Наши партнеры

Выгодно аренда автомобиля в сочи без водителя недорого цены в компании РексРент.
https://vk.com/electrastyle35
задвижки вентили

Театральная энциклопедия
(страница 143)


ДЖАБАРЛЫ, Джафар Гафароглы (22.Ш.1899, сел. Хизы,-31.XII.1934, Баку)азербайджанский советский драматург, театральный деятель, режиссер. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1933). Лит. деятельность начал в 1915. Первые пьесы Д."Верная Сарийя" (1915), "Увядшие цветы" (1917) направлены против социального неравенства, бесправия женщины, невежества. После установления Сов. власти в Азербайджане Д. стал активным деятелем сов. лит-ры и т-ра. В пьесах, пост, в нач. 20-х гг., "Айдын" (1922), "Октай эль оглы" (1923), Д. разоблачал капиталистич. мир, лицемерную, лживую бурж. мораль. Романтич. трагедия Д. "Невеста огня" (1928), посв. героич. борьбе азерб. народа против араб. захватчиков в 9 в., насыщена высоким патриотич. духом. В пьесе "Севиль" (1928) Д. призывал к полному раскрепощению женщины-азербайджанки. Пост. этой пьесы превратилась в яркое общественно-политич. событие, во время спектакля женщины срывали с себя чадру. В пьесе "Алмас" (1931) показана классовая борьба в деревне, создан образ передовой сов. женщины-учительницы Алмас. Пьеса "В 1905 году" (1931) утверждала идею дружбы азерб., арм. и рус. трудящихся. В пьесе "Яшар" (1932) показаны успехи колхозного строительства, борьба с классовыми врагами.

Идейная насыщенность, острота драматургич. конфликта, живость диалога, сонный язык - характерные особенности лучших произв. Д. Творчество его оказало значит, влияние на развитие азерб. сов. драматургии и т-ра. Драматургия Д. вошла в репертуар Т-ра им. Азизбекова, на сцене к-рого ставились его пьесы, и др. т-ров Азерб. ССР, а также т-ров Армении, Туркмении, Татарии и др. республик.

Соч.: Чаббарлы Ч., Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы. 1938- 1948; Эсэрлэри, 4 чилдэ, ч. 1-2, Бакы, 1950 (изд. продолжается); Пьесы. Вступ. статья Дж. Джафарова, "Драматургия Джафара Джабарлы", Баку, 1951.

Лит.: Искусство Азербайджана. (Материалы по истории азербайджанского театра], Гт. ] 3, Баку, 1950; Г у сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и современность, "Известия Азерб. филиала Акад. наук СССР", Баку, 1947, вып. 3,

Ni 7, с. 14-35; А р и ф М., Чафэр Чаббарлынын 1арадылыг jny, Бакы, 1956; Чэфэров Ч., Чэфэр Чаббарлы, Бакы, 1959; А р и ф М., Творчество Джафара Джабарлы, Баку, 1961; Ахундов Н., Чэфэр- Чаббарлы (библиография), Бакы, 1950.

ДЖАВАДОВ, Ага Гусейн Халил оглы (р. 22. IV. 1894) - азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начал в 1921 в Бакинском свободном сатир-агиттеатре. В 1925-33 - актер Бакинского тюркского рабочего т-ра, в 1933-38 - Кировабадского т-ра, в 1938-42-Азерб. т-ра муз. комедии. С 1942 - актер Т-ра им. Азизбекова. Играл характерные, бытовые роли. Образы, созданные Д., отличаются своеобразием, ярким колоритом и сочной комедийностью, сатирич. направленностью. Мастер эпизодич. ролей (Адвокат - "Рассказ о Турции" Хик-мета и др.).

Роли: Хан ("Везир Ленкоранского ханства" Ахундова), Мешади Ибад, Султанбек ("Не та, так эта", "Аршин мал алан" Гаджибекова), Мемишев, Джалал ("Махаббет", "Ха-ят" Ибрагимова), Оджаггули, Нияз, Имамверди ("Алмас", "Яшар", "В 1905 году" Джабарлы), Муса, Берберзаде, Мирза Солтан ("Свадьба", "Счастливица", "Невеста" Рахмана), Тагибек ("Тавриз туманный" Ордубады), III мага ("Без вины виноватые") и др. Снимался в кино. Ц. Кае.

ДЖАВАХИШВЙЛИ, Иван Александрович (11. IV. 1876 - 18.XI.1940) - грузинский сов. историк. Деп. Верх. Совета Груз. ССР. Академик (с 1939). В 1899 окончил Петерб. ун-т, ф-т вост. языков. В своих исто-рич. трудах Д. уделял большое внимание истории груз. т-ра. В "Истории грузинского народа" (1951) Д. исследовал, в частности, пережитки языческих мистерий. В книге "Основные вопросы истории грузинской музыки" (1938) исследовал развитие сахиоба, мгосноба и др. видов театр. зрелищ средневековья. Н. Э.

ДЖАВАХИШВЙЛИ, Наталья Григорьевна (26. VIII.1882 - 7.IX.1950) -грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Сценич. деятельность начала в 1901 в любительских спектаклях нар. т-ра Авчальской аудитории. В 1902 была принята в проф. труппу в Тифлисе. Работала в т-рах Кутаиси, Тбилиси, Сухуми. С 1921-актриса Т-ра им. Руставели. Создала ряд остро характерных сценич. образов, сочетающих гротеск и яркую реалистич. выразительность: Майко ("Измена" Сумбатова-Южина), Галчиха ("Без вины виноватые"), Матр„на ("Власть тьмы"). А. П.

ДЖДВЙД - см. Гусейн Джавид.

ДЖАВРИШВЙЛИ, Давид Лаврентьевич [р. 17 (29).1894] - грузинский советский балетмейстер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). В 1920 окончил курсы физкультуры в Тбилиси. Основатель и руководитель груз. хореографич. студии в Батуми (1927-31), Тбилиси (1934-52). Пост. танцы в оперных спектаклях т-ров Тбилиси, Москвы, Харькова и Одессы - "Абе-салом и Этери" (1931, Харьков, 1936, Тбилиси, 1939, Москва), "Даиси" (1937, Харьков, 1941, Одесса) Палиашвили, "Разбойник Како" Андриашвили (1940), "Родина" Туския (1941), "Ладо Кецховели" Киладзе (1941), "Измена" Ипполитова-Иванова (1941), "Демон" (1949). Автор трудов по груз. хореографии.

Соч.: Грузинские народные пляски, в сб.: Искусство Грузии, М., 1937; Груз. нар. танцы, Тбилиси,1958. Д, Д,

ДЖАДАМБА, Балдандоржийн (1901 - 1954) - монгольский актер. Засл. арт. МНР (1932). С 1930 учился в театр. студии, с 1931 работал в Гос. муз.-драм. т-ре в Улан-Баторе. Д.- яркий характерный актер.

Роли: Лама-певец ("Юность Цога" Цэдэнжава и Баста), Командор ("Овечий источника). Ломбарди ("Слуга двух господ"), Незеласов ("Бронепоезд 14-69") и др. Г .У.

V ДЖАЗ (англ. jazz) - род увеселительной музыки, преимущественно танцевального характера. Возник на основе муз. фольклора амер. негров и афр. нар. ритмов, обогащ„нных элементами европ. гармонии и мелодии. Термин "Д." происходит, по одной версии, от франц. слова "jaser" (болтать, трещать) или англ"

"сЬа1е" (преследовать, погоня), по другой - от имени негр. музыканта Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля в Нью-Йорке (1915). Как новый тип музыки Д. возник на юге США в конце 19 - нач. 20 вв. Основными определяющими чертами Д. были: острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования, широкое употребление ударных инструментов, сильно развитое импровизационное начало, идущее от традиций негр. музыки, выразит, манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамич. и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности. Исполняя ев-роп. музыку-салонные танцы, церковную музыку, военные марши, а также негритянские нар. песни, негры-музыканты (вначале в штате Луизиана) широко применяли импровизацию, придавали исполняемым произведениям неповторимое своеобразие. Они создавали свой муз. языки формы выразительности, разрабатывали спиричуэлз (нар. духовные песни), блюз (сольная песенная форма, распространилась в 70-80-х гг.), трудовые рабочие песни, танц. музыку, непосредственно предшествовавшие возникновению Д. В этих формах сложилась характерная антифонная техника исполнения (вопрос - ответ). Всем им были присущи импровизация и характерные ритмы. На основе этих форм возникла первая простейшая форма Д.-рэгтайм, появившаяся в Новом Орлеане ок. 1895: музыка исполнялась на фп. и представляла собой однообразную фигуру и тему, варьирующуюся в синкопированном ритме. В Новом Орлеане возникли и первые негр. оркестры духовых инструментов, выработавшие особую манеру интерпретации, к-рая получила название Д. нью-орлеанского стиля. Эта музыка отличается ч„тким двудольным ритмом, наличием тр„х самостоят. мелодич. линий, к-рые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмич. группы - рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы. Основная муз. тема многократно повторяется в разл. вариациях. Нью-орлеанский стиль выдвинул мн. известных музыкантов; среди его создателей - Л. Армстронг, занимающий одно из ведущих мест в области Д.

Многие белые музыканты стали объединяться в джазовые ансамбли, имитируя в сво„м исполнении манеру негр. Д. Этот новый стиль - диксиленд - модернизировал нью-орлеанский стиль. В свою очередь нью-орлеанский стиль также видоизменился-коллективная импровизация уступила в н„м место сольной.

Джазовые оркестры выступали в основном на танц. площадках, в кафе и ресторанах. Для удовлетворения вкусов посетителей зачастую применялись разл. антихудожеств. комедийные трюки. Так зарождались предпосылки для возникновения коммерческого Д. Оркестры этого типа насаждают бессодержательное бурж. иск-во, призванное развращать психологию массового слушателя.

В 20-х гг. джазовая музыка постепенно распространяется на север. Вомн. городах организуются оркестры. Центром развития Д. становится Чикаго. Формируется чикагский стиль Д., для к-рого характерно усиление сольной импровизации - виртуозных эпизодов, исполняемых разл. инструментами. Одно из гл. мест в Д. начинает занимать саксофон - мелодич. инструмент, обладающий специфич. тембром. Широкую популярность заво„вывают оркестры Ф. Хендерсона (с к-рым выступали исполнительницы блюзов Б. Смит и Г. Рей-ни), Д. Эллингтона, Р. Николса, "Мак-Кинни", Э. Кер-ка, Дж. Лансфорда и др. Эти оркестры заложили основу т. н. классич. Д. Наряду с этим в нач. 30-х гг. по инициативе дириж„ра П. Уайтмена, при участии крупных оркестровых составов, созда„тся т. н. симф. Д. - сочетающий черты симфонической музыки с элементами Д. В это же время формируется и новый собственно джазовый стиль - свинг, для к-рого также характерен большой состав исполнителей. В отличие от нью-орлеанского стиля исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации - музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом. В составе оркестра появляются вибрафон, разновидности труб, тромбонов и саксофонов. Вскоре новая форма приобрела широкую популярность. Среди лучших исполнителей свинга-оркестры Б. Гудмена, К. Бейси, Л. Хэмпто-на, Г. Миллера. Следующий стиль Д., возникший во 2-й пол. 30-х гг.,-б у г и-в у г и, для к-рого характерно повторение на рояле неизменной басовой фигуры, сковывающей ритмич. и мелодич. возможности импровизации. В то же время свинг постепенно вырождается в чисто коммерч. музыку. В конце 40-х годов интерес к свингу сменяется возвращением к нью-орлеанскому стилю. Рождается новый стиль - бибоп, к-рый культивируется большей частью малыми составами; эта чисто импровизационная музыка отличается мелодич. свежестью. Среди известных представителей Д. би-боп - композитор-виртуоз на саксофоне Ч. Паркер, пианисты Т. Монк, Дж. Льюис, тромбонист Дж. Джонсон, трубачи Д. Гил-леспи и М. Дейвис. В противовес негр. стилю созда„тся (ок. 1956) "холодный стиль" - к у л. Значительно более спокойный, с широким применением полифонии, этот стиль в то же время находится под влиянием модернистских течений совр. музыки Запада. Разновидность совр. Д.- прогрессив - делает попытку приблизиться к серьёзной концертной музыке, соединяя в себе черты би-бопа и куда. Здесь впервые широко употребляются латиноамер. мелодии и ритмы. Среди коллективов Д.-прогрессив - оркестры под упр. С. Кентона, В. Хермана, Б. Рибберна и отчасти Д. Эллингтона.

В последние годы в США наметились два новых стиля исполнения - более темпераментный стиль вост. побережья (и с т -к о с т) и более сдержанный, технически развитый стиль зап. побережья (в е с т -к о с т). Внимание музыкантов, работающих в области Д., вс„ бплыпе привлекает блюз. Эту муз. форму развивают представители т. н. "совр. джаза", обращающиеся к камерному стилю,- исполнению небольшими составами (Дж. Льюис и его "Модерн джаз квартет", Э. Гар-нер, М. Джэксон, Д. Брубек).

Начиная с 20-х гг. Д. распространился по всем странам мира. Этому способствовало растущее производство граммофонных пластинок, радио и кино. Однако, за небольшим исключением, оркестры-Д. представляют собой музыку коммерч. Д., подражают амер. образцам. В коммерч. Д. элементы нар. негр. музыки искажены и опошлены. Огромное распространение Д. в США и Зап. Европе с коммерч. целью обусловило массовый ремесленно-стандартный характер всевозможных модных массовых песенок упадочного, пошлого нередко циничного содержания. Разлагающее влияние коммерч. Д. сказалось в создании судорожной, припадочной музыки, "оскорбительного хаоса бешеных звуков" (М. Горький). В статье "О музыке толстых" Горький писал: "Это-эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона".

Передовые музыканты Д. создали оркестры, к-рые стремятся претворить в новой муз. форме нац. элементы, создать художеств. образцы джазовой музыки на основе использования фольклорных традиций: Д. в Чехословакии (под упр. К. Влаха), Румынии (под упр. Э. Козма), Франции (под упр. М. Леграна) и др.

Музыка импровизац. Д. оказала известное влияние и на творчество ряда композиторов. Элементы Д. нашли отражение в опере "Порги и Бесс" Гершвина, в операх "Дитя и чары" Равеля, "Джонни наигрывает" Кшенека, в "Тр„хгрошовой опере" Вейля, в нек-рых симф. соч. Дебюсси, Мийо, Онеггера, Хиндемита и др.

Отдельные элементы раннего Д. развивают нек-рые эстрадные оркестры СССР, для к-рых характерны театрализация, стремление исполнителей создать цельный, тематич. эстрадно-муз. спектакль. В 1928 впервые в новой манере Д. выступили Я. Теплицкий в Ленинграде и А. Цфасман в Москве. В 1929 создан Гос. эстрадный оркестр, руководимый Л. Ут„совым; пользуются известностью эстрадные оркестры под управлением Э. Рознера, Б. Ренского, О. Лундстрема. Нац. республики СССР сочетают элементы Д. с нар. муз. интонациями; таковы арм., азерб., узб., груз. и др. эстрадные оркестры. В стиле Д. создаются новые песни, танц. музыка. Плодотворно использовали элементы Д. композиторы И. Дунаевский, В. Соловь„в-Седой, А. Новиков, Д. Покрасс, Б. Мокроусов, М. Блантер, Н. Богословский и др.

Лит.: Горький М., О музыке толстых, М., 1931; Городинский В., Музыка духовной нищеты, М.-Л., 1950; Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей, Л., 1926; К о н e н В., Легенда и правда о джазе, "Советская музыка", 1955, .ј9;Сор1апс1 A., Jazz structure and influence, "Modern Music", 1927, I; G o f f i n R., Nouvelle his-toire du jazz, P.,1948; Berendt J. E.,Das Jazzbuch, Hamb., 1953; Feather L. G., The Encyclopedia of Jazz, N. Y.. 1955. Л. У.

ДЖАКОЗА (Giacosa), Джузеппе (21.X.1847 - 27.1. 1906) - итальянский драматург, писатель и либреттист. В начале своего творчества Д. написал ряд сентиментальных драм в стихах на сюжеты ср.-век. легенд и хроник: "Партия в шахматы" (1871), "Триумф любви" (1875, 1877, труппа Беллотти-Бон, Венеция), "Собрат по оружию" (1877, там же). В этих пьесах Д. следует романтич. принципам. Под влиянием веристов и Г. Ибсена Д. обратился к семейно-бытовым драмам;

"Грустная любовь" (1887, т-р "Балле", Нац. труппа, Рим), "Права души" (1894), "Как листья..." (1900, т-р "Мандзони", труппа Т. Ди Лоренцо, Милан). Д. хорошо владел драматургич. техникой, умело строил сюжет, диалог его естествен и динамичен. Однако бурж.-либеральная ограниченность мировоззрения мешала драматургу создавать подлинно реалистич. произв. даже тогда, когда он обращался к социальной проблематике. Автор либретто (совм. с Л. Иллика) к операм "Богема" (1896), "Тоска" (1900), "Чио-Чио-сан" (1904), мелодрамы "Госпожа Шалан" (1911), в к-рой играли Э. Дузе, Capa Бернар.

Лит.: Rumor M., Giuseppe Giacosa, Padova, 1940;

M a r d i Р., Vita e tempe di Giuseppe Giacosa, Milano, 1949. p. J

ДЖАКОМЕТТИ (Giacometti), Паоло (19.111.1816- 19.VIII.1882) - итальянский драматург. Творч. деятельность начал в 1840. Работал для различных странствующих трупп, сочиняя по 4-5 пьес в год. Постоянная спешка, нужда, необходимость писать, учитывая склонности и капризы исполнителей, требования директоров трупп, отсталые вкусы публики, наложили на пьесы Д. печать ремесленничества. Сценичность пьес Д. обеспечила им большой успех и длительную популярность. Д. написал ок. 80 пьес в стихах и в прозе. Среди них - трагедии (точнее - историч. драмы), комедии, мелодрамы. Лучшие пьесы Д. вошли в составленный им сборник "Избранный театр" (31 пьеса, 4 тт., 1857-63). В предисловии к этому сборнику Д. сформулировал принципы своей поэтики, к-рую он основывал на высоких гуманистич. и воспитат. задачах театр. иск-ва. Он утверждал традиции гражданского, патриотич. романтизма, резко выступал против чисто развлекат. драматургии, хотя в ряде своих пьес разрабатывал сюжеты третьестепенных франц, романов и пьес. Из историч. трагедий Д. наибольший успех имели "Елизавета, королева Англии" (1853) и написанная для актрисы А. Ристори "Юдифь" (1858), звучавшая в е„ исполнении как пламенный патриотич. призыв к войне против чужеземцев. Комедия Д. "Четыре женщины в одном доме" (1842) - о злоключениях, вызванных женскими сплетнями, близка к комедиям К. Гольдони. Мировую известность получила пьеса Д. "Гражданская смерть" (1861, пер. на рус. яз. А. Н. Островским под назв. "Семья преступника"). Эта пьеса сочетает элементы психологич. драмы (раскрытие характера беглого каторжника Коррадо, вынужденного из любви к жене и дочери добровольно уйти из жизни) с острой антиклерикальной направленностью (разоблачение лицемерия, ханжества служителей католич. церкви). Роль Коррадо с огромным успехом исполняли Т. Сальвини, Э. Росси и Э. Цаккони; в России - В. Папазян, П. Адамян. Пьеса вошла в репертуар нек-рых сов. т-ров. Д.- автор неизданных мемуаров (рукопись хранится в музее Питре в Палермо).

Лит.: Grimaldi Grosso G.,Paolo Giacometti, nella vita e nelle opere, Genova, 1916; R e s a r с o F., Paolo Giacometti e il suo teatro, Genova, 1882. С. Мок.

ДЖАКОМЙНО, Ж аK o M и н о (наст. имя и фам. - Д ж а -комо Ч ирен и; Ci-reni) (1884 - 1956) - итальянский цирковой артист. С 8 лет занимался акробатикой и прыжками. Дебютировал как клоун-прыгун в цирке Медрано (Париж). С 1905 выступал в России в петербургском цирке Чинизелли и др. цирках как ков„рный клоун, демонстрируя сво„ мастерство в разных цирковых жанрах-акробатика (прыжки через 3 слонов и 6 лошадей и др. препятствия), трюковая езда, дрессировка, жонглирование. Д. был дружен с А. И. Куприным,

Ф. И. Шаляпиным. Снимался в фильмах. С 1918 работал в Голливуде. В 1930 оставил сценическую деятельность.

Лит.: Д м и т р и ев Ю., Русский цирк, М., 1953 М .Зон. Д ЖАЛИЛ, Рахим (р. 1909) - таджикский совет ский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Творчество Д. связано с развитием Ленинабадского муз.-драм. т-ра. На сцене этого т-ра шли пьесы Д.:

"Победа" (1932) - о коллективизации, "Саодат" (1935, 2-й вариант - "Санавбар", 1938), посв. борьбе нового со старым в тадж. кишлаке, "Две встречи" (1943)-об участии таджиков в партизанской борьбе в годы Отечеств, войны. Перев„л на тадж. яз. "Грозу"; "Легенду о любви" Назы-ма Хикмета и др. Н. Н.

ДЖАЛЙЛОВ, Абид (р. 10. XI. 1896) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 1918, с 1919- в Т-ре им. Карла Маркса, с 1930 - актер Театра им. Хамзы. В 20-30-е гг. создал образы борцов за идеи коммунизма: Никита Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Арслан, Пулатов ("Два коммуниста", "Честь и любовь" Яшена), Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина). В 40-50-е гг. играл секретаря райкома Камилова ("Новбахор" Уйгуна), революционера Пулата ("Заря Востока" Сафарова), командира Харитонова ("За тех, кто в море!"), Кошкина ("Любовь Яровая"), рабочего-коммуниста Исмаила ("Рассказ о Турции" Назыма Хикмета). Большой обличит, силой отмечены и образы от-рицат. персонажей, созданные Д.: Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы), Маджиддин ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова, Гос. пр. СССР, 1949), Клавдий ("Гамлет"), Дикой ("Гроза"). Среди лучших ролей Д.: Мавлон ("Ш„лковое сюзанэ" Каххара), граф Моор ("Разбойники"). Герои Д. - сильные люди, умеющие владеть своими страстями. актер раскрывает внутр. жизнь героев сдержанно, лаконично, выразительно. Снимается в кино.

ДЖАЛЙЛОВ, Тохтасын (р. 1896) - узбекский советский композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Депутат Верх. Совета Узб. ССР 3-го созыва. Композиторскую деятельность начал в 1929 (музыка к спектаклям "Дочь садовника" Абдуллы и "Товарищи" Яшена); до этого выступал как исполнитель на нац. инструменте гиджаке. В 1934- 1936 Д.- муз. руководитель Ташкентского муз. т-ра им. Свердлова, в 1937-40 - художеств. руководитель Ташкентской филармонии, в 1940-49 - Т-ра им. Му-кими. Автор опер "Тахир и Зухра" (соавтор Б. Бровцын, 1-я ред. 1949, 2-я ред. 1955), муз. драм "Ойхон" (1929), "Курбан Умаров" (совм. с Шарафутдиновым, 1941), хоров, песен и др. Композитор-мелодист, Д. творчески претворяет в муз. т-ре нац. фольклор. Д. Ш.

ДЖАЛИЛЬ, Муса (наст. фам. и имя - Залил ов, Муса Мустафович) (15.II.1906 - 25.VIII.1944) - татарский советский поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1929. Лит. деятельность начал в 1919. Писал стихотворения и муз. драмы, к-рые ставились в самодеятельных коллективах пионеров под рук. автора, а в дальнейшем- тат. театр. коллективами Казани, Уфы, Оренбурга, Ташкента, Астрахани и др. городов (в 1925 Д. запретил постановку своих муз. пьес, считая, что они устарели).

В 1925 выпустил свой первый сб. стихотворений. После окончания филологич. ф-та Моск. ун-та (1931) работал в тат. газ. "Коммунист", издававшейся в Москве. С 1935 - зав. лит. частью сначала татарской оперной студии при Моск. консерватории, в дальнейшем - оперного т-ра в Казани (с 1953 им. Мусы Джалиля).

Много работал по созданию репертуара для этого т-ра. На основе драматической поэмы Д. "Алтынчеч" ("Золотоволосая") композитор Н. Жиганов написал оперу о борьбе народа против ханов-поработителей (Гос. пр. СССР, 1948). Премьера оперы состоялась в июле 1941, когда автор уже был в рядах защитников Родины. Д. написал много рецензий и статей по вопросам драматургии, т-ра и актерского иск-ва. Незадолго до Великой Отечеств. войны закончил либретто оперы "Илдар" (1941) - о защитниках социалистич. отечества от нападения белофиннов (комп. Н. Жиганов).

В годы Великой Отечеств, войны Д. был тяжело ранен, взят в плен и заключ„н в концлагерь. В плену в„л активную антифашистскую деятельность, за что был осужд„н и казн„н. В застенках фашизма Д. написал "Моабитские тетради" - стихи, удостоенные в 1957 Ленинской пр. За этот поэтич. и гражданский подвиг Д. посмертно (в 1956) присвоено звание Героя Советского Союза.

Лит.: И с х а к А., Поэт-герой Муса Джалиль, М., 1956;

Бикмухаметов Р., Муса Джалиль, М., 1957; Г а з и К а ш ш а ф, Муса Жэлил, 2 изд., Казан, 1961. М. /Г.

"ДЖАЛИЛЬ" ("М уса Джалиль")- опера Н. Жиганова, либр. А. Файзи. Пост. 15 мая 1957, Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля (дириж„р Тихонов, реж. Покровский и Миллер, худ. Нагаев, балетм. Гаскаров, хормейстеры Гаймерль и Хамзина; Муса Джалиль - Ишбуля-ков. Жена поэта - Тимирова, Журавл„в - Жарков, Кан-зафаров-Альмеев, Хаят - Булатова, Андре, бельгиец - Жуков. Женщина с реб„нком - Лоринова). Опера показана на декаде тат. иск-ва в Москве в 1957. Пост. Большим т-ром, 1959 (дириж„р Хайкин, реж. Покровский и Миллер, худ. Рындин, балетм. Захаров, хормейстеры Агафонников и Савва; Муса Джалиль - Ишбуляков, Жена поэта - Соколова, Хаят-Архипова, Женщина с реб„нком - Гагарина, Андре, бельгиец - Лисициан, Журавл„в - Эйзен). Новая пост. там же, 1961. В 1960 пост. в Праге, Нац. т-р (реж. Штрос, худ. Бубеник и Тихий; в гл. роли - Жидек;.

Издания: "Д.", клавир, рус. текст Р. Халимова и Г. Фвре. М., "Советский композитор", 1959. Я. Г р.

ДЖАМАНОВ, Садыкбек (p. 1.V.1913) - киргизский советский актер. Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал с 1936 в кирг. ТЮЗе (г. Фрунзе), играл там роли Фрондосо ["Овечий источник" ("Фуэнте овехуна")], Сарынжи (о. п. Эшмамбетова). С 1941 - актер Кирг. драм. т-ра. Играл роли героев в фольклорно-эпич. спектаклях-Курманбек (о. п. Джантошева), Тюльку ("Джаныл" Маликова и Куттубаева), Каныбек (о. п. Джантошева). Создал ряд образов современников: инженер-геолог Рыскулбек ("Песчаное предгорье" Абдумомунова), председатель колхоза Актан ("Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева), врач Курман ("Курман" Аб-думомунова). Острой сати-ричностью отмечено исполнение ролей Ляпкина-Тяпки-на ("Ревизор"), Макферсона ("Русский вопрос"), Ярового, Яго. Др. роли: Аширбай (о. п. Абдумомунова), Тельгара ("Одно дерево не лес" Таджи-баева), Капсалан ("Кычан" Бейшеналиева), Карабек("Де-ло Адыла" Маликова). Работает в кино. Н. Л.

ДЖАМАНОВА, Роза Ум-бетовна (р. 16.IV.1928)-казахская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. СССР (1959). В 1954 окончила Алма-атинскую консерваторию по классу А. М. Курганова. С 1953 Д. - солистка Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). Обладая голосом красивого тембра, Д. создала в этом т-ре полюбившиеся зрителям образы трогательных поэтич. казахских девушек: Сары ("Биржан и Сара" Туле-баева), Ажар ("Абай" Жу-банова и Хамиди), Бану ("Амангельды" Брусилов-ского, совм. с М. Тумба-евым). Среди др. партий:

Назугум (о. п. Кужамья-рова), Маро ("Даиси" Палиашвили), Татьяна; Иоланта (о. п. Чайковского), Маша ("Дубровский" Направника), Катарина ("Укрощение строптивой" Шебалина), Чио-Чио-сан; Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы") и др.

Лит.: Львов Н., Казахский театр. Очерк истории, М., 1961. Н.Л. ДЖАНАН (наст. фам. - Джананян), Мкртич Мигранович (1892-1938) - армянский советский актер. Заслуженный артист Арм. ССР (1932). Род. в

Константинополе (Стамбул). Там же окончил юридич. ф-т ун-та. Сценич. деятельность начал в 1911. Принимал участие в организации арм. драм. об-ва в Константинополе (1918). В 1919 поступил вольнослушателем в Парижскую консерваторию по классу драм. иск-ва. С 1922-артист 1-го Гостеатра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Многогранный эмоциональный актер, обладавший высоким мастерством перевоплощения, большой сценич. культурой, Д. играл героич. и характерные роли: Оксен ("Дядя Багда-сар" Пароняна), Петручио ("Укрощение строптивой"), Яго, Макбет; Сатин ("На дне"), Годун ("Разлом"), Яровой ("Любовь Яровая"). Автор пьес "Шах-наме" (1935) (играл роль Зеира). "Дядя рабочий" (1929). Занимался режиссурой. Один из основателей азерб. т-ра в Ереване (1928). Писал статьи по вопросам т-ра. С. Мел.

ДЖАНДАРБ‚КОВ, Курманбек (р. 7.1.1905) - казахский советский актер, режиссер и певец. Нар. арт. Казах. ССР (1936). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Один из основоположников Казах. драм. театра. Работал в этом т-ре как актер и режиссер с 1925. Роли: певец Сырым ("Карак„з" Ауэзова), Фурманов ("Мятеж"); пост. спектакли "Карак„з" (1926), "Шахта" Шанина (1930). С открытием в 1933 казахского муз. т-ра переш„л в его состав. Исполнял партии: Бекежан ("Кыз-Жибек" Мусрепова), Ко-тибар ("Айман и Шол-пан" Ауэзова), Жалбыр (о.п.Майлина).Ер-Таргын (о.п. Брусиловского), Бе-кет (о. п. Зильбера). В 1944 - 48 - художественный руководитель Т-ра оперы и балета им. Абая, в 1953-55 - директор, в 1949-52 и 1956-59-гл. режиссер. Пост. в этом театре спектакли: "Айман и Шолпан" (1934), "Жалбыр" (1936), "Ер-Таргын" (1937), "Гвардия, вперед!" Брусиловского (1942), "Абай" Жубанова и Хамиди (1944), "Демон" (1947), "Кармен" (1948); "Назугум" Кужамьярова (1956), "Биржан и Сара" Тулебаева (1946, Гос. пр. СССР, 1949). Пост. Д. отмечены знанием нар. жизни, нац. музыки, использованием опыта рус. передового и сов. т-ра. В 1959-61 Д. - гл. режиссер Казах, т-ра драмы. С 1961 - зав. кафедрой оперной подготовки Алма-атинской консерватории.

Лцт.: Мекишев Б.,Бисенова Г., Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, Алма-Ата, 1954. Н.Л

ДЖАНДАРБ‚КОВА, Шолпан (р. 2. 1.1923)-'ка-* захская советская актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1959). Окончила театр. уч-щев Алма-Ате. В 1942 была принята в труппу Казах, т-ра драмы. Творчество Д. отмечено лиризмом, романтич. взволнованностью. Е„ женственные героини наделены глубокими чувствами, тонким умом, благородством. Таковы: Актокты, Баян ("Ахан-серэ и Актокты", "Козы Корпеш и Баян Сулу" Мусрепова), Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Ширин ("Легенда о любви" Назыма Хикмета). В то же время актрисе присуща глубокая аналитич. работа над образом, его идейное осмысление. Обаянием и умом отмечено исполнение ролей современниц: Шекер ("Дружба и любовь" Абишева), Марфуга ("Волчонок под шапкой" Мухаметжанова). Интеллектуальность творчества актрисы проявилась в ролях классич. драматургии: Негина ("Таланты и поклонники"), Марианна ("Скупой"). Д. с успехом играет и комедийно-характерные роли: Фелицата ("Правда-хорошо, а счастье лучше"), Салхия ("Зависть" Абишева), девочка Параська ("Любовь на рассвете" Галана).

ДЖАНЕЛИДЗЕ, Дмитрий Севастиевич [р. 26. IV(9.V).1906] - грузинский советский театровед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1958). Учился на Высших лит. курсах в Москве и в Тбилисском гос. ун-те. Лит. деятельность начал в 1932. Автор мн. трудов по истории груз. т-ра. С 1933 вед„т педагогич. работу в Тбилисском ун-те, театр. студиях, с 1940 - в Тбилисском театр. ин-те (доцент).

Соч.: Народные истоки грузинского театра, т. 1, Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Александр Мревлишвили, Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Грузинский гос. драм. театр им. Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Михаил Сараули, Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Грузинский театр с древнейших врем„н до 2-й пол. XIX в., Тбилиси, 1959, и др.

ДЖАНИБЕКЯН (наст. фам. -Тер Хачат-р я н), Гурген Джанибекович [р. 6(18).V.1897] - армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1938). Чл. Коммувистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал с 1918 в Ереване [первая роль - Гри-гор-ага ("Ут„с" Папазяна)], затем работал в Ленинака-не, в Арм. т-ре в Тбилиси. В 1924 вступил в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). актер мощного темперамента, глубокого внутр. драматизма, Д. создал ряд разнохарактерных образов - трагедийных, драматических,сатирических: Масисян ("Хата-бала" Сундукяна, 1927),Сотли-кян ("Ярость" Ахумяна, 1929), Пепел ("На дне", 1932), Фигаро (1933),Барегам Пахлавуни

("Наполеон Каркотян" Демирчяна, 1934), Сейран ("Намус" Ширванзаде, 1936), Отелло (1940), Гамлет (1942),Иван Горлов ("фронт", 1942); Григор-ага ("Ут„с" Папазяна, 1944), Сето ("Монастырское ущелье" Ва-гаршяна, 1945), Галумян ("Дерзание" Овчинникова;

Гос. пр. СССР, 1952), Гарнакерян ("Опытное поле" Заряна, 1953), Протасов ("Живой труп", 1951), Кент ("Король Лир", 1953). Снимался в кино. Выступает также как режиссер (пост. "Бесприданницу", 1946, и др.).

ДЖАННЙНИ (Giannini), Дузолина (р. 19.XII. 1902) - американская артистка оперы (сопрано). По происхождению итальянка. Пению обучалась у своего отца, тенора Ф. Джаннини и у М. Зембрих. Впервые выступила как концертная певица в 1923 в Нью-Йорке. Сценич. деятельность начала в 1925 в Гамбурге. В 1925-37 с успехом гастролировала в Лондоне, Берлине, Вене, Осло, Монте-Карло и др. городах Европы, а также в Австралии и Новой Зеландии. В 1933-35 пела на Зальцбургских фестивалях, в т. ч. в спектаклях под управлением Б. Вальтера и А. Тосканпни. В 1936-41 - солистка т-ра "Метрополитен-опера". Одна из выдающихся певиц своего времени, Д. покоряла слушателей исключительно красивым и гибким голосом обширного диапазона (пела партии меццо-сопрано), захватывающей экспрессией и тонкостью оттенков исполнения, артистич. темпераментом.

Партии: Донна Анна ("Дон Жуан"), Алиса, Аида, Дездемона ("Фальстаф", "Аида", "Отелло" Верди), Тоска; Сантуц-ца ("Сельская честь" Масканьи), Кармен.

Лит.: M o r a n W. R., D. Giannii, "The Record Collector" 1954, v. IV, ј 2, Febr.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница