Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей в барнауле без водителя цена в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 147)


ДИЖОНСКАЯ ИНФАНТЕРИЯ (Infanterie dijon naise) - французское любительское театральное объединение. Создано в конце 15 в. в Дижоне (б. столица герцогства Бургундии). Д. и. объединяла преим. представителей городских ремесленников, торговцев и т. д.; в не„ входили также правительственные чиновники и аристократы (всего - ок. 500 членов). Несколько раз в году, в праздники или по случаю какого-нибудь торжеств, события, Д. и. устраивала театрализованное шествие пышно декорированных колесниц и повозок, на к-рых находились участники объединения. Они были одеты в богатые костюмы с красными, зел„ными и ж„лтыми полосами (цвета Д. и.), на голове имели 3-цветные колпаки, украшенные подобием ослиных ушей и петушиного гребня, в руках они держали "дурацкий" жезл. На одной из колесниц или верхом на белом коне следовала "Дурацкая мать" - выборный глава объединения. Процессия останавливалась перед домами крупных чиновников, и е„ участники исполняли диалоги и сценки (часто на простонародном местном диалекте), в к-рых осмеивались различные пороки и проступки - супружеская неверность, взяточничество судейских чиновников и т. д.

Д. и. была запрещена королевским указом после антиправительственного дижонского восстания 1630, но вскоре вновь разрешена. Однако представления Д. и. утратили сатирическую, обличительную направленность и стали средством прославления короля. Во 2-й пол. 17 в. Д. и., оказавшаяся недостаточно послушной власти короля, была окончательно запрещена.

Лит.: Гвоздев А. и Пиотровский А., История европейского театра, М.-Л., 1931, с. 566-68; Petit de Jullevillc L-, Les comedicns en France au moyen age. P., 1885, с. 192-212. Д. Мое.

"ДИКАРКА"-комедия в 4 д.А.Н. Островского и Н.Я. Соловь„ва. Соч. 1879. Пост. 2 нояб. 1879 в Малом т-ре (бенефис Никулиной; Варя - Никулина, Ашметьева - Медведева, Ашметьев - Самарин, Марья Петровна - Ермолова, Зубарев - Н. Музиль, Вершинский - Решимов, Мальков - М. Садовский, Боев - Макшеев); 11 нояб. 1879 - Але-ксандринский т-р (в бенефис Левкеевой; Мавра Денисовна - Левкеева, Варя - Савина, Ашметьева -М. Читау, Ашметьев - Киселевский, Марья Петровна - Дюжикова, Зубарев - Нильский, Вершинский-М. Петипа, Мальков- Сазонов, Боев - Бурдин; во.чобновл. в 1899, Варя - Комис-саржевская). Др. пост. "Д.": Литературно-артистич. кружок, Москва (1879);0хотничий клуб, Москва (1894, Ашметьев - Станиславский); Т-р Корша (1898); Малый (Суворинский) т-р, Петербург (1899; Ашметьев - Далматов, Варя - Домаш„ва). На провинц. сцене "Д." ставилась редко. Одна из первых постановок -Казань (1880-81; антреприза Ко-стровского, реж. Синельников, Марья Петровна - Савина).

На сов. сцене: Ярославский т-р (1919-20), Горьковский т-р (1957), Иркутский т-р (1959).

Издания; Первая публикация "Д.", "Вестник Европы", 1880, ј1;0стровский А. Н., Полное собр. соч., т. 9, М., 1960.

Лат.: 3 о г р а ф Н., Малый театр. М., 1960. А. Шн.

"ДИКАЯ УТКА" ("Vildanden") - Драма в 5 д. г. Ибсена (на норв. яз.). Соч. 1884. Пост. 9 янв. 1885 в Бергенском т-ре (Хедвиг-Б. Хеннинге), затем-в т-рах Христианин, Стокгольма, Копенгагена и мн. др. провинц. городов Скандинавии. В 1891 "Д. у." пост. "Свободный т-р", Париж (пер. А. Эфраима и Г. Линденбурга, реж. Антуан; Верле-Аркийер, Грегерс Верпе-Гран, Яльмар Экдаль - Антуан, Гине -Франс, Хедвиг -м-ль М„рис). "Д. у." ставилась также в Ре-зиденц-театре, Берлин (1883), т-рах Рима (1892), Афин (1893), Лондона (1894) и др. Среди исполнителей роли Ялмара Экдаля - Ф. Миттервурцер, Ж. Питоев и др.

В России "Д. у." пост. впервые нем. труппой Ф. Бока, Петербург (1894). На рус. яз. "Д.у." пост. 19 сент. 1901 МХТ (реж. Станиславский и Санин, худ. Симов; Верле - Вишнев-" ский, Кошеверов, Грегерс Верле - Громов, старик Экдаль- Артем, Грибунин, Яльмар Экдаль - Качалов, Гина - Муратова, Хедвиг - Л. Гельцер, Берта С„рбю - Раевская, Рел-линг - Санин, Молвик - Тихомиров, Михайловский, Гро-берг - Загаров, Петерсон - Баранов, Йенсен - Кашеве-ров, Балле - Бурджалов, Касперсен - Лужский. Флор -

Мейерхольд, Адашев). Из др. дореволюп- пост.: Одесский т-р (1902), "Наш т-р", Петербург (1913) и др.

Из новейших зарубежных пост. "Д. у.": Лондон (1925);

Ин-т Пратт, Нью-Йорк (1956): норвежский передвижной т-р (1958); т-р "Рекамье", Париж (1961).

Издания: Первая публикация "Д. у." на норвежском яз.- Ibsen, Vildanden, Kbh., 1884. Первое рус. изд. под назв. "Семейство Экдаль", драма в 5 д. Г. Ибсена, пер. Л. M., M., 1892. Из сов. изд.-Г. Ибсен. Собр. соч., т. 3, M., 1957. - А. Шн.

ДИКИЙ, Алексей Денисович (25.II.1889-1.X. 1955) - русский советский режиссер и актер, hap. арт. СССР (1949). Профессор. Род. в Екатеринославе (Днепропетровск). С раннего детства увлекался т-ром. Сестра Дикого - M. Д. Дикова - известная украинская актриса, е„ муж - актер, режиссер и театральный деятель А. Л. Суходольский, держал труппу в Харькове. Первые театральные впечатления Д.-иск-во замечательных укр. актеров Кропивниц-кого, Саксаганского, Карпен-ко-Карого, Заньковецкой. В 1909 Д. переехал в Москву и поступил в частную театр. школу артистки МХТ С. В. Халютиной, занимался здесь у К. А. Марджанова и В. Л. Мчед слова. В 1910 был принят в МХТ. Учителями Д. стали К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. В 1911 Д. начал выступать на сцене МХТ и его 1-й Студии. Первая роль - Ал„шка ("На дне), 1911), затем Миша ("Провинциалка)) Тургенева), Судебный пристав ("Живой труп"), Баренд ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913). Исполнил также роли Епи-ходова, Львова ("Вишн„вый сад" и "Иванов" Чехова, 1917), Джона Пирибингля ("Сверчок на печи" Диккенса, 1919), Молчанова ("Расточитель" Лескова, 1924). В 1912 Д. пост. на Пречистенских курсах для рабочих одноактные пьесы Чехова, затем пьесу "Зел„ный попугай" Шницлера в Шаляпинской студии (1922), оперы "Степан Разин" Триедина (1925) и "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1927) в Большом т-ре, спектакли "Пиноккио" по Коллоди в Детском т-ре, "Клад" Шолом Алейхема и "Корона Давида" Кальдерона в еврейской студии "Габима" в Палестине. В 1929 Д. принял участие в постановке первого сов. балета "Красный мак" (режиссер-консультант, разработка либретто; по предложению Д. в балет введ„н широко известный матросский танец "Яблочко"). Одна из наиболее значит, работ Д.- постановка на сцене МХАТа 2-го спектакля "Блоха" Замятина (по Лескову, худ. Б. M. Кустодиев, 1925). Осуществл„нный в стиле озорной, вес„лой народной игры, балаганной буффонады, этот спектакль поражал смелостью решения, богатством фантазии, взволнованностью и любовью к рус. умельцу Левше, к рус. земле. В "Блохе" Д. с великолепным мастерством и размахом играл роль казака Платова. ("Я ужасно любил эту роль, - писал Д.,- и играл е„ всегда с удовольствием"). В 1928 Д. уш„л из МХАТа 2-го. В том же году поставил в Московском театре Революции ярко театральный, глубоко реалистич. спектакль "Человек с портфелем" Файко (1-я пост. этой пьесы). В 1930 создал героико-революц. спектакль "Первая Конная" Вишневского (Ленингр. гос. нар. дом), отличавшийся огромным темпераментом, революц. страстностью. В 1931 Д. основал студию (см. Дикого студия); пост. здесь "Интермедии" Сервантеса, осуществил свою выдающуюся режиссерско-педагогич. работу - спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову, поднимавшийся до масштаба народной трагедии. В 1932-36 Д. руководил Т-ром им. ВЦСПС; здесь пост. спектакли:

"Матросы из Каттаро" Вольфа (1932), "Девушки нашей страны" Микитенко и "Вздор" Финна (1933), "Глубокая провинция" Светлова (1935) - один из самых поэтич. спектаклей Д. Среди работ Д. также:

"Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1936) и "Мещане" (1946) в Малом т-ре, "Большой день" Киршона (1937), "Пушкинский спектакль" ("Скупой рыцарь" и "Каменный гость", 1936) и "Мещане" (1937) в Ленингр. Большом драм. т-ре. Последняя режиссерская работа Д. - "Тени" Салтыкова-Щедрина (Моск. т-р им. Пушкина, 1953) - спектакль тончайшего режиссерского мастерства, разящей силы смеха, значит, актерских удач. Современность, злободневность иск-ва Д., огромное мастерство отч„тливо проявились в одной из его последних актерских работ - в роли генерала Горлова ("Фронт", Т-р им. Вахтангова, 1942). Сделав образ Горлова собирательным, глубоко вскрыв опасность "горловщины", Д. созДал в то же время живой, индивидуальный, своеобразный характер цельного талантливого человека. Самоуверенность, отрицание всяких авторитетов сочетались в образе Горлова с самобытностью, человеческим обаянием. К числу значительных актерских работ Д. относится также роль Матиаса Клаузена ("Перед заходом солнца" Гауптмана, Т-р им. Вахтангова), сыгранная им с большой философской глубиной.

Д. принадлежит к числу тех выдающихся режиссеров-новаторов, к-рые обеспечили в 20-30-х гг. расцвет сов. т-ра. В работах Д., неожиданных и ярких по сценич. облику, отмеченных буйством красок, изобретательностью и озорством, всегда угадывалась тем не менее ж„сткая основа логики, глубокая правда человеческих чувств. Д. не признавал иск-ва внешне достоверного, передающего жизнь иллюстративно без типизации и без сгущения. Но образность на сцене он подчинял всегда законам жанра драматич. произведения. Д. искал для каждой пьесы то единственное решение, к-рое выражает е„ жанровую определ„нность, делает максимально выпуклой, действенной е„ идею.

Д. снимался в кино: Кеденек ("Восстание рыбаков"), Кутузов ("Кутузов", 1943), Нахимов ("Адмирал Нахимов", 1947; за исполнение этой роли Д. была присуждена 1-я премия на Междунар. кинофестивале в Венеции), Гос. пр. СССР [1946, 1947, 1949 (дважды), 1950].

Большую ценность представляет лит. наследие Д. Ему принадлежит книга "Повесть о театральной юности" (М., 1957), многочисленные статьи по театру.

Лит.: Марголин С., Алексей Дикий, "Театр и драматургия", 1935, .Nt' 5.с. 20-23; М е н г л е т Г., С о л ю с О., Алексей Дикий, "Театральная жизнь", 1959, ј 17, с. 12- 14, ј 18, с 16-18. Г.М., З.Вл.

ДИККЕНС (Dickens), Чарлз (7.II.1812-9.VI. 1870) - английский писатель. Творчество Д. относится к периоду, когда в англ. т-ре совершался медленный переход от классицизма к совр. драме (Шоу, Уайльд и др.). На протяжении этого периода в англ. драматургии осн. сценич. жанром была мелодрама. Д. написал для сцены мелодрама-тич. пьесы "Деревенские кокетки" (1836), "Жена ли юна ему, или Нечто невероятное" (1837), "Ламповщик" (впервые опубл. в 1879). Успехом пользовалась эксцентрич.комедия Д. "Странный джентльмен", написанная на сюжет одного из "Очерков Боза". За исключением "Ламповщика" все пьесы Д. были пост. в т-ре "Сент-Джеймс" в 1836 и 1837. Д. принадлежит автоинсценировка "Больших надежд" (не была пост.). Творчество Д. оказало влияние на англ. т-р. Большинство его произв. было многократно инсценировано и пост. в Англии и за е„ пределами. На сюжеты романов Д. написано неск. опер. В 1851 Д. создал любительский т-р, ставивший классику и пьесы совр. драматургов,- нередко до того, как они попадали на проф. сцену. В этой труппе Д., имевший большое актерское дарование, исполнял в эксцентрич. манере роль судьи Шеллоу ("Виндзорские кумушки"). Д. пользовался известностью также как чтец - исполнитель собственных произв.

Соч.: The plays and poems of Ch.Dickens, v. 1-2, L., 1885. Лит.: N i с о 1 1 A., Twenty-three thousand, "Theater Arts Monthly", 1929, April, c. 287-88; Fawcett F. D., Dickens the dramatist, L., 1952; Английские театральные миниатюры. Вступ. ст. Ю. Ковалева, Л.-М., 1961. f0. К.

ДИКОГО СТУДИЯ - театральный коллектив в Москве, существовавший в 1931-36. Организован реж. А. Д. Диким при участии М. Ф. Андреевой и А. Н. Тихонова (Сереброва). До 1935 назывался театрально-лит. мастерской, в 1935 был переименован в "Театр-студию под рук. Алексея Дикого". В основу воспитания молодого актера студии было положено глубокое изучение литературы. Спектакли Д. с. были отмечены самобытной индивидуальностью А. Д. Дикого, утверждавшего на сцене иск-во яркой красочной театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой психологии. Дикий учил находить для каждого автора, каж- / дои пьесы единственную, неповторимую, предельное убедительную сценич. форму. Первое публичное выступление Д. с.-спектакль "Интермедии" Сервантеса ("Саламанкская пещера", "Ревнивый старик", "Два болтуна", 1935). В дальнейшем т-р показал "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову (1935), "Бедность не порок" (1935). Среди актеров Д. с.- Л. Н. Горячих, Г. П. Менглет, А. В. Миропольская, О. П. Солюс, Г. Д. Степанова, А. Г. Ширшов, О. И. Якунина, С. IL Якушев и др. Г. МА.Шн.

ДИКЦИЯ (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Одна из важных сторон культуры речи. Особенно большое значение Д. имеет в иск-ве театра. См. Речь сценическая.

ДИЛЬБАЗЙ, Амина Паша кызы (р. 26. XII.1919) - азербайджанская советская артистка балета. Нар. арт. Азерб. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1955. Выступает на эстраде, исполняя нар. азерб. танцы ("Иннаби", "Вогзалы мирзеи", "Тураджи") и танцы народов СССР. Пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова танцы в спектаклях "Лейлк и Меджнун", "Аршин мал алан" У. Гаджибекова в азерб. Т-ре муз. комедии "Не та, так эта" Гаджибекова и ряд танцев в азерб", арм., узб. ансамблях. Виртуозная техника, "поющие" руки, особая грация и музыкальность помогают Д. создавать поэтич. образы. Гастролировала в Китае, Ираке, Чехословакии, Африке. Снималась в кино. С 1948 вед„т педагогич. работу в Бакинском хореографич. уч-ще. К. Кае.

ДИМИТРИАДИ, Одиссей Ахиллесович [р. 24.VI (7. VII). 1908] - грузинский советский дириж„р оперы. Нар. арт. СССР (1958). Учился в Тбилисской (1926-30) и Ленинградской (1933-36) консерваториях. С 1937 - дириж„р, с 1952 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (в 1947-52 - также гл. дириж„р Гос. симф. оркестра Груз. ССР). Исполнительское иск-во Д. отличается высокой дириж„рской техникой, тонким артистизмом и темпераментом.

Под рук. Д. осуществлены пост. опер: "Разбойник Како" Андриашвили (1940), "Абесалом и Этери" Палиашвили (1953), "Беруца" Кереселидзе (1956), "Невеста севера" Торадзе (1958), "Пиковая дама" (1937); "Богдан Хмельницкий" Дань-кевича (1954), "Богема", "Чио-Чио-сан", "Тоска" (1945-56); балетов: "Отелло" Мачавариани (1958), "Малтаква" Такта-кишвили(1 938), "Сердце гор" Баланчивадзе (1940) и др. Н.Э.

ДИМЙТРИЕВИЧ (Димитри?еви?), Мила (р.9.1.1877)- сербская актриса. С 90-х гг. 19 в. играла в Загребском т ре.С особым успехом исполняла роли Катюши Мас-ловой ("Воскресение" по Л. Толстому), Лизы ("Живой труп"), Грушеньки ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). В нац. репертуаре с большим успехом играла роль Живки ("Госпожа министерша" Нушича). М. Ник.

ДИМЙТРИЕВИЧ (Димитри?еви?),Миша (7.XI.1854- 17.1.1909) -сербский актер и режиссер. С 16 лет выступал в передвижных труппах, затем - в т-рах Белграда, Нови-Сада, Загреба. Д. был одним из крупнейших актеров Сербии, способствовавшим формированию реа-листич. школы сценич. иск-ва. Крупнейшие достижения Д. были связаны с исполнением ролей в произв. нац. и рус. драматургии; Д. играл в первых пост. в Сербии "Женитьбы" (1897), "Власти тьмы" (1898), "Дяди Вани" (1902), "Мещан" и "На дне" (оба в 1903); боль-шинствоэтих пьес шло в пост. Д. Др. роли: Яго, Фальстаф; Полоний ("Гамлет"), Гарпагон, Арган ("Мнимый больной"). М. Ник.

ДИМИТРОВ, Асен (р. 1894) - болгарский оперный п хоровой дириж„р, педагог и муз.-обществ, деятель. Засл. арт. НРБ. Окончил Пражскую консерваторию (1915). Творч. деятельность начал после 1918. В 1923- 1957 Д.- дириж„р Софийской нар. оперы, руководил пост. опер "Страхил вода" Наумова, "Саламбо" Стоянова и др. С 1930 - руководитель и дириж„р нар. хора "Гусла". С 1924 - преподаватель Софийской муз. академии (в дальнейшем консерватории), с 1949 - профессор. Л. М.

ДИМИТРОВ, Панайот (1882-1930) - болгарский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Учился в Одессе в Муз. школе Рус. муз. об-ва (1903-06). В 1908-10 совершенствовался как певец в Париже. Был одним из первых создателей (1908) и активных участников труппы "Болгарская оперная дружба". Д.-один пз крупнейших болг. певцов нач. 20 в.; обладал красивым, т„плым, мягким по тембру голосом.

Партии: Ленский, Фауст; Рудольф ("Богема"), Еник ("Преданная невеста") и др. Аг. М.

ДИМИТРОВ, Петр (р. 1892) - болгарский актер. Нар. арт. НРБ. Сценич. деятельность начал в провинции. Был руководителем ряда провинц. т-ров, в т. ч. софийского Нар. т-ра, председателем Союза театр.работников. Д.острохарактерный актер, сочетающий в сво„м даровании лирико-драматич. и сатирич. начало.

Роли: Юрталан ("Сноха" Караславова), Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"), Велчо ("Свекровь" Страшимирова), Иордан ("Под игом" Вазова), Дойчин Радионов ("Царская милость" Зидарова) и др. Аг. М.

ДЙМОВ, Иван (р. 14.1.1897) - болгарский актер. Нар. арт. НРБ (1949). В 1915-22 играл в различных провинц. т-рах. С 1923 работает (кроме 1930) в софийском Нар. т-ре. Д. сочетает в своей игре высокую интеллектуальность и стихийность чувств, нервный темперамент и искренность. Играет комедийные, лирич., характерно-бытовые и трагедийные роли. Роли: Гунчо ("Албена" Йопко-ва), Гамлет, Бенедикт, Хлестаков, Чацкий; Протасов ("Живой труп"), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Платон Кречет; Воропаев ("Счастье" Павленко), Джон Проктор ("Салемские колдуньи" Миллера) и др. С 1931 снимается в кино. Аг. М. ДЙМОВА, Мария (28. XII. 1901 - 10.IX.1944) - болгарская артистка балета, балетмейстер. Училась у М. Вигман в Дрездене (1923-24), позднее-у А. Дункан в Париже (1925-27). В 1936 вернулась в Болгарию. Выступала с исполнением нар. болг. танцев, одновременно работала как балетмейстер. Пост на сцене

Софийского т-ра оперы и балета ряд балетных композиций: "Сказка" и "Тракия" Стайнова (1943) "Герман" Кутева (1943). Д. пост. балет "Нестинарка" Големинова (1942), определивший становление нац. болг. балета.

Лит.: "Изкуство", С., 1946, .\о 7-г-8; Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950. Аг. М.

ДЙМОВИЧ (Dimovic), Джуро (р. 1873) - югославский (хорватский) драматург. Лит. деятельность начал в 1899. Д.- автор драм, написанных по мотивам нар. песен и новелл: "Дел„ж Якшича" (1913), "Воевода Момчило" (1918), "Королевич Марко" (1919), "Симеон Неманя" (1940) и др. Аг. М.

ДЙМЧЕВА, Йорданка (р. 1924) - болгарская артистка оперы (меццо-сопрано). Работала в хоре болг. Радиокомитета. С 1950 - артистка Софийской нар. оперы (в 1954-55 стажировалась в Большом т-ре СССР).

Партии: Теоктиста ("Ивайло" Големинова), Благун) ("Цвета" Атанасова), Марфа ("Хованщина"), Амнерис; Азу-чена ("Трубадур"), Далила ("Самсоп и Далила" Сен-Санса) и ДР- Л. М.

ДЙНГЕЛЬШТЕДТ (Dingelstedt), Франц фон (30. VI.1814-15. V. 1881) - немецкий писатель, драматург, режиссер, театральный деятель. Был журналистом, учителем. В 1846 начал работать в придворном т-ре в Штутгарте, для к-рого написал многочисл. прологи, пьесу "Дом Барневельдт" (1850). С 1851 руководил придворным т-ром в Мюнхене, где пост. спектакли: "Клавиго" Г„те, "Мессинская невеста", "Мария Стюарт", "Коварство и любовь" Шиллера, "Минна фон Барнхельм", "Эмилия Га-лотти" Лессинга и др. В этих спектаклях принимали участие крупнейшие нем. актеры того времени. В 1857 возглавил придворный Веймарский т-р, где осуществил пост. пьес

Шекспира: "Генрих II", "Генрих 1\ ", "Ричард Hi", "Антоний и Клеопатра", "Сон в летнюю ночь" и др. С 1867 Д.- директор оперного т-ра, с 1870 до конца жизни - директор "Бургтеатра" в Вене. Пост. здесь: "Г„ц фон Берлихинген" Г„те, "Кетхен из Хейльбронна" Клей-ста, "Еврейка из Толедо" Грильпарцера и др. Деятельность Д. имела важное значение для нем. и австр. т-ра 19 в.; он стремился ставить лучшие произв. нац. драматургии, боролся с рутиной в сценнч. иск-ве, добивался единства постановочного замысла, к-рому подчинял декоративные и муз. эффекты, являясь в этом отношении предшественником мейнингенцев. Однако в постановках Д. зрелищное начало преобладало над раскрытием идейного содержания пьесы, глубиной сценич. образов, он переносил в т-р при„мы историч. живописи салонно-академич. школы П. Кор-нелиуса и К. Пилоти.

Соч.: Sammtliche Werke, Bd i-12, В., 1877-78 (Bd 9- 12. Theater).

Лит.: Ronneke R., Dingelstedt's Wirksamkeit am Weimarer Hoftheater. Diss., Greifswald, 1912; S t i e p k a A., Franz Dingelstedt als Director des Hofburtheaters, W., 1949;

Martersteip M., Das deutsche Theater im neunzehnten Jahrhundert, Lpz., 1904, с. 431-42.

ДИН ГО-СЯНЬ (р. 1909) - китайская актриса. С 7 лет обучалась в актерской школе. С 11 лет начала выступать на сцене в Тяньцзине, исполняя роли амплуа сяошэн (молодой герой) и лао-шэн (старик). Д. Г.-с. выступала во мн. амплуа театр. формы "шаньси банцзы", играя гл. обр, мужские роли, в т. ч.: Лодочник ("Осенняя река"), Чжу Гун-юань ("Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай"), Цюй Юань (о. п. Го Мо-жо). Актриса обладает выразительным, низким голосом. В своих сценич. работах Д. Г.-с. стремится углубить психологич. характеристику героев, 3. В.

ЛИНЕЙКА, Викторас (р. 1. I. 1900) - литовский актер, режиссер. Учился в драм. студии Ю. Вайчкуса (1916, Петербург), участвовал в спектаклях этой студии в 1947-18. С 1918 - актер Вильнюсского т-ра, с 1920 работал в Каунасе (т-р об-ва/"Творцов искусства"). В 1922-44 - актер и режиссер, в 1944-49 - гл. режиссер Каунасского т-ра. Играл комедийные, харак-теоные роли, а также роли неврастеников: Скольцовас ("Зять" К реве), Сакалас ("Новые люди" Вайчюнаса), Хлестаков; Белогубов ("Доходное место"), Эйгчек ("Двенадцатая ночь") и др. Пост. "Разлом" (1940), "Большой базар" Чюрлионене; "Русский вопрос" (1946) и др. Один из создателей эстрадного т-ра "Дзим-дзи-Дримадзи" (1924) и эстрадной труппы "Вес„лые братья" (1926). Выступал как конферансье. С 1949 работает в кино. В. М.

ДИНУЛОВИЧ (?????????), Предраг (р. 1917) - югославский (сербский) режиссер, театральный деятель. Окончил Муз. академию в Белграде. Сценич. деятельность начал в передвижных т-рах. В 1945-49 был режиссером, затем директором Нар. т-ра в Нише, в 1949-51 - режиссером Нар. т-ра в Белграде. С 1951 - директор и художеств. руководитель Белградского драм. т-ра. Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия"; "Пигмалион" Шоу, "Салемские колдуньи" и "Смерть коммивояжера" Миллера, и др. А г. М.

ДИОНИС, Вакх (греч. ????????, ?????, лат. Васс?ив), - древнегреческий бог производительных ( сил природы, виноградной лозы, вина и виноделия. Из сельских праздников в честь Д. возникли греч. драма и т-р. Земледельч. культ Д. сопровождался играми и обрядами, содержание к-рых составляли оплакивание страданий и гибели Д. и ликование по поводу его воскресения. Эти игры и обряды отражали первобытные представления об умирающей и оживающей по временам года природе. Из обрядов оплакивания Д. через дифирамбы развилась трагедия. Подобное происхождение имеет сатировская драма. Комедия возникла [по свидетельству Аристотеля (см. "Поэтика", гл. 4)] из вес„лых фаллич. песен, прославлявших весеннее обновление природы. Эти песни, носившие непристойный характер, высмеивали лиц, на-" вл„кших на себя обществ, недовольство.

Д. считался богом-покровителем др.-греч. т-ра, театр. представления происходили только на праздниках Д. (см. Дионисии, Леней). В середине орхестры стоял алтарь Д., актеры называли себя "мастерами Д.". Эта связь греч. т-ра с государственным культом была одной из причин высокого обществ, положения актера в Др. Греции. Выдвинутое философом Ф. Ницше понятие "дионисийского начала" в античной трагедии как иррационалистического "духа музыки", противостоящего "аполлоновскому" принципу пластич. ясности (см. Ницше "Рождение трагедии ив духа музыки", 1871), представляет собой декадентскую модернизацию фактов культурной истории античности. С. А.

ДИОНИСИИ (?? ? ???'?)- религиозные празднества в Др. Греции в честь Диониса. В состав Д. входили дифирамб - торжеств, хоровая песнь, прославлявшая Диониса, и комос - вес„лое шествие поселян, сопровождавшееся задорными песенками, нередко обличит. характера. Исполнение дифирамбов приурочивалось в Афинах к первому дню т. н. Великих Д., справлявшихся в конце марта - начале апреля. Этот праздник вместе с Ленеями (конец января - начало февраля) имел наибольшее значение для истории афинской драмы. В 5 в. до н. э. в состав Великих Д. и Лене-ев включались представления новых произведений драматич. поэтов: тр„х трагиков и тр„х комедиографов. Пост. трагедий на Великих Д. началась в 534 до н. э., комедий- ок. 487 до н. э. Каждый трагик представлял по три трагедии и по одной драме сатиров. У Эсхила 4 пьесы часто были объединены единым сюжетом и составляли т. н. тетралогию; у Софокла и Еврипида внутр. связи между отдельными частями тетралогии обычно не было. Комич. поэты ставили по одной комедии. Драматич. произв. оценивались специальными жюри из представителей афинских фил (административных округов); им присуждались первое, второе и третье места (для трагедии и для комедии отдельно). Кроме Великих Д. и Ленеев, справлялись также Малые (сельские) Д. (декабрь-январь), на к-рых могли быть вторично пост. пьесы, вызвавшие одобрение зрителей на больших празднествах. В 4 в. до н. э. состязанию совр. поэтов предшествовала постановка произв. кого-либо из трагиков 5 в. до н.э.

Лит.: О е ? Ь ? е г Ь., АЩзспе ??8? е, В., 1956. В Я ДИОНИСОВЫ ДЕЙСТВА - см. Дионисии.

ДИОРАМА (от греч. ??? - сквозь и ????? - вид, зрелище) в театре - 1) Часть декорационного оформления спектакля: изображение, написанное анилиновыми красками на тонком материале (полотно или бязь) и рассчитанное на просвет (источники света располагаются за Д.). Д. была изобретена в 1822 франц. художником-декоратором Л. Лагером. 2) Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте) вместе с предметным планом (бутафория). Б. Я.

ДИОРДИЕВ, Евгений Яковлевич [р. 7(20).X. 1912) - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Учился в Одесской театр. студии (педагоги Я. А. Варшавский, В. С. Смышляев). Сценич. деятельность начал в 1930 в Одесском т-ре им. Иванова. В 1935-37- актер Тираспольского т-ра, в 1937-40 - Свердловского и областных т-ров Свердловской области. С 1946 - актер и режиссер Алма-Атинского рус. т-ра. Д. играл драматич. и комедийные роли. Мастерство перевоплощения, яркая характерность - отличительные черты дарования Д.

Роли: Астров (1946); Гарри Смит ("Русский вопрос", 1947), Швандя (1951), Городничий (1953); Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Протасов ("Дети солнца", 1956); Платонов (в пьесе Чехова, 1959), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1960).

С нач. 40-х гг занимается режиссерской деятельностью, пост. спектакли: "Па золотом дне" Мамина-Сибиряка (1957), "Фальшивая монета" Горького (1958), "Оптимистическая трагедия" (1960). Снимается в кино. ?

ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (дипломная постановка) - 1) Спектакль, поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в качестве экзаменац. работы для получения диплома со званием режиссера. Выпускники-режиссеры направляются для постановки своих Д. с. в проф. и народные т-ры. 2) Спектакль, в к-ром все роли (или .часть их) исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с квалификацией актера. В Д. с. могут участвовать и выпускники по др. сценич. специальностям ( театр. художники, художники-бутафоры и т. д.). В дореволюц России, где не было спец. режиссерских и художественно-технич. учебных заведений, Д. с, по этим специальностям, естественно, не было, а актерские Д с. обычно сводились к исполнению выпускниками пьес или чаще отрывков из разных пьес на закрытых экзаменац. показах. В СССР Д. с. существуют с 1936 (выпуски Североосетинской и Якутской студий ГИТИСа). Для Д. с. выпускники разрабатывают постановочные планы, к-рые обсуждаются и корректируются на соответствующих кафедрах. Д. с. демонстрируются также на сценах проф. т-ров, Домов культуры, колхозных клубов и пр. Для при„ма каждого Д. с. созда„тся Гос. экзаменац. (аттестационная) комиссия. В Москве периодически проводятся открытые смотры Д.с. с последующим широким обсуждением показанных работ (показы Д. с. высших театр. уч. заведений столицы в 1951, 1953 и др., смотр Д. с. театр. уч. заведений Москвы, Киева, Харькова, Минска, Тбилиси, Еревана в 1958). Анллогиучые смотры проводятся и в др. городах. С 1958 в Москве при ГИТИСе существует специальный Учебный театр. на сцене к-рого студенты-дипломники проходят производственную практику и систематически показывают Д. с. А. Шн.

ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ - орган управления каз„нными (позднее императорскими) театрами в царской России. Дирекция была создана в 1766 по указу Екатерины II как Дирекция петерб. придворных театров; первый директор- И. П. Елагин (1766-79), его преемник - В. И. Бибиков (1779-83). В 1783-86 наз. "Комитет над зрелищами и музыкой" (председатель - А. В. Олсуфьев), в 1786-1806 - снова Дирекция петерб. придворных т-ров. Директора:

С. Ф. Стрекалов (1786-89), П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий (1789-91, параллельно два равноправных директора), кн. Н. Б. Юсупов (1791-99), гр. Н. П. Шереметев (1799), обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин (1799-1819), кн. П. И. Тюфякин (1819-21), А. А. Майков (1821-25), С. С. Остолопов (1825-29). При Нарышкине были осуществлены две реорганизации: 1) в 1806 - учреждение Моск. имп. т-ров с подчинением их Петерб. дирекции, 2) в 1812 - учреждение особого комитета "для разрешения высших театральных вопросов" и переход Дирекции придворных т-ров в его ведение (существовал до 1829). В 1822, при А. А. Майкове, Моск. имп. т-ры были выделены из общей дирекции и переданы в ведение моек. военного генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына (до 1826), а затем в ведение вновь образованного Министерства двора. Директора: Ф. Ф. Кокошкин (1823-31), M. H. Загоскин (1831-42). В 1842 Моск. имп. т-ры снова были подчинены общей дирекции придворных т-ров с переименованием е„ в Д. и. т.; находилась в ведении Министерства имп. двора. Директорами Д. и. т. были кн. С. С. Гагарин (1829-33), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И. Сабуров (1858-62), А. М. Борх (1862-67), С. А. Гедеонов (1867-75), К. К. Кистер (1875-81), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). Вскоре после Февральской революции Д. и. т. была преобразована в Дирекцию гос. т-ров (директор - Ф. Д. Батюшков); существовала до ноября 1917. А. Шн.

ДИРИЖЕР (от франц. diriger - управлять) - лицо, руководящее коллективным исполнением муз. произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), оперным и балетным спектаклем. Д. проводит подготовит, работу с исполнительским коллективом (на репетициях), выступает как его руководитель во время концерта, спектакля, указывая темп, динамич. оттенки, момент вступления тех или иных групп исполнителей или отдельных солистов, воодушевляя и организуя коллектив. Д. определяет художеств. истолкование исполняемого произведения, созда„т ансамбль, добивается технич. стройности исполнения. В 18 в. Д. вок. или инструмент, капеллы, а также оперы наз. капельмейстером. Позднее это название закрепилось гл. обр. за Д. воен. духового оркестра (наз. также военным Д.). Хоровой Д. наз. хормейстером.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница