Наши партнеры

https://dragonmoney101.online
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
https://vk.com/electrastyle35

Театральная энциклопедия
(страница 138)


ДЕЙК (Dyck), Эрнест ван (2.IV.1861 - 31. VIII.' 1923) - бельгийский артист оперы (тенор). Пению учился у С. И. Бакса. Как оперный певец дебютировал в 1887 на сцене Эден-театра в Париже. В 1888-92 - солист Венской придворной оперы, в 1898-1902 - т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Выступал на Байр„йтских фестивалях (1911), в Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", впервые в 1891) Париже ("Гранд-Опера", 1892, 1908, 1914), Брюсселе, Вене и городах США. Один из выдающихся исполнителей вагнеровского репертуара: Тангейзер, Лоэн-грин, Парсифаль (в одноим„нных операх); Логе, Зигмунд, Зигфрид ("Кольцо Нибелунга"), Тристан ("Тристан и Изольда"), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Выступал также в ведущих партиях франц. опер: Де Грие, Вертер ("Манон", "Вертер" Массне) и др. Пользовался известностью и как концертный певец. Был антрепрен„ром немецкой труппы, которая поставила оперы Вагнера, "Фиделио" Бетховена, "Вольный стрелок" Вебера, "Виндзорские проказницы" Николаи, "Проданная невеста" и др. С 1906 Д.- профессор пения в консерваториях Брюсселя, Антверпена. f} о Г[ М

ДЕЙКУН (наст. фам. -Дейкун-Благо н р а в о в а), Лидия Ивановна [р. 15(27).1.18в9]- русская советская актриса, режиссер и педагог Заел арт. РСФСР (1933). По окончании Курсов драмы А. И. Адашева (1910) была принята в МХТ. В 1913 перешла в 1-ю Студию этого т-ра, продолжая играть на сцене МХТ. В 1924-36 - актриса и режиссер МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии. Роли в Студии - Книртье ("Гибель "Надежды"" Хейерман-са), Мать ("Праздник мира" Гауптмана), Екатерина II ("Любовь - книга золотая" А. Н. Толстого), Королева ("Гамлет"); в МХТ - Ингеборг ("У врат царства" Гамсуна), Бабушка ("Синяя птица" Метерлинка) и др. Образы, созданные Д., отличались мягкостью, женственностью, лиричностью. В 1918 Д. впервые выступила как режиссер ("Дочь Йорио" Д'Аннунцио, 1-я Студия, совм. с С. Г. Бирман). Пост. в МХАТе 2-м: "Бабы" по Гольд они (1929, совм. с Бирман и С. В. Гиацинтовой), "Не вс„ коту масленица" Островского (1932), "В овраге" по Чехову (1934). В последующие годы Д. выступала как режиссер и актриса в разл.т-рах. Пост.:

"Бешеные деньги" (1934, Моск. т-р Транспорта), "Нахлебник" Тургенева (1937, Моск. обл. т-р) и др. Исполнила роли Ниловны ("Мать" по Горькому, Моск. обл. т-р), Эммы Онзен ("Сын из Конго" Мирбо, Моск. т-р Комедии, 1940). Занимается педагогической работой; в 1932-49 преподавала в ГИТИСе, с 1944 - в Театральном училище им. Щепкина: вела национальные студии в ГИТИСе (калмыцкая, мордовская) и Училище им. Щепкина (якутская, таджикская). Профессор (1946). С. Г.

Д‚ЙЛИ(Ва1у), Огастин (20.VII. 1838-7.VI.1899)-? американский драматург, режиссер и антрепрен„р. Специального театр. образования не получил. С детства увлекался сценой, участвовал в любительских спектаклях в качестве режиссера. В 1856 Д. арендовал в Бруклине зал и открыл в н„м свой первый т-р. Последующие годы (1859-69) работал театр. критиком в нью-йоркских газетах и занимался переводами и переработкой нем. и франц. пьес (преим. Дюма и Сарду), чем завоевал себе большую известность. В 1867 Д. написал первую оригинальную пьесу "При свете газа", сентиментальную мелодраму из городской жизни. В своих лучших пьесах - "Развод", "Пик" (1875), "Т„мный город" (1877)-Д. пытался отразить реальные противоречия жизни. Другие многочисл. пьесы Д. были несамостоятельными и успехом не пользовались. В 1869-73, 1879 Д. последовательно открывает в Нью-Йорке и возглавляет "Т-р Пятой улицы", "Т-р Двадцать восьмой улицы" и бродвейский "Дейли т-р". Под рук. Д. здесь играли и совершенствовали сво„ мастерство крупнейшие амер. актеры Э. Бутс, Дж. Дру, М. Барримор, К. Моррис, Ф. Давенпорт, М. Адаме и др. Упорным трудом Д. добивался слаженности актерского ансамбля и художеств. культуры и выразительности спектаклей. Между-нар. известность приобрели постановки Д. пьес Шекспира, к-рого он интерпретировал применительно к вкусам амер. зрителя ("Двенадцатая ночь", "Укрощение строптивой", "Буря"). Большое место в репертуаре т-ра Д. занимали пьесы совр. амер. драматургов и классич. франц. и англ. комедии. Т-р Д. неоднократно гастролировал по странам Европы. В 1893 Д. открыл свой т-р в Лондоне, где ставил комедии Шекспира и "Школу злословия" Шеридана.

Лит.: F е 1 h e i m М., The theater of Augustin Daly, Cambr., 1956; Quinn A. H., A history of the American drama from the civil war to the present day,L., 1937; Literary history of the U. S., N. Y., 1953. Я. К.

Д‚ЙМЕК (Dejmek), Казимеж (р.17.V.1924)- польский режиссер и актер. В 1947 дебютировал как актер в "Т-ре Земи Жешовской". С 1947 был актером "Т-ра Войска Польского" (Лодзь). Создал в 1949 "Т-р Новы" в Лодзи. Наиболее значит, пост. Д. в этом т-ре: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани (1949), "Педагогическая поэма" по Макаренко (1951), "Гроза" (1952); "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1952)apIOЗнft"дамiнw Згадловича (1954) "Баня"

(454); "Праздник Винкельрида" Анджеевского и За-гурского (1956), јь"гаг покрывает землю" по Атедже-еаекому (1957), "Визит пожилой дамы" Дюрренматта (1958). Д. ставил также произв. польской и мировой классич. драматургии: "Генрих VI на охоте" Бргуслав-ского (1954), "Жизнь Иосифа" Рея (1958), "Ворон" Гоцци (1960), "Юлий Цезарь" (1960); "В защиту Сок-датаА Платона (1960), "Лягушки" Аристофана (1961), "Три сестры" (1961); мистерия "История о преславном воскресении" Мпколая из Вильковецка (1961). Среди реж. работ Д. в варшавском "Т-ре Польски"-" Ноябрьская ночь" Выспянского и "Смерть губернатора" Кручковского. С 1962 Д.- директор Нац. т-ра (Варшава). Являясь учеником Л. Шиллера, Д. развивает традиции монументально-зрелищного театр. иск-ва, политически целеустремл„нного, актуального, современного по идейному содержанию и сценической форме. Еж. К.

ДЕЙН‚КА, Борис Степанович (р. 1902) - русский советский певец (бас). Нар. арт. Коми АССР (1961). Окончил Моск. ун-т (1925) и ГИТИС (1929). В 1929- 1940 - солист Всесоюзного радиокомитета, выступал в радиопостановках опер. В 1958-61 - актер оперной труппы Коми муз.-драм. т-ра (Сыктывкар).

Партии: Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"), Рене ("Иоланта"), Додон, Сальери ("Сказка о царе Салтане", "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова), Гремин ("Евгений Онегин"), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Мамонтов ("Гроза над Усть-Куломом" Дехтяр„ва), Рокко ("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио. J/

ДЕЙСТВИЕ - 1) средство выражения в актерском искусстве (подобно тому как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в художественной литературе и т. д.). В актерском иск-ве образ воплощается в Д., совершаемых актером на спектакле, репетиции, концерте. Специфичность актерского иск-ва определяется природой Д., как средства воплощения художественного образа. Переживания актера, исполняющего роль, передаются через его Д. Каждое Д. определяется его целью, оно выражает процесс внутренней психич. жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Поэтому в Д. обнаруживаются цели человека, а вслед за тем раскрывается и его внутр. мир (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т. д.).

Человек всегда связан с окружающей средой; действуя, он изменяет или пытается изменить какой-то из е„ объектов согласно своим интересам. "Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 178-79). Цели, возникающие в сознании человека, с одной стороны,- субъективны, идеальны, с другой - предметны, материальны. Та или иная конкретная цель возникает у человека в данной объективной среде в зависимости от его общих интересов, прошлого жизненного опыта, мировоззрения, индивидуального характера, воспитания, вкусов, привычек и т. д. Субъективная целеустремл„нность сознания человека - внутренняя, психич. сторона Д. Сама целеустремл„нность ещ„ не есть Д., пока она не реализуется в тех или иных мышечных движениях. Но Д. нельзя отождествлять с движением: тот же человек в разных условиях и разные люди в одних и тех же условиях будут совершать при помощи разных, а иногда и противоположных, движений Одно и то же Д. Важное для человека Д. может требовать от него самых скупых движений и малозначительное Д.- многих, широких движений; разные и противоположные друг другу субъективные цели (а следовательно, и Д.) могут требовать сходных, близких друг другу движений.

Подмена Д. движением приводит актера к иск-ву представления, к изображению отсутствующих у него переживаний. В этом случае движения часто раскрывают цели играющего актера (понравиться публике, рассмешить е„, растрогать и т. п.), а не внутр. мир героя. В результате образ лишается реального психич. содержания и тогда он не может быть отнес„н к иск-ву переживания. Если актер стремится переживать роль не действуя, то он отказывается от присущих актерскому искусству конкретных средств воплощения и его стремление передать субъективные переживания героя могут остаться только намерениями, практически неосуществляемыми желаниями. Обычно в таких случаях актер пытается вызвать в себе то или иное чувство, усилить, сохранить, зафиксировать те или иные психич. состояния; внимание его оказывается занято самовнушением, самоанализом, он изолирует себя от окружающей среды, и, следовательно, не может воздействовать на какой-либо из е„ объектов. В результате он может оказаться во власти штампов.

Реалистич. актерское иск-во требует умения пользоваться Д. как единым процессом, психологически содержательным, целеустремл„нным, доступным физич. восприятию. Поэтому Д. называют процессом "психофизическим". При этом условии переживания актера в роли выступают как его Д.

В иск-ве.драм. актера большое место занимают словесные Д. Цель их - воздействие на партн„ра пут„м внедрения в его сознание тех или иных представлений (видений). Представления эти - мысли героя, образы, картины, возникающие в его воображении,- воплощены в словесном Д., в звучащей речи. В зависимости от того, какова цель актера, совершающего словесное Д., какие видения вызываются его речью, в каких обстоятельствах находится и какие слова произносит - речь его будет звучать так или иначе и будет сопровождаться теми или другими мускульными движениями. Физич. сторона словесного Д. заключается в звуках речи, в движениях тела, помогающих воздействовать на партн„ра словом. Словесные Д. обычно подготавливаются бессловесными; те и другие, дополняя и развивая друг друга, образуют единую линию Д., устремл„нную к цели данного этапа жизни человека, и, следовательно, созданию реалистич. сценич. образа.

Конкретный процесс сосредоточенного мышления в актерском иск-ве также рассматривается как Д. Думая, человек пользуется своими представлениями о тех или иных явлениях. Сопоставляя, противопоставляя и связывая друг с другом эти представления, он ищет решения того или иного вопроса, т. е. целеустремл„нно подготавливает себя, сво„ сознание для воздействия на объекты внешнего мира. Думают люди при помощи слов, но если в реальной жизни эти слова не произносятся вслух, на сцене в монологе они произносятся. Физическая сторона Д. в монологе определяется теми же факторами, что и при сосредоточенном мышлении.

Среди Д. различают относительно "простые" и относительно "сложные" Д. Простые Д. условно называют иногда "физическими" потому, что простота их психич. содержания делает очевидной их физическую, мышечную природу. Сложные Д. условно называют "психологическими". Осложнение психического содержания Д. (осложнение его цели) влеч„т за собой расширение круга способов его физич. осуществления. Поэтому физич. сторона "сложного психологического" Д. менее ясна и менее определ„нна, чем физич. сторона простого Д. Психофизич. природа Д. обнаруживается в том, что всякое простое Д. входит в состав сложного; всякое сложное состоит из относительно простых и входит в состав ещ„ более сложного Д.

Для того чтобы определить, из каких простых состоит данное сложное Д., ставится вопрос: что нужно сделать, какие Д. совершить в данных конкретных обстоятельствах данному человеку для того, чтобы достичь цели данного сложного Д. Чтобы определить, в состав какого именно сложного Д. входит простое Д., ставится вопрос: для чего, зачем этому человеку в данном случае нужно достижение цели простого Д. Отнесение тех или других Д. к простым или сложным имеет чисто практич. смысл в творческой работе актера. Разлагая, дробя сложные Д. на простые, объединяя простые Д. в сложные и отбирая таким пут„м нужные ему для создания образа Д., актер в соответствии со сверхзадачей и сквозным действием строит и уточняет логику Д. в роли и созда„т сценический образ.

То, что Д. является важнейшим элементом театрального иск-ва, утверждалось мн. теоретиками и практиками т-ра в течение многих веков. Станиславский писал:

"Само слово "драма" на древнегреческом языке означает "совершающееся действие"" (Собр.соч., т. 2,1954, с. 48). Ж. Ж. Руссо писал: "Всякое свободное действие возникает из двух оснований, которые совместно производят его. Одно из этих оснований - моральное, а именно - воля, которая определяет акт; другое - физическое, а именно - сила, которая выполняет его. Когда я собираюсь двигаться по направлению к какому-нибудь предмету, то нужно, во-первых, чтобы я хотел пойти, а во-вторых, чтобы мои ноги двигали меня по направлению к нему" ("Об общественном договоре",М., 1938, с. 48). В. Г. Белинский считал, что "чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует,- надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует" (Полн. собр. соч., т. 2, 1953, с. 305). К. С. Станиславский на основе своего актерского и режиссерского опыта, опыта МХАТ, достижений рус. ма-териалистич. науки (И. М. Сеченова, И. П. Павлова) дал полное и точное толкование природы Д. и определил его истинное значение в иск-ве театра. Он утверждал, что Д. актера в реалистическом т-ре должны быть "подлинными, продуктивными и целесообразными", в отличие от Д. условных, "изображаемых".

2) В драматургии под Д. понимается развитие событий. В этом смысле понятие Д. связано с фабулой и сюжетом. Насыщенность пьесы Д. определяется бурным развитием событий, многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц; статичность, бездейственность пьесы - отсутствием таких изменений. Различают внешнее и внутреннее Д.: пьеса может быть богата внешним Д. и бедна внутренним, и наоборот. Если стремительное, сложное, а иногда 'запутанное развитие событий не связано с раскрытием характеров действующих лиц, их сложного духовного мира и не служит созданию значительных по содержанию образов (напр., в водевилях, в "комедиях положений"), то Д. пьесы называется внешним. Если же в относительно простых событиях (распростран„нных, обыденных) участвуют сложные и глубокие люди, характеры к-рых раскрываются в этих событиях, если изменения происходят не столько в положении героев, сколько в их внутреннем мире- в их мировоззрении, убеждениях (напр., в психологич. драмах, в "комедиях характеров"), то Д. пьесы называется внутренним. Внешнее Д. связано с внутренним Д., одно без другого невозможно. Поэтому при сопоставлении их имеется в виду преимущественное наличие того или другого. Д.-основа реалистич. пьесы. "Драма должна быть строго и насквозь действенна, только при этом условии она может служить возбудителем актуальных эмоций..." (Горький М., О пьесах, в кн.: Собр. соч., т. 26, 1953, с. 423). См. Драма.

3) Законченная часть пьесы и спектакля (дра-матич., оперного, балетного). В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов, или Д. В каждом из них начинается и завершается определ„нное звено событий пьесы. В первом Д. обычно дана экспозиция и происходит завязка, в последнемразвязка. В завязке начинается та борьба между действующими лицами, к-рая так или иначе завершается в развязке. Каждое из промежуточных Д. (между первым и последним) заключает в себе целостный этап этой борьбы: включение в борьбу новых сил, переход инициативы от одних к другим, смену условий, в к-рых находятся гл. персонажи (действующие лица), возникновение и преодоление препятствий на пути героя к его цели и т. д. Деление пьесы на акты, или Д., связано с композицией драмы, е„ стилем и жанром. В одноактной пьесе ясность, простота исходного положения действующих лиц (экспозиция), простота конфликта делают возможным такой разворот борьбы, при к-ром все события пьесы укладываются в одно Д.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 385-88;

Аристотель, Об искусстве поэзии, пер. [с греч.], М., 1957; Леонардо да Винчи, Избранное, М., 1952, с. 100, 231; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 12, М., 1938, с. 223; Белинский В. Г., Избр. соч., М., 1948, с. 553; Сеченов И. М., Избр. философские и психологические произведения, [М.], 1947, с. 70-71, 98, 114; Павловские среды, т. 1, М. -Л., 1949, с. 345; Холодов Е., Композиция драмы, М., 1957; С т а н и с л а в с к и и К. С., Собр. соч., т. 1-4, М., 1954-57; его же, Режиссерский план "Отелло", М.-Л., 1945; То п о р к о в В." К. С. Станиславский на репетиции, М., 1950; Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг., М., 1952; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Кристи Г., Работа'К. С. Станиславского в оперном театре, М., 1952; Ершов ТТ., Технология актерского искусства, М., 1959. /7. Е.

ДЕЙСТВО - древние культовые обряды (празднества, торжества), заключавшие в себе элементы театр. действия. При первобытнообщинном строе обряды сопровождались простейшими формами пляски, пения, музыки. К Д. относятся др.-греч. обряды в честь бога Диониса - Дионисовы действа, от к-рых бер„т сво„ начало антич. т-р. В Индии, еще за тысячелетие до н. э., были широко известны обряды Вишну-Кришны; от них произошли индийские драмы-мистерии "джатра". В ср. века Д. являлись церк.-религ. обряды, процессии, в к-рые, в целях большего воздействия на верующих, вводились элементы театрализации. На Западе такие Д. появились в 9 в. в богослужениях ка-толич. церкви: сначала представляли собой диалоги-зированное чтение избранных священных текстов, затем изображение в лицах отдельных евангельских эпизодов (см. Литургическая драма}. В России Д. появились в нач. 16 в. и бытовали до конца 17 в. Таковы, напр., "Пещное действо" - инсценировка библейского рассказа о тр„х отроках, "Умовение ног - инсценировка евангельского рассказа о тайной вечере, "Действо цветоносия, или Хождения на осляти"- о въезде Иисуса Христа в Иерусалим, и пр.

Д. называли массовые представления на революц. и др. темы. Устраивались обычно под открытым небом. Были распространены также во Франции в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в., в СССР- в первые послеоктябрьские годы (см. Массовое действо). А. Шн.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - персонаж (лицо), участвующий в пьесе.

ДЕЙЧ, Александр Иосифович [р. 1(13).V.1893]- русский советский литературовед и театровед. В 1917 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. Лит. деятельность начал в 1911. Педагогическую- с 1918. Доктор филологич. наук (1945), профессор (1922). Осн. работы Д. посв. зап.-европ. литературе и т-ру. Выступает как переводчик: "Пигмалион" и

"Ученик дьявола" Шоу, "Нашествие Наполеона" Газен-клевера (перевод и переработка; совм. с А. В. Луначарским), франц. нар. фарс "Адвокат Патлен".

Соч.: Тальма, М., 1934; Красные и черные. Актеры в эпоху Французской революции, М.-Л., 1939; С. Л. Кузнецов, М.-Л.. 1947; Абрар Хидоятов, М.-Л., 1948; Леся Украинка. Критико-биографич. очерк, М., 1953, 2 изд., 1954; Г. Гейне и театр. М., 1956 (вступ. статья, составление, ред. и комментарии), Луначарский и театр. в кн.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 7-46; Мы любим театр. М., I960. С. Г.

Д‚ЙША-СИОНЙЦКАЯ (урожд.-С ионицкая,по мужу - Д ейш а), Мария Адриановна [22.Х(З.Х1). 1859, Чернигов,-25.VlIl.l932, Коктебель, близ Феодосии] - русская артистка оперы (драматическое сопрано) и педагог. Окончила в 1881 Петерб. консерваторию по кл. Е. Ф. Цванцигер и К. Эверарди; совершенствовалась у М. Маркези в Вене и Париже. В 1883-91 пела в Мариинском.в 1891-1908- в Большом т-ре. Была первой исполнительницей партии Ярославны в Москве; впервые на моек. сцене исполнила также партии Лизы и Купавы. Среди др. партий: Антонида ("Иван Сусанин"), Наташа ("Русалка"), Татьяна; Мария, Иоланта, Кума ("Мазепа", "Иоланта", "Чародейка" Чайковского), Вера Ше-лога ("Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова), Земфира ("Алеко" Рахманинова), Агата ("Вольный стрелок" Вебера), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида.

Д.-С. обладала сильным голосом красивого тембра, ровным во всех регистрах. Высокий интеллект, глубокое понимание роли сочетались в е„ исполнении с задушевностью и большим артистич. темпераментом. Выступала с Шаляпиным (в "Русалке") и др. выдающимися певцами. Талант артистки блестяще проявился и в е„ концертных выступлениях.

Д.-С. участвовала в создании Моск. нар. консерватории (осн. в 1906) и совм. с Б. Л. Яворским в организации Моск. "Муз. выставок" (1907-13)-концертов из новых произведений, преим. рус. композиторов. В 1907- 1913 Д.-С. преподавала в Моск. нар. консерватории, в 1921-32 -профессор Моск. консерватории. Свои педагогич. принципы изложила в книге "Пение в ощущениях".

Соч.: Пение в ощущениях, М., 1926. Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., М. А. Дейша-Сионицкая, "РМГ", 1902, ј 49; А л е к с е е в а Е., М. Дейша-Сионицкая, "Советская музыка", 1962, ј 8. , .

"ДЕКАБРИСТЫ" - 1) Опера В. Золотар„ва, либр. В. Ясиновского. Пост. 27 дек. 1925 в Большом т-ре (дириж„р Ипполитов-Иванов, художники Петровский, Са-пегин, Меныпутин, балетм. Лащилин; генерал РаевскийАр-сеньев, Волконский - Политковский, Маша Волконская- Глухоедова, Саша Раевский - Наумов, Рылеев - Юдин, Наташа Рылеева - Зорич, Николай I - Садомов, Бенкендорф - Люминарский, Одоевский - Исаков, князь Трубецкой-Бурлак, Каховский - Пеньковой); Свердловский т-р оперы и балета (1930). Новая ред. оперы - "Кондратий Рылеев", исполнена Оперным ансамблем ВТО, Москва, 1957.

2) Опера Ю. Шапорина, либр. А. Толстого и Вс. Рождественского. Пост. 23 июня 1953, Большой т-р (дириж„р Мелик-Пашаев, р еж.-постановщик Охлопков, художники Петрицкий, Старженецкая, гл. хормейстер Шорин, хормейстеры Рыбнов, Хазанов, балетм. Лавровский; Рылеев - Ал. Иванов, Пестель-А. Пирогов, Бестужев - И. Петров, Каховский - Нэлеип, князь Трубецкой - Селиванов, Якубович - Во-ловов, князь Щепин-Ростовский - Большаков, княгиня Щепина-РостоЕСкая - Вербицкая, Елена - Покровская, Мария Тимофеевна - Косицина, Стеша - Давыдова, Ростовцев - Чекин, Николай I - Огнивцев). Т-р оперы и балета им. Кирова пост. "Д." в 1953 (дириж„р Хайкин, пост. Соковнина, худ. Константиновский, хормейстер Михайлов, балетм. Мустаев; Рылеев - Алексеев, Пестель - Яшугин, Каховский - Ульянов, Бестужев - Ярошенко, Якубович - Шашков, князь Трубецкой - Мелентьев, Муравь„в-Апостол-Пронин, Бестужев-Рюмин - Калужский, князь ТЦепин-Ростовский - Бугаев, княгиня Щепина-Ростов-ская - Вольтер, Елена - Кашеварова, Стеша - Сыроватко, Ростовцев - Нечаев, Николай I - Константинов). Пост. за рубежом: Прага (1957), Острава (1958). Я ГУ

Издания: "Д."., клавир, М., 1953; М., 1956. ' ' "ДЕКАДА МОСКОВСКИХ ЗРЕЛИЩ" - русский советский журнал, издававшийся в Москве в 1938-40. Выходил один раз в 10 дней. Ответств. редактор- М. Имас. В журнале печатались рецензии, статьи об актерах, режиссерах, помещались указы о награждении, публиковался репертуар моек. театров на декаду (с составом исполнителей к каждому спектаклю).

ДЕКАДЫ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В МОСКВЕ - показы в Москве достижений искусства союзных и автономных республик СССР. 1-я декада - Украинская - состоялась в 1936.

Декады представляют собой систему разл. мероприятий (спектакли, концерты, эстрадные программы, цирковые представления, самодеятельные выступления, вечера писателей, композиторов, художников, выставки живописи, графики и скульптуры, книжные выставки и т. д.), в к-рых участвуют проф. и само-деят. театральные, муз.-вок. и хореографич. коллективы. Декада завершается торжеств, заключит. концертом. Всего (с 1936) было проведено 25 декад иск-ва и лит-ры союзных и 9 авт. республик.

Азербайджанские декады: 5-15 апр. 1938. Участники: Т-р оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (оперы "К„р-Оглы" У. Гаджибекова, "Шахсенем" Глиэра и "Нергиз" Магомаева, муз. комедия "Аршин мал алан" Уз. Гаджибекова); ансамбль, солисты азербайджанской филармонии. 22-31 мая 1959. Т-р оперы и балета им. Ахундова (оперы "Севиль" Амирова и "К„р-Оглы" Гаджибекова, балеты "Семь красавиц" Караева, "Девичья башня" Бадалбейли и "Гюльшен" С. Гаджибекова), Т-р им. Азизбекова ("Бухта Ильича" Меджнунбекова, "Алмас" Джабарлы, "Фархад и Ширин" Вургуна, "Отелло"), Рус. драм. т-р им. С. Вур-гуна ("Кремл„вские куранты"; "Вагиф" Вургуна, "Утро Востока" Мамедханлы, "Маскарад" Лермонтова), ансамбли, коллективы и солисты Азерб. гос. филармонии.

Армянские декады: 20-29 окт. 1939. Участники: Т-р оперы и балета им. Спендиарова (оперы "Алмаст" Спендиарова, "Ануш" Тиграняна, "Луса-бацин" Степаняна, балет "Счастье" Хачатуряна); ансамбль песни и танца Арм. ССР; ашугский ансамбль, оркестры, хоры. 1-13 июня 1956. Т-р оперы и балета им. Спендиарова (оперы "Давид-Век" и "Ануш" Тиграняна, "Аршак II" Чухаджяна, "Пиковая дама"; балет "Севан" Егиазаряна); Т-р им. Г. Сундукяна ("Ут„с" Папазяна, "Намус" Ширванзаде, "Дядя Багда-сар" Пароняна, "Ещ„ одна жертва" Сундукяна, "Егор Булычев и другие", "Отелло"); Ереванский рус. драм. т-р им. К. С. Станиславского ("Из-за чести" Ширванзаде, "Поворот" Овчинникова, "Кремл„вские куранты", "Мещане"); Ленинаканский арм. драм. т-р им. Мра-вяна ("Опытное поле" Заряна, "В кольце" Вагаршяна);

Ансамбль арм. нар. песни и танца; Ансамбль гусанской песни им. Саят-нова; Гос. эстрадный оркестр, цирковые коллективы, коллективы самодеятельности.

Белорусские декады: 5-15 июня 1940. Участники: Белорусский т-р .оперы и балета - оперы ("Михась Подгорный" Тикоцкого, "В пущах Полесья" Богатыр„ва, "Цветок счастья" Туренкова, балет "Соловей" Крошнера); Т-р им. Я. Купалы ("Партизаны" и "Кто сме„тся последним" Крапивы, "Гибель волка" Самуйл„нка, "Последние"); коллективы и солисты белорусской филармонии, коллективы самодеятельности. 11-21 февр. 1955. Участники: Белорусский т-р оперы и балета (оперы: "Девушка из Полесья" Тикоцкого, "Евгений Онегин"; "Страшный двор" Монюшко, балет "Пламенные сердца" Золотар„ва); Т-р им. Я. Купалы ("Константин Заслонов" Мовзона, "Поют жаворонки" Крапивы, "Павлинка" Купалы, "Извините, пожалуйста" Мака„нка, "Доходное место"); Т-р им. Я. Коласа ("Разор„нное гнездо" Купалы, "Нестерка" Вольского, "Враги"); Минский русский драм. т-р ("Брестская крепость" Губаревича, "Король Лир"); коллективы и солисты белорусской филармонии, самодеятельности.

Грузинские декады: 5-15 янв. 1937. Участники: Т-р оперы и балета им. Палиашвили (оперы "Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили, "Дареджан Цбиери" Баланчивадзе, "Кето и Котэ" Долидзе); ансамбли; 21 марта - 1 апр. 1958. Т-р оперы и балета им. Палиашвили (оперы "Даиси" Палиашвили, "Невеста Севера" Торадзе, "Орлеанская дева" Чайковского, балеты "Горда" Торадзе, "Отелло" Мачавариани); Т-р им. Ш. Руставели ("Тариэл Го-луа" Киачели, "Молодая учительница" Келбакиани, "Оптимистическая трагедия"; "Царь Эдип" Софокла, "Испанский священник" Флетчера); Т-р им. Марджанишвили ("На перепутье" Готуа, "Изгнанник" Важа Пшавела, "Марине" Бараташвили, "Гибель эскадры", "Ричард III"); Тбилисский рус. т-р им. Грибоедова ("Киквидзе" Дарасели, "Хевисбери Гоча" Шаншиашвили, "Грозовой год" Каплера, "Расточитель" Лескова); ансамбли, хоры, оркестры, исполнители-солисты .

Казахские декады: 17-23 мая 1936. Участники: Казахский муз. т-р (муз. драмы Бруси-ловского "Кыз Жибек" и "Жалбыр"); коллективы и солисты казахской филармонии. 12-21 дек. 1958. Участники: Т-р оперы и балета им. Абая (оперы "Бир-жан и Сара" Тулебаева, "Абай" Жубанова и Хамнди, балеты "Дорогой цветов" Тлндеева, Степанова и Ма-наева, "Бахчисарайский фонтан"); Казахский т-р драмы ("Енлик-Кебек" Ауэзова, "Трагедия поэта" Мусрепова, "Чокан Валиханов" Муканова, "Одно дерева - не лес" Тажибаева, "Укрощение строптивой"); Алма-Атинский рус. т-р ("Наследники" Аыова, "Джордано Бруно" Окулевича, "Битва в пути" по роману Николаевой); ансамбли, оркестры, солисты казахской филармонии.

Киргизские декады: 26 мая - 4 июня 1939. Участники: Киргизский муз. т-р (муз. драмы "Аджал Ордуна", "Алтын Кыз" и опера "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере). 14-23 окт. 1958. Киргизский т-р оперы и балета (оперы "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере, "Опричник" Чайковского, балеты "Анар" Власова и Фере, "Чолпон" Раух-вергера); Киргизский драм. т-р ("Курманбек" Джан-тошева, "Тар Капчигай" Абдумомунова, "Гроза";

"Тайфун" Цао Юя); Фрунзенский рус. т-р им. Крупской ("Кремл„вские куранты", "Мещане"; "Сырынжи" Эшмамбетова, "Свет в долине" Шукурбекова); ансамбли, оркестры, солисты киргизской филармонии.

Латышские декады: 14-26 дек. 1955. Участники: Т-р оперы и балета Латв. ССР (оперы "Банюта" Калныня, "К новому берегу" Зариня,

Сказание о граде Китеже" Римского-Корсакова, балеты "Сакта свободы" Скулте, "Лайма" Лиепиня);

Т-р драмы Латв. ССР ("Земля зел„ная" Упита, "Дни портных в Силмачах" Блаумана, "Цеплис" по роману Розита, "Кремл„вские куранты", "На дне"); Художеств. т-р Латв. ССР им. Райниса ("Вей, ветерок!" Райниса, "Корабль выходит в море" Ванага, "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Ромео и Джульетта"); Республиканский т-р кукол ("Золотой конь" Райниса); ансамбли, хоры, оркестры, солисты Латвийской филармонии, коллективы самодеятельности.

Литовские декады: 4-15 марта 1954. Участники: Т-р оперы и балета Лит. ССР (оперы "Марите" Рачюнаса, "На берегу моря" Юзелюнаса, "Князь Игорь", "Травиата"); Т-р драмы Лит. ССР ("Правда кузнеца Игнотаса" Гузявичюса, "Невестка" Милюнаса по Жемайте, "Враги"); Каунасский муз. т-р ("Накануне" Грицюса, "Женитьба Фигаро"); ансамбли, хоры, солисты литовской филармонии.

Молдавские декады: 28 дек. 1949. Декада нац. музыки и танца Молд. ССР. Участники: Молдавская хоровая капелла "Дойна", ансамбль нар. танца, оркестр нар. инструментов. Солисты Молд. гос. филармонии (Т. Чебанидр.). 27 мая- 5 июня 1960- декада Молд. иск-ва и лит-ры. Молд. т-р оперы и балета (опера "Грозован" Гершфельда, "Сердце Домни-' ка" Стырчи, балеты "Рассвет" Загорского и "Сломанный меч" Лазарева), Молд. муз.-драм. т-р им. Пушкина (муз. комедия "Счастье мо„" Корняну и Геркена, драма "Овидий" Александри и др.), Кишин„вский Рус. т-р им. Чехова("Семья" Попова, "Когда зреет виноград" Дариенко и др.), ансамбли, коллективы и солисты молд. гос. филармонии.

Таджикские декады: 12-20 апр. 1941. Участники: Таджикский т-р оперы и балета (оперы "Восстание Восэ" Баласаняна, "Кузнец Кова" Бала-саняна и Бобокалонова, муз. представление "Лола" Баласаняна; балет "Две розы" Ленского); Т-р им. Лахути ("Краснопалочники" Улуг-заде, "Отелло"). 9-20 апр. 1957. Таджикский т-р оперы и балета им. Айни (оперы "Пулат и Гульру" Сайфиддинова, "Мазепа"; балеты "Дильбар" Ленского, "Лейли и Меджнун" Баласаняна); Т-р им. Лахути ("Дохунда" Икрами, "Саодат" Саидмурадова и Рабиева, "Дил Дили Зай-наб" Киямова и Мороз, "Король Лир"); Душамбин-ский т-р им. Маяковского ("Трагедия Усманова" Миршакара, "Добрая слава" Рабиева, "Баня", "Дети солнца"); Памирский ансамбль нар. песни и танца, коллективы и солисты таджикской филармонии, коллективы самодеятельности.

Туркменская декада: 14-24 окт. 1955. Участники: Туркменский т-р оперы и балета (оперы ("Шахсенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Евгений Онегин"; балет "Алдар Косе" Корчмар„ва);

Туркменский драм. т-р ("Семья Аллана" Мухтарова, "Ревизор", "Отелло"); Ашхабадским рус. т-р им. Пушкина ("Вес„лый гость" Мухтарова, "Д жахан" Сейт-лиева, "Три сестры"); ансамбли, хоры, солисты туркменской филармонии, коллективы самодеятельности.

Узбекские декады: 21-30 мая 1937. Участники: Узбекский муз. т-р (муз. драмы "Фархад и Ширин" Успенского, "Гюльсара" Глиэра и Джали-лова); ансамбль под рук. Тамары Ханум. 14-23 февр. 1959. Т-р оперы и балета им. Навои (оперы "Дилером" Ашрафи, "Зейнат и Оман" Садыкова, Раджаби, За-хирова и Зейдмана, "Проделки Майсары" Юдакова; балеты "Мечта" Акбарова, "Маскарад" по Лермонтову Лапутина); Т-р им. Хамзы ("Бай и батрак" Хамзы, "Хурият" Уйгуна, "Путеводная звезда" Яшена, "Дядя Ваня"; "Юлий Цезарь" Шекспира); Т-р им. Мукими (муз. драмы "Нурхон" Джалилова и Сабитова, "Рав-шан и Зульхумор" Джалилова и Мушеля, "Алтын Куль" Левиева, "Ватан Ишки" Бабаева); Ташкентский рус. т-р им. Горького ("Тайна паранджи" Хамзы, "История пустой души" по роману Горького "Жизнь Клима Самгина", "Дракон и солнце" Гинзбурга, "Дали неоглядные" Вирты); ансамбль узб. нар. танца "Бахор", Хорезмский и Каракалпакский ансамбли песни и танца, ансамбль под рук. Тамары Ханум, оркестры, хоры, коллективы самодеятельности.

Украинские декады: 11-21 марта 1936. Участники: Т-р оперы и балета им. Шевченко (оперы "Наталка-Полтавка", "Запорожец за Дунаем", "Снегурочка"); Ансамбль укр. нар. танца, хоровая капелла "Думка", Украинская капелла бандуристов, женский хоровой ансамбль. 15-26 июня 1951. Т-р оперы и балета им. Шевченко (оперы "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Запорожец за Дунаем", "Царская невеста"; балет "Маруся Богуславка" Свечнико-ва); Т-р им. Франко ("Назар Стодоля" Шевченко, "Мартын Боруля" Карпенко-Карого, "Макар Дубравам и "Калиновая роща" Корнейчука, "На грани ночи и дня" Якобсона); Киевский т-р им. Леси Украинки ("Жизнь начинается снова" Собко, "Рассвет над Москвой" Сурова, "Живой труп", "На всякого мудреца довольно простоты"); харьковский Т-р им. Шевченко ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого, "Гибель эскадры"; "Ярослав Мудрый" Кочерги, "Егор Булычев и другие"); львовский Т-р им. Заньковец-кой ("Пока солнце взойд„т, роса очи выест" Кропивницкого, "Борислав сме„тся" по роману Франко, "Весенний поток" Прокопенко, "Вей, ветерок!" Райниса);

Ансамбль песни и танца Укр. ССР, Ансамбль нар. танца УССР, хоровая капелла "Думка", львовская хоровая капелла "Трембита", Закарпатский народный хор, Гос. капелла бандуристов УССР и др. 12-21 ноября 1960; Т-р оперы и балета им. Шевченко (оперы "Арсенал" Майбороды, "Первая весна" Жуковского, "Тарас Бульба" Лысенко; балеты "Лесная песня" Скорульского, "Ч„рное золото" Гомоляки), Т-р им. Франко ("Над Днепром" Корнейчука, "Свадьба Свечки" Кочерги, "Не суждено" Старицкого, "Король Лир");

Т-р им. Леси Украинки ("Песня под зв„здами" Собко, "Юность Поли Вихровой" по Леонову, "Дядя Ваня"); харьковский Т-р им. Шевченко ("Почему улыбаются зв„зды" Корнейчука, "День рождения" Печенежского, "Загубленная жизнь" по роману "Гулящая" Мирного), коллективы, ансамбли, солисты Укр. гос. филармонии.

Эстонская декада: 14-25 дек. 1956. Участники: Т-р оперы и балета "Эстония" (оперы "Огни мщения" Э. Каппа, "Рука об руку" Эрнесакса, "Борис Годунов"; балеты "Тийна" Аустер, "Золотопряхи" Э. Каппа); Т-р им. Кингисеппа ("Совесть" Раннета, "Утеряный рай" Якобсона, "Весна" Лутса, "Маскарад";

"Антоний и Клеопатра" Шекспира); Т-р "Ванемуйне" ("Железный дом" Таммлаана, "Неуловимое чудо" Вильде, "Песня обольщения" Хинт, муз. комедия "Румму Юри" Арро и Нормета, оперетта "Только мечты" Кырвера); Мужской хор Эстонской ССР и др.

Показ лит-ры и иск-ва Адыгейской и Карачаево-Черкесской автономных областей: 7-11 окт. 1957. Адыгейский ансамбль песни и пляски, Карачаево-Черкесский ансамбль песни и пляски, самодеятельность.

Башкирская декада: 27 мая - 5 июня 1955. Башкирский т-р оперы и балета (оперы "Сала-ват Юлаев" Исмагилова, "Царская невеста"; балеты "Журавлиная песня" Степанова, "Лауренсия" Крейна);

Башкирский т-р драмы ("Одинокая бер„за" Карима, "Черноликие" Амири и Галимова, "Дядя Ваня", "Отелло"); Ансамбль нар. танца Башк. ССР, хоры, оркестры, коллективы самодеятельности.

Бурятские декады: 20-27 окт. 1940. Участники: Муз.- драм. т-р Бурят-Монгольской АССР (оперы "Энхэ-Булат батор" Фролова, "Баир" Цыдын-жапова и Шадаева); ансамбли, солисты, коллективы самодеятельности. 27 нояб.-8 дек. 1959. Бурятский т-р драмы ("Барометр показывает бурю" Бато-жбая, "Хитрый Будамшу" Шагжина, "Горе от ума";

"Тайфун" Цао Юя); Т-р оперы и балета (оперы "Побратимы" Аюшеева, "Князь Игорь", балеты "Красавица Ангара" Книппера, "Во имя любви" Батуева и Майзеля); Т-р русской драмы, Улан-Удэ ("Сквозь грозы" Кычакова, "Василиса Мелентьева" Островского), ансамбли, коллективы и солисты бурятской гос. филармонии.

Показ лит-ры и иск-ва Кабардино- Балкарской АССР. 20 июня - 1 июля 1957. Объедин„нный драм. т-р ("Песнь о Даханаго" Аксирова, "Семья Тамаши" Шхагапсоева, "Навечно" Шортанова, "Ревизор"); кабардинская студия ГИТИСа (4-й курс) ("В добрый час!" Розова, "Жорж Данден" Мольера).

Дагестанская декада: 8-19 апр. 1960. Участники: Кумыкский муз.-драм. т-р им. Салавато-ва (муз. комедия "Под деревом" Рустамова, "Каменный гость" Пушкина); Аварский т-р им. Г. Цадасы (трагедия "Горянка" Гамзатова, водевиль "По горным дорогам" Закорьяева и Даудова); Лезгинский т-р им. Стальского (муз. драма "Ашуг-Саид" Хурюгского и Меджидова, историко-революц. драма "Судак-свидетель" Хуршилова и Чистякова); Лакский т-р им. Капиева ("В родном ауле" Алиева); Русский т-р им. Горького, Махач-Кала ("Сердца друзей" М. и 3. Зуль-фухаровых), ансамбли, коллективы, солисты Даг. гос. филармонии.

Карельская декад а": 21 авг.-l сент. 1959. Финский драм. т-р ("Сельские сапожники" Киви, "Хозяйка леса" по Бабичу, "Люди с Дангора" Андер-сена-Некс„, "Бессмертные зв„зды" Гракова и Иванова, "Егор Булычев и другие"); Муз.-драм. т-р, Петрозаводск ("Трасса" Дворецкого, "В огненном кольце" Борисова, "Снегурочка"; муз. комедия "Кумоха" Пергамента, балет "Сампо" Синисало), ансамбли, коллективы, солисты Карельской гос. филармонии.

Северо-Осетинская декад а: 26 авг.- 4 сент. 1960. Участники: Осетинский Муз.-драм. т-р (опера "Коста" и муз. комедия "Весенняя песня" Плие-ва, пьесы "Чермен" Плиева, "В родных горах" Хубецо-вой, "Крылатые" Токаева, "Гибель эскадры" Корнейчука, "Король Лир"); Рус. т-р, Орджоникидзе ("Я и мои друзья" Алексеева, "Старик" Горького, "Фатима" по Хетагурову, "Лиса и виноград" Фигейреду), ансамбли, коллективы, солисты Сев.-Осет. гос. филармонии.

Татарская декад а: 24 мая - 2 июня 1957. Участники: Татарский т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля (оперы "Алтын-Чеч", "Джалиль" Жиганова, "Саматх" Валиуллина, "Евгений Онегин", балет "Шу-рале"); Т-р им. Камала ("Зангер Шэль" Тинчурина, "Хужа Насредин" и "Зифа" Исанбета, "Минникамал" Амирова, "Ташкыннар" Гиззата, "Король Лир"); Казанский Большой драм. т-р им. Качалова ["Бессмертная песнь" ("Муса Джалиль") Ишмуратова, "Мать своих детей" Афиногенова, "Юность буревестника" Елизаровой, "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, "Старик" Горького]; Мензелинский колхозно-совхозный т-р ("Неписанные законы" Аминова, "Галиябану" Файзи); коллективы и солисты татарской филармонии, самодеятельность.

Якутская декада: 10-17 дек. 1957. Участники: Якутский муз.-драм. т-р им. Ойунского (опера "Ньюргун Боотур" Жаркова и Литинского, театрализованная оратория "Якутская праздничная" Григоряна, сцены нар. праздника "Ысыах"); ансамбли, солисты, коллективы самодеятельности.

Кроме перечисленных декад, аналогичные мероприятия (недели, показы и др.) проводились в столицах союзных и автономных республик. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница