Наши партнеры

Выгодно аренда авто иркутск цены в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
шаровые краны

Театральная энциклопедия
(страница 146)


ДЗ‚РУРИ - вид японского театра марионеток. Как самостоятельный жанр Д. сложился в конце 13века на основе героико-драматических рапсодий;

Д. строились на речитативе. Наряду с нар. певцами-сказителями Д. сочиняли также классики японской лит-ры Иноуэ Хари-ма, Тикамацу Монд-заэмон и др. (см. Японский театр}. H. И.

ДЗ‚РУРИ - ГАТА-РИ - актер японского театра, рассказывающий по ходу действия содержание спектакля. Д.-г. также - певец-сказитель, исполнитель дз„рури под аккомпанемент инструментов бива или сямисэн.

Лит.: ? у з л и т а Т о к у т а р о, Ннхон ка„ но тэнкай (Развитие японской песни), Токио, 1931. //. И,

ДЗИБАЛЬДОНЕ (от zibaldone - смесь) - название специальных сборников (гл. обр. рукописных), содержавших образцы текстов из репертуара актеров итал. комедии делъ ар те. В Д. входили разл. остроты, монологи, шутки и др. Другое название Д.- репер-торио (repertorio).

ДЗИДАЙМОНО - вид драмы в японском классическом театре Кабуки и театре Дз„рури. Возник в 17 в. Д. создавались обычно на сюжеты из истории Японии 7-12 вв. Иногда в Д. описывались междоусобицы крупных феодалов и правителей Японии - с„гунов. Наиболее известным автором Д. был Тикамацу Мон-дзаэмон. С конца 18'в. Д. постепенно уступали место бытовым драмам (сэвамоно). Л. Г р.

ДЗИДЗАРИЯ, Кондрат Ф„дорович (1898-1943)- абхазский советский театральный деятель. Один из основоположников нац. т-ра. Будучи педагогом, организовал в 1922 в Сухуме муз.-драм. кружок из своих учеников, ставивший инсценировки абх. песен. Из кружка Д. вышли актеры абх. т-ра (Пачалия, Кабахия, А. и Р. Агрба, Чо-чуа, Касландзия и др.). Этот кружок ставил первые абх. пьесы: "Махаджиры" Чанба, "В глухой старине" Да реалия, "Кучита" Бжания и др. Спектакли сопровождались музыкой. В 1927-34 был художеств. руководителем абх. т-ра. Организовал т. и. "штурмовую колонну", разъезжавшую по районам Абхазии и популяризировавшую идею коллективизации.

Лит.: Л а к e р б а и М., Очерки истории абхазского театрального искусства, Сухуми, 1957. M. Л.

ДЗНЕЛАДЗЕ, Давид (Дуде) Караманович [р. 1(13). XI. 1889] - грузинский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). В 1917-18 и 1924-26 - актер Кутаисского т-ра, в 1920-24 - Батумского т-ра, в 1929-31 - Т-ра им. Марджанишвили. Роли: Килордава ("Вчерашние" Дадиани), Ле-ван Химшиашвили ("Родина" Эристави), Дате ("Измена" Сумбатова-Южина), Арман ("Дама с камелиями" Дюма), Годун ("Разлом"). В 1928 - режиссер Сухумского т-ра. В 1928-53 - директор и гл. режиссер груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). Пост. первую груз. оперетту "Хаджарат" Куртиди (1938). Популяризировал нац. муз. комедию, пост. "Любовь троих" Цагарейшви-ли (1946), "Под небом Тбилиси" Кереселидзе (1947), "Друзья" Лагидзе (1950). Ставил также рус. сов. оперетты ("Трембита" Милютина, 1952, и др.), оперетты Кальмана, Эрве. Снимался в кино. Т. И.

ДЗОРДЗИ (Zorzi), Гульельмо (р. 1.11.1879) - итальянский драматург, кинорежиссер и сценарист. Первая пьеса - комедия "В глубине сердца" (1906, пост. 1910 в Милане труппой Талли). Д. написал пьесы "Трое возлюбленных" (1912, труппа Талли, Болонья), "Чужая жизнь" (1926, труппа Бетроне- Мелато, Болонья), "Вместе с ними" (1947, Рим), "Его сцена" (1955, Флоренция, труппа Калиндри-Цопелли) и др. Комедия "Золотая жила" (1919, труппа И. Грама-тики) сохраняется в репертуаре т-ров Италии до наст. времени. Используя традиц. формы семейно-бытовой драмы, Д. пытался придать сентиментальную поэтичность повседневному мещанскому быту. Разрешение социальных конфликтов он искал в религии, любви родителей к своим детям и т. д. Пьесы Д., построенные на столкновении между чувством и семейным долгом, имели успех у бурж. зрителя.

Лит.: Capasse A., Il realismo intimista di G. Zorzi, "Teatro-Scenario-, 1953, ј 19. ?. \

"ДЗЭНСИНДЗА" (" театр. идущий вперед")-японский театр. Создан в 1931 в Токио по инициативе актеров Каварадзаки Т„дзюро и Накамура Канэмон. Сохраняя традиции нац. классич. т-ра Кабуки, деятели "Д." в то же время стремятся освоить принципы реа-листич. игры, сделать свои спектакли доступными для широких слоев населения. Большое внимание в творч. практике т-ра уделяется изучению опыта сов. т-ра, системы Станиславского. "Д." ставит япон. классич. пьесы на сюжеты из истории Японии - "Сакура Coro" Сэгава Дз„ко (1950), "Бандзуйин Т„бэй" Окамо-то Кидо (1951), "Тайра-но Масакадо" Маяма Сэйка (1960) и др., исполняя их в традиционной манере. Герои этих пьес - отважные борцы за свободу и справедливость. В репертуар включаются произв. зап.-европ. классики - "Отверженные" по Гюго (1946), "Венецианский купец" (1947), "Ромео и Джульетта" (1950), "Проделки Скалена" (1951) и др., исполнение к-рых основано на реалистич. принципах. Все пьесы, входящие в репертуар т-ра, исполняют одни и те же актеры. В 1949 в обстановке борьбы против реакции коллектив "Д." вступил в Коммунистич. партию Японии. Среди ведущих актеров "Д." - руководитель труппы Каварадзакн Т„дзюро, Накамура Канэмон,'Каварадзаки Кунитаро. В 1960 т-р гастролировал в КНР.

Лит : Сакамото Токумацу, Дзэнсиндза, Токио, 195.; Дзэнсиндза тюгоку кико, Токио, I960. Л. Г р.

ДИАЛОГ драматический (от греч. ?????? - разговор)-основная и важнейшая форма драматической речи, представляющая собой художественный образ жизненного Д. От Д. в эпосе и лирике драма-тич. Д. отличается обязательной действенностью, что обусловлено самой эстетич. природой драмы. В ходе драматич. Д. каждый из собеседников (или один из них) стремится подчинить другого своей воле, утвердить в его сознании определ„нные мысли, чувства или заставить предпринять определ„нные поступки. "Драматизм состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящиеся, желая приобресть друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души и когда чрез это в споре выказываются их характеры, а конец спора становит их в новые отношения друг к другу, - это уже своего рода драма" (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 62). Внутр. построение драм. Д. характеризуется последовательным развитием и сменой драм. тем, выявляющих конфликтные отношения персонажей. Структура драм. Д. слагается из реплик. Все реплики взаимообусловлены, их смысл и целевая направленность могут быть до конца поняты только в контексте всего Д. и драмы в целом. Особая насыщенность драм. Д. определяется тем, что он по мере действенного разв„ртывания выполняет (наряду с ремаркой) также функции описательные и пояснительные, к-рые в прозе и поэзии осуществляются, как правило, с помощью авторской речи. Специфич. черта драм. Д. то, что он рассчитан на устное воспроизведение, строится по законам устной лит. речи с уч„том интонационных, орфоэпич. и фонетич. моментов.

На протяжении многовековой истории драмы значение Д. в общей структуре пьесы менялось. В античной трагедии и в средневековых мистерии и моралитэ ему отводилось подчин„нное - сравнительно с монологом - место. В ренессансной, классицистской и романтич. трагедии "сосуществовали" на равных основаниях монолог и Д. В комедии Д. всегда являлся доминирующей формой драм. речи. В реалистич.драматургии Д. получил преобладающее место.

Лит.: Баранник Д., Гай Г., Драматичний Д1'а-лог, ????, 1961; Балухатый С., Проблемы драматургического анализа, Л., 1927; К н e б e л ь М., Слово в творчестве актера, М-, 1954; Успенский В с-, Заметки о языке драматургии, в кн.: Записки о театре, Л,-М., 1960, с. 119-152. В. С.-П.

"ДИАЛОГ" ("Dialog") - польский литературный ежемесячник. Основан в 1956 в Варшаве. Посвящ„н вопросам совр. драматургии т-ра, кино и радио. В каждом номере "Д." публикуется полный текст нескольких совр. польских и иностр. пьес, значит, место уделяется произв. сов. драматургии. В "Д." имеется также теоретико-публицистич. отдел, в к-р ом помещаются очерки и статьи о совр. драматургии и т-ре. Каждый номер ежемесячника включает обширную зарубежную хронику. Гл. редактор (1962) - А. Тарн. Е. К.

ДИАМАНДОПУЛОС (??????????????), Василис (р. 1920) - греческий актер. Учился в театр. студии при Художеств. т-ре (Афины) под рук. реж. К. Куна, в 1942 дебютировал в этом т-ре в роли Яльмара Эк-даля ("Дикая утка" Ибсена). В 1950-53 и в 1955 входил в состав труппы Нац. т-ра (Афины). В 1953-54 возглавлял собственную труппу. Играл в нац. бытовых комедиях - Ниониос ("Цветок запада" Ксенопу-лоса), в классич. драматургии - шут и Яго ("Король Лир", "Отелло"), Росмер ("Росмерсхольм" Ибсена). Большой психологич. глубиной отмечены сценич. образы Лопахина ("Вишн„вый сад"), Андрея Прозорова ("Три сестры"). Д. играл также в пьесах Л. Пиран-делло, Т. Уильямса, Э. Де Филиппе, Л. Хелман, Дж. Пристли и др. В 1959 создал (совм. сМ. Алкеу) "Неон театрон" (Афины). Д. С.

ДИАМАНТЕ (Diamante), Хуан Баутиста (29.VIH. 1625-2. XI. 1687) - испанский драматург. Последователь П. Кадьдерона. Написал ок. 50 комедий (нек-рые из них в соавторстве с Ф. де Авельянеда, Геварой и др.) и 30 ауто, л оа и интермедий. Большинство из них основано на историч., агиографич. (цер-ковно-историч.) и мифологич. сюжетах. Наибольший интерес представляют историч. комедии Д. "Защитник чести своего отца" - комедия о Сиде, написанная под влиянием пьес Гильена де Кастро и П. Корнеля, "Еврейка из Толедо" и "Королева Мария Стюарт". Комедии Д. были изданы в Мадриде в 1670 и 1674 и ставились гл. обр. при жизни автора.

Лит.: Cotarelo E.. Don Juan Bautista Diamante y sus comedias, Madrid, 1916. ?. ?,

ДИАПАЗОН [от греч. ??? ???? (??????) - через все (струны)] - звуковой объ„м певческого голоса, муз. инструмента, звукоряда, мелодии и т. п. Определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса, инструмента и т. п.

ДЙАС ДЕ МЕНДОСА (Diaz de Mendoza), Фернандо (7.VII.1862-20.X.1930) - испанский артист и театральный деятель. Происходил из аристократич. семьи. Руководитель одной из самых известных театр. трупп

Испании конца 19-нач. 20 вв. Человек большой культуры и разносторонних знаний, Д. де М. посвятил свою жизнь т-ру и пропаганде нац. драматургии" Артистич. деятельность начал в 1895 на сцене "Театро Эс-паньоль" в труппе, к-рой руководила М. Герреро, ставшая вскоре его женой. В 1896 супруги организовали труппу "Герреро - Мендоса", объездившую все города Испании, гастролировавшую в Италии и Франции, в Лат. Америке. В 1929 Д.де М.организовал в

Буэнос-Айресе "Театро Сервантес" (в наст время "Нац. т-р комедии"), к-рыйпоего замыслу должен был стать центром исп. культуры в странах Лат. Америки. Ведущее место в репертуаре труппы "Герреро - Мендоса" занимали Лопе де Вега, ТирсодеМолина, Кальдерон. Большое внимание уделялось совр. исп. драматургии (Эчегарай, Дисента, Е"енавенте, Гимера, бр. Альварес Кинтеро и др.), а также зарубежным авторам. Постоянным местом выступлений труппы был т-р "Прин-сеса" в Мадриде (с 1931-"Т-р Мария Герреро"). Успех труппы, е„ значение в развитии реалистич. традиций исп. т-ра в значит, степени зависели от деятельности Д. де М. как организатора и режиссера. Он вн„с большой вклад в развитие постановочной культуры исп. театра-в оформление спектаклей, костюм, грим, отказался от устарелых при„мов, стремился добиться предельной жизненной достоверности (первым в исп. т-ре начал показывать спектакли при потушенном свете в зрительном зале). Д. де М. воспитал мн. выдающихся деятелей театр. иск-ва Испании 20 в.

Лит. :Diazde.EscovarN.yLasso de la Vega F. de Р., Historia del teatro espanol, Barcelona, 1924. Э.Б.

ДЙАС ДЕ ЭСКОВАР (Diaz de Escovar), Нарсисо (25.VI.1860-3.V.1935) - испанский поэт, драматург и историк театра. Автор комедии из нар. жизни "Мария из Малаги", комедий нравов "Виновник преступления", "То, что не преследуется по закону" и др., историч. драм "Монах и император" и т. д. Д. де Э.- основатель академии декламац. иск-ва в Малаге. Написал совм. с Ф. Ласо де ла Вега "Историю испанского театра" ("Historia del teatro espanol", v. 1-2, Barcelona, 1924), а также ряд работ о т-ре в Малаге, об отд. исп. ант„рах и др.

Соч.: El teatro en Malaga, Malaga, 1896, Comediantes de otros siglos: la bela Amarilis, Madrid, 1931; Comediantes de otros tiempos: Pedro de la Rosa, Madrid, 1932. 3. //.

ДЙАС ДУФОО (Diaz Dufoo), Карлос (4.XII.1861- 5.IX.1941) - мексиканский писатель и драматург. В молодые годы писал одноактные комич. сценки ("О грации", 1885, "Среди соседей", 1885, и др.) Серьёзно занялся драматургией в глубокой старости и завоевал широкую известность как автор пьес, отражающих жизнь Мексики. Пьесы Д. Д. заняли важное место в репертуаре т-ра. Автор комедий "Отец-торговец" (1929, т-р "Идеал", Мехико), "Дальше, позади гор" (1929, там же). В пьесах "Источник Кихота" (1930, там же), "Слова" (1931, т-р "Эсперанса Ирис", Мехико), "Начальница" (1931, т-р В. Фабрегас, Мехико) Д. высмеивает бурж. круги Мексики. Пост. комедии "Тень бабочки" (соч. 1937) была запрещена правительством.

Лит.: U s i g 1 i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932;

Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico. 1940. К). П.

ДИБАРБОРА (Dibarbora), Франтишек (р. 19.XI. 1916) - чехословацкий актер. В 1934 поступил в Муз.-драматич. академию (класс Я. Бородача) и тогда же принят в Словацкий нац. театр (Братислава), где играл одновременно в чешской и словацкой труппах. В 1938 выступал в Нац т-ре в Праге. Вернувшись в Братиславу, играл в драматич. спектаклях и в опереттах, режиссировал оперные спектакли. После освобождения Словакии и создания в Братиславе Новой сцены (1946) Д. стал одним из самых видных актеров этого т-ра. В 1948 снова вступил в труппу Словацкого нац. т-ра. Создал яркие характерные и комедийные образы: Колмистр ("Встанут новые бойцы" по А. За-потоцкому), Воцилка ("Волынщик из Стракониц" Тыла), Сипатый ("Оптимистическая трагедия"), Лап-ченко ("Иркутская история" Арбузова) и др. Л\ Сол.

ДЙБДИН (Dibdin), Чарлз (март 1745-25. VII. 1814) - английский композитор. В 1762-75 выступал как певец в лондонских т-рах "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн". С 19 лет приобр„л популярность своп-ми произв. для сцены (текст мн. из них принадлежит Д.). В 1796 Д. организовал в Лондоне небольшой т-р "Сан-Суси", к-рым руководил до 1805. В этом т-ре ? в т-ре "Лицеум" Д. часто выступал ст. н. "тейбл-энтер-тейнментс" - своеобразными эстрадными спектаклями одного актера, включавшими муз. и драм. номера, сочин„нные самим Д.

Оперы: "Любовь в городе" (1767, "Ковент-Гарден"), "Лио-нель и Кларисса" (1768, там же), "Висячий замок" (1768, "ДРУРИ-Лейн"), "Завербованный сержант" (1771, т-р "Рейн-лаф-хаус"), "Лодочник" (1774, г-р "Хеймаркет"), ."Квакер" (1775, "Друрн-Лейн"). "Бедный Вулкан" (1778, "Ковент-Гарден"), "Арлекин-франкмасон" (1780, там же), "Счастье охотника" (1786, "Сэдлерс-Уэллс") и др.

Соч.: A complete history of the English stage, L., 1797; то же, ?. 1-5, L., 1880; Professional and literary memoirs of Ch. Dibdin, L., 1956

Лит.: Hogarth G , Memoir of Ch. Dibdin, L., 1842;

Dibdin E. R., A Charles Dibdin bibliography, Liverpool, 1937; F o r si i h G., The Sans-Souci Theatre, "Theatre-Notebook", 1950, Jan.-Mar. Be" T,

ДИВЕРТИСМЕНТ (франц. divertissement- увеселе ние, развлечение) - форма театрального представления. 1) Вставные, преим вокально-хореографич. номера в драматич. спектаклях 17-18 вв. Д. исполнялись между отдельными актами осн пьесы и обычно с нею непосредственно связаны не были 2) Программа из номеров разл. жанров (пение, музыка, танцы, сценки и пр.), показывавшаяся в качестве заключительного представления в драматическом т-ре по окончании основной пьесы. Д. получили распространение с 17 в. Л. Шн.

ДИДАСКАЛИИ (греч. ед. ч. ??????????, букв.-обучение) - в древнегреческом театре протоколы постановок и драматических состязаний. Представляли собой надписи на мраморных плитах. Д. содержали имена драматургов и протагонистов (первых актеров), названия поставленных пьес и результаты состязаний. Нек-рые выписки из Д., осуществл„нные Аристотелем и уч„ными эллинистич. эпохи, дошли в рукописях трагедий и комедий, во введениях и, отчасти, в схолиях к отд. драмам. Эти выписки, а также Д., дошедшие в виде подлинных надписей, представляют большую ценность для изучения истории античной драмы и театр. иск-ва. С. А.

ДИ ДЖАКОМО (Di Giacomo), Сальваторе (12. III. 1860-5.1 V.I 934) - итальянский поэт, прозаик и драматург. Писал гл. обр. на неаполитанском диалекте. Ди Д.- один из крупных представителей реализма в итал. драматургии нач. 20 в. Его творчество сложилось под влиянием неаполит. фольклора и лучших традиций веризма. В своих пьесах "В тюрьме Сан-Франчиско" (1896, "Т-р Сан-Фердинанд о", труппа Стелла), "Месяц Марии" (1898, "Т-р Верди", та же труппа) и др. ДиД. изобразил трагедию нищеты Неаполя. В драме "Ассунта Спина" (1909, "Т-р Нуово", труппа Панталена) Ди Д., по словам А. В. Луначарского, "спл„л с простотой самой жизни трагическое и комическое и достиг потрясающих эффектов без всякого эффектничанья". Пьесы Ди Д. пользовались большой популярностью у современников и шли в крупных городах Италии. "Месяц Марии" и "Ассунта Спина" сохраняются до наст. времени в репертуаре. Написал историю т-ра "Сан-Карлино" (т-р в Неаполе).

С о ч: Opere, ? 1-2, Mil., 1946,

Лит.: Луначарский А. В., Неаполитанский театр. в кн.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 2, M., 1958; Russo L., S. Di Giacomo, Napoli, 1921;

D'Amico S., Il teatro italiano. Mil., fl937j. ?. ?,

ДИДЛО (Didelot), Шарль (Карл) Луи [1767, Сток-" гольм,-7(19). XL1837, Киев] - французский артист балета, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика швед. Королевского т-ра. Начал выступать на сцене с 5-летнего возраста. Учился балетному иск-ву в Париже у Ж. Доберваля и О. Вес-триса. Будучи еще совсем молодым, Д. стал одним из выдающихся танцовщиков своего времени, выступал в Париже, Лондоне и др.городах. В 1801 был приглаш„н в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил до 1829 (с перерывом 1811-16). Здесь он дебютировал пост. балета "Аполлон и Дафна" (1802). В России Д. пост. более 40 балетов, прин„сших ему всеобщее признание. Круг сюжетов, представленных в балетах Д., разнообразен: наряду с анакреонтич. сюжетами ("Зефир и Флора","Амур и Психея" Кавоса, 1804, 1809) он обращается к трагическим сюжетам ("Федра" Кавоса и др., 1825, "Те-зей и Арианна, или Поражение Минотавра", 1817, и "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад", 1821, Ан-тонолини), к историко-романтич. новелле ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа, 1817, "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Сушкова, 1819), к жанровым драмам и комедиям ("Карл и Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820, "Молодая Молочница, или Нисетта и Лука" Антон олини, 1817) и др. Д. стремился углубить драматич. содержательность балета, усилить эмоциональную и психелогич. выразительность образов. Пушкин писал, что "балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной" (Полн. собр. соч., т. 5, 1957, с. 192). Д. инсценировал для балета (раньше оперы и драмы) пушкинского "Кавказского пленника" (муз. Кавоса). Д. был в дружбе с деятелями рус. культуры А. Шаховским, А. Орловским, гр. Ф. Толстым и др. С 1804 Д. возглавлял Петерб. театр. школу, где воспитал плеяду выдающихся танцовщиков и танцовщиц-М. Данилову, А. Истомину, Н. Гольца, А. Лихутину-Люстих, E. Телешову и др.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М , 1958; его же, Мастера балета, (Л.], 1937: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М-, 1940; его же, Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 6; Мундт Н., Биография Карла-Людовика Дидло..., "Репертуар русского театра", СПБ. 1840, т. 1, кн. 3, с 1- 8; Ильин А., Пушкинские балеты, в сб.: Пушкин на сцене Большого театра, М-, 1949; Мовшенсон А. Г. и Слонимский Ю. О., Новое о последних годах деятельности Дидло, в сб.: Театральное наследство, М., 1956, с. 64-94; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Saint-Leon A., La stenochoreographie, ou l'art d'ecrire promptement la danse, P., 1852; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954

"ДИДОНА И ЭНЕЙ" ("Dido and Aeneas") - опера Г. Перселла, либр. Н. Тейта, пост. 1689 (1677?), Лондон. Первая нац. англ. опера. Возобновления в Англии: Лондон (1878, в исполнении Глюковского общества, 1888, в концертном исполнении), Дублин (1895, в концертном исполнении, Университетское об-во), Лондон (1900, Оперное об-во Перселла,

1920 Лига иск-в, 1931, т-р "Сэдлерс-Уэллс", 1941, Новый т-р), Клифтон (1924), Олтон (1926), Глазго (1932 и 1940), Оксфорд (1937). Пост. в др. странах: Нью-Йорк (1924, в концертном исполнении, 1932, 1939, Джульярдская школа музыки, Гамбург (1924, в концертном исполнении), Мюнстер (1926), Париж (1927), Вена (1927), Штутгарт (1927), Базель (1931), Будапешт (1938), Нант (1930, в концертном исполнении), Флоренция (1940).

В Сов. Союзе пост 18 марта 1945, Моск. Дом уч„ных (дириж„р Садовников, Дидона - Островская, Эней-Яновский, Белинда - Сафронова, колдун - Стражевский, колдунья - Грановская, матрос - Казьмин).

Издания: "Д. и Э.", партитура, The work of Henry Purcell, v. 3, L., Novello, Ewer and Co., 1889. ff. Гр.

ДИДРО (Diderot), Дени (5.X.1713, Лангр, - 31.VII. 1784, Париж) - французский философ-материалист, драматург, романист. Один из крупнейших представителей франц. Просвещения. Род. в семье состоятельного ремесленника, учился в иезуитском коллеже в Лангре. Окончил коллегию д'Аркур в Париже. По желанию отца должен был стать священником. Однако, увлекшись математикой и философией, Д. вскоре стал непримиримым борцом против религии и церкви. В 1746 его первое произв. осуждено парламентом на сожжение, а в 1749 он был заключ„н в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Д. возглавил издание

"Энциклопедического словаря наук, искусств и ремесел"(35 тт., 1751-80), вокруг к-рого сплотился весь передовой отряд франц. просветителей. В 1773-74 выезжал в Россию.

Эстетич. воззрения Д. изложены в статье "Прекрасное" в "Энциклопедии", в серии критич. статей о художеств. выставках в Париже, "Парадоксе об актере" и др. Исходя из материалистич. понимания отношения мышления и бытия, Д. рассматривал иск-во как подражание жизни, красоту считал объективной, имеющей ту же основу, что истина в философии. Видел в иск-ве могучее средство пропаганды передовых идей воспитания общества.

Д. выступал с программой коренного обновления франц. т-ра (Беседы о "Побочном сыне", 1757; "О драматической поэзии", 1758; "Размышления о Теренции", 1762). Рассматривая т-р как политич. трибуну и школу воспитания, он резко критиковал кастовую замкнутость привилегированных т-ров Франции, не доступных широким массам третьего сословия. Он смело поставил вопрос об ограниченных возможностях классицизма, к-рый царил на франц. сцене. Д. первый начал борьбу с сословной регламентацией жанров классицизма, выступал против однолинейных и статичных классйцистских характеров, нарочитой абстрактности и бездейственности классицистской драматургии. Д. разработал программу демократизации т-ра, создал новую теорию драматургии. Как и все просветители, Д. не мог выйти за пределы теории жанров, но он обосновал необходимость пересмотра эстетич. и жанровых категорий. Освободив категории трагического и комического от обязательной сословной прикрепл„нности, характерной для классицистской теории иск-ва, он переосмыслил содержание трагедии и комедии, расширил их тематику. Д. стремился к воспроизведению на сцене многообразия жизни и утверждал новый (промежуточный между трагедией и комедией) жанр - мещанской драмы, показывающей людей третьего сословия, "честного буржуа". Подлинной революцией в драматургии явилось учение Д. об "общественных положениях". Он объявил социальный фактор - общественное положение - исходным в характеристике образа, поднял проблему создания типических характеров.

Д. требовал от автора изображения материальной среды, окружающей человека, социально-бытовой конкретности. Вс„ это ломало привычные классицистские каноны драматургии.

В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы: "Побочный сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез") и "Отец семейства" (1758, пост. 1760, Марсель, 1762, т-р "Комеди Франсез"). Действие его драм проходит в среде третьего сословия, они утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели, в них показан новый положит. герой-идеальный пред-ставитель третьего сословия. Драмы Д., проникнутые передовой просветительской идейностью, стали этапом в истории франц. т-ра, но утопичность положит. просветительской программы, несовместимость идеала с реальной практикой "честного буржуа" мешали Д. создавать полнокровные реалистич. образы, герои его пьес отличаются условностью и схематизмом. Стремясь к воспроизведению в драматургии жизненной правды, Д. резко нарушает принципы классицизма. Замена традиционного стиха прозой, приближение текста пьесы к разговорной интонации, точное описание обстановки, костюма, жеста, спец. авторские указания на мизансцены, пантомимич. сцены ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич. выразительности.

По мере приближения бурж. революции и нарастания во Франции потребности в героич. иск-ве Д. начал искать новых путей обновления т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв. иск-ва, насыщенных гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д., как и его великий современник Руссо, мечтал о массовых нар. зрелищах по образцу представлений Др. Греции. Последней пьесой Д. была его реалистич. комедия "Хорош он или дур„н?" (1781).

Большое значение имеют взгляды Д. на актерское иск-во. В 50-60-х гг. он выступал против условной сценич. традиции классицизма, резко критиковал застывшие статуарные мизансцены, напевную декламацию, холодную бездейственность, стремление актеров к внешним эффектам (письма "О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского реализма, Д. призывает к правдивой передаче чувств, психологич. наполненности диалога, естественному и жизненно правдоподобному сценич. поведению актеров. В известном трактате "Парадокс об актере" (1770-73, изд. 1830) Д. призывает к гражданской героике, принимая основные принципы классицизма ("Нужно немного умерить нашу высокопарность, подрезать слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется за рационального, сознательно творящего актера, умеющего подчинить чувства разуму, восхищается "актером с холодным умом". Стремление Д. сохранить героич. приподнятость класси-цистского сценич. иск-ва непосредственно подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг.

В историю мировой театр. культуры Д. входит как величайший теоретик просветительского реализма, основоположник реалистич. драматургии. Его драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом пользовалась драма "Отец семейства", перевед„нная на нем., англ., голл. и др. языки и пост. в разл. странах Европы. В России первый перевод "Побочного сына" опубл. в 1766, "Отца семейства"- в 1765 (пост. в Москве, Т-р на Красном пруду, 1763).

Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M. Tourneaux, t. 1-20, P., 1875-1877; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л-, 1936; Избр. произведения, Мт-Л' 1951; Побочный сын, Отец семейства, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере, Л.-М., 1938.

Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; е г о же. Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924;

Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М." 1957; Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М., 196.1; Державин К., Дени Дидро (вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951;

Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т., Д. Дидро, Л.-М., 1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.

ДЙДУР (Didur), Адам (24.XII.1874, д. Воля-Сенко-ва близ г. Санок, - 7.1.1946, Катовице) - польский артист оперы (высокий бас). Пению обучался с 1892 у В. Высоцкого во Львове, затем в Милане у Эмериха. Впервые выступил на сцене Варшавской оперы в 1894, после чего пел в Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и др. городах Юж. Америки, в Лондоне, Милане, Мадриде и др. городах Европы. В 1899-1903 выступал в оперных т-рах Варшавы и Львова, после 1903 - в Мариинском т-ре (Петербург) и с

1907-в Нью-Йорке; в

1908-29 Д.-солист т-ра "Метрополитен-опера". Д. обладал голосом широкого диапазона; в его исполнении экспрессия, сила звучания сочетались с прозрачностью красок; добивался точности и выразительности вок.-сценич. исполнения. Пел на итал., нем., франц., англ., рус. языках. Был выдающимся певцом и актером своего времени. В 1939 Д. был дириж„ром Львовской оперы. В 1945 преподавал в консерватории в Катовице.

Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Кецал ("Проданная невеста"). Мельник, Борис Годунов; царь Додон ("Золотой петушок"), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини), Дулькамара ("Любовный напиток" Доницетти), Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Мефистофель (о.п. Бойто и "Фауст"), Скарпиа ("Тоска'), Генрих, Вотан ("Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера), Дон Базилио.

Вс. Т.. Л. Коз. ДЙЕС (Diez), Матильда (27.П.1818-16.1.1883) - испанская актриса. Играла на сцене с 9 лет. Гастролировала по городам Испании. С 1834-в Мадриде в т-ре "Принсипе". Была одной из самых популярных актрис в стране. Обладала выразит, мимикой, пластичностью, звучным и мягким голосом, бурный темперамент сочетался у Д. с лиричностью. Среди ролей Д.: Кристина ("Кристина, или Пятнадцатилетняя королева" Гальего), написанная для Д., Пресиосилья ,("Дон Альваро" Сааведры), Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Адриенна Лекуврер (о. п. Скриба и Легуве). В 1875 покинула сцену, преподавала декламацию в Мадридской консерватории.

Лит.: S a i n z de Robles F. С" El teatro espanol, historia y antologia desde sus origenes hasta el siglo XIX, v. VI, Madrid. 1942-43, с. 1247.

ДЙЕС БАРРОСО (Diez Barroso), Виктор Мануэль (1.1.1890-30.VIII.1936) - мексиканский драматург. Лит. деятельность начал в 20-х гг. Написал пьесы (на исп. яз.) "Страсти повелевают" (1925, т-р "Вирхи-нии Фабрегас", Мехико), "Победи самого себя" (1925, там же), "Он и его тело" (1934, там же), способствовавшие развитию мекс. т-ра. Написал ряд комедий, рисующих быт Мексики. Д. Б. принял участие в организации в 30-х гг. прогрессивных т-ров-, получивших название экспериментальных, - "Улисес", "Ориен-тасьон", "Эсколарес дель театро", "Театро де Аора" и др., в к-рых ставились его пьесы.

Лит.: Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940. . f0 /7

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница