Наши партнеры

Выгодно прокат авто сочи люкс в компании РексРент.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 136)


ДАУГУВЕТИС, Борис Францевич (26. Ш. 1885- 13. VII. 1949) - литовский советский режиссер, актер, драматург. Нар. арт. СССР (1948). Деп. Верх. Совета Литов. ССР 2-го созыва. В 1910 окончил Петерб. театр. уч-ще. В 1910-13 - актер и режиссер Петерб. т-ра Лит.-художеств. об-ва. В 1913-21 работал как актер и режиссер в провинциальных т-рах России. В 1923-41 - режиссер литов. Каунасского т-ра. Одновременно ставил спектакли в Шяуляйском т-ре. Среди пост. этого периода: "Эдип в Колоне" Софокла (1939), "Отел-ло" (1924), "Зимняя сказка" (1925), "Макбет" (1939) Шекспира, "Северные богатыри" (1925), "Враг народа" (1937) Ибсена, "Разбойники" (1928), "Дон Карлос" (1931), "Мария Стюарт" (1937) Шиллера, "Вишн„вый сад" (1937), "Доходное место" (1938), "Мещане" (1940). Д. был выдающимся актером. Среди его лучших ролей: Клавдий ("Гамлет", 1930), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1924), Несчастливцев (1948), Автолик ("Зимняя сказка", 1949). По инициативе Д. в 1924 при Каунасском т-ре была создана драм. студия, в к-рой под рук. Д. было воспитано поколение ведущих актеров т-ра Литвы. В своей педагогич. деятельности и творчестве Д. утверждал принципы реализма, рус. школы сценич. иск-ва. Д. способствовал развитию литов. нац. драматургии; привл„к к работе в т-ре писателей Майрониса, Креве, К. Бин-киса, А. Грицюса и др. После восстановления в Литве Сов. власти (1940) Д. стал руководителем Каунасского т-ра, активным строителем сов. театр. культуры. В 1940-гл. реж. Каунасского т-ра. В годы фашистской оккупации не работал. С 1944 Д.-гл. реж. т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Пост. здесь спектакли:

"Враги"'(Гос. пр. СССР, 1947), "Кремл„вские куранты"

(1947), "Лес" (1948), "Егор Булычев и другие" (1948). Д. является также основоположником литов. сов. драматургии. Он написал первые литов. сов. пьесы:

"Новая борозда" (1945) - о жизни литов. народа, о земельной реформе 1940, борьбе с нем. оккупантами, "Боевое задание" (1946)-о партизанской борьбе в Литве против гитлеровских оккупантов, "Усадьба Жалдокаса"

(1948) - комедия из жизни послевоен. литов. деревни, "Учительница" - о сельской учительнице, убитой во время оккупации. Среди учеников Д.нар. арт. Литов. ССР Е. Бинд окайте, Г. Яцкевичюте, засл. арт. Литов. ССР А. Кернагис, Б. Лукошюс, Е. Грикевичю-те и др. В. М.

ДАУТАРТАС, Ионас Ионович (р. 1. VIII. 1905)- литовский советский дириж„р. Нар. арт. Литов. ССР (1957). Член Коммунистич. партии с 1951. Творч. деятельность начал в 1924 в Каунасском оперном т-ре в качестве артиста хора; в 1938-44 работал в т-ре суфл„ром. С 1944 - хормейстер и дириж„р оркестра Литов. т-ра оперы и балета (с 1954-гл. хормейстер). Гос. пр. СССР (1951) за участие в создании спектакля "Борис Годунов". Д. высоко поднял проф. хоровую культуру литов. оперного т-ра. А. Руз.

ДАУТОВ, Ниаз Кура-мшевич (р. 23.IX.1913)- татарский советский артист оперы (лирический тенор), режиссер. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончив Тат. оперную студию при Моск. консерватории (1938), продолжал образование в Моск. и Уральской консерваториях. Сценич. деятельность начал в 1941 в оперном т-ре в Казани исполнением гл.роли в опере Жиганова "Алтынчеч". Затем работал в разл. оперных т-рах (Муз. т-р им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко, Москва, Свердловский т-р оперы и балета и др.). С 1956- гл. режиссер и солист

Т-ра оперы и балета им. М. Джалиля. Пост. оперы "Алтынчеч" Жиганова, "Травиату", "Кармен" и др. Партии: Муса ("Муса Джалиль" Жиганова), Самат (о. п. Валиуллина), Ленский, Фауст и др. С 1960 Д. работает в Свердловском т-ре оперы и балета.

Лит.: Головашенко Ю., Н. Даутов, Казань, 1957. 3. X.

ДАУТОВА, Диля Рахимовна [р. 1(14). II. 1908] - башкирская советская актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1957). Член Коммунистич. партии с 1941. Род. в шахт„рской семье. Окончила башк. театр. техникум (1933). Участвовала в самодеятельных спектаклях. Сценич. деятельность начала в 1924 в Троицком т-ре. С 1925 - актриса Башк. драм. т-ра (Уфа). Играла роли матерей, бытовые, особый успех имела в остро характерных ролях: Сахиля ("Хужа Насретдин"), Женщина ("Талия Бану" Файзи).

Роли: Ынакай ("Ынакай и Юлдыкай" Габитова), Танс-лу ("Ашказар" Бурангулова), Тансулпан ("Карагул" Юлтыя), Гульямал ("Зимагоры" Мифтахова), Бибихаят ("Седые волосы моей матери" Мирзагатова), Ванюшина ("Дети Ванюшина" Найд„нова), бабушка Вера ("Герои" по роману Фадеева "Молодая гвардия"), Марина ("Сонет Петрарки" Погодина). Д. Б.

ДАУШВЙЛИ, Константин Давидович [р. 6(19).Ш. 1909]-грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начал в 1927 в Тбилиси. С 1928 работал в Тбилисском т-ре Красной Армии. С 1930 (кроме сезона 1934-35)- в Т-ре им. К. Марджанишвили (Тбилиси). Роли: Квеженадзе ("В самое сердце" Дадиани), Беглар ("Рогор" Каладзе), Джибил ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Кречинский; Кнуров ("Бесприданница"). С 1931 снимается в кино. Т.И.

ЦАХУАЛЯНЬ" - см. Цзин".

ДАЦЦИ (Dazzi), Манлио (р. 17. IV. 1891) - итальянский театральный критик. В течение мн. лет занимался изучением творчества К. Гольдони, напечатал о н„м ряд журнальных статей и этюдов. Продолжением этих работ является капитальный труд Д. "Карло Гольдони и его социальная поэтика" (1957). В этой книге Д. изучает творчество Гольдони в тесной связи с социальной средой, в к-рой он сформировался как драматург. Д. показывает влияние на Гольдони разл. философских течений, воспринятых Венецией из передовых европ. стран. Переводчик произв. Расина, Мольера и др. франц. драматургов. С. Мок.

ДАЦЮЙ - жанр древних китайских придворных представлений, крупное многочастное произведение, в к-рое входили сольные инструментальные, вокальные и танцевальные номера. Д. сопровождались разл. китайскими барабанами и струнными нар. инструментами. Первоначально (в Танскую династию, 618-907) Д. не были объединены единым сюжетом, в эпоху Сун (960-1279) они получают развитие как театрализованные представления, связанные общим сюжетом. В Д. преобладала любовная лирика. Представление Д. состояло из 3 частей: муз. вступление, песенная и танцевальная части.

Лит.: В а н Г о-в э и, Сицюй лунь вэнь цзи, Пекин, 1957. Б. Р., Вл. С.

ДАЧИАН (Dacian; наст. фам.- П у л к а), Ион (р. 1913)- румынский артист оперетты. Засл. арт. РНР (1952). Изучал право в Р"лужском ун-те и одновременно посещал Клужскую академию музыки и драм. иск-ва. Сценич. деятельность начал в 1931 в оперном т-ре Клу-жа, где до 1936 исполнял ведущие партии: Альфред;

Лионель ("Марта" Флото-ва), Альмавива; Еник ("Проданная невеста") и др. С 1936 Д. -артист Бухарестского т-ра оперетты; гастролировал во мн. странах. Исполнял роли в опереттах Штрауса, Лега-ра, Оффенбаха, Целлера, Дунаевского, Милютина и в опереттах рум. композиторов: Янку, Тудор ("Анна Лугажана", "Плотовщик с Бистрицы" Барбу), Чиприан Порумбеску ["Дайте волю песне" ("Чиприан Порумбеску") Ден-дрино] и др. Одна из лучших ролей Д. - Мистер Икс ("Принцесса цирка" Кальмана). Гос. пр. РНР (1952).

Лит.: Бухарестский Государственный театр оперетты (буклет), М., 1957. Д. Перс., Я. Р.

"ДАЧНИКИ"-сцены (4 д.) М. Горького. Соч. 1904. Пост. 10 ноября 1904 в Драм. т-ре В. Ф. Комиссаржевской, Петербург (реж. Тихомиров, декорации Календы и мастерских бр. Лейферт; Басов - Бравич, Варвара Михайловна - Комис-саржевская, Домашева, Калерия - Будкевич, Влас - Блюменталь-Тамарин, Суслов - Александровский, Юлия Филипповна - Николина, Дудаков - Чубинский, Ольга Алексеевна - Ларина, Шалимов - Гардин, Рюмин - Ун-герн, Марья Львовна - Холмская, Соня - Ведринская, Двоеточие - Уралов, Замыслов - Красов, Зимин - Слонов, Пустобайка - Успенский, Женщина с подвязанной щекой - Корчагина-Александровская); в янв. 1905 постановка была запрещена, а после снятия запрещения возобновлена (в сент. 1905) в несколько измен„нном составе (Юлия Филипповна - Холмская, Марья Львовна - Голубева, Рюмин - Феона, Зимин - Любош). В 1904 "Д." пост. Рижский т-р Неалобина (реж. Марджанов), в 1904 - Нижегородский т-р. В 1905 - мн. провинциальные т-ры (Ростовский-на-До-ну. Екатеринбургский, Саратовский т-р под рук. Соболыци-кова-Самарина и мн. др.).

На сов. сцене "Д." ставили: Ленингр. Большой драм. т-р (1939, реж. Бабочкин, худ. Босулаев; Басов - Меняйлов, Варвара Михайловна - Кибардина, Калерия - Никри-тина, Влас - Баоочкин, Суслов - Софронов, Юлия Филипповна - Казико, Дудаков - Корчев, Ольга Алексеевна - Попова, Шалимов - Полевой, Рюмин - К. Михайлов, Марья Львовна - Вольперт, Соня - Осокина, Двоеточие - Мичурин; 1949, реж. и худ. прежние); Воронежский т-р (1940); Свердловский т-р (1946); Горьковский т-р (1946);

Моск. т-р им. Ермоловой (1949, реж. Лобанов); МХАТ (1953, художеств. руководитель постановки Кедров, реж. В. Орлов); Художеств. т-р Латв. ССР (1953, пер. Эгле, реж. Петерсен, худ. Вилке) и др. "Д." ставились за рубежом: в Краковском т-ре (Польша, 1906), в Т-ре им. Сарафова (София, 1957), в Немецком т-ре (Берлин, 1959) и др.

Издания: Первая публикация "Д." -сб. "Знание" за 1904, кн. третья, СПБ, 1905; Горький М., Собр. соч. в тридцати томах, т. 6, М., 1950.

Лит.: "Театр", М., 1939, ј 6; "Дачники",. Материалы и исследования, М., 1947; Горький М., Собр. соч., т. 28, М., 1954; Данилов C.C., Горький на сцене. Л.-М., 1958; Ежегодник Института истории искусств. Театр. М., 1959. А. Шн.

ДАЧНЫЙ ТЕАТР - 1) обобщ„нное название лет- вих спектаклей или других театрально-концертных мероприятий в пригородных дачных местностях дореволюционной России; 2) летнее театральное, иногда клубное, помещение в этих пригородах.

Д. т. действовали с мая по сентябрь. Представляли собой драм. или смешанные (опера, оперетта/драма) антрепризы, часто товарищества. Составлялись из свободных в летние периоды актеров столичных и крупных провинциальных т-ров. Широко применялись в Д. т. разовые гастрольные выступления известных рус., а иногда и иностр. актеров. Среди выступавших на сценах Д. т. - M. M. Блюменталь-Тамарина, М. А. Ведринская, В. П. Далматов, А. П. Ленский, И. В. Лерский, В. А. Миронова, А. П. Петровский, М. А. Потоцкая, Е. Н. Рощина-Инсарова, М. Г. Савина, О. О. Садовская, И. К. Самарин-Эльский, Б. А. Сашин, С. А. Светлов, С. Я. Сем„нов-Самарский, В. В. Стрельская, И. И. Судьбинин, А. А. Яблочкина, К. Н. Яковлев и мн. др. Значит, распространение получили выступления любительских коллективов. Репертуар Д. т. отличался чрезвычайной пестротой: наряду с пустыми развлекательными комедиями, водевилями, мелодрамами ставились пьесы известных совр. авторов (Л. Н. Андреева, Вл. И. Не-мировича-Данченко, А. И. Сумбатова-Южина, К. Гам-суна, Г. Зудермана и др.), произв. классиков. Наиболее интересными спектаклями славились антрепризы-товарищества под рук. С. А. Корсакова-Андреева, И. В. Лерского, Н. А. Попова, И. Е. Рутков-ского и др. Среди Д. т.: подмосковные - в селе Богородском (ныне Ногинск), Кускове (т-р "Гай"), Люблине (т-р "Семейный сад"), Малаховке ("Малаховский т-р"), Пушкине, Салтыковке (т-р "Струны"), Царицыне; под Петербургом - на ст. Графской, в Озерках ("Озерковский т-р"), Ораниенбауме, Парголове, Петергофе, Поповке, Сестрорецке (т-ры "Ермоловка" и "Читальня"), Стрельне ("Большой Стрельнинский т-р", "Народный театр" или т-р военного манежа, "Циклодром"), Удельной; в финляндских городах- Куоккале, Райволе, Териоках. А. Шн.

ДАШ‚ВСКИЙ (Daszewski), Владислав (р. 3.III. 1902) - польский театральный художник. Один из выдающихся польских театр. художников старшего поколения. Учился на архитектурном отделении Варшавского политехникума и на отделении живописи и графики варшавской Школы изящных иск-в (1921-24). Творческую деятельность начал в 1925 как карикатурист (псевдоним "Пик"). Первая работа Д. в т-ре - оформление спектакля "Война войне" Новачиньского (1927, "Т-р Польски"). С 1930 работал в т-рах Варшавы, Львова, Лодзи, Вроцлава, Катовице, Кельце и Радома. Принимал участие в пост. реж. Л. Шиллера, В.Хожицы, А. Венгерки, Э. Аксера, Б. Кожен„вского, Г. Шлетыньского и др. Среди лучших работ Д.-оформление к спектаклям "Пикквик-ский клуб" Диккенса (1936, "Т-р Польски"), "Кра-ковцы и горцы" Богуславского (1946, "Т-р Войска Польского", Лодзь), "Буря" Шекспира (1947, там же), "Егор Булычев и другие" (1949, Гос. пр., 1950, Нац. т-р), "В ожидании Год о" Беккета (1957, "Т-р Вспул-чесны"), "Освобождение" Выспянского (1958, Нац. т-р). С 1932 Д.- профессор декорац. иск-ва в Академии изящных иск-в, в 1959-61 - директор Нац. т-ра в Варшаве.

Лит.: Sterling M., Inscenizacje plastyczne W. Da-szewskiego, "Arkady", 1937, ј 6, 11; Strzelecki Z., Czterej scenografowie, "Teatr", Warsz., 1953, ј 20, с. 9-11.

ДАШИДУЛАМ, Цогийн (р. 27.11. 1926)-монгольская артистка балета. Засл. артистка МНР (1956). С 1941 работает в балетной труппе Монг. гос. муз.-драм. т-ра. В 1946 исполнила партию Серны в балетной картинке "Охотник и серна" Дамдинсурэна. Пластичность, внутренняя насыщенность танца выдвинули

Д. в ряды солисток театра. Партии: Птица павлин ("Три шарайгольских хана", инсп, Намдака), Китаянка ("Жил такой хан" Дэдэнжава и Баста), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Сваха ("Шура-ле") и др. Выступает в концертах, исполняя характерные народные танцы Монголии, народов СССР, Китая. Г. У., Э. О.

ДАШКОВ, Александр Михайлович [р. 3(16). V III. 1914] - латышский советский артист оперы (бас). Нар. арт. Латв. ССР (1954). Член Коммунистической партии с 1952. Пению обучался в Латв. консерватории (1933-35) и в Италии (1938). С 1940 Д.- солист Латв. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1950), Иван Сусанин; Мельник ("Русалка"), Валдгулис ("Банюта" Калныня), Аумалис ("Зел„ная мельница" Зариня), Дон Базилио; Кецал ("Проданная невеста"), Монтанелли ("Овод" Спадавеккиа) и др. Одна из наиболее характерных черт творчества Д. - способность к яркому перевоплощению. Д. с особым успехом выступает в партиях нац. репертуара. Вед„т концертную деятельность. Я. В.

ДАШКОВСКИЙ, Николай Антонович (1892- 3.IV.1946) - русский советский артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1941). Окончил Киевскую муз. школу. Творческую деятельность начал в Киевской опере (1913-15) и оперетте (с 1915). В дальнейшем пел в т-ре Зона, Дмитровском т-ре (Москва), в Малом оперном т-ре и Т-ре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в Свердловском и Хабаровском т-рах муз. комедии. Много гастролировал по Советскому Союзу. Роли: Эдвин и Раджами ("Сильва" и "Баядера" Кальмана), Симон ("Нищий студент" Милл„кера) и др. Д. обладал хорошей сценич. внешностью и звучным голосом красивого тембра. Д. Яв.

"ДВА ВЕРОНЦА" ("The two Gentlemen of Verona")- комедия Шекспира в 5 д. Соч. 1594-95. Сведений о первых представлениях нет. В 1790 "Д. в." пост. т-р "Друри-Лейн", в 1808 - т-р "Ковент-Гарден", Лондон (в обработке и с участием Кембла в роли Валентина); в 1896 - в "Обществе Елизаветинской сцены" ("Elizabethan Stage Society").

В 20 в. "Д. в." ставили: т-р "Олд Вик", Бристоль (1923, реж. Аткинс; 1952, реж. Кери); т-р "Олд Вик", Лондон (1957, реж. Лангхем). В Германии "Д. в." шли в переводе и обработке Рота: Веймарский т-р (1919); "Метрополь-театр", К„льн (1923); Художественный т-р во Франкфурте-на-Майне (1925); т-р в Дармштадте (1926); "Фольксбюне", Берлин и Камерный т-р, Гамбург (1930); т-ры Магдебурга и Лейпцига (1934);

Немецкий т-р, Берлин, и Нюрнбергский т-р (1935) и др.

На сов. сцене "Д. в."ставили: Т-р Революции (ныне Т-р им. Вл. Маяковского, 1937; пер. Гальперина, реж. Астангов), Т-р им. Евг. Вахтангова (1953, пер. Левика и Морозова, текст интермедий Н. Эрдмана), Владимирский т-р (1939), Ленингр. Новый т-р (1952, реж. Вейсбрем), Ярославский т-р (1953), Пермский т-р (1955). "Д. в." пост. многие т-ры юного зрителя, в т.ч.: Узбекский ТЮЗ, Ташкент (1939), Т-р для детей и юношества, Алма-Ата (1950, реж. Сац) и др.

Издания: Первая публикация "Д. в." - фолио, Лондон, 1623. Среди сов. пер.: Шекспир В., Полн. собр. соч., т. 2, М.-Л., 1937; "Д. в.", перевод В. Левика и М. Морозова, в кн.: Шекспир У., Собр. соч., т. 2, М., 1958.

Лит.: "Театр", М., 1954, .ј 8, с. 56-66; S t г о e d e l W., Shakespeare auf der deutschen Buhne..., Weimar, 1938, с. 19, 22,25, 68-70 и иллюстр. приложение, с.46-48; С l a r k e M., Shakespeare at the Old Vie, v. 4, L., 1957, с. 45-56; "The Illustrated London News", 1957, Febr. 2, с. 198-99. А.Шн.

ДВА ДНЯ" - опера Л. Керубини. См. "Водовоз". ДВАНАДЗЕ, Георгий Сем„нович (1829-85) - грузинский актер. Служил писцом в Горийском уездном суде. В 1850 вступила состав труппы груз. т-ра, созданного Г. Эристави в Тифлисе. Играл характерные роли. После закрытия т-ра (1856) участвовал в любительских спектаклях в Гори. Написал пьесу "Дом в Куках". По несправедливому приговору суда был присужд„н к каторжным работам и умер в Харькове, возвращаясь из ссылки.

Лит.: Бухникашвили Г., Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1948. Е. Ш.

ДВАРИОНАС, Балис Доминикович [р. 6(19).VI. 1904] - литовский советский композитор, пианист и дириж„р. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил

Лейпцигскую консерваторию. Автор балета "Сватовство" (1931), оперы "Даля" (1958), музыки к спектаклю "Жизнь наизнанку" Бене-венте (1929), "Двенадцатая ночь", "Отелло" Шекспира (1930, 1952) и др.; симф. и камерных произв., песен и др. соч., вошедших в фонд литов. муз. культуры. Музыка Д., опирающаяся на литов. нар. муз. творчество, отличается мелодичностью, мягким лиризмом, ясностью формы, мастерством симф. развития. С 1926 Д. занимается педагогич. деятельностью (с 1947 - проф. Литов. консерватории). Гос. пр. за концерт для скрипки с оркестром (1949) и музыку к фильму "Советская Литва" (1952).

"ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ, ИЛИ КАК ВАМ УГОДНО" ("The Twelfth night, or What you will") - комедия Шекспира в 5 д. Соч. 1600. Пост. 2(?) февр. 1602 в юридической корпорации Мидл-Темпл, Лондон (Маль-волио - Б„рбедж, Фесте - Арним, Антонио - Шекспир). Ставилась при дворе в 1618, под назв. "Мальволио" - в 1623. в 1741 - в т-ре "Друри-Лейн", Лондон (Орсино - Миле, Себастьян - Милуорд, Антонио - Кэшелл, сэр Тоби - Ше-перд, сэр Эндрю - Вудворд, Мальволио - Маклин, Фесте- Чепмен, Оливия - Клайв, Виола - Питчерд, Мария - миссис Маклин); т-р "Хеймаркет" (1856); т-р "Лицеум", Лондон (1884, Мальволио-Ирвинг, Виола - Терри). Среди позднейших пост. "Д. н." в Англии - "Т-р Хиз Маджестис", Лондон (1901, реж. и исполнитель роли Мальволио - Бирбом-Три); т-р "Олд Вик", Лондон (1931, Мальволио-Гилгуд;

1937, реж. Гатри, худ. Мак-Артур, сэр Тоби - Л. Оливье; сэр Эндрю-Гинее; 1950, реж. Хонт, Мальволио- Роджерс, Виола -Эшкрофт; 1955, реж. Бенталл, сэр Тоби - Данемен, Виола-Джеффорд); "Финикс-тиэтр", Лондон (1939, реж. Митчелл, сэр Тоби - Редгрейв, Виола - Эшкрофт), т-р "Олд Вик", Бристоль (1954); Шекспировский мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1955,реж. Гилгуд, худ. Прайд, комп. Бриджуотер, Мальволио - Оливье, Виола - В. Ли, Оливия - Одли, Мария - Бэдэли; 1958, реж. Холл, худ. Л. де Нобили, комп. Леппард). В Германии "Д. н." ставили: Мейнингенский т-р (80-е гг., реж. Кронек, в 1890 показан на гастролях в Москве); Дрезденский т-р (1905, реж. Цейс); Немецкий т-р, Берлин (1907, реж. Рейнхардт; Орсино - Гартман, сэр Тоби - Дингельман, сэр Эндрю - Васман, Мальволио - Краус, Фесте - Моисеи, Оливия - Хеймс, Виола -Тервин); Мюнхенский т-р (1908, 1909, 1936);

Гос.т-р, Берлин (1937, лит.-сценич. обработка и пост. Грюнд-генса, худ. Мюллер). В др. странах: т-р "Вь„ коломбье", Париж (1914); "Гилд" т-р, Нью-Йорк (1940, реж. Уэбстер, Мальволио - Эванс, Виола - Хейс); т-р в Джефферсон-Сити, Миссури, США (1940, реж. Вуд); т-р "Мандзони", Рим (1954); Народный т-р "Сава Огнянов", г. Русе, Болгария (1955, реж. Даниел); Народный т-р в Ямболе (1956, реж. и исполнитель роли Мальволио - Стоянов); Городской т-р, г. Жилина, Чехословакия (1955); Шекспировский т-р, Страт-форд близ Торонто, Канада (1955-56, реж. Гатри); Т-р им. Словацкого, г. Кошалин, Польша (1958); Польский т-р, Вроцлав (1959,под назв."Вечер тр„х королей"); т-р "Современник", Марсель (1958, пост. под открытым небом, показывалась на фестивале в Касси, реж. Жерар Халль); т-р в Мадрасе, Индия (1959, реж. Р. Сое) и мн. др.

Первая пост. "Д. н." в России - 6 сент. 1867, Малый т-р, Москва (бенефис Карской, пер. Кронеберга; сэр Тоби-Дмитревский, сэр Эндрю - Федотов, Мальволио - П. Садовский, Фесте - В. Живокини, Оливия - Федотова, Виола - Е. Васильева, Мария - Чумаковская). Из последующих дорево-люц. пост. "Д. н." наиболее известны: т-р Корша (1890, в бенефис Светлова, спектакль возобновл„н в 1893, в бенефис Яковлева; Орсино - Людвигов" сэр Тоби - Кра-совский, Вязовский, сэр Эндрю - Яковлев, Мальволио - Светлов, Фесте - Шмитгоф, Боуэр, Оливия - Глама-Мещерская, Яворская, Виола - Журавл„ва, Яворская, Мария - Кошева); Общество искусства и литературы, Москва (1897, реж. Станиславский, комп. Корещенко. сэр Тоби - Лужский, сэр Эндрю - Бурджалов, Мальволио - Станиславский); Художественно-Общедоступный т-р, Москва (1899, пер. Кронеберга, реж. Станиславский и Лужский, худ. Наврозов, комп. Корещенко; Орсино - Адашев, сэр Тоби - Лужский, сэр Эндрю - Бурджалов, Мальволио - Мейерхольд, Фабиан - Грибунин, Фесте -Ланской, Москвин, Оливия - Андреева и Алеева, Виола и Себастьян - Книппер, Мария - Мунт); Малый т-р, Петербург (1908, реж. Арбатов); Александрийский т-р, Петербург (1908, пер. Гнедича под назв. "Крещенский вечер, или Вс„ что хотите", реж. Н. Попов); Михайловский т-р, Петербург, открытие серии классич. спектаклей для учащейся молод„жи силами Александрийского т-ра (1912, реж. Ракитин), Общедоступный т-р под рук. Гайдебурова, Петербург (1913, реж. Сазонов; сэр Тоби - Аркадии, сэр Эндрю - Гайдебуров). Широко ставилась "Д. н." на дореволюц. провинциальной сцене.

Первая пост. "Д. н." на сов. сцене - 4 дек. 1917.1-я студия Художеств. т-ра, Москва (пер.Вейнберга,реж. Станиславский, Сушкевич, худ. Андреев и Либаков, комп. Рахманов; Орсино - Вырубов, Антонио - Афонин, сэр Тоби - Болеславский, Готовцев, сэр Эндрю - Смышляев, Мальволио - Колин, Чехов, Фесте - Гейрот, Дикий, Оливия - В. Алексеева, Бакланова, Кемпер, Виола и Себастьян- Ду-расова, Сухач„ва, Мария - Гиацинтова). Последующие пост.:

Большой драм. т-р, Петроград (1921, возобновление 1926" пер. Кронеберга, реж. Н. Петров, декорации - по эскизам Щуко; сэр Тоби - Музалевский, сэр Эндрю - Мичурин, Мальволио - Кровицкий, Монахов, Фесте - Софронов, Виола - Аленева, Яковлева, Мария - Вольф-Израэль, Лежен); МХАТ 2-й, Москва (1933, реж. Гиацинтова и Готовцев, худ. Фаворский, комп. Рахманов; Орсино - М. Орлов, сэр Тоби - Готовцев, сэр Эндрю - Кита ев, Мальволио - Азарин, Фабиан - Шахет, Фесте - Образцов, Оливия - Кемпер, Виола и Себастьян - Дурасова, Мария - Гиацинтова); Горьков-ский т-р (1935, 1945); Смоленский т-р (1936); Ленингр. т-р Комедии (1938, пер. Лозинского, реж. и худ. Акимов, комп. Желобинский; Орсино - Консовский, Лецкий, Антонио - Савостьянов, сэр Тоби - Тенин, сэр Эндрю - Суханов, Мальволио - Вениаминов, Фабиан - Алейников, Фесте - Ханзель, Оливия - Гошева, Скопина, Виола - Гу-рецкая, Юнгер, Мария-Зарубина,Сухаревская); Тбилисский т-р им. Грибоедова (1938, реж. Ридаль, худ. Штенберг, комп. Бейер): Кирг. драм. т-р (1943, пер. Османова);

Ленинаканский т-р (1944, пер. Даштенца, реж. Аджемян, худ. Свахчян; Орсино - Г. Арутюнян, Пашаян, Кочарян в Акопян, сэр Тоби - Зограбян, сэр Эндрю - Арцрунян, Мальволио - Америкян, Фабиан - Рштуни, Элоян, Чоло-хян, Фесте - А. Арутюнян, Оливия - Бероян, Абалян, Виола - Аракелян, Карапетян, Вардересян, Мария - Бо-хян); Малый т-р, Москва (1945, пер. Лозинского, стихи Маршака, реж. Дудин, худ. Рындин, комп. Шапорин); Минский рус. т-р; Одесский т-р им. Октябрьской революции (1945), Т-р им. Азизбекова (1946, пер. Ибрагимова, реж. Мамедов, возобновление 1954); Свердловский т-р (1948, реж. Битюцкий); Т-р им. Марджанишвили (1950, реж. Чиау рели);, Ленингр. т-р им. Пушкина (1951, реж. Вивьен, худ. Тышлер); Воронежский т-р (1951); Художеств. т-р Латвийской ССР (1951, реж. Креслинь, Тетер и Эртнер, худ. Вилке, комп. Заринь); Моск. драм. т-р (1953); Саратовский т-р (1953); Севсро-Осетинский т-р, Орджоникидзе (1954); МХАТ (1955); Закарпатский укр. т-р, Ужгород (1955).

Издания: Первая публикация "Д. н." - 1623. Ив дореволюц. рус. переводов -Пер. П. И. Вейнберга с предисл. А Горнфельда, в серии: "Библиотека великих писателей" под ред. С. Венгерова, Ш е к с п и р, т. 2, СПБ, 1902. Сов. переводы: "Д. н., или что угодно", пер. М. Лозинского, в кн.: Шекспир В., Полное собр. соч., т. 1, М.-Л., 1937.

Лит.: Баженов А. П., Сочинения и переводы, т. 1, М., 1869; Двенадцатая ночь В. Шекспира, пер. М.Лозинского. Сб. статей к пост. в Ленингр. Гос. т-ре Комедии, Л., 1938;

Мастера театра в образах Шекспира. Сборник, вып.2, М.-Л., 1939; Московский Художественный театр. т. 1. 1898-1917, М., 1955; "Театр", М., 1956, ј 1, с. 73-83; Шекспировский сборник. 1958, [М., 1959]; Deutsche Shauspielkunst. Gesam-melt von Monty Jacobs, В., 1954, с. 481-84: William s о п A., Old Vie drama, v. 1, L , 1953, с. 86-88; v. 2, L., 1957, с. 12-15, 50-53, 151-55; "Театър", София, 1955, JVy 8, с. 52-58; "Theatre World", L., 1955, July, с. 18-21. 47; то же, 1958, May, с.8, 10, 36-37,July, с.14-16, 19. А.Шн.

"ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ" - драматическая сказка (также славянская сказка, пьеса-сказка) С. Я. Маршака в 4 д., 7 к. Соч. 1942-43. Пост. в 1945 в Новосибирском ТЮЗе (реж. Цетнерорич, худ. Коваленко, комп. Коросте" лев; Мачеха - Орлова, Дочка - Новик, Падчерица - Виноградова, Королева - Булгакова, Гофмейстерина -Слонова, Учитель королевы - Бибер). "Д. м." ставили;

ЛенТЮЗ (1946, реж. Димант, худ. Иванова; Падчерица - Красинькова, Королева - Жукова, Учитель королевы - Шифман); Саратовский ТЮЗ (1946, реж. Кисел„в, худ. Бриклин); т-р "Ванеймуне", Тарту (1946,5 реж. Ирд и Кав-ду, худ. Пейль); Моск. ТЮЗ (1947, реж. Цетнепович, худ. Штоффер); МХАТ (1948, реж. Станицын, Горчаков и Лесли, худ. Волков); Горьковский ТЮЗ (1950, реж. Витальев, худ. Рожков); Киевский ТЮЗ (1950, реж. Довбыщенко, худ. Писаренко); Львовский ТЮЗ (1950, реж. Харченко, худ. Нирод); Свердловский ТЮЗ (1950, реж. Муратов, худ. Ломоносов); Тбилисский рус. ТЮЗ (1950). Пьесу ставили кукольные т-ры: Орловский (1947), Ульяновский (1948), Уфимский (1950), Пензенский передвижной (1950) и др.

"Д. м." переведены на укр. яз. (Н. Забила), молд. яз. (Р. Флорин) и др., а также на ряд иностр. яз.: нпмецкив (Брозер, Берлин, 1947; Ауслендер, Вена, 1947), сербски" (Бошков, Нови-Сад, 1948), болгарский (Каралийчев и Коренев, София, 1952), словацкий (Михаликова, Братислава, 1956), английский и др. Пьесу пост. т-р Хайюдза, Токио (1954). По пьесе Маршака пост. балет в Ленингр. акаде-мич. Малом оперном т-ре (1954, комп. Битов, либр. Хан-дамировой, реж. Фенстер, худ. Бруни, дириж„р Корн-блит).

И здания: Маршак С. Я., Двенадцать месяцев. Славянская сказка, М.-Л., 1943; его же, Двенадцать месяцев. Пьеса-сказка, М., 1950; Пьесы советских писателей, т. 8, М., 1955, с. 129-98; Маршак С. Я., Сочинения, в 4 тт., т. 2, М., 1958, с. 351-480. А. Шн. жДВОРЕЦ ПО ЖЕЛАНИЮ" (palais a volonte) - декорация внутреннего вида дворца, служившая для исполнения классицистских трагедий во франц. т-ре 17-18 вв. Состояла из симметрично расположенных рядов колонн и арок строгой, монументальной архитектуры дворцового стиля. Эта декорация была лишена всякого реквизита; кресла, табуреты, королев, трон выносились на сцену и уносились по мере надобности. Декорация "Д. п. ж." была постоянной (вследствие господства в драматургии правила единства места). Название "Д. п. ж." подч„ркивало пригодность декораций этого типа к оформлению трагедий, действие к-рых происходило в разл. странах и в разные эпохи. Впервые термин 'Д. п. ж." встречается в монтировочных записях М. Лорана - декоратора т-ра "Бургундский отель" (2-я пал. 17 в.). С. Мок.

ДВОРЖАК (Dvorak), Антонин (8. IX. 1841, д. Нелагозевес на Влтаве, близ Праги,-!. V. 1904, Прага) - чешский композитор. Член Чешской академии наук и иск-в (с 1890). Поч„тный доктор Пражского (с 1890) и Кембриджского (с 1891) ун-тов. С детских лет обучался игре на скрипке у сел. учителя. В 1853-57 занимался в Зл о-нице у А. Лимана; в 1857- 59 учился в Пражской органной школе. С 1862 - артист оркестра "Временного т-ра" в Праге. В 70-е гг. начал выступать как дириж„р, преим. с исполнением собств. соч. (в 1890- в Москве и Петербурге). С 1891 Д.-проф. Праж. консерватории. В 1892-95 (с перерывом) был директором Нац. консерватории в Нью-Йорке. С 1901 - директор Пражской консерватории. Творч. деятельность начал в 60-е гг. Творчество Д., идейно связанное с нац.-освободит, движением чеш. народа,- вершина чеш. нац. муз. классики. Темы нар. борьбы, размышления о судьбах родины и предвидение грядущей победы составляют содержание значит, числа соч. композитора. Первая опера "Альфред" (соч. 1870) была признана самим композитором неудачной (впервые пост. в 1938 в Оломоуце). Д. принадлежат оперы "Король и угольщик" (соч. 1871, 2-я ред. и пост. 1874), "Упрямцы" ("Твердолобые", 1881), "Ванда" (1876), "Хитрый крестьянин" (1874), "Дмитрий" (1882) (все пост. Чешским т-ром, Прага), "Якобинец" (1889), "Чорт и Кача" (1899), "Русалка" (1901) (все пост. Нац. т-ром, Прага). В 1903 написана последняя опера Д. "Армида" (1904, там же).

Оперы Д. наряду с операми Б. Сметаны составляют основу чеш. нац. оперного репертуара. Развивая нац. традиции, Д. создал образцы нар. бытовой оперы ("Упрямцы", "Хитрый крестьянин"), лирич. оперы-сказки ("Русалка"). Д. писал оперы на историч. сюжеты. В основу героико-патриотич. оперы "Ванда" положена польская легенда о княжне, пожертвовавшей жизнью для спасения родины. В либретто оперы Дмитрий" о Дмитрии Самозванце допущены серьёзные ошибки, извращающие историч. факты (автор либретто - М. Червинкова-Ригрова). К числу лучших опер Дворжака относятся "Чорт и Кача", "Якобинец", "Русалка". Действие оперы "Якобинец" происходит в Чехии, в годы франц. бурж. революции конца 18 в. Опера "Русалка" написана на сюжет одноим„нной сказки Я. Квапила. Музыка этой оперы лирична, полна поэтич. чувства, отличается большой задушевностью и красотой мелодий, глубиной психологич. характеристик персонажей. Со времени первой пост. не сходит со сцены чешского оперного т-ра. Опера ставилась в Югославии, Австрии, Германии, Испании и др. европ. странах. В Сов. Союзе пост. в 1957 на сцене Харьковского оперного т-ра (на укр. языке), в 1959 - на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Д. принадлежит ряд соч. др. жанров, вошедших в сокровищницу чеш. муз. иск-ва. Лит.: Бэлза И., Антонин Дворжак, M.-Л., 1949;

S о u г е k O., zivot a dilo Antonina Dvoraka, zv l-4,[Praha], 1916-33; H eifert V., ceska moderni hudba, Olomouc, 1936; Kautzky W., Tschechisches Erbe, в кн.: A. Dvor-aks Werk. Diss., Bonn, 1954; H o l z k n е с h t V., A. Dvorak, Praha, 1955.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница