Наши партнеры

Выгодно аренда авто мурманск без водителя внедорожник в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 137)


ДВОРЙЩИН, Исай Григорьевич (1876-1942)- русский советский режиссер оперы. Засл. арт. РСФСР (1933). С 1889 пел в хоре оперной труппы в Воронеже. С 1904 работал секретар„м Шаляпина; руководил спектаклями с его участием. В 1918-19 был зав. Свободного т-ра в Воронеже. С 1920 Д.хорист, с 1923 - режиссер, с 1936 - режиссер-инспектор Т-ра оперы и балета им. Кирова. На сцене этого т-ра пост. оперу "Паяцы", в филиале т-ра - "Лакме"; возобновил "Русалку", "Евгения Онегина", "Травиату" (две последние оперы - в дни блокады Ленинграда).

Лит.: Черкасов Н. К., Записки советского актера, М., 1953, с. 15, 23: Шаляпина И. Ф., Воспоминания об отце, в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. l, M., 1957. с. 635-639, 645-648, и др. О. В.

"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" - по одноим„нному роману И. С. Тургенева; первая инсценировка (1893) принадлежит П. И. Вейнбергу. Пьеса в 4 д., 5 к. Пост. 27 янв. 1894 в Александрийском т-ре в бенефис Савиной (Лиза - Савина, Марья Дмитриевна -Абаринова, Марфа Тимофеевна - Жулева, Гедеоновский -Варламов, Лаврецкий - Сазонов, Паншин -Аполлонский, Лемм - Нильский, Лаврец-кая -Дюжикова 1-я). 17 окт. 1895-в Малом т-ре (Марья Дмитриевна - Полянская, Полякова, Лиза - Лешков-ская, Марфа Тимофеевна - О. Садовская, Гедеоновский - Горев, Лаврецкий - Южин, Паншин - Багров, Лемм - Правдин, Лаврецкая - Тираспольская), в 1914 - в Моск. драматич. т-ре (Марфа Тимофеевна-Блюменталь-Тамарина, Лиза - Полевицкая). "Д. г." (в инсц. Вейнберга, позднее в инсц. Соболыцикова-Самарина) широко ставилось на про-винц. сцене: т-р "Соловцов", Киев (1913, реж. Синельников; Лиза - Полевицкая, Шатрова, Лаврецкий - Радин, Баратов, Лемм-С. Кузнецов), Саратовский т-р (1913) и др.

На сов. сцене "Д. г." ставилось до 1957 гл. обр. в инсц. Собольщикова-Самарина, затем в инсц. А. В. Успенского и И. В. Штока: Т-р Ленсовета, Москва (1940); Харьковскич т-р (1940, реж. Крамов); Ленингр. т-р им. Пушкина (1941, 1956, реж. Музиль, худ. Дмитриев, Марья Дмитриевна - Мичурина-Самойлова, Лиза - Рашевская, Марфа Тимофеевна - Корчагина-Александровская, Лаврецкий - Н. Симонов, Лемм - Скоробогатов); Горьковский т-р (1941, реж. Соболыциков-Самарин); Моск. т-р драмы и комедии (1948); Рязанский т-р (1949, реж. Канин); МХАТ (1957, реж..Яншин; Лиза-Калинина, Лемм-Топорков) и др. Издания: Первая публикация инсц. "Д. г." - 1894;

"Д. г.", инсц. в 4 д. А. Успенского и И. Штока, М., 1957. Лит.: "ЕИТ". Сезон 1893-1894, СПБ, 1895. с. 173-177. А. Шн.

ДЕ АМЙЧИС БУОНСОЛАЦЦИ, А.- см. Амичис, Анна Лючия де.

Д‚ББЕЛИН (Dobbelin), Карл Теофиль (27.IV.1727- 10.XII.1793) - немецкий актер и театральный деятель. Изучал юриспруденцию в университете в Галле, затем поступил в труппу К. Н„йбер; выступил впервые в Цербсте в роли Цинны (о. п. Корнеля, 1750). Играл героич. роли и позднее. В 1752 работал в труппе Шуха, в 1754 в труппе Аккермана, где играл роли молодых любовников и интриганов. Выступал в спектаклях, организованных Аккерманом в Галле в 1754-55, играл гл. роль в "Умирающем Катоне" Готшеда. В 1756 Д. организовал в Эрфурте свою труппу, с к-рой выступал в Лейпциге, Галле, Магде-бурге, Брауншвейге, Дрездене, Гамбурге. В Гамбурге играл в 1767 роль Замора ("Альзира" Вольтера). В 1768 Д. пост. в Берлине "Минну фон Барн-хельм", в к-рой играл роль вахмистра, позднее "Эмилию Галотти" (1772) и "Натана Мудрого" (1783, играл роль Натана) Лессинга. В 1771 пост. в Лейпциге "Ричарда III" в переработке X. Вейсе. Д. боролся за развитие нац. т-ра. Он обладал глубоким знанием совр. и классич. драматургии, критич. способностями. Как актер отличался совершенной техникой декламации, большим темпераментом. С особым успехом играл роли, характеризующиеся патетич. напряжением, сильными взрывами чувств. Д. был автором пьес: "Психея в детстве" (1775), "Филидор, или Девяностолетний старик" (1776) и "Генрих Великий" (1780). Историч. значение Д.- гл. обр. в его неутомимой работе театр. организатора, он стремился поднять художеств. уровень спектаклей, привлечь в т-р лучших актеров и т. д. Обосновавшись в Берлине в 1775, труппа Д. пост. спектакли: "Отелло" (1775), "Гамлет" (1777). С 1786 Д. возглавлял Королевский нац. т-р. В 1789 уш„л со сцены.

ДЕБЕВЕЦ (Debevec), Цирил (р. 2. IV.1902) - югославский режиссер и оперный актер. В 1920-23 учился в Немецкой театр. академии в Праге. В 1927- 1945 работал режиссером и актером в т-ре драмы в Любляне. Пост. спектакли: "Прекрасная Вида" Цан-кара, "Невеста в венце" Стриндберга; "На краю пути" Шериффа (1930) и др. С 1946 Д. - режиссер т-ра Оперы в Любляне. Д. вед„т активную театр.-пуб-лицистич. работу. А. М.

ДЕ БЕНЕДЕТТИ (De Benedetti), Альдо (р. 3. VIII. 1892) - итальянский драматург, режиссер. Дебютировал в 1916 комедией "Тот, который" (т-р "Ард-жентина", Рим). Наибольшим успехом пользовались пьесы Де Б. в 30-х гг.: "Белая дама" (1931, т-р "Олимпия", Милан), "Лоэнгрин" (т-р "Арджентина", Рим), "Человек, который улыбается" (1935, там же) и др. Пьесы Де Б. имеют преим. развлекат. характер, построены на разл. забавных недоразумениях, отличаются внешней злободневностью, напр. пьеса "Доброй ночи, Патриция" (1956, т-р "Мандзони", Милан; 1960, Моск. т-р им. Пушкина), в к-рой адюльтерные похождения "благородного вора" показаны на фоне кулуаров ООН. Р. X.

ДЕВЕСА (Debesa), Фернандо (р. 1921) - чилийский драматург. Сценич. иск-ву учился во Франции у Г. Бати и П. Сонреля. Был одним из основателей Опытного т-ра Католич. ун-та, где в 1943 начал работать как художник-декоратор. Автор пьесы "Мама Роза" (1957, Экспериментальный и Опытный т-ры, исп. яз.), написанной в духе критич. реализма (показывает жизнь чилийской бурж. семьи за 40 лет). Эта пьеса, воссоздающая типич. образы, отмеченная глубиной психологич. характеристик, имела большой успех и стала значительным явлением в лат.-амер. драматургии.

Лит.: "Atenea", 1959, .No.Ns 380-381; Editorial Universitaria, S. A., Santiago, Chile, [s. a.]. JI. X.

ДЕБРЕЦЕНСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЧОКОНАИ - музыкально-драматический театр в г. Дебрецен (Венгрия). В 1861 в Дебрецене начала выступать муз.-драм. труппа во главе с певцом И. Реслером. Спектакли шли во временном помещении. Эта труппа ставила произв. венг. п зап.-европ. композиторов: "Банк-бан" Эркеля, "Илка" Доплера, "Эрнани", "Трубадур", "Риголетто" Верди, "Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера и др.

7 окт. 1865 начались спектакли в постоянном здании. Поэт М. Йокаи написал к открытию т-ра торжественный пролог. На первом представлении была исполнена опера Эркеля "Банк-бан". В т-ре выступали П. Янчо, М. Секей, Р. Дерине. Труппа города Кашша (Кошице) пост. на сцене т-ра нац. оперы, а также оперы "Сорока-воровка" Россини, "Вольный стрелок" Вебера и др.

8 1866 т-р переш„л в ведение Дебреценского театр. об-ва. Наступает период творч. расцвета т-ра. На сцене его были пост. оперы: "Фауст"; "Фра-Дьяволо" Обера, "Лукреция Борджиа" Доницетти, "Норма" Беллини и др. В 70-е гг. 19 в. большое место в репертуаре т-ра занимают классич. оперетта и водевили. В 1915 т-ру было присвоено имя Чоконаи (см. Чоконаи-В итез). В 1920-36 т-р испытывает творч. кризис, репертуар его приобретает развлекат. характер, рассчитанный на вкус бурж. зрителя. Значительно снижается уровень мастерства актеров, к-рые были вынуждены давать по 3 спектакля в день. В 1936 директором т-ра стал актер и режиссер А. Хорват. Он изменил состав трупп, привл„к к работе молодых способных актеров. В репертуар включались произв. венг. и мировой классики. В 1955 отмечалось 90-летие т-ра им. Чоконаи. В труппе т-ра (1962) певцы: М. Варга, Д. Освальд, Е. Балог, И. Ханкиш, М. Лотар. режиссер т-ра-Г. Берини, худ.- Э. Шики.

Лит.: 90 eves a Csokonai Szinhaz, Budapest, 1955. Я. Дубр.

ДЕБРИ (De Brie), Катрин (ок. 1620 - янв. 1706) - французская актриса. В 1650 была приглашена в труппу т-ра Мольера (во время пребывания труппы в Лионе). Выступала в пьесах Мольера. Начала с остро комедийных ролей: Като ("Смешные жеманницы") и Изабелла ("Школа мужей"), затем перешла на лирич. роли. Создала эмоциональный, психологически углубл„нный образ Агнесы ("Школа ж„н"). Оставаясь верной последовательницей сценич. принципов Мольера, Д. с большой задушевностью, изяществом и простотой играла роли Марианны ("Тар-тюф"), Элианты ("Мизантроп"), Доримены ("Мещанин в о дворянстве"). Д. была в дружбе с Мольером, к-рый поручил ей в "Критике "Школы ж„н"" роль Урании - молодой женщины, энергично отстаивающей принципы нового т-ра и защищающей Мольера от нападок его врагов.

Лит.: S о 1 e i г о 1 H. A., Moliere et sa troupe. P., 1858;

С о p i п A., Histoire des comediens de la troupe de Moliere, P., 1886. Гр.Б.

ДЕВЮРО (Deburau), Жан Батист Гаспар (31.VII. 1796 - 17.VI.1846) - французский актерим. Род. в семье Филиппа Жермена Д., возглавлявшего театр. труппу.

В 1816 вступил в труппу т-ра "Фюнамбюль" ("Канатных плясунов"), одного из самых демократич. т-ров Парижа. В 1819 Д. с огромным успехом исполнил роль Пьеро в пантомиме "Арлекин-лекарь". В дальнейшем играл Пьеро в пантомимах "Бешеный бык"

(1827), "Золотой сон, или Арлекин и скупец"

(1828), "Кит" (1832), "Пьеров Африке" (1842) и др. Сохранив буйное веселье, буффонаду нар.балаганного т-ра, Д. вн„с в пантомиму мысль, содержательность, приблизил е„ к современности. Созданный им образ Пьеро завоевал широкую популярность и стал нар. комич. героем. Изобретательный, предприимчивый Пьеро в исполнении Д. выражал франц. нац. характер, нар. юмор. Его били, преследовали, обижали, но он преодолевал препятствия и, сохраняя свою невозмутимую беспечность, выходил победителем. В лучших пантомимах Д. звучала тема трагич. судьбы бедняка в мире несправедливых, бесчеловечных отношений. Сохранив старинный фарсовый грим Пьеро (лицо, осыпанное мукой), Д. изменил его облик, вв„л всемирно известный костюм Пьеро (длинные белые штаны, просторная блуза без воротника, гладкая ч„рная повязка на голове). Блестящее мастерство Д., сочетавшего эксцентрику с психологич. правдой, большая тема, к-рую н„с его герой, отвергавший мир зла и насилия с позиций нар. здравого смысла, привлекли к замечательному нар. актеру внимание художеств. интеллигенции. О Д. восторженно писали Ш. Нодье, Т. Готье, Ж. Жанен, Ж. Санд и др. Но бурж. зритель не понял и не принял его иск-ва.

В наст. время традиции творчества Д. развивает во Франции актер М. Марсо.

Лит.: Р e r i с a u d L., Le theatre des Funambules..., P., 1897; Pantomimes de Gaspard et Ch. Debureau, preface par Champfleury, P., 1880; J a n i n J., Debureau. Histoire du theatre a quatre sous..., 3 ed., P., 1833; R e m y T., Jean-Gaspard Debureau. Preface de J.-L. Barrault, P., 1954; в рус. пер.- Жанен Ю.. Дебюро. История 20-ти копеечного театра..., ч. 1-2, СГТБ, 1835. Е. Ф.

ДЕБЮССИ (Debussy), Клод Ашиль (22.VIII.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, - 25.III.1918, Париж) - французский композитор. С 1873 учился в Парижской консерватории у А. Мар-монтеля (фп.), С. Франка (орган), Э. Дюрана (гармония) и Э. Гиро (композиция). В нач. 80-х гг. 19 в. Д. дважды посетил Россию, был домашним музыкантом Н. Ф. фон Мекк (известна по переписке с П. И. Чайковским). В 1884 Д. окончил Парижскую консерваторию, получив Рим. пр. за кантату "Блудный сын". В 1885-87 жил в Риме. По возвращении в Париж вош„л в кружок поэтов и художников, возглавлявшийся С. Малларме и объединявший представителей символизма и импрессионизма. Выступал как пианист и дириж„р с исполнением собств. произв., а также как муз. критик. В 1913 вновь посетил Россию, где дирижировал концертами в Петербурге и Москве. По масштабу и яркости дарования Д. был наиболее видным франц. композитором на рубеже 19- 20 вв. Однако кризис бурж. культуры проявился и в творчестве Д.; он отош„л от реалистич. принципов класспч. муз. иск-ва и стал основоположником модернизма во франц. и зап.-европ. музыке. Крупнейший представитель импрессионизма, Д. выражал и реалистич. тенденции, противоречившие его импрессио-нистич. эстетике. Д. принадлежат оперы "Пеллеас и Мелизанда" (1902, т-р "Опера комик"), "Король Лир" (соч. 1899), мистерия "Мучение святого Себастьяна" (на слова Г. Д'Аннунцио, 1911, т-р "Шатле", Париж), балеты "Игры" (1913, там же), "Кхамма" (1924, Париж, в концертном исполнении), детский балет "Коробка с игрушками" (соч. 1913) и др. "Пеллеас и Мелизанда"-образец импрессионистской муз. драмы. В ней отсутствуют привычные жанровые элементы оперы: хоры, ансамбли, танцы, марши. Вместо развитого ариозного пения в основу музыки положена сплошная речитативная декламация, тонко передающая оттенки франц. речи. Развитое оркестровое звучание богато лейтмотивами-символами. Муз. ткань оперы выражает загадочную, таинственную атмосферу. Действие статично, подч„ркивает роковую обреч„нность героев. Опера отражает "усталость духовной аристократии Европы" (Р. Роллан). Д. проявлял большой интерес к новым при„мам выразительности в музыке M. А. Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно M. П. Мусоргского; творчеству рус. композиторов он посвятил восторженные статьи.

Соч.: Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921, 8 ed , P., 1926.

Лит.: Альшванг А., Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность, мировоззрение и творчество, М., 1935; К р е м-л „ в Ю., Дебюсси (об импрессионизме Клода Дебюсси), "Сов. музыка", 134, JS" 8; P'o л л а н Р., "Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси, в его кн.: Музыканты наших дней, пер. с франц., М.-Л., 1938; Setaccioli G., Debussy е un innovatore, Roma, 1910; К о е с h 1 i n С h., Debussy, P., 1927; V a 1 1 a s L., Claude Debussy et son temps. P., [1958]: DanckertW., Claude Debussy, В., 1950 (с подробной библиографией). д

ДЕБЮТ - первое выступление актера на сцене вообще или в данном театре. С 18 в. в зап.-европ. и в рус. т-ре Д. приобр„л характер публичного испытания актера перед зачислением его в труппу. В крупных т-рах актерам давали до 3, а в отдельных случаях (во Франции) до 10 Д. В сов. т-ре зачисление актеров в труппу не связано с предварит, публичным испытанием и Д. сохраняет здесь лишь значение первого выступления.

ДЕВАЛЬ (Deval; наст. фам.- Б у л а р а н; Boula-гап), Жак (р.27. VI. 1890)-французский писатель и драматург-комедиограф. Род. в семье актера. Дебютировал в 1920 (комедия "Слабая женщина", т-р "Фемина"). Известность получили пьесы Д. "Дьявольская красота" (1924, т-р "Монте-Карло"), "Воображаемый любовник" (1925, т-р "Комеди-Комартен"), "Сентябрьская роза" (1926, т-р "Атеней"), "Дебош" (1929, т-р "Комеди-Комартен") и др. Грубоватый юмор, благонамеренное морализирование, бездумно благополучная развязка сюжета, построенного на адюльтере, определили успех комедий Д. у бурж.-мещанского зрителя. Осмеяние тех или иных сторон бурж. морали происходит у Д. как бы в домашнем кругу - "Мадемуазель" (1932, т-р "Сен-Жорж"), "Мольба о жизни" (1933, т-р "Атеней"). Д.- драматург социального компромисса. Угождая вкусам буржуа, он показывает в драме "Вентоз" коммунистов как разрушителей и анархистов. В пьесе "Товарищ" Д. в карикатурных тонах изображает посланца страны Советов, элегически скорбит над участью потомков рус. императорской фамилии. В 50- 60-х гг. Д. написал ряд стандартных комедий и водевилей о приключениях авантюристов ("Попрыгунья", т-р "Амбассад„р", 1957) и куртизанок ("Ро-мансеро", т-р "Елисейских полей", 1957). Д. выступает также как автор инсценировок, сценарист и постановщик фильмов. Пьеса Д. "Мольба о жизни" была пост. в МХАТе 2-м (1935, Пьер Массубр - Берсенев, Же-невьева - Гиацинтова), Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (1G35) и Моск. т-ре им. Ермоловой (1957).

Соч.: Theatre, t. 1, Р.. 1954; в рус. пер.-Мольба о жизни, М., 1935.

Лит.: П у т и н п с в П., Путь поисков, газ. "Советская культура", М., 1958, 13 мая, ј 57. В. Бал.

ДЕВИ СИТАРА - см. Ситара Деви. ДЕВИН (Devine), Джордж (р. 20.XI.1910) - английский актер и режиссер. Дебютировал в 1932 на сцене "Сент-Джеймсес т-ра" (Лондон). В сезон 1932-33 работал в т-ре "Олд Вик", где исполнил роль Луция Септимия ("Цезарь и Клеопатра" Шоу), лорда Уортингтона ("Восхитительный Бэшвилл" Шоу), Мозеса ("Школа злословия" Шеридана) и др. В 1934- 1936-актер "Ныо-тизтра" (играл Шамраева-"Чайка"); в 1937 - "Куинс т-ра" (Прозоров - "Три сестры"); в 1938 - "Финикс т-ра" (Мышлаевский - "Дни Турбиных" Булгакова) и др. В 1939 пост. в "Рудольф Стайнер холле" инсц. "Большие ожидания" по Диккенсу; затем пьесы Шекспира: "Буря" (1940, т-р "Олд Вик"), "Сон в летнюю ночь" ("Янг Вик т-р", 1948, и "Мемориальный т-р", 1954), "Укрощение строптивой" ("Мемориальный т-р", 1953), "Король Лир"

(1953, там же, 1955, "Палас т-р", гастроли по Европе и др. странам). Д. пост. также ряд опер, в т. ч. "Евгений Онегин" (1952, т-р "Сэдлерс-Уэллс"); "Троил и Кресси-да" Уолтона (1954, т-р "Ковент-Гарден"). В 1946-51- директор "Янг Вик т-ра". С 1956 - художеств. руководитель "Инглиш Стейдж компани", где пост. "Суровое испытание" Миллера (1956, исполнял роль Ши Фу), "Майор Барбара" Шоу (1958), "Платонов" Чехова (1960, совм. с Дж. Блетчли). актерскую и реж. деятельность Д. сочетает с педагогической. В своих статьях, посв. вопросам театр. иск-ва, он выступает за активное вмешательство художника в жизнь, подч„ркивает воспитат. значение т-ра. Ф. К.

ДЕВЛ‚Т, Владимир Павлович (1890-1958) - русский советский артист оперы (баритон), педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945). Пению обучался в Киеве у В. М. Беляевой-Тарасевич. Впервые выступил на оперной сцене в Киеве в 1918. В 1920-35 пел в оперных т-рах Одессы, Тбилиси, Свердловска, Владивостока и др. городов. В 1936-49 Д.- солист Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Партии: Онегин, Мазепа, Елецкий, Игорь, Демон, Риголетто, Жермон, Тонио, Эскамильо; Качура ("Броненосец Пот„мкин" Чишко) и др. С 1938 в„л педагогич. работу в Ташкентской консерватории. А. Ш.

Д‚ВРИ‚НТ (Devrient) - немецкая актерская семья. Л ю д в и г Д. (15.XII.1784-30.XII.1832). В 1804 под влиянием Ф. Иффланда и Оксенгеймера, вопреки воле своей семьи, вступил в театр. труппу, совершавшую поездки по Тюрин-гии. В 1804-07 выступал под фамилией Герцберг. Вначале исполнял роли любовников, успеха не имел. Затем переш„л на характерные роли, к-рые раскрыли его большую сценич. одар„нность. В 1805 работал в придворном т-ре в Дессау, где сыграл лучшую из своих ролей - Франца Моора. Из Дессау Д. переш„л в Брес-лавль. В 1814 по приглашению Иффланда поступил в Берлинский королевский т-р; играл роли совр. репертуара, проявив, несмотря на примитивность драматургии, высокое мастерство, способность к перевоплощению. Лучшие работы Д. были в шекспировских спектаклях-Король Лир; Фальстаф ("Генрих IV"), Шейлок, а также Руденц и Гесслер ("Вильгельм Телль" Шиллера), Гарпагон. Его племянник Эдуард Д. писал, что вс„ странное, возбуждающее страх и вызывающее смех, было стихией актера. Он передавал тончайшие, едва уловимые черты характера своих героев, порой усиливал, контрастно сгущал их чувства и мысли. Иск-во Д. было близко жизни, искренно и пронизано поэтич. юмором. Д. продолжал романтич. линию Флекка, но в его игре не было элементов классицизма, присущих Флекку. Д. был другом писателя Э. Т. А. Гофмана, к-рый в своей книге "Необычайные страдания одного театрального директора" (1819) создал образ Д. В истории нем. т-ра Д. завершал эпоху романтизма и одновременно проложил путв реализму 19 в.

Эдуард Филипп Д. (11.VIII.1801-4.X.1877)- оперный и драматический актер, театральный деятель и писатель. Племянник Людвига Д. Дебютировал в 1819 как певец-баритон на сцене берлинской Королевской оперы. В 1844-52 выступал как драматич. актер (играл драматич. и характерные роли), режиссер (в придворном т-ре Дрездена). В 1852- 1870 был директором придворного т-ра в Карлсруэ. За это время он поднял репертуар т-ра, ставил классич. драматургию, повысил сценич. культуру постановок, заботился об укреплении творч. ансамбля. Вс„ это подготовило реформу нем. сцены, провед„нную Мей-нигенцами. Выступал также как драматург, теоретик и историк т-ра.

Соч.: Das National theater des neuen Deutschlands,Lpz.. 1849; Geschichte der deutschen Schauspielkunst, Bd 1-5, Lpz., 1848-74; В.-Zurich, 1929; Dramatische und dramaturgische Schriften, Bd 1-9, Lpz., 1846-72.

Густав Эмиль Д. (1803-72) - племянник Людвига Д. Играл главным образом в Дрездене. Гастролировал с выдающимся успехом почти по всем европейским столицам, в том числе в Петербурге.

О т т о Д. (1838-1894)-сын Эдуарда Филиппа Д. Играл в т-рах Карлсруэ и Веймара.

Макс Д. (1857-1929) - сын Эмиля Д. "актер венского Бургтеатра.

Лит.: В a b J., Die Devrients Geschichte einer deutschen Theaterfamilie, В., 1932; .A 1 t m a ? ? G., Ludwig Decrient. В., 1926; Goldschmit R. К., Ednard Devrients Buhnenreform am Karlsruher Hoftheater, Lpz., 1921;

? ? ? b e n H. Я., Emil Devrient. Sein Leben, sein Wirken, sein Nachiass, Frankf./M., 1903; Ulenberg H Ludwid Devrient, [В.], 1948; Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940. 7\ ???.

ДЕВТЕРАГОНЙСТ (греч. ???????????????, от ????????-* второй и ????????? - участник состязания) - в древнегреческом театре 2-й актер из тр„х актеров, участников драмы. Введ„н, по свидетельству Аристотеля ("Поэтика", гл. 4), Эсхилом. Д. занимал подчин„нное место по отношению к протагонисту (1-му актеру); протагонист подбирал Д., а иногда и оплачивал его. С течением времени Д., совершенствуясь в сво„м мастерстве, мог стать протагонистом. Введение Д. создало условия для раскрытия дра-матич. конфликта, имело решающее значение для становления драматического искусства. См. также Тритагонист. С. А.

ДЕВЯТОЕ, Дмитрий Прокофьевич (р. 23.??.1919) - русский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Ленингр. политико-просветит. ин-т им. Крупской (1941) и Высшие лит. курсы Союза Сов. писателей (1956). Автор пьес: "В Лебяжьем" (1951, Тамбовский т-р, спектакль удостоен Гос. пр. СССР, 1952), "Родник в степи" (1954, там же), "Измена" (1956, там же).

Соч.: Сборник пьес, М., 1958. ? ?

ДЕДИНАЦ (Dedinac), Милан (р.27.IX.1902) - юго-славский писатель и театральный критик. В 1948- 1953-худ. рук. Югославского драм. т-ра (Белград), с 1959 -директор этого т-ра. Автор книги "Театральные хроники" (1952) о театр. жизни в Югославии в 1944- 1950. Перев„л "Федру" Расина (изд. 1954).

ДЕД-РАЕШНИК - один из основных участников балаганного представления в России (19 в.). Д.-р. зазывали публику на представление с балкона (т. н. payed) перед балаганом. Д.-р. продолжали традиции иск-ва рус. скоморохов. В рифмованных монологах они высмеивали знатных господ, их кичливость, тупость, преклонение перед всем иностранным, взяточничество полиции и т. д. Обычно Д.-р. были одеты летом в домотканный армяк и лапти, зимой в тулуп и валенки; на голове носили войлочную шапку. Помимо выступлений в балаганах, Д.-р. показывали картинки в т. н. райках. Д.-р. выходили чаще всего из среды гор. ремесленников и отставных солдат - остроумных, бывалых людей, знающих цену шутке. Мн. из них выступали только во время гуляний. В сер. 19 в. среди Д.-р. особенно известен был отставной егерь Бомбов. В 70-80-х гг. 19 в. в Нижнем Новгороде с успехом выступали Я. Мамонтов (отмеченный Горьким и Шаляпиным), в Москве - А. Бутягин (из б. оперных певцов), в Петербурге - Брусенцев и дед Серый, ю. Д.

ДЕДЮШКО, Владимир Иосифович (р 17. ??/?905)- белорусский советский актер. Нар. арт. Т?ССр (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Сценич. деятельность начал в 1923 в 3-м Белорусском т-ре. С 1937 - в Т-ре им. Я. Купалы (Минск). Характерно-комедийный актер, Д. с особым успехом играет ролу людей из народа, выразительно переда„т нац. характер белорусов. Творчество Д. отличается простотой, близостью к жизненной правде, нар. юмором. Роли:

Крушина ("Константин Заслонов" Мовзона), Пытлева-ный ("Поют жаворонки" Крапивы; toc. пр. СССР, 1952), Моцкин ("Извините, пожалуйстаТ"' МакаеЯка),' Местный, Вакуленко ("Фронт", "Калиновая роща" Корнейчука). Снимался в кино ("Константин Заслонов"), "Павлинка" и др.).

Лит.: Мастацтва совецкай Беларуси Зборшк артыкулау, MincK, 1955, с. 355-60; Няф„д Ул., Benapycki тэатр. Нарис псторьи; MJHCK, 1959. ? f]

ДЕЕВА, Ирина Савельевна (р.31.XII.1886) -советский режиссер, театр. деятель, актриса. Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сценич. деятельность начала в 1912 в Киевском рус. т-ре "Соловцов" как актриса. В 1919 работала как режиссер под рук. К. А. Мард-жанова. Была одним из организаторов (1924) и художеств. руководителем Киевского ТЮЗа, пост. там спектакли "Дон-Кихот" Бруштейн и Зона (1928), "Так было" Бруштейн (1929), "Женитьба" (1930); "Гибель эскадры" (1931), "На штурм" (1931) Корнейчука и др. В 1938-41 - художеств. руководитель Архангельского ТЮЗа. В 1941-48 - режиссер Новосибирского ТЮЗа, в 1948 - режиссер т-ра в Новокузнецке (Кемеровская обл.). Была активным деятелем сов. т-ра для детей. В своих спектаклях уделяла большое внимание работе с актером. С 1919 вела педагогич. работу в театр. студиях.

ДЕЖАЗЕ (Dejazet), Виржини (30.VIII.1798-1.XII. 1875) - французская актриса. Род. в артистич. семье. Играла в парижских т-рах - "Водевиль" (1807-17), "Варьете" (1817-20), "Жимназ" (1821-27), "Нуво-те" (1828-30). Расцвет творчества Д. связан с т-ром "Пале-Рояль" (1831-43). Д. выступала до 18,75. Много работала в провинции. Блестяще владея иск-вом трансформации, Д. исполнила сотни ролей "травести" (мальчишек-повес, жеманных маркизов и т. д.), юных девушек, старух и пр. в водевилях и фарсах Скриба, Баяра, Дю-мануара, Сарду и др. Грация л„гкость, тонкость фразировки, мастерство ведения комедийного диалога и исполнения водевильного куплета сделали Д. любимицей массового зрителя. Однако выступая в бурж. водевиле, Д. нередко способствовала утверждению на франц. сцене репертуара, по своей идеологии чуждого народу. Но в то же время в е„ жизнерадостном, остроумном, изящном иск-ве ожили традиции франц. нар. песенников и нар. т-ра. Глубоко нац. характер дарования Д., вольнолюбивый дух е„ творчества и песенное мастерство ярко раскрывались при исполнении песен Беранже (монолог "Лизетта Беранже" Бера, водевиль "Песни Беранже" Клервиля и Лам-бера-Тибу и др.).

Лит.: L у о n n e t H., Dictionnaire des comediens francais, (ceux d'hier), P., 1912- 1913; Le с о m t e L.-H., Une comedienne au XIX siecle: Virginie Dejazet, P., 1892; Du val G., Virginie Dejazet, P., 1876; L e с о m t e L.-H., Virginie Dejazet (d'apres se spapiers et sa correspondance. Vie d'artiste), P., [1902]. E. Ф.

ДЕЖУРНЫЕ ДЕКОРАЦИИ - комплект деталей декораций, применяемых в разных спектаклях. Д. д. являлись обязательной принадлежностью каждого т-ра. Кроме набора станков и нейтральных фоновых завес сцены, имелись комплекты пейзажных и интерьерных декорации ("лес", "сад", "богатая комната", "бедная комната", "готический зал" и т. п.), к-рые применялись почти во всех спектаклях. Д. д. сокращали время на оформление спектакля, уменьшали его стоимость, но снижали художеств. уровень спектакля. В совр. т-ре в связи с повышением требований к художеств. качеству оформления в качестве Д. д. употребляют лишь нейтральные детали (лестницы, ступеньки, станковый фундус, заспинники, фурки, горизонт; см. также Одежда сцены). Д. д. применяются для репетиций, в л Б

ДЕЗЕД (Dezede, Dezedes, Desaides), Никола (ок.' 1740-11.XI.1792) - французский композитор. В содружестве с актером Ж. М. Монвелем написал для т-ра "Комеди Итальенн" (Париж) оперы "Жюли" (1772), "Три фермера" (1777), "Зулима" (1778), "Цецилия" (1780), "Блез и Бабетта" (1783), "Алексис и Жюстина" (1785) и др. Среди др. опер Д.- "Альсиндор" (1787, т-р "Гранд-Опера"), "Огюст и Теодора" (1789, т-р "Комеди Франсез"), "Три свадьбы" (1790, там же), "Полэн и Клеретта" (1792, там же) и др. Д.один из основоположников пасторального жанра. Его оперы, отличавшиеся свежестью красок, наивностью и в то же время верностью характеров, прозрачностью гармонии и оркестровки, мелодичностью, пользовались популярностью у современников. На темы опер Д. Моцарт написал фп. вариации.

cle.zede's0 isV" Musiciens francais du xv s

ДЕЗОРМЬЕР (Desormiere), Роже (p. 13.IX.1898)- французский дириж„р и композитор. Музыке обучался в Парижской консерватории у В. дЭнди, Ш М. Видора и др.; брал уроки у Ш. К„хлина. В 1924-25 дирижировал спектаклями шведской балетной труппы, руководимой Р. де Маре и Ж. Берлином. Выступал как дириж„р в 1925-30 с труппой С. П. Дягилева в Париже, Лондоне, Милане, Вене, Праге, Брюсселе, затем самостоятельно в оперных т-рах Будапешта, Мюнхена, Ленинграда, Москвы и др городов. В 1936-44 Д.дириж„р (в 1944 - дирек тор) т-ра "Опера комик", в 1945-46 - дириж„р балета т-ра "Гранд-Опера". В 1946-52 периодически выступал в т-рах, концертах. Дирижировал балетами И. Стравинского, М. Деланнуа, Д. Мийо, Э. Шабрие Л. Даллапикколы, Э. Сати, А. Казеллы и др совр I композиторов; из оперных пост. наиболее выдающейся работой Д. было исполнение "Пеллеаса и Мелизанды" Дебюсси (1924, т-р "Ковент-Гарден"). Д. написал музыку к мн. фильмам, пьесе "Ромео и Джульетта" Кок-то, инструментовал оперетту Э. Сати "Женевьева Брабантская" и др. Вл. О.

ДЕЙВИС (Da vis), Мэри (даты рожд. и смерти неизв.) - английская актриса. Одна из первых женщин, выступавших на англ. сцене. В период 1663-68 состояла в труппе У. Давенанта и играла в т-ре "Линкольне Инн Филдс". А А

ДЕЙДЕ (Dayde), Лиан (р. 27.II.1934) - француз екая артистка балета. В 1948 окончила балетную школу при т-ре "Гранд-Опера" и в том же году была принята в труппу этого т-ра. В 1951 Д. получила звание танцовщицы "этуаль" (прима-балерина) и исполнила первую ведущую партию Белоснежки (о. п. Ивена). После начала артистич. деятельности в течение 6 лет занималась у рус. педагога А. E. Волинина. Занятия по методу рус. школы классич. танца сделали исполнение Д. значительно мягче, пластичнее. Обаяние танца Д. усиливается исключит. пропорциональностью и хрупкостью е„ пластичной фигуры. В е„ танце техника не служит самоцелью, а подчинена созданию сценич. образа. Партии: Жизель; ведущая партия ("Этюды" на муз. Черни), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского) и др. В 1957, 1958 гастролировала в Р Ham. P.

ДЕЙК (Dijk), Ко ван, младший (р. 1916) - голландский актер. Начал выступать на сцене в 1932 по окончании театр. школы. Играл в различных голл. труппах. С 1954-актер т-ра "Голландская комедия". Лучшие роли: Бенедикт ("Много шума из ничего"), Отелло; Генрих IV (о. п. Пиранделло), Эдди Карбон ("Вид с моста" Миллера), Войницкий ("Дядя Ваня"). А Вис

ДЕЙК (Dijk), Ко ван, старший (1881-1937) - голландский актер. После окончания театр. школы в 1898 начал сценич. деятельность в "Нидерландском т-ре" в Амстердаме. С 1915 играл в труппе В. Ройярдса, в 1918-32-в т-ре "Схаутонел". Лучшие роли: Гей-сбрехт ("Гейсбрехт ван Амстель" Вондела), Эйсбранд (в пьесе ван Эйдена), Отелло; Сирано де Бержерак (о. п. Ростана). В 1932 организовал т-р "Новый Схаутонел". А Вис

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница