, 1959. А. Шн.

ДАЛЬСКАЯ, Тамара Александровна (р.8.III. 1909) - русская советская актриса. Нар. арт. Коми АССР (1946). Окончила студию при Одесском т-ре им. Революции. В 1939-58 - актриса Коми т-ра (русская труппа). Сценич. образы Д. отмечены точностью психо-логич. рисунка, обаянием.

Роли: Анна Каренина, Кру-чинина; Евгения, Лидия ("На бойком месте", "Бешеные деньги" Островского), Мария Стюарт;

Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Любовь Яровая; Джесси ("Русский вопрос"), С. П.

ДАЛЬСКИЙ (наст. фам. - Нестеренко), Владимир Михайлович (р. 5. V.

1912) - украинский советский актер. Народный артист УССР (1954). В 1930-32 учился в Киевском муз.-драм. институте. С 1933 - актер Харьковского ТЮЗа, в 1935-41 - Т-ра. им. Шевченко, с 1941 - Т-ра Киевского военного округа (ныне т-р ПрикВО), с 1957 - Т-ра им. И. Франко. Роли:

Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основья-ненко), Морж ("Почему улыбались зв„зды" Корнейчука), Минутка ("Победители" Чирскова), Крутицкий, Несчастливцев ("Не было "и гроша...", "Лес" Островского). Д. обладает ярким комедийным дарованием, в его образах острая внешняя выразительность сочетается с психологически углубл„нной трактовкой роли. Б. Д.

ДАЛЬСКИЙ (наст. фам.- Неелов), Мамонт Викторович [1865, Кантемировка Харьковской губ.,- 8(21).VI.1918, Москва] - русский актер. Род. в семье помещика. В 1885, уйдя со 2-го курса Харьковского ун-та, в течение 4 лет играл в т-рах Вильно, Ростова, Новочеркасска. В

1889 был актером т-ра Го-ревой в Москве. После успешного исполнения здесь роли Дон Карлоса Д. получил приглашения в Малый и Александрийский т-ры. В

1890 был зачислен в труппу Александрийского т-ра в виде исключения без дебюта. Первая роль - Жадов.

Д. обладал идеальными внешними данными для ге-роич. ролей-стройная, гибкая фигура, красивый сильный голос, властные энергичные жесты. Стихийная темпераментность его игры смягчалась художеств. простотой. Красочная читка стихов и монологов, исключительно выразит. фразировка сближали иск-во Д. с творчеством М. Т. Иванова-Козельского, игрой к-рого Д. восхищался. Особенно близкими дарованию Д. были образы, исполненные сильных и необузданных страстей, образы людей, гонимых обществом и вступающих с ним в резкий, непримиримый конфликт. Большим успехом у зрителей он пользовался в ролях Андрея Белугина ("Женитьба Белуги-на" Островского и Соловьева), Рогожина ("Идиот"), Димитрия Самозванца (о. п. Чаева), Самозванца ("Борис Годунов"), Незнамова. Играя роль Чацкого, Д. выражал протест бунтующего духа, бросал дерзкий вызов обществу. В Гамлете и Отелло Д. удавались сцены бурных проявлений чувств. В меньшей степени умел он передать благородный гуманизм героев Шекспира, их философские раздумья, светлые лирич. порывы души. К лучшим созданиям Д. относятся также роли Карла Моора; Маркиза Позы ("Дон Карлос"), Кина ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова).

Д. сыграл значит, роль в развитии сценич. мастерства Ф. И. Шаляпина. В 1895 в начале своей ар-тистич. деятельности Шаляпин увидел Д. на сцене и ) увл„кся его игрой. Д. принял участие в судьбе начинающего певца, подружился с Шаляпиным, занимался с ним драм. иск-вом. Вследствие трудного характера Д. не сош„лся с труппой Александрийского т-ра и в 1900 был уволен дирекцией. Перейдя на положение гастрол„ра, он выступал в разл. провинциальных и столичных т-рах, иногда организовывал собственные гастрольные антрепризы. Гастроли Д., много выступавшего в этот период в ролях мирового классич. репертуара, имели большое просветит, значение.

Высокоодар„нный художник, Д., однако, недостаточно работал над совершенствованием своего таланта, в„л богемный образ жизни. Противопоставляя сво„ иск-во сценич. ансамблю, Д. не признавал режиссерского руководства. Выступления в Петрограде в 1915-16 показали упадок иск-ва Д. "...Он громыхал своим трагическим баритоном, выставляя на вид плохую методу игры и малые остатки великого вдохновения" [К у гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-М., 1923, с. 172]. После Февральской революции Д. не выступал больше на сцене, объявил себя "идейным анархистом". (Илл. см. на с. 287).

Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, Л.-М., 1948; Х о д о-т о в Н., Близкое-дал„кое, Л.-М., 1962; К у г е л ь А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-М., 1923; Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, т. 2, М., 1958. А. Кл.

ДАЛЬСКИЙ, Михаил Сем„нович (р. 1878) - русский артист оперетты. Был премьером петерб. т-ров "Буфф" и "Пассаж"; пел в Москве и в провинциальных опереточных антрепризах в Вильне (Вильнюс), Ростове-на-Дону, Минске, Курске, Таганроге и др. городах. В 1917 выступал в петерб. "Палас-театре". Блестяще владел актерской техникой, за что удостоился похвалы Ф. Легара; был превосходным танцовщиком. Роли:

Даниле, Октав ("Вес„лая вдова", "Ева" Легара), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Ники ("Под звуки вальса" Штрауса) и др. Неск. сезонов Д. возглавлял "Петерб. художеств. оперетки М. С. Дальского", гастролировал на юге и в Прибалтике.

Лит.: Я рон Г., О любимом жанре, М., 1960, с. 33" 57-58, 94. А. Ив.

ДАЛЬЦЕВ, Зиновий Григорьевич [р. 30. XI (12.XII). 1884] '- русский советский театральный деятель и актер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1910). Сценнч. деятельность начал в 1903 в Орловском т-ре. Выступал во мн. городах России. Роли: Незнамов; Счастливцев, Буланов ("Лес"), Годда ("Казнь" Ге) и др. В 1917 переш„л на административную работу. Принимал участие в организации Т-ра Революции (1922); был управляющим этого т-ра. С 1924 работал в Малом т-ре (сначала пом. директора, затем зам. директора), Оперном т-ре им. Станиславского. В 1941-59 - зам. председателя Совета ВТО. Э.К.

ДАМА (dame)- амплуа в испанском театре 17 в.; исполнительница женских ролей (за исключением комических и характерных). В зависимости от положения актрисы в труппе Д. подразделялись на "первую", "вторую", "третью", "четв„ртую". Н. Т.

"ДАМА С КАМЕЛИЯМИ"-драма в 5 д. Александра Дюлш-сына (на сюжет одноим„нного романа того же автора). В разных странах по разным переводам и обработкам известна под назв. "Маргарита Готье", "Камилла" и др. Соч. 1852 (на франц. яз.). Пост. 2 февр. того же года в т-ре "Водевиль", Париж (Маргарита Готье - Дош, Арман Дюваль - Фехтер, Дюваль-отец - Лафонтен, Панина - Вормс, Прюданс- Астрюк). Пьесу ставили в Париже т-ры: "Жимназ" (1881), т-р Порт-Сен-Мартен (1884), "Ренессанс" (1896) и др.; в Лондоне т-ры: "Лицеум" (1858), "Принсесс" (1875), "Корт" (1880), "Олимпик" (1892). "Д. с к." шла во многих т-рах Европы и Америки.

В России "Д. с к." пост. 21 окт. 1867 в Михайловском т-ре, Петербург (Маргарита Готье - П. Арно, в возобновлении 1873 - Делапорт). 27 нояб. 1877 "Д. с к." под назв. "Как пожив„шь, так и прослыв„шь" (пер. В. И. Родиславского) пост. в Малом т-ре (Маргарита Готье - Федотова, Арман Дюваль - А. Ленский, Дюваль-отец - И. Самарин, Прюданс - Н. Медведева). 6 апр. 1879 - в Александрийском т-ре (в бенефис М. Петипа; Маргарита Готье - Савина, Арман Дюваль - Петипа, Гюстав - Самойлов, Гастон - Сазонов). В 1899 Савина в роли Маргариты Готье гастролировала за рубежом (в Берлине, Праге и т. д.). "Д. с к." широко шла на рус. провинциальной сцене. Среди зарубежных и рус. исполнительниц роли Маргариты Готье - Сара Бернар (в России в 1881, 1892, 1908), Дузе (в России в 1892 и 1908), Тино де Лоренцо (в России в 1897), Л. Мент (в России в 1885), С. Мент (в России в 1895), Виталиани (в России в 1898), Режан (в России в 1910), Ведринская, Горева, Глебова, Пасхалова, Рощина-Инсарова, Яворская, Павлова и др.

Первая пост. "Д. с к." на сов. сцене - 19 марта 1934 в Т-ре им. Мейерхольда (реж.Мейерхольд, комп. Шебалин; Маргарита Готье-Райх, Арман Дюваль-Цар„в, Дюваль-отец - Мичурин, Прюданс - Ремизова). "Д. с к." ставили: Пензенский т-р (1935), Костромской т-р (1940), Т-р им. Марджанишвили (1940; пер. А. Имедиашвили и В. Гуния, реж. Гамрекели, худ. Штенберг; Маргарита Готье -Анджапаридзе), Киевский т-р Красной Армии (1941).

Издания: Первое франц. изд. "Д. с к." 1852. Первый рус. пер. "Д. с к." (под назв. "Как пожив„шь, так и прослыв„шь") - В. И. Родиславского, М-, 1873, Ф. А. Корша, М., 1898.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895/96, П., 1897, с. 263-264;

Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, М.-Л., 1956,с.239-243; Топуридзе Е., Элеонора Дузе, М., 1960, с. 55-65; S а г с е у Гг., Quarante ans de theatre, P., 1901, с. 169-174, 18,4-208. А. Шн.

"ДАМА-НЕВИДЙМКА"-комедия в 3 д. П. Кальдерона. Соч. 1629, пост. в том же году в Мадриде. Ставилась во мн. европ. и в рус. дореволюц. т-рах.

Первая пост. на сов. сцене - во 2-й Студии МХАТа в Москве (1924, пер. К. Д. Бальмонта, реж. Вершилов, худ. Нивинский, комп. Оранский; Анхела - Елина, Беатрис - Телешева, Исабель - Алеева, Андровская, Мануэль - Вербицкий, Луис - Прудкин, Хуан - Калужский, Косме - Азарин, РодригоКомиссаров). Последующие пост.: Моск. т-р Комедии (1940, реж. Станицын и Тамарин, худ. Вильяме, комп. Сизов), Свердловский т-р (1940, реж. Битюцкий, худ. Кузьмин), Пермский т-р (1940), Челябинский т-р (1940), Казанский т-р (1941), Камерный т-р (1945), Смоленский т-р (1946), Т-р им. Сундукяна (1946), Бакинский т-р 1948), Горьковский т-р (1954), Ростовский-на-Дону т-р 1956), Т-р им. Якуба Коласа, Витебск (1956), Каунасский т-р (1960).

Издания: Первое испанское изд. "Д.-н."-Валенсия, 1636; Первый рус. пер. (под назв. "Невидимка"), "Артист", 1894, .No 39; Первый советский пер. - Щепкина-Куперник Т. Л-, М., 1940; из последующих сов. изд.Кальдерон, Дама-невидимка, М., 1945; Щ е п-кина-Куперник Т. Л., Избр. переводы, т. II, М-, 1958. А. Шн.

ДАМАЕВ, Василий Петрович [7(19).IV.1878-11.X. 1932]- русский артист оперы (драматический тенор). В детстве и юности пел в церковном хоре. Пению обучался в Моск. филармонич. уч-ще (1905); одновременно занимался пластикой, танцами, фехтованием. В 1906 познакомился с оперным антрепрен„ром С. Зиминым и начал работать над оперным репертуаром под рук. режиссера П. Оленина, дириж„ров Э. Купера и Е. Букке. В 1908 впервые выступил на сцене (в опере Зимина). Исполнял ведущие партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Торопка ("Асколь-дова могила" Верстовского), Герман; Андрей ("Мазепа"), Садко, Левко, Туча ("Садко", "Ночь перед Рождеством", "Псковитянкам Римского-Корсакова), Хозе; Отелло, Радамес ("Отел-ло", "Аида" Верди), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др. В 1910 пел в спектаклях "русских сезонов за границей" в Париже (исполнял партию Самозванца в "Борисе Годунове" Мусоргского). В 1917-20 работал в Опере Моск. Совета рабочих депутатов, в 1921-22-в опере "Наш театр", в 1922-24-в "Свободной опере" Зимина (все в Москве); одновременно гастролировал. В 1929-30 руководил .Моск. областной оперой. В 1930 оставил сцену и работал сотрудником Гос. театр. музея им. Бахрушина. УД. был гибкий красивый тенор с несколько открытым звуком, ровно и сильно звучавший во всех регистрах. Певец покорял слушателей темпераментом, воодушевл„нностью и искренностью исполнения. М. Р., Н. К.

ДАМДИНБАЗАР, Лубсангиин (1889-1937) - монг. композитор, драматич. актер, певец и муз. деятель. Один из основоположников монг. муз. т-ра. В юности научился играть на монг. нар. инструментах (моранхуре и др.). Автор муз.-драматич. пьес "Мальчик-дровосек", "Зов души", "Лэтидэг" и песен. В 1932 вступил в труппу Монг. нар. т-ра. В 1933 - участник олимпиады революц. т-ров в Москве. Роли: Сумья ("Сумья-носи"), Богатый хозяин ("Пастушка"), Старший брат ("Два брата-охотника"), Хозяин ("Мальчик-сирота"), Ушандар ("Ушандар-хан") и др. Героико-романтич. актер, Д. использует традиции исполнения нар. певцов. Играет также отрицательные сатирич. роли. Г. У., Бор. С.

ДАМДИНСУРЭН, Бээлгин (р. 1918) - монгольский композитор. Засл. деят. иск-в МНР. Музыке обучался в Пекинской консерватории. Автор оперы "Путь к счастью" (1951), муз. комедии "Семьдесят небылиц", муз. драмы "Ж„лтая река", музыки к спектаклям "Искатель счастья Мунхэ", "Мудрая ханша Манухай", "Степные богатыри", "Юность Цога", ряда соч. в др. жанрах. В своих муз.-сценич. произв., так же как и во вс„м творчестве, Д. использует характерные особенности халха-монг. нар. музыки; особое внимание композитор уделяет массовым сценам с широким распевом певцов-солистов и монументальным звучанием хоров. Д.- один из организаторов Монг. муз.-драм. театра (1942) и первого монг. симф. оркестра (1945) при этом т-ре. Чой-балсана пр. Г. У., Бор. С.

ДАМДИНСУРЭН, Дамбын (р. 20.IX.1914) - монгольский актер. Засл. арт. МНР (1951). Член МНРП с 1957. С 1928 участвовал в художеств. самодеятельности. С 1930 работал в Образцовом нар. т-ре им. Сухэ-Батора в Амгаланбаторе, с 1938-в т-ре Монг. народно-революц. армии. В 1943 вступил в труппу Гос. муз.-драм. т-ра в Улан-Баторе. Д. присущи большой темперамент, обаяние, мастерсйо перевоплощения. Исполняет героич. и комедийные роли.

Роли: Шар Гэрт хан ("Три Шарайгольских хана" Намда-ка, по эпосу "Гесериада"), Джагбай ("Братья" Оюун), Родри-го ("Отелло"), Тихон ("Гроза"), Бублик ("Платон Кречет"), Гончаров, Боб Мэрфи ("Жди меня", "Русский вопрос" Симонова) и др. Д. создал образ В. И. Ленина ("Кремл„вские куранты"). Г. У.

Д'АМЙКО (D'Amico), Сильвио (3.II.1887-1.IV. 1955) - итальянский театральный критик и историк т-ра. Автор работ по истории т-ра: "История драматического театра" (4 тт., 1939-40), "Итальянский театр" (1932), "Духовная и светская драма" (1942), "Послевоенная театральная сцена" (2 тт., 1953) и др. Был одним из основателей (1935) и президентом римской Академии драматич. иск-ва, носящей в наст. время его имя. Принимал участие в издании итал. театр. энциклопедии ("Enciclopedia dello spettacolo").

Соч.: Storia del teatro drammatico, v. 1-4, Mil.-Roma, 1939-40, nuova ed., Mil., [1950]; II teatro italiano, Mil.- Roma, 1932, 2 ed., 1937; Palcoscenico del dopoguerra, v. 1-2, (Torino], [1953]. P. X.

ДАМОРО-ЧЙНТИ (Damoreau-Cinti) [урожд„нная -Монталан (Montalant)], Лаура (6.11.1801-25.11. 1863)-французская артистка оперы (сопрано), педагог. Сценич. имя - Мадемуазель Чинти. 7 лет была принята в Париж, консерваторию. В 1816 впервые выступила на оперной сцене в Париже. С этого года до 1822 выступала в "Итальянском т-ре" в Париже, в 1822-26 - солистка оперы в Лондоне, в 1826-27 и 1829-35-солистка т-ра "Гранд-Опера", в 1827- 1829-т-ра "Де ла Монне" (Брюссель), в 1836-42- т-ра "Опера комик" (Париж). Выступала на сцене вместе с Г. Зонтаг, М. Малибран, А. Нурри и др. Одна из лучших певиц 1-й пол. 19 в., Д.-Ч. соединяла в сво„м исполнении декламац. иск-во франц. виртуозной вок. школы с техникой итал. школы, поражала слушателей красотой и диапазоном голоса. В 1843 оставила сцену и выступала с концертами во мн. странах, в т* ч. в Англии, США, Голландии, России (1846), Бельгии и др. странах. Партии: Керубино, Церлина ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан") и др. Для Д.-Ч. были специально написаны партии в операх "Моисей в Египте", "Осада Коринфа" Россини, "Ч„рное домино", "Занетта" Обера и др. В 1834-56 Д.-Ч. преподавала в Парижской консерватории.

Лит.: Гилью Г., Биография певицы г-жи Даморо-Чинти, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 1, разд. IV, с. 55- 58; Esendier L. and V., Etudes biographiques, P., 1848;

Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951. Л. M., Иг. Ф.

ДАМПИР (Dampier), Альфред (28.11.1847-23. V. 1908) - австралийский актер, драматург и режиссер. Начал сценич. деятельность в труппах" выступавших в небольших англ. провинциальных городах. В 1872 был приглаш„н в Австралию. Выступал в Мельбурне ("Александр т-р"), исполняя роли Мефистофеля ("Фауст" Г„те) и Жана Вальжана ("Отверженные" по Гюго). В 1877 Д. впервые в Сиднее исполнил роль Гамлета. Играл также Отелло, Яго, Макбета, Ричарда III. В 1881 гастролировал в Англии с пьесой австрал. драматурга Ф. Хопкинса "Вс„ за золото", был постановщиком этого спектакля и исполнителем гл. роли. Возвратившись в Австралию, Д. арендовал т-ры в Мельбурне и Сиднее, где ставил свои инсценировки (нек-рые совм. с Г. Уолчем) романов австрал. писателей-реалистов М. Кларка ("Пожизненное заключение", 1886, Сидней) и Р. Бол-древуда ("Вооруж„нный граб„ж", 1890, Мельбурн). В этих спектаклях впервые была показана на сцене жизнь Австралии. Д. написал драмы "Под Южным Крестом", "Парень", "Охотник" (в соавторстве с Г. Уолчем), которые ставил в руководимых им театрах. Воспитал многих молодых австралийских актеров.

Лит.: The Australian encyclopaedia, v. 3, Sydney, 1958;

R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney-L., 1953;

S e г 1 e P., Dictionary of Australian biography, Sydney-L., 149. Л. К.

ДАМРОШ (Damrosch), Вальтер (30.1.1862-22. X11.1950) - амер. дириж„р и композитор. По национальности немец. Сын Л. Дамроша. Музыке обучался в Дрездене, сначала у отца, затем у Ф. Дрезеке; совершенствовался у Г. Бюлова и др. С 1884 дирижировал спектаклями нем. оперной труппы в т-ре "Метрополитен-опера" (вторично-в 1899-1901); одновременно, с 1885 - концертами "Ораториального об-ва" и симф. оркестра в Нью-Йорке. Завоевал известность как пропагандист творчества Вагнера и др. оперных композиторов. Гастролировал в Европе. В 1895 основал оперную труппу "Дамрош опера компани", с к-рой гастролировал в США, знакомя амер. публику с операми Вагнера. Написал ряд сценич. произв., следовавших принципам школы Вагнера и пользовавшихся успехом.

Оперы: "Алое письмо" (1896, Бостон), "Голубь мира" (1912, Филадельфия), "Сирано де Бержерак" (1913, Нью-Йорк), "Человек без родины" (1937, там же) и др., музыка к спектаклям "Ифигения в Авлиде" и "Медея" Еврипида (1915) и "Электра" Софокла (1917) (все пост. в Нью-Йорке) и др. Соч.: My musical life, N. Y.. 1923, 2 ed., L., 1930. Лит.: Henderson W.J., Walter Damrosh, "The Musical Quarterly", N.Y., 1932, XVIII; Damrosch-Fin lette г G., From the top of the stairs, Boston, 1946. Be. T.

ДАМРОШ (Damrosch), Леопольд (22.X.1832- 15.II. 1885) - немецкий дириж„р, композитор и музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в Берлине. Выступал как скрипач и дириж„р в городах Германии, с 1857 - солист Придворной капеллы в Веймаре. С 1858 - дириж„р филармонич. об-ва в Бреславле. В 1871 переехал в Нью-Йорк, с 1884-дириж„р труппы т-ра "Метрополитен-опера". С особым успехом исполнял оперы Вагнера, Корнелиуса и др. совр. ему нем. композиторов. Д. вн„с важный вклад в развитие оперной и симфонич. культуры США, способствовал приглашению в страну лучших артистов.

Лит.: R i с e E. Т., Personal recollections of Leopold Damrosch, "The Musical Quarterly", N. Y., 1942, XXVIII. Вл. О.

ДАМСЕ (Damse), Юзеф (23.1.1788-25.XII.1852)- польский композитор. Творч. деятельность начал как дириж„р военного оркестра (1809) и как актер комич. оперы (1814). Первая комич. опера Д. "Волшебный кларнет" (1820, Варшава) не имела успеха. Более популярными были его комич. оперы (все пост. в Варшаве) "Приказание" (1837), "Миллионный крестьянин" (1829) и балет "Список войск" (совм. с К. Курпинь-ским, 1841), к-рый выдержал в Польше св. 500 представлений и вош„л в репертуар балерины А. Павловой. Комич. опера "Контрабандист" (1844, Варшава) была наиболее удачной среди сценич. произв. Д. В историю польского т-ра Д. вош„л как один из создателей жанра комич. оперы. Его музыка отличается простотой, непосредственностью, богата нар. мелодиями. Д. один из первых отказался от переводных либретто и начал использовать для своих опер и балетов нац. сюжеты. Творчество Д. имеет демократич. направленность, оно рассчитано на широкие массы слушателей.

Лит.: Polski slownik biograficzny, t. 4/5, z. 20, Krakow, 1938. Д. Коз.

ДАН, Икума (р. 1924) - японский композитор. В 1945 окончил Токийскую муз. школу. Автор опер "Ночной журавль", "Смешанные мелодии", "Шапка - длинные уши" (по мотивам нар. сказаний). Д.- лауреат премий Ямада Косаку (1953) и Иба Ко (1959). Автор музыки к спектаклям и ряда соч. в других жанрах. Профессор Токийской консерватории. К. Ф.

ДАНДЗЮРО - см. Итикава Дандзюро.

ДАНЗАН (р. 14.11.1909) - монгольский артист цирка; клоун. Нар. арт. МНР (1961). Выступал в самодеятельности. В 1940 окончил цирковую школу по классу клоунады. Юморески Д. пользуются успехом не только в МНР, но и за рубежом; выступал в КНДР, КНР и СССР.

ДАНЗАС - армянские советские актеры. 1)Гайк Христофорович [наст. фам.- Б и н а я н; р. 10 (22).V.1899 ]-нар. арт. Арм. ССР (1950). Учился в Харьковском ун-те (юридич. ф-т) и на драм. курсах актера МХТ А. П. Харламова. Сценическую деятельность начал в 1918 в Ростове-на-Дону в рус. т-ре. С 1920 работал актером и режиссером арм. т-ров в Ростове-на-Дону, Тбилиси, Баку, Краснодаре, Ленинакане. Один из основателей арм. т-ра оперетты (1922). С 1942 - в Ереванском т-ре муз. комедии. Талантливый комедийный актер, Д. обладает ярким юмором, эмоциональностью, музыкальностью, мастерством перевоплощения.

Роли: Назар ("Храбрый Назар" Айвазяна), Чокан ("Долина любви" Котояна), Флоридор ("Мадмуазель Нитуш" Эрве), Стефан ("Цыганский барон" Штрауса), Бони ("Сильва" Кальмана), Аршак ("Поздно, но мило" Ерицяна).

2) Изабелла Григорьевна [наст. фам.- К о з о д я н; р. 3 (16). XII. 190*8] - нар. арт. Арм. ССР (1950), жена Гайка Христофоровича Д. Окончила Ростовский муз. техникум. Сценич. деятельность начала в 1926 в Ростове-на-Дону. Выступала в драмах и в оперетте в Тбилиси, Баку, Краснодаре, Ереване, Ленинакане. С 1942 - в Ереванском т-ре муз. комедии. Исполнение Д. отличается ч„ткостью сценич. рисунка, пластичностью, музыкальностью, комедийным задором.

Роли: Наташа ("Кум Моргана" Ширванзаде), Устиан ("Храбрый Назар" Айвазяна), Катарина, Беатриче ("Укрощение строптивой", "Много шума из ничего"), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Дениза ("Мадмуазель Нитуш" Эрве), Пепита ("Вольный ветер" Дунаевского), Карташова ("Миллион за улыбку" Софронова). Б. А.

ДАНИЛ‚ВИЧ, Лев Васильевич [р. 12 (25).VL 1912] - русский советский музыковед. Кандидат искусствоведения (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1936 окончил Моск. консерваторию. В 1937-56 в„л педагогич. работу. Автор работ по рус. классич. и сов. музыке.

Соч.: И. О. Дунаевский, М.-Л., 1947; П. И. Чайковский, М.-Л., 1950; Д. Кабалевский, М., 1954; Д. Д. Шостакович, М.,1958; К спорам об опере, "Советская музыка", 1960, ј 12; Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова" М., 1961. Б. Ш,

ДАНИЛЕВСКАЯ, Розалия Григорьевна [4(16). IX.1888-9.V.1953] - русская актриса. Засл. арт, РСФСР (1935). Сценич. деятельность начала в 1908 в Красноярском т-ре. Работала в т-рах Ставрополя, Тулы, Астрахани, Москвы, Киева, Курска. В 1918- 1923 - актриса Саратовского т-ра. В 1929-41 и с 1943 - Воронежского т-ра. Осн. место в репертуаре актрисы занимают образы советских женщин: Любовь Яровая; Клара ("Страх"), Глафира ("Инга" Глебова), Сафонова ("Русские люди"), Харитонова ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва) и др. Играла в пьесах Горького (Василиса - "На дне", Меланья - "Дети солнца", Софья - "Последние", Васса Железнова), Островского, Чехова. Д. вела большую военно-шефскую работу.

ДАНИЛИН, Юрий Иванович [р. 1(13).1.1897] - русский советский литературовед. Окончил ф-т обществ. наук 1-го МГУ в 1924. В том же году начал лит. деятельность. Преподавал историю, всеобщую литературу в Ин-те иностранных языков (до 1950). Доктор филологич. наук (1938). Профессор (с 1943). Осн. работы посвящены истории лит-ры и т-ра эпохи франц. революции 19 в.

4 Соч.: Театральная жизнь в эпоху Парижской Коммуны, М., 1936; Литература Июльской революции, в кн.: История французской литературы, т. 2. 1789-1870 гг., М., 1956 (гл. 1, в частности, о драматургии Феликса Пиа и Огюста Люше-Комедия "Робер Макэр" Фредерика Леметра, Бенжамена Антье и Сент-Амана); Пиа Феликс, Избранные произведения, [пер. с франц.], М.-Л., 1934 (Редакция, составл. и вступ. статья Д.); Театр Гюго, "Печать и революция", М., 1929, ј 2-3; Робер Макэр, "Театр", М., 1939, .Ns 9; Театр коммунаров, "Театр", М., 1939, ј 2-3; Беранже П., Сочинения, М., 1957 (Сост., редактор и автор вступ. статьи и комментариев); Беранже и его песни, М., 1958. С. Г.

ДАНИЛОВ, Сергей Сергеевич [23.V (5.VI).1901- 31.XII.1959] - русский советский театровед. Профессор (1947). Доктор искусствоведения (1947). В 1925 окончил Высшие курсы искусствоведения при Гос. ин-те истории искусств в Ленинграде (позднее Научно-исследоват. ин-т т-ра, музыки и кинематографии); работал здесь (с перерывом) до 1958. С 1945 Д. был также зав. кафедрой теории и истории рус. дореволюц. и сов. иск-ва Ле-нингр. театр. ин-та им. А. Н. Островского. Д.- автор работ по истории рус. дореволюц. и сов. т-ра. Его книга ""Ревизор" на сцене" ввела в театроведение новый жанр - сценич. историю произведений классич. драматургии.

Соч.: "Ревизор" на сцене, 2 изд., Л., 1934; Русский театр в художественной литературе, Л.-М-, 1933; Гоголь и театр.

Л., 1936; Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л.,1948; М. Горький, М.-Л.,1950; Русский драматический театр XIX века, т. 1, Л.-М., 1957; Государственный академический театр драмы, главы в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-2, М., 1У54- 60; Горький на сцене, Л.-М., 1958; К историографии русского дореволюционного и советского театра, в сб.: Записки о театре. 1958, Л.-М., 1958, и Записки о театре. 1960, Л.-М., 1960. А. Ю.

ДАНИЛОВА (Danilova), Августа (1869-3.1.1958) - югославская актриса. Окончила актерскую школу в Вене. Ученица актера И. Борштника. В 1884 дебютировала на сцене Люблинской читальни; работала здесь до 1892. В 1892-1913 играла в Новом гос. т-ре в Любляне. В 1908-10 руководила Словенским т-ром в Триесте. В 1914-20 и 1922-28 работала в Нью-Йорке и Кливленде (США), в 1921-22, 1928-29, 1950- 1951-в Люблинской драме. Д.одна из первых проф. актрис Словении. Е„ творчество носило реалистич. характер, но в то же время было отмечено и романтич. тенденциями. Играла гл. обр. драматич. роли: Эля ("Буря равноденствия" Войновича), Роза ("Роза Бернд" Гауптмана), Мессалина (о. п. Вермореля). Снималась в первых словенских фильмах (1948-49). Аг.М.

ДАНИЛОВА, Мария Ивановна [1793-8(20). I. 1810] - русская артистка балета. Одна из лучших учениц Ш. Дидло и Е. И. Колосовой. Будучи воспитанницей Петерб. театр. школы, танцевала ответств. партии в балетах "Аполлон и Дафна" Дидло, "Зефир и Флора" Кавоса. Выдающееся дарование Д., одухотвор„нность и л„гкость е„ танца особенно ярко проявились в балете Дидло "Амур и Психея", где она исполняла партию Психеи. В 1809 Д. заболела туберкул„зом и вскоре умерла. Современники ценили иск-во Д. и ставили е„ выше иностр. танцовщиц. Памяти Д. посвятили стихи К. Н. Батюшков, Н. М. Карамзин, Н. И. Гнедич, А. Е. Измайлов и др.

Лит.: М у н д т Н., Биография знаменитой русской артистки Мария Даниловой, "Пантеон русского и всех европейских театров", СПБ, 1840, ч.1,ј2; Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. I, Л., 1938, с. 58, 66-67, 95; К р а с о в с к а я В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. В. Ч.

ДАНИЛОВА, Наталья Владимировна [р. 5(18).XII. 1905]-русский советский балетмейстер. Заслуженный деятель иск-в РСФСР (1962). В 1924 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой). В 1924-35 - солистка Т-ра им. Кирова. С 1939 - гл. балетмейстер Куйбышевского т-ра оперы и балета. Для творчества Д. характерно сочетание ака-демич. традиций классич. балета с поисками новых сюжетов и образов. Большое внимание Д. уделяет пост. кордебалетных сцен.

Пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1949); "Семь красавиц" Караева (1955), "Спящая красавица" (1955)- Куйбышевский т-р оперы и балета; "Юность" Чулаки (1951), "Лауренсия" (1952) - Харьковский т-р оперы и балета; "Легенда о любви" Крейтнера (1958), "Ут„с" Лазарева (1959), "Читра" Тагора (1960) - Куйбышевский т-р оперы и балета. Ст. М.

ДАНИЭЛЬ, Исаак (гг. рожд. и смерти неизв.) - болгарский режиссер. По национальности еврей. Театр. иск-во и режиссуру изучал в Вене в 1919. В 1921- 1922-режиссер Варненскогот-ра. В 1923 создал театр. студию в Софии, где были пост.: "Вознесение Ганнеле" Гауптмана, "Лекарь поневоле" Мольера, "Тот, кто получает пощ„чины" Л. Андреева. В 1923-24 студия Д. влилась в состав Нар. т-ра. Здесь Д. пост. "Кориолана" Шекспира и "Мнимого больного" Мольера. Несмотря на влияние нем. экспрессионизма, наличие нек-рой манерности, режиссерские работы Д. и его педагогич. деятельность способствовали развитию болгарского т-ра (многие крупные актеры болг. т-ра начинали свой творческий путь в студии Д.). В 1931 уехал в Израиль. Ст. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница