Наши партнеры

Выгодно аренда авто посуточно без водителя самара в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 144)


ДЖАННОТТИ (Giannotti), Донато (27.X.1492- 27.XII.1573) - итальянский комедиограф и уч„ный. Написал уч„ную комедию "Влюбл„нный старик" (между 1533 и 1536, на сюжет "Купца" Плавта) и комедию "Милесиа".

Лит.: Sanesi J., La commedia, v. 1, Milano, 1911.

ДЖАНТОШЕВ, Касымалы (р. 15.IX.1904)-киргизский советский писатель и драматург. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Лит. деятельность начал в 1926. В 1928 написал пьесы "Алым и Мария" и "Карачач", рисующую горькую участь девушки в старом ауле. Пьесой Д. "Алым и Мария" открылся в 1930 Кирг. драм. т-р. В дальнейшем Д. принимал деятельное участие в работе этого т-ра, в 1934-46 работал в н„м как актер, режиссер, художеств. руководитель. Написал пьесы "Курманбек" - на мотивы одноим„нного эпоса (1943, Кирг. драм. т-р), "Певец народа" - об акыне Токтогуле (1950, Рус. т-р). Совр. темам посвящены пьесы: "Маленький герой" (1937), "Кто что сделал" (1944), "В одном доме" (1950), "Петля строптивому" (1955). Эпоха Гражданской войны отражена в пьесе "Каныбек" (1956); жизнь учителей - в пьесе "Наша мать" (1961) (пост. в Кирг. драм. т-ре).

Соч.: Батыр Курманбек, пер. с кирг. Я. Апушкина, М..-Л., 1944; Певец народа, пер. с кирг. В. Соловь„ва, послесловие Н. Львова, М., 1952; "Киноск"", М., 1952.

Лит.: Богданова -М-, Киргизская литература. Очерк, М., 1947; Писатели Советского Киргизстана Фрунзе, l8- ' П. Л.

ДЖАПАРИДЗЕ, Георгий Сем„нович (1827- 1906) - грузинский актер. Служил писцом в Горп. В 1850'вступил в труппу груз. т-ра, созданную в Тифлисе Г. Эристави. Играл героич. и характерные роли. После закрытия т-ра (1856) принимал участие в любительских спектаклях. Автор пьес, ставившихся в т-ре Эристави: "Манко", "Ревнивый муж", "Дед и внук" (все в 1853) и др.

Лит.: Бухникашвили Г., Театр Георгия Эрпс-тави, Тбилиси, 1948; ГерсамияС., Театр Георгия Эристави, Тбилиси, 1950 (на груз. яз.). /7 Ц]

ДЖАПАРИДЗЕ, Медея Валериановна (р. 20.XII. 1922) - грузинская советская актриса. Пар. арт. Груз. ССР (1959). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. С 1941 - актриса Т-ра им. К. Марджанишвили. Среди сценич. образов Д.: жизнерадостная, задорная девушка Марине (о. п. Бараташвили), поэтичная горянка Гулсунда ("Изгнанник" Важа Пшавела), Эльза ("Пигмалион" Шоу), Лиза ("Багратиони" Самсония), Параска ("Любовь на рассвете" Галана), Марта ("Деревья умирают стоя" Касоны), Нуца ("Золотой человек на волоске" Буачпдзе), Джульетта и др. Прекрасные внешние данные, нежный, богатый интонациями голос, глубина чувств и поэтичность придают сценич. образам Д. скульптурную ч„ткость и обаяние. С 1937 снимается в кино. Ш. М.

ДЖАПАРОВ, Коша (р. 17.П.1924) - туркменский советский балетмейстер. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1955). В 1941, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, вступил в балетную труппу Туркм. т-ра оперы и балета. В 1945 написал либретто и пост. балет "Ак-памык" по мотивам туркм. нар. сказок (муз. А. Знос-ко-Боровского и В. Мухатова). В 1946-51 учился на балетмейстерском отделении ГИТИСа. В 1951 пост. в туркм. т-ре балет "Красный плеток", в том же году совм. с Б. Фенстером в Ленингр. малом оперном т-ре - балет "Алдар Косе" Корчмар„ва. В 1951-56- гл. балетмейстер, с 1956 - балетмейстер Туркм. т-ра оперы и балета. Пост. спектакли: "Лебединое озеро" (1952); "Гюлыпен" Гаджибекова (1953), "Эсмеральда" (1954); "Чудесный лекарь" Мухатова и Равич {I960), "Жизель", а также танцы в операх.

Лит.: С и н я в е р Л., Туркменская ССР, М., 1957 (серия "Музыкальная культура союзных республик"), ff. Л,

ДЖАТЙЕВА, Софья Михайловна [р. 12(24). VIII. 1896] - осетинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1957). Одна из первых осетинских актрис. В 1910-21 играла в осетинском драм. кружке Народного дома им. Зубалова в Тифлисе. В 1934-57-актриса Юго-Осетинского т-ра им. К. Хетагурова (Цхинва-ли). Драматич. дарование Д. раскрылось в ролях:

Асиат ("Две сестры" Бритаева), Магда ("Сказка" Туа-ева), Джемма ("Овод" по Войнпч), Нана ("Чермен" Плиева), Бике ("Семья Аллана" Мухтарова), Анна ("На дне") и др. Вела педагогии, работу.

Лит.: Ц а б а е в В., Юго-Осетинский гос. драматический театр им. Коста Хетагурова, Сталинири, 1957. Вас. Ц.

ДЖАТРА - древний вид индийского народного театра, получивший распространение в Бенгалии и Ориссе. В сво„м возникновении восходит к ритуальным танцам, исполнявшимся скотоводч. племенами. Позже Д. превратилась в поэтич. муз.-песенные сценки, входившие в состав религиозных процессий в честь бога Вишну-Кришны. Эти сценки чередовались с диалогом в прозе, импровизируемым исполнителями. Первоначально сюжеты Д. были основаны на эпизодах из жизни Кришны и его возлюбленной пастушки Радхи ("Убийство змея Калинды", "Чанди-джатра"). В дальнейшем представления Д. создавались и на ми-фол огич. сюжеты, не связанные с Кришной ("Видья-Сундар"). Постоянные персонажи Д.- Кришна, Рад-ха, е„ подруги-пастушки, вестник богов Нарада. Представление разыгрывалось без сценич. подмостков, на расстеленном на земле ковре. Декорации отсутствовали, исполнители переодевались на глазах у зрителей. Труппу, состоявшую из мужчин, возглавлял ад-хикари, к-рый прерывал действие, разъясняя сложный религиозно-философский смысл происходящих событий. В более поздние времена по образцу нар. драм, исполнявшихся на бенг. яз., создавались пьесы на санскрите. В 16 в. Рупа Госвами написал на санскрите три пьесы о любви Кришны и Радхи. В 1-й пол. 20 в. Д. популяризировала Ассоциация нар. т-ров. Спектакли в форме Д. ставятся и в совр. Бенгалии.

Лит.: Восточный театр. Сб. статей, ред. А. М. Мерварта, Л., 1929, с. 77-83; Guha-Thakurta P., The Bengali drama..., L., 1930. Св. /7.

ДЖАФАРОВ, Джафар Гашум оглы (р. 19J4)- азербайджанский советский театровед и литературовед. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Доктор искусствоведения (1962). Окончил Моск. педагогич. ин-т. Автор книги "Театр им. Азизбекова" (1951) и ряда статей по вопросам азерб. т-ра и лит-ры. С 1961-зав. отделом т-ра и кино Института архитектуры и искусства АН Азербайджанской ССР.

ДЖАФАРОВА, Турсунхон Юлдашевна [р. 15(28). VIII. 1915] - узбекская советская артистка музыкальной комедии и драмы. Нар. арт. Узб. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1940. С 1931 - актриса Наманганского узб. т-ра, где проработала до 1939. Роли: Дильбар ("Два коммуниста" Яшена), Ширин, Лейли ("Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун" Хур-шида), Гульджамал ("Худжум" Яна), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Луиза Миллер и др. С 1941 Д. - артистка Т-ра им. Мукими. Роли: Зухра ("Тахир и Зухра" Абдуллы), Нурхон Офтабхон (о. п. Яшена), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Рябова) и др.

ДЖЕГУАКО - народные певцы, исполнители и импровизаторы героических, шуточных и лирических песен у народов адыгской этнической группы (кабардинцы, адыгейцы, черкесы), балкарцев, карачаевцев. Д. участвовали в нар. празднествах, объединяясь в группы из 2 и более человек, выступали в сопровождении музыкантов, исполняющих на народных муз. инструментах мелодию, повторяющуюся на каждой строфе рассказа. Д. исполняли в форме диалогов-речитативов сказания нартского эпоса, дополняя декламацию мимикой и пластикой, создавали новые песни, отклика1 ясь на совр. события. В конце 18 в., с распространением мусульманской религии, выступления Д. стали преследоваться. В 19 в. проходили одиночные выступления Д. Известны имена Султан-Керим Гирея, Шазо-Ибрагима, Кульчуку Сижажева и др. Е. Ж.

ДЖЕЛбЗИ (Gelosi, от итал. gelose - ревностный)- одна из первых и наиболее знаменитых трупп итальянской комедии дель арте. Первые сведения о труппе Д. относятся к 1568, когда она находилась в Милане. В дальнейшем Д. выступали в Генуе, Ферраре, Венеции, Флоренции, Мантуе, Бергамо, Болонье, Пизе и др. итал. городах. Д. часто выезжали на гастроли за пределы Италии, гл. обр. во Францию, где они гастролировали в 1571, 1577-78, 1599-1604. С 1583 директором труппы был Ф. Андреини (Капитан). В 1604 после смерти примадонны труппы И. Андреини и ухода из т-ра е„ мужа Ф. Андреини труппа распалась. За 36 лет существования Д. в состав труппы входили крупные актеры: В. Пииссими (1-я любовница), Дж. Паскуати (Панталоне), Л. Буркьелла (Доктор), С. да Болонья (Арлекин), О. Нобили (1-й любовник), А. Ва-лерини (2-й любовник), П. Веронезе (2-я любовница), С. Ронкальи (Серветта). С. Мок.

"ДЖЕНТЛЬМЕН" - комедия в 5 д. А. И. Сумбатова (Южина) из жизни моек. купечества конца 19 в. Соч. 1896. Пост. 29 окт. 1897 в Малом т-ре (бенефис Макшеева; Чечков- Макшеев, Рыдлова - О. Садовская, Рыдлов - К. Рыбаков, Люба - Лешковская, Эмма - Яблочкина, Остергаузен - Правдин, Остужев - А. Ильинский, Гореев -А. Ленский, Кэтт - Ермолова), 4 дек. 1897 - в Александрийском т-ре (бенефис Сазонова; Рыдлов - Сазонов, Рыдлова - Жулева, Люба *- Потоцкая, Чечков - Давыдов, Эмма - Савина, Остергаузен - П. Ленский, Остужев - Горев, Гореев - Писарев, Кэтт - Мичурина, Лебедынцев - Варламов, Боженко - Корвин-Круковский). "Д." прочно утвердился в репертуаре рус. дореволюц. т-ра (ш„л в Моск. драм. т-ре, на мн. провинц. сценах). Среди исполнителей-Блюменталь-Тамарина, Стрельская (Рыдлова); Каширин, Костромской, Лепковский, Падарин, Рыбников (Рыдлов); Турчанинова (Люба); Д. В. Гарин, Зражевский, М. П. Медведев, К. Н. Рыбаков (Чечков); Карелина-Раич (Уилкс), Леонидов, Юрьев (Остергаузен); Далматов, И. Рыжов, П. М. Садовский (Остужев);

Волховская, Пашенная, Рощина-Инсарова (Кэтт);К. Н. Яковлев (Лебедынпев) и др.

На сов. сцене: Моск. драм. т-р (1919, 1925; Рыдлова - Токарева, Рыдлов - Радин, Эмма - Борская, Кэтт - Шатрова), Казанский т-р (1923), Ленингр. т-р им. Пушкина и др. Моск. т-р Сатиры пост. "Д." с подзаголовком "Попугай цивилизации" (1941; реж. Горчаков, Липскеров, худ. Волков; Рыдлова - Яроцкая, Рыдлов - Поль, Люба - Зверева, Чечков - Корф, Курихин, Эмма - Пугач„ва, Гореев- Лепко, Кэтт - Слонова, Лебедынцев-Любезнов).

Издания: Первая публикация - сб. Сцена, вып. XVIII, М., 1896; из послед, дореволюц. изд.: Полное собр. соч. А. И. Сумбатова, т. 3, М., 1901; С у м б а т о в-Ю ж и н А. И., Пьесы, М., 1961. А. Шн.

ДЖ‚РРОЛД (Jen-old), Дуглас Уильям (3.1. 1803-8. VI. 1857)- английский драматург, журналист, театральный деятель. Первая его пьеса "Более испуган, чем задет" была пост. в 1821 в т-ре "Сэдлерс-Уэллс". Вскоре Д. был приглаш„н на лит. работу в "Кобург-тиэтр". Здесь ставятся его пьесы - фарс "Поль Прай" (1827) и мелодрама "Пятнадцать лет из жизни пьяницы" (1828). В 1829 на сцене "Сарри-тиэт-ра", куда Д. переходит работать, ид„т с большим успехом его мелодрама "Черноглазая Сьюзан", в 1831 на сцене "Друри-Лейн" - пьеса "Невеста Лад-гейта". В 1836 Д. становится одним из руководителей "Стрэнд-тиэтра". Здесь он ставит свою трагедию "Художник Гента" и исполняет в ней заглавную роль. Параллельно с этими мелодраматич. пьесами Д. до 1854 пишет л„гкие комедии - "Золотое сердце" и др. Пьесы Д. с успехом шли во многих т-рах Англии.

Лит.: J е г г о 1 d W. В., Life and remains of Douglas Jen-old, L., 1859; е г о ж е, Douglas Jerrold, v. 1- 2, L., 1914. ф. К.

ДЖ‚ТЕРЕ, Сервер Джамилович (р. 16.II. 1906)- кумыкский советский актер, режиссер, драматург. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. По национальности татарин. В 1928 окончил тат. театр. техникум в Казани. В 1928-41 - актер и режиссер тат. т-ра в Симферополе. Одновременно учился на режиссерском ф-те ГИТИСа, к-рый закончил в 1940. С 1942 - актер и режиссер Кумыкского т-ра (Махачкала). Роли в Симферопольском т-ре:

Гайдар ("Гибель эскадры"), Хлестаков, Карл Моор; в Кумыкском т-ре: Штубе ("Разлом"), Отелло; Рустам ("Намус" Ширванзаде), Султанбек ("Аршин мал алан" Гаджибекова). Пост. в этом т-ре спектакли: "Фа-тима" Хетагурова (1957), "Женитьба Фигаро" (1950), "Беспокойная старость"; "Испанцы" Лермонтова (1958). Автор пьес "Кто кого?" (1933), "В огненном кольце" (1934), "Свадьба продолжается" (1946), "Сестры" (1953), "Счастливцы" (1958), пост. в Кумыкском т-ре (Д. был и постановщиком своих пьес). С 1946 вед„т педагогич. работу, руководил двумя выпусками студии Кумыкского т-ра. М. Я.

ДЖ‚ФФЕРСОН (Jefferson), Джозеф (20.II. 1829- 23.IV.1905) - американский актер. Род. в актерской семье. Еще реб„нком выступал в спектаклях труппы своего отца, разъезжавшей по стране. После смерти отца играл в труппах, гастролировавших в Юж. штатах. Ок. 1850 организовал свою труппу. В 1857 с успехом играл в т-ре Л. Кин (Нью-Йорк), затем гастролировал в Америке, Австралии, Лондоне. Роли: Боб Эйкр ("Соперники" Шеридана), Калеб Пламмер ("Сверчок на печи" по Диккенсу) и др. актер-гуманист, Д". неизменно стремился выявить лучшие .черты характера своего героя, используя и развивая порою нам„ки авторской характеристики. Д. был комедийным актером, но его дарованию присуще и трагедийное начало. Эта особенность дарования Д. раскрылась в образе Азы Трен-чарда ("Наш американский кузен" Т[йлдоа) и особенно в роли Рипа Ван Винкля (по Ьдноим. новелле У. Ирвинга, 1860). В этой роли Д. продемонстрировал высокое иск-во перевоплощения. Рип в начале пьесымолодой бродяга и весельчак, в конце - одинокий, всеми покинутый старик; актер потрясал зрителей трагич. силой большого человеческого горя. Исполнение этой роли Д. способствовало утверждению на амер. сцене нац. героя, выходца из народа.

Соч.: Rip Van Winkle: the autobiography, N.Y..[1950]. Лит.: Winter W., Life and art of Joseph Jefferson" N.Y.-L., 1894. К. Б.. И. К.

ДЖИВЕЛ‚ГОВ, Алексей Карпович [14(26). III. 1875-14. XII.1952] - русский советский историк, искусствовед, литературовед и театровед. Чл.-корр. Академии наук Арм. ССР. Профессор. Поступив в 1893 в Моск. ун-т на историч. отделение историко-филологич. ф-та, Д. специализировался по всеобщей истории. Будучи учеником одного из видных рус. историков-медиевистов П. Г. Виноградова, Д. воспринял от своего учителя интерес к вопросам экономич. развития общества, процессам социальной борьбы. Осн. темой ранних книг Д. была борьба новых социальных сил ср.-век. города против феодально-клерикального уклада жизни. В сов. время, углубляя и развивая эту же проблематику, Д. создал книги, посв. социальным движениям средних веков. Многие исследования Д. посв. культуре Ренессанса. Гл. научный интерес уч„ного сосредоточивается на итал. Возрождении ("Очерки итальянского Возрождения", 1929/ "Данте Алигьери",1933, 2-е дополненное изд. 1946). В ряде трудов Д. освещаются проблемы англ. и франц. Возрождения. В послереволюц. период Д. занялся изучением истории т-ра, гл. обр. итальянского. Многолетняя работа Д. над темой комедия дель арте завершается книгой "Итальянская народная комедия" (посмертное издание 1954, 2-е изд. 1962). Интерес к т-ру Гольдони выразился в ряде статей о творчестве итал. драматурга (предисловия к изданиям комедий Гольдони в 1936-50). Д. выступал и как переводчик комедий Гольдони.

Внимание Д. неизменно привлекали значительные явления реалистич. иск-ва. Д. постоянно выявлял жизненную основу шедевров поэзии, драмы и изобразительного иск-ва. Ведя свой анализ на широком историч. фоне, Д. воссоздавал образы художников и их эпоху с подлинным мастерством писателя-историка.

Д. в„л большую педагогич. работу (с 1915). Читал курс истории зап.-европ. литературы в Моск. ун-те, Ин-те философии и лит-ры, Ин-те Красной профессуры, лекции по истории т-ра в моек. театр. студиях и т-pax. С 1930 преподавал историю зап.-европ. т-ра в ГИТИСе, где в течение ряда лет возглавлял кафедру истории т-ра. Д. в„л также научно-организационную работу в исследовательских ин-тах АН СССР (Ин-т мировой литературы им. Горького, Ин-т истории иск-в),принимал активное участие в работегАН Арм. ССР.

Соч.: История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года (совм. с Г. Н. Бояджиевым), М.-Л., 1941;

Итальянская народная комедия, М., 1954, 2 изд., 19 62; Итальянский театр. в кн.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956 (совм. с Г.Н. Бояджиевым);Театр и драма периода Реставрации, в кн.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945; Комедия Гольдони "Слуга двух господ", Предисловие к кн.: Гольдони К., "Слуга двух господ", М., 1930; Карло Гольдони и его комедии. Предисловие к кн.: Гольдони Карло. Комедии, пер. с итал., под ред. А. К. Дживелегова, т. 1, М., 1933; "Орфей в литературе и на сцене", в кн.: Полициано Анджело. Сказание об Орфее, М.-Л., 1933, с. 25-42; Бомарше, Предисловие к кн.: Б о-м а р ш е. Трилогия, М.-Л., 1934; Маски Commedia dell' arte, "Жизнь искусства", 1921, ј 1-4, 1922, ј 1; Отелло (К вопросу о происхождении трагедии) - "Ежегодник Института истории искусств, II. театр. музыка", М.,1948, с. 165-88; Теория драмы в Италии XVI века, "Изв. АН Арм. ССР. Общественные науки", 1953, .ј 2, с. 71-87; Народные основы французского театра (жонгл„ры), "Ежегодник Института истории искусств. Театр", М., 1955, с. 318 - 51 (работа подготовлена к печати Г. Н. Бояджиевым); Театр эпохи возникновения буржуазных отношений. Введение, в кн.:

История западноевропейского театра, т. 1,М., 1956, с. 127-43 (совм. с Г. Н. Бояджиевым); Томмазо Сальвини, "Сообщения Института истории искусств", вып. 10-11, М., 1957, с. 144-56 (работа подготовлена к печати Г. Н. Бояджиевым). Гр. Б.

ДЖИГИТОВКА (от тюрк. джигит - искусный и отважный наездник) -цирковой жанр; разновидность верховой езды. Возник из военно-спортивной конно-акробатич. игры кавказских горцев, рус. казаков и народов Ср. Азии. Д.- стремительная скачка, во время к-рой всадники демонстрируют виртуозное управление специально дрессированным кон„м, стреляют на полном карьере в цель, выполняют эффектные упражнения с шашкой и сложные акробатич. прыжки. Д. превосходит кавалерийскую вольтижировку своим темпом и обилием трюков. Как цирковой жанр возник в нач. l в., сохранив все трюки, применяемые нар. наездниками. Первым исполнителем Д. в цирке был А. Гудцев, а первым рус. джигитом-казаком - П. Орлов. Лучшие номера этого жанра созданы в рус. и сов. цирке. Известны группы цирковых джигитов-осетин (рук. Али-Бек-Кантемиров), казаков (рук. М. Н. Туганов), туркмен (рук. Д. Ходжабаев), узбеков (рук. К. Зари-пов). м.З.

ДЖЙЛБЕРТ, Гилберт (Gilbert), Уильям Швенк (18.XI.1836-29. V. 1911)-английский драматург и либреттист. В молодости занимался журналистикой, писал фарсы и скетчи, затем комедии. Среди них: "Возлюбленные" (1874, т-р Принца Уэльского), "Разбитые сердца" (1875, т-р "Корт"). В 1875 началась совм. работа Д. с комп. А. Салливеном, они создали ок. 25 оперетт, среди них "Микадо" (1885, т-р "Савой"), к-рая ставилась во многих т-рах. Д. принадлежат также либретто оперетт "Суд присяжных" (1875, театр "Ройялти"), "Дворцовые стражи" (1888, т-р "Савой"), "Гондольеры" (1889, там же) и др. Либретто оперетт, написанные Д., проникнуты задорным юмором, иронией.

Лит.: Bishop G. W., Barry Jackson and the London theatre, L., 1933. ф f{

ДЖЙЛЬИ (Gigli), Беньямино (20.III. 1890,' Pe-канати,- 30.XI.1957, Рим) - итальянский артист оперы (тенор). Выходец из бедной семьи (отец Д. был сапожником). Д. уже в детстве пел сольные партии в церковных мессах. Учился у М. Ладзарини в г. Реканати, однако материальная необеспеченность не позволила ему серьёзно заняться музыкой. В 18-летнем возрасте Д. отправился в Рим, где брал уроки пения у А. Бонуччи, а затем поступил в римскую муз. академию Санта-Чечилия; занимался под рук. А. Котоньи и Э. Розати. В 1914 получил 1-ю премию на междунар. конкурсе вокалистов в Парме и в том же году дебютировал на оперной сцене в Ровиго, близ Венеции. После выступлений в Генуе, Палермо, Болонье, Неаполе и др. городах Италии совершил первую зарубежную гастрольную поездку (Испания, 1917); в 1918 был приглаш„н А. Тосканини в т-р "Ла Скала", на сцене к-рого утвердил за собой славу одного из лучших теноров 20 в. Выступал в Германии, Франции, Юж. Америке. В 1920-32 Д. был солистом т-ра "Метрополитен-опера"; в течение следующих 10 лет вновь пел в т-ре "Ла Скала", гастролировал в Берлине, Гамбурге, Лондоне и др. европ. городах.

После нек-рого перерыва, вызванного 2-й мировой войной, Д. с 1945 предпринял новое турне по Европе и Америке. В 1954 оставил оперную сцену и до 1956 выступал в концертах. Блестящий вокалист, Д. в совершенстве владел своим необычайно красивым по тембру голосом. Его исполнение отличалось героич. пафосом выражения, мощью и блеском звука, мягкостью и нежностью красок, глубиной чувства. Наиболее близки были певцу лирич. партии: Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Лионель ("Марта" Флотова), Федерико ("Арлезианка" Чилеа), Лоэнгрин и др. Как концертного певца Д. отличали вдохновенная трактовка разл. по стилю произв., яркая эмоциональность. Снимался во мн. муз. фильмах.

Партии: Ромео ("Ромео п Джульетта" Гуно), Фауст ("Мефистофель" Бойто), Манрико ("Трубадур")), Ричард ("Бал-маскарад" Верди), ВаскодаГама ("Африканка" Мейербера), де Грие ("Манон" Массне и "Манон Леско" Пуччини), Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Андре Шенье (о. п. Джордано), Каварадосси, Рудольф, Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Маурицио ("Адриенна. Лекуврер" Чилеа),Альфред, Радамес. Герцог; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Хозе; Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Надир ("Искатели жемчуга" Визе) и др.

Соч.: Le confidenze, Roma, 1942; на англ. яз. The me-moirs of В. Gigli, L., 1957.

I Лит.: R o sue г R., В. Gili und die Kunst des Bei canto, W., 1930; Rensis R. de, 11 cantore del popolo B. Gigli, Roma, 1934, на нем. яз., Munch., 1936; G а г a E Gigli tra pubblico e critica, "Misica d'oggi", Milano, 1958. 1 (Genn;)- Bc. Г., Св. Г\

ДЖИЛЬИ (Gigli), Джироламо (14.Х. 1660-4.1. 1722)-итальянский драматург, поэт и филолог. Профессор литературы в Сиенском ун-те. По своему мировоззрению и лит.-эстетич. взглядам близок к ранним итал. просветителям. В первый период своего творчества (1684-1704) писал пьесы в духе итало-исп. трагикомедий 17 в. - "Дон Кихот, или Один безумец врачует другого" (изд. 1698). Во 2-й период Д. обращается к драматургии франц. классицизма. Он перерабатывает комедии Расина ("Сутяги, или Безумный судья", изд. 1704), Мольера ("Плутни Скапена", изд. 1752). В комедии "Дон Пилоне, или Притворный ханжа" (изд. 1711)- переработка "Тартюфа" - Д. создал яркий сатирич. образ лицемера-иезуита. Исполнение этой комедии (впервые в исполнении Д. и его друзей) вызвало протест религиозных кругов. Обличению ханжества, скупости посв. также и комедия "Сестрица дона Пилоне" (1712, Сиенская академия). Перерабатывая франц. комедии, Д. нередко вводил в них элементы итал. нар. т-ра. "Сестрица дона Пилоне" была пост. труппами А. Д. Брагальи (1926, "Т-р Независимых", Рим) и П. Т. Сенезе (1954, Сиена).

Соч.: Opere, v. 1-3, Siena, 1797-98.

Лит.: Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939. р

ДЖИМЙЕВ, Георгий Савельевич [18(31).XII. 1906 - 25. IX. 1944] - осетинский советский драматург и писатель. Работал в кино в Ашхабаде и Баку как актер, ассистент режиссера и автор киносценариев, в т. ч. "Две эпохи",- о социалистич. строительстве в Сев. Осетии. В 1934 написал (на основе сценария "Две эпохи") пьесу "Дружба врагов" (Рус. т-р, г. Орджоникидзе). Писал гл. обр. для Осетинского т-ра (г. Орджоникидзе). Здесь были пост. комедии Д."Свадьба" (1936) о колх. строительстве, новых взаимоотношениях в осетинской деревне, "Новая невестка", "Боевые дни, или Герой Советского Союза" (1941), героич. драма "Ч„рный туман" (1944) о борьбе осетинского народа против фашистских оккупантов. М. Лит

ДЖИРАЛЬДИ ЧЙНТИО, Чинцио (Giraldi Cm-tio), Джамбаттиста (1504-73) -итальянский писатель, драматург, теоретик литературы. В трактате "Рассуждение о сочинении трагедий и комедий" (1543) декларировал свою приверженность поэтич. нормам Аристотеля, но стремился приспособить их к запросам совр. ему итал. зрителей, считая, что наиболее близки им кровавые трагедии Сенеки. Испытывая влияние контрреформации, Д. Ч. считал, что иск-во призвано обратить человечество к католицизму. Драматургия Д. Ч. оказала влияние на формирование итал. класси-цистской трагедии, он стремился сделать свои пьесы сценичными, ограничил роль хора, нек-рые трагедии имели благополучный конец. Д. Ч. написал первую итал. классицистскую трагедию "Орбекка" (пост. Д. Ч. в его доме в 1541 для феррарского герцога), изобиловавшую кровавыми убийствами, изображением извращ„нной жестокости, а также трагедии "Дидона" (1542), "Клеопатра" (1543), "Альтила" и др., пасторальную драму "Эгле" (1545).

rMTs: venezia' 1881; Discorsit a cura E- cameЛит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Гаспари А.. История итальянской литературы, М., 1897. Р. X.

ДЖИРО, Дж.-- см. Жиро, Дж.

ДЖбКОВИЧ (Dokovic), Милан (р. 1908) - югославский драматург. Написал пьесы: "Согласие дом строит" (1934), "Вода с гор" (1945), "В среду пятница" (1952), "Карточный домик", "Любовь-вс„" (совм. с Р. Плаовичем) и др. Д.- переводчик пьес М. Горького, книги К. С- Станиславского "Моя жизнь в искусстве". С 1947-директор и режиссер драмы Нар. т-ра в Белграде. Пост. спектакли: "Станое Главаш" Якши-на, "Перекр„сток" (пьеса Д.), "Отелло"; "Три месяца тюрьмы" Вильдрака и др. Аг. М.

"ДЖОКОНДА" ("Gioconda")-onepa А. Понкьслли, либр. А. Бойто по драме В. Гюго "Анджело". Пост. 8 апр. 1876, Милан, т-р "Ла Скала". Пост. мн. т-рами мира, в т. ч. Сантьяго, Чили (1882, на итал. яз.), Барселона (1883, на итал. яз.), Лондон (1883, на итал. яз.), Будапешт (1883, 1930), Нью-Йорк (1883, на итал. яз.; 1913), Вена (1884, на итал. яз.; 1885), Загреб (1884), Буэнос-Айрес (1884, на итал. яз.). Прага (1884, на нем. яз.), Варшава (1884), Рио-де-Жанейро (1885, на итал. яз.), Мехико (1885, на итал. яз.), Лисабон (1886, на итал. яз.), Брюссель (1887, 1939), Берлин (1889), Бухарест (1889, на итал. яз.; 1921), Стокгольм (1892), Рига (1893, на нем. яз,; 1928), Хельсинки (1897, на итал. яз.;

1927); Женева (1902), Гаага (1905, на итал.яз.), Каунас (1929), София (1"934), Любляна (1938). Впервые в России пост, итал. труппой в 1883 в Москве. На рус. яз. пост. 13 февр. 1907, Большой т-р (пер. Лишина; дириж„р Ф„доров, реж. Василевский, худ. Внуков; Энцо - Южин, Барнаба - Грызунов, Джоконда - Салина, Слепая - Звягина, Лаура - Подольская, Альвизо - Петров).

На сов. сцене пост. 7 июня 1956, Ленингр Малый оперный т-р (пер, Левика; дириж„р Дониях, реж. Лапиров, худ. Ле-щинский, хормейстеры Лебедев, Шапиро, балетм. Исаев;

Джоконда - Богданова, Энцо - Довенман, Барнаба - Ольшевский, Слепая - Лелива, Альвизо - Морозов, Лаура - Ступальская). Саратовский т-р оперы и балета (1958).

Издания: "Д.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.]; рус. пер. Г. Лишина, М., Юргенсон, [1886]. //. Гр.

ДЖОЛЫМБ‚ТОВА, Тарбия (р. 15.III. 1917) - каракалпакская советская актриса. Нар. арт. Кара-Калпакской АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1957. По национальности казашка. В 1934 была принята в состав вновь организованного Кара-Калпак-ского т-ра. В 1936-39 училась в каракалпакской студии ГИТИСа. С 1939 - актриса т-ра им. Станиславского (г. Нукус). Играет в драм. и муз. спектаклях.

Роли: Санем ("Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзае-ва), Назигуль, Шмирбике ("Айгульи Абат", "Равшан" Аймур-заева),Гульджамал ("Бахыт" Ходжаниязова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Людмила ("Васса Железнова" Горького), Анна Андреевна ("Ревизор" Гоголя), Любовь Гордеевна ("Бедность не порок" Островского), Зербинетта ("Проделки Скапена") и др. Т. Б.

"ДЖОННИ НАИГРЫВАЕТ" ("Jonny spielt auf")- опера Э. Кшенека, его же либр., пост. 10 февр. 1927, Лейпциг. Др. пост.: Цюрих (1927, на нем. яз.), Прага (1927, на нем. яз.), Берлин (1927), Вена (1927), Будапешт (1928), Загреб (1928), Любляна (128), Париж (1928), Антверпен

(1928), Хельсинки (1928), Нью-Йорк (1929, на нем. яз.), Рига

(1929), Копенгаген (1930), Варшава (1933).

На сов. сцене пост. 13 нояб. 1928, Ленингр. Малый оперный т-р (пер. Гальперина и Геркена; дириж„р Самосуд, пост. Смолича, худ. Дмитриев, балетм. Вайнонен, Макс - Балашов, Анита - Кузнецова, Джонни - Фрейдков, Ивон-на - Талонкина, Даниэлло - Ольховский). В Москве пост. 15 мая 1929, Муз. т-р им.Немировича-Данченко (рук. пост. Немирович-Данченко, дириж„р Брон, реж. Баратов, худ. Эрдман, балетм. Глан; Макс - Остроумов, Джонни - Саратовский, Анита - Тулубьева, Ивонна - Кемарская, Даниэлло - Павловский).

Издания: "Д. н.", клавир, W.-Lpz., Universal-Edition, [1926J. Я. Гр.

ДЖОНС (Jones), Генри Артур (20.IX. 1851-27.1. 1929) - английский драматург. Сын крестьянина. В 1878 после нескольких неудачных попыток поставить одноактные пьесы и напечатать роман добился в 1878 пост. в провинц. т-ре в Эксетере пьесы "Это всего лишь за углом" (т-р "Ройял"). Первый значит, успех Д.-пьеса "Серебряный король" (совм. с Г. Германом, 1882, т-р "Принсесс"). Плодовитый драматург, Д. заполнил англ. сцену своими пьесами, из к-рых наиболее значительны: "Святые и грешники" (1884), "Танцовщица"

(1891), "Мятежная Сюзанна" (1894), "Торжество ханжей" (1895), "Майкл и его потерянный ангел" (1896), "Лжецы" (1906), "Защита г-'жи Дейн" (1900). Творчество Д. сыграло немалую роль в возрождении реализма в англ. драме конца 19 в. Не порывая с при„мами "хорошо сделанной драмы", используя шаблоны мелодрамы, Д. под влиянием Ибсена ставил в своих пьесах нравственные проблемы и критиковал ханжество "викторианской" буржуазии. Он был одним из ближайших предшественников, а затем соратников Б. Шоу, высоко оценивавшего произв. Д. Пьесы Д. характеризует умелая композиция действия, живость диалога, но его персонажам недоста„т жизненной убедительности, а философия его драм не ид„т дальше поверхностного морализирования. Д.- автор книг "Возрождение английской драмы" ("The renaissanse of the english drama", L., 1895), "Основы национальной драмы" ("The foundations of a national drama", L.. 1913), "Театр идей" ("The theatre of ideas", L., 1915), в к-рых он изложил свои взгляды на драматургию. Соч.: Representative plays, v. 1-4, L., 1926. Лит..'Jones D. A., Life of Н. A. Jones, L., 1930;

S h a w G. В., Our theatres in the nineties, v.1-3, L., 1932; A r-c h e г W., The old drama and the new, L.. 1923, С о r d e 1 1 R. A., H. A. Jones and the modern drama, L., 1932. A. A.

ДЖОНС (Jones), Иниго (15.VII.1573-21.VI. 1652)- англ. архитектор и театральный декоратор. Учился в

Италии, работал в Дании, в 1604-05 состоял художником при дЕоре Якова I в Лондоне и в Оксфорде, где оформлял постановки "масок". Восприняв достижения итал. декораторов эпохи Возрождения, Д. вв„л меняющиеся перспективные декорации и вращающуюся сцену, показывавшие постоянную сценич. конструкцию с разных сторон. Д. принадлежит введение первой в Англии сцены-коробки с аркой и просцениумом. Сохранились созданные Д. эскизы театральных костюмов, они отличаются живописностью и элементами историзма. Декорации Д. предназначались для постановок пьес-"масок" Б. Джонсона, С. Дениела, Т. Хейвуда и др. Драматург Б. Джонсон, поссорившись с Д., высмеял его в комедии "Сказка бочки" (1633).

Соч.: Designs for masques and plays at court, a descriptive catalogue of drawings for scenery and costumes..., Oxf., 1924.

Лит.: G о t с h J. A., Imgo Jones, L., 1928; N j с о 1 1 A., Stuart masques and the renaissance stage, L., [1937]. A. A.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница